автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Аксиологические модели в структуре художественного мира У. Фолкнера
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Делазари, Иван Андреевич
Введение.
Глава первая. «Свет в августе»: принцип контрапункта.
§ 1. Структура художественного мира «Света в августе».
§ 2. Структура сюжета романа.
§ 3. Анализ повествовательных субъектов.
§ 4. Персонажи «Света в августе» и системы ценностных установок
Глава вторая. «Авессалом, Авессалом!»: принцип обрамления.
§ 1. Структура художественного мира романа.
§ 2. Смысловая организация сюжета: обгцая характеристика.
§ 3. Система повествовательных субъектов в романе.
§ 4. Сюжет романа: принципы изложения.
§ 5. Параллелизм в системе персонажей и функционирование южной нормативно-ценностной системы в художественном мире романа «Авессалом, Авессалом!».
Глава третья. «Реквием по монахине»: принцип контаминации
§ 1. Строение художественного мира «Реквиема по монахине»
§ 2. Сюжетная организация романа.
§ 3. Методы художественного изображения и субъекты высказывания в романе «Реквием по монахине».
§ 4. Аксиологический модели в сознании персонажей «Реквиема».
Глава четвертая. «Притча»: принцип деконкретизации.
§ 1. Заглавие и жанр.
§ 2. Художественный мир «Притчи».
§ 3. Структура сюжета романа.
§ 4. Повествовательные субъекты в «Притче».
§ 5. Принципы распределения информации внутри художественного мира.
§ 6. Расстановка персонажей в романе и нормативно-ценностные системы.
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Делазари, Иван Андреевич
Диссертационная работа посвящена творчеству Уильяма Фолкнера (1897 — 1962). В фокусе исследования находятся проблемы, актуальные для интерпретации прозаических произведений американского писателя в ценностных категориях. Основными объектами рассмотрения являются материал, предоставляемый художественным текстом для интерпретации, инкорпорированные в тексте аксиологические модели и повествовательные стратегии, направленные на формирование читателем оценочных суждений. Проблематика исследования представляет интерес в свете специфического статуса изучаемого автора, ставшего классиком еще при жизни и до сих пор вызывающего споры о значении эстетических средств, использованных им при передаче содержательных аспектов художественного текста, и о самом содержании смыслового сообщения.
Аксиологический» подход к художественному произведению представляется частью любого акта его восприятия, будь то строгий научный анализ или чтение ради удовольствия. Из всего спектра понятий, включаемых в область аксиологии, а именно, из существующих наборов и классификаций ценностей (нравственные, эстетические, практические, религиозные и т. д.) основной акцент в диссертации делается на ценности морально-этического свойства. При этом следует учитывать, что общие основания теории ценности справедливы и для ценностных рядов, которые эмпирически квалифицируются как отдельные от нравственной сферы.
Читатель литературного произведения неизбежно, с той или иной степенью осознанности, оценивает прочитанное в этических категориях (добро/ зло, хорошо/ дурно), становясь тем самым на ту или иную ценностную позицию по отношению к полученной информации. В качестве наиболее общих ценностных категорий выступают «положительность» и «отрицательность» того или иного явления, вычленяемые и в других ценностных рядах (приятное/ неприятное, прекрасное/ безобразное, полезное/ вредное, и т. п.).
В философской этике в качестве основных категорий выделяются добро и зло как наиболее общие понятия «морального сознания», служащие для «положительной и отрицательной оценки явлений действительности»1. Находясь между собой в отношениях логической противоположности, они вместе с тем представляют собой стороны одной медали, принадлежа единой шкале, и в этом смысле могут быть сведены к одной категории (моральность); говоря об одной из них, мы с неизбежностью затрагиваем другую.
В ходе вынесения моральных оценок человек склонен искать четких определений добра и зла, которые придали бы им статус объективно существующих явлений. При этом он вынужден либо прийти к принципиальной неопределимости добра и зла, поскольку все возможные дефиниции соответствовали бы лишь частным случаям — «отдельным видам добра» (теория Дж. Мура) , либо возвести определенную ценностную позицию — то, что считается добром — в ранг объективной - то, что является добром (нормативные этики) . Между тем, категории добра и зла являются не дескриптивными (описывающими какое-либо объективное свойство предмета), а пре-скриптивными, оценочными. Соответственно, различия в трактовке той или иной вещи как «доброй»/ «не доброй» проистекают из «различий моральных позиций оппонентов»4. Эти позиции удобно обозначить термином аксиологические модели, понимая под ним сово
1 Словарь по этике. М., 1983. С. 97.
2 Максимов Л. В. О дефинициях добра: логико-методологический анализ II Логический анализ языка. Языки этики. М., 2000. С. 17.
3 Там же. С. 22.
4 Там же. С. 24-25. купность ценностных представлений и моральных установок, определяющих поведение индивида и выносимые им оценки окружающего мира. Аксиологические модели локализованы в сознании их носителей - людей. Интерсубъектный инвариант аксиологической модели - комплекс ценностных представлений и поведенческих норм, принятых в рамках определенного социума и разделяемых большинством его представителей — обозначим понятием нормативно-ценностная система, принимая во внимание, что в целом эти два термина (аксиологические модели и нормативно-ценностные системы) синонимичны и взаимозаменяемы там, где количество носителей той или иной ценностной парадигмы не имеет существенного значения.
При рассмотрении принципов функционирования аксиологических моделей/ нормативно-ценностных систем в тексте литературного произведения необходимо разграничить моральную интерпретацию художественного произведения и изучение этических парадигм в художественном тексте, которому посвящена настоящая работа. При интерпретации мы должны были бы определить, что в произведении является добром, а что — злом, либо выбирая в качестве критериев разделения добра и зла собственные представления и установки (позиция наивного читателя, помещающего себя в произведение: «я бы так не сделал, ибо это нехорошо»), либо стараясь, следуя внутренней логике произведения, прояснить авторскую интенцию — ценностную позицию автора («что же автор хотел сказать»). В этом случае главная задача - интерпретировать, оценить. Собственно интерпретация/ оценка не является целью диссертационного исследования; в его фокусе находится скорее механизм интерпретации.
Изучение аксиологических моделей, содержащихся в художественном мире, предполагает не формирование оценочной позиции по отношению к изображаемому или реконструкцию авторских моральных установок, но выявление в тексте предмета оценки (что оценивается) и оснований для нее (каковы заложенные в тексте интерпретационные стратегии). Непосредственным объектом исследования выступает художественный мир произведения, поскольку именно ему принадлежат явления, которые получают оценку - персонажи, их поступки, события. Кроме того, художественный мир содержит набор готовых оценок, выносимых в пределах художественной реальности - персонажами, повествователями.
Созданный У. Фолкнером художественный мир принято считать одним из главных достижений писателя. Вместе с тем, за Фолкнером закреплена репутация автора, произведения которого наполнены глубочайшим моральным содержанием. Способы построения художественного мира и представленные в нем аксиологические модели, а также взаимодействие формальных и содержательных аспектов прозы Фолкнера являются важнейшими условиями для понимания его художественных произведений. Необходимость рассмотреть ценностный аспект произведений Фолкнера в связи с их поэтикой проистекает, таким образом, из специфики данного автора.
