автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Детские иллюстрированные журналы в художественной жизни Петербурга XIX - первой половины XX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Корнилова, Вера Владимировна
Введение
Глава первая. Детские иллюстрированные журналы Санкт-Петербурга XIX века. Становление и эволюция.
Глава вторая. Детские периодические издания начала XX века. Стилистические и типологические особенности.
Глава третья. Детские иллюстрированные журналы первых послереволюционных лет (1917 - начало1920-х гг.).
Глава четвертая. Детские иллюстрированные журналы середины 1920 - 1940-х годов. Традиции и новаторство.
Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Корнилова, Вера Владимировна
В богатом и многообразном мире русского искусства особое место принадлежит детским иллюстрированным журналам, издававшимся в России с начала XIX века. Их оформление представляет специфическую область графики, тесно связанную с проблемами развития изобразительного искусства, литературы, публицистики, общественной и культурной жизнью, а также уровнем полиграфии, ее техническими возможностями.
Детский иллюстрированный журнал - самостоятельный тип массового периодического художественного издания, ориентированный на определенный возраст читателя, его жизненный опыт и своеобразное восприятие. И в тоже время - это сложный и многогранный организм, в котором единство публицистической и художественной сторон обусловлено союзом художников, литераторов, полиграфистов. Тесная взаимосвязь творчества графика с характером публикуемого материала и одновременно с работой редакции и типографии делает журнал результатом деятельности художественного коллектива. Однако это не исключает свободы индивидуального проявления каждого из них, сохраняя одновременно общность стиля.
Детская журнальная графика имеет многие точки соприкосновения с книжной. Их связывают общие задачи: социальные, общеэстетические, педагогические; наличие общих структурных элементов - шрифта, иллюстрации, обложки и многое другое. Не случайно, художники зачастую одновременно работали и над созданием журнального рисунка и над иллюстрацией к книге. Однако, несмотря на эту общность, исследователи неоднократно отмечали специфику журнальной графики, где единство слова и изображения достигается средствами, присущими только данному виду искусства. 4
Детские иллюстрированные журналы, подчиняясь общим законам оформления художественных изданий с логикой их конструктивных элементов, ориентировались на детское восприятие. Изобразительная нагрузка (и «ремесленно-беспомощная картинка", и 'изысканно-декоративная' графика 'Мира искусств', и фотоматериалы 1920-х годов) являлась одним из непременных условий контакта с аудиторией, залогом привлекательности и интереса издания для юных читателей, большинство из которых плохо или совсем не умели читать. Главное предназначение детского журнала состоит в том, "чтобы войти. в совершенно другой мир и заговорить с детьми языком другого мира, перенять его образы и его своеобразную логик/', - писал К.И.Чуковский. 1
Языком другого мира" в детских иллюстрированных журналах становились рисунки на самые разные темы как художественно-литературные, так и публицистические. Однако при этом печатная графика "генетически и функционально существовала внутри своей собственной историко-культурной системы, у нее были свои способы сцепления с художественным бытом эпохи".2
Журнал так или иначе представлял "срез" жизни общества, его непосредственное бытие. Тесно связанный с социально-культурными тенденциями, семейно-бытовым укладом "язык" литературы и "язык" графики как нельзя лучше отражали характер и стиль жизни людей в их сиюминутной изменчивости. Это дает возможность увидеть динамику историко-культурного процесса, преломленную совершенно особым образом через призму детского восприятия, позволяет детским журналам выступать в роли живых свидетелей и очевидцев, а опубликованные материалы считать живыми репортажами о судьбах и мыслях людей ушедших эпох.
Терминология слова "журнал" ведет свое происхождение от французского journal, в переводе обозначающего «дневник», 5 газета». Впервые издание подобного рода появилось во Франции в 1665 году под названием 'Журналь де Саван' ('Journal des Savans'). Родоначальником журнальных изданий в России принято считать приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» и «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях», выходившее в период с 1728 по 1742 год. Первые журналы носили научно-популярный характер, и лишь во второй половине XVIII века происходит их дифференциация по сферам деятельности и интересам читателей.
Московский ежемесячник «Детское чтение для сердца и разума», издаваемый Н.И.Новиковым с 1785 по 1789 год стал первым отечественным детским журналом. Появление журнальной иллюстрации в изданиях для детей относится к началу XIX столетия, тогда как художественное оформление детского журнала как единого целого структурных элементов окончательно сформировалось уже в XX веке.
Столетие, включившее в себя становление детской журнальной иллюстрации, художественного оформления собственно журнального блока, а также историю развития детской журналистики в России, представляет обширный историко-культурный материал. В течении этого периода в свет вышло множество детских изданий, систематизация которых составила предмет специальных исследований. «Полными сведениями о детских журналах не располагают даже такие книгохранилища как Библиотека им.Ленина или Салтыкова-Щедрина. Не учтенными оказались многие издания и в справочной литературе. В самом полном из указателей, каковым является работа Лисовского М.П. (1915 г.) дается описание лишь 71 детского журнала».3 По данным, приведенным в трудах М.И.Холмова, в России в начале XX века 6 издавалось 242 детских журнала общей направленности и 147 «учебных».4
Детские иллюстрированные журналы XIX века неоднократно рассматривались исследователями с точки зрения литературоведения, филологии, журналистики. Однако до сих пор в свет не вышло ни одной монографии или обзорной статьи, посвященных их художественному оформлению. Остаются не раскрытыми основные тенденции этой области графики, не разработана систематизация журналов, не собраны архивные материалы, скудны сведения о многих художниках, работавших над изданиями.
Одним из первых на появление множества детских иллюстрированных изданий откликнулся известный критик Н.В.Добролюбов. Приветствуя бурное развитие отечественной журналистики, он писал: «В области детского чтения ныне совершается то же самое, что уже давно совершилось вообще с нашей литературой: журналы заступают место книг.»5
Новый тип издания, динамичный и разнообразный, был замечен критиками как наиболее соответствующий развитию ребенка. «Журналистика воспитала взрослое русское общество; она же лучше всего воспитает и детей. Одной своей периодичностью журнал создает в ребенке привычку, то есть потребность постоянного чтения. Но кроме этого журнальная форма представляет наибольшую возможность разнообразия и полной, всесторонней, проникнутой одной идеей, законченной системы. Для воспитания детей во всесторонних требованиях гуманности, конечно нет формы более удобной, как журнальная», - отмечал Н.В.Шелгунов.6
Сами детские издания, как правило, не принимали участия в журнальной полемике и литературной борьбе, вызванной их 7 появлением. Тем не менее их содержание становилось постоянным предметом обсуждения критиков и литераторов. Так, известный литературовед Б.Модзалевский считал, что «не следует журнал предпочитать детской книге. Журнал для детей не следит за новостями дня, за современными событиями и т.д., все это чуждо журналу для детей.» 7
Однако он же замечал, что «детский журнал, если он составлен хорошо, может быть читаем детьми на продолжении о многих десятков лет». И действительно, известные детские журналы, такие как «Задушевное слово», «Солнышко», «Тропинка», «Детский отдых», на страницах которых из номера в номер печатались рассказы Л.Чарской, К.Лукашевич, Л. Толстого, С.Аксакова, очерковые рисунки и силуэты Е.Бем, Н.Каразина, И.Панова, репродукции картин иностранных художников, порой служили не одному поколению читателей.
