автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Александр Блок после Октября

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Иванова, Е. В.
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Александр Блок после Октября'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Иванова, Е. В.

Вступление. Общая проблематика и структура диссертации

Глава 1. Особенности мировоззрения и политического самоопределения Блока после Октября.

Глава 11. Отражение идейной эволюции Блока в поэтическом творчест

Глава 111. Основные особенности послеоктябрьской прозы Блока в связи с его обще-ственно=служебной деятельности. ® О ' J

1.Блок в Театрально=литературной комиссии и ТЕО Наркомпроса.

2.Блок в издательстве "Всемирная литература".

3.Блок в Секции исторических картин.

4.Блок в Профессиональном Союзе Деятелей Художественной Литературы и издательстве З.И.Гржебина.

5.Блок в Большом Драматическом Театре.

6.Литературно-общественная деятельность Блока в Вольной Философской Ассоциации и Союзе поэтов.

Глава 1У. Эдиционно-текстологические проблемы послереволюционной прозы Бло К?!

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Александр Блок после Октября"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование особенностей послеоктябрьского творческого развития Блока приводит нас к следующим выводам. За три с половиной года творческой жизни поэт пережил сложную эволюцию. Пробуждение политического энтузиазма, вызванное Февральской революцией, оказалось непрочным. Начавшееся сотрудничество в ЧСК привело Блока к мысли о завершенности периода истории, связанного с русской монархической государственностью, но одновременно укрепило неприятие Временного правительства, основу которого составляли кадеты. Отталкивание от "кадетизма" породило сложный комплекс умонастроений, которые сам поэт называл словом "большевизм", не подразумевая при этом принадлежность к реальной партии большевиков. Окончательно оформилась эти настроения благодаря сближению с критиком левоэсеровской ориентации Ивановым-Разумником и группой поэтов и писателей, объединенных под его эгидой на страницах сборников "Скифы". Под влиянием Иванова-Разумника Блок попадает в орбиту политической партии левых эсеров, идеология которой на короткий миг повлияла на его мировоззрение. Хотя это сближение было очень кратким, Блок успел поддержать своим творчеством левоэсеровскую газету "Знамя труда" и журнал "Наш путь". Этот период своей жизни сам Блок называл впоследствии "романтика на Галерной".

Реальность государственного режима, установившегося после прихода большевиков к власти и устранения с политической арены левых эсеров, начавшаяся гражданская война развеяли блоковские иллюзии, которые он сам называл еще "январскими восторгами", наступившее разочарование тем болезненнее переживалось Блоком, что он осознавал некоторую свою причастность к острой идейной борьбе тех лет.

О сложных переживаниях Блока 1919-1920 гг. мы знаем довольно мало. Известно лишь, что в последний год жизни наступающий НЭП он воспринял болезненно, как возвращение "страшного мира".

Поэтическое творчество Блока, небольшое по объему, отражает эту эволюцию. На волне подъема периода "романтики на Галерной" были созданы важнейшие произведения этих лет - поэма "Двенадцать" и стихотворение "Скифы". Вместе со стихотворным посланием З.Гиппиус 1918 года эти стихи выделяются острой сопряженностью с реальной политикой. Неслыханный резонанс получает поэма "Двенадцать", которая политизирует и репутацию поэта, помимо его воли втягивая его имя в острую идейную конфронтацию; наряду со стихотворением "Скифы" они остались единственными поэтическими произведениями, где отразились надежды, которые связывал Блок с революцией в начале 1918 года; духовный максимализм и абстрактная революционность этих стихов, как и ряда созданных тогда же статей, во многом объяснялись близостью к Иванову-Разумнику, укреплявшего революционность поэта, этот критик левоэсеровской ориентации оказался одним из первых интерпретаторов блоковского творчества этих дней.

Последующее все более углубляющееся политическое разочарование привело к утрате пафоса; потребность писать стихи у поэта почти исчезает, все созданное в стихах в последующие годы возникает в ответ на просьбы различных лиц (К.Чуковского, Д.С.Левина, Е.П.Казанович).

Ирония, сменившая пафос, породила цикл шуточных посланий, адресатом которых был главным образом К.И.Чуковский; темами этих альбомных стихов стали трудности и несообразности жизни тех лет, условия быта и службы интеллигенции.

За их иронической интонацией стояли подчас совсем не шуточные, а скорее драматические переживания. Судя по тому, что поэт вносил их в рабочую тетрадь, в которой обычно собирался материал для издания последующих сборников, этим ироническим стихам Блок придавал некоторое значение, видел в них отражение определенного этапа своего развития и самоопределения. Других же стихов Блок в эти годы почти не пишет (исключение составляют надписи на сборнике "Седое утро" Л.А.Дельмас и М.И.Бенкендорф).

Признаки пробуждающегося вдохновения Блок ощутил в начале 1921 года, этому поэтическому подъему суждено было стать последним в жизни поэта. На его волне было создано одно из последних блоковских стихотворений "В альбом Пушкинского Дома", настроения, отразившиеся здесь, контрастируют с поэмой "Двенадцать". Стихотворение "В альбом Пушкинскому Дому" отражает то полное разочарование в революции, которое ясно обозначилось в конце его жизненного пути. Тогда же происходит возвращение к работе над поэмой "Возмездие", где Блок в последний раз подвергает проверке собственный жизненный путь, отразившийся в судьбе лирического героя поэмы.

В целом же послеоктябрьский творческий путь Блока оказывается несимметрично поделенным на "тезу" января - июня 1918 года и последующую "антитезу", которая протекает под знаком самопародирования и полемики с собственными стихами. "Черным днем" назовет он в стихотворении "В альбом Пушкинского Дома" те события, которые в январе 1918 года воспел в поэме, начинавшейся строками:

Черный вечер. Белый снег.

Разочарование в стихии" привело в конце жизни к глубокому пессимизму последних стихов.

Особенность послереволюционного развития Блока состояло в том, что после кризиса, пережитого в 1916-1917 гг., начался новый период, когда резко возрастает значение прозы. Хотя начало и конец его послеоктябрьской эволюции наиболее ярко запечатлено в поэме "Двенадцать" и стихотворении "Пушкинскому Дому", сложный процесс самоопределения и эволюции в период между созданием этих произведений запечатлевает полнее и ярче проза.

Проза, созданная после Октября, по сравнению с дореволюционной обладает рядом особенностей, Тематически она не противополагается ей, послереволюционная статья "Интеллигенция и революция" завершает цикл дореволюционных статей, существенный изменениям подвергаются лишь сам творческий процесс, который оказался заключен i рамки общественной и служебной деятельности, вторгшейся в его биографию и подверг шей глубокой перестройке весь его жизненный уклад.

Служебную деятельность и ее роль в послеоктябрьской творческой судьбе Блок современники оценивали по-разному. Одни видели в ней помеху и тормоз творчеству, другие почву, где развеялись романтические иллюзии, связанные с новым строем, третьи - неиспользованный до конца шанс послужить "мировому пролетариату". В советском литературоведении предпринимаются настойчивые попытки отметить якобы существовавший вклад Блока в становление советской культуры, хотя именно вклад-то в результате огромных затраченных усилий и не получилось, поскольку все усилия пропадали напрасно. Субъективно в этом-то и заключалась самая драматическая сторона всей литературно-общественной деятельности.

