автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.05
диссертация на тему:
Акцентно-мелодическая структура фразы во французских говорах Швейцарии

  • Год: 1986
  • Автор научной работы: Скрелин, Павел Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.05
Автореферат по филологии на тему 'Акцентно-мелодическая структура фразы во французских говорах Швейцарии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Акцентно-мелодическая структура фразы во французских говорах Швейцарии"

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А А.ЖДАНОВА

На правах рукописи УДК 804.87 • 801.561.2

СКРЕЛИН Павел Анатольевич

АКЦЕНТНО-МЕАОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ФРАЗЫ ВО ФРАНЦУЗСКИХ ГОВОРАХ ШВЕЙЦАРИИ

Специальность 10.02.05 — романские языки

АВТОРЕФВРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Лепшград —1986

Работа выполнена в секторе индоевропейских языков ареальных исследований Ленинградского отделения нститута языкознания АН СССР.

Научный руководитель - доктор филологических наук, рофессор М.А.Бородина.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор А.И.Чередниченко

кандидат филологических наук И.В.Юрова

Ведущее научное учреждение - ордена Дружбы народов

Университет дружбы народов им. Патриса ЛумумОы

Защита состоится "/3" 1986 г. в часов

заседании специализированного ученого совета Д 063.57.08 защите диссертации на соискание ученой степени доктора юлогических наук при Ленинградском государственном уни-)ситете им.А.А.Дцанова по адресу: 199164, Ленинград, Уни-юитетская наб., II, филологическая факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке А.л1.Горького Ленинградского государственного университета.А.АЛанова.

Автореферат разослан " " 1986 года

чил секретарь специализированного совета >3.57.03 кандидат филологических наук

Н.В.Зуева

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования связана с общим интересом современной лингвистики к разговорнш формам речи и особенно к изучению даилектов и говоров. Б силу известных условий многие диалекты и местные говоры франкофонной Европы находятся на грани исчезновения или уге исчезли, вытесненные национальным литературным языком. Исследование Есчезагщшс и даже уже исчезнувших диалектов и говоров представляет значительный интерес, поскольку, если шсшенный язык определенного социального уровня по существу не отличается по регионам французской языковой общности, го в устной речи региональные черты проявляются достаточно ярко. Презде всего, хорошо ощущается разшща в произношении, которое, как предполагает, связано с тем ш иным субстратный говором, даже если на нем ухе не говорят (ВагпалЛ, 1973). Предполагается, что особой стойкостью отличается система акцентуаци (ИотШои, 1941), а наименьшей-особенности мелодического оформления высказывания (Еаг*1пе*, 1971).

В связи с этим, дшгьв исследования ставится определение . акцентно-мелодической структуры фразы в двух фраякошвейдар-сгоос говорах, которая представляет собой фундаментальную характеристику их интонационной системы.

Конкретными задачами данного исследования является выявление акустических коррелятов ударения в обоих говорах, акцентной структуры синтагмы и фразы, основных типов мелодического оформления высказывания, установление связи мелодического рисунка синтагмы и фразы с их акцентной структурой, а такие функционирование в этих говорах раузы.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые было проведено экспериментально-фонетическое исследование интонационных особенностей двух малоизученных говоров франкопро-вансальского языка, а также тем, что для анализа была применена методика, позволившая использовать готовые записи речи на этих говорах и тем самым обойтись без непосредственного контакта с информантами.

Б качестве мате шала использованы начитанные на пластинку и записанные в транскрипции, орфографии и в переводе на французский язык образцы речи двух носителей говоров Этнва и Отаво Носителями говоров в текстах указаны слоги, несущие'главные и

1

второстепенные ударения, и паузы, включая и "психологичес-е", т.е. не сопровсадащаеся перерывом в звучании,

В основу методики исследования положен осциллогра|ггтсс-алй анализ речи. Новизна методики заключается в синтезе известных, но несколько видоизмененных применительно к конкрзг-шш условиям, методов определения акустических; коррелятов ударения, для того чтобы обеспечить возможность их енявлоштя на базе произвольного, не подготовленного заранее, резвого материала. Проводится регулярное сопоставление данных оспдя-яографигческого анализа речи с самооценкой говорящих, отраженной в их кошентариях я транскрипция.

