автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Аффицированное бытие человека
Полный текст автореферата диссертации по теме "Аффицированное бытие человека"
На правах рукописи
ГЕРАСИМОВА Ольга Юрьевна
АФФИЦИРОВАННОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
специальность 09.00.01 - онтология и теория познания
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Магнитогорск 2004
Работа выполнена на кафедре философии Магнитогорского государственного университета
Научный руководитель:
кандидат философских наук, профессор Чернышкова Лидия Георгиевна
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Вишев Игорь Владимирович
кандидат философских наук Дорфман Татьяна Васильевна
Ведущая организация: Сибайский институт Башкирского государственного университета
Защита состоится 14 мая 2004 г. в 10 ч. на заседании диссертационного совета К 212.112.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Магнитогорском государственном университете по адресу: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 114, ауд. 211.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Магнитогорского государственного университета.
Автореферат разослан 13 апреля 2004 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат философских наук, /
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблема воздействия "мира чувств" на бытие человека всегда была объектом научного интереса. Однако бытие человека неоднозначно и специфично, он одновременно принадлежит многим "мирам", являясь точкой их пересечения. Биологическое и социальное, рациональное и иррациональное, осознанное и бессознательное - вот некоторые примеры бинарных оппозиций, присущих человеку. Сложившаяся в Новое время рационалистическая философия выводила сущность человеческого бытия из разума, а человек стал предметом анализа исключительно как мыслящее существо, условно освобожденное от психофизической природы. В рационализме традиционным является изучение человеческой деятельности (практической и познавательной) как разумно направленной и осмысленной, а иные стороны проявления сущности человека, связанные со спонтанностью, эмоциональной непосредственностью, оставались за пределами внимания философов или, более того, трактовались как случайные, несущественные элементы духовного бытия. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Общество осознало, что ни разум, ни наука не способны преодолеть и подчинить иррациональное в человеческом духе. Современная философия развивается под эгидой иррационального и бессознательного, под нарастающим влиянием идей постмодернизма. "Просвещенное" человечество не отказалось ни от мистики, ни от религии, оно руководствуется разумными доводами в своей деятельности не больше, чем эмоциями, аффектами, желаниями и пр. Развитие потребительского общества способствует замене жизненного смысла
БИБЛИОТЕКЛ !
СПет«| ,99 500
принципом удовольствия, экстрима. Личный индивидуализм и свободу молодежь нередко находит в наркотиках, порнографии, девиантных действиях, что порождает стремление обосновать преобладание иррационального, в том числе и аффицированного начала в структуре духовного бытия человека. Но рассмотрение человека и его бытия с точки зрения какой-либо одной позиции было бы неверно. Противоречивость рационального-иррационального в объяснении человеческого бытия возможно преодолеть на путях синтеза аппаратов описания экзистенциально-антропологического и абстрактно-логического "миров" человека. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена возникшей потребностью осознать и институировать аффицированное бытие человека как философскую категорию, выявить ее место и роль в общей структуре бытия духовной жизни и культуры.
Степень разработанности проблемы. О недостаточной степени разработанности темы говорит тот факт, что в справочных философских изданиях чаще всего имеются разъяснения психологического, а не философского плана, идут прямые ссылки на психологию, т.е. ссылки типа: "Учение об аффектах входит составной частью в психологию". Это косвенно свидетельствует, что аффицированное бытие пока не приобрело общепризнанного статуса философской категории.
Последнее не означает, что мыслители не пользовались понятием аффекта и аффицирования в философском дискурсе непосредственно и опосредовано в анализе проблем личности, природы, духа, духовности, культуры и т.п. В историческом аспекте проблема аффектов нашла отражение в трудах Конфуция, Парменида, Платона, Аристотеля, Плотина, К. Роджерса, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, Д. Локка, Г. Гегеля, И. Канта, Я.А Каменского, Д. Милля, Пирса, Дж. Дьюи, М. Штейнера и др.
Б. Паскаль пытался аффекты описать как "логику сердца" в суждениях чувств, противопоставляя их рационально-математическому рассудку.
Философы Ф. Брентано, А. Мейнонг, М. Шелер отстаивали идею экзистенциального характера чувств. Последователи философии И.Канта рассматривали трансцендентальный аффект "чистой воли" (Г. Коген), чувства -как детерминацию ценностей (В.Вундт, Ф.Иодль, Ф.Паульсен). Важную роль в аффицированном бытии человека играет воля. Специальному анализу воли посвящено немало философских исследований, начиная с эпохи средневековья. Волю изучали и как психологическую индивидуальную характеристику человека и как феномен Мира: так А.Шопенгауэр и Ф.Ницше рассматривали волю как фундаментальное понятие философии жизни.
Чувства и их влияние на познавательный процесс - традиционная гносеологическая проблема философского анализа. К этой проблеме обращались многие психологи и философы отечественной и зарубежной науки, среди них: Н.Т. Абрамова, Ю.П. Алтухов, В.И. Аршинов, Д. Бек-харст, Н.Б. Биккенин, Т.Ю. Бородай, Л. Витгенштейн, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов, В Дильтей, Г.Б. Жданов, В.К. Кантор, ИТ. Касавин, Т. Кун, Г. Кюнг, В.А. Лекторский, ДА. Лунгина, М.К. Мамардашвили, Л.А. Мике-шина, Н.В. Мотрошилова, А.П. Огурцов, Н.Ф. Овчинников, Т.И. Ойзер-ман, А.Н. Паршин, К. Поппер, Б.И. Рузавин, Ю.П. Сенокосов, А.В. Ситников, Е.Д. Смирнов, B.C. Степин, В.П. Троицкий, Г.Л. Тульчинский, И.Т. Фролов, Я. Хинтикка, B.C. Швырев, Б.Г. Юдин и др.
Фундаментальные представления о проблеме наличия и перспектив развития "мира чувств" имеются в трудах отечественных философов А. Белого, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, М.О. Гершензона, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, М.В.Киреевского, Н.О.Лосского, Д.С. Мережковского, П.И. Новгородцева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, А.С. Хомякова, П.Флоренского, С.Л.Франка, Л.И. Шестова, Г.Г. Шпета, В.Ф. Эрна. Место эмоционального бытия в духовной жизни современников исследу-
ется в работах А.Н. Леонтьева, Ю.И. Мирошникова, И.Я. Лойфмана, А.Б.Невелева и др.
Разработанность темы можно классифицировать по трем направлениям: психологическое, этическое и философское. В последнем подходе выделяется: онтологический трансцендентализм, выражаемый в религиозных и натуралистических концептах, определяющих характер аффектов как внешних по отношению к человеку; гносеологическая ориентация, рассматривающая аффекты под углом зрения познавательной деятельности человека. Однако проблема места и функций аффектов в структуре духовного бытия человека не получили пока достаточно полного развития, чем и обусловлено предлагаемое исследование.
Гипотеза, инициирующая настоящее исследование; возникла на основе анализа деятельности людей, пренебрегающих рационально-прагматическим поведением, но склонных к действию в соответствии с нерациональными эмоциями, волевыми усилиями, аффектами. Гипотеза заключается в предположении, что аффинированное бытие является важнейшим элементом духовной жизни человека, пронизывает всю его деятельность и обуславливает целостность духовного бытия.
Объектом исследования выступает духовное - бытие человека как аффинированное двустороннее взаимодействие внутреннего Я и внешнего Мира, субъекта и объекта деятельности человека.
Предметом исследования являются феномен аффицирования как регулятивная и управляющая доминанта в жизнедеятельности человека и его отношение с другими феноменами духовной жизни человека.
Цель исследования: опираясь на философскую трактовку аффици-рования человека, институировать категорию аффицированного бытия в философском знании, выявить структуру и проанализировать место этой категории в общей структуре духовного бытия человека. В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи исследования:
- дать философскую трактовку понятия аффицирования человека и реконструировать существующие концепции аффектов и структур бытия;
- обосновать место структурно-функционального анализа в философском изучении структуры и роли аффицированного бытия;
- выявить составляющие категории, их отношения и уровни абстракции аффицированного бытия в общей структуре бытия человека;
- обозначить роль аффицированного бытия в духовной жизни и культуре общества.
Решение поставленных задач позволяет обосновать основное положение, выносимое на защиту - аффицированное бытие человека представляет собой целостное единство эмоциональных, рациональных и волевых сторон, структурирует деятельность человека и является условием и способом преодоления конфликта Я и Мира.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической и теоретической основой данного исследования является диалектический подход, позволяющий осуществить анализ взаимодействия аффицированного и рационального как единство противоположностей в целостной структуре духовного бытия. В работе использованы методы единства исторического и логического подхода, восхождения от абстрактного к конкретному, системно-структурный и структурно-функциональный анализ. Автор исходил из принципов деятельностного подхода к бытию человека и синергетической картины мира. В качестве теоретической базы использованы работы философов, обществоведов и психологов.
