автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: И Мен Хен
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук И Мен Хен

Введение.

ГлаваЬ «Возмездие» (1910-1921).

1. Путь к «эпосу».

2. История создания поэмы.

3. Лирические вступления в художественной структуре «Возмездия».

3-1. Конструкция текста в виде «концентрических кругов».

3-2. Пролог и композиционное «кольцо».

3-3. Лирическая характеристика эпохи.

Глава II. «Соловьиный сад» (1915).

1. Лирическое переживание как объект «эпоса».

2. Жанровая характеристика.

2-1. К проблеме лирической поэмы.

2-2. Понятие лирического героя и герой «Соловьиного сада».

3. Сюжетный план.

3-1. Эпический план сюжета.

3-2. Лирический план сюжета.

Глава III. «Двенадцать» (1918).

1. Сопряжение «лирики» и «эпоса» как основа художественного синтеза.

2. Революция-стихия.

3. Старый мир.

4. Любовная история.

5. 'Исус' Христос.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, И Мен Хен

Лиризм Блока включает в себя неотъемлемую эпическую составляющую. Эта художественная черта неоднократно отмечалась в критической литературе. Среди современников поэта В.Я. Брюсов ранее всех почувствовал эпический характер блоковской поэзии и заявил, что «А. Блок скорее эпик, чем лирик». Отдельные стихотворения Блока ему показались «разрозненными частями», образующими одно «целое», в данное время до конца недосказанное.1 Позже Ю.Н. Тынянов назвал стихи Блока «стихотворными новеллами» и в них первым увидел образ «лирического героя».2

Сам поэт считал свои книги «романом в стихах» и не раз подчёркивал эпические черты своей лирики. В 1908 году в предисловии к сборнику «Земля в снегу» Блок написал слова, ключевые для понимания его творчества: «План третьей книги моих стихов — неизбежная, драматическая последовательность жизни»? Как отмечает З.Г. Минц, план такого рода предполагает «осознание жизни как движения», которое чрезвычайно характерно для зрелого Блока.4 «Жизнь как движение» — это не только личная жизнь поэта, но это ещё ощущение им ритма и пульса своей эпохи, понимание единого мирового процесса. Благодаря творчеству рамки жизни поэта раздвинулись, обретя громадный эпический размах. Блок-поэт стал «больше себя» (V, 368), больше Блока-человека. Это

1 См.: Брюсов В.Я. Александр Блок. Нечаянная Радость // Александр Блок: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2004, с. 64-65.

2 Тынянов Ю.Н. Блок// Он же. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977, с. 119.

3 Блок. А.А. Собр. соч. в 8 тт., т. 2. M.-JL: Художественная литература, 1960, с. 371. Далее ссылки на это издание даются в тексте диссертации в скобках с указанием тома и страницы. Здесь и далее выделение жирным шрифтом и курсивом — наше, а выделение только курсивом — автора цитаты.

4 Минц З.Г. Лирика Александра Блока // Она же. Поэтика Александра Блока. СПб.: Искусство-СПб, 1999, с. 330. поняла и оценила А.А. Ахматова, назвавшая его «трагическим тенором эпохи».5

Творчество Блока в своём юношеском периоде не знало такого сильного стремления к «эпосу», каким оно стало в его поэзии позднейшего времени. Хотя и в ранний период творческой жизни поэтом были сделаны попытки создания эпической формы — поэмы. Так, например, поэма «Её прибытие» (1906) отражает впечатления от первой русской революции. Пройдя период «недвижности» Прекрасной Дамы,6 Блок в сборнике «Нечаянная радость» (1907) явно обратился к динамике жизни, поняв, «как высоко небо, как широка земля, как глубоки моря и как свободна душа» (И, 369). К концу 1900-х годов в соотвествии с сознательным уклонением от «лирики» у Блока становится устойчивой тенденция к эпическому творчеству. Безусловно, на рост эпического составляющего в блоковском творчестве воздействуют и сам исторический процесс и напряжённо изучающее отношение поэта к нему. Как пишет Д.Е. Максимов, «едва ли не важнейшим признаком эволюции Блока служит тесная связь её с основными периодами и решающими событиями русской истории начала века».7

Примечательно, что усиление эпической тенденции в творчестве Блока не сопровождается ослаблением лирического начала. Это становится ясно, если обратиться к его лирике, особенно к стихам из третьего тома лирики. Там историко-эпические мотивы занимают значительное место, но, вместе с тем, лирическое начало (эмоциально напряжённая мысль, личное

5 Ахматова А.А. Три стихотворения // Она же. Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта. Изд. 2-е. М.: Педагогика-Пресс, 1995, с. 214.

6 В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1905) ряд стихотворений объединён под заглавием «Недвижность». По мнению П.П. Громова, слово «недвижность» характеризует Прекрасную Даму, а также первый этап творческой эволюции Блока (См.: Громов П.П. А. Блок. Его предшественники и современники. J1.: Советский писатель, 1986, с. 105-107). Между прочим, Блок взял это слово из стихотворения B.C. Соловьёва «Бедный друг! Истомил тебя путь».

