автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Жизнь и творчество Баки Урманче и его роль в татарском изобразительном искусстве
Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизнь и творчество Баки Урманче и его роль в татарском изобразительном искусстве"
На правах рукописи 005042631
Ахунова Рушання Тагировна
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО БАКИ УРМАНЧЕ И ЕГО РОЛЬ В ТАТАРСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Специальность 17.00.04 - «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
1 с в. к
Москва 2012
005042631
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова» Российской академии художеств на кафедре теории и истории изобразительного искусства
Научный руководитель:
Михаил Федорович Киселёв
Доктор искусствоведения, профессор
Официальные оппоненты:
Хромов Олег Ростиславович
Доктор искусствоведения, профессор, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, заведующий отделом словаря художников
Штольдер Наталья Владимировна
Кандидат искусствоведения, Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТиС), доцент кафедры изобразительного искусства
Ведущая организация:
Московская государственная художественная промышленная академия им. С .Г.Строганова
Защита состоится «30» мая 2012 г. в 14 часов на заседании Объединенного Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 009.002.01 при Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, д. 21.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, д. 21.
Автореферат разослан «27 » апреля 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета ^ Л
кандидат педагогических наук, доцент ¿5Х^уС^ууА^ Н. Ф. Ломова
Общая характеристика работы
Художник, скульптор, график, художественный критик, публицист, знаток татарской философии и мифологии, Баки Урманче (1897-1990) оказал существенное влияние на развитое современного татарского изобразительного искусства.
Проблема истоков и становления татарского изобразительного искусства является одной из важнейших проблем живописи, каллиграфии, архитектуры, этнографии, ювелирного дела, скульптуры, философии и литературы. При очевидной сложности, отечественная наука об искусстве уделила ей еще не достаточно внимания. Надо признать, что среди огромного количества работ, посвященных искусству, лишь малая часть прослеживает долгий и сложный путь этого уникального явления.
Баки Урманче служил искусству всю свою жизнь. И в живописи, и в скульптуре, и в каллиграфии он был профессионалом. В работах мастера чувствуется мощная сила творческого воображения. В большом многообразии тем и выразительных приемов ощущается продуманный сталь и художественно-образная система.
Актуальность исследования состоит в том, чтобы акцентировать внимание на деятельности Баки Урманче как историка искусства, его влиянии на становление современного профессионального татарского изобразительного искусства.
Деятельность Баки Урманче связана с «воскрешением» памятников, традиций и обычаев татарского народа. Оригинальные скульптуры и живописные полотна получили признание не только любителей искусства, но и специалистов. Тонкий вкус, Шубина критической мысли, изысканность литературного стиля отличают творчество Баки Урманче. Изучение живописи, каллиграфии, скульптуры, графики, татарских костюмов, публицистических трудов позволяют рассматривать его многогранную деятельность как уникальный вклад в современное" искусство.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что исследователи проявляют большой интерес к искусству татарского народа и к деятельности Баки Урманче, параллель между этими двумя уникальными явлениями проводится редко. В настоящее время существует большое количество трудов, посвященных как истории изобразительного искусства Татарии, так и творчеству Баки Урманче. Хотелось бы отметить работы В.Кандинского, Л.Кустабаевой, Д. Валеевой, К. Гизагова, С. Ишмуратовой, Р. Султановой, П. Дульского, С. Червонной.
Труды этих искусствоведов помогли проследить этапы становления татарской живописи. В первую очередь хотелось бы отметить исследования С. Червонной и Р. Султановой.
Книга С. Червонной «Искусство Советской Татарии» является первой попыткой создания истории трех важнейших видов изобразительного искусства Татарстана: живописи, скульптуры и графики. Каждый из этих аспектов рассматривается во всей его специфике и основных жанрах. Автор книги анализирует основные традиции и явления исторического прошлого развития живописи, скульптуры, графики в Татарстане как в своеобразных формах татарского народного творчества, древнебулгарского и средневекового искусства, так и в деятельности русских художников Казанской губернии дореволюционного периода.
Изобразительное искусство республики рассматривается в книге до 1976 года. Книга разделена на три части: живопись, скульптура, графика. В конце дается хроника основных событий художественной жизни Татарстана, которые повлияли на изобразительное искусство в регионе, а также указатель имен художников, упомянутых в работе. За пределами книги остались, на наш взгляд, важные аспекты художественной культуры Татарстана, а также смежные виды искусства: декоративно-прикладное искусство, художественная промышленность, театрально-декоративное искусство, архитектура.
Большим помощником при написании работы был еще один яркий труд С. Червонной «Художники Советской Татарии» (1975). Это коллективный портрет мастеров изобразительного искусства - живописцев, скульпторов, графиков, искусствоведов, специалистов в области театрального и кинодекорационного, оформительского, декоративно-прикладного искусства.
Согни имен профессиональных художников включает словарь художников Татарии. В словаре дана краткая биографическая справка о художниках, небольшой материал о работах и перечень их выставок.
Книга Р.Султановой «Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.)» (2001) - первое монографическое исследование изобразительного искусства новых промышленных городов Республики Татарстан. В работе показаны предпосылки и тенденции развития изобразительного искусства в новых городах, своеобразие творчества татарских и русских художников. Автор подчеркивает приоритет национальных традиций, анализирует работы современных художников Татарстана.
В 1989 году Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР выпустил сборник под названием «Искусство, рожденное Октябрем». Сборник был составлен в основном по материалам научной конференции, прошедшей в ИЯЛИ 23 февраля 1987 года, в день 90-летия со дня рождения Баки Урманче.