Научная новизна работы:
- институировано аффицированное бытие как философская категория;
- предложен вариант методологии построения структуры бытия человека для выявления содержания и роли аффицированного бытия в структуре духовного бытия;
- выявлены детерминанты и следствия аффицирования в деятельно -сти человека;
- проанализирован специфический характер воли в духовном бытии человека;
- раскрыты функции эмоционально-волевой компоненты в структурировании и становлении целостности духовной жизни человека.
Теоретическая и практическая значимость работы. Положения и
выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы для концептуального понимания генезиса аффицированно-го состояния современного человека; для осознания общезначимого основания неповторимой индивидуальности человека. Предложенный вариант методологии структурно-функционального анализа можно использовать как инструментарий для философского анализа других проблем. Материалы диссертации могут применяться на лекциях и семинарских занятиях по философии при изучении разделов "теория познания", "социальная философия", "этика", "философская антропология", "философия культуры" и др. Результаты исследования могут быть использованы для обоснования системы образования в современном обществе.
Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре философии Магнитогорского государственного университета, кафедре философии Челябинского филиала Московского Государственного Университета коммерции, применялись при обучении студентов в Магнитогорском филиале Московского психолого-социального института, Магнитогорском государственном профессионально-педагогическом колледже, использовались в методическом пособии по философии и опубликованы в четырех статьях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Структура диссертации определена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой и цитируемой литературы, включающего 148 работ.
Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, раскрывается степень ее разработанности, определяются объект и предмет исследования, цели и задачи работы, методологические основы исследования, формулируются положение, выносимое на защиту, научная новизна и практическая значимость работы.
Первая глава "Методологические аспекты структуры аффици-рованного бытия" посвящена дискурсу категории "аффицированное бытие" с логической и исторической точек зрения, а также методологии структурирования духовного бытия человека.
Параграф 1.1 "Логико-исторический анализ аффинированного бытия" содержит обзор и выводы о существовании психологической и философской точек зрения на трактование аффектов, в нем выделяется одна общая черта в этих позициях: аффекты относятся к категории чувств. Чувства - это духовный феномен сознания, укорененный в психике человека. Философия оперирует категорией чувств исходя из двойственной сущности индивида: в чувственно-рационально-познавательном и в эмоционально-ценностно-аффицированном аспекте.
Термин аффект, аффектация (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) означает эмоциональное состояние, характеризующееся сильным возбуждением чувств, ослаблением воли и ясности мышления. Термин гффщирование (от лат. afficю) означает причинение, влияние, дейст-вование между внутренним Я и внешним Миром. В результате проведенного анализа этимологии слов affectus (аффект, аффектация) и afficio (аффицирование), сделан вывод, что термин "аффектация" является производным от "аффицирования", а не наоборот.
Таким образом, термин "аффицирование" правомерно в философии трактовать гораздо шире, чем просто страсть, крайнее неуправляемое болезненное возбуждение, обозначаемое в психологии как аффектация. Это означает, что аффицирование — философское, а аффектация — психологическое понятие. Существующая философская проблема заключается в том, чтобы институировать аффицированное бытие в некоторую относительно самостоятельную предметность и объект познания.
Чувства человека являются частью более богатого по содержанию понятия - понятия духа. Дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух (объективный дух) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). В параграфе обозначено понятие аффщированного бытия человека, как чувств в духе, проявляемых через воздействие, влияние на бытие человека. Проблематика аффицированного бытия предполагает раскрытие структуры и роли этого влияния на духовное бытие человека.
Параграф содержит анализ аффинирования субъект-объектных отношений в разрезе обмена результатами деятельности людей. Утверждается, что институализация аффинированного бытия в контексте субъект-объектных отношений имеет место в философском знании, приводятся подтверждения этому тезису в историко-философском дискурсе. В качестве аксиоматического утверждения выдвигается тезис, что, в конечном счете, деятельность есть осознанный (и неосознанный) обмен результатами энергетических затрат (индивида, группы людей, общества) в контексте многих общечеловеческих аффектов. Все это составляет аффици-рованное бытие социального человека.
Обозначенный тезис впервые находит подтверждение в наследии античных философов Платона, Аристотеля, Эпикура, Лукреция. В философии Нового времени весьма разнообразно развернуты аффекты, которым "подвержен" человек (Декарт, Гоклениус, Паскаль, Спиноза, Гоббс, Мон-
тескье). Можно уверенно говорить об онтологии аффицированного бытия человека в учении Спинозы, который аффект желания отождествил с сущностью человека. Заслуживает внимания аффект-онтология Д. Юма, который впервые придал аффектам диалектическое движение. Наиболее близка энергийной концепции Аристотеля онтологическая "концепция силы" классика немецкой философии И. Канта. По И. Канту, предмет должен известным образом аффицировать душу, чтобы свершилось познание, аффекты как страсти существенно влияют на осуществления морального закона. О роли эмоций в моральном поведении человека писали Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Шопенгауэр, представители позитивизма (Р. Карнап, А. Айер), прагматизма (У. Джемс, Ч. Пирс), экзистенциализма (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер) и др.
Едва ли можно указать на мыслителя в истории философии, который не обращался в той или иной мере к чувствам человека. Изучение пестроты суждений о "чувственной природе" человека дает основание для попытки систематизации концепций аффектов, выяснения структуры и роли аффицирования, что и предпринято в следующих разделах настоящего исследования.
В параграфе 1.2 "Методология построения структуры бытия" рассматриваются способы структурирования бытия и используемые при этом методологические установки. По результатам обзора предлагается авторский вариант методологии структурно-функционального анализа бытия человека.
В философском анализе применяется категориальный аппарат для выяснения структуры бытия. Как сказал Ж. Деррида: "Система категорий- это система способов конструирования бытия". Общепризнанным образцом структуры бытия в терминах логико-категориального анализа считается учение о бытии Гегеля. Отталкиваясь от абстрактного, неопределенного, чистого бытия, лишенного каких бы то ни было качественных
различий, Гегель выстраивает всю структуру бытия, постепенно наделяя его все большими определенностью и качеством. Методология построения структуры бытия Гегеля в первую очередь построена на философской логике (синтаксис структуры бытия), смысл которой вложен в философские категории (семантика структуры бытия).
Другим методологическим подходом к определению структуры бытия является учение о слоях, ступенях бытия - многослойный категориальный анализ бытия. Еще Аристотель различал 5 "слоев": низшая — материя, высшая - дух, и между ними - вещи, живые существа и души. В наиболее законченной форме учение о слоях бытия разработал Н. Гарт-ман в своей "новой", или "критической", онтологии. По Н. Гартману бытие включает в себя четыре слоя: 1) неорганический (физический); 2) органический (биологический); 3) душевный (психический); 4) исторически -духовный (идеальное бытие). В своей онтологической теории Н. Гартман использовал модальный и категориальный анализ.
Обзор структур бытия и методов анализа бытия с целью построения его структуры свидетельствует о том, что в настоящее время нет какой-либо общепризнанной структуры бытия человека. Современная онтология, сохраняя свою семантику как учения о бытии, оказывается достаточно плюральной с точки зрения конкретного наполнения ее объема. Поэтому выдвигается концептуальный принцип: философу более важно иметь методологию создания структур бытия человека, а не конкретный результат (например, в виде учения о бытии Г. Гегеля или учения о слоях бытия Н. Гартмана). Также утверждается, что идеи структурно-функционального анализа, могут быть применены в онтологии как "инструмент" построения структуры аффинированного бытия человека.
На основе проведенного анализа методологических подходов к построению структуры бытия вводится авторская система обозначений для структурно-функционального анализа в онтологии: ^п^ю (лат. - функ-
ция, исполнение, совершение) - "активные", преобразовательные, функциональные категории, понятия и ratio (лат. - смысл, отношение, разум, рассудок, образ, принцип, размышление, проблема, метод, интерес) -"пассивные" категории, понятия, над которыми производятся действия, преобразования.
Ratio и functio связаны между собой отношениями, которые называются genus (лат. - отношение, категория, способ, род, происхождение). Отношения, связи могут быть трех видов: исходные, входные - aditus (лат. - возможность, вход, доступ); полученные, выходные - exitus (лат. -результат, выход, цель, заключение); влияющие, принуждающие - vis (лат. - влияние, принуждение, сила, энергия, средства, значение, сущность, смысл, важность).
