автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Жизнь и творчество Ашыга Валеха

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Аллахманов, Махмуд Гара оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Жизнь и творчество Ашыга Валеха'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизнь и творчество Ашыга Валеха"

АКАДЕЛ\ИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им. НИЗАМИ

На правах рукописи

АЛЛАХМАНОВ МАХМУД ГАРА оглы

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЛШЫГА ВАЛЕХА 10.01.09—фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук .

ВАКУ —

1990

Работа выполнена на кафедре истории азербайджанской литературы Азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени В. И. Ленина.

Научный руководитель: —доктор филологических наук, профессор Эфендиев П. Ш.

Официальные оппоненты:

—доктор филологических паук, профессор Рустамзаде Р. Б. —кандидат филологических наук Рамазанов Ю. М.

Ведущая организация—Бакинский государственный, университет.

Защита диссертации состоится

г (Ч ужаорл^т г.

в __ часов на заседании Специализированного совета

Д 004.14.01 по защите диссертаций на соискание ученой, степени доктора филологических паук в Институте литературы им. Низами АН Азерб. ССР.

Адрес: Баку—370143, пр. Нариманова, 31, Академгородок, Главный корпус, 5-й: этаж.

С диссертацией, можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Азерб. ССР.

Автореферат разослан „/У * /<QJ\Sj)Ji_ 1990 г.

Ученый секретарь

W ТСП Ш ri 1

Специализированного совета. /W ,

кандидат филологических ( . //

наук, Ц^у

/rJ

ОСМАНЛЫ С. Ю.

-э-

обидя характеристика работу

Актуальность теш.Изучение пройден национальной опецифи-

и устного поэтического творчества того или иного народа во [ногом овяаано с исследованием его жанровой природы.Извсотнц ;анры, так сказать,универсальные, т.е; встречавшиеся в фолькло-целого ряда народов,однако отличавшиеся в каядом конкрет-;ом случае своеобразием проявления и функционирования.Специального внимания к себз требуит яанри ограниченной распроот-шненности,характерные для фольклора нескольких,а то и одного шрода.Исследование таких авнроз,видов народного творчества юобенно ценно с точки арения осмысления »определения наци-шальной специфики уотно-позтичесшс традиций народа, их соз-;ателя,

В отмеченном плане беоспорнуа ценнооть для осмысления шюбытности аэарбайдначокого фольклора представляет изучение зицгекого иокусстпа.

Рассматрение п этом аспекте азорбайдзанской апыгской лирики,как одного из ваанейших ответвлений богатейпего устного шродно' - поэтического творчества, приводи-? к заключению о ее золременнооти,обусловленной ярко вираненнцм нравственным кодексом.в этой лирике не высоком худонественном уровне воплощено мировидение народа,его духовная сила и стойкость.

И не олучаен поэтому столь пристальный интерес в азербаЯ-дванскон литературоведении К аиыгокоиу наследий.Различным аспектам этой темы посвязены кандидатские диссертации1,монографии и учебники2, в которых научному анализу подвергьут ряд

I. Ахундов ЛДиэнь и' творчество Авыга >лоскора.-БакуД94б; Камазов Г.Из истории развития азсрбаидвенской аиыгской пс»-эии.-Баку, 1968;Паяа^в 0. АГДабан :ы Курбан и е10 современшии. -Баку,19С9;Алеокерова И./.инг Алзскер и апыги Гейче XIX века.-Би.<у,1972;Алиев М.Форна азербиЗдханской народной поэзии. -Баку,1976;Векилов Г.Апцтская лирика XIX веке,-Боку, 1969.

З.Араслы Г.Ашнгское творчество.-Баку 1960'Ибрапшоз N.Реализм в е^ербайдганской поэзии.-Баку, 1966; Эфлндиев П. Азербайдяанског ское устное народнее творчество.-Беку,.1.981}Акимов м.Азер-байдкрчекая сзагская литература.-Баку,19ВЗ;Велиев В.Азр-байдканечий фольклор.-Едку,Т9В5 и др./на аяерб.яз./.

опецифичаских проблем аиыгокого иокуоства,изучен жизненный и творческий путь отдельных рго представителей.

Вмеоте о тем,аиыгокое творчество - одна из сравнительно малоисследованных областей азербайджанского фольклора.Немало способствовало тону и отношение к аиыгскому искусству,особен но,до революции,целого ряда представителей интеллигенции ученых,но считавших аиугские стихи,созданные метром хеджа, . нестоящими х.удокествелвыми образцами.В корке изменилась картина после революции,когда ста.™ собираться,записываться, изучаться образцы поэтического творчество отдельных ашыгов, сохранившиеся в пам..ти народа, а также в джунгах и сборниках. При этом творчество одних ашыгов бы.-.о собрано и изучено на должном уровне,других ке - в недостаточной мере.

Одним ив ашыгов,творчество котс^ого до сих пор не было объектом специального,целенаправленного изучения,является яркий,самобытный представитель шыгского искусства ХТШ век Ашыг Вал'ех, стоящий в одном ряду с такими виднейпими устадами творцами,как Г^рбани,Аббас Туфаргаклы.Сары Лаыг.Хесте Госык. Изданные и еще не опубликованные образцы поэтического творчества Адыга Валеха привлекают внимание своим глубоким идейным содерванием,высокими нравственными идеалами.Будучи актуальными и современными во все времена,они оказывали и продол даст оказывать сильное воздействие на умы и дули людей,пребу; дая в них добрые,гветлае,возвышенные чувства.Актуальность избранной темы обусловлена необходимостью обстоятельного изучения богатейшего а крайне самобытного наследит Ашыга Внлехе. в котором нашли свое отпадение важнейшие исторические собьтг стороны овременной автору социальной действительности,мировоззрение, надежды и Чаяния азербайджанского народа.

Объект исследования составили опубликованные в различных сборниках йтихи Аиыга Валеха,книга "Алчаглы.учслы даглар" /"Горы низкие, высокие"/» образцы поэтического творчесиа ашыг записанные из уст народных аксакалов,сохранившиеся в архивах и дкуиг.ах, дастаны "Валех и Заряигяр",'"Галех и Лгигат",а тага научные стать-',посвященные уставу.

Целы исследования явилось изучение биографии и творчес кого наследии Ашига Волехо.я круг зпдач диссертанта входилм: характеристики окружавшей Лснга Валехп общественно -лнтерп-

•урной среды,анализ идейно-тенатнчеоного оодеряания творчотва тыга.а также его иеотерства,выявление худозествеино-эмоцио-(альной силы наиболее характерных стихотворений п точки зре-гия народности, поэтических достоинств;исследование даотанов tora Валаха как одной из интереснейших областей народной

юэ8ии.

