автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Африканские корни древнеегипетской цивилизации во франкоязычной литературе 50-х 90-х годов

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Идрисса Сидики Майга
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Африканские корни древнеегипетской цивилизации во франкоязычной литературе 50-х 90-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Африканские корни древнеегипетской цивилизации во франкоязычной литературе 50-х 90-х годов"

р ¡' 0 (Ысковашй ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 1Ш. М.В.Ломоносова

исторический факультет

кафедра истории древнего лира.

на правах рукописи ИДРИССЛ СИДИКИ МАИГЛ

АФРИКАНСКИЕ КОРНИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ во франкоязичноА литературе 50-х - 90-х годов

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискатш ученой степени кандидата исторических наук 07.00.03 - всеобщая история

МОСКВА 1994

Работа выполнена на кафедре истории Древнего- Мира исторического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель профессор,

доктор исторических наук

B.И. КУЗЩИН

Официальные оппоненты доктор исторических

наук ;

C.Я. БЕРЗИНА доктор исторических наук

Н.Б. Кочакова

Ведущая организация: Институт Стран Азии и Африки при МГУ.

Защита состоится "_" jh^ftij 1994 г. в

на заседании специализированного ученого совета К.053.05.28 по всеобщей истории в Московском Государственном Университете им. М.В.Ломоносова по адресу: II9899, Москва, Ленинские горы, МГУ, исторический факультет, ауд. _.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке им. A.M. Горьккого при МГУ им. М.В.Ломоносова (1-ый корпус гуманитарных факультетов).

Автореферат разослан "ffi " AjtlpTtk. 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета, ^

доктор исторических наук, Ь. ^и.Л. Маяк

профэ о оор

Предметом предлагаемого диссертационного исследования является изучение проблемы взаимоотношений древних африканских культур и древнеегипетской цивилизащш во франкоязычной африканской историографии с 50-х до 90-х годов.

Данная проблема приобрела специфическое значение в молодой африканской историографии. Падение колониальной системы и образование независимых африканских государств в конце 50-х -начале 60-х годов вызвало подъем национального самосознания африканских народов. Одним из направлений национального самосознания стал вопрос об исторических корнях африканской культуры, об историческом месте африканских культур в общем процессе развития мировых цивилизаций, имеет ли Африка культурные традиции, восходящие к далеким эпохам, или она не имеет культурной истории, как это утверждал Гегель.

■ И в обсуждении этого вопроса в рождающейся африканской историографии большое место приобрела проблема взаимоотношений одной из первых и блестящих цивилизаций в мире - цивилизации древнего Египта с синхронными ей африканскими культурами. Были ли эти культуры изолированы друг от друга, или активно влияли др,уг на друга, тяготеет ли древнеегипетская цивилизация к .синхронному африканскому окружению или она более связана с европейским или переднеазиатским Средиземноморьем? .

Как'можно видеть, эта сугубо научная, проблема приобрела для молодой африканской историографии большое не только научное, но и философское и политическое значение и стала в связи с этим объектом самого пристального внимания. То' или иное решение этой проблемы в африканской исторографии стало частью процесса культурной и духовной деколонизации

африканских народов.

В диссертации исследуется изучение этой проблемы во франкоязычной научной литературе главным образом стран Тропической Африки. Литература стран Южной и Северной Африки привлекается лишь выборочно, поскольку именно в странах Тропической Африки эта проблема получила наиболее интенсивную разработку. Цели и задачи

Цель диссертации состоит в том, чтобы показать как формировалась проблема африканских корней древнеегпетской цивилизации во франкоязычной историографии 50-х - 90-х годов, в частности:

- выявить, как возникло ее представление об африканском субстрате древнеегипетской цивилизации;

оценить теоретическую и научную аргументацию доказательств африканских корней древнеегипетской цивилизации;

■ - определить основные аспекты древнеегипетской цивилизации в антропологии, религиозной жизни, философии, языкознании, государственном устройстве, социально-экономической структуре, которые имеют аналогии в ряде синхронных африканских культур.

В диссертации Африка рассматривается как определенная "историческая общность", как единое целое. Мы исходим из постулата некоторого единства исторического развития Африки, а африканскую историографию рассматриваем как попытку понять историю Африки изнутри, глазами самих африканцев. Научная новизна

Впервые на русском языке была подвергнута анализу одна из сложнейших научных проблем мировой истории, а именно проблема

соотношения древнеегипетской цивилизации и африканских культур, которая раньше не ставилась ни в мировой египтологии, ни в европейской историографии Африки. На эти проблемы мы смотрим глазами африканского историка, который пытается выявить наличие негроидного фактора в генезисе древнеегипетской цивилизации без страстей и политико-иделогических соображений, сказывающихся в трудах зарождающейся в рамках двух школ египтологии во франкоязычной литературе.

Диссертация показывает степень развития египтологии во франкоязычной исторической литературе в 50 - 90-х годах.

В процессе исследования применяется комплексный подход при рассмотрении проблемы взаимоотношения африканских культур и древнеегипетской цивилизации.

В качестве методологической основы диссертационного исследования предлагается концепция цивилизационного развития и создания общечеловеческих ценностей. Актуальность теш

Проблема африканских корней и взаимоотношения африканских культур и древнеегипетской цивилизации является важнейшим вопросом во франкоязычной африканской литературе. После ликвидации колониальной системы на африканском континенте возник ряд независимых государств, народы которых обращаются к изучению своего далекого прошлого. В этих условиях названная проблема приобретает особую актуальность и остроту. Диссертация приобретает еще большую актуальность в двух направлениях: для истории Африки и мировой египтологии. Ведь прежние исследователи (как африканские, так и неафриканские) обращали мало внимания на эту проблему или совсем ее игнорировали.

Вот почему изучение африканских корней древнеегипетской цивилизации в африканской историографии может восполнить указанный пробел в египтологии, особенно в изучении языка, религии, философии, антропологии, государствененого устройства и социальной экономической структуры и отношений Египта с соседними африканскими народами.

Большой интерес к исследованию данной темы проявили специалисты различных областей знания: историки, археологи, этнографы, историки искусства, демографы, социологи, филологи, экономисты, философы. Вот почему •интересующая нас проблема оказалась весьма сложной и многоаспектной.

В целом с начала изучения этой проблемы с середины 50-х годов африканская историография прошла три этапа своего развития. В 50-е и 60-е года исследования африканских ученых явно носили идеологическую и политическую окраску1.

. В 70 - 80-х гг. ученые историки развернули свою деятельность шире и направили исследования древнеегипетской цивилизации в русло научных начал, чему способствовала ЮНЕСКО2.

Эта авторитетная международная организация организовала в

1C.A.Dlop "Nations nègres et culture", Paris, 1955, p.186-187.

2 Le Peuplement de l'Egypte ancienne etle déchiffrement de l'Ecriture Meroltlque. UNESCO Documents Etudes, Paris, 1978, 317] Histoire Generale de l'Afrique. UNESCO, Paris, 1980, T.1, 893p. Directeur du Volume J. Kl-Zerbo.