7 Максимов Д.Е. Александр Блок и революция 1905 года // Революция 1905 года и русская литература. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1956, с. 246. переживание) не ослабляется, а скорее находит более углублённое и расширенное воплощение, сопрягаясь с историко-повествовательным содержанием.

Таким образом, блоковское творчество предстаёт перед нами как единая художественная система, органично сочетающая в себе лирическое начало с эпическим. Поскольку сопряжение двух начал является одним из существенных принципов, лежащих в основании всего творческого мира Блока, то данная проблема будет сохранять свою актуальность до тех пор, пока не будут проанализированы с этой позиции все произведения поэта.

Эпическая тенденция, которую несла в себе блоковская поэзия, непрестанно требовала выхода за пределы традиционных жанровых форм и стилей лирики. В ранний период блоковская лирика уже смогла преодолеть узкие рамки жанра лирического стихотворения путём циклизации. Цикличность тяготеет также к «романному» началу, которое объединяет всю лирику в единый сюжет — сюжет «вочеловечения». Однако для решения актуальных эпических задач (воплощения духа времени, восстановления объективной исторической картины, создания образа современного поэту человека) нужна была другая форма, более приспособленная к объективному описанию внутренних и внешних событий, переживаемых поэтом. «В творческом сознании зрелого Блока, — объясняет Д.Е. Максимов, — мысли о его личном пути всё определённее и настойчивее сближались с его представлением о пути общем, соотнесённом с большой историей. Вместе с тем всё сильнее развивалось в Блоке ощущение недостаточности чисто лирических способов художественного мышления и стремление к объективным о формам творчества». Так была найдена такая жанровая форма, которая по своей природе не уязвляет лирическую основу художественной мысли

8 Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Советский писатель, 1981, с. 142-143. поэта и одновременно обладает широкими эпическими возможностями её воплощения. Итак, поэма — традиционный лиро-эпический жанр — становится тем художественным обличьем, где наиболее активно происходит разнообразное сочетание лирических и эпических свойств блоковской музы.9

Тема соотношения «лирики» и «эпоса» в творчестве Блока признана актуальной для блоковедения, но ещё не получила глубокого специального изучения. Только в некоторых исследованиях лирики Блока мы видим развитие этой темы. Среди них работа З.Г. Минц «Лирика Александра Блока» ценна тем, что в ней прослеживаются один из важнейших аспектов данного вопроса: развитие лирического сюжета и развитие образа лирического героя как в рамках отдельных циклов, так и в рамках каждого из 3-х томов блоковской лирики.10 Исседования Минц представляют собой фундамент для дальнейшего разностороннего освящения соотношения лирического и эпического в каждом жанре — в лирике, в поэме и в драме.

В данной диссертационной работе основное внимание обращено на жанр поэмы как на особую творческую область поэта, сама художественность которой зависит именно от разнооборазия форм синтеза лирических и эпических элементов. Научная новизна работы заключается в том, что поэмы Блока, мало изученные по сравнению с его лирическими стихотворениями, рассматриваются с точки зрения переплетения в них «лирики» и «эпоса». Этот тип анализа до сих пор не применялся.

Среди поэм Блока мы выбрали предметом анализа три произведения — «Возмездие», «Соловьиный сад» и «Двенадцать», — учитывая, что они были созданы поэтом после его последнего крупного творческого

9 В диссертации мы специально не ставили перед собой задачу дать определение жанра поэмы. Наш анализ опирается на общепринятое понимание данного жанра, но по ходу анализа в необходимых местах излагается наше мнение о характере жанра поэмы.

10 Этот аспект рассмотрел и американский блоковед Д.А. Слоан. См.: Sloane D.A. Aleksandr Blok and The Dynamics of The Liric Cycle. Columbus, Ohio: Slavica Publishers, Inc., 1987, pp. 117327. перелома в конце 1900-х годов. В них, по нашему мнению, отразились самые зрелые мысли Блока о художественном синтезе «лирики» и «эпоса».

Поэмы Блока находятся в том же русле развития, что и вся его лирика. П.Н. Медведев, будучи одним из первых исследователей блоковских поэм, сказал, что «поэмы Ал. Блока — как бы узловые станции, к которым сходятся пути его лирических вдохновений».11 Разрозненные мотивы лирических стихотворений Блока соединяются постепенно в более крупные поэтические образования, особенно в поэмы. В этом Медведев видит общую черту генезиса всех блоковских поэм. «Каждая из них является как бы итогом некоего отрезка творческого пути поэта, — ив

IО своём идейном содержании и в своих стилистических особенностях». Из этого возникает проблема преемственности лирики Блока в его поэмах. Эта проблема тесно связана с темой нашей работы, поэтому мы исследовали их вместе.

