автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Адыгская народная лирика, традиционные необрядовые жанры

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Паштова, Мадина Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Адыгская народная лирика, традиционные необрядовые жанры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Паштова, Мадина Михайловна

Введение.

Глава I. Специфика жанровой системы адыгской необрядовой лирики.

1.1. Принципы систематизации жанров. Вопросы методики и терминологии.

1.2. Систематизация смеховых жанров адыгской народной лирики. Жанрово-типологическая характеристика и классификация музыкально-интонированных и устных произведений.

1.3. Медитативные песни и стихотворения. Описание и классификация.

Глава II. Художественно-семантические и типологические характеристики адыгской народной лирики.

2.1. Эпитет как эстетически значимое определение.

Другие изобразительные средства.

2.2. Опыт системно-аналитического исследования типологии текстов.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Паштова, Мадина Михайловна

Актуальность исследования. В настоящее время, когда перед человеческой личностью и целым этносом остро стоит проблема самопознания, отношения к миру, окружающим народам, важным источником информации о "коллективном бессознательном" является фольклор. Наиболее приоритетным направлением в адыгской фольклористике до нынешнего времени остается изучение эпических жанров. Народная лирика представлена в отдельных исследованиях главным образом лирико-героическими и обрядовыми произведениями. Между тем, исследуемое в данной работе родовое образование -традиционная необрядовая лирика - представляет собой уникальный пласт адыгского фольклора. Необрядовые жанры занимают стадиально значимое место в процессе эволюции художественного мышления народа. Образующиеся новые поэтические формы стоят на стыке фольклора и литературы, коллективного и авторского начала. Их изучение является важным для понимания общих фольклорных процессов, отражающих социально-исторические изменения и формы и способы адаптации этноса к этим изменениям.

Адыгская необрядовая лирика, постепенно отходящая от эпических традиций, формирующая свои жанровые категории, отражает признаки ускорения длившегося тысячелетиями процесса постепенного и закономерного перехода "от безлично-бессознательных форм к формам лично-коллективным"^ : 178), индивидуально-авторским.

Наряду с актуальностью, выбор темы исследования продиктован также необходимостью введения в научный обиход многочисленных неопубликованных материалов.

Степень научной разработанности темы. Изучение поэтических жанров адыгского фольклора начинается с выдающегося просветителя XIX века Султана Хан-Гирея. Первая жанровая классификация народных песен также связана с его именем (132:63-64). Наблюдения Хан-Гирея, который не имел филологического образования, а был военным по профессии, представляют собой большую ценность для адыгской фольклористики. При этом следует помнить, что он занимался собиранием и исследованием текстов в условиях отсутствия письменности. К заслугам Хан-Гирея можно отнести и то, что многие зафиксированные им фольклорные явления позже не наблюдались. Кроме того, им осознана полифункциональность и особая роль адыгских песен в жизни народа.

Позднее адыгская фольклористика разработала целый ряд исследований в самых различных аспектах. Связь поэзии с обрядом прослеживается в работах Б.Бгажнокова (12,13,14), М.Джандар (24), М.Мижаева (38), З.М.Налоева, А.Т.Шортанова.

Поэтико-типологические, музыкально-исполнительские, лингвистические характеристики даны в работах Б.Ашхотова (10), Т. Блаевой (94,95), А.Гутова (22,23), З.Кумаховой и М. Кумахова (32), З.Налоева (44,45), А.Соколовой (121,122,123), А.Схаляхо (124,125), А.Хакуашева (82), Г.Чич(137), Ш.Шу(138).

Культурологический и коммуникативный аспекты широко разработаны в трудах Б.Бгажнокова (12,13), 3. Налоева (44,45,112-119), Р.Унароковой (86, 126-130).

Варианты обобщенных классификаций предложены Ш.Х.Хутом (135) и А.Н.Соколовой (121,122). З.М.Налоевым разработаны многоступенчатые жанровые классификации, основанные на универсальных дифференцирующих признаках. Первая относится к архаичным (176), вторая - к ге-роико-лирическим песням (112).

В своих работах З.М.Налоев предлагает также различные варианты жанровых терминов, рекомендации по разработке классификаций в других областях фольклора, а именно - в исследуемом нами родовом образовании (44:125).

Научная новизна работы состоит прежде всего в выборе объекта исследования: адыгская народная лирика впервые подвергается монографическому исследованию с охватом всех жанровых разновидностей и значительного фактического материала.

Объектом исследования являются традиционные жанры адыгской народной лирики, не связанные с обрядом. В исследовании проводится грань между тремя стадиальными этапами развития народной лирики, соответственно - гремя её родовыми образованиями:

- героическая (ранняя) лирика;

- традиционная лирика;

- лирика Нового времени (советский период).

В работе отражены эволюционные связи между младшим эпосом и собственно-лирическими жанрами - с одной стороны, и между традиционными и новыми жанровыми типами народной лирики - с другой стороны.