Структура художественного мира в целом не ограничивается его предметным наполнением. Она напрямую зависит от способов, с помощью которых автор произведения воплощает вымышленную реальность в тексте. Поэтому специфика сюжетной организации, принципы изложения, набор повествовательных субъектов, методы художественного изображения, — иными словами, проблемы поэтики литературного произведения, — окажутся в центре нашего внимания при анализе художественного произведения наравне с содержательными моментами, такими, как поступки персонажей и высказываемые ими оценочные суждения, на основании которых можно представить действующие в художественном мире аксиологические модели. Подчеркнем, что в рамках такого подхода невозможно провести грань между формой и содержанием; поэтика художественного произведения одновременно является его проблематикой и порождает такие смысловые особенности, значение которых для интерпретации текста трудно переоценить. Как справедливо указывает Э. М. Керр, исследуя иную проблематику творчества Фолкнера, «моральные суждения внутренне присущи художественной прозе; структурные и технические особенности являются средствами передачи . моральных суждений»1.
Методологическая база диссертационного исследования включает в себя теоретические труды отечественных и зарубежных литературоведов: работы М. М. Бахтина, Б. А. Успенского, Цв. То-дорова, русских формалистов, и др. Отдельно следует упомянуть феноменологическую эстетику Романа Ингардена и теорию эстетической реакции Вольфганга Изера. Кроме того, множество ценных методологических посылок было почерпнуто автором диссертации из специальных исследований творчества Фолкнера, выполненных в русле огромного количества подходов к литературоведческому анализу (новая критика, психоанализ, постструктурализм, мифокритика и т. д.).
Проза Уильяма Фолкнера многократно становилась объектом рассмотрения. Внимание уделялось как творчеству американского писателя в целом, так и отдельным его аспектам, в том числе нравственной проблематике произведений. Этическое содержание фолк-неровских текстов попадало в поле зрения зарубежных и российских
1 Kerr E. M. William Faulkner's Yoknapatawpha: "A kind of keystone in the universe". NY, 1983. P. литературоведов, таких, как К. Брукс, О. Викери, Н. Полк, Э. М. Керр, Дж. Хант, Ф. Хоффман, Дж. Голд, Н. А. Анастасьев, А. Н. Ни-колюкин, А. М. Зверев, А. К. Савуренок, А. А. Долинин. Однако значение структурных аспектов художественной организации. для интерпретации произведений Фолкнера в этических категориях не было раскрыто в полной мере: фолкнероведы либо занимались «формальной» стороной прозы исследуемого автора, либо делали акцент на собственное истолкование ценностного содержания. Новизна исследования, таким образом, лежит в области предлагаемого в нем подхода к творчеству американского писателя.
Художественный мир Фолкнера с наибольшей полнотой и масштабностью реализуется в его романном творчестве, поэтому в качестве материала в диссертации используются романы. Выявление аксиологических моделей в структуре художественного мира и рассмотрение повествовательных приемов, имеющих значение для этической интерпретации произведения, требуют тщательного и подробного анализа текста, что неизбежно ограничивает количество романов, рассматриваемых в рамках кандидатской диссертации. В настоящей работе детально разбираются четыре романа У. Фолкнера: два «классических» текста периода «расцвета» (1930-е гг.), «Свет в августе» и «Авессалом, Авессалом!», и два «поздних» произведения эры «признания» (1950-е гг.), «Реквием по монахине» и «Притча». Являясь фундаментальными образцами прозы американского писателя, представляя разные периоды его творчества, четыре названных романа могут считаться для всего творчества У. Фолкнера.
Итак, целями данной работы являются: анализ структуры художественного мира четырех романов У. Фолкнера и выделение основных составляющих художественного мира, актуальных для ценностной интерпретации рассматриваемых текстов; выявление представленных в рамках художественного мира аксиологических моделей и характера их взаимодействия с особенностями повествовательной организации; определение тех аспектов поэтики исследуемых произведений, которые выступают в каждом из них в качестве смыслообразующих элементов; раскрытие имманентных тексту принципов, потенциально влияющих на читательскую интерпретацию.
Круг проблем, которые необходимо затронуть в рамках раскрытия темы диссертации, предопределяет общую структуру каждой главы, которая включает в себя описание строения художественного мира, принципы организации сюжета, систему повествовательных субъектов и расстановку аксиологических моделей в конкретном произведении. Наличие незначительных вариаций и дополнительных разделов в отдельных главах проистекает из особенностей того произведения, о котором идет речь в данной главе.
Работа состоит из введения, четырех глав, разбитых на тематические разделы, заключения. Название каждой главы содержит указание на основной принцип, влияющий на ценностную организацию в поэтике данного романа.
Корпус посвященных прозе писателя литературоведческих и литературно-критических текстов насчитывает сотни монографий и тысячи статей. Фолкнер — самый исследуемый американский автор. В связи с этим не представляется возможным поместить в конце диссертации полную библиографию вторичных источников по Фолкнеру; представленный список использованной литературы включает лишь книги и статьи, с которыми автор диссертации ознакомился в процессе работы и которые он прямо или косвенно задействовал в основном тексте.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Аксиологические модели в структуре художественного мира У. Фолкнера"
Заключение
•
В диссертации произведен анализ четырех романов Уильяма Фолкнера, представляющих собой важнейшие вехи его творчества. Проделанная работа позволила продемонстрировать существенную взаимосвязь между воплощаемыми в художественном тексте аксиологическими моделями и поэтикой романов. Объединение этих двух плоскостей литературного произведения, традиционно воспринимаемых как отдельные («содержание» и «форма»), осуществляется в структуре художественного мира. Взаимодействие ценностно на-^ груженных факторов художественного мира и принципов, лежащих в основе его изображения и формальной организации, порождает заключенные в тексте интерпретационные стратегии, которые влияют на трактовку морально-этического сообщения конкретного произведения.
Структура художественного мира всех проанализированных текстов демонстрирует определенное единообразие. Основные компоненты художественной реальности каждого романа — пространство, время, нормативно-ценностная система - составляют нерастор-• жимые комплексы с чрезвычайно интенсивным аксиологическим наполнением. Специфика романов Йокнапатофского цикла («Свет в августе», «Авессалом, Авессалом!», «Реквием по монахине») заключается в центральном для прозаического творчества Фолкнера эстетическом задании — порождении вымышленного округа. География художественного мира (его пространственное расположение в южных штатах), история (временное соотношение прошлого и настоящего в рамках каждого произведения цикла) и идеология (норматив-Ф но-ценностный контекст «южного мифа») представляют собой основу реализации аксиологических моделей в романах и имеют решающее значение для конфигурации их носителей — персонажей — в плане занимаемых ими ценностных позиций. Методы порождения художественной реальности в каждом конкретном тексте свои, но общая пространственно-временная и идеологическая матрица обнаруживается во всех трех романах.
Принципы контрапункта («Свет в августе»), обрамления («Авессалом, Авессалом!») и контаминации («Реквием по монахине») являются доминирующими художественными стратегиями в повествовательной актуализации мира Йокнапатофы. Конкретная история, находящаяся в сюжетном фокусе произведения, всегда тесно переплетена с «общей» историей художественной реальности. Наблюдается рост этой тенденции в структуре цикла, от более «частных» сюжетных коллизий в «Свете в августе» (и написанных ранее произведениях «саги»), через сопоставление частной и общей истории в «Авессаломе», к масштабной контаминации драматической ситуации и широчайшей исторической перспективы в «Реквиеме».