Учитывая больше всего неповторимость и самостоятельность художественной структуры каждого произведения, мы сосредоточили наш анализ на выяснении особенностей соотношения лирического и эпического начал в конкретно каждой поэме. В этом и состоит цель работы.

Термины «лирическое» и «эпическое», прежде всего, обозначают характеры двух литературных родов — лирики и эпоса. Различие между ними состоит в том, что в первом (в лирике) первичным является субъект высказывания, его собственные переживания и мысли, а во втором (в эпосе) — объективное событие, передающееся через речь повествователя. При анализе этого различия мы касаемся вопроса отношения автора и героя, который в современном литературоведении считается основным критерием для определения жанра. Кроме того, слова «лирическое» и «эпическое», в определённом контексте, указывают на два типа

11 Медведев П.Н. Драмы и поэмы Ал. Блока. JL: Изд-во писателей, 1928. С. 163.

12 Там же. художественной речи — на поэзию (стихотворный тип) и на прозу (повествовательный тип). Поскольку к жанру поэмы относятся, как правило, произведения, написанные в стихах с рифмой и ритмом, отличие «лирики» от «эпоса» на речевом уровне мы видим в слово-образной системе, которая в поэзии «обладает повышенной ёмкостью всех составляющих её элементов».13 Наконец, оппозиция «лирического» и «эпического» соответствует тематическому контрасту между «личным» и «общим». Итак, в данной диссертации, выясняя соотношение «лирического» и «эпического» начал, мы делаем это в трёх аспектах — родовом, речевом и тематическом. Это и представляет собой главную задачу нашей работы.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Каждая глава посвящена анализу одной из трёх поэм, причём первый раздел каждой главы посвящён общей характеристике произведения и выделению конкретных текстологических задач.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока"

Заключение

Блок в ряде своих поэм демонстрирует ту ипостась поэта, которая в истории русской поэзии редко была достигнута поэтами-лириками. Творчество Блока нельзя свести только к творчеству лирика в традиционном смысле этого слова, потому что его личность, будучи источником и целью всего его творчества, содержит в себе силу, противостоящую самому себе — индивидуальному характеру собственной личности. Личность Блока, сохраняя свой интимный мир, постоянно открывает себя внешнему широкому миру. Такое жизненное направление принесло поэту душевный ущерб, но зато позволило ему «взглянуть на мир как на целое» (VI, 105). Мир как «целое» представляется для Блока безостановочно текущим, бесконечно образующимся. Личность поэта так же, как объективный мир, беспрестанно развивается, совершенствуется. В этом динамическом движении мира и личности находится источник эпического начала его творчества.

Об указанных выше чертах личности поэта мы узнаём, например, из письма к А. Белому 1911 года «(.) после напряжения многих дней — чувство одиночества. Один — и за плечами огромная жизнь — и позади, и впереди, и в настоящем. Уже "меня" (того ненужного, докучного, вечно самому себе нравящегося или не нравящегося "меня") — мало осталось, почти нет; часто — вовсе нет; чаще и чаще.'Но за плечами — всё "моё" и всё "не моё", равно великое (.). Настоящее — страшно важно, будущее — так огромно, что замирает сердце, — и один: бодрый, здоровый, не "конченный", отдохнувший. Так долго длилось "вочеловеченье"» (VIII, 334-335).

Сюжет «вочеловечения» не что иное, как история взаимоотношений таких противоположностей, как «моё» и «не моё», «частное» и «целое», «личное» и «общее». Эта история получила у Блока своё художественное воплощение путём разнообразного, органичного соединения лирического и эпического начал. Считая это весьма существенным явлением для блоковского творчества, в данной диссертации мы исследовали поэмы Блока, к созданию которых он специально обращался для преодоления лирической стихии и для решения разных эпических задач. Нами прослежены особенности соотношения лирического и эпического в трёх крупных поэмах Блока — в «Возмездии», в «Соловьином саде» и в «Двенадцати».

Возмездие» (1910-1921) — это монументальное произведение Блока, в котором разработаны такие эпические темы, как история жизни русского дворянского семейного рода конца XIX — начала XX веков, взаимодействие личности и общественной среды, трагическая судьба дворянской интеллигенции как результат исторического возмездия. Несмотря на незавершённость поэма представляет собой драгоценную творческую удачу. Она была создана смелым путём синтеза «лирики» и «эпоса».

В поэме обнаруживается уникальная композиция, состоящаяся из чередования лирических и эпических частей. Как сообщает сам автор, композиция поэмы, ещё на уровне плана, представлялась ему в виде «концентрических кругов». Судя по авторскому плану, лирические части приходятся на «круги», которые символизируют «мировой водоворот». Поэтому нас интересовала семантико-композиционная функция этих лирических текстов из поэмы, а именно пролога, вступлений к первой и второй главам, а также заключительной части третьей главы.