Предметом исследования являются аутентичные варианты песен и устных стихов, а также опубликованные тексты. Материал был накоплен в ходе фольклорных экспедиций, организованных адыгскими гуманитарными институтами в течение нескольких последних десятилетий на территории Кабарды, Черкесии, Адыгеи, а также в местах проживания причерноморских шапсугов и моздокских кабардинцев. В ходе работы над диссертацией использован также материал, любезно предоставленный Р.Б. Унароковой, зафиксированный в ходе фолышорно-этнографической экспедиции по Турецкой Республике. В работе используются большей частью неопубликованные материалы, хранящиеся в архивах КБИГИ, КЧНИИ, личных архивах З.П.Кардангушева и М.И.Мижаева. Многие из них вводятся в научный обиход впервые. В некоторых случаях используются также аутентичные материалы, опубликованные в трудах З.М.Налоева, Р.Б.Унароковой, а также в сборнике необработанных фольклорных материалов по творчеству Л.Агнокова. Это сетования, плачи, величания, карнавально-смеховые, сатирические, философские, аллегорические и другие произведения адыгской народной лирики.

Цели и задачи исследования. Цель работы - произвести описание и анализ жанрово-поэтической системы адыгской народной лирики, указать на ее специфику. Исследование проводится на филологическом уровне с использованием достижений смежных наук - литературоведения, истории, этнологии.

В соответствии с указанной целью решаются следующие задачи:

- произвести критический обзор и систематизировать обозначенные в предыдущих исследованиях адыгской фольклористики жанровые образования, жанровые классификационные таблицы и терминологию;

- предложить свое видение специфики жанровой системы адыгской народной лирики;

-определить доминирующие признаки дифференциации жанров изучаемого родового образования;

- акцентировать внимание на формировании стадиально-значимых жанров народной поэзии;

- отметить значение и отражение социально-исторической роли института джегуако (народных поэтов) на исследуемом материале;

- указать жанровые особенности характера употребления выразительных средств, описать и проиллюстрировать трансформацию поэтических образов в диахронии.

Методологической основой работы являются принципы и методы, разработанные в трудах отечественных фольклористов Е.В.Гиппиуса,

Н.И.Кравцова, П.Г.Богатырева, Н.П.Колпаковой, С.Г.Лазутина, В.Я.Проппа, а также исследователей адыгского фольклора З.М.Налоева, А.Н.Соколовой, Ш.Х.Хута. Работа строится по принципу комплексного историко-типологического изучения материала. В исследовании применен также статистический метод. В результате накоплен значительный эмпирический материал, что на данном этапе разработанности темы является необходимым. При анализе жанровой системы дифференциация жанровых образований производится по методологии В.Я.Проппа: признак должен отражать существенные стороны явления, быть постоянным, точно сформулированным, понимание и толкование его должно быть однозначным. В основе предлагаемой в работе классификации лежит терминология В.Я. Проппа (род, область, жанр, тип, разновидность). Применительно к адыгскому материалу, в частности к изучаемому родовому образованию, использованы методологические рекомендации и терминология, предложенные З.М.Налоевым.

В пределах каждого уровня классификация осуществляется по одному из вариантов: по наличию или отсутствию одного и того же признака (например, музыкального сопровождения); по разновидностям одного признака (например, признак отношения к действительности); по исключающим друг друга признакам (например, признак сферы бытования и общественной функции при дифференциации жанровых типов или поэтико-композиционный признак дифференциации жанровых подтипов).

Важным методологическим принципом, которого мы придерживаемся в классификации, является принцип исхода из особенностей самого материала.

Метод перевода текстов максимально приближен к используемому в этномузыкологической антологии «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов». В отдельных случаях применен метод буквального перевода. Комментарии к переводу даются в структуре текста в квадратных скобках. В исследовании применен опыт работы отдела адыгского фольклора и литературы КБИГИ при подготовке к изданию IV и VI томов указанной антологии.

Поэтико-типологические исследования приближены к традиционному сравнительно-историческому методу, примененному в трудах А.И.Алиевой, Л.А.Астафьевой, В.М.Гацака, Б.П.Кирдана, И.В.Пухова и других исследователей. Накопленный эмпирическим путем материал применен в освещении вопросов художественной семантики.

В работе также использованы теоретико-методологические принципы, разработанные в трудах А.Н.Веселовского, В.Е.Мелетинского, Б.Н.Путилова; А.И.Алиевой, М.И. Мижаева, Р.Б.Унароковой.

Практическая значимость работы. Результаты работы пополняют научные знания о фольклоре адыгов. Диссертационная работа может быть использована в научно-педагогических целях, в учебных планах образовательных учреждений по адыгскому фольклору, на филологических факультетах вузов, а также для дальнейших разработок в области классификации жанров, поэтики фольклора и литературы. Выводы, сделанные в работе, могут быть использованы смежными науками.

Работа может привлекаться с целью систематизации фольклорного материала. Наблюдения в области художественной семантики и поэтики могут иметь развитие в других областях фольклористики и литературы.

Апробация работы. Главы диссертации обсуждались на расширенных заседаниях отдела адыгского фольклора и литературы Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета, а также на II республиканской научно-практической конференции по проблемам развития государственных языков КБР (Нальчик, 1997).

Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:

1. Некоторые наблюдения над стилистикой адыгских лирических песен // Проблемы развития государственных языков Кабардино-Балкарии: Материалы II республиканской научно-практической конференции по проблемам развития государственных языков КБР, посвященной 40-летию КБГУ. Нальчик, 1997. С.212-216.

2. Эпитет в адыгских лирико-героических песнях // Вопросы кавказской филологии и истории. Вып.З. Нальчик, 2000. С. 132-152.

3. Эволюция жанров адыгской народной лирики на примере творчества Сагида Мижаева // Сборник работ молодых ученых и аспирантов. - Нальчик, 2002. С.208-218.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена характером избранной темы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Адыгская народная лирика, традиционные необрядовые жанры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Текстологический анализ материала показывает, что объект исследования представляет собой сложное явление. Поскольку сама по себе лирика является наджанровым явлением (мифологическая, обрядовая, медитативная и так далее), дифференциация жанров может осуществлялся в рамках отдельного родового образования. Генетически восходящая к архаичным (миф и обряд)формам, традиционная лирика в отдельных своих проявлениях сохраняет признаки приуроченности. Это в большей степени относится к таким жанрам как "щ1эпщак1уэм ща1уатэхэр" и "хъуэрыбзэ". Рожденная на обряде, например сватовства, открытая импровизация обретает способность быть свободной от конситуации и в дальнейшем не является функционально ориентированной.

Ее бытование определяется уже не практическим (магическим) назначением, а художественно-эстетическими потребностями.

Построение жанрово-классификационных схем различных родовых образований должно производиться с учетом специфических особенностей каждого из них. Так, например, не все жанровые образования героической лирики дифференцируются на более позднем материале. Некоторые термины, употребляемые в разностадиальных классификациях, обозначают различные жанровые формы. Это относится прежде всего к народной терминологии. Исходя из данного обстоятельства, а также с учетом того, что народный термин отражает скорее стиль и приуроченность, необходимо оговорить условность его применения.

Те же обстоятельства необходимо учитывать, когда фольклорные жанры исследуются не только на филологическом, но и на других уровнях: музыкальном, этнокоммуникативном, культурологическом.

При дальнейших разработках в области необрядовой лирики - при исследовании жанров Нового времени - необходимо учитывать следущие факторы: генетическую связь с героическими и традиционно-лирическими формами; социально-исторические факторы, обусловившие специфику жаровой системы народной лирики XX века; преемственность историко-поэтических традиций и ее динамику с точки зрения типологических характеристик в диахронии; инокультурные влияния. Важным моментом при дальнейшей разработке исследований лирики XX века является выявление границ традиционно-народного, коллективного и авторско-литературного начал.

Комплексно-аналитическое исследование структуры текстов позволяет сделать вывод о том, что некоторые стилевые традиции адыгской народной поэзии претерпевают значительные изменения и нивелируются в период Нового времени (XX век). Возвращение к ним наблюдается в кризисный момент - в период Великой Отечественной войны.

Достижения адыгской фольклористики на филологиче ском и культурологическом уровнях позволяет обозначить вектор движения фольклорного процесса, степень его влияния на литературу, театр и другие области культурной жизни.

Объект исследования - традиционные лирические жанры - может служить богатым источником для дальнейших разработок в обдасти музыкознания, культурологии, эстетики, этнологии и других смежных наук, а также в области новых информационных разработок.

Итоги диссертационного исследования можно сформулировать в виде следующих выводов и положений: общеизвестное утверждение В.Я.Проппа о специфических особенностях жанровой системы фольклора каждого народа в полной мере реализуется на материале адыгской народной лирики. Исходя из этого, а также из конкретного текстологического анализа, можно констатировать, что использование опыта имеющихся классификаций лирических жанров фольклора других народов (например, русского) возможно лишь в качестве ценного ориентира; выбор доминирующего дифференцирующего признака должен быть продиктован исключительно самим материалом, но не теоретическими стереотипами; на уровне поэтики и конситуации в адыгской лирике наблюдается лабильность жанровых границ; при составлении многоуровневой научной классификации может быть использован опыт удачно составленных эмпирических классификаций или классификаций, созданных для специального материала; общепринятое в музыкологии представление "мажор-бодрость" и "минор-элегия" не применимы к дифференциации жанров в адыгском фольклоре; большая часть текстов, в особенности образцы ранних жанров обнаруживают характерную для адыгского фольклора контекстуальную зависимость, что нельзя не учитывать при освещении вопросов поэтики и художественной семантики; специфика жанров адыгской народной лирики, их формирование и функционирование во многом определяются социально-историческими, политическими, этнокультурными условиями. Ломка традиционных воззрений и другие факторы, выявленные и рассмотренные в данной работе, служат объяснением уникального "смещения" жанровых границ смехового и элегического; поэтическая система адыгской народной лирики выработала ряд характерных художественно-стилевых средств, основанных на метафорических сравнениях: эпитет, метафору, сравнение, гиперболу. Особенной художественной семантикой и ассоциациями характеризуется метафорический эвфемизм в карнавальной поэзии.

