автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Абдуль-Рахман Аль-Кавакби - сирийский публицист-просветитель 1849-1902 гг.

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Омар, Мухаммед
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Абдуль-Рахман Аль-Кавакби - сирийский публицист-просветитель 1849-1902 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Абдуль-Рахман Аль-Кавакби - сирийский публицист-просветитель 1849-1902 гг."

'Я 0 в у

ростовский срдша трудового красного зашли

ГОСУДАРСТВШШЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специализированный совет К-063.52.05 по филологический наукай

На правах рукописи

ОМАР ИУХАШВД

АВДУЛЬ-РАХМАН АЛЬ-КШНБИ - СИРИЙСКИЙ ПУЕГШЦИСТ-ПРОСВШ'ИТЕДЬ /1849 - 1902 г.Г./

10.01,10 - журналистика

автореферат диссертации па соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ростов-на-Дону 1992

Работа выполнена на кафедре «Стерт журналистики филологического факультета Ростовского ордена Трудового Красного знамени государственного университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук

профессор Е.А.КОРНИЛОВ

Официальные ошонрнты - доктор филологических наук

профессор А.И.АКОГОВ, кандидат исторических наук А.Х.-Г.ИЕРАГЮЮВ

Ведущая организация - Ташкентский государственный университет.

Защита состоится 1992 года в ^ часов

назаседанин специализированного совета ло филологическим наукам К-063.52.05 яа филологическом факультете РГУ/ 344006, Ростов-на-Дону, ул.Пупшинская* 150, ауд. 32/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ростовского государственного университета/ул.Пушкинекая,148/.

Автореферат разослан "(Чп г.

Ученый секретарь-специализированного совета РГУ, кандидат филологических наук, доцент

Е. А.ПОКРОВСКАЯ

¿il'U

аол Реферируемая диссертация посвящена деятельности выдакцого-'ИШт&х рийского просветителя и публициста Абдуль-Рахмана Аль-Ка-вакби.

Аль-Кавакби известен в арабском мире не только как один из виднейших деятелей арабского Возрождения и религиозный реформатор, ратовавший за обновление ислама и искоренение его архаичных догматических трактовок. Он получил известность и как пропагандист в арабских странах рационалистических идей,рояденных европейским Просвещением.,Мыслитель,испытавший безусловное влияние западно-европейской общественно-политической мысли, он остался человеком,глубоко понимавшим реалии современного ещ Востока и критически отразившим действительность мусульманских государств в своих произведениях. Главной формой, в которую воплотил свои идеи Абдуль-Рахыан Аль-Кавакби, была форма публицистических произведений, которые были обращены к арабской общественности и шали своей основной целью формирование общественного мнения' по рассматриваемым в них важным проблемам, то есть были нацелены на выполнение главной социальной задачи публигчсткки.

В наши дай усилился штерео к идейному .публицистическому наследию выдающихся деятелей Востока XIX - начала XX века. Неудачи проводившейся в ряде стран мусульманского мира модернизации, ориентированной на западные образцы, определили повышение интереса к возможным альтернативным моделям общественного развития. Такие модели пытались предложить согражданам религиозные реформаторы-просветители Востока в XIX - начала XX века, в чиСяе которых .был и Абдуль-Рахмен Аль-Кавакби.

Одной из существенных тенденций общественно-политического развития мусульмански*,государств на современном этапе является усиление роли религиозного фактора. В, условиях обострившихся дискуссий о значении исламских ценностей для современного общественного разптия в мусульманских государствах особое значение приобретает трактовка идейного наследия выдающихся религиозных мыслителей прошлого, в первую очередь просветителей-рефо^ -маторов XIX века, не только сыгравших значительную роль в пробуждении национального самосознания мусульман, но и познакомивших их с многими передовыми по тем временам идеями. Представители современных реакционных исламских движений стремятся one -

реться на авторитет религиозных просветителей Х1л века для обоснования своих политических целей,используя противоречивость философских и социальных позиций некоторых из них,пытаясь выхолостить прогрессивные элементы их идейного наследия путем его односторонней тенденциозной трактовки.

