автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Журналы "Ёж" и "Чиж" в контексте советской детской печати 1920 - 1930 - х гг.

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Суздорф, Эльвира Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Журналы "Ёж" и "Чиж" в контексте советской детской печати 1920 - 1930 - х гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Журналы "Ёж" и "Чиж" в контексте советской детской печати 1920 - 1930 - х гг."

СУЗДОРФ ЭЛЬВИРА АЛЕКСАНДРОВНА

ЖУРНАЛЫ «ЕЖ» И «ЧИЖ» В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ПЕЧАТИ 1920-1930-Х ГГ.

Специальность 10.01Л 0 - Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 7 ОКТ 2011

Москва, 2011

4858101

Работа выполнена на кафедре литературной критики Российского государственного гуманитарного университета

Научным руководитель:

Кандидат филологических наук, доцент Владимир Львович Гопман Официальные оппоненты:

Доктор филологических наук, профессор Игорь Вадимович Кондаков Кандидат филологических наук, Анна Владимировна Щербина

Ведущая организация:

Факультет русской филологии Московского государственного областного университета

Защита состоится 17 ноября 2011 г. в 16 часов на заседании диссертационного совет Д 212.198.12 в Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125267, Москва, Миусская пл., 6, ауд. 250.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государствен!юг гуманитарного университета

Автореферат разослан «- » октября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета д. филол. н.

Л.Ф. Кацис

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Данное диссертационное исследование посвящено детским журналам «Еж» и «Чиж» в контексте отечественной детской периодики 1920-1930-х гг.

Журналы «Еж» (1928-1935 гг.) и «Чиж» (1930-1941 гг.) выходили в Ленинграде и объединяли самых талантливых литераторов своего времени: С.Я. Маршака, Н.М. Олейникова, H.A. Заболоцкого, Д.И. Хармса, А.И. Введенского, В.В. Бианки, М. Ильина (И.Я. Маршака), Б.С. Житкова и др. Также с журналами сотрудничали известные художники В.В. Лебедев, А.Ф. Пахомов, В.М. Конашевич.

Роль этих изданий в развитии детской периодики и литературы своего времени трудно переоценить: будучи ведущими детскими журналами 1930-х гг., «Еж» и «Чиж» заложили основы советской детской периодики и оказали существенное влияние на развитие детской литературы своего времени. «Еж», рассчитанный на читателя 10-14 лет, и «Чиж», ориентированный на детей 5-8 лет, составляли пару взаимодополняющих изданий, удовлетворявших потребности широкой детской аудитории.

Актуальность исследования определяется

- необходимостью пересмотра сложившихся в современной российской культуре концепций существования и развития отечественной журналистики и публицистики 1920-1930-х гг. Использование этих концепций до недавнего времени приводило к тому, что критерием оценки творчества поэтов, журналистов и публицистов, работавших в журналах «Еж» и «Чиж», служило лишь соответствие их работ идеологическим требованиям, предъявляемым к искусству.

- необходимостью использовать опыт работы редакций обоих журналов, который имеет важное значение как для изучения истории детской печати советского периода, так и для понимания развития детской

периодики настоящего времени: изучение современной литературы и периодики для детей невозможно без учета того, что делалось в этой сфере в 1920-1930-х гг.

Данный опыт представляется особенно ценным и актуальным в постсоветском культурном пространстве: об этом свидетельствует постоянный интерес к этим журналам и их создателям, примером чего может служить стремление воссоздать журналы в настоящее время. Так, в Санкт-Петербурге с 2002 г. выходит детский журнал «Чиж и Еж», создатели которых считают себя наследниками традиций аутентичных журналов «Еж» и «Чиж»'.

Научная новизна исследования заключается в том, что комплексное изучение журналов «Еж» и «Чиж» проводится впервые в отечественной науке о журналистике.

Кроме того, в работе впервые рассматриваются вопросы, на которые долгое время было наложено табу, например, проблема участия журналов «Еж» и «Чиж» в советской пропаганде, а также их развития в историческом, культурном контексте.

Объект исследования - детские журналы «Еж» и «Чиж».

Предмет исследования - советская детская периодика 1920-1930-х гг. и ее участие в культурной и общественной жизни.

Цель работы - изучить журналы «Еж» и «Чиж», в том числе степень их вовлеченности в систему советской пропаганды, и определить место журналов в советской детской периодике конца 1920-х - 1930-х гг. Для достижения цели последовательно решаются следующие задачи:

- выявить основные тенденции развития детской печати в 1920-е -1930-е гг.;

1 В гостях у журнала «Детская литература» редакция петербургского журнала ЧЁ // Дет. лит. 2002. № 1-2. С. 22.

- рассмотреть историю журналов «Еж» и «Чиж» в 1928-1941 гг. в историко-культурном контексте, определить основные этапы их развития;

- проанализировать содержание журналов и, в том числе, их участие в советской пропаганде;

- описать способы и методы освещения на страницах журналов таких тем, как образы вождей, образы врагов (в данный сегмент входит также антиклерикальная пропаганда), отражение советской действительности и создание общей картины мира, частью которого являлся СССР;

- определить место журналов «Еж» и «Чиж» в системе советской пропаганды для детей в 1920-1930-е гг.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. «Еж» и «Чиж» существовали в сложный период истории советской детской печати. В 1920-е гг. вопросы детской литературы стояли необычайно остро, а критика была в основном идеологической, а не литературной. Детской печати отводилась роль инструмента воспитания и формирования личности не просто ребенка, но ребенка - жителя первого в мире государства рабочих и крестьян.

2. В 1919 г. в Ленинграде и Москве возникли журналы, с которых берет начало советская периодика для детей. При этом если издания, выходившие затем в Ленинграде, уделяли больше внимания художественному уровню публикуемых текстов (это восходило к журналу A.M. Горького «Северное сияние»), то московские издания, предтечей которых был журнал Л. Кормчего «Красные зори», ставили перед собой задачи скорее воспитательно-идеологического характера, что вело к снижению художественности.

3. Журналы «Еж» и «Чиж» были неразрывно связаны с развитием детской литературы и советской периодики 1920-1930-е гг. Эти журналы обращались к типичным для своего времени темам, отражали изменения в политике государства в отношении литературы вообще и литературы

детской в частности. В то же время, «Еж» - и затем, хотя и в меньшей степени, «Чиж», - развивали собственные подходы и новаторские методы работы, которые сделали данные журналы эталоном детского издания своего времени.

4. Авторский состав «Ежа» и «Чижа» остается беспрецедентным в истории отечественной детской периодики: ни до, ни после этих журналов ни в одном издании не работало такого количества известных (а впоследствии - знаменитых) прозаиков, поэтов, художников. Все это обеспечило высокий уровень материалов в «Еже» и «Чиже».

5. Для многих сотрудников редакции журналы «Еж» и «Чиж» были единственной возможностью публиковаться, т.к. их произведения в то время по идеологическим причинам не печатали издания для взрослых. Журналы, подвергавшиеся многочисленным идеологическим нападкам критиков, и, в конце концов, закрытые, словно повторили судьбу своих создателей, произошедшие в их жизни трагические события: аресты, ссылки и расстрелы.

6. Общее время, в течение которого выходили «Еж» и «Чиж» (тринадцать с половиной лет) можно с определенной степенью условности разделить на несколько периодов, исходя, прежде всего, из особенностей содержания журналов и участия в их выпуске тех или иных авторов. Первый период - с начала 1928 г. до середины 1929 г., второй - до середины 1933 г., третий - до конца 1937 г., четвертый - 1938-1941 гг. Большинство изменений в содержании журналов было продиктовано внелитературными факторами: так как «Еж» в 1928 г. был принят критикой крайне негативно, то ради сохранения журнала пришлось сделать его более идеологически выдержанным. С начала 1930-х гг. начала меняться политика власти по отношению к детской литературе (как и ко всей советской культуре в целом: создание централизованного управления ею, усиление цензуры, начало политических репрессий), что сразу же отразилось на содержании «Чижа» и

«Ежа», вскоре закрытого. Тем более изменилось содержание «Чижа» после разгрома редакции Детгиза в 1937 г.