В конце ХГХ века в России издавалось более 100 детских журналов, предназначенных для разных возрастных групп и круга читателей. Некоторые из них выходили в нескольких вариантах, представляющих самостоятельные издания. Ориентироваться в обилии изданий помогали специальные сборники и ежемесячные журналы «Что и как читать детям», «Педагогический листок», «Обзор журналов для детского чтения», «Новости детской литературы» и другие.9 В них публиковались отдельные критические заметки, статьи, мнения и обзор крупнейших периодических детских изданий, анализировалось их содержание и направленность, давались сведения об авторах и создателях.
Одним из первых в 1871 году вопросы развития детской литературы затронул «Педагогический листок», выходивший 4 раза в год в виде приложения к журналу «Детское чтение» под редакцией В.П. Острогорского, а затем Д. Д. Семенова, В.П.Бородина. 8
П.В.Голяховского. Небольшой объем опубликованных материалов, доступность изложения, максимально дешевая цена отличали это издание и делали его доступным для самого широкого круга читателей.
Первая попытка выпуска библиографического сборника, посвященного вопросам развития детской литературы, состоялась в Москве в 1881 - 1882 годах, когда в свет вышел номер «Библиографического листка». Своей основной задачей издатели видели составление «рекомендательного каталога книг и статей для детского чтения».10 Он стал прообразом ежемесячного журнала «Новости детской литературы», издаваемого при участии Отдела Детского Чтения комиссии по организации домашнего чтения издательством при детской библиотеке М.В.Бередниковой. Другое издание - «Обзор детской литературы» было предпринято в 1885 году последователями и единомышленниками А.Я.Герда и В.М.Гаршина, Е.К.Булгаковой, Е.М.Гаршина, Н.М.Гердом и другими.
Несмотря на уникальность материалов, публикуемых этими сборниками, их стремлению к восприятию всех сторон русской детской литературы, — проблемы художественного оформления и журнальной иллюстрации редко находили место в обзорах, а сама форма издания диктовала особый, «частный» характер представляемых вопросов.
Проблема образного восприятия детской литературы была поставлена в отдельном издании Е.Буссе «Художественное воспитание в раннем возрасте».11 «В развитии у каждого ребенка прирожденного стремления образно представить идею и состоит задача художественного воспитания, - пишет автор, Многосторонность искусства требует и всестороннего развития способностей дитяти.".12 Таким образом, иллюстрациям в детских 9 журналах отводилась вспомогательная функция, направленная на решение педагогических задач, ибо, по мнению критика, « рисование служит вспомогательным средством для ясного уразумения множества таких представлений, которые долго и трудно было бы описывать. Без помощи рисования не только были бы непонятны некоторые науки, но многие отрасли человеческих
1 3 знаний не могли бы существовать вовсе».
Оформление детских иллюстрированных книг и журналов занимало не только критиков, издателей и художников, но и знатоков, ценителей искусства. Так, известный исследователь и коллекционер Л. Оршанский считал, что детей могут заинтересовать только упрощенные картинки лубочного типа, тогда как А.Бенуа, отдавая дань игровой развлекательной функции иллюстрации утверждал, что рисунок в детских изданиях воспитывает лишь «способность ясно улыбаться и безумно увлекаться». 14
Серьезное осмысление детских иллюстрированных журналов как историко-культурного явления, последовательное изучение их эволюции на протяжении XIX столетия было осуществлено в трудах Н.В.Чехова.15 Исследователем было не только рассмотрено большое количество изданий, но и прослежены общие закономерности развития их литературно-художественного и иллюстративного ряда, позволяющие говорить о появлении и становлении нового жанра. «У нас существует бесконечное количество сборников критических отзывов о детских книгах, - писал он, - и целые тысячи рецензий на них в журналах, но все это не критика, а рецензирование. В этой критике, можно сказать, нет никаких общих руководящих начал, с
CL 16 точки зрения которых она оценивала бы каждую книгу.»
Принципиально новый подход к исследованию детских периодических изданий, предложенный известным литературоведом, предполагал не только их хронологический обзор,
10 но и систематизацию по идеологическим направлениям, периодизацию эволюции журнального дела в России, определение его задач и возможных путей развития, а также постановку проблем современной детской журналистики. Разработка поставленных Н.В.Чеховым вопросов была продолжена в работах
1*7
К.И.Чуковского, В.П.Родникова, М.Н.Васильевского. Отводя значительное место художественному оформлению издания, они видели в нем союзника живого литературного слова.
Никогда, кажется, великое значение искусства рисования. не становится яснее, нежели при виде того влияния, какое оказывает оно на детскую душу, того глубокого внимания и живого интереса, которое оно в них возбуждает. Вот почему развитие художественного вкуса в детях должно быть поставлено журналом в основу его влияния, в его главнейшую воспитательную задачу.», -писал М.Н.Васильевский в книге «Нужен ли детям детский журнал».18
Критические статьи, написанные непосредственно после выпуска очередного номера журнала, обладают особой силой сопричастности. Для них характерна постановка тех или иных вопросов, связанных с детской журналистикой на определенных временных отрезках. Так, в 1840-е годы поднимаются вопросы воспитания и просвещения детей, в 1860-е, когда «идея просветительства уступала место активному и деятельному формированию мировоззрения подрастающего поколения»19, возникает интерес к психологии ребенка. В 1890-е годы подводят итог развития детской периодики, ставят вопросы отражения современности и событий политического мира в детских изданиях. Начало XX века характеризуется более комплексным подходом к изучению детских журналов, включающим в себя данные социологических и психологических исследований. В это время
11 исследователи впервые обращаются к проблемам художественного оформления изданий, рисункам и иллюстрациям, к осмыслению роли художника в работе над созданием образа.
Таким образом, большое количество детских иллюстрированных изданий, издававшихся на протяжении XIX -первого десятилетия XX века, сделавшее их массовым явлением, общие закономерности развития их литературно-художественного и иллюстративного ряда позволили исследователям говорить об особом жанре журнальной публикации и журнальной графики для детей.
В начале XX века вопросы художественного оформления журналов находили отражение и в публикациях самих издателей. Об особой игровой значимости иллюстраций в изданиях для детей одним из первых заговорил художник А.А.Радаков, основатель журнала «Галчонок».
После Октябрьской революции отношение к изданиям существенно изменилось. Они стали «одним из самых важных участков идеологической работы»,20 где основной акцент ставился на злободневности и актуальности материала.
В 1920 году в Москве был организован Институт по Детскому Чтению, затем - Отдел Детского Чтения при Институте методов внешкольной работы, а в Ленинграде - Показательная Детская библиотека при Педагогическом институте имени А.И. Герцена.