В связи с этим особое значение приобретает комплексное и всестороннее изучение этого наследия,значительная часть которого была воплощена в форьз публицистических произведений. Пристального изучения требует в этом контексте публицистическое творчество одного из крупнейших арабских мыслителей,просветителя и реформатора сирийца Абдуль-Рахмана Аль-Кавакби.

Аль-Каванби оставил след в истории как мыслитель-публицист, вскрывавший природу деспотизма и подвергший острой критике его различные проявления. Публицистика Аль-Кавакби.направленная против произвола и нарушения человеческих прав, по-прежнему актуальна в наши дни, когда продолжается борьба за истинную и эффективную демократию, когда реакционные силы стремятся использовать ислам для наступления на демократию,для достижения своих узкокорыстных политических целей.

Основной целью данного исследования является изучение иурналистско-публицистической и издательской деятельности Абдуль-Рахмана Аль-Кавакби.

В соответствии с указанной целью задачи диссертационного исследования могут сформулированы следующим образом:

- изучить формирование общественной позиции публициста в контексте конкретных исторических условий и окружавшей его социальной среды;

- определить воздействие на творческое становление публициста его личностнн* качеств}

- произвестй_.периодизацига журналистско-публицистической и издательской деятельности Аль-Кавакби, выявить содержание и особенности каждого периода}

- изучить идейные позиции Аль-Кавакби - публициста;

- изучить особенности творческой манеры публициста на материале его самого значительного произведения-трактата "Природа деспотизма и гибельность порабощения".

Изучение публицистического 'творчества и журналистско-ьзда-тельской деятельности Аль-Кавакби осуществляется в данной работа с учетом требований историзма. "Историзм предполагает, прежде всего, объективное и всестороннее рассыотрениэ изучаемого объекта, частных и общих закономерностей, исследование его связей и опосредовали;!"*. В связи с этим предпринимается попытка изучения социально-исторических факторов,определивших формирование и эволюцию Аль-Кавакби как издателя и публициста, рассмотрения личностных качеств публициста л их воздействия на его творчество, исследования некоторых стилевых особенностей арабской публицистики второй половши XIX века, в русло которой'развивался Аль-Кавакби-лублицист. Требования историэиа определили и обращение диссертанта к изучению состояния, в котором пребывала арабская печать в ту эпоху, общественных условий, в которых она действовала, так как без такого изучения невознокно определить действительный вклад Аль-Кавакби в журналистику своего„времени. Необходимость всестороннего исследования деятельности Аль-Кавакби как публициста потребовала изучения взглядов просветителя на роль печати в обществе, их эволюции на разных этапах жизни и творчества этого исторического деятеля.

. Необходимо отметить недостаточную изувдшость арабской публицистики как в целом, так и творчества отдельных публицистов -арабов XIX - начала XX века, го есть периода,когда происходило становление публицистики в арабских странах в ее современном виде.

В существующих работах арабских исследователей и в издании иа арабской языке трудах иностранных авторов отражается, как правило, лишь внешняя сторона развития прессы и публицистики, дается самая общая оценка творчества выдающихся публицистов. Об этом свидетельствует, в частности, проведенное ранее диссертантом изучение длух крупных трудов по истории сирийской журналисти-

КорНИйов Е.А, Историзм как принцип научного познания журналистики. /^Местная и национальная печать:Вопросы теории, методологии. Ростов-на-Дону,1983. С.7

ки, принадлежащих перу Адиба Хадцура и Дясузефа Ольяса^, а также содержание книг Адиба Мруи "Арабская журналистика,её возникновение и развитие"/Бейрут, 1961/, Шаыс аль-Дина аль-Рефаи "История сирийской журналистики" 1800-1918/Каир, 1969/, Фелиба Тарази "История арабской курналистики"/Бейрут,1914/, Ясира Аль-Фахда "Мир арабской и зарубежной журналистики"/Дамаск,1981/, Ибрагима Абдо 'Развитие египетской журналистики"/1898-1981 /Каир/ и др.