Пристальное историко-литературное изучение как самой деятельности Блока, так и ее результатов, приводит в выводу совершенно иного характера: работа была проделана огромная и исключительно добросовестная. Не всегда она, может быть, согласовывалась с чисто бюрократическими рамками тех заданий, которые выполнял Блок, но едва ли и следовало ждать от него простой исполнительности. Драма заключалась в том, что сами культурно-просветительские учреждения и инициативы, рождавшиеся в тот период, были зачастую обречены на гибель в условиях политической анархии, перманентной перестройки и перехода власти в сфере культуры из одних рук в другие. Прекратились в результате сложных интриг О.Д.Каменрвой и М.Ф.Андреевой (лавры победительницы в этом сражении достались последней) субсидии петроградскому отделению ТЕО и то немногое плодотворное, что все-таки удалось наладить Блоку и его коллегам, пропало втуне. Обречена была на скорое закрытие Вольфила. Груда подготовленных издательством "Всемирная литература" рукописей своевременно не была издана и позднее погибла вместе с архивом издательства и архивом Секции исторических картин. Из Союза поэтов Блока вытеснил Н.Гумилев, которому также не суждено было что-либо там сделать, из БДТ - М.Ф.Андреева.

Может быть, наиболее плодотворной оказалась его работа в Большом Драматическом театре, но ее значение распространялось на одно актерское поколение, которое, кстати, долго еще чтило память поэта и его приход в театр относило к числу огромных удач. выпавших на их долю. Но в целом общественная и служебная деятельности Блока оказалась безрезультатной в силу объективных причин.

Реальная оценка роли служебной деятельности в его судьбе не должна сводиться в восклицаниям и возмущениям, что великого поэта заставили служить как обычного чиновника (примеры подобных сетований мы находим в целом ряде воспоминаний). Это был своего рода исторический удел всего поколения Блока, малоподготовленного к резкому повороту в судьбе, выпавшему на его долю.

Изучение служебной и общественной деятельности Блока показывает, что он оказался также мало приспособлен к подобному испытанию. С одной стороны, он не обладал подобающими защитными механизмами, позволявшими относится к служебным заданиям и общественным нагрузкам формально, что, кстати, многие из его коллег научились осуществлять, не поступаясь при этом совестью. Блок на этом поприще колебался между двумя крайностями: он или вкладывал в дело всего себя, но тогда и предъявлял к нему свои "безмерные требования", которые ни одно из дел выдержать не могло, или, напротив, в период разочарования начинал изнывать под бременем казавшихся ему бессмысленными дел. При сравнении отношения Блока к разнообразным поприщам, на которых ему приходилось подвизаться после Октября, мы улавливаем повторяющуюся схему: начало работы неизменно сопровождалось пробуждением надежд на то, что здесь удастся реально воплотить свои заветные стремления, и на первых порах служба носила неизменно "окрыленный характер". Показательно, что на каждом из описанных выше поприщ на долю Блока выпадало создание документов программного, манифестарного характера. В день своего вступления на службу в ТЕО он надиктовал по телефону "Письмо о театре", где выразил те надежды, которые связывал с реформой театра, позднее, организовав в недрах ТЕО Репертуарную секцию, он пишет романтическое Воззвание. Поступив на службу в издательство "Всемирная литература", Блок выступает с юбилейным приветствием М.Горькому, где выражает свое понимание задач горьковского издательства, призванного преодолеть пропасть между народом и интеллигенцией. Столь же манифестарный характер приобретет статья "Гейне в России", где он сформулирует свое понимание общих задач новых переводов и изданий, над которыми работал коллектив. Начав работать в Большом Драматическом театре, Блок обращается к театральной труппе с речью "О романтизме", где говорит о высоком общественном предназначении театра. Столь же программный характер носила и статья "Об исторических картинах" для Секции исторических картин, а статья "О списке русских авторов" - для издательства З.И.Гржебина. На общественном поприще наблюдается те же явления. В Вольфиле подпись Блока стоит не только под коллективным манифестом "Объяснительная записка к проекту Вольной философской академии", но на ее открытии он выступил со статьей "Крушение гуманизма", которая приобрела в дальнейшем для работы ассоциации программный характер. И в каждом случае все эти декларативные документы обрисовывали те "безмерные требования", которые предъявлял поэт к открывающемуся для него поприщу.

Однако каждая новая стезя имела свое будничное содержание, что довольно быстро заставляло отрешиться от романтических мечтаний; убедившись, что "безмерные требования" оказались в очередной раз неприложимыми, поэт вступал в область все новых и новых разочарований. Пафос сменяла ирония, работа превращалась из "окрыленного" служения в несение непосильного бремени. К тому же во все периоды служба была не одна, ходить на нее надо было пешком, питание было очень плохим, и в совокупности все это приводило к настоящему отчаянию, когда рождался вопрос "неужели я не имею простого права писательского?". Чисто механическое выполнение возложенных обязанностей имело самые разрушительные последствия, как всегда бывает, когда из последних сил делают нечто бессмысленное. Но эта сменяющая друг друга череда разочарований не препятствовала рождению новых иллюзий, и как только возникало новое поприще, возникали и новые иллюзии. Программная статья "Об исторических картинах" создавалась в августе 1919 года. К этому времени у Блока за плечами были и уход из ТЕО, и провал издательской деятельности здесь, и начавшееся охлаждение к горьковскому издательству "Всемирная литература", но все это не помешало вложить в манифест новой секции "жар души", который, как и во многих других случаях, растрачен был довольно быстро.

В силу указанных особенностей творчески продуктивным оказывался начальный период деятельности, пока высокие цели не были закрыты будничной рутиной, далее следовало разочарование. Эта схема повторялась с завидной регулярностью на каждом из поприщ, где суждено было трудиться Блоку после Октябрьской революции. И все-таки между ними существовала некая градация по разрушительности того воздействия, которое они оказали на Блока. В главе о работе в ТЕО и прилагаемой к ней хронике показано, какой огромной была чисто административная нагрузка, которую нес здесь Блок, и уход из ТЕО был наиболее болезненным. Начавшаяся вскоре деятельность во "Всемирной литературе" также была сопряжена с большими нагрузками, но она позволяла пережить минуты по-настоящему творческие, в период редактирования переводов Гейне. Служба в Большом Драматическом Театре оказалась плодотворной в другом отношении: она погружала в театральную стихию, родственную с юности. Удача заключалась еще и в том, что Блок попал в прекрасный театр, творческие устремления которого как нельзя более полно отвечали его собственным театральным склонностям. Но даже эту службу, казалось бы имевшую все шансы радовать поэта, в конце жизни он стал воспринимать как бремя; пребывание здесь омрачалось к тому же постоянными столкновениями с М.Ф.Андреевой.

Общественная деятельность также не приносила удовлетворения. Энтузиазм в период зарождения Вольфилы исчез довольно скоро, к моменту открытия Ассоциации Блок охладевает к новому объединению, что объяснялось идейным отходом от "скифства". Взаимоотношениях с Союзом поэтов натолкнулись на свои подводные камни: основное направление его деятельности закладывалось во многом Блоком, но организационную инициативу скоро перехватывает Гумилев, и Блок вынужден был покинуть объединение, являвшееся во многих отношениях его детищем.

Литературно-служебная деятельность имела не только большое биографическое значение, она оказала сильное влияние на творчество Блока рассматриваемого периода

Даже многие стихи, например написание в альбом Чуковскому, тематически связаны со службой, обязаны ей своим происхождением. Даже едва ли не единственное пережитое в этот период романтическое увлечение Е.Ф.Книпович окрашивается в несколько неожиданные для Блока тона "производственного романа": "Чуть ли не во вторую встречу Блок сказал мне о том, что надо что-то вместе делать - иначе сейчас нельзя" (5,74,С. 13).

Послереволюционная биография Блока приобретает новые для него "производственные" черты, что оказывает заметное влияние и на его творчество, в первую очередь, на прозу, которая она от начала до конца оказывается в той или иной степени связанной со служебными заданиями этих лет, что составляет ее главное отличие от дореволюционных статей и публицистики. Послереволюционная проза не отделена от дореволюционной тематически и идейно, и не случайно статья "Интеллигенция и революция" мыслилась Блоком как завершение цикла дореволюционных статей о народе и интеллигенции. Ее отличают прежде всего новые условия возникновения, иные побудительные стимулы, ставшие причиной ее рождения. Поскольку сферы службы Блока все время менялись, это выдвигает вопрос о принципах классификации блоковского прозаического наследия рассматриваемого периода.