Определяя свое отношение к прошлой эпохе, создатели современной писали: «Наша детская литература с самого своего возникновения была произведением того промежуточного класса, который позднее получил название интеллигенции.»21 «Почем знать, может быть, слабый, развинченный интеллигент эпохи восьмидесятых годов, герой чеховских произведений, результат до
12 некоторой степени и той литературы, какую он читал в свои детские годы, в шестидесятые и семидесятые годы, - а детская литературы того времени вся целиком была литературой сентиментально
22 морализирующей со всеми ее отличительными особенностями.»
Отныне основное значение в деле развития детских периодических изданий отводилось руководящим партийным документам. Так, в одном из докладов наркома просвещения А.В.Луначарского говорилось о том, что «необходимо уделить должное внимание детскому очеркизму, в журнале фельетону, злободневному по содержанию и легкому, как пословица, по форме».23 «Журнал выковывает мироощущение и укрепляет классовую позицию. Журнал - орган советской детской общественности, журнал - организатор детской жизни, - вот совершенно новая позиция, которая впервые нашла себе выражение
24 в советской журналистике для детей.».
Хотя художественный уровень оформления детских журналов, выходивших в 1920-е годы, очень неоднороден, -сказывалось отсутствие целенаправленных исканий, поиска стиля детской журнальной графики, А.В.Луначарский высказывал безаппеляционное мнение относительно рисунков в детском издании: ".в области иллюстрации тоже есть искание путей, своеобразная борьба направлений, но делается это сочно, ярко, уверенно, так что художник слова в общем и целом ясно остался позади художника образа». 25 Как бы продолжая его слова, исследователь детской литературы 1920 - 1930-х годов В.Гофман отмечает: «.занимательный и образный язык конкретных фактов, пусть даже единичных, - единственный успешный метод детской агитации и пропаганды, . этот язык должен сочетаться с воздействием графическим и живописным.». 26
13
Основные, глубинные проблемы и противоречия развития графических искусств 1920 - 1930-х годов ждали своих исследователей почти полвека, когда были опубликованы архивные документы, мемуары и свидетельства современников, когда эпоха первых послереволюционных лет предстала во всем трагизме и сложности, когда перед читателями встали судьбы живых людей, перечеркнутые росчерком начальственного пера.
Фундаментальные труды А. А. Сидорова, в частности, затрагивали особую роль ленинградской школы в развитии журнальной графики. Объединив свои усилия, ленинградские графики работали не только над оформлением детских книг и журналов, но и, начиная с 1930-х годов, самостоятельно выступали в печати. Статьи В.В.Лебедева, Е.И.Чарушина, А.Ф.Пахомова посвящены проблемам эстетического воспитания детей, методам и приемам художественного творчества.27 Их обращение к литературной деятельности было продиктовано потребностью осмысления роли художника в процессе работы над детским изданием.
Симптоматично, что термин «художественное оформление книги» был впервые предложен именно художником. Его в 1930-е годы выдвинул В. А.Фаворский, опиравшийся в своих теоретических изысканиях прежде всего на опыт практической работы над иллюстрацией. В это время в «Детской литературе» в разделе «Журнальное обозрение» регулярно появляются обзоры детских периодических изданий, затрагивающие и некоторые вопросы их оформления.
Для постановки и исследования проблем специфики оформления журнального блока особенно плодотворными были 1950 - 1960-е годы, когда начали регулярно выходить в свет специальные сборники «Книга. Исследования и материалы»,
14
Искусство книги», «Книга и графика» и другие. Сборники публиковали архивные исследования, воспоминания художников, теоретические материалы, посвященные развитию книжной и журнальной графики, проблемам художественного конструирования и оформления, истории отдельных изданий.
В это время появились в печати первые статьи известного знатока и практика художественного конструирования книги В.Н.Ляхова, в которых рассматривались функции иллюстраций и проблемы взаимосвязи изображения и текста.28
Изучение специфики искусства печатной графики в 1970 -1980-х годах шло по пути дифференциации вопросов, связанных с ритмической структурой изданий, его композицией, оформлением и системным проектированием. Этому комплексу художественных и технических задач, представляющих основу макетирования книжного блока, помимо трудов В.Н.Ляхова,29 были посвящены работы Е.Б.Адамова30, который совместно с Е.Б.Быковым и И.Ф.Бельчиковым занимался проблемами художественного конструирования и оформления книги 31
Особое место занимали и продолжают занимать исследования Ю.Я.Герчука, рассматривающего книжную иллюстрацию как соединение самостоятельных, но тесно взаимосвязанных видов пространственных искусств - графического и книжного.32 Обобщая результаты своих исследований в изданной в 2000 году книге «История графики и искусство книги», Ю.Я.Герчук подводит читателя к проблеме целостного восприятия художественного строя книги, заставляет «видеть все ее знаковые, орнаментальные и изобразительные элементы не изолированно, но в определенной связи, в системе композиционных, пространственных, смысловых и функциональных отношений с этим целым, с самой
15 книгой, имеющей собственную, меняющуюся из века в век архитектуру».33
Особенности жанра иллюстрации детской книги рассмотрены в работах Э.З.Ганкиной, на протяжении многих лет занимавшейся этой темой.34 Исследуя эволюцию и стилистические особенности художественного оформления детской книги, автор уделяет большое внимание ее специфике, анализирует отдельные ее проявления и создает общую картину развития на протяжении двух веков. В 1998 году в Иерусалиме вышла в свет книга Э.З.Ганкиной, «.Для сердца и разума. Детская иллюстрированная книга в России конца ХУ11 - первой половины XIX века», названная по аналлогии с первым детским журналом НИ.Новикова «Для сердца и разума». Прослеживая историю детской книжной графики, автор подробно рассматривает отдельные уникальные издания, создавая при этом целостную картину становления жанра.
Большой вклад в изучение ленинградской школы графического искусства внес В.С.Матафонов,35 успешо разрабатывающий эту тему на протяжении конца 1960 - начала1980-х годов, а также Г.Н. Павлов, посвятивший свои исследования
36 журнальной карикатуре 1920—1930-х годов.
В частности, в одной из последних своих книг «Из истории журнальной карикатуры Москвы и Ленинграда 1920-х годов» (М., 2002) Г.Н.Павлов привел ряд биографических справок о художниках Б.И.Антоновском, Б.Е.Ефимове, А.А.Радакове, Н.Э.Радлове и других, сотрудничавших не только во «взрослых», но и в детских иллюстрированных изданиях.
За последнее время интерес к развитию книжной и журнальной графики необычайно возрос. Выходят в свет письма и воспоминания художников, монографии, посвященные творчеству графиков, работавших щд ^созданием детских иллюстрированных
16 журналов - А.Ф.Пахомову, Е.И.Чарушину, В.М.Конашевичу, В.В.Лебедеву и другим.
