автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Значение внерациональных форм сознания в решении экологической проблемы

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Варапутин, Александр Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Значение внерациональных форм сознания в решении экологической проблемы'

Текст диссертации на тему "Значение внерациональных форм сознания в решении экологической проблемы"

Российская академия наук Институт философии

на правах рукописи

ВАРАПУТИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

ЗНАЧЕНИЕ ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ СОЗНАНИЯ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Специальность 09.00.11

Социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель Доктор философских наук, Лисеев Игорь Константинович

Москва 1999 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

Определение экологической проблемы и обзор

истории ее развития.

1.1 Содержание экологической проблемы 10

1.2 История отношений человека к окружающей среде 22 ГЛАВА 2 Отрыв рациональных форм сознания от

внерациональных как результат стремления к Абсолюту.

2.1. Представление о рациональном способе познания как единственном пути

достижения истины. Стремление к знанию. 37

2.2. Возможность и значение рациональных

и внерациональных способов познания 57

ГЛАВА 3 Новая экологически ориентированная система ценностей: принципиальность ее новизны.

3.1. Суть целостности человека. Ее разрушение системой догм. 76

3.2. Необходимость критического отношения

к мировоззренческим представлениям как

базовый постулат новой системы ценностей. 80

ГЛАВА 4 Способность к субъектности как необходимое

условие реализации нового экологически ориентированного мировоззрения.

4.1. Смелость разума и два типа отношений к

системе представлений 86

4.2. Субъектное отношение и способы его достижения 89

4.3. Достижение субъектного отношения ко

всему мирозданию 95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114

БИБЛИОГРАФИЯ

116

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современной научной литературе всесторонне показано, что от решения экологической проблемы зависит сама возможность дальнейшего существования человечества. В настоящее время существует множество проектов решения данной проблемы; в них выделяются такие аспекты как технический, правовой, экономический.

Но, несмотря на различие тем, все они основаны на сугубо рационалистическом подходе, когда познание протекает в рамках зафиксированных смыслов и оценок; или, используя терминологию Т. Куна, в рамках предзаданной парадигмы.

Вместе с тем, рациональные формы сознания и способы познания, неразрывно взаимосвязаны с внерациональными. Именно такие внерациональные формы сознания как желания, стремления, чувства, эмоции и т.п. порой определяют выбор той или иной концепции на роль парадигмы; т.е. того, что задает направленность рационального сознания.

Тем не менее, на протяжении всей истории человечества, очень многие ученые и философы считали внерациональные формы или не заслуживающими внимания, или воспринимали их как негативные факторы для научного познания, от которых его необходимо очищать. При этом не обращалось внимания, что таким образом разрушается целостность процесса познания, а значит - адекватность получаемого знания, на основе которого создается система ценностно-нормативных

регулятивов. Неадекватность системы ценностно-нормативных регулятивов приводила к тому, что результаты практической деятельности не соответствовали ожидаемым.

Экологическая катастрофа представляется зримым подтверждением вышеприведенного утверждения.

Рассмотрению значимости внерациональных форм сознания для выработки новой экологически ориентированной системы ценностно-нормативных регулятивов и посвящена данная диссертация.

Степень разработанности проблемы. Рассмотрение значения различных составляющих сознания человека в формировании концептуальных систем и, в частности, системы ценностей, является одной из древнейших тем философии. Если обратиться к ее истории, то можно назвать Платона, Демокрита, Эпикура, Канта, Фихте, Шопенгауэра, интуитивистов, экзистенциалистов и многих других.

В XX веке различные аспекты данной проблемы рассматривались в трудах: Н.Т.Абрамовой, Р. С. Карпинской, Ф.Капры, Н.Н.Козловой, Т.Куна, И.Лакатоса, И.К.Лисеева, Л.И.Новиковой, А.П.Огурцова, Ю.К.Плетникова, В.Н.Поруса, К.Поппера, М.Полани, Р.Саттлера, И.Н.Сеземской, Н.М.Смирновой, В.С.Степина, О.С.Суворовой, В.Г.Федотовой, В.С.Швырева и многих других.

Различные аспекты экологической проблемы рассматривались в трудах: М.И.Будыко, Э.В.Гирусова, Ф.И.Гиренка, В.А.Лося, Н.М.Мамедова, В.В.Мантатова, Н.Н.Моисеева, Ю.Одума, Ю.К.Плетникова, А.Печчеи, И.Т.Фролова и др. Существуют работы, в которых подробно рассматривается трансформация отношений

человеческого сообщества к среде обитания. В частности, при написании диссертации были широко использованы труды И.В.Крутя и И.М.Забелина, а также В.Хесле.

В последнее время начали появляться работы, авторы которых стремятся применить знание свойств человеческой психики к решению экологической проблемы. Подобные тенденции отражены в трудах Д.Гибсона, С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина; в ряде статей И.К.Лисеева, Н.М.Смирновой, О.С.Суворовой, Л.В.Фесенковой, Е.Н.Шульги, Ю.В.Хен и др.

