автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Аксиологические основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Маликова, Анна Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Комсомольск-на-Амуре
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Аксиологические основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Аксиологические основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края"

На правах рукописи

Маликова Анна Викторовна

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ ЧАСОВЕННОГО СОГЛАСИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

1 г АЕК 2013

Комсомольск-на-Амуре - 2013

005543374

Работа выполнена на кафедре культурологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»)

Костюрина Надежда Юрьевна,

доктор культурологии, доцент, профессор кафедры культурологии ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», г. Комсомольск-на-Амуре

Завалишин Андрей Юрьевич,

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», г. Хабаровск

Щекина Елена Гербовна,

кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный

педагогический университет», г. Благовещенск

Защита состоится «25» декабря 2013 г. в 13.00 на заседании Объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.092.05 при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «КнАГТУ») Министерства образования и науки РФ по адресу: 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27, ауд. 201/3.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет».

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Автореферат разослан «23» ноября 2013 года

/

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор культурологии, доцент О&Ь С О ^ я.С. Иващенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Современный этап развития российского культурологического зпания отмечен актуализацией аксиологических проблем. Это обусловлено тем, что культура как важнейшая сфера человеческого бытия детерминирована ценностями последовательно и тотально. Одной из форм культурно-онтологической среды ценностей является религия. Религиозная форма сознания обусловливает специфику традиционной культуры. В условиях дальневосточного региона это, прежде всего, культура старообрядцев. Диссертационное исследование посвящено изучению аксиологических оснований культуры старообрядцев, не признающих священство часовенного согласия Хабаровского края.

Переходное для России время, обусловленное социальными преобразованиями, располагает к анализу и прогнозированию развития общества, к поиску моделей социокультурной адаптации, к рефлексиям о специфике «русского пути». Опыт культуры старообрядцев Хабаровского края являет пример длительного существования, умения справляться с кризисами идентичности, гармоничного сочетания коллективного и индивидуального, способности к саморегуляции и воспроизведению системы традиционных ценностей безотносительно к изменению социокультурных условий. Исследование, проведенное в рамках диссертационной работы, выявляет механизмы, с помощью которых в условиях модернизации воспроизводятся традиционные ценности.

В новой исторической эпохе локальные конфликты все чаще межрелигиозные, межэтнические и межнациональные, межкультурные в своей основе. В такой ситуации единственно возможной стратегией выживания культур становится толерантное сосуществование их ценностных моделей. В этом контексте предпринятое исследование является актуальным, поскольку полиэтничность, поликонфессионалыюсть и поликультурность - характерные признаки дальневосточного региона.

Актуальности исследования отвечает осмысление специфики культурной картины Дальнего Востока и закономерностей социокультурных процессов на его территории.

Актуальность исследования определяется и неизученностыо аксиологических оснований культуры старообрядцев Хабаровского края. Данная диссертационная работа может рассматриваться в качестве первого опыта такого исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Основополагающей для концепции исследования явилась проблема осмысления ценностей, разработке которой посвящены труды отечественных и зарубежных исследователей (Г.П. Выжлецов, Н. Гартман, В.Е. Давидович, М.С. Каган, Н.О. Лосский, Р.Б. Пери, Г. Риккерт, П.А. Сорокин, В.П. Тугаринов и др.). В последние годы проблемы аксиологии разрабатываются JI.B. Баевой, Б.Н. Бессоновым, М.В. Бронским, Х.С. Вильдановым, З.В. Фоминой, Г. Харманом, Г. Хофштеде и др. В аспекте настоящего исследования методологически значимыми явились концептуальные идеи И.И. Докучаева о ценностных моделях исторических типов культуры, конкретизированные в соответствии с целью и задачами исследования.

К исследованию сущности традиционной культуры, традиционных ценностей обращены труды Э.А. Баллера, М. Вебера, Ю.Н. Давыдова, Б.С. Ерасова, A.C. Каргина, А. Моля, А.Н. Соловьевой, A.C. Тимощук, Н.И. Толстого, С.М. Толстой и др. В ряде исследований были актуализированы проблемы ценностей русской православной культуры (С.С. Аверщщев, H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.Н. Ильин, C.B. Каменев,

A.B. Карташев, Д.С. Лихачев, В.А. Сакутин, Т.М. Сакутина, B.C. Соловьев, А. Тойнби и др.). Феномен религиозности стал предметом научных изысканий А.И. Алексеева, Ф. Броделя, Л.П. Карсавина, A.B. Меня, С.Л. Франка, А.Л. Юрганова и др.

Культурно-исторический тип человека в его аксиологической и социокультурной определенности представлен в исследованиях Л.М. Баткина, М.С. Злобина, М.С. Киселевой, A.M. Панченко, Т.А. Чебакюк, Л.А. Черной и др.

В отечественных и зарубежных социогуманитарных исследованиях сложилась определенная традиция рассмотрения старообрядчества на основе разных методологических и теоретических подходов. Дореволюционная историография старообрядчества представлена работами церковных и светских авторов (В.В. Андреев, И .Я. Аристов, А. Иоаннов, В.И. Кельсиев, Макарий (М.П. Булгаков), Д. Ростовский, И.Н. Харламов, А.П. Щапов и др.). Ими исследовались проблемы вероучения и иротестного поведения старообрядчества. В работах светских историков и клерикальных публицистов 80-х гг. XIX в. (Е.Е. Голубинский, Н.Ф. Каптерев, A.B. Карташов, B.C. Марков, И.Ф. Нильский, П.С. Смирнов, Н.И. Субботин и др.) рассматривались богословские вопросы с целью выявления расхождений между старообрядцами и сторонниками официальной церкви. Анализ философско-религиозных основ мировоззрения старообрядчества, сущности толков и согласий, особенностей быта осуществлен в работах начала XX в. (И.К. Быковский, С.И. Быстров, И.А. Кириллов, Ф.Е. Мельников, Л.Ф. Пичугин, A.C. Пругавин,

B.Г. Сенатов, И. Филиппов и др.). Старообрядчество как духовно-религиозный и

историко-культурный феномен исследован в трудах H.A. Бердяева, С.А. Зеньковского, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского и др. В советский период рассматривались проблемы сущности движения старообрядцев и их социально-экономической деятельности (А.И. Клибанов, В.Ф. Миловидов, Н.М. Никольский, Р.Г. Пихои, К.И. Чистов и др.).

Спектр исследований, посвященных тем или иным проблемам современного старообрядчества, чрезвычайно широк. Исследуются религиозно-философские основы мировоззрения старообрядцев (А.Ф. Замалеев, Е.А. Овчинников, K.M. Товбин, М.О. Шахов, A.B. Ширшов), вопросы устной культуры (С.Е. Никитина, Е.М. Сморгунова), книжных традиций (В.Н. Алексеев, О.Н. Бахтина, И.В. Поздеева), литературного творчества (Н.С. Гурьянова, Н.Д. Зольникова, H.H. Покровский), влияния культуры старообрядцев на национальную русскую культуру (O.A. Новикова), конфессиональной миграции и адаптационного реагирования в условиях модернизации (Е.Е. Дутчак).