В целом перечисленные принципы построения художественного мира справедливы и для не входящего в йокнапатофскую сагу романа «Притча». Отказ автора от «южного» материала и обращение к «мировому» масштабу художественной реальности продиктованы специфическими художественными задачами, отраженными в заглавии. Установка на деконкретизацию всех элементов романной действительности и последовательное проведение евангельской аналогии (последнее обстоятельство характерно для прозы Фолкнера-романиста в целом, где библейская картина мира неизменно присутствует, воплощаясь иными способами) не снимает, однако, комплексного характера структуры художественного мира. Пространство и время романа «встречаются» в деконкретизированном событии мировая война), аналогичном по своим функциям понятию «Юг» в историко-географическом аспекте романов о Йокнапатофе; аксиологический контекст художественного мира определяется «военной» нормативно-ценностной парадигмой, функционально соответствующей «южному мифу». В отношении же общих тенденций фолк-неровского творчества (от конкретного к всеобщему) «Притча» выступает логическим продолжением йокнапатофской линии.
Информационная структура сюжета и система повествовательных субъектов каждого из рассмотренных романов демонстрирует как формальные отличия от других произведений, так и существенные сходства с ними в методах организации этической оценки. У Фолкнера нет двух одинаковых романов. Писатель использует в своем творчестве самые разные нарративные техники. Так, повествовательные субъекты могут быть «спрятаны» за формально «авторским» изложением от первого лица («Свет в августе», «Притча») или отчетливо выделены в повествовательной рамке («Авессалом»); рознится от романа к роману и набор повествовательных субъектов. Однако сама установка на множественность источников предоставляемой сюжетом информации, принципиальная для вынесения читательских оценок по поводу прочитанного, универсальна в рамках фолкнеровской романной прозы.
Внутри художественного мира романов постоянно протекают повествовательные процессы, включающие изложение тех или иных информационных блоков и их ценностную интерпретацию. Будь то «рассказы в рассказе» («Авессалом»), высказывания-реплики в рамках драматического диалога («Реквием»), или «речи» абстрактного свойства («Притча»), в романах Фолкнера мы сталкиваемся с различного рода нарративами, помещенными внутрь произведения. Персонажи, населяющие художественный мир, периодически оказываются в смоделированной автором ситуации, аналогичной положению читателя, что не может не влиять на читательскую позицию.
Помимо сложности и фрагментированности повествовательных моделей, лежащих в основе построения сюжета по сравнению с фабулой (хронологические перестановки, ретроспективные блоки, «неясность» описания и т. п.), в романах выявляется подчеркнутая тенденция автора придавать сведениям, составляющим сюжетный корпус, проблематичный статус в плане их истинности. Невозможность добраться до «фактов», отсутствие оснований для верификации получаемой персонажами и читателем информации, неприкрытая подтасовка или сознательное использование модуса предположения в рассказе о событиях — все это чрезвычайно характерно для фолкнеровского романа. Особенно явственно это проявляется в романах о Иокнапатофе.
Осведомленность героев играет существенную роль в процессе вынесения оценок. Анализ романов показывает, что в художественном мире зависимость между «объективной реальностью» (события, личности, поступки) и априорным «знанием» о ней (представления в рамках нормативно-ценностной системы) приобретает обратный характер: не «объективные» сведения становятся решающими для положительной/ отрицательной оценки явления, но презумпция, обусловленная ценностной ориентацией субъекта. Информационная иерархия в «Притче», совпадающая с набором аксиологических моделей в ней, как нельзя лучше иллюстрирует эту особенность: герой знает ровно столько, сколько позволяет ему система принятых им установок.
Персонажам Фолкнера приходится существовать в зоне действия жесткого доминирующего нормативно-ценностного контекста художественного мира. Система персонажей каждого из исследованных романов демонстрируют самые разные степени солидарности носителей аксиологических моделей с главенствующей нормативно-ценностной системой, от полного усвоения («город» Джеф-ферсон в «Авессаломе» и «Свете в августе», Таббс в «Реквиеме», Лаллмон и Биде в «Притче») до прямого антагонизма (носители альтернативных нормативно-ценностных систем: Джоанна в «Свете в августе», Саттерфилд в «Притче»). При этом у Фолкнера чаще всего персонажи наделяются аксиологическими моделями — вариантами принятой нормативно-ценностной системы. Те или иные ситуации в романной реальности, провоцирующие этический конфликт, часто становятся моментом крушения системы ценностных представлений персонажа, распада аксиологической модели в его сознании. Герой оказывается перед лицом противоречий, справиться с которыми он не в силах, поскольку возможность их разрешения лежит вне зоны действия имеющейся ценностной парадигмы (Генри Сатпен и Квентин в «Авессаломе», Темпл в «Реквиеме», Граньон и Левин в «Притче»).
Потенциал положительной оценки заложен в целом ряде фолкнеровских персонажей, как правило, соотносимых с христианскими мотивами (Капрал, Лина Гроув). Однако, во-первых, это всегда лишь потенциал, а не завершающая готовая оценка автора, а во-вторых, христианские ассоциации сопутствуют также героям, чья «положительность» весьма спорна (Кристмас, Нэнси). Однозначность навязываемых трактовок не свойственна ни одному из проанализированных текстов, включая «поздние».
В связи с этим хотелось бы указать на перспективу дальнейшего исследования творчества Фолкнера в рамках рассматриваемой проблематики. В процессе работы над диссертацией автор изучал и другие произведения Фолкнера, в том числе — роман «Непобежденные», составленный из созданных ранее и переработанных для отдельного издания рассказов о Сарторисах. Произведение сложилось в единое целое, когда был написан рассказ «Запах вербены» (1938), образовав любопытную модификацию «романа воспитания», поскольку в этом рассказе смена нормативно-ценностных парадигм происходит в рамках одного сознания (Баярд)1. Столь последовательно проведенная автором идея «воспитания» как раз и может служить выражением завершенной ценностной позиции, к которой автор приводит своего читателя. В поздних произведениях, которые упрекались критикой в дидактизме, ничего подобного не наблюдается.
Поэтика поздних романов Фолкнера демонстрирует не оскудение, но, напротив, расширение палитры художественных средств, освоение новых повествовательных моделей. В обоих проанализированных текстах позднего периода налицо эксперимент с романной формой (контаминация жанров в «Реквиеме» и деконкретизация fable в «Притче»).
Вместе с тем, общие принципы функционирования аксиологических моделей в структуре художественного мира всех четырех произведений сходятся в незавершенности ценностной картины, предстающей перед глазами читателя романов Уильяма Фолкнера.
1 Подр. об этом см.: Делазари И. А. «Непобежденные» У. Фолкнера: к вопросу о нормативно-ценностной системе/7 Материалы XXXI всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 19. Ист. зар. литератур. 4.1. СПб., 2002. С. 31 - 34.