Теоретическая основа и методика исследования.Теоретически ослову работы составили методологические полоаения, дооти^ шния советской фольклористики.Больвуп помощь диссертанту оказали труды аэербаПдганских ученых-фольклористов.

При исследовании и комментировании .свецаегж в диссертации проблей, факт зв, исторических собнтиЛ была использована, з основном, историко-хроиодогическиЯ и сопоставительный метода.

Научная новизна работы.Вперзые в данной диссертации объектом специального исследованы явилось творчество лшцга Валеха. Новизна темы обусловила и новизну поставленных и решенных в работе вопроооз.а именно,впервые в диссертации!

-приведены сведения о литературной ореДе Кара-вха XYIIX ка я ряде ее представителей;

-уточнены дты ровдения и оиерти Ашыга Валеха; -поучили оовеценне низнь и творчество Зарнигяр хану и, но не даотаиной героини,! как исторической личности;

-приведены сведения об уст^да Ааыга Валеха Апыге Самеде, о его деде-йаире Мухаммеде»об Ашге Гзлли,Ашыгз Днунуне ч других!

-освещены такие сторгщ ашгской деятельности Валеха, кок его состязания с народными устадшш-ашыгами, лившими в Карабахе, Гянднебасарв,Иирванз.Иешшре.Кчэахе,Ворчали, Нахичевани,Дагестане, Стамбуле,а гаяае приведены сведения о них-

-проанализированы неизвестная до сих пор стихи amura, сохранившиеся в архивах и дгунг^х,

-определены даты чапиоп стихов азшга, часть которых оыда зафиксирована еще при еизри устада,а част, -в начале ч середине XIX века;

-дан-: сведения о достане "Талзх и Агигат"; -проведеиа тематическая классифшсйт..; лирики аикга; -рассмотрены вопросы преемственности:традиции, ловагоротз«; -Аадг Волех охарактеризован как автор рг.ла мелодий ,;ля саза;

-исследованы особенности поэтического мастерства ешыга. Прр.ктическая ценность работы ооотоит в возможности использования ез в качестве источника для изучения ашыгского творчества,ииэненного пути мастеров,творивших в Карабахе в XYIII веке,самой атмосферы этой литературной среды,образцов творчества отдельных ее представителей,до сих пор не видевши света,и,самоз главное,влияния наследия Аныга Вмеха на уитну и письменную литературу последующих периодов.

Диссертация могет быть использована в качестве учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов республики.

Апробация работы-. Диссертация по готовлена на кафедра истории азербайджанской литературы Азербайджанского государственного педагогического инс лтута им.В.И.Ленина.Основные молокения исследования нашли отражение в выступлениях и докладах дпссертанть на конференциях,сессиях а семинарах, на отр( ницах республиканской печати.

Структура исследования.Диссвртация состоит из введения, трех глел и заключения.

ОСНОВНОЕ С0ДЕРНАНУ1Е ДИССЕРТАЦИИ Во введении определены актуальность темы.цельи задачи,теоретическая основа исследования, его предмет,обоснованы научная новизна, практическая ценность работы.

Л первой гяаве - "Иоторкя исследования эпохи и вязни Аиыг Валехь'- рассматриваются эпоха А® та Валеха,литературная среда, окрукавиая его, гоэиция чапыга,связи и взаимоотношения с от-дельмми творческими личностями, исоледуюгся гизненныь и творческий путь.прослеаиваеъся история записей,издания и исследования его стихов. j

В реферируемой диссертации констатируется факт,что в ПШ веке авцгское искусстьо получило широкое распространен«! и известность в Карабахском,Карадагском,Тебризском,Гянцйинско ханствах,а также во дворце Ираклия II,во многих городах,посел ках и даяе среди скотоводов-кочеяиикоч.Все это свидетельствуе о престижности в ту эпоху народного искусства,занявшего велу-иую позицию в литературе, ь такке о популярности аиыгов-устадо уважительно называемых "неродными аксакалами"."народными отца ми".Ашгское творчество Villi века поистине было глвпатаем •

ысоких нравственных ценностей,благородных идей,играя роль осителя и выразителя желаний и чаяний ьарода.В особенности воин ярким, самобытным дарованием привлекаит внимание маотера арабаха, писавшие в стиле аицгской роззин.С этой точки зрения, аряду с поэтами М. П.ВагифомДамиди.Шикесте Иирином.Салахон ирваии.Нелали и другими,лившими и тп-рившими и Карабахском анстве.во дворце Ибрагим хана,отличавшимися присущш какдону з них своео 'разным творческим почерком,в диссертации названы иена таких виднейиих мастеров слова,как Абдулла Днанцзаде, ао'а бек,Шаир Мухаммед, Ашг Самсд, Аицг Ганбар, Ai ir ВадехЛаи-ольиее внимание своей оаноотверненнои преданностью ашцгокому скусству и богатством оставленного наследия привлекаем к се-е Апщг Валех.

Аииг Вплех,один из выдаоцихся мастеров адыгского искус-тва XYIII века, отличавшийся ярким.самобытным талантом и ви-оким мастерством,был широко иэвеотен как устад в Авербайдга-з,Армении,Грузии и Дагестане.Однако,несмотря на ато.кнзиь творчество эиго маститого худогтшса все ецо не нссаодоврчн полной мере.Ens при низни ашга, прошедшего богатой т^орчес-нп путь,его стихи,привлекшие внимание прогрессивных личнос-еП своего времени,стали фиксироваться в письменном виде,В том отношении,в качестве первого письменного обпазц гворчест-а LJura примечательна ею рукопись,записанная в'1793 г.

Впоследствии определенная Часть стихов ошыга была загшса-а в 1825 г, неким Мир Дяафером ибн Оеид Мирзой и в 1675 г. итвлем селения Зеид Иеки.»с"ого района Мулла Мухаммедом ибн улле Мухаммедом,

Известно,что самые знаиениие певцы " музыканты, аи ги и астера Карабаха,считающегося "консерваторией Ысто'-а",колы-¡ельв музы1'!!, были выходцами из селения Абдал-Гюлаиды.Завоева-ие Ашыгом Валехом популярности в качестве устада пенно тут, , этом колыбзли поэзии и иокусотва,было закономерннм явлеш'зн.

Пг поводу даты ронденьд и смерти АВДГо Валеха суцзотвупг (азличные м"з.-.ия учен«х-исследователей - б. Кочарли, А. Ахунчова, ».Нехти,ы.Хакиыовь и др.Щ'овсдонаые исследования позволили точнить эти даты а внести ясность в шоиц/еся сундения.Этому ¡пособствовалк приведенные в реферируемой диссертации :з визни и творчества самою ОЕ._га, воспоминания и рассказа

гчуков и правнуков устадч.и.самое главное,расиифровка надгробной -эпитафии.Эти достоверные факты в неналой степени содействовали тгкже и изучению литературной .среды,окружавшей аыыга.