Среди этих частей мы уделили особое внимание прологу, так как в нём развернута тема «роли поэта в жизни» общества и декларировано жизненно-творческое кредо автора поэмы. Кроме того, в прологе представлены главные эпические темы произведения, а в самом конце сформулированы творческая позиция автора и его отношение к своей поэме: он показывает себя творцом лирической поэзии («Возмездия»).

В поэме нами найдено ещё соответствие между стихами из пролога и стихами из заключительной части (эпилога), которое также создаёт композиционное «кольцо». Это соответствие очень важно, потому что через него обнаруживается лирический принцип организации текста: субъект речи-«я» является и творцом, и повествователем, и главным героем поэмы.

Остальные лирические тексты, в основном, посвящены характеристике эпохи. Для лирического описания времени применены самые разные стилистические приёмы: метафоризация; символика сквозных образов; литературные реминисценции; низкий прозаизм; злая ирония. Среди них особо выделяются «зловещие» лейтмотивные образы («огонь», «дракон», «туман», «заря»), которые воплощают исторические катаклизмы. Однако при характеристике времени наиболее убедительно звучит лирическая исповедь «я», прямо передающая чувства и мысли поэта по отношению к современному миру.

Блок в «Возмездии» сделал свой лиризм законом восприятия и воплощения большой исторической реальности. Тем самым он открыл перспективы для нового творческого поля, так называемой «эпической лирики».

Соловьиный сад» (1915) показывает совершенно другой вид соотношения «лирики» и «эпоса», чем тот, что представлено в «Возмездии». Здесь «эпическое» понимается ближе к «повествовательному», тогда как в «Возмездии» оно более указывает на «историческое» содержание. Если в последнем лирическое начало выступает для решения эпических задач, то в «Солоьвином саде» эпическое (сюжетно-повествовательное) служит средством объективизации лирического переживания.

Анализ текста мы предварили жанровой характеристикой поэмы. Основываясь на теории о лирической поэме и о лирическом герое, мы доказали, что «Соловьиный сад» является лирической поэмой, поскольку в нём обнаружено «выражение художественной мысли в форме лирического переживания».' И мы определили героя поэмы как лирического героя, под образом которого подразумевается реальный облик поэта.

В поэме последовательно прослеживается сюжетное развитие, основной динамикой которого выступает любовь героя-«я» к хозяйке «сада». Причём главный сюжетный мотив (уход героя из плена в «саду») восходит к древнему мифу, включая библейский миф об «Эдеме». Мифологические подтексты приближают поэму к типичной эпической форме, которая отличается равновесием сюжетной композиции и конфликтом между двумя противоположными началами. Однако уравновешенная сюжетная структура, основанная на тематической оппозиции «трудовая жизнь на берегу» vs «жизнь в соловьином саду», оказывается только внешним материалом, который фиксирует внутреннее движение героя.

Духовное движение героя, переживающего коллизию между мечтой и реальной жизнью, составляет лирический план сюжета. Анализируя этот план, мы выделили некоторые группы мотивов-слов, которые очерчивают духовный процесс героя: у него происходит сначала «погружение в сон», а потом «пробуждение»; параллельно с этим развивается цепь действий «память»—«забвение»—«память». С появлением мотива «памяти» о прошлом в текст поэмы вводится предыдущая история жизни блоковского лирического героя, который раньше испытал первую любовь к Прекрасной Даме и пережил потерю этой любви. Эта прошлая история даёт понять, что настоящее душевное событие (попадание в любовный плен) является для героя не новым и что значение и исход этого события ему уже знакомы.

1 Сквозников В.Д. Лирический род литературы // Теория литературы, т. 3. Роды и жанры. М.: ИМЛИ РАН, 2003, с. 398.

Поэтому душа героя, погружённая в мечту, не остаётся в ней, а опять стремится к реальной жизни, где ждут его свобода и одиночество.

Итак, в поэме каждое отдельное событие не имеет самостоятельного значения. Её художественная цель заключается в показе целого ряда лирических переживаний героя, который, опираясь на опыт прошлой жизни, решает вопрос, заданный настоящей жизнью, и тем самым встречает новый этап своего жизненного «эпоса».

Наконец, в поэме «Двенадцать» (1918), мы обнаружили непривычный тип соединения «лирики» и «эпоса», который не поддаётся цельному и последовательному осмыслению. Здесь лирическое «я» присутствует не в едином стабильном образе, а, свободно изменяя свой голос, взгляд и позицию, широко отражает полифонический революционный мир. Эпическое начало, в свою очередь, проявляется в самых разных видах: историко-объективное содержание; сюжетно-повествовательный рассказ; чужая для автора речь. Учитывая всё это, мы проанализировали сопряжение обоих начал по главным тематическим аспектам: революция-стихия; старый мир; любовная история; 'Исус' Христос.