Практическая ценность работа связана, во-первых, с получением объективной информации о таком малоисследованном аспекте романских диалектов а говоров, как интокапдоЕШэ особенности их звукового строя, и, во—вторых, о возшлшостьа применения разработанной ыетоднки дай анализа зкспоутленталь-но-фонетическими методаин 'редких и труцнодостушш; языков п аналектов на основе записи спонтанной речи их носителей.

Адтобапия таботы. Результаты работы сообщались на засорении Швейцарского семинара в Ленинградском отделен;::: 1!лст;гту-га языкознания АН СССР, на аспирантских семинарах в 1932-'.983 гг. По материалам исследования опубликованы тозксы вцетуд-:ения на 7-ом Зональном научной совещании Восточно-Сибирского егиона в г. Иркутске' в 1983 г.

■ Объем и структура -работы. .Диссертация состоит из введения, рех глав, заключения и списка использованной литературы (157 азваний, из них 61 на иностранных языках). В состав работы гаючено Приложение, в котором представлены прочитанные носи-злями говора тексты в диалектной орфографии и в переводе на эанцузский язык. Основное содержание работы изложено на 197 'р. машинописного текста. Работа включает 27 рисунков и II

1бЛИЦ.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В обзорно-теоретической части диссертации анализируется чки зрения на понятие ахцентно-малодической структуры фразы, эбое внимание уделяется акустическим характеристикам ударно-слога, обеспетававдим его выделейность по сравнению с безумными. Она может быть обеспечена частотными, темпоральными

или динамическими средствами. Однако определение ведущего акустического коррелята ударения наталкивается на различные трудности лингвистического а экстралингвистического порядка Видимо поэтому разные исследователи часто по-разному олреде ляюг акустическую природу ударения в том или ином языке. Та например, Делагтр считает ведущим акустическим коррелятом французского ударения длительность слога (Юе1а-Иге, 1966), Риго - частоту основного гона (Е1ваи1*. 1962). Аналогичная туадия на бодается в английском, русском и других языках. 3 диссертации под акцентно-мелодической структурой фразы под] зумевается распределение во фразе ударений как тех стержне: единиц, "через которые осуществляется интонационное оформл ние речевого потока" (Элатоустова, 1963), и движение мелод как ведущего компонента фразовой интонации в этих важных д интонационного оформления фразы точках. Необходимость испо, зования такой комплексной характеристики при анализе интон ционнаго оформления фразы в исследуемых говорах объясняете характерной для них локализацией мелодического движения на определенных, главным образом, ударных слогах. Н.Д.Светоза ва связывает такой тип организации мелодического движения фразе с наличием развитой системы словесного ударения (Св£ зарова, 1982).

Особое внимание уделено в диссертации месту французе! говоров Швейцарии в системе романски языков, Исследованю говоры двух коммун - Отаво и Эгива, принадлежащих разным : тонам, входят в систему диалектов франкопровансальского я: В связи с этим, традиционные термины "французский говор 1 царии" или "франкошвеВцарский говор" указывают не на гене' ческую их связь с французским языком, а на территории их простравения: франкофэнную зону Швейцарии. Таким образом, своеобразие языковой ситуации в Швейцарии заключается в т что два верхних яруса - национальный язы и полудиалект -носятся к системе одного языка (французского), а нижний -диалект и составляющие его говоры - к системе другого (ф* копровансальского).

Анализ языкового материала осуществлялся в три этапе первом этапе проведено сопоставление акустических парамет ударного слога с параметрами безударных слогов того же ф< кого состава в аналогичном фонетическом положении во фра: одинакового коммуникативного типа. Такое сопоставление п