Внимательное и углубленное изучение характера влияния литературно-служебной деятельности Блока на творческую историю отдельных статей, конкретной роли служебных заданий как возможных тематических интеграторов прозы Блока, способных объединить ее в обособленные циклы, заставило заново поставить вопрос о принципах группировки блоковской прозы.

Поскольку поводом к созданию подавляющего большинства послереволюционных статей оказывалась служба, работа над статьями и рецензиями происходила как бы в заданных рамках. Однако изучение связи прозы с этими заданиями показывает, как правило, что их влияние было не всегда одинаковым, зачастую оно носило внешний и поверхностный характер: коль скоро тема задевала поэта, рождалось нечто настолько блоковское, что коллеги ставили под сомнение пригодность созданных текстов для использования по назначению. В ТЕО таким примером может служить блоковское "Воззвания Репертуарной секции", которое Н.А.Котляревский и Ф.Ф.Зелинский отказывались печатать от имени секции. Нечто похожее произошло впоследствии на заседаниях редакционной коллегии издательства З.Г.Гржебина при обсуждении блоковского предисловия к тому М.Ю.Лермонтова. Служебное задание никогда не являлось для поэта жанрообра-зующим фактором, в сложившихся и устоявшихся жанрах он писать не умел. Характер созданной в результате статьи в гораздо большей степени определялся тем, насколько задание оказывалось созвучным, в случае, если оно увлекало Блока, указанные заданием границы не имели решающего значения.

В результате задания почти всегда оказывались поводами, благодаря которым объективировался тот непрерывный рост души, отражением которого в конечном итоге является все творчество Блока. Вот почему тексты, созданные в рамках той или иной службы, не обладают замкнутой циклической спаянностью, их привязанность к тому или иному делу образует лишь внешний слой. Наиболее тесная тематическая связь наблюдается внутри текстов, написанных в пределах небольшого отрезка времени, как это было с рецензиями и выступлениями для Союза поэтов. Другим примером может служить циклическая спаянность выступлений Блока в Большом Драматическом Театре, основывавшаяся на единстве аудитории, которой были адресованы тексты. Но и в этих, как и во всех других случаях, содержательная связь между статьями существует не только внутри этих рамок, но помимо них. Литературно-общественная деятельность не являлась главным интегратором прозы Блока, поскольку его творческая мысль развивалась не столько по направлениям каждой из сфер его служебной деятельности, сколько независимо от них, повинуясь собственной логике. И поскольку значимое для читателя целое составляет мысль Блока в единстве своего становления и развития, во взлетах и угасании, главной путеводной нитью по его прозе, приближавшей нас к постижению сложности и драматичности внутреннего развития поэта, остается хронология.

При группировке блоковской прозы хронологический принцип оказывается наиболее отвечающим внутренним особенностям его творческого развития, "сокрытым двигателем" которого является непрерывный рост души, о котором он писал в статье "Душа писателя". В послеоктябрьский период душевный рост Блока оказывается тесно связан с его политическим самоопределением. Взлет и пробуждение небывалых по напряженности надежд на события революции в начале 1918 года вызвали и творческий подъем, наступившая вслед за тем утрата пафоса способствовала нарастанию иронических мотивов в стихах, наконец, глубокий пессимизм последних дней продиктовал драматические строки последних его созданий. Разные степени этого самоопределения отражало все послереволюционное творчество Блока.

В поэзии эволюция совершалась от революционного пафоса поэмы "Двенадцать" через иронические стихи к трагическому миросозерцанию, продиктовавшему последнее обращение Блока к Пушкину. В прозе эти же этапы отразились соответственно в романтических настроениях статьи "Интеллигенция и революция", сменяющихся аналитическими размышлениями над реальностью в эпоху создания статьи "Крушение гуманизма", и оканчивающимися трагическими интонациями речи "О назначении поэта".

Огромная по масштабам литературно-служебная деятельность Блока впервые становится доступной обозрению благодаря Хронике, которая публикуется в приложении к настоящей диссертации, здесь впервые вводятся в научный обиход все известные на сегодняшний день материалы служебной и общественной деятельности Блока: неизвестные ранее блоковские тексты, вновь выявленные протоколы заседаний, на которых он присутствовал, и где зафиксированы его выступления, неопубликованные ранее материалы записных книжек и дневников. Все они вместе очерчивают круг обязанностей, выполнявшихся поэтом в каждом из учреждений, где ему приходилось сотрудничать, и создают представление об истинных масштабах вложенных им усилий в деятельность культурных учреждений, возникавших после Октября. Не вина Блока, что затраченные усилия пропали даром, на бесплодие огромную затраченную энергию обрекла эфемерность и непрочность всех культурных инициатив новой власти.

Но несыгранная роль в нарождающейся культуре не является для нас отрицательным творческим итогом блоковской биографии, послереволюционное творчество обладало своим собственным смыслом, который существует независимо от своих утилитарных неудач: перед нами запечатленный в слове трагический опыт величайшего русского поэта, извлеченный из столкновения с одним из самых катастрофических событий русской истории XX века, каковым стала Октябрьская революция.

 

Список научной литературыИванова, Е. В., диссертация по теме "Русская литература"

1. Центральный государственный исторический архив (г.Санкт-Петербург) ф.497 оп.10 Канцелярия Императорских Театров

2. Центральный Государственный Архив Октябрьской революции и социалистического строительства в Санкт-Петербургеф.2551 оп.1, 17 Народный комиссариат Просвещения ф.2555 Главнаука 2.Издания А.А.Блока

3. Собрание сочинений. Т. 1-2.- Пб: Алконост.- 1922

4. Собрание сочинений. Т. 1-5, 7-9.- Берлин: Алконост.- 1923

5. Собрание сочинений. Т.1-5, 7-9.- Берлин: Эпоха.- 1923

6. Собрание сочинений. Т.1-12.- JL: Издательство писателей в Ленинграде.- 1932-1936.

7. Собрание сочинений: в 8-ми т.т./ Под общей редакцией В.Орлова и др. М.;Л.:Госли-тиздат, 1960-1963.б.Записные книжки.- М., 1965.- 664 с.

8. Россия и интеллигенция.- Берлин: Скифы, 1920.- 71с.

9. Изборник / Под ред.К.М.Азадовского и Н.В.Котрелева.- М.: Наука, 1989.- 286 с.9."От редактора", "Лермонтов" Предисловие.; Примечания // Лермонтов М.Избран-ные сочинения в 1-м томе./ Ред.,вступит, статья и примечания А.Блока.- Берлин Пб.-[1921].-511 с.

10. О назначении поэта./ Сост.и комментарии С.СЛесневского.- М.: Огонек, 1989.109 с.

11. Александр Блок и Андрей Белый.:Переписка.- М., 1940.- 420 с.

12. Бердяев Н. Вера и знание // Вопросы философии и психологии.- 1910.- N3 (март-апрель).- С.202-224.

13. Булгаков С. Человечность против человекобожия // Русская мысль.- 1917.- N 5-6.-С.2-34

14. Временник канцелярии Главноуполномоченного по государственным театрам.-1917.-N1.- 24 с.

15. Временник Театрального отдела Наркомпроса.- Вып.1-2.- Пг.,1918-1919.

16. Гоголь Н.В. О преподавании всеобщей истории.- О средних веках // Гоголь Н.В. Полн.собр.соч,- Т.8.- М.,1952.- 840 с.

17. Декреты советской власти.- Т.1.- М., 1957.- 680 С.

18. Документы внешней политики СССР.- Т.1.- М., 1957.- 710 с.

19. Горький М. А.Блок // Горький М. Литературные портреты.- М.,1973.- С.350-374.

