автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Героическая хоровая песня абхазов

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Чанба, Нодар Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Героическая хоровая песня абхазов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Героическая хоровая песня абхазов"

На правах рукописи

ЧАНБА Нодар Викторович ГЕРОИЧЕСКАЯ ХОРОВАЯ ПЕСНЯ АБХАЗОВ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

17.00.02 - Музыкальное искусство

5 И!0Н 2014 005549838

Саратов-2014

005549838

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки

имени Гнесиных»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Судакова Ольга Михайловна,

кандидат искусствоведения, профессор ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», профессор кафедры хорового дирижирования

Девуцкий Владислав Эдуардович, доктор искусствоведения, профессор ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная академия искусств», профессор кафедры теории и истории музыки

Бутенко Андрей Николаевич,

кандидат искусствоведения, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова», преподаватель кафедры оркестрового дирижирования и оперной подготовки ФГБНИУ «Российский институт истории искусств»

Защита состоится 18 июня 2014. г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 210.032.01 в Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л. В. Собинова по адресу: 410012, Саратов, просп. Кирова С.М, д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л. В. Собинова.

Автореферат разослан 17 мая 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат искусствоведения, доцент <

А. Л. Хохлова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В обширном исторически сложившемся пласте музыкальной культуры абхазского народа героическая песня занимает самое видное положение. И это не случайно, так как доминирование героических песен в музыкальном фольклоре абхазов связано с ментальностью народа, перманентно вынужденного защищать свою родину от иноземных захватчиков и посягательств. Постоянная готовность как отдельных личностей, так и всего народа к сопротивлению всегда требовала и требует по сей день неизбывного мужества и героизма.

Формирование героического духа абхазов связанно также с природно-географическими реалиями, часто ставившими человека в экстремальные условия, когда, чтобы выжить, необходимо было постоянное присутствие духа и проявление мужественных и героических качеств.

И как образно об этом пишет один из представителей абхазской интеллигенции первой четверти XX века, «абхаз в глубоком лесу, у опасной переправы реки, в горных ущельях, у крутых подъемов в ночное время... он преображается, он теперь в родной стихии... головокружительные подъемы, бурные переправы, темный бор, молнии, ливень - все это гармонирует с его стихийной душой, он как бы живет жизнью этих опасностей, настроение приподнимается, он начинает петь под аккомпанемент громовых тресков, под шум дождя, града, горных рек и играющих водопадов!»".

Героическое начало является главным мерилом жизни народа, его духовной сферы, отражающей различные мысли, чувства и устремления, этические и эстетические ценности, философские воззрения - всю полноту жизни этноса. Это является определяющим фактором в понимании того, почему песни героического склада являют собой наиболее яркие образцы народного художественного творчества, многие из которых составляют золотой

" Басария, С. П. Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношении. - Сухум-Кале, 1923. -С. 122.

фонд музыкального фольклора абхазов.

Один из народных абхазских мудрецов, старец Алмасхан неоднократно говорил: «песню поёт Дух». Именно он, вездесущий героический дух, не вмещаясь в привычные рамки и понятия, проникает во все сферы народной жизни абхазов, включая быт, охоту, врачевание, поминание и тому подобное.

Сфера героической песни вбирает в абхазском фольклоре несколько жанров: это героико-эпические, героико-исторические, магическо-обрядовые, современные героические. Верно замечено одним из исследователей абхазской музыки О. Судаковой, что «границы жанра историко-героической песни достаточно размыты и трудноопределяемы»*. Однако исследование всего массива абхазского песенного творчества, так или иначе связанного с героической тематикой, вполне возможно, чему посвящена данная работа.

Актуальность исследования. Абхазский народ переживает сейчас судьбоносную для своей страны пору. Отстояв, благодаря всемерной помощи России, свою независимость, Абхазия с уверенностью и надеждой смотрит в будущее. Ее политические, социальные, экономические культурные амбиции, долгое время не находившие достойного применения, теперь открыты для народа республики. Подъем искусствоведческой мысли, в первую очередь касающейся исследования богатейших пластов народного творчества — бесспорная база для актуализации национального музыковедения.

Актуальность данного труда определяется и тем, что не существует специальной научной литературы, посвященной абхазской героической песне. Немногочисленные книги и статьи первопроходцев абхазской этнографической науки В. Ахобадзе, И. Кортуа, С. Басария, А. Аргун, А. Ашхаруа, Р. Гожба, Р. Гумба, Т. Джопуа, Г. Дзинтария, Ш. Инал-ипа, К. Ковача, В. Кукба, М. Хашба создают яркий контекст национальной музыкальной культуры. Но специальных исследований, посвященных абхазской героической песне, наиболее полно выражающей душу народа, пока нет.

* Судакова О. М. Хоровое пенис абхазов как явление фольклора и современного фольклоризма: автореф. дисс...канд. иск. /Судакова О. М. - Л., 1984. - С. 22.

Гипотезой исследования является мысль о том, что все разновидности абхазской героической песни сходятся на достаточно стабильной модели, изучить и классифицировать которую и призвана наша работа.

Степень изученности проблемы в настоящее время незначительна. Собранного и обработанного фольклорного материала довольно много, но его системное исследование ведется в недостаточном объеме. Хорошим подспорьем к решению проблем являются научные исследования музыковедов из соседних Кавказских республик: Северной и Южной Осетии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Грузии, Армении, Азербайджана, ставящих и решающих сходные проблемы на примере музыки родственных народов. Значительным шагом в этом направлении является недавно защищенная докторская диссертация Л. А. Вишневской, посвященная пению с бурдоном черкесов и карачаевцев. Выделяются также труды В. И. Абаева по проблемам осетинского фольклора; Ш. Асланишвили — по грузинскому народному многоголосию; М. Анзароковой, исследующей механизмы передачи традиции в культуре жъыу\ И. Д. Жгенти о гармонии многоголосных песен Западной Грузии; Л. Г. Канчавели - об архаических истоках адыгейских песен и их ладогармоническом развитии; 3. Налоева, исследующего героические, величальные и плачевые песни адыгов; А. Рахаева — особенности многоголосного интонирования в эпической песне народов Северного Кавказа; М. М. Хашба - проблемы музыкального искусства и этнографии; К. Цхурбаевой, исследующей феномен осетинской героической песни; Л. X. Шауцуковой, цель исследования которой - музыкально-поэтические образы адыгского варианта эпоса «Нарты».

