автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Абхазское радио и телевидение в историко-культурном контексте, 1932 - 1993 гг.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Бебиа, Екатерина Георгиевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Сухум
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Абхазское радио и телевидение в историко-культурном контексте, 1932 - 1993 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Бебиа, Екатерина Георгиевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АБХАЗСКОГО РАДИО В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

§ 1. Предпосылки возникновения радиовещания в Абхазии.

§ 2. Абхазское радио в годы репрессий.

§ 3. Закрытие абхазской радиоредакции.

§ 4. Абхазская речь вновь в эфире.

§ 5. Новый этап в развитии Абхазского радио. а). Музыкальный фонд Абхазского радио. б). Нештатные корреспонденты. в). Создание Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. г).Тематика передач 80-х годов.

§ 6. Абхазское радио в период развала СССР.

Глава II. АБХАЗСКОЕ РАДИО В ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НАРОДА АБХАЗИИ (1992 -1993)

§ 1 .Журналисты Абхазии на войне.

§ 2.Общая структура радио и его основная тематика.

§ 3. Голос Абхазского радио на Восточном фронте

§ 4. Радиостраница «Агэыгра» («Надежда»).

§ 5. Голос Абхазского радио в оккупированном

Сухуме.

§ 6. Иновещание Абхазского радио.

§ 7. Радиопередача «Дорогами героев».

§ 8. Интеллигенция Абхазии в радиоэфире.

§ 9. Голос женщин Абхазии.

§ 10. И радио приближало Победу.

Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АБХАЗСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

§ 1. Предпосылки возникновения Абхазского телевидения.

§2. Первый выход в эфир Абхазского телевидение.

§3. Основные этапы развития Абхазского телевидения.

§4. Жанровое разнообразие Абхазского телевидения а). Особенности использования информационных жанров. б). Становление художественно-публицистических жанров. в). Первые телеспектакли, телефильмы и телеконцерты.

§ 5. Расширение круга сотрудничества и техническое обеспечение Абхазского телевидения а). Приглашение специалистов. б). Сотрудничество с другими телеканалами в). Расширение технической базы.

§6.Абхазское телевидение в контексте межнациональной политики. а). Первая аккредитация парламентских корреспондентов. б). Телепередача «Аигэнывра» - мост между Абхазией и зарубежной диаспорой. в). Создание Абхазского радиотелецентра.

§ 7. Абхазское телевидение в предвоенный период а).Освещение предвыборных дебатов и парламентских заседаний. б). Идейно-тематическое своеобразие журналистских материалов в начале 90-х годов.

Глава IY. АБХАЗСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ПЕРИОД

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НАРОДА АБХАЗИИ (1992-1993)

§ 1. Телеработники Абхазии в условиях войны.

§ 2. Абхазское телевидение - на злобу дня.

§ 3. К штыку приравняв перо. а). Связь Абхазского телевидения с российскими

§ 4. Телепередача «Подвиг твой бессмертен».

§ 5. Телепередача «Вместе - через беду.».

§ 6. Абхазское телевидение и Восточный фронт . 300 а). Тематика Ткуарчальского телевидения.

ЗАКЛЮЧЕНЕ.

ИСТОЧНИКИ (РУКОПИСНЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ ТЕКСТЫ. АУДИО

-ВИДЕОЗАПИСИ) И УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Бебиа, Екатерина Георгиевна

Пресса, радио, телевидение занимают сегодня важнейшее место в общественной жизни. Еще никогда печать, телеэкран, радиоэфир не приносили нам такого широкого спектра самых сокровенных и разнообразных мыслей, чувств и мнений, как в наше время - время демократии, когда слову дана долгожданная свобода. Роль телевидения и радиовещания в духовной жизни современного человека огромна. Воздействие на аудиторию - многофункционально. Телевидение и радио - это и источники оперативной информации, и авторитетные средства пропаганды, и средства просвещения, обучения, обмена опытом. Они являются мощными факторами воспитания человека, организации его досуга. Для радио и телевидения характерны уникальная оперативность и мобильность. Но самое главное - в радио- и телевизионной журналистике отражается многогранная жизнь всей страны в рассматриваемый период.

Актуальность исследования. На роль журналистики обращали внимание многие историки, культурологи, философы, пытавшиеся понять и описать специфику процессов, происходивших в социальной и культурной жизни Абхазии. Но никто из ученых еще не исследовал монографически историю радио и телевидения Абхазии в историко-культурном контексте. Поэтому всестороннее, планомерное исследование национального радио и телевидения - важная задача комплексного изучения всей истории журналистики Абхазии. И в конечном итоге оно, несомненно, будет способствовать созданию целостной картины истории Абхазии.

Через исследование истории радио и телевидения можно лучше понять и осмыслить суть огромных перемен и драматических событий, происходивших в Абхазии, в частности, в непростых, часто драматических, а впоследствии и вовсе трагических отношениях с Грузией.

Исследуя историю журналистики, которая давно уже заняла доминирующее положение в современном мире, мы оказываемся на стыке нескольких дисциплин (филологии, истории, философии, политологии и т. д.), что 5 объясняется спецификой самого феномена журналистики.

В основе реферируемой работы - вопросы становления и развития Абхазского радио и телевидения в историко-культурном контексте, главным образом вопросы истории и теории радио-телевизионной публицистики Абхазии. В настоящей работе рассматривается журналистская и публицистическая деятельность отдельных авторов (журналистов, редакторов, публицистов), а также культурные и идеологические концепции, формировавшие основные социокультурные коды рассматриваемого периода.