В последнее десятилетие появились культурологические работы, описывающие трансформацию религиозного сознания, богослужебную, обрядовую и повседневную практики старообрядчества различных регионов России: Сибири (Е.А. Рукавицына, О.Д. Иванчикова, Т.М. Зенкова, В.В. Недогонова), Якутии (С.Ю. Родикова), Алтая (Н.И. Романова), Поволжья (Я.С. Гринченко), центра европейской части страны (Ю.А. Баранова, JI.B. Хирьянова, В.К. Семибратов, В.В. Машковцева, Т.А. Воскресенская). Вопросам современной обрядовой и повседневной культур русского старообрядчества посвящены работы зарубежных исследователей (М. Крамер, P.O. Крамми, Р. Моррис, Ё. Накамура, П. Пера, Р. Робсон и др.). Различные аспекты культуры старообрядчества нашли отражение в научных сборниках: «Старообрядчество: история, культура, современность» (Москва, 2009), «Семейские-староверы Забайкалья: история, культура, современность» (Улан-Удэ, 2011), «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура» (Торунь, Польша, 2012) и др. Изучение проблемы ценностей старообрядчества ведется в рамках философии и истории. Разрабатываются вопросы трансформации традиционных ценностей в условиях современности старообрядцев Забайкалья (Е.А. Гаврилова), ценностей и хозяйственной этики старообрядцев Сибири (Д.Е. Расков), духовно-нравственных ценностей старообрядцев Южного Алтая (Л.С. Дементьева, JI.H. Мукаева), ценностей и конфессионально-этических факторов культуры предпринимательства старообрядцев досоветского периода (В.В. Керов, А.Е. Стефашов).

Историшрафия старообрядчества Дальнего Востока невелика. Фрагментарные сведения о старообрядчестве региона содержатся в историко-этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. (В.К. Арсеньев, В.Е. Глуздовский, A.B. Кириллов, П.А. Кобозев, А.Г. Коровин, Г.М. Мевзос, C.B. Максимов, Г.П. Михайлов, А. Сильшщкин и др.). В последние десятилетия вопросы истории старообрядчества на Дальнем Востоке стали объектом внимания С.Э. Аниховского, Г.Г. Балакерской, В.Ф. Лобанова и др. В рамках истории и философии разрабатываются проблемы семейных отношений, обрядовой, материальной и повседневной практик, религиозной деятельности, традиции вероучения старообрядцев Приморья (Ю.В. Аргудяева, М.Б. Сердюк, В.В. Кобко), исследуются факторы сохранения старообрядцами этнокультурной и религиозной идентичности Амурской области (B.C. Матющенко). Положено начало изучению старообрядческой культуры Хабаровского края. В диссертационной работе Н.И. Рябюпшой выявлены функции религиозной книжности, ее роль в духовной сфере и формы проявления в обрядовой и повседневной практиках.

И хотя старообрядчество являлось предметом рассмотрения в разных исследовательских парадигмах, исследование аксиологических оснований культуры старообрядчества в рамках культурологии до сих пор не проводилось. Таким образом, уровень разработанности проблемы свидетельствует о существовании свободного исследовательского поля и создает предпосылки для реализации авторской концепции.

Объектом исследования является культура старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края.

Предмет исследования - аксиологические основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края.

Цель исследования - построение аксиологической модели культуры ст арообрядцев часовенного согласия Хабаровского края.

Для достижения поставленной цели выдвигаются задачи исследования.

1. Задачи, обусловленные необходимостью определения культурно-исторических оснований аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края:

• выявить специфику исторического типа культуры;

• исследовать культурно-исторические предпосылки формирования ценностей и условия их сохранения.

2. Задачи, обусловленные построением ценностной модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края:

• охарактеризовать обряд как форму экспликации экзистенциальных ценностей;

• определить ценностную основу повседневной культуры;

• проанализировать ценностную парадигму устной культуры;

• обосновать участие социокультурных институтов в формировании и трансляции ценностей культуры;

• выявить ценностно-смысловую специфику человека.

Источниковую базу исследования составили материалы, собранные автором в научных полевых экспедициях 2009 - 2012 гг. (11 полевых дневников, 37 кассет с аудиозаписями, более 150 фотографий). Интервьюирование информантов было проведено по специальной программе, разработанной автором.

К анализу привлечены неопубликованные материалы, содержащиеся в официальных документах Российского государственного исторического архива (РГИА); Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИАДВ).

Использованы в качестве источников фотографии из частных коллекций информантов, что позволило выявить ценности повседневной культуры старообрядцев.

Территориальные рамки исследования. Работа основана на материалах, собранных автором в следующих районах Хабаровского края: Бикинском (и. Лесопильный), им. С. Лазо (д. Бичевая, п. Мухен), Облученском (п. Бирокан), Солнечном (п. Березовый, п. Дуки, с. Гусевка, с. Тавлинка), Амурском (п. Эльбан), а также в пригороде Комсомольска-на-Амуре (бывший п. Ладный).

Хронологические рамки исследования охватывают культурно-исторический период второй половины XIX - начала XXI вв. Выбор нижней границы объясняется началом становления культуры старообрядцев часовенных на территории Дальнего Востока. Верхняя граница определяется тем, что до сегодняшнего дня носители культуры сохраняют свою культурную автономию.

Методологическая основа исследования. Работа выполнена в рамках культурологической парадигмы, интегрирующей подходы ряда социогумашггарных наук. На первом этапе исследования использовались социологические методы: полевой, включенного наблюдения, интервью. В качестве методологической основы исследования определен аксиологический подход, позволивший выявить и описать ценностные основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края. В работе применяются синхронический и диахронический подходы,

направленные на фиксацию ценностей в старшей, средней и младшей культурных стратах.

Построение аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края осуществлялось с опорой на системный метод, позволивший установить признаки ее органической целостности. Приемы историко-генетического и историко-типологического методов дали основание для выявления типа культуры старообрядцев, условий сохранения ее ценностей. Приемы культурно-антропологического подхода позволили исследовать ценностно-смысловую специфику человека в старообрядческой культуре. Сравнительно-сопоставительные приемы, использовавшиеся в исследовании ценностей культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края по отношению к ценностям других региональных старообрядческих культур, позволили выявить универсальные и специфические черты ее аксиологической модели.

Научная новизна диссертационного исследования:

• исследованы культурно-исторические основания аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края;

• построена и охарактеризована аксиологическая модель культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края;

• вскрыты и продемонстрированы механизмы формирования, сохранения и трансляции ценностей в культуре старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края;

• в научный оборот введены неопубликованные архивные источники, а также культурно-исторический материал, собранный и систематизированный автором в полевых научных экспедициях.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы определяется применением аксиологического подхода к изучению конфессиональной культуры, а также созданием предпосылок для дальнейшего изучения ценностей старообрядческих культур различных регионов России. Полученные результаты могут послужить основой для сравнительных описаний ценностей старообрядческой культуры Хабаровского края с ценностями старообрядческих культур других регионов России. Это позволит выйти на более высокий уровень обобщения и послужит целостному описанию аксиологических моделей региональных вариантов старообрядческих культур как единого типа.

Результаты исследования могут быть использованы краевыми, городскими и районными администрациями, отделами культуры, отделами по молодежной

политике, органами управления образования при разработке целевых программ и национальных проектов сохранения культурного наследия регионов.

Исследовательский материал может быть применен в культурологических и исторических курсах образовательных программ высших учебных заведений («История культуры», «Культура XX века», «Культура Дальнего Востока», «Религиоведение»), Разработанная автором программа сбора полевого материала может быть использована при создании обшей программы исследований старообрядческой культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

• Современная культура старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края - переселенческая, каноническая традиционная, эсхатологически ориентированная, сохраняющая и транслирующая социокультурный опыт позднего русского Средневековья. Доминирующее положение в ней занимает религиозная традиция как носитель ценностных смыслов, которая находится под институциональным надзором. Традиционализм поддерживается эсхатологическими переживаниями и социально обращенным персонализмом старообрядцев. Вплоть до сегодняшнего дня их образ жизни определяется устойчивостью системы канонов и обрядов, консервативные ценностные ориентиры пронизывают все сферы духовной и материальной деятельности.

• Сохранению ценностей традиционной культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края способствовали культурно-исторические и социокультурные условия ее формирования на Дальнем Востоке: соблюдение чистоты генофонда, ведение натурального хозяйства; ограниченная социальная и территориальная мобильность; отсутствие отхожих промыслов; удаленность от центров и путей сообщения, препятствовавшая развитию товарного производства; освобождение от выполнения воинской обязанности; низкая плотность населения при значительных расстояниях между населенными пунктами.