7. В публикациях журналов «Еж» и «Чиж» нашли отражение как общие тенденции детской литературы того времени, так и темы, типичные для советской идеологической пропаганды. Так, с начала 1930-х гг. формирование культа Сталина (после ленинского культа) существенно отразилось на содержании журналов «Еж» и «Чиж». То же можно сказать и о специфике изображения образа врага СССР: если в конце 1920-х - начале 1930-х гг. врагами были кулаки, капиталисты и религиозные деятели, то во второй половине 1930-х гг. их заменили на журнальных полосах шпионы, фашисты, диверсанты.

Хронологические рамки исследования - 1918-1941 гг. Этот период включает суммарное время существования журналов «Еж» и «Чиж» (1928— 1941 гг.) и предшествовавший ему период зарождения, и последующего становления советской детской литературы и периодики.

Методология - при проведении исследования использовался сравнительно-исторический метод исследования.

Источниковая база исследования. Основными источниками данного диссертационного исследования являются детские журналы «Еж» и «Чиж». Также в работе были использованы и другие источники, которые условно можно разделить на несколько групп.

Во-первых, это журналы для детей, в работе над которыми участвовали те же писателями, что создавали «Еж» и «Чиж»: «Воробей» (1923), переименованный в «Новый Робинзон» (1924-1925), «Красный галстук» (1926), «Костер» (1936-1941).

«Воробей» (с 1924 г. - «Новый Робинзон»), издавался в Ленинграде по инициативе С.Я. Маршака и объединял группу писателей, продолживших работу в «Красном галстуке», а позже в «Еже» и «Чиже»: Б.С. Житкова, Е.Л. Шварца, В.В. Бианки, М. Ильина, Н.М. Олейникова и других авторов.

Изучение этих изданий, которые можно считать предшественниками «Ежа» и «Чижа», необходимо для воссоздания полной истории этих журналов. В то же время, это позволяет понять истоки художественного и публицистического творчества тех советских детских писателей, кто сотрудничал в «Еже» и «Чиже».

Вторую группу источников представляют наиболее значимые послереволюционные периодические детские издания. Это в первую очередь журнал «Северное сияние», издававшийся в Ленинграде, и московский журнал «Красные Зори». Эти издания, выходившие в 1919 году, заложили фундамент детской советской периодики.

Также источниками данной работы следует считать московские издания «Барабан», «Пионер», «Мурзилка», составлявшие конкуренцию журналам «Еж» и «Чиж». Изучение этих изданий позволяет выявить особенности развития советской детской периодики в целом.

Третью группу источников составляют дневники, мемуары и переписка участников событий. Эта группа не так обширна, как можно было ожидать: многие авторы и сотрудники редакции погибли в 1930-е гг. в результате репрессий или умерли от болезней, не оставив мемуаров и воспоминаний. Исключением является Д.И. Хармс, который вел дневники с конца 1920-х гг. вплоть до ареста в 1941 году. Дневники были опубликованы В.И. Глоцером в журнале «Новый мир» в 1992 г., а в 2002 г. вышли отдельным изданием2. Д.И. Хармсу посвящены и воспоминания А.И. Порет3 - художницы, также работавшей в Детгизе.

' Хармс Д.И. Записные книжки. Дневник (в 2 кн.). СПб, 2002.

3 Порет А. Воспоминания о Хармсе // Панорама искусств. Вып.З. М., 1980.С. 345-359.

Наиболее ценными для данного исследования явились дневники и письма Е.Л. Шварца, опубликованные в различных сборниках4. Е.Л. Шварц подробно описал отношения в редакции, общее состояние детской литературы и ее критики в 1920-1930-е гг. Также интересны воспоминания И.А. Рахтанова о «Еже» и «Чиже», опубликованные в сборнике «Рассказы по памяти»5. Однако следует отметить, что И.А. Рахтанов создал несколько идеалистический образ редакции «Ежа» и «Чижа» и практически не упоминал о проблемах в отношениях между сотрудниками журналов. Е.Л. Шварц, чьи дневники были опубликованы в постсоветское время, рассказал и о конфликтах между детскими писателями того времени (прежде всего имеется в виду конфликт внутри редакции между Маршаком и его друзьями и учениками - Житковым, Олейниковым и другими), и о жестокой, порой доходящей до абсурда, критике детской литературы 1920-1930-х гг.

Особую группу представляют сборники воспоминаний о Маршаке6, Шварце7, Чуковском8, Заболоцком9 и других авторах. Все они дают представление не только о личностях этих людей, но и о советской детской литературе в целом, культурной атмосфере и духе того времени.

Отдельную группу источников представляют публикации в журналах для взрослых. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в периодических изданиях (таких, как «Детская литература», «Литературная газета», «За коммунистическое воспитание» и др.) были опубликованы статьи Б.

4 Шварц Е.Л. Живу беспокойно... Из дневников. Л., 1990; Шварц Е.Л. Житие сказочника. Из автобиографической прозы. Письма. Воспоминания. М., 1991; Шварц Е.Л. Позвонки минувших дней. М„ 2008.

3 Рахтанов И.А. Рассказы по памяти. Л., 1966.

йЯдумал, чувствовал, яжил. Воспоминания о Маршаке. М., 1971.

7 Мы знали Евгения Шварца: воспоминания. М., Л., 1966.

8 Чуковская Л.К. Памяти детства; мой отец - Корней Чуковский. М., 2007.

' Воспоминания о Заболоцком. М., 1977.

Шатилова10, М.И. Хохлова", С. Марголиной12 и других авторов, посвященные исследуемым журналам. Эти работы не столько дают возможность изучить «Еж» и «Чиж», сколько отражают направления критики детской литературы того времени.

Анализ рецензий, обзоров, критических заметок о детских изданиях позволяет сделать выводы о крайне негативном восприятии «Ежа» и «Чижа» многими критиками-современниками на рубеже 1920-1930-х гг., а также проследить, как изменялась в государственная политика в области литературы в 1930-е гг.

И, наконец, последнюю группу источников представляют нормативные акты, отражавшие политику государства в области литературы и искусства и опубликованные в отдельных сборниках13.

Степень научной разработки темы невысока: в настоящее время работ, непосредственно посвященных «Ежу» и «Чижу», совсем немного: это статья М.И. Алексеевой ««Еж» и «Чиж»»14 и диссертация Л.Н. Беленькой «Роль журналов «Еж» и «Чиж» в становлении художественной публицистики для детей» 15.

10 Шатилов Б. «Еж» //Октябрь. 1929. №12. С. 184-189.

11 Хохлов М.И. Заметки о детских журналах. «Еж» // Лит. газета. 1935. 25 июля; Хохлов М.И. Заметки о детских журналах. «Чиж» // Лит. газета. 1935. 9 августа.

12 Марголкна С. Детский журнал будет («Искорка», «Еж») // За коммунистическое воспитание. 1930. № 15-16. С.130-131; Марголана С. Конфетки и ежики (о детском журнале) // Книга и революция. 1930. №28. С. 19-22.

" См. например: Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) -ВКП(б) -ОТПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953. М., 2002; КПСС о средствах массовой информации и пропаганды; Сборник. М., 1987.

14 Алексеева М. И. «Еж» и «Чиж» // Вестник МГУ. Серия 10 «Журналистика». 2002. № 2. С. 60-81.

ь Беленькая Л.Н. Роль журналов «Еж» и «Чиж» в становлении художественной публицистики для детей. Дисс. на... канд. филол. наук. М., 1984.

