автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Административно-территориальное управление древнеяпонского государства в VIII веке (отношения между центром и периферией)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Сахарова, Евгения Борисовна
Введение.,.А
Глава 1. Японское государство в V-VII веках.
11 Формирование древнеяпонского государства.
12 Реформы VII века
12 Введение административно-территориального управления.
12.1 Государство "рицурё:".-.
122 Время создания провинций, уездов и регионов.
Глава 2. Административно-территориальное управление в VIH веке
11 Основные изменения политики японского государства в отношении периферии в VIII веке.
12 Эволюция уездного управления в VIII веке.
13 Эволюция провинциального управления в VIII веке.
13.1 Изменения политики японского государства в области провинциального управления в VIII веке.
132 Проблема эффективности провинциального управления.
14 Экономическое положение провинций и уездов в VIII веке.
15 Степень освоенности государством различных территорий.
15.1 Юго-западная и северо-восточная периферия.
152 Степень освоенности различных территорий, входивших в состав японского государства в VIII веке.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Сахарова, Евгения Борисовна
УП-УШ столетия в Японии были временем перехода от раннего государства к государству централизованного типа. В УШ веке усилия по созданию централизованного государства достигли кульминации. Правящая верхушка Японии старательно пыталась воплотить в жизнь идеалы китайской государственности. Влияние Китая проявлялось практически во всех областях жизни: в идеологии (конфуцианско-буддийский комплекс), в архитектуре, в литературе, в структуре чиновничества, в традиции историописания (создание официальных летописных сводов), системе административного деления и т.д.
Однако государство, планомерно строившееся по китайским образцам, в конечном счете, приобрело вполне своеобразный вид и заметно отличалось от источника подражания. В современной зарубежной и отечественной историографии проблеме того, как заимствованные из Китая институты видоизменялись на японской почве, уделяется много внимания. Лучше всего в этом отношении изучены структура и функционирование чиновничьего аппарата в Японии УП-УШ веков [Грачев, 1998; Иноуэ, 1974, 1993; Исимода, 1971, 1973; Хаякава, 1974; Наоки, 1965 и др.]. Административно-территориальная система управления с этой точки зрения изучена хуже. Между тем, именно от успешного решения проблемы установления эффективного контроля на местах во многом зависела и судьба централизаторских реформ в целом. Именно это и обусловило наше обращение к данной проблематике.
Административное деление по территориальному принципу традиционно рассматривается как важнейший признак государственности (два других признака - наличие публичной власти, отделенной от управляемого населения, и существование налоговой системы для содержания публичной власти) и возникает на стадии складывания раннего государства. Однако пережитки прежнего административного деления, основанного на родовых связях, ещё длительное время продолжают играть важную роль в жизни общества и государства. При этом клановые связи наиболее сильны на местном уровне, тогда как центральная администрация тяготеет к внеклановой основе. Соперничество между центральной властью и местной родовой знатью было основным содержанием социально-политической жизни ранних государств [Кочакова, 1995, с. 160-161]. Следует учитьгоать и то, что центральная власть по своему происхождению была аристократической, поэтому проблема соотношения кланового и надкланового принципов существовала как на уровне взаимоотношений между центром и периферией, так и на уровне центральной власти.
Японская государственность формировалась на основе родоплеменных структур управления, что было вполне обьиным способом формирования государств на древнем Востоке [Васильев, 1977, с. 11]. Однако в конце УП - начале УШ веков из Китая бьша заимствована система местного управления, которую предстояло приспособить к условиям общества, где родовая знать всё ещё пользовалась огромным влиянием. Схожие процессы происходили в период складывания варварских королевств в Западной Европе, когда взаимодействовали римская административно-территориальная система и родоплеменные принципы организации варварсБсих племен. Однако на территории Западной Европы частично сохранялось римское административное деление, что значительно облегчало и ускоряло процесс складьюания административного управления, построенного по территориальному принципу (исключение составляли Норвегия и Англия, в которых римское влияние было крайне слабым, и органы административно-территориального управления вырастали непосредственно из разлагавшего родового строя) [Корсунский, 1963, с. 139]. В Японии же была предпринята сознательная попытка искусственного создания административной системы, заимствованной у общества, находившегося на типологически иной (более высокой) стадии развития.
Изучение особенностей фушащонирования заимствованной из Китая административно-территориальной системы управления в Японии VIII века представляет общеисторический интерес. История знает не так уж много случаев независимых очагов развития государственности. Подавляющее большинство государств возникало в тесном соседстве с уже существующими центрами, и феномен использования на ранних стадиях государственности готовых технологий государственного управления - явление вполне универсальное. Заимствование китайской административно-территориальной системы в Японии VIII века -частный случай этого универсального явления.
Важной проблемой для истории Японии VIII века является вопрос о том, на какой территории реально действовала централизованная система управления, основанная на регламентировании жизни законодательными сводами. Общепризнанным является положение о том, что наиболее полно и последовательно централизованная система управления была воплощена в жизнь в центральном районе Кинай (провинции Ямато, Ямасиро, Сэпду, Кавати, Идзуми). Вопрос же о том, в какой мере китайские принципы управления проводились в жизнь в других районах страны, остаётся дискуссионным. Это связано, в первую очередь, со спецификой источниковедческой базы, имеющейся в нашем распоряжении. Абсолютное большинство источников было создано в центральном районе Кинай для нужд государства и аристократии этого района. Поэтому этот район изучен наиболее подробно. Выяснение степени освоенности государством остальных территорий страны и является одним из главных предметов данного диссертационного исследования.
При написании диссертации потребовалось обращение к широкому кругу отечественных и зарубежных исследований, посвященных тем или иным аспектам формирования централизованного государства в Японии.
Среди японских авторов, во многом определивших современный уровень научных знаний о японском государстве VII-VIII веков, следует отметить Аоки Кадзуо, Исимода Сё:, Иноуэ Мицусада, Хаякава Сё:хати, Киси Тосио, Наоки Ко:дзиро:.
Монография Иноуэ Мицусада посвящена проблеме формирования древнеяпонского государства и изучению его истории в VI-VII веках СИноуэ, 1974]. В монографии, в частности, уделяется внимание механизмам контроля раннеяпонского государства на периферии. Работа Хаякава Сё:хати посвящена изучению государства "рицурё:"А периода расцвета и упадка; в одном из разделов книги дается характеристика провинциального и уездного управления эпохи Пара (710-784) [Хаякава, 1974]. В работах Наоки Ко:дзиро: рассматривается процесс становления японского государства, внутренняя и внешняя политическая ситуация в эпоху Пара (710-784) [Наоки, 1965,1993]. В исследованиях Исимода Сё: особое внимание уделяется ранним стадиям формирования древнеяпонской государственнности и правовым аспектам древнеяпонской государственности [Исимода, 1971, 1973]. Работы Аоки Кадзуо посвящены изучению государства "рицурё:" эпохи Пара, в них, в частности, рассматривается проблема того, в какой мере законы "рицурё:" были воплощены в жизнь [Аоки, 1966,1973].