• Отсутствие института священства в культуре старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края обусловило наделение кириллической книги правом формирования конфессиональных ценностей. Религиозная книжность определяет единство аксиологической модели, обеспечивает устойчивость традиции и трансляцию конфессиональных ценностей.

• Организация социокультурного пространства определяется оппозициями: «свое - чужое», «Бог — антихрист», «сакральное - профанное», «прикровенное -откровенное», «чистое - нечистое», «левое - правое», «верхнее - нижнее», «мужское — женское», «восточное — западное», «верхнее - нижнее», «брачное — холостое»

свидетельствующими о ценностном отношении к миру старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края.

• Высшей экзистенциальной ценностью культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края является коллективное спасение души - доктринальная установка духовного преображения мира, формирование его соответствующим аксиологаческой модели культуры. Доминирующими являются ценности коллективистской культуры. Механизм сохранения и трансляции ценностей определяется религиозной традицией и конфессиональным группоцентризмом.

• Культура старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края существует на основе ценностной модели «древлеправославия», в соответствии с которой определяется содержание обрядовой практики, устной, повседневной культуры, функционируют социокультурные институты: конфессиональной общины, наставничества, покаяния, брака, семьи, формируются ценностные ориентации человека «старой веры/старого обряда». В культуре старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края все подчинено обеспечению высшей экзистенциальной ценности (коллективному спасению души), и все артефакты культуры утверждают и воплощают ее.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры культурологии КнАГТУ, представлялись автором на международных научных конференциях: «Филологическая наука в условиях диверсификации образования» (Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2011 г.); «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Москва, август 2012 г.); «Актуальные вопросы современной науки» (Таганрог, сентябрь 2012 г.); «Диалог религий и наций в мировом сообществе: итоги, уроки, перспективы» (Пенза, январь 2013 г.); «Славянская культура и современность» (Комсомольск-на-Амуре, май 2012 г., июнь 2013 г.). По теме исследования опубликовано 10 научных статей общим объемом 4,2 п.л., в том числе 4 статьи - в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой решения поставленных в ней задач. Диссертационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы, Приложений. Общий объем диссертации 208 страниц, из них приложений 56 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее изученности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, теоретическая и практическая значимость, научная новизна, указываются источники, теоретико-методологическая основа, хронологические и территориальные рамки работы, формы ее апробации, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Культурно-исторические основания аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края» выявлена специфика исторического типа культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края, изучены предпосылки формирования и условия сохранения традиционных ценностей.

В первом параграфе «Культура старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края как исторический тип» рассмотрены признаки культуры как переселенческой, канонической, исследованы факторы, обусловившие сохранение традиционного типа культуры на территории нового поселения.

Культура старообрядцев сформировавшаяся во второй половине XIX в, на территории Хабаровского края вследствие ее трансляции из различных губерний России, а также из-за рубежа, является переселенческой, канонической традиционной, эсхатологически ориентированной, сохраняющей социокультурный опыт позднего русского Средневековья. Факторами формирования культуры были: цель переселения, время освоения новой территории, количественный состав: регионы исхода; частотность миграций; стабильность состава переселенцев; форма и компактность поселения; факторы закрепления на новой территории: способы формирования нового социокультурного пространства и др.

Переселение старообрядцев на Дальний Восток было ориентировано на сотериологические ценности, миссию - спасение и сохранение древлеправославия. Территория Дальнего Востока воспринималась ими как исконно православная земля, Беловодье. В мировоззретеской и ценностно-смысловой системе старообрядцев было акцентировано эсхатологическое переживание процесса десакрализации мира.

Доминирующее цешгостное положение в культуре старообрядцев Хабаровского края, как и в культуре Средневековья, занимает религиозная традиция, за сохранением и воспроизводством которой осуществляется институализированный надзор. В культуре сохраняется устойчивость древлеправославного типа миропонимания: высшей экзистенциальной ценностью старообрядцев является коллективное спасение души. Доминирующий темп жизни — статика. Критерием

понимания настоящего является идеализируемое дораскольное прошлое. Сознание старообрядцев безальтернативно: другие картины мира и нормы жизни для них не существуют. Консервативные ценностные ориентиры распространяются на все сферы жизни. Традиционализм в культуре поддерживается эсхатологическими переживаниями и социальным персонализмом. Культуре старообрядцев Хабаровского края свойственен конфессиональный группоцентризм: общинная организация жизни с подчинением ее членов традиции, высокая степень конфессиональной идентификации человека с общиной, знание им групповых традиций. Организация социокультурного пространства определяется оппозициями, свойственными традиционной культуре и определяющими функционирование всех артефактов: «свое — чужое», «чистое - нечистое», «сакральное - профанное», «левое -правое», «восточное - западное», «мужское - женское» и др. Культуру старообрядцев часовенного согласия характеризует строгая регламентация и ритуализация жизни, свойственные и культуре Средневековья.

Обращено внимание на экзистенциальную необходимость для старообрядцев Хабаровского края традиционных текстов. Старообрядцы понимают кириллическую книгу как сакральную истину и основу бытия, фиксатор традиционного знания о спасении души. Она является основой групповой консолидации. Конфессиональные тексты способствуют формированию у старообрядцев оппозиции «свое - чужое», определяющей религиозно-ценностную ориентацию в процессе их традиционной жизнедеятельности.

Традиционная культура старообрядцев Хабаровского края существует в виде канонизированных представлений в сознании ее носителей, которые охраняют и консервируют систему религиозных убеждений.

Хозяйственная деятельность старообрядцев Хабаровского края основана преимущественно на ведении традиционных видов натурального хозяйства. Как и в культуре Средневековья, главным способом хозяйствования является земледелие.

Во втором параграфе «Культурно-исторические предпосылки формирования и условия сохранения ценностей культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края» исследованы факторы становления системы ценностей и условия их сохранения на территории региона.

Предпосылки формирования ценностей старообрядцев были заложены во второй трети XVII в. Ценность древлеправославия, определенная единственно возможным условием подлинного бытия старообрядцев, ориентировала их в решении вопроса о высшей экзистенциальной ценности - смысле жизни, определяя его как спасение души. Акцентированный эсхатологизм старообрядцев обусловил их

мессианские настроения: осознание миссии быть последними хранителями древлего христианства явилось важной предпосылкой воспроизводства культурной традиции. В соответствии с пониманием старообрядцами русского национально-духовного идеала закрепилась такая ценность, как «русскость». Эмоционально-религиозная напряженность самосознания старообрядцев определила формирование конфессионального группоцентризма, явившегося организующим началом конфессиональной самоидентификации и сохранения традиционных ценностей. Мессианская идея старообрядцев обусловила формирование у старообрядцев выраженного социального персонализма.

Эсхатологические идеи стали предпосылкой формирования программы поведения, регулирования всех сфер жизни старообрядцев, способом поддержания коллективной идентичности. Религиозный консерватизм старообрядцев, не признающих священство, обусловил формирование в их культуре такой ценности, как «чистота», коррелирующей с сакральной жизнью, пространством, временем, духовным и телесным состоянием человека, употребляемым словом и др.

Маргинальное положение старообрядцев Хабаровского края способствовало групповой консолидации: уже в XIX в. формой их самоорганизации становится конфессиональная община, где воля большинства была необходимым условием совместного выживания на новой территории. Ценности конфессиональной общины с ее жесткой системой запретов и регламентаций, коллективной помощью определила мировоззрение, систему ценностей, традиции. Общинный тип сформировал менталитет старообрядцев, в структуре которого доминируют ценности коллективистской культуры. Не рассчитывая на поддержку государственной и церковной власти, старообрядцы развили высокую хозяйственную активность, проявили самостоятельность и трудолюбие, которое расценивалось как важное средство спасения души. Независимость духа и предприимчивость стали необходимыми условиями выживания старообрядцев на территории Дальнего Востока. Природно-географические условия Дальнего Востока способствовали сохранению традиционных видов хозяйственной деятельности, создавали естественные предпосылки для культурного обособления старообрядцев.

