автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Адаптивно-адаптирующие стратегии в антропологическом дискурсе

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Петров, Валентин Петрович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Адаптивно-адаптирующие стратегии в антропологическом дискурсе'

Текст диссертации на тему "Адаптивно-адаптирующие стратегии в антропологическом дискурсе"

Санкт-Петербургская Медицинская Академия последипломного образования

На правах рукописи

Петров Валентин Петрович

Адаптивно-адаптирующие стратегии в антропологическом дискурсе

/ ЬЦО ^ ^¡М1 ^ * ^ ^/Ьс;

V С £ ^Р^^ 'г ^ Ч ^ /

Специальность: 09.00.13 - философская антропология и философия культуры

Диссертация

на соискание ученой степени доктора философских наук

Санкт-Петербург 1998

Л

Санкт-Петербургская Медицинская Академия последипломного образования

На правах рукописи

Петров Валентин Петрович

Двойственность природы человека как философская и методологическая проблема

Специальность: 09.00.13 - философская антропология и философия культуры

Диссертация

на соискание ученой степени доктора философских наук

Санкт-Пет ербург г()с 1999

Ь....../?<

К Ро ..чп

Оглавление.

Введение............................................. 4

Глава I. Трансцендентально-философские и философско-антропологические предпосылки познания адаптации человека.25 §1. Эвристическая функция философского знания. Принцип "единообразия природы" и границы

естественнонаучного образования понятий................40

§2. Человек как эмпирико-трансцендентальная двойственность. Своеобразие историко-социологического подхода к исследованию адаптивно-адаптирующих стратегий. 67 Глава II. Методологические принципы междисциплинарного исследования адаптации человека в антропологическом

дискурсе................................................. 83

§1. Дуальность природы человека как философская и

методологическая проблема.............................. 84

§2. Характеристика основных научных школ в исследовании адаптации человека....................... 103

A. Характеристика научных школ, исследующих глобальные (историко-антропологические и теоретико-эволюционные) аспекты адаптации...................... 111

Б. Характеристика научных школ, исследующих урбанистические аспекты адаптации.................... 116

B. Социально-психологические и психологические школы исследования адаптации личности...................... 119

Г. Характеристика медицинских научных школ,

исследующих адаптацию человека....................... 125

§3. Медицина как специфическая область

междисциплинарных исследований (особенности

институциализации медицинской адаптологии)............ 134

Глава III. Адаптивно-адаптирующая деятельность в антропоэкологическом дискурсе........................... 158

§1. Философская рефлексия экологического дискурса об

адаптивно-адаптирующих стратегиях..................... 158

§2. О разнообразии интерпретационных позиций при исследовании адаптивно-адаптирующих стратегий в социальной

медицине, медицинской экологии и психологии...........179

Глава IV. Адаптивно-адаптирующие стратегии в

психоанализе и современной сексологии...................234

§1. Дилемма: "понимание" или "объяснение" в

психоанализе и современной сексологии.................235

§2. Проблема адаптации в психотерапевтической

практике и психоаналитической философии З.Фрейда......24 4

§3. Сциентистские и антисциентистские тенденции в психоаналитической интерпретации сексуальности и

адаптивно-адаптирующей деятельности...................271

§4. Экзистенциальный психоанализ: философские основания адаптивно-адаптирующих стратегий и ансамбль психотерапевтических практик (семейная терапия

дизадаптаций, супружеских дисгармоний и сексуальных

неврозов у подростков) ................................ 281

§5. Проблема духовности сексуального в истории европейской философии XX века, в русском психоанализе и в

философии "пола и любви" серебряного века.............305

Библиография ....................................... 344

Введение.

Теория адаптации человека традиционно относится к области биологии и медицины, выступая в них в качестве стержневой проблемы, уровнем разработанности которой определяется глубина раскрытия источников, движущих сил и закономерностей развития объекта исследования.

Однако, несмотря на фундаментальное значение адаптации в общей системе научного знания о человеке(адаптация является предметом исследования не только биологии и медицины, но психологии и психотерапии, социологии и культурологии), до сих пор явно не достаточно разработана проблема философских оснований и методологических принципов формирования адапта-логии как единой научной теории( отражающей всю сложность ее теоретического объекта-человека как природно-духовного, био-социо-культурного существа) с достаточно разработанной понятийной структурой и выполняющую все основные функции теори-тической системы знания.

Понимание адаптации с философских позиций лежит в плоскости выяснения особенностей взаимосвязи форм и механизмов интеграций природного и духовного, биологического и социального, духа и плоти, души и сердца. Осознание двойственности своей природы- фундаментальное событие в жизни человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания,- и в этом аспекте его бытия наиболее существенные формы его жизнедеятельности выступают как адаптивные стратегии поведения человека. Но с другой стороны, его поведение определяется социальными нормами, он обладает сознанием свободы, формирующим адаптирующие стратегии его жизнедеятельности, позволяющие человеку стремиться к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины. Адаптирующие стратегии самым тесным

образом связаны, а во многом и детерминированы различными способами производства человека, технологиями и проектами, составляющими суть культуры.