В исследовании делается попытка решения важной проблемы, связанной с тем, что история развития журналистики имеет собственную периодизацию, которая не всегда совпадает с традиционными принципами, сложившимися в истории, литературоведении, искусствознании и других дисциплинах историко-культурного плана. Актуальность исследования определяется научной полезностью и важностью изучения взаимодействия «четвертой власти» с властью политической через призму разнообразных жанров радиотелепередач.

Особую актуальность приобретает изучение закономерностей развития журналистики в кризисные периоды истории общества, когда возникающие национальные противостояния приводят к войнам. Этим и объясняется, что в настоящей диссертации так много внимания уделяется процессам, происходившим в абхазской телерадиожурналистике в период Отечественной войны народа Абхазии (1992-1993гг.)

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение возникновения и развития Абхазского радио и телевидения в историко-культурном контексте, выявление основных тенденций в развитии радио- и телепублицистики Абхазии, определение эволюции отдельных форм и жанров, оказавших значительное влияние на формирование национальной абхазской журналистики. В этой связи в диссертации анализируется структура и содержание сетки программ радио и телевидения Абхазии со дня их возникновения, рассматриваются жанры этих программ, журналистское творчество ведущих абхазских радио- и тележурналистов. На основании глубокого анализа конкретных фактов и событий в диссертации выявляются исторические причины возникновения и становления радио и телевидения Абхазии.

Путем детального изучения программ республиканских радио- и телепередач определяются их функции, назначение, характер их воздействия на образ жизни и сознание жителей Абхазии.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

- определить генезис и закономерности развития абхазской радио-и тележурналистики в историко-культурном контексте Республики Абхазия;

- дать общую характеристику развития радио- и тележурналистики Абхазии от периода зарождения (1932) до Отечественной войны народа Абхазии (1992-1993г.г.) включительно; разработать принципы периодизации в развитии радио- и тележурналистики Абхазии и выделить основные этапы ее становления;

- проследить динамику и закономерности типологических и жанровых изменений в общем ходе становления Абхазского радио и телевидения.

Научная новизна. Настоящая диссертационная работа является первым в науке обобщающим системно-типологическим исследованием генезиса и развития радио и телевидения Абхазии в контексте формирования национальной историко-культурной модели. На страницах данной работы - богатейшая россыпь новых сведений по истории радиовещания и телевидения Абхазии. Автор предлагает оценить новые факты, определить место и значение каждого из них в истории радио- и тележурналистики республики. Впервые разработана и предложена периодизация истории радио и телевидения Абхазии в период с 1932 г. по 1993г. Впервые анализируется публицистическое наследие целого ряда видных радио- и тележурналистов Абхазии.

Новизна данной работы заключается еще и в том, что на основании анализа программ радиовещания и телевидения Абхазии сделана попытка изучить и выявить особенности взаимоотношения и взаимодействия средств массовой информации и политической власти республики. Осуществлена также попытка найти взаимосвязь между средствами массовой информации и культурным самоопределением народа Абхазии, его национальным развитием. Прослеживаются также пути технического развития Абхазского радио и телевидения со дня их возникновения.

Методологическая и теоретическая база исследования. Для анализа общих проблем истории журналистики важное значение имели труды журналистов, историков, политологов, социологов - лучших представителей научной мысли страны. Здесь должны быть названы прежде всего исследования Б.И.Есина, Я.Н.Засурского, Е.А. Корнилова, Е.П.Прохорова, А.И. Стань-ко, Н.А.Анастасьева, В В. Ученовой, Т В. Васильева, А.Г. Здравомыслова, А.Т. Керашева, В.Г. Ковтуна, В.Г. Осинского, Д.С.Авраамова, Ю.В. Лучин-ского, В.В. Рунова, Ю.А. Богомолова, A.C. Вартанова, П С. Гуревича, В.В. Егорова, Г.В. Лазутина, Г.В. Лазаревича, A.B. Абрамовича, З.Ю. Хуако, А.Я. Юровского и многих других.

Эмпирическая база исследования. Для анализа использовались разнообразные по характеру и происхождению источники. Эмпирическую базу исследования составили документы из архивов: Абхазского радио; - Абхазского телевидения;

Государственного архива Республики Абхазия.

Значительную эмпирическую базу исследования составили периодические издания:

Газета «Апсны» («Апсны капш»); Газета «Республика Абхазия» («Советская Абхазия»), Исключительную эмпирическую базу исследования составил личный архив исследователя: рукописные, печатные материалы, и особенно - аудио-видеозаписи. Кроме того, работу значительно дополнили информации, полученные из бесед с журналистами, работающими в интересующей нас сфере.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты работы представляют обширный историко-культурный, фактологический, историко-филологический материал для использования в научных трудах. Теоретические положения и фактический материал диссертации могут найти практическое применение при подготовке лекционных курсов как по истории журналистики, так и по проблемам межнациональных отношений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. История возникновения и развития Абхазского радио и телевидения является составной частью национальной социокультурной модели, отражающей формирование национальной «картины мира».

2. Возникновение и формирование радио- и тележурналистики Абхазии (от подготовительного периода) происходит в процессе взаимодействия историко-культурного развития республики на временном отрезке 1932-1993 гг., т.е. от первого выхода в эфира Абхазского радио до окончания грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. включительно.

3. Радио- и тележурналистика Абхазии играла особую роль в происходивших социокультурных процессах на всех этапах становления национальной социокультурной модели. С одной стороны, она оказывала воздействие на формирование общественного сознания, определяла ход политических и культурно-идеологических дискуссий, постоянно находясь в зоне пересечения общественных интересов. С другой стороны, одновременно с формированием социокультурной модели шло становление национальной радио- и тележурналистики.