Осознание старообрядцами совершенства образа жизни, проявленное в категории «свое - чужое», определило консервацию их ценностных ориентиров и механизм идентификации.

Во второй главе «Аксиологическая модель культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края» охарактеризована ценностная модель «древлеправославия», которая определяет содержание обрядовой практики, устной,

повседневной и материальной культуры, функционирование социокультурных институтов, ценностные ориентации человека.

В первом параграфе «Обряд как форма экспликации экзистенциальных ценностей» исследованы содержание, семантика, символы запреты и регламентации обрядов жизненного и годового циклов.

Обряды жизненного цикла определяются оппозициями «свое - чужое», «чистое - нечистое», «правое - левое», «верхнее - нижнее», «восточное - западное», «праведное - греховное», «сакральное - профанное», «мужское - женское».

Включение новорожденного в пространственно-временную сферу культуру осуществляется в соответствии с ценностной моделью древлеправославного обряда крещения, структуру которого обусловливает «Требник». Ценностями наделяются древлеправославные культурные коды: акциональный - «благословение воды» трисоставным крестом; троекратное погружение ребенка в деревянную купель с речной водой; смена воды при крещении нескольких детей во избежание духовного родства; обрядовые действия осуществляются в направлении на восток; персональный - настоятель, один крестный, отец; предметный - старообрядческие нательный поясок и крестик на гайтане; вербальный - имянаречение по Святцам или Прологу и др.

Ценности свадебного обряда поддерживаются его традиционной структурой: предсвадебный этап (сватовство, зачатие брака, пропой, девичники, «веник», ритуальная баня невесты, продажа невесты, венчание, духовный обед), собственно свадьба, послесвадебный этап («тещины блины»). Венчание проводится в соответствии с «Кормчей Книгой» и «Требником». Ценностями наделяются древлеправославные культурные коды: акциональный - получение благословения от наставника и родителей; чтение молитв во время духовного обеда и венчания; передача семейной иконы; темпоральный - совершение обряда после Покрова, между большими постами; локативный - венчание в молельном доме и др. Ценностными установками определяются запреты на танцы и музыку, проведение обряда в праздники, посты, субботу, участие «чужих». В совреметюм обряде присутствуют светские акционально-предметные формы (игровые действия, шуточные вербальные формулы, тексты приговоров, использование обережных предметов).

Сохраняется древлеправославная структура похоронно-поминалыюго обряда; исследована его аксиологическая основа, определенная пониманием старообрядцами земного существования как временного пребывания человека на земле и приготовления к вечному царству. Смерть традиционно осознается как дорога

«домой». В похоронио-поминалыюм обряде выявлены и описаны представления старообрядцев о «праведной - грешной» жизни.

Ценностными для старообрядцев являются такие культурные коды, как: акциональный - причащение, омовение речной водой; пеленание в саван; сложение пальцев правой руки покойного двуперстием; совершение обрядовых действий в направлении на восток; предметный - белый старообрядческий костюм, сшитый вручную из новой выстиранной ткани; грисоставный нательный крест, пояс, лестовка, подручник; вербальный - исповедь, отпевание; чтение молитв в течение всего обряда и др. Конфессиональные ценности определяют запреты на участие «чужих» в обряде, музыку, голошение, причитания, частое посещение кладбища и др. Изучены и представлены в работе конфессиональные регламентации, распространяемые на устройство отдельного кладбища, место погребения (следование традиции в оформлении могил: намогильный холм, трисоставный крест), поминальный цикл, обусловленный ценностными представлениями старообрядцев о блуждании души (третий, девятый, двадцатый, сороковой).

В культуре старообрядцев Хабаровского края, придерживающихся юлианского календаря, представлены архаичные обряды годового цикла. Календарь соответствует хозяйственно-культурному типу земледельцев. В основе календарной обрядности -оппозиции «свое - чужое», «праздничное - повседневное», «сакральное -профанное», «праведное - греховное», «чистое — нечистое», «мужское — женское», «благоприятное - неблагоприятное», свидетельствующие о ценностном отношении к миру старообрядцев Хабаровского края. Хозяйственный календарь приспособлен к природно-климатическим условиям Дальнего Востока. Ценность культурных кодов окказиональных обрядов в канонических формах проведения: молебен, вынос икон, обращение к святым, крестный ход, общественный обет. Ценностную нагрузку несут символы, обережные и очистительные ритуалы в обрядах. Обращено внимание на ограничение досуговых элементов в обрядах, отсутствие календарного фольклора, запрет на участие «чужих» в обрядах.

Во втором параграфе «Ценностная основа повседневной культуры» представлены формы повседневного существования старообрядцев, показана ценность артефактов культуры.

Основу ценностного конструирования повседневности определяет авторитет древлеправославия, эсхатологическая доктрина, погруженность в мир крестьянской культуры, догматическая заданность в интерпретации инокультурного мира. Повседневная культура детерминируется системой регламентации и запретов, зафиксированных в «Уставе» и «Кормчей Книге». Выявлена патриархальная

традиция их повседневного существования: сельскохозяйственный труд, молитвы, богослужение, чтение кириллических книг. Архаические способы «возвышения» повседневности акцентируют ее значение как культурной ценности. Соответствие нормам последователя древлеправославия должно доказываться старообрядцами повседневно. Хозяйственно-трудовая деятельность регламентируется ценностью физического труда, запретом на хозяйственные работы в выходные дни и праздники.

Выявлено негативное отношение к телевидению, компьютеру, социальной помощи и банковским услугам как к элементам «чужой» культуры, эсхатологически интерпретируемым. Отмечено появление новых артефактов в сфере материальной культуры (автомобили, сельскохозяйственная и бытовая техника, связь). Инокультурное заимствование ставится в контролируемые общиной рамки.

Во временную ориентацию включается циклическое, литургическое и эсхатологическое время. Понятие эсхатологического конца формируется эсхатологическими сочинениями («Слово Иоанна Златоуста», «Слово Ефрема Сирина», «Григориево видение», «Откровение» и др.). Для культуры свойственна укорененность апокалиптических пророчеств. К эсхатологическим представлениям относятся: вера в Армагеддон, во второе пришествие Христа, наступление тысячелетнего Божьего царства на земле, Страшный суд, воскресение праведшпсов и др.

Ценностное отношение старообрядцев к освоенному пространству, определяемое оппозициями «мужское - женское», «чистое — нечистое», «левое -правое», «верхнее - нижнее», «сакральное - профанное», «восток - запад», «опасное — безопасное», проявляется в устройстве традиционной усадьбы, строительной обрядности, освоении жилого пространства, интерьере дома, его предметных и вербальных оберегах. Жилой комплекс отражает следование русским традициям деревянного зодчества, оформления интерьера дома, его сакральных центров. Этому же служат способы поддержания чистоты жилого пространства и ее ритуального восстановления, конфессиональные запреты в жилищной практике.

Конфессиональная идентичность старообрядцев поддерживается традиционным костюмным комплексом (повседневным, праздничным и ритуальным), обережной функцией вышивок на мужской рубахе и женской сорочке и др. Ценностным атрибутом женских и мужских костюмов является пояс. Сохраняется традиция изготовления их вручную с древними обережными идеограммами или текстами (молитвы, славословие кресту). Костюмные комплексы определяются оппозициями «свое - чужое», «чистое - нечистое».

Сохраняются традиционные виды прикладного творчества: вышивки (одежды, скатертей, полотенец, салфеток, пелены, поясов и др.); вязания, плетения (гайтанов, лестовок, поясов); ручного узорного ткачества; шитья из лоскутов; резного декора.