 

Список научной литературыПаштова, Мадина Михайловна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Адаб Баксанского культурного движения / Разыскал, иссле довал и подготовил к печати З.М.Налоев.- Нальчик: Эльбрус, 1991. - 440 с.

2. Аджиев A.M. Специфика, связи и типология кумыкского песенного фольклора в историческом освещении. Автореферат на соискание ученой степени д.ф.н. Ташкент, 1989. - 42 с.

3. Адыгский фольклор. В двух книгах. Майкоп, 1978; 1980. 1 - 178 е., 2-165 с.

4. Азадовский М.К. История русской фольклористики. В двух томах. М.: Учпедгиз, 1958: 1963. - Т. I- 361 е., Т.П. - 479 с.

5. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов, 1966. - 172 с.

6. Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения / Сост. З.М.Налоев. Нальчик, 1986. - 176 с.

7. Алиева А.И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. М.: Наука, 1986. - 278 с.

8. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское поэтическое творчество .-Л., 1983.-415 с.

9. Аутлева С.Ш. Адыгские историко-героические песни XVI-XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1973. -227 с.

10. Ашхотов Б.Г. Традиционная адыгская песня-плач (гъыбзэ). -Нальчик, 2002. 236 с.

11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Издание второе .-М„ 1986.-446 с.

12. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1998. - 96 с.

13. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978.160 с.

14. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище. Нальчик, 1991. - 188 с.

15. Бижева З.Х. Адыгская языковая картина мира. Нальчик, 2000.124 с.

16. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.,1989.

17. Вопросы жанров русского фольклора // Ред. Кравцов Н.И. М., 1972. - 131 с.

18. Вопросы кабардино-балкарского музыкознания. Нальчик, 1995.-70 с.

19. Вопросы кавказской филологии и истории. Нальчик, 1982, 1994, 2000. - 1- 167 е., 2 - 203 е., 3 - 218 с.

20. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988.448 с.

21. Гинзбург Л. О лирике. М.-Л.:Сов. писатель, 1964. - 228 с.

22. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. -М.: Наука, 1993. 206 с.

23. Гутов A.M. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. -Нальчик, 2000.-217 с.

24. Джандар М.А. Песня в семейных обрядах адыгов. Майкоп, 1991.- 142 с.

25. Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979. - 222 с.

26. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985.

27. Из адыгского нартского эпоса. Нальчик, 1987. - 106 с.

28. Казаноко Жабаги. : Мат. регион, научн. конф-ции / Сост. З.М. Налоев. Нальчик, 1987.- 140 с.

29. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М. - Л.: Наука, 1962.-381 с.

30. Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. М.: Наука, 1972.-360 с.

31. Культура и быт адыгов: Сб. статей. Майкоп, 1971-1989. Вып.11. VIII.

32. Кумахова З.Ю., Кумахов М.А. Язык адыгского фольклора. Нарт-ский эпос.(Ч.1) М.: Наука, 1985. - 224 е.; Нартский эпос: язык и культура. (4.2) -М.: Наследие, 1998. - 312 с.

33. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высшая школа, 1981.-224 с.

34. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. -272 с.

35. Лурье Е.С. Историческая этнология. М., 1999. - 448 с.

36. Малкондуев Х.Х. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики. Нальчик, 2000. - 318 с.

37. Методы изучения фольклора. Л., 1983. - 88 с.

38. Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. -Черкесск, 1973. 208 с.

39. Мир культуры / Отв. ред. Б.Х.Бгажноков. Нальчик, 1990. - 207с.

40. Музыкальный фольклор адыгов. Майкоп, 1988.-144 с.

41. Музыкальный фольклор адыгов в записях Г.М.Концевича. Майкоп, 1997.-328 с.

42. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов / под ред. Е.В. Гиппиуса. Т.III, ч.1. М.: Сов. композитор, 1986. - 328 с.

43. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. / под ред. Е.В.Гиппиуса. Т. III, ч.2. М., Сов. композитор, 1990. - 488 с.

44. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978. - 192с.

45. Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985.-268 с.

46. Поспелов Г.Н. Лирика. М., 1976. - 208 с.

47. Принципы текстологического изучения фольклора. М.-Л.: Наука,1966.-304 с.

48. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1977 -1995. - Вып. I-IX.

49. Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. - 230 с.

50. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Лабиринт, 2001. - 144 с.

51. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: избранные статьи. -М.: Наука, 1976. 324 с.

52. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. - 244 с.

53. Самогова Г.А. Особенности старинного адыгского народного песнетворчества. Майкоп, 1992. - 134 с.

54. Семиотика и художественное творчество / Ред. Ю. Барабаш. -М.: Наука, 1977.-368 с.

55. Специфика фольклорных жанров. М.:Наука,1973. - 304 с.

56. Степанова А.С. Метафорический мир карельских причитаний. -Л.: Наука, 1985.-210 с.

57. Структурализм: "за" и "против": / Сб. статей под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. - 468 с.

58. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР / Отв. ред. В.М.Гацак. М.: Наука, 1980. - 343 с.

59. Типологические исследования по фольклору / Сб. статей памяти В.Я.Проппа. М.: Наука, 1975. - 320 с.

60. Традиции и современность: Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980. - 180 с.

61. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов: (опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). Нальчик, 1996. -251 с.

62. Унарокова Р.Б. Народная песня в системе традиционной культуры адыгов: Рукопись диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Майкоп, 1999.

63. Унарокова Р.Б. Народная песня в системе традиционной культуры адыгов (эстетико-информативный аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ф.н. Махачкала, 1999. - 42 с.

64. Унарокова Р.Б. Опосредованные формы общения адыгских народов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. Тбилиси, 1989.-25 с.

65. Унарокова Р.Б. Формы общения адыгов. Майкоп, 1998. - 126 с.

66. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века. В двух книгах. / Сост. и автор вступит, ст. А.И.Алиевой; подг. текстов и общ. ред. А.М.Гутова. Нальчик, 1979, 1988. I - 404 е.,II - 270 с.

67. Фольклор народов Карачаево-Черкесии: Жанр и образ / Сб. на-учн. трудов. Черкесск, 1988. - 143 с.

68. Фольклор народов Карачаево-Черкесии: Традиционные жанры и сказительское мастерство / Сб. научн. трудов. Черкесск, 1991. - 186 с.

69. Фольклор. Проблемы историзма / Отв. ред. В.М.Гацак. М.: Наука, 1988. - 296 с.

70. Фольклор. Поэтическая система. М., Наука, 1977. - 343 с.

71. Хан-Гирей. Записки о Черкесии Нальчик: Эльбрус, 1978. - 335 с.

72. Хан-Гирей. Избранные произведения,- Нальчик: Эльбрус, 1974. -336 с.

73. Хан-Гирей. Черкесские предания /Вступ. ст., сост. и общ. ред. Р.Х. Хашхожевой,- Нальчик: Эльбрус, 1989. 286 с.

74. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев / Отв. ред. А.М.Гутов,- Нальчик, 1981. 153 с.

75. Шу Ш.С. О народном музыкальном творчестве адыгов. Майкоп,1992.

76. Этюды по истории и культуре адыгов: Сб. статей I-II вып.-Майкоп: Меоты, 1998. - 164 с.

77. Яковлев Н.Ф. Грамматика литературного кабардино-черкесского языка. М.,1948. - 372 с.

78. Агънокъуэ Лашэ. Усэхэр. Зыгъэхьэзырар Къардэнгъущ1 Зырамы-кущ. Налшык, 1993. - 205 с.

79. Адыгэ лъэпкъ орэдхэр. Зытхи зэзыгъэфэжьыгъэр Сэмэгу Гощ-нагьу. Мыекъуапэ, 1998. - 264 с.

80. Адыгэ пшыналъэ. Зыгъэхьэзырар Къардэнгъущ1 Зырамыкущ. -Налшык, 1992.-224 с.

81. Адыгэ 1уэры1уатэхэр. Налшык, 1963. - 340 с.

82. Адыгэ 1уэры1уатэ (еджак1уэхэм папщЬ). Зэхэзылъхьар, псалъащ-хьэр зытхар Хьэк1уащэ А. Налшык, 1992.

83. Бемырзэ М. ДыгъафЬ уэс. Усэхэр. Налшык, 1993. - 184 с.

84. Нало Заур. Джэгуак1уэмрэ усак1уэмрэ. Налшык: Эльбрус, 1979.

85. Нало Заур. Лъабжьэмрэ щхьэкЬмрэ. Налшык: Эльбрус, 1991.

86. Унэрэкъо Рай. Адыгэ уэрэдыжьхэмрэ лъэпкъш1эныгъэмрэ. -Мыекъуапэ, 1998,- 298 с.1. СТАТЬИ

87. Аджиев A.M. Жанр кумыкских четверостиший-частушек "сарын и такмак" //Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979. С.26-48.

88. Алиева А.И., Астафьева Л.А., Гацак В.М., Кирдан Б.П., Пухов И.В. Опыт системно-аналитического исследования исторической поэтики народных песен //Фольклор. Поэтическая система. Наука, 1977. С. 42-105.

89. Ашхотов Б.Г. Народно-песенные истоки адыгских закиров //Вопросы кабардино-балкарского музыкознания. Нальчик: Эльбрус, 1995. С. 16-23.

90. Ашхотов Б.Г. Гыбза особая форма адыгского фольклора //Вопросы кавказской филологии и истории. - Нальчик, 1994. С.95-108.

91. Бахтин М.М. Искусство слова и народная смеховая культура //Контекст 1972. -М.: 1973. С. 248 - 259.

92. Бгажноков Б.Х. Логос игрища //Мир культуры. Нальчик: Эльбрус, 1990. - С. 5-44.

93. Бгажноков Б.Х. Тайные и групповые языки адыгов // Этнография народов Кабардино-Балкарии.- Нальчик: Эльбрус, 1977. С. 109-129.