20. Горький М. Инсценировка истории культуры / Публ. Б.Бялика и М.Шнейдермана // Звезда.- 1937.- N 6.- С.6-10

21. Ю.Иванов Вяч. Кручи // Записки мечтателей.- 1919.- N 1.- С.96-121.

22. П.Ландау Г. Сумерки над Европой // Северные записки.- 1914.- N2.- С.21-48.

23. Морозов П.О. К вопросу об основном репертуаре народного театра // Репертуар.-Вып.1.-Пг.,1919.- С.40-63

24. Соловьев В.Н. О репертуаре // Репертуар.- Пб.,1919.- С.46-63

25. H.Чуковский К. Дневники / Подг.текста, публикация и комментарии Елены Чуковской // Новый мир.- 1991.- N7.- С.140-177; N 8.- С.124-173.

26. Библиотека А.А.Блока.- Описание.- Кн.1-3.- Л., 1984-1986

27. Русские советские писатели. Поэты: Биобиблиографический указатель.- Т.З.- Ч.2.-А.А.Блок.- М., 1980.- 343 с.

28. Александр Блок в воспоминаниях современников в двух томах.- Т.1-2.- М.,1980.

29. А.Блок в отзывах и воспоминаниях современников

30. Абрамович Н. Об одном проклятом слове // Свобода.- 1918.- 22(9) апреля.- N 45.

31. Айхенвальд Ю. Поэзия Блока // Слово о культуре.:Сборник критических и философских статей.- М.,1918.- С.47-60.

32. Асеев Н. "В грозе и в буре":(О последних стихаха А.Блока) // Дальневосточное обозрение.- Владивосток, 1919.- 29 мая.

33. Башкиров Л. Что день грядущий нам готовит? // Новый вечерний час.- 1917.- 6 декабря

34. Без подписи. Война не прекращена, мир не подписан // Новые ведомости.- 1918.- N 10.- 29 января (11 февраля)

35. Без подписи. Заседание Большого Художественного совета // Бирюч Петроградских театров.- 1918.- N 15-16.

36. Без подписи. Информационная заметка о заседании Большого Художественного Совета Отдела Театров и Зрелищ // Жизнь искусства.- 1919.- N 100,- 20 марта.

37. Без подписи. Информационная заметка // Вечерний час.- 1917.-8 декабря.

38. Без подписи. Информационная заметка об отъезде Е.П.Летковой=Султановой. // Речь.- 1917.- 19 сентября.

39. Ю.Без подписи. Информационная заметка. // Знамя труда.- 1917.- N 166.-8 ноября.

40. Без подписи. Немца ждут // Вечерний час.- 1917.- 7 декабря.

41. Без подписи. Петроград, 5 декабря // Знамя труда.- 1917.-N 88.- 6 декабря.

42. Без подписи. Создан Театральный совет // Известия.- 1918.- 14 февраля.

43. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке.- М.:Правда.- 1990.- С.672.

44. Белый А. Воспоминания об А.А.Блоке // Эпопея.- М.-Берлин, 1922.- N 1.- С.123-273; N 2.- С.105-299; N 3.- С.125-310; N 4.- С.61-305.

45. Бердяев Н. В защиту А.Блока / Публ. и подг. текста Евг.Ивановой // Литературная учеба.- 1990.- N 6.- С.104-105.

46. Беспартийный. Об интеллигенции.: Письмо в редакцию // Вестник литературы.-1919.- N 4 (апрель).- С.10-11.

47. Булгаков Сергей. На пиру богов // Из глубины.- Париж.- 1967.- С.107-170.

48. Буревой К. (Сопляков К.С.). Поэт белого знамени (А.А.Блок) // Народ.- 1921.-N 8.- С.3-18.

49. Волошин М. Поэзия и революция: А.Блок и И.Эренбург // Камена.- Харьков, 1919.-N2.- С. 10-24.

50. Волынский А. ОтветА.А.Блоку на статью "О иудаизме у Гейне: (По поводу доклада А.Волынского)". // Жизнь искусства.- 1923.- N 31.- С.13-15.

51. Воронский А. Советская литература и белая эмиграция // Прожектор,- 1925.- N 17.- С.22-24.

52. Вяткин Г. Блок рыцарь Прекрасной Дамы и Блок=революционер // Искусство.-Омск, 1921.-N 1.- С.31-40.

53. Гиппиус З.Н. Дневник // Русская мысль.- София, 1921.- N 1-2.- С.163-200.

54. Гиппиус З.Н. Синяя книга. Петербургский дневник: 1914-1918.- Белград, 1929.- 226с.

55. Гольцев В. Александр Блок как литературный критик // Гольцев В. Статьи и очерки.- М., 1958.- С.15-34.

56. Горд он С. Приспособление к трагедии (О левом народничестве) // Слово о культуре.-М.,1918.- С.81-88.

57. Губер П. Поэт и революция // Летопись Дома Литераторов.- 1921.- N 1.- С.1-2.

58. Д. Кто они // Знамя труда.- 1917.- N 107.- 30 декабря

59. Евгеньев-Максомов В. Во славу победителей: Фельетон // Еженедельник "Народного слова".- 1918.- N 3.- С.15-16.

60. Жирмунский В. Поэзия Блока // Об Александре Блоке.- Пб.,1921.- С.97-114. 32.3айцев К. Дневник Александра Блока // Россия и славянство.- Париж.- 1929.- 2февраля.- N 10.

61. Иванов-Разумник Иванов Р.В.. Вершины: Александр Блок; Андрей Белый,-Пг.,1923.- 250с.

62. Иванов-Разумник. Две России // Скифы: Сборник второй.- СПб.,1918.- С.204-228.

63. Иванов-Разумник. Испытание в грозе и буре // Наш путь.- 1918.- N 1.- С.131-158.

64. Иванов-Разумник. Испытание огнем // Скифы: Сборник первый.- Пг., 1917.-С.297-307.

65. Иванов-Разумник. Мистерия или Буфф // Искусство старое и новое / Под редакцией К.Эрберга.- М.,1923.- С.14-32.

66. Иванов-Разумник. Писательские судьбы.- Нью-Йорк.- 1951.- С.203.

67. Иванов-Разумник. Третий Рим // Знамя труда.- 1917.- N 160.- 14 сентября

68. Измайлов А. "Двенадцать" // Петроградский голос.- 1918.- : июля.- N 122.

69. Кадашев В. Амфитеатров В. Причастие бесу болотному: (О трагедии одного поэта) // Накануне.- 1918.- N 6.- С.4-5.

70. Княжнин В. Александр Александрович Блок.- Пб.: Колос.- 1922.- 136 с.

71. Коган П. Александр Блок // Читатель и писатель.- 1928.- 18 августа.- N 33.

72. Коган П. Александр Блок: Некролог // Красная новь.- 1921.- N 2.- С.354.

73. Коган П. Письма о литературе: О бессменной пошлости и о литературе вообще // Известия.- 1922.- 7 июля.

74. Кузмин М. Театр актера: 5 или 25 // Театр.- 1924. N 7.- С.1-3.

75. Лаврецкий А. А.А.Блок // Народное просвещение.- 1921.- N 84.- С.5

76. Левинсон А. Незрячий пророк: Новые книги Блока // Жар-птица.- 1921.- N 1.-С.43-44.

77. Л.Н. Расколовшаяся лира // Петроградская правда. 1921.- N 170.- 14 августа.

78. Л-р. Возмездие Блока // Голос России.- Берлин.- 1922.- 1019.- 30 июля

79. Лундберг Е. Записки писателя.- Берлин.- 1922.- С. 139-179.

80. Львов Лоллий. Александр Блок // Мир и искусство.- Париж.- 1931.- N 14.- С.3-5.

81. Львов Н. "Репертуар": (О пьесах, изданных ТЕО) // Вестник театра.- 1919.- N 16 (март).- С.6-7.

82. М.Б. Духовное раскрепощение // Знамя труда.- 1918.- N 125.- 23 января.