В свой статье о журналах (2002) М.И. Алексеева говорит о важной роли этих изданий в истории детской печати; в данной работе впервые поднимается тема трагической судьбы сотрудников «Ежа» и «Чижа» - ранее этот вопрос в силу идеологических причин обходился стороной исследователями как детской литературы вообще, так и данных изданий в частности. Автор акцентирует внимание на том, что «Еж» и «Чиж» до сих пор остаются недостаточно изученными и подчеркивает необходимость проведения тщательного комплексного исследования этих изданий16.

Диссертация Л.И. Беленькой (1984) посвящена становлению детской публицистики, что имеет прямое отношение к советской пропаганде. Предмет исследования автора - основные направления развития детской художественной публицистики в 1920-1930-е гг. Написанная еще в советское время, эта работа посвящена исследованию содержания журналов «Еж» и «Чиж» с целью определить публицистичность, формировавшую определенное мировоззрение у ребенка-читателя. В то же время история данных изданий, а также проблема зависимости от государственной идеологии в этой работе по понятным причинам не рассматриваются.

Непосредственно истории критики детской литературы в СССР в 1920-1930-е гг. посвящены работы O.E. Путиловой17 - на сегодняшний день единственные на данную тему.

Существует ряд работ, посвященных истории советской детской периодики и опубликованных в доперестроечное время. Эти работы в настоящее время представляются не совсем актуальными в силу их идеологичности, хотя они и содержат важный фактический материал.

"'Алексеева М.И. «Еж» и «Чиж» // Вестник Мое. гос. ун-та. Сер. 10 «Журналистика». С. 60-81.

17 Путилова Е.О. История критики советской детской литературы 1929-1936. Л., 1975. Путилова

Е.О. Очерки по истории критики детской литературы 1917-1941. М.,1982.

Прежде всего, это некоторые публикации М.И. Алексеевой18, посвященные, в основном, детским журналам 1920-х гг., а также J1.H. Колесовой19, М.И. Холмова20.

Пристального внимания заслуживает статья О.И. Параничевой21 о детской периодике 1930-х гг., в которой автор исследует идеологический поворот, произошедший в середине 1930-х гг. и приводит статистические данные, касающиеся содержания детских журналов того времени.

Развитию советской детской литературы посвящены работы A.B. Фатеева, в которых автор изучает детскую литературу эпохи сталинизма (1930- 1950-е гг.)22

О цензуре в советской литературе для детей писали западные слависты A.C. МакЛеод23 и Дж.Э. Инггс24. В то время как статья A.C. МакЛеода «Цензура и детская литература» является скорее обзорной, Дж. Инггс в

Алексеева М.И. Из истории детской журналистики // Журналистика и литература. М., 1972. С.149-156; Алексеева М.И. Наши первые журналы для детей.// Дет. лит.1967. №1. С.13-15; Ачексеева М.И. О публицистике детских журналов второй половины 1920-х. // Вестник Мое. гос. ун-та. Сер. 10 «Журналистика». 1979. №2. С.11-18; Алексеева М.И. Советские детские журналы 1920-х годов как тип издания М., 1982.

" Колесова J1.H. В начале пути: из истории детских журналов.// Дет.лит. 1968. № С. 19-22; Колесова Л.И. Пионерские журналы в истории советской детской литературы 20-х-30-х годов. Дисс. на... канд. филол. наук. Петрозаводск, 1965; Колесова Л.H. У истоков детской публицистики // О литературе для детей. Л., 1972. Вып. 16. С. 101-122. "" Холмов М.И. Становление современной журналистики для детей. М., 1983.

21 Иараничева О.И. Детские журналы: взгляд в 1930-е // Обсерватория культуры. 2006. № 2. С. 118122.

22 Фатеев A.B. Сталинизм и детская литература. М., 2005; Фатеев A.B. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР (1930-е -1950-е годы). М., 2007.

21 MacLeod. A.S. Censorship and Children's Literature // Children's literature: critical concepts in literary and cultural studies / Ed. by Peter Hunt. Vol.3. L. and N. Y., 2006. P. 120-132.

24 Inggs J.A. Censorship and translated children's literature in the Soviet Union: The example of the Wizard of Oz and Goodwin // Target: International Journal on Translation Studies.201 l.Vol. 23. lss. 1, P.77-91.

своей работе «Цензура и переводная детская литература в Советском Союзе на примере повести «Волшебник Страны Оз» и образа Гудвина» останавливается на пересказе A.M. Волковым произведений Л.Ф. Баума.

Иллюстрации в книгах для детей исследовал Е.С. Штейнер в работе «Авангард и построение нового человека. История советской детской книги 1920-х годов»25. Данное исследование не сводится только к изучению изобразительного искусства, но является практически единственной работой, в которой с позиций современности осмысляются основные направления детской литературы данного периода в ее соотнесенности с книжной графикой.

Среди работ западных славистов, непосредственно посвященных русскоязычной литературе для детей интересующего нас периода, можно выделить книгу Ф. О'Делл26, посвященную непосредственно развитию детской литературы в СССР. Среди использованных в работе источников автор называет московские детские журналы «Пионер» и «Мурзилка», однако обходит вниманием ленинградские «Еж» и «Чиж».

Обзорные статьи о детской литературе 1920-1930-х гг. принадлежат перу американских славистов русского происхождения Л. Рудовой27 и М. Балиной28. Также под их редакцией в Нью-Йорке в 2008 г. был выпущен сборник материалов на английском языке «Русская детская литература и

Штейнер Е.С. Авангард и построение нового человека. История советской детской книги 1920-х годов. М., 2002.

2r' O'Dell F.A. Socialisation Through Children's Literature: The Soviet Example. Cambridge, 1978. 27 Rudova L. Russian children's literature in the Soviet Union in the years 1920-1930 // Slavic Review. 2009. SUM. Vol.68. P. 446-447.

2S Balina M. Creativity throught Restaint: the Beginnings of Soviet Children's Literature // Russian

children's literature and culture / Edited by M. Balina and L. Rudova. N. Y„ 2008. P. 1-19; Balina M

Troubled Lives: The Legacy of Childhood in Soviet Literature // The Slavic and East European Journal.

2005. Summer.Vol.49. P.249-265.

культура»* , который содержит несколько полезных для данного исследования статей: например, работу А. Типпнер, посвященную творчеству Е.Л. Шварца30 и работу Е. Добренко «Школьная сказка в детской литературе соцреализма»31.

Отдельную группу изданий представляют биографии сотрудников редакции «Ежа» и «Чижа»: авторы, как правило, посвящают одну-две главы жизнеописания работе писателя в детской литературе. Особенно интересны работы, посвященные Д.И. Хармсу: так, В.И. Шубинский32 уделяет особое внимание его профессиональной деятельности и изучает журналы «Еж» и «Чиж» через призму личности Хармса и его отношений с остальными членами редакции; ценна в этом смысле и работа A.A. Кобринского33.

О творчестве H.A. Заболоцкого писали A.B. Македонов34 и сын писателя H.H. Заболоцкий35. Работа Никиты Заблоцкого, посвященная жизни отца, представляет особый интерес и проливает свет на многие особенности творчества и быта поэта, его взгляды на детскую литературу и отношения с коллегами. Также о творчестве Заболоцкого писали Д. Гольдштейн36 и С. Пратт37, однако вопросы сотрудничества поэта в детских изданиях в их работах практически не затрагиваются.

24 Russian children's literature and culture / Edited by M. Balina and L. Rudova. N. Y., 2008.

30 TippnerA. Evgenii Shvarts's Fairy Tale Dramas: Theater, Power and Naked Truth // Russian children's literature and culture / Edited by M. Balina and L. Rudova. N. Y., 2008. P. 307-325.

31 Dobrenko E. The School Tale in Children's Literature of Socialist Realism // Russian children's literature and culture / Edited by M. Balina and L. Rudova. N. Y„ 2008. P. 43-67.

3" Шубинский В.И. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру. СПб, 2008.

" Кобринский А.А. Даниил Хармс. М., 2008.

