автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Адыгская интеллигенция, конец ХIХ - начало ХХ вв.
Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Емтыль, Зарема Январбиевна
Для современного этапа развития исторического знания характерны попытки преодоления кризисных явлений, формирования новых исследовательских подходов, перемещения акцентов с социально-экономических проблем на культурно-исторические. В результате четко обнаружилось возрастание интереса к проблеме прошлого, настоящего и будущего интеллигенции, к переосмыслению ее места и роли в обществе.
Несмотря на большой интерес, проявляемый в последнее десятилетие к изучению интеллигенции в целом как общественной группы, остаются неразработанными важные вопросы, связанные с историей интеллигенции различных этнических групп, входящих в состав российского государства. При этом важно отметить, что, хотя социокультурные функции интеллигенции остаются неизменными, независимо от национальных особенностей, сам процесс формирования данной группы, содержание эволюции и направленность общественной деятельности в каждом конкретном случае обнаруживают свою специфику.
В связи с этим изучение истории адыгской интеллигенции в период ее зарождения позволяет не только выявить природу и сущность важных общественных изменений, предопределивших во многом дальнейший ход социокультурного развития адыгов, но и способно обогатить в целом исследовательские подходы к проблеме интеллигенции, придать большую аргументированность основным выводам и обобщениям. Вместе с тем сложившаяся историография проблемы обнаруживает потребность более широкой аналитической работы с творческим наследием адыгской интеллигенции.
Разработка темы диссертационного исследования имеет положительное значение и для северокавказской истории, получившей сегодня новые импульсы развития. Проблема интеллигенции по своей сути занимает исключительное место в историографии, концентрируя самые разные направления общественной жизни адыгов: от развития национального самосознания до формирования народного образования. Актуальность изучения истории адыгской интеллигенции, опыта ее общественной деятельности объясняется еще и осложнением в настоящее время политической ситуации на Северном Кавказе, а также резким снижением роли и авторитета интеллигенции.
Проведенный историографический обзор свидетельствует о том, что в отечественной историографии накоплен достаточно большой опыт изучения российской интеллигенции, позволяющий определить круг базовых вопросов, общие подходы к теме диссертационного исследования. Историческое осознание особенностей интеллигенции как социальной группы, ее место в общественной жизни началось в России в последней трети XIX в., а в начале XX в. приобрело особое значение в связи с ее ролью в общественном движении. Это побудило видных мыслителей углубить и расширить постановку таких проблем как интеллигенция и ее мировоззрение, интеллигенция и общество, интеллигенция и задачи общественного развития1.
В результате в отечественной историографии сформировался достаточно широкий круг исследовательских проблем: способы и каналы формирования данной общественной группы в России, выявление ее социальной природы, сфер общественной и профессио
1 Важным этапом в решении этой задачи стал выход в свет в 1909 г. сборника статей о русской интеллигенции "Вехи", заложившего основы широкой общественной и научной дискуссии вокруг данной проблемы. нальной деятельности, мировоззренческих принципов и идейных предпочтений, определение ее роли в общественной жизни государства.
Несмотря на широкий круг вопросов, нашедших отражение в исследованиях по истории интеллигенции, следует отметить, что сложившиеся подходы не позволяют в полной мере исследовать многогранную историю отечественной интеллигенции1. Более того, исследовательские акценты расставлены таким образом, что приоритетное значение отводится изучению природы и содержания общественных взглядов демократической интеллигенции, ее роли в российском общественном движении второй половины XIX - начала XX вв. . На фоне общего интереса к проблеме интеллигенции в целом менее развитой является традиция обращения к проблемам национальных интеллигенций.
1 Ермаков В. Интеллигенция России в XX столетии /к постановке проблемы "Интеллигенция как феномен исторического изучения" //Интеллигенция России: уроки истории и современность. Иваново, 1996. С. 19-20.
2 Струве П. Интеллигенция и революция //Вехи. СПб., 1909; Новгородцев И. О путях и задачах русской интеллигенции //Из глубины: сборник статей о русской революции. М., 1918; Ушаков А. Революционное движение демократической интеллигенции в России 1895-1905. М., 1976; Кормер В. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура //Вопросы философии. 1989. №9; Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Франк С. Крушение кумиров. М., 1990; Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции //Философия и жизнь. 1991. №9. С.3-37; Федотов Г. О судьбе русской интеллигенции. М. 1991; Булгаков С. Религия человекобожия в русской революции //Христианский социализм. Новосибирск, 1991; Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994; Лазарева А. Интеллигенция и революция. М., 1996. и др.
Непосредственно история адыгской интеллигенции получила фрагментарное освещение в обобщающих работах по истории Северного Кавказа, Кубани и Адыгеи1. Наряду с широким анализом общих закономерностей и особенностей истории Северо-Западного Кавказа, в этих работах затрагивались некоторые аспекты просветительской деятельности адыгской интеллигенции, ее роли в общественной жизни.
Отдельные составляющие исследуемой проблемы нашли также отражение в специальных работах по культуре Кубани и Адыгеи2. Они позволяют уточнить влияние межкультурного взаимодействия на характер и ход социокультурных процессов в адыгском обществе, определить сложную природу происхождения адыгской интеллигенции, направленность ее культурной и просветительской деятельности.
Наряду со специальными исследованиями по истории культуры целый ряд проблем нашел отражение в работах, посвященных истории развития общественно-политической мысли ады
1 Очерки истории Адыгеи. Т.1. Майкоп, 1957; История народов Северного Кавказа (конец XVIII - 1917 г.). М., 1988; Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. Краснодар, 1996. и др.
Налоев З.М. О восточном культурном канале //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX вв. Нальчик, 1976. С.145-165; Его же. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985; Меретуков М.А. Русско-адыгские культурные связи (вторая половина XIX - начало XX в.) //Проблемы истории и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Краснодар, 1991. С. 17-27; Минц С.С. Об изучении дореволюционной истории культуры Кубани //Черкесия в XIX в. Майкоп, 1991. С.27-36. гов1, истории фольклора и литературы2, истории образова
1 Крикунов В.П. Революционные разночинцы на Северном Кавказе. Нальчик, 1958; Кумыков Т.Х. Этапы и особенности развития общественно-политической мысли Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи в XIX - начале XX в. //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX вв. Нальчик, 1976. С.11-39; Мамбетов Г.Х. Общественно-политические деятели адыгов, кабардинцев, балкарцев XIX - начала XX вв. о крестьянском вопросе //Там же. С.165-183; Гугов Р.Х. Русско-кавказские отношения в трудах адыгских и балкаро-карачаевских общественных деятелей XIX - начала XX вв //Там же. С. 132-144; Хакуашев А.Х. К вопросу об идейных позициях М. Хаджет-лаще и журнала "Мусульманин" //Там же. С.223-241; Саблиров М.З. Передовая общественная мысль адыгов и национально-освободительная борьба (конец XIX -начало XX в.) //Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблема мухаджирства. Нальчик, 1994. С.171-180.
2 Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур; Алиева А.И. Деятели адыгской культуры и возникновение адыгской фольклористики //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX вв. Нальчик, 1976. С. 193-205; Ее же. Возникновение адыгской фольклористики в XIX веке //Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала XX века. Нальчик, 1979. С. 13-39; Хапсироков З.Я. О художественных истоках творчества Юрия Кази-Бека Ахметукова //Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 1979. №3; Схаля-хо A.A. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. С.5-71; Его же. Адыгские певцы-импровизаторы и писатели-публицисты конца XIX - начала XX в //Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.VII. Майкоп, 1990. С. 121-150; Агержанокова С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX - начала XX вв. :Дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук. Майкоп, 1997. ния1, становлению письменности2, а также развитию отдельных видов профессионального искусства3.
В особую группу целесообразно выделить работы по истории адыгского просветительства, учитывая, что в известном смысле оно представляло основу становления и развития идеологии интеллигенции. В то же время данные исследовательские темы не являются тождественными. Если интеллигенция представляла собой новую социальную группу, одной из общественных функций которой было просветительство, то адыгское просветительство, будучи идейным течением, "лежит" в несколько другой исследовательской плоскости.
В работах по просветительству внимание авторов, главным образом, обращено к творчеству той части деятелей адыгской
1 Краснов М. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь-Кавказский, 1887; Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX -начало XX в.). Майкоп, 1957; Тройно Ф.П. Горская молодежь в русских учебных заведениях Северного Кавказа в конце XIX в //Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1971. Вып.12-13. С.66-75; Кошев М.А. Ставропольская гимназия и просвещение горцев (70-90-е годы XIX века) //Культура и быт адыгов. Вып.VII. Майкоп, 1989. С.177-189; Бузаров А.К. Из истории культурного развития адыгов начала XX века (по материалам рукописного наследия С.Х. Сиюхова) //Этюды по истории и культуре адыгов. Майкоп, 1998. С.21-27.
Маненко П. Развитие черкесской письменности //Схидний свет. Харьков, 1930. Апрель. С. 199-200; Зекох У. Из истории адыгской письменности //Гъуаз. 1992. №7. С.4; Новрузов Н. Составители черкесских письмен (азбук, алфавитов, грамматик) //Архив АРИГИ. Архив Новрузова. П.1.
