автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Звуковая организация англо-шотландской баллады (консонантные фонемные повторы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Звуковая организация англо-шотландской баллады (консонантные фонемные повторы)"
Pf 6 00
- Ii MAR 1393 •
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УТшВЕРСКТЕТ
Ea правах рукописи
ГРИГОРЬЕВА Зльза Кирилловна
ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АЬТЛО-ШОТЛАНДСКО'Л БАЛЛАДЫ (консонантные фонемные повторы)
Специальность 10.02.04 - германские языки
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Диссертация выполнена на кафедре английской филологии А; I Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель - доктор-филологических наук,
профессор Г.В.Воронкова
Официальные оппоненты - доктор филологических наук,
профессор С.В.Воронин кандидат филологических наук, доцзнт О.Б.Бокий
Ведущее учреждение - Институт лингвистических
исследований РАН
Защита диссертации состоится " ^ " ХЭ93 г.
в _час. на заседании специализированного Совета К 063.57.43
по прпсукдегею ученой степени кандидата филологических наук в Санкт-Петербургском государственном университете.
Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, II.
С диссертацией мокно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан 1993 года.
Ученый секретарь специализированного Совета
к.ф.н. С.Т.Нефедов
Данная диссертация носващена ясслаг.ованкп поэтического текста <ПХ) англо-шотландской баллады. Поэзия с давних пор является объектом изучают лингвистики. В отечественной литература последних десятилетий растет количество работ, посвященных проблемам языков>« механизмов поэзии я являющихся частью теории ноэ-тичгской речи (ДГотман, Григорьев, Гончаренко, Кожевникова).
Зарубежью исследования по англо-шотландокой балладе, отно-сящэйся к фольклорной поэзии, имеют богатую история (Entvietia,
Cerould, Gummere, Fowler, Vargyas, Chambers. Graves). СрЗДИ отечественных исследователей англо-шотлавдской балладч следует прежде всего назвать В.М.Нирмунского, а также О.Л.Мошанскую, Н.Г.Ели-ну. В отличие от предшествующих исследователей, работы в области англо-шотландской баллады последних лет стали приобретать явно выраженный лингвистический уклон (Воронцова, Краснова, Халилова, Kekaiaineo ). Все это свидетельствует об актуальности данной работы.
В фольклорном ПТ англо-шотлавдокой баллвды, особым образом организованном в звуковом отношении, большое значение имеют его фонематические характеристики. Неизучоиность фонематического аспекта аигло-шотлавдокой ооллады определяв? новизну данной диссертации.
Предметом исследования является консонантная фонематическая отруктура ПТ англо-шотландской баллада. Выбор дая исследования ■ ■ корпуса соглаоншс фонем определяется некоторым.". системными особенностями английского языка (высокой консонантной насыщенностью фонемных цепей, образующих английские слоги, частотностью однослойных олов) и большей информативностью согласных по сравнении а гласными.
Пщд диссертации является анализ фонематической структура ПТ англо-шотландской баллады на базе консонантных фонем.
Щновкяе задачи работы могут бить с формулирован!.- оледушам образом:
1. Анализ повторов согласных фогтам в ПТ ачгло-потлавдскоЯ баллады и выявление их типов.
2, Выявление и описание корпуса основных согласных фоной, наиболее ролевар.тнюс для ПТ англо-щотлгищской баллада.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней лодтверздается положение о системности фонологических явлений, а также в уточнении этого положения в закономерностях фонемных повторов, выявленных в акгло-шотлаидской баллада.
Практическая значимость работы определяется тал!, что результаты исследования могут быть использованы в спецкурсах по англо-иотландской балладе и по английской фольклорной лингво-поэткке. Материалы исследования могут быть также использованы для изучения англо-шотландской баллады с фоносемантических позиций.
Материалом исследования послужили 40 текстов (3.500 строк) англо-шотландской баллады из собрания Ф.Чайльда.
Для реванш задач, поставленных в диссертации, были использованы методы дедуктивного и индуктивного анализа, а также методы системного исследования звуковых явлений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Структурная упорядоченность фольклорного поэтического текста англо-шотландской балладь', состоящего из традиционных элементов и строящегося по определенной модели, обусловливает структурную организацию баллады на фонемном уровне.