94. Блаева Т.А. Ежьу особая форма группового пения адыгов //Мир культуры. - Нальчик, 1990. С. 102-110.

95. Блаева Т.А. К вопросу о системном типологическом исследовании традиционной вокальной музыки адыгов //Музыкальный фольклор адыгов. Майкоп, 1988. С. 45-53.

96. Гутов A.M. Адыгские сказания о нартах //Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. М.: Сов. композитор, 1981. - Т.П. С.5-16.

97. Гутов A.M. Публикация фольклорного текста: Методологические заметки // Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения. Нальчик: ЭльбрусД986. С. 7-19.

98. Джандар М.А. Адыгские песни и причитания, связанные с похоронами //Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1990.С.168-183.

99. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений //Теория стиха,- JL: Сов. писатель, 1975.С. 433-539.

100. Кондратьева С.Н. О развитии средств музыкальности в фольклоре// Фольклор: Поэтическая система. -М.: Наука, 1977. с. 160.

101. Кондратенко В.Т. Зигмунд Фрейд и психоанализ // Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск, 1997.

102. Кравцов Н.И. Сравнение в народных бытовых лирических песнях //Фольклор как искусство слова. Вып.2- М., 1975.

103. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. /АО.М. Лотман и тартусско-московская школа. Серия: Язык. Семиотика. Культура,- М.: Гно-зис, 1994.- 17-59.

104. Лурье С.С. Двойное дно этничности (теоретические подходы к исследованию)/ http://svlourie.narod.rii/metamorphoses /etnity.htm 14/08/2001.С. 1-15.

105. Малкондуев Х.Х. Жанровая классификация карачаево-балкарской народной лирики // Филологические труды КБИИФЭ: Фольклор и литература. Вып.1. С.65-78.

106. Мелетинский Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике //Семиотика и художественное творчество,-М., 1977.С.161-162.

107. Мелетинский Е.М. Структурная типология и фольклор //Контекст. 1973. С.329-346.

108. Мижаев М.И. История собирания, публикации и изучения адыгских народных песен //Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Вып.4- Черкесск, 1970. С. 24-45.

109. Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов // Адыгский фольклор. Книга 1. Майкоп, 1980. С. 34-70.

110. Мижаев М.И. Магические функции в обрядовых жанрах адыгского фольклора //Магическая поэзия народов Дагестана. Махачкала, 1989. С.5-24.

111. Мижаев М.И. Хан-Гирей как фольклорист //Вопросы Кавказской филологии и истории. Вып. 2,- Нальчик, 1994. С.57-69.

112. Налоев З.М. Героические величальные и плачевые песни адыгов //Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т. III. М.: Сов. композитор, 1986. С.5-34.

113. Налоев З.М. Джегуако в роли хьэтыяк1уэ //Культура и быт адыгов. Майкоп, 1980. С, 113-139.

114. Налоев З.М. На стыке фольклора и литературы // Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах.- Нальчик: Эльбрус, 1980. С.33-50.

115. Налоев З.М. Организационная структура джегуако //Культура и быт адыгов. Майкоп, 1986. С. 67-95

116. Налоев З.М. О характере полифункционализма адыгской архаической песни //Художественный язык фольклора кабардинцев. Нальчик: Эльбрус, 1981.С.12-22.

117. Налоев З.М. Смеховая поэзия адыгских знатных песнетворцев //Культура и быт адыгов. Майкоп, 1983.

118. Налоев З.М. Социальное и профессиональное расслоение института джегуако И Этнография и современность. Нальчик: Эльбрус, 1994.

119. Налоев З.М. У истоков песенного искусства адыгов //Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. М.: Сов. композитор, 1979. -Т.1.

120. Саука JI. Оппозиция песня повествование, стих - проза в фольклоре//Проблемы фольклора. - М.: Наука, 1975. С. 178-183.

121. Соколова А.Н. Жанровая классификация адыгских народных песен. 1 часть //Культура и быт адыгов. Вып. YI Майкоп, 1986. С. 117-146.

122. Соколова А.Н. Жанровая классификация адыгских народных песен. 2 часть //Культура и быт адыгов. Майкоп, 1989. С.190-218.

123. Соколова А.Н. О народной инструментальной культуре адыгов //Культура и быт адыгов,- Майкоп, 1988.

124. Схаляхо А.А. Адыгские певцы-импровизаторы и писатели публицисты конца XIX нач. XX вв.//Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1990. С.121-149.

125. Схаляхо А.А. Поэты-импровизаторы //Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1980.С.40-48.

126. Унарокова Р.Б. Зэфэусэ в культуре общения адыгов //Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.8- Майкоп, 1991.С.171-202.

127. Унарокова Р.Б. Народная песня в системе опосредованных форм общения//Музыкальный фольклор адыгов. Майкоп, 1988. С.80-89.

128. Унарокова Р.Б. Объективизация "новой" песенной культуры адыгов //Этюды по истории и культуре адыгов. Вып.П. Майкоп, 1999.С.174-178.