Предметом исследования является инвариантная модель абхазской героической песни в разные исторические периоды её развития.

Объектом исследования выступает абхазская народная песня и, прежде всего, песня героическая. Рассматриваются также сочинения абхазских композиторов, претворивших принципы абхазской героической песни в своем творчестве.

Музыкальный материал исследования составили сборники абхазских песен, собранные в течение XX столетия, а также отдельные партитуры абхазских композиторов, созданные в последние пятьдесят лет.

Целью исследования является создание инвариантной модели абхазской героической песни, а также выдвижение системы классификации разных видов этих песен. Важно также применить эту инвариантную модель к результатам творческого освоения абхазского музыкального фольклора национальными композиторами. Освоение особенностей модели помогает в деле практической обработки (аранжировки) абхазской героической песни для академических хоровых коллективов.

Задачи исследования:

1) изучить разные пласты абхазской героической песни (народной и композиторской);

2) выявить их национально-жанровый инвариант;

3) проследить историческую и национально-патриотическую роль героической песни в жизни абхазского народа;

4) дать творческие рекомендации по аранжировке абхазской героической песни.

Методологической базой работы стали исторические, культурологические, музыкально-теоретические, этнографические научные источники, касающиеся не только Абхазии, но и всего Кавказского региона.

Системный подход к анализу абхазских героических песен позволяет правильно классифицировать их и установить инвариантную модель, дающую возможность не только широко пропагандировать это искусство, но и целенаправленно работать с фольклорным материалом в процессе исполнения и • аранжировки.

В исторических и теоретических разделах автор использует научные достижения российской музыковедческой школы. Это особо значимые труды Л. О. Акопяна, Э. Е. Алексеева, М. Г. Арановского, Б. В. Асафьева, И. А. Барсовой, И. В. Батюк, Р. Н. Берберова, В. П. Бобровского, И. М. Вызго,

Е. В. Герцмана, Н. Н. Гиляровой, Е. В. Гиппиуса, В. Л. Гошовского, А. И. Демченко, И. И. Земцовского, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Л. А. Мазеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Ю. Н. Холопова, А. Г. Юсфина.

Научная новизна определяется самим фактом впервые предпринятого научного изучения тех мощных пластов абхазского песенного фольклора, которые определяются понятием героической песни. Дается авторское объяснение особого феномена абхазского пения, при котором словесно-поэтический текст существует отдельно от собственно песни. По-новому трактована фактурная основа абхазского пения, где солисты и хор выступают как проводники идей «герой — народ», «оратор - слушатели». Массовое исполнение (порой до тысячи участников) народных песен у абхазов служит важнейшим стимулом духовной конгрегации народа.

Новационный характер носит идея разработки инвариантной модели абхазской героической песни, которая помогает как в изучении фольклорного или композиторского материала, так и в творческом претворении этого главного жанра абхазского музыкального искусства в концертно-исполнительской, педагогической и просветительской деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

а) героическая песня абхазов — важнейшее условие осуществления жизнедеятельности нации в условиях постоянной многовековой борьбы за независимость, абхазская героическая песня восходит к общему для народов Кавказа эпосу о Нартах;

б) исследуется особое текстуальное свойство, когда слова и музыка песни могут существовать и функционировать отдельно друг от друга; в интерпретации бессловесных героико-исторических песен, неоценимую роль играют автономно существующие истории песен, порою развёрнутые до целого рассказа.

в) выявленный инвариант абхазской героической песни дает возможность профессионально, с полным пониманием специфики подойти к аранжировке и исполнению в хоровых коллективах лучших образцов этого жанра;

г) сольные инструменты ачарпан и апхьарца обычно занимают лидирующее положение в дуэте с человеческим голосом, что повышает роль музыкально-драматургического развертывания произведений (исключение составляют эпические песни-сказы, где, по понятным причинам, роль словесного текста сильно возрастает).

Теоретическая значимость исследования состоит в осмыслении абхазской героической песни как целостного феномена национальной культуры, опирающегося на инвариантные художественные, стилистические и технологические параметры бытования и исполнения. Музыковеды, фольклористы, исполнители, аранжировщики, композиторы, опирающиеся в своем творчестве на фольклор, смогут более квалифицировано подходить к собиранию, описанию, обработке и концертному претворению абхазской народной героической песне как уникальному художественно-эстетическому объекту.

Практическое использование работы заключается в пропаганде абхазского народного пения в среде самодеятельных и профессиональных коллективов в самой Абхазии и за ее пределами. Изучение системных свойств абхазской героической песни поможет в познании песенного творчества других кавказских регионов. Результаты исследования можно применять в педагогической работе и в практике более точной современной аранжировки абхазских народных песен.

Апробация диссертации. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных. Апробация работы осуществлялась путем публикаций материалов в журналах «Театр, живопись, кино, музыка», «Музыкальная жизнь», в интернет-журнале «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.

Вопросы теории и практики», а также в дискуссиях по проблемам народного хорового искусства, в беседах с известными абхазскими композиторами, музыкальными деятелями, народными певцами и танцорами, в личной работе автора с артистами Государственной хоровой капеллы Абхазии.

Структура диссертации обусловлена ее тематикой и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Представлены нотные примеры.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы, обозначены объект, предмет и материал исследования, сформулированы цели и задачи, научная новизна, раскрывается методологическая основа, излагаются положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы.

Глава I. «Героическая хоровая песня абхазов: генезис, типология, художественный инвариант» ставит вопрос об исторической роли героической песни в абхазской культуре.

Героическая тема в национальном фольклоре вышла на передний план, сделав его главным мерилом в жизни народа, особой духовной сферой, в которой концентрируются высокие мысли и чувства, духовные устремления, этические и эстетические ценности, философские воззрения — то есть, вся полнота жизни этноса. Песни героического склада представляют собой наиболее развитые «классические» образцы песнетворчества абхазов, составляющие золотой фонд абхазского музыкального фольклора.