Многогранность творчества Баки Урманче позволила авторам некоторых статей данного сборника провести параллели и найти глубинные связи в его творчестве и татарском фольклоре, литературе, музыке. Другим исследователям художественный мир мастера дал возможность увидеть связи с искусством Узбекистана, Казахстана, Башкирии. Третьим - представить его как учителя, чьи произведения и педагогическая деятельность оказали влияние на современных художников. Статьи, на наш взгляд, дополняют друг друга и создают емкий и достойный потрет художника.
Книга Ю. Г. Нигматуллиной «Запоздалый модернизм» (2002) посвящена теоретическим и методологическим вопросам изучения модернистских явлений
в современной татарской литературе и искусстве. В широком контексте авангардистского искусства России и Западной Европы эти подсистемы рассматриваются впервые и помогают проанализировать искусство Баки Урманче. На основе анализа отдельных произведений татарской литературы и живописи выявляются изоморфные, эквивалентные процессы, исследуется их своеобразие и механизм их взаимоотношения.
Хотелось бы отметать еще одного искусствоведа наших дней, который занимался творчеством художника Баки Урманче, - это Анатолий Новицкий. Его книга «Баки Урманче» вышла в 1994 году. В ней прослеживается весь жизненный путь художника от рождения до смерти. Высказывается мысль, что художник — порождение своей эпохи, он впитывает и преломляет в искусстве все многообразие жизненных явлений.
Анатолий Новицкий участвует в создании книги «Духовный мир Баки Урманче», вышедшей в 2005 году. Данное издание предоставляет читателям уникальную возможность познакомиться с лучшими статьями о великом художнике, отражающими разные аспекты его творчества. Книга написана на трех языках -татарском, русском и английском.
Первая статья в книге Анатолия Новицкого посвящена биографии Баки Урманче: искусствовед описывает творческий путь художника. Вторая статья написана Флорой Ахметовой-Урманче (вторая жена художника), она посвящена духовной жизни мастера. Статья интересна тем, что вдова пишет о мировоззрении художника на основе личных бесед с ним. Третья статья - Шамиля Монасыпова - посвящена шамайлям, истокам их происхождения, а также шамаилям Урманче, их художественному стилю. График Марат Мингалиев пишет о каллиграфии в творчестве Баки Урманче. Будучи профессиональным художником, Урманче интуитивно продолжил те рукотворные традиции оформления татарской книги, которые были заложены искусством мастеров-каллиграфов.
Существует еще один сборник, посвященный Баки Урманче, который вышел в 2005 году к тысячелетию Казани, - «Баки Урманче и татарская культура». Книга объединила наиболее значительные статьи о творчестве родоначальника
татарского изобразительного искусства, написанные на русском и татарском языках.
Подбор материала подчинен основной задаче - представить разные грани творчества мастера, национальную самобытность и общечеловеческое значение его наследия. В последней части книги помещены размышления Б. И. Урманче об искусстве и деятелях культуры.
Пристального внимания заслуживает и альбом на татарском языке, составленный Флорой Ахметовой-Урманче, - «Габдулла Тукай в творчестве Баки Урманче» (2007). Баки Урманче и Габдулла Тукай - самые значительные имена для татарской культуры, их объединяет любовь к Родине, своему народу, искреннее служение ему. Тукай верил, что у татар появится свой великий национальный художник, и Баки Урманче воплотил его мечту. Урманче иллюстрировал многие произведения Тукая.
В альбоме сделана первая серьезная попытка показать неразрывную связь Баки Урманче с творческим наследием Габдуллы Тукая. В книге много живописных иллюстраций произведений поэта, выполненных Урманче. Альбом яркий и красочный, но доступен для прочтения только человеку, владеющему татарским языком.
Теоретическую основу диссертации составили труды С. Червонной, А. Новицкого, П. Дульского, Н. Машювца, Л. Ешьковича, Е. Ключевской, А. Файнберга, Н. Черкасовой и других.
В нашей работе мы попытались кратко затронуть историю татарского искусства начиная с X века. Мы использовали различную литературу от книг начала XX века до статей, которые были написаны в недавнее время.
Искусствоведы начала века, такие как П. Дульский, Н. Машковец, изучали татарское искусство своего периода. Их работы помогай проследить процессы, которые происходили в то время. Огромный вклад в изучение истории татарского изобразительного искусства внес А. Файнберг.
Изучив литературу, мы составили круг вопросов, которые находились в центре внимания исследователей, - это, в первую очередь, выдающиеся худож-
ники Казанского края. Также большой интерес представляет история Казанской художественной школы. В нашей работе Баки Урманче рассматривается в контексте развития истории татарского народа, поэтому мы взяли за основу труды современных искусствоведов, таких как А. Новицкий, С. Червонная. Для того чтобы систематизировать и логически перейти к творчеству Урманче, мы попытались проследить истоки татарской культуры. В этом помогли труды А. Файнберга, Л. Ельковича, П. Корнилова.
Признавая огромную роль этих искусствоведов в области развития татарского национального искусства, можно отметить, что многие авторы, к сожалению, не учитывают исторические и религиозные процессы, которые повлияли на становление современных художников, в частности Баки Урманче. Мы сделали попытку глубже проникнуть в искусство прошлого и проследить его влияние на развитие современного татарского изобразительного искусства.
Объектом исследования являются творческие достижения Баки Урманче и исторические предпосылки развития народного искусства.