Histoire Generale de l'Afrique. UNESCO, Paris, 1980, T. 2, 896 p. Directeur du Volume G. Mokhtar.

1974г. в Каире специальный семинар1, на котором обсуждалась проблема "древнеегипетская цивилизация и африканские культуры - их соотношение и взаимовлияние".

Здесь молодая африканская школа египтологии получила известное международное признание правомерности данного направления своих исследований. Такие историки, как Шейх Анта Диоп (Сенегал), Теофиль Обенга (Конго), Ж.Веркуттер (Франция), Ж.Лекан (Франция), С.Сонерон (Франция), Иойот Ж. (Франция) и др., поддержали тезис об африканском характере древнеегипетской цивилизации.

В 80-х - 90-х гг. начался 3-ий этап, этап укрепления научных разработок, тщательного анализа имеющихся источников в трудах египтологов африканской школы.

В работе были исследованы кроме франкоязычной африканской литературы также и основная русскоязычная литература по египтологии.

Практическая значимость работы

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы как материал для дискуссии по многим проблемам древней и средневековой истории народов Африки и в системе современного высшего и среднего образования.

Мате'риаллы диссертации, ее основные идеи и выводы, могут быть использованы при чтении лекций и курсов по так™ актуальным темам, как "Древний Египет и народы Африки",

1 Le Peuplement de l'Egypte ancienne etle déchiffrement de l'Ecriture Meroltlque. UNESCO, Paris, 1978, 317p.

"Культура Древнего Египта и современные африканские народа" ; при разработке проблем взаимоотношений Древнего Египта с африканскими народами в экономической и культурной областях, £ также по исследовании социально-политических отношений и культурных процессов Египта в древности с учетом влияния ооседаих африканских народов.

Апробация работы

Автор выступал о докладами л сообщениями по теме диссертации на методологическом и научных семинарах, конференциях, организованных на кафедре истории древнего мира Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения Альбома картин.

• Во введении обоснован выбор темы, определены цели и задачи исследования, аргументируются научная новизна и практическая ценность работы, даются сведения о структуре и объеме диссертации.

В первой главе излагается проблема этногенезиса древнеегипетской цивилизации и влияния на него соседних африканских народов во франкоязычной литературе 50-х - • 90-х годов по трем этапам развития африканской историографии.

Первый этап (50-е - 60-е года) был борьбой за деколонизацию Африки. Историография создавалась и развивалась вместе с борьбой с колониализмом и за независимость народов Африки. В Париже . студенты черной Африки создали свое издательство в лице "Презенс Африкен". Создавалась настоящая школа по изучению самобытности африканских культур. Здесь родилась концепция "негритюда". Основоположниками негритюда были Эмз Сезар (именно он ввел в употребление термин "негритюд"), Леопольд Седар Сенгор, Алиун Диоп, Гонтран Дамас и т.д.

• Наиболее видными деятелями негритюда были Л. Сенгор (Сенегал) и Ш.А.Диоп, хотя между Ш. А. Диопом- и другими деятелями существовали разногласия по ряду проблем африканской культуры и истории. Л. Сенгор родился в 1906 г. в Сенегале, окончил филологический факультет Сорбонны в 1934 г., преподавал, французский язык во французских школах, был участником вуорой ' мировой войны. В 1960 - 1981 (1 января) он был президентом Сенегала.

Деятели негритюда стремятся показать и оценить-• негроафриканскую личность и культуру как самобытную и высокоразвитую.

С наиболее радикальными взглядами выступал Шейх Анта Диоп в своей книге "Негритянская нация и культура" 1955 г. Шейх Анта Диоп (1923 - 1986 гг.) происходит из Сенегала. Он окончил

исторический факультет Сорбонны в 1960 г. (он защитил диссертацию в i960 г.), был учеником профессора Леруа Гурхана (специалист по истории доисторического периода), бывшим учеником Ф.Кюри (физик), Гастона Башера, который сделал его рационалистом первого класса. Материалистическое понимание истории помогло ему синтезировать материал и стало для него методом исследования в сфере истории и культуры1. Основные положения Диопа близки к "расовому экзистенциализму". Стремясь показать динамику африканской культуры, Диоп выдвинул идек вертикального восходящего движения 'истории негроафриканцев.

Единстео культурного развития древнеегипетских и африканских обществ является фундаментальной концепцией Диопа. Его основные- работы: "Nations negres et culture", Paris, 1955; "Antériorité des civilisations negres mythe ou vérité historique", Paris, 196?; Civilisation ou Barbarie? Anthropologiesans complaisance", Paris, M 981 ; "Nouvelles -recherches sur la parente genetlque de l'Egyptien ancien et les langues negroafrlcalnes modernes", Dakar, 1988.

В этом периоде мы наблюдаем преобладание политических страстей. Это привело к ряду натяжек в аргументации важнейших выводов, а политические догмы не способствовали вниманию к анализу фактического материала.

Рассматривая в целом историко-культурную концепцию Ш. А.Диопа того времени, можно сделать вывод, что сенегальский ученый исходил из естественного стремления восстановить

10benga Theophlle - "Methodes et conceptions historiques de Cheich Anta Dlop". In "Presence Africaine", Paris, 1970, N74, p.1

истинную роль Африки и ее народов в истории человечества, положить конец недооценке их вклада в сокровищницу мировой культуры. Недостатки и неудачи его работ i960 годов заключаются, на наш взгляд, в том, что научные исследования истории Африки находились тогда еще в младенческом состоянии.

В то же время Куббель Л.Е. справедливо критиковал его за то, что его методология грешит эклектичностью. В его теоретических построениях мы встречаемся с противоречивым сочетанием концепций и культурно-исторической школы, и функционализма, и экзистенциализма1.

Однако при всех его недостатках в работах Ш. А. Диопа этого периода содержатся и положительные элементы.

Участие негроидных элементов в формировании египетского народа, как бы оно ни было мало, свидетельствовало о том, что в глубочайшей древности между египтянами и неграми существовали некоторые контакты. Ш.А.Диоп прав, когда он опирается на некотрые подтверждения в замечательных открытиях Г.Лота в центре Сахары в Тассили (Henri Lhote. "A la découverte des fresques du Tassall"), где были обнаружены французским ученым многочисленные фрески, среди которых Лот обнаружил ряд фигур с явно негроидными чертами, а также изображения людей в маске, подобной тем, которые употребляются у западно-африканского племени Сенуффо. С другой стороны, в Тассили2 обнаружен ряд..

1 Куббель Л.Е. Доколониальная Африка в трудах Ш. А. Диопа. "Советская этнография", 1969, М, стр. 164.

2Henrl Lhote. A la découverte des. fresques du Tassall. Paris, ■ 1958, p. 93.

фресок, которые, по словам Лота, носят несомненный отпечаток влияния египетского искусства. Лот безусловно прав в своей констатации некоторого родства между этими фресками Тассили и древнеегипетским искусством.