Список научной литературыДелазари, Иван Андреевич, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Faulkner W. Absalom, Absalom! Moscow: Progress, 1982. -415 c.
2. Faulkner W. The collected short stories of William Faulkner. Vol. 2: These Thirteen. London: Chatto & Windus, 1958. 272 p.
3. Faulkner W. Essays, speeches and public letters /Ed. by J. B. Meriwether. NY: Random House, 1965. XVI, 233 p.
4. Faulkner W. and Cowley M. The Faulkner — Cowley file. Letters and memories, 1944 1962. NY: Viking press, 1966. - 184 p.
5. Faulkner W. Faulkner in the University. Class conference at the Univ. of Virginia 1957. Charlottesville: University of Virginia Press, 1959. -XII, 295 p.
6. Faulkner W. Go Down, Moses. Intruder in the Dust. Requiem for a Nun. A Fable //Faulkner W. Novels 1942 1954. NY: The Library of America, 1994. P. 1 -1072.
7. Faulkner W. The Hamlet. NY: Random House, 1964. 366 p.
8. Faulkner W. Light in August. Harmondsworth (Mx): Penguin, 1977. 381 p.
9. Faulkner W. Lion in the garden. Interviews with William Faulkner /Ed. by J. B. Meriwether and M. Millgate. NY: Random House, 1968. XVI, 299 p.
10. Faulkner W. The Mansion. NY: Random House, 1959. 436 p.
11. Faulkner W. Mosquitoes. NY: Dell, 1965. 288 p.
12. Faulkner W. The Portable Faulkner. Harmondsworth (Mx): Penguin, 1977. -XXXVII, 724 p.
13. Faulkner W. Pylon. NY: Random House, 1962. 315 p.
14. Faulkner W. The Reivers. NY: Vintage, 1992. 305 p.
15. Faulkner W. Sanctuary. Harmondsworth (Mx): Penguin, 1965. 253 p.
16. Faulkner W. Sartoris. NY, Scarborough (Ontario): New American Library, 1964. -319p.
17. Faulkner W. Selected letters of William Faulkner. NY: Random House, 1977. -XVII, 489 p.
18. Faulkner W. Soldier's Pay. Harmondsworth (Mx): Penguin, 1976.-266 p.
19. Faulkner W. The Sound and the Fury. NY: Vintage, 1987. 378 p.
20. Faulkner W. The Town. NY: Random House, 1957. 371 p.
21. Faulkner W. Uncollected stories of William Faulkner /Ed. by J. Blotner. NY: Random House, 1979. -XVII, 716 p.
22. Faulkner W. The Unvanquished. Harmondsworth (Mx): Penguin, 1975. -175 p.
23. Faulkner W. The Wild Palms. Harmondsworth (Mx): Penguin, 1975.-239 p.
24. Фолкнер У. Авессалом, Авессалом! М.: Гудьял-Пресс, 1999.-352 с.
25. Фолкнер У. Деревушка. М.: Художественная литература, 1964. — 391 с.
26. Фолкнер У. Город. М.: Художественная литература, 1965. 342 с.
27. Фолкнер У. Непобежденные. Сойди, Моисей. Осквернитель праха //Фолкнер У. Собр. соч.: в 6 тт. Т. 3. М.: Художественная литература, 1986. С. 7 629.
28. Фолкнер У. Особняк. М: Художественная литература, 1965. 447 с.
29. Фолкнер У. Пилон. М.: Текст, 2002. 365 с.
30. Фолкнер У. Реквием по монахине //Фолкнер У. Собр. соч.: в 9 тт. Т. 7. М.: Терра, 2001. С. 299 446.
31. Фолкнер У. Сарторис //Фолкнер У. Сарторис. Медведь. Осквернитель праха. М.: Прогресс, 1973. С. 22 325.
32. Фолкнер У. Свет в августе //Фолкнер У. Когда я умирала. Свет в августе. М.: Терра, 1999. С. 147-500.
33. Фолкнер У. Святилище //Фолкнер У. Собр. соч.: в 9 тт. М.: Терра, 2001. Т. 2. С. 397 554. Т. 9. С. 612 - 676.
34. Фолкнер У. Статьи, речи, интервью, письма. М.: Радуга, 1985. 488 с.
35. Фолкнер У. Шум и ярость. Когда я умирала. Притча //Фолкнер У. Притча. СПб: Азбука-классика, 2002. С. 17 928.
36. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тг. М., 1955.
37. Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М., 1969.
38. Новая философская энциклопедия: в 4х тт. Т. 1. М., 2000.
39. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991.
40. Словарь по этике. М., 1983.
41. Словарь русского языка: в 4х тт. Т. 1. М., 1957.
42. Current Literary Terms /By A. F. Scott. London, 1965.
43. Literary terms /By R. W. Barry. San Francisco, 1966.
44. Literary terms: A dictionary /By K. Beckson and A. Ganz. NY, 1987.
45. Oxford American Dictionary. NY, 1980.
46. The Oxford Dictionary of Phrase and Fable. Oxford; NY, 2000.
47. The Oxford Dictionary of the Christian Church. London, 1963.
48. Webster's Encyclopedic Dictionary. NY, 1941.щ
49. Webster's Dictionary of Synonyms. Springfield, 1941.
50. Webster's New American Dictionary. Boston; NY, 1940.
51. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Языки русской культуры, 1996. 447 с.
52. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.-502 с.
53. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.-363 с.
54. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
55. Ф 55. Библ1я. Книги Священного писан ¡я Ветхаго и Новаго Завета. СПб.: Синодальная типография, 1907. 208 с.
56. Витгенштейн JI. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. 520 с.
57. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. -148 с.
58. Выготский JI. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
59. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. 850 с.
60. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962.-572 с.
61. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
62. Кюнг Г. Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей //Логос. 1995. № 6. С. 117 126.
63. Логический анализ языка. Языки этики / Ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. 444 с.
64. Лотман Ю. М. Избр. статьи: в Зх тт. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.
65. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384 с.
66. Михайлов А. В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1996. 909с.
67. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. —344 с.щ 68. Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. 468 с.
68. Твен М. Жизнь на Миссисипи //Твен М. Собр. соч.: в 12 тт. Т. 4. М., 1960. С. 227-664.
69. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.; JL: Госуд. изд-во, 1927. -236 с.
70. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576с.
71. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 348 с.
72. Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатие, 1988. 454 с.
73. Ханзен-Леве О. А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М.: Языки русской культуры, 2001.-672 с.
74. Шкловский В. Б. Теория прозы. М.; Л.: Круг, 1925. 189 с.• 76. Cash W. J. The Mind of the South. NY: Doubleday, 1954. 444 p.
75. Clark T. D. The Emerging South. NY: Oxford University press, 1961. XIV, 317p.
76. Iser W. The Act of Reading. A theory of aesthetic response. Baltimore; London: John Hopkins University press, 1978. 239 p.
77. Iser W. The Implied Reader: Patterns of communication in prose fiction from Bunyan to Beckette. Baltimore: John Hopkins University press, 1974. XIV, 303p.
78. Iser W. Interaction between Text and Reader //Readers and Reading. London; NY, 1995. P. 106-119.
79. Singal D. J. The War within: From Victorian to Modernist thought in the South, 1919 1945. Chapel Hill: University of North Carolina press, 1982. - XII, 357 p.