слет устранить влияние других факторов, кроме ударения, на жустичёские параметры ударных слогов. Методика исследования, доводимого на данном этапе, имеет определенные черты сходства обычной методикой (см. напр.: Еровченко, 1966; Денисов,198С; т.д.). Однако слоги, являюциеся объектом сопоставления, не адаюгся заранее перед проведением эксперимента, а выбираются реди исследуемого материала. Среди ударных слогов выбирается иене, которые встречается не только в ударном, но и в безу-1рн^м лсложеюш. Среди них отбираются находящиеся в аналогична положении внутри фразы (синтагмы), с аналогичным мелодк-гским оформлением. Для кавдого слога такого типа определяется зедние величины акустических параметров в .ударном и безудар-1М положении и разница между величинами этих параметров. Кро-> того, сопоставляется диапазон и характер изменения частоты новного тона в ударных и безударных слогах. В результате мк лучаем значения акустических параметров, характеризующих арный слог по сравнению с безударным. Эти д-\шне имеют са.\-о-эятельную ценность и активно используются на последующ« апах исследований. Получив минимальную разницу акустических эаметров между ударным и безударным слогом, мы узнаем, на су» мшшмалъную величину данного параметра ударный слог дол-[ отличаться от безударного, чтобы быть воспринятым как

■рнек.

На втором этапе исследования производится сопоставление сткческих параметров ударного слога с параметрами окружаю-безуяаргшх. Это позволяет определить частоту, с которой те иные характеристики участвуют.в выделении ударного слога Ьоне безударных. Для устранения влияния на результат иссле-1шш собственных акустических характеристик того или иного са, его..фонетического окружения и позиции во фразе мы уста-ивасм - на основании данных первого этапа исследования -инимальные различия в величине акустических параметров ых звуков, которые позволяют выделить ударный звук на фоне жаыцих его безударных.

За минимально значимое различие по частоте основного тона ета зеличяна 1С Гц. Это объясняется теи, что, во-первых, величина хорошо воспринимается человеком, а во-вторых, 60$ шх слогов выше безударных по уровню частоты основного то-1 8 Гц и более. За минимально значимое различие двух слога длительности принята величина 2С мсек, причем сопостав-

ляется длительность только гласных, входящих в состав слога, поскольку применительно к избранным говорам она обеспечивает более четкув картину различия ударных и безударных слогов. За минимально значимое различие двух слогов по интенсивности принята величина 2 дБ, которая при выражении интенсивности в мм2 соответствует двум значениям - 5 мм^ и 10 ш? в зависимое ти от уровня интенсивности конкретного участка речевой последовательности1.

На третьем этапе исследования производилось сопоставление акустических параметров ударного слога со средней величиной этих параметров для безударных слогов в пределах одной синтагма .Такой путь сопоставления является более трудоемким, чем традиционное сравнение акустических параметров ударного слога со сраднефразовой величиной этих параметров (ср, например, исследование акустической реализации русского ударения: Бондарко и др., 1973). Однако думается, что он даёт более то1 ные результаты, поскольку среднеслоговые параметры синтагм, так же как и средние акустические параметры отдельных звуков изменяются в зависимости от места синтагмы во фразе. Среднее значение параметров безударного слога, как и ударного, в конечных и нековечннх синтагмах отвечает разным закономерностя!

Основой сопоставления служили вычисления средних параметров частоты основного тона, длительности и интенсивности ударных и. безударных гласных для первой неконечной синтагмы, для второй неконечной синтагмы и т.д. Те же параметры были рассчитаны для конечных синтагм в соответствии с их местом о начала фразы. При расчетах характеристики конечных слогов си таги рассматривались отдельно, поскольку на этих слогах реал зуется мелодическое движение, оформляющее конечное/неконечно положение синтагмы во фразе и отражающее определенные структурные и смысловые отношения. На основании полученных данных были построены графики, демонстрирующие изменение средних акустических параметров ударных и безударных слогов в завис! мости от места синтагм во фразе. На этих графиках отчетливо видно изменение разницы меяду ударными и безударными гласнни

по средней величине акустических параметров в зависимости оо -——

т о

Выражение интенсивности в мм вполне допустимо, поскольку нашей задачек является сравнение звуков, т.е. получение ог носительнои интенсивности. Ср.: Зиндер Л.Р. Общая фонетикг

ш«; 1.У/У > С» 100«

места синтагмы во фразе.