2. Поэтический текст англо-шотландской баллады, имеющий определенную фонематическую структуру, проявляется, в частности, в закономерностях разных типов повторов согласных фонем.
3. Типы фонеетых повторов в англо-шотландской балладе образованы повторами не только отдельных согласных фонем, по и определенных "контактных" фонемных сочетаний.
Апробация работа. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсувдались на аспирантском семинаре кафедры английской филологии Санкт-Петербургского государственного университета (1992) и на заседании кафедры английской филологии Якутокого государственного университета (1991). До
теме работы имеется две публикации.
Структура работы. Диссертация состоят из введения, трах глав, списка цитированной литературы (152 наименования , из них 55 на иностранных языках) и приложения.
0СН0Ш0Е СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во ввэдении определяются предает, цель и задачи исследования, его актуальность и научная новизна, а такка возможность практического и теоретического применения полученных результатов.
Глава I "Некоторые проблемы поэтического тэкота" поовяще-на вопросам теория поэтики, в частности, структурны«! особенностям поэтического произведения. Текст является сложной структурой, связь мезду элементами которой, осуществляется фонологическими, лексическими, грамматическими и другими средствами. ЛТ занимает особое место в ряду других типов текстов в силу большей, чем з прозе, формальной организованности языкового материала, обусловленной ритмячеогаш, звуковыми л другими рам-чалм. Для ПТ, в котором его форма имеет особую значимость, немаловажное значение имеет изучение звуковой организации ПТ.
3 литературе по лингвопоэгяке можно выделить два подхода к изучению звукового уровня ЛТ, При первом подходе (Гончаров, Лотц, ТомашевскиЗ и др. ) исходят из положеши о том, что в основе поэтического искусства легат такие явления, как строфичность, ритм, наличие рифмы и аллитерации, которые подлежат комплексному изучения. Второй подход (Выгодский, Эйхенбаум, Кожевникова л др.) предполагает изолированное исследование одного из элементов поэтической структуры ЯГ безотносительно к другим. Указанные подходы не противоречат лруг другу и обиемэтодолоиггеским требованиям, согласно которым при анализе изучаемых явлений необходимо наделять для подробного рассмотрения тот или иной существешшй элемент.
Так, в частности, в ИТ мокло боло© детально рассмотреть его фонемагическуэ структуру, как ваяний аспект поэтической речи, ц затем перейти к изучению содержательной сторонн ЯТ.
Йзученпе взаимоотношений элементов структуры ПТ пред-отазляет несомненный интерес для поэтики; как считает Д.С. Лихачев, система иог.ет бить вскрыта во всех элементах текста. Недаром в последнее врсш в исследовательской литературе tío поэтике расте интерес к работа.*.! по стиховедению, на-плсаними в двададтае годи Д.В.Щербой, В.М.Жирмунским, а такхе В.Б.Шкловским, Б.В.Томащевсюш, Ю.Н.Тыняновым, Е.Д.По-ливановыи, Л.П.Якубинскнм, Р.Якобсоном и другими исследователями. Особый интерес представляют их работы по поэтическому фольклору. Работа этих исследователей в области звуковой организации поэзии недооценивались в. отечественной лингво-поэтикз. Примерно о шестидесятых - семидесятых годов с интенсивной разработкой ьопросов поэтического языка стал возрождаться интерес к фонической организации в ее поэтической функции, стали исследоваться анаграммы, паронимы, структурные закономерности звукописи (Баевсккй, Голуб, Гончаренко, Григорьев и др.).
В поэзии разных национальных литератур в разные периоды во развития наиболее распространенным приемом может быть определенная совокупность из множества существующих приемов фонической организаций поэтического текста. В этой связи предотавляет интерес фольклорная поэзия о ее особыми методами отражения действительности, с ее механизмами связности, имеющими мнемоническую значимость. Для многих фольклорных поэтических произведений разных народов, в системе стихосложения которых имеется эпифорическая рифма, значительную роль играют звуковые повторы в отличие.от рифмы (Соколов, Кравцов, Пидаль).