34 Македонов А.В. Н. Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы. Л., 1987.

ъ Заболог^ий Н.Н. Жизнь Н.А. Заболоцкого. СПб., 2003.

36 Goldstein D. Nikolai Zabolotsky: Play for mortal stakes. Evanston, 2000.

37Pratt S. Nikolai Zabolotsky: Enigma and cultural paradigm. Cambridge, 1993.

О жизни и творчестве С.Я. Маршака писали многие38 как у нас, так и на западе, но особо можно выделить работу М.М. Гейзера «Маршак».39 Автор, лично знавший Маршака, вероятно, несколько идеализирует поэта. Так, например, описывая его отношения с Житковым и другими коллегами -детскими писателями - автор явно преуменьшает масштаб противоречий между Маршаком и его друзьями и учениками.

Важными представляются и статьи, сборники, монографии, рассказывающие об остальных сотрудниках редакции: Н.М. Олейникове40, Е.Л. Шварце41, Н.В. Гернет42, Б.С. Житкове43, В.В. Бианки44 и др.

Особо можно выделить работы, посвященные исследованию культурной жизни и общественного сознания в СССР в 1920-1930-е гг. Прежде всего это работы Е.Г. Елиной45 и Ж.Ф. Коноваловой46. Е.Г. Елина в своей монографии изучает взаимоотношения литературной критики и массового сознания в 1920-1930-е гг., а Ж.Ф. Коновалова исследует советскую мифологию: возникновение, истоки и развитие советских мифов.

w См., например: НеЧтап В. Samuil Marshak: Today and Yesterday // Russian children's literature and culture / Edited by M. Balina and L. Rudova. N. Y., 2008. P. 217-240. Андроников H.A. Веду рассказ о Маршаке. Лит.газ. 1979. 27 июня; Галанов Б.Е. С.Я.Маршак. Очерк жизни и творчества. М.,1965; Михатов Н. Мастер. Записки о творчестве С.Я.Маршака. М., 1979. и Гейзер ММ Маршак. М., 2006.

411 Гинзбург Л.Я. Н. Олейников // Олейников Н. Пучина страстей. Л., 1989; Полякова C.B.

Олейников и об Олейникове и др. работы по русской литературе. СПб., 1997.

41 Биневич Е.М. Евгений Шварц. Хроника жизни. СПб., 2008; Рахтачов И.А. Был это человек

яркого таланта... // Дет. лит. 1968. №4. С. 26-29.

4" Рауш-Гернет Э.М. Нина Гернет - человек и сказочник. СПб., 2007.

41 Жизнь и творчество Б.С. Житкова. М., 1955;

44 Жизнь и творчество В. Бианки. Л., 1967.

43 Елина Е.Г. Литературная критика и общественное сознание в России 1920-х годов. Саратов,

1994.

4" Коновалова Ж.Ф. Миф в советской истории и культуре. СПб., 1998.

Для третьей части настоящего исследования особенно ценными оказались работы, затрагивающие конкретные категории и символы советского массового сознания - такие, как образы вождей, врагов, образ СССР в целом.

Развитию и становлению образа В.И. Ленина посвящено несколько работ47, но особенно стоит выделить книгу американского слависта Нины Тумаркин48. Автор подробно исследовала возникновение Ленинского культа в СССР: проследила его истоки, выделила основные особенности и характерные черты. Особое внимание Н. Тумаркин уделила смене культа Ленина на культ Сталина (это произошло на рубеже 1920-1930-х гг.), что, безусловно, отразилось и на освещении темы вождей в периодике и литературе.

Проблемы формирования и развития образа врага в СССР затрагиваются в работах X. Гюнтера49 и Л.Д. Гудкова50. Существенно, что Л.Д. Гудков в статье «Идеологема «врага»: «враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции» дает дефиницию понятия «враг», а также предлагает различные принципы классификации врагов.

Научно-практическое значение работы. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке курсов и спецкурсов по истории детской литературы и периодики, а также по истории советской пропаганды в печати 1920-1930-х гг.

47 Бессмертный образ вождя: Очерки. Пермь, 1984; Вечно живой: образ В.И.Ленина в худож. лит.

Сборник / Сост. ММ. Смирнов. Л., 1980; Потапов H.A. Живее всех живых: Образ В.И.Ленина в советской драматургии. М.,1980; Шефов А.Н. Образ В.И. Ленина в советском изобразительном искусстве. Л., 1980.

4* Тумаркин П. Ленин жив! Культ Ленина в советской России. СПб., 1997. 4'' ГюнтерX. Архетипы советской культуры // Соцреапистический канон. СПб, 2000.С.743-784.

50 Гудков Л.Д. Идеологема «врага»: «враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага. М., 2005. С 7-79.

Апробация исследования - работа обсуждалась на заседаниях кафедры литературной критики факультета журналистики РГГУ, и ее основные положения нашли отражение в ряде публикаций.

Структура работы: диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении определены актуальность и новизна работы, объект, предмет и хронологические рамки исследования, его цели и задачи, а также рассмотрена литература по теме.

Первая глава «Детская литература и периодика в 1920-е - 1930-е гг.» посвящена как общей характеристике детской печати в 1920-1930-е гг. в целом, так и рассмотрению отдельных тенденций детской литературы и некоторым значимым детским изданиям того времени, в числе которых предшественники журналов «Еж» и «Чиж» - «Воробей» и «Новый Робинзон».

В 1920-е гг. детской литературе и периодике отводилась ведущая роль в формировании у ребенка нового мировоззрения, что провоцировало множество дискуссий, мнения участников которых были диаметрально противоположными. Наиболее актуальными представлялись вопросы о возможности использования дореволюционного наследия в детской литературе, о переиздании классиков, о допустимости для детской литературы обращения к волшебной сказке.

В защиту сказок и наследия прошлого выступали A.M. Горький и С.Я Маршак, но все-таки к концу 1920-х гг. сказка как жанр была практически удалена из детской печати. Исчерпывающе характеризует этот период такое явление, как термин «чуковщина», быстро ставшего нарицательным. Как писал в 1930 г. один из критиков, ««чуковщина» - это, во-первых,

антиобщественность, упорное игнорирование современной тематики, это, во-вторых, антипедагогичность, широкое использование приемов, травматически действующих на детей; и, в-третьих, формальное закостенение, отказ от поисков таких форм, которые бы соответствовали новому содержанию»51. Многие детские писатели подвергались нападкам критиков и обвинялись в «буржуазности» и «устарелости мышления».

Как отметила в работе «Сквозь звезды к терниям» М.О. Чудакова, «первые послереволюционные годы застали отечественную литературу в состоянии довольно динамичном. С начала века стронулись с привычных мест, подвергнуты были сомнению те ценности, которые лежали в основе творчества, воздействовали на взаимоотношения автора с героем. Литература 20-х годов интенсивно перетряхивала репертуар этих тем и ценностей, и постепенно на сите оставалось все меньше и меньше»52.

Среди немногочисленных тем детской литературы того времени, регламентированных номенклатурой, можно выделить следующие: тема революции и гражданской воины; интернациональная тема; темы беспризорников и пионеров; а также необычайно популярная индустриачьная тема. Иными словами, наиболее значимыми считались темы новой советской реальности и аспекты, отличавшие ее от реальности дореволюционной России.

Естественно, основным тенденциям развития детской литературы соответствовали и тенденции развития детской периодики. У истоков советской детской периодики находится журнал «Северное сияние», выходивший в Ленинграде в 1919 г. Редколлегию возглавлял A.M. Горький, который, по мнению большинства исследователей, открыл новую эпоху в истории детской литературы и выступал вдохновителем и наставником

51 ХанинД. Основные вопросы детской литературы //Звезда. 1930. № 3. С. 198.

52 Чудакова М. Сквозь звезды к терниям // Новый мир. 1990. №4. С.246.