Традиционный пищевой рацион старообрядцев определяется ценностной значимостью пищевых продуктов в повседневной и обрядовой кухне, обеспечивая здоровье как залог реализации норм древлеправославия, требующих ведения праведной жизни: соблюдения постов, запретов на употребление спиртных напитков, определенных видов продуктов, разделение пищи с «чужими».

В третьем параграфе «Ценностная парадигма устной культуры» раскрывается влияние ценностно-мировоззренческой основы древлеправославия на формирование корпуса коллективных текстов.

Содержание устной культуры определяется книжной традицией: представлены традиционные тексты различных жанров - тексты-мемораты, легенды, притчи, благословления, перформативы, паремии, обрядовые формулы, клишированные обороты, былички, метатексты, тексты-рекомендации, тексты-инструкции, тексты-квалификации, речевые стереотипные выражения, репрезентирующие ее ценностные характеристики.

В культуре старообрядцев сохраняется традиция толкования текстов житийной литературы и духовных стихов - особый принцип ценностного отношения старообрядцев к слову. Функционируют различные типы метатекстов: комментарии к целому тексту и по ходу сюжета. Эсхатологический характер видения мира старообрядцами Хабаровского края порождает устные тексты, отражающие знамения прихода антихриста, в основе которых оппозиции: «Бог - антихрист», «благо - зло», «добродетель - грех», «свет - тьма», «свое — чужое». В рассказах информантов присутствуют темы Страшного Суда, Армагеддона, Второго пришествия, указание путей к спасению и др. Поиск виновных в современном неправедном мире активизировал историческую память старообрядцев, что отразилось в текстах-меморатах, содержащих оценку никонианской и петровской реформ, коллективизации, разгрома церквей, сталинских репрессий и др.

Обращено внимание на специфику толкования книжных и нейтральных слов, наделяемых семантикой, отличающейся от той, которую они имеют в «чужой» культуре. Доказательством ценности древлеправославия является корпус легенд, описывающих чудеса, совершаемые почитаемыми святыми; происходящие с распятием; быличек об обновлении икон. Тексты-инструкции содержат нормы речевого поведения, обучения и исполнения текстов духовных стихов. В текстах-квалификациях отражена оценка проявлений «чужой» культуры (манера говорить,

светские костюм, песни и др.). Отмечено бытование паремий, создаваемых старообрядцами, ценность которых - в соблюдении соответствия правилам истшшости и мудрости. Ценностью наделяются конфессиональные формы речевого этикета (обращения, приветствия и прощания, благопожелания и др.). Легенды, притчи о грешниках выполняют дидактическую задачу — формирование у молодого поколения представления о такой антиценности, как грех.

В четвертом параграфе «Социокультурные институты как механизмы формирования, сохранения и трансляции ценностей» рассмотрена структура социокультурных институтов, показаны выполняемые ими функции и формы деятельности, значимость в социокультурном пространстве.

Для обеспечения условий реализации ценностной модели «древлеправославия» сформированы соответствующие социокультурные институты: конфессиональной общины, наставничества, покаяния, брака и семьи, которые выполняют консервирующую, интегрирующую, социализирующую, коммуникативную, транслирующую, идентифицирующую, регулятивную и контролирующая функции:

Конфессиональная община действует в соответствии с каноническими правилами «Кормчей Книги», Постановлениями поместных Соборов русской православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII в. Культура старообрядцев, являясь ценностно-смысловым упорядочением опыта общины, обеспечивает порядок и ориентационную схему жизни. В ее рамках человек формирует коллективную идентичность.

Отсутствие института священства обусловливает функционирование института наставничества, обеспечивающего процессы социализации личности. Механизмы функционирования института определяют выбор и утверждение настоятеля, наделение его властью, совершение таинств, проведите служб, представление интересов общины. К настоятелю предъявляются требования высокой образованности и нравственности, поскольку' он обеспечивает канонически обоснованное руководство общиной.

Закономерным является существования института покаяния, поскольку грех -антиценность в культуре старообрядцев. Под грехом ими понимается отступление от норм и запретов, зафиксированных в конфессиональных текстах, который оценивается качественно и количествешю. Грехами для старообрядцев являются: пьянство, сквернословие, нарушение пищевых запретов, постов, запретов на работу в определенные дни и т.д. Выявлена их иерархия: прегрешение, великий, вольный, невольный, смертный, неотмолимый и т.д. За каждый вид греха предусмотрено наказание в реальной жизни (налагается настоятелем общины, духовным отцом,

семьей) и посмертной. Грех искупается покаянием и епитимьей (поклоны во время богослужения, чтение домашних молитв, тайная милостыня и т.д.). Установлены две формы покаяния - персональная (перед духовным отцом) и коллективная (в молельном доме всей общиной; крестные ходы).

В основе института брака оппозиции «холостое - брачное», «прикровенность -откровенность»: признается только традиционный брак. Выявлено, что условием создания семьи является заключение брака. Брачное право формируется на основе текстов («Поучение Иоанна Златоуста», «Кормчая Книга», «Домострой», сборники Измарагд) и основывается на согласии жениха и невесты, словесно выраженные перед свидетелями; благословлении родителей и настоятеля общины. Практикуется ранее вступление в брак (юноши 18-20 лет, девушки - 16-19 лет). Конфессиональные ценности определяют запреты на брачные союзы с кровными родственниками до шестой степени родства, духовными - до седьмой, со сторонниками иных конфессий, на заключение брака в посты и праздники.

Устойчивость института брака в культуре обеспечивают стабильность института семьи. Его задачами являются: сохранение древлеправославия, воспроизведение модели старообрядческой семьи, формирование древлеправославного образа жизни, обучение кириллической грамотности, усвоение системы запретов и регламентации, контроль за сохранением и трансляцией ценностей. Нормы семьи формируются на основе «Кормчей Книги», «Домостроя» и «Устава». Отношения между членами семьи строго регламентируются: субординация, координация, разделение ролей. Семью характеризует традиционность воспитания, стремление к хозяйственной автономии, коллективизм. Отношения регулируются внутри семейно-родственного клана.

В семье репродуцируются традиционные ценности: старая вера, историческая память, почтительность к старшим, добро, любовь к родителям и забота о них, верность данному слову и т.д. Главная роль отводится отцу, что свойственно традиционной крестьянской семье. Ответственность за формирование человека лежит на институте семьи, а не на государственных институтах. Семья воспринимается не только как среда рождения и воспитания детей, но и как религиозный институт, обеспечивающий формирование последователя древлеправославия.

В пятом параграфе «Ценностно-смысловая специфика человека» представлена характеристика «человека старой веры/старого обряда», выявлены социокультурные механизмы формирования его ценностных ориентация.

Исследование показало, что, наследуя черты «человека праведного» русского Средневековья (религиозность, систему ценностей, основанную на древлеправославии,

веру в избранничество русского народа, закрепленную в мифологеме «Москва -Третий Рим»), «человек старой веры/старого обряда» усиливает в себе другие начала: эсхатологические и мессианские настроения, жертвенность, следование святоподвижнической идее, интерес к ценностям русской жизни, социальную персональность, дистанцирование от государства, официальной идеологии и церкви, людей инокультурного мира. Определяющей для него является оппозиция «свое -чужое».

Анализ системы проекций, обращенных в ценностно-смысловой универсум, позволил выявить приоритетные. Стабильной является связь со сферами Бог, Космос, Община, История, Природа: ослабленной — с Государством, Обществом и Другими людьми. Структура деятельности представлена двумя проекциями: стабильной является проекция в «Я», обозначающая сосредоточенность на внутреннем мире. Наряду с этим отмечается обращенность к внешнему миру, к конкретной практической деятельности, ценностным основанием которой является нравственный долг человека.

