автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Историческое сознание как феномен культуры

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Гертнер, Светлана Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Историческое сознание как феномен культуры'

Текст диссертации на тему "Историческое сознание как феномен культуры"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ

/ / На правах рукописи

ГЕРТНЕР Светлана Леонидовна

диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

по специальности 24.00.01.- Теория культуры (культурология)

Научный руководитель -

доктор исторических наук, профессор Богданов Л.П.

Москва - 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................3-12

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ........13-45

1.1. Генезис и типология исторического сознания.........13-27

1.2. Особенности исторического сознания

общества и личности..............................................28-45

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ............................. . .:.....46-82

■ •■•■■..•• ¿.Д' •

2.1. Персонализм Н.Бердяева в осмыслений':; ' * •• * исторического времени..........................................46-66

2.2. Социоцентристские аспекты исторической концепции Л.Карсавина.........................................67-82

ГЛАВА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.................................................83-125

3.1. Культурно-историческое сознание в творчестве русских символистов

(А.Блок и Д.Мережковский)...................................83-105

3.2. Историософия А.Белого и В.Брюсова

через историческую прозу....................................106-125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................... 126-130

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................131 -143

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Отличие современной эпохи от предшествующих представляется в глобальности, интенсивности процессов коммуникации, в относительности долгими веками незыблемых ценностей, в предельном объеме информации. Другой важной чертой происходящего является процесс сближения прошлого, настоящего и будущего, приводящий к ускоренному переходу настоящего в прошлое, а будущего в настоящее.

Прошлое более цепко преследует настоящее, которое уже не в состоянии обеспечить себе большой временной разрыв с ним. Особенно это становится заметным в области экономики. Если ранее технические изобретения, приносящие серьезный экономический эффект, безусловно, регистрировались в качестве патентов, то сейчас во многих случаях отпадает необходимость в такого рода действиях в связи с небывало коротким жизненным циклом продукта, создаваемого в результате того или иного технического изобретения. Не менее драматично выглядит и трансформация времени социальных отношений. События, накладываясь друг на друга, создают калейдоскоп, в котором отсутствует возможность определения начала или конца того или иного социального действия, определения своего места в нем и отношения к нему. Мозаичность культуры, о которой предупреждал А.Моль, становится сегодня жизненной реальностью. Поскольку сокращается время жизни продуктов культуры в качестве культурных ценностей, все меньше времени отводится реципиенту на то, чтобы данную ценность ос-

воить и ввести в структурную сетку своей культуры, постольку еще меньше времени остается на создание связи между ценностями и формирование классической структуры культуры.

Научно-техническая революция при всем ее цивилизаци-онном значении и создании условий для сближения культур вместе с тем является одновременно и фактором культурного обособления. Современный сетевой компьютер, создавая эффект единения с целым миром людей, глядящих, например, на картину из Лувра, запирает человека в его комнате, создавая при этом квазиобраз картины не в психологическом контакте с другим человеком, а в визуальном контакте со своим монитором.

Современный человек, как никогда ранее, нуждается в исторической определенности, в понимании своеобразия времени, в котором он живет, своего предназначения в мире, в осознании своей пользы, важности и необходимости для других людей. Однако жизненные обстоятельства, в которые он погружен, казалось бы, менее всего способствуют философствованию, абстрагированию или теоретизированию. Вместе с тем, без такого рода деятельности жизнь человека теряет всякий смысл. К тому же есть науки, которые по определению должны ставить и искать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, истории, культуры. К такого рода наукам относится философия, а в последнее время, с возрастанием роли культуры в жизни современного общества - культурология.

Современные философы снова обращаются к осмыслению истории, ее движущих сил и периодизации, места человека в

историческом процессе, отказываются от глобалистских, про-грессистских моделей общественного развития, концентрируют внимание на различных формах непосредственного переживания человеком истории. Не только философы, но и представители других направлений науки соглашаются с тем, что смысл исторического процесса обретает статус субъективной реальности, когда он проходит сквозь призму жизненного мира человека, что в свою очередь приводит к выводам о множественности смысловых картин прошлого. Прежние, универсалистские, схемы истории сменяются разнообразными реконструкциями прошлого и моделями будущего, а философия истории обретает черты культурософской рефлексии над исторической традицией.

В культурологии ведутся поиски раскрытия сути проблем исторического опыта, в котором личность и общество обретают культурную идентичность. Идея множества культурно-цивилизационных монад (Н.Данилевский, О.Шпенглер) сосуществует с теоретическим конструкциями истории как процесса углубления коммуникаций между народами и культурами на языке абсолютных ценностей (H.A. Бердяев, М.Вебер, П.Карсавин, Э.Трельч, К.Ясперс, П.Сорокин).