Целью диссертации является исследование роли и значения внерациональных форм сознания в формировании и принятии системы ценностей; а на этой основе - выявление требований к процессу формирования и содержанию новой, экологически ориентированной системы ценностей.

Данная цель определила следующие основные задачи исследования:

1. Рассмотрение истории отношений человека к среде своего обитания.

2. Раскрытие взаимосвязи между различными формами сознания и определяемыми ими способами познания.

3. Анализ механизма формирования и смены парадигмальных концепций на материале развития науки и социума.

4. Демонстрация принципиального отличия новой, экологически ориентированной системы ценностей от прежде имевших место в истории человечества.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы всесторонности, развития, контекстуальности, общенаучные методы познания, и, прежде всего, системный подход. В диссертации широко использованы работы в области философии науки, социальной философии, психологии, культурологии, истории философии и другие работы отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна положений диссертации, выносимых на защиту. В ходе проведенного исследования получены следующие результаты:

- показано, что первопричина современных экологических трудностей состоит в несоответствии существующей системы ценностно-нормативных регулятивов реальным параметрам среды обитания человека;

- оптимизация отношений человека со средой его обитания связывается с формированием новой системы ценностей;

- утверждается, что значительную роль в формировании новой системы ценностей играют внерациональные формы сознания: желания, стремления, эмоции, чувства и т.п.;

- их роль становится определяющей при принятии или отрицании новой системы ценностей в качестве руководства к действию;

- показано, что несоответствие отношений человека со средой его обитания в известной мере обусловлено превалированием представлений о существовании некоторых абсолютных истин,

достижение которых возможно только рациональным путем в отрыве от внерациональных форм сознания;

проводится мысль, что, предпочтение однозначности обусловлено изначально присущим всем живым существам стремлением к выживанию; т.е. сохранению собственной целостности, однозначности, постоянства здесь и теперь;

- исходя из представления о том, что человек с одной стороны изменчив, как и все мироздание, а с другой ему присуще определенное постоянство, доказывается, что это постоянство заключается в перманентном процессе познания и творчества, составляющем суть человека;

- утверждается, что обеспечение постоянства процесса познания и творчества - залог выживания человека, ведь именно этот процесс обеспечивает то состояние изменчивости, без которой невозможно существование в постоянно меняющейся среде;

представление об абсолютной однозначности бытия объясняется отсутствием у людей ощущения своего родства с мирозданием: микрокосма человека с макрокосмом Вселенной;

- обосновывается утверждение, что отрыв рациональных форм сознания и познания от внерациональных ведет к разрушению целостности процесса познания и творчества; и, следовательно, корни экологических трудностей кроются в неадекватном отношении человека к своему внутреннему миру;

- доказывается существование непосредственных связей между оптимизацией взаимодействия общества со средой обитания и обретением человеком своей внутренней целостности.

Практическое значение результатов исследования определяется возможностью их использования для выработки и формирования новой экологически ориентированной системы ценностей и превращения ее в норму практической деятельности.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на семинарах Центра био - и экофилософии ИФ РАН. Ряд идей нашел свое отражение в докладах диссертанта на XI Международной конференции по логике, методологии и философии науки (Обнинск, 1995 г.); и конференции "Философия экологического образования" (Москва, 1996г.), а также в трех публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I Определение экологической проблемы и обзор

истории ее развития:

§ 1.1. Содержание экологической проблемы.

Словосочетание «экологическая проблема» сейчас, знакомо каждому.

Его можно услышать от ведущих политиков, маститых ученых, известных деятелей культуры и в обыденном разговоре. Оно то выносится в передовицу информационных сообщений, статей и телепрограмм, то оттесняется на задний план политическими, социальными и экономическими передрягами, чтобы затем вновь привлечь внимание к себе. Отсюда следует, что интерес к экологической проблеме является чем-то большим, чем просто дань моде.

Вместе с тем, общепризнанное представление о сути экологической проблемы на данный момент отсутствует. Специалисты различных областей деятельности говорят каждый о своем, выделяя множество частных аспектов данной проблемы. В результате целое теряется за частями: возникает известная ситуация, когда за деревьями не видно леса.

Экологическая проблема начинает ассоциироваться то с отношениями между обществом и естественной природой (при этом остается зачастую не понятным, что подразумевается под обществом); то с несоответствием создаваемой искусственной среды естесвенным

физиологическим и психологическим потребностям человека то с проблемами охраны окружающей природной среды, рассматриваемой чаще всего на основе анализа отдельных фактов крупномасштабных аварий типа разлива нефти, выброса радиоактивных веществ и т.д. и т.п.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что отсутствие целостного представления об экологической проблеме тесно связано с отсутствием подобного представления о самой экологии.