83. Мим. Второй митинг искусства: Памяти А.Блока // Дальневосточный телеграф.-Чита.-1924.- 4 октября

84. Мстиславский С. Казнь Кремля // Знамя труда.- 1917.- N 163.- 5 ноября.

85. Мстиславский С. Созыв Интернационала // Знамя труда.- 1917.- N 193.- 12 декабря.

86. Никольский Ю. Пророк // Общее дело.- Париж, 1921.- 19 сентября.- N 429

87. Памяти Александра Блока: Андрей Белый, Иванов-Разумник, А.З.Штейнберг.-Пб.,1922.- 66с.- В подзаголовке: Вольная Философская Ассоциация.

88. Перцов П. Ранний Блок.- М.: Костры.- 1922.- 75с.

89. Ростин Е. "Двенадцать" Блока // Понедельник.- 1918.- 24(11) июня.

90. Рязанов Н. Заметки о поэзии Александра Блока // Зарево заводов.- Самара.- 1919.-N 1.- С.60-67.

91. С-кий (Семеновский Д.) Рецензия на кн: А7Блок7 Двенадцать; Скифы.-СПб.,1918. // Рабочий край.- Иваново-Вознесенск.- 1918.- 21 сентября.

92. Смирнов Ф. Паноптикум: (Наш путь,N 1,2) // Книжный угол.- 1918.-N3.-C.14-15.

93. Соболев Ю. О Блоке // Известия.- 1924.- 6 августа.- N 178

94. Степанов Валериан. А.Блок и ТЕО: (Из воспоминаний) // Театральная Москва.-1921.- N 4.-С.З-4.

95. Струве Петр. Александр Блок // Русская мысль,- София, 1921.- N 1-2.- С.228-242.

96. Трутовский В. Бессребренники // Знамя труда.- 1918.- N 126.- 24 января.

97. Трутовский В. Форпосты революции // Знамя труда.- 1917.- N 103.- 23 декабря.

98. Тыркова А. Безмолвная Русь // Наш век.- 1918.- 10 марта (25 февраля).- N 45(69).

99. Устинов Г. Литература и революция // Вестник работников искусств.- 1921.- N 10-11.- С.33-34.80./Флоренский П.А./ О Блоке: Неопубликованный доклад 1927 года / подготовка текста и примечаний Евг.Ивановой // Литературная учеба.- 1990.- N 6.- С.93-103.

100. Ходасевич Вл. Большевизм Блока // Возрождение.- Париж.- 1928.- N 1262.- 15 декабря.

101. Художественный конкурс. Информационная заметка // Северная коммуна.- 1919.25 февраля.

102. Цетлин М. Заметки о Блоке // Последние известия.- Париж.- 1922.- 6 августа.- N 7067

103. Цинговатов А.Я. Блок и современный Запад // Современник.- 1923.- N 2.- С.101-110.

104. Чуковский К. Книга об Александре Блоке: С приложением хронологического списка стихотворений, составленного Е.Ф.Книпович.- Пб.:Эпоха.- 1922.- 121с.

105. Чуковский К. Последние годы Блока // Записки мечтателей.- 1922.- N 6.- С.155-183.

106. Шрейдер А. Предисловие // Александр Блок: Россия и интеллигенция.- Берлин, 1920.- С.4-8.

107. Эренбург И. Стилистическая ошибка // Возрождение.- 1918.- 5 июня.- N 30.

108. Литература о жизни и творчестве

109. Аверин А.В., Дождикова Н.А. Блок и Т.Карлейль // Александр Блок. Исследования и материалы.- Л., 1987.- С.89-116

110. Айер Шейла. Концепция революции у Александра Блока и ее изучение в советском и зарубежном литературоведении.:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- М., МГУ.- 1980.- 24 с.

111. Аксенова Е. А.Блок. "Двенадцать" // Вопросы литературы.- 1957.- N 7.- С.32-52.

112. Альтшуллер М. "Ненавидящая любовь": (Заметки о "Скифах" А.Блока) // Вопросы литературы.- 1972.- N 2.- С.68-78.

113. Алянский С.М. Встречи с Александром Блоком.- М.: Детская литература, 1972.- 159с.

114. Андреева М.Ф.Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Воспоминания о М.Ф.Андреевой.- М.,1963.- 530 с.

115. Архив А.М.Горького.- Т. IX.- М.,1966.- 420с.

116. Архив А.М.Горького.- Т.Х.- М.Горький и советская печать.- Кн.1.- М.:Наука, 1964.-С.16-21.

117. Архив А.М.Горького.- Т.Х1.- А.М.Горький. Письма к Е.П.Пешковой. 1906-1932.-М.,1966.-479 с.

118. Ю.Батурина Т. Александр Блок о новом человеке // Русская литература.: XX век.-Ставрополь.- 1973.- С.68-85.

119. П.Белов С.В. Мастер книги.: Очерк жизни и деятельности С.М.Алянского.- Л., 1979.389 с.

120. Бень Е. "Всякое дело должно стать большим.": (О деятельности А.Блока по изданию пьес в Репертуарной секции ТЕО) // Вопросы литературы.- 1986.- N 10.- С.98-114.

121. Беспалов В. Театр в дни революции.- Л., 1927.- 220 с.

122. Будрин В. Первая поэма об Октябре: (Против традиционного толкования поэмы Блока "Двенадцать") // Прикамье.- Кн. 24.- Пермь,1958.- С.118-122.

123. Бураго С. Стиль художественно=философского мышления и позиция Александра Блока.: (Опыт синтетического изучения творчества поэта)Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Киев, 1972.-26 с.

124. Бялик Б., Шнейдерман И. К статье М.Горького "Инсценировка истории культуры" // Звезда.- 1937.- N 6.- С.10-12.

125. Вайнберг И. А.Блок и М.Горький // В мире Блока.- М., 1981,- С.308-340.

126. Венгров Н. А.Блок и М.Горький // Горьковские чтения. 1953-1957.- М., 1959.-С.200-261.

127. Венгров Н. Путь Александра Блока.- М.,1963.- 415с.

128. Вишняк М. Дань прошлому.- Нью-Йорк.- 1954.- 340с.

129. Владимирская Н.М. Лермонтовские мотивы и образы в поэзии Блока // М.Ю.Лермонтов: Вопросы традиций и новаторства.- Рязань.- 1983.- С.87-101.

130. Волков А. А.А.Блок // Волков А. Очерки русской литературы конца XIX и начала XX веков. М., 1952.- С.512-536.

131. Волков А. А.М.Горький и литературное движение советской эпохи.- М., 1971.-С.14-34.

132. Воловников В.Г. "Поэтому говорю только большое спасибо": (С.Ф.Ольденбург и А.А.Блок) // Сергей Федорович Ольденбург.- М., 1986.- С. 113-119.

133. Гаген-Торн Н.И. Вольфила: Вольная философская ассоциация в Ленинграде в 1920-1922 гг./ Предисловие и публикация Г.Ю.Гаген-Торн // Вопросы философии.-1990.- N 4.- С.96-108.

134. Галанина Ю.Е. Очерк А.Блока "Сограждане" // Ученые записки Тартусского государственного университета.- Тарту.-1989.- Вып.9.- Блоковский сборник N 857.- С.90-98.

135. Галанина Ю. Почему "замолчал" Блок?: (Неосуществленные замыслы исторических картин Блока) // Тезисы докладов научной конференции "А.Блок и русский постсимволизм".- Тарту, 1991.- С.45-49

136. Гальперин Б. Аполлон в плену у Клио: О работе Блока в Чрезвычайной следственной комиссии. // Аврора.- 1970.- N11.- С.59-64.

137. Гаспаров Б., Лотман Ю. Игровые мотивы в поэме "Двенадцать" // Тезисы 1 Всесоюзной (111) конференции "Творчество А.А.Блока и русская культура XX века".- Тарту.-1975.- С.5-6.