детских писателей своего времени, а также основоположником критики детской и юношеской литературы53. Подбор кадров, создание сплоченного коллектива авторов, для которых детская книга была бы делом жизни, стало первоочередной задачей для новой детской литературы.

В Москве в 1919 г. начал выходить журнал «Красные зори», возглавлял который Л. Кормчий. Сравнивая эти два издания, можно утверждать, что журнал «Северное сияние» существенно выигрывал: публикации в нем отличались более высоким художественным качеством, а авторы были явно более профессиональными. Агитационные материалы в «Северном сиянии» подавались с большим тактом, чего нельзя сказать об аналогичных материалах в «Красных зорях», где, например, были опубликованы такие строки:

«С моей крестьянской лирою Свободно я брожу, -В народе агитирую И песнью ворожу»54.

Из-за сложностей материального характера оба издания просуществовали недолго, но начало новой детской периодике было положено: в 1923 г. в Ленинграде начал выходить «Воробей», позже переименованный в «Новый Робинзон», а в Москве - «Барабан» и, примерно через год, «Пионер».

«Воробей», созданный по инициативе С. Маршака, продолжал традиции «Северного сияния» Горького и предназначался для детей 8-12 лет. Журнал объединял группу писателей, продолживших работу в «Красном галстуке», а несколькими годами позже в «Еже» и «Чиже»: Б.С.

'' См. Например: Алексеева МЛ. Советские детские журналы 1920-хгодов как тип издания. С. 19;

Чернявская Я.А. Советская детская литература. С. 16-28. 34 Богомолов Б. Красный наказ // Красные зори. 1919. № 2. С. 8-9.

Житкова, Е.Л. Шварца, В.В. Бианки, М. Ильина, Н.М. Олейникова и других авторов. Многие из них начали писать для детей именно в «Воробье» под руководством Маршака - например, Житков, Бианки, Шварц, Ильин. Таким образом, «Новый Робинзон» заложил основы творческого сотрудничества, в полной мере реализованного в «Еже» и «Чиже».

Подводя итог, можно сказать, что 1920-е гг. были важным и противоречивым периодом в истории советской детской печати. В критике существовали диаметрально противоположные мнения о том, какие книги необходимо читать советскому ребенку.

Можно выделить две линии развития детской периодики в 1920-е гг.: московскую, которая брала начало в «Красных зорях» Л. Кормчего, и ленинградскую, которая опиралась на «Северное сияние» Горького. Ленинградские детские журналы отличались более высоким художественным уровнем по сравнению с московскими. Последние были к тому же более агитационными, многие материалы из «Красных зорь», «Барабана» и «Пионера» носили примитивно-агитационный характер, чего практически не было в журналах «Новый Робинзон» или «Пионер».

Вторая глава «Журналы «Еж» и «Чиж»: история изданий» посвящена развитию этих изданий в период 1928-1941 гг. Задача данной главы - показать сложную взаимосвязь между качеством и содержанием журналов, изменениями в советской идеологии, судьбами авторов и течениями в критике детской литературы того времени.

На протяжении 1928 г. «Еж» выходил один раз в месяц тиражом 35^0 тыс. экз., с февраля 1929 г. - 55-65 тыс. экз. Ответственным редактором был Н.М. Олейников. Постоянными членами редколлегии были художник В.В. Лебедев, С.Я. Маршак, Е.Л. Шварц, H.A. Заболоцкий, в журнале регулярно печатались Б.С. Житков, В.В. Бианки, М.М. Пришвин, а также Д.И. Хармс и А.И. Введенский.

До середины 1929 г. в «Еже» ведущим был литературно-художественный раздел, где печатались рассказы, повести, и стихи. По многочисленным воспоминаниям участников событий, в этот период редакция была своего рода творческой лабораторией, где царила необычайно теплая атмосфера.

Однако критика встретила новый журнал негативно: так, например, в журнале «Октябрь» была опубликована статья Б. Шатилова, в которой автор писал: «Маршак и Чуковский по-прежнему пребывают за гранью наших дней и чирикают на «вечные» темы. Проснитесь, гр. Маршак! Кошачьего уюта уже нет. «Задушевное слово» уже давно не издается, трафаретные хореи уже всем опостылели <...> Прислушайтесь к ритму пионерских шагов и поймите, что они требуют от поэтов новых маршевых ритмов, новых интонаций и нового языка!»55

Под действием критики «Еж» с середины 1929 г. стал открываться агитационными материалами и уделять больше внимания статьям и рисункам подчеркнуто политического содержания. Однако популярность журнала росла: с 1930 г. «Еж» стал выходить два раза в месяц, затем в виде приложения к нему появился новый журнал - «Чиж», ориентированный на читателей 5-8 лет.

В начале 1930-х гг. «Еж» и «Чиж» публиковали максимальное за свою историю количество материалов агитационного характера, что, безусловно, должно было несколько оградить журналы от агрессивной критики. В 1931 г. как в «Чиже», так и в «Еже» стало печататься все больше материалов, посвященных новостям пятилеток, достижениям сельского хозяйства, слету пионеров и т.п. Развитие получили традиционные для «взрослой» периодики новостные жанры - сообщения, заметки, отчеты, пришедшие на смену жанрам литературно-художественным. В «Чиже», читателю которого были

55 Шатилов Б. «Еж» // Октябрь. 1929. № 12. С. 188.

менее интересны «взрослые» новости, часто публиковали и рисунки на социальные темы, то время как веселых и занимательных стихов, рассказов, игр становилось все меньше и меньше.

Эти изменения привели к тому, что тираж «Ежа» во второй половине 1931 г. существенно уменьшился - со 100 тыс. до 70 тыс. экз., а журнал стал часто выходить сдвоенными номерами. Вероятно, это было связано с потерей части подписчиков, что затрудняло дальнейшее развитие журнала.

События, произошедшие в конце 1931 г., потрясли весь детский отдел ГИЗа и нанесли серьезный урон редакции «Ежа» и «Чижа». Десятого декабря по подозрению в контрреволюционной деятельности были арестованы сотрудники Детгиза Д.И. Хармс, А.И. Введенский и И.Л. Андроников. Введенский и Хармс были на три года лишены права проживания крупных городах, после чего были освобождены, а затем сосланы в Курск. Но уже в ноябре 1932 г. они получили разрешение вернуться в Ленинград и были восстановлены во всех гражданских и писательских правах; реабилитированы участники этого дела были в 1989 г.56

Арест нескольких членов редакции сказался на качестве и количестве публикаций в «Еже» и «Чиже». В 1932 г. тираж журналов снизился более чем вдвое: к концу года до 32.750 и до 22.750 экз. соответственно. «Еж» выходил объединенными в одну книжку номерами (объем книжки при этом оставался прежним: 25-30 страниц). В этот год вышло всего 15 книжек вместо заявленных 24-х.

В 1933 г. «Еж» снова стал ежемесячным, а не двухнедельным журналом. В первой половине 1933 г. и «Еж», и «Чиж» уделяли достаточно много внимания политике. Однако с середины этого года тематическое содержание журналов претерпело существенные изменения.

* Биневич Е.М. Евгений Шварц. Хроника Жизни. С. 218.

Во-первых, начиная с 1934 г. идеологические материалы были сведены к минимуму и часто имели форму исторических очерков. Они были продуманы, взвешены, и подавались так, чтобы угодить не столько читателю, сколько критике.

Во-вторых, среди нововведений можно отметить обращение к переводной прозе и народным сказкам, а также прекращение навязчивой «лобовой» антиклерикальной пропаганды. В 1934-1935 гг. в «Еже» из номера в номер печатались произведения Ф. Рабле, адаптированные для детей H.A. Заболоцким: «Повесть об удивительной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля» (№№ 2-8, 1934) и «Повесть о подвигах великого Пантагрюэля, сына Гаргантюа» (№ 9, 1934 — № 10, 1935).