История различений, лежащих в основе дуальности человека, уходит корнями в некогнитивные практики, и поэтому ее реконструкция должна опираться не только на определения, даваемые тем или иным философом, но и выявлять реальные структуры, в рамках которых они складываются и функционируют.

Именно такой философско-антропологичесий подход к осмыслению природы человека, его свободы и несвободы, здоровья и болезни, адаптации и дизадаптации позволяет по-новому, нетрадиционно увидеть проблему адаптации человека как проблему его адаптивно-адаптирующих стратегий.

Эта нетрадиционность, прежде всего, проявляется в переводе обсуждения философских проблем адаптации, осущуствляв-шихся ранее в контексте естественно-научного знания, на рельсы гуманитарного подхода к исследованию адаптации человека. Представители гуманитарного знания в своей критике естественно научного определения человека, его здоровья и адаптации, отмечают принципиальную открытость и незавершенность человека. Его так называемая "природа" не является чем-то заданным, а строится в каждой культуре по-своему. Человеком не рождаются, а становятся.

В истории развития общества и его культуры человек становится центром мироздания в эпоху науки и морали, как субъект познания и оценки. Порядок истории и человеческих действий не определяется однозначно рациональными структурами, а реализуется в форме уклада повседневности, характеризующейся собственными масштабами и рмтмами. Гетерогенные структуры повседневности конституируют различные формы жизненного опыта, определяют вопросы и решения, сомнения и утверждения субъектов жизненного мира. Метрика современности определяет-

ся тем, что взгляд с неба в ней замещен взглядом с земли. Земля с ее границами своего и чужого, внешнего и внутреннего, свободного и принудительного задает трансценденцию повседневного опыта жизни, который конституируется не только понятиями, но и границами, порогами, гаризонтами и перспективами, образующими структуру поля жизни. Эти пороги, границы фенеменальны и существуют не как естественный порядок, а как структура ментальности: жизнь и смерть, болезнь и здо-ровбе, адаптация и дизадаптация- все это вполне объективно и переживается посредством неких интерсубъективных форм повседневности .

Новые структуры повседневности, привносящие сильный элемент игры и условностей во все формы жизни, обладают не только достоинствами широты, плюрализма, признания разнородности, но и недостатками релятивизма, неупорядоченности, несоизмеримости и непонимания. Пустота, вызванная ростом гетерогенности, лишает человека онтологической укорененности . Распрстранение шизофрении в современном обществе, как прежде неврозов, является ярким тому свидетельством.

По нашему мнению большое значение в исследовании данных философско-антропологических проблем имеет медицина. Ясно, что опыт медицины- это тоже опыт сознания и бессознательного и, значит, опирается на философские предпосылки, но на другие, чем в философии разума или феноменологии.

Так в критической антропологии М.Фуко речь идет о генеалогии исторического априори, о поиске своеобразного нулевого пункта истории рациональности, в которую оказывается как бы встроенной история безумия, и где безумие оказывается стороной рациональности. Философская антропология М.Фуко озабочена установлением диагноза болезни общества. Чтобы исправить человека. Необходимо вылечить общество. Поэтому Фуко определяет философа, как клинициста цивилизации.

Трудно не согласиться с Фуко, утверждавшим, что в жизни бывают моменты, когда, чтобы продолжать смотреть или размышлять, нельзя обойтись без вопроса: можно ли мыслить иначе, чем мыслишь и воспринимать иначе, чем видишь? "Мне скажут, быть может, - пишет М.Фуко, - что этим играм с самим собой следовало бы оставаться за кулисами; и что в лучшем случае они составляют часть тех подготовительных работ, которые, как только они выполнены, сами собой стареют. Но что же тогда такое философия сегодня - я хочу сказать: философская деятельность, - если не критическая работа мысли над самой собой? Если она состоит не в том, чтобы попытаться узнать (вместо того, чтобы узаконивать то, что уже известно), как и до каких пределов можно было бы мыслить иначе? Действительно, "опыт", который нужно понимать не как упрощающую - в коммуникативных целях - апроприацию другого, но как "в игре истины изменяющее меня самого испытание", - этот опыт и есть живое тело философии, по крайней мере, если эта последняя и сегодня еще является тем, чем она была прежде: "аскезой", упражнением себя - в мысли.

Для интеллектуалов (в уточненной терминологии Фуко -"неангажированных", "локальных" или "специфических" интеллектуалов) стало привычным работать не в сфере универсального, выступающего образцом, справедливого-и-истинного-для-всех, но в определенных секторах, в конкретных точках, там, где они оказываются либо в силу условий работы, либо в силу условий жизни (жилье, больница, приют, лаборатория, университет, семейные или сексуальные отношения). (153,278)

Задача данного диссертационного исследования - диагностировать настоящее, чтобы следуя сегодняшним линиям надлома, постараться ухватить, через что и каким образом то, что есть, могло бы не быть больше тем, что есть. И именно в этом смысле описание должно делаться всегда соответственно своего

рода виртуальному разлому, который, открывает пространство свободы, понимаемое как пространство конкретной свободы, то есть возможного изменения. Такая линия надлома сегодняшней теории адаптации человека дистанцируется с помощью концепции адаптивно-адаптирующих стратегий, которая в современной медицинской психологии и психотерапии (особенно, психоаналитической) конституируется на основе принципа единства гомео-статического приспособления пациента и его личностного роста и развития как своеобразного пространства конкретной свободы, то есть возможного изменения, с сохранением присущей пациенту личностной уникальности, его открытого и спонтанного поведения.