Шовгенов М.М. Адыгейский театр (зарождение и развитие): Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. искусствоведения. Тбилиси, 1970; Его же. Первые шаги//Годы, спектакли, судьбы. Майкоп, 1986.' культуры, которая опиралась на идеи европейского просветительства и пропагандировала их в своих произведениях1. Помимо этого, по сложившейся традиции, более многопланово исследовалось л творчество просветителей XIX в. , деятельность же просветителей XX в., составивших идейное ядро складывающейся интеллигенции, менее изучено. На такую расстановку исследовательских акцентов наложило отпечаток существование "закрытых тем" в отечественной истории. Так надолго было предано забвению творчество видных деятелей адыгского просветительства, принявших участие в "белом" движении, эмигрировавших из России или репрессированных в советский период.
В последние годы исследователи постарались восполнить существующий пробел в изучении адыгского просветительства. В результате сложилась довольно широкая историография просветительства конца XIX - начала XX вв. . Однако ее характерной осо
1 Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX - начала XX века. Нальчик, 1993. С.З.
Схаляхо A.A. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. С.З.
Тресков И. Адыгские просветители и писатели XIX - начала XX века //Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968; Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978; Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX - начала XX века. Нальчик, 1983; Бузаров К.И., Бузаров Аз.К. Сефербий Сиюхов //Сефербий Сиюхов - адыгский просветитель. Майкоп, 1991; Сообцоко-ва Н. Батырбек Шарданов //Нарт, 1992. №9. С.4; Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX - начала XX века. Нальчик, 1993; Ее же. Кази-Бек Ахметуков. Жизнь и творчество //Кази-Бек Ахметуков. Избранные произведения. Нальчик, 1993; Бардадым В. Султан Довлет-Гирей - друг России //Вольная Кубань, 1996. №37. С.З; Кудаев М.Р. Эфенди-просветитель из Адамия М.Д. Набоков //Проблемы бенностью является односторонность в выявлении природы мировоззрения адыгских просветителей. Происхождение и развитие идеологии просветительства среди адыгов исследователями, главным образом, связывается с установлением политического, а затем социально-экономического и культурного влияния России на Северо-Западном Кавказе. В результате вне поля зрения исследователей оказалась проблема влияния на адыгское просветительство этнополитических и социокультурных процессов, происходивших в адыгском обществе, связанных с внутренними импульсами его развития.
Исходя из состояния историографии проблемы, представляется целесообразным выделение вопросов, ставших предметом изучения в представленной диссертации: социальная характеристика адыгской интеллигенции, определение приоритетных направлений ее общественной и просветительской деятельности, изучение творческого наследия.
При изучении вопросов, связанных с развитием светского образования среди горцев, как правило, подчеркивался сословный характер среднего и высшего образования. Это свидетельствовало в пользу того, что первоначально социальной средой формировавшейся интеллигенции являлась, главным образом, местная аристократия. Наряду с этим, на фоне общественных изменений, происходивших в Российской империи, была отмечена тенденция к демократизации начального и среднего образования горцев, что, в свою очередь, определило увеличение образованного слоя среди адыгов за счет выходцев из непривилегированных сословий1.
Изучение общественно-политической деятельности адыгской дошкольной, школьной и вузовской педагогики. 1997. С. 145-151 и др.
1 Кошев М.А. Указ. соч. С. 181. интеллигенции в рамках марксистской методологии повлекло преувеличение ее роли в подъеме революционного сознания трудящихся адыгов1. Более того, делались выводы о том, что к началу XX в. основным стержнем политической жизни народов Северного Кавказа была революционная борьба2. В этой связи следует особо выделить точку зрения В.П. Крикунова, идущую вразрез со сложившимися в историографии советского периода подходами. Им, в частности, было отмечено, что характерной особенностью социального движения горцев Северного Кавказа было то, что оно не ориентировалось на русское освободительное движение и преследовало две основные цели -национальное и социально-экономическое освобождение3.
В последние годы наметилась тенденция к переосмыслению общественно-политической деятельности адыгской интеллигенции. Один из известных исследователей просветительства Р.Х. Хашхожева отмечает, что основным содержанием творчества адыгских просветителей в конце XIX - начале XX вв. являлось противостояние национально-колониальной и великодержавно-шовинистической политике царизма как в социально-политической сфере, так и культурно-просветительской4.
1 Очерки истории Адыгеи. Т.1. Майкоп, 1957. С.454; Схаляхо A.A. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. С.64.
2 Кумыков Т.Х. Этапы и особенности развития общественно-политической мысли Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи в XIX - начале XX века //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX века. Нальчик, 1976. С. 14.
3 Крикунов В.П. Указ. соч. С.99.
4 Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX - начала XX века. Нальчик, 1993.С.88.
При изучении вопросов, связанных с общественно-политической деятельностью адыгской интеллигенции, ощущается потребность в более углубленном анализе процессов влияния ино-культур на формирование общественного сознания интеллигенции. В исследованиях, как правило, отмечалась роль прогрессивной русской общественной мысли. Этот вывод, в принципе, не ставился под сомнение. В то же время важно учитывать, что в среде адыгской интеллигенции довольно ощутимым было влияние идей прогрессивного мусульманского движения. З.М. Налоевым была высказана точка зрения о необходимости изучения "восточного культурного канала", по которому в адыгскую среду приходили обновляющие идеи1. Тем не менее, на протяжении длительного времени эта проблема продолжала сохранять "постановочный" характер. Только в последние годы в адыговедении прослеживаются попытки изучения влияния арабского образования и восточной культуры в целом на процесс формирования национальной интеллигенции2.
В историографии влияние мусульманского мира на развитие общественного сознания горцев Северного Кавказа традиционно сводилось к изучению роли прогрессивных идей, связанных с национально-религиозным движением мусульманских народов. Постановка этой проблемы обнаруживает истоки в обобщающих работах по истории Северного Кавказа, в которых отмечалось, что
1 Налоев З.М. О восточном культурном канале //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX века. Нальчик, 1976. С. 145.
2 Бузаров А.К. Духовно-арабистская интеллигенция адыгов //Благодарение. 1996. №4. С.5-6; Его же. Из истории культурного развития адыгов начала XX века (по материалам рукописного наследия С.Х. Сиюхова) //Этюды по истории и культуре адыгов. Майкоп, 1998. С.21-27. панисламское и пантюркистское движение включало в себя буржуазно-националистические круги светской и исламской интеллигенции1.
В связи с недостаточной изученностью вопроса о влиянии передовых идей мусульманского мира на общественно-политическое сознание и деятельность адыгской интеллигенции, особый интерес представляют исследования, в которых нашли отражение изменения в общественно-политических устремлениях мусульманских народов России, приведшие к формированию среди них религиозно-национальных движений. Главная роль в развитии данных настроений отводилась светской и мусульманской интеллигенции2.
В силу объективных и субъективных причин за пределами научного внимания оказались целые пласты общественной деятельности интеллигенции3. В полной мере это положение может быть отнесено к представителям адыгской интеллигенции, объединенным в рамках Черкесского благотворительного общества и журнала "Мусульманин". В последние годы стали осуществляться попытки восполнения пробелов в изучении истории адыгского просветительства. Исследователи все чаще стали обращаться к деятельности Черкесского благотворительного общества и журнала "Мусульманин"4. Однако и сегодня освещение данных аспектов
1 История народов Северного Кавказа (конец XVIII - 1917 г.). М., 1988. С.489.
Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX века) //Вопросы истории. 1996. №11-12. С.39-53.
Хакуашев А.Х. К вопросу об идейных позициях М. Хаджетлаще и журнала "Мусульманин" //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX века. Нальчик, 1976. С.223.
4 Оспищева JI.E. Черкесские благотворительные общества Кубани //Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Майкоп, деятельности интеллигенции не носит комплексного характера.
Наиболее изученной в отечественной историографии является культурно-просветительская деятельность интеллигенции, выделены и разработаны ее основные направления: вклад в развитие национального образования, разработку письменности, в становление национального театрального искусства, а также пропаганду и популяризацию адыгской истории и культуры. Особое место занимает изучение творческого наследия интеллигенции. Исследователями отмечается, что в сфере интересов деятелей адыгской культуры находились широкие пласты общественной жизни народа. Внимание ученых, главным образом, сосредоточивается не на научной или художественной значимости ее публикаций, а на их общественном значении.
Наибольшее внимание в отечественной историографии обращено к историческим публикациям конца XIX - начала XX вв. При этом вполне обоснованно подчеркивается, что главной особенностью исторической прозы этого периода являлось усиление публицистического начала. Историческая проза, как никогда, прониклась актуальной проблематикой общенародного значения, став оружием в борьбе за национальное самосохранение и самоутверждение1.
На фоне достаточно хорошо исследованного творчества таких общественных деятелей, как Ю. Ахметуко, С. Довлет-Гирей, С. Сиюхова, Б. Шарданова, И. Цея, все еще неизученным остается
1994. С. 114-117; Агержанокова С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX - начала XX вв.: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. фил. наук. Майкоп, 1997. С.4-5.
