автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Жизнь и творчество Абдуллы Сура

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Гасымов, Джелал Абил оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Жизнь и творчество Абдуллы Сура'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизнь и творчество Абдуллы Сура"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ имени НИЗАМИ

На правах рукописи ГАСЫЛЮВ ДЖАЛАЛ АБНЛ оглы

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АБДУЛЛЫ СУРА 10. 01. 03 — Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата фнлологнче:ких наук

БАКУ — 1992

Работа выполнена в отделе Азербайджанской литературы нового времени Института литературы им. Низами АН Азербайджана.

Научный руководитель:

— доктор филологических наук Алиев К. И.

Официальные оппоненты:

— доктор филологических наук, профессор Курбанов Ш. Д.

— доктор филологических наук Зейналов А. А.

Ведущая организация — Азербайджанский Государственный Педагогический Университет им. Туси.

Д 004.14.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте литературы им. Низами АН Азербайджана.

Адрес: Баку —370143, пр. Нариманова, 31, Академгородок, Главный корпус, 5-й этаж.

С. диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Азербайджана.

Защита диссертации состоится

часов на заседании Специализированного совета

в

Автореферат разослан « Зс>?>

992 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат филологических наук

ОСМАНЛЫ С. 10.

- J ~

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТА

Актуальности тепы. Азербайджане кия литература с se древней ir богатой кс^оризй характеризуется и комментируется по озо-и?! этапам v периодам в аспекте анализа творчества^ отдельных ее представите лей, втаных точностей. Для ¡пученетя же жнзта и тюрчзс-таа того и ля иного художника. сЕова.в obod очерель^необходякс' глубокое знание особенностей эпохи,в когоруо этот ху|сяник жия п творил. Ибо прежде;чей чте-то дать cno§í¡y народу-,гаддай таорчео-кйя личность очень многое перенимает, заимствует у народа„обчес-жэа.зпохи. '

Безусловйо;изучаиие определенного этана- даератург? ор» нвдь не означает изучения обцзсмвгшо-гояктического положения i« лыс лишь данного эта па. Для цравкяькой оценки эпохи писатеяя пряходится'и первую очередь,«сходить nr ого произведений, таг? хпг речь здесь идет вовсе йй о набюдениях а отнеа@гшжг историк?, яоеофа или re социолога.Еотествекяр,что между атлазо« о среде лепного периода-, сдрдаятгч истериком, и оценкой этого не периода;данной литературоведом,¡местс-я существенные различия,Если историк onjípaertiH„з octiOBHCMjifa исторические факта"и'реальные докучеП'Ш, то гитературозвд дает оцеи::у эпохе, ттоход.<г,в взрвуо очередь-иЗ произведений птсателя,Eos- почегф' глубокое;' всестороннее гау^а'-псе творческой' яичнсстк п се- деятель нес тг сгэтслбстзует нвпое-родственно зыязязнио основных особенностей эпох и, в соторув : >• 41М' vajftiato.Более того.сордаехся аозкояяоеть'ресения у многих . 064га 8ак>ко.чернсствй,тех № игах литературнир проблей,ну^даю-.цкдог з уточнэивз. : - •

2 о?ои сиысле диссертационная работа,пспзячешая кгэия п тасрчсстау врдяого преде хзитеся азчрбаЯдяановзС лтератда Лбдулга Сура (1682-1912),представляет актуальность преядь всего в свете исследования связанного с е:'о тгнеи яятер-дгурного этапа и выяснения ряда вопросов аасрбайдканскоГ; гс-торкн.

Изучение ы'зяи '< 'ДсрчеотБа Абд;-лж Сура n.,;ryti.'-h;io ц^та

4 ор-.()-,роьан:м нового взгляда на ;литсоат;'ру кг аса ЛГУ-ягчилэ Х7 feiicE.B силу слонныплся обстоятельств,на протяпеч'.'ч дгйюльйп-го япемсл» иьучекнг творчества ¡з:удоннг::ов , подпбга-'г Л.Цупу.и? придавалось.дояькегс зн'дЦ8няяД|аряду со инсглаи его сг>б{гз?£Г.:!з

по перу®„Абдулла Сур стал жертвой отнюдь не научного отношения, оложпвиегосп в ЗС-е годы. Как известно,в тот период произведения десяткп прогрессивных пиостолей,обвиненных в национализме в пантюркизме', пытались на полках архивов. В этой счазле изучение творчества Абдуллы Сура, получавшего образование ъ Турции к пропагандировавшего з своих произведениях турецкув литературу. было особенно трудннн»' Одна-о , нео бх одмо признать,что иесяедова-аяе в пьете нового твшаения творчества Абдулиы Сура и подобных ему литературных личностей,сыгравирх особу о роль в тюркологи», йызет крайне вааное значение для худоиестаекной и общественной мысли Азербнйдкана.

Еще один аспект актуальности тепы связан яепосредствек--но с творчеством Абдуялы Сура, Шс его. неизученные до с их пор рассказа, стих и, стать и являются одной из ценише отракиц истории литературы. Их акал?з на уровне соврекенных критериев и литературоведческих требований означает посучение иових результатов, представляющих определенный интерес, для литературной и научной мысли.'

Крайне актуальный представляется и выявление иа примере творчества Абдудяы Сура путей формирования азербайджанского романтизма, определение на основе новых материалов его специфических особенностей ва равней этапе развития. Еще более возрастает актуальность данного иссяедозаття*", ее ли принять ва внимание недостаточную ияучеппосте рокантическопг литературного течения на первичном этапе-в отличие ст пссяедуюадге''- развития«

Всей этим и бит обусловлена необходимость обстоятельного изучения проблемн "Лизвь и творчество- Абдуллн Сура"*,избранной в качестве.твин-кавдодагско?.диссертации.

Предмет в обкакт исследования.'• Предмет-исследования составили к"згь к творчество Аодуялы Сура. ^Гсвязгс атинБаяней-гей задачей,стоявшей перед автором„было вйявлевие произведений писателя в аериодячесхой печати я архивах:.- Именно поэтому били рассмотрены десятки газет и луриагов,выходивших в начале XX века, изучена архива й выявлены расоказы .стихи, литературно-критические и пубч'ицистччеокие статьи, гчеька писателя,катериалы,оцублш»оьак-.и в связя с его смертьв,составившиеобъект исследования.