Указанные иссльдования содержат, в лучшем случае, кратки? очерки деятельности выдакщихся арабских публицистов. Как.правило, в них отражены лщпь основные чертя идейного своеобразия творчества публицистов и гораздо реже - некоторые особенности стиля.

Вышеуказанные исследования не содержат детального анализа конкретных публицистических сочинений арабских авторов как в содержательном, так и в формальной аспектах.Немногочисленны работы советских авторов,отражающие историю арабской журналистики. Среди них наиболее известными- являются, работы А.X.-Г.Ибрагимова.

В известных диссертанту трудах исследователей журналистики публицистическое наследие Абдуль-Рахмана Аль-Кавакби не нашло сколько-либо полного отражения во всем его богатстве и многообразии, характеристика его творчества либо отсутствует, либо ограничивается неразвернутыми и недостаточно аргументированными суждениями»

Идейному наследии Аль-Кавакби, социально-историческому значению его общественной и литературной деятельности уделено специальное внимание в книге Бурда Мухаммеда Абдуль Рахмана "Абдуль-Рахман Аль'-Кавакби - первый идеолог арабского национального движения в Сирии"/Каир,1972/. Автор обращается к идейному содержанию двух основных публицистических произведений Аль-Кавакби -книг "Природа деспотизма и гибельность порабощения" и "Умы аль-Кура"/"Мать деревень" или "Ыекка'7.

"'■Ад и б Хаддур. Сирийская журналистика, ее возникновение, развитие, современное состояние. Дамаск,1982; $кузеф Эльяс.Развитие сирийской журьалистики/1865-1965 г.г./. Дамаск,1982/ на араб.яз/. См.: Мухаммед Омар. Вопросы истории сирийской журналистики в трудах арабских исследователей/ критический анализ/.Дипломная работа. РГУД989.

Однако автпр не ставил перед собой задачу изучения журналистско-публицистической деятельности Аль-Кавакби в целом, не анализировал форму его публицистики, особенности его творческой манеры.

Интересное и глубокое изучение общественно-политической шс-ли Аль-Кавакби и его вклада в развитие арабской идеологии национально-освободительного движения отражено в трудах исследователя З.И.Левина. Он перевел на русский язык к прокомментировал основной труд Аль-Каьакби - книгу "Природа деспотизма и гибельность порабощения"*. Характеристике вклада Аль-Кавакби в идейную эволюцию арабского патриотического движения посвящена часть работы З.И.Левина "Развитие арабской общественной шили в Оирии и Египте. Новое время"./М.,1972/. Отмечая заслуги З.И.Левина в изучении идейного содержания работ Аль-Кавакби, следует заметить,что он почти не уделил внимания творческой манере и стилю публициста. Ряд высказанных З.й.Левиным положений и выводов требуют уточнения, и развития, в частности вопрос о демократическом содержании творчества публициста.

Исследователи наследия Аль-Кавакби уделяю^ основное внимание его труда;.),опубликованным впервые в Египте, то есть книгам "Природа деспотизма" и "Уны аль-Кура". так как именно эти книги принесли известность автору в арабском ыире. Недостаточная изученность практической журналистской деятельности Аль-Кавакби в Сирии, в его родном городе Халебе приводит исследователей к .необоснованным суждениям.

Диссертант имел возможность непосредственно изучить содержание Девяти из двенадцати вышедших номеров газеты "Аш-Шахба" и одаого из двух номеров газеты "Ат-Итидал" - изданий, которые создал Аль-Кавакби,- в фондах библиотеки Досада в Дамаске, В фонде исторических документов этой библиотеки обнаружены и впервые введены в научный Оборот письма и другие документы, написанные- Аль-Кавакби и членами его семьи - документы,который позволяют расширить знания о жизни и деятельности выдагацегося публициста.

*Абдуль-Ргш.:ан Аль-Кавакби. Природа деспотизма и гибельность "порабощения. Пер. с араб, и ком. З.И.Левина. М.,1964.