Ш.А.Диоп выступил против тезисов Г.Юнкера, который, признавая, что египтяне в глубокой древности (додинастический период) имели контакты с негроидными племенами, но затем эти контакты прекратились, начиная со времен Древнего царства вплоть до XVIII династии (XVI в. до н.э.) , то есть египтяне в это время с неграми непосредственно-не .сталкивались. Ш.А.Диоп же доказывает, что. древние египтяне и негроидные племена постоянно контактировали на протяжение всего существования цивилизации, Древнего Египта.

Ш. А. Диоп начинает свои построения с того бесспорного факта, что именно на африканском континенте обнаружены все переходные стадии между австралопитеком и Н9П10 sapiens.

Второй этап (70-е - середина 80-х годов) стал переломным в африканской историографии. В ряде африканских стран создавались научные институты, открывались университеты, в которых готовились молодые ученые, чему способствовали приглашенные для преподавания европейские ученые: Наука достигла большей зрелости. В 1974 г. в Каире ЮНЕСКО организовала международный семинар по изучению истории древнеегипетской цивилизации в контексте африканских культур и датировки мероитского языка. Здесь африканская научная школа блистала в лице Шейха Ант&)Диощи Теофила Обенги.

Теофиль Обенга родился в 1936 году в Конго. Он получил образование в практической школе Высших Знаний в Париже. В

1975 г. - 1979 г. был Министром иностранных дел Конго. Его' труды посвящены доколониальной истории Африки, Конго, социальным отношениям, вопросу соотношения традиции и современности, теоретическим проблемам истории африканских стран. Он является членом общества французских египтологов. Он выдвинул и обосновал концепцию негро-африканского ■ происхождения древнеегипетской цивилизации. В работе "За новую историю" (Pour une ■ Nouvelle Histoire) движущими силами исторического процесса он предлагает считать экологию и культуру. Его основные труды:

"L'Afrique dans l'antiquité - L'Egypte Pharaonique et l'Afrique Noire" - Paris, 1973; "Pourune nouvelle histoire", Paris 1980; "La philosophie dans l'Egypte pharaonique" in Presence Africaine, Paris, 1986, N 137/133, p.324; "De l'état dans l'Afrique precolonlale = le cas du royaume de Kouch dans la Nubie ancienne" ln Presence Africaine, Paris, 1983, N 127/128, pp.128-148.

При анализе антропологических, археологических, лингвистических, и географических факторов большинство африканских специалистов в области египтологии пришло к выводу, что древнеегипетская цивилизация, в том числе и население Древнего Египта, является африканской. Однако автор данной работы считал бы преждевременным определять, кто составлял' большинство населения Египта в древности. Идут nouerai, и антропологи не дали нам окончательный отБет:негры или европеоиды составляли большинство населения Египта. Поэтому необходимы дальнейшие исследования как территориии в целом, так и отдельных памятников. Но в любом, случае очевидно, что полученные за последнее время

свидетельства дают дополнительные аргументы в пользу правомерности постановки вопроса об африканских корнях древнеегипетской народности. Ш. А. Диоп создал специальную исследовательскую лабораторию С14 в Дакаре (Сенегал), где он изучал пигментацию многих мумий древних египтян.1

На третьем этапе развития африканской историографии ( с начала 80-х годов) мы наблюдаем новые явления. Историки Африки и Европы продолжали углублять свои знания в области африканского языкознания древнеегипетского языка, в изучении культуры Древнего Египта и Африки. На этом этапе 'Африканские ученые преодолели политические и идеологические догмы и поставили на первое место научность в своих исследованиях. Некоторые африканские ученые установили и поддерживают научные связи с ведущими школами Европы, США. Африканцы создали свою собственную школу египтологии.

Африканские ученые широко используют выводы тех европейских ученых, которые в своих трудах показывают взаимоотношения между древнеегипетской цивилизацией и африканскими культурами, в частности: Заба (Чехословакия), Эдвар Навилле, Е. Питард (Швейцария), М.А.Коростовцев, Б.Б.Пиотровский, (Россия) и другие.

Идеи Диопа вызвали некоторый интерес и в США. В 1984 г. он был приглашен в Атланту, на конференцию, посвященную Египту в древности. В. 1985 г. ему был вручен докторский диплом "Honoris causa chapel International Marthin Luther King".

1 В лаборатории изучаются также ядерная физика", биология уже более 20 лет, а также был сделан ^перевод теории относительности Эйнштейна на Валаф (Ш.А. Диопом).

Вторая глава посвящена исследованию проблем древнеегипетской культуры, в частности, религии, языка, философии Египта, их сходства с африканскими культурами-и их компонентами.

Религиозная проблематика в контексте африканской истории всегда стояла в центре полемики по ~ вопросам генезиса африканской цивилизации.

В произведении под названием "Философия религии" Гегель отрицает само существование настоящей африканской религии. Именно против гегелевской теории выступал Ш. А. Диоп.

Действительно ли Африка находится вне истории, так как она не имеет культуры, религии, следовательно - философии? С этим вопросом африканские историки обратились к. истории древнего Египта и к тому, что она дала в отношении параллелей с религиями черной Африки.

Сходство целого ряда обрядов и религиозных представлений африканцев с древнеегипетскими наблюдается не во всей Африке, а в основном в западной Африке. 10 февраля 1956 г. на заседании французского египтологического общества в прениях по докладу Я. Леклана на тему "Египет - Африка" выступил французский египтолог А. Лако, высказавший в форме беглого замечания мысль о том, что элементы общности в быту древних египтян и некоторых народов кшеэ Сахары восходят к-доисторической древности и объясняются наличием общего для египтян и африканцев культурного субстрата. Несомненно, что между египтянами и другими народами Африки происходил постоянный обмен в области материальной и духовной культуры, в

результате которого сложился общий для них культурный субстрат, включая общность в быту и • воззрениях. Очень интересным примером исконной общности, восходящей, несомненно, к культурному субстрату, Является наличие у древних егштян и ряда народов западной Африки представления о творческой силе "слова" (Логоса) божества.

Исследование религиозных воззрений народов западной Африки обнаруживает, что среди них распространено учение о том, что по "Слову" божества создается мир; "сотворение мира обязано в основном слову - вера в тв'орческую мощь слоеэ широко распространена на территории западной Африки".'

Таким образом, учение о логосе восходит не только собственно -к Египту, но к древнейшему африканскому субстрату, созданному в доисторические времена совместными усилиями африканцев2.

Проблема религии Древнего Египта подробно исследована М.А. Коростовцевым3.

Влиянию древнеегипетского искусства и мифологии на народы западной Африки посвятил исследование К. Хеуш. Le

rayonnement de l'egypte antique dans l'art et la mythologie de

»

l'Afrique occidentale" in Journal de la Société des africanistes", Paris, 1958, T.28.

1L.V. Thomas. "Pour un programme d'etudes théoriques des religions et d'un humanisme africain". In "Presence Africaine", Paris, 1961, N 37, p.63-64.

2 Кормышэва Э.Е. Религия Куша. M., 1984, стр. 111-112.

