автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Жизненные ценности российского общества в середине XIX - начале XX в.: исторический аспект трансформации

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Павленко, Сергей Андреевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Жизненные ценности российского общества в середине XIX - начале XX в.: исторический аспект трансформации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизненные ценности российского общества в середине XIX - начале XX в.: исторический аспект трансформации"

На правах рукописи

'У'"

/ '<?.«>■ у

005534258 /

/

Павленко Сергей Андреевич ^

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТРАНСФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА)

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

10 ОКТ 2013

Улан-Удэ-2013

005534258

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»

Исследование проведено при поддержке гранта РГНФ (проект № 11-33-00111а2 «Междисциплинарное исследование социокультурных механизмов преемственности ценностей»).

Научный руководитель: Харченко Любовь Николаевна, доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты: Мантурова Светлана Чимитовна, доктор исторических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», профессор кафедры «Социальные технологии»

Бураева Светлана Валерьевна, доктор исторических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук», ведущий научный сотрудник

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное обра-

зовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет»

Защита состоится «01» ноября 2013 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 210.002.02 при ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1. Зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства».

Автореферат разослан «30» сентября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Николаева Дарима Анатольевна

I. ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Ценности как неотъемлемая часть структуры сознания индивида, транслируемого обществом, на протяжении длительного времени остаются предметом научного интереса - от трудов античных философов и до современных исследований по истории культуры. Это закономерное явление, так как ценности выступают в качестве фундаментальной основы культуры, а их смена приводит к коренным изменениям в обществе. В связи с этим особое внимание исследователей привлекают проблемы, связанные с ролью ценностного фактора в кризисные (переходные) периоды истории общества, так как именно они выступают своего рода катализатором различных устремлений личности (ментальных, духовных, физических и т.п.).

На рубеже XIX - XX вв. изменение общественно-политического и социально-экономического уклада России стало причиной кардинальной трансформации жизненных ценностей. Новая мировоззренческая парадигма, пришедшая на смену прежней, сформировала ядро новой культуры, которая во многом игнорировала складывавшиеся веками традиции. Данное обстоятельство во многом определило вектор развития российского общества.

Вопросы реконструкции трансформации жизненных ценностей общества в исторической ретроспективе, выявление и анализ структуры и факторов, повлекших их значительные изменения, представляют интерес не только для исторической науки, но имеют и практическую ценность. Данное обстоятельство обусловлено тем, что современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, ставший следствием коренных изменений, произошедших в политической и социально-экономической жизни страны в два последних десятилетия. Этот процесс повлек за собой глубинные трансформации в общественном сознании, когда подверглись пересмотру все прежние установки и представления, а, следовательно, и жизненные ценности. Правительство Российской Федерации, признавая и оценивая ценностный кризис, разрабатывает ряд государственных программ и проектов, направленных на сохранение и развитие духовных и культурно-нравственных ценностей граждан.

Выход из сложившейся ситуации ценностного кризиса видится в научном осмыслении исторического опыта России, в анализе традиционных культурных ценностей всего российского общества как базового фундамента в формировании общественного сознания в новых политических и социально-экономических условиях. В связи с этим для исторической науки особую актуальность приобретают исследования региональных особенностей трансформации общественных ценностей, анализа причин из-

менений, факторов и последствий.

Все изложенное актуализирует необходимость нашего диссертационного исследования, посвященного вопросам трансформации жизненных ценностей восточносибирского общества в середине XIX - нач. XX вв., которая ранее не становилась самостоятельным объектом научного исследования.

Степень разработанности проблемы. Комплексных исследований проблемы трансформации ценностей российского общества во второй половине XIX — начале XX в. в отечественной исторической науке нами не выявлено. Большинство исследователей обозначенную нами проблему затрагивают фрагментарно либо в контексте рассмотрения общекультурного фона эпох, либо в рамках изучения отдельных отраслей культурной жизни общества.

Всю научную литературу, выявленную нами по теме диссертационного исследования, можно сгруппировать по следующим признакам: 1) работы общего характера, помогающие определить понятийный аппарат исследования, составить представление о функционировании механизма культурно-исторического развития государства и личности в переходную эпоху; 2) работы конкретно-исторического характера, посвященные ценностной проблематике; 3) работы, ставшие методологической основой исследования.

Внутри первого и второго разделов выявленная нами литература сформирована в хронологической последовательности.

К работам общего характера нами отнесены исследования, формулирующие понятие «ценность», объясняющие его взаимосвязь с действительностью и поведением личности, помогающие выявить механизмы трансформации жизненных ценностей российского общества на рубеже XIX-XX вв., определиться с методами их диагностирования.

Динамику изменения термина «ценность» в современной научной литературе рассматривают многие авторы: A.A. Лебедев, Н.П. Медведев, Т.А. Рассадина, Е.А. Подольская, JI.B. Баева, Л.Б. Эрштейн и другие. Тем не менее, несмотря на обширный исторический материал, единое проблемное поле при определении понятия ценностей все же не было сформулировано. Однако хотелось бы отметить, что различные интерпретации термина «ценность» у разных авторов иногда пересекаются, либо дополняя друг друга, либо вступая в противоречие. Применительно к обозначенной нами теме диссертационного исследования взгляды Д.А. Леонтьева, рассматривавшего ценностную проблематику на междисциплинарной основе, представляются более приемлемыми.

Ценностный фактор всегда оказывает доминирующее воздействие на процесс принятия решений, а, следовательно, и на деятельность человека в целом. Многие современные авторы, рассматривая это явление, полагают, что базовая основа, сложившаяся при формировании мировоззрения, в этом процессе будет играть определяющую роль.

Л.Б. Эрштейн, основываясь на обозначенном выше принципе, предлагает диагностировать ценности, анализируя поведение человека в критических ситуациях. Признавая научную значимость этого метода в вопросе разделения реальных и декларируемых ценностей, следует отметить, что существенными его недостатками, с нашей точки зрения, являются: во-первых, «необходимость моделирования напряженных ситуаций», что в принципе не применимо к исследованию ценностей в исторической ретроспективе; во-вторых, применимость метода лишь к конкретной личности. Несколько ранее М. Блок утверждал, что моделирование практически не применимо к группе, но в то же время историк анализирует события прошлого, рассматривая их как результаты естественного эксперимента. В подобном случае метод диагностики, предложенный Л.Б. Эрштейном, все же может быть применен, так как сама история уже «смоделировала» напряженные ситуации, например, такие как революции 1905 и 1917 гг., первая мировая и гражданская войны.

В исторической науке, как правило, к проблеме ценностей обращаются при рассмотрении вопросов, связанных с переходными периодами. Но осуществляется это фрагментарно, крайне редко, в основном с целью дать характеристику эпохе. В эти периоды происходит разрушение традиций, коренным образом изменяются культурные устои общества, обостряются социальные противоречия. При этом сам процесс многогранен и сопровождается кризисом идентичности и явлениями аномии. Анализируя трансформацию ценностей общества, каждый из современных авторов пытается найти причины, породившие ее. Так, A.C. Ахиезер главной причиной таких явлений считает конфликт ценностей; Н.П. Медведев — наличие аксиологических ошибок; В.И. Мажников и Е.Е. Туник - трансформацию традиционной социальной структуры и разрыв отношений между сторонниками традиционных и современных ценностей; М.С. Каган и В.Ж. Келле - проблему преемственности и взаимодействия поколений.

Ценностная проблематика рассматривалась в дооктябрьской историографии. Среди работ этого периода можно выделить труды русских философов, которые обращались к проблеме ценностей, исследуя ее через призму нравственности. Первой исторической работой, поставившей в центр внимания проблему ценностей, стало сочинение М.М. Щербатова «О повреждении нравов в России», в котором автор резюмирует: «совершенное истребление всех благих нравов, грозит падением государству». В первой половине XIX в. продолжая семейную традицию, П.Я. Чаадаев, внук М.М. Щербатова, в качестве «урока» истории признает «регресс, религиозно-нравственную деградацию человека».