При воплощении революционной стихии — ведущей эпической темы произведения — Блок применяет свою традиционную лирическую символику. В ней участвуют такие стихийные образы, как «снежная выога», «ветер». «Чёрно-белый» контраст и всемирный «ветер» — эти космические образы открывают поэму и передают величину события революции и тревожную атмосферу времени.

Тема «старого мира» раскрывается через лирические образы-символы «буржуя» и «пса». При описании этих «демонических» образов явно звучит лирический голос поэта, полный негативной эмоциональной интонации. Однако «пёс», будучи лирическим образом-символом, без всяких мотивировок вступает в повествовательный план и превращается в одного из эпических персонажей. Таким образом он участвует в революционном шествии 12 красногвардейцев, плетясь в конце их отряда. Такое неожиданное слияние планов лирического и эпического передаёт глубокую авторскую мысль: 12 героев — носители революционной стихии — не совсем отрешены от тёмной силы «старого мира».

Рассказ о любовной истории между Петрухой, Катькой и Ванькой — совершенно новый творческий опыт Блока, значение которого заключается в создании эпических образов-характеров, имеющих реальную почву своего бытия. Для решения такой эпической задачи поэт максимально вытесняет свой собственный лирический голос и ссылается на «чужую речь», простонародную речь. Теперь лирическое излияние идёт не от поэта, а от героя Петрухи, который имеет свой язык, свою самостоятельную личность.

Исус' Христос в поэме выступает и как лирический образ, и как эпический персонаж. Образ Христа с «кровавым флагом» и «в белом венчике из роз» воплощает противоречия революционной действительности и тревожную мятежность духа 12 героев. Революция одновременно и «грешна», и «священна», как это показывает образ Христа. Однако в этом противоречии Блок видел историческую правду и необходимость. Без «кровавого флага» или только с «белым венчиком из роз» не возможно шествие в будущее. Христос и 12 героев идут по историческому пути, потому что они не избегают этого «тревожного» противоречия действительности.

Рассмотренное нами соотношение «лирики» и «эпоса» в поэмах Блока даёт нам возможность глубоко осмыслить творческий путь поэта. Имея значительные опыты эпического творчества, Блок остаётся до конца лириком. По словам самого поэта, «испытывая свои художнические способности на других литературных формах», он «не настолько отошёл от своих лирических стихов, чтобы забыть их» (ЗК, 182). Синтез «лирики» и «эпоса» у Блока не влечёт за собой угнетения лиризма, а, напротив, способствует его обогащению и расширению. Лиризм является для Блока самым надёжным и искренним путём, который приводит его к большому «эпическому» миру.

 

Список научной литературыИ Мен Хен, диссертация по теме "Русская литература"

1. Блок А.А. Записные книжки. М.: Художественная литература, 1965.

2. Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем в 20 тт. Т. 3. Т. 5. М.: Наука, 1997.

3. Блок А.А. Собр. соч. в 8 тт. M.-JL: Художественная литература, 19601963.

4. Блок А., Белый А. Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэта о

5. России и революции. М.: Высшая школа, 1990.* *

6. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 10 тт. Т. 3. Т. 4. М.: Наука, 1963.

7. Соловьёв B.C. Красота в природе // Сочинения в 2 тт. Т. 2. М.: Мысль,1990. С. 351-389.

8. Критическая, мемуарная и научная литература

9. Авраменко А.П. А.А. Блок // Русская литература XX века. М.: Изд-во1. МГУ, 1995. С. 59-77.

10. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. М.: Изд-во МГУ,1990.

11. Авраменко А.П. Александр Блок как объект литературной критики современников // Кафедральные записки. Вопросы новой и новейшей русской литературы. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 185-194.

12. Аллен JI. Столкновение жанров в поэме Блока «Возмездие» // Александр Блок. Исследовния и материалы. Л.: Наука, 1991. С. 189-197.

13. Ахматова А.А. Три стихотворения // Она же. Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта. 2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1995. С. 214.

14. Басинский П. Трагедия понимания: «Музыка революции» и судьба интеллигенции в творчестве А. Блока // Вопросы литературы. № 6, 1990. С. 104-126.

15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.

16. Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества. М.: Искусство, 1979.

17. Бекетова М.А. Александр Блок. Биографический очерк. Изд. 2-е. JI.: AKADEMIA, 1930.

18. Белый А. Поэзия Блока // Александр Блок: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2004. С. 234-247.

19. Белый А. Речь на вечере память Блока в Политехническом музее // Александр Блок: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2004. С. 317-330.

20. Белый А. Символизм как миропонимание // Он же. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 244-259.

21. Белый А. Форма искусства // Он же. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 90-105.

22. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и жанры // Он же. Поли, собр. соч. в 13 тт. Т. 5. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 7-67.

23. Березарк И.Б. Отец Александра Блока // Русская литература. № 3, 1977. С. 188-191.

24. Березнёва А.Н. Русская романтическая поэма (Лермонтов, Некрасов, Блок). К проблеме эволюции жанра: Автореф. дис. канд. филол. наук. Саратов, 1976.