1 Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX - начала XX века. Нальчик, 1993. С.92. творчество адыгов, получивших образование в странах Востока, писателей-публицистов сотрудничавших с журналом "Мусульманин". Практически не исследован вклад интеллигенции в адыгскую фольклористику. Еще в 70-х гг. А.И. Алиева отмечала, что проблема фольклора в творчестве деятелей адыгейской культуры не была предметом специального научного исследования1. Ситуация мало изменилась и сегодня. Наиболее изученным является вклад в развитие адыгейской фольклористики П. Тамбиева. В последние годы введены в научный оборот и "Черкесские рассказы" К.-Б. Ахметуко. Однако вне научного интереса остается целый комплекс публикаций адыгейского фольклора, подготовленных И. Ечерухом.
Проведенный историографический анализ свидетельствует о том, что проблема адыгской интеллигенции в хронологических рамках конца XIX - начала XX вв. не являлась предметом специального изучения. Тем не менее отдельные ее составляющие нашли отражение в работах по самому широкому кругу проблем истории и культуры адыгов. Среди них есть вопросы, получившие обстоятельное осмысление, и вопросы постановочного характера. Достигнутый уровень фрагментарной разработки данной проблемы выдвигает задачу создания комплексного исследования по истории адыгской интеллигенции, выявления многообразных факторов, определивших ее общественную роль.
Объектом данного исследования является история интеллигенции как важнейшей составной части социально-культурной истории. С точки зрения историко-социологического исследования
1 Алиева А. Деятели адыгской культуры и возникновение адыгской фольклористики //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX -начале XX века. Нальчик, 1976. С.203. интеллигенция как общественная группа представляет из себя общность взаимодействующих друг с другом людей, занятых в сфере интеллектуального труда, имеющих определенные этико-нравственные характеристики и решающих задачу создания ценностно-ориентированной основы общественной деятельности. Общие подходы к исследуемой проблеме базируются на широком понимании интеллигенции как образованного класса, социокультурного слоя, выполняющего функцию аккумулятора, хранителя знаний и культуры народа.
Предметом исследования является адыгская интеллигенция в период ее формирования как немногочисленная, но весьма значимая общественная группа, сыгравшая особую роль в процессе развития этнического самосознания адыгов, утверждении общественно значимых идей.
При определении предмета исследования необходимо уточнить некоторые моменты. Учитывая изменения форм этнического сознания адыгов во второй половине XIX в., усиление их территориальной и административной обособленности, в понятие адыгской интеллигенции включается та часть национальной интеллигенции, чья деятельность имела непосредственное отношение к общественной жизни адыгов Кубанской области. В данной работе в число адыгской интеллигенции была включена как интеллигенция, проживавшая на территории обозначенной административно-территориальной единицы, так и за ее пределами - в различных российских городах и эмиграции.
Учитывая отмеченную специфику предмета изучения и сложную географию расселения адыгов в конце XIX - начале XX вв., географические границы исследования носят условный, этнически ориентированный характер.
Хронологические рамки диссертационной работы обусловлены эволюционным характером предмета исследования. Конец XIX начало XX вв. - период становления адыгской интеллигенции как качественно нового социокультурного явления в общественной жизни горцев Северо-Западного Кавказа. Однако характер проведенного исследования в некоторых случаях предполагает выход за эти рамки с целью выявления истоков сложных социальных, политических и культурных процессов.
Целью работы является исследование процесса формирования адыгской интеллигенции и ее общественной деятельности в сложных исторических условиях, связанных с интеграцией СевероЗападного Кавказа в состав Российский империи. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: проанализировать историографический уровень исследования проблемы с целью выявления степени ее разработанности и определения круга проблем, нуждающихся в дальнейшем изучении; изучить комплекс выявленных источников и реконструировать на их основе процесс формирования новой социокультурной группы в адыгском обществе; исследовать направленность, содержание и значение общественной деятельности интеллигенции; изучить творческое наследие интеллигенции с точки зрения вклада в постановку и разработку важных вопросов историко-культурного развития адыгского народа.
Источниковую базу исследования составили как опубликованные, так и неопубликованные источники. Опубликованная часть источников была извлечена из центральной и местной периодики1. Большую группу составляют источники, выявленные в фондах Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) , архива Адыгейского Республиканского института гуманитарных исследовании
АРИГИ) , ф ондов Национального музея Республики
1 Вестник Европы. СПб., Щ91-1916; Вокруг света. М. 1895-1916; Живописное обозрение. СПб., 1882-1902; Журнал Министерства Народного просвещения. СПб., 1803-1817; Известие Общества любителей изучения Кубанской области. Екатери-нодар, 1899-1926; Кавказский сборник. Тифлис, 1901-1912; Кубанская школа. Ека-теринодар, 1914-1916; Кубанские областные ведомости. Екатеринодар, 1871-1914; Кубанский казачий листок. Екатеринодар, 1911-1913; Кубанский край. Екатеринодар, 1906-1916; Кубанский сборник. Екатеринодар, 1883-1916; Кубань. Екатеринодар, 1883-1906; Майкопское эхо. Майкоп, 1911-1916; Мусульманская газета. СПб., 1912-1914; Мусульманин. Париж, 1908-1912; Новая заря. Екатеринодар, 19061911; Русский вестник. М., 1901-1906; Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1881-1929; Ставропольские губернские ведомости. Ставрополь Кавказский, 1850-1916.
2 Фонды: 252 (войсковое хозяйственное правление Кубанского казачьего войска (1870-1888), 260 (управление начальника Черноморской береговой линии (18391865), 261 (канцелярия начальника Черноморской кордонной линии, Черноморского казачьего войска (1794-1864), 427 (попечитель Кавказского учебного округа (1839-1917), 449 (Кубанское областное правление (1870-1917), 454 (канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска (1860-1917), 460 (Кубанский областной статистический комитет (1870-1916), 470 (директор народных училищ Кубанской области), 711 (Управление атамана Екате-ринодарского отдела (1888-1917), 742 (Управление атамана Майкопского отдела (1898-1915), 774 (канцелярия помощника Кубанской области по управлению горцами (1862-1870).
Фонды: 1 (Фольклорный), 2 (Исторический).
Адыгея1. Среди привлеченных источников, наряду с раннее изучавшимися, значительную часть составили не находившиеся до сих пор в научном обороте.
Использованные в исследовательских целях источники можно разделить на несколько групп. Большую группу составляют официальные документы высших и местных органов власти и должностных лиц: Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, попечителя Кавказского учебного округа, начальника Кубанской области. К ним относятся постановления, распоряжения, циркуляры, которые позволяют определить роль российской политики в процессе формирования адыгской интеллигенции.
Значительным числом представлена делопроизводственная документация: переписка государственных органов и учреждений (распоряжения, отношения, рапорты, сообщения), документы, исходящие от учреждений, организаций и отдельных лиц, в том числе представителей адыгской интеллигенции и их родственников -ходатайства, прошения, поручительства. Данная группа документов составляет обширную базу для исследования политики властей, направленной на формирование среди горцев Северного Кавказа слоя образованных людей, реакции горцев на эту политику, социальной основы формировавшейся интеллигенции, ее социальных устремлений и умонастроений.
В особую группу следует выделить отчетные документы (отчеты различных учебных заведений Кавказского учебного округа и должностных лиц), позволяющие сопоставить задачи и итоги политики властей в области образования горцев Северного Кавказа. Достаточно широко привлекается учетно-контрольная документация: именные списки воспитанников различных учебных заведе
1 Материалы дореволюционного периода. ний, сведения о числе учебных заведений и учащихся, ведомости об успеваемости и поведении воспитанников, таблицы окончательных "выводных баллов". Определенная информация извлечена из послужных списков различных чиновников и служащих.
Группа информативных материалов, извлеченных из периодики, - заметки, извещения, объявления и сообщения о различного рода общественных мероприятиях, организованных по инициативе интеллигенции, позволила установить отдельные факты для прояснения данных о формах ее участия в общественной жизни, восполнить пробелы в персоналиях.
Кроме этого, в работе были использованы извлечения из неопубликованных воспоминаний, принадлежащих представителям адыгской интеллигенции. Они не только обогатили источниковую базу исследования, расширили информацию о формах общественной деятельности интеллигенции, но и позволили ввести в работу как характеристики общественных отношений, так и личностное отношение интеллигенции к оценке своего места и роли в обществе.
Самостоятельный тип исторических источников представляют фотоматериалы, извлеченные из фонда кино- фотодокументов Государственного архива Краснодарского края, а также из фонда фотоматериалов Государственного национального музея Республики Адыгея, позволившие получить некоторую информацию об участии конкретных представителей интеллигенции в общественной, благотворительной, просветительской, культурной деятельности.
Совокупность перечисленных документов различается по своей информативной отдаче. В ходе исследования предпринимались попытки ее повышения: удалось выявить взаимосвязь и взаимодействие отдельных "составляющих" политики царского правительства в сфере просвещения горцев, восполнить сведения биографического характера.