Вся история абхазского народа будто соткана из борьбы. Греки, римляне, арабы, турки..., были сотни нашествий и все они несли смерть и разрушение. Последней трагедией стало массовое изгнание абхазов в Турцию, проведенное царским правительством в середине XIX столетия. XX век, казалось бы, принёс наконец относительное спокойствие, возможность мирного строительства народом своей культуры, образования, экономики, однако в последнее

десятилетие века и оно было прервано абхазо-грузинской войной. Таким образом, особое место героической песни в народном творчестве абхазов связано с конкретными историческими реалиями, когда на протяжении всей многовековой истории абхазский народ вынужден был бороться за свою независимость и право самому распоряжаться своей жизнью.

Большая роль отведена эпическому герою (раздел 1.1. «Понятия «герой» и «герой среди героев»), тем более, что воспевание его подвигов является плодом творчества многих поколений. Огромная историческая перспектива и ретроспектива позволяет отшлифовать феномен героя до идеального образа.

Эпический герой в фольклоре абхазов это не мифический или сказочный персонаж, он скорее ближе к понятию исторический герой. Не случайно, идеалы героизма, храбрости, верности долгу человечество находит уже в античности, сохраняя их в течение тысячелетий. Горские народы Кавказа и сегодня получают свою духовную «подпитку» в героическом эпосе «Нарты», значительную часть которого составляют песни-сказания.

Зарождение Нартского эпоса глубокими корнями уходит в историю доклассового общества народов Кавказа, к традициям архаического повествовательного фольклора, когда начало складываться героическое мировосприятие. Исследователи полагают, что это VIII - VII века до н. э.

Эпические песни - плод коллективного творчества, где каждый новый исполнитель не просто пересказывал исторические факты, но и наделял своих героев личными понятиями о героизме, гуманности и благородстве. Именно поэтому нартские песни до сих пор вызывают такой живой интерес, ибо через них, благодаря творчеству многих поколений исполнителей, мы познаём внутренний и внешний мир не только самих героев эпоса, но и всего народа.

Нартские сказания, представлены в абхазском фольклоре как в прозаической форме, так и в виде песен-сказов, сопровождающихся аккомпанементом струнно-смычкового инструмента - апхьарца*.

" Апхьарца — двухструнный народный инструмент абхазов.

10

Содержательную канву импровизируемых повествований составляют великие деяния героев, главное для которых - это творение блага для людей.

Абхазские песни о нартах отличает одна интересная черта: в них главенствует не повествование а музыкальная составляющая, и в фольклоре музыка живёт своей жизнью, независимо от великого эпоса. Песни нартов чаще всего исполняются хором. От вышеупомянутых песен-сказаний под апхьарцу они отличаются мелодической линией, складом, а также своеобразным импровизационным принципом развития. Если в песнях-сказах главенствующая роль принадлежит слову, ведущему основную, смысловую роль в передаче конкретного сюжета, то в нартских песнях на первый план выходит окрашенная эмоциональным настроем импровизация.

Кроме хоровых нартских песен нам известны песни, напетые народными исполнителями в сопровождении разных народных инструментов.

Рассказы о героях и песни о них часто бытуют отдельно друг от друга. Поэтому песни, основанные на этих рассказах могут существовать без определённых слов. «Малословесные» и даже «бессловесные» абхазские песни — это особый и чрезвычайно интересный художественно-эстетический феномен. Иногда встречается минимальное количество слов, иногда чуть больше. Эта «взаимосвободное» сосуществование текста и музыки действительно удивляет, и возможно, оно является более поздней редукцией древнего и когда-то полноценно синкретического музицирования, где выдающиеся представители рода, племени, народа воспевались одновременно и словом и музыкой. Но со временем вся вербально-смысловая информация перешла в рассказы, а эмоциональная нагрузка составила основу музыкальной ткани героических песен. И сегодня одна и та же песня поётся с различными вариантами подтекстовки, при этом непреложным условием для исполнителя является знание вербальной основы песни.

Тексты героических песен абхазов разнообразны по жанру и могут представлять собой:

— обращение к погибшему герою как к живому;

— обращение к душе героя;

— рассказ о герое;

— монолог самого погибшего героя, в котором он говорит о своих предсмертных пожеланиях;

— диалог героя с другими эпическими или историческими персонажами.

Таким образом, героическая песня в целом представляется

синтетическим сплавом различных поэтических форм и музыкально-художественных приёмов.

В разделе 1.2. «Музыкально-поэтическая модель абхазской героической песни» исследуются важнейшие инвариантные черты национальной героической традиции.

Песни мифологические, обрядовые, историко-героические, бытовые, песни-причитания, трудовые, шуточные, сатирические, лирические, застольные, - по ним можно сложить мозаику истории абхазского народа. И это не случайно. Музыке, песне абхазы всегда придавали огромное значение. Музыкой они говорили, молились, страдали, плакали, восставали, совершали героические подвиги и побеждали. Значимость музыки зафиксирована и в языке: «ашэа» - это музыка, а «абызшэа» - язык, на котором люди общаются (буквально переводится как «музыка языка» или «песнь языка»). Хотя сегодня слово «ашэа» переводится как «песня», в прошлом под этим словом подразумевалась музыка вообще.

В отличие от бытовых песен, для героических песен абхазов характерны проявления некоторой «героической составляющий». Во-первых, бытовые, лирические и многие трудовые песни - чаще сольные, тогда как героические песни - по преимуществу, исполняются хором. Если в бытовых песнях кульминация часто «размыта» или достигается ферматой на главном, «смысловом» слове, то в героических песнях кульминация тщательно готовится и, как правило, приходится на самый верхний по тесситуре звук, который и

закрепляет «ключевое» слово. Нередко героическая песня начинается с «вершины-источника» - кульминационной точки, создающей патетику и яркий музыкально-поэтический импульс.

В героических песнях преобладает гомофонно-гармонический склад, где функции голосов различны. Мелодическая линия отдаётся главенствующему голосу - солисту, остальные голоса выполняют роль гармонического сопровождения.

Для абхазских народных песен всех жанров характерно обилие слов-рефренов и ограниченное использование вербального текста. Минимализация вербального текста естественным образом придаёт главенствующую роль музыкальному содержанию.

К. Ковач считал, что «некоторая часть абхазских песен имела раньше свои своеобразно рифмованные слова, но они с течением времени забылись и большинство песен поётся теперь просто с произношением бодрящих или печальных (непереводимых) слогов: «Уа-рай-да, сива-рай-да, уа-ха-ха» и т.п. Другая же часть песен рифмованного стиха вообще не имела и в них простым слогом пелось о том случае, с каким связано появление песни в народе».

