автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Африканский компонент в культуре населения Сейшельских островов

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Меритон Эриниа Ромелиа
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Африканский компонент в культуре населения Сейшельских островов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Меритон Эриниа Ромелиа

Введение.стр.

Глава 1. Особенности формирования культуры населения Сейшельских островов.стр.

1. Географическое положение.стр.

2. История заселения архипелага.стр.

3. Особенности рабства на Сейшелах.стр.

4. Современное население Сейшельских островов.стр.

Глава II. Население африканского происхождения на Сейшельских островах и его этнологические корни.стр.

1. Некоторые данные об антропологической характеристике населения африканского происхождения на Сейшелах.стр.

2. Проблема этнической идентификации африканцев, завезенных на Сейшельские острова .стр.

3. «Список африканцев 1861 - 1872 гг.» - новый источник по истории формирования населения Сейшельских островов.стр.

Глава III. Следы африканских культур в культуре населения Сейшельских островов.стр.

1. Ручное земледелие. стр.

2. Традиционное рыболовство.стр.

3. Традиции домостроительства. Мебель, утварь, пища.стр.

4. Традиционные ремесла.стр.

5. Африканские традиции в духовной культуре.стр.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Меритон Эриниа Ромелиа

Креольская культура населения Сейшельских островов сложилась на основе взаимодействия нескольких культур. В современной культуре населения Сейшельских островов (80.410 чел.)1 можно вполне определенно выделить африканские, европейские, восточно-малагасийские, индийские и азиатские компоненты. Поскольку, как показано в данной работе, большинство населения Сейшельских островов имеет африканское происхождение, этот факт не мог не оказать существенного влияния на сложную и многообразную культуру Сейшел. Однако население Сейшельских островов, имеющее африканское происхождение, обычно относят или только к «африканцам вообще» или к африканцам, представители которых прибыли на Сейшельские острова из Мозамбика или с территорий, заселенными исключительно народами банту, что, как будет показано в дальнейшем, не вполне соответствует действительности. Уже одно это позволяет сделать вывод о том, что вопрос о вкладе африканских народов в общую культуру населения Сейшельских островов исследован недостаточно.

Современное население Сейшельских островов, в том числе население африканского происхождения, сложилось в результате длительного процесса консолидации различных этносов, представители которых были завезены в конце XVIII-XIX веках на Сейшелы в качестве рабов из разных регионов Африки, Мадагаскара, Маврикия и других островов Индийского океана, поскольку на Сейшельских островах ко времени появления европейцев (португальцев в 1501 г., англичан в 1609 г., французов в 1742 г.) автохтонного населения не было, и следы заселения островов до появления на них европейцев вообще до сих пор не найдены 2. Seychelles in Figures/Management and Information Systems Division. Seychelles., 2000. P. 2.

2 Cm. Lionnet G. The Seychelles. Devon, 1972; McEwen A.C. Fragments of Early Seychelles History// Journal of the Seychelles Society. 1961. №1. P. 7-21.

Данная работа посвящена исследованию вопроса о месте и роли африканского компонента в креольской культуре населения Сейшельских островов. В рамках этого исследования рассматриваются как сейшельская материальная и духовная культура в целом, так и основные компоненты традиционной материальной и духовной культуры населения Сейшельских островов, имеющие африканское происхождение.

Хотя в ряде случаев африканский компонент в культуре населения Сейшельских островов вполне очевиден, тем не менее, в целом выделить его из общей культуры населения Сейшельских островов - довольно не простая задача, так как элементы традиционной африканской культуры тесно переплелись с элементами культур других народов, которые также вместе с африканскими внесли свой вклад в общую культуру Сейшел. Примером может служить тот факт, что в правительстве страны в разных вариантах представлены люди трех больших рас (европеоидная, негроидная, о монголоидная) (приложение 1) и соответственно носители различных культурных традиций. В связи с этим в работе дается комплексный анализ источников по этнической истории населения архипелага и объективный обзор конкретных фактов культурной жизни Сейшельских островов. Кроме того, поскольку язык является одним из основных компонентов любой этнической общности, в работе на основе анализа существующих литературных источников и на основе собственных знаний сейшельского языка раскрывается важность африканского компонента в формировании сейшельского современного (креольского) языка.

Актуальность темы. В настоящее время, когда во всём мире идёт процесс переоценки богатейшего культурного наследия прошлого всех народов, живущих на земле, с особым вниманием к малочисленным и малоизученным народам, к числу которых можно отнести также и креолов Сейшельских островов, исследование африканского компонента в культуре сейшельцев приобретает большую теоретическую значимость.