Европейские и американские исследователи меньше интересуются проблемами древней истории Японии, но работы некоторых исследователей также внесли заметный вклад в дело изучения древнеяпонского государства. В них затрагиваются проблемы формирования и функционирования системы рангов-шбанэ [Миллер, 1974], реформирования японского государства во второй половине VII столетия [Бэттэн, 1986; Браун, 1993], правовых особенностей функционирования государственного аппарата в Японии УШ века [Киж, 1973, 1983], особенностей провинциального управления эпохи Нара - начала Хэйан (784-1185) [Бэттэн, 1993], распространения буддизма в Японии [Камстра, 1967], проблема возникновения древнеяпонского города [Уитли и Си, 1978]. Работа Дж. Холла посвящена изучению местного управления с VI по XVI века на примере провинции Бидзэн [Холл, 1966].
В отечественной историографии отсутствуют специальные исследования, посвященные административной системе управления в Японии УШ века, но в работах Н.И.Конрада, Н.А.Иофан, М.В .Воробьева содержатся важные замечания относительно различных аспектов древнеяпонского государства [Конрад, 1974; Иофан, 1974; Воробьев, 1987,1990].
Особое значение для нашего исследования имеют работы А.Н.Мещерякова и М.В.Грачева. В работе А.Н.Мещерякова, посвященной проблеме взаимовлияния буддизма и синтоизма в древней Японии [Мещеряков, 1987], дается также характеристика основных структурных изменений в японском обществе У-УШ веков. Другая работа этого исследователя посвящена изучению древнеяпонских текстов в свете культуры [Мещеряков, 1991]. В работе М.В .Грачева подробно рассматривается процесс формирования, а также структура и функционирование древнеяпонского чиновничества [Грачев, 1998].
Важное значение имеют также работы Л.М.Ермаковой, посвященные вопросам мифологии, древней поэзии и ритуала [Ермакова, 1995; Норито., 1991].
Непосредственное отношение к интересующей нас проблематике имеет публикапдя Е.К.Симоновой-Гудзенко, посвященная определению границ культурного пространства древней Японии при помопщ статистического анализа топонимов поэтической антологии VIII века "Манъё:сю" [Симонова-Гудзенко, в печати].
Наконец, необходимо отметить работы, посвященные изучению различных аспектов централизованных бюрократических империй в Китае (Малявин, 1981; Переломов, 1962, 1993; Попова, 1991, 1999; Рыбаков, 1980, 1994; Бокщанин, 1991, 1993; Васильев, 1977, 1987; Крил, 1970; Боддэ и Моррис, 1967] и Корее [Волков, 1987, 1999], а также работы, в которых использовался опыт количественного анализа древнекитайских летописей [Деопик, 1999].
Работ, посвященных непосредственно системе административного управления на местах, немного. Гораздо лучше изучена система управления в центре, что вполне естественно, так как именно центральные районы лучше всего документированы.
Среди исследований японских ученых, посвященных непосредственно административно-территориальному управлению УП-VIII веков, большинство работ посвящено уездному управлению [Ватанабэ, 1989, 1995; Инобэ, 1981; Мори, 1986; Накада, 1980; Ниино, 1957; Имаидзуми, 1972; Комэда, 1975; Иноути, 1995 и др.], тогда как провинциальному управлению уделяется гораздо меньше внимания. Видимо, это связано с тем, что на уровне уездного управления отчетливо видны отличия японской административно-территориальной системы управления от китайской, что и обусловило высокий интерес историков к изучению этого уровня административного деления. Провинциальное же управление в гораздо большей мере строилось в соответствии с китайскими образцами, и японская наука, которой свойственны поиски специфически японских особенностей, обходила вниманием провинциальное управление. Между тем, в последнее время некоторые авторы подчерБсивают особое место провинциальных управ в системе организации управления древнеяпонского государства. Б.Бэттэн пишет: ".только при помощи провинциального управления государство могло попьи-аться установить непосредственный контроль на территории всей страны." [Бэттэн, 1993, с. ПО], а К.Дж,Кили в работе о провинциальном управлении в эпоху Хэйан (794-1185) отмечает, что "провинциальные управы оказались самым устойчивым из всех институтов эпохи "рицурё:"" [Кили, 1999, с.253].
Возникновению интереса исследователей к провинциальному управлению во многом способствовали успехи японской археологии, без которых невозможно было бы достичь ньшепшего уровня наших знаний о японском государстве УШ века. На сегодняшний день обнаружено более 40 уездных и более 20 провинциальных управ, а также сети коммуникаций (то есть дорог) древней Японии. Данные археологических раскопок и их анализ нашли отражение в работах Яманака Тосидзи, Имаидзуми Такао, Акаси Арата, Араи Кэндзи, Накамура Таити и др. [Яманака, 1984; Имаидзуми, 1984; Акаси, 1995; Араи, 1995; Накамура, 1995 и т.д.].
Наконец, крайне важными для создания целостной картины представляются исследования отдельных регионов древнеяпонского государства: Идзумо [Пиггот, 1989], Муцу и Дэва [Кумагаи, 1995; Таномия, 1981], южных островов [Ямадзато, 1991], Киби [Холл, 1966].
Для решения поставленных в исследовании задач необходимо было привлечение широкого круга источников - данных археологических исследований, данных эпиграфики, официальньцс летописных сводов, законодательных памятников, комментариев к законодательным сводам, описаний провинций "Фудоки" и некоторых других памятников. в нашем распоряжении почти нет письменных источников, даюп1;их представление о раннеяпонском государстве. Поэтому мы можем представить процесс складьшания и особенности организационной структуры раннеяпонского государтва, основываясь, главным образом, на данных археологии и немногочисленных данных эпиграфики.
Среди эпиграфических источников наиболее известны и хфедставляют наибольшую ценность два - "меч из Инарияма" (префектура Сайтама, район Канто:) с надписью из 115 иероглифов, датируемый 471 или 531 гг. (по 60-летнему циклу) и бронзовое зеркало с надписью 443 года из 48 иероглифов, хранящееся в синтоистском храме Суда Хатиман (префектура Вакаяма). Данные этих источников позволяют в обпщх чертах восстановить организацию системы управления раннеяпонского государства.