Выставки недавних лет - «Москва - Париж. 1900 - 1930» (1981 г.), 1920 - 1930.Живопись» (ГРМ.1988), «Советское искусство 1917 - 1930», «Советское искусство 1930-х годов» (ГТГ), персональные выставки К.Малевича, П.Филонова, В.Кандинского, а также каталоги к ним, ввели в научный оборот новый материал и способствовали новому осмыслению важных этапов отечественной художественной культуры. Среди огромного количества экспонатов выставок были и произведения полиграфического искусства -плакаты, книги, журналы, документальные и художественные фотографии тех лет, которые позволили по новому взглянуть на процесс становления развития русского искусства
Однако, творчество многих художников, сотрудничавших в детских журналах, до сих пор мало или вообще не освещалось в искусствоведческой литературе. Ждут своих исследователей такие незаурядные иллюстраторы детских книг и журналов как Н.Каразин, Е.Бем, Т.Глебова, Ю.и Н.Петровы, П.Кондратьев, А.Порет, А.Брэй, Л.Юдин и многие другие.
Используя обширный документальный, архивный, библиографический материал, наиболее полный опыт исторического обзора детских иллюстрированных журналов предпринял М.И.Холмов.37 В его работах не только дана характеристика наиболее значимых детских изданий, составлено их описание, но и представлен огромный библиографический и справочный материал, без которого написание данной работы не представлялось бы возможным. Исследователем установлена следующая периодизация издания детских дореволюционных журналов: «Первый период -1785 - 1860 годы начался журналом выдающегося русского просветителя Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и
17 разума». Второй период - 1861 - 1894 г. - буржуазно-демократический, характеризуется появлением разночинца «как главного массового деятеля», третий - 1895 - октябрь 1917 г.
38 пролетарский».
Периодизация, составленная М.И.Холмовым, более относится к литературному содержанию изданий. Иллюстрации, появившиеся в журналах позднее, не могут быть рассмотрены в соответствии с ней, однако, выделенные автором 1895 и 1917 годы действительно стали переломными и для художественной части детских изданий.
Упомянутые труды критиков, искусствоведов и художников составляют лишь основу обширной библиографии данного вопроса, которая постоянно пополняется. В 1980-х - 2002 годах в сборниках «Советское искусствознание» и «Панорама искусств», «Детская литература» и «Музей» публикуются исследования и материалы, посвященные детской журнальной графике и отдельным ее представителям.
В задачи настоящей работы не входит подробный анализ творчества всех художников, работавших над оформлением иллюстрированных журналов XIX - первой половины XX веков. В представляемой работе очерчены основные тенденции становления и развития русской детской журнальной графики на примере наиболее известных детских журналов этого периода и произведений тех мастеров, в искусстве которых наиболее ярко выражены те или иные стороны эволюции детского журнального рисунка.
В диссертации на тему «Детские иллюстрированные журналы в художественной жизни Петербурга XIX - первой половины XX века. Типология и эволюция»» предпринята попытка рассмотреть детский иллюстрированный журнал как
18 самостоятельный тип периодического издания, проследить связь его художественного оформления с основными направлениями в изобразительном искусстве.
Актуальность исследования в первую очередь определяется насущной потребностью нашего времени в осмыслении и творческом использовании традиции иллюстрирования периодических детских изданий прошлого и применении их в практике современного искусства книжной и журнальной графики для детей. Не менее существенным представляется и то, что эта область русской печатной графики до сих пор остается почти не изученной. Особенно малоизвестным является ранний период ее существования, когда только начиналось становление жанра. Выявление первых уникальных изданий, их систематизация, типологизация и рассмотрение отдельных этапов эволюции ещё в большей степени обуславливает актуальность данного исследования.
Кроме того достаточно упомянуть насущную потребность в такого рода исследовании специализированных кафедр книжной и журнальной графики ведущих художественных вузов России, или кафедры детской книги Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, Государственного полиграфического института и других, где ощущается острый недостаток в информационном материале, касающемся художественных периодических изданий для детей, где нет ни методических разработок по данной тематике, ни конкретного зрительного ряда, знакомящего будущих графиков с этой областью художественного наследия.
Тем острее чувствуется настоятельная потребность в серьезном и глубоком осмыслении проблемы становления журнальной графики для детей на основе анализа периодических
19 изданий XIX - первой половины XX века, а также на материале архивных, музейных фондов и библиографических источниках.
Цель исследования. Целью данной работы является изучение русских детских иллюстрированных журналов Петербурга XIX - первой половины XX века, систематизация материала по типологическим и художественно-стилистическим признакам, рассмотрение отдельных этапов эволюции и определение места данного явления в истории русской художественной культуры.
Задачи исследования : выявление и введение в научный оборот наибольшего количества иллюстрированных периодических изданий для детей XIX - первой половины XX века; систематизация их по типологическим и стилистическим признакам; определение феномена детского периодического иллюстрированного издания; выявление специфики жанра детского иллюстрированного журнала; рассмотрение процесса становления и отдельных этапов эволюции жанра детского иллюстрированного журнала.
Объект исследования.
Основным объектом исследования являются детские иллюстрированные журналы XIX - первой половины XX века.
Методика исследования имеет комплексный характер и обусловлена целями и задачами работы.
На первом этапе были выявлены и просмотрены детские иллюстрированные журналы XIX - первой половины XX века, хранящиеся в фондах крупнейших библиотек России (Российской национальной, Санкт-Петербург; Российской государственной, Москва, и других). Одновременно привлекались периодические
20 издания XIX - первой половины XX века, отражающие критическую или иную оценку этих журналов или в той или иной степени касающиеся данной темы.
Проведены поиски имен художников, работавших в журналах и часто не подписывающих свои работы, а также поиски имен литераторов, редакторов и других лиц, составляющих творческий коллектив изданий. Эти изыскания велись в архивных (Российский государственный исторический архив, Российский государственный архив литературы и искусства, отделе рукописей Института русской литературы Российской Академии наук, архив Союза художников России) и музейных фондах (Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея), а также уточнялись в процессе общения с художниками, представителями графической школы 1920-1940-х годов (В.И.Курдовым, Н. Н. Петровой, Т.В.Шишмаревой и другими). В процессе работы была сделана попытка выявить степень участия каждого из создателей журнала в том или ином выпуске, на основе чего были составлены «Приложения» к диссертации.
На втором этапе исследования была проведена научная систематизация, типологизация, уточнена терминология, разработана периодизации и дан стилистический анализ материала. Диссертация построена по тематическому и хронологическому принципу. В ней использован комплексный метод, учитывающий специфику жанра и сочетающий как традиционный искусствоведческий подход, так и современные методологии исследования, проецируемые на образный семантико-структурный или ситуативный тип анализа.
Научная новизна работы определяется тем, что она является первым комплексным исследованием детских
21 иллюстрированных журналов Петербурга XIX - первой половины XX века и включает в себя следующее: в научный оборот вводится обширный художественный и историографический материал, большое количество малоизвестных образцов детской журнальной иллюстрации и имен художников, участвовавших в их оформлении; впервые в качестве приложения дается развернутый именной указатель художников, участвовавших в оформлении детских журналов 1920 -1940 годов «Ёж» и «Чиж», включающий перечень выполненных ими работ, на основе комплексного изучения художественного, документального, литературного материалов и свидетельств периодической печати создается представление о процессе формирования журнала как результата творческого труда коллектива писателей, художников, публицистов, издательских работников; рассматривается проблема взаимосвязи детской журнальной, «альманашной» и книжной графики; определяется процесс становления и эволюции жанра журнальной иллюстрации для детей и ее место на пересечении массово-бытовой культуры и профессионального искусства, намечаются пути развития жанра на современном этапе с использованием традиции рассмотренного в работе богатого художественного наследия.