Проблему трансформации духовных ценностей, так или иначе, затрагивают отечественные философы и литераторы, уделяя значительное место духовным исканиям русского народа, пытаясь вместе с ним понять истинный смысл бытия.

Отдельно тема трансформации ценностей не прослеживается, однако занимает важное место в размышлениях русских философов, в связи с осмыслением свободы человеческой личности и бытия. К теме войны и революции как ко времени, в корне изменившем российскую действительность, обращается значительная часть творческой интеллигенции, пытаясь найти причины моральной и нравственной деградации, которые спровоцировали социальную развращенность молодежи.

Нельзя не сказать о вкладе сибирского областничества в изменение ценностной палитры населения Восточной Сибири. Его лидеры Н.М. Яд-ринцев, Г.Н. Потанин, М.В. Загоскин, выступавшие против положения Сибири как колонии, ратовали за достойное ее развитие, население которого имеет право на свободное развитие.

А.П. Щапов, изучая историю России, главным действующим лицом видел народ и поэтому возводил в ранг ценности. Исходя из своей земско-областной теории, центральное место он отводил земству и областничеству и, соответственно, тем самым обозначал другую ценность - свободу.

Советская историография в основном сконцентрирована на социально-экономических характеристиках, поэтому мы обратились к работам, которые характеризуют отдельные стороны общественной жизни ВосточноСибирского региона. Комплексное исследование сибирского региона представлено в пятитомнике «История Сибири», которое дает общее представление о сибирской жизни. JI.M. Горюшкин рассматривает положение крестьян Сибири в период капитализма, а также какое влияние на них оказала первая мировая война. В.А. Зверев обращается к проблеме разрушения общинной и семейной жизни в сибирской деревне. Семья является первичным фактором формирования ценностной системы подрастающего поколения, и автор указывает на причины, вызвавшие дезорганизацию общины и семьи на рубеже эпох. Характерной особенностью Восточной Сибири второй половины XIX — начала XX в. являлась политическая и уголовная ссылка. Вопросы взаимодействия и влияния ссыльнопоселенцев на местное население подробно рассматриваются в работах H.H. Щербакова.

Постсоветская историография, рассматривая причины, этапы и последствия трансформации российского общества в 1860-е гг., отмечает, что не только проведение реформ, но и появление общественных отношений нового типа способствуют смене традиционных. Капиталистические отношения в своем развитии укрепляли ценности буржуазного утилитаризма. Развитие

утилитаризма приводило к деградации нравственного состояния общества, утверждению приоритета интересов отдельной личности над интересами коллектива, появлению раскола в обществе и усилению конфликтности.

Жизненные ценности являются составной частью более крупной структуры сознания. В научной литературе постсоветского периода возникли работы, посвященные теме менталитета. Среди исследователей сибирского менталитета можно выделить Т.А. Якимову, Т.В. Доронину, В.Ю. Титова, А.И. Пальцева, А.Е. Андрееву, Б.Е. Андюсева, A.B. Бушмакова, К.В. Скобелева, М.Т. Когут, Л.Б. Ус.

Работы исторического характера, объектом которых обозначены ценности, немногочисленны и затрагивают проблему лишь в некоторой своей части. Что касается исследования ценностей сибирского населения на рубеже XIX-XX вв., то таких работ единицы.

Региональная историография отмечает несколько важнейших, на наш взгляд, аспектов, обусловивших культурно-исторические изменения в России второй половины XIX - начала XX в., а, следовательно, и изменение ценностной палитры региона.

Во-первых, отсутствие в Восточной Сибири необходимых социальных и экономических условий для проведения некоторых реформ 1860-1870-х гг.

Во-вторых, сибирское население на многие традиционные учреждения или принципы и правила смотрело гораздо свободнее и смелее. Такое отношение характеризовалось забвением всякой исторической традиции, утратой поэзии и отсутствием всякого идеального чувства и поэтической мечтательности. Менее прочная связь с общероссийскими традиционными образованиями позволила сохранить локальные.

В-третьих, важным фактором трансформации ценностей выступает круг общения. Население Восточной Сибири было разнородным по своему составу. В него входили политические и уголовные ссыльные, старообрядцы, переселенцы, автохтонное население. В 1860-1870-х гг. переселенческое движение в регион практически прекратилось, и основным источником увеличения численности населения во второй половине XIX в. являлись политические и уголовные ссыльные. Политические ссыльные оказывали воздействие на население через культурно-просветительскую и общественную деятельность (они были учителями, юристами, врачами, корреспондентами, научными сотрудниками и т.д.). Определенное влияние на население Восточно-Сибирского региона в контексте исследуемой нами проблемы оказало и переселенческое движение рубежа веков.

Тем не менее, одни работы рассматривают проблему ценностей как составную часть какой-либо проблемы (как, например, социологическое исследование Т. А. Рассадиной), другие выделяют крупные группы, но де-

тально их не рассматривают (А. Б. Зубов, А. С. Ахиезер, И. В. Фролов), третьи оперируют материалами, при более пристрастном анализе которых трудно сделать заключение о значимости определенных ценностей (Г. В. Оглезнева; материалы дел №388, 401 описи №3 фонда №91 РГИА, на которых основывается автор, представляют собой ответы сельских учителей Восточной Сибири в анкетном исследовании о начальных училищах). Еще часть авторов лишь фрагментарно касается исследуемой нами проблемы в рамках обозначенного диссертацией периода (В. Ю. Беспалова; еще 1996 г. М. В. Шиловский указывал на множественность факторов, опосредующих благотворительную деятельность).

Таким образом, существует сравнительно небольшой круг работ, ставящих перед собой задачу исследования ценностей личности и общества в целом в историческом процессе. Следовательно, рассмотрение значимой исторической проблемы — трансформации жизненных ценностей общества в середине XIX — начале XX в. и ее роли в культурном развитии страны и отдельных регионов - находится в стадии разработки. Инновации в этом направлении современных философов, культурологов, социологов позволяют исследовать избранную нами проблему в историческом контексте.

Объектом исследования являются жизненные ценности населения Восточной Сибири в середине XIX - начале XX в.

Предметом исследования выступает трансформация жизненных ценностей населения Восточной Сибири в середине XIX — начале XX в.

Целью настоящего исследования является рассмотрение трансформации жизненных ценностей российского общества в середине XIX — начале XX в. на примере Восточно-Сибирского региона.

Основные задачи исследования:

- изучить возможность рассмотрения трансформации жизненных ценностей в рамках исторического исследования;

- изучить и рассмотреть причины, вызвавшие трансформацию жизненных ценностей населения Восточно-Сибирского региона в середине XIX — начале XX в.;

- выявить и исследовать факторы, оказавшие влияние на изменение ценностной палитры региона;

- определить основные тенденции и характер процесса трансформации жизненных ценностей в Восточной Сибири в середине XIX - начале XX в.;

- на общеисторическом фоне выявить и показать особенности культурного развития региона в середине XIX - начале XX в., обусловившие изменение ценностной палитры в целом.

Хронологические рамки исследования заключены между 1861 и 1917 гг.

Территориальные границы исследования составляют Восточную Сибирь, в состав которой во второй половине XIX - начале XX в. входили Иркутская и Енисейская губернии, а также Забайкальская и Якутская области.

Источниковую базу исследования составил широкий круг материалов, представленный архивными и опубликованными документами. Все использованные нами источники можно разделить на следующие виды: законодательные акты, материалы текущего делопроизводства административных учреждений, историко-статистические, экономические и географические описания, эпистолярная и мемуарная литература, периодическая печать, а также художественная литература.

Актовые источники представлены важнейшими законодательными актами, включающие законы, указы, манифесты, распоряжения, повеления, инструкции и другие документы, которые определяют характер школьной и просветительской деятельности в регионе, особенности различных типов учебных заведений, содержание образования и методику преподавания, деятельности библиотек и другое.