Один из первых дошедших до нас нарративных источников -летописно-мифологический свод "Кодзики" ("Записи о деяниях древности", составлен в 712 г.) [Кодзики, 1982] (перевод на английский -[Кодзики, 1969], на русский - [Кодзики, 1994]). Указ о составлении "Кодзики" относится к 10-му году правления Тэмму (681 г.) [Нихон сёки, Тэмму, 10-1-17, 681 г.], однако замысел был осуществлен лишь в 712 году. В "Кодзики" сочетаются традиции письменной и дописьменной культуры, о чем свидетельствует способ порождения текста. Согласно предисловию к "Кодзики", сказитель (или сказительница) Хиэда-но Арэ заучил наизусть бытовавшие мифы и предания, а затем Оно-но Ясумаро с его слов записал ихА. Главной целью составления памятника было обоснование летимности правящей династии, а также подтверждение справедливости положения, занимаемого в момент составления памятника наиболее влиятельными родами. Памятник состоит из трех свитков и доводит повествование до
628 года (последний год правления императрицы Суйко (592-628)) . Первый свиток посвящен мифологическому времени, второй -охватывает период от правления легендарного первого императора Дзимму до императора 0:дзин, третий - от императора Нинтоку до императрицы Суйко. Ограниченность этого источника заключается в том, что "историческая" (или псевдоисторическая) его часть крайне лапидарна, о многих императорах сообщаются лишь сведения генеалогического характера, в силу идеологической заданности памятник дает искаженную картину формирования древнеяпонского государства, рисуя однополюсный мир во главе с ЯматоА тогда как данные археологии позволяют говорить о нескольких центрах политической консолидации. Кроме того, памятник представляет мифологические и исторические события такими, какими они виделись в У1П веке, то есть во время его записи. Поэтому использовать "Кодзики" для реконструкции формирования древнеяпонского государства следует крайне осторожно и лишь в комплексе с данными археологии и эпиграфики.
В 720 году был создан второй в истории Японии летописно-мифологический свод "Нихон сёки" ("Нихонги", "Анналы Японии") [Нихон сёки, 1965] (переводы на русский и английский язьпси см. [Нихон сёки, 1995], [Астон, 1972]). Текст "Нихон сёки" состоит из 30 свитков и бьш составлен под руководством принца Тонэри (676-735), его составление преследовало те же цели, что и составление "Кодзики". Текст памятника записан на древнекитайском литературном язьпсе (вэнъяне), его содержание гораздо богаче и подробнее, нежели "Кодзики". Повествование "Нихон сёки" также начинается с мифологических времен и доводится до 697 года, то есть до окончания правления императрицы Дзито: (686-697). Памятники в целом не противоречат друг другу, но, по-видимому, ориентируются на различные группировки внутри правящего слоя [Мещеряков, 1991, с.27]. Если текст "Кодзики" был практически неизвестен в средневековой ЯпонииА, то текст "Нихон сёки" в IX-X вв. зачитывался публично примерно один раз в 30 лет [Мещеряков, 1991, с.31]. Ограничения в использовании "Кодзики" для реконструкщш процесса формироваЕшя древнеяпонского государства справедливы и в отношении "Нихон сёки". В то же время, "Нихон сёки" - практически единственный источник, дающий представление о реформировании государственного устройства во второй половине VII века.
Не менее ценным источником для изучения административно-территориального управления являются законодательные своды "Тайхо:рицурё:" (обнародован в 701-702 гг.) и "Ё:рорицурё:" (составлен в 718 г., введен в действие в 757 г.) [Рицурё:, 1976]а. Текст законов до нас не дошел и бьш реконструирован по позднейшим комментариям к законам. В законах зафиксирована идеальная административная структура древней Японии, расписан чиновничий штат на местах, обязанности местного чиновничества, процедуры назначения на должности и аттестации и т.д.
Важным дополнением к законодательным сводам являются комментарии к законам "рё:". Самые ранние комментарии появляются в ГХ веке. В 833 году под руководством Правого министра Киёвара-но Асоми Нацуно (782-837) были составлены "Рё:-но гигэ" [Рё:-но гигэ, 1996]. В начале X века под руководством Корэмунэ-но Наомото (859930) было завершено составление "Рё:-но сю:гэ" [Рё:-но сю:гэ, 19941996]. Комментарии позволяют существенно уточнить наши знания о функционировании бюрократического аппарата на местах, а также взглянуть на бюрократический аппарат как на развивающуюся систему.
Самым важным источником Vni века является историческая хроника "Секу нихонги" ("Продолжение анналов Японии") [Сёку нихонги, 1986-1996] . "Сёку нихонги" состоит из 40 свитков и была составлена под руководством Сугана-но Мшит (741-814) и Фудзивара-но Цугунава (727-796) в 794 году, хроника охватывает период с 697 по 791 годы. Для нашей проблематики хроника имеет первостепенное значение, так как, во-первых, она достаточно подробна (сообщения приходятся почти на каждый месяц), во-вторых, охватьюает достаточно длительный промежуток времени почти в сто лет, что позволяет использовать при работе с этим источником методы статистического анализа. Недостатком является то, что хроника - продукт официального историописания и поэтому представляет события такими, какими они виделись из центра (или такими, какими составители подчас хотели их представить).
В эпоху Хэйан (794-1185) была составлена "юридическая энциклопедия"А "Руйдзю: сандай кяку" [Руйдзю: сандай кяку, 1995] ("Систематизированное собрание указов трёх периодов"), в которую вошли указы, изданные в период с 810 по 922 гг., в источнике приводятся также и указы эпохи Пара, не зафиксированные в "Сёку нихонги", что делает необходимым хфивлечение данных этого источника.
В первой трети УШ века по указу императрицы Гэммэй (707-715) были составлены "Описания земель и обычаев" ("Фудоки"). До нас дошло описание провинции Идзумо, крупные отрывки описаний провинций Харима, Хитати, Бунго, Бидзэн, а также еще 43 фрагмента [Фудоки, 1970] (перевод на русский язьпс см. [Идзумо-фудоки, 1966; Древние фудоки, 1969]). Описание Харима и Хитати были представлены в 715 году, Идзумо - в 733, Бунго и Бидзэн - еще позднее. В фудоки содержатся сведения о географических особенностях провинций и уездов, о флоре и фауне, широко привлекшотся местные мифы и предания. Фудоки интересны в первую очередь тем, что не являются официальным источником, они составлялись под руководством местных чиновниковА и поэтому позволяют взглянуть на провинции с точки зрения самих провинций, а не центра.