«Чиж», выходивший до середины 1941 г., во второй половине 1930-х гг. стал похож на «Воробей» начала 1920-х гг. В журнале печаталось много художественных текстов, писем читателей, стихов и сказок. Политическая пропаганда нередко появлялась на страницах «Чижа», но отличалась схематичностью и шаблонностью, часто подобные публикации были стилизованы под народные стихи, песни, сказки.

Изучив историю журналов «Еж» и «Чиж», можно сделать вывод о том, что журналы объединяли самых талантливых авторов своего времени, многие из которых не имели возможности публиковать свои произведения для взрослых. Для них «Еж» и «Чиж» стали и единственной возможностью самовыражения и единственным источником дохода. Журналы словно повторяли судьбу своих создателей и отражали произошедшие в их жизни трагические перемены: разлад внутри редакции, аресты, ссылки и расстрелы в полной мере отразились и на содержании, и на последующей судьбе журналов «Еж» и «Чиж».

Также эти журналы были неразрывно связаны и с развитием детской литературы в целом. «Еж» и «Чиж» обращались к типичным для своего времени темам и чутко реагировали на изменения в политике государства в

отношении литературы вообще и детской в частности. Очевидно, что сотрудники редакций обоих журналов стремились сделать эти издания максимально интересными для ребенка, с одной стороны, и привести их в соответствии е с требованиями времени с другой.

В третьей главе «Журналы «Еж» и «Чиж» в системе советской идеологии и пропаганды» наиболее полно представленные в материалах журналов «Еж» и «Чиж» темы, регламентированные государством: образы вождей и образы врагов, а также тема жизни в СССР и за границей. Описание, систематизация и анализ различных материалов, опубликованных в «Еже» и «Чиже», позволяет, во-первых, составить представление о процессах в культурной жизни страны, оказавших влияние на формирование советской мифологии; во-вторых, изучить конкретный опыт лучших детских писателей в создании идеалистической и утопичной картины мира; в-третьих, определить место и роль данных изданий в системе пропаганды в детской периодике и литературе, а также оценить степень вовлеченности этих изданий в процессы, происходившие в культурной и общественной жизни.

Образ В.И. Ленина - основной среди вождей и один из главных в советской мифологии. Распространению культа Ленина после его смерти среди детей придавалось все большее значение: как отмечает славист Н. Тумаркин, истории о детстве Ленина должны были дать советской детворе совершенный образец: энергичного, прилежного мальчика Володи, который никогда не забывал о своем долге перед народом, а идеализированный Ильич - названный по отчеству, чтобы сделать его ближе и доступнее, служил олицетворением режима в образе улыбчивого добряка, который спасал Россию и любил детей. Ожидалось, что дети, воспитанные

ленинианой, вырастут лояльными советскими гражданами, а их юношеская любовь в зрелости обратится в преданность Советской власти57.

Исходя из материалов журналов «Еж» и «Чиж», можно выделить несколько основных «ипостасей» В.И. Ленина - часто повторявшихся мотивов, составляющих пеструю и эклектичную мозаику его образа. В диссертационном исследовании рассматриваются следующие воплощения вождя: милый и живого мальчик, трогательный и задумчивый подросток; простой, искренний и скромный, почти святой, человек; добрый друг детей, с удовольствием игравший с ними; пророк и блестящий оратор; герой-революционер; гениальный мыслитель; трагически погибший герой; бессмертный вождь.

Изучив соответствующие материалы журналов «Еж» и «Чиж», можно говорить о том, что образы гениального Ленина-пророка и бессмертного Ленина наиболее часто использовались в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Однако к середине 1930-х главным вождем стал изображаться И.В. Сталин, и Ленин в это время словно отступал на второй план и преподносился читателю как добрый друг детей и просто хороший человек.

Образ врага также не был статичным, и менялся в соответствии с изменениями в идеологии: если в конце 1920-х - начале 1930-х, то есть в период коллективизации, внимание было направлено преимущественно на внутренних врагов, таких как кулаки и попы, то во второй половине 1930-х их сменили внешние враги, чаще всего изображавшиеся как шпионы, диверсанты или фашисты.

Что касается описания жизни в СССР, то чаще всего тема счастливой советской страны развивалась через контрастное описание страданий жителей других стран, либо же жителей старой, дореволюционной России.

37 Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. СПб., 1997. С.203.

Этот прием позволял избежать нарочитости и нереалистичности, неизбежной для агитационной литературы того времени.

Стоит отметить, что «Еж» и «Чиж» выгодно отличались от других детских изданий того времени относительно мягкой подачей идеологических материалов, а также разнообразием жанров и художественных форм, что говорит об искренней заботе авторов о своих читателях.

Таким образом, эти издания выполняли несколько функций: помимо обязательной для журналов того времени задачи идеологического воспитания, они также информировали, обучали, развивали мышление, развлекали читателя. Такой путь развития был единственно возможным в данный исторический период, и в журналах нашли отражение как общие тенденции детской литературы того времени, так и основные требования советской идеологии.

Заключение содержит итоги исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Суздорф Э.А. Образы Ленина и Сталина на страницах журналов «Еж» и«Чиж» (конец 1920-х - 1930-е гг.) / Э.А. Суздорф // Вестник РГГУ. Сер. Журналистика. Литературная критика. -2011. -№ 6. - С. 81-103.

2. Суздорф Э.А. Рецензия на книгу: Фатеев A.B. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР (1930 - 1950-е годы). М.: МАКСПРЕСС, 2007. / Э.А. Суздорф // Вестник РГГУ. Сер. Журналистика. Литературная критика. - 2011. - № 6. - С. 249-252.

3. Суздорф Э.А. Образ врага в детских периодических издания 1920 -1930-х гг. (на примере журналов «Еж» и «Чиж») / Э.А. Суздорф. РГГУ. - М., 2011. - 15 с. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 60993.

Подписано в печать. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,5 Тираж 110 Экз. Заказ N° Типография ООО "Ай-клуб" (Печатный салон МДМ) 119146, г. Москва, Комсомольский пр-кт, д.28 Тел. 8-495-782-88-39

 

Текст диссертации на тему "Журналы "Ёж" и "Чиж" в контексте советской детской печати 1920 - 1930 - х гг."

61 12-10/23

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

Суздорф Эльвира Александровна

ЖУРНАЛЫ «ЕЖ» И «ЧИЖ» В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ПЕЧАТИ 1920 - 1930-Х ГГ.

Специальность 10.01.10- Журналистика

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3

ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПЕРИОДИКА В

1920-1930-е ГГ..............................................................................16

ГЛАВА 2. ЖУРНАЛЫ «ЕЖ» И «ЧИЖ»: ИСТОРИЯ ИЗДАНИЙ.................46

2.1. «Еж» в 1928-1929 гг...........................................................46

2.2. «Еж» и «Чиж» в 1930-1935 гг.....................................................69

2.3. «Чиж» в 1936-1941 гг.........................................................86

ГЛАВА 3. ЖУРНАЛЫ «ЕЖ» И «ЧИЖ» В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ И ПРОПАГАНДЫ......................................................94

3.1. Образы вождей на страницах журналов «Еж» и «Чиж»...............95

3.2. Образ врага на страницах журналов «Еж» и «Чиж»..................120

3.3. Жизнь в СССР и за рубежом в материалах журналов «Еж»

и «Чиж»....................................................................................139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................161

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА........................................................164

ВВЕДЕНИЕ

Данное диссертационное исследование посвящено детским журналам «Еж» и «Чиж» в контексте отечественной детской периодики 1920-1930-х гг.

Журналы «Еж» (1928-1935 гг.) и «Чиж» (1930-1941 гг.) выходили в Ленинграде и объединяли самых талантливых литераторов своего времени: С.Я. Маршака, В.В. Бианки, М. Ильина (И.Я. Маршака), Б.С. Житкова, Н.М. Олейникова, H.A. Заболоцкого, Д.И. Хармса, А.И. Введенского и др. Также с журналами сотрудничали известные художники В.В. Лебедев, А.Ф. Пахомов, В.М. Конашевич.