Учитывая тот факт, что часть вопросов в главах диссертационного исследования рассматривается в историографическом плане, представляется возможным выделение в отдельную группу историографических источников, многочисленных статей, авторами которых были представители адыгской интеллигенции, что позволило проанализировать их взгляды и позиции, содержание творческой и общественно-политической деятельности. Эта группа источников объемна и разнохарактерна.
Исходя из тематической и жанровой направленности публикаций интеллигенции, возможно выделение среди них нескольких типов. Наибольшим числом представлены публицистические статьи. Среди них четко выделяются два тематических направления: статьи по вопросам социально-политического развития адыгов, в которых нашли отражение проблемы гражданского, социально-экономического, правового положения адыгов, как проживавших на Северо-Западном Кавказе, так и оказавшихся за пределами исторической родины1, и статьи, направленные на освещение и ре
1 Шарданов Б. Забытый народ //Кубань. Екатеринодар, 1906 №76; Его же. Черкесы (Забываемый народ) //Кубань. 1906. №117; Хатакокор Д.-Г. Положение черкесов в Турции //Мусульманин. 1908. С.З; Его же. Турция для турок //Там же. 1908. №2. С.31-32; Его же. Мухаджиры //Там же. 1910. №2. С.44-45; Его же. К положению мухаджиров //Там же. 1910. №15. С.332-334; Его же. Современная Турция //Там же. 1910. №17-18. С.289-290; Ечерух М. Роль мусульманки в последних событиях //Мусульманин. 1910. №4. С.100-107; Его же. Роль Кавказских горцев в политической и общественной жизни Турции //Там же. 1910. №6. С. 113-117; Ахметуко Ю. О национальном чувстве //Там же. 1910. №13. С.286-288; Его же. Шариат и прогресс //Там же. 1910. №22. С.326; Его же. О братстве //Там же. 1910. С.478-481; Хаджимокр X. Что мы делаем //Там же. 1910. №1. С. 12-13; Его же. Несколько лет шение основных просветительских задач1. Данный тип публикаций позволил проанализировать систему взглядов интеллигенции, многообразие ее общественных позиций, характер взаимоотношения с властями, а также процессы, происходившие внутри данного социокультурного слоя.
Другой тип публикаций представлен историко-этнографи
0 прожитом годе //Там же. 1910. №2. С.516-518; Ахметуко Ю.К. О привлечении черкесов к воинской повинности //Там же. 1911. №4. С. 1-3; Хатакокор Д.-Г. Му-хаджирский вопрос //Там же. 1911. №2. С.64-66; Цей И. Горе интеллигент //Архив АРИГИ. Ф.1. П. 122. Д.9; Его же. Автомобиль//Архив АРИГИ. Ф.1. П. 122. Д.6.
1 Ахметуко Ю. К нашим единоверцам и землякам //Мусульманин. Париж, 1910. №4. С.88-100; Его же. О нашем духовенстве //Там же, 1910. №10. С.222-223; Его же. 15 июля 1908 г. - 15 июля 1910 г. журнал "Мусульманин" //Там же. 1910. №17-18. С.371-372; Его же. О невежестве //Там же. 1910. №20. С.430-432; Его же. Мысли вслух //Там же. 1911. №3. С.2-3; Его же. Русские мусульмане и прогресс //Там же. 1911. №24. С.985; Сиюхов С. О назревшем вопросе //Кубанские областные ведомости. Екатеринодар, 1911. №177; Его же. Всеобщее образование и черкесы //Кубанский казачий листок. Екатеринодар, 1912. №193; Его лее. Народ без языка //Там же. 1912. №199; На точке неподвижности //Там же. 1912. №200; Его же. Все о том же //Там же. 1912. №270; Его же. Сделан сдвиг //Там же. 1913. №22; Его же. Преступное равнодушие //Там же. 1913. №561; Сиюхов С. По поводу вероучительских курсов //Кубанская школа. 1915. №4; Его же. Начальное образование и русские мусульмане //Кубанская школа. 1915. №5; Его же. Забытый долг //Кубанская школа. 1915. №9; Его же. Причины неуспеха русской школы среди кубанских горцев //Майкопское эхо. 1915. №№282, 283, 284; Его же. Русские мусульмане и начальное образование //Майкопское эхо. 1915. №№292, 293, 294, 295; Его же. На новый год //Кубанская школа, 1916. №1.
1 2 ческими очерками и фольклорными материалами . Эти публикации позволили выявить роль интеллигенции в постановке и разработке важных вопросов истории и культуры адыгов, определить научное и общественное значение ее творчества.
Объем и содержание выявленных источников позволили сосредоточить внимание на нескольких блоках проблем: условиях, способствовавших появлению в общественной жизни адыгов нового социокультурного слоя; характеристики основных направлений общественной деятельности интеллигенции; выявлении и характеристики ее взглядов на историко-культурные процессы, происходившие в адыгском обществе.
Исходя из учета реального теоретико-методологического состояния исторического знания, при выработке теоретических
1 Шемгохов А. Очерк быта темиргоевцев //СМОМПК. Тифлис, 1901. Вып.XXIX; Довлет-Гирей С. Бжедугские памятники в местечке Горячий Ключ Кубанской области //Известия ОЛИКО. Екатеринодар, 1904. Вып.4; Хаджимуков Т. Народы Западного Кавказа //Кавказский сборник. Тифлис, 1910. Т.XXX. С. 1-50; Довлет-Гирей С. Жизнь черкесов-переселенцев в Турции //Известия ОЛИКО. Екатеринодар, 1912. Вып.5; Сиюхов С. Этнографические наброски //Кубанский казачий листок. 1913 №454; Шарданов Б. Черкесы и их прошлое //Кубанский край. 1915. №№122, 189, 190, 191.
Ахметуко Ю.К. Черкесские рассказы. М., 1896. Т.1; Тамбиев П. Ешов Батыныко //СМОМПК. 1896. Вып.21; Его же. Адыгские пословицы, загадки, скороговорки, приметы и поверья //Там же. 1899. Вып.26. Отд.З. С. 1-73; Его же. Силач Куалов //Там же. С.35-58; Его же. Охотник Гасан и косарь Гасан //Там же. 1904. Вып.434; Ечерух И. За правдою //Мусульманин. 1910. №3. С.76-80; Его же. На добычу //Там же. 1910. №7. С.168-170, №8. С.184-189, №9. С.203, №10. С.226-231, №11-12. С.251-253; Его же. Опоздал (из черкесских преданий) //Там же. 1911. №1. С.26-36; Тамбиев П. Поиски жены //СМОМПК. 1915. Вып.4. Отд.4. С.1-14. подходов к теме диссертационного исследования предпринималась попытка сочетать различные подходы, способные обеспечить эффективность изучения избранной проблемы. Основополагающими исследовательскими принципами стали принципы историзма и объективности. Принцип историзма позволил не только исследовать условия становления адыгской интеллигенции, но и динамику ее деятельности в конкретной исторической ситуации. Сформированная многоплановая источниковая база позволяет реализовать принцип объективности. Однако нет оснований утверждать, что все объективно существующие источника по данной проблеме введены в научный оборот.
Диссертационная работа основана на применении метода конкретного анализа, историко-сравнительного метода, ретроспективного метода. Сочетание различных методов позволило более глубоко проанализировать процесс формирования интеллигенции, важные социокультурные изменения, происходившие в адыгском обществе.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно представляет собой первое систематическое исследование адыгской интеллигенции в хронологических рамках конца XIX - начала XX вв. Работа носит комплексный характер, предполагающий анализ широкого круга вопросов: от выяснения природы происхождения адыгской интеллигенции, ее мировоззрения до непосредственной деятельности интеллигенции, ее общественно-исторического значения. Диссертационное исследование дополняет новыми характеристиками традиционное для отечественной историографии представление о месте и роли интеллигенции в обществе, способствует выявлению нетрадиционных путей и способов ее формирования.
Практическая значимость работы определяется тем, что
25 материалы данного диссертационного исследования могут быть включены в монографии по истории и культуре адыгов. Не исключается использование данных диссертации в лекционном курсе по истории России, в разработке специальных курсов и семинаров.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Адыгская интеллигенция, конец ХIХ - начало ХХ вв."
Выводы деятелей адыгской культуры об изменениях в психологии адыгов, их замкнутости, как следствие межэтнического взаимодействия при сложных политических обстоятельствах подтверждаются современными исследованиями этнопсихологов, в частности, моделью вариантов межэтнического взаимодействия, предложенной одним из крупнейших американских этнопсихологов Р.А. Шермерхорном. Согласно этой модели, при взаимодействии двух этносов один занимает главенствующее положение и осознает это, а другой подчиненное и, "в зависимости от своего места в этнической ситуации, каждый из этих двух этносов может в своем сознании испытывать как центробежные, так и центростремительные импульсы." . Центробежные тенденции среди подчиненных групп чаще всего проявляются в сохранении специфических традиций данной группы в таких сферах культуры как язык,
1 Сиюхов С. Не меч, а мир //Сефербий Сиюхов - адыгский просветитель. Майкоп, 1991. С.71.