Предмет исследования - становление Баки Урманче в контексте развития истории татарского народа.
Хронологические рамки темы охватывают период с X по XXI век для того, что бы создать целостное представление об особенностях развития татарского искусства и живописи в этот период.
Цель исследования - создание общей картины развития творчества Баки Урманче в контексте эволюции искусства и художественной жизни России.
Задачи исследования:
- проанализировать значимые факты и явления художественной жизни Казани и Казанского края (педагогическая деятельность профессиональных художников, формирование художественного образования, создание обществ, выставочная деятельность);
- рассмотреть проблему становления татарского изобразительного искусства и его влияние на творчество Баки Урманче;
- проанализировать жанровые, тематические, стилистические особенности в творчестве Баки Урманче, влияние академической школы;
- рассмотреть влияние и вклад Баки Урманче на современное татарское искусство.
Методология исследования обусловлена характером темы и спецификой поставленных задач, требующих комплексного подхода. С одной стороны, это метод анализа произведений искусства, созданных Баки Урманче, а также рассмотрение становления татарского искусства с древнейших времен до современности. С другой стороны, - метод синтеза и обобщения, которые применялись в процессе работы с разнохарактерными источниками (труды по теории искусства, биографии художников, живописные полотна, скульптура, графические работы, каллиграфия).
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы и основные положения могут быть использованы для подготовки лекций и учебных курсов по истории изобразительного искусства России. Результаты настоящего исследования будут интересны всем, кто изучает историю искусства.
Научная новизна работы заключается в том, что творчество художника, скульптора и графика Баки Урманче рассматривается в контексте возникновения татарского искусства и влияние, которое оно оказало на современных татарских художников.
Проблема интерпретации произведений живописи в творчестве Баки Урманче становится предметом специального анализа. Хотя в современном литературоведении неоднократно упоминается о влиянии исторических процессов на мировоззрение и становление Баки Урманче, в настоящей работе этой теме уделено более пристальное внимание. В связи с вопросом о современном татарском искусстве в диссертации обсуждается проблема влияния произведений Баки Урманче, на современных художников, которая в отечественных публикациях практически не затрагивалась.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Истоки формирования татарского изобразительного искусства и события, повлиявшие на возникновение художественной жизни в Казанском крае.
2. Процесс становления татарского изобразительного искусства, предпосылки для открытия Казанской художественной школы и влияние этих событий на творчество выпускника и преподавателя школы Баки Урманче.
3. Рассмотреть и интерпретировать творчество Баки Урманче (живопись, скульптуру, книжную и журнальную графику и каллиграфию).
4. Вклад Баки Урманче в изобразительное искусство Татарстана. Творчество последователей художника.
Апробация работы. Теоретические положения диссертации были изложены на Научных чтениях в Институте им. В. И. Сурикова (Москва, 2011); в Национальном Культурном Центре «Казань» (Казань, 2011); на Международной научно-практической конференции «Творчество Баки Урманче и актуальные проблемы национального искусства» (Казань, 2012).
По теме диссертации написаны четыре статьи, все они опубликованы в ведущих научных журналах и изданиях.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, снабжена списком произведений художника, альбомом иллюстраций его работ и библиографией.
Основное содержание работы
Во Введении рассматривается актуальность данной диссертации, обосновывается выбор темы и устанавливается степень ее изученности, на основе чего определяются объект и предмет исследования, его цели и задачи, а так же методология, теоретические основания, научная новизна и практическая значимость работы, приведены данные об апробации исследования.
В Главе 1 «Формирование и становление изобразительного искусства Татарстана» исследуются истоки возникновения татарского изобразительного искусства, очерчивается круг основных проблем, связанных с предпосылками его
и
создания и определяется место Казанской Художественной школы в развитии изобразительного искусства в Казанском крае.
В разделе 1.1 «Зарождение изобразительного искусства» рассматривается история возникновения изобразительного искусства в Казанском крае. Изобразительное искусство в Казанском крае получило развитие на основе местных художественных традиций, свойственных как русской, так и татарской национальной культуре. В татарской национальной культуре они проявлялись очень своеобразно - в формах народного творчества с его ярко выраженной живописностью вышивок, ювелирных изделий, аппликаций, росписей жилищ, а также в создании предназначенных для интерьера картин-шамаилей.
Отличительной особенностью национальной культуры казанских татар можно считать высокое развитие искусства живописи во всех видах татарского национального творчества: в украшении жилшца преобладала раскраска стен; в искусстве обработки кожи главную роль играли не тиснения или иные формы пластической или графической обработки материала (развитые, как известно, у других народов), а живописная мозаика - сочетание искусно сшитых кусочков кожи разных оттенков и цветов, образующих соответствующие форме изделия узоры.
Татарское народное декоративно-прикладное искусство, являясь частью как материальной, так и духовной культуры этноса, включает в себя различные виды художественного творчества, связанные с оформлением жилшца, костюма, традиционной обрядовой и праздничной культурой. В течение столетий татарское народное художественное творчество сложилось в своеобразный синтез оседло-земледельческой и степной кочевнической культур. Их традиции четко просматриваются в наиболее развитых видах народного искусства татар (кожаная мозаика, золотое шитье, тамбурная вышивка, ювелирное искусство, закладное ткачество).
Со времен Волжской Булгарии тюрко-татарское искусство находилось под воздействием художественных традиций и эстетических канонов тторко-исламских цивилизаций Востока, и это ярко отразилось во всех видах татарского народного искусства, в приемах изготовления, в орнаменте.