- 5 -

Кроме того^бнли собрана к по мере надобности использованы, изданные в pas пае годи статьи и очерки,связанные о историей Еоолодовашм А.Сура.- . ' • .

Методологическая основа и метод исследования.'

В своей работе диссертант опирался па достижения современной литературоведческой наук/,труды,не потерявшие своей значимости а актуальности?

В диссертация зспо льэован историко-сравкитвлышй потоп»

Чаль и задачи-исследования.' " ' '

Главная цель исследования заключалась г научной сочетании жизни и творчества видного азербайджанского пиоатозя А.Сура. Для реализации этой цели бал? определены и решены следующие задачи» .

» изучение жизненного пути А.Сура; ......../

- анализ его художественного и публицистического наследия;'

- комненгированиз литературно-критических взглядов писателя^

- определенна места и поз-Цгч А.Сура в истории азербаЯднан-сксй литература;:

- одетй.'-" "" литературно-исторических заслуг писателя.

Разработке темы.

Как уже отмечалось .кдзнь и творчество Айдуязш Сура длительное время оставались вне исследования. Однако, в раз гае годи азербяюткскши учеиыни высказывалась определенные мысли и суждения об этой незаурядной личности.

Еще в 19Гбг„ з газете "Ачиг сёз" и в 1У19г.- в газвте '"Азербайдяан" бнли опубликована матзркалн,связанные с жизиьв и творчеством А, Сура,1 " "

Интересные суждения оадатги творчестве А,Сура 'бищг внсказана Мир Джялалом "Ьляевнм.^-З статье, направленной на'по* с^рзнкс создания "Словаря азербайджанской яцтврат.уры" rt содер-яаадЗ'энц'иклопедччесхие сведения даете я краткая слрагха £.>;|тангг''. ' А.Сура-,ЕКрэтце характеризуется'его творчество,сообщается о 'йуй—'

Т. А-шг свз,Т91*,!Ь 54* Аэгюба1»аяД919.5' Ш."' : "

2.Лз^рб',0СР lit Хабарлвргл946,fe 1.

- б -

яккздях в'яурааяах "Нектеб", газетах "Шарпг-Рус",

"Уаят", "Терегги" г "Гснвя". Статье завершают следуйте строчил: "Произведепт'Я Абдулкы Томила находятся в разрозненно,состоянетг. Несмотря на наличие посЕящечннх ему статей и стяхРЗ,тгорчдо1,во его не.исследовано."

' Говоря об роторти? исследования Физулг,акздек*ик Г, Адагщ аяаяизрруе'г статье А.Сура V' "Взгляд на йизули" в сведущим 'образок оценивает значение отатьи: "Таким образов,А.Сур,будучи исследователем'-,вмеказашге ор^гияалькул каучнус мысль о Зизуля, I привлекает этой статьей внимание к творчеству поэта."1

Больиуь работу в деле таученря наследия А.Сура проделал академик К.Тапмбзаде, В'сьоеЯ книге "Азербайджанская криткгс, XX века" он рассмотрел нетаторне аешкть жизнг? и творчества д. Сура, удел:*г осноечос внимание комментировании его яитеоатур-но-крчтических взглядов. Впервые обякримз сведения о визир А.Суоа »акквдзя академик К.Талыбгаде.тисокс ояениглий згеяугя пчеателя. "Бкачс.т^ статей А.Сура',аосвяценннх ксторик литературы,било |<райн-" велико для то го "Времени,- пишет учен» 7. Цутеи пропаганд» (И анализа классического наследия он,одновременно,помогал литературному рарвитчь; 3 его статьях объяснялись к г.пм.ньнтпоьалгсъ гакио вопросы,идейность литература, ее сгязь с наукой I' »с-гусстъом,новаторство,эпигоистао и его вред,ппавд'-вое глображе-низ *р:«мг V многое другое."'"

Лс;яе Х.Таявбзади »опросами «таги и'таорчестеа'ХСура ганимагся зртз^итуролед АбуяЦаз Мад о гиг а> цу <$ (рговани) е сталV,был- сьэ-'гаяы ь реферируем? диссертант. гдп^кс, «вс«"!(0,РИ!'0 пометить .что к этот ученый ограничился акаяяг»

зоу о.уювиом, литературно-критических взп&дов п-'Саттля.

В долу цъучыкя яцгиу к ггопчезтаа Абд> елн С)рз особу» роль г игр.? я о с?овс;-.кпе ■00-летнего ¿6глея сг. дня ег» р^гдеч/я, И«огм> газета поместили на сюг. стиаяицах' идейные статьи, соеьглеянке л. Сур/, отметь и научных оесглнх, .тк г с рао-

личкьх учре^еминх. Среди о.чуоликсьашшх в тег пергсд работ,

о |--лмаиик зс-о.-узитаЕГ стастр дсстсрг.''¿"•"Ю'сгич^кга яг/;' [•опеп.зеваижг) п.- черг пв^ойгост^ и е пе^орир;, ексЛ дис-1.Г, Т ВзЬя'А^бат* кс./ри 4из„»яг.-- БакыГ 195?,с.21. : ТальЗь?.*» >'< Л-^ярба !*5Я адэб» теши»?«»»» тарг/*.-Ькь,Л9В4,с.22?. ? "'адоряу е. Д.--У?'/и вдгбу-твкпгд» квп««?8рг.~Дзар<За»1 ы-ш.Т^. Г.) окуй. J•' тспарокр Г^аагр-. - А?арба) «а« к^те.к.ЮббУзг.

сертация." %тереогоь «нски о пгсатсло bbckuuskh и молодим jjo-оледогаггэлеп Ля.Искровой."' ' '

Отнюдь из умаляя эпспуг продмду->-у vr-~rне снижая • значения проделанной до mi :irp -•"•..»•»с>.1Г-->тгть,что-.