Объединение ratio и functio через три вида отношений (genus-aditus, genus-exitus, genus-vis), позволяет получить базовую, основную структуру для дальнейшего анализа, которая обозначена как fundus (лат. - дно, предел, мера, главный элемент, основа). Смысловое значение fundus -функциональное преобразование исходного понятия в результирующее под влиянием управляющего понятия. Формирование fundus определяется исследователем структуры бытия на основе накопленных знаний о бытии философами.
Обосновывается авторский вариант методологии структурно-функционального анализа бытия человека, состоящий из этапов:
- выявление предпосылок, предварительных указаний, оснований, базисной информации о том, что уже известно из существующих философских учений, понятий о бытии человека;
- накопление неупорядоченного и неструктурированного множества применяемых на первом этапе понятий, сущностей, категорий;
- формулирование цели, направленности познания, путем определения
перечня вопросов об искомой структуре бытия человека, на которые мы хотим получить ответы;
- определение границ создаваемой структуры бытия человека путем выбора самых значимых понятий и сущностей из отобранных на втором этапе исследования, и разделения их на две группы - ratio и functio;
- анализ и определение связей, отношений (genus - aditus, exitus, vis) между ratio посредством functio и построение fundus как синтаксической структуры бытия;
- раскрытие полученной структуры бытия человека на другом уровне абстракции с целью наполнения содержанием тех элементов структуры, которые требуется детализировать;
- разъяснение, семантика построенной и детализированной структуры бытия человека и проверка на соответствие поставленной цели.
Вторая глава "Аффинированное бытие в структуре духовного бытия человека" содержит построение синтаксической структуры и семантический разбор аффицированного бытия человека по предложенной в первой главе методологии структурно-функционального анализа и определяет место аффицированного бытия в структуре духовного мира человека.
Параграф 2.1 "Структурно-функциональный анализ аффицированного бытия" начинается с анализа наиболее общей структуры бытия человека. В результате исследований сделано обобщение в терминах структурно-функционального анализа, согласно которому бытие человека является результатом изменения (активизации, действия, акта, импульса, энтелехии) объективного бытия под влиянием причинности, возможности, направленности, случайности и сингулярности. В свою очередь, объективное бытие человека в процессе развития, становления порождает субъективное бытие. Интеграция объективного и субъективного через отражение,
преобразование и замыкание под воздействием воли, возможности, потенции, желания, направленности, причинности, каузальности, случайности и сингулярности образует целостность бытия человека. Аффилированное бытие является составляющим элементом вышеотмеченного процесса интеграции.
Раскрытие структуры бытия человека на следующем уровне абстракции с целью наполнения содержанием вышеобозначенных элементов определило следующую взаимосвязь: объективное и субъективное бытие человека посредством возбуждения, ощущения, различения, оценки порождает эмоции, аффекты под влиянием, воздействием, принуждением следующих факторов: потребность, желание, волевой контроль.
В человеческом бытии особо выделяется триада, состоящая из рационального, эмоционального и волевого начала. Эти составляющие субъективного бытия постоянно взаимодействуют, переплетаются, и в разных жизненных ситуациях занимают либо господствующее, либо подчинённое положение. Аффицирование - действие, проявляемое человеком в триадном "пространстве" разума-чувства-воли, а аффицирован-ное бытие - направленное, "векторное" состояние человека в этом "пространстве". Аффицированное бытие человека определяется не "механической" добавкой аффектов в структуру бытия человека, а характером отношений в триаде чувство-разум-воля (практически все, чем занят разум, рекурсивно проходит через чувство под влиянием воли). Заключительной фазой структурно-функционального анализа в параграфе стало выявление структуры аффинированного бытия человека, состоящей из трех взаимозависимых fundus:
- структура эмоционального бытия человека (functio - чувство, переживание, эмоция, аффект; ratio - внешний мир человека (genus-additus), представление, образ (genus- exitus) и воля к жизни (genus-vis));
- структура рационального бытия человека (functio - мышление, рассуждение, познание; ratio - представление, образ (genus-additus), цель, план, программа, ориентир, знак, символ, речь, акт действия (genusexitus) и воля к знанию и истине (genus-vis)).
- структура волевого начала человека (functio - осознание, самосознание, выбор, сопоставление; ratio - бытие человека, свобода, потребность (genus-additus), желание, влечение (genus- exitus) и воля к свободе и власти (genus-vis)).
Аффицированное бытие человека являет собой комплекс взаимоотношений между эмоциональным, рациональным и волевым элементами полученной структуры. Причиной, порождающей аффицированное бытие, является конфликт между внутренним Я и внешним Миром, а сущность аффицированного бытия — это способ преодоления этого конфликта. В терминах онтологии аффицированного бытия человека процесс его развития предполагает рекурсивное использование результатов мышления не "напрямую", непосредственно по цепочке разум-разум, а через повторное переживание, чувство, аффект. Аффицированное бытие человека обусловлено двусторонним взаимодействием рационального и эмоционального: формирование аффекта всегда связано с предшествующими рациональными и оценочными знаниями, на разум влияют аффекты, а результаты мышления используются через аффицирование для получения новых результатов. Функция и роль воли в этом процессе определяется самозамыканием внутреннего Я через отношение с внешним Миром: управляемое волей, аффицированное бытие человека через осознание свободы и потребности, порождает направленность действия, которое через самозамыкание влияет на волю.
Параграф 2.2 "Роль аффицированного бытия в духовной жизни человека" включает в себя анализ единства триады чувство-разум-воля и некоторые социальные аспекты аффицированного бытия человека.
Анализ начинается с выяснения специфики духа и духовности человека. Дух - конкретен, личностей, "субъективен", он раскрывается в личном существовании. В личном существовании раскрывается и конкретно-универсальное в духе. Проблема духовности - это проблема в первую очередь жизнетворчества, выхода за рамки узко эмпирического бытия, преодоления человеком себя вчерашнего в процессе обновления и совершенствования, восхождения личности к высшим ценностям и их реализация в процессе творческой деятельности или в своей судьбе.
Ничто в духовной сфере не совершается без эмоциональной окраски, также как и без рационализации. Противопоставление чувственного и разумного как исключающих друг друга элементов, стремление их разделить, преувеличить роль одного элемента за счет другого, нарушают целостность духовной структуры. Только сочетание силы интеллекта и направленности воли со страстностью поиска истины служит условием духовного творчества.
Аффекты ведут к развитию личности через конфликт, кризис, а его возникновению способствуют эмоциональная и волевая стороны духовного мира человека. Способность овладеть энергией аффекта при наличии сильной сознательной воли позволяет человеку обрести могущество над собой и другими. Душевный план проецируется на план социальный: человек, способный управлять собственными аффектами, способен управлять аффектами других (аффицировать), то есть оказывать воздействие на окружающих, подчиняя их собственной воле.
Сила духа обуславливается силой и концентрацией воли. Воля - феномен саморегуляции субъектом своего поведения и деятельности. В сфере воли происходит синтез и выбор между желаемым и необходимым. Ядром волевого акта является осознание ценности и значимости выбранной цели. Воля является сферой бытия, противостоящего разуму и чувствам, но находящаяся с ним в диалектическом единстве. Связь эмоцио-
нального бытия с разумом и волей нелинейна и объемна, она порождает единое направленное динамическое или статическое духовное состояние - аффицированное бытие человека. Это состояние может быть как неустойчивым (духовный кризис), так и стабильным (жизненная позиция), как положительной ориентации (любовь, добродетель), так и отрицательной (аморализм, конформизм, нигилизм).
Аффицированное бытие в обществе уходит своими корнями в первобытную культуру. В настоящем параграфе обосновывается наличие форм культуры по степени причастности к аффектам: массовая культура, народная и элитарная. Культура информационного общества не стремится переориентировать аффицирование человека в сторону-разума и контроля. В эпоху общества массового потребления аффицирование используется в качестве главной силы, обеспечивающей прибыль и управляемость личностью извне.
В результате анализа в параграфе делается вывод, что целостность духовного мира человека обусловлена взаимосвязью его элементов через аффицированное бытие. Сочетание силы интеллекта и направленности воли со страстностью поиска истины служит условием духовного творчества, так как формирует целостность, полноту и неповторимость личности.
Заключение объединяет основные результаты исследования, его практическую значимость и формулирует проблемы, нуждающиеся в дальнейшем исследовании.
По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1. Онтологическая реконструкция - принципа философии жизни "Воля к воле" //Гуманитарные и социальные науки: Межвузовский сборник научных трудов. - Магнитогорск: МГТУ, 2003. - Вып. 3. - С. 57 - 60 (в соавторстве).