3 Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976, 336 с.

Он указывает, что, например, космогонические представления народов западной Африки более богаты и развиты, чем в центральной, в восточной, или в южной Африке, и он объясняет это египетским влиянием. Он также сопоставляет "великую восьмерку" Богов ИорубоЕ с древнеегипетской огдоадой Гермополя. Следует напомнить, что огдоада (восьмерка) Гермополя состоит из четырех пар (каждая из которых в свою очередь состояла из Cora и богини), из которых возник организованный мир: Нун и Наунет - первобытный океан, Хух и Хаухет - бесконечное пространство, Кук и Каукет - мрак, Амон и Амаунет - невидимое. Отметим, что Нун и Наунет, символы первобытного океана, входят в цикл мемфисских божеств, а Нун фигурирует как первобытный океан и в гелиопольском учении о создании богов и мира1. Шанго, главный бог йорубов, основоположник королевской династии города "Оуо", Бог дождя и плодородия; его жена Ожа ("ОJa") - дух реки Нигера2. Далее, йорубы приносили жертву богу Шанго, почитаемому в образе барана. Когда Шанго проходит дождливое небо, он путешествует на баранах. Танцы огня, исполняемые в его честь, проходят в то время, когда солнце изменяет свое направление. У йорубов3 есть

1 Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976,Caí . Posener'G., Yoyote J., Salmerón S., Doresse J., Lionnals Fv

Dictionnaire de la civilisation égyptienne. Paris, 1959, p.196.

2 Luc De Heush. le rayonnement de 1'Egypte antique dans l'art

et la mythologie de l'Afrique occidentale. In Journal de la f

Société-des africanistes, T.28, fase I et II., Paris, 1958, p.98,'

3 там же, p. 107.

бог огня Эдшу (Edshou), который имел отношение к солнцу.

Марел Гриоль писал, что "у народа Догон (Мали) в

космогонии появляются два близнеца - Юругу и Номмо; последний

из них становится жертвой, чтобы очистить мир, его разрезают

на шестьдесят частей, затем он воскресает, чтобы переделать

мир. У того же народа представления о деторождении и

произрастании зерна связано с образом рыбы.

В ряде исследований высказывается предположение, что

некоторые особенности пантеона египетских богов объясняются

влиянием тотемистических воззрений африканских автохтонов.

Аналогичные примеры мы встречаем на негроафриканской почве

среди чадских Cao. В мифах иорубов фигурирует девочка Емаи.

"Мать рыб", она стала женой своего брата Аганьи ("пустое

место"). Их сын Оруган, олицетворяющий пространство между

небом и землей, погнался однажды за матерью и почти настиг ее.

Она бросилась на землю, и эта часть ее тала стала пухнуть и

разорвалось на 15 частей, из которых произошло 15 божеств. Там,

где упало и лопнуло тело Емаи, был основан город Ифе. "Ифе"

означает "напухать, лопаться". Все это очень близко к

египетскому мифу.

Бубе Гадо (Нигер) в работе "Гипотезы контактов между

средней долиной Нила и регионом реки Нигера" ("Hypotheses de

/

contacts entre là vallee moyenne du N11 et la Region du fleuve Niger In Libya antlqua") писал, что существуют некоторые аналогии между традициями Египта и традициями народов, живущих на берегу реки Нигера. Для доказательства своих предположений он опирался на исследование Балли Бэджа "Easy Lessons in Egyptian

л •

hlerogllphlcs".

Далее Byde Гадо говорит в своей работе о борьбе богов, которая отразилась в египетских мифах. Сначала между Исидой и Сетом, а потом между Хором и Сетом, для овладения властью и имуществом Осириса. Хор получил гарпун от своей матери Исид для борьбы против Сета, который превратился в гиппопотама! Эта история имеет аналогии в сонгайской мифологии, где повествуется о борьбе на берегах Нигера между детьми Харакой Дикко, бо- . гини воды. Фаран Мока Боте получил два гарпуна "Зогу" и "Бабингай" для борьбы против духов (или, по-сонгайски, зин) . реки, а также против Зинкибару (их союзника), и стал владыкой рыболовства на реке Нигера2. В этих двух мифологиях мы встречаем отражение аналогичных методов большой охоты на гиппопотама с гарпунами.

М.Э. Матье подчеркивает, что вся религиозная литература Египта, так же как и храмовые изображения, полны фактами, свидетельствующими о теснейшей связи культа Осириса с культом царя. Каждый фараон, умирая, уподобляется Осирису, и загробное существование царя продолжается подобно судьбе Осириса3.

1 Матье М.Э. Миф и сказка Древнего Египта как источник для изучения истории семьи. ВДИ. M., 1963, J6 4, стр.6-7.

2Boube Gado. "Hypotheses de contacts entre la vallee moyenne du N11 et la Region du fleuve Niger" ln Histoire Generale l'Afrique. UNESCO Documents N 11, Etudes Libya antlqua, Paris/ 1933, p.246.

Бубе Гадо был в 1992 - 1993 гг. министром культуры республики Нигера, директор Института гуманитарных исследований в Ниамей (Нигер) в 80-х годах.

3 Матье М.Э. Древнеегипетские мифн. М.,Л., 1956, стр. 54.

РоСерт ПаЭДфрд в 1963 г. в своей статье "Civilisation Mossie et Egypte ancienne" расматривал культурше связи Мосси (Буркина-Фасо) и Древнего Египта. Он писал, что когда Моро Наба (царь Мосси) исполняется 30 лет нахождения у власти, он должен, совершить "бика" или "зон бики" - т.е. церемонию переизбрания, которая ведет свое происхождение от Наба Зомбре, так как он властвовал 63 года. Можно сравнить "бика" с праздником сед Египта. Согласно Ж.Вандье, праздник "сед" является церемонией обновления царской власти и поэтому можно предполагать, что первоначально царствование' давалось лишь на определенное время.

По мнению Р.Па'У^арда, Мосси и древние египтяне имели некоторые похожие политические и экономические черты." Мощная централизованная власть, сильная административная организация^ Урожай и земли имели главную ценность, и это констатировано в религиозной жизни. ;

Еще большее сходство между религиями Древнего Египта и южных областей Напаты и Мероэ.

Сведения о религии Напаты и Мероэ, культе Амона в Куше, сохранившиеся в античной литературе, чрезвычайно скупы и лаконичны и содержатся в основном в трудах Геродота, Диодора, Страбона и Плиния Старшего.

культы египетских богов попадают в Куш еще в эпоху древнего царства - это культы Хора и Исиды, богов покровителей района Бухена, а также Хатхор, владычицы Имаау. Видимо, уже в это время начинается процесс создания локальных ипостасей, что знаменует собой начало трансформации египетских б£ов в Куше, а возможно и поглощение ими местных культов.