2 Более полно эту взаимосвязь в современной этнопсихологии выявил американский ученый-психолог Э.К. Френсис, который пришел к выводу о том, что в различных политических ситуациях, сменявших в ходе истории друг друга, по разному протекали этнические процессы и межэтническое взаимодействие. /Таболина Т.В. Указ. соч. С.85./
3 Таболина Т.В. Указ. соч. С.85. религия, быт.
В среде адыгской интеллигенции зрело понимание необходимости культурного самоопределения адыгов в рамках Российского государства1. Совершенно очевидно, что в рассматриваемый исторический период адыги отчетливо осознавали угрозу существованию своего этноса и это ощущение усугублялось пониманием того, что в условиях потери политической независимости им придется подвергнуться воздействию культуры, основанной на других ценностях, мировоззрении, противоположных национальному духу, национальным традициям адыгов. Адыгская интеллигенция предлагала русским властям оставить в стороне исторические счеты и согласиться на "добрый почин" подходя к горцам осторожно как к людям "с обоженной кожей" . Они хотели обратить внимание русских властей на основные свойства характера адыгов - высокоразвитое чувство достоинства, природное честолюбие, гордость, предлагая русским властям строить свои отношения с ними с учетом этих качеств. "Каждая нация, - писал Б. Шарданов, - имеет свой дух, свое прошлое"3.
Представители адыгской интеллигенции обращали внимание и на тот факт, что российские власти не продумали тактику отношений с горцами, подчеркивая тот факт, что адыги не только не привлекаются к управлению (не считая аульских старшин), но зачастую на административных должностях оказывались люди, нисколько не интересовавшиеся и не знавшие истории, культуры, нужд адыгов. Вполне понятна обеспокоенность Б. Шарданова, пи
1 Шарданов Б. Забытый народ //Кубань. Екатеринодар, 1906. №76. С.З.
Сиюхов С. Не меч, а мир //Сефербий Сиюхов - адыгский просветитель. Майкоп, 1991. С.72.
Шарданов Б. Забытый народ //Кубань. Екатеринодар, 1906. № 76. С.З. савшего: "Нельзя ко всем иметь общую мерку. Если азиата устрашает сила репрессий, то к черкесу эту мерку нельзя применить. Загляните к нему глубже в душу, дайте ему почувствовать, что вы его любите и вы с ним сделаете все"1.
Анализ национальной самобытности адыгов, содержавшийся в трудах адыгской интеллигенции возможно свести к нескольким проблемам: сохранение национальной, культурной самобытности адыгов; объединение народа в сложный период крушения привычных социально-политических условий жизни на основе идей, базирующихся на этнокультурном опыте; стремление к строительству нормальных, здоровых отношений между адыгами и русскими, адыгами и царскими властями. Определение национального характера адыгов, данное в публикациях интеллигенции с точки зрения современной науки представляет не что иное как "автостереотип народа"2.
Суждения интеллигенции относительно национального характера адыгов приобретают в связи с усилением интереса к проблемам, находящимся на стыке исторической и психологической наук, особое значение. Не располагая специальными методиками, в своих исследованиях национального характера адыгов они сумели, отчасти отразить современное понимание проблем подобного плана. * *
Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории. В этом плане весьма важен вклад адыгской интеллигенции в постановку и разработку вопросов историко-культурного развития своего наро
1 Шарданов Б. Забытый народ //Кубань. Екатеринодар, 1906. № 76. С. 10.
2 Автостереотип народа - отношение и представление этнической группы о самой себе. да, тем более, что в конце XIX - начале XX вв. многовековая история народов Северного Кавказа являлась практически неизученной. "Даже в академических кругах России не сложилось естественной потребности к познанию их истории. История народов России, по-прежнему, была другой историей, а в массовое сознание россиян внедрялись заведомо извращенные факты и представления"1.
Однако было бы преувеличением считать, что интерес, проявленный адыгской интеллигенцией к вопросам истории и культуры своего народа, носил чисто научный, академический характер. Он, в первую очередь, был вызван четко обозначившимися публицистическими и просветительскими целями. Понимая, что истории принадлежит важная роль в развитии этнического сознания народа, интеллигенция стремилась таким образом организовать историческую память адыгов, чтобы она содействовала поддержанию национального самосознания и национального достоинства. Наряду с этим она пыталась вызвать интерес и уважение широкой российской общественности к истории своего народа, противостоять колонизаторской политике царизма, его дискриминационным действиям и ассимиляционным устремлениям, доказать права адыгов на изменение общественного положения в российском государстве.
Данными целями определился круг исторических проблем, оказавшихся в центре внимания интеллигенции, жанровая особенность большинства работ, эмоциональность в освещении исторического прошлого, порой граничившая с его мифологизацией. Положения и выводы, содержавшиеся в работах представителей адыгской интеллигенции имели общественную и историографиче
1 Шеуджен Э.А. Местная история: теоретические проблемы //Вопросы теории и методологии истории. Майкоп, 1997. Вып.2. С.8.
167 скую значимость для своего времени, а также сохраняют научное значение и сегодня. Охваченный ими широкий круг проблем продолжает сохранять свою актуальность в отечественном кавказоведении. Некоторые из вопросов, поднятых в трудах интеллигенции носили постановочный характер, другие стали предметом серьезного, аргументированного анализа с использованием широкого круга исторических источников как ранее известных, так и привлекаемых впервые. Более того, ей принадлежит заслуга прогнозирования проблем, связанных с этнокультурным, этносоциальным развитием адыгов, осознание важности разработки которых происходит лишь в последние годы.
Заключение
Проведенное в рамках диссертационной работы исследование позволило проанализировать процессы в общественной жизни адыгов в конце XIX - начале XX вв., связанные с формированием и деятельностью интеллигенции. Историографический анализ предоставил возможность определения контуров проблемы, выделения ее базовых составляющих, выявления недостаточно освоенных исследователями тем, что позволило сосредоточить внимание на вопросах, нуждающихся в более обстоятельном изучении: условиях формирования адыгской интеллигенции, ее участии в религиозно-национальном движении, выступлении интеллигенции за повышение правового статуса адыгов в российском государстве, определении научной значимости взглядов интеллигенции на историко-культурные процессы.
Исследование во взаимодействии социальных, политических, экономических и культурных процессов, происходивших на Северо-Западном Кавказе и связанных как с внутренними импульсами развития адыгского народа, так и его взаимодействием с Российской империей свидетельствует о складывании условий, определивших социокультурные изменения в адыгском обществе, формировании в нем новой общественной группы - интеллигенции.
Анализ введенных в научный оборот материалов позволяет утверждать, что наибольшее влияние на данный процесс оказали коренные изменения в социально-политической сфере, связанные с утверждением российского господства в регионе. Необходимость самосохранения в сложных исторических условиях существования и адаптации к ним определила потребность в выделении интеллигенции как общественной группы, способной пересмотреть весь комплекс ранее существовавших общественных представлений, выработать новые социально значимые идеи, способные обеспечить существование и развитие адыгов как этноса, стать ценностно-ориентированной основой их общественной деятельности.
Вместе с тем нельзя не учитывать четко обозначившееся стремление российских властей к органичному вписанию СевероЗападного Кавказа в систему российского государства, определившее национально-государственную политику в регионе. Важное значение в ней отводилось формированию и численному увеличению образованного слоя среди адыгов как основы своего влияния и средства обеспечения собственных интересов.
Отмечая нетрадиционную природу происхождения адыгской интеллигенции, обусловленную сложными политическими, этносоциальными процессами, происходившими на Северо-Западном Кавказе, следует иметь в виду, что на определенном этапе формирования данной социокультурной группы стало проявляться и влияние социально-экономического фактора. С включением Северо-Западного Кавказа в Российскую империю важное место в политике властей в регионе заняла задача подготовки квалифицированных кадров из среды местного населения. Наряду с этим и в самом адыгском обществе происходило осознание важности овладения достижениями европейской цивилизации.
В качестве значимого условия формирования интеллигенции, вытекавшего из сущностной стороны понятия интеллигенции, можно рассматривать процесс развития образования. Учитывая характер политического и межкультурного взаимодействия в регионе, в работе выделяются два самостоятельных образовательных "канала": "российский" и "восточно ориентированный", способствовавшие не только росту образовательного и интеллектуального уровня адыгов, но и культурной трансформации, изменениям в традиционной структуре адыгского общества. Происходило выделение слоя образованных людей, непосредственно занятых интеллектуальным трудом. Определение этого слоя как интеллигенции основывается не только на его сопричастности к интеллектуальному труду, но и на содержании, характере и значении его общественной деятельности.
Анализ введенных в работу материалов позволил сделать вывод о том, что, учитывая характер социокультурной среды, в которой существовала адыгская интеллигенция, ее немногочисленность, одной из основных сфер ее общественной деятельности являлось просветительство. Вместе с тем, сложные социально-политические условия определили тот факт, что деятельность интеллигенции была направлена не только на решение задач, лежавших в социокультурной сфере, но и в национально-политической. Важнейшее значение приобрела задача сохранения и эволюции адыгов как этноса, повышение их гражданского и политического статуса в системе российского государства. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в конце XIX - начале XX вв. интеллигенция не только активно осмысливала свою роль в общественной жизни народа, но и предпринимала достаточно успешные попытки реализации практически значимых идей.