От традиций национальной вышивки идут многие интересные поиски татарских живописцев, стремящихся к повышению декоративных качеств станковой картины; к разработке интенсивного, звучного, яркого колорита; к ритмической четкости и симметрии в композиции, а порою, и к разнообразным вариациям в пейзажах и натюрмортах богатых цветочных мотивов, столь близких народному вкусу.
Очень мало информации имеется о живописцах ХУ1-ХУП веков на территории Казанского края. В это время в Казани строится множество православных церквей и монастырей, начинают работать мастера, продолжающие традиции псковской и московской иконописных школ.
Реформы петровской поры постепенно накладывают отпечаток на облик и культуру Казани XVIII века, способствуя, в частности, распространению светского искусства, пробуждению интереса к новым жанрам живописи (портрет, городской пейзаж), к творчеству иностранных мастеров.
К концу XIX века в Казани уже были все предпосылки для превращения города в крупный центр русского искусства, художественного образования, выставочной деятельности и музейного строительства. К ней проявляли большой интерес видные мастера русского искусства. Очень часто в городе работали профессиональные художники, в том числе молодые воспитанники Петербургской Академии художеств, вернувшиеся на родину или впервые приехавшие в Казань.
Постепенно в Казани появляется все большее число людей, любящих и понимающих изобразительное искусство, испытывающих в нем потребность. С середины XIX века в ряде особняков города и во многих помещичьих усадьбах Казанской губернии возникают значительные собрания произведений искусства, в Казани проводятся художественные выставки, ведется их обсуждение на страницах местных изданий.
Все это формировало насыщенную и разнообразную картину художественной жизни Казани. Развитые формы изобразительного искусства, художественной педагогики определялись, с одной стороны, наличием кадров, а с дру-
гой - наличием потребителей искусства в лице значительной прослойки интеллигенции, просвещенного дворянства, крупной буржуазии и купечества.
Появилась необходимость в учреждении государственного учебного заведения по подготовке живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Следовательно, учреждение и открытие Казанской художественной школы - это закономерный итог развития отечественной педагогики.
В разделе 1.2 «Казанская Художественная школа. Н. Фешиы, П. Беньков, В. Тимофеев как основоположники художественного искусства в Казанском крае» рассматриваются предпосылки, которые повлияли на открытие школы. Казанская художественная школа была открыта в 1895 году решением Совета Петербургской Академии художеств, по инициативе казанских художников - бывших воспитанников Академии Н. Н. Бельковича, А.И.Денисова, Г. А. Медведева, X. Н. Скорнякова, ставших первыми преподавателями этой школы.
Школа стала центром выставочной деятельности. Дважды в год устраивались выставки ученических работ, обязательно освещаемые в местной периодической печати, лучшие работы пополняли школьный музей, отмечались денежными премиями, свободно продавались.
Таким образом, во многом благодаря деятельности школы, на рубеже XIX-XX веков сложилась достаточно гибкая система разносторонней подготовки мастеров изобразительного и прикладного искусства, органически вписанная в общую картину эстетического воспитания, способная удовлетворить разносторонние потребности общества.
Одной из особенностей принятой в Казанской школе педагогической системы было внимательное отношение к общехуцожественной подготовке, вне зависимости от дальнейшей специализации учащегося, что в немалой степени обеспечивало высокий уровень образования. Рисунку, как основе изобразительной грамоты, уделялось самое серьезное внимание.
Первоначально Художественная школа имела одно живописное отделение. Первыми преподавателями рисунка и живописи в школе были Н. Н. Бель-нович, И.А.Денисов, X.Н.Скорняков, Г.А.Медведев. Вскоре по инициативе известного петербургского гравера В. В. Матэ в Казанской школе было открыто граверное отделение, которое возглавил в январе 1896 года выпускник Академии художеств Ю. И. Тиссен. Историю искусства в школе преподавал Ф. Р. Амлонг.
Параллельно с прохождением общих художественных дисциплин учебная программа предусматривала и изучение специальных научных предметов - перспективы и анатомии. Высокому уровню подготовки учащихся в немалой степени должна была способствовать и принятая система оценки работ: перевод из класса в класс осуществлялся лишь при условии получения учеником высшей, то есть первой категории по каждому разделу программы. Аттестация работ проводилась ежемесячно, и в случае успехов ученика перевод из класса в класс осуществлялся и среди учебного года. Это значительно стимулировало активное отношение учащегося к учебе.
Школа давала своим воспитанникам общее разностороннее образование и серьезную подготовку. Она пользовалась большой популярностью в городе и была центром, где сосредоточивалась художественная жизнь края.
Ведущую роль в живописи начала XX века играло реалистическое направление. Его прогрессивный характер, сила и значение определялись реалистическим методом творчества, высоким мастерством, основанным на освоении всех новейших достижений современной живописной культуры, идейной демократической направленностью. Особенно об этом свидетельствует творчество двух наиболее ярко проявивших себя в это время казанских художников -Н. И. Фешина и П. П. Бенькова.
Благодаря Н. И. Фешину, П. П. Бенькову и более молодым преподавателям, прежде всего В. К. Тимофееву, продолжавшему воспитывать студентов в реалистических традициях, традиции реалистической педагогики в Казанской школе укрепились. Знаменательно, что осенью 1920 года руководителем основных мастерских живописного отделения студенты избрали Тимофеева. Среди записав-
шихся в мастерскую Тимофеева было 28 наиболее способных живописцев, в том числе первый в Казанской художественной школе учащийся-татарин Баки Идрисович Урманче.