Аиыг Валпх был рог юсторонке развитой личностью.Он в совершенстве овладел многими научными знаниями своего времени. Этот ноститцй художник,получив начальное образование в ыолло хане - духовном училиве,впоследствии продолжил его ч медресе Сильная тяга аиыгскому искусству л конце-концов связала ег судьбу с Ашгом Самедом.к которому он устроился учеником.Изучая с помоцыз устада сзюеты этого искусства, Лпшг Валех очен скоро прославился и сан,завоевав широкую известность.

Согласно кмеицимся данный,Аиыг Семед жил в конце ХП1 -середине XYIII веков.Большая ч -.сть его творчества была утери и лишь незначительная часть его стихов дошла др наших дней. Эти сохранившиеся образцы, а также стихи Ее." зха,написанные в форме обрагешг. к своему устаду,свидетельствуют о большом /"ровании Ашыга Самеда,являвшегося известным мастером-а'пыгом своего времени.В реферируемой диссертации впервые приводятся сведения об этой устаде,исследуются его связи с Велехоы.

Настоящее имя мастера-ашыга,прославившегося под псевдонимом Валех - Сафи.По словам зго праправнука Х.Нирзоева,именем Балех его назвал устод Самед.Слово яе это обозначает "увлечен Ний, очарованный,влюбленный в природу, в .красоту".

йсследоьаяие кивни л творчества Ашыга Валеха позволяет выдвинуть ряд интересных суждений и о Зарнигяр ханум - гене Валеха.До сих пор она считаль^ь исследователями дастыной героине:!,но не исторической личностью.Зарнигяр хануи родилась в Дербенте,где и овладела секретами ашыгского искусства.Эта яендина-аиыг, прошедшая сложный,тернистый жизненный путь,ветре тилась с Вале..ом, одеряав победу кад 39 ашыгами, и, связав с ним свою судьбу,до последних дней провела свою аизнь в Абдтл-Гю-лоблы.В настояиее впемя ее могила находится в этом селении.

•Тесные друкескиз и творческие уэы связывали Аиыга Валеха со многими его современниками.Одним из. них был знаменитый поэт i? Государственный деятель .Нолла Панах Вагиф.Это ясно видно из стихои-обрачоний Волеха к Вагифу.Сохранились я другие сведения о связи этих двух видных личностей.Так,однажды

ицг Валех подверг резной критике сельского ¡г/ллу Полла Кери-з,вследствие чего путинский каэий собирался наказат- его.И, элько прибегнув к помощи Вагифа,аииг спасся от наказания, травившись в Кербелу для очищлтя от греков.

Узы друнбы связывали Лшга Валеха и с поэтом Ганбаром, сходившимся ему двоюродным братом, а -.акае учеником. До паи ах 1ей лОили несколько состязательных стихов-деиаме этих дву;. :тадсп-аицгов, отражавших их отношение к различным событиям ¡й эпохи.Они свидетельствуй? о большом даровании ш лга.опре-:ляют его место и позиции в литературой среде.

Определенное место в литературной .реде >.111.. века зани-1Л и Абдулла Дяа'ызаде,который та,ле бил связан друк скимн ;ами с Аыигом Валехои.О друкеских связах и хороших отноиениях ;нду Ибн Днани, отличавшимся добрым нравом, приятным характер -и, [авностьи поэтического слога,и Корбелаи Софи под псевдонимом :алех",упоминает и Зиридун бек Кмерди.Об этом не свьдетель-■вует и стихотворение поэта,иачииавцееся строкой:"Эй Сафи, г/о дон иаха Чадязфа бил твоим пшсташ1цем",Кос чоь \е в^а-юотноиениД Апыга Валеха с Баба беком.Ф.Кочарли писал-"ЯоксЧ-п Валех,будучи религнозно-набоннын неловком,прогрессивно сляцей личность!), был в то не время приятным, общительный со~ седнк.сон,шутником,лчбяцим посмеяться, Так как его.Бяс'т бека, я Дмани и Аиыга Ганбаро связывали дружеские отношения, гни с да в шутку подтрунивали друг над другом".* В свете изучения тег или иных сторон низни и творчества Мы-Валеха венное значение имеют его состязания-дэномо о даль-ми и близкими устгдами-ашыгами.Эти деиыие свидетельствуй? большой наблодательнсоти Валчхп.его незаурядных способноот-,логике мыяленпя и мудрости.Аииг Валех поддегчивол сзязи 1 оводил состязания-депике о азыгеын-устадпми не только з Ка-бахе.ио и далеко за его пределам! - л Нахичевани,Ардебиле, амбуле, Дагестане, зе оевав известность маститого устада.

Традиции, ярко проявивгчеся в тво^чест е Аиыга Вал зха.впос-дствим были продоли-нц его последователями в Абдал-Гплаблн -.¿том Дгалалон.Апчгом Ахкедгч,Авдгон Самендоц.Аыыгом Аллахи. р~ , /лигой ллишсром, Апыгом Аббаскулн, Апь.'О" 1 асаном, Апыго!- Ру-

Сочорли Ф.Аз рбаПдяанская литература, т.г.-Баку :3лм, 197^, • 321. / на азерб.яз.,

-:o-

1,ейном,Ашг Кязимом и другими.Внаменатеяьно.что искусство это по семейной традиции продолжается до сегодняшнего дчя и собственны!,га ьнукаш и правнуками ашыга - его сыном Аллахвер ди,внуком Алекпером,правнуком Аббаскули,и,наконец,прапргзнук кшыгом Хаспо*адом.

Определенный интерес представляют и даты записей стихов этого ашыга-гфофессионала,прошедшего большой творческий путь имеющего богатое наслпие, ставшее объектом иеиэмеиг )го интереса для литературоведов и школой мастерства для последователей. Исследование позволяет заключать,что еще при жизни вшы его стихи стали звшгывь:ьея отдельными лицами.В настоящее время рукописи стихоч ашыга хранятся в'Республиканском рукописном институте АН Азербайджанской ССР т. джунге - А-84Д055< дпунге -Б-1?78Д1516,Джунге-Б-л9бб/1Г,677,дчунге-А-ЗЧ7ДЗб69, джунге-Б-1601/5859, дяунге-Б-Р35Д05Ч1, джунге-Е-1330/Э81б, дкунге-Б-1251/112ь8,диунге-Б-1761/10653,дж> нге-Б-1761/11516. Указанные руколись имеют большое эначение как песвоиоточники с держащие сведения об ошыге,оставившем ценное классическое наследие,и о его творчестве.