е

Несмотря на то, ф?о полные комплекте всходивших под руководством .Аль-Кавакби изданий до настоящего времени не обнаружены, изученные номера газет и исторические документы позволяют судить об идейной направленности, содержании публицистической и издательской деятельности этого выдающегося просветителя еще до опубликования в Египте его основных трудов.

При изучении вдейного содержания и спецйфини формы публицистических произведений Аль-Кавакби большое значение имело использование трудов советских теоретиков публицистики В.М.Горохова, Е.П.Прохорова,М.И.Стюфляевой,В.В.Ученовой,!<1. С.Черепахова, Е.И.Пронина,Н.Б. Ипполитовой,А.П.Горбунова , а также работ по теории литературы, принадлежащих перу В.В.Виноградова, В.М.Жирмунского, А.И.Федорова^ и других.

Для уяснения исторического контекста,общественных условий, в которых происходило формирование Аль-Кавакби как публициста и раз в иг, ало а ь его творчество, использовались труды советских и арабских историков, наиболее содержательными и ценными из которых являются книги В,Б.Луцкого,Ю.А.Пбтросяна,К.М.Ваэили,Л.Н.Ког-

■'"ГорохоЕ В.И, Прсолеыы журналистского гастерства. М. ,1972} Он гив. Закономерности публицистического творчества. М. ,1275; Он ке. Основы журналистского ыастерства. М.Д989| Мастерство журналиста /Под ред. В.М.Горохова ы В.Д.Пельта. М. ,К77; Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. Ы., 1966} Он ае. Публицист и действительность. И., 1973} Ученова В.В; Публицистика и политика. М., 2973} Черепахов М.С. Прсбдеиы теории публицистики. Ы. ,1871} Пронин Е,И. Вкразит^льцые средства публицистики. М., 1980} Кппо-яитова Н.Б. Изобразительно-выразительные средства публицистики. Саранск, 1988}-Горбунов А.П.'Образные средства языка газеты. II., 1969,

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. К., 1963; 1ирмунснкй В.М. Теория лмторатуры.Поэтйка.Стшшстика. М., 1977} Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка, Новосибирск,1969 и др.

лова1, а также Сухаила аль-Риыауи, Сати аль-Хусари, Абдуль-Лзн-за Мухаммеда Абда^, а также исторические работы других авторов.

Учитывал,что общественно-политическая и публицистическая деятельность Аль-Кавакби развивалась в условиях Османского господства в Сирии и Египта, диссертант счел необходимый изучение турецкой политической и экономической активности в этих частях арабских владений империи и прежде всего в Сирин.

В процессе работы изучались танке труда исследователей истории арабской литературы в целях определения традиций арабской литературности и их отражения в публицистической деятельности Абдуль-Рахыана Аль-Кавакб1г.

Поскольку тексты публицистических произведений Аль-Кавакби, пак и других современных ему публицистов, содержат многочислен» кие ссылки на исламские религиозные тексты и заимствования из шга, диссертант счел необходимым дополнительное изучений Кора-па в целях луцяаго усвоения идейного содержания произведений Лль-Кавакби - публициста, изучения их творческого своеобразия"^.

*Луцкий В.Б, Новая история арабских стран. М. ( 1566 { Штрооян В.А. Млодотурецйоо движение /вторая пол,XIX - начало XX в.в./, М., 1971; Баэили К.М. Сирия и Палестета под турецким правительством в историческом и политическом отношениях» М., 19621 Котлов Л.Н. Становление национально-освободительиого дЕИЖания на арабском Востока /сер. XIX з. - 1903 г./, И.» 1975,

Сухаил аль-Римауи, Исторические исследования; Дамаск, 1986, /15а араб, яз./; Сати аль-Хусари. Арабские страны и османское государство /на араб, яз.71 -Абдуль Азиз Муш/мед Абд, Османская администрация в1 Сирии./нё араб, га./; В.к.,О,г.