80. Анастасьев H. А. Владелец Йокнапатофы. M.: Книга, 1991. -413 с.
81. Анастасьев Н. А. Преодоление или развитие? Фолкнер в свете классического опыта. //Вопр. лит. 1979. № 9. С. 86 125.
82. Ахмечет Л. Концепция человека у Дж. Конрада и американских писателей (Фиццжеральд, Хемингуэй, Фолкнер) //Вопр. нац. специфики произв. зар. лит. XIX XX вв. Иваново, 1979. С. 89 - 100.
83. Банах А. В. Антиномия закона соборности у Достоевского и Фолкнера ф //Проблемы литературных жанров. Ч. 2. Томск, 1999. С. 15-21.
84. Бернацкая В. И. Эксперимент в амер. прозе 20х гг. XX в. (У. Фолкнер, Д. Дос Пассос, Г. Стайн). Автореф. канд. фил. наук. М., 1976.-21 с.т.
85. Гаспарян Г. Р. Отражение стилистических концепций модернизма в структуре романа У. Фолкнера «Шум и ярость». Ереван: НМК МВИССО АрмССР, 1983. — 46 с.
86. Гиленсон Б. А. О романах У. Фолкнера 30-х годов и «Особняке» //Гиленсон Б. А. Американская литература 30-х гг. XX в. М.: Высшая школа, 1974. С. 165-171.
87. Грибанов Б.Т. Фолкнер. М.: Терра, 2001. 423 с.
88. Данелиа М. С. Сопоставительный анализ психологических новелл У. Фолкнера и Т. Вулфа: Автореф. канд. фил. наук. Тбилиси, 1985. — 24 с.
89. Денисова Т. Н. Vis-a-vis с экзистенциализмом. История и человек в мире • Фолкнера. //Денисова Т. Н. Экзистенциализм и современный американскийроман. Киев: Наукова думка, 1985. С. 83 102.
90. Денисова Т. Н. Негры в творчестве Фолкнера //Денисова Т. Н. Современный американский роман. Киев: Наукова думка, 1976. С. 180- 182.
91. Денисова Т. Н. С верой в человека //Денисова Т. Н. На пути к человеку. Киев: Наукова думка, 1971. С. 31 -77.
92. Долинин А. К вопросу о сравнит, анализе романов У. Фолкнера и Ф. М. Достоевского //Вопр. филол. VI межвуз. сб-к. JL, 1977. С. 157 167.
93. Дубовик И.В. Взаимодействие эпических жанров в творчестве У. Фолкнера (конец 30-х начало 40-х гг.): Автореф. канд. фил. наук. Тбилиси, 1990 . -16 с.
94. Емельянов В. С. Эволюция функции рассказчика в романах У. Фолкнера //Вопр. филол. VI межвуз. сб-к. JL, 1977. С. 167 -177.
95. Засурский Я. Н. Поток сознания. «Шум и ярость» У. Фолкнера //Засурский Я. Н. Американская литература XX в. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 222 249.
96. Затонский Д. В. Обнаруженный человек //Затонский Д. В. Искусство романа. XX век. М.: Художественная литература, 1973. С. 358 — 382.
97. Зверев А. Фолкнер против Компсонов //Зверев А. М. Дворец на острие иглы. М.: Советский писатель, 1989. С. 124 152.
98. Злобин Г. П. Тяжба со временем. //Злобин Г. П. По ту сторону мечты: ф Страницы американской литературы XX в. М.: Художественная литература,1985. С. 10-29.
99. Искоз-Долинин А. А. К вопросу о литературной традиции Ф. М. Достоевского в творчестве У. Фолкнера (Романы «Святилище» и «Реквием по монахине»)- Автореф. канд. фил. наук. JL, 1977. —18 с.
100. Камю А. Предисловие к «Реквиему по монахине» Фолкнера. //Камю А. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4. Харьков: Фолио, 1997. С. 567 -571.
101. Каули М. Уильям Фолкнер. Свежий взгляд на Фолкнера. //Каули М. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973. С. 210-243.
102. Костяков В. А. Трилогия У. Фолкнера. Автореф. канд. фил. наук. М., 1975.-22 с.
103. Костяков В. А. Американский роман сер. XX века: Концептуальность жанра. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988. 245 с.
104. Костяков В. Роман У. Фолкнера «Авессалом, Авессалом!»: (К вопросу ♦ композиционного своеобразия) //Вопр. нац. специфики произведений зар.лит. XIX -XX вв. Иваново, 1979. С. 100 - 112.
105. Кузнецов О. Н. Духовные потомки князя Мышкина в войнах и революциях XX века («Притча» У. Фолкнера, «Доктор Живаго» Б. Пастернака) //Достоевский и современность. Старая Русса, 1998. С. 78 — 83.
106. Ландор М. Творческий метод Фолкнера в становлении //Вопр. лит. 1971. №10. С. 110-135.
107. Лекомцев Ю. К. Об одном концептуальном приеме у Фолкнера (по роману "The Sound and the Fury") //Сб-к статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 133 135.
108. Ли М. И., Ниязова Т. Ф. Роль пространства и времени в романе Фолкнера «Когда я умирала» //Вопр. зар. филол. Самарканд, 1995. С. 31 40.
109. Маслова Н.В. Взаимоотношения протагониста и общины в романах Дж. Элиот «Адам Бид» и У. Фолкнера «Непобежденные» //Вестн. С.-Петерб. унта. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. Вып. 3. СПб., 1999. С. 101-103
110. Мендельсон М. О. У. Фолкнер «Особняк» //Мендельсон М. О. Роман США сегодня. М.: Советский писатель, 1977. С. 79-104.
111. Мотылева Т. О явлениях сложных и неоднородных. Уильям Фолкнер //Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М.: Советский писатель, 1966. С.ф 176-211.
112. Мотылева Т. Время реальное и романтическое О временных связях в романе «Шум и ярость». //Вопр. лит. 1966. № 6. С. 107 - 123.
113. Мотылева Т. Фолкнер и Достоевский //Мотылева Т. Достояние современного реализма. М.: Советский писатель, 1973. С. 258 261.
114. Натадзе М. Р. Выражение концепции времени Уильяма Фолкнера в композиции его предложения //Пространство и время в литературе и искусстве. Даувгавпилс, 1987. С. 46 47.
115. Николюкин А. Н. Романтические влияния в творчестве Фолкнера //Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. М.: Наука, 1968. С. 108-109.
116. Николюкин А. Н. Человек выстоит: Реализм Фолкнера. М.: Художественная литература, 1988. 300 с.
117. Николюкин А. Н. Достоевский и Фолкнер: типология схождений и различий //Николюкин А. Н. Взаимосвязи литератур России и США. М.: Наука, 1987. С. 264 284.
118. Павилёнене М.-А. В. Концепция и образ человека в творчестве Уильяма Фолкнера. Автореф. канд. фил. наук. Киев, 1977. 20 с.
119. Палиевская Ю. В. Уильям Фолкнер. М.: Высшая школа, 1970. — 79 с.