Большое значение для раскрытия темы исследования имеют дореволюционные нормативные акты, опубликованные в «Своде законов Российской империи». Но материалы «Свода законов Российской империи» не могут дать целостного представления о механизме трансформации жизненных ценностей населения Восточной Сибири в середине XIX - начале XX в. и нуждаются в дополнении делопроизводственными материалами.

Документы делопроизводства центрального и местного уровня представлены нормативными актами (указы, инструкции и т.д.), исполнительными актами (рапорта, отчеты и т.д.), документами коллегиального обсуждения (протоколы, журналы и т.п.), служебной перепиской. Акты и документы делопроизводства опубликованы в «Сборнике главнейших официальных документов по управлению Восточною Сибирью», «Своде законов Российской империи», в «Циркулярных указах и распоряжениях Томского епархиального начальства». Трансформацию жизненных ценностей населения региона в середине XIX - начале XX в. характеризуют и «Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения», так как в указанный нами период русское правительство проводит активную переселенческую политику, которая не могла не сказаться на изменении традиционного уклада жизни автохтонов. Всеподданнейший отчет генерал-губернатора Восточной Сибири за 1880 и 1881 гг. содержит сведения не только о контингенте и численности ссылаемых, но и том, что преступники оказывали неблагоприятное и тлетворное влияние на местное безграмотное или малограмотное сельское население, нарушая тем самым традиционные устои местного общества.

Определенные черты к характеристике просветительской политики правительства дает Указ Синода от 12 июля 1884 г., содержащий Устав церковноприходских школ, где указывается цель их открытия, средства на содержание, программа обучения, обязанности преподавательского состава и другие стороны деятельности этих школ.

В процессе раскрытия темы исследования внимание автора обращалось на дела центральных и губернских государственных и церковных учреждений об организации и работе школ, формировании и комплектовании библиотек, деятельности преподавателей и ученых; на коллекции документов, собранных отдельными учеными, и документы учета населения.

Основу исследования составили документы архивов: Государственного исторического архива (РГИА, Ф. 91, 391, 733, 748), Государственного архива Иркутской области (ГАИО, Ф. 24, 25, 50, 63, 128, 293, 295, 446, 480, 600), Национального архива Республики Татарстан (НАРТ, Ф. 10). Кроме того, в ходе работы были использованы материалы библиотек: Иркутского областного краеведческого музея (ИОАКМ), Иркутского Государственного университета (НБ ИГУ), а также материалы фондов Библиотеки академии наук (БАН), Российской национальной библиотеки (РНБ), отдела редких книг Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского (ИОГУНБ), Национальной библиотеки республики Бурятия.

Изучение документального материала указанных фондов и видов документов было обусловлено хронологическими рамками исследования и территориальной протяженностью Восточно-Сибирского региона. Использование полученных сведений в диссертационном исследовании позволило отразить те изменения, которые происходили в культурной жизни региона во второй половине XIX - начале XX в. и выявить их тесную взаимосвязь с общероссийскими политическими и культурными процессами. Материалы изученных фондов включают в себя богатые и ценные сведения, имеющие непосредственное отношение к широкому кругу мероприятий, которые в итоге привели к трансформации жизненных ценностей населения рассматриваемого нами региона.

Они содержат достойные внимания статистические сведения, которые могут внести коррективы в информацию, полученную из опубликованных источников. Кроме того, в них сконцентрированы точные сведения о населении региона, его этническом и социальном составе, переселенческом движении, перемещении контингента ссыльных и их занятиях, времени основания и особенностях функционирования учреждений культа, просветительской и иной деятельности светских и духовных учреждений.

Обобщение полученных сведений позволяет сделать выводы о ценностных предпочтениях населения Восточной Сибири второй половины XIX -начала XX в., причинах и механизмах их трансформации.

Материалы личных фондов Ядринцева Николая Михайловича (ГАИО, Ф. 295) и Романова Нита Степановича (ГАИО, Ф. 480), свидетельствуют не только об их обширных контактах, но и не менее обширных научных интересах. В нашем случае они представляют ценность с точки зрения исследования таких вопросов как взаимоотношения сибиряков-старожилов и переселенцев из европейской части страны; влияние политических ссыльных на культурную жизнь региона, как-то: развитие книгопечатания, школьного и библиотечного дела и другое. В личном фонде Н.С. Романова, местного историка-краеведа и архивиста, сосредоточено значительное количество фактического материала, который отражает реальную картину культурного состояния региона исследуемого нами периода по многим аспектам: переселенческому вопросу, народному образованию, библиотечному делу, развитию полиграфического производства и другим.

Памятные книжки и Обзоры Иркутской, Енисейской, Забайкальской и Якутской губерний, Отчеты статистических комитетов и другое содержат интересный с позиции настоящего исследования статистический материал о количестве учреждений культа, о количестве и ведомственной принадлежности учебных заведений, о составе педагогических кадров, о количестве учащихся, о численности населения и его сословном составе. Они дают ценные факты, хотя и имеют все свойственные правительственной статистике недостатки.

Важный материал содержат городовые летописи, анкетные обследования, словари. Богатый фактический материал об общественной и культурной жизни содержит «Летопись города Иркутска...» Н.С. Романова, предоставляющая информацию об открытии учебных заведений, деятельности духовных и светских учреждений, общественной жизни и других событиях. Но вместе с тем вышеперечисленные источники, в силу субъективности их авторов, не позволяют воссоздать целостную картину культурной жизни исследуемого нами региона и нуждаются в сопоставлении и дополнении другими материалами.

В настоящем исследовании использовались издания центральной периодической печати разных ведомств и направлений ретроспективного характера. На их страницах были опубликованы материалы научных экспедиций, труды ученых, писателей и общественных деятелей, связанные с деятельностью образовательных учреждений и учреждений культа, воспоминания о преподавателях и научных деятелях, сведения по истории Иркутской и Енисейской губерний, Якутской и Забайкальской областей.

Центральные и местные периодические издания составили большую группу источников. В дореволюционной России выпускались десятки изданий, отражающих общие тенденции и частные проявления культурной и общественной жизни страны в целом и ее регионов в частности. Среди них такие издания как «Иркутские губернские ведомости», «Иркутские епархиальные ведомости», «Енисейские епархиальные ведомости», «Восточное обозрение» и другие.

Так, «Иркутские епархиальные ведомости» относятся к церковным изданиям регионального уровня. Они начали издаваться с 1863 г. и состояли из официальной и неофициальной частей. В официальной части публиковались указы и распоряжения правительства, Св. Синода и местной епархиальной администрации. Неофициальная часть содержала богатейшие уникальные материалы, касающиеся абсолютно всех сторон епархиальной жизни: истории учреждений культа, учебных заведений, библиотек, биографий выдающихся деятелей и многое другое. Однако, несмотря на все ценные сведения, которые дают вышеназванные источники, следует отметить, что им свойственна определенная доля субъективизма.

Мемуарная литература позволяет выявить отдельные детали, характеризующие личности, общественную обстановку и др. аспекты, которые являются неотъемлемой частью при исследовании истории культуры. Но вместе с тем она имеет признаки субъективности и нуждается в объективной научной оценке с целью выявления ее исторической и культурной ценности. В настоящем исследовании использованы мемуары, отражающие особенности культурной жизни Восточно-Сибирского региона.