В разделе 13 «Становление творчества Баки Урманче. Особенности мировоззрения художника» обсуждаются вопросы, касающиеся учебного процесса, влияние на жизнь и творчество художника.
Баки Урманче, с которого ведется отсчет профессионального искусства Татарстана, был выпускником и преподавателем Казанской художественной школы. Его искусство, органично вобравшее в себя язык европейской классики, идеи русского авангарда, пластическую традицию мусульманского Востока и фольклорные формы, всегда подчинялось задаче поиска художественных средств.
В 1926 году Урманче окончил ВХУТЕИН и возвратился в Казань. Здесь началась его самостоятельная творческая деятельность, которую он совмещал с педагогической работой в Казанском художественном техникуме, где был заведующим учебной частью, фактически исполняя обязанности директора. Своим педагогическим трудом он способствовал правильной организации учебного процесса, укреплению дисциплины учащихся и педагогов, развитию молодых дарований, особенно среди учащихся татарской национальности. Творческая работа Урманче в конце 1920-х годов сосредоточилась в области станковой живописи, в которой он создал большое число жанровых полотен, портретов и пейзажей.
К середине 1930-х годов формируются главные черты творчества художника. Значительной вехой творческой биографии Урманче была подготовка к выставкам «Донбасс в живописи» и «Индустрия социализма». В тематическом плане мастеру было интересно работать над выставкой «Донбасс в живописи», так как об этой жизни он знал достаточно много из личного опыта. Художник с восхищением рисовал новые поселки, кварталы и людей, которые гордились своей работой.
В конце 1930-х годов разносторонний талант Урманче получает прекрасное применение: с 1937 по 1941 год он работал иа Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, выполнив целый ряд больших живописных и скульптурных работ для
павильонов Башкирии, Карел о- Финской ССР, а также для павильонов «Механизация сельского хозяйства» и «Животноводство». В 1937 году его принимают в члены Московского союза советских художников.
Баки Урманче приехал в Алма-Ату в 1941 году. Мастер был приглашен Комитетом по подготовке юбилея Абая для участия в проведении мероприятий, связанных со 100-летием со дня рождения выдающегося казахского поэта и просветителя. С этого времени и вплоть до 1958 года длился среднеазиатский период творчества художника. Урманче много путешествует по Казахстану и изучает традиции и быт, людей, культуру и красоты края. В Казахстане Урманче создает много живописных полотен, портретов и графических листов.
В годы войны Баки Урманче трудился особенно много, любовь к родине запечатлена в его работах. В 1942 году художник пишет картины «Возвращайся с победой» и «Мартовский снег» (1942, ГМИИ РТ). В своих работах мастер показал героические лица бойцов и тяготы войны.
В 1941-1952 и 1953-1956 годах он жил и работал в Алма-Ате, в 1952-1953 годах - в Самарканде, в 1956-1958 годах - в Ташкенте, активно участвуя в эти годы в творческой жизни и развитии искусства Казахстана и Узбекистана. Баки Урманче проявил всю многогранность своего дарования и сумел выразить в своем творчестве своеобразие национальных особенностей народов этих государств. Наряду с интенсивной творческой работой он много сил в это время отдает преподавательской деятельности в Ташкентском театрально-художественном институте, руководя скульптурной мастерской.
В 1958 году Урманче по приглашению правительства Татарстана возвратился в Казань, где прожил до конца жизни. В этот более чем тридцатилетний период созданы многие значительные произведения художника, навсегда вошедшие в сокровищницу культуры татарского народа.
Полнокровные реалистические образы его искусства, включающего более ста скульптурных произведений, около трехсот живописных полотен, более четырех тысяч листов графики, широко известны зрителю. Произведения Урманче постоянно экспонировались на российских и зарубежных художественных вы-
ставках. Его работы есть в собраниях 20 музеев России и стран СНГ. Они украшают интерьеры общественных зданий, улицы и площади многих городов.
В Главе 2 «Своеобразие искусства Баки Урманче» акцентируется внимание на творчестве мастера. В этой главе рассматриваются живописные, скульптурные творения художника, книжная и журнальная графика и каллиграфия. Во всех этих видах искусства Баки Урманче сумел отличиться и стать профессионалом.
В разделе 2.1 «Живопись. Особенности художественного образа» выявляется многообразие художественных сюжетов и тем. За долгое время странствий вдали от родины он приобрел богатый жизненный и творческий опыт. Художник наблюдал жизнь во множестве ее проявлений в разных уголках страны: от суровых Соловецких островов до цветущих садов Узбекистана, от прикаспийских степей до предгорий Урала. На его полотнах - жизнь уйгурских колхозников и шахтеров Донбасса, нефтяников Башкирии и виноградарей Узбекистана, рыбаков Каспия и табунщиков казахских степей.
В цикле полотен «Воспоминания», исторических композициях «Приезд Ибн-Фадлана в Булгары», «Тукай и Амирхан» художник демонстрирует глубокую осведомленность в вопросах национальной истории, традиций, бытовой культуры, воплощая духовные чаяния своего народа через стилистику искусства восточной миниатюры и наследие народного искусства.