Сравнивая результаты, полученные на трех'этапах исследований, можно проследить за тем, с какой регулярностью ударный хгог выделяется по сравнению с безударным по величине того Ш1 иного параметра: по частоте основного тона, длительности и тт онс"з дести- гласного.

В говоре Этива ударный слог может быть выделен по сравне-:ню с безударным того же фонемного состава и в аналогичном фо-етическом положении во фразе посредством увеличения длитель-ости ц уровня частоты основного тона; к этому добавляются ругие вь'сотные средства - диапазон и форда мелодического вижения (это позволяет отнести частотные средства к парапетам, регулярно ввделящим ударный слог). Что же касается ин-знсивностп, то она нерегулярно участвует в выделении ударно) слога.

Средняя длительность гласного безударного слога составля-' 109 моек, а ударного - 189 мсек. Средняя интенсивность удар-го слога составляет 24 тР, а безударного - 22 мм2. Подтвер-ается правильность выбора - для выделения ударного слога -зличкй по акустическим параметрам ударных и безударных слов.

В говоре Этива 94$ ударных слогов имеют более высокий звень одного, двух или всех трех параметров по сравнению с зужаицими безударными слогами. Значимое увеличение длитель-:ти по сравнению с окружащимв слогами отмечено в 86,5$ всех 1рных слогов, частоты основного гона - в 45,5$, интенсивнос-- в 42,Ъ%. Следовательно, в выделения ударного слога на фо-окружаюцих безударных существенную роль играет увеличение длительности. Дм определения роли в выделении ударного га интенсивности я частоты основного тона были сопоставлены ы интенсивности и частоты основного тона во фразах с ударныу-слогами. Оказалось, что пики интенсивности несколько чаще шляются на безударных слогах, а шпш частоты - на ударных. ?вервдается роль диапазона и формы частотных изменений в вы-;шш ударного слога. Его выделение в говоре Этива обеспечи-;ся увеличением длительности гласного в его составе и таки-высоткыми средствами, как увеличение уровня частоты основ-I тона по сравнению с окружающими, диапазон и форла частот-изменений. В целом темпоральными и частотными средствами воре Этива выделено 93,5$ ударных слогов.

Установлены оснознье закономерности изменения средних . акустических параметров ударних и безударных слогов в зависимости от положения синтагмы во ггразе и конечного/неконечного положения в синтагме ударного слога. Наиоолее постоянным акустическим параметром , участвующем в вццелылл ударного слога в< всех позициях в синтагме и во фразе, яидяется длительность гласного в ударном слоге. Регулярное выделение ударного слога по. сравнению с безударными обеспечивается гыжь у^внем частоты основного тона гласного ударного слога но сравнению с окружающими оезударными. Интенсивность не участвует, как правило, в выделении ударного слога. Ведущим коррелятом удареаик говора Этива является сочетание частотных и темпоральных характеристик гласного ударного слога.

Анализируя акцентную структуру фразы говора Этива, мы уст новили, что основной акцентный рисунок фразы формируют конечные ударные слоги вход._дах во фразу синтагм. Этот рисунок дополняют ударения внутри синтагм. Что же касается акцентной структуры синтагмы, то 37% синтагм имеют только один ударньы слог - в конце /отмечен носителем говора как главноуцарньй/, а 3955 сытагм имеют еще один ударный слог - в середине или начале синтагмы. В последнем случае конечный слог обычно несет главное ударение, а неконечный - второстепенное. Правда, деление слогов на главноударный и второстепенные отражает чисто смысловые отношения, не имея акустических различии.

Основная масса ударений реализуется на знаменательных частях речи, хотя в говоре Этива встречаются случаи ударения на служебных словах - на предлоге, союзе и даже артикле. Этим говор Этива резко отличается от французского языка.

Мелодический рисунок фразы в говоре Этива характеризуется тем, что оно реализуется не на всех слогах фразы, а обкч но на тех, которые несут ударение. Именно на ударных слогах проявляются мелодические переломы, изменения направления движ тона, большие интервалы падения и подъема частоты. Безударные слоги, как правило, повторяют движение тона, определяемое ударными слогами, и характеризуются небольшим диапазоном и однородной фор!,'.о., движения тона. В этом заключается основное отличие мелодической структуры данного говора от мелодики Французского языка, в котором все слоги синтагм в равной степени участвуют в реализации мелодического движения.