120. Палиевский П. В. Путь У. Фолкнера к реализму. Америка Фолкнера. Фолкнер и Камю. //Палиевский П. В. Пути реализма: Литература и теория. М.: Современник, 1974. С. 145 187.
121. Переяшкин В. В. Ф. М. Достоевский и «южная школа» в литературе США: На материале произведений У. Фолкнера и У. Стайрона //Преемственность в развитии литературы. Пятигорск, 1993. С. 98 -108.
122. Пестерев В. Притчевые формы и роман «Повелитель мух» У. Голдинга, «Притча» У. Фолкнера, «Золотой храм» Ю. Мисимы //Пестерев В. Модификации романной формы в прозе Запада 2-й пол. XX столетия. Волгоград, 1999. С. 21-58.
123. Развинова И. В. Новеллистический цикл У. Фолкнера «Непобежденные» (К проблеме становления личности) //Реализм в зар. лит. 19 в. Саратов, 1983. С. 66-90.
124. Савуренок А. К. Издержки обретенного мастерства: роман У. Фолкнера «Когда настал мой смертный час» //Вестник Ленинградского ун-та. Сер. 2, История, языкознание, литературоведение. 1990. Вып. 3. С. 44 54.
125. Савуренок А. К. Проблема южной общины в романе У. Фолкнера «Святилище» //Ист. и совр. в зар. лит. Л., 1979. С. 106 116.
126. Савуренок А. К. Роман У. Фолкнера «Авессалом, Авессалом!» //Пробл. личности в совр. зар. лит. Л., 1971. С. 109 -125.
127. Савуренок А. К. Романы У. Фолкнера 1920х 193 Ох годов и проблема творческой эволюции писателя. Автореф. докт. фил. наук. Л., 1979. — 32 с.
128. Савуренок А. К. Романы У. Фолкнера 1920х 193Ох годов. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. - 142 с.
129. Сартр Ж.-П. О романе «Шум и ярость». Категория времени у Фолкнера //Сартр Ж.-П. Ситуации. М., 1998. С. 267 286.
130. Семенова Л. Н. Принципы композиции в романе У. Фолкнера «Свет в августе» (в оценке американской критики) //Стилистич. исследования худ. текста. Якутск, 1991. С. 101 108.
131. Спивак В. Л. .Языковая характеристика художественного времени в романах У. Фолкнера. — Автореф. канд. фил. наук. Львов, 1979. — 20 с.
132. Старцев А. И. Трудный Фолкнер //Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. М.: Советский писатель, 1981. С. 356 374.
133. Степанян К. А. Анализ проблематики и стиля романов У. Фолкнера //Вестн. обществ, наук 1976. №1. С. 31 41.
134. Степанян К. А. Типы и функции повествователей в романах Ф. М. Достоевского и У. Фолкнера. Автореф. канд. фил. наук. М., 1978. — 29 с.
135. Степанян К.А. К истории повествовательных форм: (На материале произведений Ф. М. Достоевского и У. Фолкнера) //Контекст. 1985. М., 1986. С. 74-101.
136. Стеценко Е. А. Художественное время в романах У. Фолкнера //Науч. доклады высшей школы. Филол. науки, 1977. № 4. С. 36-46.
137. Стрелко Л. Ш. «Парадоксальная образность» в раскрытии негритянской проблемы (по роману У. Фолкнера «Свет в августе») //Сб. науч. трудов (Ташкентского гос. ун-та). № 543. Ташкент, 1977. С. 94 -102.
138. Стрелко Л. Ш. Негритянская проблематика романов Уильяма Фолкнера (К. 2Ох нач. 4Ох гт.) Автореф. канд. фил. наук. Тбилиси, 1981. -24 с.
139. Сучков Б. Уильям Фолкнер //Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: Советский писатель, 1967. С. 252 258.
140. Татарином JI. H. Пуританская традиция и роман У. Фолкнера «Свет в августе» //Тез. докл. межвуз. обл. научно-практической конф. литературоведов. Куйбышев, 1986. С. 65 67.
141. Татаринова JI. Н. Романы Фолкнера как система //Литература США XIX XX вв. Краснодар, 1985. С. 84 -102.
142. Татаринова Л. Н. «Терпение» в художественном мире Уильяма Фолкнера //Филология Philologica - 1993 - №1 - С. 56 - 58.
143. Топуридзе Э. Е. Поэтика романа Уильяма Фолкнера: Автореф. докт. фил. наук. Тбилиси, 1987. 46 с.
144. Уоррен Р. П. Уильям Фолкнер. //Уоррен Р. П. Как работает поэт. М.: Радуга, 1988. С. 141 158.
145. Финкелстайн С. Конфликт между гуманизацией и отчуждением. Уильям Фолкнер //Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблематика отчуждения в американской литературе. М.: Прогресс, 1967. С. 201 -214.
146. Цурганова Е. А. «Новая критика» и роман У. Фолкнера «Осквернитель праха» //Вестник Московского ун-та. Филология. 1969. № 3. С. 16 — 29.
147. Чаковский С. А. Анализ произведения как идейно-художественной целостности (на мат. романа У. Фолкнера «Шум и ярость») //Методология анализа лит. произведения. М., 1988. С. 303 333.
148. Чугунова Н. А. К вопросу о романтических традициях в творчестве Фолкнера //Нац. специфика произведений зар. литературы XIX XX вв. Иваново, 1998. С. 108 - 126.
149. Шардыко С. М. Нравственно-философская проблематика трилогии У. Фолкнера «Деревня», «Город», «Особняк» //Научно-теоретические и методические аспекты изучения литературы. Минск, 1991. С. 134 -163.
150. Шевлякова О. Н. Особенности поэтики трилогии Уильяма Фолкнера. Автореф. канд. фил. наук. М., 1977. 24 с.
151. Яценко В. И. О поэтике романа «южной школы» в литературе США («Гандиссимы» Д. В. Кейбла и «Авессалом, Авессалом!» У. Фолкнера) //Пробл. метода и поэтики в зар. лит. 19 20 вв. Пермь, 1985. С. 135 - 145.
152. Backman M. Faulkner: the major years. A critical study. Bloomington; London: Indiana University press, 1966. — XII, 212 p.
153. Bassett, J.E. Absalom, Absalom!: The limits of narrative form I I Mod. lang. quart. Seattle, 1985. Vol. 46. # 3/4. P. 276 292.
154. The Bear. Bear, Man and God. Seven approaches to William Faulkner's "The Bear": Collected essays /Ed. by F. L. Utley a. o. NY: Random house, 1964. XII, 431 p.
155. Beck W. Faulkner. Essays. Madison (Wis.); London: University of Wisconsin press, 1976.-664 p.
156. Beck W. Man in motion. Faulkner's trilogy. Madison (Wis.): University of Wisconsin press, 1961. XII, 203 p.
157. Bleikasten A. The most splendid failure. Faulkner's The Sound and the Fury. Bloomington London: Indiana University press, 1976. - XII, 275 p.
158. Blotner J. L. Faulkner. A biography. Vol. 1 2. NY: University press of Vir• ginia, 1974. XVI, X, 1847 p.
159. Blotner L. William Faulkner's library. A catalogue. Charlottesville: Univ. press of Virginia, 1964. -XI, 143 p.
160. Bluestein, G. Faulkner and miscegenation // Arizona quart. Tucson, 1987. Vol. 43. #2. P. 151-164.
161. Boon K. A. Temple Defiled: The Brainwashing of Temple Drake in William Faulkner's Sanctuary //The Faulkner journal. Vol. VI. # 2. Ada (Ohio), 1993. P. 33-50.