Раздел 1. 5. «Истоки абхазского многоголосия» посвящен исследованию фактурного своеобразия абхазского фольклорного пения.

Наиболее характерный исполнительский стиль абхазских героических песен - сольно-хоровой. Открывает песню и ведёт музыкальное повествование импровизационного склада солист (тенор, изредка - баритон), а мужской хор ненавязчиво поддерживает его бурдонным пением. Это и есть феномен закреплённого хорового склада абхазских песен, в котором даже в музицировании есть герой - солист.

Л. Вишневская считает, что бурдонное пение родственных абхазам черкесов, а также карачаевцев сформировалось «в эпоху позднего средневековья XVI - XVII веков», и что его «можно сравнить с

западноевропейским храмовым пением XI - XII веков, в период зарождения многоголосия в органуме»*

Бинарный склад абхазской певческой традиции имеет своё обоснование.

Бинарность жизни: небо - земля, день - ночь, горы - равнины или - ближе к абхазской действительности - горе - море и т.д. Та природная среда, которая не могла не отразиться на сознании тесно связанных и природозависимых людей, безусловно, формировала и среду культурную - как творческий отклик, диалог с внешним миром. Абсолютно прав выдающийся историк современности Л. Гумилев, говоря, что «человек не только приспосабливается к ландшафту, но и приспосабливает ландшафт к своим потребностям».

Таким образом, двухголосие у абхазов не просто довольствование двумя голосами, а вполне осознанная формула взаимоотношения двух стихий небесного и земного, божественного и человеческого, где желание установления мира и гармонии между ними привело к двухголосию, где второй пласт — человеческий, находится в полном подчинении к верхнему сольному -божественному. Музыкально-структурный и образно-тематический материал абхазского фольклора, основывающийся на фундаменте двухголосия, является ярким свидетельством владения народом сакральными Знаниями мироздания.

Хоровое трёхголосие формируется из вокальной партии и двух контрапунктирующих линий апхьарцы. При переизложении верхний инструментальный голос поручается солисту; второй голос инструмента -укрупнённый в своей длительности бурдон - переходит в верхнюю партию хора; линия же голоса, перемещенная на октаву вниз, помещается во вторую хоровую партию. Так (с использованием подвижного контрапункта) образуется сольно-хоровое трёхголосие, генетически родственное традиционному абхазскому двухголосию, и оно никоим образом не нарушает бинарного мировосприятия абхазов.

Абхазская героическая песня, при всех конкретных вариантах, имеет и

* Вишневская, Л. А. Акустический элемент бурдонно-певческой модели черкесов и карачаевцев / Л. А. Вишневская//Проблемы музыкальной науки. - Уфа, 2007.1(1), с. 181.

стойкие инвариантные особенности, позволяющие говорить о стойкой национальной художественно-эстетической традиции.

1. Героические песни - это исключительно мужские песни для солиста и хора а капелла или для солиста с инструментальным сопровождением. В некоторых современных народных хорах при исполнении героических песен используются и женские голоса. Известны также записи только для инструментального исполнения.

2. Характерной музыкальной особенностью абхазских героических песен является начало песни с верхних звуков с последующим нисходящим движением (вершина-источник). Патетика начальных звуков песни, как бы рассекающих воздух, сосредоточивает внимание слушателя и в то же время подчеркивает особую важность повествования. Иногда песни начинаются с ферматы на первом звуке, длительность которой полностью зависит от желания исполнителя. Данный приём с самого начала создаёт особое эмоциональное напряжение. Начальная фраза солиста является главным музыкальным тезисом, получающим дальнейшее вариационное развитие.

3. Эпические и исторические песни абхазов, как и народная музыка в целом, как правило, связаны с реальными событиями, поэтому всегда имеют эпико-повествовательный характер. Многим из них сопутствуют целые рассказы («Озбакь», «Песня скалы», «Песня изгнанников», «Напха Кягуа», «Уаридада»).

4. Песни изложены в двух или трехголосной фактуре. Главную мелодическую линию ведет солист (тенор), а хор создает бурдонную, функционально-гармоническую поддержку.

• 5. Партия солиста отличается импровизационностью, при относительной стабильности хора. (В танцевальных песнях «аркуашагашва» у сольных голосов наблюдается процесс варьирования.)

6. Отличительной исполнительской особенностью героических песен является стремление к интенсивному, беспрерывному пению, которое

15

достигается посредством цепного дыхания в хоровых партиях.

7. Темпы песен неторопливые, величественные.

8. В интерпретации бессловестных героико-исторических песен, неоценимую роль играют автономно существующие истории песен, порою развёрнутые до целого рассказа. Слова-рефрены, хотя и не имеют конкретного семантического наполнения, но полноценно отображают эмоциональную и духовную составляющие фольклорного источника.

9. Сольные инструменты ачарпан и апхьарца обычно занимают лидирующее положение в дуэте с человеческим голосом, что повышает роль музыкально-драматургического развертывания произведений. Исключение составляют разве что эпические песни-сказы, где, по понятным причинам, роль словесного текста сильно возрастает.

В Главе II «Становление абхазской профессиональной музыки и роль героической песни в формировании национальной композиторской школы» даётся развернутый анализ формирования абхазской профессиональной музыки и национальной композиторской школы, начиная с 20-х — 30-х годов XX века. Рассматриваются вопросы рождения героико-исторических песен эпохи революции в Абхазии; бытования песен Великой Отечественной войны, творчества самодеятельных и профессиональных композиторов Абхазии.

В орбиту изучения вошли такие яркие представители абхазской культуры, как А. Чочуа, Г. Голубов, А. К. Шервашидзе (А. Чачба), К. Ковач, А. Позднеев, Д. Шведов, И. Кортуа, К. Дзидзария, И. Лакербая, Б. Багателия, А. Чичба, Р. Гумба. Этот подробный анализ показывает, что героическая песня, героическая музыка всегда играла и до сих пор играет важную роль в формировании абхазской композиторской школы, в творчестве композиторов-песенников и первых профессионалов. И это является исторической закономерностью, так как героическая музыка, наряду с героическими сказками, рассказами, изречениями является фундаментом традиционного

воспитания в абхазской семье. Этим объясняется особая любовь народных масс ко всему героическому, существование культа героического мировоззрения.