3 - . '

Долинина Л.А. Оливки катара» арабской литературы нового времени, Египет и Сирия. Публицистика. 1870-1914 г. г, М,, 1968{ Она го. Очерни истории арабской литературу нового времени. Просветитель» ский роман. 1870-1914. М., 1973} Крачновский И,В. Арабская литература в XX веке. Л., 1946; Он же. Новоарабсиая литература» Изб; . сэч. Т.З. М.-Л., 1956; Крымский А.Е, История новой арабской литературы.Х1Х в. - начало XX в, М., 1971.

^оран / Пер. И.Ю.Крачковсного, Ы,, 1990.

Отсутствие систематического анализа журналистской и издательской деятельности Аль-Кавакби до настоящего времени делают выполнение поставленной задачи актуальными определяют ее новизну.

В данной работе впервые предпринимается попытка комплексного исследования журналистско-публицистической деятельности Аль-Кавак-(5и, тогда как вышедшие ранее исследования ограничиваются преимущественно изучением еденного содержания работ публициста.

Новизна предложенного исследования состоит в следующем:

- в нем впервые представлены результаты изучения материалов журналистской и издательской деятельности Аль-Кавакби халебского периода, то есть публикаций в газетах "Аш-Шахба", "Ат-Итидал", вводимых диссертантом в научный оборот;

- данная работа содержит характеристику внутренней структуры и особенностей содержания вышеуказанных изданий, разработка концепций которых и практическая деятельность осуществлялись при непосредственной участии Аль-Кавакби;

- впервые подвергаются анализу взгляды Аль-Кавакби на роль периодической печати в жизни общества и в реализации просветительских социальных -реформ, предложенных публицистом;

- диссертант впервые дает периодизацию яурналистско-публицис-тической и издательской деятельности Аль-Кавакби, характеризует содержание кадцого периода;

- предпринимается попытка обоснования некоторых особенностей публицистика Аль-Кавакби личностными качествами публициста;

- при анализе идейного содержания публицистики просветителя диссертант выявляет и обосновывает такую важную черту творчества Аль-Кавакби, как присущая ему демократическая тенденция;

- впервые давтоя анализ творческой манеры.публициста, в частности, изучаются наиболее характерные для его творчества способы повышения экспрессивности публицистических.текстов.

В данной работе представлены результаты нового прочтения основного произведения публициста - книги "Природа деспотизма и гибельность порабощения" с целью определения и уточнения взглядов публициста на расстановку общественных сил в деспотическом государстве и на пути преодоления деспотизма. Исследование построено также на изучении другой крупнейшей работы публициста - "Умм аль-Кура", материалов,опубликований*." в газетах "Аш-Шахба" и "Ат-Ктидал"

Диссертант избрал в качестве основы для изучения творческого своеобразия публицистики Аль-Кавакби его трактат "Природа деспотизма и гибельность порабощения" по следующим причинам:

- данный труд является важнейшим в публицистическом творчестве Адуль-Рахмана Аль-Кавакби, выдающегося сирийского просветителя и реформатора;

- диссертант не счел возможным изучать творческое своеобразие публицистики автора только на материале его публикаций в газетах "Аш-Шахба" и " Ат-Лтидал", поскольку они подвергались интенсивному цензурному воздействии, в результате чего мог быть искажен первоначальный авторский замысел, изменена форма воплощения идей публициста;

- вторая книга Аль-Кавакби "Умы Аль-Кура" не содержит достаточно материала, поЗволягоцего судить об особенностях творческой манер«ы ее автора, так как она выполнена в форме запгои протоколов и решений Ассоциации исламского возрождения, то есть стилизована под документальный источник,

Диссзртант считает трактат "Природа деспотизма и гибельность порабощения" самым ярким произведением в творческом наследии Аль-Кавакби как в содержателБноы, так и в формальном аспектах.

Результаты проведенного исследования могут иметь практическое применение при подготовке курсов по истории зарубежной журналистики, спеодисциплин, посвященных творчеству выдающихся арабских публицистов..