Цель жизни старообрядцев Хабаровского края - сохранение древлеправославия как основы преображения жизни. От личности требуется следование его нормам, сакрально обоснованным как единственно верным и подлинно ценным. Образцом истинного христианина выступает протопоп Аввакум и его ближайшее окружение. Для старообрядца характерен иррациональный тип сознания. Его временная ориентация обращена в прошлое, воспринимаемое как идеальное. Рефлексивное переживание настоящего оценивается им как антихристово. Старообрядец уповает на коллективное спасение души на небесах, и в этой перспективе будущее наделяется ценностными смыслами.

Между членами конфессиональных общин отсутствуют культурные различия. Характерна невыделенность человека из коллектива, он не противопоставляет свои ценности общинным. Его отличает конфессиональная идентификация по отношению к заданному образцу культурной практики. Нравственные качества человека соответствуют коллективному идеалу - верности ценностям древлеправославия.

Значимую роль в формировании ценностно-смыслового содержания типа человека играют установки конфессиональные знания, которые рассматриваются старообрядцами как функциональная сила в постижении Бога и мира. В структуре деятельности интеллектуальная составляющая оказывается в сильной позиции: это человек читающий и рефлексирующий над кириллическими текстами.

Важной психологической особенностью старообрядца является преобладание разумности над эмоциональностью: в нем главенствует сдержанность. Внешний

облик старообрядца является конфессиональным символом культурной автономии, определяемый оппозицией «свой - чужой». Отмечены конфессиональные запреты на брадобритие, стрижку волос у старообрядок, не покрытую платком голову женщин.

Воспитание и обучение человека в старообрядческой культуре Хабаровского края осуществляется в двух формах: светской и конфессиональной. В процессе конфессионального воспитания и обучения происходит дифференциация ценностей на основе оппозиции «свое - чужое». В основе системы воспитания в семье комбинация поощрений за соответствие ценностной модели и наказаний - за несоответствие ей. В целях сохранеши старообрядческой традиции предусмотрено обучение детей церковно-славянскому языку и знаменному распеву. Факторами, способствующими трансляции ценностей в семье, являются общие труд, трапеза, молитва, идеал святости. Институализированная форма конфессионального воспитания и обучения представлена институтом семьи, крестных, духовных отцов, настоятеля и традицией обряда. В сознании ребенка системно формируется способ его общинной идентификации. Тому же служит раннее приобщение детей к духовной жизни общины (с гати лет дети начинают молиться, соблюдать пост, ходить на общую исповедь, участвовать в обрядах) и хозяйственной жизни семьи (с семи лет приучаются к труду)- Светское образование старообрядцы получают в школе, затем продолжают заочное обучение в техникумах, реже - в высших учебных заведениях. В настоящее время светское образование имеет для них практическую значимость.

В Заключении подводятся итоги исследования проблемы, акцентируется специфика содержания аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края и ее культурно-исторических оснований, намечаются перспективы исследования.

Древлеправославная аксиологическая модель культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края рассмотрена как сложная, иерархически упорядоченная система, в соответствии с которой определяется содержание обрядовой практики, повседневной, устной культуры, выстраиваются социокультурные институты: конфессиональной общины, наставничества, покаяния, брака, семьи, формируются ценностные ориентации человека. Построение аксиологической модели проведено на основе установленных автором диссертации детерминантов: исторический тип культуры; основы жизнедеятельности; механизм формирования ценностей; тип социальной организации; социкультурные институты; воспитание и обучение; тип хозяйствования; регулятивы повседневных практик; системы обрядовых практик; тип человека. Целостность аксиологической модели детерминируется кириллическими текстами, которые наделяются правом

формирования ценностей. Содержание аксиологической модели и всех ее артефактов определяет высшая экзистенциальная ценность (смысл жизни) — коллективное спасение души. Выстроена иерархия ценностей культуры: традиция; книжность; община, род, семья; мессианство; русскость; социальный персонализм; трудовая этика; чистота; личный аскетизм; здоровье. Ценность составляющих аксиологическую модель структур определяется тем, что через них осуществляется воспроизводство древлеправославной традиции, инкультурация молодого поколения, поддерживается сложившийся образ мышления, гармонизируется и упорядочивается мир обитания.

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

В рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Маликова, A.B. Книга как ценность в культуре старообрядцев Хабаровского края / A.B. Маликова // «Ученые записки КнАГГУ: Науки о человеке, обществе и культуре». - 2012. - № II-2 (10). - С. 83-86. (0,3 п.л.).

2. Маликова, A.B. Причины и условия формирования системы ценностей культуры старообрядцев Хабаровского края / A.B. Маликова // «Ученые записки КнАГТУ: Науки о человеке, обществе и культуре». - 2013. - № II-2 (14). - С. 56-59. (0,4 п.л.).

3. Маликова, A.B. Социальные институты в ценностной модели культуры старообрядцев Хабаровского края / A.B. Маликова // «Личность. Культура. Общество». - 2013. Т. 15. Вып. № 2 (78). - С, 83 - 90. (0,5 п.л.).

4. Маликова, A.B., Костюрина, Н.Ю. Предпосылки формирования ценностей старообрядцев Хабаровского края / A.B. Маликова, Н.Ю. Костюрина // «Вестник ТОГУ». - 2013. - № 2 (29). - С. 281-288. (0,49 п.л.).

Другие публикации:

1. Маликова, A.B. Повседневный мир в ценностной модели культуры старообрядцев Хабаровского края / A.B. Маликова // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Материалы III межд. заоч. науч. -практ. конф. (г. Москва 6 августа 2012 г.). - М.: Изд-во «Международный центр науки и образования», 2012. - 134 с. - С. 29-33. (0,4 п.л.).

2. Маликова, A.B. Конфессиональное воспитание и образование в системе ценностей культуры старообрядцев Хабаровского края / A.B. Маликова // Актуальные вопросы современной науки: Материалы XVI межд. науч.-практ. конф. (г. Таганрог

30 июля 2012 г.): Сб. науч. трудов / Научный ред. д.п.н., проф. И. А. Рудакова. - М.: Изд-во «Перо», 2012. - С. 288-292. (0,3 п.л.)

3. Маликова, A.B. Текстовая репрезентация культурных ценностей старообрядцев Хабаровского края / A.B. Маликова // Филологическая наука в условиях диверсификации образования: Материалы межд. заоч. науч.-практ. конф. (г. Комсомольск-на-Амуре 16-19 ноября 2011 года) / под общ. ред. Е.В. Иванцовой. -Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АМГПГУ, 2011. - 212 с. - С. 87-91. (0,4 п.л).

4. Маликова, A.B. Ценностный аспект восприятия времени в культуре старообрядцев Хабаровского края / A.B. Маликова // Dixi-2012: Сб. науч. трудов: вып. 3. -Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2012. - 208 с. - С. 130-135. (0,4 п.л.).

5. Маликова, A.B. Проблема взаимодействия ценностей конфессиональных культур Дальнего Востока /A.B. Маликова // Славянская культура и современность: Материалы Первой межд. науч.-практ. конф. «Кирилло-Мефодиевские чтения» (г. Комсомольск-на-Амуре 24 мая 2012 года). - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2013. - С. 35-40. (0,3 п.л.).

6. Маликова, A.B. Диалог ценностей в пространстве культуры / A.B. Маликова // «Диалог религий и наций в мироном сообществе: итоги, уроки, перспективы»: Сб. науч. трудов межд. науч.-практ. конф. (г. Пенза 30-31 января 2013 г.). - Пенза: ПГУАС, 2013. - 144с. - С. 87-89. (0,4 п.л.).

Маликова Анна Викторовна

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ ЧАСОВЕННОГО СОГЛАСИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Автореферат

Подписано к печати 21.11.2013. Формат 60x84 1/16.бумага 65 г/м2. Ризограф Е2570е. Усл. печ. л. 1,40. Уч.- изд. л. 1,35. Тираж 100 экз. Заказ 25919.

Полиграфическая лаборатория ФГБОУВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27.