Именно в живописи талант Баки Урманче проявился особенно ярко. Объединенные по сюжетам и образам картины раскрывают этапы художественного поиска мастера. Живописное наследие Баки Урманче отличается жанровым разнообразием: это портреты, сюжетно-тематические полотна, пейзажи, натюрморты. Жанровые многофигурные картины и мимолетные, полные импровизации этюды в разной мере отмечены виртуозным мастерством их создателя и национальным своеобразием.
Урманче проявляет себя как блестящий колорист: линейной графичности он предпочитает работу цветом, мастерски выстраивая форму тонкими цветовыми решениями. Художник увлечен созданием гармонии цветовых решений, стре-
мится передать световоздушную среду. Можно сказать, что главными в его картинах являются колористическое разнообразие и утонченная цветовая гамма.
Среди живописных работ Баки Урманче значительное место занимают портреты, в каждом из них он глубоко раскрывал психологию личности. Урманче был портретист по призванию. Он безошибочно выбирал своих героев, в каждом находя что-то неповторимое, подчеркивая интеллект, внутреннюю культуру, талант; жизнерадостный, яркий характер.
Баки Урманче создал в живописи обширную портретную галерею своих современников - людей разных национальностей, возрастов, профессий и образа мыслей: портреты писателей, ученых, актеров, музыкантов. Отражают яркий характер, сильный темперамент и богатый духовный мир личности портреты Героя Советского Союза генерала Г. Сафиуллина, певицы Фариды Кудашевой, певицы Галины Казанцевой, доктора Фариды Нугмановой, учительницы Фираи Закиро-вой. Полны национального духа и искренней симпатии образы татарского ученого и религиозного деятеля Ш. Марджани, поэта Г. Тукая и писателя Г. Ибрагимова. Вглядываясь в разнообразие лиц и характеров, художник ведет настойчивый поиск черт идеала творчески активной, деятельной, вдохновенной личности.
В разделе 22 «Скульптура в творчестве Баки Урманче» рассматривается особое место скульптуры в творческой жизни Мастера. За три десятилетия Урманче создал более 150 скульптурных произведений. При всей возвышенности, даже некоторой идеализации, созданные им образы сохраняют индивидуальность. Скульптуры Урманче отличают эмоциональность и богатство поэтических ассоциаций. Для того чтобы рассказать о ком-то языком скульптурных форм, мастер должен был хорошо знать человека, вступить в тонкий душевный контакт, почувствовать мысли и переживания.
Для художника выбор материала определяет особый строй образов его скульптур. Портретные и монументальные скульптуры Урманче выполняет в мраморе, бронзе, дереве. Любимый материал мастера - уральский мрамор. Мрамор требует предельной четкости и гармоничности. Однако самые интересные работы Урамнче созданы в дереве.
Баки Урманче занимается не только портретами людей, он часто задумывается о создании обобщенно-аллегорических образов, которые выражают его понимание мира и философию жизни. Лучшие его работы по этой тематике - скульптуры «Сагыш» и «Язгы моннар» («Тоска» и «Весенние мелодии»). Они заставляют человека задуматься о смысле жизни.
Если говорить о пластической, формальной стороне, творчество Баки Урманче не являет собой приверженности однажды избранного метода. Оно опирается на традиции советской скульптуры и широкий опыт мировой пластики прошлого. Вместе с тем поиски новых пластических решений сопутствуют почти каждой работе Урманче.
Баки Урманче был профессионалом своего дела - с точки зрения прирожденного понимания пластической формы, ощущения материала, знания анатомии человека, чувствования и видения перспективы, выгодного ракурса, соотношения размеров скульптуры с окружающей обстановкой.
Скульптура Урманче имеет большую художественную и историческую ценность в эстетическом воспитании. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несущий на себе печать всего предшествующего и последующего. Пластическая выразительность скульптуры передает красоту движения и тела и способна оказывать сильное эмоциональное влияние на человека.
В разделе 2.3 «Книжная н журнальная графика» отмечается, что графика острее других видов искусства отражает постоянное стремление художника к совершенствованию профессионального мастерства. Сотни созданных Баки Урманче произведений демонстрируют многообразие интересов и творческий универсализм мастера: это натурный рисунок и акварель, оформление книг и развернутые циклы иллюстраций, подготовительные эскизы монументальных панно и живописных композиций, проектирование татарского национального сценического костюма, каллиграфия в жанре «ляухэ» и шамаиля, огромное количество рисунков, составляющих архив мастера, его творческую лабораторию.
Его графика разнообразна по стилистике и манере исполнения. Он превосходно владел техникой рисунка карандашом, пером, углем, тушью, сангиной, акварелью. Имея широкие познания об искусстве Запада и Востока, Урманче обра-
тал внимание на традиционную китайскую живопись цветов, трав и птиц, именуемую «гохуа». Своей практикой Баки Идрисович еще раз доказал, что использование мирового художественного наследия обогащает татарское изобразительное искусство.
В разделе 2.4 «Каллиграфия» отмечается, что в этом виде творчества наиболее наглядно проявились духовно-нравственные, художественно-эстетические и национальные ценности его творчества.
Художник оставил небольшое количество каллиграфических работ. Но само обращение к этому виду творчества свидетельствовало об определенной тенденции, направленной на возрождение богатейших традиций, накопленных народом. Арабская графика письма, элементы и сочетания букв - все это было впитано Баки Урманче с детства и составляло неотъемлемую часть его общей культуры. За свою долгую жизнь Баки Урманче был свидетелем глубокой драмы национальной культуры - отмены арабского алфавита. Он один из тех, кто имел мужество встать на его защиту, а спустя годы - возрождать забытое искусство.