3 См. Seychelles Nation, 1998.04.02. P. 10-11

В связи с тем, что сейшельская культура не представляет собой изолированное явление, а входит в состав так называемых «креольских культур», принадлежащих этническим общностям смешанного происхождения, которые значительно отличаются друг от друга, возникшим на основе различных этнических и антропологических групп, но с непременным участием африканского компонента, изучение затронутой в диссертации темы выходит за рамки чисто сейшельской проблематики.4 Креольские народы представлены в Латинской Америке (в основном в странах Карибского региона), на островах в западной части Индийского (Маврикий, Реюньон, Сейшелы) и восточной части Атлантического (Сан-Томе и Приксинии, Кабо-Верде, Паталу) океанов. Таким образом актуальность изучения в сейшельской культуре может оцениваться не только с точки зрения этой темы для Республики Сейшельские острова, но и с точки зрения ее значимости дня общей этнографии и этнологии.

Таким образом, исследование креолов Сейшельских островов сегодня актуально для решения проблемы формирования креольских культур как в Африке, так и в мире в целом.

Актуальность выбранной темы определяется также тем, что за последние годы в Республика Сейшельские острова идёт быстрый процесс преобразований как в материальной, так и в духовной культуре населения, причиной которых является быстрое развитие туризма. Культура населения Сейшельских Островов становится все более «европеизированной». Кроме того, в настоящее время имеется вполне определённая тенденция к рассмотрению культуры страны как единой культуры всего народа сейшельцев5 За несомненно положительными сторонами такого подхода не сразу становится очевидным тот факт, что истоки этой «единой» культуры забываются, а это, в свою очередь, может в результате привести и приводит

4 Африка: Взаимодействие культур. М., 1989; Этнические процессы в странах Карибского моря. М., 1982.

5 См. State of the Nation address by Mr. France Albert Rene, President of the Republic of Seychelles, before the National Assembly//Seychelles Nation. 02.23.1999. P. 6 -7. в частности к тому, что такой компонент этой культуры как африканский либо не замечается, либо попросту замалчивается. Не редко сегодня значимость африканских культур в формировании культуры страны и её национальной самобытности тоже отрицается. Такая ситуация характерна для многих стран, куда африканцев привозили в качестве рабов и где сказывались определённые негативные аспекты рабства. Некоторые современные западные исследователи полагают, что если проводить аналогию, то сейшельское общество во многом схоже с подобными обществами островов Карибского моря6 Мы придерживаемся такого же мнения, хотя следует отметить, что на островах Карибского бассейна население смешивалось с коренным индейским населением, а на Сейшелах коренного населения не было. Роль африканского компонента в сейшельской культуре, таким образом, не может не рассматриваться особо и должна быть тщательно исследована как в общем историческом, так и в этнокультурном аспекте, поскольку этот компонент является частью объективной реальности, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.

В связи с тем, что в последние годы повысился интерес правительства страны к культурному наследию, сохранению которого в настоящее время уделяется значительное внимание как одному из важнейших факторов построения единого сейшельского общества сильно возрос к этой проблеме также интерес простых сейшельцев, которые стремятся установить свое этническое происхождение, найти свои реальные этнические корни.

Из всего вышесказанного следует, что исследование африканского компонента в культуре населения Сейшельских островов имеет не только теоретическую, но сегодня приобретает и большую практическую значимость. Эта тема является сегодня актуальной и для населения Сейшельских островов и для этнологии в целом.

6 См.: Benedict В. and Benedict М. Men, Women and Money in Seychelles. Los Angeles., 1982.

Степень разработанности темы. К настоящему времени существует ряд работ, посвященных Сейшельским островам. Хотя они содержат много ценной информации и наблюдений, обобщают большой фактический материал, тем не менее, специальных исследований африканского компонента в культуре населения Сейшельских островов и особенно этнического происхождения африканских групп, из представителей которых сформировалось население Сейшел не проводилось. До настоящего времени в зарубежной ни тем более в российской этнографии по данной тематике, впрочем как и вообще по этнографии Сейшельских островов, нет законченного этнографического исследования. Существующие труды важны, но они, как правило, для данной работы могут считаться в большей степени источниками, а не весомыми концептуальными руководствами.

