автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Онто-гносеологический анализ современных концепций соотношений познания и самопознания

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Кукушкин, Павел Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Онто-гносеологический анализ современных концепций соотношений познания и самопознания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кукушкин, Павел Иванович

Введение.

Глава I. Логико-методологические основы концепций познания.

1.1. Историко-логический дискурс концепций познания.

1.2. Потребностно-мотивационные и ценностные основания познавательной деятельности.

Выводы по первой главе.

Глава II. Онто-гносеологические предпосылки соотношений познания и самопознания.

2.1. Онтологический дискурс соотношений сознания и подсознания в познавательной деятельности.

2.2. Гносеологический анализ соотношений познания и самопознания субъекта социума.

Выводы по второй главе.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Кукушкин, Павел Иванович

Актуальность проблемы и темы исследования. Онто- и гносеологический анализ современных концепций соотношений познания и самопознания представляется актуальной проблемой в связи с необходимостью теоретического осмысления огромного эмпирического материала, относящегося к содержанию познавательной деятельности человека разумного. Конец второго и начало третьего тысячелетия ознаменовались повышением интереса к проблеме самопознания, определению его места в системе познания в целом. Это обусловлено социальными трансформациями и изменением социальных запросов к изучению мира личностного бытия субъектов социума, вставшего на путь рыночных преобразований.

Темпы социальных преобразований в современном обществе таковы, что человек не успевает задумываться над смыслом собственного бытия в этом мире. Большинство людей не восприняло освобождение от тоталитаризма как личностное освобождение. Человек в нашем, теперь открытом обществе, не обрел положение хозяина собственной судьбы: он оказался один на один со своими бытовыми проблемами, материальной зависимостью от новых хозяев жизни, в ряде случаев с беспросветной нуждой. И, тем не менее, человек рано или поздно задает вопросы: "Кто Я?", "Зачем Я?". Ответы на эти вопросы неоднозначны. Поэтому попытка рассмотреть самопознание с разных точек зрения, не отрицая правомерности любой из них, представляется актуальной как в онтологическом, так и в гносеологическом плане.

Личностное Я открывается с разных сторон в продолжение всей жизни. Это связано с возрастом, изменением отношений с социумом, появлением новых потребностей и ценностных предпочтений. За этими частными изменениями лежат глубинные духовные движения: меняется личностное отношение к самой жизни, ее духовным основам. Идеологические догмы, при всей их привлекательности, связывают человека в духовных исканиях, истинная суть человека при этом оказывается явно или неявно скрытой за мишурой кажущейся целесообразности жизни. Это не означает, однако, что личностное становление не связано с общественным сознанием, социальными движениями.

Личность находит свое Я, не отгораживаясь от общества. Напротив, активно включаясь в жизнь общества, общаясь с людьми, собственное Я постепенно очищается от мелочных, суетных пристрастий и интересов. В нем начинают просматриваться духовная целостность, философское видение смысла бытия. Мир легко умещается в духовном бытии личности, освободившейся от суеты повседневности. Но для этого освобождения человеку, как правило, не хватает жизни. Поэтому онтологические аспекты самопознания оказываются тесно связанными с естественнонаучными предпосылками индивидуального развития онтогенеза субъекта познания. Однако темпы индивидуального становления личности мало связаны с естественными, природными темпами развития. Это, в особенности, относится к огромному пласту жизни субъекта, вступившего в пору социальной зрелости. Возникает необходимость гносеологического анализа соотношений познания и самопознания, который позволяет подойти к разрешению противоречия между естественными, биологическими предпосылками становления познавательных возможностей человека и социально детерминированными условиями становления самопознания личности - субъекта социума.

Требуют более глубокого исследования потребностно-мотивационная обусловленность самопознания, значимость гносеологических предпосылок включенности объекта познания в мир субъекта, в субъективное самопознание.

Степень разработанности проблемы. Основы естественнонаучного подхода к решению проблемы соотношений познавательной деятельности и ее частного случая (самопознания) в западной философии были заложены работами Ж.О. Ламетри, П.А. Гольбаха, посвященными гносеологическому анализу феномена человеческого сознания, а также исследованиями К. Фогта и Я. Молешотта, касающимися психофизиологических основ мышления.

В начале XX века в научных изысканиях Р. Авенариуса и Э. Маха нашли отражение идеи психофизического анализа сознания и подсознания.

Неопозизтивистская традиция в раскрытии феномена познания представлена в работах австрийских философов О. Нейрата и М. Шлика - ведущих представителей позитивизма.

Идеи естественнонаучного обоснования познавательной деятельности находят воплощение в психофизиологических исследованиях Р. Фейерабен-да, Р. Сперри и в аналитико-философских трудах Н. Блока, Д. Давидсона, П.К. Мозера, Дж. Поланда, Дж. Фостера, Д. Чалмерса и других.

В традиции отечественной философии парадигма изучения онтологии индивидуального сознания и его соотношений с самопознанием не получила глубокого исследования по известным причинам идеологического характера, обусловивших отрицание концепций как мыслителей "вульгарного материализма", так и философов школы "субъективного идеала".

Естественнонаучный, познавательный потенциал решения проблемы соотношений познания и самопознания оказался имплицитно заложенным в работах Н.И. Брагиной, Т.А. Доброхотовой, Е.М. Иванова, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, А.И. Панченко, Д.В. Пивоварова, М.Н. Руткевича, А.Г. Спиркина, Н.И. Чуприковой и других. В психофизиологическом осмыслении соотношений сознания и подсознания непреходящую ценность имеют труды А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Е.П. Велихова, В.А. Лекторского и других.