Для Баки Урманче арабская каллиграфия означала многое: это и традиционный язык коранического текста, и главное связующее звено с богатым наследием предков, и возможность бесконечных вариаций искусства начертания букв. В шамаилях художника представлены размышления о времени, о человеке, о себе. В виде шамаилей художник оформляет и крылатые выражения мудрецов.
В главе 3 «Наследие Баки Урманче и его влияние на развитие национальной художественной культуры» отмечен вклад Баки Урманче в изобразительное искусство Татарстана и творчество последователей Учителя.
В своем творчестве мастер опирался на лучшие образцы мирового искусства, оставаясь при этом по своему мироощущению татарином.
Баки Урманче был мастером во всех видах искусств, а мастерство - это главный критерий оценки вклада художника. Много нового сделано им в разных областях искусства. Урманче старался идти в ногу со временем, стремился к освоению новых выразительных средств, к обогащению своего художественного языка.
Мастер искал свой идеал в окружающей его действительности: среди деятелей науки, литературы, искусства, творческой интеллигенции, среди простого люда - тружеников деревень, заводов, рыбаков, героев Великой Отечественной войны. Внимание к миру сельской обыденной жизни было особенностью Баки Урманче: социальная правда и гуманизм отвечали его внутреннему поиску искреннего художественного выражения. Все эти образы мастерских воспроизвел в живописных и скульптурных портретах, в тематических и исторических картинах.
По работам мастера видно, как он искал свой стиль, способы передачи видения мира. И путь его лежал через экспрессию импрессионизма, устойчивость реализма к традициям тюркской миниатюры. Усилиями Баки Урманче создавалась прочная база для развития национальных традиций в современном прочтении. Творчество Урманче фокусируется вокруг нескольких философских воззрений - природа, дух, история.
Много преемников Баки Урманче в больших и малых городах Татарстана. Это художники Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги, Альметьевска, За-инска, Бугульмы, Чистополя, Зеленодольска.
Особый интерес представляет творчество лауреата Тукаевской премии художника Ахсана Фатхутдшюва из Нижнекамска. Для своих скульптур он также в качестве материала выбирает дерево. Фатхутдинов создает прекрасную серию работ из дерева, посвященную духам татарского народа. Цикл «Обереги» (1989, НКЦ «Казань») восходит к языческим временам. А. Фатхутдинов сумел вскрыть глубинный пласт тысячелетий и открыть заново древнейшую религию предков, связать ее с жизнью современного поколения. Его работы органичны; они одновременно и глубоко национальны, и космополитичны, поднимают общечеловеческие проблемы экологии природы и души человека.
Творчество Ильдара Зарипова ярко и индивидуально. Этот художник изображает крестьянский быт, отличающийся многоцветностью. Зарипов передает представление об идеалах, традициях татарского народа. Художник с ярким мифологическим началом с присущей ему настойчивостью и ритмичностью продолжает репродуцировать образы, символизирующие генетические корни, «ма-
теринское лоно», «татарский дом» и, как выражение этих тенденций, луноликих татарских красавиц. Эти мотивы художник впервые увидел у Баки Урманче, который любил изображать татарский дом и быт.
Дыханием истории наполнены работы самобытного казанского художника Равиля Загидуллина. Живопись Загидуллина представляет собой удивительный синтез европейской живописи и восточной миниатюры. В этом жанре творил и Баки Урманче. Р. Загидуллин стал одним из лучших мастеров, воссоздающих древнюю Казань. Его полотна посвящены событиям и эпизодам из истории Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
В работах Загидуллина тоже воссоздаются образы, обстановка и быт татарского народа. Картины тщательно прописаны, детали проработаны. Национальный колорит передается через детали национальной одежды и быта, описание деревни и уклада жизни, особенностей местного пейзажа.
После Баки Урманче в живописи резко вырос интерес к историческому прошлому. Шамиль Шайдуллин - один из ведущих мастеров живописи - представляет целую серию исторических образов - триптих «Султангалеев» (1990, НКЦ «Казань»). Художник в своих работах пытается показать не только исторические персоналии («Сююмбика - последняя царица Казанского ханства»Д995, НКЦ «Казань»), но и праздники, события, трудовые будни народа («Возвращение с сенокоса», 1994, НКЦ «Казань»),
Искусство другого известного художника - Лотфуллы Фатгахова, - на наш взгляд, основано на художественных принципах Баки Урманче и имеет большую глубину и единство. Почти все картины Фатгахова носят жанровый характер. Среди его работ есть и монументальные большие полотна, и небольшие лирические произведения. В своих картинах художник отражает поэтическое восприятие мира.
Традиционными приверженцами тукаевской темы можно назвать X. Якупова, А. Абзгильдина, Н. Альмеева, Р. Вахитова. В картинах этих художников раскрывается образ «духовной жизни города».
В начале творческого пути А. Абзгильдину, как и его духовному наставнику Баки Урманче, было тесно в рамках живописи. События, которые происходи-
ли в истории, требовали разного подхода, именно поэтому
А. Абзгильдин не замыкается только на станковой живописи, а с большим интересом и мастерством работает в графике, декоративно-прикладном и монументальном искусстве. Особенностью работ А. Абзгильдина является возвращение к первоистокам, также мастер дает нам представление о национальных особенностях искусства.