В целом для современного состояния отечественной науки характерно переосмысление догматического марксизма (K.M. Кантор, В.И. Копалов, М.К. Мамардашвили, В.М. Межу-ев, В.И. Плотников, В.В. Скоробогацкий), освоение мировой философии истории и культуры (Б.К. Губман, A.B. Гулыга, И.А. Гобозов, Э.А. Орлова), обращение к проблемам философии истории, осмысление диалогического характера

культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.М. Лотман, Б.С. Успенский). В противовес сциентистским представлениям об истории она теперь осмысливается как непосредственное переживание человеком историчности его бытия. В последние десятилетия произошли изменения и в сфере исторической эпи-стемиологии и методологии истории (М.А. Барг, К.Гемпель, Р.Коллингвуд, И.С. Кон, Э.Лооне, В.Г. Могильницкий, К.Поппер, А.И.Ракитов и другие). Внедрение методов обработки статистических данных и использование компьютерных технологий позволяют совершенствовать методы культурологических исследований исторических проблем (И.Д. Коваль-ченко, К.В. Хвостова, В.К. Финн). Продолжается работа по реконструкции менталитета и повседневной жизни людей прошлого с целью выделения как бы архетипических блоков в современной социокультурной ситуации (Ю.Г. Бессмертных, Г.С. Кнабе, А.Л. Ястребицкая).

Проблемы осмысления человеком времени всегда были в центре внимания культурологической науки. В частности, непреходящее значение имеет проблема исторического сознания писателей и ученых с их способами осмысления социокультурной действительности, соотношения личности и истории, как средствах получения в той или иной степени достоверного знания или глубокого постижения культурных эпох, где время представлено не только в качестве последовательной цепи фактов, событий, дат и т.п., но определенной целостной картиной мира, системой, каждый элемент которой не случаен и определен отнюдь не произволом воли исследующего.

Актуальность исследования проблемы обусловлена еще и недостаточной изученностью исторического сознания в России конца XIX - начала XX столетий как феномена культуры. Ни в отечественной, ни в зарубежной философской, исторической и культурологической литературе нет фундаментальных трудов, посвященных заявленной теме непосредственно. Вместе с тем, интерес к культурологическому осмыслению триады прошлое - настоящее - будущее, а в равной степени к философскому и литературному творчеству рубежа веков в настоящее время возрастает. Именно сейчас Россия также находится на переломном этапе культурного развития, когда возникло множество различных концепций исторической судьбы России, ее культурной ориентации. Культурологический анализ проблемы исторического сознания означенного периода представляется полезным и в плане ведущихся сегодня споров о путях развития России, ее роли в мировой истории и, возможно, будет представлять интерес для футурологов культуры.

Степень разработанности проблемы. К проблеме исторического сознания ученые обратились еще в середине XIX века, но она не становится предметом специальных исследований. Сам термин "историческое сознание" можно встретить в различных вариантах ("чувствование истории", "переживание", "проникновение в эпоху" и т.п.). Но именно Карсавин и Бердяев (а немного раньше В.Дильтей - в Германии) впервые обращают внимание на изучаемый феномен, выделяя его в соответствующем контексте, но не объясняя его природы. Дальнейшую разработку историческое сознание получило в трудах

отечественных и зарубежных ученых О. Шпенглера, А.Тойнби, Х.-Г.Гадамера, Ж.Делеза, Дж.Остина, Франка, Лосева, чьи работы составили в начале XX века философско-методологическую основу изучаемой проблемы1. Историческое сознание нашло отражение в исследованиях современных российских ученых, посвященных как философии истории, так и истории культуры. К их числу можно отнести работы Ельча-нинова В.А., Коршунова A.M., Барга М.А., Левады Ю.А., А.И. Ракитова, В.М. Межуева, М.Б. Туровского, Е.Б. Рашковского, И.А. Гобозова и др.

Важнейшие теоретико-культурологические аспекты проблемы нашли отражение в трудах отечественных ученых не посвященных анализу исторического сознания непосредственно, но рассматривающих его при обращении к изучению куль-турогенеза (А.Я. Флиер), динамики культурного развития ( А.И.Арнольдов, Э.А. Орлова), диалога культур (B.C. Библер), истории российской культуры (A.A. Аронов, A.C. Ахиезер, И.В. Кондаков) и др.

Объектом исследования является культура как способ отражения и воплощения сознания человека.

Предмет исследования - проблема культурных оснований исторического сознания.

Цель исследования состоит в изучении вклада русской философии и литературы конца XIX - начала XX веков в фор-

1 Карсавин Л.П. Философия истории. - Спб.: АО Комплект, 1993, - 351 е.; Дильтей В. Описательная психология. Спб.: Алетейя, 1996, -155с.; Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993, Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991, С.18; Гадамер Х.-Г. Истина и метод.-М.: Прогресс, 1988, - 704 е.; Делез Ж. Логика смысла. - М.: Академия, 1995, -298 е.; Остин Дж. Чужое сознание. Философия, логика, язык,- М.: Прогресс, 1987, С.48-95).