Важным источником являются также "Уложения годов Энги" ("Энгисики") [Энгисики, 1977], составление которых было завершено в 927 году (частичный перевод на английский язьпс [Энгисики, 1970]). Памятник состоит из 50 свитков и написан на китайском языке (за исключением восьмого свитка с записями синтоистских молитвословий норито). "Энгисики" относятся к кругу законодательных текстов (термин "сики" обозначает дополнения к законам "рё:", то есть к гражданским законам) и содержат регламентации относительно функцирования различных ведомств. Для нашего исследования особый интерес представлящт списки синтоистских храмов, так как они дают представление о включенности той или иной провинции в сакрально-ритуальное поле древнеяпонского государства, а также сведения о количестве налогов, поставляемых провинциями в столицу.
Большое значение для изучения истории УШ века имеют такие источники как моккан, урусигами мондзё: и комондзё:.
Моккан - деревянные таблички с иероглифическими надписями тушью, длиной в 20-30 сантиметров, шириной около трёх сантиметров. Использовались наряду с бумагой для бюрократических и учебных нужд, а также в качестве бирок, сопровождаюпщх товар (с указанием наименования товара и его количества). В настоящее время для эпохи Пара обнаружено более 150.000 мокащ однако лишь немногие из них поддаются прочтению. Больше всего моккан находят при раскопках Фудзивара (столица японских правителей в период с 694 по 710 гг.) и Пара (столица в период с 710 по 794 гг.), но в других районах Японии моккан также встречаются.
Урисигами лшдзё: - остатки различной документации, сохранившиеся благодаря тому, что использованной бумагой затьпсали сосуды с лаком (уруси по яп. означает лак, к(г)ами - бумага). Среди этого вида источников много документов, адресованных местными властями в центральные органы управления.
Кюмондзё: - это официальные документы, такие как подворные реестрыА" и счетно-налоговые книгиА\ Ценность моккан, урусигами мондзё: и кошондзё: заключается в том, что они использовались в чисто практичесБсих целях и не несут идеологической нагрузки подобно официальным летописным сводам, поэтому содержащаяся в них информация подвержена меньшим искажениям и представляет огромный интерес для исследователей.
Нами привлекались также материалы "Нихон рёики" ("Японские легенды о чудесах") - сборник буддийских легенд, составленный на рубеже У111-1Х вв. буддийским монахом Кёкаем [Нихон рёики, 1967] (перевод на русский язьпс [Нихон рёики, 1995], на английский [Нихон рёики, 1973]) и поэтической антологии "Манъёсю" (УП1 в.) (русский перевод [Манъёсю, 1971]).
В ходе исследования мы ставили перед собой следующие задачи:
• выяснить, в какой мере удалось воплотить в жизнь, заимствованную из Китая административно-территориальную систему управления, и как китайские институты видоизменялись на японской почве;
• представить описание процесса эволюции уездного и провинциального управления в ¥1X1 веке;
• выяснить степень управляемости различных территорий, входивших в состав японского государства в УНТ веке;
• выяснить причины, обусловившие неодинаковый интерес японского государства к различным территориям, входившими его состав.
Для решения вопроса о степени управляемости различных территорий в УШ веке оказалось недостаточным использования традиционных методов историческо-текстологического анализа и потребовалось обращение к количественным методам при работе с источниками. Статистический анализ применялся нами при работе с наиболее важным для УШ века источником "Сёку нихонги". Мы исходили из того, что статистический анализ всех сообщений хроники на уровне провинций может позволить выявить степень интегрированности различных территорий. Статистический анализ "Сёку нихонги" проводился нами в нескольких направлениях: подсчет среднего арифметического количества упоминаний той или иной провинции, подсчет количества назначений на руководяпще должности в провинции, подсчет среднеарифметического количества сообщений хроники на уровне уездов для разных провинций и т.д. Кроме того, все сообщения были условно разделены на три группы: сообщения, фиксирующие практические методы управления на уровне провинций (административные, экономические, военные, дипломатические и т.д.), сообщения, фиксирующие сакрально-идеологические методы управления на уровне провинций (буддизм, синтоизм, конфуцианство и даосизм, и т.д.), и сообщения, не имеющие непосредственного отношения к упоминаемой провинции (например, хроника фиксирует назначение на должность в центральных органах управления и при перечислении занимаемых чиновником должностей упоминается его должность в провинции). Мы рассчитали распределение разных типов сообщений для среднестатистической кинайской провинции, условно приняв эти данные за эталон, с которым можно сравнивать все остальные провинции. Заметные отклонения от эталонной кинайской провинции могут свидетельствовать о нестабильном положении той или иной провинции в системе государственных отношений. Соотношение практических и идеологических методов управления может также отражать характер взаимоотношений центра и периферии в определенный промежуток времени. Например, высокий процент сакрагьно-идеологических методов управления может свидетельствовать о недоступности или малоэффективности реальных (практических) рьмагов управления. Тогда как высокий процент практических методов управления - о более высокой степени контролируемости центром периферии.
Насколько нам известно, ни в отечественной, ни в зарубежной историографии статистический анализ всех сообш;ений "Сёку нихонги" на уровне административно-территориальных единиц деления не проводился.
Список научной литературыСахарова, Евгения Борисовна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Адаме, 1975. - Adams R. Energy and Stracture A Theory of Social Power. Austin and London, 1975.
2. Акаси, 1995. Акаси Арата. Хаккуцу кара мита Сагами кокуфу (Обзор археологических раскопок провинциального управления Сагами). - Кокусигаку (Журнал национальной истории). 1995. №156.
3. Аоки, 1966. -Аоки Кадзуо. Рицурё:рон (О рицурё:). Нихонси-но мондайтэн (Дискуссионные проблемы истории Японии). Токио, "Ёсикава ко:бункан", 1966.
4. Аоки, 1973. -Аоки Кадзуо. Нихон рэкиси 3. Нара-но мияко (История Японии 3. Столица Нара). -Токио, "Сёгаккан", 1973.
5. Араи, 1995. Араи Кэндзи. Мусаси кокутё: сюхэн-ни хирогару сю:раку (Постройки, расположенные в окрестностях провинциальной управы Мусаси). - Кокусигаку (Журнал национальной истории). 1995. №156.
6. Арнасон, 1997. Amason J.P. Social Theory and Japanese Experience; The Dual Civilization. Kegan Paul International, London-New York, 1997.
7. Арутюнов, Щебеньков, 1992. Арутюнов СА., Щебеньков В.Г. Древнейший народ Японии. Судьбы племени айнов. М., "Восточная литература" РАН,1992.
8. Астон, 1972. Nihongi. Chronicles of Japan from the earliest times to A.D. 697. Translated by W.G.Aston. Tokyo, 1972.
9. Б0ДДЭ и Моррис, 1967. Bodde D. and Morris С. Law in Imperial Chine. Cambridge, 1967.