в цепом яизнь и таорч'еотао л.Сура ни науч.. г. з -г-томной форме. Ииенпо это явияось одной jo освоврых ^ • '•-.-«ЗЧ'« *а'.'нргс исследования.

Научная аоаизна'лтсрзрпд^.

Впервые а даннойjsrc-tsp?aww j» тгдрввст8<> -A.Cyja free «сдоваш» в сва-те mhv. . « а^м^т":' '-ao

В диссертации представлен у--ч«;; »доге -ряд фактов duo графин А, Сура„ ,

■Таив впзрвыё з широком .злаке анализируется' цубялдаТика писателя.Находят сзое научной комиеятироваязе-^обяеми его. публицистики, идеи, значите ль вые своего зрвиеяй,Определяется ил современное 9качение» ' '.:. . I :■» ■ '

Художественное тэорчестас Д. Г?»"? аяа дотируемся з. дисоер-тации о йоя<д поэкиий. Определяются связи его дрсиавелоаий о . рокавтическп зэорческпм методой» Вместе с -тем га. урашге совре-меаннх требований анатазпрух;тс". п яритвчзсщте статьи шгс&.'геля. ■ Уразазаэтся та значение и емко« хяя вегодияшвего кня^ Одво»рё~ мваво.впервэв к; курскому ваучяоиу анализу ярв»яе каотс я"фрагмвй-та из кяига.критика, "••г -»'Вяитгс .за турецкую/яггературу.''

Птактичсокое з начет» е ус • дсдовагптя. '

" Научиве результата диссертации могут йить тюпох&зоааяр . при coasaHS»!» ксторпи.; агерба^дЬ-'пкой литературы,на спецкурсах.! и севинарояях занятиях э ъвсшш средних ?чё<$нь*х заведениях.

•Якробади^ дисоетата1 Райота выполнена ц отдеда» аз ер-.-байднаясхой твратура яь«ого -¿ггсмая"» Института | литератра^дм» • Низаип Академии наук АзНрбайдв^и»-'

Осиовиые тезиси диссертации опубликованы в "Докладах;1- 1 Академии' наук Азербайджана, кат.трми;ах научных конференций и журналах'.' ......

1. Алиев к.8дarfBJ.»аглшо, «га Kg, с г? >Ко vuyrro т, I3Gj,ZC '..

И ун: j<sh* скуп.'Д. Сур/ч у*адп jag.,^.^«.*». -АзообаЗ/ЦопуШ

ГЗС.Ц НА ХйбгрЛЗОП.- V Т.' ... . .¡- ..•;

2. пусповч 1. \.Cvpvc vuv jizreszcn hof ^лди-А^эт.^пап .ррлпуо WJ'jCii UAl?i8"r/?-»c&oi', pr-fi If '7

■W S ■ -

»

Структура лиссергавий-

Диссертация состоит из введения',трех глав*, заключения я описка кспояьзованноВ литература.

Основное содержание диссертации»

Во "Бззденш" обосновывается актуальность-теин,ойрздеЕК* в*ся ц®е> и задачи,научная новизна, теоретическое и практическоо

значение работа. - - .....-

- В первой главе-диссертации - "Жизнь и среда Абдуялн Су-. jga^» кссдедуется'биография писателя рассматриваются его связи с современниками.

Известно,что наилучшим я наиболее верный источником для глубокого и всестороннзго изучения низки и творчества большинства писателей,дшзитес «'творивших в начале XX века,ик взаимоот-иоагввЕ с еовреиенаиками,является- периодическая печать. Hs является исключением и творчество А.Сура,многие факте из жизни и деятельности которого- нашли свое осэещение в газетах и журналах,

D дате рождения Абдуплы Сура Агамухашед огла Мухаммед-заде.вогаедиего в кстори» лятературк иод именами "А„Сур'\ "А.То-адан" и др. „существуют весьма противоречива е мквнкй.

По свидетельству Гусгйибека'Цирзада:алаяова,он,находясь в-Тифлисе,получки у А.Сура каписакнув им биографию. Эта биография бала опубликована после смерти молодого писателя к ¿дзетах "Тезе хебер" и 'Тгбал". В статье дата рождения писателя укава-ва совершенно ясно: 21 рамезэн 1299 год 6сидж»р"). £та ке дата, •г.е. 21 рамазан Т299год указана к в статье "Биография А.Сура", помещенной б журнале "!!ектеб" за CSI2 год, Так-л: образом,А.Сур родился.ъ 1882 году по христианскому летоисчисленью.

В результате исследования выясни йось,.что отег, б/дувдго т'сателя Агаяухаммед отдак era в 1896 году в Гяндкнаскуо духов-нуп школу. Отличавшийся от своих сверстники: исключительным талантом , л. Суп с 1898 года стал работать в духовной школе учителем. Не ограничиваясь преподавательской деятельность!),он последовательно выстукает в периодической печати с "нтересиаии статьями, кратекуэцимв' общсствен1.о~полйтпчвск;<е уродства эпох к. Поз-накскиаинсь с танант /ягаым юношей .редактор газета "ffiaivr-P/c"

М. Шахтахтинский з 1903 году приглашает его,такие как кДж.Маиед-кулкзаде? сотрудничать з своей газете и, таким образом, Л. Сур во згу» пае',г я мир-печати. '

Пссле секи месяцев работа я газете " Иаргк-Рус'! А.Сур спять возвращается в Гянджу. В'1904 году А.Сур энозв некоторой эрвия трудзтоя в редакции этой газеты*,а после ез закрятжя отправляется- !г& родину, где продогзает учительствовать; Снует некоторое ' время с цельп лродожхецпя учебы А.Сур едет з Стамбул. По нзколюрам. источникам д.Сур прабнв в Стамбул б марта 1505. гона0' Оденет сам он з одной яз статей,составиавгс цикл "Путевве-эаигс-кн'.5 ияяет: "б марта О'906г.) о ко со трех часов ночи я прио'ня в Баку." Следовательно,б марта А.Сур прибил з Баку и лишь через 7 дкей.т.е. 12 нарта отправился из Баку з Стамбул. Ясно угазь?-' вае? писатель з "Путевых записках" и путн,которым ой- туда повхал» .