Тесная связь мелодического движения с акцентной структу 7

рой фразы наиоолее отчетливо прослеживается в синусоидальной мелодике, характеризующемся восходяще-нисходящей формой движения частоты основного тона с вершинами синусоид, совпадающими о ударными слогами. Такая форма мелодического движения может характеризовать как конечные, так и неконечные во фразах синтагмы. Конечное/неконечное положение во фразе отмечается главным образом направлением движения тона на конечных слогах зицтагм. Обычным направлением движения тона в конце неконеч-тоа синтагмы является повышение, а в конце конечной - падение {астоты основного тона. В ряде случаев при выражении некоторых смысловых и синтаксических отношений направление движения тана в конце синтагм может меняться на противоположное.

Отметим, что изменение коммуникативного тона фразы может :е оказывать /согласно нашему материалу/ влияния на оформление юнечных слогов фразы. Б материале представлено 4 вопроситель-ых фразы, содержащие вопрос о вопросительным словом. Во всех лучаях на конечных слогах фраз / а синтагмы, содержащие вопробельное слово, занимают в этих фразах конечное положение/, аблвдается обычное падение тона. Отличие этих синтагм от по-ествовательных заключается в значительном и резком подъеме на эпросительном слове - местоимении или даже на предлоге перед эстоимениел: л... vo vo promena «par che? (.., vous vous pro-inez par ici?).

Анализ пауз, разделяющих синтагмы и фразы, показал следу-;е. Носитель говора указывает три вида пауз: короткую, обо-¡ачаемую в транскрипции одной вертикальной чертой, длинную, (означаемую двумя вертикальными линиями, и паузу между фраза-

обозначаемую точкой. Следует заметить, чт^ эти указания язань со смысловым члененнием и часто не совпадают с его сьменаым вариантом, нередки также не отш-ченнье носителем гора паузы /длительностью аО мс - 760 ж / внутри синтагм, азалось, что в говоре Зтива продолжительность паузы находит-в тесной связи с мелодическим оформлением конца синтагмы.

Всего было рассмотрено 15Ь пауз, IIB из которых находят-внутри фраз, разделяя синтагмы, и 42 - .«езду фразами, .¿ини-1ьная длительность паузы внутри .;разь составила 60 мс, (симальнан - 1,22 с. /Лини~адьная длительность паузь м&хяу ¡залог - 300 мс, максимальная - I,ö с. хаую отмечено десть гз между синтагмами нулевой, продолжительности. Б этих

ь

случаях восприятие паузы обеспечивается мелодическими средствами: мелодическим перепадом и изменением направления движения тока на границе двух синтагм. Оказалось, что направление движения тона в конце синтагмы перед нулевой паузой может быть разным: в четырех синтагмах на последнем слоге происходит рост частоты основного тона, в двух других - в конце синтагмы происходит падение частоты тона.

Важным, с нашей точки зрения, представляется то, что независимо от направления движения тона в конце синтагмы перед нулевой паузой, уровень частоты основного тона на конечном слоге синтагмы, как правило, не менее, чем на 20 Гц превышает уровень первого слога следующей синтагмы. При восходящем движении тона в конце синтагмы впечатление паузы обеспечивается главным образом разницей по частоте, основного тона граничащие друг с другом слогов. При нисходящем движении тона в конце синтагмы перед нулевой паузой, кроме аналогичного мелодическс го перепада на границе синтагм, важную роль играет и мелодический перелом - изменение направления движения тона с нисходящего на восходящее, что и создает впечатление, паузы.

Переходя к рассмотрению пауз между синтагмами, которые соответствуют перерыву в звучании, мы выяснили, что ни протяженность синтагмы перед паузой, ни ее место во фразе не оказ] ват сколько-нибудь заметного влияния на продолжительность т узы, в то время как направление движения тона в конце синтап способствующее выражению определенных синтаксических отношен непосредственно воздействует, на продолжительность паузы. При обычном немаркированном (восходящем) движении тона в конце синтагмы, средняя длительность последующей паузы составляет примерно 0,34 сек.' При маркированном (нисходящем) движении т на в конце синтагмы средняя продолжительность последующей па зы увеличивается примерно на 60$ и составляет уже около 0,55 сек.