2. Проявление аффектов в духе и духовности //Наука - вуз - школа: Сборник научных трудов молодых исследователей. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - Вып. 8. - С. 32 - 37.
3. Воля к власти как категория аффицированной онтологии //Тезисы докладов научно-практической конференции. - Магнитогорск: МаГУ, 2003.-С. 19.
4. Место философского знания в гуманитарной подготовке специалиста // Педагогический вестник: Сборник учебно-методических работ /Под ред. ОЛ.Назаровой. - Магнитогорск: МГППК, 2002. - Вып. 14. - С. 16 -17.
5. Основы философии: Учебное пособие. - Магнитогорск: МГППК, 2000. -105 с.
»-88 19
Регистрационный № 0363 от 02.04.2001 Подписано в печать 12.04.2004 Формат 60x84 Vie. Бумага тип. № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,0. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 186. Бесплатно.
Издательство Магнитогорского государственного университета 455038, Магнитогорск, пр. Ленина, 114 Типография МаГУ
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Герасимова, Ольга Юрьевна
В начале 21 века вновь обострился интерес к такой, казалось бы, "антикварной" теме как природа человека. Это связано не только с прорывом науки в область телесного бытия человека, особенно законов генетики, но и с успехами применения закономерностей человеческого мышления и аналогов чувственного реагирования в интеллектуально-информационных системах на базе вычислительной техники, как предвестников искусственного сознания. В 19-20 веках активно развивалась концепция социальной сущности личности, однако • многие проблемы духовного бытия человека не нашли своего решения. Среди них и проблема иррационального вктуре человеческого сознания. В противовес классической философии с ее оптимизмом и верой в беспредельные возможности разума в конце 19 века начинает складываться-пессимистическая иррациональная концепция. Разочарование в рационализме связаны не только с кризисными периодами науки и нестабильностью развития цивилизованного общества 20 века, но и с успехами в изучении психологии, биологии, генетики, теории информации, кибернетики и ряда других наук, прямо или косвенно связанных с природой человека. Взрывооб-разное развитие конкретных наук в 20-21 веке все больше ставит современv ную философскую мысль в положение "догоняющей", а не "объединяющей и -направляющей". В силу невозможности охватить в целом достижения "коллективного разума" человечества, в философии все громче начинают преобладать иррационалистические тенденции.
Если на заре становления западно-европейского буржуазного мира представление о человеке было связано с утверждением возможности познания и t преобразования им мира с помощью Разума, то к началу 20 века на первое место выходит практический разум,-а бытие человека воспринимается как подчиненное пользе, т.е. как заданное извне, регулируемое правовыми нормами и моральными правилами. Однако, оставшееся за пределами внимания философов, спонтанное иррациональное проявление человеческой сущности все громче напоминало о себе К. Юнг отмечал: ". психика далека от того, чтобы быть единством; напротив, она - клокочущая смесь идущих наперекор друг другу импульсов, торможений и аффектов." [138, С.155].
В противовес классическому рационализму постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррациональных моментов. Интенция деконст-руктивизма в учениях постмодернистов состоит в том, чтобы во всем разглядеть произвол, релятивность, децентрализацию, что порождает сомнение в возможности различать истину и ложь, добро и зло, формирует нигилизм и ассоциальность личности. Справедливости ради заметим, что это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, — речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и иррационального) радикально пересматриваются.
Действительно, бытие человека неоднозначно и специфично, он одновременно принадлежит многим "мирам",'являясь точкой их пересечения. Биологическое и социальное, рациональное и иррациональное, осознанное и бессознательное - вот некоторые примеры бинарных оппозиций, присущих человеку. Рассмотрение человека и его бытия с какой-либо одной позиции искажает их сущность. Один из основателей философской антропологии Макс Щелер определял сущность человека как "открытость миру", подчеркивал, что бытие человека создается напряжением между жизнью и духом, что подавляя свои жизненные порывы, человек обретает силу и могущество.
Со времён Платона духовный мир человека большинство исследователей традиционно структурируют на три части: рациональную, эмоциональную и волевую. Эти составляющие субъективного бытия постоянно взаимодействуют, переплетаются, и в разных жизненных ситуациях занимают либо господствующее, либо подчинённое положение. Эмоции можно определить как потрясения, .волнения, реакцию человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции относятся к чувству и продиктованы им. Эмоциональная сфера личности наиболеё подвержена аффектам. Они могут играть решающую роль даже в таком на первый взгляд рациональном процессе, v как мышление. Принято считать, что воля может как подавить, так и возбудить разум и чувства. Но это правило не всегда действует на практике. Воля может быть парализована или подавлена каким-либо чувством. Аналогичные взаимозависимости можно выявить и по отношению к разуму.
Однако проблема не только в том, чтобы признать единство рационального, эмоционального и волевого начала в духовной жизни человека. Для объяснения целостности духовного бытия человека важно выявить механизм этого единства, найти те функциональные основания, которые диалектически объединяют противоречивые стороны триады разум-чувство-воля. Здесь возникает методологическая проблема анализа и синтеза компонентов духовного бытия человека, которая может решаться по разному в зависимости от инструментария, выбранного исследователем. ч
Бытие человека возможно только в процессе взаимодействия индивида с внешним миром. Это взаимодействие с миром человек не просто отражает или осознает, он его переживает. "Действительной динамической единицей сознания, т.е. полной единицей, из крторой складывается сознание, будет переживание." - писал Л.С. Выгодский [16, С.383]. При этом он подчеркивал,
V, что в переживании скрыты конфликты и кризисы развития человека. Поэтому целесообразно говорить о духовном бытии как аффицированном, т.е. духовно активном и страстном.
Аффицированное бытие - это в первую очередь эмоциональное бытие, результат влияния внешнего мира на чувственную сторону человека, его душу , выраженное (эксплицированное) чувствами любви, страха, надежды, веры, ненависти, зависти, алчности, жадности, признательности, проявлений совести. Приведенное узкое понимание аффинированного бытия после его анализа и синтеза, неизбежно приведет исследователя к более широкому пониманию аффицирования - как взаимному влиянию всех важнейших основак н'ий духовного бытия человека, в том числе и эмоционального начала. Проблемы рационально-иррационально-волевого в теории познания возможно преодолеть на путях синтеза аппаратов описания экзистенциально-антропологического и абстрактно-логического миров. Последнее актуализирует названную тему.
Актуальность темы исследования выявляется не только на теоретическом уровне осознания, но и на обыденном: каждому здравомыслящему человеку очевидно, что люди в своей жизнедеятельности руководствуются не столько строго рациональной "логикой", сколько чувствами, эмоциями, желаниями, психическими потребностями. Например, казалось бы, что рациональнее ориентироваться на семейный брак "по-расчету", но, тем не менее, многие люди стремятся создают семью преимущественно "по-любви". Не ведая о философском понятии "аффинированное бытие", люди даже обыденного уровня сознания, интуитивно ориентированы на то, что аффекты печали, веры, надежды, любви, страха, щедрости, ненависть, удовольствия, удовлетворенности или неудовлетворенности и множества других составляют некую неозначенную сферу, которая управляет человеческой жизнедеятельностью.
И им трудно отказать в прозорливости такого банального видения собствен-t ного бытия: каждый человек, подтвердит, что это неотъемлемая часть бытия человека и она являет себя причиной действия, источником душевного движения.
Проблема воздействия "мира чувств" на бытие человека всегда была объектом научного интереса, а с времен Гоклениуса (1613 г.) стало возможным мыслителей относить к тем, которые тяготеют к признанию воздействия, причинности, влияния либо внешних аффектов (affectio externa), либо субъективно-внутренних (affectio interna),' но отрицать или игнорировать наличия мира и воздействия аффектов вплоть до нашего времени никто не осмелился. Влияние аффицированного бытия и, в частности, бытия аффектов на жизнедеятельность человека, так или иначе, осознанно или неосознанно учитывают политики, государственные деятели, деятели искусств и медицины, социологи и каждый мыслящий человек. В конце концов, трудно игнорировать наличие аффицированного бытия и его влияние даже в границах частной семьи. к
Актуальность темы видится и в плане осознания развития в современной неустойчивой ситуации "отрицательных" аффектов в обществе - повышение степени агрессивности, алчности, проявлений жестокости, ненависти, равнодушия и других порочных аффектов не может не обратить внимание мыслящего сообщества. Нельзя сказать, что современный человек равнодушен к v аффектам любви, удовлетворению, вере и другим "положительным" чувствам, но равно"отрицательное" бытие аффектов имеет ту неодолимую силу воздействия, что сегодня трудно утверждать сентенцию о прогрессе человеку. То, что общество демонстрировало две тысячи лет назад, например, аффекты ненависти и алчности, не исчезло и сегодня, и трудно надеяться, что они девальвируются в ближайшем будущем.