' В период учеба ? Стамбузз .4.Сур стетематучеохи'змттса» вал газету ""йрхад". Это не саучайяэ , ибо гаешго з газетах иад" и "Тереггп" печатались его статья па 'Яитеравдэ и"просвещения, стихп'в прозе.фельетоны,рассказы»васыгаекав вм из Стамбула.

После завершения учеба в Стамбуле,молодой писатель г ноябре 1903 года возвращается в Гянджу,гдй преподает родной нзик и яя торию в духовной' семннарии. Однако он нз~ограничиваем"кр^Г свои обязанностей яизь преподаванием,ознакомлением учеников с аизньр V. таорчестаом' поэтов и писателей. -Он много' занимается с колодами 'явбнтеяямк янтератури 'тя даже дает совета взрос яки своим совреиешнкак.обучает их секретам литературного мастер-ома. Вот почему очень мяогле литераторы,подобно видному ту-мояяанасредди:5огцу Али Рази* 'Замсизаде,считали его своим ус-» тадом,учителем в литературном"искусстве. " ;

Несмотря на молодо'' возраст,А'.Сур был уваиаеи среда своих современников как всесторонне развитая „встзсех отраслях зза-нпй.врудит. Недаром' он выступал'с интересными статьями как по языку,литературе;так и по историки'экономике; * '

Основные ш вакние факты, из биографии А.Сура,приведемте в диссертации,свидетельствуют-о тем,"что это бил человек, яоиитг-не очень ьунний своему народу; Эту истину подтверждаем-и большой траурный митинг,ссстоявшиЯся'з Гяндже а езчэй с безвременной смертьп писателя з 1912 году. На отек митинге участвовали

- го » ■

такип видные личности, как Г^се.йн 'Дкавид, Аяекпербек Раиве ков, доктгр Худатбех Гашеков, доктор .Гасаабек ¿гаев доктор Фаррух-бекДешгд* Длуагд ' ■ Ггсым р.га.Якавздбек ¿куваряил-

СКЕЙ К ДРь

-- ' * ОпубяигоЕ'-б связи со смертью 'а1.Сура статьи позвояя-. ют х ери*.» охйракяертамйть алчность писатеяк-пубяициста и Йго иио^огравпув леятелыюогь; Горечь и сокаяение по поводу безвременной 'города гая-успчквегг, л.-л.;, те г* был* общ ики для всех ста; тей? Глк ттся:^ А.р'-зп 1з.чСизазе г стз?ье "Горестное язв* зтке" ( ГЬ-г-д.к" "са бык мвестек своим трудомбиен.усердисм.дойро--¡лссьз-п ¿лзгороА^тзом. К сома лечив, судьба сгугёкла га» кого ,.:и-.огчегс «еясКатастрофа гарьшк сту прекрасную чич-» нее та кг .щйкг, р-язог'1,

ы.иигг.'/лого с:еоп;й из кизви ъ столь раиьеи возрасте с-:гхд. "п -¡«тегагурнуп ло'честаекность того " врскевг такое гяубсуог •гг-с.-да'^-твге/ио долга» время посяа смерти -ему посыпались печальные вкггтг,горбстякг к,к готср^х --от!?-'рилось с заслугах Сура.вдралалчсь горгч-: ¡;гзопг^ннгна0 ' ты.' Почти во всех зт'чс -стихах подчер;гаваяис> нзпрег.гльрн/: ? романтический характер его творчества,что гсхсдря? из самой лрт'-рода,натуры писатегя.

4я9яиг факт^чзскогь иатерагна,сиязарного о гузяьс А,с.уг--ч его гзачмоотнсаеняяияг о согрепекктяаии. пезвоая.-? сдвяать вывод о том,чти он бал по-вас?«я~еиу иктегттгчтнын г гяубоко^а-жаеинм человеком свсегс .вренеяв, В ляпе Л. Су;-:.1 с?" с

лочеаке характерный для начала XX века тип учгтглл,пг^атзлч, ебщестгоикого деятеля, . .

Вторая глава диссертация называется "Публицист;-; на и ■<■'-до^естпрчноо творчество Л.Сура."

В диссертации указывается,что как -деда го га - гракдаки-13. А.Сура не могли не интер'ессвзть вопросы^воепитания ~ обучения подрзг.тапдего поколения. К хотя он не йа писак отдельной книги по педагогике,в многочвеяеаннх статьях им были затронуты вопросы взаимоотношений родитеяеВ к детей,семьи,школы и общества ¡выдвину ты 'серьезные суждения о состоянии к особенностях развит^ образован® в Европе и на'Востоке.

Принцяпк-акьная позиция А.Сура »^вопросах воспитания под-

растающего поколения объясняется его лзланиек вырастить детей нации смелыми, отважными,честным!?, принципиальны:,-.и,одним словом Л настоящими гражданами. В статье "Ежедневно видим-на улицах" ок •згорько подтрунивал над родитеякни.деркаваими слога детей з постоянном страхе; -"Били детей по голове,пугали 'их,говорили 5,и-хан пришел,армия приняа, солдат -дргст". Сделали будуцж муачин женщинами» И сегодня »ста такие- о тли, которые бодьзв со дув8'; стеснвтельнне,краскеищий при разговоре,;потевгыз ог стадаизости дети. Они из понимает;что такие детизырастап? труоякзачи и бвзиозглнми, неумелыми и нерасторопными. Куда бы они пи 'попли, возвращаются с пустнмя руж»:п . Подобное воспитаний крайне вредно,, Такому воспитанию уи лучзе ¿овсе не быть."