Менее разработанной в отечественной философии оказалась проблема самопознания, но фрагментарные и эвристические изыски имеются в работах H.A. Бердяеева, М.М. Бахтина, Д.М. Дубровского, В.П. Зинченко, Ф.Т. Михайлова, H.H. Моисеева, В.В. Розанова, В.В. Столина, И.Т. Фролова, Г.П. Щедровицкого.

Таким образом, имеющееся противоречие между потребностью в осмыслении философских предпосылок соотношений познания и самопознания, с одной стороны, и недостаточной разработанностью онто-гносеологических основ решения этой проблемы, с другой стороны, подчеркивает актуальность настоящего исследования и определяет его объект, предмет, цель и задачи.

Объект исследования: сфера познавательной деятельности человека.

Предмет исследования: онто-гносеологический анализ соотношений познания и самопознания.

Цель исследования: раскрыть и проанализировать теоретико-методологические основы познавательной деятельности, в соответствии с которыми провести онто-гносеологический анализ соотношений познания и самопознания.

Задачи исследования:

1. Определить понятие "самопознание" относительно "познания".

2. Обозначить онтологический дискурс соотношения сознания и подсознания в самопознании.

3. Выявить гносеологическую составляющую аффицированного самопознания.

4. Провести гносеологический анализ соотношений познания и самопознания человека.

Методологической основой исследования является диалектика теоретического и эмпирического процессов познания, научно-философские методы познавательного движения от абстрактного к конкретному, системный подход с использованием теории синергетики. В диссертации используются теоретические разработки и концептуальные идеи отечественных и зарубежных ученых в области онтологии психофизиологии, науковедения, теории познания и самопознания.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• предпринята попытка целостного осмысления познавательной деятельности человека, с уточнением содержания самопознания;

• осуществлен гносеологический анализ соотношений познавательных процессов в ряду: сознание - познание - самопознание;

• сделаны выводы о гносеологической составляющей аффицированного самопознания;

• осуществлен онто-гносеологический анализ соотношений познания и самопознания человека - субъекта социума.

Теоретическое и практическое значение исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы для осмысления теоретических концепций познания, их применимости к анализу феномена самопознания человека - субъекта современного социума. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть применены в научной и педагогической работе, при разработке и чтении базовых и специальных курсов по проблемам философских основ познавательной деятельности, а также для методологического обоснования психофизиологических предпосылок самопознания.

Положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Познавательная деятельность нами рассматривается как онтогенетически детерминированный процесс познания и самопознания во взаимосвязи со структурно-функциональными предпосылками восприятия, переработки и осознания явлений и предметов окружающего мира.

2. Абстрактный самопознающий себя субъект гипостазируется в объект самопознания в результате коммуникативных актов, реализуемых в различных формах общения и овладения информацией, лежащей вне субъекта самопознания.

3. Процессы познания и самопознания выступают в системном единстве, что позволяет рассматривать их через призму теории самоорганизации как экспликацию соотношений взаимосвязанных систем предельной сложности.

4. Соотношения процессов познания и самопознания может рассматриваться как синергетический процесс рефлексии, объектом которой являются вербальные и невербальные предметы и явления внешнего мира, трансформированные в чувственные образы, представления, понятия, а также образ собственного бытия индивидуума.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в 6 опубликованных работах, представлены в докладах на ежегодных научных конференциях по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и аспирантов филиала Тюменского госуниверситета в г.Урае, Нижневартовского государственного педагогического института; научные сообщения по теме диссертации заслушивались на кафедре философии Магнитогорского государственного университета (1999-2002 гг.).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Онто-гносеологический анализ современных концепций соотношений познания и самопознания"

Выводы по второй главе

1. Онтологические основы соотношения познания и самопознания могут быть рассмотрены как в логико-историческом, так и в онтогенетическом аспекте, обусловливая в этом случае преемственность фило и онтогенетических процессов индивидуального и общественно-исторического становления познания и самопознания.

186 Синергетике - 30 лет: Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. -2000.-№3.-С. 59.

187 Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела // Вопросы философии.-2001.-№ 8. - С. 112.

2. Теоретически обоснована необходимость взаимосвязи феноменологического и праксиологического подходов к философско-методологическому обоснованию соотношений познания и самопознания субъекта социума.

3. Эпистемологическая специфика процесса самопознания определяется субъективными возможностями рефлексивного постижения реальностей внешнего и внутреннего мира.

4. В самопознании черты субъект-объектных отношений выступают в неявном виде, а в отраженных рефлексирующим субъектом формах: суждениях, образах, представлениях о реальной действительности. Идеальное тождество субъекта и объекта предметно реализуется только в рефлексии самопознания.

5. Анализ данных эволюционной эпистемологии позволяет предполагать ведущую роль субъекта познания в интерпретации фактов и явлений действительности, оставляя за ним возможность учитывать, компенсировать или исключать влияние внутренних факторов на результаты познания.

6. В гносеологии познания и самопознания человек представляет собой не частичного гносеологического субъекта, но целостного познающего человека, а знание не сводится только к строго сконструированным уровнем науки формам, но предполагает также вненаучные его формы.

7. В контексте феноменологического подхода институирована аффици-рованная онтология, которая дает возможность интерпретировать потребно-стно-мотивационные и содержательно-ценностные основы познавательной деятельности как синкретические не только во взаимосвязи потребностей разного уровня и модальности, но и в тесной связи с чувственно-аффективной сферой субъекта познания.

8. Апплицируя основные положения аффицированной онтологии бытия на процессы самопознания, представляется возможным включение аффектов и чувств в качестве элементов (средств) самопознания.

9. Онтологический анализ самопознания субъекта социума переходного периода выявил неправомерность экспликации целеполагания в процессах самопознания только в контексте личностного самосовершенствования и реализации эгоистических интенций.