4. Смена культурно-идеологических парадигм в обозначенных отрезков времени обусловливает выделение своей собственной периодизации в становлении радио- и тележурналистики Абхазии.

5. Первый этап развития радиожурналистики Абхазии (1920-1932 гг.) определен культурным вызовом со стороны абхазской интеллигенции, что заставило стремиться к созданию Абхазского радио.

6. Но втором этапе развития (1932-1941гг.) радиовещание Абхазии 9 сформировалось как самостоятельное средство массовой информации, использующее технический канал коммуникаций. Абхазское радиовещание прошло путь от первых радиосообщений до формирования организационной структуры регулярного вещания.

7. 1941-1953 гг. характеризуются открытью господством политики огрузинивания коренного абхазского населения, когда полным ходом шло переселение грузин в Абхазию. Это был период, когда Абхазское радио работало без абхазского языка, без абхазской редакции.

8. 70-80-е годы в истории Абхазского радио ознаменованы новым мощным подъемом. Данный период отличается тематическим и жанровым разнообразием. Уже можно анализировать профессиональное мастерство известных журналистов.

9. Абхазское радио во время Отечественной войны народа Абхазии (1992-1993 гг.) было единственным связующим звеном между Гумистинским и Восточным фронтами, единственным источником правдивой информации о войне в Абхазии. Абхазия выиграла войну в эфире. В общую победу свой достойный вклад внесло и радиовещание Республики Абхазия.

10. 1978-1985 гг. характеризуются процессом самоопределения и становления абхазской телевизионной информации. В эти годы наступил этап становления телепрограмм - период поиска форм и определения тематики вещания.

11. 1989-1992гг. были периодом окончательного обретения телевидением политической и профессиональной зрелости. На этом этапе своего развития абхазская тележурналистика поднялась на новый уровень, стала весьма важным фактором духовной жизни общества. На этом этапе важен был переход с кино на видео.

12. Во время грузино-абхазской войны (1992-1993гг.) работники Абхазского телевидения превзошли сами себя. Война еще раз подтвердила, что тележурналисты на самом деле могут работать на высоком профессиональном уровне в любых экстремальных ситуациях.

10

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены автором в изданных работах, в том числе в двух монографиях и двух брошюрах, в статьях, опубликованных в научных сборниках и в периодической печати, а также в выступлениях на конференциях Абхазского госуниверситета, Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И.Гулиа Академии наук Абхазии, Адыгейского государственного университета и в ряде научно-популярных телефильмов Абхазского телевидения, созданных автором. и

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Абхазское радио и телевидение в историко-культурном контексте, 1932 - 1993 гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Радио- и тележурналистика Абхазии играла особую роль в происходивших социокультурных процессах на всех этапах становления национальной социокультурной модели. С одной стороны, она оказывала воздействие на формирование общественного сознания, определяла ход политических и культурно-идеологических дискуссий, постоянно находясь в зоне пересечения общественных интересов. С другой стороны, одновременно с формированием социокультурной модели шло становление национальной радио- и тележурналистики.

В настоящем исследовании рассмотрены основные пути возникновения и формирования национальной радио- и тележурналистики Абхазии на временном отрезке 1932-1993 гг. т.е. от первого выхода в эфир Абхазского радио до Отечественной войны народа Абхазии (1992-1993гг.) включительно.

В диссертационной работе выявлены основные тенденции возникновения радиовещания в Абхазии, проведены периодизация абхазской радиотележурналистики.

Абхазское радио имеет свою историю развития и становления. Начало развития радиовещания в Абхазии - это сложный, разносторонний, многоаспектный процесс, который продолжается и систематически обогащается уже в течение нескольких десятков лет. Данные Государственного архива Республики Абхазия свидетельствуют: Комитет радиовещания при Совете Министров Абхазской АССР был организован «30 апреля 1932 года при Центральном Исполнительном Комитете Абхазской АССР» [ГАРА, ф.2, ар Л, п2, д.433, лЗЗ]. 14 июня 1932 года Комитет перешел в ведение Совета Народных Комиссаров Абхазии под названием «Комитет по радиовещанию при СНК Абхазии» (с 1946 года - при Совете Министров Абхазской АССР). 5 июня 1950 года он был переименован в Комитет радиовещания при СМ Абхазской АССР, а в 1975 году - в Государственный комитет Совета Министров Абхазской АССР по телевидению и радиовещанию [ГАРА, ф.2, оп. 3, д.314, л.27].

313

Но в эфире два слова «Говорит Сухум», произнесенные первым абхазским диктором Сандро Сангулиа на абхазском языке, впервые прозвучали 30 апреля 1932 года, и именно этот день должен считаться днем рождения Абхазского радио.

Как свидетельствуют архивные материалы ГАРА (Государственный архив Республики Абхазия), в официальных документах данного периода (1920-1932гг.) обычно в центре внимания находились вопросы радиостроительства, радиотехники, организационной и технической подготовки будущего вещания. Вне поля зрения оставались типы и формы передач, содержание и жанровые особенности радиосообщений.

Абхазское радио в годы репрессий (1937-1941 гг.) не получало нужного развития. Оно, как и другие средства массовой информации, служило людям, которые занимались массовыми репрессиями, проводили антинародную политику. Материалы Абхазского радио часто вводили в заблуждение людей, доносили до слушателей неправду. По радиоэфиру не звучали чаяния народа. До эфира не доносился голос репрессированных или их родственников. Люди переносили страшные пытки, ни за что погибали целые роды, целые семьи, но Абхазское радио ничего не могло сделать в их защиту.