Особая заслуга в деле собирания творческого наследия Аыыга Ввлеха принвцлр*ит Г.Э.Гвибову.В своей книге "Сборник стихов известных азербайдяанских поэтов",наряду с такими мае-терами художеств иного слова,как П.В.Видоди.И.П.ВагифД.Зв-кир.Н.Ф. AxyHflcJ, автор приводит также стихи Ашыга Валаха, отли-чаюпиеия яркой самобытностью.Предегавляюцие интересный материал для изучения определенных сторон жизни устада,эти стихи свидетельствуют о том,что Валах писал в классическом стиле.

Наиболее обширные и всесторонние сведения об Ашыге Ва-лехе дал ф.Кочарли.В своей книге "Азербайджанская литературе' в статье "Кербелаи Саф . под псевдонимом "Балех" Ф.Кочарли г-остарадся обстоятельно осветить жизнь и творчество устада.

Визывает интерес и jonpoc о переводе на русский гэык творчестве аз'чга.Игчало этому доброму делу та^на было положено ф.Кочврли.В СМОМПК наряду со ст£?ьей "Песня Валеха" былопубликовано на русском язы"з знаменитое "Вуджуднаме" ашыге.По поводу перевода этого произведения положительно высказывались п.Гордлевский и ЛЛопптпнскйй.Повеетвувцая о «нани людеП,об их деятельности от рождения до смерти,эта

лесня проникнута оптимизмом и глубокой верой в лучшее будуцее. !1а сегодня имевгся несколько изданных и неизданных вариантов "Вуджуднаме".Сопоставления показывают,что вариант,представленный Ф.Кочарли,наиболее иолноцеиннй.ибо этот ученый-литературовед исторически был болев близок к аиыгу.

Интересные и новые сведения об Аиыге Валехе были даны Мамед Рагимом.В отатье "Народный поэт Валех" он писал: "Народная литература,составляющая главную кровеносную артерию аэер-байднанскоР литературы, благодаря некоторым силам,стола активизироваться, начиная.с 23-24 гг.Однако творчество таких известных народных поэтов,как Хаота Гасим,Гурбапи,Нивруз,Валех, произведения которых стали притчей во языцех среди ньрода.не'было достаточно освецено",Продолжая свою мысль,автор далее пиоал: "Поэтические состязания Ввлеха на берегу Курц еце до его вотречи с Зарнигяр свидетельствуют о том.что он был современником таких поэтов,кок Перизад и Мазан".*

Особые заслуги в деле собирвния к издания стихов Аэыга Вал-;ха принадлежат С.Мумтпзу,Г.Лл?эадз,0.Ахундову,Ф,Нехти,а. Нирзоеву,М.Хакимову,Г.Арифу.В разных сборниках ими была представлены различного содержания гзрайлц,гошма,теданисц,диваны, мухаммасы уотада.Наряду о этии,значительная часть стихов Ва-леха сохранилась в народной памяти,передаваясь из угт в уста, а такае в архивах к дзунгах.В хода исследования диссертантом было собрано 76 стихов аиуга»25 из них были записаны из уст Ашыга Хасполада, жителя оеле»ия Абдэл-Гштблл Агдамского района,? стихов продиктованы в 1985 голу Акперон Нуриевым. В 1965 году были собраны и записаны 8 стихов уотада и иовиП вариайг дастана "Валех и Зарнигяр" из уст Аинг" Азди,проЕИва-цзго ж селении Гаймаглц Казанского рсйоп.З отихотаор-ния -от О.й./н-дова в г.Рчку.дастан "Талех п Лгигат" -о? П.ХекнкОва.ЗЗ стихотворения были обнарукень з республиканской рукописном институте АН Азербайдяаьскоа ССР.В реферируемой диссертации издаг'я и сборники впервые подвергнутц аьрокоиу анализу,посла-дованы их удиЛное содержание и особенности мастерства.

Дторая глава диссзр-зщ.д - "Творпестго Апцгэ Валеха"-п о свячанГЁс следованию идейно- тгкатпчеезогэ содержания ё г о стихов и двстсиов.Аинг Валах -одни из точ^зроь-уоталоз,

1.Намед Рагим«Народный поот Валех, Коммунист,1928;13 яирзла. / на азерб.яз./.

чество которого нуждается ь серьезной исследовании. Стихи ашы гк-высокохудоаественные поэтические образцы,воспевающие нравственные ценности,общечеловеческую любовь.В них нашли о.ранение присущие азербайджанскому народу мечты и чаяния, отвага, ;ероизм,дружелюбие,стойкость,справедливость,верность,а тише осуждение алчности,злодейства,коварства.Исследование показывает, что основу творчества Ашыга Валеха составляет многотан-нпя и многотемная лирика -любовная и общественно-политическая.

Любовная лирика,будучи главной линией ашнгского творчества, отракала в себе и отиоаеаие v соЕечеловоческш« ценностям. Это чувства,ставшее постоянной н вечно живой текой литературы, воспевалсь как в письменной литература,тек к устном народном творчестве на уровне чбцечеловеческих идеалов.Любозная лирика Ашыга Валеха привлечена к исследованию в ^ефорируеиой диссерта-Ц"И в двух аспектах:

I.Воспевание обцьчеловечес ;ой любви.2.Поэтизация -'.звечнай природы.

Воспевание общечеловеческой любви.В своем творчестве к дычой теме уотады-апыги обращались наиболее часто, выдвигая на передний план свои искренние чувства и мысли об общечеловеческой сущности любви.По справедливому утверждению проф.и. Хакимова:"Общечеловеческая любозь-ведуций мотив сшгскоп поэзии":^ Не случайно,что,как и сказители-оааны в дастане "Кита-би-Детге Коркуд",н в ашыгскок творчестве-всех по ледувцих времен ашыгй-ус*ады с побык вдохновением поэтизировали лбцечело-вечность любви.Они рассматривали аенскув красоту,возвышенные любовнче чувства,Беглость и преданность,душевны страдания как символ недосягаемости.Подобные описания встречаются и 2 творчестве Ашыга Валеха.Чувства любви к земле,родине,семье, возлюбленной наши свое яркое,красочное отраяение в его стихах, написанных с больщш мастерством, на высоком худояеотвениом уровне.

В поэтических воспеваниях Ашыга Валеха красавицы обличаются простотой и искренностью.Самые высокие, благородные качества, присущие человеческой натуре,возносятся в его восприятии до обкечеловечрокого уровня.Богатотво духовного мира в утверя-

I.Xqkkhob ¡1. Азербайджанская аштская литература.-Баку :Язычы, I»B3,c.I50. /но еэеуб.яз./.