мировании теории культурно-исторического сознания. В реализации цели предполагается решение следующих задач:

уточнить определение исторического сознания как культурологического явления;

изучить генезис и развитие сознания как феномена культуры от его мифологической до исторической разновидности;

определить типы и функции культурно-исторического сознания;

изучить образный и концептуальный срез русской философии и литературы рубежа веков с точки зрения отражения и воплощения в нем культурно-исторического сознания;

раскрыть некоторые культурологические особенности изменения исторического сознания.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили труды российский и зарубежных ученых, в которых историческое сознание изучается как сущностная характеристика связи человека со временем, рассматривается в ряду феноменов культуры, а его объективация в фактах культуры и последующее распредмечивание в процессах исторической памяти, восприятия и представления рассматривается как характеристика интеллектуально выделяемой разновидности исторического сознания - культурно-исторического сознания.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые предложено понимание как мифологического, так и исторического сознания, которые выступая в качестве культурных феноменов, вскрывают не динамику развития сознания от низшей, примитивной формы к высшей, раз-

витой форме сознания, а динамику перехода одной культурной формы сознания к другой.

Отражение и воплощение исторического сознания в образной и рефлексивной форме русского литературно-философского наследия конца XIX - начала XX веков рассмотрено не только в качестве специфического элемента истории культурологической науки, но и социокультурного фактора, определяющего культурно-историческую реальность России начала Ш тысячелетия. Суть научных положений, разрабатываемых в диссертационном исследовании, заключается в стремлении выведения теоретико-культурных закономерностей из процесса происходящих в обществе исторических и культурных изменений. Исследование проблемы исторического сознания строится на анализе литературных источников периода конца XIX - начала XX вв, где актуализированы отдельные типы исторического сознания. К ним можно отнести исторические романы русских символистов, поэмы и литературную публицистику. Это позволяет раскрыть феномен исторического сознания в его культурных формах.

Суть научных положений, выносимых на защиту диссертации состоит в следующем:

1. Являясь конкретной разновидностью "сознания вообще", историческое сознание принадлежит не только монополии психики человека. Оно представляет собой духовную дихотомию эмоционального (чувственного) и рационального (мыслительного) постижения человеком истории социума.

2. Историческое сознание генетически (сущностно) связано с мифологическим. Мифологическое сознание, где время ос-

мысливается в качестве неизменной данности, и, одновременно, приобретает черты исторической динамики, является гносеологическим источником изучаемого предмета.

3. Понимание исторического сознания как способа связи человека со временем предполагает наличие различных его структурных компонентов, которые взависимости от того какое время (прошлое, настоящее или будущее) выступает предметом конкретного мыслительного действия, приобретает форму - исторической памяти, исторического восприятия или представления.

4. В изменении типов исторического сознания характерен принцип постепенного перехода от его мистических форм к рациональным, а также тенденция к секуляризации.

5. Наиболее развитым типом исторического сознания, имеющего тенденцию к опредмечиванию в культурных ценностях является культурно-историческое сознание, основными функциями которого выступают: эвристическая, эстетическая, этико-дидактическая, аксиологическая.

Практическая значимость исследования. Основные результаты исследования использованы в учебном процессе Московского государственного университета культуры при чтении курсов, составляющих основу государственного стандарта в области культурологического образования ("Культурология", "История отечественной культуры"), так и специализированного курса ("Социокультурные проблемы исторического сознания"), которые способствовали более глубокому пониманию теоретико-культурных проблем исторического процесса

и способам его осмысления в структурах общественного и индивидуального сознания.

Материалы диссертации могут найти применение в курсах по теории культуры, исторической культурологии, отечественной литературе XIX - начала XX веков, служить методологическими ориентирами в разработке различных аспектов исторического сознания.

Апробация работы. Выводы диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на восьми научных конференциях, а также в ряде научных статей общим объемом более 2 печатных листа.

Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры социально-культурной деятельности и научно-исследовательского центра проблем культурологического образования Московского государственного университета культуры.

ГЛАВА 1.

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ.

1.1.ГЕНЕЗИС И ТИПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

Проблема исторического сознания в отечественной науке начинает активно ставиться в последние три десятилетия. Исследовательский интерес к осмыслению исторического сознания, по-видимому, был обусловлен в значительной мере внешними причинами - Россия просыпается после длительного застоя и начинает по-новому осознавать себя в окружающем ее мире и в истории. Скорее всего именно поэтому значительная часть трудов периода до 90-х годов была посвящена исследованию исторического познания (Бабаев М., Дьяков В.А., Ель-чанинов В.А., Жуков Е.М., Иванов Г.М., Коршунов A.M., Шаповалов В.Ф., Межуев В.М., Ракитов А.И.). Несомненным достоинством этого периода исследования проблемы явилось то обстоятельство, что она была поставлена и актуализирована, �