В сочетании со сведениями, введенными в научный оборот предшествующими исследователями, приведенные источники дают надежную базу для решения поставленных задач.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования стал диалектический метод. Его использование позволило рассматривать трансформацию жизненных ценностей российского общества и населения Восточной Сибири как единый процесс, протекавший в многообразии взаимоотношений государственных и общественных интересов, определявших их направленность на конкретных исторических этапах. Кроме того, методологическую основу данной работы составили общенаучные принципы: объективность и историзм в изучении явлений, процессов, связей и отношений. Поэтому автор анализирует источники и литературу по проблеме как с точки зрения накопления и систематизации, так и с точки зрения их оценки и интеграции. Помня о том, что методологическую основу исследования составляет система методов и подходов к рассмотрению проблемы, автор настоящего исследования выделил приоритетные среди них: 1)

общенаучные методы - исторический и логический, классификационный, обобщения, сравнения, аналогии; 2) метод контент-анализа; 3) специально-исторические методы - системный и сопоставительный, проблемно-хронологический, актуализации и периодизации. Их использование позволило выявить и изучить отдельные структурные элементы системы жизненных ценностей российского общества второй половины XIX — начала XX в. и населения Восточной Сибири, установить существовавшие между ними связи; 4)культурологические методы - герменевтический метод интерпретации культурно-исторических явлений, помогающий осмыслить их как моменты целостной духовно-душевной жизни или реконструируемой эпохи; функциональный метод, позволяющий выявить общие законы функционирования культуры и дать объяснение общим элементам культуры.

Научная новизна состоит в том, что на основе сочетания общего и особенного в развитии исторического процесса, современных достижений исторической науки комплексно исследуется крупная и самостоятельная проблема — жизненные ценности российского общества в середине XIX — начале XX в. на примере Восточно-Сибирского региона (исторический аспект трансформации). Она охватывает весь сложный и противоречивый период культурного развития Восточной Сибири в непростой обстановке осуществляющихся реформ второй половины XIX в. и общественно-политических потрясений начала XX в.: первой русской революции, первой мировой войны. На основе конкретно-исторического подхода в работе впервые предпринята попытка изучить, систематизировать и обобщить весь комплекс политических, социально-экономических и идеологических проблем, обусловивших изменение ценностных предпочтений. В диссертационном исследовании впервые предпринята попытка выявления, изучения и анализа трансформации жизненных ценностей населения Восточной Сибири в исторической ретроспективе. Впервые вводятся в научный оборот ранее неизвестные сведения, раскрывающие малоизученную сторону заявленной в работе проблемы, либо по-новому интерпретируются ранее использованные другими исследователями материалы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы могут быть использованы:

— в учебных курсах по истории Сибири, истории России в целом, в рамках спецкурсов и дисциплин по истории культуры и регионоведения;

— в государственных программах по патриотическому воспитанию и работе с молодежью, развитию толерантности и профилактике экстремизма;

— для дальнейшей более углубленной разработки задач изучения мировоззрения, менталитета и трансформации ценностей.

Положения, выносимые на защиту:

1) жизненные ценности могут выступать в качестве предмета исторического исследования, которое включает в себя рассмотрение общих тенденций ценностной трансформации и выявление особенностей, характерных для времени и территории;

2) трансформация ценностей населения Восточной Сибири проходила в условиях перехода от традиционного общества к буржуазному, разрушения традиционных устоев и утверждения индивидуализма;

3) особенности трансформации ценностей в Восточной Сибири на рубеже XIX-XX вв. заключались в ином государственном устройстве региона, его территориальной обособленности, специфическом составе населения, отставании в экономическо-политическом развитии от центра. Обозначенные факторы замедляли процессы ценностной трансформации и способствовали сохранению традиционных ценностей;

4) трансформация жизненных ценностей населения ВосточноСибирского региона находилась в прямой зависимости от следующих обстоятельств: изменение численности населения вследствие миграционных процессов и реализации государственной экономической политики в середине XIX - начале XX в.; взаимовлияния пришлого и сибирского населения;

5) существенную роль в трансформации жизненных ценностей населения региона во второй половине XIX в. играли ссыльные: политические ссыльные, будучи образованными людьми заслуживали определенный авторитет и уважение среди населения Восточной Сибири, восполняя недостающую часть интеллигенции (школьные учителя, врачи, ученые и так далее); уголовные ссыльные после отбывания наказания, обосновывающиеся в регионе, провоцировали девиантное поведение сибирского населения;

6) важную роль в трансформации жизненных ценностей населения Восточно-Сибирского региона в начале XX в. играло переселенческое движение, увеличивавшее долю сельского населения и усиливавшее его расслоение, а также привносившее культурные нормы, характерные для европейской части России;

7) попытки восстановить прежние ценности православной духовной культуры, составлявшие основу жизненных ценностей населения ВосточноСибирского региона, не увенчались успехом — в целом положительные результаты по улучшению религиозно-нравственного состояния сибирского общества растворялись на общем фоне безграмотности и моральной деградации.

Апробация работы. Основные выводы исследования были доложены в виде выступлений на конференциях различного уровня: III всероссийская научно-практическая конференция «В мире научных открытий» (Красноярск, 2010), межвузовская научно-практическая конференция молодых уче-

ных «Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания» (Иркутск, 2011), II межвузовская научно-практическая конференция «Транспортная инфраструктура Сибирского региона» (Иркутск, 2011), Конференция по работе с неформальными общественными объединениями «Национальная мозаика Иркутской области» (Иркутск, 2011), международная научно-практическая конференция «Перспективы развития образовательного пространства стран АТР и вызовы времени» (Иркутск, 2012), всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социокультурные механизмы преемственности ценностей» (Иркутск, 2012), III региональная научно-практическая конференция «Потенциал развития отрасли связи Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2013).

Исследование «Жизненные ценности российского общества в середине XIX - начале XX в.: исторический аспект трансформации (на примере Восточно-Сибирского региона)» разрабатывалось в рамках целевого конкурса по поддержке молодых ученых в 2011-2013 гг. коллективного гранта РГНФ №11-33-00111а2 «Междисциплинарное исследование социокультурных механизмов преемственности ценностей».

Отдельные вопросы проблемы, рассмотренной в настоящем диссертационном исследовании, вошли в программу семинарских занятий по дисциплине «Отечественная история» для студентов первого курса Иркутского государственного университета путей сообщения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура и основное содержание диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Во «Введении» обосновывается актуальность диссертационного исследования, раскрывается степень научной разработанности исследуемой проблемы, определяются его предмет и объект, цель и задачи, определяются хронологические рамки и территориальные границы исследования, описывается источниковая база, раскрывается научная новизна, практическая значимость, дается характеристика методологической базы диссертации, раскрываются положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации результатов проведенной работы.

Первая глава «Теоретические аспекты трансформации жизненных ценностей сибирского населения в середине XIX — начале XX в.» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Жизненные ценности как объект исторического исследования» рассмотрены и проанализированы основные подходы в определении термина «ценность», выявлена структура, иерархия и способы классификации ценностей, а также проблемы и способы их диагностирования в исторической ретроспективе. Сделаны

выводы, что система ценностей представляет собой подвижную структуру, находящуюся в постоянном развитии. Ее изменения тесно связаны с процессами, происходящими в обществе, и могут носить как линейный, так и нелинейный характер. Кризисные периоды развития общества, характеризующиеся нелинейным процессом трансформации ценностей, позволяют более полно исследовать реальные ценности, поскольку насыщены ситуациями с высокой степенью неопределенности, когда человеку необходимо осуществлять ценностный выбор. Стабильные периоды, напротив, характеризуются линейным процессом трансформации ценностей и дают более наглядное представление о культурной традиции и стереотипах поведения.

Сформулировано утверждение, что диагностирование ценностей требует отдельного рассмотрения их компонентов. Конкретное представление о бытующих индивидуальных ценностных ориентациях можно составить, обратившись к тестовой методике или методике целенаправленного воздействия и регистрации последствий. В контексте настоящего исследования предпочтение отдано последней.

Связь индивида и общества, в котором он живет, обеспечивается наличием в структуре ценностей надындивидуального компонента, диагностирование которого сводится к рассмотрению индивидуального компонента, выбору соответствующего периода исследования и диагностике ценностей групп.