Среди известных работ, касающихся рассматриваемой в данном исследовании темы, прежде всего следует отметить работу неизвестного автора об этническом происхождении африканского населения острова Маврикий.7 Эта работа представляет интерес, поскольку население Сейшельских островов и Маврикия отчасти имеет аналогичное происхождение.8 Это исследование было опубликовано в 1932 г. и содержит описание племён и регионов Африки, откуда представители этих племён были привезены. В работе даётся анализ и характеристика креольского языка острова Маврикий, что представляет определённый интерес, так как Сейшельские острова административно входили в состав колонии Маврикий вплоть до 1903 г. Ценность исследования заключается в том что на основе множества лингвистических примеров автор пытается доказать, что в основе креольского языка Маврикия лежит структура языков банту. Эта гипотеза нашла развитие и доказательство также в ряде других более

7 The African Population of Mauritius and the Tribes from which it was derived//Transactions of the Royal Society of Art and Sciences of Mauritius (13th November 1929 to IIй1 May 1932). Port-Louis, 1932. поздних работ.9 Кроме того в работе даётся ряд примеров африканских компонентов в материальной и духовной культуре Маврикия. Эта работа является единственной из известных исследований, в которой автор ставит перед собой задачу определить, к каким народам Африки относилось население острова Маврикий. Однако, как показывает анализ данной работы, она не является законченным трудом, а её автор подошёл к проблеме африканского компонента в культуре острова только с исторической точки зрения без учёта всего многообразия факторов, оказавших влияние на формирование культуры острова Маврикий.

Далее следует отметить работы Б.Бенедикта10, которые непосредственно посвящены Сейшельским островам. Этот американский автор посвятил много лет исследованию сейшельского общества. Его работы отличаются глубоким и вдумчивым анализом, процессов его формирования и развития. Они охватывают длительный период времени и в них рассматривается все многообразие исторических, этнографических, политических, социальных, культурных и других событий и явлений на Сейшелах. Правда в работах этого автора заметно влияние этнопсихологических и социально-антропологических направлений американской этнографии. Однако в них впервые освещены вопросы этнического развития сейшельцев и их культуры. Б.Бенедикт отмечает факт смешения африканского населения с населением других этносов, а также факт быстрого смешения африканских традиций с традициями других народов, в основном европейских. Труды этого автора могут рассматриваться исключительно в качестве основы для дальнейшего

См.: Immigrants and Liberted Africans introduce into Mauritius (including Seychelles) 1865//Seychelles National Archives. Vol. XXIII.

9 Baker P. and Corner C. Universals, Substrata and the Indian Ocean Creoles; Muysken P. and Smith N. Problems in the Identification of Subtratum Feature in the Creoles LanguagesZ/Substrata Versus Universals in Creole Genesis. Papers from the Amsterdam Creole Workshop. April 1985/ed.P.Muysken. Amsterdam, 1986.

10 Benedict B. The Human Population of the Seychelles//Biogeography and Ecology of Seychelles Islands. Boston, 1984. P.627-638; Bennedict B. and Bennedict M. Men, Women and Money in Seychelles. Los Angeles, 1982. этнографического исследования населения Сейшельских островов и выявления африканского компонента в культуре населения Сейшел.

В ряде других работ51 основное внимание уделяется описанию образа жизни населения африканского происхождения, которое для европейцев казалось непривычным, описанию торговли рабами и т. п.

Кроме выше отмеченных работ как в российской, так и в зарубежной историографии тема Сейшельских островов не получила достаточного освещения с точки зрения изучения африканского компонента в культуре Сейшел. Разрозненные сообщения, касающиеся различных сторон жизни архипелага, до настоящего времени не были систематизированы и проанализированы в какой-либо научной работе. В основном Сейшельским островам посвящены труды научно-популярного или публицистического характера.

Из российской литературы, посвященной Сейшельским островам, прежде всего, следует отметить работы Коровикова В.И.12 и Толмасова

13

В.А, в которых авторы анализируют и описывают многие особенности жизни сейшельцев. Но материал данных работ имеет больше описательный характер и социальную направленность. А вопросы как этнического происхождения населения Сейшельских островов, так и африканского компонента в материальной и духовной культуре Сейшел практически не рассмотрены.

Кроме этих авторов тема Сейшельских островов в российской литературе была затронута в некоторых других работах14 после получения Сейшелами независимости и образования Республики Сейшельские острова,

11 Например, Edwars Т.Н. Seychellas Archipelago. Seychelles, 1983; Lee С. Seychelles Political Castways. London. 1976.

12 Коровиков В.И. Оазис в океане: путешествие по Сейшельским островам. М., 1983.

13 Толмасов В.А. Острова легендарных сокровшц//На суше и на море. М., 1975. С.29-38.