В научном труде исследованы причины репрессий абхазской радиоредакции. В начале Великой Отечественной войны (1941) пришло письмо из Тбилиси, где сообщалось о прекращении работы всех трех редакций Абхазского радио в связи с войной. А через месяц пришло другое письмо, в котором говорилось о возобновлении работы Абхазского радио, но только двух редакций - грузинской и русской. Вещание же на абхазском языке было отменено. Грузинские власти давно хотели этого, но не могли найти причину. А тут - война. Хотя во время войны как никогда нужно было слово по радио для мобилизации сил, для поднятия духа народа. Но даже войну грузинские власти использовали для своих неблаговидных целей. Работа абхазской радиоредакции не возобновилась и после окончания Великой Отечественной войны. Радиопередачи грузинской и русской редакций данного периода можно охарактеризовать только лишь как хвалебные оды. Это был период военный и послевоенный - восстановительный, тяжелый. Но никому не было позволено сказать в эфире, что кому-то тяжело, кому-то плохо. Все дружно восхваляли работу в стране «под руководством ВКП (б)». Вообще в этот период активно шел процесс уничтожения духовной культуры абхазов. Стали закрываться абхазские школы под лицемерным предлогом, что перевод их на грузинский язык обучения якобы улучшает качество учебно-воспитательного процесса. Так начался открытый процесс ассимиляции абхазского народа, который, в сущности, шел еще с 1937 года, когда абхазский народ был обезглавлен. Оставшиеся единицы из числа интеллигенции не могли противостоять должным образом ассимиляции абхазского народа. Любое патриотическое проявление со стороны абхазской интеллигенции в то время рассматривалось как националистическое и строго наказывалось, даже в уголовном порядке. Это был период, когда полностью уничтожались абхазская культура, абхазские школы, абхазский язык. Но в радиоэфире об этом не было ни одной фразы. Это был период, когда родственников репрессированных еще называли «врагами народа» и не давали им учиться, занимать посты, даже зарабатывать на хлеб. Но об этом ни разу не говорило Абхазское радио. Это был период, когда открыто господствовала политика огрузинивания коренного абхазского населения, когда полным ходом шло переселение грузин в Абхазию. Но тема переселения звучала в эфире лишь в том плане, что его одобряет и поддерживает местное население. Это был период, когда Абхазское радио без абхазского языка, без абхазской редакции Грузия использовала для достижения своей давнейшей мечты - Абхазия без абхазов, Абхазия для грузин. Подробно рассмотрены сложный путь возобновления вещания республиканского радио на абхазском языке (1953г.). После осуждения культа личности Сталина в Абхазии начали исправлять допущенные в свое время грубейшие нарушения прав абхазского народа, хотя на этом пути все еще встречалось немало препятствий. Медленно и с большими трудностями началось восстановление абхазских школ, укомплектование их абхазскими педагога

315 ми, восстановление абхазской топонимики. В 1953 году возобновилось вещание республиканского радио на абхазском языке. Каждый выход в радиоэфире передачи на абхазском языке после столь долгого молчания, когда абхазцам запрещали вообще говорить на своем родном языке, был большим праздником. Однако в начальный период своего возрождения абхазские передачи не были лишены недостатков. Рассматриваемый период (1953-1970) можно считать временем, когда Абхазское радиовещание второй раз родилось. Вновь воскресшая из пепла репрессий, войны и попыток грузинизации молодая абхазская интеллигенция, хотя и была изрядно обессилена, новой, удвоенной силой взялась за журналистику. Ее трибуной становятся Абхазское радио и периодическая печать. Несмотря на то, что особо рекламировать чаяния народные пока не поощрялось, но радиожурналисты уже имели возможность пропагандировать национальную культуру, традиции, литературу, а также рассказывать на родном языке о новостях жизни внутри республики и за её пределами.

Хотя в редакции Абхазского радио в этот период еще почти не было профессиональных журналистов, но коллектив, сплоченный патриотическими чувствами, небывалым энтузиазмом и поддержкой абхазской интеллигенции, старался поднять уровень радиопередач все выше, прилагая к этому много умения, старания и опыта.

В научном труде определена эволюция отдельных форм и жанров, оказавших значительное влияние на создание национальной абхазской радиожурналистики. Рассмотренный период (1970-1989 гг.) в истории Абхазского радио, несомненно, был этапом нового подъема. Абхазское радио зашагало в ногу со временем, помогая абхазскому народу в его национально-освободительной борьбе. В эфире звучали боль и чаяния народа. Радио стало незаменимым оружием в борьбе за сохранение родного языка, культуры и истории народа. В эти годы в редакцию Абхазского радио впервые пришли профессиональные абхазские журналисты, режиссеры, техники. Данный период отличается тематическим и жанровым разнообразием. Радиопередачи становились все интереснее, разнообразнее, всестороннее. И что особенно важно, сформировалась своя аудитория, у людей появилась потребность, привычка слушать радио. При этом резко повысилось чувство ответственности у журналистов. Невозможно было представить себе, чтобы журналист не подготовил бы вовремя материал, чтобы не завизирована была микрофонная папка. Работа журналистов была четко отлажена. Правда, партийная система требовала, чтобы журналисты подчинялись определенным идеологическим установкам. Не каждый журналист осмеливался критиковать существующую систему. Однако были и такие, которые высказывали свою точку зрения, отличную от общепринятых, давая иной характер и иное направление радиопередачам того времени. В этом разделе анализируется публицистическое наследие целого ряда видных радиожурналистов Абхазии, освещается деятельность основных нештатных корреспондентов Абхазского радио, прослеживается путь создания и становления музыкального фонда, подробно разбираются основные передачи данного периода, рассматриваются жанры этих программ.