10. Следование высшим императивам нравственности в самопознании имеет реальную практическую полезность, рассматриваемую в рамках сис-темно-синергетического подхода как условие формирования целостной самодостаточной социально-востребованной личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема соотношений познания и самопознания на протяжении всей истории философии являет из себя одну из наиболее сложных для решения проблем. И дело не только в мировоззренческой стороне вопроса, в методологии подхода к ее решению. Проблема далеко не решена в ее естественнонаучных основах: остаются предметом специального исследования соотношение подсознательной и осознаваемой сферы в познании и самопознания. Накапливающиеся, в связи с появлением новых инструментальных методов исследования высших корковых функций и процессов обработки информации в сенсорных аппаратах и структурах головного мозга, знания настоятельно требуют осмысления как на онтологическом, так и на гносеологическом уровне. Методологический аппарат познания самого познания, рефлексия рефлексивных процессов остаются актуальной проблемой современной философии. Как соотносятся чисто материальные процессы, обозначаемые понятиями возбуждение, торможение, нервный импульс с моделированием мыслительных конструкций, гипостазируемых как акты сознания, в какой мере осознаваемые акты связаны с неосознаваемыми функциями обширных подкорковых областей, с потребностями и мотивациями субъекта познания - не риторические вопросы. Они требуют ответа, как в естественнонаучном, так и в методологическом аспектах.

Существенные доводы в пользу естественнонаучного подхода к исследованию соотношений познания и самопознания предоставляет аффилированная онтология. Аффицированная онтология познания и самопознания позволяет интерпретировать потребностно-мотивационные основы познавательной деятельности как синкретические не только во взаимосвязи потребностей разного уровня и модальности, но и в тесной связи с чувственно-аффективной сферой субъекта познания.

Научный материализм, в котором материя стала «физической реальностью», рассматривает психофизиологическую проблему сознания, становится самой популярной парадигмой для новых естественных наук, в рамках которых решается проблема сознательного сознания и его соотношений с бессознательным (квантовая психология, синергетика, социальная биология, генетика в ее современных формах, включая компьютерную генетику).

Процессы познания и самопознания являют себя в системном единстве, что позволяет автору рассматривать их через призму теории самоорганизации, являющейся сущностным содержанием методологии системно-синергетического подхода к гносеологии взаимосвязанных сложных систем познания и самопознания.

В онтологическом аспекте познание и самопознание могут рассматриваться как складывающиеся в процессе общественно-исторического развития способы постижения действительности, детерминированные возрастными особенностями индивидуального развития и рефлексивного освоения внутреннего, субъективного мира.

Историко-логический дискурс концепций познания позволяет установить взаимосвязь познавательных процессов со структурно-функциональными особенностями аппарата восприятия и переработки информации, поступающей по сенсорным каналам и осознаваемой на уровне «систем сознания», которые, по представлению естествоиспытателей, формируются в процессе индивидуального развития и социального созревания личности.

Соотношение процессов познания и самопознания может получить фи-лософско-методологическое обоснование в рамках системно-синергетического подхода и в нашей интерпретации может быть сформулировано в следующем виде: самопознание - синергетический процесс самоорганизации рефлексии, объектом которого являются вербализованные и невербальные объекты внешнего мира, трансформированные в чувственные образы, представления, понятия, а также мир собственного бытия.

В гносеологическом плане процессы познания и самопознания рассматриваются в системном единстве, как результат функции предельно сложных самоорганизующихся систем сознания, анализ деятельности которых возможен с позиций системно-синергетического подхода.

Процессы самопознания, с позиций системно-синергетического подхода могут быть представлены в понятиях самоорганизации, становления целостного явления, в котором чувственные впечатления, представления, образы, рефлексивные конструкции являют себя в целостном, системном порядке, возможности которого определяются в онтологическом дискурсе предельными основаниями бытия: самопостижение смысла своего существования в процессе самопознания.

Эпистемологическая специфика процесса самопознания определяется субъективными возможностями рефлексивного постижения реальностей непрерывно меняющегося внешнего и внутреннего мира. Темпы социальных преобразований в современном обществе таковы, что человек не успевает задумываться над смыслом собственного бытия в этом мире. Освобождение от пут тоталитаризма большинством людей не воспринято как личностное освобождение. Человек в нашем, теперь открытом обществе, не обрел положение хозяина собственной судьбы: он оказался один на од ин со своими бытовыми проблемами, материальной зависимостью от новых хозяев жизни, в ряде случаев с беспросветной нуждой. И, тем не менее, попытка рассмотреть познание и самопознание, как в онтологическом, так и гносеологическом аспекте, представляется нам оправданной.

Для осознания неоднозначности познаваемых в себе качеств, чувств, отношений к действительности нужно известное мужество, и, конечно, способность к рефлексии (осмыслению смыслов). Рождающееся в рефлексии собственное отношение к себе, к сложившимся понятиям и суждениям о предметах действительности - это главное, что и делает каждого человека самим собой, что отличает людей друг от друга. Но и при самом беспристрастном суждении о себе, каждый из нас предстает друг перед другом не подлинным, а персонифицированным Я.

Личностное Я открывается с разных сторон в продолжение всей жизни.

Это связано с возрастом, изменением отношений с социумом, с появлением новых ценностных предпочтений, меняющейся действительностью. За этими частными изменениями лежат глубинные духовные движения: меняется личностное отношение к самой жизни, ее духовным основам. Идеологические догмы, при всей их привлекательности, связывают нас в духовных исканиях, истинная суть человека при этом оказывается явно или неявно скрытой за мишурой кажущейся целесообразности жизни. Это не означает, однако, что личностное становление не связано с общественным сознанием, социальными движениями.