Практическое значение работы. Положения и выводы диссертации могут быть использованы: ■ в практике современных художников-графиков, работающих в области книжной и журнальной иллюстрации для детей;
22 в педагогической практике средних и высших художественных учебных заведений: для подготовки методических разработок, курсов лекций, семинаров и т.д.; в научной практике искусствоведов; в издательском деле, при оформлении книг и журналов, нуждающихся в использовании традиций прошлого
Апробация исследования.
Значительная часть результатов диссертации отразилась в прямых публикациях по теме (4), и косвенно касающихся проблем иллюстративной графики (6), а также докладах и научных конференциях в Государственном Русском музее и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы и архивных источников, а также приложений в виде именного развернутого указателя имен художников, участвовавших в оформлении детских иллюстрированных журналов 1920 - 1930-х годов, с подробным перечислением их работ.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Детские иллюстрированные журналы в художественной жизни Петербурга XIX - первой половины XX века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История детской журнальной графики тесно связана с историей страны, с общими проблемами развития русского изобразительного искусства. Детские иллюстрированные журналы - не только «фактические» летописцы, но и своеобразные интерпретаторы ушедших эпох - одно из явлений художественной жизни и представляют собой особый, специфический предмет исторического, литературного и художественного осмысления. Их изучение открывает новые страницы истории изобразительного искусства.
Непосредственно не связанные ни с развитием общественно-освободительного движения, ни с эволюцией социальных взглядов и философской мысли, они нуждаются в собственной периодизации, которая позволяет проследить динамику историко-культурного процесса, преломленного сквозь призму «детского» искусства.
В данной работе сделана попытка определить основные тенденции развития детской журнальной графики, ее художественных принципов, жанрового своеобразия, раскрыть творческую индивидуальность наиболее заметных ее представителей.
Детские иллюстрированные журналы, как самостоятельный тип массового периодического издания, представляет с собой особую область, тесно связанную с проблемами развития изобразительного искусства, литературы, публицистки, общественной и художественной жизни, а также уровнем полиграфии и ее техническими возможностями. Именно Петербург, долгое время бывший столицей России, являлся одним из ведущих культурных и издательских центров страны, что позволяет рассматривать его как важное звено в системе общероссийских и региональных исследований данной темы.
Ее специфика во многом определяется и тем, что детские иллюстрированные журналы были результатом совместной деятельности художников, писателей, редакторов, то есть, становились итогом коллективного творческого процесса. Однако это не исключало индивидуального проявления каждого из их создателей, стремившихся к единой стилистической общности.
Характерными примерами подобной стилистической общности могут служить типичные для ранних изданий: рисунки-символы в журнале «Детское чтение для сердца и разума» (1813), отражавшего классицистические тенденции
206 в искусстве начала XIX века, или реалистические черты в работах иллюстраторов-передвижников, сотрудничавших в журнале «Игрушечка» в 1860 - 1880-х годах, либо элементы стиля модерн органически вошедшие в оформление обложек журналов «Тропинка», «Задушевное слово» и других в начале XX века, или типичные для 1920-1930-х годов иллюстрации журналов «Чиж» и «Еж», созданные ведущими советскими художниками В.В.Лебедевым, В .М.Конашевичем, Н.Э.Радловым, В.И.Курдовым, Е.И. Чарушиным, А.Ф.Пахомовым и другими с их неповторимой манерой исполнения.
Детская журнальная графика имеет многие точки соприкосновения с книжной. Их связывают общие задачи: социальные, эстетические, педагогические; а также наличие единых структурных элементов - формата, шрифта, обложки, иллюстративных вкраплений и многого другого. Не случайно, художники зачастую одновременно работали над созданием журнального рисунка и над иллюстрацией к книге. Однако, несмотря на эту общность, всегда сохранялась специфика журнальной графики, где единство изображения и слова достигалась средствами, присущими только данному виду искусства.
Иллюстрированные журналы для детей, подчиняясь общим законами оформления художественных изданий с их логикой конструктивных элементов, ориентировались на детское восприятие. Изобразительная часть — будь то ремесленно-беспомощная картинка массового «копеечного» издания, или изысканно-декоративная стилизованная графика мирискусников, либо фотоматериалы 1920-1930-х годов, ~ являлась одним из непременных условий контакта с аудиторией, залогом привлекательности и интереса журнала для детей, многие из которых еще не умели читать. Главное предназначение такого журнала состояло в том, чтобы органично войти в мир ребенка, заговорить его языком и оперировать его зрительными образами.
Таким «языком другого мира» в детских иллюстрированных журналах становились рисунки на самые разные темы как литературно-художественные, так и публицистические. Журналы в таких случаях представляли собой «срез жизни», передавали ее непосредственное бытие. Причем это достигалось путем преломления явлений через призму детского восприятия, что делало их особенно живыми и интересными. Тесно связанные с социально-культурными
207 событиями, семейио-бытовым укладом они занимали особую нишу на пересечении массовой бытовой культуры и профессионального искусства.
В настоящее время многие детские иллюстрированные журналы, особенно раннего периода, стали библиографической редкостью. В процессе их исследования существенные трудности представляли не только поиски отдельных экземпляров, которые отсутствовали даже в фондах крупнейших библиотек и архивов страны, но и перевод большинства материалов в микрофильмы, что делает оригиналы труднодоступными не только широкому читателю, но и специалисту. Однако, в ходе работы над диссертацией, которая длилась более 10 лет (см. первую публикацию по теме датированную 1994г.) всё же удалось ознакомиться с подлинниками. Особенно важно это было в тех случаях, когда дело касалось ранних уникальных изданий, где иллюстрации были раскрашены вручную и изучение подобных экземпляров представлялось особенно важным.
Всего в процессе работы просмотрено более тысячи номеров детских журналов XIX - первой половины XX века, а также приложений к ним. Существенные результаты дало также знакомство с периодикой этого времени, на страницах которой присутствовали обзорные и критические статьи по данной тематике.
Новые материалы были почерпнуты в архивных фондах Государственного архива литературы и искусства (Москва), Центрального государственного исторического архива (Санкт-Петербург), а также из личных встреч и бесед с художниками, принимавшими участие в оформлении детских журналов «Еж» и «Чиж», к сожалению, ныне ушедшими Т.В.Шишмаревой В.И.Курдовым, Н.Н. Петровой и другими, а также с бывшим членом редакции этих журналов И.Л.Андронннковым, которые сами по себе уже были исторически значимыми персонажами.
Художественное оформление детских журналов XIX - первой половины XX века до сих пор еще не было предметом специального искусствоведческого исследования. Этот период остается белым пятном в истории иллюстрирования детских журналов, хотя настоятельная потребность в его изучении, безусловно, существует. Достаточно упомянуть кафедры книжной и журнальной рафики ведущих художественных вузов России, или кафедры детской книги Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, Государственного
208 полиграфического института и других, где ощущается острый недостаток в информационном материале, касающемся художественных периодических изданий для детей, где нет ни методических разработок по данной тематике, ни конкретного зрительного ряда, знакомящего будущих графиков с художественным наследием.