Разделы 2.5. - 2.8. «Героическая фольклорная и современная героическая песня в период войны 1992 - 1993 гг. и послевоенные годы» посвящены исследованию огромной патриотической роли, которую играла абхазская героическая песня в период абхазо-грузинского военного конфликта. На свежих жизненных примерах показана нравственно-духовная роль музыкального искусства в исторических свершениях абхазского народа.

Самым «военным» абхазским композитором следует считать К. Ченгелия, и не только потому, что он писал военные песни во время войны, он и после ее окончания более других композиторов «остался» в военной тематике. В творчестве К. Ченгелиа мы наблюдаем кардинальную смену музыкальных образов. Композитор, который благодаря своей лучезарной светлой музыке, назывался «абхазским Моцартом», во время войны полностью переключился на военный лад, организовал ансамбль, который наряду с народными героическими песнями исполнял новые сочинения композитора, поднимавшие дух бойцов абхазской армии.

Такие сочинения К. Ченгелиа, как «Врагу не показали спину» (1993), «Продолжатель рода» (1995), «Мы кавказцы» (2002), «Сын народа», «Сухум» (2008), «Абхазия»(2009); для тенора в сопровождении фортепиано: «Герой Беслан» (2001), «Готов для Абхазии» (2009) и в настоящее время являются активными носителями героической темы в современной Абхазии.

В военном творчестве Т. Аджапуа выявляется его пристрастие к кантате, что, в свою очередь, выражает стойкое тяготение композитора к историческим и патриотическим темам, которые естественно отображаются этим жанром.

О. Ферзба, известный в Абхазии, в основном, как автор лирических песен на стихи абхазских поэтов, под впечатлением войны начал сам писать тексты к своим песням. Одна из них, песня «Шэнеибац» («Сплотитесь») призывает молодых абхазцев: «сплотитесь молодцы и идите вперед, дорогой свободы

идите вперед». Это был первый патриотический подвиг музыканта, оружием защиты отечества которого стала песня.

В Главе III «Вопросы современной аранжировки и исполнительства героических песен абхазов для академического хора (из собственного опыта)» обсуждается проблема введения в концертный репертуар творческих коллективов песенных шедевров из сокровищницы народного музыкального творчества. Это стало особенно актуальным после создания Государственной хоровой капеллы Абхазии, чей репертуар нуждается в постоянном обновлении и, в том числе, широком привлечении фольклорных образцов. Новый импульс в потребности обработок народной музыки и особенно героических песен был вызван войной 2002 - 2003 годов.

При наличии в данной области образцов песен для отдельных инструментов (чаще апхьарцы) и голоса с инструментальным сопровождением, не будет ошибкой сказать, что героические песни наиболее мощно звучат именно в хоре а cappella. В фольклорном оригинале у абхазов это мужские хоры, но многие песни ярко и полнозвучно предстают в аранжировках для смешанного состава.

Абхазская народная музыка до начала XX века развивалась исключительно как культура устной традиции. Трудно даже вообразить, сколько песен и сказаний, плодов устного народного творчества безвозвратно унесено временем из-за того, что их запись началась так поздно.

Работа аранжировщика немыслима без нотного материала, из которого он черпает свои творческие идеи. Для полноценной аранжировочной работы с абхазским музыкальным фольклором необходимо использовать труды, которые должны стать настольной литературой - это сборники абхазских народных песен, научные исселдования И. Хашба, М. Хашба, А. Аргун, А. Ашхаруа, а также труды выдающихся учёных, таких как Ш. Инал-ипа, особенно его «Памятники абхазского фольклора», Ш. Салакая («Избранные труды») и др.

Сама аранжировка, по нашему мнению, делится на несколько типов, которые можно свести к трём основным:

1. Простая аранжировка, то есть, адаптация песни для исполнения академическим хором. Причём образно-эмоциональный строй некоторых обрядовых песен позволяет осуществлять именно и только этот вид аранжировки (например, «Песня бури», охотничьи песни и некоторые другие обрядовые песни).

2. Аранжировка с варьированием куплетов - часто встречающийся тип обработки, особенно подходящий для трудовых и шуточных песен.

3. Концертная аранжировка - яркая, выразительная, сделанная на пределе технических возможностей, доступных для конкретного коллектива. Она приложима ко всем жанрам народных песен с учётом их специфики. Этот тип аранжировки наиболее часто востребован для академических хоров. Как и в других жанрах аранжировочной работы, аранжировщику нужны

некоторые общие знания в вокально-хоровой области, равно как и знания специфические, касающиеся абхазской героической песни.

1. Исчерпывающие представления о возможностях вокала, о специфике солирующих и хоровых голосов.

2. Знание основных правил хорового голосоведения, баланса хоровой фактуры, в целом, хоровой технологии, что обеспечивается академическим образованием, в том числе, по сольфеджио, гармонии, полифонии, форме.

3. Владение различными стилями и приёмами хоровых переложений, с учётом жанрово-стилистических, ладово-интонационных, фактурных особенностей, характером мелодики, метро-ритмического рисунка, гармонического языка, принципов формообразования.

4. Владение всем арсеналом художественно-выразительных средств.

5. Умение детально разобрать песню на фразы, опорные точки, к которым стремится мелодия, определить кульминации и суметь «сэкономить» звучание хора таким образом, чтобы кульминации стали рельефными и отчётливыми.

6. Не каждую героическую песню следует перекладывать для специфических составов (за исключением того, когда это делается в учебных целях, скажем, для женского или детского хоров). Героические песни, как правило,

предназначены для мужского состава, поэтому при переложении их для смешанного хора возникает много проблем, связанных с тембровыми характеристиками, количеством и фактурным качеством голосов, тесситурой, фактурой, плотностью звучания, динамикой. При этом, разумеется, смешанный хор даёт большие возможности изменения объёма звучания посредством сжатия или расширения фактуры, октавных удвоений, divisi и т. д.

Следует осторожнее относиться к транспонированию с целью тесситурного улучшения звучания голосов (более оптимального использования голосовых возможностей солиста и хора). Следует помнить, что выбор тональности может давать не только вокальные преимущества, но и изменять окраску, которой наделена каждая тональность. Например, бемольные тональности звучат мягче, «матовее», «округлённее» диезных, поэтому не следует их взаимозаменять.