Такая корреляция направления движения тона в конце синтагмы и продолжительности последующей паузы наблюдается применительно как к короткой, так и длинной паузе.

Межфразовые паузы следуют почти всегда (39 случаев из 4 за конечной синтагмой с нисходящим мелодическим завершением. Так же как и у внутрифразовых пауз, нисходящее движение тона перед паузой увеличивает ее продолжительность в среднем до

1,92 сек, а восходящее уменьшает в среднем до 0,73 сек. Мини-алышй размер паузы между фразами составляет 0,3 сек, а мак-имальный - 1,3 сек. Отметим, что все паузы минимальной про-олжительности следуют за вопросительной фразой.

В заключение отметим характерную особенность паузы в го-эре Этива. Она касается реализации долгой паузы. Дело в том« го появление долгой паузы тесно связано с выражением опре*#-эняих синтаксических отношений внутри фразы. Так, из 26 долга пауз 15 находятся между простыми предложениями в составе южного и способствуют офорАяению сочинительной связи, при-as в 13 из них синтагма перед паузой отмечена нисходящим двигаем тона в конце ж только в двух - восходящим. В четырех учаях долгая пауза отделяет обособленные члены предложения, и этом в трех случаях движение тона перед ней - восходящее, остальных четырех случаях такая пауза выделяет однородные и распространенные члены предложения, когда на конечных сло-х предшествующей паузе синтагмы реализуется падение тона.-Говор Отаво описан также по акцентной структуре слова, зтагмы и фразы, по мелодическому офохмлению высказывания и функционированию паузы.

Определяя акустические корреляты ударения в говоре Отаво, получили следущие -данные : средний уровень частоты основно-тона ударного слога составляет 210 Гц, безударного - 190 средняя длительность "гласного ударного слои равна 175 к, безударного - НО мсек; средняя интенсивность удалого сного - 64 мм2, безударного - 52 мм2 (разница менее I дБ, . может быть неразличимой на слух). Таким, образом, как и в ope Этива, основными акустическими средствами выделения рного слога оказываются увеличение уровня частоты основного з. и увеличение длительности.

Была выявлена любопытная особенность выделения ударного ?а в говоре Отаво частотными средствами:: тесная взаимосвязь газона частотных изменений на ударном и безударном слоге с шцей уровня частоты этих слогов. При уменьшении диапазона 'отных изменений на ударном слоге увеличивается разница шго и безударного слога по уровни частоты. Другими слова-происходит своеобразная компенсация: если ударный слог хо-ввделен по диапазону изменений частоты, то он имеет обыч-ебольшую, а часто и отрицательную ввделенность по уровню оты, если же ударный слог хорошо выделен по уровню часто-

тк, он имеет небольшую шш отрицательную вдделенность по диапазону изменений частоты. Для определения коэффициента корреляции г была использована формула: г = -£(2х ■'.■■■;:^(Е'лмбл, 1982), где 2.x - норшрованное отклонение разницы диапазонов изменения частоты основного тона, а гу - нормитюванное отклс неше разницы уровней частоты основного тона; г, - количество случаев. Подставив в формулу числовые значения к решив уравнение, получаем г = -0,58. Знак минус означает, что корреляция отрицательная, а сама величина коэффициента корреляции показывает довольно тесную взаимосвязь изменений этих параметров, поскольку на отсутствие корреляции указывает коэффициент равный нулю; при полной корреляции коэффициент равен единице.

Акустическими средствами, ввделяицими ударный слог на чюне окружаюцих безударных, являются увеличение длительности гласного ударного слога и его частотных характеристик - среднего уровня частоты и диапазона частотных изменений. Ведущую роль при этом играют темпоральные средства, выделяющие 76% ударных слогов; частотные же средства, участвуйте в выделенш £9$, являются дополнительными. Всего частотными и темпоральными средствами выделено 96% ударных слогов. Что же касается интенсивности, то она не играет заметной роли в выделении ударного слога.