' Иззестно,что в позлеахувдовскнй периода Азербайджане. значительно усилились тяга к еаропоЯской литератур?, и культуре, особенно рельефно проявлялась эта тенденция з' творчестве к учнах взглядах худокяиков * романтиков.-Не 9 зцгчаЗйс',а' статьях А;Сура отдавалось предпочтение европейской слоте»? сбра-зсгания и воспитанияобьпеняапсь их-сузь» Сдиовреквизо,критик советовал тайке использовать з создания новой систеки образования и-ошт американских школ* Вообще,для творчества я деятельности А«Сури характерна широта азглядоз. Ему бала чужда национальная - замкнутость, ограниченность, Он считал необходимом ганннм заимствовать у передовых народов, кациз Р стран все лучшее,что у них имелось,, ■ --

" Не'изолировал А. Сур обучение - воспитание * от исламской культуры,многие прогрессивные стороны которой в вопросах ! взаимоотношения родителей - детей он считал вполне приемлемыми' 'к для азербайджанского- просвещения-'. С целью благотворного воздействия на своих соотечественников он напоминая о трудах я деяниях пророка-во имя релг ,к и прогресса. Вместе с тем А.Сур/ выступал против схоластики,уделеищ в аколах чрезмерного вей-мания религиозным наукам, с читал крайне вакянк введение в икол*>~ нуп программу светских наук. В конечном счете,А.Сур бия его» , ронникоы системного и последовательного обучения и воспитаЕия.

Всеом статьях писатель с. сожалением товория об отг ( с та дос ти уровня науки,просвещения,искусства к культуры не ■ { лолько у азербайджанцев,но и в' целом у ьооточных народов'цз

I: М0кт0б,1912,№ 1". 1 1

речью констатировал (¡акт полной безграмотности квдей низыих сословий^ В соответствии со своими просветительскими и романа тическими взглядами он говорив о пользе овладения общсчелозе-' ческой культурой,считан это одним из ваягшх факторов будущего кадет» 1,'Сур связывая этот вопрос с необходимостью воспитания грамотных кадров vi вис ту па ж сторонником- учебы молодежи в Рос«> сив»Европа,,Турит», отдавая прт* этом предпочтение Турции, как страке^боиез бмзкоЯ Азербайджану по национальным особенностям. I В реферируемой дассертацт'и широко проа на яиз проза на так-

же ;гв проси алфавита и язнка в системе взглядов А.Сура.' Подобно другим своин прогрессивны« современника?*,писатель правильно оценивая роль и значение алфавита и языка в развитии наши* и выразил свое отношение к этому важному вопросу з деком ряде статей. В Бопросе алфавита основными критериями для А,Сура были, оригинальность выдвинутых проектов и цх соответствие потребностям народа. В статье "Решение студентов Стамбула" он ясно изложил свои суждения о языке я орфографии,выступил против вмешательствам это дело"людей :.кЗкомпгтектннх. Сторонник точной терминологии, Л* Сур решительно критиковал всякое искусственное изменение слова, создание кереапышх "Терминов. Его мы с як и суждения о родственности языков,тезисн о необходимости использования словарного состава родственных язиков в словообразовании доказывают,что А.Сур еще в начале вега объяснил многие'вопросы,являющиеся предметом изучения в современной тсркологии. lire ка-yviaie мислп о группировке тюркских язнков^бобщения этих групп в рамках определенных классификаций сохраняют свое научное значение по сой день.

Одно из основных мест в публицистическом наследии А.Сура занимают его взглядь на общественно-политические события.Это вполне -естественно,ибо А.Сур,как -передовой -веятель культура,не мог оставаться в стороне от'процессов развития своей эпохи. Выражая свое отношение к разжичнэк со(Штшшвов определяя v свою позиции. В статьях "Говор1Пяь"к!Яи" не .-^бегает,бьет - умирает" i4"T,riiiaft",I906,!i- 31), "Ста? виден хвост'петуха" С"Иршад",190б, YS) раскрываются и объясняются' корня у пргчяя» армяно-ку-сульмаиского противостояния. В этих сгатьях разоблачаются .поиск'-т армян,лпбег пеней стремящихся возложить свою вину на

¡•тзср^лйДЕанцев»!? с дальновидностью доказывается безгз^ультат-* •

- 13 -

ность п антигуманная сущность притязаний армян.

Как показывает исследование,А.Сур активно бкличсяся на все спорные и актуальные вопросы своей эпохи,а по целому ряду . вопросов шагал наравне с такими зиднкмгг деятелями,гак Дн.Мамод-кулизаде и /'з.Гад^пбеков.

В этой же главе реферируемой диссертации па.основе интересного фактического материала анализируется ?» художественное творчество А.Сура. Богатое художественно® наследие писатиич рассматривается б качестве состав ной части азербайджанской литература и культуры начала XX зека»

Диссертант обстоятельно анализирует тематику и идейно-художественные особенности таких произведений п!«>атеяя,как "При восходе солнца" С"Терягги"Д9С91>Р 85)„ "После восхода солнца'3 ("Тереггиир1909,® 97), "При заходе солнда и восходе луга на большом острове" ("Тзрегги"019С98£ Юс),определяет та срязь с романтическим художественная вдшчением^-определяйт ставпличес-куп сущность образа солнца в этих прситгвзденгях,, комментирует -общественное содержание проб нега Запада и Востока „отнешедаг."--. христианства к мусульманству»

Исследование позволяет заключить,что в творчестве А. Сура судьба Востока,как отдельная; про б ms, всегда'с то яка ка переднем плане. Особенно широко поставязна эта проблема з стихотворении в прозе "Рессвотной порой на Востоке" ("Терегги",1909', В 117),в котором вирахеяу свободолзбивне мечи» поэта« Зтс произведение, nie основное место занижают синвояичеспге образу, легендарные и исторические я-тчности,худонествеиявз контраста, описания природ".сыграло больпу* роль в охранении т. Востоку азербайджанского романтизма XX века.

В становлении А.Сура как романтика особое значение имея и мотив надежды,ярко вк ранен ни я в его творчестае. Этот мотив, специфический "Для " азербайджанского рокантизга,как£оаее рельефно представлен в стихотворении в прозе "Погибни? надежды" ("Ени иршад",19П,й 14), Бадекда здесь выступает как "удоя", "идолопоклонничество", "Оркузд" и "огнепекгонзичеоТзо"« фэвратив надежду з предмет поэтичеоксг^;ыслл,А.Сур отличился и от своих

современников - романтиков. ............. • '

В посвященном Г.Дкаяиду стихотворении л прозе "Отчего,почему?" ("Лгигат",Т51Сг«! 123) ведуци;; мотггвоя является отношение к природе. С йояькии каотерством,тонким поэтичзссук

- 14 4.