дении ашыга самое главное богатство.В поэзии Ашыга Е леха женское достоинство, нравственность,моральные качества доносятся до читателя как возвышенный лдеал.

Агшг поэтизирует красавиц,сравнивая их с загадкой природы. Он уподоблягт их пеки-макам,стан-кипар".су,смех-бутону.Творчески ра' вивая идущие от предшественников традиции, ашцр Валех достиг1ет неповторимой поэтичности.

Саллана-саллана багь чыханда, Сэрв гамэтнпдан хэчалот чэкор. Лале данагандан, неркиз узхндеч,. Ггнчэ К"луаундон но даме г чэкэр,

Когда тн,жеманясь,выходишь в сад, Кипарис стыдится ,.ри виде твоего стана. Твои цаки затмевают мак.:,лицо-нарциссы. Смех ке твой подобен бутонам цветов.

/подстрочный перевод/.

В творчеотве Апига Валеха любовь воспевается многопланов. Так,описывал свои красавицу,устад не ограничивается поэтизированном ее внешнего облика,стана, походки,кокетства,способных затмит: псе и очароврть всех вокруг,одиоврзмйгчо он выражает и свос искреннее отношение к г^й,передает любовьле чувства и переживания.В творчестве Велеха любовь прздетает как эликсир низни,венская верность и неверность,нарушение обета,ревность, преденность и нелортояно^тю -всо эти извечные спутники любви, многократно оппсаниыв.постами и имевцие устойчивые символы я восточной литературе,в творчестве уотада носят совершенно иной хароктер.В этом смысле поэзия Валсх кик бч сливается с народным творчеством,ь его стихах больше.стойкос-и.гордооти, мужества,святости,Дазе при неразделенной или отвергнутой,обма-•гутой любви,иалабн и сетования, столь характерные для классической любовной лирики» почти отсутствуют 13 них.Сильная вера в лвоовь воепчтала его в таком возЕышенлом духе.Г,Арайлы ха-рактерир^ет его следующим образом: "Ве'-шость любовной тгии ■ обусловлена ¿ыреяенкен через любовь человеческой нравствен-. ность,высоких человеческих чувств".1.

В творчестве Ашцга Валеха воспевание -'челоьеческоа гюбви

ЬАраслы Г.Апыгское. творчез.ао.-Баку,19бО,и.9. /на аЕ';р*.яз,/

охватывает не только взаимоотношения возлюбленных,но и матерински любовь,отнош°ния .:в*ду детьми и родителями, дружбу и другие чувотва.Каждое из них нашло оъое комментирование в реферируемой диссертации на основа конкретных поэтических произведений.

2.ГЮ^тизация извечной природы.Значительнув часть любовной лирики Ашыга Велеха составляют описание и воспевание красоты природы, родищ.Поэтизируя свои чувотвб к родней зем..е, народу, уотад описывает загодочнооть природы,изядество и хрупкость цветов,суровую красоту отвесных,недоступных скал,гордится душевной гтедройтью и п: эдвиностью людей этой а ем ли. В его представлении родина сИмголизируетоя как неприкосновенная святыня Это чувства,переходнцее из поколения в поколение,воспитывало в людях такие качества характера, кок •теогибаемооть, выносливость, лпбовь к своему народу,г родной земле.И г. о этом;' родина для всех ез детей -это опора и надекда.Отраление этого чувств) в народном творчестве вызывает особый интерес.Некими предками высказано немало,Мудрых и прекрасных слов о родине и земле, сложено песен о пленительной красоте природы, о преданнооти :• верности людей.В них содержится достойный ответ тем,кто был недругом этой земли,кто имел злые намерения против нее.В них прославляются ее иотинныв друзья.Враги,разорявшие родину,покушавшиеся не чес. л» девушек и женщин,ведавшие гписвоить ее богатства,удостаивегйс^Гсмерти.Те яе,хто ступал на э.у землю как друг,с доорыми помыслами,-встречались хлебом и солью,с открытой душой,» их честь устраивались пиры и веселья.В стихотворении - гошме устада с редифом "Вар" /Есть"/ это чувство выражено ясно и просто:

ФеЗруз.со^ло Истамбул пашасына, Гарабагын чох дгдерли ады вар. Достлар учун ормэгапды Ьвр ¿аны, Душмэн учун мин туфаны,бады вер.

Фейруз,скоки Стамбульскому паше, У Карабаха очень гтояцее название. Для друзей тут кругом все дары, Для врегов тут тысяча ураганов и смертей.

/подстрочны!; перевод/

3 этой гошме содеряитоя поэтическое осмыаление жизненной правды,любви к родине. Ашыг выразил эти чувства с больаим мастерством, образно и художественно.Стихотворение в поэтически форме передает мудруо чароднуо поговорку:"Доот кэлиаи бедрам олар" /"Приход друга есть праздник"/-

■ Подобные стихи в творчестве Алшга Валеха составляют целый цикл.Зто дает основание утверждать,что Авыг Валех,как и его предшественники и преемники,ив был равнодушен к природе, вэраотивипй его на своем лоне.В поэтическом творчестве пшыга пэвечная природа в с том прямом смысле слова составляет ведущий мотив.Однако поэтический мир этого большого устада не ограничивается только любовной лирикой,В творчестве Аиыга Валеха значительное место занимает и социально-политические мотивы.

.Социально-политическая лирикг Значительная часть творчества Ашыга Валеха посяяпена критике обдесгвенно-политического строя его эпохи и фанатярма. Как и его предшественники Гурбани,Аббао Туфарганлы.Сары Ашыг, а также современники - Апыг Се 'вд.Аиыг Гвнбар,Аг Ашыг и другие, Ашыг Валех был одной из передовых личностей своего времени, обладавшей широким мировоззрением.Столкнувшись раньше времени с разного рода жизненными невзгодами,он ясно увидел и понял взаимоотношения меяду людьми, а такае позиции правящих кругор по отношению к низом.Всо происходившие на его главах отрицательные явления -попрание сп аведливости,угнетение,неполная эксплуатация народа -нпходили огвецение в его стихах.При этом Ашыг Валех выраяал свое отношение к этим событиям.В этой отношении представляет особый интерес его стихотворение "teJim-mu?" /"Разве нет"?/:

Тарихин чарданц бкзэ jan весир, Залыма.челлада гувбвт,ган верир, Фагыр-фтгаралар вахтсыз чан верир, • Замена jохсула дуокен де,)илми?

История двинется мимо нас,

Еестоким палачам.дает силу,кровь,.

Несчастным и беззаиитным -безвременную кончину,

Не враг ли обездоленному бедняку время,разве нет?