Личность находит свое Я, не отгораживаясь от общества. Напротив, активно включась в жизнь общества, общаясь с людьми, собственное Я постепенно очищается от суетных пристрастий и интересов к мелочам жизни. В нем начинает просматриваться духовная целостность, появляется достаточно ясно осознаваемая потребность в самопознании. Это не означает отказа от земных радостей бытия и получения удовольствий. Речь идет о разумном их ограничении, которое не просто полезно - оно необходимо.

Не отказываясь от научного наследства марксистско-ленинской философии, следует отчетливо осознавать настоятельную необходимость нового осмысления места человека в жизни социума, значимость духовного саморазвития и самопознания в становлении самости (самостоятельности, самодостаточности) в новых социально-экономических условиях перехода общества к рыночной экономике. При этом не снимается значимость и настоятельная необходимость разработки проблемы соотношений сознания и подсознания в меняющихся социально-экономических условиях жизни общества. Это, в особенности, относится к разработке особенностей становления познавательной функции с позиций методологии системно-синергетического подхода, к новому осмыслению онто- и филогенеза развития познавательных функций, в целом, и гносеологических аспектов самопознания, в частности.

 

Список научной литературыКукушкин, Павел Иванович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? // Вопросы философии. - 2001. - № 6. - С. 77.

2. Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1999. - № 11. - С. 13-29.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995.-256 с.

4. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл.-Бук, Ваклер, 1996. - С. 25.

5. Александров Ю.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем и психология. // Психологический журнал. -1998. Т. 19. - № 6. - С. 420.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., Педагогика,1960.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-372 с.

8. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968.

9. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. М.: МГУ, 1993.- 184 с.

10. Аристотель. Вторая аналитика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. - М.: Мысль, 1978. - Т. 2. - С. 364.

11. Аршинов В.И. Синергетика // Новая философская энциклопедия: В 4-х Т. М.: Мысль, 2001. - Т. III. - С. 545-546.

12. Афанасьев В.Г. Проблемы целостности в философии и биологии. -М.: Мысль, 1969.

13. Бабайцев А.Ю. Гносеология // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и составитель A.A. Грицанов. М.: ACT, МН.: Хар-вест, Современный литератор, 2001. - С. 243.

14. Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теория, методология, проблемы. -М., 1990.-С. 23-24.

15. Бейтон Г. Экология разума: Избр. статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии: Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. - 476 с.

16. Бэккарст Д. О живом и мертвом в философии Э.В. Ильенкова // Вопросы философии,- 2001. -№ 5.-С. 170-181.

17. Бердяев H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.-448 с.

18. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. -№ 5. - С. 92.

19. Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. 2000. - № 5.-С. 51-63.

20. Бернштейн H.A. Очерки физиологии движений и физической активности. М: Наука, 1966.

21. Бескова И.А. Эволюция и сознание: Когнитивно-символический анализ. М.: ИФ РАН, 2001.

22. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования / Под общ. ред. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Басина. Тбилиси: Мецнисреба, 1978.

23. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психологической деятельности человека. Л.: Наука, 1971.

24. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. // Этическая мысль. М.: Изд-во полит, литературы. - С. 16-58.

25. Бизяева A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб.: ЛГПИ, 1993. - 23 с.

26. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение.: Пер. с англ. Е.З. Годиной. М.: Мир, 1988.

27. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания // Вопросы философии. 1999.-№ 11.-С. 81-90.

28. Брагин Г.М., Исмуратов С.Б. Экономика страны и культура // Экономическая и педагогическая культура. Челябинск, 1992. - С. 36.

29. Брагин Г.М. Философия менеджмента: Истину ищут студенты. -Челябинск: Челябинский институт коммерции МГУК, 1997. 64 с.

30. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. № 4. - С. 29-36.

31. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.216с.

32. Бэккарт Д. О живом и мертвом в философии Э.В. Ильенкова // Вопросы философии. 2001. - № 5. - С. 170-181.

33. Ведерко Д.В. Проблема интерпретации предмета и методов познания в гуманитарных и естественных науках: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Магнитогорск, 2002. - 23 с.

34. Вересов H.H. Выготский, Ильенков, Мамардашвили: Опыты теоретической рефлексии и монизм в психологии // Вопросы философии. 2000. -№ 12.-С. 74-88.

35. Вернадский В.И. Автотрофность человечества: Антология философской мысли. М.: Педагогика Пресс. - С. 289.

36. Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1898.

37. Вольжская Л.Б. Свобода и детерминизм в выборе смысла жизни // Философские науки. 2002. - № 3. - С. 17-32.

38. Виноградов Е.Г. Виллард Куайн: Портер аналитического философа XX века // Вопросы философии. 2002. - № 3. - С. 110.

39. Воронцов Б.Н. Феномен массовой культуры: Этико-философский анализ // Философские науки. 2002. - № 3. - С. 110-124.

40. Второй конгресс российских философов: Некоторые итоги // Вопросы философии. 2000. -№ 5. - С. 145-164.

41. ВундтВ. Основы физиологической психологии. -М., 1912.

42. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.: Потребность, сущность, управление // Магистр. 1995. - № 1. - С. 71-79.

43. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -480 с.

44. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд. АПН, 1960.-501с.

45. Гайденко П.П. Единое // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. -М.: Мысль, 2001. -Т.2. С. 14-18.

46. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства или Абсолютный реализм С.Л. Франка // Вопросы философии. 1999. - № 5. - С. 114-151.

47. Гегель Г. Сочинения. М,-Л., 1935. - Т.8.

48. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: 1977. - Т. 3. -Философия духа.

49. Гегель Г. Наука логики: В 3-х т. М.: Политиздат, 1970. - Т. 1. - С.21.

50. Гейзенберг В. Физика и философия. М.: Наука, 1989. - С. 27.

51. Гелнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. М.: Изд-во «Ad Marginem», 1995. - 223 с.

52. Гоббс Т. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, 1989. - Т.1. - С. 289.

53. Гришунин С.И. Синергетика познания антифилософия // Философские исследования. - М., 2001. -№ 3. - С. 124-128.

54. Гряднов А.Ф., Книгин А.Н. Философские проблемы сознания // Вопросы философии. 2000. - № 7. - С. 157-160.

55. Губачев Ю.М. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю.М. Губачев, Б.В. Ивлев, Б. Д. Карвасарский. Л., 1976.

56. Губанов В.А., Захаров В.В., Коваленко А.Н. Введение в системный анализ: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

57. Губин В.Б. О приведении к очевидности как доказательство реальности // Философские науки. 2002. - № 3. - С. 144-158.

58. Гурьич П.С. Философия человека. -Ч. 2. -М.: ИФ РАН, 2001.

59. Давыдов В.В. Теория деятельности // Вопросы философии. 1996. - № 5. - С. 52-63.

60. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Предметная деятельность и онтогенез познания // Вопросы психологии. 1998. - № 5. - С. 11-19.

61. Деева H.A., Орлова Л.Н. Формирование мотивации познавательной деятельности // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Омск, 1999. -Вып. 4. - Кн.2. - С. 191-199.

62. Декарт Р. Сочинения: В 2-х т. -М.: Политиздат, 1989.

63. Декарт Р. Избранные произведения.-М.: Госполитиздат, 1950.

64. Дельгадо X. Мозг и сознание: Пер. с англ. Л .Я. Белопольского / Под ред. и с предисл. Г.Д. Смирнова. М.: Мир, 1971.

65. Дильтей В. Основная мысль моей философии // Вопросы философии. 2001. -№ 9. С. 122-123.

66. Дильтей В. Предпосылки или условия сознания либо научного познания // Вопросы философии. 2001. - № 9. - С. 124-126.

67. Дицген И. Мелкие философские работы //В.И. Ленин Философскиететради. Поли. собр. соч. - М., 1963. - Т.20. - С. 406.

68. Доброхотова А.Л. Онтология // Новая философская энциклопедия: В 4-х т.-М.: Мысль, 2001.-Т. З.-С. 150.

69. Домрачев С.С. Эвристический потенциал физикалистской парадигмы онтологии индивидуального сознания: Автореф. дис. . .канд. филос. наук.- Магнитогорск, 2001. 26 с.

70. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. -2001.-№ 8.-С. 42-53.

71. Дубровский Д.И., Малькова Т.П. Научный материализм // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

72. Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. -2000. № 11. - С. 97-105.

73. Заблуждающийся разум: Многообразие в научном знании / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. -М.: Политиздат, 1990.

74. Зинченко В.П. Мышление как действие // Прикладная психология. -М., 2001. -№ 3. С. 1-18.

75. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного. // Вопросы философии. 1991.- № 10.-С. 34-41.

76. Иван Тимофеевич Фролов: Жизнь и познание (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2000. - № 8. - С. 3-51.

77. Иваненко А.Ю. Мистическое мышление как познавательная деятельность (гносеологический анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. -Магнитогорск, 2002. 19 с.

78. Иванов Е.М. Материя и субъективность. Саратов, 1998.

79. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. -Киев, 1980.

80. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: МГУ, 1980.

81. Изюмова Т.Г. Гипотетические аспекты социально-политического познания (Опыт философско-методологического анализа): Автореф. .канд. философских наук. Магнитогорск, 2002. - 22 с.

82. Ильенков Э.В. Что такое личность? / В кн.: «С чего начинается личность?». М., 1979.

83. Ильин И.А. Философия и жизнь // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П.А. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. - С. 43-44.

84. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995.-№ 2. - С. 32-41.

85. Интервью с Ф.Т. Михайловым // Вопросы философии. 2000. - № 5.-С. 121-135.

86. Ингекамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240с.

87. Индивидуальный мозг: Структурные основы индивидуальных особенностей поведения / А.И. Берг, В.М. Гяцова, Н.В. Гуляева и др.: Отв. ред. П.В. Симонов. -М.: Наука, 1993.

88. Каган М.С. Метафорфозы бытия и небытия: К постановке вопроса // Вопросы философии. 2001. - № 6. - С. 52-68.

89. Каганова З.В., Черемисинова Е.Р. Хью Лейси. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание // Вопросы философии. 2002. -№ 7.-С. 186-188.

90. Каликанов C.B. Бог и человек: Диалектика со-бытия в контексте философских идей A.A. Ухтомского // Философские науки. 2002. - № 3. -С. 60-76.

91. Кант И. Сочинения: В 6-ти т. М.: Мысль, 1963.-Т. З.-С. 349.

92. Кант И. Сочинения: На немецком и русском языках / Отв. за изд. Н. Мотрошилова и Б. Тушлинг. М., 1997. - С. 118.

93. Кант И. Критика чистого разума: Пер. с нем. Н. Лосского, сверен и отредактирован Ц.К. Арзаканяном и М.И. Иткиным. М., 1994.

94. Кант И., Лекции по этике: Этическая мысль. М.: Изд-во полит, литературы, 1990. - С. 297-323.

95. Карсавин Л.П. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы классической теории познания. СПб., 1999. - 407 с.

96. Касавин И.Т. Познание как иносказание: Человек после крушения вавилонской башни // Вопросы философии. 2001. - № 11. - С. 51-64.

97. Качоха В.К. Поппер: Альтернатива обществу будущего // Вопросы философии. 2002. - № 6. - С. 48-60.

98. Кислов А.Г. Оправдание детства, как феномен культуры: философский анализ: Афтореф. дис. . доктора филос. наук. Екатеринбург, 2002. -46 с.