14 Омучкин-Тимофеев А. Сейшельские острова//Агитатор. 1976. №7. С. 59-60: Иматов А. Журналистика по-сейшельски//Журналист. 1975 №10. С. 67-70; Олеров Ю. «Туристы» с автоматами: провал вторжения наемников США и ЮАР на Сейшельские острова//Вокруг света. 1982 №8. С. 21-25; Мишин Н. Сейшельские острова//Международная жизнь. 1976. №7. С. 155-156. что было связано, прежде всего, с тем, что второй президент Республики, Рене Ф.А., взял курс на построение общества социалистической модели. Однако эти работы имели исключительно описательный характер и их авторы не ставили перед собой серьезных научных задач.

Говоря о работах общего плана в зарубежной историографии, посвященных Сейшельскому архипелагу, следует указать, переведенные на русский язык работы шведских исследователей, Серлина А.15 и Шегрена Б.16, которые в 50-60 годы предприняли ряд поездок на этот архипелаг. Оба эти автора дают достаточно полный обзор основных аспектов жизни сейшельцев, уделяя большое внимание экологической проблеме и выступая в защиту уникальной природной среды Сейшельских островов, которая в течение нескольких веков подвергалась варварскому уничтожению. Тем не менее, работы данных авторов, как и выше указанных, имеют большой познавательный характер, хотя и не затрагивают темы африканского компонента в культуре населения Сейшел, за исключением описания ряда явлений в материальной и духовной культуры, имеющих явно африканское происхождение.

Что касается истории рабства на Сейщелах, то здесь следует отметить две работы Т.Этола'7 и М.Нвулиа18, в которых значительное место отводится истории колониальной работорговли и марунского движения. Однако эти авторы в своем анализе недостаточно учитывают этнический аспект, и не делают вывод об этническом происхождении завезённых на Сейшельские острова рабов.

При рассмотрении особенностей креольского языка следует отметить работу П.Майскена и Н.Смита19 Эта работа посвящена особенностям

15 Серлин А. Острова, где дуют муссоны. М., 1965.

16 Шегрен Б. Осколки континента. М., 1983.

11 Athola Т. Forgotten Edem: A View of the Seychelles Islands in the Indean Ocean. London., 1968.

18 Nwulia M. The History of Slavery in Mauritius and the Seychelles, 1810-1875. New-York, 1981.

19 Muycken P., Smith N. Op.cit. креольского языка и содержит много полезной информации об этом языке. Однако исследование имеет узкую направленность и не может рассматриваться в качестве завершённой работы, посвященной именно африканскому компоненту в культуре вообще и в культуре населения Сейшельских островов в частности.

Кроме вышеперечисленных работ, тема Сейшельских островов затрагивается в работах таких авторов как Д.Бредли,20 Г.Лионе.21 Однако и в этих работах авторы либо просто описывают историю Сейшел, либо рассматривают африканскую культуру в описательном аспекте, не пытаясь выделить её компоненты на Сейшельских островах.

В целом же, как уже было отмечено, следует сделать вывод, что к настоящему времени среди трудов, посвященных рассматриваемой нами теме, не существует работ, которые предоставляли бы систематизированную информацию об этнической истории Сейшел и африканском компоненте в культуре населения архипелага, хотя они и содержат много полезной информации, касающейся, в основном, административного колониального управления, плантационной системы, политической и церковной истории, экологии и географии, а также отрывочные несистематизированные суждения относительно тех или иных вопросов формирования населения Сейшельских островов и тенденций его современного развития. По нашему мнению, это объясняется прежде всего тем, что среди авторов работ, которые непосредственно посвятили свои труды Сейшелам, не было учёных-этнографов (этнологов), в связи с чем, при проведении своих исследований они не пользовались методами, существующими в этнографии, современной науке «о народах», а имеющиеся материалы использовали в основном в качестве демографических и статистических источников.

20 Bradley J. The History of the Seychelles. Victoria (Seychelles), 1940.

21 Lionnet G. Op.cit

Таким образом, в настоящее время общий уровень изученности и теоретического обобщения рассматриваемой в данной работе темы сводится либо лишь к фрагментарным описаниям африканского компонента в культуре населения Сейшельских островов, либо более или менее поверхностному анализу статистической информации о Сейшелах, и исследований монографического плана, посвященных африканскому компоненту в культуре населения Сейшел, а также роли африканского компонента в формировании традиционного хозяйственно-культурного комплекса Сейшельских островов, не существует.