Композиция диссертации и ее содержание в суммарном изложении могут представлены в следующем виде.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В конце каждой из глав даются вывода по существу рассматриваемых в них проблем.

Во введении дано обоснование актуальности теш исследования,характеризуются цель и задачи, степень изученности рассматриваемых проблем, определяется научная новизна работы, а также методологическая основа изучения журналистско-публицистической деятельности Аль-Кавакби. Введение содержит также характеристику основных источников работы, в нек раскрывается структура исследования.

В первой главе "Общественно-исторические условия формирования и развития Абдуль-Рахмана Аль-Кавакби как публициста. Периодизации журналисгско-публицистгческой и издательской деятельности Аль-Кавакби" дана характеристика социальной среды, а которой развивалась журналистская и публицистическая деятельность выдающегося сирийского просветителя. Показаны основные черты социально-экономического развития Османской империи во второй половине ХП —, начала XX веков, отражены основные тенденции развития социальные движений и общественной мысли э арабских владениях империи. Характеризуется состояние гурналистики того времени как арабской, та:: «■турецкой, оказавшей воздействие на развитие печати арабских про-

ВШЦНЙ И1Ш2рИ1".

На основе изучения курналистской п публицистической деятельности Аль-Кавакби определяется основные ее этапы, дается соответствующая' периодизация.

Рассмотрение общественно-исторических условий фориироващщ и развития Аль-Кагакби -публициста, основных этапов ого Цуркалист-ско»пубяициетической и издательской деятея^адст^ позволило прийт к следующий выводам«

- £рруированна общественных позиций Аль-1|адакби как публициста-происходило под влиянием фактов кризиса Османской империи, его творчество отразило реакцию публициста, ир. кризисные явления в общества!

- становление Ада^Кавакби - 'публициста.происходило на фоне развития просв.етитедьгдак и реформаторских тенденций в журналистика и публицистике как арабских владений Османский иылерии,так й самой Тууцш;

- пост«я!адм негативным внешним фактором, воздействовавший .ш йурналнстсг.о-пуалицисточео'куа деятельность Аль-Кавакби, были административные и цензурные гонения со стороны османских властей.

В развитии курнажетскс-дублищ1стде£Е.ой деятельности Адь-пдвркби целесообразно выделить четыре аериода;

1, 1876-ХВ77 г.г. - проба сил в качество редактора, официальной газеты "Аль-©урат"{

2. 1877-1879 г.г. - деятельность в качество издателя и журналиста независимых частных газет "Аа-Шахба" и "Ат-йткдал".

3. 1879-1899 г.г. - период вынузденного мотания в эпоху "зулгама", тайная работа по подготовке основных публицистических трудов - книг "Умм Аль-Кура" и "Природа деспотизма и гибельность порабощения"!

4. 1900-1902 г.г. - период эмиграции и опубликования книг "Умм Аль-Кура" и " Природа деспотизма".

Вторая глава "Идейные позиции Аль-Кавакби- публициста" содержит анализ взглядов просветителя и религиозного реформатора, изложенных ш в ключевых публицистических работах - "Природа деспотизма и гк&ельиасть порабощения" и "Умм Аль-Кура". Раскрывается просветительский характер публицистики Аль-Кавакби, ее роль в преодолении фаталистического видения мира, свойственного приверженцам догматического ислама. Характеризуется просветительская.программа Аль-Кавакби по преодолению деспотизма и подготовка общества к внедрении более прогрессивных форм правления. Рассматривается отношение Аль-Кавакби гг странам Запада и к их роли на Бли-гнем Востоке.

В главе отмечены следующие оснонше черты идейной позиции Аль-Кавакби - публициста:

- публицист выступал против деспотизма вс всех его проявлениях, предлагая просветительскую концепта преодоления угнетения и отсталости, свойственных "деспотическому строю}

- как пропагандист религиозного реформаторства Аль-Кавакби. стремился поставить на слуябу прогрессу единственную в его эпоху идеологию, имевшую распространенно в странах Востока, - идеология ислама. Он подвергал резкой критике официальный ислам и реакционное духовенство» характеризуя их как опору'деспотизма?