Тем острее чувствуется настоятельная потребность в серьезном и глубоком осмыслении проблемы становления журнальной графики для детей на основе анализа периодических изданий XIX - первой половины XX века, а также на материале архивных, музейных фондов и библиографических источниках.
В диссертации использован комплексный метод, учитывающий специфику жанра и сочетающий как традиционный искусствоведческий подход, так и современные методологии исследования, проецируемые на образный семантико-структурный или ситуативный тип анализа.
Научная новизна работы определяется тем, что она является первым наиболее полным исследованием детских иллюстрированных журналов Петербурга XIX - первой половины XX века и включает в себя обширный художественный и историографический материал, большое количество малоизвестных образцов детской журнальной иллюстрации и имен художников, участвовавших в их оформлении.
209
Список научной литературыКорнилова, Вера Владимировна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Адамов Е.Б. Ритмическая структура книги. М., 1974. 94с.
2. Адамов Е.Б. Художественное конструирование и оформление книги. М.,1965. 248с.
3. Адамов Е.Б. Природа и особенности книжной иллюстрации. М.,1964. 21с.
4. Адамов Е.Б. Опыт художественного редактирования. М.,1985. 294с.
5. Адамов Е.Б., Быков В Я., Бельчиков И.Ф. Художественное конструирование и оформление книги. М.,1965. 248с.
6. Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов.М., 1982 132с.
7. Алфиевский А. А. Об иллюстрации детских книг. // Советская графика. М., 1961. Вып. 1. С.32 41.
8. Алтаев Ал. Памятные встречи. М., 1957. 422с.
9. Афанасьев Н.И. Современники. Альбом биографий. Спб., 1909. 130 с.
10. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948 480с.
11. Бабушкина А.П. "Чиж" и "Мурзилка". //Детская литература 1937.№ 7. 19-26с.
12. Бабушкина А.П. "Чиж". .// Детская литература 1937. № 8.16-19.
13. Бахтерев И., Разумовский А. О Николае Олейникове. // День поэзии. 1967. 36-40с.
14. Бегак Борис. Дети смеются. Очерки о юморе в детской литературе. М., 1971. 233с.
15. Бегак Борис. Классики в стране детства. М.,1983. 111с.224
16. Бекетова Н.А. Очерки русской детской журналистики. // Материалы по истории русской детской литературы. М., 1927. 81 -94с.
17. Белоусов И.А. Литературная среда. Воспоминания. 1880 1928. М., 1928. 400с.
18. Беляева Л.Н., Зайцев М.К., Никифоров М.М. Библиография периодических изданий России 1901 -1916. Л.,1958 -1964. Т. 1 -4. 715с.
19. Библиографический указатель и аннотации. Русские журналы для детей 1785 1917 гг. Сост. Свиридова З.И., Холмов М.И. М., 1978. 64с.
20. Бианки В.В. Очерки, рассказы, статьи, дневники, письма. Л., 1975.Т.4. 400с.
21. Борщевская А.И. Революционные демократы 60-х годов XIX века о детской литературе и детском чтении. М., 1951. 132с.
22. Буссе Е. Художественное воспитание. СПб.-М., 1904. 14с.
23. Буслаев Ф. Новые иллюстрированные издания. // Русский Вестник. 1869. Т.8. 732- 756с.
24. Бутров И.А. Обложки 1920-х годов. // Декоративное искусство, 1977. №3. 12-15с.
25. Васильевский М.Н. Нужен ли детям детский журнал. СПб.-М., 1911. 42с.
26. Валуенко Б.Е. Выразительные средства набора в книге. М., 1976. 128с.
27. Власов В.А. Художник о художниках. // Панорама искусств. М., 1983. Вып.З. 215-226с.
28. Водовозова Е.Н. Журнал "Семейные вечера". // Учитель. 1869. N 13. 11-15с.
29. Болотова Н. Как создавался "Робинзон". // Жизнь и творчество С.Я.Маршака. М., 1975. 34-39с.225
30. Воспоминания о Н.Заболоцком. М., 1984. 462с.
31. Ганкина Э.З. А.Ф.Пахомов. М., 1958. 121с.
32. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. М.,1963. 278с.
33. Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге. М., 1977. 210с
34. Ганкина Э.З. Для сердца и разума. Детская иллюстрированная книга в России конца ХУ11 первой половины XIX в. Иерусалим. 1998. с. 1 - 223 с.
35. Гельмунд В. Искусство в детской. // Задушевное воспитание. Спб-М. Б/г. 94с.
36. Герчук Ю.Я. Об искусстве книги. М., 1977. С.48.
37. ГерчукЮ.Я. Художественная структура книги. М., 1984.С.207.
38. ГерчукЮ.Я.Советская книжная графика. М.Д986.С.124.
39. Герчук Ю.Я. В.Конашевич. М.,1988.С.ЗЗ.
40. ГерчукЮ.Я. Художественные миры книг. М., 1989.С.238.
41. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М.,2000. С.320.
42. Гессен Л.И. Архитектура книги. М.-Л., 1931. 320с.
43. Горнфельд А. Книги и люди. М.,1908. 235с.
44. Горький М. Слово к взрослым. (О задачах журнала для детей).// Северное сияние. 1919. № 1-2. 6 7с.
45. Горький М. О печати. М., 1962. 367с.
46. Горький М. О детской литературе и юношеском чтении. М.,1989. 222с.
47. Гофман В. Старое и новое в детских журналах. // Детская литература. Критический сборник. Под ред.А.В.Луначарского.М.-Л., 1931. 182-208с.
48. Данько Е.Я. Задачи художественного оформления детской книги. // Детская литература. Критический сборник. Под ред. А. Луначарского. М.-Л., 1931. 209-216с.226
49. Девишев А. Художник, ребята и зверята. //Детская литература, 196б.№ 9. 45-58с.
50. Детская журналистика СССР. JI, 1974. 432с.
51. Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869. 299с.
52. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М.,1998. 750с.
53. Елачич Е. Сборник статей по вопросам детского чтения. СПб., 1914. 220с.
54. Жаворонкова А. И Грощенко Г. О "Мурзилке" и "Чиже". // Детская литература. 1935, №2. 24-32с.
55. Жаворонкова А. Руководство чтеием для детей. М.,1964. 263с.
56. Желобовский И.А. Детская печать. М.,1930. 231с.
57. Жизнь и творчество С.Я.Маршака. М., 1975. 567с.
58. Житомирова Н.Н. Н.К.Крупская о руководстве детским чтением. М., 1952.24с.
59. Журналист. Пресса. Аудитория. Межвузовский сборник. М., 1982. 167с.
60. Засодимский П Очерк истории детской журналистики в России. // Педагогический листок. 1878. № 3 -4.
61. Зеленко В. Детский журнал "Галчонок". // Новости детской литературы. 1911 -1912, № 7. 32-3 5с.