/подстрочный перевод/ Такая слтуиция била обусловлена самим временном,той эпохой,Подобно другим ешигаи,Валек токе глубоко печалился,: :эг-дз видел,что такие понятия,как справедливость,правдивость,че-ловечноот. .утеряли свой истинный,реальный смысл в той среде,' где он нил,

Ашыг За..зх неразрывными нитями был привязан к своей земле, к своему народу,И только в этой привязанности следует искать прг{ч;:ны неотделимости его,как народного певца, от своего народа,умения V! готовности ашыга ризделят;. о народом любое горе и радость.Имея в виду именно згу характерную особенность ноту-рц Вряехг Самед Вургун писал:"Люди,искренна связавшие свою оудьбу с судьбой народа,посвящающий свои творческие и жизнен 1ше способности народному счастью,приобретают вечную любовь и увакениз народа".*

Несмотря на отрааение в творчестве Лпыга Валеха беопоцад-ного гнета и истязаний народа,бесправия и несправедливости, •оно свободно от проявлений пессимизма,подавленности я зитвор-нг'зотва.И^ая это в виду,Ф,1-!охти пишет:"Еалобы и сетования на свою эпоху не приводят видного мастера к отиелышчеотву.Напро-тив,в оамих этих калобах ми видь., оптимизм поэта,его вер" завтрашне день",ь

Во многих стихах ашы! з сквозят бесконечная ненависть, презрение к влиоть имущим,прекрасное понимание причин несчастий народа и вместе с тем гордость,Чувство собственного достоинству

_К любовной и общественно-политической лирике Ашыга Валеха тесно прямике'?* п его даотонноо творчество,Важное место в нем занимает слокноссаетиый'дартан,

Цчстац, считавшийся сами!-! болшим по объему лирико-эпическим произведением в народном творчестве., с дрейнеГших времен ' ииеновьлся по-разно»<у!-йгузисме,тсСо, бой,повествование, ¿стерня, сказка.

Дестэ'шоэ творчество составляет виачительнув часть азер-_байдаанской устной народной дцтера*урц>Уак^стпдц-адыг.;, об-

■ .Т.Самзд 4/ргун>Во имя больного искусства,-Ваку:Гяндйлик, 1270, • с.125,/но аэ^рб,Я5,л '

2»Саимь йехти,Предисловие к кнлЛаиг Валех.Горц кийкио.ьноо-■ кие4-Бак7;Гяцдалик,1970,с»5./на осерб.яз</,

обг?ая в лирико-эпическом плане характерные события сво я эпохи, приключения и происшествия, о'одераательный жизненный путь, пройденный отдельными историческими личностями,слагали дастапы в их честь,Для подтверждения этой шел»- достьгочно будет назвать такие героические дзетам.!,как "Китаби-Деде Коркуд","Ке-роглу". "Гачаг Наби",',гачаг Керем'УГачаг TaHpuBepfln,,> а такяе любовные: "Лейли-Недянун", "Лслп-Керем","Лшыг Гариб", "Гурбани", "Аббас и Гюльгез","Гул Иах!р/д",/"Раб-Иах!!уд"/,"Ллыхан-Пери", "Валех-Зарнигяр" и др.

Любовные дастаны создавались, разними путями. Проф.П.Эфен-диев,касаясь епщгских любовных дастанов,пииет:"Создание аиыг-ских д9Станов,по нашему мнению,шло двумя путями.Бо-пера х, каждый изь-стицй устад-шлыг слагал о себе дастан.Сода входили основные факты из его низки vi стихи.Бо-Еторых же, это т-астаны, создаш!ь,о преемниками после омерти уотвдов-аиыгов".1В п'":сер-тоции утзеркдается.что для еэдгекого творчества первый путъ был ■ основным.Об этом свидетельствует также опыт современного апыг-ского дастанного творчества. ПрофЛ!. Г. Тах^асиб пишет:"Приписывать создание дастан э на основе стихов устадов-ашыгов неизвестным .лиц ом, в большинстве же случаев,ученикам этих ошнгов, принимать это эа основной фактир,по "нашему мнение, значит лишать устадов их способности самим создавать дастанное творчество".^ В работе обосновывается идея,что дастаны "Валех-Зарнигяр", "Талех-Агигат" созданы самим Ашигом Валехо...

Дастан "Валех-Зарнигяр1' отражает начальный период лизни устада.Впервые дастан бнл записав фольклористом Г.Ализадс в 1927 году из уст Шаира Вели,жителя Тйузского района и включен в книгу "Дастаны,сказки"/1937/.Познее,в 194'4 году,А.Ахундов с небольшими изменения!.« записал его из уст Ашига Меиеди Дада-ша /селение Ахмедли Ленинского района/ и включил его в третий том "Азербайджанских дастанов"/00^РЗ-вль и составитель А. Ахундов,АН Азерб.ССР 1967,с.255-289/.В качестве последнего варианта он был издан в книге. "Азербайджанские лэбовные две-тпны"/состивители: И.Г.Тахмасиб.Т.Фарзалаев,М.Аббасов,Н.Сеидов,

Г.Эфендиев П.Азербайджанская устная народная литоратуро.-Вапу:

Ыпориф, 1987,0.278./ на азерб. яз./. с.Тахмпсиб М.Г.Азербайджанские народные дастпкм.-Баку Злм, 1472,с, 19./на азчрб.яз./.

1979,0.356-381/.

Последующий период жизни Ашыга Валеха отображен в дастане "Талех и Агигвт".Долгое время оведений рб втом даотане не имелось,Впервые дастен был запиоан фольклориотом МДакимовым из ус?1 устодр Ашыга туоейна Днавана из селения Азизбейли Касум-Исмаиловского района. Другой вариант этого дастана был записанными со слов родственника Ашыга Валеха - Х,.'1ирэоева. Между двумя 1-?ини вариантами наблюдаетоя небольшая разница.В дастане повествуется о жизни сына Ашыга Валеха -Телека.Говорится,в частности, о том,что,став известным ешкгсм-устадом,Талех приглашается на к дялис Ширванского правителя Абдуррахман хана,Увидев таи дочь правителе Агигат ханум.он влабляетоя в нее.На этом пути оба возлюбленных сталкиваются со всевозможными бедами и мукамп.Неьонец,при помощи добрых сил влюбленные соединяются друг с другом.^ реферируемой диссертации проводится широкий анелиз доптана.раосмаариваются традиции .. новаторство,делаются обобщения и выводы,а именно то,что "Талех и Агигат"-продолвение дастана "Балех-3арнигяр",0ба дастана,как образ"ы высокого ху-докественного мастерства, стоят в одном ряду с к..ассичеок"ми даотанами.