 

Текст диссертации на тему "Аксиологические основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»)

кафедра культурологии

На правах рукописи

04201454755

МАЛИКОВА АННА ВИКТОРОВНА

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ ЧАСОВЕННОГО СОГЛАСИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: доктор культурологии, профессор Н.Ю. Костюрина

Комсомольск-на-Амуре 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3

ГЛАВА 1. Культурно-исторические основания аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края

1.1. Культура старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края

как исторический тип ................................................................15

1.2. Культурно-исторические предпосылки формирования

и условия сохранения ценностей культуры старообрядцев

часовенного согласия Хабаровского края..........................................29

ГЛАВА 2. Аксиологическая модель культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края

2.1. Обряд как форма экспликации экзистенциальных ценностей.................40

2.2. Ценностная основа повседневной культуры.......................................58

2.3. Ценностная парадигма устной культуры..........................................80

2.4. Социокультурные институты как механизмы формирования, сохранения и трансляции ценностей................................................93

2.5. Ценностно-смысловая специфика человека......................................106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................123

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.............130

ПРИЛОЖЕНИЯ

A. Тексты........................................................................................153

Б. Список обследованных населенных пунктов........................................167

B. Сведения об информантах...............................................................168

Г. Программа сбора полевого материала................................................172

Д. Карта старообрядческих поселений Хабаровского края..........................180

Е. Фотоархив...................................................................................181

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Современный этап развития российского культурологического знания отмечен актуализацией аксиологических проблем. Это обусловлено тем, что культура как важнейшая сфера человеческого бытия детерминирована ценностями последовательно и тотально. Одной из форм культурно-онтологической среды ценностей является религия, представляющая «стихию и сферу бытия ценностей, их природу и субстрат» [46, с. 86]. Религиозная форма сознания обусловливает специфику традиционной культуры. В условиях Дальнего Востока это культура старообрядцев. Диссертационное исследование посвящено изучению аксиологических оснований культуры старообрядцев Хабаровского края, не признающих священство часовенного согласия1.

Переходное для России время, связанное с социальными преобразованиями, располагает к анализу и прогнозированию развития общества, к поиску моделей социокультурной адаптации, к рефлексиям о специфике «русского пути». Опыт культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края" являет пример длительного существования, умения справляться с кризисами идентичности, гармоничного сочетания коллективного и индивидуального на ценностном уровне, способности к саморегуляции и воспроизведению системы ценностей безотносительно к изменению социокультурных условий. Исследование, проведенное в рамках диссертационной работы, позволяет выявить механизмы, с помощью которых в условиях модернизации воспроизводятся традиционные ценности.

В новой исторической эпохе локальные конфликты все чаще межрелигиозные, межэтнические и межнациональные, межкультурные в своей основе. В

1 Согласие, которое отличается от других старообрядческих согласий чем, что совершает богослужение и обряды без священников в молельных домах лишенных алтарей - часовнях.

2 Далее по тексту - старообрядцы Хабаровского края

такой ситуации единственно возможной стратегией выживания культур становится толерантное сосуществование их ценностных моделей. Особое значение это имеет для дальневосточного региона, поскольку полиэтничносгь, поликон-фессиональность и поликультурность являются его важнейшими социокультурными признаками.

Актуальности исследования отвечает также осмысление изменений в российской культуре, произошедших за последние два десятилетия, которые свидетельствуют о вытеснении из активного обращения традиционных духовных ценностей. Российское общество начинает все больше осознавать перспективы своего духовного возрождения через восстановление ценностей православия, поскольку «религия - это душа гуманности, а гуманность может воплотиться в жизнь только при условии, что религия и культура будут признаны необходимыми средствами в искусстве становления человека» [228, с. 16]. Следовательно, предпринятое исследование аксиологических оснований старообрядческой культуры Хабаровского края может содействовать поиску и закреплению тех ценностей, которые создают перспективы для возрождения духовности российского общества.

Сегодня отмечается повышение интереса к вопросам культуры регионов, что обусловлено их продолжающейся суверенизацией, выработкой новой региональной политики в области культуры. Осмысление специфики культурной картины Дальнего Востока и закономерностей социокультурных процессов на его территории, следовательно, также отвечает актуальности темы диссертационной работы.

Актуальность исследования определяется и неизученностыо аксиологических оснований культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края в парадигмальных рамках культурологии. Данная диссертационная работа может рассматриваться в качестве первого опыта такого исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Для формулирования концепции настоящего исследования основополагающей явилась проблема осмысления ценностей как специфической сферы бытия и культуры, разработке которой были посвящены многочисленные труды таких исследователей, как В. Видельбанд, Г.П. Выжлецов, Н. Гартман, В.Е. Давидович, М.С. Каган, Г.Л. Клайн, Ф. фон Кучера, Н.О. Лосский, Т. Парсонс, Р.Б. Пери, Г. Риккерт, В.И. Сагатовский, П.А. Сорокин, В.П. Тугаринов, Л. Уайт, С. Шварц, М. Шелер, Д.М. Эди и др. В последние годы к признанным научной классикой культурфилософским трудам прибавились работы, отличающиеся многоаспектиостыо освещения проблем аксиологии (Л.В. Баева, Б.Н. Бессонов, М.В. Бронский, Х.С. Вильданов, В.В. Гречаный, A.A. Макейчик, М.К. Петров, Дж. Рац, Н. Решер, Л.М. Смирнова, Б.А. Старостин, Ф.С. Файзулин, Г. Харман, Г. Хофштеде и др.). В аспекте настоящего исследования методологически значимыми явились концептуальные идеи И.И. Докучаева о ценностных моделях исторических типов культуры.

К исследованию сущности традиционной культуры, традиционных ценностей обращены труды Э.А. Баллера, Б.М. Бернштейна, М. Вебера, Ю.Н. Давыдова, Е.С. Ерасова, A.C. Каргина, A.B. Костиной, А. Моля, А.Н. Соловьевой, A.C. Тимощук, II.И. Толстого, С.М. Толстой и др. В ряде исследований были актуализированы проблемы ценностей русской православной культуры (С.С. Аве-ринцев, Ы.А. Бердяев, П.С. Гуревич, Т.С. Еремина, В.В. Зеньковский, В.Н. Ильин, A.B. Карташев, И.В. Киреевский, Н.П. Красников, Д.С. Лихачев, В.В. Розанов, В.А. Сакутин, Т.М. Сакутина, B.C. Соловьев, А. Тойнби, П.А. Флоренский и др.). Анализ феномена религиозности представлен в работах А.И. Алексеева, Г.Д. Бендзеладзе, A.B. Бородиной, Ф. Броделя, Л.П. Карсавина, A.B. Меня, С.Л. Франка, Н.Е. Шилкина, А.Л. Юрганова и др.

Культурно-исторический человек в его аксиологической и социокультурной определености представлен в исследованиях Л.М. Баткина, М.С. Злобина, М.С. Киселевой, М.А. Крючковой, A.M. Панченко, Т.А. Чебанюк, Л.А. Черной и др.

Круг многоаспектных проблем, связанных с пониманием региональной культуры как особой формы самосознания региона, локализующей и репрезентирующей его специфику, рассматривается в работах Е.П. Белозерцева, Г.С. Бу-ториной, С.Д. Валентей, О.В. Долженко, М.С. Кагана, Г.С. Кнабе, А.Ф. Лосева, Л.М. Мосоловой, А.Э. Мурзина, И.Я. Мурзиной, C.B. Нестеровой, М.А. Орешиной, О.Б. Фоминых, B.C. Цукермана, Э.А. Шулеповой и др.