В работе рассмотрено место и роль Абхазского радио во время обострение конфликта между Грузией и Абхазией (1989-1992 гг.). Это был период, когда шло постепенное падение идеологической жизни. Архив Госкомитета по телевидению и радиовещанию с 1980 года, который еще находился в здании комитета, сгорел во время Отечественной войны народа Абхазии (19921993 гг.). Поэтому сделать подробный анализ радиопередач этих лет, к сожалению не удался. Но сохранились фонотека радиовещания, половина архивных и фондовых передач. Как они свидетельствуют, для радиоредакции 80-е годы были творчески весьма насыщенными. Все, что делалось национальными движениями, в плане объединения народа и защиты его суверенитета работники Абхазского радио, несмотря на жесткую цензуру, так или иначе старались дать в эфир. К микрофону приглашались лидеры национально-освободительного движения, которые разъясняли идеи и требования абхазского народа. Руководители Гостелерадио, несмотря на то, что в любой мо

317 мент оно могло потерять свои посты, в полной мере поддерживали своих корреспондентов, защищая их от нападок со стороны грузинских националистов и разных политических блоков.

Многие грузинские националисты выходя в эфир от грузинской редакции Абхазского радио, пытались, навязывать слушателям свои мысли и заниматься фальсификацией истории Абхазии. Такие провокационные передачи появлялись в эфире при поддержке различных антиобщественных сил. Работники Абхазского радио в меру своих возможностей давали отпор таким провокаторам, приводили факты серьезных нарушений национальной политики по отношению к абхазскому народу. Абхазские журналисты в этой борьбе получили психологическую и идеологическую закалку. С этим опытом они шли к предстоящему еще более суровому испытанию - войне 19921993 гг.

В научном труде анализированы характерные черты работ журналистов Абхазии в условиях войны. Приведен краткий обзор и даны типологические характеристики СМИ Абхазии во время войны и их роль в приближении Победы.

В первый день войны в Абхазии - 14 августа 1992 года - по Абхазскому радио и телевидению было передано обращение Председателя Верховного Совета Республики Абхазия Владислава Григорьевича Ардзинба к народу Абхазии, где говорилось о том, что грузинские войска вошли в Абхазию « с целью оккупации страны абхазов Апсны» [Ардзинба,1992,12], чтобы ликвидировать абхазскую государственность, и что необходимо всем подняться против агрессора. Точно так же, как патриоты Абхазии со своими охотничьими ружьями и даже совсем безоружные встали на огневой рубеж, так и работники средств массовой информации пришли в свои редакции и взялись за свое оружие - перо, телекамеру, магнитофон и записную книжку, с чем они и вышли на передовую линию. 14 и 15 августа Абхазское радио и телевидение выходило в эфир из Сухума и доносило до людей правдивую информацию о том, что происходит в Абхазии. 16 августа вооруженная группа госсоветов

318 ских вояк захватила радиотелевизионную передающую станцию в Сухуме, отстранив ее сотрудников от работы. Так прекратились вещание Абхазского радио и телевидения. Журналисты были лишены права передавать правдивую информацию о кровавых событиях в Абхазии. Руководство Абхазии, все службы Абхазского телевидения и радио, редакции периодических изданий и большинство абхазского населения Сухума были эвакуированы в Гудауту.

В диссертации подробно рассмотрены основные сложности, связанные с созданием условий для радиоэфира из Гудауты, куда пришлось эвакуироваться работникам СМИ Абхазии во время войны. Основное внимание было уделено созданию в кратчайший срок общей структуры радио, которое перестроилось на военный лад и сыграло важную мобилизующую и политико-воспитательную роль на протяжении всей войны.

Коллективом журналистов Абхазского радио было сделано все возможное, чтобы в эфире звучал голос правды. Оперативность в работе, объективные репортажи, актуальные интервью, работа по мобилизации всех сил, направленная на отпор врагу, снискали авторитет и уважение к работникам радио Республики Абхазия. Абхазское радио во время Отечественной войны народа Абхазии вошло в десятку наиболее слушаемых радио в мире.

Научный труд вводит в круг представлений о природе телевидения -его социальной предназначенности и его специфике как средстве отображения действительности. Выявлены основные историко-культурные аспекты создания абхазской телепублицистики. Рассказывается о том, как Тбилиси умышленно тормозил решение проблемы, ибо отлично понимал, что телевидение станет мощным идеологическим оружием для воздействия на сознание и психологию абхазского народа. Между тем многие в Абхазии, особенно представители абхазской интеллигенции, в отсутствии собственного телевидения, в том числе и на национальном языке, видели причины многих бед. Об этом говорилось и в «Абхазском письме» 1977 года, которое коренным образом положительно повлияло на создание в Абхазии национального телевидения.

С июня до 6 ноября 1978 года в Госкомитете по телевидению и радиовещанию Абхазской АССР шла организация работы Абхазского телевидения. В первую очередь нужно было выделить помещение для телестудии и всех служб. Они заняли весь этаж флигеля первого корпуса Дома правительства. К нему были пристроены гаражи для спецмашин ПТС, ПВС и радио, помещения для мастерских и другие подсобные помещения. В студии были установлены три стационарных камеры на подвижном штативе. Студия представляла собой нечто среднее между обычным кабинетом и собственно студией. Инженерно-технический персонал входил в штатное расписание Радиотелецентра Грузии как его Сухумский цех, а творческий коллектив подчинялся местному руководству, так что фактически в одной организации существовало двоевластие. Это мешало работе Абхазского телевидения, тем более, что хозяйственно-финансовая деятельность осуществлялась и контролировалась тбилисским руководством. В работе анализированы проблемы, связанные с первым выходом в эфир Абхазского телевидения, с его технической не оснащенностью, подробно описан процесс подготовки первой программы.