138. Герасимов Ю. Александр Блок и советский театр первых лет революции // Блоковский сборник.- Вып.1.- Тарту, 1964.- С.321-343.

139. Герасимов Ю. Вопросы театра и драматургии в критике А.Блока: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Л., 1963.- 16 с.

140. Герасимов Ю. Поэт в Большом Драматическом Театре // Театр.- 1971.- N 4.-С.98-116.

141. Гизетти А. От книг к человеку // Памяти А.Волынского.- Л., 1928.- С.74-82.

142. Гинзбург Л. О лирике.- Л.,1974.- 707 с.

143. Головащенко Ю. Александр Блок в Большом Драматическом Театре // Головащен-ко Ю. Многообразие реализма.-Л., 1973.- С.185-196.

144. Головащенко Ю. Классика на сцене.- М.,1964.- 360 с.

145. Гордин М. История это возмездие // Звезда.- Л.,1980.- N 10.- С.87-102.

146. Горький М. Материалы и исследования.- Вып.1.- Л.,1936.- С.108-112.

147. А.М.Горький организатор издательства "Всемирная литература" (1918-1921) // Исторический архив.- 1958.- N 2.- С.67-95.

148. Гречишкин С. Архив А.М.Ремизова // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1975 год.- Л., 1977.- С.20

149. Громов Павел. А.Блок, его предшественники и современники.- Изд.2-е доп., Л.,1986.- 600с.

150. Давыдов Ю. Преодолен ли человек?: (Проблема личности и культуры в эпоху крушения буржуазного гуманизма) // Вопросы литературы.- 1976, N 11.- С.127.

151. Дела и дни Большого Драматического Театра.- Пг.,1919.- 46 с.

152. Дела и дни Большого Драматического Театра.- Л., 1926.- 94 с.

153. Десницкий В. Блок как литературный критик // Блок А. Собр.соч.- Т. 10.- Л., 1935.-c.l-XXl.

154. Дмитриева Н. Томас Манн о кризисе искусства: (Опыт комментирования романа "Доктор Фаустус") // Вопросы литературы.- М., 1968.- Вып.8.- С.64-66.

155. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество,- Издание 2-е, испр.и доп.- Л., 1980.- 224 с.

156. Долгополов Л. "Двенадцать" А.Блока в издании "Алконоста" // "Двенадцать" А.Блока в издании "Алконоста". Черновик поэмы.- М., 1980.- С.3-25.

157. Долгополов Л. Поэма А.Блока и русская поэма конца XIX начала XX века.- М.-Л.-1964.- 189 с.

158. Долгополов Л. Проблема личности и водоворот истории // Долгополов Л. На рубеже веков.- Л.-1985.- С.136-148.

159. Долгорполов Л. Ритмы и контрасты (Заметки о поэме Блока "Двенадцать") // Волга.- Саратов.- 1968.- N 5.- С.163-172.

160. Елизарова Е., Хорошухин Е. М.Горький и К.Федин о Блоке: (О некоторых аспектах субъективного образно-художественного восприятия и критической писательской оценки) // Литературный процесс в его жанровом и стилевом своеобразии.- Ташкент.- 1987.-С.33-37.

161. Елшина Т.А. Литературно-критическая деятельность А.Блока в канун Октября и в первые годы совесткой власти (1916-1921).- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук,- М.- 1980.- 16 с.(МГПИ им. Ленина)

162. Елшина Т. Принципы организации исторического, публицистического и литературного материала в очерке А.Блока "Каталина" // Проблемы советской литературы (Метод, жанр, характер).- Сборник трудов.- М.,1978.- Вып.1.- С.26-45.

163. Еремина Л.И. К истолкованию финала поэмы А.А.Блока "Двенадцать" // Научные доклады высшей школы,- Филологические науки.- М.,1980.- N 6.- С.3-9.

164. Еремина Л.И. О финале поэмы А.Блока "Двенадцать": (Жизнь художественных идей) // Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте.- Пермь, 1988.- С.156-166.

165. Еремина Л.И. Старинные розы Александра Блока: К истолкованию финала поэмы "Двенадцать" // Научные доклады высшей школы.- Филологические науки.- М., 1982.-N4.- С.17-24.

166. Зельдович В.Д. Первые мероприятия Наркомпроса по управлению театрами // Исторический архив.- 1959.- N 1.- С.39-58.бЗа.Золотницкий Д. Зори театрального Октября.- Л., 1979.- 234 с.

167. Иванова Е.В. А.Блок и М.Горький в споре о крушении гуманизма // М.Горький-художник и современность.- Горьковские чтения-88.- Горькийб 1988.- С.76-81.

168. Иванова Е. Блок читает Герцена // Блок и литература народов Советского Союза.-Ереван.: Издательство Ереванского университета, 1991.- С.86-96.

169. Иванова Евг. Флоренский подлинный или мнимый // Литературная учеба.- 1990.-N6.- С.106-115.

170. Ильин И.А. Русские писатели, литература и художество.- Вашингтон.- 1973.- 504 с.

171. Ильина Г.И. Культурное строительство в Петрограде.- Л., 1982.- 240 с.

172. Иоффе Г.З. А.Блок историк крушения царизма // История и историки. Историографический ежегодник. - М., 1979.- С.176-194.

173. Казанович Е.П. Как было написано А.Блоком стихотворение "Пушкинскому Дому" / Публ. и примечания В.Сажина // Звезда.- 1977.- N 10.- С.199-201.

174. Карпушин С.В. Концепция театра А.В.Луначарского и А.А.Блока // Роль А.В.Луначарского-художника в становлении социалистической культуры.- Вологда, 1984.-С.123-132.

175. Каталог издательства "Всемирная литература" при Народном комиссариате по просвещению./ Вступительная статья М.Горького.- Пб., 1919.- 171 с.

176. Клюге Р.-Д. Образ Христа в поэме Александра Блока "Двенадцать" // Общественная мысль.- М., 1990.- Вып.2.- С.40-48.

177. Книпович Е. Блок и Гейне //О Блоке / Под ред.Е.Ф.Никитиной.- М., 1929.-С.158-186.

178. Книпович Е. Об Александре Блоке. Воспоминания. Дневники. Комментарии.- М., 1987.- 144 с.

179. Книпович Е. Социалистический гуманизм Горького и западный гуманизм // Интернациональная литература,- 1937.- N 11.- С.235-249.

180. Круг И. "Музыка нас не покинет.": (Об одной особенности творчества А.А.Блока // Русская литература хх века: (Дооктябрьский период).- Тула, 1975.- Сб.7.- С.61-82.

181. Крюкова A.M. Об участии А.М.Горького в судьбе А.А.Блока в последние дни жизни // Александр Блок. Исследования и материалы.- Л., 1987.- С.274-277.

182. Кудасова В. Аполлон Григорьев и Александр Блок: (Творческие параллели) // Вопросы литературы: Художественный метод художественное своеобразие.- Владимир, 1975.- С.86-99.

183. Кузнецов Евг. Комиссар театров. Воспоминания // М.Ф.Андреева. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. М., 1969.- 580 с.

184. Куприяновский П. Александр Блок и поэты-акмеисты // Куприяновский П. Сквозь время.- Ярославль, 1972.- С.37-73.

185. Ланда Е. Мелодия книги: Александр Блок-редактор.- М., 1982.- 143 с.

186. Левин В. Поэма А.Блока "Двенадцать" глазами советского и американского исследователя // Известия АН СССР.- Серия литературы и языка.- Т.22.- Вып.:.- М.,1963.-С.386-396.

187. Левин Ю. Поэты о дровах // Прометей.- 1967.- Вып.4.- С.416-418.

188. Либизон З.Е. А.Блок интерпретатор Шиллера // Традиции и новаторство в художественной литературе.- Горький.- 1983.- С.119-129.