язи ком Сур передает трепет цветков, напоминающее протяжную музыку мурчанье родников,цвет плотных и темных облаков,шорох дойдя, достигает рельефного выражения органической связи между природой и человеком.

' Б стихотворении "Кралатая звезда" ("Агигат",1910*в&103) Й*'|ереднпй план выдвинута шце од;к водная проблема,связанная ©•.р^кавтизиом ® проблема Блиькогв к Далекого. В диссертации

.¿отвхотворение сравнивается с произведениями "Крылатая звезда??/а,ГаднибекоБа к "Крылатая звезда" Г,Дкавида, выявляются их .(¡ц'щризо к скыоловые различил.' ■'

■ Лвалнз худоцествеиного творчества А.Сура,комментиро-.¿Щад'есибевногтей мастерства его произведений позволили дис-"ретруанту заключит» ,что А.Сур является полноправным представители азербайджанского роиантигма;' : • ••' ...........

третья-глава диссертация называется "Литеттурко-кри-тичаакие взгляды А.Сура." ' ' ■

Изучение до сего времени жизни у творчества ¿.Сура в - азербайджанском литературоведении было боаьяе связано с иссез--ддазниег}! его литературно-критгческсй деятельности. ■ А это преаде всего бале обусловлено признанием А. Сура именно'как критика.

В своих' литературно-критических статьях А.Сур отдал . предпочтение аютдрзу преимущественно классической литературы, 'изучение жизни ч', творчества многих видных художников пера. Дис-. сертааг вскрывает- причини склонности А.Сура к классической ли- ■ тературе и приходит к такому выводу,что его интерес к клаоск- • ческой литературе был следствием целенаправленной деятельности.

Исследование классической литература в начале XX века бнло обусловлено,с одной стороны,возвращением к корням, гстохгм., кеганием как кокн^ лучше угнать своих классиков,а с другой = объяснялось необходимостью прослекивария к оценки современного литературного процесса. Тс есть.знакомя сеоих читателей с творчеством Физули и'других классиков „А, Сур склонял их к постижения национальных ^орней. Подходя.к вопросу в этом аспекте,дне-" сертант привлек к анализу проблемы, поднятые в таких статьях '' критика, как -".-¡••-"Взгляд на £изулч" ("4?иизат",1907,№ 31),' -V • "Взгляд'на Нафи" (вАригат",19С9,» 1,2,3,4)," Взгляд на Си~ на^ЕВД" ("2и:озат",19С7,й 28),'%глр ханум" ("£<иЮЕат,3,1907, •Р *8>. '

Простелив история ясскедовзпия статьи А,Сурз "Йзгяяд на ■Зизули" йсотаот"в,что первом к этой;статье обратился Мир Джаяал Ичп:яев,а затем свои мысли о ней внекагакйГ. Арзсж, ДкЛачдан,Л, "бадоглу, К. Та якбзаде,'диссертант угасвваэ,?:,что данная стл?ы: зтрвне обстоятельно с литературм-^срктйескогё точк;- злмяя анализирована'в реферируемой дксссртацйи, ~ .

В своей статье А,Сур приводит соответствия из совре-иеивгт. с-.прбаЛджансизго я зука многих с лов,употреб лсшшх Скзуаг, ;; уш^У^всг.что слова эти принадлежат языку азербайджанских тврков. 1р1::»; образом-,серйезпус научную гипотезу об азерсШ-» : дканскг^онехондении йизули и его предков и! об их переселенки в Багдад 'а з.му слежавшихся политически/, и социальных обстоятельств в;."рвне выдвину и АьСур.ч^о расценивается диссертантом как одна гиг важных его" заслуг в литературоведчески Л науке, Но сс':г.дн" якичглши критик и эпоху Физули. »а к он пилот: пт:;;!-; . -у.вааному званш (званию по#та Г,Дк.) с лйбевло и со слеслигг. тс.-:у не о;? прет ел к нему в то время, ког/м пос-зия и шт1 не представляли собоН никакой ценности". По мнзнио диссертанта,цель поэта здесь заключалась1 не в, тон,чтобы довести до читателя аткосферу.в которой творил Оизули.а в демонстрации оптимизма художиикагрочактика и его взглядов на нгчнь.

Стремясь гяубокоиу и объективному анализу творчества £изуля, А.Сур отмечал слияние в его творчестве научного л . художественного начал и имение в это'-; (акторе в^дсл истт,пчус силу пооьии. По справедливому га:, очак^в критика: %*зули,;:е тзвляя поэзии,постарался одновременно завершить образование.Он изучил почти вся,имевшиеся в его время,наук:*. Стал и ученым,:' поэтом. Ибо он хотел быть одним из тех поэтов,которые сделали своим1 девизом формулу "Поэзия без наук-* подобна стене без фундамента^ стена без фундаментс-нелрочна". Интересно,что после А.Сура большинство исследователей 'Зизули упоминали это высказывание 7 старалась прокомментировать его. ,

Критик правильно понял и глубокую социяльнув скорбь творчества Физуяи.расцеегив ее как характерную черту искусства великого, поэта.

Автор статьи уделял внимание г проблеме любви и ааигз (влюбленного),красной гаиюй проходящей в творчестве Зиг.улт, назвал его поэтом - ааигои: "^п был изт«ттни портом,го*:ренни»»

-•Тб»

ашпгок". А;Сур рассматривает в единстве яюЗовь к жизни и любовь к искусству',ясно сквозящие в'творчестве Оизули,представ- . лнвт, его на уровне зодчего,возводящего духовный пир человека. -

Значителг кое свою отведено в статье и газелям Физули, считающегося едним "3 видающихся представителей этого жанра в ,' еловой литературе, ^о мнении критика,прокзногаение »мапк йизу-' . wkumio npopsncmeuw) слова газель: "фюзудр - самый велики!» w *адих по «топ газельханов, и поотому при произношении его ¡же пи аа .память мгновенно приходит газель".