99. Климентьева H.H. Самостоятельная деятельность как фактор духовного развития школьников с низкой обучаемостью: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 2000. - С. 9.

100. Климов А.Я. Диалектика практика и познания. М.: Высшая школа, 1991.

101. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни // Вопросы философии.-2001.-№ 8.-С. 113-125.

102. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. Томск: Изд-во Томского университета, 1999. - 336 с.

103. Князева E.H., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 110-123.

104. Князева E.H. Международный московский синергетический форум // Вопросы философии. 1996. - № 11. - С. 151.

105. Князева М.Л. Черная культура и светлый человек // Педагогика. 2001. -№ 3. - С. 100.

106. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. A.A. Базалев. М.: Наука, 1988.

107. Ковалько Г.Н., Фомин H.A. Системный подход к изучению сложных психофизиологических явлений. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1991.-114с.

108. Ковалько Г.Н., Фомин H.A. Рефлексивные начала педагогикисамопознания. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2001.

109. Коган J1.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Политиздат,1984.

110. Коган В.З., Уханов В.А. Человек: Информатика, потребность, деятельность. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991.

111. Коган JI.A. Самостояние человека: Философское кредо Пушкина // Вопросы философии. 1969. - № 7. - С. 47-60.

112. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М.: Педагогика, 1991.-С. 174.

113. Кон И.С. Открытие «Я». М.: 1978.

114. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. М., 1979. - № 9. -С. 103-115.

115. Коршунов A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании: Лекции для студентов филос. ф-тов гос. ун-тов. М.: МГУ, 1982. - С. 8-9.

116. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Медицина, 1983.

117. Кутырев В.А. Оправдание бытия: Явление нигитологии и его критика // Вопросы философии. 2000. - № 5. - С. 17.

118. Кузьмин A.A. Рефлексивная рациональность в познании и бытии человека: Автореф. дис. . .доктора филос. наук. М., 1999. - 33с.

119. Кукушкин П.И. Историко-логический дискурс концепций познания // Актуальные проблемы обучения в обособленных подразделениях вуза. Сб. статей. Под. ред. В.Б. Орлова. Вып. 2. Урай: Филиал Тюменского госуниверситета в г. Урае. 2002. - С. 70 - 92.

120. Кукушкин П.И. Потребностно-мотивационные и ценностные основания познания и самопознания. Учебное пособие. Челябинск: Урал-ГАФК. - 2001. - 32 с.

121. Кьеркегор С.А. Болезнь к смерти: Этическая мысль. М.: Изд-во полит, лит., 1990. - С. 361-372.

122. Лао-цзы. Дао-дэнзин // В кн.: Древнекитайская философия. -Т.1.-М.: Принт, 1994.

123. Лейси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание: Пер. с англ. / Под ред. В.А. Яковлева. Предисловие А.П. Огурцова. -М.: Логос, 2001. -360с.

124. Лекторский В.А. Гносеология // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. -М.: Мысль. Т. 1. - С. 51.

125. Лекторский В.А. Теория познания: Гносеология, эпистемология // Вопросы философии. 1999. - № 8. - С. 72-79.

126. Лекторский В.А. Выступление на «круглом столе»: Псевдонаучные знания в современной культуре // Вопросы философии. 2001. - № 6.-С. 4-5.

127. Лекторский В.А. Взаимоотношение философии и науки в свете научно-технической революции // Философские науки. 1973. - № 2. - С. 105.

128. Лекторский В.А. О некоторых философских уроках 3. Фрейда // Вопросы философии. 2000. - № 10. - С. 4-9.

129. Лекторский В.А. Самопознание // Новая философская энциклопедия: В 4-х Т. М.: Мысль, 2001. - Т. 3. - С. 488-489.

130. Леонтьев А.Н., Судаков К.В. Эмоции. БСЭ. - М.: СЭ, 1978. -С. 493.

131. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

132. Лобастов Г.В. Философия Э.В. Ильенкова // Вопросы философии. 2000. - № 2. - С. 169-176.

133. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-С. 139.

134. Лунгина Д.А. Кьеркегор и проблемы науки // Вопросы философии. 2000. - № 1.-С. 161-168.

135. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга: Естественнонаучные основы психологии. -М.: Наука, 1977.

136. Лутовинов В.И., Полетаев Е.Г. Идеология воспитания российской молодежи // Педагогика. 1998. - № 5. - С. 46-52.

137. Любутин К.Н. Категории «субъект» и «объект» // Особенности современного научного познания. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1974. -С. 64- 67.

138. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург. - Издательство УРГУ, 1993. - 416 с.

139. Мамардашвили М.К. Феноменология и ее роль в современной философии (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1988. -№ 12.-С. 57-58.

140. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация: Как я понимаю философию. -М.: Прогресс, 1990.

141. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. -№ 10. - С. 73-79.

142. Марголис Дж. Личность и сознание: Пер. с англ. /Под ред. Д.И. Дубровского, А.Ф. Тряпкова. М.: Прогресс, 1986.

143. Маркс К. Капитал //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. - Т. 46. - Ч. II. - M.: Госполитиздат, 1951. - С. 18.

144. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - Т. 20. - С. 56.

145. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. М.: «Рефл.-бук», К. Ваклер, 1997.

146. Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк: Харнери Роу, 1954.-364 с.

147. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М.: Педагогика, 1982. - 238 с.

148. Меграбян A.A. Личность и сознание. М.: Медицина, 1978.

149. Микешина Л.А. Философия познания: Диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001. - № 4. - С. 70-83.

150. Михайлов Ф.Т. Философия образования: Ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1989. - № 8. - С. 92-119.