- а публицистике Аль-Кавакби имеет место сложное и противоречивое сочетание религиозных и рационалистических воззрений;

- в публицистике Аль-Кавакби наблюдалась отчет; изо выраженная демократическая тенденция/ в том виде, в котором она могла существовать э арабском обществе во второй половине XIX века/. Публицист отстаивает право равенства людей, обосновывая его всеобщим равенством перед Аллахом, он выступает как сторонник народных масс в осуждении деспотизма и его пагубных последствий, требовал от правителей подчинения воле народа, отстаивал право народа на насильственное свержение деспотической власти в случае неподчинения правителя народным требованиям. Аль-Кавакби выступал против существенной

поляризации общества.критиковал с религиозно-этических позиций чрезмерное накопление богатства у меньшинства за счет угнетения большинства народа;

- в произведениях Аль-Кавакби проявились черты арабского патриотизма, присущего этапу формирования, национального самосознания арабов. Призывая к созданию халифата во главе'с выборным халифоц-арабом-курейшитом, а также к усилению роли арабов в мусульманском мире, публицист выступал как представитель зарождавшегося арабского национализма на начальном'этапе его развития, когда происходило осмысление общеарабсиих интересов.

Патриотическая ориентация Аль-Кавакби-пуолициста проявилась и в том,что он отводил особую роль арабам в грядущем религиозно-реформаторском процессе.

Втретьей главе 'Творческое своеобразие публицистики Аль-Кавакби" изучаются формальные аспекты публицистического творчества сирийского просветителя. Характеризуются основные тенденции в развитии арабского публицистического стиля во-второй половине XIX века, Откечаатся наличие архаических форм литературности, пре-пятствут;.гл раскрытию нового идейного содержания публицистических произведений. Отмечено,что в творчестве ряда публицистов данного периода проявляется стремление к разрыву с традициями арабской литературности .

Изучение композиций книги "Природа деспотизма и гибельность порабощения'!, основных'стилевых особенностей этого произведения Аль-Кавакби Дозволило прийти к следующим выводам: •

- Аль - Кавакби как публицист явился представителем наиболее передового течения в арабской публицистике второй половины XIX века, подчиняющего стилевые элементы текста раскрытию идейного содержания произведений и отбрасывающего наиболее архаичные элементы традиционной арабской литературности,

- в основном труде публициста - книге "Природа деспотизма и гибельность порабощения - элементы рациональности в композиции

и изложении содержания сочетаются с традиционной восточной яркостью метафор, отражающей специфику личной творческой манеры публициста и усиливающей экспрессивность произведения. Таким образом,его публицистика представляет собой синтез влияний традиционной арабской литературности и новых для арабской публицистики рациональных элементов.

Вэаключении подводятся обобщающие итоги исследования.

Изучение публицистики Абдуль-Рахмана Аль-Кавакби обнаруживает широту и многоплановость его творчества. Главная линия публицистики Аль-Кавакби - гневное осуждение и разоблачение деспотизма. И хотя план социального переустройства после ликвидации деспотических порядков не отражен в публицистических произведениях выдающегося просветителя с той же силой и глубиной, что и ентидеспэтические идеи, безусловно, что при всей своей нечеткости и противоречивости позитивная программа Аль-Кавакби является демократичной по своей сути.

Публицист выступал в защиту идеалов социальной справедливости, что сближало его со сторонниками социалистических идей, проникающих на Восток из Европы, несмотря на то, что идеи социальной защиты,высказанные Аль-Кавакби, базировались на постулатах исламской «религиозной идеологии. Именно на основе этих воззрений формируется в публицистических работах Аль-Кавакби его просветительская концепция, глубоко демократическая по своему существу. Идея широкого распространения в обществе просвещения, научных знаний, преодоления глубокого невежества народных масс, что позволит им осознать свои права и интересы и'сознательно участвовать в историческом творчестве, имеет глубокое прогрессивное, демократическое содержание, и её воплощение в социальной практике способно произвести поистине революционные перемены в обществе.