В контексте настоящего исследования, рассмотрена сравнительно небольшая группа ценностей, находящаяся на вершине иерархии и определяющая основу жизненной позиции личности. Именно они формируют мировоззрение человека и могут называться жизненными. Отмечено, что жизненные ценности являются тем общим элементом, который присутствует в рассмотренных способах диагностики и отражает особенности исследования ценностей в исторической ретроспективе. Для них характерны: 1) классификация на основе значимости, подразумевающая наличие высших ценностей; 2) ситуации с высокой степенью неопределенности, возникающие в кризисные периоды и предполагающие, что в процессе выбора человек обращается к собственной системе ценностей, а именно к высшим ценностям; 3) методика исследования индивидуального и надындивидуального компонента структуры ценностей, предполагающая диагностику только высших ценностей; 4) детерминация поведения в определенной социокультурной среде не только личности, но и социальной группы.

Таким образом, исследование жизненных ценностей российского общества на региональном уровне предпринято по формальному признаку: 1) российское общество; 2) сибирское общество; 3) общество губернии или области; 4) городское и сельское общество; 5) сословие; 6) индивид. Про-

цесс трансформации жизненных ценностей населения ВосточноСибирского региона второй половины XIX - начала XX в. рассматривается, начиная от общероссийских тенденций и заканчивая региональными особенностями.

Во втором параграфе «Жизненные ценности россиян в середине XIX — начале XX в.: исторические аспекты изменения» вывялены основные этапы становления и изменения ценностей населения в России исследуемого периода, отмечена связь между этапами исторического развития государства и трансформацией ценностей населения.

В середине XIX в. Россия находилась в условиях экономического кризиса, когда остро ощущалась необходимость реформирования во многих сферах жизнедеятельности. В культурной жизни на протяжении длительного времени происходило заимствование новаций западной цивилизации, которые плохо сочетались с традиционным российским сознанием. Политика искусственного сдерживания развития Николая I привела к накоплению критической массы противоречий. Потому переход от традиционного типа общества к буржуазному и эволюция соответствующих ценностей во второй половине XIX - начале XX в. проходили в ускоренном темпе. В целом, для российского общества 1860-1880-х гг. характерен конфликт поколений, который естественным образом отразился на механизме преемственности ценностей.

Политика правительства Александра III, удержавшего Россию над пропастью революции, только усилила разрыв между социальными слоями российского общества. Поскольку развитие общества продолжилось по пути утверждения капиталистических отношений, то и трансформационные процессы в ценностном аспекте так же продолжались.

Начало XX в., отмеченное революциями и гражданской войной, дает наилучшее подтверждение тем изменениям, которые произошли в ценностной палитре общества. Расхождение революционной ценности «отдельной» личности с христианской самоценностью «каждой» человеческой жизни имело серьезные последствия. Если еще в 1905 г. эти изменения были не столь значительны, то к 1917 г. их уже можно характеризовать как трагические.

Таким образом, в 1861-1917 гг. происходил процесс активной трансформации жизненных ценностей россиян, начало которому положила крестьянская реформа. Ускоренные темпы капитализации экономики, поддержанные модернизацией государственного управления, подтолкнули общество к переходу от традиционного к буржуазному типу и утверждению в нем утилитаристкой морали. Это привело к постепенному утверждению частнособственнического образа мышления и приоритету интересов личности над интересами коллектива, как следствие - повышение конфликтности в обществе. На этом фоне народнические, а затем революционные настрое-

ния получили широкую поддержку общества благодаря бескорыстному общественному подвижничеству, воспитанному в русском менталитете православием. В итоге расхождения в революционной ценности отдельной личности с христианской самоценностью каждой человеческой жизни имели серьезные последствия. Три массовые революции начала XX в. и последовавшая за ними гражданская война (1918-1920) в корне изменили социальные устои в России. И если еще в 1905 г. эти изменения были не столь значительны, то к концу 1917 стали трагическими.

В третьем параграфе «Влияние экономической и политической ситуации в России в середине XIX - начале XX в. на формирование общественной мысли Восточно-Сибирского региона» проанализировано влияние общероссийских экономических и политических изменений на Восточную Сибирь, выявлены особенности формирования общественной мысли, повлекшие трансформацию жизненных ценностей населения. Данные изменения в целом повторяли общероссийскую специфику, но имели и особенности, состоявшие в следующем: в отсутствии крепостного права; в более медленном внедрении изменений либо их частичной их реализации; геополитических особенностях региона; в полиэтничном и поликонфессиональном составе его населения. Эти обстоятельства способствовали сохранению прежнего механизма преемственности ценностей, замедлив трансформационные процессы вплоть до начала XX в.

Факторами, повлиявшими на изменение жизненных ценностей, стали: политическая и уголовная ссылка, изменение традиционного жизненного уклада в связи с новыми экономическими условиями развития региона, развитие путей сообщения и государственная переселенческая политика, способствовавшие движению значительных масс населения в конце XIX -начале XX в. С начала 1890-х гг. и вплоть до 1917 г. ссылка в Восточную Сибирь снизилась, но возведение Транссиба и аграрная реформа Столыпина обеспечили существенный приток населения в регион, что в известной степени способствовало возрастанию конфликтности между новоселами из центрально-европейских губерний и сибирскими старожилами. Первые не только создавали новый облик местного населения, но и принимали активное участие в формировании его ценностных предпочтений. Указанные обстоятельства повлияли на изменение традиционного уклада жизни местного населения, стало ослабевать влияние крестьянской общины и родительского авторитета. Вместе с тем в новых экономических условиях возникает и усиливается необходимость в получении образования, что отчетливо прослеживается не только на примере губернских центров и уездных городов, но и в сельской местности.

В регионе сформировалась собственная интеллигенция, задающая тон общественным процессам, что хорошо иллюстрируется идеями областников (Шашков, Ядринцев, Потанин, Щапов) и областническим движением в целом. Выходит на политическую арену национальная интеллигенция Д. Бан-заров, Г. Гомбоев, Ц. Жамцарано, Б. Барадин, Г. Цыбиков и другие.

Вторая глава «Трансформация системы ценностей ВосточноСибирского региона в середине XIX — начале XX в.» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Влияние политической ссылки на изменение культурной ситуации Восточной Сибири во второй половине XIX в.» проанализировано состояние культурной ситуации и влияние на нее политической ссылки в той ее части, которая касается жизненных ценностей населения региона. Ссылка в Сибирь, насчитывающая несколько веков своей истории, имела особое культурное влияние на старожильческое население. Она не воспринималась им как нечто негативное, ссыльных считали, прежде всего несчастными, обездоленными, старались им помочь. Осужденные на длительные сроки, а нередко и на вечное поселение в Сибирь, они оседали в различных местностях, ассимилируясь с местным населением. Особую страницу в культурной жизни Сибири в целом и восточной ее части в частности играла политическая ссылка, характер влияния которой был обусловлен следующими факторами: социальным составом, политическими взглядами, географией и местом расселения, родом деятельности. Среднее число ссыльных от общего числа жителей восточно-сибирских губерний и областей следующее: Иркутской - 9,69%; Енисейской - 9,68%; Забайкальской — 2,03%; Якутской - 1,88%. При этом по Иркутской губернии 1% ссыльных размещался в городах, а 99% - в округах; каторжных ссыльных -28%; поселенцев и остальных категорий ссыльных - 72%.

Влияние ссыльных в целом на культурную обстановку в регионе и трансформацию ценностей местного населения носило двойственный характер. С одной стороны, они способствовали распространению просвещения, вносили существенный вклад в развитие культуры и исследование края. Почти в каждой их колонии находился врач или педагог, а партийный опыт и образование позволяли принимать участие в деятельности легальных общественных организаций. Высокая социальная значимость некоторых профессий, а порой и отсутствие альтернатив в удовлетворении жизненно необходимых потребностей, формировала у местного населения уважительное отношение к их работникам. Высокий профессионализм в исполнении своих обязанностей и преданность делу способствовали возрастанию авторитета ссыльных в глазах местного населения, значимость которого усиливалась на фоне формального отношения других служащих. Подобные обстоятельства оказывали существенное влия-

ние на принятие иных, ранее нехарактерных для местного населения ценностных установок.