10. Бокщанин, 1991. Бокщанин A.A. Неординарные органы управления в истории китайского государства. - Общество и государство в Китае. 22-я научная конференция. Ч.1, М., "Наука", 1991.
11. Бокщанин, 1993. Бокп.;анин А. А. Очерк истории государственных институтов китайской империи. - Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., "Наука", 1993.
12. Бокщанин, 2001. Бокщанин А.А. Зарождение административно-управленческого аппарата в Древнем Китае. - Государство в истории общества. К проблеме критериев государственности. М., "Иван РАН", 2001.
13. Бокщанин, 2001. Бокщанин А.А. Сложение государственно-административных институтов В Китае (эпоха Шан-Инь, XVI -середина XI вв. до н.э. - Государство в истории общества. К проблеме критериев государственности. М., "Иван РАН", 2001.
14. Большой., 1983-1984. Большой китайско-русский словарь. /Под ред. Ошанина И.М. Т.1-4. М., "Наука", 1983-1984.
15. Боргэн, 1975. Borgen R. The Origins of the Sugawara. A history of the Haji fomily. - Monmnenta Nipponica. Vol. XXX, 1975, № 4.
16. Браун, 1993. Brown D.M. The Yamato kingdom. - The Cambridge History of Japan. Ancient Japan./ Ed. By Brown D.M. Vol.1. Cambridge, "Cambridge Univ. Press", 1993.
17. Буддизм в Японии, 1993. Буддизм в Японии./ Под ред. Григорьевой Т.П. М., "Наука", 199321. бэттэн, 1986. Batten B.L. Foreign Threat and Domestic Reform: the Emergence of the Ritsuryo State. - Monumenta Nipponica. 1986, XLI, J\)2.
18. БЭТТЭН, 1993. Batten B.L. Provincial Administration in Early Japan: From Ritsuryo: kokka to 0:cho: kokka. ~ Harvard Journal of Asiatic Studies. 1993, Vol. 53, №1.
19. Васш1ьев, 1974. Васильев К.В. Центральная власть и органы местного управления в годы расцвета Западного Чжоу. - История и культура Китая. М., "Наука", 1974.
20. Васильев, 1977. Васильев Л.С. Возникновение и формирование китайского государства. - Китай: история, культура и историография. М., "Наука", 1977.
21. Васильев, 1987. Васильев Л.С. Государство на традиционном Востоке. - Государство в докапиталистических обществах Азии. М., "Наука", 1987.
22. Ватанабэ, 1989. Ватанабэ Икуко. Гунси сэй-но сэйрицу (Становление системы уездных управ). - "Ёсикава ко:бункан", Токио,1989.
23. Виндоуз., 1987. Windows on the Japanese Past: Studies in Archaeology and Prehistory. Ed. By R.J.Pearson. L., 1987.
24. Волков, 1993. Волков C.B. Социальный статус служилых слоев в дальневосточных деспотиях. - Феномен восточного деспотизма: структура зшравления и власти. М., "Наука", 1993.
25. Волков, 1999. Волков СВ. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М., "Восточная литература" РАН, 1999.
26. Воробьев, 1980. Воробьев М.В. Япония в Ш-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир. М., "Наука", 1980.
27. Воробьев, 1986. Воробьев В.М. Межсословные и внутрисословные границы в раннесредневековой Японии (по кодексу "Тайхо: Ё:рорё:", VIH в.). - Классы и сословия в докапиталистических обществах Азии: Проблема социальной мобильности. М., "Наука", 1986.
28. Воробьев, 1987. Воробьев В.М. Верховная власть по японскому праву \ТП в. (Опыт сравнительной характеристики). -Государство в докапиталистических обществах. Сб. ст., М., "Наука", 1987.
29. Грачёв, 1998. Грачев М.В. Формирование древнеяпонского чиновничества в УП-начале УШ вв. Рук. канд. дне, М., 1998.
30. Грачёв, в печати. Грачёв М.В. О составе древнеяпонского придворного чиновничества в первой половине УШ века (в печати).
31. Гуревич, 1984. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., "Искусство", 1984.
32. Деопик, 1958. Деопик Д.В. Возникновение государства во Вьетнаме. - Советское востоковедение. 1958. №4.
33. Деопик, 1999. Деопик Д.В. Опыт количественного анализа древней восточной летописи "Чуньцю". - Конфуциева летопись Чуньцю. Вёсны и осени. М., "Восточная литература" РАН, 1999.
34. Древнекитайская. , 1994. Древнекитайская философия. Тт. 1-2, М., "Принт", 1994.
35. Древние фудоки, 1969. Древние фудоки. Перевод, предисловие и комментарий К.А.Попова, "Наука", М., 1969.
36. Ермакова, 1995. Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей. М., "Восточная литература" РАН, 1995.
37. Ермакова, 1985. Ермакова Л.М. Мифопоэтический строй как модус ранней японской культуры. - Человек и мир в японской культуре. М., 1985.
38. Ермакова, 1995. Ермакова Л.М. Три типа ритуальных текстов древней Японии. - Религии Древнего Востока. М., 1995, "Восточная литература" РАН.
39. Идзумо-фудоки, 1966. Идзумо-фудоки. Перевод, предисловие и комментарий К.А.Попова, "Наука", М., 1966.
40. Имаидзуми , 1972. Имаидзуми Такао. Хассэики гунрё-но нинъё то сюцудзи (Происхождение уездных управителей и способ их назначения в VIII веке). - Сигаку дзасси (Исторический журнал). Т.81, 1972, №12.
41. Имаидзуми, 1984. Имаидзуми Такао. Тодзё то тихо: канга (Архитектура столицы и местных административных зданий). -Нихон рэкиси кодза 2. Кодай 2 (Лекции по истории Японии 2. Древность 2). "Иванами Сё:тэн", Токио, 1984.
42. Инобэ, 1964. Инобэ Дзю:итиро. Гунсисэй-но дзо:си-ни цуйтэ-но обоэгаки (Замечания о возникновении системы уездных управ). -Нихон рэкиси, 1964, №189.
43. Инобэ, 1981. Инобэ Дзю:итиро. Коори-но каммэй-ни цуйтэ (О названии должностей управителей коори). - Нихон рэкиси (История Японии). 1981. №397.
44. Иноуэ, 1951. Иноуэ Мицусада. Куни-но мияцукосэй-но сэйрицу (Становление системы куни-но мияцуко). - Сигаку дзасси (Исторический журнал). Т.60. 1951. №11.
45. Иноуэ, 1951а. Иноуэ Мицусада. Рицурё: тайсэй-но сэйрицу (Становление системы "рицурё:"). - Нихон рэкиси 3. Кодай 3 (История Японии 3. Древность 3). "Иванами кодза". Токио, 1962.