Источники. В качестве источников для данной работы использовались материалы различного характера. Основными источниками были архивные и музейные материалы, хранящиеся в Центре Национального Наследия и Национальном музее Сейшельских островов. Кроме того, в качестве источников используются собственные наблюдения автора, сделанных во время работы в Центре Национального Наследия и Национальном музее Сейшельских островов, а также опросы большого количества местных жителей, собственные наблюдения, сделанные автором во время пребывания в Южной Африке, Кении и Зимбабве.

Среди архивных материалов, прежде всего, следует отметить те, которые никогда не были опубликованы.22 Одним из таких архивных источников являются «Списки африканцев 1861 - 1872 гг.» из отчетов колониальной администрации, которые никогда до сих пор не использовались в качестве этнографического и антропологического источника, хотя к ним и обращались некоторые исследователи, используя их, для изучения экономической истории Сейшельских островов, прежде всего системы рабовладения и социальных отношений. В результате проведённого исследования этого источника впервые были определены названия ряда африканских этносов, представители которых были привезены на Сейшельские острова в 60-х годах XIX в.

22 Например: Register of Liberated Africans 1861-1872 // Seychelles National Archives. B-16.

В качестве источников широко привлекались литературные материалы различных авторов на английском и французском языках, содержащие информацию по рассматриваемой теме и общей этнографии островов Юго-Запада Индийского океана и народов Африки , а также публикации, включающие отчёты путешественников XIX - начала XX вв.24 В качестве источников по общей этнографии Африки были использованы некоторые работы зарубежных и русских авторов. Так

ЛГ ЛГ например, работы П. Мердока, С. Лагеркрантса, Д.А.Ольдерогге и др. использовались в качестве источника о различных африканских народах, их истории и культуре.

В 1980 г. Департамент Национального наследия под руководством Министерства культуры проводил на Сейшельских островах анкетирование лиц пожилого возраста. Целью данного исследования являлось воссоздание на основе аутентичных свидетельств целостной картины частной жизни населения Сейшел.

Материалы полевых работ этого Центра, стали богатейшим источником сведений об антропологическом, социальном, этнографическом аспектах жизни населения архипелага. Они также используются в настоящей работе и далее будут широко цитироваться.

Вопросы анкет касались всех сторон материальной и духовной культуры народа; земледелия, рыболовства, организации быта, фармакопеи, народной медицины, технологии приготовления пищевых продуктов,

Например: African Ethnonyms and Toponyms. Studies and Documents. V.6, Paris, (UNESCO) 1984; Capture of a Slaver on the Coast of Madagascar and the Landing of the Slaves in Seychelles,! 867//Seychelles National Archives. Vol. XXII; Immigrands and Liberted Africans introduce into Mauritius (including Seychelles)! 865//Seychelles National Archives. Vol. XXIII; Webb.A.W.T. The History of Seychelles. Victoria, 1966; Fauvel A. A. Unpublished Documents on the History of Seychelles anterior to 1810. Seychelles. 1909; Африка: Взаймодействие гультур.М., 1989; Faublee J. Les espirito de la vie a Madagascar. Paris, 1954.

24 HanpHMep:Edwars E.H. Seychelles Archipielago. Seychelles. 1893

25 Murdock P. G. Africa: Its People and Their Cultura e History. London, 1959.

26 Lagercrants S. Contribution to the Ethnography of Africa. London, 1950. ремесел, обычаев, суеверий, традиций, мировоззрения, истории, при чем такой, какой она предстает в устной традиции народа и т. д.

Таким образом, основными источниками данной работы являются: материалы, находящиеся в Центре Национального Наследия и Национальном музее Сейшельских островов, материалы полевой работы, документальные материалы и личные наблюдения автора. Только в 1994 материалы полевой работы составили 87 интервью, ряд видеокассет и более тысячи фотографий.

Собранная информация, содержащаяся в различных по характеру источниках, позволила систематизировано и достаточно полно рассмотреть африканские компоненты их роль в материальной и духовной культуре современных сейшельцев.

Целью диссертационного исследования является определение конкретных африканских этнических истоков населения Сейшельских островов, определение места и роли африканского компонента в креольской культуре сейшельцев, систематизация его проявлений в современной материальной и духовной культуре населения архипелага.

Задачами исследования являются:

- выяснение особенностей рабства на Сейшельских островах и его влияния на формирование населения и культуры страны;

- выявление этнического происхождения завезенных на Сейшельские острова рабов африканского происхождения;

- описание и систематизация конкретных данных свидетельствующих об африканских компонентах в современной культуре сейшельцев.