Изначально чувства философами рассматривались в контексте познания как один из возможных способов получения информации: ". нет ничего в интеллекте, чего бы не было раньше в чувстве, кроме самого интеллекта. 4 При помощи чувств мы читаем книгу природы,." [116, С.353]. В дальнейшем они стали соотноситься с разумом, в контексте чувственное - рациональное, при чём приоритет отдавался - последнему. Категория "чувство как эмоция" относительно молодое философское понятие, согласно философскому энциклопедическому словарю [122, С. 515], оно стало общепризнанным с 18 века, а до этого проблема чувств была в разделе философии "о страстях души" или аффектах. Признание чувства-эмоции как философской категории породило V возникновение философии чувства (напр. Ф.Г. Якоби), видевшей источник истины не в мышлении, а в чувстве и вере. В этом мировоззрении чувство и вера играют ведущую роль как в познании, так и в жизни. Познание мира действительно осуществляется через чувственный образ. Общие характеристики такого познания наполняются или соседствуют с другого рода чувствами, наиболее ярко выражающимися в аффекте, и не имеющими прямого отношения к познанию. Отстранённость от чувства, манифестируемая образом мудреца, для большинства людей малоприемлема. Человек рождается с плачем и в крике матери, любит и страдает, переживает боль, голод и смерть близких и все это не минует аффекта. Страсти Зенон определяет вполне традиционно - как тело болеет недугами, так душа болеет страстями и крайние проявления страсти (чувство в аффекте) пагубно отражаются и на человеке, и на социуме: "Вспыхнувший гнев он на первую пору хотя и смиряет, но сокрытую злобу, доколь ее не исполнит, в сердце хранит". Одностороннее понимание аффектов, как мешающих человеку жить разумно, в настоящее время уже снято, и эмоциональная сторона бытия человека рассматривается более комплексно.
Современное понимание онтологии, сохраняя своё значение как учения о бытии, оказывается достаточно неоднозначным и плюралистичным с точки зрения конкретного наполнения его объёма. Жизнь человека в этом мире есть субъективное отражение объективно существующего мира, которое базируется, прежде всего, на чувствах, эмоциях, переживаниях и даже нередко на аффектах. Поэтому целесообразно говорить об аффинированном существовании человека в терминах онтологии аффицированного бытия. Аффициро-вание - действие, проявляемое человеком в процессе своей жизни, и даже не обязательно связанное с аффектами. Термин afficio (лат.) как корень понятия аффицирования определяет достаточно широкое трактование направленности действий: причинять, наделять, влиять, поражать, ослаблять, воздействовать. Человеческая жизнь - это всегда активность и деятельность, т.к. личность формируется только в деятельности.
Обращение к теме аффицированного бытия, его структуре, месту и роли в духовной жизни человека вызвано потребностью философски обосновать внутреннюю целостность духовного,бытия, найти объяснение иррациональных аспектов имманентных характеристик человеческой сущности. При этом аффицирование рассматривается как важнейшая деятельностная характеристика человека. Актуальность избранной для исследования проблемы имеет как практический, так и теоретический смысл: возникла потребность осознать и институировать аффинированное бытие человека как фундаментальную философскую категорию, позволяющую шире и более глубоко раскрыть содержание духовного бытия человека.
О степени разработанности темы говорит тот факт, что в известной "Философской энциклопедии" означен только психофизиологический термин "Афферентация", "обозначающий передачу нервного возбуждения от периферических чувствительных невронов к центральным." [120, С. 117]. В ныне популярной "Всемирной философской энциклопедии" [14] даже термин "аффект" отсутствует. Без разъяснения понятия "аффект" в "Философском энциклопедическом словаре" представлено понятие "Аффинирование" [121, 122]. В справочных философских изданиях чаще всего имеются разъяснения психолого-физиологического, а не философского плана, идут прямые ссылки на психологию: "Учение об аффектах входит составной частью в психологию." [122, С. 33].
Последнее не означает, что мыслители не пользовались понятием аффекта и» аффицирования в философском дискурсе непосредственно и опосредовано. Все, что связано с миром (состоянием) чувств (аффектов, аффицирования) всегда оказывалось в той или иной мере объектом интереса мыслителей -будь то проблема человеческого рода, природы, духа, духовности, культуры и т.п. В историческом аспекте проблема аффектов нашла отражение в трудах Конфуция, Парменида, Платона, Аристотеля, Плотина, К. Роджерса, Б. Спи- * нозы, Ж.Ж. Руссо, Д. Локка, Г. Гегеля, И. Канта, Я.А. Каменского, Д. Милля, Пирса, Дж. Дьюи, М. Штейнера и др.
Б.Паскаль пытался аффекты описать как "логику сердца" в суждениях чувств, противопоставляя их рационально-математическому рассудку. Философы Ф. Брентано, А. Мейнонг, М. Шелер отстаивали идею экзистенциального характера чувств. Брентано полагал, что чувства (аффекты) любви (предпочтения) и ненависти (отвращения) являются источником ценностей. Согласно М.Шелеру любовь и ненависть - онтические основания человеческого мира ценностей. Можно реконструировать "мир чувств" согласно философии И.Канта и его значимость - волю, требования и другие аффекты, которые принимают некую "над-бытийную" форму. Последователи философии И.Канта рассматривали трансцендентальный аффект "чистой воли" (Г. Коген), чувства - как детерминацию ценностей (В.Вундт, Ф.Иодль, Ф.Паульсен). Важную роль в аффинированном бытии человека играет воля. Специальному анализу воли посвящено немало философских исследований, * начиная с эпохи средневековья. Волю изучали и как психологическую индивидуальную характеристику человека и как феномен Мира: так
A.Шопенгауэр и Ф.Ницше рассматривали волю как фундаментальное понятие философии жизни.
Чувства и их влияние на познавательный процесс - традиционная гносеологическая проблема философского анализа. К этой проблеме обращались многие психологи и философы отечественной и зарубежной науки, среди них: Н.Т.Абрамова, Ю.П. Алтухов,^ В.И. Аршинов, Д. Бекхарст, Н.Б. Бик-кенин, Т.Ю. Бородай, Л. Витгенштейн, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов, В - * Дильтей, Г.Б. Жданов, В.К. Кантор, И.Т. Касавин, Т. Кун, Г. Кюнг,
B. А. Лекторский, Д.А.Лунгина, М.К, Мамардашвили, Л. А. Микешина, Н.В. Мотрошилова, А. П. Огурцов, Н.Ф. Овчинников, Т.И. Ойзерман, А Н. Паршин, К. Поппер, Б.И. Рузавин, Ю.П. Сенокосов, А.В. Ситников, Е.Д. Смирнов, B.C. Степин, В.П. Троицкий, Г.Л. Тульчинский, И.Т. Фролов, Я. Хинтикка, B.C. Швырев, Б.Г. Юдин и др. Овладение знаниями рассматривается в контексте теории познания структуры и логической организации действительности в рамках методологии субъект-объектных отношений субъекта познания, наделенного сознанием и волей и противостоящим ему v объектом познания. В процессе жизнедеятельности субъект-объектные отношения реализуются в отраженных рефлексирующим субъектом формах позволяющих переводить взаимоотношения субъекта и объекта в субъект-субъектные.
Фундаментальные представления о проблеме наличия и перспектив развития человеческого мира чувств имеются в отечественной философской литературе. Философские труды А.Белого, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, М.О. Гершензона, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, М.В.Киреевского, Н.О.Лосского, Д.С. Мережковского, П.И. Новгородцева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, А.С. Хомякова, П.Флоренского, С.Л.Франка, Л.И. Шестова, Г.Г. Шпета, В.Ф. Эрна и др. существенно влияют на рост интереса философской общественности к: проблеме бытия чувств, аффектов. Скажем, детерминант аффекта любви, воли отмечался И.В.Киреевским: ". нет такой слабой воли, которая бы не могла решиться на полное самопожертвование за высшую любовь своего сердца". Аффект святости и любви принимал А.С.Хомяков в качестве онтических дериватов: "Выше всего единение Святости и Любви". В.С.Соловьев и его последователи школы славянофилов, постоянно акцентировали внимание на мир чувств человека, его значение, его регулятивную роль, влияние действия "сердца" на жизнедеятельность человека. Чувство и состояние "свободы" соотносительно "прельщения" общества Н.А.Бердяев рассматривал как дихотомическое соотношение, "зажигание сердца", а И.А.Ильин рассматривал как задачу воспитания. Место эмоционального бытия в духовной жизни современников исследуется в работах А.Н. Леонтьева, Ю.И. Мирошникова, И .Я. Лойфмана, А.Б.Невелева и др.