В своей книге "Религия Куша" Э.Е.Кормышева писала, что "рассматривая в целом культ Осириса в Куше, можно сделать вывод о том, что, несмотря на неопровержимые свидетельства надписей, доказывающих первоначальное распространение культа Осириса в Куше как божества заупокойного цикла, миф об Осирисе как боге плодородия так же получил здесь распространение и имел не меньшее значение чем заупокойный ритуал Осириса. Подтверждение тому имеется в северной Нубии греко-римского времени, но, безусловно, представления об Осирисе - Боге плодородия восходят к традициям и более раннего времени. Текст на стене Хорсиотефа дает убедительное доказательство того, что культ Осириса в Куше, как и культы других египетских богов, развивался по линии образования локальных ипостасей. Культ локальных форм Осириса Куша оказался настолько прочным, что представления об Осирисе Куша (темнокожем кушите) встречаются в египетских источниках и у античных авторов. Впоследствии, в греко-римскую эпоху, Осирис воспринимался уже как владыка земель Куша, на что, безусловно, повлияли сложившиеся в Куше местные образы Осириса1.

В африканском искусстве специалисты также склонны прослеживать следы влияния Древнего Египта. Так, известный исследователь В. Фэгг допускает его наличие в искусстве йорубов и в искусстве Ифе. Египтолог и искусствовед Рахе:-. Вильд, сопоставляя ряд произведений африканского искусства с древнеегипетским, указывает на многое' общее между ними и видит несомненное египетское влияние. Приведенные примеры далеко не

1 Кормышева Э.Е. Религия Куша. М., 1984, стр. 111-112.

исчерпывают тех многочисленных явлений и фактов в жизни африканских народов, у которых прослеживается влияние Древнего Египта.

Однако сравнивая мифологию Древнего Египта с мифологией народов черной Африки эти исследователи не использовали всех материалов, имеющихся сейчас в распоряжении науки, и в настоящее время проблема взаимоотношения древнеегипетской и африканской культур решается на большем и более разнообразном материале, чем раньше.

Мы поддерживаем идеи доктора Нельсойа Мафуа (Конго), который полагал, что культура имеет такую же древность, как и само человечество, так как в широком смысле слово "культура" -это все, что создано человеком. Так что бескультурных народов не только "нет в настоящее время, но никогда не было в прошлом". Можно лишь говорить об уровне и особенностях культуры конкретных народов, которые всегда определяются степенью и характером развития производительных сил в той или иной естественной географической среде1.

Теофил Обенга писал в своей статье, посвященной философии в фараонском Египте в 1986 г.: "La philosophie dans l'Egypte pharaonique", что раньше в науке говорилось только о религии в Египте, а не о философии. Африканские историки в своих исследования стремятся показать, что древние египтяне размышляли о человеке, о возникновении мира, жизни, смерти, о

1Нельсон Мафуа. Роль культурных преобразований в социальном переустройстве стран тропической Африки в 80-х годах (на примере Конго). Диссертация. М., 1991, с.18.

разуме, о логике, морали. Хунтонжи П.Ж. тоже считал, что в Африке существует философия1. Т. Обенга писал, что сейчас необходимо заполнить тот пробел, который есть в африканской истории философии от древности до современости2. Эти исследования являются позитивным вкладом африканских специалистов в мировую египтологию.

В научной литературе большое место занимает проблема египетского языка и его отношения к африканским или азиатским языкам.

В лингвистике идут большие дискуссии, относящиеся к древнеегипетскому языку. Некоторые ученые причисляли египетский язык к семитской языковой ветви. В 1941 г. Л. Омбюрже посвятила двенадцатую главу своей монографии Les langues negroafrlcalnes et les peuplesqul les parlent, Paris доказательству того, что язык древних египтян среди народов Африки сыграл приблизительно такую же роль, как латинский среди тех народов Европы, которые потом говорили на романских языках. Далее Л. Омбуржэ пишет, что некоторые группы народов: Эве и Манде (Западная Африка) находились под влиянием египетского языка3. Таким образом, Л.Омбюрже предлагает рассматривать египетский язык как проязык современных

1P.J. Hountondjl. Sur la. philosophie africaine critique de

l'ethno philosophie. Paris, 197?, p.77 '

2 Obenga T. La philosophie dans l'Egypte pharaonique.

in Presence Africaine. Paris, 1986, N 137/138, p.5.

3L. Homburger. "La langues negro africaineset les peuples

qui les parlent". Paris, 1941, p.337.

африканских языков.

Шарль Киентз категорически выступал против теории Омбюрже. Он писал, что изучение запаса слов позволяет говорить о включении египетского языка в хамито-семитскую языковую семью.

В 1955 г. Шейх Анта Диоп предложил новое решение этой проблемы: Он пытался найти египетское влияние у некоторых африканских языков и особенно (или в частности) Волофа. Его

гипотеза осталась в рамках" традиционных подходов, за что его

/

критиковал Т. Обенга в своей книге "L'afrique dans l'antiquité egypte pharaonique et l'Afrique Noire", Paris, 1973.

( T.Обенга указал, что подход Диопа был типологическим, а не генетическим1. Шейх Анта Диоп поднял вопрос родства египетского языка с.африканскими языками на новом уровне исследования в своей работе " la parente genetique de l'egyptien avec les langues negroafricalnes modernes" в 1977 году.

М.Хуи в "Revue Afrique et langue" * 13 1980 г. подверг острой критике выводы. Ш. А. Диопа о генетическом родстве египетского языка с африканскими языками, в частности, с Валафом.

Более сдержанным был Н'Диай Ш. Тидиайнь. В своей работе "Ce qu'il faut retenir dés travaux linguistiques de C.A.Diop ", Ethiopiques, Dakar, 1987, N 1/2 , посвященной памяти Диопа Ш.А., он писал, что,. поскольку Диоп не был профессиональным лингвистом, его ошибки можно объяснить недостаточным

10benga T. L'Afrique dans l'antiquité Egypte pharaonique -Airique Noire. PParis, 1973, p.265

профессионализмом. Он считает, что работа Диопа " La parente genetlque de l'egyptlen anclen et les langues negroaîrlcalnes modernes" 1977 года является научным исследованием собственно историка, который хочет выступить как профессиональный лингвист - и допускает целый ряд неточностей. Н'Диай полагает, что необходимо переработать этот, труд, и это станет объектом его будущего исследования в области истории языка Валаф.1

Однако проблема родства египетского языка с валафом и другими африканскими языками еще не решена. Мы считаем, что существуют совпадения в ' области лексики, фонетики и грамматики. Т.Обенга высказал мнение о том, что в Африке есть три большие лингвистичекие языковые семьи:

I ) негроегипетская семья : включающая египетский язык, нилотские языки, кушитский.язык, языки Банту, суданские языки (западно-африканские);

2) берберская семья;

3) кризанская семья: нама, кунг, корона.

Он подтвердил, что не было установлено генетического родства между семитскими и берберскими языками, и, может быть, такого родства и не существует.

Ни один исследователь не установил регулярных

i, ,

совпадений между окончательными формами и фонемами

1Chelk Tldlane N'Dlaye "Ce qu'il Taut retenir des "travaux linguistiques de C.A.Dlop in Ethloplques, Dakar, 1987, N 1/2 , special N, p.83.