В то же время возрастание контингента ссыльных в регионе оказывало и негативное воздействие в ценностном аспекте, так как разрушался главный принцип, благодаря которому стабильно существует любое государство - принцип законопослушания и лояльности правящей власти. В первую очередь пересмотру подвергались религиозно-нравственные основы жизнедеятельности.

Во втором параграфе «Переселенческая политика как фактор изменения культурной ситуации в регионе в конце XIX — начале XX в.»

исследовано влияние переселенческого движения на культурную ситуацию Восточной Сибири в целом и в ценностном аспекте в частности.

В процессе адаптации переселенцев к новым условиям жизнедеятельности в Сибири осуществлялось их взаимодействие с автохтонным населением на протяжении длительного времени и нескольких поколений. Вхождение переселенцев в категорию местных жителей происходило постепенно и было отмечено взаимовлиянием с обеих сторон, что нашло отражение в языке, жилище, одежде, орудиях труда, в обычаях и верованиях населения Восточно-Сибирского региона. Изменения коснулись даже языка, сформировав особое сибирское наречие, которое, по словам Н.М. Ядринцева, имело «распространенность и устойчивость говора Восточной Сибири, ... свою особую фонетику, много особенных грамматических форм ... неизвестных в общем русскому языке».

Процесс трансформации жизненных ценностей под влиянием переселенческого элемента заключался в постепенном количественном накоплении микроаномальных изменений комплекса представлений и установок поведения, которые впоследствии переходили в качественные изменения. Идеологическая подоплека столыпинской аграрной реформы такова, что в Сибирь и на Дальний Восток стремились отправить в первую очередь революционно настроенных крестьян с целью снижения напряженности в центральных губерниях. Следует отметить, что долгий путь водворения их на новых землях отнюдь не способствовал снижению их революционной активности. Нередки были ситуации, когда переселенцы возвращались на родину (в Иркутской губернии доля обратных переселенцев в период с 1906 по 1918 г. составляла до 10% семей от числа прибывших за предыдущие годы; суммарно же за период 1906-1918 гг. вернулось обратно 29% семей переселенцев). Тем не менее, та их часть, которой удавалось закрепиться на новом месте, в процессе тесного взаимодействия с автохтонным населением оказывала влияние на изменение ценностной ситуации в регионе (за период 1906-1918 гг. прижился 71% семей переселенцев).

Кроме того, реформа ставила под удар общину как одного из основополагающих социальных институтов крестьянского общества, являвшегося основой их ценностного мира. Аграрная реформа Столыпина, направленная на разрушение общины как таковой, а, следовательно, и общинной психологии, способствовала нарушению привычного уклада жизни сельского населения. Это провоцировало усиление и развитие индивидуалистических воззрений, которые в ходе капитализации российской экономики стали превалировать над общественными в крестьянской среде.

Автохтонное население, в отличие от русской части старожильческого населения региона, проявило устойчивость к сохранению традиционного образа жизни. Тем не менее, и оно постепенно вынуждено было вступать на орбиту капиталистических отношений, декларируемых государственной политикой, которые влекли за собой освоение и иных культурных ценностей.

В третьем параграфе «Историко-культурная ситуация в Восточной Сибири в пореформенный период» проанализировано состояние основополагающих общественных институтов, а именно семьи, учреждений религиозного культа, школы, оказывавших прямое влияние на выработку и трансляцию важнейших ценностных установок, а также выявлены те изменения, которые в итоге происходили. Сформулировано утверждение, что центробежные процессы, запустившие механизм трансформации жизненных ценностей населения региона, привели к разрушению этих институтов.

Новые экономические условия, в которые вошла Россия во второй половине XIX в. были направлены на разрушение общины, а вместе с ней и общинной психологии, что влекло за собой и разрушение традиционных отношений. В Восточной Сибири, в силу региональных особенностей, до конца XIX в. община была крепкой, тем не менее, на рубеже Х1Х-ХХ вв. проявлялись признаки ее кризиса. Факторами, способствовавшими не только разрушению общины, но и разложению семьи были низкий жизненный уровень сельского населения, пьянство, отходничество, призыв в армию мужчин. Проявлением дезорганизации общины и семьи были своеволие молодежи, неуважение к старшим с ее стороны, хулиганство, преступность и пьянство.

Православная церковь, функционировавшая на правах идеологического института российского государства, в конце XIX - начале XX в. предпринимала попытки реализовывать поставленную перед ней задачу нравственного оздоровления населения, но в полной мере справиться с ней не смогла. Результаты ее деятельности растворялись в общей массе революционных настроений, которые захлестнули страну в 1910-е гг., а современники отмечали, что безнравственность еще никогда не достигала таких размеров в христианском обществе, как в первые два десятилетия нового XX в. Революционные настроения проникли и в саму церковь,

став следствием социального расслоения духовенства.

Формировавшаяся система образования несла на себе черты консервативного влияния правящей власти, не отвечала потребностям времени и постепенно утрачивала доверие населения. С одной стороны, ярко выраженный религиозный элемент, отразившийся в учебных программах, должен был способствовать консервации прежних ценностных ориентиров, но формальное отношение к учебным обязанностям самого духовенства никак этому не способствовало. Таким образом, важнейшие общественные институты: община, семья, церковь, школа — претерпевали серьезные изменения, меняя и ценностные установки населения региона.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В «Заключении» подводятся общие итоги проведенного диссертационного исследования, формулируются основные выводы по проблеме трансформации жизненных ценностей населения Восточно-Сибирского региона в середине XIX - начале XX в.

IV. СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК:

1) Павленко С. А. Исторические аспекты изменения ценностной палитры Восточно-Сибирского общества (середина XIX — начало XX вв.) / С. А. Павленко // Философия и культура. - 2012. - Вып. 9. - С. 45-60 (1 п.л.).

2) Павленко С. А. Ценностная палитра Восточно-Сибирского региона в исторической ретроспективе : диагностика и влияющие факторы (вторая половина XIX — начало XX вв.) / С. А. Павленко // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. - Вып. 9. - С. 49-54 (0,4 п.л.).

3) Павленко С. А. Восточная Сибирь в контексте трансформации ценностей в России (в начале второй половины XIX века) / С. А. Павленко // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. -Вып. 8.-С. 312-319 (0,5 п.л.).

Монографии:

4) Павленко С. А. Исторические аспекты изменения ценностной палитры восточносибирского общества (середина XIX- начало XX вв.) / С. А. Павленко // Междисциплинарное исследование социокультурных механизмов преемственности ценностей : монография. — Иркутск, 2011. - С. 6-20 (0,9 п.л.).

Научные статьи:

5) Павленко С. А. Вопрос о духовных ценностях в исторической ретроспективе / С. А. Павленко // В мире научных открытий : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2010. - Вып. 6.2. - С. 305-307 (0,2 п.л.).

6) Павленко С.А. Теоретические обоснования понятия «ценности» в современной научной литературе / С. А. Павленко // Проблемы и перспективы формирования образовательного пространства в условиях становления информационного общества : материалы IV науч.-практ. интернет-конф. - Иркутск, 2011. - С. 127-130 (0,25 п.л.).

7) Павленко С. А. Ценности как предмет изучения истории / С. А. Павленко // Культура. Наука. Образование. - 2011. - №1. - С. 23-29 (0,44 п.л.).

8) Павленко С. А. Воспитание инженерно-технической элиты и ценностные ориентиры общества / С. А. Павленко // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : II Межвуз. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2011. — С. 447-449 (0,2 п.л.).

9) Павленко С. А. Религиозное воспитание как способ нравственного оздоровления народа в конце XIX - начале XX вв. (на примере Сибирского региона) / С. А. Павленко // Культура. Наука. Образование. - 2012. - №1. -С. 93-100 (0,5 п.л.).

10) Павленко С. А. Ценности в образовательном пространстве Восточной Сибири второй половины XIX - начала XX вв. / С. А. Павленко // Перспективы развития образовательного пространства стран АТР и вызовы времени : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2012. -С. 33-38 (0,38 п.л.).