Таким образом, в говоре Отаво главное значение при', выделении ударного слога имеют частотные и темпоральные средства, а также га сочетание. Большинство ударных слогов отличаются от окрунавдих безударных (а также от безударных того же фонетического состава) повышенной длительностью,'которая обеспечивается в основном-увеличением длительности гласного в составе слога: в редких случаях она может обеспечиваться увеличением длительности согласного в начале слога. Как правило, увеличение длительности ударного слога сопровождается выделением этого слога высотными средствами. При этом слабая вкделен-ность уровнем частоты тона может компенсироваться увеличением диапазона частотных изменений и наоборот.

Так же, как и в говоре Зтива, ударные слоги обычно харак теризуюгся большим диапазоном изменения частоты основного тона и чаще имеют сложную форму этого изменения. Мелодический перелом также реализуется в основном только на ударных слогах Выделение ударного слога динамическими средствами встречается реже, чем в говорг Отива, и также не носит регулярного харак-

и Следовательно, ввделение ударного слога за счет увели-1Я интенсивности не характерно и для говора Отаво. Акцентная структура фразы в говоре Отаво отличается тем, практически все синтагмы содержат ударный слог, который !Т главное ударение. Этот главноударный слог может с рав-етепенью вероятности быть единственным в синтагме или тзд-их двух-.трех ударных слогов. В большинстве случаев (76 агм из 93) главноударный слог занимает конечное положение нтахме, но в 16 из этих синтагм, кроме конечного, есть еще главноударный слог в неконечном положении. Довольно ред-онечный ударный слог отмечен второстепенным ударением. Мелодическая структура фразы в говоре Отаво характергзу-, как и в говоре Этива, тем, что связана с ударными сло~ . Ба них реализуется мелодические переломы, изменения на-пения движения тона, больше интервалы падения и подъема эты основного тона. На ударных слогах определяется двнже-гона в синтагме, которое затем воспроизводится на безудар-з виде равномерного повышения или понижения тона. Эта си-здальная форда мелодического движения в равной степени зтвенна как конечным, так и неконечным во фразах синтаг-Положение синтагмы во ¡£разе сигнализируется направлением ¡ния тона в ее конце: обычным направлением движения тона ще неконечной синтагмы является Повышение, а в конце ко->й - падение. Изменение направления движения тона в конце синтагм на противоположное является дополнительным средс-выражвния некоторлс синтаксических и семантических, а так-фвктивннх отношений не только на внутрифразовом, но и на азовом уровне. Особенностью говора Отаво является более е использование восходящего движения, тона в конце фраз ередачи дополнительных смысловых или эмоциональных отно-

При анализе функционирования пауз в говоре Отаво отмече-вое большее число "психологических" пауз между синтагма-ем в говоре Этива. В этих случаях разделение синтагм водится мелодическими средствами, т.е. мелодическим пере-и изменением направления движения тона на границе двух см. Мелодическое движение реализуется, как правило, в широком диапазоне, достигающем 100 и более герц. Ваправ-движения тона в конце синтагмы перед психологической па-аде является нисходящим, чем восходящим. Так же, как и в

говоре Этива, продолжительность паузы в говоре Отаво не свя зана с длиной синтагмы и местом паузы во фразе. Как и в гов ре Этива, наблюдается ее корреляция о направлением движения тона в конце синтагмы перед паузой.

Продолжительность паузк зависит от разницы уровней час тотн основного тона на границе двух синтагм. В отличие от г вора Этива, в котором независимо от направления движения то в конце синтагмы, уровень конечного слога обычно выше уровн начального слога следующей синтагмы, в говоре Отаво нередко эти уровни равны или же уровень конечного слога ниже уровня начального. Используя известную формулу определения коэффиц ента корреляции, получаем следующие значения коэффициента к реляции: при восходящем движении тона в конце синтагмы г = -0,49, при нисходящем г = -0,40. Это означает, что при восходяшем движении тона в конце синтагмы чем выше уровень конечного слога m ошжению к уровню первого слога следувд синтагмы, тем короче пауза между ниш, и наоборот. При нисх дящеы же движении тона коэффициент корреляции несколько них Отрицательная корреляция в данном случае свидетельствует о том, что продолжительность паузы зависит от абсолютно! разн цы уровней. Дело в том, что при нисходящем движении тона в конце синтагмы в 9 случаях из 16 уровень .конечного слога бы ниже уровня начального в среднем на 60 Гц. В связи с этим у тановленная зависимость может быть сформулирована следующим образом: чем больше абсолютная разница уровней конечного и начального слогов, тем пауза короче.