египетского, берберского и семитского языков. Хамито-семитская языковая семья или афро-азиатская языковая семья есть не что иное как "Une vue de l'esprit"1.

В своей работе Пате Диань (Сенегал) (Pathe Diagne. "Histoire et linguistique" in Histoire Generale de l'Afrique, UNESCO, Paris, 1980, p.267, считает, что африканская лингвистика находится в плену идеологии этноцентризма. Лингвистика должна иметь научную • почву; но до сих пор материалы, необходимые для изучения с точки зрения' генетического и типологического сравнения африканских языков, недостаточно собраны2. ,

В свете вышеизложенного можно сделать некоторые выводы: тщательные и глубокие исследования в области африканского языкознания и египетского языка обещают быть плодотворными и пролить новый свет на нерешенные еще проблемы.

В настоящее время можно выделить 4 теории происхождения египетского языка.

1. Семитская теория. Египетский язык является семитским и его корни восходят к аккадским и арабским языкам.

2. Семито-хамитская теория. Египетский язык не является семитским, но является его родственником и входит в хамитскую подгруппу.

3. Афро-азиатскя теория. Египетские языки являются осо-

" : ■ / Obenga T. "L'afrique dans l'antiquité egypte pharaonique -

l'Afrique Noire", Paris, 1973., p.262.

2 Pathe Diagne. Histoire et linguistique. In Histoire Generale de l'Afrique. UNESCO, Paris, 1980, T.1, p.267

бой семьей и составляют одну из ветвей афро-азиатских языков.

4. Негро-африканская теория. Египетский язык является африканским, то есть генетически связан с языками: нилотическим, кушитским, языками Банту, суданскими (западно-африкансикми языками). Причем большая часть представителей африканской историографии разделяет идеи четвертой, негро-афршсанской, теории.

Автор данной работы придерживается семито-хамитской теории происхождения египетского языка, поскольку она представляется ему более подкрепленной научной аргументацией в настоящее время.

Таким образом, африканские историки обратили внимание в своих работах на некоторые совпадения и взаимодействия культур древнего Египта и Африки в области религии, языка, обрядов и о существовании единого африканского культурного и этнического субстрата. Исследования африканских и некоторых европейских историков позволяют решительно отказаться от Гегеля, который высказывал мнение о том, что Африка находится вне истории и вне культуры. Констатируя наличие некоторых элементов родства культуры Египта и народов Африки, следует, однако, отметить, что далеко не всегда эти выводы выглядят доказанными со всей убедительностью. Дальнейшие исследования в этом направ: лении -это задача будущих историков, как' 'африканских, так и неафриканских.

Третья глава посвящена анализу взглядов африканских

специалистов на роль государства и социальных структур

древнего Египта, их сравнению с аналогичными структурами

черной Африки, а также проблеме внешнеполитических отношений

между Египтом и другими областями Африки.

Проблема государства и социальной структуры Древнего

Египта были затронуты в трудах Ш. А. Диопа "Негритянские нации

и культура",-'1955 г., "Эволюция первобытного человеческого

общества" 1962 г., "Первенство негритянской цивилизации. Миф

или ис орическая реальность?" 1967 г., "Доколониальная черная

Африка" , I960'г., а также в трудах Т. Обенги (Конго) "Африка

в древности - Фараонский Египет и черная Африка", 1973 г. ,

/

"De l'état dans l'Afrique precolonlale: Le cas du royaume de Kouch dans la Nubie ancienne", In Presence Africaine, Paris, 1983, N 127/128.Сущность их идеи заключается в попытке установления сходства между государственностью и социальноь структурой Египта и организацией государства и социальной структуры

народов черной Африки..Концепция царской власти является одним

.i

из впечатляющих факторов . сходства между Египтом и черной Африкой. По мнению Ш.А.Диопа, существует сходство как общего, так и специфического характера царской власти у египтян и народов черной Африки. Общий характер состоит в том, что у обеих сторон ярко выражена концепция сакральности царствования; особенность же проявляется в характере посмертной судьбы царя.

Царь не может управлять египетским государством, если у

ного нет живой силы. Концепция живой силы царя является основой всех традиционных государств в Африке, кроме узурпации власти. Иногда она проявляется в Египте в различных проявлениях: например, в Сенегале царь не может управлять государством, если в ходе войны он получил ранение или увечье. Ему придется отдать власть другому до выздоровления.1

По мнению Ш. Диопа и Т. Обенги, социальная стрктура черной Африки имеет много общего с социальной структурой Египта в древности. В Египте существовала такая стратификация общества:

- крестьяне

- специализированные рабочие

- священники, военные, чиновники

- царь и придворная знать.

Во многих обществах черной Африки существовали также социальные категории:

- крестьяне

- ремесленники или специализированные рабочие, организованные в касты

- военные, священники или дома, Сохна (по Валафу в Сенегале)

- царь и высшая знать.

Для Ш. А. Диопа матриархат является основой общественной организации как черной Африки, так и Египта.

Женщина занимала - привилегированноелместо в обществе

С. A. Dlop. Nations negres et culture. Paris, 1955, р:1б7

Африки в древности, потому что во время свадьбы она получила в виде гарантии приданное от мужа. В доме она является хозяйкой с экономической точки зрения. Таким образом, наличие антагонистических классов и классовой борьбы решительно отрицается, выдвигается постулат о бесклассовом характере африканского общества в доколониальное время, который послужил основой всей концепции Ш.А.Диопа. Ш.А.Диоп считает, что в Древнем Египте рабы всегда были этнически чужды кореному населению и ne составляли большинства в стране. Предположение о сходстве между государственностью и со--циальной структурой Египта и организацией государства и социальной структуры народов'черной Африки обычно носит только характер предположения. Пока под это не подведены добротные фактические материалы, и данное обстоятельство делает многие выводы африканских ученых сугубо гипотетическими.

Следует отметить работу "Источниковедение Древнего Востока" под редакцией В.И.Кузищина, М., 1984, где было уделено внимание некоторым проблемам источниковедения истории Древнего Египта (стр. 20-59). Проблема государственного устройства и социальных отношений в Древнем Египте разработана на достаточно высоком уровне в коллективном труде советских египтологов1 1988 года.

Проблема отношения Египта с народами Африки была затронута

в работах Ш. А. Диопа, Т. Обенга. У Ш. А. Диопа в таких работах,

как "Негритянские нации и культура", 1955 г., "Первенство

негритянской цивилизации. Миф или историческая реальность?" 1967

/

г., у Т. Обенги "L'Afrique dans l'antiquité __ _ '-

1 История Древнего Востока. Под. ред. Г.М.Бонгард-Левина. М., 1988, часть 2, стр. '293 - 580.

Egypte pharaonique - l'Afrique Noire". Paris., 1973; "He

J

l'état dans l"afrlque precolonlale = le cas.du royaume de Kouch dans la Nubie ancienne" In Presence Africaine, 1983, № 127/128, p.128-148.