Одновременно происходили изменения и во внутренней организации интеллигенции. Все ощутимее стала проявляться потребность в объединении усилий для решения важных общественных задач, стоявших перед адыгским народом. Это способствовало консолидации молодой адыгской интеллигенции - созданию общественных организаций, проведению совместных национально ориентированных просветительских и благотворительных акций.
Анализ общественной деятельности интеллигенции обнаружил несоответствие между численностью интеллигенции и общественной значимостью ее деятельности. Несмотря на немногочисленность адыгской интеллигенции, ее деятельность существенным образом влияла на изменение социокультурных стереотипов в адыгском обществе, способствовала адаптации адыгов в новых исторических условиях.
Особое значение при разработке темы диссертационной работы придавалось исследованию творческого наследия адыгской интеллигенции. Анализ ее публикаций обнаружил, что важное место в них занимали вопросы истории и культуры горцев СевероЗападного Кавказа. Их постановка и разработка, главным образом, была связана со сложными историческими условиями существования адыгов в изучаемый период и необходимостью решения прагматических задач, а именно: организации исторической памяти народа таким образом, чтобы она в наибольшей степени способствовала укреплению национального самосознания народа; противостояния национально-колониальной политике царизма; сохранения социокультурной специфики народа, а также формирования объективных представлений об адыгах.
Подобная мотивация творчества интеллигенции определила круг исторических проблем, оказавшихся в центре ее внимания. Среди них особое место заняли острые вопросы социально-политической истории горцев Северо-Западного Кавказа, связанные с Кавказской войной и ее последствиями. Не менее важное значение приобрели проблемы отразившие специфику социокультурного развития адыгов: история религиозных представлений адыгов, их роли в общественной жизни, а также проблемы национальной психологии.
Несмотря на ярко выраженное публицистическое звучание работ адыгской интеллигенции, в диссертационном исследовании осуществляется попытка определения их историографической значимости. Проработанные ими проблемы еще не представляли це
172 постной концепции исторического развития адыгов, но, тем не менее, в совокупности их взгляды очерчивают весьма значительный круг базовых проблем истории горцев Северо-Западного Кавказа и в некотором смысле раздвигают границы научных представлений о своем народе. Особое значение имело стремление интеллигенции к осмыслению проблем, находившихся на "стыке" исторической и психологической, исторической и этнографической наук. В своих публикациях они сумели опередить свое время, отчасти отразив современное понимание сложных междисциплинарных проблем. Безусловно, сами по себе их суждения представляют лишь первую ступень теоретического осмысления данных проблем.
Основные положения и выводы диссертационного исследования базируются на изучении достаточно объемного, разнопланового по типологии корпуса источников и позволяют расширить представления о социокультурном развитии адыгов в конце XIX - начале XX вв., обогащают, в целом, исследовательские подходы к истории национальной интеллигенции.
Список научной литературыЕмтыль, Зарема Январбиевна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. ГАКК. Ф.252. Войсковое хозяйственное правление Кубанского казачьего войска (1870-1888).
2. Ф.252. Оп.2. Д.92, 1647, 1860, 2402.
3. ГАКК. Ф.260. Управление начальника Черноморской береговой линии (1839-1865).1. Ф.260. Оп.1. Д.1490.
4. ГАКК. Ф.261. Канцелярия начальника Черноморской кордонной линии Черноморского казачьего войска (1794-1864).1. Ф.261. Оп.1. Д.382,1304.
5. ГАКК. Ф.454. Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска (1860-1917).
6. Ф.454. Оп.1. Д.808, 5717, 5718, 5982.
7. Ф.454. Оп.2. Д.683, 779, 820, 899, 1066, 1081, 1092, 11 10,1146, 1326, 1421, 1523, 1577, 1695, 1724, 1738.1. Ф.454. Оп.4. Д.149.
8. ГАКК. Ф.460. Кубанский областной статистический комитет (1870-1916).1. Ф.460. Оп.1. Д.209.
9. ГАКК. Ф.470. Директор народных училищ Кубанской области.
10. Ф.470. Оп.2. Д.2, 14, 29, 30, 80, 183, 565, 1059, 1309, 1419,1420, 1491, 1500, 1552, 1914, 1926, 2077, 6273, 6572, 7040, 7280.
11. ГАКК. Ф.774. Канцелярия помощника Кубанской области по управлению горцами (1862-1870).
12. Ф.774. Оп.1. Д.27, 30, 97, 128.1. Ф.774. Оп.2. Д.545.
13. Архив Адыгейского Республиканского института гуманитарных исследований /Архив АРИГИ/
14. Архив АРИГИ. Ф.1. Фольклорный. Ф.1. П.123. Д.1, 2, 32. Ф.1. П.124. Д.39, 41, 42, 43, 44. Архив АРИГИ. Ф.2. Исторический. Ф.2. П.44. Д.12.
15. Фонды Национального музея Республики Адыгея
16. Фонды Национального музея Республики Адыгея. Дело М. Гатагогу, А. Вайкок, А. Намитокова, И. Псеунок, С. Сиюхова, X. Тлицерук, И. Хидзетль, И. Цея, А. Шемхогова.1.. Публикации адыгской интеллигенции
17. Ахметуко Ю.К. Плен Шамиля //Живописное обозрение. -СПб., 1894. -№34.
18. Он же. Месть Шамиля //Домашняя библиотека. -М., 1895.-№9.
19. Он же. Старые счеты //Вокруг света. -М., 1896. -№№7-8. Он же. Враги-приятели //Вокруг света. -М., 1896,- №36. Он же. Черкесские рассказы. -Т.1. -М.: Изд-во К.К. Курочки-на, 1896.
20. Он же. К нашим единоверцам и землякам //Мусульманин. -Париж, 1910. -№4. -С.88-100.
21. Он же. О боге, о вере, о религии //Мусульманин, 1910. -№7.
22. Ахметуко Ю.К. О нашем духовенстве //Мусульманин. -1910. -№10.
23. Он же. Мирные мысли //Мусульманин. -1910. -№10.
24. Он же. О национальном чувстве //Мусульманин. -1910. -№13.
25. Он же. 15 июля 1908 г. 15 июля 1910 г. Журнал "Мусульманин" //Мусульманин. -1910. -№17-18.
26. Он же. О невежестве //Мусульманин. -1910. -№20.
27. Он же. Шариат и прогресс //Мусульманин. -1910. -№22.
28. Он же. О привлечении черкесов к воинской повинности //Мусульманин. -1911. -№4.
29. Он же. Русские мусульмане //Мусульманин. -1911. -№24.
30. Он же. Тяжелый долг //Кази-Бек Ахметуков. Избранные произведения. -Нальчик: Эльбрус, 1993.
31. Довлет-Гирей С. Бжедуховские памятники в местечке Горячий Ключ //Известия ОЛИКО. -Екатеринодар, 1909. -Вып.4.
32. Он же. Жизнь черкесов-переселенцев в Турции //Известия ОЛИКО. -Екатеринодар, 1912. -Вып.5.
33. Он же. К черкесскому вечеру //Кубанский край. -Екатеринодар, 1913. -№283.
34. Ечерух И. За правдою //Мусульманин. -1910. -№3.
35. Он же. На добычу //Мусульманин. -1910. -№№7-12.
36. Он же. Опоздал (из черкесских преданий) //Мусульманин. -1911. -№№1, 2.
37. Он же. Роль кавказских горцев в политической и общественной жизни Турции //Мусульманин. -1911. -№6.
38. Он же. Старый дед //Мусульманин. -1912. -№2.
39. Сиюхов С. О назревшем вопросе //Кубанские областные ведомости. -Екатеринодар, 1911. -№177.
40. Он же. Всеобщее образование и черкесы //Кубанский казачий листок. -Екатеринодар, 1912. -№193.
41. Сиюхов С. Народ без языка //Кубанский казачий листок. -Екатеринодар, 1912. -№199.
42. Он же. На точке неподвижности //Кубанский казачий листок. -Екатеринодар, 1912. -№200.
43. Он же. Сделан сдвиг //Кубанский казачий листок. -Екатеринодар, 1913. -№22.
44. Он же. Этнографические наброски //Кубанский казачий листок. -Екатеринодар, 1913. -№454.
45. Он же. Не дай этого Бог //Кубанский казачий листок. -Екатеринодар, 1913. -№482.
46. Он же. Что дает горцам казна //Кубанский казачий листок. -Екатеринодар, 1913. -№502.
47. Он же. На точке неподвижности //Мусульманская газета. -СПб., 1913. -№22.
48. Он же. О русско-инородческой школе //Мусульманская газета. -СПб., 1914. -№6.
49. Он же. По поводу вероучительских курсов //Кубанская школа. -1915. -№4.
50. Он же. Начальное образование и русские мусульмане //Кубанская школа. -1915. -№5.