Социальная реальность многих стран, в том числе и арабских, подтверждает, что просвещение народа и поныне воспринимается правыми авторитарными. режимами как реальная угроза их существованию, их гос подству над обществом.

Заслуга Аль-Кавакби как публициста заключается в том, что он в числе первых в арабском мире обратился к общественности и дал в своих публицистических произведениях яркое и убедительное обоснование просветительсних идей, необходимости осваивать достижения европейской цивилизации, не отказываясь при этом от.ценностей и традиций национальной культуры и всемерно развивая их. Своим пубг диетическим творчеством он дал яркий пример сочетания новых идейных влияний и традиционных форм литературности.

Являясь убежденным мусульманином, уверенным в величии ислама и его универсальности, Аль-Кавак би тем не менее уделял большое внимание пропаганде национального сплочения арабов независимо от их религиозной принадлежности. Он показал связь ислама с другими

религиозными верованиями, ему предшествовавшими, в том числе с иудаизмом и христианством. Сочетание рзлигиозлости, уважения к исламу с веротерпимостью как сощш.^ньщ принципом, нашедпим отражение в публицистике Аль-Кавакбн, делегат её чрезвычайно актуальной в наши дай,когда определенные силы в арабских странах стремятся эксплуатировать ?! своих корыстных целях, религиозные чувства лвдай, стимулировать религиозный фанатизм, нетерпимость « враждебность к представителям других конфессий, вызвать ыежре-яигиознш распри среди арабов,'

Идея о необходимости национального сплочения арабов приводила публициста к заключению о необходимости добиться 1а национальной ноаашсимосги, освободиться от угнетения, существовавшего в Османской империи.

Заслуга Аль-Кавакби как публициста состоит еще и в тои, что он в своих публицистических сочинениях дал арабам убедительное разъяснение шогцх политических идей и терминов -"разъяснение, основанное на привычных и понятных арабской аудитории образах и символах и воплощенное в основном в традиционных для арабской литературности формах.

Публицистика Аль-Кавакби,, порой лишенная кошфетного фактологического непсшшшя в силу господствовавших в Османской империи общественных условий, имела теы не менее четкую и весьма конкрв1»у» вдреснув направленность.

В свЬюс работах А'ль-Кавакби при обосновании высказываемых им положений использует обобщенные образы действительных явлений и процессов» в результате чего его критика деспотизма приобретает характер не только и не атолько критики конкретных османских правителей-деспотов, -но деспотических порядков и проявлений как таковых.

Таким образои, сочшенил публициста содержат в себе как бы два пластаг первый - актуально-политический, второй - обобщенный мировоззренческий, благодаря которому работы-,Аль-Кавакби,сохраняю? свою значямость и через много лет после того, как ликвидирована власть непосредственютх политических противников публициста. Публицистика Аль-Кавакби,сочетающая в себе глубину анализа рассматриваемых проблем о экспрессивность формы, метафорической насыщенность», еще способна послужить задачам борьбы арабов за демократические тенденции, за общественный прогресс.

Апробация работы : I/ Доклад "Абдуль-Рахмаи Аль-Кавакби - сирийский публицист -просветитель"/'всесоюзная научная конференция "Журналистика в изменяющейся мире". Ростов-на-Дону, сентябрь 1091 г./; 2/ Статья "Основные этапы журналистско-публи-цистическзй деятельности Абдуль-Рахмана Аль-Кавакби" // Типологическое развитие журналистики. Ростов-на-Дону, 1992,1 п.л. / в печати/; 3/ Доклад на кафедре истории журналистам РГУ "Особенности творческой манеры Аль-Каванби -' публициста"/?гар? 1592 г./; 4/ Методические указания к спецкурсу "История прогрессивной журналистика арабских стран", РГУ, 1992, I я.я. / в печати/,.

Работа обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на кафедре истории журналистики Ростовского государственного университета.