В отечественных и зарубежных социогуманитарных исследованиях старообрядчество рассматривается на основе различных методологических и теоретических подходов. Дореволюционная историография старообрядчества представлена работами светских и церковных авторов (В.В. Андреев, И.Я. Аристов,

A. Иоаннов, В.И. Кельсиев, Макарий (М.П. Булгаков), Д. Ростовский, И.Н. Харламов, А.П. Щапов и др.). Ими исследовались вопросы вероучения и протестно-го поведения старообрядчества. В работах светских историков и клерикальных публицистов 80-х гг. XIX в. (Е.Е. Голубинский, Н.Ф. Каптерев, A.B. Карташов,

B.C. Марков, И.Ф. Нильский, П.С. Смирнов, Н.И. Субботин и др.) рассматриваются богословские вопросы с целью выявления расхождений между старообрядчеством и сторонниками официальной церкви. Анализ философско-религиозных основ мировоззрения старообрядчества, его полемики с официальной церковью, сущности толков и согласий, особенности быта представлен в работах старообрядческих авторов начала XX в. (И.К. Быковский, С.И. Быстров, И.А. Кириллов, Ф.Е. Мельников, Л.Ф. Пичугин, A.C. Пругавин, В.Г. Сенатов, И. Филиппов и др.). Старообрядчество как духовно-религиозный и историко-культурный феномен рассматривается в трудах H.A. Бердяева, А.П. Богданова, С.А. Зеньковского, В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского и др. В советский период исследуются проблемы сущности старообрядческого движения, его цели, программные установки, социально-экономическая деятельность (А.Е. Катунский, А.И. Клибанов, В.Ф. Миловидов, Н.М. Никольский, Р.Г. Пихои, К.И. Чистов и др.).

С 60-х гг. XX в. важным этапом в изучении старообрядчества стали археографические экспедиции, позволившие организовать исследование старообрядчества по широкому кругу вопросов - от собирательства литературных памятников до комплексного исследования культуры. Спектр исследований, посвященных тем или иным проблемам современного старообрядчества, чрезвычайно широк. Исследуются религиозно-философские основы мировоззрения старообрядцев (А.Ф. Замалеев, Е.А. Овчинников, K.M. Товбин, М.О. Шахов, A.B. Ширшов), вопросы устной культуры (С.Е. Никитина, Е.М. Сморгунова), книжных традиций (В.Н. Алексеев, О.Н. Бахтина, И.В. Поздеева), литературного творчества (U.C. Гурьянова, Н.Д. Зольникова, H.H. Покровский) влияния культуры старообрядцев на национальную русскую культуру (O.A. Новикова), конфессиональной миграции и адаптационного реагирования в условиях модернизации (Е.Е. Дутчак) и др.

В последнее десятилетие появилось значительное количество культурологических, работ, осмысливающих и описывающих в синхронической и диахронической проекциях особенности вероучения, трансформацию религиозного сознания в ходе модернизации, богослужебную, обрядовую и повседневную практики разных регионов России: Сибири (М.В. Влащицина, K.IO. Иванов, О.Д. Иванчикова, Т.М. Зенкова, В.В. Недогонова, Е.А. Рукавицына, М.В. Семенова), Якутии (C.IO. Родикова), Алтая (Л.И. Романова), центра европейской части страны (Ю.А. Баранова, Т.А. Воскресенская, В.В. Машковцева, В.К. Семи-брагов, Л.В. Хирьянова). Вопросам истории русского старообрядчества в России и за рубежом, особенностям современной обрядовой и повседневной культур посвящены работы зарубежных исследователей (М. Крамер, P.O. Крамми, Р. Моррис, Ё. Накамура, П. Пера, Р. Робсон, Г.Л. Фриз, К. Штайнке и др.). Различные аспекты культуры старообрядчества нашли отражение в научных сборниках: «Старообрядчество: история и современность, традиции, русские и зарубежные связи» (Улан-Удэ, 2007), «Старообрядчество: история, культура, современность» (Великий Новгород, 2009), «Старообрядчество: история, культура,

современность» (Москва, 2011), «Семейские-староверы Забайкалья: история, культура, современность» (Улан-Удэ, 2011), «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура» (Торунь, Польша, 2012) и др.

Активизировалось внимание исследователей к проблеме ценностей старообрядчества. Изучение ведется в рамках философии и истории. Разрабатываются вопросы трансформации традиционных ценностей в условиях современности старообрядцев Забайкалья (Е.А. Гаврилова), ценностей и хозяйственной этики старообрядчества Сибири (Д.Е. Расков), духовно-нравственных ценностей старообрядцев Южного Алтая (J1.C. Дементьева, JT.H. Мукаева), ценностей и конфессионально-этических факторов культуры предпринимательства старообрядцев России досоветского периода (В.В. Керов, А.Е. Стефашов).

Историография старообрядчества Дальнего Востока невелика. Фрагментарная информация представлена в историко-этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. (В.К. Арсеньев, В.Е. Глуздовский, A.B. Кириллов, П.А. Кобозев, А.Г. Коровин, C.B. Максимов, Г.М. Мевзос, Г.П. Михайлов, А. Сильницкий и др.). Комплексный анализ истории русских переселенцев на Дальнем Востоке, их говоров, фольклора в 30-е годы XX в. был предпринят А.П. Георгиевским. В последние десятилетия вопросы истории старообрядчества на Дальнем Востоке стали объектом внимания С.Э. Аниховского, Ю.Ы. Бакаева, Г.Г. Балакерской, В.Ф. Лобанова и др. В рамках исторической науки и философии разрабатываются проблемы семейных отношений, обрядовой и повседневной практик, религиозной деятельности, традиции вероучения старообрядцев Приморья (Ю.В. Аргудяева, В.В. Кобко, М.Б. Сердюк), исследуются факторы сохранения старообрядцами этнокультурной и религиозной идентичности Амурской области (B.C. Матющенко). Положено начало изучению старообрядческой культуры Хабаровского края. В диссертационной работе Н.И. Ряби-ниной выявлены функции религиозной книжности, ее роль в духовной сфере и формы проявления в обрядовой и повседневной практиках.

И хотя старообрядчество являлось предметом рассмотрения в разных исследовательских парадигмах, однако исследование аксиологических оснований старообрядчества в рамках культурологии до сих пор не проводилось. Степень научной разработанности проблемы, таким образом, свидетельствует о существовании свободного исследовательского поля и создает предпосылки для реализации авторской концепции.

Объектом исследования является культура старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края.

Предмет исследования - аксиологические основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края.

Цель исследования - построение аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края.

Для достижения поставленной цели определено два комплекса задач:

1. Задачи, обусловленные определением культурно-исторических оснований аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края:

• выявить специфику исторического типа культуры;

• исследовать культурно-исторические предпосылки формирования ценностей и условия их сохранения.

2. Задачи, обусловленные построением аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края:

• охарактеризовать обряд как форму экспликации экзистенциальных ценностей;

• проанализировать ценностную парадигму устной культуры;

• определить ценностную основу повседневной культуры;

• обосновать участие социокультурных институтов в формировании и трансляции ценностей культуры;

• выявить ценностно-смысловую специфику человека.

Источниковую базу исследования составили материалы, собранные автором в научных полевых экспедициях 2009 - 2012 гг. (11 полевых дневников, 37 кассет с аудиозаписями, более 150 фотографий). Интервьюирование информантов было проведено по специальной программе, разработанной автором (Приложение Г).

К анализу привлечены материалы, содержащиеся в документах Российского государственного исторического архива (РГИА РФ), Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ).

Использованы в качестве источников фотографии из частных коллекций информантов, что позволило выявить динамику ценностей повседневной культуры старообрядцев.

Территориальные рамки исследования. Работа основана на материалах, собранных автором диссертации в четырех районах Хабаровского края: Бикин-ском (пос. Лесопильный), Солнечном (пос. Березовый, пос. Дуки, с. Гусевка, с. Тавлипка), им. С. Лазо (д. Бичевая, пос. Мухен), Амурском (пос. Эльбан), а также в пригороде г. Комсомольска-на-Амуре (бывший пос. Ладный).

Хронологические рамки исследования охватывают культурно-исторический период со второй половины XIX - начало XXI вв. Выбор нижней границы объясняется началом становления культуры старообрядцев часове