51. Он же. Забытый долг //Кубанская школа. -1915. -№9. Он же. Причины неуспеха русской школы среди кубанских горцев //Майкопское эхо. -Майкоп, 1915. -№№282, 283, 284.
52. Он же. Перед национальной катастрофой. Приезд царя Александра II к абадзехам. Выступление Тлиша Шуцежуко Цейко //Сефербий Сиюхов адыгский просветитель. -Майкоп, 1991. -С.88-93.
53. Хаджимокр X. Что мы делаем //Мусульманин. -1910. -№1. Он же. Несколько слов о прожитом годе //Мусульманин. -1910. -№4.
54. Он же. Мысли о нашем подрастающем поколении //Мусульманин. -1910. -№11-12.
55. Он же. Несколько слов к вопросу о воинской повинности среди кавказских горцев //В мире мусульманства. -СПб., 1911. -№12.
56. Он же. Город Майкоп в прошлом и настоящем //Мусульманин. -1911. -№6-7.
57. Хаджимуков Т. Народы Западного Кавказа //Кавказский сборник. -Тифлис, 1910. -Т.XXX.
58. Хатакокор Д.-Г. Положение черкесов в Турции //Мусульманин. -1908. -№1.
59. Он же. Турция для турок //Мусульманин. -1908. -№2. Он же. Мухаджиры //Мусульманин. -1910. -№2. Он же. К положению мухаджиров //Мусульманин. -1910. -№15.
60. Он же. Современная Турция //Мусульманин. -1910. -№17-18. Он же. Мухаджирский вопрос //Мусульманин. -1911. -№2. Цей И. Из жизни мусульман Северного Кавказа //Мусульманская газета. -СПб., 1913. -№17.
61. Он же. Горе интеллигент //Мусульманская газета. -СПб., 1913. -№18.
62. Он же. Против злейшего врага //Мусульманская газета. -СПб., 1913. -№20.
63. Он же. Автомобиль //Мусульманская газета. -СПб., 1914. -№36.
64. Цей И. Обездоленная //Майкопское эхо. -1916. -№54.
65. Он же. В сумерках //Майкопское эхо. -1916. -№55.
66. Шарданов Б. Забытый народ //Кубань. -Екатеринодар, 1906. -№76.
67. Он же. Черкесы (Забываемый народ) //Кубань. -Екатеринодар, 1906. -№117.
68. Шарданов Б. Черкесы и их прошлое //Кубанский край. -Екатеринодар, 1915. -№№122, 189, 190, 191.
69. Шемхогов А. Очерк быта темиргоевцев //СМОМПК. -Тифлис, 1901. -Вып.XXIX.
70. I. Общие исследования, монографии, статьи, диссертации
71. Авсентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология //Социологические исследования. -М., 1996. -№12. -С.43-49.
72. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -239с.
73. Агержанокова С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX начала XX вв. :Дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук. -Майкоп, 1997. -151с.
74. Александренков Э.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность" //Этнографическое обозрение. -М., 1996. -№3. -С.38-41.
75. Алиева А.И. Деятели адыгской культуры и возникновение адыгской фольклористики //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX в. /Материалы конференции 28-29 марта 1974 г./ -Нальчик, 1976. -С.193-205.
76. Она же. Возникновение адыгской фольклористики в XIX веке //Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века.-Нальчик, 1979. -С.13-39.
77. Антология мировой политической мысли. -Т.З. -М.: Мысль, 1997.-795с.
78. Анфертьев А.Н. Пролегомены к изучению этнической истории //Этносы и этнические процессы. -М.: Восточная литература, 1993. -С.62-69.
79. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. -237с.
80. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989. -243с.
81. Он же. Этничность объективная реальность //Этнографическое обозрение. -1995. -№5. -С.7-10.
82. Аутлев П.У. Адыгея в хронике событий /с древнейших времен до 1917 г./. -Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1990. -137с.
83. Бардадым В. Султан Довлет-Гирей друг России //Вольная Кубань. -1996. -№37. -С.З.
84. Белявский И.Г., Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1982. -224с.
85. Бетрозов Р. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. -Нальчик: Нарт, 1991. -161с.
86. Блиев М.М. Кавказская война: социальные истоки и сущность //История СССР. -1983. -№2. -С.54-75.
87. Он же. К проблеме общественного строя горских /"вольных"/ обществ Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа /XVIII первая половина XIX века./ //История СССР. -1989. -№4.-С.151-168.
88. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983. -41 1с. Он же. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.: Наука, 1987. -333с.
89. Бузаров А.К. Духовно-арабистская интеллигенция адыгов //Благодарение. -1996. -№4. -С.6-7.
90. Он же. Из истории культурного развития адыгов начала XX века /по материалам рукописного наследия С.Х. Сиюхова/ //Этюды по истории и культуре адыгов. -Майкоп: Меоты, 1998. -С.21-27.
91. Бузаров К.И., Бузаров А.К. Сефербий Сиюхов //Сефербий Сиюхов адыгский просветитель. -Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991. -С.5-52.
92. Вехи. Интеллигенция в России :Сборник статей 1909-1910 гг. -М.:Молодая гвардия, 1991. -462с.
93. Виноградов В.Б. Россия и Северный Кавказ /Обзор литературы за 1976-1985 гг.: итоги и перспективы изучения/ //История СССР. -1987. -№3. -С.89-102.
94. Волков. Наши сепаратизмы //Русский вестник. -М., 1900. -№4. -С.677-694.
95. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. -М.: Наука, 1967. -331с.
96. Гасанова Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации //Социологические исследования. -1995. -№11. -С.63-67.
97. Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции //Читая Федотова/ //Философия и жизнь. -1991. -№9. -С.3-37.
98. Гречишников С.Е. Поиск надежды и дух утешения: Очерки по истории религии. -М.: Изд-во МСХА, 1991. -94с.
99. Грушевский М. На национальные темы //Русское богатство. -СПб, 1913. -№1. -С.225-243.
100. Гумелев JI.H. География этноса в исторический период. -JI.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. -278с.
101. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М.: Книга, 1991. -567с.
102. Джимов Б.М. Социально-экономическое и политическое положение адыгов в XIX в. -Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1986. -192с.
103. Он же. Характер колониальной политики царизма на СевероЗападном Кавказе во второй половине XIX в. //Черкесия в XIX веке /Материалы Кошехабльского форума "История достояние народа"/. -Майкоп, 1991. -С.64-75.
104. Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. -Сухуми: Алашара, 1982. -530с.
105. Дронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: Актуальные проблемы теории, истории и современной практики. -СПб.: Центральный институт повышения квалификации, министерство образования Российской Федерации, 1995. -200с.
106. Дробижева Л.М., Кузнецова И.М., Кцоева Г.У. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований //Психологический журнал. -1998. -№3. -С.26-35.
107. Дьячков М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах //Социологические исследования. -1995. -№7. -С.88-92.
108. Он же. Родной язык в межэтнических отношениях //Социологические исследования. -1995. -№11. -С.67-70.
109. Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политикецаризма /XIX в./ //Вопросы истории. -1995. -№9. -С.130-142.
110. Дякии B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма /начало XX в./ //Вопросы истории. -1996. -№11-12. -С.39-53.
111. Евпатьевский С. Национальный вопрос //Русское богатство. -СПб., 1910. -№1. -С.195-228.
112. Емтыль З.Я. Некоторые проблемы национальной психологии в трудах адыгских просветителей /конец XIX начало XX вв./ //Вопросы теории и методологии истории. -Майкоп: Изд-во АГУ,1997. -С.127-134.
113. Она же. Культурно-просветительская деятельность адыгской интеллигенции в XIX начале XX вв. //Неделя науки МГТИ /Материалы научно-практической конференции/. Вып.З. -Майкоп,1998. -С.38-46.
114. Она же. Адыгская интеллигенция. Начало XX века. Становление исторических взглядов. -Майкоп: Изд-во АГУ, 1999. -46с.
115. Ерасов Б.М. культура, религия и цивилизация на Востоке: очерки общественной теории. -М.: Наука, 1990. -207с.
116. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. -М.: Политиздат, 1990. -286с.
117. Ермаков В.Т. Интеллигенция России в XX столетии /к постановке проблемы "Интеллигенция как феномен исторического изучения"/ //Интеллигенция России: уроки истории и современность: межвузовский сборник научных трудов. -Иваново, 1996. -С.16-24.
118. Зекох У. Из истории адыгейской письменности //Гъуаз. -1992. -№7. -С.1,3,4.
119. Он же. Выдающийся просветитель адыгов //Шапсугия. -1995. -№11. -С.З.
120. Он же. Создатель адыгейской письменности //Советская Адыгея. -1997. -№202. -С.6-7.
121. Зимин А.И. Социология образования: вопросы остаются
122. Социологические исследования. -1994. -№3. -С.102-108.
123. Ибрагимбейли Х.М. Правда истории и плоды фальсификации //Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства /Материалы научно-практической конференции 24-26 октября 1990 г./ -Нальчик, 1994. -С.54-67.
124. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия //Социологические исследования. -1995. -№11. -С.26-34.
125. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. -М.: Наука, 1993. -334с.
126. История и психология: сборник статей. -М.: Наука, 1991.
127. История народов Северного Кавказа /конец XVIII в. -1917 г./. -М.: Наука, 1988. -659с.
128. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. -М.: Наука, 1988. -543с.
129. Калашников В.Л. О религии и национальных отношениях. -М.: Общ-во "Знание РСФСР", 1989. -42с.
130. Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. -Нальчик: Логос, 1992. -200с.
131. Касумов А.Х. Северо-Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международные отношения XIX века. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1989. -191с.
132. Касьянова К. О русском национальном характере. -М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. -367с.
133. Колпаков Е.М. Этнос и этничность //Этнографическое обозрение. -1995. -№5. -С.13-25.
134. Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура //Вопросы философии. -1989. -№9.
135. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. -М.: Наука, 1970. -100с.
136. Кошев М.А. Ставропольская гимназия и просвещение горцев70.90-е годы XIX века/ //Культура и быт адыгов. -Вып.VII. -Майкоп, 1988. -С.177-189.
137. Краснов М. Историческая записка о Ставропольской гимназии. -Ставрополь-Кавказский, 1887.
138. Крикунов В.П. Революционные разночинцы на Северном Кавказе. -Нальчик: Кабард.-Балкар . кн. изд-во, 1958. -144с.
139. Кудаева С.Г. К проблеме статистики адыгского махаджирства //Неделя науки МГТИ /Материалы научно-практической конференции/. -Вып.З. -Майкоп, 1998. -С.33-36.
140. Кудаева С.Г. Огнем и железом. Вынужденное переселение адыгов в Османскую империю /20-70 гг. XIX в./ -Майкоп: Изд-во МГТИ, 1998. -134с.
141. Кудаев М.Р. Эфенди-просветитель из Адамия М.Д. Набоков //Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. -Вып.2. -Майкоп, 1997. -С.145-151.
142. Кудрявцев И.Е. Национальное "Я" и политический национализм //Политические исследования. -1997. -№2. -С.77-94.
143. Лазарева А.Н. Интеллигенция и религия: к историческому осмыслению проблематики "Вех". -М.: Наука, 1996. -85с.
144. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. -171с.
145. Лебон Г. Психология народов и масс. -СПб.: Макет, 1995. -316с.
146. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен //Психологический журнал. -1995. -№2. -С.70-81.
147. Мамбетов X. Из истории насильственного выселения в Турцию //Россия и Черкесия /вт. пол. XVIII в. XIX в./ -М., 1995. -С.184-192.
148. Матвеев Г.А. Об основных вехах эволюции понятия "интеллигенция" в отечественной общественной мысли //Интеллигенция России: уроки истории и современность: межвузовский сб. науч. трудов. -Иваново, 1996. -С.24-31.
149. Мелитов B.C., Данилов A.A. Интеллигенция России: уроки истории и современность /Попытка историографического анализа проблемы //Там же. -С.3-15.
150. Меретуков М.А. Русско-адыгские культурные связи /вторая половина XIX начало XX в./ //Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода: сборник научных трудов. -Краснодар, 1991. -С.17-25.
151. Минц С.С. Культура Кубани в контексте истории цивилизации /Методологический аспект/ //Там же. -С.6-17.
152. Она же. Об изучении дореволюционной истории культуры Кубани //Черкесия в XIX веке /Материалы Кошехабльского форума "История достояние народа"/. -Майкоп, 1991. -С.27-36.
153. Москалец В. Религия культуры: особенности функционирования. -Киев: Наукова думка, 1987.
154. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее //Психологический журнал. -1994. -№3. -С.42-49.
155. Налоев З.М. О восточном культурном канале //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX -начале XX в. /Материалы конференции 28-29 марта 1974 г./-Нальчик, 1976. -С.145-165.
156. Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. -Нальчик: Эльбрус, 1985.
157. Наумова Т.В. Интеллигенция и пути развития российского общества//Социологические исследования. -1995. -№3. -С.39-46.
158. Нечаев В.Я. Социология образ ования. -М.: Изд-во МГУ, 1992. -200с.
159. Оспишева JI.E. Черкесские благотворительные общества Кубани //Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания /Материалы первой республиканской научно-практической конференции 4-5 ноября 1993 г./ -Майкоп, 1994. -С.114-117.
160. Очерки истории Адыгеи. -Т.1. -Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1957. -484с.
161. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. -Краснодар: Советская Кубань, 1996. -656с.
162. Панайоти Н. Особняк Б. Шарданова и Екатеринодарская картинная галерея //Памяти Федора Акимовича Коваленко. -Краснодар, 1994. -С.21-23.
163. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции /на примере Западного Кавказа/. -СПб.,1996.
164. Решетова H.A. Интеллигенция Дона и революция /1917 -первая половина 1920-х гг./ :Дис. на соиск. ученой степени канд.ист. наук. -Ростов-на-Дону, 1996. -177с.
165. Сиверцева H.J1. Становление государственной формы системы образования в России //Социологические исследования. -1996. -№2. -С.118-122.
166. Современная американская социология. -М.: Изд-во МГУ, 1994,-296с.
167. Солдатова Г.У. О методологических проблемах этнопсихологических исследований //Психологический журнал. -1992. -№4. -С.33-44.
168. Солмин А.К. Этнология религии и народный обряд //Этнографические обозрение. -1994. -№2. -С.107-110.
169. Сообцокова Н. Батырбек Шарданов //Нарт. -1992. -№9. -С.4. Схаляхо A.A. Цей Ибрагим //Ученые записки АНИИ. -Т.З. -Майкоп, 1964. -С.39-53.
170. Он же. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. -Майкоп: Адыг. отд-е Краснодарского кн. изд-ва, 1988. -288с.
171. Он же. Адыгские певцы-импровизаторы и писатели-публицисты конца XIX в. начала XX в. //Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Майкоп, 1990. -С.121-150.
172. Он же. Родник народного воспитания //Там же. -1995. -С.66-67.
173. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке: критический обзор основных этносоциальных концепций. -М.: Наука, 1995. -152с.
174. Тавадов Г.Т. Современная этнопсихологическая ситуация в России //Социально-политический журнал. -1994. -№2. -С.35-45.
175. Тешева Ф.Р. Вопросы периодизации адыгского просветительства //Неделя науки МГТИ /Материалы научно-практической конференции/. -Вып.З. -Майкоп, 1998. -С.36-38.
176. Тишков В.А. О феномене этничности //Этнографическое обозрение. -1997. -№3. -С.3-19.
177. Тресков И. Адыгские просветители и писатели XIX начала XX века //Очерки истории кабардинской литературы. -Нальчик, 1968. -С.65-82.
178. Тройно Ф.П. Горская молодежь в русских учебных заведениях Северного Кавказа в конце XIX в. /материалы по изучению Ставропольского края/. -Ставрополь, 1971. -Вып.12-13. -С.66-75.
179. Ушаков A.B. Революционное движение демократической интеллигенции в России. 1895-1905. -М.: Мысль, 1976. -239с.
180. Федотов Г.П. О судьбах русской интеллигенции. -М.: Знание, 1991.-61с.
181. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века. -Нальчик, 1979. -404с.
182. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. -Нальчик: Эльбрус,1978.
183. Он же. К вопросу об идейных позициях М. Хаджетлаще и журнала "Мусульманин" //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX в. /Материалы конференции 28-29-марта 1974 г./ -Нальчик, 1976. -С.223-241.
184. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители //Избранные произведения адыгских просветителей. -Нальчик: Эльбрус, 1980. -С.3-10.
185. Она же. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX в. -Нальчик: Эльбрус, 1983. -243с.
186. Она же. Адыгские просветители XIX начала XX века. -Нальчик: Эльбрус, 1993. -184с.
187. Она же. Кази-Бек Ахметуков. /Проблема биографии/ //Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии: Сборник статей Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики. -Нальчик, 1991.
188. Хесли B.JI. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий //Политические исследования. -1996. -№6. -С.39-51.
189. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее /XIX в. начало XX в./ -Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1957. -104с.
190. Хут Ш. Адыгские писатели-просветители XIX в. //Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX века. -Краснодар, 1986. -С.5-20.
191. Чешко C.B. Человек и этничность //Этнографическое обозрение. -1994. -№6. -С.35-49.
192. Шеуджен Э.А. Местная история: теоретические проблемы //Вопросы теории и методологии истории: сборник научных трудов. -Вып.2. -Майкоп, 1997. -С.5-10.
193. Шовгенов М.М. Адыгейский театр /зарождение и развитие/ :Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. искусствоведения. -Тбилиси, 1970.
194. Он же. Первые шаги //Года, спектакли, судьбы. -Майкоп, 1986. -С.86-92.
195. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г. -Краснодар: Администрация Краснодарского края, 1997. -559с.
196. Этносы и этнические процессы: сборник статей памяти Р.Ф. Итса. -М.: Наука, 1993. -343с.
197. Яковенко И. Прошлое и настоящее России: имперский идеал и национальный интерес //Политические исследования. -1997. -№4. -С.88-96.