Если отношения между Египтом и Ливией не были объектом внимательного анализа африканской историографии, то связи древнего Египта с его южными соседями - Нубией и Эфиопией, разрабатывались довольно основательно, и здесь достигнуты хорошие результаты.

Около IV тыс. до н.э. в Нубии развивались культуры, известные под именем группы А. Найденная керамика показывает, что группа А была современна династии I в Египте (около 3200 до н.э.). Археологи обнаружили культуру группы А в Нубии между I порогом на севере и Бател Хагар на юге. Керамика гругаш А была обнаружена и на юге Судана.

С этнической точки зрения представители группы А похожи физически на египтян доданастического периода. Это полукочевой народ, который занимался разведением слонов, ослов, баранов и быков.

Группа А просуществовала до II династии Египта. На смену группе А пришла культура группы "В". Она была современна периоду древнего Царства (XXVIII - XXIII вв.). История Нубии была уже в то время тесно связана с Египтом.- Самое древнее свидетельство завоевания-Египтом Нубии можнЙ. видеть в Саду античности национального музея в Хартуме. В анналах так называемого "Палермского камня" среди событий времен правления Снофру

отмечено "разорение страны Нихси, захват семи тысяч пленных мужчин и женщин и двухсот тысяч голов крупного скота. Египтяне уделяли пристальное внимание богатым рессурсам Нубии, которые активно использовались.

Около ЮПИ - XXII вв.. до н. э. в Нубии появилась новая культура группы "С". Существуют разные точки зрения, касающиеся происхоздения культуры группы "С". Одни считают, что она явилась продолжением культуры группы А, другие считают1, что она возникла под иноземным влиянием.

Концепция о едином африканском происхождении культуры группы "С" и Кермы (если под термином "африканское происхождение" понимать автохтонность этих культур), опирается на сходство керамических изделий и других предметов ремесла, сходство погребальных обрядов. Все эти факты дают основание предположить, хотя нужны дополнительные доказательства, что обе культуры принадлежат к одному ареалу. Исходя из этого факта можно считать, что "культура группы "С" связана именно с районами, лежащими южнее второго порога, что исключает всякие теории, связанные с вторжением или переселением"1;

Во время VI династии началось планомерное освоение египтянами южных земель, лежащих за Ассуаном; На территории Нубии были построены крепости, в которых находились египетские

1 Осама-Эль Hyp. Проблема группы "С" в истории культуры древнего Судана. / Мероэ.М., 1977, с. 258.

гарнизоны1. В своей работе Г.А. Белова отмечает, что в эпоху Древнего Царства захват рабов в чужеземных странах приобретает для Египта большое значение. Выполнение этой задачи ложилось на правителей Элефантины и "начальников верхнего Египта". Так, правитель Элефантины Пепи Нахт привел из Нубии большое количество пленных, среди которых находились и дети вождей2. К VIII в. до н.э. образовалось самостоятельное государство на территории Куша (Нубии) со столицей в городе Напата, а потом в Мероэ.

Мероэ было. плотью от плоти древней африканской цивилизации3. Хотя в I - VIII в н.э. Мероэ оставался независимым, а Египет стал частью Римской империи, его влияние на южного соседа .не уменьшилось, но приобрело другие формы. Мероиты доставляли в Египет золото, ткани, слоновую кость, продукты питания.

С.Я.Берзина в своей работе "Мероэ и окружающий мир" посвятила главу 2 (стр. 50 - 170) проблеме взаимоотношений Мероэ и стран Африки.

Существовали контакты между Мероэ и другими странами от Нила до Нигера. Путеводной нитью контактов . является

1 Б.Б.Пиотровский. Связи культуры древнего Египта с культурой Африки. //Африканский этнографический сборник,Н-Л., 196^, W, стр. 4. . ' ' "

гБелова Г.А. Египтяне в Нубии. М., 1988, стр. 12.

3 С.Я.Берзина. Мероэ и окружающий мир. М., 1992, с.51.

распространение металлургии железа. Обожженный кирпич впервые был использован на африканском континенте в долине Нила. Из древнего Египта технология его изготовления была заимствована в Мероэ, а потом к западу от Нила в древнюю Гану, в Мали, в Сонгайское государство. ;

Доказывая древность и историко-культурную значимость цивилизации африканских народов, Диоп Ш.А. пытайся установить прямую преемственность между Египтом и западным Суданом, иллюстрируя это г тезис судьбами предков волофов (этническая группа из Сенегала)1, иорубов, сонгаев, хауса и других.

Мероитское царство пало в половине V века до н.э. под ударом царя Аксума-Эзаны, и с этого времени государственность и культура Мероэ исчезают1 с исторической арены. Таким образом, народа тропической Африки; вышли на сцену всемирной истории в 8 в, до н.э. и их история и культура были • теснейшим образом связаны с историей и культурой древних египтян2.

Если отношения 'меаду Египтом, и Нубией были освещены достаточно полно в работах африканских историков, и это большая заслуга этих авторов, то взаимоотношения между Египтом, Ливией и африканскими областями к югу от Сахары затрагивались лишь вскользь..

Т. Обенга в 1973 г., когда писал о Египте, не упоминал

'1 С: A» Diop. Nations negres et culture. Paris, 1955, p.167

2 i М.А.Коростовцев. Древний Египет и народы Африки южнее Сахары. БДИ./ 1963, )6 4, стр. 15.

Ливию, как будто она не находится в Африке. Существовало множество предположений о древних ливийцах и их роли в жизни египтян. Ж. Пирен (Франция) отметил позитивное воздействие вторжения ливийцев на дела египтян. Р.Корневин (Франция) • писал, что все исследователи, которые писали об отношениях между Ливией и Египтом, обсуждали их с точки зрения интересов Египта и высказывались только субъективные, слабо аргументированные источниками мнения. Yoyot (Франция) и Жозеф Ки-Зербо (Буркина Фасо) сурово оценивали опустошительные набеги ливийцев на Египет. Ш. А. Диоп признал априори, что вмешательство ливийцев в дела египтян имело негативные последствия для развития Египта1.

Т. Гостинский (Марокко) выступал против субъективных суждений о роли ливийцев в древности2. Он считал, что Ливия -это обширная территория с богатыми природными рессурсами. Ливия в древности была зеленой страной, экспортировала скот, сельско-хозяйственные продукты.

Т. Гостинский считает, что отношения между Ливией и Египтом сложились уже во второй половине IV тыс. до н.э. По археологическим и этнографическим данным в Ливии существовали разные группы населения: первая груша - это местное население

- черные африканцы и представители средиземноморской группы.

- . i, , ~ 'T.Gostynskl. "La Ljbjte antique et ses relations avec l'egypte".

In IFAN Bulletin, T.37, serle В, N 3. Dakar, 1975. p.478.