В ИТ звуковые повторы образуют разные комбинации, изучение которых предполагает выявление их характерных черт, а
также систематизации звуковых повтороз в ПТ. 3 частности, в настоящей раЗоте рассмотрены типы звуковых повторов и образованных гая фигур, разработанные О.Бриком, В.Брюсо-вш, Д.Выгодским и С.Ф.Гончаренко, на базе которых ми проводам наа фонематический анализ. В результате обзора литературы, посвященной закономерностям звуховнх повторов в поэзия, мы мотам выделить семь особенностей звуковых повторов в поэтическом произведении:
1. Количество повторяющихся звуков (двузвучнке, трех-звучныа и многозвучные или простые и сложные звуковые повторы).
2. В случае повторения нескольких звуков слова - близость их расположения по отношении друг к другу (прерывные и эпентетические).
3. Краткость звуковых повторов в пределах стиховой единицы (простые я многократные или парные и многочленные).
4. Порядок следования звуков при повторе нескольких звуков слова (точные, прерывные и обратные, а также мататетические).
5. Позиция повторявшегося звука в начале, конце, середина полустишия, строки или ряда отрок (кольцо, стык, скрэп, концовка).
6. Позиция повторяющегося звука в начале или конца слова (анафора, эпифора, зеагма и роядо).
7. Различные способы сочетаний звуковых повторов в строке (детализирушее, суммирующее, амфибрахическое разложение, силлепс, пролеяс, тоталитет и ннтер-каляция).
3 поэзии, гдэ звук, как примарно мотивированный языковой знак, выступает в своей первичной илостася (Воронин),
устойчивые звуковые повторы взаимосвязаны с ее тематикой и эмоциональным настроем. Таким образом, изучение приемов звуковых повторов в ГГГ может представлять интерес для фош-семантических исследований поэзш:.
Отсутствие в отечественной исследовательской литературе достаточно полного описания истории изучения англо-шотландской баллады обусловило необходимость анализа проблем,, связанных о англо-шотландской балладой в зарубеииых и отечественных исследованиях, которому и посвящена глава П "Некоторые проблемы теории англо-шотландской баллады". Как показано в глава П, проблемы, решаемые как зарубежными, так и отечественными исследователями англо-шотландской баллады, определяются в целом особенностями объекта исследования, в частности, формальной и содержательной структурированностью англо-шотландской баллады, сохранявшей элементы синкретичноотя поэтических жанров. Следует, однако, отметить, что направленность этих исследований различна. Так, для некоторых зарубежных исследователей характерен особый интерес к балладным источникам, сопоставлен®) вариантов балладных текстов, а также к тематическим, композиционным и стилистическим связям англо-шотландской баллады с другими фольклорными жанрами и другими европейскими балладами. В последние десятилетия в зарубежных исследованиях по англо-иогландской балладе актуальным становится изучение балладного жанра в ракурсе литературной семиотики и культурологии.' В отечественных исследованиях, посвященных англошотландской балладе, особое место занимают проблемы языка и стиля баллады, что связано, в некоторой степени, с традициями отечественных гуманитарных наук (фольклористики, исторической поэтики, лингвистики). Наметившийся с семидесятых годов двадцатого века интерес к структурной специфика англо-шотландояой баллады не был случаен: изучение традиционной формы баллады, как фольклорного поэтического произведения, инкорпорировалось в общий анализ художественных
структур словесного искусства в рамках ставшей актуальной в тот период лингвистики текста и структурной лингвистики. В работах по англо-шотландской балладе последних лет намечается явно выраженная тенденция к исследованию формы баллады.