•■( " Рот-.Физулу в развитии жанра газелл критик опекрвает,-'! Ч з-статьв • ■' л'.-/" Взгляд турецкую литературу": 'Чгзуяи сделал ■та ель'саутняком влсблйкноП личности и придай больное значение у крвинс.ста со выражения.".Сравнивая любовный газели «изуяи в )" •'••!.,критик отдал предпочтепиз азербайджанскому поэту.

А.Сур рсследсъ&я ч,е только rasera,кас/иду,впзргтз. на-иг.'лише па тюркском яиыке ■ марсие &изули,но и его зпэтеские »«)■>.«'ьеденЕЯ.- "¡¡¡тает-нама" ("Залобнан"), 5:Бз1!гу-Баде[,("Спор г.» с бином")«к "Jlefisp t? Мвдкнун". Диссертант приходит к < f&vi«.) выводу,что именно А.Сур впервые нрявке/; творчество &ц* ■зулч ад vpо кому и обстоятельному научному анализу. ' °

Сур,приветствовав Физупи еще к га точу,что тот не .Ли ¡¡cu'.4?:) харсвйотом,- В противовес ему инсатеаь додверг резкой ылпикё йафк'за создание'хадавов Спасквиаей).-Причем^ как указывает исследователь;"Нафи сперва восхвалял,онидая га stü -каградй,' Еали т не" получал от этого'какой-нпбо пользы, nncan хдДнбн-." БезуспЬъно,обвиняя Нафи в создании хадквов, критик цресседовая бонзе ваккие дели. Тек дгкык он призывал современников бать далек«* как от неоправданного восхваления,так и"не-засдукешюго- осмрякик,советовал не фртвадить искусство в ж ер- ' тву личнам-амбиц1шм,считаГ более нуй,ним"протгандкрование обще-^.'едовечеоки* идей. По его' цнекип,-худ,онник обл§ак 'уметь- "уравно-виидеать обычаи р традиции" определенного времени. Одновремен-..•ao¡pa дожен ьо&^еПстеовать на чувства,"иксли,сооаакге,мораль ';'5/!'штеля и слушателя, оказывать пояснительное влияние на нрав~ отечность, не только отдельных лиц,но.й на. общество,человечество'

^ «¿лом.»' . ' "г ' ц'1

'.tj.: ' 'А, Сур подвергал критике и'поэтов -одописцев, статье ^ ¿Ьудяд на Кайп" сн критиковал Нафи за его ода b¿ рдрео

Гуоейн-пашкДехмет-папп и указывал,что подобные произведения ■ могут написать лшзь "несовершенные свторы". Критиковав кссдз-дователь Нафи и за наруление та норм литературного языка. Тя®. желовсснссть языка поэта он объяснял,в первул очередь,чрезмерным употреблением арабо-пзрсидсхих слов и оборотов,, Статьгт 1« ■ Сура "Один взгляд на Сякап- паяуи, "Ниглр хануи" также позволяв1? изучить некоторые сторона зоззрений критяга на искусство и художника,- Одновременно,,они свидетельствуют о широте круга интересов "критика. А.Сур обстоятельно остановился на"творчестве" -С лиан паши, подчеркнул' его"привержена-оть ко многим наукам соко оценил эрудиции поэта,ярко проявившуюся в его творчество. Диссертант приходи? ь такому ввводу,ч1го А. 1ур считаа'науку р. познания основой прогресса и розвития, кстати, сто ль большое значение,удаляемое науке, бнло присуще не только А.Суру.яо и всем романтикам и исходило из сатиой природы романтизме.

Основную заслугу Синан па пи в м*рв искусства А. Сур ' видел в соединени" "морали с литературой". Он дал обцирнне озеленяя о произведениях Синан пали "Тазрих-нане" и "Касихат-намз", показал т значительные сторона. Уделил критик пт.'анче я художественному стиль поэта .раскрыл некоторая его йделнъ'ооязнкйзне и стилевые особенности. Оценил их роль в худркестрэнкнх произведениях,

В статье "Нигяр' ханум" А. Сур говорит о тюркском .происхождении поэтессы,о переводах ее произведений па различные языки, о путях их распространения в Европе.

В целой, проблемы, поднятые в литературно-критических статьях Д.Сура,доказывают его совершенство как зрелого г опытного критика. Рсслздовптте показивч зт,что он имел свои пути и способы подхода к различным литературным вопросам.

В начале XX эегз значительно усилилась тенденция к созданию истории вптературэ» Свидетельством тему могут оиукпть книги по истории литературы0созданныг в.Кочарл^^.хшсноток, Ю.В.Чеменземенаи. Сдкей «г втчностеЯ^имбВЗйх особые заснуги в создании и ^орми^свании »сторичпско:! концепции ко азербайднач-ской литературе был и Абд;ияа.Сур.

В года учзбь в Турции А. Сур заверила-сяоч работу ' . ''взгляд-ча турецкую литературу' р послал ев для публикации

■..... — ■ 1 " ..............■ IIII I и..... ■■ ■ - р с:(.я

I. Библиотека Института рукопискС АН Азербайджана,-^—™-

•• ■ - - -

в яурнал "Мояла Насреддин". Однако.хотя журчал "Молла Насреддин" первоначально и задался целью ознакомить свои читателей с зпщ-трудом,впоследствии отказался от своего замысл1,и работа не была опубликована, Исследование позволило диссертанту выявить и

в реферируемой диссертации причины',по которым работа ко №•■3 ст/блцкована, Багони'юоь.в частности,что до редакции не

.грог, по ловив работы, которое должен был выслать Ахмет -Хик-а*"1»! ' Цо/естесявешш .имекгсь и доугие,болеп серьезные причины, £ сёкаленто,сохранились',лишь-' отдельные фрагменты этого мону-№н'|«льдого труда, состой него; кз трех гоыое ''• насчитывавшего т.

пданооти ЮрО страцмл' По мнению академика К.Талыбзаде, - '«^схрагтшиэся фрагм&нти до называют,что и тот труд бия яаи-

. .йбпяе совешешшр в научно-"- тоооотийескон отношении' среди на* п I • * • ■ •паханых в 'тот период истории пс литературе".