189. Ливчак Б. Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства глазами А.А.Блока // Вопросы истории.- 1977.- N 2.- С.111-123.

190. Литвиненко Н.П. Художественный опыт А.П.Чехова в творческих исканиях А.А.Блока: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- АН УССР.- Институт литературы им.Т.Г.Шевченко.- Киев.- 1989.- 17 с.

191. Лощинская Н.В. Александр Блок и Пушкинский Дом // Пушкинский Дом. Статьи. Документы. Библиография.-Л., 1982.- С.13-36.

192. Любомудров М.Н. Классическое наследие и революционный романтизм ^Театральная программа Александра Блока) // Любомудров М.Н. Размышления после встречи.- М., 1984.- С.114-133.

193. Любомудров М.Н. Режиссерские искания Большого Драматического Театра (19191926) // Театр и драматургия.- Л.,1974.-Вып.4.- С.97.

194. Магомедова Д.М. Блок и Вагнер // Тезисы 1 Всесоюзной (111) конференции "Творчество А.А.Блока и русская культура XX века".- Тарту,1975.- С.14-15.

195. Магомедова Д.М. Блок и Волошин: (Две интерпретации мифа о бесовстве) // Ученые записки Тартусского университета.- Тарту.- 1990.- Вып.917.- Блоковский сборник 11.- С.39-49.

196. Магомедова Д.М. Концепция "музыки" в мировоззрении и творчестве А.А.Блока.-Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-М., 1975.- 27с.

197. Магомедова Д. О генезисе и значении символа "мирового оркестра" в творчестве А.Блока // Вестник Московского университета.- Серия 10.- Филология.- 1974.- N 5.-С.10-19.

198. Максимов Д. Ал.Блок и Вл.Соловьев: По материалам из библиотеки Ал.Блока // Творчество писателя и литературный процесс.- Иваново, 1981.- С.115-189.

199. ЮО.Максимов Д. О спиралеобразных формах развития литературы: (К вопросу об эволюции А.Блока) / / Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции.- М., 1976.- С.326-334.

200. Максимов Д. Поэзия и проза А.Блока.- Л., 1975.- 526 с.

201. Максимов Д. Лермонтов и Блок: (К постановке вопроса) // Поэзия Лермонтова.-Л., 1959.

202. ЮЗ.Максимов Д. Русские поэты начала века: В.Брюсов, А.Блок, А.Белый, А.Ахматова.- JI.- 1986.- 405 с.

203. Малкина Е. Александр Блок о Максиме Горьком // Звезда.- 1937.- N 6.- С.179-180.

204. Юб.Медведева К.А. Концепция "нового человека" и идея "артистизма" в творчестве А.Блока.- Владивосток, 1984.- 183 с.

205. Микешин А. В преддверии Октября: (А.Блок в 1917 году) // Русская литература XX века: (Дооктябрьский период).- калуга.- 1971.- Сб.З.- С.96-108.

206. Микешин A.M. "Двенадцать" А.Блока как романтическая поэма // Жанр и творческая индивидуальность.- Вологда, 1990.- С.100-119.

207. Микешин A.M. О романтической природе "Двенадцати" А.Блока // Романтизм. Открытия и традиции,- Калинин, 1988.- С.119-132.

208. Ю.Микешин A.M. Положительный герой "Двенадцати" в свете эстетического идеала А.Блока // Эстетический идеал и проблема положительного героя в советской литературе (Традиции и новаторство).- М., 1987.- С.12-23.

209. Ш.Миллер О. Пометы Александра Блока на полном собрании сочинений М.Ю.Лермонтова // Русская литература.- 1975.- N 3.- С.204-219.

210. Минц З.Г. А.Блок в полемике с Мережковскими // Блоковский сборник 1У. Наследие А.Блока и актуальные проблемы поэтики.- Тарту, 1981.- С. 116-222.

211. ПЗ.Минц 3. Блок и Пушкин // Ученые записки Тартусского университета.- 1973.-Вып. 306.- Труды по русской и славянской филологии 21.- С.135-296.

212. Минц 3. Ал.Блок и Л.Н.Толстой // Ученые записки Тартусского университета.-1962.- Вып. 119.- Труды по русской и славянской филологии 5.- С.232-278 и 394-398.

213. Минц 3. Александр Блок и русская романтическая литература XIX века.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук.- Тарту, 1972.- 46 с.

214. Пб.Мирский Д. О прозхе Блока // Блок А. Собр.соч.- Т.8.- Л., 1935.- С.1-ХХ1.

215. Мокульский С. О театре.- М., 1963.- 480 с.

216. Молдованова Е.Г. Александр Блок и Репертуарная секция Наркомпроса // Советские архивы.- 1968.- N 6.- С. 104-115.

217. Монахов Н.Ф. Повесть о жизни.- М.-Л., 1964.- 280 с.

218. Мочульский К. Александр Блок.- Париж, 1948.- 540 с.

219. Муратова К.Д. Горький в борьбе за развитие советской литературы.- М.-Л., 1958.-С.9-67.

220. Мусатов В.В. Пушкин в творческом сознании Александра Блока (1890-1900 гг.) // Проблема современного пушкиноведения.- Вологда.- С. 107-117.

221. Небольсин С. История двух совпадений // Литературная учеба.- 1978.- N 3.-С.224-226.

222. Небольсин С. О "равнодушной природе" и сопротивленнии "стихиям": (Пушкин и Блок) // Пушкин и литература народов Советского Союза.- Ереван, 1975.- С.159-178.

223. Небольсин С. "Мне мешает писать Лев Толстой": Черновики А.Блока: о смысле учебы у классиков // Литературная учеба.- 1979.- N 4.- С.189-198.

224. Орлов В. Литературное наследство Александра Блока // Литературное наследство." Т.27/28.- М., 1937.- С.505-540.127.0рлов Вл. Поэма Александра Блока "Двенадцать". Страница из истории советской литературы.- Изд. 2-е.- М., 1962.- 191 с.

225. Павлович Надежда. Воспоминания об Александре Блоке // Альманах "Прометей".- Т.П.- М., 1977.- С.219-253.

226. Панченко Н.Т. Александр Блок за чтением и правкой своих ранних стихов // Русская литература.- 1967.- N 3.- С.198-205.

227. Паперный В.М. Блок и Ницше // Ученые записки Тартусского университета.-1979.-N491.- С.84-106.

228. Паперный 3. Блок и "Происхождение трагедии" Ницше: (К проблеме "Блок и Ницше") // Тезисы 1 Всесоюзной (111) конференции "Творчество Ал.Блока и русская культура XX века" // Тарту, 1975.- С.7-8.

229. Паперный 3. Блок и революция // Паперный 3. Самое трудное.- М., 1963.-С.66-99.

230. Паперный З.С. Темный огонь: Блок и революция // Паперный З.С. Единое слово.-М., 1983.- С.4-25.

231. Петрова М.Г. Эстетика позднего народничества // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX века.- М., 1975.- С.116-170.

232. Пиотровский Андр. Большой Драматический Театр. Шесть лет.- Жизнь искусства.- 1925.- N 7.- С.4.

233. Пирумова Н., Шацилло К. "Демократия опоясанная бурей": Аленксандр Блок и Чрезвычайная следственная комиссия // Наука и жизнь.- 1970.- N 10.- С.48-51.

234. Поцепня Д. О словесном воплощении художественной идеи (По прозе А.Блока) // Вестник Ленинградского университета.- Серия 14.- История. Язык. Литература.-1972.- Вып.З.- С.114-121.

235. Поцепня Д. О языке Блока: (Эстетическое начало в статьях, рецензиях, заметкахпоэта).- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Л., 1973.- 26 с.

236. Поцепня Д. Слово в критической прозе А.Блока // Вопросы семантики: Межвузовский сборник.- Л., 1976.- Вып.2.- С.81-87.

237. Поцепня Д. Слово в прозе Блока: Стилистические проблемы.- Л., 1976.- 136 с.