Методологической и методической основой исследования являются широко применяемый в историко-этнографических исследованиях сравнительно-исторический метод; метод компонентного анализа этнических культур; применяемые в этнографической науке методы

Ольдерогге Д,А. Народы Африки//Серия «Народы мира. Этнографические очерки»/Отв.ред.С.П.Толстов. М., 1954. включенного наблюдения и направляемого исследователем интервью, а также метода анализа массового статистического материала почерпнутого из демографии и социологии.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. в работе впервые в этнографической науке предпринята попытка комплексного изучения африканского компонента в культуре населения Сейшельских островов.

2. в работу введен полученный автором в ходе полевых исследований новый этнографический материал, который включает данные опросов населения, рисунки, чертежи.

3. в работу включены неопубликованный архивный материал (документы, фотографии XIX в.).

4. работа является первым монографическим трудом, представляющим в систематизированном виде разбросанные в различных источниках в том числе в литературе этнографические сведения об этнографии сейшельцев и конкретно вкладе африканского компонента в материальную и духовную культуру.

5. в работе представлен принципиально новый взгляд на место и роль африканского компонента в современной культуре Сейшел, а также обосновано положение о том, что в современной культуре сейшельцев, несмотря на давление колониальной администрации, элементы африканских культур сохранились и продолжают существовать, а не исчезли, как считалось до недавнего времени.

Практическое значение работы определяется возможностью использовать ее материалы и выводы при подготовке учебных курсов по этнографии и антропологии Сейшельских островов, а также при написании работ, посвященных этнической истории этногенезу и культуре современных сейшельцев.

16

Кроме того, практическое значение работы определяется тем, что содержащиеся в ней сведения позволяют связать современных сейшельцев, предки которых были африканцами, с конкретными этносами и этническими группами Африканского континента.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Африканский компонент в культуре населения Сейшельских островов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования в диссертации выявлены и систематизированы основные африканские компоненты в культуре современного населения Сейшельских островов.

На основе анализа архивных и литературных источников, полевых материалов и собственных наблюдений автор пришёл к следующим основным выводам:

Своеобразное географическое положение Сейшельских островов и связанная с ним история их заселения оказали определяющее влияние на формирование креольской культуры сейшельцев. Ко времени появления на островах европейцев они не были населены и это обстоятельство наложило особый отпечаток на складывающуюся здесь в XVIII - XIX вв. культуру, определили ведущую роль в ней африканского компонента, так как именно африканцы, вначале рабы, а в дальнейшем освобожденные из рабства, составили на Сейшелах основной массив населения.

Хотя в настоящее время сейшельцы представляют смешанный в расовом отношении народ, переживающий в своей этнической истории этап консолидации всех расселившихся на архипелаге этнических и антропологических групп, тем не менее, большинство населения Сейшел является потомками африканцев, завезённых на эти острова из Африки в период существования системы работорговли и плантационных систем хозяйства.

Привлечение к исследованию нового источника - "Списка африканцев", завезенных на острова в течение 1861-1872 гг., позволило не только определить этническое происхождение части освобождённых рабов, но также открыло возможность установления реальных этнических корней (генеалогии) значительной части современного населения Сейшел, что в современных условиях роста этнического самосознания граждан

Сейшельской Республики является чрезвычайно важным для современных Сейшельцев.

Исследование, "Списка африканцев 1861-1872 гг.", дало принципиально новую информацию к проблеме этнической истории современного населения архипелага. Даже несмотря на то, что удалось реконструировать сравнительно небольшой процент африканских этнонимов, нашедших отражение в документе, стало совершенно очевидным, что предками современных сейшельцев африканского происхождения являются представители значительного числа африканских общностей, расселенных в XIX в. на обширной территории от Индийского до Атлантического океана, включая не только бантуязычные, но и пилотские группы и группы Гвинейского побережья.

В условиях плантационной системы хозяйства, когда завозившиеся на архипелаг представители различных африканских общностей теряли свои родственные и этнические связи, традиционная культура имигрантов-африканцев быстро теряла свою специфическую окраску. Только единичные элементы этой культуры вошли в общий креольский фонд культуры современных Сейш ел.

И тем не менее отдельные черты этой культуры удается выявить -в домостроительстве, в приемах хозяйствования, в производстве бытовой утвари, в местных ремеслах, в верованиях и в фольклоре.

Конечно сегодня в культуре населения Сейшельских островов не так много явных компонентов материальной и духовной культуры представителей или потомков этнических групп Африки, но они явно присутствуют, а при продолжении дальнейших профессиональных исследований по этнографии архипелага, вполне возможно еще будут найдены и пополнят наши современные представления о культурных связях населения Сейшел и Африканского континента.