11) Павленко С. А. Ценностные ориентиры населения Восточной Сибири на рубеже XIX-XX вв. : особенности трансформации / С. А. Павленко // Социокультурные механизмы преемственности ценностей : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М. : Культурная революция, 2012. - С. 33-37 (0,3 п.л.).

12) Павленко С. А. Исследование ценностей в исторической ретроспективе // Потенциал развития отрасли связи Байкальского региона : мат. III Региональной науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 16 мая 2013 г.). - Новосибирск : изд-во СибГУТИ, 2013. - С. 100-103 (0,19 п.л.).

 

Текст диссертации на тему "Жизненные ценности российского общества в середине XIX - начале XX в.: исторический аспект трансформации"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»

04201362884

Не кописи

Павленко Сергей Андреевич

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТРАНСФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА)

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: Харченко Л.Н., д.и.н., профессор

Улан-Удэ-2013

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Теоретические аспекты трансформации жизненных ценностей сибирского населения в середине XIX - начале XX в......................................25

1.1. Жизненные ценности как объект исторического исследования........25

1.2. Жизненные ценности россиян в середине XIX - начале XX в.: исторические аспекты изменения................................................................49

1.3. Влияние экономической и политической ситуации в России в середине XIX - начале XX в. на формирование общественной мысли Восточно-Сибирского региона.....................................................................71

Глава II. Трансформация системы ценностей Восточно-Сибирского региона в середине XIX - начале XX в................................................................................91

2.1. Влияние политической ссылки на изменение культурной ситуации Восточной Сибири во второй половине XIX в...........................................91

2.2. Переселенческая политика как фактор изменения культурной ситуации в регионе в конце XIX - начале XX в.......................................115

2.3. Историко-культурная ситуация в Восточной Сибири в пореформенный период............................................................................135

Заключение..........................................................................................................160

Список сокращений............................................................................................165

Список литературы.............................................................................................166

Приложение 1 Письмо казненного...................................................................196

Приложение 2 Статистические сведения о Восточной Сибири второй

половины XIX - начала XX в............................................................................199

Приложение 3 Карта плотности населения Сибири.......................................211

Приложение 4 Схема поверхности и почв Восточной Сибири.....................213

Приложение 5 Карта Енисейской губернии....................................................215

Приложение 6 Карта Иркутской губернии......................................................217

Приложение 7 Карта Забайкальской области.................................................219

Введение

Актуальность темы исследования. Ценности как неотъемлемая часть структуры сознания индивида, транслируемого обществом, на протяжении длительного времени остаются предметом научного интереса - от трудов античных философов и до современных исследований по истории культуры. Это закономерное явление, так как ценности выступают в качестве фундаментальной основы культуры, а их смена приводит к коренным изменениям в обществе. В связи с этим особое внимание исследователей привлекают проблемы, связанные с ролыо ценностного фактора в кризисные (переходные) периоды истории общества, так как именно они выступают своего рода катализатором различных устремлений личности (ментальных, духовных, физических и т.п.).

На рубеже XIX - XX вв. изменение общественно-политического и социально-экономического уклада России стало причиной кардинальной трансформации жизненных ценностей. Новая мировоззренческая парадигма, пришедшая на смену прежней, сформировала ядро новой культуры, которая во многом игнорировала складывавшиеся веками традиции. Данное обстоятельство во многом определило вектор развития российского общества.

Вопросы реконструкции трансформации жизненных ценностей общества в исторической ретроспективе, выявление и анализ структуры и факторов, повлекших их значительные изменения, представляют интерес не только для исторической науки, но имеют и практическую ценность. Данное обстоятельство обусловлено тем, что современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, ставший следствием коренных изменений, произошедших в политической и социально-экономической жизни страны в два последних десятилетия. Этот процесс повлек за собой глубинные трансформации в общественном сознании, когда подверглись пересмотру все прежние установки и представления, а, следовательно, и жизненные ценности. Правительство Российской Федерации, признавая и оценивая ценностный кризис, разрабатывает ряд государственных программ

и проектов, направленных на сохранение и развитие духовных и культурно-нравственных ценностей граждан1.

Выход из сложившейся ситуации ценностного кризиса видится в научном осмыслении исторического опыта России, в анализе традиционных культурных ценностей всего российского общества как базового фундамента в формировании общественного сознания в новых политических и социально-экономических условиях. В связи с этим для исторической науки особую актуальность приобретают исследования региональных особенностей трансформации общественных ценностей, анализа причин изменений, факторов и последствий.

Все изложенное актуализирует необходимость нашего диссертационного исследования, посвященного вопросам трансформации жизненных ценностей Восточно-Сибирского общества в середине XIX - начале XX в., которая ранее не становилась самостоятельным объектом научного исследования.

Степень разработанности проблемы. Комплексных исследований проблемы трансформации ценностей российского общества во второй половине XIX - начале XX в. в отечественной исторической науке нами не выявлено. Большинство исследователей обозначенную нами проблему затрагивают фрагментарно либо в контексте рассмотрения общекультурного фона эпох, либо в рамках изучения отдельных отраслей культурной жизни общества.

Всю научную литературу, выявленную нами по теме диссертационного исследования можно сгруппировать по следующим признакам:

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://fstec.rn/component/content/article/l 11-deyatelnost/tekuslichaya/tekhnicheskaya-zaslichita-inforniatsii/organizatsionno-rasporyaditelnye-dokumenty/kontseptsii/373-ukaz-prezidenta-rossijskoj-fcderatsü-ot-12-maya-2009-g-n-537; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/postan_rf/122_l .shtm (дата обращения 03.05.2013); Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010» [Электронный ресурс]. URL : http://www.llr.ru/razdcl3.php?id_r2=55; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015» [Электронный ресурс]. URL: http://arclnves.ru/programs/patriot_2015.slitml; Проект Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/201 l/lO/26/kultura-site-dok.html.

1) работы общего характера, помогающие определить понятийный аппарат исследования, составить представление о функционировании механизма культурно-исторического развития государства и личности в переходную эпоху;

2) работы конкретно-исторического характера, посвященные ценностной проблематике;

3) работы, ставшие методологической основой исследования.

Внутри первого и второго разделов выявленная нами литература

сформирована в хронологической последовательности.

К работам общего характера нами отнесены исследования, формулирующие понятие «ценность», объясняющие его взаимосвязь с действительностью и поведением личности, помогающие выявить механизмы трансформации жизненных ценностей российского общества на рубеже XIX-XX вв., определиться с методами их диагностирования.

Динамику изменения термина «ценность» в современной научной литературе рассматривают многие авторы: A.A. Лебедев, Н.П. Медведев, Т.А. Рассадина, Е.А. Подольская, JI.B. Баева, A.A. Ивин, Л.Б. Эрштейн и другие.2 Тем не менее, несмотря на обширный исторический материал, единое проблемное поле при определении понятия ценностей все же не было сформулировано. Однако хотелось бы отметить, что различные интерпретации термина «ценность» у разных авторов иногда пересекаются, либо дополняя друг друга, либо вступая в противоречие. Применительно к обозначенной нами теме диссертационного исследования взгляды Д.А.

2 Лебедев Д. А. Ценностные основания человеческой деятельности : автореф. дис. .. канд. фил. наук. М.. 2006. 23 е.; Медведев II. П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь : Изд-во Ствропольского университета, 1995. 104 е.; Рассадина Т. А. Трансформация традиционных русских ценностей в нравственных ориентациях россиян : монография. М.: Прометей. 2004. 409 е.; Подольская Е. А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков : Основа, 1991. 163 е.; Баева Л. В. Ценности изменяющегося мира : Экзистенциальная аксиология истории : монография. Астрахань : Изд-во АГУ, 2004. 275 е.; Ивин А. А. Аксиолошя. М. : Высш. шк. 390 е.; Эрштейн Л.Б. Запретная теория ценностей : психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов [Электронный ресурс]. URL : littp://lipsy.ru/public/x3725.htm.