Едва ли можно указать на мыслителя в истории философии, который не обращался в той или иной мере к чувствам человека. Изучение пестроты суждений о "чувственной природе" человека дает основание для попытки классификации концепций, пренебрегая концептуальной "чистотой", поскольку концептуальное видение человеческого мира чувств трудно поддается строгой логике. Разработанность темы можно классифицировать по трем направлениям: психологическое, этическое и философское: 1) психологический
•л подход - отстаивание психической природы аффектов в концепциях. В этом направлении следуют мыслители с ориентацией к социальной психологии, v политики, педагогики. Чувства, воля, эмоции и другие акты являются фактором биопсихических потребностей; 2) этический подход, не подвергающий сомнению наличие и воздействие аффектов и их роли, который тяготеет к ре-t и гуляции их, "сдерживанию", управлению, развитию "положительных", нейтрализации "отрицательных", обычцо излагаемых в менторском дискурсе (например, в качестве советов молодоженам как строить взаимоотношения). Аффекты здесь оказываются ориентированы на социально сформированные установки; 3) философское видение проблемы, в котором выделяются: онтологический трансцендентализм, выражаемый в религиозных и натуралистических концептах, определяющих характер аффектов как внешних по отно-* шению к человеку (Аффекты здесь трактуются как некоторые предметности мира в антропоморфном мировоззрении - "солнце смеется", "море гневается" и т.п.); гносеологическая ориентация, рассматривающая аффекты под углом зрения познавательной деятельности человека. Однако проблема аффинирования, места и функций аффектов в структуре духовного бытия человека не получили пока достаточно полного развития, чем и обусловлено предлагаемое исследование.
Гипотеза, инициирующая настоящее исследование, возникла на основе эмпирического видения фактов действия людей, пренебрегающих рач ционально-прагматическим поведением, но склонных именно к действию в соответствии с нерациональными эмоциями волевыми усилиями, аффектами. Гипотеза заключается в предположении, что аффицированное бытие является важнейшим элементом духовной жизни человека, пронизывает всю его деяV тельность и обуславливает целостность духовного бытия.
Объектом исследования выступает бытие человека - как аффицированное двустороннее взаимодействие внутреннего Я и внешнего Мира, субъекта и объекта деятельности человека.
Предметом исследования являются феномен аффицирования как регуляt тивная и управляющая доминанта в жизнедеятельности человека и его отношение с другими феноменами духовной жизни человека.
Цель исследования:: опираясь на философскую трактовку аффицирования человека, институировать категорию аффинированного бытия в философском знании, выявить структуру и проанализировать место этой катего
V 12 рии в общей структуре духовного бытия человека. В соответствии с постав-t ленной целью, решаются следующие задачи исследования:
- дать философскую трактовку понятия аффинирования человека и реконструировать существующие концепции аффектов и структур бытия;
- обосновать место структурно-функционального анализа в философском изучении структуры и роли аффинированного бытия;
- выявить составляющие категории, их отношения и уровни абстракции аффицированного бытия в общей структуре бытия человека;
- обозначить роль аффицированного бытия в духовной жизни и культуре общества.
Решение поставленных задач позволяет обосновать основное положение, выносимое на защиту - аффинированное бытие человека представляет собой целостное единство эмоциональных, рациональных и волевых сторон, структурирует деятельность человека и является условием и способом преодоления конфликта Я и Мира. V
Методологической и теоретической основой исследования является диалектический подход, позволяющий осуществить анализ взаимодействия аффицированного и рационального как единство противоположностей в целостной структуре духовного бытия. В работе использованы методы единства исторического и логического подхода, восхождения от абстрактного к конкретному, системно-структурный и структурно-функциональный анализ. Мы исходили из принципов деятельностного подхода к бытию человека и синергетической картины мира. В качестве теоретической и источниковой базы использованы работы философов, обществоведов, психологов, а также специалистов в области логики, анализа и информационных систем.
Научная новизна работы:
- институировано аффинированное бытие как философская категория;
- предложен вариант методологии построения структуры бытия человека для выявления содержания и роли аффицированного бытия в структуре духовного бытия;
- выявлены детерминанты и следствия аффинирования в деятельности человека;
- проанализирован специфический характер воли в духовном бытии чело, века;
- раскрыты функции эмоционально-волевой компоненты в структурировании и становлении целостности духовной жизни человека.
Теоретическая и практическая значимость работы: положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы для концептуального понимания генезиса аффицированного состояния современного человека; для осознания общезначимого основания неравнозначности людей, их неповторимой индивидуализации. Предложенный вариант методологии структурно-функционального анализа можно использовать как инструментарий для философского анализа других проблем. Материалы диссертации могут применяться на лекциях и семинарских занятиях по философии при изучении разделов "теория познания", "социальная философия", "этика", "философская антропология", "философия культуры" и др. Результаты исследования могут бйть использованы для обоснования системы образования в современном обществе.
Апробация работы: основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре философии Магнитогорского государственного университета, кафедре философии Челябинского филиала Московского Государственного Университета коммерции, применялись при обучении студентов в Магнитогорском филиале Московского психолого-социального института, Магнитогорском государственном профессионально-педагогическом колледже, использовались в методическом пособии по философии и опубликованы в четырех статьях. ч
Заключение научной работыдиссертация на тему "Аффицированное бытие человека"
Заключение
В результате проведенных исследований получены следующие основные результаты, выносимые на защиту и имеющие новизну, теоретическую и практическую значимость:
1. Определена философская трактовка понятия аффинирования через влия-ние^ действование, взаимодействие компонентов бытия человека как между собой, так и между внутренним Я и внешним Миром, включающая в себя как частный случай психологическое понятие аффектации (производной от аффекта) как крайней степени чувственно-эмоционального состояния человека.
2. Исходя из двойственной сущности индивида на чувственно-рационально-познавательном уровне и на эмоционально-ценностно-аффицированном уровне v институализировано аффицированное бытие человека в контексте субъект-объектных отношений в феноменологическом и историко-философском дискурсе как чувства в духе, проявляемые через воздействие, влияние.
3. Разработан, обоснован и проиллюстрирован авторский вариант методологии построения структуры бытия человека на основе структурно-функционального анализа категорий дня выявления содержания и роли аффицированного бытия в структуре духовн.ого бытия человека, состоящего из этапов: 1) выявление предпосылок, предварительных указаний, оснований, базисной информации о том, что уже известно из существующих философских учений, понятий о бытии человека; 2) накопление неупорядоченного и неструктурированного множества применяемых на первом этапе понятий, сущностей, категорий; 3) конкретизация формулировки цели, направленности познания пу тем' определения перечня вопросов об искомой структуре бытия человека, на которые мы хотим получить ответы; 4) определение границ создаваемой структуры бытия человека путем выбора самых значимых понятий и сущностей из отобранных на втором этапе исследования, и разделения их на две группы -преобразовываемые и преобразовательные элементы искомой структуры; 5) V анализ и определение связей, отношений, т.е. аффицирования между преобразовываемыми элементами структуры посредством преобразовательных (функциональных) элементов с целью постр<эения построение базовых структур бытия (оснований) в виде синтаксиса структуры; 6) раскрытие структуры бытия ч человека на другом уровне абстракции с целью наполнения содержанием тех элементов структуры, которые требуется детализировать; 7) разъяснение, семантика построенной структуры аффицированного бытия человека и проверка на соответствие поставленной цели.
4. Разработана многоуровневая синтаксическая структура аффицированного бытия человека и дан семантический анализ аффицирования ее составляющих оснований: 1) чувственно-эмоционального бытия человека, структура которого определяется следующими отношениями: объективное бытие человека порождает в человеке представление, образ посредством чувств, переживаний, эмоций и аффектов и влиянием воли к жизни; 2) рационального бытия человека, структура которого определяется следующими категориальными отношениями: чувственно-эмоциональные представление, образ внутреннего Я порождает в человеке понятия, отраженные в сознании объекты, цель, программу, ориентир, символ, выражаемые объективно через- знак, речь, акт деятельности посредством мышления, рассуждения, познания и влиянием воли к знанию и истине;
3) волевого начала человека, структура которого рефлексивна: бытие человека через осознание и самосознание под влиянием воли к свободе порождает внутреннюю свободу и потребность; в свою очередь, из потребности возникает желание и влечение путем выбора, сопоставления и соотнесения под воздействием свободы и воли к власти.