В третьей главе диссертации - "Особенности мастерства творчества Ашыга Валеха"-на основе богатого фактического материала анализируются и комментируются использованные Ашигом Валехом худокественно-изобоаэительние средства,различные поэтические прием»' многочисленные тропы, пословицы'и погояорки, идиомы и афоризмы,способствовавшие более яркой передаче масли, авторской идеи,большей красочности к выразительности образгв, убедительности и реальное.»'и картин, вмоциоиолыостг и действенности.

Основу поэтичесчого .твор»"сгва асшга составляют баяты.гои-и&,ге„айлы, дивсни,мухаш-!асц, являющиеся рамш-ш подвикиыми и гибкими формами силлабического стиха.Одтш из главных качеств творчества этого аа^га является использование в отихше всего богат^ва смысловых оттенков языка,выразительных средств,достижение гармонии к м^ыкальности звучания.

Дшыг.Велех - мастер иЬозрро8Ыия слов,искусно использований! лексические возможности языка*Как и в классической д^ера-турз.в творчестве пр&дшественк.:ков,в поезии АзыГа Валеха часто

встречаст^я традиционные уподоблзния:бровей -луку,ресниц-стре-лам,чела-луне,лице-солнцу,сткна-кипврису,пек-маку,яблокам. Вследствие использования этих характерных у одоблений в своеобразной манере, присущей творческому стили устада, они получили в err поэзии новое звучание:

Набэлэдвм улусуна, cojyna, Мина хэрдешше.уча бодуна. Диване ВалеЬи сон ал годнуна, Еле бил ки, бтдбул кулэ букулмуш.

Неизвестны мне твой род и происхондение, Перламутровая шея, высокий рост, Прими безумног. Валеха в свои объятия. Вообрази,что соловей приник к цветку.

/подстрочный перевод /.

В целях достиьания образности мысли,усиления поэтического звучания стихотворения /зыг Внлех широка использовал различнее виды художественных вь^азителыщх средств;метафоры, эпитеты, метонимии,сравнения,афоризмы.

Как известно,изобразителоние средства являг^ся важной составной частью поэтического языка,без которых невозможно представить себе худоь-ственное произведение.Слоеп могут быть использован» в языке в различных значениях.Смгслоше возможности лзыкп безграничны.Худояественные выразительные ерзптчп /метафоры/ тесным образом связаны с семантикой с^ава.

Мэн севмипом пг тзтнде халыны, Лохси мэнден кизлэр Mah <вм альты, Дивана BaaehHH эрзи Ьвлынн, Оусифи-Кэп"ана дедин,не деди?

Я полпбил роди ку на бел^и лице,

Или скроет от меня солнце.свой прекрасный лик?

Когда рассказал ты о состоянии одержимого Палеха Ей,подобной Юсиф-Кечапу,что сказала оно?

/пог^трочинЧ перевод/.

В донном стихотворении ашыг чепользует такие эпитеты,как "ar уз" /'бзлое лицо"/,"itali ченол"/"солнечнкй лик"/,уподобляет возлчблеиную Поиф-яедаяу. ' . '

Таким образом,вал эй особенностью творчества Балеха является использование всего богатства выразительных средств языка, его оттенков и возможностей,поэтизация на высоком художественном уровне переливаний и страданий героя,внутреннего мира лирического "я",В,Г,Беашнский,оточчая вакнооть этого качес ва мастера, писал ¡"Художественность состоит как раз в том, что одним штр-хон, одним словом до нас в вивой и всесторонней форме доносится то, что без художественности не выразить дазе в десяти томах '^Художественность обусловлена ее структурными факторами, формальными признаками стихотворе' »я и самим словом как пг з>Ьч.йшнм средством,То, в какой степени удается мастеру отшлифовывать посредством художественных красок то или иное низн* ч-ное событие,свидетельствует.об уровне его мастерства.Валех нринрцлепт к числу устадов,обладавших большой силой худокест-венного мастерства.

Ритм э стихотворении выступает в качестве одного из главных художественных средств,Для азербайджанской поэзии первым показателем ритмичности является сдог.Стихотворение строится на основе слога,который,превращаясь в средство для воссоздания музыкальности,созвучности,гармонии и эмоциональности,увязывается со егчиловой нагрузкой,Это является следотвием того состояния, которое связано с духом,убеждениями, мечтами и чаяниями, душевным настроем народа,Равенс'иО количества слогов в ст! кап является амой устойчивой закономерностью для народной поэзии. Оно выступает в качестве ..арвейыего средства в достижении музыкальности, составляет основу мелодичности,Подобные поэтические фигура использованы и в творчестве /лига Валеха,посредством которых п бцли создана "удойественные образцы высокого мае- • терства. '

Одним из орздотв,ооотавлярцих ритмичность в творчестве Диыго Залеха, являются ровто^ы.Использование их по назпичешш, созвучность в обцей гармонии приводит к плавному звучанию мысли,^ многокрасочности.Так,ярким прицаром вышесказан эму слуаат такие строки и:. стихотворения ькыга с редифом "Олсуч" /"Пус,'Ь б"дет"/:"Туф<п1 едсун.бораи олсун,гар 2Ж!УНП /"Пусть йузз? пурга,иусть_буа§т буря,пуст]._£ггяет снег"/, "Ьокм ¿¿юун, диван о^лн.дар СДсун"/"Пусть_б22ет приказ,п£сть_б^дат с"д,

стихотворения с" редйфоы*"Вар,г I» Вел- некий В.Г.Гзбранные стагьи.-Баку:Гянд2лкк,19'Э, с.226

/"Есть"/: "Бирману Кэичзди, 6iip_jom Ширван"/"0д»9_стрронп_Г.чн-Дяа.о^на^ тойона -r::ipBtm"/. "b»p_JoHH Лраз^л, tí«p_jnHu Пуган" Арнз, озка_стороно -¡]угвчь"/.

Стихи Диыга Валеха.как любовным,так и сбщоственно-ноли--тичес-ш содержанием,итличаэтся плавностью языка,точностью и ясностью выражаемой мысли,богатством художественно-изобразительных и выразительных средств.

Важное место в творчестве Аиыга Валеха занимают такие дастаны, как "Валех-Зарнигяр","ТолеХ и Лгигат".Среди достанов,содержащих характеристику эпохи и времени,отражащих тонкие и нежные любовные чувства,"Валех-Зарнигяр" выделяется евгчй неповторимостью, художественно-изооразительными и выразительными средствами.С точки зрения художественности описаний особое з'начени- приобретают формальная структура дастана, ».ослеяо:зат&ль~ ность эпизодов,следующих друг за другом, взаимое лгэъ событий, размеры стиха,убедительный Характер изображаемой действитель-. ности.