Леонтьева3, рассматривавшего ценностную проблематику на междисциплинарной основе, представляются более приемлемыми.

Ценностный фактор всегда оказывает доминирующее воздействие на процесс принятия решений, а, следовательно, и на деятельность человека в целом. Многие современные авторы, рассматривая это явление, полагают, что базовая основа, сложившаяся при формировании мировоззрения, в этом процессе будет играть определяющую роль4.

Л.Б. Эрштейн, основываясь на обозначенном выше принципе, предлагает диагностировать ценности, анализируя поведение человека в критических ситуациях. Признавая научную значимость этого метода в вопросе разделения реальных и декларируемых ценностей, следует отметить, что существенными его недостатками, с нашей точки зрения, являются: во-первых, «необходимость моделирования напряженных ситуаций»5, что в принципе не применимо к исследованию ценностей в исторической ретроспективе; во-вторых, применимость метода лишь к конкретной личности. Несколько ранее М. Блок утверждал, что моделирование практически не применимо к группе6, но в то же время историк анализирует события прошлого, рассматривая их как результаты естественного эксперимента. В подобном случае метод диагностики, предложенный Л.Б. Эрштейном, все же может быть применен, так как сама история уже

1 Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконсфукции // Вопросы философии. М. : Наука, 1996. Вып. 4. С. 16-21.

4 Подольская Е. А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков : Основа. 1991 С. 36-37; Лебедев А. А. Ценностные основания человеческой деятельности : автореф. дис. ... канд. фил. наук. М., 2006. С. 16; Кузнецова Ю. Н. Ценностные детерминанты содержания принимаемых личностью решений: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Казань, 2007. С.

11; Заюскин Д. В. Историческое сознание как исторический фактор (к вопросу о роли и месте феноменов сознания в исторических изменениях) // Проблемы истории и исторического познания. Томск. 2001. С. 54; Фролов И. В. Ценностный подход в изучении истории // Вестник

Нижегородского университет им. H.H. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2009. С. 136; Костюк И. А. Рационализм как ценность в условиях конфликта // Социальные конфликты в истории России: материалы II всерос. науч. конф. (Омск, 22 окт. 2004 г.). Омск, 2004. С. 345 и др.

5 Эрштейн Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов [Электронный ресурс]. URL: http://Iipsy.ni/public/x3725.litm.

6 Блок М. Апология истории или ремесло историка. М. : Наука, 1986. С. 134.

«смоделировала» напряженные ситуации, например, такие как революции 1905 и 1917 гг., первая мировая и гражданская войны.

В исторической науке, как правило, к проблеме ценностей обращаются при рассмотрении вопросов, связанных с переходными периодами. Но осуществляется это фрагментарно, крайне редко, в основном с целью дать характеристику эпохе. В эти периоды происходит разрушение традиций, коренным образом изменяются культурные устои общества, обостряются

п

социальные противоречия . При этом сам процесс многогранен и

о

сопровождается кризисом идентичности и явлениями аномии . Анализируя трансформацию ценностей общества, каждый из современных авторов пытается найти причины, породившие ее. Так, А. С. Ахиезер главной причиной таких явлений считает конфликт ценностей9; Н. П. Медведев -наличие аксиологических ошибок10; В. И. Мажников и Е. Е. Туник -трансформацию традиционной социальной структуры и разрыв отношений

между сторонниками традиционных и современных ценностей11; М. С. Каган

1 ^

и В. Ж. Келле - проблему преемственности и взаимодействия поколений

Ценностная проблематика рассматривалась в дооктябрьской историографии. Среди работ этого периода можно выделить труды русских философов, которые обращались к проблеме ценностей, исследуя ее через призму нравственности. Первой исторической работой, поставившей в центр

Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. [Электронный ресурс]. URL: http://liis95.narod.ru/doc00/nrav.lum; Франк С. Л. Крушение кумиров [Электронный ресурс]. URL: littp://\v\vw.yabloko.ru/Themes/H¡stor>'/frank_kk.html; Зубов А. Б. Циклы русской истории // Вопросы философии. 2005. С. 161-166 и др.

8 Рассадина Т. А. Механизмы процесса трансформации традиционных ценностей // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2005. С. 54-57.

9 Ахиезер А. С. и др. Модернизация в России и конфликт ценностей. М : ИФРАН, 1994. С. 18,27.

ш Медведев Н. П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь: Изд-во Ставропольского ун-та. 1995. С. 19.

11 Мажников В. И. Социальные конфликты в процессе модернизации традиционного общества в России // Социальные конфликты в истории России : материалы II всерос. науч. конф. (Омск, 22 окт. 2004 г.). 2004. С. 73-74; Туник Е. Е., Янченко М. О. Менталитет. Убеждения. Ценностные ориентации : тестовая методика. СПб. : Экспресс, 2010. С. 26-27.

Каган М. С. Проблема поколения в истории культуры // Избранные труды в VII томах. Том III. Труды по проблемам теории культуры. 2007. С. 651; Келле В. Ж. Время в культуре и проблема преемственности // Судьба европейского проекта времени. 2009. С. 525.

внимания проблему ценностей, стало сочинение М. М. Щербатова «О повреждении нравов в России», в котором автор резюмирует: «совершенное истребление всех благих нравов, грозит падением государству»13. В первой половине XIX в. продолжая семейную традицию П. Я. Чаадаев, внук М. М. Щербатова, в качестве «урока» истории признает «регресс, религиозно-нравственную деградацию человека».

Проблему трансформации духовных ценностей, так или иначе, затрагивают отечественные философы и литераторы, уделяя значительное место духовным исканиям русского народа, пытаясь вместе с нгм понять истинный смысл бытия14.

Отдельно тема трансформации ценностей не прослеживается, однако занимает важное место в размышлениях русских философов, в связи с осмыслением свободы человеческой личности и бытия. К теме войны и революции как ко времени, в корне изменившем российскую действительность, обращается значительная часть творческой интеллигенции, пытаясь найти причины моральной и нравственной деградации, которые спровоцировали социальную развращенность молодежи13.

Нельзя не сказать о вкладе сибирского областничества в изменение ценностной палитры населения Восточной Сибири. Его лидеры Н. М. Ядринцев, Г. Н. Потанин, М. В. Загоскин, выступавшие против положения

п Щербаюв М. М. О повреждении нравов в России [Электронный ресурс]. URL: http://his95.narod.ru/docOO/nrav.litm.

14 Ильин И. А. Путь духовного обновления [Электронный ресурс]. URL: http://www.paraklit.0rg/sv.0tcy/l.njin/l.Iljin-Putj-d11hovnogo-obnovleniya.htm; Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека [Электронный ресурс]. URL : http://\vw\v.vehi.net/berdyaev/rabslvo/042.html; Лосский Н. О. Ценность и бытие. Paris : YMCA Press, 1931. С. 80; Франк С. J1. Этика нигилизма // Интеллигенция. Власть. Народ : антология. М. : Наука, 1993. С. 164-189; Франк С. JI. Крушение кумиров [Электронный ресурс]. URL : http://www.yabloko.ru/Tliemes/History/frank_kk..

15 Сорокин П. Нравственное и умственное состояние современной России // Литература русского зарубежья : антология. М. : Книга, 1990. Т. 1. Кн. 1. С. 409; Бунин И. А. Окаянные дни. М. : Директ-Медиа, 2008. 217 е.; Булгаков М. А. Белая гвардия : роман, повесть, пьесы. М. : Современник, 1991.686 с.; и др.

Сибири как колонии, ратовали за достойное ее развитие, население которого имеет право на свободное развитие16.

А. П. Щапов, изучая историю России, главным действующим лицом видел народ и поэтому возводил в ранг ценности. Исходя из своей земско-областной теории, центральное место он отводил земству и областничеству

! 7

и, соответственно, тем самым обозначал другую ценность - свободу .

Советская историография в основном сконцентрирована на социально-

экономических характеристиках, поэтому мы обратились к работам, которые

характеризуют отдельные стороны обществ