6 ноября 1978 года вошло в, историю журналистики Абхазии как день рождения национального телевещания. Это был праздник для всего народа. Долгожданная мечта сбылась. Люди радостно поздравляли друг друга, они связывали с Абхазским телевидением большие надежды. Абхазское телевидение отнюдь не сразу приобрело все те свойства, качества, возможности, которыми обладает ныне. Оно стало таковым, лишь пройдя в процессе своего развития целый ряд этапов. Первейшей задачей, которую следовало решать телевидению в первые годы, было наиболее полное удовлетворение потребностей народа в общественно значимой информации, оперативной и представительной. Приступив к развитию службы информации, абхазская телевизионная журналистика столкнулась с рядом трудностей как организационного, так и творческого характера. Процесс становления абхазской тележурналистики выразился в попытках создать специфическими телевизионными сред

320 ствами информационно-публицистические произведения в жанрах прессы и радиовещания (прежде всего репортажа и интервью) в апробированных прессой и радиовещанием формах.

В диссертационной работе разработана и предложена периодизация истории телевидения Абхазии со дня его возникновения - с 1978 г. по 1993 г. Дана характеристика каждого периода, рассмотрены особенности использования информационных жанров в первые годы создания Абхазского телевидения.

Два важнейших жанра информационной публицистики - репортаж и интервью - сразу же обрели свое прочное место в передачах Абхазского телевидения. Так как тогда еще не было видеосъемок, в репортаже очень активно использовались фотоматериалы. Сразу же была создана фотолаборатория. В этот период в службе новостей отражались только положительные аспекты жизни республики. Но это было присуще тематике не только Абхазского телевидения - одностороннее отражение действительности было характерным вообще для советской журналистики в целом. В качестве типичного примера информационной публицистики в первые годы Абхазского телевидения рассмотрены и анализированы несколько блоков информационных выпусков « Амшеикушара».

В 1980 году объем вещания Абхазского телевидения увеличился. В эфире стали появляться более сложные телевизионные жанры. Но за неимением телевизионного опыта эти программы долгое время выходили на телеэкран от случая к случаю, не существовало продуманного плана публицистических передач. Не предпринималось и попыток разделить публицистические программы по жанровым признакам. Любая из них называлась просто «тематическая передача». Но через некоторое время в программах Абхазского телевидения начали четко вырисовываться первые попытки создания художественно-публицистических жанров, как, например, зарисовки, очерки, фельетоны, сатира. Конечно, в них еще наблюдалось слияние элементов информационных жанров, в основном репортажа (наглядно-образное) и элементы аналитических начал. Абхазская телепублицистика не могла не обратиться к жанру очерка. Первые телеочерки представляли собой поиски, но отнюдь не всегда - свершения. Первые шаги в создании фильмов, предназначенных для показа по телевидению, были продиктованы стремлением преодолеть организационно-технические трудности «живого» вещания - сначала в области художественных программ. Анализированы первые телеспектакли, телефильмы, телеконцерты, в которых с наибольшей полнотой и очевидностью были выражены тенденции, определявшие развитие телевизионной кинопублицистики этого времени. Дана общая характеристика сотрудничества Абхазского телевидения с другими телеканалами, рассмотрено расширение технической базы в разные периоды становления и формирования Абхазского телевидения. Здесь же дается сетка вещания Абхазского телевидения со дня его возникновения (1978г.) до Отечественной войны народа Абхазии (19921993гг.) включительно.

В первые периоды создания Абхазского телевидения все его программы подвергались цензуре. Обком партии, главный литературный цензор - все они контролировали тематику передач, их содержание, направление и т.д. Постоянно шли различные циркуляры из Тбилиси. Все это было направлено на то, чтобы помешать свободному творчеству. Если на телевидении готовилась передача, где в какой-то степени говорилось о грузинской политике, направленной против развития абхазской культуры, искусства, языка, литературы, в защиту исконной топонимики - в общем, против грузинского шовинизма, то в Тбилиси заранее поступала информация об этом. И оттуда немедленно поступало соответствующее реагирование. И все же, хотя тбилисская метрополия и местные грузины всячески мешали работе Абхазского телевидения, оно, поскольку обладало сильным воздействием на общественное настроение, могло довольно смело выступать в защиту интересов своего народа. На фоне других средств массовой информации Абхазское телевидение выделялось как подлинно народная трибуна. Это особенно ярко проявилось в 80-е годы, когда с особой силой столкнулись интересы абхазского и грузинского народов. Если самим работникам телевидения не всегда удавалось открыто выражать интересы абхазского народа, то на телевидение приглашались конкретные люди, ученые, которые могли напомнить о фактах нашей истории. Они выступали против фальсификации истории Абхазии грузинскими учеными, взявшими на вооружение псевдонаучные измышления Ин-гороква.

Интересно, доходчиво и аргументированно построил цикл своих выступлений об истории языческих обрядов в Абхазии профессор Ш. Д. Инал-ипа. Они касались культовых сооружений, ритуалов, верований абхазов. Это было очень важно, потому что тогда с грузинской стороны упорно навязывалась теория, согласно которой в Абхазии якобы господствует исламский фундаментализм. Ученый полностью разоблачал эти лживые измышления. Очень содержательными были выступления профессора Ю.Н. Воронова об истории древнего абхазского племени - апсилов. А после ограбления и разрушения исторического музея «Ясочка» в селе Цабал Ю.Н. Воронов выступил по горячим следам этого преступления и разоблачил действия его участников. В выступлении на грузинском языке английского ученого Джорджа Хьюита был дан своевременный и очень достойный ответ грузинским писателям, которые выступили с ложными утверждениями в «Литературной газете».

Вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что в связи с началом перестройки в Советском Союзе и на Абхазском телевидении стали утверждаться принципы широкой гласности.

Абхазское телевидение записывало воскресную передачу из Тбилиси «Вестник», в которой устами диктора Марка Рывкина грузинская пропаганда распространяла лживую антиабхазскую информацию, и оперативно давало опровержение этих измышлений. В свою очередь и грузинское телевидение опровергало абхазские передачи. Таким образом, шла настоящая информационная война, которая продолжалась довольно долго. Передачи, о которых шла речь в труде, отнюдь не исчерпывают реального многообразия телевизионных рубрик 80-х и начала 90-х годов, но выражают существенные идейно

323 творческие тенденции абхазской телепублицистики того периода. Делается вывод о том, что совершенствование жанрово-тематической структуры программ, существенное расширение аудитории характерны для данного этапа развития Абхазского телевидения.

В 1989-1992 гг. были периодом окончательного обретения телевидением политической и профессиональной зрелости. На этом этапе своего развития абхазская тележурналистика поднялась на новый уровень, стала весьма важным фактором духовной жизни общества.

Чтобы на должном уровне освещать все стороны кипучей политической жизни Абхазии, необходимо было расширить и обновить техническое оснащение телевидения. Был очень остро поставлен вопрос о необходимости получения новой передвижной телевизионной станции. Однако такое оборудование стоило огромных средств, и Абхазии далеко не под силу было закупить его. Тем более что Грузинский радиотелецентр, в чьем ведении находился Сухумский цех телевидения и радиовещания, всячески препятствовал оснащению Абхазского телевидения новой техникой, хотя по положению он обязан был заботиться его обеспечении. И все же через свои каналы в Москве Сухумский цех добился выделения двух ПТС Грузинскому радио-телецентру - одного в 1989 году, а другой - в 1990-м. Руководство Грузинского радиотелецентра долго уговаривало абхазских коллег, чтобы они уступили первый ПТС им, но согласия на это не получило. Прибытие в Абхазию ПТС совпало с периодом, когда наш народ, возмущенный новым проявлением грузинской шовинистической политики, которое выразилось в разделении абхазского госуниверситета и некоторых других учреждений и коллективов по национальному признаку, проводил сидячую забастовку протеста в театре Госфилармонии. Для отчаявшихся людей, уже больше недели неотлучно сидевших в филармонии, этот факт принес немало радости. Эта была первая новая и очень нужная техника, которую Абхазское телевидение получило непосредственно из центра за все время своего существования. Станция состояла из двух частей: основной и вспомогательной.

В декабре 1990 года Владислав Ардзинба был избран Председателем Верховного Совета Абхазии. Вскоре им было издано распоряжение о передаче местным органам власти всего имущества, что находилось на территории Абхазии. Руководство Сухумского цеха телевидения и радиовещания, ссылаясь на это распоряжение, послало письмо в Тбилиси, где содержалась просьба о предоставлении самостоятельности, говорилось, что уже назрело время быть не цехом, а радиотелецентром Абхазии, и надо создать радиотелекомпанию Абхазии. Долгое время комитет по телевидению и радиовещанию Грузии не давал на это согласия. Лишь спустя два месяца, после тяжелых распрей, эта проблема была решена. На базе Сухумского цеха телевидения и радиовещания был создан радиотелецентр. Таким образом, коллектив Абхазского телевидения получил возможность действовать самостоятельно.

В научном труде подробно анализированы пути организации телевещания по временной схеме из Гудауты, когда работники АГТРК вынуждены были эвакуироваться из Сухума. Второй, не менее важной задачей для технического персонала АГТРК было организовать каналы перегонов. Ведь с первого же дня войны был дан приказ из Грузии, чтобы все перегоны осуществлялись через Тбилиси. Необходимо было возобновить перегоны материалов из Абхазии по всем каналам России и за рубежом, чтобы мир знал, что происходит в Абхазии. Перегоны можно было осуществить через Пицунд-скую станцию. Связь была быстро налажена, и перегоны пошли. Но вскоре эта система перестала устраивать работников и зрителей из-за неоперативного освещения событий. В условиях военного времени сложно было и физически записывать на пленку, и каждый раз отвозить кассету из Гудауты в Пицунду. Чтобы наладить оперативную и бесперебойную систему передач, приступили к третьему этапу работы. Техники провели радиорелейную линию между Пицундой и Гудаутой. Первая передающая часть стояла на здании гу-даутской гостиницы, там же был установлен передатчик, который охватывал Гудаутский район. А от здания гостиницы до студии телевидения, которая размещалась в помещении детского сада, проложили кабель длиной пример

325 но в 1 километр. Наладили коммуникацию, по которой подавали телевизионный сигнал. Это означало, что техники уже могли выходить из детсада, непосредственно охватывать Гудаутский район и ту часть Гагрской зоны, которая была под контролем абхазских властей. К тому времени все передающие средства находились в руках Министерства связи Грузии. Но когда Га-гра была освобождена от оккупантов, тем более, что Гудауту и Пицунду контролировали наши войска, Абхазский радиотелецентр переподчинил себе все передающие средства, находящиеся в этой зоне. И техники могли уже осуществлять перегоны прямо из телевизионной студии в Гудауте. Все техники работали не покладая рук. Задание не нужно было повторять дважды. Но восточная часть Абхазии оставалась вне сферы вещания. И работники телевидения организовали передачу кассет на Восточный фронт, там их транслировали и передавали через передающую станцию, находящуюся в Ткуарчале. Однако, к сожалению, после того, как на Восточном фронте было отключено электричество, уже не было смысла посылать туда видеокассеты. Восточный фронт погрузился в темную информационную блокаду. Исключение составлял только еле доносившийся туда голос Абхазского радио.