25. Библия. Книги Священного Писания Ветхового и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 2000.

26. Бройтман С.Н. Жанрово-композиционное своеобразие поэмы А. Блока «Ночная фиалка» // Художественный текст и литературный жанр. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала, 1980. С. 2035.

27. Бройтман С.Н. Источники формулы «нераздельность и неслиянность» у Блока // Александр Блок. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1987. С. 79-88.

28. Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. М.: Академия, 1999. С. 141-153.

29. Бройтман С.Н. Становление жанра поэмы в творчестве А. Блока // Тезисы I всесоюзной (III) конференции «Творчество А.А. Блока и русская культура XX века». Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1975. С. 28-32.

30. Брюсов В.Я. Александр Блок // Александр Блок: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2004. С. 64-65.

31. Брюсов В.Я. Ключ тайн // Русская литература XX века. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1966. С. 399-401.

32. Бураго С. Б. Блок и Вагнер (Концепция человека и эстетическая позиция) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 43. № 6, 1984. С. 522-536.

33. Бялокозович Базылий. Польша и поляки в творческом сознании Александра Блока // Он же. Родственность, преемственность, современность. М.: Радуга, 1988. С. 151-176.

34. Ванслов В.В. Эстетика романтизма М.: Искусство, 1966.

35. Волошин М.А. Поэзия и революция. Александр Блок и Илья Эренбург // Александр Блок: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2004. С. 288-298.

36. Гаспаров Б.М., Лотман Ю.М. Игровые мотивы в поэме «Двенадцать» // Ю.М. Лотман. История и типология русской культуры. СПб.: Искуссто-СПб, 2002. С. 720-726.

37. Гаспаров Б.М. Тема святочного карнавала в поэме А.Блока «Двенадцать» // Он же. Литературные лейтмотивы. М.: Наука, 1994. С. 4-27.

38. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.

39. Гинзбург Л.Я. О прозаизмах в лирике Блока // Блоковский сборник I, 1964 С. 157-171.

40. Гинзбург Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении // Она же. Литература в поистках реальности. Статьи. Эссе. Заметки. Л.: Советский писатель, 1987. С. 87-113.

41. Глинин Г.Г. Автор и герой в поэмах А. Блока. Астрахань: Астраханский гос. пед. ун-т, 2000.

42. Глинин Г.Г. Лирическая поэма в творчестве А. Блока. Материалы к спецкурсу. Астрахань: Астраханский гос. пед. ун-т, 2000.

43. Горелов А.Е. Гроза над солоьиным садом. Л.: Советский писатель, 1970.

44. Гречишкин С.С., Лавров А.В. Мемуарные письма М.А. Бекетовой и Андрея Белого // Исследования и материалы. Л.: Наука, 1987. С. 249250.

45. Гофман В. Язык символистов // Литературное наследство. Т. 27-28. М.: Наука, 1937. С. 54-105.

46. Громов П.П. Блок, его предшественники и современники. Л.: Советский писатель, 1986.

47. Гуковский Г.А. К вопросу о творческом методе Блока // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М.: Наука, 1980. С. 63-84.

48. Дербенев Г.И. Антиномия борьбы и покоя в поэзии А. Блока // Поэзия А. Блока и фольклорно-литературные тардиции. Межвузовский сборник научных трудов. Омск: Омский гос. пед. ин-т, 1984. С. 78-96.

49. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. Изд. 2-е. Л.: Наука, 1980.

50. Долгополов Л.К. Поэма Александра Блока «Двенадцать». Л.: Художественная литература, 1979.

51. Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX — начала XX веков. М.-Л.: Наука, 1964.

52. Дьёндьёши М. К проблеме «Блок и Вагнер» // Studia Slavica. Т. 45. № 14. Budapest, 2000. С. 245-260.

53. Енишерлов В. Александр Блок — Критик // В мире Блока: Сборникстатей. М.: Советский писатель, 1981. С. 291-332.

54. Еремина Л.И. О финале поэмы А. Блока «Двенадцать» (Жизнь художественной идеи) // Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. Пермь, 1988. С. 156-166.

55. Есаулов И.А. Мистика в поэме «Двенадцать» А. Блока // Литература в школе. №5, 1998. С. 47-53.

56. Есин А.Б. Психологизм // Введение в литературоведение. М.: Академия, 1999. С. 313-328.

57. Жаравина Л.В. Кольцевые формы в лирике А. Блока // Русская литература XIX-XX веков. Учёные записки Ленинградского ун-та. № 355. Сер. флологических наук. Вып. 76, 1971. С. 119-133.

58. Жирмунский В.М. Драма Александра Блока «Роза и Крест». Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.

59. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. Пб.: Картонный домик, 1922.

60. Иванов Вяч. Заветы символизма // Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 180-190.

61. Измаильская В.Д. Проблема «Возмездия» // О Блоке. М.: Никитинские субботники, 1929. С. 63-93.