Лучше всего сложившееся положение характеризуют слова эколога Н.Ф.Реймерса: «... «моя» экология - это не твоя экология, но все же что-то сходное есть, только, пожалуйста, отдай назад мое слово «экология»». (44, стр. 9).

Для того чтобы понять, как возникло подобное положение вещей, и что все же представляет собой экология в целом, необходим краткий исторический экскурс.

Понятие «экология» для обозначения одного из разделов биологии было введено в обиход в 60-е естествоиспытателем-дарвинистом Э.Геккелем.

Данное им определение гласило: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и, прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология - это изучение всех сложных

взаимоотношений, которые Дарвин назвал условиями, порождающими борьбу за существование». (4., стр.9).

Итак, изначально в качестве предмета экологии была обозначена «вся совокупность взаимоотношений» между выделяемым субъектом и «окружающей средой», состоящей из органических и неорганических образований. Однако несомненно, что изучение подобной совокупности невозможно без знания свойств, как органического субъекта, так и окружающей его среды, поскольку именно эти свойства и определяют содержание взаимоотношений. Это означает, что с самого начала в определение экологии была заложена необходимость выхода за рамки биологии.

Попытка поставить на первое место в качестве предмета исследования отношения между биологическими объектами ничего не меняла: экология была изначально обречена на целостный подход. Экологические исследования оказались невозможными без знания о климате, почвах, водоемах, обуславливающих их особенности, широте, долготе и т.д. и т.п. Не случайно на прошедшей в Москве в январе 1996 года конференции «Философия экологического образования» одним из выступающих было отмечено, что ближе всего преподавание экологии (в ее современном состоянии, как междисциплинарной сферы знания) оказывается не для учителей биологи, а для учителей географии.

Но экология, конечно, и не раздел географии. Хотя области исследуемой реальности в экологии и географии во многом пересекаются, благодаря целостному подходу, но задачи, стоящие перед ними, совершенно различны. Это различие проявляется уже в

самом названии дисциплины: «гео-графос» - «описание Земли», т.е. того, что непосредственно воспринимается органами чувств; «эко-логос» - «наука о доме», т.е. задача экологии не просто в описании, но в выявлении структур и связей, образующих исследуемый предмет.

Как следует уже из определения Геккеля, предмет экологии может быть дифференцирован на субъект, объект и их взаимоотношения с акцентом на последние.

В качестве субъекта поначалу предполагались только животные как некоторые целостные самодостаточные и самоорганизующиеся системы. Со временем стала очевидна возможность и целесообразность подобного подхода к любому органическому или содержащему органические компоненты образованию.

Таким образом, с одной стороны сформировались молекулярная экология и экология клеток и тканей (морфологическая экология); а с другой - биогеоценология (учение об экосистемах различного иерархического уровня) и экосферология (глобальная экология). Но случайно одно из современных определений экологии гласит: «Современную экологию можно определить ... как совокупность научных дисциплин, исследующих взаимоотношения системных биологических структур (от макромолекулы до биосферы) между собой и окружающей средой». (44., стр.14).

Однако существуют и молекулярная биология, и цитология, и многие другие научные дисциплины, в чью область исследований попадают явления, образующие субъект экологии. Следовательно, не он сам по себе определяет специфику экологических исследований.

Границы же объекта - среды обитания субъекта (собственно «дома») оказываются весьма, условны. По каким бы критериям ни выделялось множество явлений, с которыми в процессе жизнедеятельности соприкасается субъект, оказывается невозможным окончательно исследований. Границы же объекта - среды обитания субъекта (собственно «дома») оказываются, весьма условны. По каким бы критериям ни выделялось множество явлений, с которыми в процессе жизнедеятельности соприкасается субъект, оказывается невозможным окончательно замкнуть этот круг и потому всегда приходится учитывать, что субъект в конечном итоге связан со всем мирозданием.

Наиболее ярко это проявляется, если в качестве субъекта выделить человека. Пожалуй, именно благодаря этому выделению, экология окончательно вышла за рамки биологии и «из строго биологической науки превратилась в значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики, даже теологии - по сути дела всех известных научных дисциплин». (44., стр.12).

Однако рассмотрение отдельного явления в контексте всего мироздания представляет собой достаточно известный способ познания. Им, в частности, давно пользуются и философия, и религия, и ряд научных дисциплин. Следовательно, не только в целостном подходе состоит специфика экологии.

Итак, ни явления реальности, составляющие предмет исследования экологии, ни метод исследования не являются чем-то присущим сугубо ей. Специфика экологии, благодаря которой она

представляет собой междисциплинарную область научного знания, а не эклектический набор сведений, заключается в определении цели экологических исследований. Эта цель ясно обозначена в формулировке Гекклея, в частности в его последней фразе: «Одним словом экология - это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал условиями, порождающими борьбу за существование». (4, стр.9). Экология, с этой точки зрения, рассматривает все многочисленные и сложные взаимоо