 

Список научной литературыМеритон Эриниа Ромелиа, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Алексеев В. П. География человеческих рас. М.,1974.

2. Алексеев В. П. К антропологической классификации коренного населения Африки //Проблемы африканистики. М., 1973.

3. Алексеев В. П. Этногенез. М.,1986.

4. Антология исследований культуры. Том 1. СПБ., 1997

5. Африка: взаимодействие культур. М., 1989.

6. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.,1983.

7. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.,1973.

8. Дридзо А. А. Ямайские маруны: (Историко-этнографический очерк). М„ 1968.

9. Дридзо А. А. Этнокультурные процессы в Вест-Индии: на материале малой этнической группы. Л., 1978.

10. Дьячков М. В. Язык крио. М., 1981.

11. Жуков А. А. Креольские языки. М., 1987.

12. Жуков А.А. Культура, язык и литера! ура Суахили (доколониальный период). Л., 1983.

13. Жуков А. А. Суахили: язык и литература. СПБ. 1997.

14. Иматов А. Журналистика по-сейшельски // Журналист. 1975. №10.

15. Коровиков В.И. Оазис в океане: путешествие по Сейшельским островам. М., 1983.

16. Кулик С. Сафари. Путешествия по Восточной, Центральной и Южной Африке. М., 1971.

17. Кулик С. Ф. Мозамбиские сафари. N4., 1986.

18. Львова Э. Этнография Африки. М., 1984.

19. Мишин П. Сейшельские острова // Международная жизнь. 1976. №7.

20. Народы и религии мира. Энциклопедия/Под ред. В.А.Тишкова и др. М., 1998.

21. Обзор докладов на симпозиуме, посвященном 150-летию отмены рабствана островах Индийского океана // Африка: колониализм и антиколониализм ( XIX-XX вв) М., 1990.

22. Олеров Ю. "Туристы" с автоматами: провал вторжения наемниковСША и ЮАР на Сейшельские острова // Вокруг света. 1982. №8.

23. Ольдерогге Д. А. Народы Африки.// Очерки общей этнографии. Автралия и Океания, Америка, Африка. М., 1957.

24. Ольдерогге Д.А. Антропологическая классификация современные народов Африки // Народы Африки. М., 1959.

25. Ольдерогге Д.А. Народы Африки//Серия «Народы мира». Этнографические очерки/Под ред. С.П.Толстова. М.,1954.

26. Ольдерогге Д.А. Сказки народов Африки. М.-Л., 1959.

27. Омучкин-Тимофеев А. Сейшельские острова // Агитатор. 1976.№7.

28. Опиты по источниковедению. Древнеруская книжность. Археография, палеография, кодикология.СПб., 1999.

29. Попов В.А. Этносоциальная история аканов в XVI-XIX веках. М., 1990.

30. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. М., 1963.

31. Серлин А. Острова, где дуют муссоны. М., 1965.

32. Тайлор Э.Б. Первобытная куртура. М, 1989.

33. Толмасов В.А. Острова легендарных сокровищ // На суше и на море. М„ 1975.

34. Цветкова А. Н. Фотография как антропологический источник: Автореф. Дисс. М., 1976.

35. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культура. М,, 1971

36. Шегрен Б. Осколки континента. М, 1983.

37. Щацкий Е. Утопия и Традиция. Варшава. 1971.

38. African Ethnonyms and Toponyms // The General History of Africa.

39. Studies and doc.6. Paris. 1984.

40. Annal Maritime and Colonial 1871 год // Seychelles National Archive. Victoria. 1871.

41. Baden-Powell R. The Downfall of Prempeh. A Diary of life with the Native in Ashanti, 1895-96. London. 1896.

42. Benedict B. The human population of the Seychelles // Biogeography and Ecology of Seychelles Islands. Boston. 1984.

43. Benedict B. and Benedict M. Men, Woman and Money in Seychelles. Los Angeles. 1982.

44. Bradley J. T. The History of the Seychelles. Victoria. 1940.

45. Corner C. and Baker P. Universals, Substrata and the Indian Ocean Creoles/ZSubstrata Versus Universals in Creole Genesis. April 1985. Amsterdam. 1986.

46. Currev J. The Creation of Tribalism in Souththern Africa. London. 1989.

47. Edwars Т. 11. Seychelles Archipelago. 1983.

48. Fra3er J.G. The Native Races Of Africa and Madagascar. London. 1938.

49. Harley G.W. Native African Medicine. Cambrige. 1941.

50. Lagercrants S. Contribution to the Ethnography of Africa. London. 1950.

51. Lee C. Seychelles Political Castways. London. 1976.

52. Lionnet G. The Seychelles. Devon., 1972.

53. Murdock P. G. Africa: its People and Their Culture History. London. 1959.

54. Muysken P. And Smith N. Problems in the Identification of Substratum Feature in the Creoles Language // Substrata Versus Universals in Creole Genesis. Amsterdam. 1986.