151. Михайлов Ф.Т. Диалектика // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М.: Мысль, 2001. - Т. 1. - С. 649-651.

152. Михалев C.B. О соотношении науки и философии в мировоззрении П.А. Флоренского // Вопросы философии. 1999. - №5. - С. 96.

153. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека / Ответств. ред. И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. М.: Наука, 2001.-237с.

154. Можейко М.А. Онтология // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и составитель A.A. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Соврем, литератор, 2001. - С. 782.

155. Можейко М.А. Синергетика // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и составитель A.A. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Соврем, литератор, 2001. - С. 933.

156. Молчанов В.И. Введение в феноменологическую философию. -М., 1998.

157. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм: Позиция и следствия // Вопросы философии. 1991. - № 3. - С. 3-28.

158. Мотрошилова Н.В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Вопросы философии. 2000. - № 4. - С. 138-158.

159. Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела //Вопросы философии.-2001.-№ 8.-С. 101-113.

160. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Издательство МТВС, 1990. - 90 с.

161. Новик И.В. Диалектика и особенности системного стиля мышления // Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986. - С. 48.

162. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. 2000. - № 10. - С. 33-37.

163. Овчинников Н.Ф. Знание болевой нерв философской мысли: К истории концепций знания от Платона до Поппера // Вопросы философии. - 2001.-№ 2. - С. 124-152.

164. Огурцов А.П. Рефлексия // Новая философская энциклопедия:

165. В 4-х т. M.: Мысль, 2001. - Т. 3. - С. 445-450.

166. Оруджиев З.М. Философия прошлого: Или понятия прошлого не в обыденном смысле // Философские науки. 2002. - № 1. - С. 35-58.

167. Панкратов A.B. Духовное воспитание в свете современного естествознания // Педагогика. 2001. - № 7. - С. 29.

168. Паскаль Б. Мысли о религии. М., 1902.

169. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982.-255с.

170. Печчеи А. Человеческие качества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-312 с.

171. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-419 с.

172. Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии: 30-60-е годы. Тексты. -М., 1986.

173. Пирогов Г.Г. Дао учение о мировой траектории развития // Философские науки. - 2002. - № 3. - С. 76-89.

174. Платон. Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1972. - Т. 3. - Ч. 2. -С. 93.

175. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1980.

176. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. - М., 1992.

177. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984.

178. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991.-№ 6. - С. 46-53.

179. Прытков В.П. Оправдание синергетики // Вопросы философии.-2001.-№ 4.-С. 146-150.

180. Психологические философские и аксиологические проблемы смысла жизни. // Вопросы психологии. 1999. - № 4. - С. 115-118.

181. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтера. М.: Издательство МГУ, 1993.

182. Райков В.Л. Сознание и познание III тысячелетия. М., 1999. - 162 с.

183. Рац М. Воинствующий рационализм или «разумная рациональность» // Вопросы философии. 2002. - № 6. - С. 19-20.

184. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию: Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М.: Прогресс, 1994.

185. Розанов В.В. Уединенное. -М.: Современник, 1991. 108 с.

186. Розин В.М. Становление личности и время (Г.П. Щедровиц-кий и его воспоминания) //Вопросы философии. -2002. № 7. - С. 171-178.

187. Росси Ф. Дж. Общественный авторитет разума: Критика, изначальное зло и предназначение человечества // Вопросы философии. 2000. -№ 7.-С. 43-53.

188. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-С. 56-57.

189. Рузавин Г.И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация // Вопросы философии. 1999. - № 11. - С. 90-102.

190. Свирский Я.И. Самоорганизация смысла. М.: ИФ РАН,2001.

191. Селье Г. Стресс без дистресса / Общ. ред. Е.М. Крепса. М.: Прогресс, 1988.- 124 с.

192. Семенов Ю.И. Проблема обоснования возможности априорного знания в теории познавания и гносеологии: Автореф. дис. .канд. фи-лос. наук. М., 1999. - 23 с.

193. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госиздат, 1947. - С. 502-503.

194. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Медицина, 1981. -С. 189.

195. Синергетике 30 лет: Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. - 2000. -№ 3. - С. 53-61.

196. Скирбек Г., Гилье Н. История философии: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений: Пер. с англ. В.И. Кузнецова / Под ред. С.Б. Крымского. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 800 с.

197. Слободчиков В.И. Деятельность, как антропологическая категория: О различении онтологического и гносеологического статуса деятельности // Вопросы философии. 2001. -№ 3. - С. 48-58.

198. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985.

199. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 1999. - 816 с.

200. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Политиздат, 1957. - Т.1. - С. 205.

201. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.-287 с.

202. Типухин В.Н. Логическое становление субъекта. Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1971. - С. 126.

203. Толстых A.B. Наедине со всеми: О психологии общения. -Минск: Полымя, 1990.

204. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1994.-45 с.

205. Унамуно М. де. Избранное. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1981. - Т. 2.

206. Уолтер Г. Живой мозг. М.: Мир, 1966. - 296 с.

207. Утехин C.B. И.М. Берлин и его двойное наследие // Вопросы философии. 2000. - № 5. - С. 45-50.

208. Ухтомский A.A. Доминанта и активность поведения (Из научного наследия A.A. Ухтомского) // Нервная система: Вып. 32. СПб, 1996. -С. 17.

209. Ухтомский A.A. Физиологическая лабильность и равновесие // A.A. Ухтомский. Собр. соч. - Л, 1962. - Т. 6. - С. 136-141.

210. Фихте И.Г. Избранные сочинения. M., 1916. - Т. 1. - С. 516.

211. Фомин H.A. Психофизиология самопознания. М.: Изд-во

212. Теория и практика физической культуры», 2001. 388 с.

213. Фомин H.A. Психофизиология здоровья. Челябинск: РАЕН, 2000.-С. 262.