5. Посредством анализа триады чувство-разум-воля сформулирован ряд основных положений и выводов, вытекающих из построенной структуры бытия человека и составляющих существо аффицированного бытия человека: 1) все понятия, категории, рассматриваемые в духовном бытии человека соотносятся между собой через аффинирование - активное начало человека; 2) результаты мышления используются в дальнейшем процессе познания не "напрямую", непосредственно, а в основном через повторное переживание, аффект, чувство под влиянием воли; 3) специфика взаимодействия, взаимного влияния чувств, разума и воли определяет аффицирование. Это расширенное понимание аффицирования, которая не отрицает и включает в себя узкое понимание: влияние, взаимодействие аффектов, как разновидности чувств, с разумом и волей;
4) причиной, порождающей аффициро'ванное бытие, является конфликт как между компонентами триады чувство-разум-воля, так и между внутренним Я и v внешним Миром, а сущность аффицированного бытия - это способ преодоления этого конфликта.
6. Посредством синтеза триады чувство-разум-воля сделано философское осмысление духовного бытия человека как аффицированного бытия: 1) аффицированное бытие человека не предполагает выдвигание на первый план категории чувства, а тем более аффекта по отношению к разуму и воле, мы утверждаем единство их взаимодействия через механизм аффинирования. Через понятие аффицирования мы выделяем на первый план развитие, становление духовного бытия, которое является залогом его единства; 2) обосновано наличие * форм культуры по степени причастности к аффектам: массовая культура-"культура аффектов"; народная - трансляция традиций проявления чувств, эмоций и элитарная культура - "культура разума"; 3) предельно общее понятию аффицированного бытия человека - это направленное, динамическое духовное бытие человека в триаде чувство-разум-воля. Роль аффицированного бытия -сделать триаду чувство-разум-воля единым духовным бытием человека.
Аффицированное бытие характеризует открытость человека миру, формирует активную жизненную позицию, позволяет человеку утвердить свою личную индивидуальность и в то же время преодолеть конечность бытия. v
Анализ категории "аффицированное бытие" показал необходимость дальнейшего исследования её места в духовной культуре в целом и её отдельных типов и элементов. Кроме того, целостный анализ аффицирования выводит на проблему воспитания человека, и выявление в этом процессе роли эмоций, разума и воли. Наконец, исследование места аффицированного бытия в духовной жизни общества выявляет проблему личностно направленного процесса социальной истории и роли личности в обществе. Все эти проблемы выходят за пределы задач и целей, поставленных в начале работы и требуют дополнительных исследований.
Список научной литературыГерасимова, Ольга Юрьевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Антология мировой философии: В 4 т. М. Мысль, 1969 Т. 1. 4. 1.
2. Аристотель. О душе //Аристотель. Сочинения: В 4 т. М. .Мысль, 1976 - v 1984. Т. 1.
3. Аристотель. Никоманова этика //Сочинения: В 4-х т. Т.4. М:. Мысль, 1984: -С. 53-293.
4. Аристотель. Поэтика. М., 1951.5. г Аристотель. Риторика. //Аристотель. Сочинения: В 4 т. М. .Мысль, 1976 1984.
5. Аристотель. Физика. М.: Гос. социально-экономич. изд., 1937. С. 126-130
6. Бердяев Н. Дух и реальность //Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.
7. Большой словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕРС, 2001. - 784 с.
8. Бродский И. Н. Категории небытия в древнегреческой философии //Вест. Ленинград, ун-та, 1959. № 11. С. 61-69.
9. Востриков А.В. Теория познания диалектического материализма. ^ М. .Мысль, 1965. С. 102.
10. Вотчель Л.М. Философский анализ онтологических оснований предпринимательской деятельности. Автореф. дисс. канд. филос.н. Магнитогорск, 2000.14.' Всемирная энциклопедия: Философия. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
11. Вундт В. Очерки психологии. М., 1912.
12. Выгодский Л.С. Собр. соч. -М., 1982. Т 4.
13. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М.:Прогресс, 1988. - 700с.18. ^ Гартман Н. Старая и новая онтология //Историко-философский ежегодник. ' М.: Наука, 1988, С. 320—325.
14. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1970. Т 2.
15. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1970. Т. 1.
16. Гегель Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М: Мысль, 1975.-452 с:
17. Гелбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. М., v 1979.
18. Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства. /Учебное пособие. М. .Вестник, 1996.
19. Гоббс Т. Левиафан. М.,1936.25. • Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1.
20. Голубинский Е. История Русской церкви. Т.1, кн.1. М.: 1980. 228 с.
21. Гомер. Илиада,-М.:Худож.литература,1960.-С.303
22. Гудмен Н. Способы создания миров. М., Идея-пресс - Праксис, 2001
23. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М.: Рус. яз., 2000. - 846 с.
24. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.32., Декарт Р. Первоначала философии //Сочинения в 2 т.:Пер. с лат. и франц. Т.1. М.: Мысль, 1989. - С.297 - 422.
25. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989.: Т. 1.
26. Демичев В. А. В каком смысле возможна диалектико-материалистическая онтология //Философские науки. 1985. № 3.
27. Деревянченко Ю. И. Онтологический статус трансцендентного: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. Спец. 09.00.01 онтология и * теория познания/ Кемер. гос. ун-т,- Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 2001.-17с.
28. Джеймс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911.
29. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо-! фов. М.: Мысль, 1979. - С.269-308
30. Драгалина-Черная Е. Г. Формальные онтологии: аналитическая реконструкция: Автореф. дис. на соиск. учен, степени докт. филос. наук. Спец.0900.01 онтология и теория познания/ Ин-т сист. анализа РАН.- М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, 2000,- 38 с.
31. Ильичев Л.Ф. Философия и научный прогресс. М., 1977.40. ^ Ионов В. Краткая история одной утопии //Философия и логика Львовско
32. Варшавской Школы. М.: РОССПЭН, 1999. - С. 35 - 40.
33. История марксистской диалектики. М. :Мысль, 1971. - С. 64.
34. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.:ИПЛ, 1974.
35. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т. 5.
36. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т. 6.
37. Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.4., 4.1 //Критика практического разума. -М:. Мысль, 1965.-С. 311 -501.
38. Керимов T.X. Философия и/или социальность: воля к событию // Социемы. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. Вып.8. С.7-14.
39. Клапаред Э. Чувства и эмоции. 1928.1. V.
40. Коган Л.А. Закон сохранения Бытия // Вопросы философии, № 4. 2001.
41. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник, 2-е изд. М. : Наука, 1976.
42. Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию. Киев: Наукова думка, 1966.53., Кречмер Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998. - 464 с.
43. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания //Психология. Эмоции. Тексты. М., 1984.
44. Куайн У.В.О. Онтологическая относительность //Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия (сост. А.А.Печенкина). М.: Изд. корпорация "Логос", 1996.
45. Кулебякин Е.В. Антропоморфизм, его сущность и роль в становлении общественного сознания. Владивосток, 1985.
46. Кюнг, Гвидо Онтология и логический анализ языка. Пер.с нем.и англ.А.Л.Никифорова М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 240 с.
47. Лекторский В. А. Проблема субъекта и объекта в классической немецкой и современной буржуазной философии. М., 1965
48. Лекторский В. А. Проблема субъекта и объекта в классической немецкой и современной буржуазной философии. М., 1965.
49. Ленерт У. Проблемы вопросно-ответного диалога. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка: Пер. с англ. /сост., ред.,вступ. ст. В.В.Петрова и В.И.Герасимова. М.,1988. - С. 258 - 281.
50. Лойфман И.Я. Мировоззренческие штудии. Избр. работы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.
51. Лукреций К. //Антология мировой философии: В 4 т. М. :Мысль, 1969. Т. 1.4. 1.
52. Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. С. 9 -97.
53. Любутин К.Н. Категории "субъект" и "объект". Их определение и методологический аспект //Особенности современного научного познания. -Свердловск УНЦ АН СССР, 1974. С. 64.
54. Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественноисторической »гносеологии. М, 1996
55. Марк Аврелий. К самому себе. М.: Алетейя - Новый Акрополь, 1998.
56. Марка Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. М.: МетаТехнология. - 1993. - 240с.
57. Маслоу А. Психология бытия. /Пер: с англ. М. :"Рефл-бук", К. :"Ваклер", 1997.
58. Матаков К. А. Онтология идеального:Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. Спец. 09.00.01 онтология и теория познания/ Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ.- М.: Изд-во Совр. гуманит. ин-та, 2001- 19 с.