238. Примочкина Н. А.Блок и проблема "механизации" культуры (1918-1919) // Известия АН СССР.- Серия литературы и языка.- 1978.- Т.37.- N 2.- С.157-167.

239. Примочкина Н. Проблема гуманизма в эстетических воззрениях А.Блока (19171921) // Научные доклады высшей школы.- Филологические науки.- 1978.- N 2.- С.3-12.

240. Путилова Е.Ю. Александр Блок и забытая пьеса Вс.Мейерхольда "Алинур" // Проблемы детской литературы.- Петрозаводск, 1981.- С.129-137.

241. Пьяных М. "Двенадцать" А.Блока. Особенности сюжета и образной структуры // Советская поэзия двадцатых годов.- Л., 1971.- С.3-53.

242. Пьяных М. "Двенадцать" А.Блока. Лекция.- Л., 1976.- 52 с.

243. Пьяных М. Слушайте революцию: Поэзия Александра Блока советской эпохи. -М.- 1980.- 146 с.

244. Ременик Г. Поэмы Александра Блока.- М., 1959.- 180 с.

245. Самарин P.M. А.М.Горький и "Всемирная литература" // Вестник МГУ.- Серия УП.- 1963.-N1.- С.3-14.

246. Язык и стиль художественного произведения. Тезисы докладов IX научно-теоретической и методической конференции.- М., 1966.- С.86-91.

247. Сапогов В.А. Поэтика лирического цикла А.Блока. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- М., 1967.- 16 с.

248. Семеновский Дм. Горький. Письма и встречи.- М., 1940.- 162 с.

249. Сергиевский И. Горький и Блок // Литературный критик.- 1938.- N 1.- С.31-44.

250. Смирнов Р. А.А.Блок в борьбе с буржуазно™ формалистическими тенденциями в искусстве: (Очерк=памфлет "Русские дэнди") // Краткие сообщения и доклады о научно= исследовательской работе за 1962 год: (Гуманитарные науки) .-Иркутск.- 1965.-С.92-95.

251. Смирнов Р.Д. Послеоктябрьская поэзия А.А.Блока "Двенадцать", "Скифы": (Проблема народа=героя).- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Иркутск, 1964.- 24 с.

252. Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр: 1917-1921.-Л., 1968.- Т.1.-612 с.

253. Соколов А.А. О выражении идеологической борьбы в современном буржуазном литературоведении: (Проблема "А.Блок и революция" в английской критике 70-х годов) // Вестник МГУ.- Серия 9.- Филология.- 1984.- N 1.- С.3-10.

254. Соловьев Б. Поэттего подвиг: Творческий путь А.Блока.- 2-е изд., доп.- М., 1968.770 с.

255. Спроге Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А.Блока и проблема цик-лообразования у русских символистов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Тарту, 1988.- 23 с.

256. Степун Ф. Историософское и политическое миросозерцание А.Блока // Возрождение. Альманах 1У.- 1965.- С.250-265.

257. Суворова К. Архивист ищет дату: (К изучению архива А.А.Блока) // Встречи с прошлым.- М., 1976.- Вып.2.- С.118-123.

258. Тимофеев Л.И. Наследие поэта // Вопросы литературы.- 1980.- N 10.- С.65-82.

259. Тимофеев Л. О гуманизме в творчестве Александра Блока // Тимофеев Л. По воле истории.- М., 1976.- С.252-262.

260. Тимофеев Л. Поэма Блока "Двенадцать" и ее толкователи // Вопросы литературы.- I960.- N7.- С.116-127.

261. Тимофеев Л.И. Творчество Александра Блока.- М., 1963.- 199 с.

262. Фарбер Л.М. Советская литература первых лет революции (1917-1920).- 1965.-С.105-134.

263. Федин К. Горький среди нас: Картины литературной жизни // Собр.соч. в 12-ти тт.- Т.Ю.- М.,1986.- 415 с

264. Федоров А. Блок-прозаик и Гейне // Сравнительное изучение литератур.: Сборник статей к 80-летию академика М.П.Алексеева.- Л.,1979.- С.32-46.

265. Федоров А.В. Проза Ал.Блока и Г.Гейне // Федоров А.В. Искусство перевода и жизнь литературы.-Л., 1983.- С.239-250.

266. Ш.Ходасевич В.Ф. Некрополь. Воспоминания. Париж, 1976.- 280 с.

267. Цехновицер О. Литература и мировая война.: 1914-1918.- М., 1938.- 340 с.

268. Цинговатов А. А.А.Блок.- М.-Л., 1926.- 240 с.

269. ЧерепнинЛ. Александр Блок и история// Вопросы истории.- 1967.-N 1.- С.37-59.

270. Черепнин Л. Русская революция и А.А.Блок как историк // Черепнин Л. Исторические взгляды классиков русской литературы.- М., 1968.- С.335-339.

271. Чернов Виктор. Р.В.Иванов-Разумник Предисловие к публикации глав из книги Иванова-Разумника "Тюрьма и ссылка". // Социалистический вестник.- 1949.- N 8-9.23 сентября.- С.158-159.

272. Чернов И. А.Блок и книгоиздательство "Алконост" // Блоковский сборник.-Вып.1.- Труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А.Блока, май 1962 года.- Тарту, 1964.- С.530-538.

273. Чертков Л. В.А.Зоргенфрей спутник Блока // Русская филология: Сборник студенческих научных работ / Тартусский универститет.- 1967.- Вып.2.- С.113-139.

274. Ширмаков П.П. История литературно-художественных объединений первых лет советской власти // Вопросы советской литературы.- М.-Л., 1958.- С.454-475.

275. Шоломова С.Б. Александр Блок и Лариса Рейснер // Блоковский сборник 1У.-Наследие А.Блока и актуальные проблемы поэтики.- Тарту, 1981.- С.223-245.

276. Шомракова И.А. Книгоиздательство "Всемирная литература": (1918-1924) // Книга. Исследования и материалы.- С6.Х1У.- 1967.- С. 175-193.

277. Штут С. "Двенадцать" А.Блока // Новый мир.- 1959.- N 1.- С.231-246.

278. Шубин Э. Поэма А.Блока "Двенадцать" // Филологический сборник Студенческого научного общества Ленинградского университета.- Вып.2.- Л., 1959.- С.37-52.

279. Юфит А. Революция и театр.- Л., 1977.- 412 с.

280. Ямпольский И.Г. Александр Блок и Л.Я.Гуревич // Ученые записки Тартусского государственного университета.- 1985.- Вып. 657.- С.59-73.

281. Dobriger Elisabeth. Konzeption des Skythentums.- Munchen.- 1991.- P.254-255.

282. Pyman Avril. The life of Aleksandr Blok.- Vol.1-2.- Oxford University Press.- 19791982.

283. Reew F.D. Alexsandre Blok, between image and idea.- New=York-London.- 1962.- 268 V1. P

284. Stepun Fedor. Mystische Weltanschaung. I Funf Gestalten des russischen Symbolismus.-1964.- 540 c.

285. Strada Vittorio. La Veglie della Ragione.- Torino.- Einaudi.- 1986.- P.182-268.191 .Thomson R.-D-B. Blok and the October Revolution.- Coexstence.- Oxford, 1967.- Juli.-Vol.4.- N 2.- 223 p.

286. Filzpatrick Sheila. The commisariat of enlightement. Soviet organisation of education and the arts under Lunacharsky. I October 1917-1921.- Cambridge.- Cambridge University Press.-1970.- 268 p.

287. Hackel Sergei. The Poet and the Revolution.: Aleksandr Blok's. The Twelve.- Oxford.-1975.- 204 p.

288. Hoffman Stefane. Scythian Theory and Literature. 1917=1924 // Art, Society, Revolution. Russia. 1917-1921./ Ed. Nils Ake Nilson.- Stockholm.- 1979.- P.138-164.