7. Чрезвычайно важно при аранжировке сохранить все художественные особенности оригинала - мелодию, гармонию, метроритм, нюансы. Форма может подвергаться некоторым изменениям, но не слишком кардинальным.

8. Абхазские песни очень пластичны в плане гармонизации, но не следует поддаваться соблазну непременного гармонического «обогащения» в ущерб стилистической целесообразности.

В главе даются некоторые специальные рекомендации для профессионального аранжировщика для наиболее целенаправленного выполнения им аранжировки абхазской героической песни. Из многочисленных этапов творчества важнейшими мы считаем выбор песий и выбор исполнительских средств.

В Заключении подводятся основные итоги научного исследования. Показано, что существует две основные традиции абхазского пения: хором с солистами а cappella и солистом в сопровождении народных музыкальных инструментов: ачарпына или апхьарца. Обычно в хоровом исполнении участвуют только мужчины, хотя иногда подпевают и женщины.

Наличие солиста (или даже нескольких солистов) - непременное условие народной песни. Оно как нельзя лучше отражает героический пафос пения,

олицетворяет собственно героя или героя среди героев. Хор (порой, до тысячи участников) олицетворяет народ, ведомый на подвиги национальным героем.

Твердое знание инвариантных свойств абхазской героической песни необходимо композиторам, аранжировщикам и профессиональным исполнителям, использующим художественные образцы этого жанра.

Среди этих свойств: широкое использование народных диатонических ладов (фригийский, дорийский, миксолидийский); характерные патетические зачины напевов с «вершины-источника», дающие импульс к дальнейшему вариантно-вариационному (а нередко и импровизационному) развитию; широкое звучание хорового бурдона, тяготеющее к интенсивному и неумолкающему фону (цепное дыхание); часто используются слова-рефрены, не имеющие четкой лексической основы, но полноценно выражающие приподнято эмоциональное состояние певцов.

Многонациональный народ Абхазии строит свою новую жизнь - жизнь независимого государства. Немалую роль в ней будет отведена культурно-просветительской работе. Задача абхазских музыковедов - сохранять национальные святыни - неисчерпаемый источник народного творчества. С другой стороны, необходимо совершенствовать всесторонние знания об этом источнике, применяя их на практике для обеспечения долгой и славной судьбы национального музыкального искусства.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Чанба, Н. В. Особенности героических песен абхазов // Театр, живопись, кино, музыка.-М., 2011.-№2.-С. 170-192.

2. Чанба, Н. В. Три ипостаси героического в музыкальном фольклоре абхазов (песенная трилогия: «Озбакъ», «Песня скалы», «Песня ранения»)// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов:

Грамота, 2013. - No 9, Ч. II. - С. 205-213. ISSN 1997-292Х. www.gramota.net/materiaIs/3/2013/9-2/52.htmI

3. Чанба, H. В. Музыкально-поэтическая модель абхазской героической песни и её родство с музыкой других народов Кавказа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. -№ 11 (37): в 2-х ч. Ч. I. - С. 177-186. ISSN 1997-292Х. www.gramota.net/materials/3/2013/ll-l/40.html

4. Чанба, Н. В. Древность и молодость абхазской музыки // Музыкальная жизнь. -М., 1982. -№ 12.-С. 9-10.

5. Чанба, Н. В. О нартских песнях // Апсны аказара (Искусство Абхазии). - № 3. — Сухум, 1983.-С. 10-11.

6. Чанба, Н. В. Современные тенденции в обработке народных песен для академического хора // Хоровое исполнительство. Сборник трудов 182 / РАМ им. Гнесиных. - М„ 2011. - С. 57-70.

7. Чанба, Н. В. Героическая хоровая песня абхазов: монография. - Сухум: Государственное издательство Республики Абхазия, 2014. — 160 с.

Подписано в печать 14.05.2014. Тираж 100. Заказ 37. Типография «Саратовский источник» 410031, г. Саратов, ул. Кутякова, 138 Б

 

Текст диссертации на тему "Героическая хоровая песня абхазов"

ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных»

На правах рукописи

ЧАНБА Нодар Викторович

ГЕРОИЧЕСКАЯ ХОРОВАЯ ПЕСНЯ АБХАЗОВ

Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

17.00.02 - Музыкальное искусство

Научный руководитель кандидат искусствоведения, профессор О.М. Судакова

Москва-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................4

Глава I. Героическая хоровая песня абхазов: генезис, типология,

художественный инвариант...................................................... 11

1.1. Понятия «герой» и «герой среди героев»...........................39

1. 2. Музыкально-поэтическая модель абхазской

героической песни и её родство с музыкой других народов Кавказа.......40

1.3. Три ипостаси героического в абхазском фольклоре. Песенная трилогия: «Озбакь», «Песня скале», «Песни ранения».......................47

1. 4. О феномене слов-рефренов в абхазских героических

песнях...................................................................................64

1.5. Истоки абхазского многоголосия...................................67

1. 6. Некоторые итоги........................................................75

Глава II. Становление абхазской профессиональной музыки и роль героической песни в формировании национальной композиторской

школы..................................................................................77

2.1. Героико-исторические песни эпохи революции

в Абхазии.......................................................................88

2. 2. Песни Великой Отечественной войны

1941-1945 гг...................................................................94

2.3. Творчество самодеятельных музыкантов Абхазии как важная веха в становлении абхазской композиторской

школы............................................................................98

2. 4. Творческое наследие композиторов-профессионалов А. Чичба и

Р. Гумба................................................................................103

2. 5. Героическая фольклорная и современная героическая песня в

период войны 1992 -1993 гг. и послевоенные годы..........................108

2. 6. Героическая народная песня и «неогероическая» музыка в творчестве абхазских композиторов в годы войны 1992-1993 гг. и

послевоенный период...............................................................114

2. 7. Военная бардовская песня как новый вид героической песни и новое явление в истории абхазов..................................................141

2. 8. Некоторые страницы из жизни творческой интеллигенции Абхазии в период героической борьбы народа

в войне 1992 - 1993 гг.......................................................149

Глава III. Вопросы современной аранжировки и исполнительства героических песен абхазов для академического хора (из собственного

опыта).................................................................................156

3.1. Виды аранжировок....................................................161

3. 2. Из истории аранжировок абхазских песен........................163

3.3. Некоторые навыки и умения, необходимые для аранжировщика

абхазских героических песен....................................................165

3. 4. Этапы аранжировки и методические рекомендации...........167

3.5. Выбор исполнительских средств....................................171

3. 6. О работе с первоисточником.......................................172

3. 7. Критическая составляющая опыта...............................176

3. 8. Общие моменты...................................................... 179

3. 9. Некоторые общие вопросы аранжировки и исполнения.....183

Заключение.........................................................................185

Литература.........................................................................188

ВВЕДЕНИЕ

В музыкальной культуре абхазов, одного из древнейших народов Кавказа, доминирующее положение исторически занимает героическая хоровая песня. И это не случайно: героика заложена в ментальности абхазов, вынужденных перманентно защищать свою родину от иноземных посягательств. Постоянная готовность к самозащите как отдельных личностей, так и всего народа, требовала и требует мужества и героизма.