162. Brooks C. William Faulkner: first encounters. New Haven; London: Yale University press, 1983. X, 230 p.
163. Brooks C. William Faulkner: Towards Yoknapatawpha and beyond. New Haven; London: Yale University press, 1978. XVIII, 445 p.
164. Brooks C. William Faulkner: The Yoknapatawpha country. New Haven; London: Yale University press, 1977. XIV, 500 p.
165. Brown C. S. A glossary of Faulkner's South. New Haven; London: Yale University press, 1976. 241 p.
166. Burton S. Rereading Faulkner: Authority, criticism, and The Sound and the Fury //Modem philology. Vol. 98. # 4. Chicago, 2001. P. 604 628.
167. The Cambridge companion to William Faulkner/ Ed. Ph. M. Weinstein. Cambridge: Cambridge University press, 1995. XXI, 236 p.
168. Campbell H. M., Foster R. E. William Faulkner. A critical appraisal. Norman:
169. University of Oklahoma press, 1951. XII, 183 p.
170. Chabrier G. Faulkner's families: A southern saga. NY: The Gordian press, 1993.-XII, 305 p.
171. Clarke D. Familiar and fantastic: Women in Absalom, Absalom! //The Faulkner journal. Vol. II. # 1. Ada (Ohio), 1987. P. 62 72.
172. Clarke, D. Gender, race, and language in Light in August //Amer. lit. Durham, 1989. Vol. 61. #3. P. 398-413.
173. Clarke D. Robbing the mother: Women in Faulkner. Jackson: University press of Mississippi, 1994. -XI, 168.
174. Cullen J. B. Old times in the Faulkner country. Chapel Hill: University of North Carolina press, 1961. -XVI, 132 p.
175. Dabney L. M. The Indians of Yoknapatawpha. A study in literature and history. Baton Rouge: Louisiana state University press, 1974. — 163 p.
176. Duvall J. N. Authentic ghost stories: Uncle Tom's Cabin, Absalom, Absalom! and Beloved //The Faulkner journal. Vol. IV. # 1/2. Ada (Ohio), 1989. P. 83 97.
177. Duvert E. Faulkner's map of time //The Faulkner journal. Vol. II. # 1. Ada (Ohio), 1987. P. 14-28.
178. Early J. The making of "Go down, Moses". Dallas: Southern Methodist University press, 1972. -X, 127 p.
179. Faulkner and the Artist: Faulkner and Yoknapatawpha, 1993. /Ed. D. M. Kar-tiganer a. A. J. Abadie. Jackson: Univ. press of Mississippi, 1996. XXVIII, 344 p.
180. Faulkner. A collection of critical essays /Ed. by R. P. Warren. Englewood Cliffs (N. J.): Prentice Hall, 1966. 311 p.
181. Faulkner's discourse: An international symposium /Ed. L. Honnighausen. Tübingen: Niemeyer, 1989. XIX, 292 p.
182. Faulkner and humor: Faulkner and Yoknapatawpha, 1984 /Ed. D. Fowler a. A. J. Abadie. Jackson; London: Univ. press of Mississippi, 1986. -XVI, 243 p.
183. Faulkner, modernism and film. Faulkner and Yoknapatawpha, 1978 /Ed. E. Harrington a. A. J. Abadie. Jackson: Univ. press of Mississippi, 1979. XV, 199p.
184. Ferrer D. Editorial changes in the chronology of Absalom, Absalom!: A matter of life and death? //The Faulkner journal. Vol. V. # 1. Ada (Ohio), 1992. P. 11 -23.
185. Foerst J. J. The psychic wholeness and corrupt text of Rosa Coldfield, "the author and victim too" of Absalom, Absalom! //The Faulkner journal. Vol. IV. # 1&2. Ada (Ohio), 1989. P. 37 53.
186. Gammel I. "Because He is watching me": Spectatorship and power in Faulkner's Light in August //The Faulkner journal. Vol. V. # 1. Ada (Ohio), 1992. P. 45 -48.
187. Godden R Absalom, Absalom! and Rosa Coldfield; or, What is in the Dark House? //The Faulkner journal. Vol. VIII. # 2. Ada (Ohio), 1993. P. 31 66.
188. Gold J. William Faulkner. A study in humanism: From metaphor to discourse. Norman: Univ. of Oklahoma press, 1967. X, 206 p.
189. Gray R The life of William Faulkner. Oxford; Cambridge (Mass): Blackwell, 1996.-XVII, 448 p.
190. Guerard A. J. The triumph of the novel: Dickens, Dostoyevsky, Faulkner. NY: Oxford University Press, 1976. 365 p.
191. Guetti J., jun. The limits of metaphor. A study of Mellville, Conrad, and Faulkner. Ithaca (N. Y.): Cornell University press, 1967. VII, 196 p.
192. Gutting G. The mysteries of the map-maker: Faulkner, If I Forget Thee, Jerusalem, and the secret of a map //The Faulkner journal. Vol. VIII. # 2. Ada (Ohio), 1993. P. 85-94.
193. Heywood L. The shattered glass: The blank space of being in Absalom, Absalom! II The Faulkner journal. Vol. III. # 2. Ada (Ohio), 1988. P. 12 23.
194. Hoffman F. J. William Faulkner: Life and work. NY: Twayne, 1966. 160 p.
195. Holman C. H. Three modes of modern Southern fiction: Ellen Glasgow, William Faulkner, Thomas Wolfe. Athens: Univ. of Georgia press, 1966. XIV, 95 p.
196. Honnighausen L. Faulkner: Masks and metaphors. Jackson: Univ. press of Mississippi, 1997. — 311 p.
197. Howe I. William Faulkner: A critical study. NY: Random House, 1952. -XIII, 204 p.
198. Hunt J. W. William Faulkner. Art in theological tension. Syracuse (NY): Syracuse University press, 1965. —XVIII, 184 p.
199. Jehlen M. Class and character in Faulkner's South. NY: Columbia University press, 1976.-XII, 181 p.
200. Jenkins L. Faulkner and Black-White relations: A psychoanalytic approach. NY: Columbia University press, 1981. VI, 301 p.
201. Jewett R. M. The natural and the social in the works of William Faulkner. Trieste: S. n., 1983.-118 p.
202. Intertextuality in Faulkner. Jackson: Univ. press of Mississippi, 1985. 217p.
203. Karl F. R. William Faulkner: American writer: A biography. London; Boston: Faber&Faber, 1989.-XVII, 1131 p.
204. Kartiganer D. M. The fragile thread: The meaning of form in Faulkner's novels. Amherst: Univ. of Massachusetts press, 1979. — XVIII, 206 p.
205. Kerr E. M. William Faulkner's Yoknapatawpha: "A kind of keystone in the universe". NY: Fordham University press, 1983. 444 p.
206. Kerr E. M. Yoknapatawpha. Faulkner's "little postage stamp of native soil". NY: Fordham University press, 1969. 284 p.