46. Иноуэ, 1974. Иноуэ Мицусада. Нихон рэкиси 3. Асука-но тё:тэй (История Японии 3. Императорский двор Асука). -Токио, "Сёгаккан", 1974.
47. Иноуэ, 1977. Inoue Mitsusada. The Ritsuryo System in Japan. -Acta Asiatica. Tokyo. 1977, Vol.31.
48. Иноуэ, 1993. Inoue Mitsusada. The century of reform. - The Cambridge History of Japan. Ancient Japan./ Ed. By Brown D.M. Vol.1. Cambridge, "Cambridge Univ. Press", 1993.
49. Иофан, 1974. Иофан H.A. Культура древней Японии. М., "Наука", 1974.
50. Исаева, 2000. Исаева М.В. Представления о мире и государстве в Китае в Ш-VT веках н.э. М., "ИВ РАН", 2000.
51. Исигами, 1995. Isigami Eiiti. State and Society m Ancient Japan. -Acta Asiatica. 1995, № 69.
52. Исимода, 1971. Исимода Сё:. Нихон-но кодай кокка (Древнеяпонское государство). Токио, "Иванами сётэн", 1971.
53. Исимода, 1973. Исимода Сё:. Нихон кодай коккарон (Древнеяпонское государство). Т.1. Канрё:сэй то хо:-но мондай (Проблемы бюрократической системы и законодательства). Токио, "Иванами сётэн", 1973.
54. История Японии, 1998. История Японии, М., "ИВ РАН", Т.1, 1998.
55. Источники., 1964. Sources of Japanese Tradition. Сотр. By Tsunoda R., de Bary Wm. Th., Keen D. Vol.1. N.Y. & L., "Columbia Univ. Press", 1964.69. источники., 1974. Sources of Japanese Tradition. Сотр. And transl. ByD.J.Lu. N.Y., 1974.
56. Камстра, 1967. Kamstra J.H. Encounter or Syncretism. The Initial Growth of Japanese Buddhism. Leiden, 1967.
57. Киддер, 1959. Kidder J.E. Japan before Buddhism. London. "Thames and Hudson", 1959.
58. Киддер, 1993. Kidder J.E. The earliest societies in Japan. - The Cambridge History of Japan. Ancient Japan./ Ed. By Brown D.M. Vol.1. Cambridge, "Cambridge Univ. Press", 1993.
59. Кили, 1973. Kiley C. State and Dynasty in Archaic Yamato. -Journal of Asian Studies. N.Y. 1973, Vol. 33, № 1.
60. КИСИ Тосио, 1962. Рицурё: тайсэй мото-но годзоку то номин (Местная знать и сельское население в рамках системы "руцурё:"). - Нихон рэкиси 3. Ко дай 3 (История Японии 3. Древность 3). - "Иванами кодза", Токио, 1962.
61. Ко:цу:, унсо:, 1985. Ко:цу:, унсо: (Коммуникации и транспортировки). - Кодза. Нихон гидзюцу-но сякайси. "Нихон хё-.ронся". Токио, Т.8, 1985.78. кодзики, 1969. Kojiki. Translated by Donald J.Philippi. Princeton-Tokyo, 1969.
62. К0ДЗИКИ, 1982. К0ДЗИКИ В серии "Нихон сисо тайкэй". Т.1, 1982.
63. К0ДЗИКИ, 1994. Кодзики. Записи о деяниях древности./Перевод, предисловие и комментарии Л.М.Ермаковой и А.Н.Меш;ерякова. Тт.1-2. Спб.,"Шар", 1994.
64. Количественные. , 1984. Количественные методы в исторических исследованиях./Под ред. И.Д.Ковальченко. М., "Высшая школа", 1984.
65. Комэда, 1975. Комэда Ю:сукэ. Гунси кэнкю:-но мондайтэн (Дискуссионные вопросы в исследованиях уездного управления). -Нихон рэкиси. 1975. № 324.
66. Конрад, 1974. Конрад Н.И. Избранные труды. История. М., "Наука", 1974.
67. Коротаев, 1991. Коротаев А.В. Некоторые экономические предпосылки классобразования и политогенеза. - Архаическое общество: угловые проблемы социологии развития. М., 1991. 4.1.
68. Корсунский, 1963. Корунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., "Издательство Московского Университета", 1963.
69. Кочакова, 1995. Кочакова Н.Б. Размышления по поводу раннего государства. - Ранние формы политической организации. М., "Наука", 1995.
70. Крил, 19701 Creel H.G. The Origins of Statecraft in China. Chicago-London, "The University of Chicago Press", 1970l
71. Кроль, 1973. Кроль Ю.Л. О концепции "Китай-варвары". -Китай: общество и государства. М., "Наука", 1973.
72. Круглый. , 1984. Круглый стол. Государство и право на древнем Востоке. - Народы стран Азии и Африки. 1984. №2, с.88-100, №3, с.62-87.
73. Крюков., 1978. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы. Проблема этногенеза. М., 1978.
74. Кумада, 1983. Кумада Рё:сукэ. Рё:сэй мото-но куни-но мияцуко-ни цуйтэ (О куни-но мияцуко в эпоху "рицурё:"). - Нихон рэкиси (История Японии). 1983. № 422.
75. Кучера, 1994. Кучера С. Некоторые соображения относительно законодательства и правовой мысли древнего Китая. - Общество и государство в Китае. 25-я научная конференция. М., "Наука", 1994.
76. Кычанов, 1986. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М., "Наука", 1986.
77. Кэмбриджская., 1979. The Cambridge History of China./Ed. By Twitchett D. London - New York - Melbourne. 1979. Vol. 3. Part 1.
78. Лаптев, в печати. Лаптев СВ. Новейшие антропологические свидетельства связей древних японцев с народами материка в период Яёи, в печати.97. линтотт, 1993. Lintott A. Imperium romanmn. Polities and administration. London-New York, "Roiitledge", 1993.
79. Лотман, 1992. Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры. - Избраннные статьи в 3-х томах. Т.1. М., Таллин, "Александра", 1992.
80. Малявин, 1981. Малявин В.В. Аристократия раннесредневекового Китая и ее историческое значение. -Социальные организации в Китае. М., "Наука", 1981.
81. Малявин, 1983. Малявин ВВ. Гибель древней империи. М., "Наука", 1983.ЮЗ.Манъёсю, 1971. Манъёсю. Перевод, вступительная статья и комментарий А.Е.Глускиной. М., "Наука", 1971.
82. Мартынов, 1987. Мартынов А.С. Государство и религия на Дальнем Востоке. - Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., "Наука", 1987.