62. Зеленко В. Руководство детским чтением. Пг.-М., 1915. 74с.
63. Зеленко В. Детские библиотеки. Пг.,1917. 254с.
64. Зеленко В. Нужны ли детские журналы? // Новости детской литературы. 1912 -1913. № 3.34-42с.
65. Золотарев. Война и детские журналы. // Школа и жизнь. 1914. № 42. 5-8с.
66. Искусство шрифта. Работы московских художников книги. М., 1960. 127с.227
67. Каменева Е. Сказочное царство. // Дошкольное воспитание. 1970. №11. 5-11с
68. Камкин О. А. Основные вопросы оформления журналов для детей. М.,1956. 22с.
69. Камкин О.А. Композиция иллюстрированного разворота. М.,1958. 21с.
70. Камкин О. А. Особенности иллюстраций в детской литературе. М.,1958. 15с.
71. Камкин О.А.Оформление русских журналов для детей. М.,1964. 23с.
72. Камьппанова Л. А.В.Луначарский о детской литературе и детском театре. // О литературе для детей. Л., 1967. Вып. 12. 106-112с.
73. Киселев AJI. История оформления русской газеты. 1703 -1917. М.,1990. 192с.
74. Киселев А.П. Оформление периодических изданий. М.,1988. 158с.
75. Книга и графика. Сборник статей, посвященный 80-летию чл-кор. АН СССР А.А.Сидорова. М.,1972. 315с.
76. Ковтун Е.Ф. Артель художников "Сегодня". // Детская литература, 1968, № 4 №34-48с.
77. Ковтун Е.Ф. В.М.Конашевич. // Нева, 1984. № 2. 175-184с.
78. Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. М.,1989. 246с.
79. Колюпанов Н. Биография Александра Ивановича Кошелева. // Очерк движения образования и преимущественно журналистики с ХУШ столетия. Изд. О.С.Кошелевой. 1889. Т.1. 584с.
80. Комарницкий В.Г. Л. А Чарская как детская писательница. Доклад на Варшавской выставке образовательных пособий и книг для деггей дошкольного и школьного возраста в апреле 1913 г. Варшава, 1914. 6-12с.228
81. Кон В В. Виталий Бианки. // Детская литература. 1938. № 5. 69-73с.
82. Конашевич В.М. Обложка детской книги. //Искусство книги. М., 1961, Вып. 2. 67-89с.
83. Конашевич В.М. О себе и о своем деле. М., 1968. 495с.
84. Костин В.И. Журнальный рисунок. // Творчество. 1959, № 7. 14-23 с.
85. Костин В.И. Журнальная графика 20-х годов. //Костин В.И. Среди художников. М., 1986. 81-94с.
86. Костин В.И. Задачи журнального рисунка. // Искусство. 1956. № 6. 23-26с.
87. Круглов А.В. Литература "маленького народа". Критико-педагогические беседы по вопросам детской литературы. М., 1897. 146с.
88. Круглов А.В. Наша детская журналистика. //Педагогический листок. 1877. № 4. 238 256с.
89. Кузнецов Э.Д. Звери и птицы Евгения Чарушина. М., 1983. 98с.
90. Кузнецов Э.Д. Художник и книга. М., 1964. 123с.
91. Кузнецов Э.Д. Фактура как элемент книжного искусства. М., 1979. 112с.
92. КурдовВ.И. Воспоминания. //Звезда. 1983. № 7. 102-165.
93. Курдов В.И. Вместе с Чарушиным. // Детская литература. 1975. № 9. 84-97с.
94. Курдов В.И. Чему учил Лебедев. // Детская литература. 1976. №6. 70-82с.
95. Курдов В.И. Годы учебы. //Аврора. 1977. № 9. Зб-48с.
96. Курдов В.И. Страницы былого. //Аврора. 1979. № 5. 28-36с.
97. Курдов В.И. Памятные дни и годы. Записки ленинградского художника. // Художник. 1984. № 9. 45-58с.229
98. Лебедев В.В. О рисунках для детей. // Литературный современник. 1933. № 12.
99. Либрович С.Ф. Детский смех. СПб.-М., 1900. 16с.
100. Либрович С.Ф. Школа для родителей. СПб.-М., 1912. 36с.
101. Либрович С.Ф. О чем и как пишут дети. СПб. 1907.18с.
102. Либрович С.Ф. Что нужно знать родителям. СПб.-М., 1913. 20с.
103. Либрович С.Ф. Задушевное воспитание. СПб. 1911.192с.
104. Либрович С.Ф. На книжном посту. Пг. М., 1916.496с.
105. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати. 1703 -1900. Пг., 1915. 786с.
106. Лихачев Д. С. Заметки к интеллектуальной топографии Петербурга первой четверти двадцатого века. // Ученые записки Тартуского Государственного Университета. Тарту, 1984. 3-23с.
107. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. 384с.
108. Ляхов В.Н. Искусство книги. //Искусство. 1957. №5. 42-47с.
109. Ляхов В.Н. Литература, иллюстрация, книга. // Искусство книги. М.,1962. Вып.З. 43-57с.
110. Ляхов В.Н. В.В.Пахомов. 1898 -1960. // Искусство книги. М.,1962. Вып.З. 403-404С.
111. Ляхов В.Н. Художественное конструирование процесс и метод организации советской книги.// Издательское дело. Книговедение. 1969.№4. 27-3 0с.
112. Ляхов В.Н. Художественное конструирование и оформление книги. М., 1971. 248с.
113. Ляхов В .Н. Очерки теории и искусства книги. М., 1971. 254с.
114. Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги. Системное проектирование. Функциональный анализ. М.,1975. 91с.
115. Ляхов В.Н. Искусство книги. М., 1978. 222с. Макаренко А. Стиль детской литературы. // Детская литература. 1938. № 17. 15-23с.
116. Македонов А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. // Метаморфозы.Л., 1968. 362с.
117. Марголина С. О новых детских журналах. К На путях к новойшколе .1926. № 7. 12-18с.
118. Маршак С Я. Воспитание словом. М., 1964. 584с.
119. Матафонов В.С.Пахомов А.Ф. М., 1981. 254с.
120. Матафонов B.C. Книжная графика для детей и некоторыепроблемы эстетического воспитания. Авторефератдиссертации. Л., 1965. 24с.
121. Менжинская Ю. "Светлячок". // Что и как читать детям. 1916. № 1. 34-41с.
122. Молок Ю.Я. Конашевич В.М. Л., 1969. 335с.
123. Молок ЮЛ. Детская книга и современность. // В мире книг.1976. № 1. 2-Зс.
124. Острогорский В.П. Листки из детских воспоминаний. Десять автобиографических рассказов В.П.Авенариуса (СПб., 1893). СПб., 1900. 143с.
125. Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу. М., 1901. 142с.
126. Острогорский В.П. Выразительное чтение. // Детское чтение. М., 1901. 5-8с.
127. Осипов А. Старые детские журналы и альманахи. // Родник. 1908. №1-6. 171-172 с.
128. О партийности литературы и искусства. М., 1978. 324с. О литературе и искусстве. Сборник документов. М., 1960. 266с.