Роль этих изданий в развитии детской периодики и литературы своего времени трудно переоценить: будучи ведущими детскими журналами 1930-х гг., «Еж» и «Чиж» заложили основы советской детской периодики и оказали существенное влияние на развитие детской литературы своего времени. «Еж», рассчитанный на читателя 10-14 лет, и «Чиж», ориентированный на детей 5-8 лет, составляли пару взаимодополняющих изданий, удовлетворявших потребности широкой детской аудитории.

Актуальность исследования определяется:

- необходимостью пересмотра сложившихся в современной российской культуре концепций существования и развития отечественной журналистики и публицистики 1920-1930-х гг. Использование этих концепций до недавнего времени приводило к тому, что критерием оценки творчества поэтов, журналистов и публицистов, работавших в журналах «Еж» и «Чиж», служило лишь соответствие их работ идеологическим требованиям, предъявляемым к искусству.

- необходимостью использовать опыт работы редакций обоих журналов, который имеет важное значение как для изучения истории

детских изданий советского периода, так и для понимания развития детской периодики настоящего времени: изучение современной детской печати невозможно без учета того, что делалось в этой сфере в 1920-1930-х гг.

Данный опыт представляется особенно ценным и актуальным в постсоветском культурном пространстве, о чем свидетельствуют постоянный интерес к этим журналам и их создателям: примером может служить стремление воссоздать журналы в настоящее время. Так, в Санкт-Петербурге с 2002 г. выходит ежеквартальный детский журнал «Чиж и Еж», создатели которого считают себя наследниками традиций аутентичных журналов «Еж» и «Чиж»1. Собственно, фактором, связывающим современный журнал с оригинальными источниками, можно считать возрожденные «сквозные персонажи» (такие, как умная Маша и Макар Свирепый), действующие уже в настоящее время, а также публикация в современном журнале отдельных текстов оригинальных «Ежа» и «Чижа», рассказы о детских писателях 1920-1930-х гг.

Кроме того, произведения Н.М. Олейникова, опубликованные в детских периодических изданиях 1920-1930-х гг. (в основном, в «Еже») были выпущены в 2007 г. отдельным сборником2 и переизданы через год. Данные произведения - игры, комиксы, рассказы - сопровождаются оригинальными иллюстрациями из первоисточников, выполненными в цвете, и на страницах современных изданий получают новую жизнь. Все это свидетельствует об интересе к опыту предыдущих поколений со стороны современных издателей и читателей. Это также подчеркивает необходимость серьезного комплексного изучения «Ежа» и «Чижа».

1 В гостях у журнала «Детская литература» редакция петербургского журнала ЧЁ // Дет.лит. 2002. № 1-2. С. 22.

2 Олейников Н.М. Кружок умных ребят (задачи, загадки, головоломки, фокусы и приключения Макара Свирепого: познавательное издание для школьников). СПб., 2007.

Научная новизна исследования заключается в том, что комплексное изучение журналов «Еж» и «Чиж» проводится впервые в отечественной науке о журналистике.

Кроме того, в работе впервые рассматриваются вопросы, на которые долгое время было наложено табу, например, проблема участия журналов «Еж» и «Чиж» в советской пропаганде, а также их развития в историческом, культурном контексте.

Объект исследования - детские журналы «Еж» и «Чиж».

Предмет исследования - советская детская периодика 1920-1930-х гг. и ее участие в культурной и общественной жизни.

Цель работы - изучить журналы «Еж» и «Чиж», в том числе их степень вовлеченности в систему советской пропаганды, и определить место журналов в советской детской периодике конца 1920-х - 1930-х гг. Для достижения цели последовательно решаются следующие задачи:

- выявить основные тенденции развития детской печати в 1920-е -1930-е гг.;

- рассмотреть историю журналов «Еж» и «Чиж» в 1928-1941 гг. в историко-культурном контексте, определить основные этапы их развития;

- проанализировать содержание журналов и степень их участия в системе пропаганды;

- описать способы и методы освещения на страницах журналов таких тем, как образы вождей, образы врагов (в данный сегмент входит также антиклерикальная пропаганда), отражение советской действительности и создание общей картины мира, частью которого являлся СССР;

- определить место журналов «Еж» и «Чиж» в системе советской пропаганды для детей в 1920-1930-е гг.

Хронологические рамки исследования - 1918-1941 гг. Этот период включает суммарное время существования журналов «Еж» и «Чиж» (1928-

1941 гг.) и предшествовавший ему период зарождения и последующего становления советской детской литературы и периодики.

Методология - при проведении исследования использовался сравнительно-исторический метод исследования.

Источниковая база исследования. Основными источниками данного диссертационного исследования являются детские журналы «Еж» и «Чиж». Также в работе были использованы и другие источники.

Во-первых, это журналы для детей, в работе над которыми участвовали те же писатели, что создавали «Еж» и «Чиж»: «Воробей» (1923), переименованный в «Новый Робинзон» (1924-1925), «Красный галстук» (1926), «Костер» (1936-1941).

«Воробей» (а с 1924 г. - «Новый Робинзон»), издавался в Ленинграде по инициативе С.Я. Маршака и объединял группу писателей, продолживших работу в «Красном галстуке», а позже в «Еже» и «Чиже»: Б.С. Житкова, Е.Л. Шварца, В.В. Бианки, М. Ильина, Н.М. Олейникова и других авторов. Изучение этих изданий, которые можно считать предшественниками «Ежа» и «Чижа», необходимо для воссоздания полной истории этих журналов. В то же время, это позволяет понять истоки художественного и публицистического творчества тех советских детских писателей, кто сотрудничал в «Еже» и «Чиже». Многие из них начали писать для детей именно в журнале «Воробей» под руководством Маршака - например, Житков, Бианки, Шварц, Ильин.

Вторую группу источников представляют наиболее значимые послереволюционные периодические детские издания. Это в первую очередь журнал «Северное сияние», издававшийся в Ленинграде, и московский журнал «Красные Зори». Эти издания, выходившие в 1919 г., заложили фундамент детской советской периодики.

Также источниками данной работы следует считать московские издания «Пионер» и «Мурзилка», составлявшие конкуренцию журналам

«Еж» и «Чиж». Изучение этих изданий позволяет выявить особенности развития советской детской периодики в делом.

Третью группу источников составляют дневники и мемуары участников событий. Эта группа не так обширна, как можно было ожидать: многие авторы и сотрудники редакции погибли в 1930-е гг. в результате репрессий или умерли от болезней, не оставив мемуаров и воспоминаний. Исключением является Д.И. Хармс, который вел дневники с конца 1920-х гг. вплоть до ареста в 1941 г. Дневники были опубликованы В.И. Глоцером в журнале «Новый мир» в 1992 г., а в 2002 г. вышли отдельным изданием3. Д.И. Хармсу посвящены и воспоминания А. Порет4 - художницы, также работавшей в Детгизе.

Наиболее ценными для данного исследования явились дневники и письма Е.Л. Шварца, опубликованные в различных сборниках5. Е.Л. Шварц подробно описал отношения в редакции, общее состояние детской литературы и ее критики в 1920-1930-е гг. Также интересны воспоминания И.А. Рахтанова о «Еже» и «Чиже», опубликованные в сборнике «Рассказы по

памяти» .

Следует отметить, что воспоминания И.А. Рахтанова создают несколько идеалистический образ редакции «Ежа» и «Чижа» и не содержат упоминаний о проблемах в отношениях между сотрудниками журналов. Е.Л. Шварц, чьи дневники были опубликованы в постсоветское время, рассказал и о конфликтах между детскими писателями того времени (прежде всего имеется в виду конфликт внутри редакции между Маршаком и

3 Хармс Д.И. Записные книжки. Дневник (в 2 кн.). СПб, 2002.