■ " 'Лрояеденные в реферируемой диссертации параллели между

со • ;апнник Ё 'тот период историями' по литературе исследование!!

;-$Котараи и трудом '", " йэтйяд на. турецкуо литературу'.* А.Сура,

Ш!Я>04клн еде раз подтворить -правильность суждения К.Уаяыбзаде

ОисЬотаетстЕии данной ра§оаи всем гитературнык требованиям того

Посредством сояфанпътшск, (¿рагнентср 'Стало зоэвонвдм долучитьгопредефкние сведения о творчестве

них художников дара,ха'к Иадк.1,Сюнбг».1-заде. Вахабия,Сурури,Фитве? хадаа.Рагжк^йго'ет йен?®, Галиб{НаО»Д&ртагз ак$&, Акаф пазе, Шра-гви . яе^шс к, 1ака 4 у другие. -' • •

' Исс;г..!дЬ 1'.>пга яцтетагуря?- «сугпческкх'статей А.Сура -п-сохранившееся (-¡'.¿и ментов "РУД* "о- .. ы турецкую литературу" показывает,что крк представлении гиз^.-:.. критик перкш

делом характеризовав его эпоху,брал Ч'.; основу данную ис-

кусству и худогявд'- ' ; ' :!

Одним |тз рассмотренных в деф -.рируеисК диссертации во просо», котором Й.Сур отдавал предпочтение, й/л всйрсс о жизненном факторе в {творчестве, Си принт ч рель оси^льяой действительности в художественном творчестве и подчерк^зя необходимость этого '¡актера; т!бо отдаление' ст проблем эпох«',оз::ач$ет дяп лобэго.'худи^цика крох г гибель его искусства. По и.нешно кс"-тяка,писатель н,;»|окы образом не дожей отдаляться с-:- «.изии,аанро~

I. Тагн|$зада К^Санэткате-и пьхегм г^гВ&'гН.^^.о.г^О.

* '-ьХ ... .

TWBjOd&SaH ДОХОДИТЬ "до Д!Га(,;0ОГ.СйК;ТЬ 0(1щясТагШ!0«.КбТ0р[гЧЙ0!?-^! путь развития нзсчаотного,обезболенного народа, загвцппого. л угол и стонущего под- тяаолам бременен,умет« поочя «läOCM оз Où-бок. wkdkmo вследствие пренебрежении атими1 ваячнкч яопрооаме, отдаления от гелаягй и чаяний народа А, Сур подверг ранга Я KP',:-« тике Со«бгльзаде Вахабит. •• ' . ,

Говоря о полигок турецки» класс тез 'i*;-

клоч'-теи-нне заслуги в ойяопязййи турецкий ят-ератури, ¡тжтик" сяздупцто образом обозтачип превосходство кичнекнага фактора? "Одним оловом,чиким бы новатором пч Сил челолм',,св че моитИ- . возвысился над народом,среди г'тотт.го ott rutírc, или личноитьо, _ "скорой _б1'.ч мзрацон »* восттлц^ц в го ко к-то мере бывает с ними cansan,"

î По мнению диссертант?, с<го ль боцтлсо предпочтение, от-дзваемойЬ'рит/юм роли действительности,¡iW-iraiincro фахтьоч било связайо с поисками исгигш.нбо узъсстна.что лгпч1 связанная t.-истиной художсогввяная мысль особенно сальна.

Исследование кивки и творчески Л.Сура пеллгынает^ что это была 1и"иситьробл9давмая гсирокк'Ь познаниями v эрудицией, Он гл/бса» яэучни но только турецкую лиг?-ратуру „но у. литератур? п культуру другт.-. пародов,ОЕИдетелтгмом чп;"; лг,л;гзт"1 ияогсчис; anime сп-тыт, пооэя^знкна гстчрг.торп.к папныу. un-¡n. Ь атом смысле в ре*врирузмой диссертации болит«» мюто отведено анализу что стаи я ' й Взгляд на игсскакпнип и «rejrtiypy п--кчькззехг/. соседей грузин'" ("Хчят", Ш '», "г 7<?-73.), 2 что С статье А, Сур рис-ц-ътргычг щгь пройденный royictMcw napoíf;« в 'tf влети ппг>'.ичщ«вия v i.¡i «лун« 'и в яауокг-аргуке»"ггргвчш»сЛ хг.чаяньчет зрач«т«л я;,*

ре.-,вчт»»> «i в зтпГ. других »пведп? . авказа,

С!а "лсчгсе, к которому приходи-: дггеертгчт í атоИ ве, сводится к току? что А0дулги Суп бы я гднт-;< ив трбдовых г пот-?есст»сяалыга;: "ргги :ов сгозго времени. Согдапкай кощ^тция по "стсрии яггпра|гуры,о"яичзлас1. от ксзцегтц"й других теле?. т сыграгл лгр'-ечнуп реяг в гп^мировачяс ча-

учно-":?ореги"'83?"Я'чиг.т.ч, "

1 "У, ''лстчу :r г* 1т1ля.ггсу iiUhoßn, -пзход?"ме из' Mvoß

работы.

. '¿¿е- ... . ". '

.. , lï itísyau Сур и фояьк:шр.%яькм>р я яукьтура.(Квте-.-.рйайн У Уес^блЕкавскоП конференция иозодйй $пяологев),Ба-

'.ф ;эл#,Ш0, 0,2 •п;л." ,• •

' ,2. iteópiodroo A.çypa. - ¡Гораду ¿Л Азер0аЕдааку,1520, ■fcjqj, 0г5 п,а1: у • ' /, . ••

vi '"Si'.Çjtpa из соморнх; - Эян W хая!г,Х991;2» 9,10, Ovarii я. Шяьйа-сЙ'- искуссж? е.' «^йтерваш РеспубяпмшскоП •-justada 'рщфореЕЦпи; яЬсвячениой теоретическим и иетод®10гмч®С(ф 'Tîsètfmasi совремацксн отаве. ~ Нахичевань, 1992,0,