Надир Альмеев - график, живописец, который создал великолепную серию работ в технике офорта и акварели. В его графике мы видим величие Древнего Востока и красоту Азии. Художник увлекается и литературой, поэтому в его работах запечатлены художественные образы из произведений Дэрдменда и Тукая. На его картинах можно найти сказочных героев, мифологические сюжеты и философские размышления («Танец» «Песня», «Шурале», «Сновидения», «Древо одиночества», «Пан или прообраз», 1983, НКЦ «Казань»).
Баки Урманче - яркий пример не только для художников, но и для скульпторов. Он один из ведущих мастеров станковой жанровой, в том числе портретной, монументально-декоративной и мелкой пластики. В этой связи нельзя не отметить творчество скульптора Кадима Замитова.
Кадим Заметов создает произведения в тонированном гипсе, шамоте, камне, дереве, бронзе и меди. Большим вкладом в развитие татарской скульптуры стали его произведения на темы средневековой истории - «Кураист» (1971), «Радость» (1985), «Исцеление» (1986), «Сак и сок» (1992) (все - НКЦ «Казань»). Замитов затрагивает и творчество Тукая. Скульптор изображает персонажей Тукая - «Шурале» (1989), «Су анасы» (1989) (все - НКЦ «Казань»). В творчестве Кадима Замитова прослеживается главная тема - духовный мир человека.
Своей неутомимой энергией, веселым и деятельным характером Баки Урманче поддерживал, вдохновлял других художников. Урманче всегда относился к молодым художникам очень внимательно и серьезно, нередко между ними устанавливались дружеские отношения. В беседах с ними мастер излагал свои взгляды на искусство, роль художника в жизни общества.
«Школа» Баки Урманче объединяет разных художников, но при всем разнообразии у них есть общее: интерес к национальной теме, историческому прошлому, стремление к отражению народной самобытности через обращение к народному искусству - фольклору, орнаменту.
В Заключении подводятся итоги исследования, отмечается вклад Баки Урманче в историю изобразительного искусства.
Диапазон его творчества очень широк. Баки Урманче занимался станковой и монументальной живописью, скульптурой, декоративно-прикладным и театрально-декоративным искусством, рисунком, гравюрой, иллюстрацией. Более ста скульптурных произведений, около трехсот живописных полотен, более четырех тысяч листов графики широко известны зрителю.
Выступая в разных профессиональных амплуа, мастер сохранял творческую свободу. Тонко чувствуя многоли кость мира, художник формировал свою образную «вселенную», рожденную философской мыслью, литературным мифотворчеством.
Благодаря Баки Урманче расширяется традиционное понятие татарского искусства, его география; обогащается мифология. Баки Урманче сохраняет традиции, обычаи и идеалы татарского народа.
Баки Урманче был наделен исключительным колористическим даром. Во множестве живописных полотен и акварелей Баки Урманче воссоздал неисчерпаемое колористическое богатство окружающего мира, преломляемое сквозь призму национального эстетического идеала. В специфической манере художника мы можем увидеть конструктивность, декоративность композиции и реалистическое отображение.
Урманче стремится доказать, что все изображаемое на картине, будь то реалистическое или абстрактное полотно, должно в первую очередь передавать душевные метаморфозы самого художника. Одна из самых ярких черт работ мастера - психологизм.
Баки Урманче в своих работах передал глубокое эстетическое содержание, на первый взгляд, внешних форм татарской культуры, выраженных в традици-
онных формах одежды. Ему удалось запечатлеть в рисунках присущее костюму гармоничное единство художественного ансамбля, а не механическое соединение бытовавших в прошлом отдельных компонентов одежды.
Опора на восточную и европейскую традиции в искусстве позволяет Ур-манче создать подчеркнутую субъективность мироощущения и видения, воплотить их в оригинальную форму. Художник во многом видоизменяет традиционную восточную систему, построенную на слиянии слова и изображения. По рисунку, реалистичности пропорций, передачи освещенности, применению светотени его живопись и скульптуру можно отнести к западной реалистической школе, но во внутренней сути прослеживается душа Востока. Таким образом, можно сказать, что художник создавал новое для татарского народа искусство.
Баки Урманче не только учитель, но и вдохновитель многих татарских художников. Подавляющее большинство последователей Урманче заняли достойное место в большом искусстве Татарстана.
На наш взгляд, современная живопись Татарстана, благодаря творчеству Баки Урманче, представляет собой многогранную панораму различных направлений и течений. Искусство Урманче будет популярно и актуально в любое время и при любых исторических событиях, так как связь мастера с прошлым, настоящим и будущим очень глубока.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Особенности художественного образа и произведения в творчестве Баки Урманче // Вестник МГОУ. 2011. № 3. С. 229-231. - 0,6 пл.
2. Истоки татарского изобразительного искусства // Вестник МГОУ. 2011. № 5. С. 176-181. - 0,3 пл.
3. Последние посвященные стихи // Культурная пятница. 2011. № 20. С. 24. -0,1 пл.
4. Художник вернулся на Родину // Культурная пятница. 2011. № 28. С. 24 . - 0,1 пл.
Ахунова Рушания Таги ровна
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО БАКИ УРМАНЧЕ И ЕГО РОЛЬ В ТАТАРСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
ЛИЦЕНЗИЯ ПДШ 00608 Формат 60x84/16 1,5 усл. пл.
Бумага офсетная 80 гр. тираж 100 экз. Заказ № 176
Отпечатано с готовых о/м в типографии ООО «МЕДИНА-Пр^нт» ул. Селезнёвская, д. 11 А, стр. 1 тел.: (495) 943-26-80