83. Мацумаэ, 1993. Matsmnae Takesi. Early Kami Worship. - The Cambridge History of Japan. Ancient Japan. / Ed. By Brown D.M. Vol. 1. "Cambridge University Press", 1993.
84. Мещеряков, 1987. Мещеряков A.H. Древняя Япония: буддизм и синтоизм. Проблема синкретизма. М., "Наука", 1987.
85. З.Мещеряков, 1995а. Мещеряков А.Н. Ранняя история японскогоархипелага как социоестественный и информационный процесс. -Восток. 1995, №5.
86. Мещеряков, 2000. Мещеряков АН. Докё: ошибка японской истории. - Политическая интрига на Востоке. "Восточная литература" РАН, 2000.
87. Мещеряков, в печати. Мещеряков А.Н. Возвышение рода Фудзивара. Китайская образованность, политическая система и официальная идеология в Японии \П-\ТП вв. (в печати).
88. Миллер, 1974. Miller R.J. Ancient Japanese Nobility. The Kabane Ranking System. Berkley-Los Angeles-London, "Univ. Of California Press", 1974.
89. Мори , 1985. Мори Кимиаки. Хёхэй мото-но куни-но мияцуко ни кансуру икко:сацу (О куни-но мияцуко в рамках существования системы коори). - Нихон рэкиси (История Японии). - 1986, № 460.
90. Нагаяма, 1984. Нагаяма Ясутака. Дзэнки Ямато сэйкэн-но сихай тайсэй (Система политического управления в период раннего Ямато) - Нихон рэкиси (История Японии). 1984. № 432.
91. Накабаяси, 1999. Накабаяси Такано. Кодай-ни окэру коккё хэнсэй (Формирование представлений о границах государства в древности). - Рэкиси хё:рон (Историческое обозрение). - 1999, № 2
92. Накада, 1980. Накада Ёкити, Рицурё: тихо.тёсэй-но хэнка то соно иги (Эволюция местного управления в эпоху "рипурё:"). -Нихон рэкиси (История Японии). 1980. №386.
93. Накамура, 1995. Накамура Таити. То:коку кокуфу-но ритти то ко:цу:ро (Размещение провинциальных управ и пути сообщения на востоке страны). - Кокусигаку (Журнал национальной истории). 1995. №156.
94. Наканиси, 1985. Наканиси Кою:. Гунто:-но хэнсэн-ни цуйтэ иккосацу (К вопросу об эволюции гунто:). - Нихон рэкиси (История Японии). 1985, №443.
95. Наоки, 1965. Наоки Ко:дзиро. Кодай кокка-но сэйрицу (Становление древнего государства). Сер. "Нихон-но рэкиси". Токио, "Тю:о:ко:ронся", 1965.
96. Наоки, 1993. Naoki Kojiro. The Nara State; - The Cambridge History of Japan. Ancient Japan. / Ed. By Brown D.M. Vol. 1. "Cambridge University Press", 1993.
97. Ниино, 1957. Ниино Наёси. Фудай гунси сёрон (Дисскуссия о системе "фудай" при назначении уездных управителей). - Нихон рэкиси (История Японии). 1957. № 109.
98. Нито:, 1990. -Нито; Ацуси. Гай(гэй)и сэйдо-ни цуйтэ (О системе провинциальных рангов). Нихон рэкиси (История Японии). 1990. №508.
99. Нихон ко:цу:си, 1992. Нихон ко:цу:си (История коммуникаций в Японии). Ко.та кодама, "Ёсикава ко:бункан", 1992.
100. Нихон кодай дзиммэй., 1958-1977. Нихон кодай дзиммэй дзитэн (Биографический справочник древней Японии). /Под ред. Такэути Ридзо:, Ямада Хидэо и Хирано Кунио. Т.1-7. Токио, "Ёсикава ко: бункан", 1958-1977.
101. Нихон кодай. , 1974. Нихон кодайси дзитэн (Словарь по истории древней Японии). "Тё:дзо сё:тэн", Токио, 1974.
102. Нихон кодайси. , 1993. Нихон кодайси дзитэн (Словарь по истории древней Японии)./Под ред. Эгами Намио, Уэда Масааки, Саэки Арикиё. Токио, "Ямато сё:бо: ", 1993.
103. Нихон кокуго.,1974. Нихон кокуго дайдзитэн (Большой словарь японского языка). Токио, 1974.
104. Нихон рё:ики, 1967. Нихон рё:ики. Сер. "Нихон котэн бунгаку тайкэй". Т.70, Токио, 1967.
105. Нихон рё:ики, 1973. Nakamtira Куоко Motomochi. Miraculous Stories from Japanese Buddhist Tradition. The Nihon Ryo: iki of the MonkKyoikai. Cambridge, 1973.
106. НИХОН рё:ики, 1995. Нихон рё:ики - Японские легенды о чудесах: Свитки 1-3У Пер., предислов. и коммент. Меш;ерякова А.Н. Спб., "Гиперион", 1995.
107. Нихон рэкиси., 1958-1960. Нихон рэкиси дайдзитэн (Большой исторический словарь). Т. 1-20. "Кавадэ сёбо::", Токио, 1958-1960.
108. Нихон сёки, 1965. Нихон сёки (Анналы Японии). Токио, "Тю:о:ко:ронся", 1987.
109. Нихон сёки, 1997. Нихон сёки (Анналы Японии). Перевод, предисловие и комментарии Л.М.Ермаковой и А.Н.Мещерякова, "Гиперион", Спб., 1997, Тт. 1-2.
110. Нихон си. , 1997. Нихон си кодзитэн (Большой словарь по истории Японии). Токио. "Ямакава Сюппан", 1997.
111. Номура, 1974. Номура Тадао. Рицурё: санкэн-но сёко-о мэгуттэ (О наименовании трёх застав эпохи "рицурё:"). - Еихон рэкиси (История Японии). 1974. № 314.
112. ПаскоБ, 1987. Пасков С.С. Япония в раннее средневековье (УП- XII века). Исторические очерки. М., "Наука", 1987.
113. Переломов, 1962. Переломов Л.С. Империя Цинь - первое централизованное государство в истории Китая (221-202). М., "Наука", 1962.
114. Переломов, 1973. Переломов Л.С. Легистская концепция "равенства перед законом" и ханьская бюрократия. - Китай: общество и государство. М., "Наука", 1973.
115. Переломов, 1993. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
116. Попов, 1984. Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. М., "Наука", 1984.
117. Попова, 1991. Попова И.Ф. Основные принципы формирования бюрократии в раннетанском Китае. - Общество и государство в Китае. 22-я научная конференция. Ч.1, М., "Наука", 1991.
118. Попова, 1999. Попова И.Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М., "Восточная литература" РАН, 1999.