2 там же, p. 480

В период Нового Царства ливийцы играли важную роль в управлении Египтом, потому что большинство воинов в египетской армии были выходцами из Ливии. В эту эпоху именно военные люди и жрецы занимали главное положение в общественной жизни Египта. Уоуо1 (Франция) считал, что лучшие бронзовые шедевры Египта были сделаны ливийскими мастерами. Ш.А. Диоп считал, что древние ливийцы были черными: лебу - этническая группа из Сенегала - была прямым потомком древних ливийцев. По мнению Ш.А. Диопа, берберы являются прямыми потомками этих древних ливийцег или народов с моря, которые пришли в Африку около 1200 лет до н.э.. В течение нескольких лет они распространились к западу от долины Нила вплоть до Атлантического океана1.

Т.Гостинский поддерживает мнение Ш.А. Диопа о поисхождении древних ливийцев, он считает, что язык ливийцев в древности близок языкам африкаснких племен2, живущих южнее Сахары.

1 C.A. Dlop. La formation du Rameau Berbere. In Histoire Generale de l'Afrique. UNESCO Documents Etudes 11, Libya antlqua,Paris, 1988, p.79.

2 T.Gostynskl. "La Ljb^fe antique et ses relations avec l'egypte". In IFAN Bulletin, T.37, serle B, N 3. Dakar, 1975. p.508.

В заключении излагаются основные выводы работы.

Исследования франкоязычных африканских специалистов в области египтологии заняли важное место в африканской исторической науке современной Африки.

В странах Африки египтология как особая научная дисциплина сформировалась четыре десятилетия назад. За это время африканская египтология достигла определенной научной зрелости и превратилась в одну из ветвей мировой египтологии. На протяжение этих лет историография франкоязычной египтологии прошла три этапа своего развития. I этап - с 50-х по 70-е годы. Это период господства концепции негритюда1. В этот период такие видные деятели, как Л.С. Сенгор (Сенегал), Ш.А. Диоп (Сенегал) и другие африканцы боролись за духовную деколонизацию, которая сохраняет свою актуальность и поныне. Она проявляется прежде всего в том, чтобы реабилитировать африканскую историю как органическую часть мировой истории, показать культурную самобытность Африки, которая остается одной из центральных проблем в решении вопроса о путях развития современных африканских государств. В формировании и развитии древнеегипетской цивилизации африканцы видят некоторые корни своей истории2. Движение

1 b.S. Senghor. Negritude et Humanisme. Paris, 1964, 454p.

Les fondements de l'Afrlcanlt/ ou negrltude et Arablte''. Paris, 1967, 107p.

о

^ J. Ki-Zerbo. Histoire et conscience negre. In Presence Africaine, Paris, 1957, N 16, p.67.

за духовную деколонизацию - это пересмотр концепции европоцентризма - протест против культурной ассимиляции Европы.

Некоторые сторонники негритюда, например Сенгор Л. С., преувеличивали роль культурных достижений в истории Африки, они выступали с теоретическими догмами в области истории, их выводы были не обоснованы фактическим материалом и носили идеологический и политический характер. Ш. А. Диоп придерживался -более умеренных позиций, он упрекал их за то, * что "они переоценили духовный фактор культурной одаренности африканских народов. В своей книге "Civilisation ou Barbarie?" Диоп Ш. А. правильно писал: "Поэты негритюда в свое время не имели научных средств для опровержения таких промахов и ошибок концепции европоцентризма"1.

В 60-е годы Ш.А.Диоп отметил:"Мы никогда не ссылаемся на специфический гений или особую предрасположенность черной расы, чтобы объяснить тот факт, что негры были первыми, кто пришел к- цивилизации... Мы только требуем, и легально, моральное вознаграадение, иш "Benefice moral" т.е. отнесение некотрых достижений древнеегипетской цивилизации к африканцам и мы никогда не говорили о расовом превосходстве черных"2.

1C.A. Dlop "Civilisation ou Barbarie?" Paris, 1981, p. 279.

î> i ' C.A. Diop "Antériorité des civilisations negres mythe ou vérité

historique? Réponses 'a certains critiques" Paris, 1967, p. 247

Второй этап - 1974 - 1980 гг. Это период, в котором египтологи Африки стали опираться больше на научные данные для того, чтобы доказать африканский характер некоторых сторон древнеегипетской цивилизации. Видными представителями этого направления были Ш. А. Диоп (Сенегал), Теофиль Обенга (Конго), Ж. Леклан (Франция), Ж. Веркуттер (Франция), Г.Моктар (Египет) В 1974 г. ЮНЕСКО организовала международный семинар по происхождению древнеегипетской цивилизации. На этом семинаре обсуждались две точки зрения на происхождение древнеегипетской цивилизации. Согласно одной, которой придерживаются африканские историки (Ш.А.Диоп, Т.Обенга), население древнего' Египта в древности было черным. Это моноэтногенез. Они опирались на археологические, библейские данные и древнегреческих авторов (Геродот, Диодор, Страбон и т.д.). Ш.А.Диоп, в частности, опубликовал свои исследования некоторых мумий, среди которых есть как белокожие, так и чернокожие, представители, любопытно, что один из самых прославленных египетских фараонов Рамсес II был черным1.

Сторонники второй точки зрения (гетерогенеза) придерживаются мнения о том, что древнеегипетское население было в

1С. A. Dlop "Civilisation ou Barbarie?" Paris, 1981, p. 92.

Однако, в 1985 г. ряд французских специалистов опубликовал исследование, опровергающее это утверждение Ш.А.Диопа. См. Lionel Baloutet, Croubert Ch.'Des Roch Noblecourt. La momie de Ramses II. Paris, 1985, 427p.

древности смешанным, они утверждали, что в Египте гили черные, белые и азиатские народи.

Третий этап - это период современник Это период смягчения позиции африканских историков, их сближения с концепциями европейских ученых, которые придерживаются более взвешенных взглядов об африканских элементах в древнеегипетской цивилизации (Ж.Леклан, Ж.Познер, С.Сонерон из Франции).

Африканские ученые в своих исследованиях стремятся опираться на концепцию общечеловеческих ценностей, стремятся преодолеть идеологические крайности теории яегритвда. Они установили связи с ведущими научными центрами Европы. Через эти научные связи африканские научные исследователи создают овою собственную школу египтологии, которая начинает занимать свое место в мировой египтологии.

Мы считаем справедливыми слова академика Л.Седара Сенгора (Сенегал)1 о tjom, что Африка должна знать свою историю до того, как она утвердится в мире, должна накопить свои ценности до того, как усвоит современную зарубежную культуру, т.е. " La civilisation de l'Universel "„

Основные положения работы отражены в оледупцих публикациях:

1. Африканские корни древнеегипетской цивилизации во франкоязычной литературе 50-90-х гг. "Сергеевские чтения". М., МГУ, 1991 г.

2. Idriasa Sidilci Maifía "Cheich Anta Diopoule miroir de la Houve",1.c historiographie africaine". "Aurore", Décembre 1992 ВАШ.К1

jj. Африканские корни древнеегипетской цивилизации в области антропологии. Вестник Московского Университета. Серия История. 1994 г., в печати.

* Л.С.Сенгор стал академиком Академии Наук; Франции в 1983 г.

40