129. Пахомов А.Ф. Художник в детской книге. // Детская литература. 1939. № 4. 67-74с. Пахомов А.Ф. Про свою работу. Л., 1968. 306. Пахомов А.Ф. Книжное искусство. М., 1961. 215с. Педагогические взгляды и деятельность Н.К.Крупской. М.7 1969. 136с.
130. Петров В.Н. Ю.А.Васнецов. М.,1961. 95с.
131. Петров В.Н. Ю.АВаснецов. М., 1961. 95с.
132. Петров В.Н. В.В.Лебедев. Л,1972. 304с.
133. Петров В.Н. Очерки и исследования. Избранные статьи орусском искусстве ХУШ — ХХвв. В ступ, статья
134. Д.В.Сарабьянова. М.,1978. 303с.232
135. Петров В.Н. Русская сказка в творчестве Ю.АВаснецова. М.,1985. 138с.
136. Письма К.Чуковского разных лет. Публикация ЛКрысина. -Вопросы литературы. 1972. № 1. с. 152-182.
137. Позняков Н. Наши журналы для детей. // Русская школа. 1895. №7-8. 12-18с.
138. Порет А.И. Воспоминания о Данииле Хармсе. // Панорама искусств. М., 1980, Вып. 3. 126-132с.
139. ПриваловаЕ.П. Л.Н.Толстой детям. М., 1955. 96с.
140. Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. Избранные труды. М.,1976. 262с.
141. Радаков А. А. Иностранные карикатуры последних дней. СПБ., 1913.47с.
142. Радаков А А. Карикатура. Харьков. 1929. 28с.
143. Радаков А.А., Юнгер А.А. Страницы истории советской сатирической графики. М.,1989. 80с.
144. Радаков А.А. О журнале "Чиж". // Детская литература. 1940. №9. 23-28с.
145. Радлов Н.Э. Рисунок в детском журнале. // Детская литература. 1940. №4.18-22с.
146. Рахтанов И."Еж" и "Чиж". // Детская литература. 1962. Вып. 2. 14-18с.
147. Родников В.П. Детская литература. Киев. 1916. 188с.
148. Родников В.П. История русской педагогики. Киев. 1914. 123с.
149. Родников В.П. Очерки детской литературы. Киев. 1912. 156с
150. Родников В.П. Детская литература. Киев. 1915. 136с.
151. Родченко А.М. Статьи. Воспоминания. Автобиограф ические записки. Письма. Сост. В.АРодченко. М.Д982. 223с.
152. Ройтенберг О. На рубеже 1920 1930-х годов. // Панорамаискусств. М., 1981, Вып. 4. 67-84с.
153. Рудаков К.И. Воспоминание о художнике. Л., 1979. 319с.
154. Русаков В. О чем и как пишут дети. СПб.-М., б\г. 18с.
155. Русские журналы для детей (1785 1917 гг.)
156. Библиографический указатель и аннотации. Сост.
157. З.И.Свиридова, М.И.Холмов. Л., 1982. 64 с.
158. Саввин НА. Опыт ежегодника детской литературы.М.,1911.145с.
159. Саввин НА. Детская журналистика. Опыт ежегодника детской литературы. М., 1914. 215с.
160. Саввин Н.А. Принципы критики детских книг. М., 1924. 80с. Саввин НА. Основные направления в детской литературе. Л., 1926. 64с.
161. Свиридова З.И., Холмов М.И. Не сызнова начинаем. // Нева. 1980, №8. 198-199с.
162. Семенов Б.Ф. Время моих друзей. Воспоминания. Л, 1982. 302с.
163. Семенова Е.Й. Из истории детской журналистики в России.// Ученые записки Томского государственного университета. Им. В.В.Куйбышева. Томск. 1960. №35. 184 188с. Серополко С.О. Д.И.Тихомиров. Биографический очерк. М.,1915. 36с.
164. Сидоров А.А. Основы оформления книги.М.,1956. 502с. Сидоров А. А. История оформления русской книги. М.,1964. 391с.
165. Сидоров А. А. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории. М.,1969. 250с. Сидоров А.А. Книга и жизнь. М.,1972. 231с. Сидоров А.А. Искусство книги. М.,1979.216с.
166. Сидоров А.А. История графики и книжного искусства. М.,1986. 60с.
167. Силантьева В. Конашевич иллюстратор детской книги. Искусство. 1959, № 11.23-34с. Советское искусство 20 - 30-х годов. Л, 1988. 180 с. Старцев И.И. Детская литература. Библиография. 1918 -1931. М., 1933.616с.
168. Степанян Н.С. Проблемы изучения художественной культуры на новом этапе. // Пути и перепутья. М., 1991. 42-56с.
169. Толль Ф. Опыт библиографии современной отечественнойдетской литературы. СПб., 1862. 332с.
170. Фаворский В.А Шрифт, его типы и связь иллюстрации сошрифтом. // Гравюра и книги. М., 1925. Вып. 1. 14-36с.
171. Фаворский В. А. Ленинградская школа графических искусств.
172. Мастера современной гравюры и графики. М.-Л, 1928. 2467с.
173. Фаворский В.А. О графике, как об основе книжного искусства. //Искусство книги. М., 1961. Вып. 2. 76-89с. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.,1986. 238с.
174. Фаворский В.А Литературно-теоретическое наследие. М.,1988. 586с.
175. Холмов М.И. Библиографический указатель русской периодической печати для детей. 1785 — 1917. Л., 1973. 71с. Холмов М.И., Богатырева Ю.И. др. Детская журналистика СССР. Л., 1974. 48с.
176. Холмов М.И., Монжале Е.С. Сбор трубы, горнист! // Страницы из истории Ленинградской пионерской организации. Л., 1978. 203-204с.
177. Чарушин Е.И. Моя работа. // Детская литература. 1935, № 6. 12-24с.
178. Чаушанский Д. О самой застарелой болезни "Детиздата" //
179. Детская литература, 1938. № 3. 20-26с.
180. Чебышева-Дмитриева Е. Нужны ли детские журналы. //
181. Женское образование. 1899. № 6. 210-218с.
182. Чегодаев А. Д. Пути развития русской советской книжнойграфики. М., 1955.223с.
183. Чехов Н.В. Детская литература. М., 1909. 256с. Чехов Н.В. Введение и изучение детской литературы. М., 1915. 148с.
184. Чиркова Е.М. К вопросу о взаимоотношениях интеллигенции и советской власти в 1917 1920-х годах: сотрудничество или противостояние? // Вестник Санкт. -Петербургского Университета. Серия 2. 56-64с.
185. Чуковская Л.К. В лаборатории редактора. М., 1963. 352с. Чуковский К.И. Борис Житков. М.,1955. 124с. Шатилов Б. Борис Житков. // Детская литература. 1939. № 10 -11. 46-54с.
186. Шкловский В. "Красная шапочка" // Приложение к журналу "Чиж". Детская литература. 1939. № 6.1-16с. Юрьева А. Журнал "Чиж" в 1936 году. // Детская литература. 1936.№ 6. 24-3Ос.237