119. Потестарность. , 1997. Потестарность. Генезис и эволюция. Спб., "МАЭ РАН", 1997.
120. Происхождение., 1978. Origins of the State. Ed. By Ronald Cohen and Elman R.Service. Philadelphia. Institute for the Study of Human Issues. 1978.
121. Pe:-HO гигэ, 1996 . Рё:-но гигэ. Серия "Кокуси тайкэй", изд-во "Ёсикава ко:бункан", Токио, 1996.
122. Рё:-но сюгэ, 1994-1996 . Рё:-но сюгэ, Серия "Кокуси тайкэй", изд-во "Ёсикава ко;бункан", Токио, 1994-1996.
123. Рицурё:, 1976. Рицурё: (Уголовные и гражданские законы). Сер. "Нихон сисо: тайкэй". Токио, "Иванами сётэн", 1976.
124. Руйдзю: сандай кяку, 1995. Руйдзю: сандай кяку (Юридическая энциклопедия трёх правлений). Серия "Кокуси тайкэй", изд-во "Ёсикава ко:бункан", Токио, 1995.
125. Рыбаков, 1980. Рыбаков В.М. Танский кодекс "Тан люй шу и" о должностных наказаниях чиновников. - Общество и государство в Китае. 11-я научная конференция. Ч.1, М., "Наука", 1991.
126. Рыбаков, 1994. Рыбаков В.М. Тайское чиновничество: рутинные процедуры. - Петербургское востоковедение. Вып. 5, Спб., 1994.
127. Сасаки, 1986. Сасаки Кэйсукэ. Рицурё: рисэй-но токусицу-ни цуйтэ (Об особенностях деревенского управления в эпоху рицурё:). - Сигаку дзасси (Исторический журнал). 1986, №2.
128. Сахарова, 1998. Сахарова Е.Б. Интеграция божеств Идзумо в общесинтоистский пантеон. - 2-я Московская межвузовская археологическая конференция. Тезисы докладов. М., 1998.
129. Сёку нихонги, 1986-1996. Сёку нихонги ("Продолжение анналов Японии"), Серия "Син Нихон котэн бунгаку тайкэй", Т. 1-5, Токио, Изд-во "Иванами сё:тэн", 1989-1996.
130. Сёку нихонги-но. , 1999. Сёку нихонги-но сэкай. Пара дзидай-э но сё:тай (Мир "Сёку нихонги". Путешествие в эпоху Нара)./Под редакцией Накамура Сю:я. Токио, "Сибунгакусюппан", 1999.
131. Симонова-Гудзенко, 1989. Симонова-Гудзенко Е.К. О появлении богини Аматэрасу в японском мифологическом пантеоне. - Япония: идеология, культура, литература. М., 1989.
132. Симонова-Гудзенко, в печати. Симонова-Гудзенко Е.К. Особенности восприятия пространства в эпоху "Манъёсю", в печати.
133. Словарь., 1991. Кодайси ё:го дзитэн (Словарь по древней истории. Наиболее употребимые слова). /Под рек. Такэмицу Сэй, "Синдзинбуцу о:райся", Токио, 1991.
134. Смышляев, 1991. Смышляев А.Л. Вступление наместника в провинциальный город: церемония adventus по Ульпиану. -Вестник древней истории, 1991, №4.
135. Сонода, 1993. Sonoda Ko:yu:. Early Buddha worship. - The Cambridge History of Japan. Ancient Japan. / Ed. By Brown D. M. Vol. 1. "Cambridge University Press", 1993.
136. Спеваковский, 1988. Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов. М., "Наука", 1988,.
137. Сэки, 1965. Сэки Акира. Кайсин-но тё:-но кэнкю: (Исследование "кайсин-но тё:"). - Нихон рэкиси (История Японки). 1965. №200.
138. Тайхо:рё:, 1985. Свод законов "Тайхо:рё:". 702-718 гг. Перевод и комментарии К.А.Попова. М., "Наука", 1985, Т. 1-2.
139. Танака, 1999. Танака Акира. Кодай-но нанхо: сэкай (Южный регион в древности). - Рэкиси хё:рон (Историческое обозрение). -1999, №2.
140. Таномия, 1981. Таномия Мицуру. Кодай Дэва-ни окэру найминка сэйсаку (Политика ассимиляции в древней провинции Дэва). - Нихон рэкиси. 1981. № 396.
141. Тернер, 1993. Turner К. War, Punislmient, and Law of Nature in Early Chinese Concepts of the State. - Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 53, 1993.
142. Тихонов, 1998. Тихонов В.М. История каяских протогосударств (вторая половина Vb. - 562 г.). М., "Восточная литература" РАН, 1998.
143. Толстогузов, 1995. Толстогузов А.А. Очерки истории Японии VII - XIV вв.: становление феодализма. М., "Наука", 1995.
144. Фудоки, 1970. Фудоки. Сер. "Нихон котэн бунгаку тайкэй". Т.2, Токио, 1970.
145. Фэррис, 1985. Farris W.W. Population, Disease and Land in Early Japan. 645-900, London, 1985.
146. Xaac, 1995. Дл-с. Xaac. Пути государственности. -Альте.знативные пути к ранней государственности. Владивосток, "Дальиаука", 1995.
147. Хаякава, 1960. Хаякава Сё:хати. Кугэто: сэйдо-но сэйрицу (Становление системы "кугэто;"). - Сигаку дзасси (Исторический журнал). 1960, Т.69,№3.
148. Хаякава, 1974. Хаякава Сёхати. Нихон-но рэкиси 4. Рицурё; кокка (История Японии 4. Государство "рицурё;"). -Токио, "Сёгаккан", 1974.
149. Хаяси, 1979. Хаяси Рикуро. Ингай(гэй)-но тэйси-о мэгуттэ (Об отмене внештатных должностей). - Кокусигаку (Журнал национальной истории). 1979. № 108.
150. Х0ЛЛ, 1966. Hall J.W. Government and Local Power in Japan. 500 to 1700. Princeton, 1966.
151. Энгисики, 2000. Энгисики./Под ред. Торао Тосия. Сер. "Нихон сирё;", Сю;эйся кэйко, Т.1, Токио, 2000.
152. Ямадзато, 1991. Ямадзато Дзюнъити. Минамисима маги кокуси-ни цуйтэ (О поисках страны южных островов). - Нихон рэкиси (История Японии). 1991, №523.
153. Яманака, 1984. Яманака Тосидзи. Кокуга гунга-но кодзо то хэнсэн (Архитектура провинциальных и уездных управ и её эволюция). - Нихон рэкиси кодза 2. Ко дай 2 (Лекции по истории Японии 2. Древность 2). "Иванами Сё;тэн", Токио, 1984.