207. Kim W.-D. The edge of nothing: An existential reading of William Faulkner. Seoul: Seoul national university, 1986.-243 p.
208. Kirk R. W. Faulkner's people. A complete guide and index to characters in the fiction of William Faulkner. Berkley; Los-Angeles: Univ. of California press, 1963.-XVI, 354 p.
209. Kreiswirth M. William Faulkner, the making of the novelist. Athens: Univ. of Georgia press, 1983.- 193 p.
210. Ladd B. "The direction of the howling": nationalism and the color line in Absalom, Absalom! //Amer. lit. Durham, 1994. - Vol. 66. # 3. P. 525 - 551.
211. Longley J. L. jun. The tragic mask: A study of Faulkner's heroes. Chapel Hill: Univ. of North Carolina press, 1963. -XII, 242 p.
212. Malin T. William Faulkner. An interpretation. Stanford (Calif.): Stanford University press, 1957. IX, 99 p.
213. Matthews J. T. The play of Faulkner's language. Ithaca; London: Cornell University press, 1982. 278 p.
214. McMillen N. R., Polk N. Faulkner on Lynching //The Faulkner journal. Vol. VIII. # 1. Ada (Ohio), 1994. P. 3 14.
215. McHaney T. L. William Faulkner: A reference guide. Boston (Mass): Hall&Co, 1976. XX, 568 p.
216. Meriwether J. B. The literary career of William Faulkner. A bibliographical study. Princeton (N. J.): Princeton University library, 1961. X, 192 p.
217. Millgate M. The achievement of William Faulkner. NY: Random House, 1966.-XIV, 345 p.
218. Miner N. L. The world of William Faulkner. NY: J. Calder; London: Grove press, 1952.-170 p.
219. Minter D. L. William Faulkner: His life and work. Baltimore; London: John Hopkins Univ. press, 1981. XVIII, 325 p.
220. Moreland R. C. Faulkner and modernism: Rereading and rewriting. Madison: Univ. of Wisconsin press, 1990. IX, 259 p.
221. Morris W. Reading Faulkner. Madison; London: Univ. of Wisconsin press, 1989. -IX, 259 p.
222. Nilon C. H. Faulkner and the Negro. Boulder: Univ. of Colorado press, 1962. -Ill p.
223. Nordanberg T. Cataclysm as catalyst: The theme of war in William Faulkner's fiction. Upsala: S. n., 1983. 173 p.
224. Polk N. Faulkner's Requiem for a nun: A critical study. Bloomington: Indiana University press, 1981. XIV, 283 p.
225. Putzel M. Genius of place: William Faulkner's triumphant beginnings. Baton Rouge; London: Louisiana State Univ. press, 1985. XVII, 332 p.
226. Richardson B. Death by fiction in Light in August //The Faulkner journal. Vol. III. # 2. Ada (Ohio), 1988. P. 24 33.
227. Ricks B. William Faulkner: A bibliography of secondary works. Metuchen (N. J.), London: Scarecrow press, 1981. 657 p.
228. Runyan H. A Faulkner glossary. NY: Citadel, 1966. 310 p.
229. Saunders R. On lamentation and the redistribution of possessions: Faulkner's Absalom, Absalom! and the new South // Mod. fiction studies : MFS . — West Lafayette (Ind.), 1996. Vol. 42. # 4. P. 730 -762.
230. Savolainen M. The element of stasis in William Faulkner: An approach in phenomenological criticism. Tampere: Univ. of Tampere, 1987. 510 p.
231. Sherry C. Being otherwise: Nature, history, and tragedy in Absalom, Absalom! //Arizona quart. Tucson, 1989. Vol. 45. # 3. P. 47 - 76.
232. Schwartz L. H. Creating Faulkner's reputation : The politics of modern literary criticism. Knoxville: Univ. of Tennessee press, 1988. X, 286 p.
233. Simas R. Circularity and visions in William Faulkner, Gabriel Garcia Marquez, and Osman Lins. Lewiston: The Edwin Mellen press, 1993.-216 p.
234. Singal D. J. William Faulkner: The making of a modernist. Chapel Hill: Univ. of North Carolina press, 1999. XII, 357 p.
235. Slatoff W. J. Quest for failure: A study of William Faulkner. Ithaca (NY): Cornell University press, 1961. -XII, 275 p.
236. Slaughter C. N. Absalom, Absalom!: "Fluid cradle of events (Time)" //The Faulkner journal. Vol. VI. # 2. Ada (Ohio), 1993. P. 65 84.
237. Smart G. K. Religious elements in Faulkner's early novels: A selective concordance. Coral Gables (Fla.), 1965.
238. Stonum G. L. Faulkner's career: An internal literary history. Ithaca; London: Cornell University press, 1979. 207 p.
239. Swiggart P. The art of Faulkner's novels. Austin: Univ. of Texas press, 1962. -X, 230p.
240. Taylor W. Faulkner's search for a South. Urbana: Univ. of Illinois press, 1983.-XII, 242 p.
241. Thompson L. William Faulkner: An introduction and interpretation. NY: Holt, Rinehart&Winston, 1967. XII, 209 p.
242. Tuck D. Crowell's handbook of Faulkner. NY: Crowell, 1964. XX, 259 p.
243. Vickery O. W. The novels of William Faulkner. A critical interpretation. Baton Rouge: Louisiana State University press, 1961. — X, 270 p.
244. Volpe E. L. A reader's guide to William Faulkner. N. Y.: Noonday press, 1964.-X, 427 p.
245. Warren M. Time, space and semiotic discourse in the feminiza-tion/disintegration of Quentin Compson //The Faulkner journal. Vol. IV. # 1&2. Ada (Ohio), 1989. P. 99-111.
246. Watson J. Forensic fictions: The lawyer figure in Faulkner. Athens; London: Univ.of Georgia press, 1993. VIII, 277 p.
247. William Faulkner: Research opportunities and dissertation abstracts. Jefferson (N. C.); London, 1982.
248. William Faulkner. The critical heritage /Ed. J. Basset. London; Boston: Routlege&Kegan, 1975. -XVI, 422 p.
249. William Faulkner: Prevailing verities and world literature. Proceedings of the comparative literary symposium. Vol. 6 /Ed. W. T. Zyla a. W. M. Aycock. Lubbock (Tex), 1973. -166 p.
250. William Faulkner: three decades of criticism /Ed. F. J. Hoffman a. O. W. Vickery. East Lansing: Michigan State University press, 1960. XII, 428 p.
251. Williams D. Faulkner's women: The myth and the muse. Montreal; London: McGill Queen's University press, 1977. - XVIII, 268 p.
252. Williamson J. William Faulkner and Southern history. NY; Oxford: Oxford University press, 1993. 514 p.
253. Winchell M. R. The Faulkner wars // Sewanee review, 2000. Vol. 108. # 2. P. 285 292.
254. Wondra J. "Play" within a Play: Gaming with language in Requiem for a Nun //The Faulkner journal. Vol. VIII. # 1. Ada (Ohio), 1994. P. 43 59.
255. Zender K. F. Faulkner and the politics of incest //Amer. lit. Vol. 70. # 4. Durham, 1998. P. 739 765.