В диссертации дано обобщение и сопоставление получении результатов с данными слухового анализа говоров Бореза (pas ■ау, 1892), Конте (Passy, 1896), Савойи (Martinet^ 19 j6) и д В результате такого сравнения отмечены значительные расхожд кия между данными слухового и инструментального анализа. Бь установлено, что несмотря на" определенную удаленность говор Отаво и Этива друг от друга, акустическая природа их ударен практически одинакова: ведущим акустическим коррелятом удар ния в обоих говорах выступает комплексная частотно-темпорал ная характеристика, представляющая собой сочетание длительн ти слога с уровнем частоты основного тона, а ташке с диапаэ ном и формой высотных изменений. Взаимодействуя друг с другом, темпоральный и частотный компоненты обеспечивают акуст

13

!хую ввделенность 93,5$ ударных слогов в говоре Этива и ' - в говоре Отаво. Основу акцентной етруктурн фразы в обо-говорах формирует синтагматические ударения, находящиеся конечных слогах синтагм. В обоих говорах более 60$ всех рных слогов приходятся на конец синтагмы. К этим ударным рам, образующим основной акцентный рисунок фразы, добавля-i ударения внутри синтагм. Большинство ударных слогов виуг-жнтагм откачено второстепенным ударением, в то время как шечном положения в синтагме за редким исключением находит-■лавноударный слог. Характерной особенностью говора Отаво гется более редкое использование второстепенного ударения то as время более частое его использование в конце синтаг-Этот факт может служить свидетельством более частого пере-ния интонационного центра с нормативного, конечного, в ированное положение в глубине синтагмы. Такое маркирован-соложение интонационного центра несомненно выражает опрейте смысловые отношения на уровне синтагмы ж фразы. При цении результатов исследования мелодического офорглленая i в обоих говорах била обнаружена тесная его связь с ак-юй структурой высказывания: обычно мелодическое движение [руется на ударных слогах синтагм и поэтому представляет t синусоидальное изменение частоты основного тона. Другим : мелодического рисунка синтаган выступает более или ме-авноыерное понижение или повшение частоты основного то-аправление движения тона в. синтагме определяется налрав-я движения тона на конёчныг ее слогах). Было проведено зние выявленных типов мелодического .оформления фразы с ScKiia ударением" (Sartiaet, 1956) и мелодикой, харажтвр-чя говора Эзи-сюр-Эр (Paeey, 1884). 1 целом можно отметить, что предложенная методика экспе-■ального исследования позволила на основе готовых образ-(учащей речи носителей двух франкопровансальских говоров ■вить не только наиболее общие особенности их интоняцион-стемы (такие, как акустическая природа фразового ударе-этих говорах, ахцентво-мелодаческая структура их фраз абонирование пауз и т.п.), но и выявить их спецяфичес-рты, отличаодие их как друг от друга, так и от других ешх языков.

По теме диссертации опубликовано три работы:

1. К вопросу об интонационно-акцентной структуре французской фразы. - Б кн.: Лингвистические исследования 1982. Языковые единицы в синхронии и диахронии. - М.: ИЯ АН СССР, 1982, с. 212-217.

2. К вопросу о методах экспериментального изучения харш тера ударения во французском тексте. - В кн.: Проблемы лингвистического анализа текста ж лингводидактические задачи (тезисы к 7-му зональному научному совещанию Восточно-Сибирскогс региона). - Иркутск, 1983. Ч. II, с. 69-70.

3. Акцентно-мелодическая структура фразы одного из французских говоров Швейцарии. - В кн.: Лингвистические исследования 1984. Нсторико-типологическое изучение разносистемных языков. - М.: ИЯ АН СССР, 1984, с. 172-179.