В главе И "Фонемные повторы в англо-тотдандской балладе" рассматривается структура расположения фонемных повторов в ГГГ англо-шотландской баллады. При проведении анализа фонемных повторов в англо-шотландской балладе мы опираемся на основные принципы классификаций звуковых повторов, рассмотренных в главе I, которые эксплицируют идею фонемной структурированности поэтического произведения. Предпринятый в данной работе анализ согласных фонемных повторов учитывает следующие структурные особенности: количественную и качественную тождественность фонем или их сходство по месту образования, позицию фонемных повторов в пределах слова л строки, взаиморасположение фонемных повторов по отношении друг к другу. 3 процесса!' анализа балладных текстов определяется набор основных согласных фонем, образующих в пределах нашей выборки разные типы фонемных повторов. Для ИТ англо-шотландской баллады характерны повторы как отдельных консонантных фонем, так и консонантных фонемных сочетаний, которые в пределах определенного текстового сегмента могут быть восприняты как целенаправленное нарушепие "незаметности" данных фонем и служат объективации и передаче смысловой информации (Гончаренко). В работе в качестве текстового сегмента для рассмотрения фонематической организации аигло-штлавдской баллады мы принимаем балладную строку - основную единицу поэтической речи. Исходя из особенностей фонематической организации англошотландской баллады (в частности, из наблюдающегося устойчивого повторения по всему материалу определенных фонемных сочетаний, а такда тенденции к фонематическому единообра- . злю в балладной отроке), мы принимаем за рабочее понятие
фонемного повтора (ФП)' повторы в отроке согласных фонем, тождественных или сходных по месту- образования, а также фонемных сочетаний. .Анализ фонемных повторов в англошотландской балладе, проведенный по вышеуказанной методика, позволил выявить следующие особенности фонематической организации поэтического текста баллады, ранее не описанные ни в зарубожной, ни б отечественной литературе.. •Ш, образованные повтором товдествешшх фонем и фонемных сочетаний, мы называем полнили ФП иш oh« viiiovt like
a lily /1/ - /I/ - /1/ - /1 - 1/> He turned ia tight and
rouod bt>out /ad/ - /ad/ - /ъй/j. <MI, образованные повтором фонем, сходных по месту образования, мы называем вариативными ФП (From whence сашо ye young can /а/ - /п/ -/а/ - /п/ - /я - n/j. Ш, образованные полными или вариативными повтора® отдельных фоном, мы называем простыми ФП, а СП, образованные повтораш фонемных сочетаний - мке-ГОфОНеМНШЙ ®I (I went into the pantry /at/ - /at/-/ut/J.
В пределах нашей выборки было выделено 14 групп простых вариативных СП, наиболее частотными из которых является елвдушиз Ш: ФП, образованные взрывными: альвеолярнн-- ми глухим /t/и звонким /л/, носовыьш: лабиальным /■/ и альвеолярным /а/, альвеолярными сибилянтами: глухим /в/• и звонким /г/. Из всех видов контактных сочетаний согласных фонем, образующих ФП в нашем материала, наиболее час-тотшам'оказались 4 вида двухфонэмных ФП: /nt, /па/,/и/ л /at/»
, С учетом позиции согласных фонем, образующих ФП в слове и строке, а также их позиционного соотношения друг о другом, мы ввделяем следующие типы ФП: комбинаторные, композиционные и позиционные ФД.
Комбинаторные Ш выделены в зависимости , от взаиморасположения повторяющихся фонемных сочетаний по отношению друг к друг? в пределах слова и строки. В составе комбина-
торных ФП мы различаем контактные, дистантные, прямые и реверсивные, а также метатетические ФИ, что подтверждает наличке в поэтическом тексте англо-шотландской баллады -определенной структуры на фонемном уровне. Впрочем, наличие фонематической структуры в тексте англо-шотланц-ской баллады наблюдается и в других типах ОП. Контактные комбинаторные ФП - это такие ФП, члены которых плотно примыкают друг к другу в пределах слова: well prosper а* the gospel lads /вр/ - /вр/. дКСгаПТ.'ШО КОМбиПатОрНЫв ФП - это такие -И, когда по меньшей мера один из членов ФП допускает "вклинивание" одной или более фонем меэду членами Oil: Then Sea ton started till hia feet /o-t/-/et/. Прямые комбинаторные ФП - это такие СП, пря которых порядок следования фонем в слове сохраняется: cut now ht»
grave is green /gr/ - /<jr/. Реверсивные Комбинаторные
ФД - это такие ФП, при которых порядок оледования фонем
В СЛОВО меняется На Обратный: Tafc from ив пу «ilken cloak
/и/ - /ki/. Метатетические комбинаторные ФП - особый вид комбинаторных ФП - выделяется в завиокмооти от расположения фонем, образующих ФП, в разных словах балладной отроки, причем фонемы и фонемные сочетания, входощие в состав ФП, могут объединяться в одном или нескольких оло- ■ вах отроки, образуя фонотактические комплексы (Lamented
many a day / В фОНОТаКТИЧОСКОМ КОМПЛЭКСв /land/ СЛОВЭ lamented объединены Сочетание /а - п/ слова вапу И фонема /а/ сло'ва day ). В зависимости от'количества фоно-, тактических комплексов в балладной строке мы различаем два типа метатетичеоких комбинаторных ФП: монокомплексные метатетичеокие ФП и полийомшгексные метатетические ФП. В зависимости от расположения в строке фонотактических комплексов и фонем, входящих в его состав, в метатетичеоких комбинаторных СП мы выделяем ряд подтипов.