Формирование героического духа абхазов в определенной степени связано с природно-географическими реалиями, часто ставившими человека в экстремальные условия, когда, чтобы выжить, необходимы прежде всего присутствие духа и проявление мужества.

И, как образно об этом пишет один из представителей абхазской интеллигенции первой четверти XX века С. Басария, «абхаз в дремучем лесу, у опасной переправы реки, в горных ущельях, у крутых подъемов в ночное время... он преображается, он теперь в родной стихии... головокружительные подъемы, бурные переправы, темный бор, молнии, ливень - все это гармонирует с его стихийной душой, он как бы живет жизнью этих опасностей, настроение приподнимается, он начинает петь под аккомпанемент громовых тресков, под шум дождя, града, горных рек и играющих водопадов!» [44; 122].

Героическое начало является главным мерилом жизни народа, его духовной сферы, отражающей различные мысли, чувства и устремления, этические и эстетические ценности, философские воззрения - всю полноту жизни этноса. Это является определяющим фактором в понимании того, почему песни героического склада являют собой наиболее яркие образцы народного художественного творчества.

Старец Алмасхан, один из народных абхазских мудрецов, говорил: «Песню поёт Дух» [37; 31]. Именно он, вездесущий героический дух, не вмещаясь в привычные рамки и понятия, проникает во все сферы народной

жизни абхазов: быт, охоту, врачевание, поминание и тому подобное.

Героическая песня в абхазском фольклоре вбирает несколько жанров: героико-эпический, героико-исторический, магическо-обрядовый, современный героический. Пожалуй, верно замечено одним из исследователей абхазской музыки О. Судаковой, что «границы жанра историко-героической песни достаточно размыты и трудноопределяемы» [172; 22]. Однако обозреть весь массив абхазского песенного творчества, так или иначе связанного с героической тематикой, вполне возможно, чему посвящена данная работа.

Актуальность исследования. Абхазский народ переживает сейчас судьбоносную для своей страны пору. Отстояв, благодаря всемерной помощи России, свою независимость, Абхазия с уверенностью и надеждой смотрит в будущее. Ее политические, социальные, экономические культурные амбиции, долгое время не находившие достойного применения, теперь открыты для народа республики. Подъем искусствоведческой мысли, в первую очередь касающейся исследования богатейших пластов народного творчества - бесспорная база для актуализации национального музыковедения.

Актуальность данного труда определяется и тем, что не существует специальной научной литературы, посвященной абхазской героической песне. Немногочисленные книги и статьи первопроходцев абхазской этнографической науки В. Ахобадзе, И. Кортуа, С. Басария, А. Аргун, А. Ашхаруа, Р. Гожба, Р. Гумба, Т. Джопуа, Г. Дзидзария, Ш. Инал-ипа, К. Ковача, В. Кукба, М. Хашба создают яркий контекст национальной музыкальной культуры. Но специальных исследований, посвященных абхазской героической песне, наиболее полно выражающей душу народа, пока нет.

Гипотезой исследования является мысль о том, что все разновидности абхазской героической песни сходятся на достаточно

стабильной модели, изучить и классифицировать которую и призвана наша работа.

Степень изученности проблемы в настоящее время незначительна. Собранного и обработанного фольклорного материала довольно много, но его системное исследование ведется в недостаточном объеме. Хорошим подспорьем к решению проблем являются научные исследования музыковедов из соседних Кавказских республик: Северной и Южной Осетии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Грузии, Армении, Азербайджана, ставящих и решающих сходные проблемы на примере музыки родственных народов. Значительным шагом в этом направлении является недавно защищенная докторская диссертация Л. А. Вишневской, посвященная пению с бурдоном черкесов и карачаевцев. Выделяются также труды В. И. Абаева по проблемам осетинского фольклора; Ш. Асланишвили - по грузинскому народному многоголосию; М. Анзароковой, исследующей механизмы передачи традиции в культуре жъыу\ И. Д. Жгенти о гармонии многоголосных песен Западной Грузии; Л. Г. Канчавели - об архаических истоках адыгейских песен и их ладогармоническом развитии; 3. Налоева, исследующего героические, величальные и плачевые песни адыгов; А. Рахаева - особенности многоголосного интонирования в эпической песне народов Северного Кавказа; М. М. Хашба - проблемы музыкального искусства и этнографии; К. Цхурбаевой, исследующей феномен осетинской героической песни; Л. X. Шауцуковой, цель исследования которой - музыкально-поэтические образы адыгского варианта эпоса «Нарты».

Предметом исследования является инвариантная модель абхазской героической песни в разные исторические периоды её развития.

Объектом исследования выступает абхазская народная песня и, прежде всего, песня героическая. Рассматриваются также сочинения абхазских композиторов, претворивших принципы абхазской героической

песни в своем творчестве.

Музыкальный материал исследования составили сборники абхазских песен, собранные в течение XX столетия, а также отдельные партитуры абхазских композиторов, созданные в последние пятьдесят лет.

Целью исследования является создание инвариантной модели абхазской героической песни, а также выдвижение системы классификации разных видов этих песен. Важно также применить эту инвариантную модель к результатам творческого освоения абхазского музыкального фольклора национальными композиторами. Освоение особенностей модели помогает в деле практической обработки (аранжировки) абхазской героической песни для академических хоровых коллективов.

Задачи исследования:

1) изучить разные пласты абхазской героической песни (народной и композиторской);

2) выявить их национально-жанровый инвариант;

3) проследить историческую и национально-патриотическую роль героической песни в жизни абхазского народа;

4) дать творческие рекомендации по аранжировке абхазской героической песни.