55. Nwulia M. The History of Slavery in Mauritius and the Seychelles, 18101875. N. Y., 1981.

56. Omer-Cooper J.D., History of Southern Africa, 2da.ed. Cape -town, 1994.

57. Rene F. A. State of the Nation Address before the National Assembly/YSeyehelles Nation 24.02.1999.Victoria. 1999.118

58. Rodney W. How European Underdeveloped Africa.London. 1972.

59. Spear T. and Waller R. Being Maasai, London. 1993.

60. The African Population of Mauritius and the Tribes from which it was Derived. Port-Louis. 1932.

61. The Encyclopedia Americana. USA. 1963.

62. Athol T. Forgetten Edem: A view of the Seychelles Islands in the Indean Ocean. London. 1968.

63. Vine P. Seychelles. London. 1972.

64. Неопубликованные источники

65. Interesting list of Slaves showing "caste" or Country of origin. National Archives, Victoria. Seychelles. 1827.

66. Number of Africans liberated from Arab Dhows by the British Navy between 1861 and 1872 and brought to Seychelles. National Archives, Victoria, Seychelles.

67. Political Exiles. Ashanti-Ex-King Prempeh and others. Vol. I-V. 19171923. National Archives. Victoria. Seychelles.

68. Register of Liberated Africans from 1861-1872. National Archives, Victoria. Seychelles.

69. ЙВ President France Albert Rene.

70. President's Office Mr France Albert Rene President of the Republic of Seychelles

71. Mr Norman Weber Secretary of State

72. Vice-President's Office Mr James Michel Vice-President

73. Ministry of Economic Planning Mr Emmanuel Faure Principal Secretary

74. Ministry of Information Technology and Communication Mr Enrol Dias Principal Secretary

75. President Fra new administi the approval с the National I ing.1. The new С

76. Ministry of Finance Mr Francis Chang-Leng Principal Secretary

77. Ministry of Environment and Transport Mr Maurice Loustau-Lalanne Principal Secretary

78. Mr Joseph Belmont Minister for Industries and International Business

79. Mr Joel Morgan Principal Secretary1

80. Ms Sylvette Pool Minister for Local Government and Sports

81. Mr William Herminie Minister for Social Affairs and Manpower Development

82. Mrs Maija MacGaw Principal Secretary

83. Mr Patrick Nanty Principal Secretary1. Mr! Minister I

84. Ms Simone de Comarmond Mr Jeremie Bonnelame

85. Minister for Tourism and Minister for Foreign Affairs Civil Aviation

86. Mr Bertrand Rassool Principal Secretary1. Mr Jc Princ

87. Mr Alain Butler-Payette Principal Secretary

88. Tuesday at State House before President Rene whereupon the Ministers asspmed their new portfolios immediately.

89. Secretary in the Ministry of Health, Ms Noellie Alexander and Mr Danny Faure who was the Leader of Government Business in the last National Assembly.

90. The new Cabinet and top government officials are presented in our organisation chart.

91. Mr Danny Faure Mr Ronny Jumeau

92. Minister for Education Minted for Agricultureand Marine Resourcesolor Ernesta for Land Use and Habitatiseph Nourrice ipal Secretary

93. Sister Jude Burke Principal Secretary1. Principal Secretary

94. Mr Jacquelin Dugasse Minister for Health

95. Mrs Marie-Ange Hoareau Principal Secretary

96. Ms Noellie Alexander Mr Patrick Pillay

97. Minister for Administration Minister for Youth and1. Culture

98. Ministry of Internal Affairs Mr Andre Quilindo Commissioner of Police

99. Mrs Francoise Shroff Principal Secretary

100. Ministry of Defence Col Leopold Payet Chief of Staff

101. Department of Legal Affairs Mr Francis Chang Sam Attorney General

102. Неопубликованные фотографии освобожденных африканцев из Сейшельского национального архива10®1. Л/ t/' Л,у• '.'f 's-ipf Ct o/ 6» ^btb ъ i л } Soi&JV

103. Ч-с Л.' So/Siy /Ас Sf f r+V.dt.7 ^ ^ /1. AV —- //lave, Siiriwrd-'fj-^rvi* -L /^'jt i' <■"