62. Исупов К.Г. Историзм Блока и символистская мифология истории(Введение в проблему) // Александр Блок. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1991. С. 3-21.

63. Карпова Г.И. Проблемы соотношения лирического и драматического в драматургии Александра Блока: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 1986.

64. Кирпотин В.Я. Полемический подтекст «Соловьиного сада» // Вопросы литературы. № 6, 1959. С.178-181.

65. Клинг О.А. Александр Блок: Структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». М.: Изд-во МГУ, 1998.

66. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы. М.: Знание, 1982.

67. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М.: Наука, 1986.

68. Колобаева JI.A. Концепция личности в русской литературе рубеже XIX—XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1990.

69. Колобаева JI.A. Русский символизм. М.: Изд-во МГУ, 2000.

70. Конопацкая Т.Н. Письма отца к Блоку (1892-1908) // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1, 1980. С. 249-307.

71. Краснова JT.B. Поэтика Александра Блока. Львов: Изд-во Львовского университета, 1973.

72. Крук И.Т. Образ демона в поэзии А. Блока // Русская литература XX века (дооктябрьский период). Сборник статей. Калуга, 1968. С. 212-226.

73. Лавров А.В. «Соловьиный сад» А. Блока. Литературные реминисценции и параллели // Он же. Этюд о Блоке. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. С. 230-253.

74. Лакшин В.Я. О Доме и Бездомье (Александр Блок и Михаил Булгаков) // Литература в школе. № 3, 1993. С. 18-22.

75. Ледницкий Вацл. «Польская поэма» Блока // Новый журнал. Нью Йорк, № 2, 1942. С. 309-324; № 3, 1942. С. 260-289.

76. Литературный энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1987.

77. Лотман Ю.М. Анализ художественного текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.

78. Лотман Ю.М. Блок и народная культура города // Блоковский сборник IV, 1981. С. 7-26.

79. Лотман Ю.М., Минц 3. Г. «Человек природы» в русской литературе XIX века и «цыганская тема» у Блока // Блоковский сборник I, 1964. С. 98-156.

80. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Рихарт Вагнер. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. С. 748.

81. Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М.: Мартин, 1997.

82. Магомедова Д.М. Блок и Волошин (Две интерпретации мифа о бесовстве) // Блоковский сборник XI, 1990. С. 39-49.

83. Магомедова Д. М. Концепция «музыки» в мировоззрении и творчестве А. Блока. Дис. канд. филол. наук. М., 1975.

84. Магомедова Д.М. «Угль превращается в алмаз» (Заметки к теме «Блок и Ницше») // Шахматовский вестник. № 5, 1995. С. 15-23.

85. Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992.

86. Максимов Д.Е. Александр Блок и революция 1905 года // Революция 1905 года и русская литература. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 246279.

87. Максимов Д.Е. Образ поэта в лирическом творчестве (К истогам дискуссии о лирическом герое в поэзии) // На рубеже. № 6, 1964. С. 7074.

88. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Советский писатель, 1981.

89. Максимов Д.Е., Приходько И.С. Сюжет поэмы А. Блока «Соловьиный сад» и его истоки (К проблеме мифотворчества поэта) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 46. № 6, 1987. С. 510-528.

90. Марков. Вл. К вопросу о границах декаданса в русской поэзии (и о лирической поэме) // Он же. Свобода в поэзии. Статьи. Эссе разное. СПб.: Чернышева, 1994. С. 47-58.

91. Машбиц-Веров И.М. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1969.

92. Медведев А.А. Мотив сада в творчестве М. Пришвина и А. Блока // Михаил Пришвин и русская культура XX века. Тюмень: Изд-во Вектор бук, 1998. С. 173-177.

93. Медведев П.Н. Драмы и поэмы Ал. Блока. JL: Изд-во писателей, 1928.

94. Мерлин В.В. «Снежная маска» и «Двенадцать» (К вопросу о святочных мотивах в творчестве Блока) // Блоковский сборник VI, 1985. С. 19-28.

95. Микешин A.M. «Двенадцать» А. Блока как романтическая поэма // Жанр и творческая индивидуальность. Вологда: Изд-во ВГПИ, 1990. С. 100-119.

96. Минакова A.M. Поэтический космос как универсалия в русской литературе начала XX века: А. Блок, М. Горький // Время Дягилева. Универсалии Серебряного века. Третьи дягилевские чтения. Вып. 1. Пермь: Пермский ун-т, 1993. С. 97-106.

97. Минц З.Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М.: Наука, 1980. С. 98-172.

98. Минц З.Г. К изучению периода «кризиса символизма» (1907-1910). Вводные замечания // Блоковский сборник X, 1990. С. 3-19.

99. Минц З.Г. Лирика Александра Блока // Она же. Поэтика Александра Блока. СПб.: Искусство-СПб, 1999. С. 12-332.