129. Унарокова Р.Б. О фольклоре зарубежных адыгов (по материалам экспедиций в Турции)//Этюды по истории и культуре адыгов: Сб. статей. -Майкоп: Меоты, 1998. С. 136-140.

130. Унарокова Р.Б. 1опщын опосредованная форма общения в культуре адыгов //Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения,- Нальчик, 1986. С.20-37.

131. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд 3. «Я» и «Оно». Книга 1. Тбилиси: Мерани, 1991. С.71-139.

132. Хан-Гирей. Классификация адыгских народных песен //Фольклор адыгов,- Нальчик, 1979. С.314-325.

133. Хараева-Гвашева Ф.Ф. Мистицизм тембра (К вопросу мифологии музыкальных инструментов //Этюды по истории и культуре адыгов. Вып.П,-Майкоп, 1999. С.144-153.

134. Хашба М.М. Музыкальный фольклор абхазов //Проблемы искусства и этнографии: Сб. научных статей. Вып. II,- Майкоп, 1998. С.30-39.

135. Хут Ш.Х. Классификация произведений адыгской народной лирики и драмы // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. IV. -Майкоп, 1984. С.26-45.

136. Хут Ш.Х. Общность жанров нартского эпоса с другими категориями адыгского фольклора // Нартский эпос и кавказское языкознание. Материалы VI Международного коллоквиума Европейского общества кавказо-логов. Майкоп, 1994.С.99-102.

137. Чич Г.К. О народной песенно-музыкальной культуре адыгов. Доклад//Музыкальный фольклор адыгов. Майкоп, 1988.

138. Шу Ш.С. Некоторые проблемы и задачи изучения музыкального фольклора адыгов //Музыкальный фольклор адыгов,- Майкоп, 1988.С.9-18.

139. Фонотека и архив КБИГИ (в алфавитном порядке фамилий информаторов)

140. Амироков А. Хъусин и уэрэд, пл. № 204-20

141. Баков X. Дерхэ Нану и уэрэд, пл. № 69а-10

142. Баков X. Мамышэрэ Чэбэхъанрэ я уэрэд, пл. № 69а-3

143. Беретарь X. Джамболэтыжъ иорэд, пл.№ 169-10

144. Беретарь X. Табу, пл.№ 169-16

145. Бечкок С. Бырухъан иорэд, пл.№ 74-2

146. Бжамбеев Г. Кхъужьейм и гъыбзэ, пл. № 193-3

147. Жужуев А. Къардэн Хужьэ и уэрэд, пл. № 69а-15

148. Жукова Чаус. НысащЬм и тхьэусыхэ. Зап. 11.05.1949.