Методологической базой работы стали исторические, культурологические, музыкально-теоретические, этнографические научные источники, касающиеся не только Абхазии, но и всего Кавказского региона.

Системный подход к анализу абхазских героических песен позволяет правильно классифицировать их и установить инвариантную модель, дающую возможность не только широко пропагандировать это искусство, но и целенаправленно работать с фольклорным материалом в процессе исполнения и аранжировки.

В исторических и теоретических разделах автор использует научные

достижения российской музыковедческой школы. Это особо значимые труды Л. О. Акопяна, Э. Е. Алексеева, М. Г. Арановского, Б. В. Асафьева, И. А. Барсовой, И. В. Батюк, Р. Н. Берберова, В. П. Бобровского, И. М. Вызго, Е. В. Герцмана, Н. Н. Гиляровой, Е. В. Гиппиуса, В. Л. Гошовского, А. И. Демченко, И. И. Земцовского, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Л. А. Мазеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Ю. Н. Холопова, А. Г. Юсфина.

Научная новизна определяется самим фактом впервые предпринятого научного изучения тех мощных пластов абхазского песенного фольклора, которые определяются понятием героической песни. Дается авторское объяснение особого феномена абхазского пения, при котором словесно-поэтический текст существует отдельно от собственно песни. По-новому трактована фактурная основа абхазского пения, где солисты и хор выступают как проводники идей «герой - народ», «оратор -слушатели». Массовое исполнение (порой до тысячи участников) народных песен у абхазов служит важнейшим стимулом духовной конгрегации народа.

Новационный характер носит идея разработки инвариантной модели абхазской героической песни, которая помогает как в изучении фольклорного или композиторского материала, так и в творческом претворении этого главного жанра абхазского музыкального искусства в концертно-исполнительской, педагогической и просветительской деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

а) героическая песня абхазов - важнейшее условие осуществления жизнедеятельности нации в условиях постоянной многовековой борьбы за независимость, абхазская героическая песня восходит к общему для народов Кавказа эпосу о Нартах;

б) исследуется особое текстуальное свойство, когда слова и музыка песни могут существовать и функционировать отдельно друг от друга; в

интерпретации бессловесных героико-исторических песен неоценимую роль играют автономно существующие истории песен, порою развёрнутые до целого рассказа;

в) выявленный инвариант абхазской героической песни дает возможность профессионально, с полным пониманием специфики подойти к аранжировке и исполнению в хоровых коллективах лучших образцов этого жанра;

г) сольные инструменты ачарпан и апхьарца обычно занимают лидирующее положение в дуэте с человеческим голосом, что повышает роль музыкально-драматургического развертывания произведений (исключение составляют эпические песни-сказы, где, по понятным причинам, роль словесного текста сильно возрастает).

Теоретическая значимость исследования состоит в осмыслении абхазской героической песни как целостного феномена национальной культуры, опирающегося на инвариантные художественные, стилистические и технологические параметры бытования и исполнения. Музыковеды, фольклористы, исполнители, аранжировщики, композиторы, опирающиеся в своем творчестве на фольклор, смогут более квалифицировано подходить к собиранию, описанию, обработке и концертному претворению абхазской народной героической песне как уникальному художественно-эстетическому объекту.

Практическое использование работы заключается в пропаганде абхазского народного пения в среде самодеятельных и профессиональных коллективов в самой Абхазии и за ее пределами. Изучение системных свойств абхазской героической песни поможет в познании песенного творчества других кавказских регионов. Результаты исследования можно применять в педагогической работе и в практике более точной современной аранжировки абхазских народных песен.

Апробация диссертации. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных. Апробация работы осуществлялась путем публикаций материалов в журналах «Театр, живопись, кино, музыка», «Музыкальная жизнь», в интернет-журнале «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики», а также в дискуссиях по проблемам народного хорового искусства, в беседах с известными абхазскими композиторами, музыкальными деятелями, народными певцами и танцорами, в личной работе автора с артистами Государственной хоровой капеллы Абхазии.

ГЛАВА I. ГЕРОИЧЕСКАЯ ХОРОВАЯ ПЕСНЯ АБХАЗОВ: ГЕНЕЗИС, ТИПОЛОГИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНВАРИАНТ

Песенная культура абхазского народа являлась в его сложной судьбе тем спасительным звеном, которое в любое трудное время укрепляло дух нации и призывало людей к подвигу. Не случайно именно героическое начало в национальном фольклоре вышло на передний план, сделав его главным мерилом в жизни народа, особой духовной сферой, в которой концентрируются высокие мысли и чувства, духовные устремления, этические и эстетические ценности, философские воззрения - то есть, вся полнота жизни этноса. Песни героического склада представляют собой наиболее развитые «классические» образцы песнетворчества абхазов, составляющие золотой фонд абхазского музыкального фольклора.

Выраженные в героической песне и хранящиеся в народной памяти исторические сведения о героях, событиях, иногда приобретающие мифологический оттенок, необходимы для самосознания народа, правильной самооценки, избрания верного пути своего развития и видения себя в будущем.

Вся история абхазского народа соткана из борьбы за существование, за сохранение этнических ценностей. Согласно легенде, Бог даровал абхазу, запоздавшему на раздачу земель, уголок планеты, припасенный для себя. Но не для того ли, чтобы испытать его на достойность этому Дару и чтобы испытать его способность оградить этот славный уголок земли от всяческих невзгод?!. С тех пор через всю историю абхазов как бы проходит один и тот же вопрос: «Не иссяк ли его героический дух?».

Греки, римляне, арабы, турки..., были сотни нашествий и все они несли смерть и разрушение. Последней трагедией стало массовое изгнание абхазов в Турцию, проведенное царским правительством в середине XIX столетия. XX век, казалось бы, принёс наконец относительное спокойствие, возможность мирного строительства народом своей

культуры, образования, экономики, однако в последнее десятилетие века и оно было прервано абхазо-грузинской войной.

Конечно, неправильно видеть историю только в чёрном цвете. Войны несли с собой не только беды, они имели и оборотную сторону. Так, римляне в первые века нашей эры принесли в Абхазию христианство, а византийцы, в свою очередь, укрепили его основы. Христианство на многие века запретило работорговлю, уничижавшую край. Но