В монокомплекеннх метатетичеоких ФП мы ввделяем следующие подтипы: суммирующее, -детелизярушее и амфибрахи-чеокое разложения.
Суммирующее разложение - слово содержащее фонотактя-ческлй комплеко, располагается в строке после слов о фонемами, образуШШИИ ФП: And all at ,ny command /па/ -/в/ -> /в - nd/ ■
Детализирующее разложение - слово, оодерпащее фоно-тактический комплеко, располагается в отроке впереди СЛОВ, содержащих фонемы ФП: And threw then deep, deep in the sea /nd/ <- /d/ - /d/ - /о/
Амфибрахическое разложение - олово, оодержйщее фоно-тактический комплеко, располагается в отроке между словами, в которых содержатся фонемы, образующие ФП: о ail you lords and knicht« ia fair London town /1/ - /1 - d/ -/nd/ - /п/ - /о/ -> /1 - nd -о/ <- /а/
В полккокплексннх метатотичэсккх ФП ш ввдоляем сло-дутощие подтипы: пролапс, ошшепс, интеркашию и тотали-тет. ' ,
Пролэпо - фонемы, входящие в ооотав фонотактических комплексов, располагаются в строке до слов, содержащих ЭТИ комплексы: Both Barriners and merchandize /п/ -> /nd/ - /nd/
Силлопс - фонемы, входящие в ооотав фоиотактических комплексов, раоаолагаюгоя в отроке до отдельности в словах после слов, а которых содержатся эти комплексы: And down upon the green /пй/ - /d - а/ <» /п/ - /п/
Интеркяляция - фонемы фонотактичэских комплексов располагается в строке ыеаду словами, оодержшля эти комплексы: A lord of mickle lund /1 - а/ <- /1/ -> /I - d/
Тоталитет - фонемы фонотоктнчеоких комплексов- располагаются мезду и по обе стороны комплексов, или только по обе ИХ стороны: And I юуаб1£ war dead and 9ane /nd/ </d - d/ -> /nd/ <- /п/
Композиционные фонемные повторы выделяются в зависимости от позиции повторяющейся фонемы или контактного сочетания фонем з пределах слова, а также - особенностей соотношений фонам, занимаощих разные позиции в словах. В композиционных Ш мы различаем ординарные и сложные фонемные повторы. Ординарные композиционные ФП - это такие ®Л, которые образованы повтором фонем и контактных фонемных сочетаний, занимающих тождественные начальные, серединные пли конечные позиции а слово. Сложные композиционные ФП - это такие ОН, которш образованы повтором фонем и контактных фонемных сочетаний, занимающих разные позиции в словах.