214. Фомин H.A., Куликов Л.М., Чапцов Р.П. Психология общения. Челябинск: «Версия», 1997. - 214 с.

215. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Пер. с англ. / Общая ред. и предисл. Ю.М. Забродина, В.И. Похилько. -М.: Прогресс, 1987.

216. Франк С.Л. Сочинения. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 800с.

217. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. -М.: Прогресс, 1990. 368 с.

218. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989.

219. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности: К теории полового влечения / 3. Фрейд Я и Оно. Труды разных лет. Тбилиси, 1991. - С. 79-81.

220. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Наука, 1990.

221. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Издательство Республика, 1990.

222. Фролов И.Т. Жизнь и познание: Материалы круглого стола // Вопросы философии. -2000. -№ 8. С. 3-51.

223. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Изд-во полит, лит., 1983.-245 с.

224. Фукуяма Д. Конец истории // Вопросы философии. 1990. -С. 134-147.

225. Хайдеггер М. Письма о гуманизме: Проблема человека в западной философии. М., 1988. - С. 34.

226. Хакова Г.С. Регулятивная функция морали в познании: Авто-реф. дис. . .канд. филос. наук. Магнитогорск, 2000. - 22 с.

227. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: Издательство МГУ, 1987.-288с.

228. Чернышева Э.П. Онто-гносеологический анализ символической реальности: Авфтореф. дис. .канд. филос. наук. Магнитогорск, 2002. -23 с.

229. Чумаков А.Н. Конгресс глазами участника // Вопросы философии. 1999. - № 5. - С. 39.

230. Шадриков В.Д. О реальной добродетельной педагогике // Педагогика, 1991. № 7. - С. 46.

231. Шарден Т. Феномен человека. М.: Мир, 1987. - С. 137.

232. Шевяков Г.С. О неокортексе и человеке // Философские науки. 2002. -№ 2. - С. 106-118.

233. Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека»: Попытка современной оценки // Вопросы философии. -2001.-№2.-С. 107-116.

234. Швырев B.C. Восхождение от абстрактного к конкретному //

235. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М.: Мысль, 2001. - Т. 1. - С. 448.

236. Швырев В.С. Классический и современный когнитивизм в интерпретации рационально-теоретического познания // Историко-философский ежегодник. М., 2001. - С. 396-410.

237. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1993.

238. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. СПб., 1914. -С. 182.

239. Шохин В.К. Ф.И. Щербацкой и его компаративисткая философия.-М., 1998.-249 с.

240. Шохин В.К. Ценность // Новая философская энциклопедия в 4-х т. М.: Мысль, 2001. - Т. 4. - С. 321 -322.

241. Штеренберг М.И. Синергетика и биология // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С. 95-109.

242. Шрейдер Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивный и антропный принцип // Вопросы философии. 1995. - № 7. - С. 163-167.

243. Шупер В.А. Россия и Запад: Новые интеллектуальные отношения // Вопросы философии. 2002. - № 7. - С. 155-167.

244. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Academia, 1995.

245. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: Наука, 1997.

246. Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. М.: Мир, 1981.

247. Энгельс Ф. Диалектика природы // К. Маркс, Ф. Энгельс. -Соч. -М., 1961.-Т. 20.

248. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. -М., 1997.-С. 249.

249. Юзвишин И.И. Информациология. М.: Радио и связь, 1996. -200 с.

250. Юм Д. Сочинения: В 2-х т. М.: Политиздат, 1966. - С. 584589.

251. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 1. - Об уме / Пер. с англ. С. Церетели. - Юрьев, 1906. - С. 232-233.

252. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: КАНОН, 1996.

253. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс,1964.

254. Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки // Вопросы философии. -2001. -№ 12. С. 79.

255. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974.-С. 88-89.

256. Adler A. The individual psychology. N.Y., 1956.

257. Berlin J. The Purpose of Philosophy. Concepts and Categories. The Viking Press. N.Y., 1979.

258. Clark R.W. Sigmund Freud. Francfurt am Main: S. Figeher Verlag, 1981.

259. Fromm E. The anatomy of human destructiveness. N.Y., 1973.

260. Gazzaniga M.S. The bisected brain. N.Y., 1970.

261. Gilbert P. Logica, ragione, pensiero // J. Iuoghi del comprendere. Milano, 2000. VIII. - P. 177-201.

262. Glasser W. Mental health or mental illness. N.Y.: Harper and Row, 1961.

263. Heidegger M. Kants nisse über das Sein. Fr/M., 1963.

264. Horney K. Neurosis and Human Growth. N.Y. - Norton, 1950. -P. 36-38.

265. Hoogland J., Meynen H.T. Meaning and reflexivity // Dialogue a. universalism. Warsaw, 1996.-Vol. 6.-№5/6.-P. 107-121.

266. Husserl E. Logische Untersuchungen. Bd. II. - T.l. - Halle,1922.

267. Kessel W. Zu einingen Bedingungen der sozial-individuellen Beziehungen zwischen Schelern und Lernen / Jugendforschung: VEB deutscher Vei-lag der Wissenschaften. Berlin, 1968. - № 6. - S. 24-36.

268. Krob J. Ontologicke zaklady poznatelnosti // Sb. Praci Filoz. fac. Brnenske univ. Brno, 200. - S. 107-112.

269. Lern S. On wisdom // Dialogue a. universalism. Warsaw, 2000. Vol. 10.-№ 11.-P. 67-77.

270. Maichenbaum D. Stress inoculation training. N.Y.: Pergamon,1985.

271. Milner P.M. Physiological Psychology. N.Y., 1970.

272. Pribram K.H., Luria A.R. Psychophysiology of the Frontal Lobes. -N.Y., 1973.