Концепция адаптивно-адаптирующих стратегий диагностирует также противоречие между естественнонаучным и гуманитарным подходом, разрывающим понимание адаптации как единого целостного процесса на адаптивную (преимущественно, гомео-статическую, раскрываемую средствами биологического, точнее физиологического, исследования) и адаптирующую (активную, преобразующую, раскрываемую, преимущественно, историческим, социально-культурологическим знанием) деятельность человека. Эта линия надлома ставит перед диссертантом задачу выявления границ естественнонаучного образования понятий и осмысления своеобразия исторического. Как справедливо отмечает Б. В. Марков, - "представление об исторической закономерности, возникшее по аналогии с естественнонаучной, наталкивается на внутреннее сопротивление, связанное с желанием свободы, которое Достоевский охарактеризовал как "глупую волю", выбирающую эгоистическое удовлетворение даже перед лицом гибели всего мира"(88,7). Действительно, допущение объективной закономерности и рациональности истории по аналогии с природными механизмами противоречит, во-первых, нравственной свободе и ответственности, для исполнения которых требуется не-

зависимость от всякой внешней природной или социальной детерминации, а во-вторых, подсознательным стремлениям и желаниям человека, власть которых очевидным образом влияет на ход истории. На уникальность составных частей мира истории и ценностную детерминацию человеческих действий обратил внимание Г.Риккерт, почти забытые размышления которого тем не менее вновь и вновь оказываются полезными.

Виртуальный разлом естественнонаучного и гуманитарного подхода к человеку, в целом, и его адаптации, в частности, демонстративно нагляден в современном психоанализе.

Как известно, психоанализ занимает в нашем знании особое место. Дело не в том, что он лучше всех других гуманитарных наук уловил собственную позитивность и наконец осуществил прежнюю установку на достижение подлинной научности, но, скорее, в том, что на границах любого познания о человеке он образует не только надежную и неисчерпаемую сокровищницу опыта и понятий, но более того - некий постоянный источник беспокойства, вопрошания, сомнения, критики и оспаривания всего того, что могло бы иначе показаться несомненным (154, 392). На это имеется определенная причина, которая сводится к специфике объекта психоанализа, но еще более -его места и функций в общем пространстве эпистемы. Психоанализ подходит к тому моменту, принципиально недостижимому для всякого теоретического знания, конфликта или функции, где содержания сознания сорасчленяются или, вернее, замирают, раскрывшись на конечности человеческого бытия. Это значит, что в отличие от гуманитарных наук, которые в своем попятном пути к бессознательному навсегда остаются в пространстве того, что доступно представлению, психоанализ стремится перешагнуть через представление, выплеснуться через него в конечность человеческого бытия.

Эта специфика психоанализа как своеобразного эвристического поля позволяет выявить и сформулировать своеобразие философской рефлексии, в которой познания рассматриваются вне всякого критерия их рациональной ценности или объективности их форм, утверждают свою позитивность и обнаруживают, таким образом, историю, являющуюся не историей их нарастающего совершенствования, а скорее историей условий их возможности .

Для данного диссертационного исследования важное методологическое значение имеют также высказывания М.Фуко о необходимости различать два способа исследования: один заключается в том, чтобы дать себе объект и попытаться разрешить проблемы, которые он ставит; другой же состоит в том, чтобы размышлять над некоторой проблемой и исходя из этого определять объектную область, которую нужно обозреть, чтобы проблему эту разрешить (153, 398).

Первый способ работы можно считать более традиционным, характерным для естественнонаучного исследования адаптации и в рамках современной адаптологии он наиболее полно представлен в работах по философским проблемам биологии. Второй способ - способ собственно философского размышления (в данном диссертационном исследовании - над проблемой адаптивно-адаптирующих стратегий) - позволяет определить объектную область как выходящую за пределы анализа естественнонаучных (биологических) аспектов адаптации человека в исследование социокультурных и, особенно, психоаналитических аспектов.

В контексте традиционного подхода проблема адаптации до настоящего времени особенно в биологической литературе рассматривалась, преимущественно, как проблема выживаемости живых систем: организмов, популяций, видов. Точно также и проблема адаптации человека в большинстве медико-биологических исследований ставилась как проблема выживаемости и здоровья

человека в экстремальных условиях его жизнедеятельности. Причем адаптация человека, как правило, в теории медицины рассматривалась в контексте организмоцентрических концепций. Только в последнее время, во многом благодаря работам новосибирских адаптологов, возглавляемых академиком В.П.Казначеевым, проблема адаптации человека приобрела "популяционное" измерение.

В современной литературе пр