59. Мертон Р.К. Явные и латентные функции //Структурно-функциональный » анализ в современной социологии, вып. 1. М., 1968.
60. Методология в сфере теории и практики /А.Т.Москаленко, А.А.Погорадзе, А.А.Чечулин и др. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. - 306 с.
61. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов //Вопросы философии. 2001. - № 4
62. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
63. Москаленко Л.Т., Сержантов В.Ф. Философские основания методологии частных паук и методологические проблемы взаимодействия философии ичастных наук //Методология науки и научный прогресс. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981.
64. Ницше Ф. Воля к власти / Пер. с нем. Е.Герцык. — М.: REFL-book. 1994. — 372 с.
65. Ницше Фридрих По ту сторону добра и зла: Сочинения //Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. М : Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2001.
66. Новик И.В. Диалектика и особенности системного стиля мышления //Диалектика и системный анализ. М. :Наука, 1986.78., Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во "Азбуковник", 1997. - 944 с.
67. Ортега-и-Гассет Любовь и мудрость. Рига, 1940.
68. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. - 436 с.
69. Остин Дж: Л. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.
70. Панцхава И.Д., Пахомов Б.Я. Диалектический материализм в свете совречменной науки. М. Мысль, 1971. С. 218.
71. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии //Социология сегодня.-М., 1965.
72. Паскаль Б. Мысли о религии. М., 1902.
73. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002; 528 с v
74. Платон. Горгий //Платон. Сочинения: В 3 т. М. :Мысль, 1972.
75. Платон. Софист //Платон. Сочинения: В 3 т. М. :Мысль, 1972. Т. 3.
76. Платон. Сочинения. Т. 3. Ч. 2, М. :Мысль, 1972.
77. Платонов .Г.В., Петрушевский С.А. Философия, мировоззрение и филосо1 фия // Марксистско-ленинская философия как методология общественныхи естественных наук. М., Изд-во МГУ, 1972. С.24
78. Повесть временных лет. Начало русской литературы // Вступит, ст. и пер. акад. Д.С.Лихачева. М.: 1978. - 356 с.
79. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. М. :ИНФРА-М, 2000.
80. Попов Д. В. Целостность мироотношения: взаимополагание рационального и иррационального: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. на' ук. Спец. 09.00.01 онтология и теория познания/ Омск. гос. мед. акад.
81. Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 2000.- 20 с.
82. Потехин В.Н. Ценностное бытие: становление и перспективы //Автореф. дисс. канд. филос. н. Магнитогорск, 2001.
83. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике /Научное издание /Академия наук СССР, Институт философии. М. .Наука, 1990.
84. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. М. :Изд-во АН СССР, 1957. С. 56-57.
85. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
86. Сапронов П.А. Воля к власти как,рснование онтологии М. Хайдеггера // Начало: электрон, ж-л ин-та богословия и философии. Электрон, дан. (1 файл). - http: //ibif.nm.ru /articles /sapronov 05.htm.
87. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. № 3.
88. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Изд-во Терра, 2002.
89. Серл Дж. Р. Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс, 2002. - 256с.
90. Словарь иностранных слов и выражений /Авт.-сост. Е.С.Зенович. -М.Юлимп: ООО "Фирма "Издательство ACT" ", 2000. 784 с.
91. Словарь иностранных слов. М.: Гос. изд-во иностранных словарей, 1985
92. Современные проблемы теории познания диалектического материализма. В 2 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2.
93. Современный философский словарь/ Под ред. д.ф.н., проф. В.Е.Кемерова/, v М. Бишкек. Екатеринбург.: Издательство "Одиссей", 1996. - 608с.
94. Соловьев B.C. Смысл любви // Соч. в 2-х т., Т.2. М., 1988.
95. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т. 1.
96. Таранов П.С. Сокровищница дерзаний. М.: ООО "Издательство ACT", 1 2000. - 480с.
97. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
98. Типухин В.Н. Логическое становление субъекта. Омск : Зап.-Сиб. кн. изд- 4 во, 1971. С. 126
99. ПЗ.Урманцев Ю.А. Тектология и общая теория систем //Вопросы философии. 1995. № 8.
100. Успенский П. Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мира 1916. 115'. Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в трех томах. Т.
101. Под общ. ред. и со вступит, статьей М. М. Григорьяна. М., Мысль, 1974. 480 с.
102. Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в трех томах. Т.
103. Под общ. ред. и со вступит, статьей М. М. Григорьяна. М., Мысль, 1974. -486 с.
104. Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в трех томах. Т. 1. Под общ. ред. и со вступит, статьей М. М. Григорьяна. М., Мысль, 1974.-544 с.
105. Философия и логика Львовско-Варшавской Школы, М.: РОССПЭН, 1999. т - 408 с.
106. Философия: Учебник для высших учебных заведений /Отв. ред. В.П.Кохановский. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - 576с.
107. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1960. - Т.1.
108. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1983. -452 с.
109. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА - М, 1997. -576 с.
110. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990.
111. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону власти, знания и сексуальности. Ра-^ боты разных лет. / Пер с франц. — М.: Касталь, 1996. — 448 с.
112. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Изд-во "Республика", 1993. - 229с.
113. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии /Пер., Сост. и поел. П.С-. Гуревич. М.: Прогресс, 1988. - 300 с.
114. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. — М.; Республика. 1993/— 181 с.
115. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Изд-во v "Водолей". - 384с.
116. Чистов Г.А. Философия бытия человека в духовных и эстетических ценностей. Челябинск :ЧГТУ, 1996. С. 24 26.ч
117. Шелер М. Положение человека в космосе //Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. -552 с.
118. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М. : Наука, 1967
119. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Письмо двадцать пятое. // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М. Художественная литература, 1957. Т. 6
120. Шлеер С., Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях. Киев: "Диалектика". — 1993.
121. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы / Пер. с нем. Ю.Айхенвальд и др. — Мн.: Литература, 1998.1408 с.
122. Эпикур. Из письма к Манекею //Антология мировой философии: В 4 т. М. :Мысль, 1969. Т. 1. 4.1.
123. Эрн В.Ф. Время славянофильствует // Эрн В.Ф. Соч. М.:1991. - 292 с.
124. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М., 1966. Т. 1.
125. Юнг К.-Г. Феноменология духа в сказках //Бог и бессознательное. М.: ОЛИМП, ООО "Изд-во ACT ЛДТ", 1998.
126. Bridgman P.Y. The Intelligent Individual and Society. N.Y., 1938.140\ Deleuze C., Guattari F. Capitalisme et schizophrenic: L'Anti-Oedipe. P., 1972.- 470 p.
127. Deleuze G., Cuattari F. Rhizome. Introduction. Paris, 1976. - 74 p.
128. DeMarco Tom. Structured Analysis and System Specification. N.Y.: Yourdon Press. - 1978.
129. Gane Chris, Sarson Trish. Structured System Analysis. Prentice-Hall, 1979.
130. Heim Michael. The Metaphysics of virtual reality //Virtual reality: theory, practice and promise / Ed. Sandra K. Helsel and Judith Paris Roth.Meckler. -Westport and London: 1991. P. 27-33.
131. Hempel K.H. Philosophy'of Natural Science. -N.Y.; L., 1966.
132. Homans D.K. The nature of social science. — 1967. *
133. Jackson M. Systems Development. Prentice-Hall, 1982.
134. James William. Pragmatism. A new name for some old ways of thinking. Popular lectures on philosophy: XIII: New York, etc. Longmans. Green and Co.:1928. - 309 p.
135. Kroeber A.L., Klukhohn C.K.M. Culture. A Critical review of Concepts and Definitions, Cambridge, 1952.
136. Lesnewski St. О podstawach matematyki // Przeglad Filozoflczny. r.30. z.2-3, 1927. -S.164-206.
137. Marca David A., McGowan Clement L. SADT: Structured Analysis and Design Technique. McGraw-Hall, 1988.
138. Merton R.K. The Sociology of Science. Chicago, 1973.
139. Parsons T. Social system and the evolution of action theory. 1977.
140. Quine W.V.O. Ontological Relativity //The Journal of Philosophy. 1968. Vol. LXV, № 7. P. 185-212.
141. Studium krytyczne: Elementy teorii poznania,logiki formalnej i metodologii nauk Tadeusza Kotarbinskiego // Przteglad Filozoflczny. r.33, z.l - 2, 1930. -S.140-160.156'. Whitehead A.N. Function of reason. N.Y., 1929.
142. Yourdon Edward. Modern Structured Analysis. Prentice-Hall, 1989