4 Порет А. Воспоминания о Хармсе // Панорама искусств. Вып.З. М., 1980.С. 345-359.

5 Шварц Е.Л. Живу беспокойно... Из дневников. Л., 1990; Шварц Е.Л. Житие сказочника. Из автобиографической прозы. Письма. Воспоминания. М., 1991; Шварц Е.Л. Позвонки минувших дней. М., 2008,

6 Рахтанов И.А. Рассказы по памяти. Л., 1966.

его друзьями и учениками - Житковым, Олейниковым и другими), и о жестокой, порой доходящей до абсурда, критике детской литературы того времени.

Особую группу представляют сборники воспоминаний о Маршаке7, Шварце8, Чуковском9, Заболоцком10 и других авторах. Все они дают представление не только о личностях этих людей, но и о советской детской литературе в целом, культурной атмосфере и духе того времени.

Отдельную группу источников представляют публикации в журналах для взрослых. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в периодических изданиях (таких, как «Детская литература», «Литературная газета», «За коммунистическое воспитание» и др.) были опубликованы статьи Б.

11 13

Шатилова' , М.И. Хохлова , С. Марголиной и других авторов, посвященные исследуемым журналам. Эти работы не столько дают возможность изучить «Еж» и «Чиж», сколько отражают направления критики детской литературы того времени. Анализ рецензий, обзоров, критических заметок о детских изданиях позволяет сделать выводы о крайне негативном восприятии «Ежа» и «Чижа» многими критиками-современниками на рубеже 1920-1930-х гг., а также проследить, как изменялась в государственная политика в области литературы в 1930-е гг.

И, наконец, последнюю группу источников представляют

7 Я думал, чувствовал, я жил. Воспоминания о Маршаке. М., 1971.

8 Мы знали Евгения Шварца: воспоминания. М., Л., 1966.

9 Чуковская Л.К. Памяти детства: мой отец - Корней Чуковский. М., 2007.

10 Воспоминания о Заболоцком. М., 1977.

11 Шатилов Б. «Еж»//Октябрь. 1929. №12. С. 184-189.

12 Хохлов М.И. Заметки о детских журналах. «Еж» // Лит. газета. 1935. 25 июля; Хохлов М.И. Заметки о детских журналах. «Чиж» II Лит. газета. 1935. 9 августа.

13 Марголина С. Детский журнал будет («Искорка», «Еж») // За коммунистическое воспитание. 1930. № 15-16. С.130-131; Марголина С. Конфетки и ежики (о детском журнале) // Книга и революция. 1930. №28. С.19-22.

нормативные акты, отражавшие политику государства в области литературы и искусства и опубликованные в отдельных сборниках14.

Степень научной разработки темы невысока: в настоящее время работ, непосредственно посвященных «Ежу» и «Чижу», совсем немного: это статья М.И. Алексеевой ««Еж» и «Чиж»»15 и диссертация Л.Н. Беленькой «Роль журналов «Еж» и «Чиж» в становлении художественной публицистики для детей»16.

В свой статье о журналах (2002) М.И. Алексеева говорит о важной роли этих изданий в истории детской печати; в данной работе впервые поднимается тема трагической судьбы сотрудников «Ежа» и «Чижа» - ранее этот вопрос в силу идеологических причин обходился стороной исследователями как детской литературы вообще, так и данных изданий в частности. Автор акцентирует внимание на том, что «Еж» и «Чиж» до сих пор остаются недостаточно изученными и подчеркивает необходимость проведения тщательного комплексного исследования этих изданий17.

Диссертация Л.И. Беленькой (1984) посвящена становлению детской публицистики, что имеет прямое отношение к советской пропаганде. Предмет исследования автора - основные направления развития детской художественной публицистики в 1920-1930-е гг. Написанная еще в советское время, эта работа посвящена исследованию содержания журналов «Еж» и «Чиж» с целью определить публицистичность, формировавшую определенное мировоззрение у ребенка-читателя. В то же время история

14 См., например: Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) -ВКП(б) -ОТПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953. М., 2002; КПСС о средствах массовой информации и пропаганды: Сборник. М., 1987.

15 Алексеева М.И. «Еж» и «Чиж» //Вестник МГУ. Серия 10 «Журналистика». 2002. №2. С. 60-81.

16 Беленькая Л.Н. Роль журналов «Еж» и «Чиж» в становлении художественной публицистики для детей. Дисс. на...канд. филол. наук. М., 1984.

17 Алексеева М.И. «Еж» и «Чиж» // Вестник Мое. гос. ун-та. Сер. 10 «Журналистика». С. 60-81.

этих изданий, а также проблема зависимости от государственной идеологии в этой работе по понятным причинам не рассматриваются.

Непосредственно истории критики детской литературы в СССР в 1920-1930-е гг. посвящены работы O.E. Путиловой18 - на сегодняшний день единственные работы на данную тему.

Существует ряд работ, посвященных истории советской детской периодики и опубликованных в доперестроечное время. Эти работы в настоящее время представляются не совсем актуальными в силу их идеологичности, хотя они и содержат важный фактический материал.

__1 Q

Прежде всего, это некоторые публикации М.И. Алексеевой1 , посвященные, в основном, детским журналам 1920-х гг., а также

Л.Н. Колесовой , М.И.

Холмова21.

Пристального внимания заслуживает статья О.И. Параничевой22 о детской периодике 1930-х гг., в которой автор исследует идеологический поворот, произошедший в середине 1930-х гг. и приводит статистические данные, касающиеся содержания детских журналов того времени. Развитию

18 Путилова Е.О. История критики советской детской литературы 1929-1936. Л., 1975. Путилова Е.О. Очерки по истории критики детской литературы 1917-1941. М.,1982.

19 Алексеева М.И. Из истории детской журналистики // Журналистика и литература. М., 1972. С.149-156; Алексеева МЯ.Наши первые журналы для детей.// Дет.лит. 1967. №1. С.13-15; Алексеева М.И. О публицистике детских журналов второй половины 1920-х. // Вестник Мое. гос. ун-та. Сер. 10 «Журналистика». 1979. №2. С.11-18; Алексеева М.И. Советские детские журналы 1920-х годов как тип издания М., 1982.

20 Колесова Л.Н. В начале пути: из истории детских журналов.// Дет.лит. 1968. № С. 19-22; Колесова Л.Н. Пионерские журналы в истории советской детской литературы 20-х-30-х годов. Дисс. на...канд. филол. наук. Петрозаводск, 1965; Колесова Л.Н. У истоков детской публицистики // О литературе для детей. Л., 1972. Вып. 16. С. 101-122.

21 Холмов МЯ.Становление современной журналистики для детей. М., 1983.

22 Параничева О.И. Детские журналы: взгляд в 1930-е // Обсерватория культуры. 2006. № 2. С.118-122.

советской детской литературы посвящены работы A.B. Фатеева, в которых

23

автор изучает детскую литературу эпохи сталинизма (1930 - 1950-е гг.) .

О цензуре в советской литературе для детей писали западные слависты A.C. МакЛеод24 и Дж.Э. Инггс25. В то время как статья A.C. МакЛеода «Цензура и детская литература» является скорее обзорной, Дж. Инггс в своей работе «Цензура и переводная детская литература в Советском Союзе на примере повести «Волшебник Страны Оз» и образа Гудвина» останавливается на пересказе A.M. Волковым произведений Л.Ф. Баума.

Иллюстрации в книгах для детей исследовал Е.С. Штейнер в работе «Авангард и построение нового человека. История советской детской книги 1920-х годов»26. Данное исследование не сводится только к изучению изобразительного искусства, но является практически единственной работой, в которой с позиций современности осмысляются основные направления детской литературы данного периода в ее соотнесенности с книжной графикой.

Среди работ западных славистов, непосредственно посвященных русскоязычной литературе для детей интересующего нас периода, можно выделить книгу Ф. О'Делл27, посвященную развитию детской