Дастан создам но основе чередования прозаической и стихотворной частей.Каждая из частей отличается поэтическими ладами, своеобразной ритмичностью я гьрмонией,интонацией я .музыкальностью. Характерной особенностью азербайджанских достанов,в том числе и достанов "Валех-Зарнигяр","Талех и Агигат",являются ритмичная соразмерность прозаических фрагментов,зыделл-сцихся своей поэтичностью,музыкальной гармоничностью.В щи отчетливо проявляются внутренняя рифмовке,созвучность меяду словами. • .

В ашыгском творчестве основу ритмичности и звуковой гармоничности в прозе составляют повторы»Употребление этих повторов по месту назначения, эмоциональность, создаваемая им>., порождают возвышенность чувств,привносят i текст приподнятое настроение.Частота употребления слов, близки., по значению, наличия паузн,интервала между выражениями,использование слов,характерных для дастанного творчества,широкое обращение к уподоблениям и описаниям -see это проарадается в средство для создания ритмичности в прозе.Например:"Вир дэ кор^т базарын ичиндэ бип. гыз вар,пдамни аглыны аппрыр.Гияни заяындя гырх кезел мрпбоа вар ки,Ь£,1->исы инч-эбел,гарагаз,гараквз.Амма Ьеч бири хагама охчемцр. Канун гэл мэни кер,дердимдпн <?л бир гнэячр"./нол- .

строчный перевод;"Вдруг увидел посреди базара девушку,умопомрачительно}! красоты.Рядом с девушкой находились сорок прекрасных служанок,все с тонкой талией,чернобровые,чеоноглазые.Но ни одна из них не чОгай сравниться с госпожой.Красота госпожи лишала человека чувств",/.

Ритм создается едесь при помощи языковых средств,Вышеприведенный ох рывок имеет своесбразнуи особенность рифмовки.Используя широкие поэтические возможности художественного языка,а также синтаксические фигуры,автор строит свои мысль на оснсзе интересных сравнений и описаний.Как *идно,рифмовка ооздагтся посредством периодической смены ассоциативных и символических ьаралеллей различных ситуаций и событий .происходящих одновременно.

О~;чоя 13 поэтических фигур, создающих ритмичность в прозе, является интонг^яя.Она порождает между слогуми,предложениями и,в целом, з тексте такую гармоничную созвучность,какую не может создать 1ш одна из форгчлыщх поэтических фш^р. Например:"Пн~ ранлар, нуранлар, дастан ¿озуб-франлар бела нэгл едирлзр". /Дословно -."Древние благообразные,светозарные старцы,слагатели Дас-тапов так сказывают"/.В диссертации подвергнуты анализу все вис сохудог-^твенные оообзнности мастерства диотана, поэтические структурные фигуры.

Путем обращения к народной ризговорной речи, пословица л поговоркам Ашыг Валех добился усиления поэтического звучания стихотворений,многообразия ¿го смысловых оттенков, гибкости и ну зы»сальностиЛ'«к, например:

Дэзуи ыеддаш чда вр 1тшр едлар.

Когда гозорит хвастун,саз бывает невеждой'

Иун до лен пока: лть доблерть на поле боя, /подстрочный перевод/. •

>?ли же:

^шыг ВблеЪ сэнэтиндэ Закылмаз,

Одда гцъармаса полад донулмоз,

Чан адрылыб чандан баицм дардадыр.

Ая"-1Г Валех не ошибится в своем искусстве, Без золота но понять значения слола ювелир, Если сталь не закалится в огне ее не заточить, Душа в разлуке с дугой,тоскливо мне.

/подстрочный перевод/.

Подобные образцы составляют л творчестве устада целый цикл.Одним из наиболее часто употребляемых в творчества Ашыгв Валеха выразительных средств япляются художественные вопросы, художественные восклицания и обрацения.Использование их по надобности придает блеск стихотворений,делает его болео образным и выразительным.

Таким образом,творчество Аяыга Валеха представляет особый интерес по совему идейном}' содержанию, богатству уудожествеино-игобраз;.тслышх и выразительных оредств.Высокие нравств-нные помыслы,ваяные актуальные общественные проблемы,поднятые - его стихах, обусловили их непреходпцую ценность,стали литературной школой для апыгов последуюцих времен,превратившись в образец настгчцего искусства.

Заключение. Псоледователькг"? исследование творчества Ашыга Валеха привело к интересным результатом.Записывание из уст народных аксакалов отдельных вариантов стихов апыга с проведением сравнительного анализа с изданиями разных времен,широкий их разбор,тщательный анализ способствовали выявлению более совершенных вариантов,Собирание живуцих в народе историй и воспоминаний, связанных с жизнью ашь-^а, также способствует реиенир ряда спорных вопросов.

Социально-политическая лирика Аиига Валеха является основательным материалом в деле изучения общественна-исторической ситуации в Карабахе в НШ веке.С точки зрения продолжения традиций дастанного творчество частаны "Валех-Зарнигяр","Та-лех и лги'гат" стоят в одном ряду с классическими любовными дастапани.

Пповедошгае исследования показывают, что'Ашиг Валех - мастер,воспитанный'на традициях,творчески использовавший классическое наследие,гинтезироваваий традицию о новаторством.

Своими стихами,написанными в классическом стиле,Ашцг Валзх оказал заметиоо влияние на литературное развитие.Это отчетливо

ороступвет и ? литераторе доследующих периодов,в частности i творчеотве К,3акира, Х,Натавай,П, Абдуллы и других.

Ашыг Валех оказал сильное воздействие и на ашыгское творчество последующего времени,Сравнительный анализ показывает, что он стоит в одном ряду о класотеокими представителями' аиыгского искусства,Творчество Ашыга Валена благодаря овоей . Г'?манкотичеокоЯ сущности,устремленности в будущее,поатизеции Ицечеловаческих ценностей современно н актуально для всех времен.

Основные полокения и выводы диссертации нешли отражьаие в одедувЕ^'х публикациях:

1.Ашыг Зернигя~.-Азербайджан гадыны, 1983,12, 0,5 п.л,

2.Новые стихи /лшга Валеха.-./лдуз,19е8,£ 10, 0,5 п. %

3.Аиыг Валех,-Здебият ве индкесенет.ХУЗЭ, S феврал, 0,5 п.л.

4.Карабахск. i литературная среда и Аэдг Вадех.-Элм ве хая'*, 1989,& 4, 0,7 п.л.

5*Ашыг Валех.-Пионе. ,1990,$ 2, 0,5 п.л.

б.Мастер tour Валех.-Азербайджан, 1990, JI б, 0,7 п,д,