В ординарных композиционных ФП мы различаем анафору, эпифору и медиану. Анафора - повторяющиеся фонемы и сочетания фонем Маркируют Начало СЛОВ («у veddcd wife to be /ы/ - /v/г In sutwer times, when loaves gee« green /с/Г/ -
/gr/). Эпифора - повторяющиеся фонемы и фонемные сочетания маркируют конец СЛОВ they were riding along /I}/-/ij/i And picture« rcund in set /ad/ - /nd/). Медиана -повторяющиеся фонемы и фонемные сочетания маркируют оере-дину слов: (Her mournful cries were often heard /f/ - /I/ Untill he саше unto a nook /nt/ - /nt/). В СЛОЖНЫХ .КОМПОЗИЦИОННЫХ ФП мы различаем рондо, зевгму, анафорические полурондо и полузевгму, а тэкяе элифорические полуровдо и полузевгму, образуемые повтором фоном и контактных фонемных сочетании Рондо - первая из повторяющихся фонем ' (или фонемных сочетаний) занимает анафорическую позицию В слове, вторая - эпифорическуга (Stand fast, »у brave heart of gold /at/ - /st/j Kor yet can 1 speak Erso /п/ -
/п/>. Зевгма - первая из повторяющихся фонем (или фонемных сочетаний) занимает эпифорическую позицию, вторая -анафорическую (Trust ие I вау not stay with thee /st/ -/st/г It fell about the Lambmaostide /1/-/1/). АнафОрическая полузевгма - первая из повторяющихся фонем (или
сочетаний фонем) занимает медиальную позицию в слове, вторая - анафорическую (Gellyflorice his true-love epy'd /1/ - /1/; When the Ohonstone» struck of his hand /st-./ -/st/>. Эпифориче.ское полуровдо - первая из повторяющихся фонем (или сочетаний фонем) занимает медиальную aoaium в слове, вторая - эпифоричеокую (For Violentrie will soon be hoee /1/ - /1/) For pastime thou hast shown me /st/ -
/at/). Анафорическое полуровдо - первая из повторяющихся фонем (или сочетаний фонем) занимает анафорическую ПОЗИЦИЮ, вторая - медиальную (That lay below her bed /1/ -/1Zt A gallant stuede he did bestride /st/ - /st/). ЭПИ-
форическая полуэевгма - первая из повторявшихся фонем (или фонемных сочетаний) занимает анафорическую позиции в слове, вторая - медиальную (ii thou will 90 »long «в /1/ - /Х/t Last Easter day in the Doming fair /nt/-/st/i. Разнив типы композиционных фонемных повторов в ИТ англо-шотландокой баллады образованы простыми (полиши и вариативными) а шогофономными ФП. . .
S зависимости от того, в начале, середине или конце балладной отроки располагаются слова, в которых содержатся ФП, мы Ецделяем позиционные СЛ. В позиционных ФП разлл--чаютоя оледуюциэ подтипы: шшциаль, центр, финаль, кольцо, инициальное полукольцо а финальное полукольцо. Позицион-нш ФП в окгло-шоглавдокой балладе образуются проотдаи и гаогофонэмннми СП.
йнициаль - ФП содержатся в словах, которые располагаются В начале балладной строки (Stand straight up by her side /st/ - /et/>. Центр - ФИ содержатся в оловах, которые располагаются в середине балладной строки (she a solemn vov /а/ - /о/).финаль - ФП содержатся в словах, которые располагаются В конце строки (He was to be her husband kind /ай/ - /nd/). Кольцо ~ ФП содержатся в словах, который располагаются в начале и конце отроки (unto his brother's with intent /at/ - /nt - nt/). Инициальное
- 15 -
полукольцо - ФД содержатся в словах, которые располагаются в начале и середине балладной строки (And ail that" time, and something йоге /nd/ - /nd/). Финальное ПОЛУКОЛЬЦО - ФП содержатся в словах, которые располагаются В середине И К0НЦ9 строки (Then he lookt over his left shoulder /1/ - /1/ - /1/).
. В ходе исследования установлено такие, что фонематическая структура ПТ англо-шотландской баллады взаимосвязана с конвенциональными особенностями системы английского языка и эксплицируется в лексико-грамматической организации ПТ баллады. Для англо-шотландской баллады характерна весьма сильная ограниченность лексики и высокая степень повторяемости сравнительно небольшого числа слов.
Фоносемантические особенности англо-шотландской баллады, значение которых отмечено в главе I, могут быть развиты в дальнейших исследованиях по звуковой организации поэтического творчества баллады.
В заключении обобщаются результаты проделанного исследования.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. К вопросу о формальном членении поэтического текста (на примере англо-шотлавдской баллады). - Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР, Л 45492 от 29.10.1991. -
9 с.
2. Некоторые проблемы формы и содержания поэтического текста и фоническая структура англо-шотлавдской баллады // Вестник Санкт-Петербургского университета.- С-Пб., 1992,-Сер.2. -.Вып.2.- С.83-90. (В соавторстве с Воронковой Г.В.)
Подписано к печати 19.02.93 Заказ 50 Тираж 100 Объем 0,75 п.л. ГШ СПГУ
199034, Санкт-Петербург, наб„ Макарова,б.