149. Кардангушев 3. Мурат и уэрэд, пл.№ 115а-10

150. Кардангушев 3. Гуащэгъагъ и уэрэд, пл. № 117-2

151. Гонов Дыгъужьым и гъыбзэ, пл. № 179-3

152. Гонов Хьэжьымрэ Кхъуэжьымрэ я уэрэд, пл. № 179-4

153. Джамбеков А. Жандотэ, пл. № 18-4

154. Кардангушев 3. Хьэтхым и къуэ Мыхьэмэт, пл. № 117-4

155. Кардангушев 3. Щ^эпщэ уэрэд, пл. № 114а-8

156. Кардангушев 3. Назирэт и уэрэд, пл. № 115а-7

157. Кардангушев 3. Дзадзунэ и уэрэд, пл. № 179-6

158. Кардангушев 3. Мэлэч и уэрэд, пл. № 115а-2

159. Кардангушев 3. Щауэ Нэкурэ и уэрэд, пл. № 117-12

160. Кардангушев 3. Хьэцацэ и уэрэд, пл. № 117-8

161. Кардангушев 3. Инарыкъуей мафЬсым и уэрэд, пл. № 179-1

162. Кардангушев 3. Гуанэ Зулъкъэрней и уэрэд, пл. № 179-8

163. Кардангушев 3. т(рау и уэрэд, пл. № 179-3

164. Кемов 3. Мыгъуэл1 Хуарэ и уэрэд, пл. № 203-4

165. Кемов 3. Брухъан и уэрэд, пл. № 203-5

166. Кемов 3. Къуажэхэм я уэрэд, пл. № 71-37

167. Киржинов X. Ерэхьимэ и уэрэд, пл. № 18-5

168. Кувай 3. Лъхукъуэл1ыф1, пл. № 54-1168. Кудаев Шырытым, пл.№

169. Кумышев Л. Къэбэрдей къебжэк1ыжь, пл. №

170. Кундухов Н. Брус къегъэхьым и уэрэд, пл. № 87-3

171. Кунижев X. Танэжь закъуэм и уэрэд, пл. № 45-8

172. Кунижев X. Псалъэ пэжищэ, пл. № 114-10173. Кушхова Къебжэк1, пл.№

173. Ляпина К. Гушы1э уэрэдыжь, пл. № 38-16

174. Мамбетова X. Къебжэк1 уэрэд, пл. № 68-24

175. Мижаев О. Удобнэ джабэ, пл. № 205-10

176. Нагучев И. Шырыт1ым, пл.№ 139-17

177. Нагучев И. Шъыпкъишъэ, пл.№ 139-24

178. Нагучев И. Мэмэт иорэд, пл. № 92-8

179. Нагучев И. Цырацэ иорэд, пл. № 92-22

180. Нагучев С. Шъхьэгуащэ иорэд, пл. № 169-20

181. Назаров М. Лъостэхъан и уэрэд, пл. № 1-11

182. Нахушев Б. Къуажэхэм я уэрэд, пл. № 69а-10

183. Небежев X. Инаркъуей маф1эс, пл. № 38-6

184. Схакумидов М. Къуаджэхэм яорэд, пл. № 170-3

185. Схакумидов К. Си Пакъ, пл. № 169-1

186. Схакумидов М. Мэзгуащ иорэд, пл.№ 169-17

187. Тлисов X. ХьэпащГэ и уэрэд, пл. № 73-4

188. Тлисов X. Удобнэ джабэ, пл. № 73-3

189. Тлиф К. Шырыт1ым, пл.№ 80-4

190. Удычак А. Хьэсас иорэд, пл.№ 159-6

191. Удычак А. Шырыт1ым, пл.№ 158-7

192. Удычак А. Къуаджэхэм яорэд, пл. №159-13

193. Хавпачев А. Лшжьымрэ фызыжьымрэ я зэхущЬбжэ,

194. Хавпачев А. Брухъан и уэрэд, пл. № 1-13

195. Хавпачев А. Хьэнифэ и уэрэд, пл. № 1-3

196. Хавпачев А. Хужьэ дахэ и уэрэд, пл. № 1-5

197. Хавпачев А. Дзыгъуэжъищым я уэрэд, пл. № 123-12

198. Хавпачев А. Выжь бэджэндым и тхьэусыхэ, пл. № 15-14

199. Хавпачев X. Бэчмырзэ и фызышэ уэрэд, пл. № 11 Оа-42

200. Хавпачев X. Хъыджэбз гъыбзэ, пл. № 110а-64

201. Хавпачев X. Къандэхъу Щау и уэрэд, пл. № 11 Оа-43

202. Хавпачев X. Дзадзунэ и уэрэд, пл. № 110а-44

203. Хавпачев X. Хьэнэхъу и уэрэд, пл. № 1-9

204. Хавпачев X. Ди гъунэгъум я хъыджэбз, пл. № 1-7

205. Хавпачев X. Пы1э къуацэ, пл.№ 1а-32

206. Хавпачев X. Ахьмэдыжь и уэрэд, пл. № 41-10

207. Хавпачев X. Мэмэт и уэрэд, пл. № 110а-40

208. Хавпачев X. Си къан, пл. № 110а-71

209. Хавпачев X. Ауаныщ1 уэрэд (иджырей л1ыжьхэр), пл. № 1

210. Хавпачев X. Хужьэ дахэ и уэрэд, пл. № 111 а-41

211. Хавпачев X. Хьэблицэ къофэ, пл. № 111а-39

212. Хажнагоев А. Ц1ык1уэ къуий и уэрэд, комп. кас. № 19-21

213. Хажоков А. ШырытЪым, пл. № 90-3

214. Хамдох А. Хьэсасэ иорэд, пл. №170-4

215. Хоретлов А. Гуужьым и уэрэд, пл. № 34-2

216. Хушт И. Къэрэкъамыл, пл. № 168-1

217. Хушт И. Джамболэтыжь иорэд, пл. № 168-10

218. Хушт И. Шынджие быгъум иорэд, пл.№ 168-16

219. Чич 3. Гуащэгъагъ игъыбз, пл.№ 206-21

220. Шашева Джэдум и гъыбзэ, пл. № 116-28

221. Шевотлук Т. Къуаджэхэм яорэд, пл.№ 170-2

222. Шевотлук Т, Си Пакъ, пл. № 206-24

223. Шиков М. Мэлэч и уэрэд, пл. № 178-2

224. Материалы из архива М.И.Мижаева (копии хранятся в архиве КЧНИИ)

225. Стихи и песни Сагида Мижаева, сообщения информаторов, записанные М.Мижаевым, Н.Сакиевым, Х.Ивановым. Папка "ДжэгуакЕуэ".226. Инф227. Инф228. Инф 11.07.1989.229. Инф230. Инф231. Инф232. Инф233. Инф234. Инф235. Инф236. Инф237. Инф238. Инф

226. Аков О. Зап. 26.09.1958. . Ашабоков Исм. Зап. 27.09.1958.

227. БаловаЛ. Этнографические сообщения. Зап. М.Паштовой

228. Материалы, предоставленные автору З.П.Кардангушевым (копии хранятся в архиве З.Кардангушева)

229. Устные стихотворения Л.Агнокова, С.Мижаева, К.Абазова, К.Сижажева, Ш.Выкова. Папка "ДжэгуакГуэ".

230. Устные стихотворения, записанные З.Кардангушевым во время экспедиций по Карачаево-Черкесии. Папка "Усэхэр".