Для успешной работы в военных условиях нужен был и психологический перелом у творческих работников Абхазского телевидения, так как в первые дни войны у них были и немалые разногласия. Однако в итоге Абхазское телевидение за короткий срок смогло создать и техническую, и идеологическую почву для того, чтобы прорвать информационную блокаду, которая входила в планы грузинских стратегов, чтобы люди в мире не узнали правду о том, что грузины делают с Абхазией. Абхазское телевидение, с каждым днем набирая обороты, вскоре превзошло само себя. Телеработники Абхазии смогли наладить серьезные, прочные связи и с иностранной корреспондентской сетью за рубежом. Этим всем умно руководил парламент Абхазии, возглавляемый Владиславом Григорьевичем Ардзинба, который четко знал, что победы не бывает без информационной политики. И поэтому Владислав Григорьевич самым удивительным образом всегда выкраивал деньги для приоб

326 ретения необходимых технических средств телевидения, он справедливо считал, что телевидение не менее важно, чем оружие.

Целенаправленно разрабатывать какие-то специальные программы, особенно на первом этапе войны, работники Абхазского телевидения не могли. Первостепенной и главной задачей было оперативное освещение фактов и событий. И Абхазское телевидение вполне справлялось с этой главной задачей, свидетельством чего являются слова Шеварднадзе, сказанные им в конце войны: «Мы проиграли информационную войну».

Война быстро научила тележурналистов настроиться на боевой лад. Они ставили перед собой цель объективно, без прикрас показать всему миру, как абхазский народ воюет против грузинских оккупантов. Военные корреспонденты отлично понимали, какое значение в трудные дни испытаний имеет для народа живое, честное, правдивое слово «добытое из огня». Всех телеработников объединяла одна черта поведения, последовательно, неуклонно прививаемая и развиваемая редакционным руководством, - всегда вовремя быть там, где назревают или уже происходят наиболее важные и значительные события. И, не задерживаясь в расположении фронтовых и армейских штабов, стремиться туда, где идет бой, быть в непосредственном общении с бойцами и командирами, безошибочно угадывать моральную атмосферу боя, находить среди сражающихся тех, чей героизм и самоотверженность должны стать примером для всех воинов. Военные корреспонденты Абхазского телевидения смогли дать почувствовать всему миру подвиг борющегося за справедливость народа, всю меру тяжести, сложности и величия солдатского труда. Работники Абхазского телевидения активно сотрудничали с иностранными журналистами, оказывали им содействие в сборе материалов, по возможности обеспечивали им безопасность в военных условиях. Иностранные журналисты пользовались услугами Абхазского телевидения и для подготовки своих телесюжетов. Российские тележурналисты, рискуя своей жизнью, работали во время войны в Абхазии и оставили бесценные кадры в хронике войны. Это были Светлана Беклемишева, Сергей Шатунов, Сергей Покрыш

327 кин, Владимир Лускаиов, Александр Шкирандо, Александр Бархатов, Вадим Фефилов, Андрей Боженко, Юсуф Гукетлов и другие. Из российских корреспондентов во время Отечественной войны народа Абхазии погибли Александр Бар до дым, Андрей Островский, Андрей Соловьев. В разделе анализируется творческое наследие российских журналистов, где отражены боль и страдания абхазского народа, мужество и героизм защитников Родины, несправедливое отношение к малочисленному народу.

Когда выход в эфир Ткуарчальского телевидения прервался из-за отключения электричества в городе и в Очамчырском районе, корреспонденты и операторы Абхазского телевидения не прекратили свою работу. Они по-прежнему посещали передовые позиции, госпиталь, встречались с мирным населением. Снимали блокадный Ткуарчал, где уже царили голод и холод. Это были бесценные для истории записи. Особо удручающие кадры с Восточного фронта дирекция телестудии приостанавливала до определенного времени, а некоторые из них и до конца войны ни разу не появились в эфире. Абхазское телевидение не ставило своей целью шокировать и пугать людей действиями грузинских захватчиков, чтобы вызвать чувства злобы и ненависти к ним. Между тем грузинская пропаганда вовсю трубила о том, якобы при освобождении Гагры абхазские воины вместе с добровольцами с Северного Кавказа играли в футбол отрубленными головами грузин. Кстати, эта наглая ложь дала обратный эффект - у грузинского населения вместо ненависти это вызвало страх, и при каждом наступлении абхазской армии грузины бежали из Абхазии без оглядки. То, что 200 тысяч человек грузинского населения стали беженцами, - это результат лживой грузинской пропаганды.

С годами все явственнее становится, насколько бесценны документальные источники - дневники, хроникальные записи, которые создавались прямо на войне. Горькая правда тех страшных для Абхазии дней запечатлена в видеокассетах Абхазского телевидения. В них навечно остались образы многих из тех, кто погиб за освобождение Абхазии. Для сотрудников телевидения эта работа была внутренней, душевной потребностью. Их творчество

328 тесно связано с лично увиденным и пережитым на войне. В научном труде делается вывод о том, что работники телевидения Абхазии во время войны еще раз доказали, что журналист - не зритель, наблюдающий со стороны за происходящими событиями, а непосредственный и активный участник этих событий.