100. Минц З.Г. Переписка с Вл. Пястом // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 2. М.: Наука, 1980. С. 175-197.

101. Минц З.Г. Поэтический идеал молодого Блока // Блоковский сборник I, 1964. С. 172-225.

102. Минц З.Г. Русский символизм и революция 1905-1907 годов // Блоковский сборник VIII, 1988. С. 3-21.

103. Минц З.Г. Символ у Блока // В мире Блока. М.: Советский писатель, 1980. С. 172-208.

104. Минц З.Г. Функция ремисценций в поэтике А. Блока // Учёные записки Тартуского университета. Вып. 308, 1973. С. 387-417.

105. Михайлов А. Поэтический мир Блока // В мире Блока. М.: Советский писатель, 1981. С. 135-163.

106. Михеева С.А. Мифологемы «память» и «забвение» в цикле А. Блока «Возмездие» // Кирилл и Мефодий: Духовное наследие. Материалы международной научной конференции. Калининград — май 2001. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2001. С. 51-58.

107. Мордерер В.Я., Парнис А.Е. Дарственные надписи Блока на книгах и фотографиях // Литературное наследство. Т. 92 в 4 книгах. Кн. 3. М.: Наука, 1980. С. 5-17.

108. Мочульский К.В. Александр Блок // Он же. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М.: Республика, 1997. С. 16-254.

109. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М.: РГГУ, 1998.

110. Назаренко Ю. О так называемом «лирическом герое» // Звезда. № 10, 1953. С. 164-173.

111. Найман А. Русская поэма: четыре опыта // Октябрь. № 8, 1996. С. 128152.

112. Небольсин С.А. Об одном событии в лирике А. Блока // Революция 1905-1907 годов и литература. М.: Наука, 1978. С. 99-114.

113. Обухова Э. Загадка блоковского «Коршуна» // Вопросы литературы. № 12, 1989. С. 200-209.

114. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. Изд. 2-е. М.: Проспект, 2005.

115. Орлов В.Н. Жизнь. Страсть. Долг: Уроки Блока // Он же. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М.: Художественная литература, 1976. С. 313-366.

116. Орлов В.Н. Поэма Александра Блока «Двенадцать». Страница из истории советской литературы. Изд. 2-е. М: Художественная литература, 1967.

117. Перелешин В.П. «Соловьиный сад» А. Блока // Грани. № 68, 1968. С. 132-136.

118. Петрова Н.А. Лироэпическая нефабульная поэма: генезис, эволюция, типология. Пермь: Пермский гос. пед. институт, 1991.

119. Правдина И.С. Из истории формирования цикла «Родина» // Блоковский сборник V, 1984. С. 19-32.

120. Приходько И.С. Мифопоэтика А. Блока. Владимир: ВГПУ, 1994.

121. Пьяных М.Ф. «Двенадцать» А. Блока. Лекция. Л.: ЛГПИ, 1976.

122. Пяст В. Воспоминания о Блоке // Стихотворения. Воспоминания. Томск: Водолей, 1997. С. 91-152.

123. Ревякина И.А. Из творческой истории поэмы «Возмездие» // Литературное наследство. Т. 92. Кн.4. М.: Наука, 1987. С. 637.

124. Ременик Г. Поэмы Александра Блока. М.: Советский писатель, 1959.

125. Родина Т.М. Александр Блок и русский театр начала XX века. М.: Наука, 1972.

126. Розанов М. Мотивы «мировой скорби» в лирике Блока // О Блоке. М.: Никитинские субботники, 1929. С. 221-257.

127. Розенблюм Л. «Да. Так диктует вдохновение.» Явление Христа в поэме Блока «Двенадцать» // Вопросы литературы. № 6, 1994. С. 118152.

128. Руднев П.А. О стихе поэмы А. Блока «Двенадцать» (Опыт смыслового анализа метрической композиции) // Русская литература XX века (дооктябрьский период). Сборник статей. Калуга, 1968. С. 227-238.

129. Сапогов В.А. Лирический цикл и лирическая поэма в творчестве А. Блока // Русская литература XX века (дооктябрьский период). Сборник статей. Калуга, 1968. С. 174-189.

130. Сапогов В.А. Поэтика лирического цикла А. Блока. Автореф. дис. . канд. наук. М., 1967.

131. Сарычев В.А. Александр Блок. Творчество жизни. Воронеж: Изд-во

132. Воронеж, гос. ун-та, 2004.

133. Сеок, Енг-Джунг. Александр Блок // Она же. Поэтика русского модерна. Сеул: Минымса, 1996. С. 39-154 (на кор. языке).

134. Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М.: Наука, 1964. С. 173-237.

135. Сквозников В.Д. Лирический род литературы // Теория литертуры. Т. 3. Роды и жанры. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 394-420.

136. Скворцова Н.В. Р.В. Иванов-Разумник: опыт реконструкции и продолжения П-ой главы поэмы Александра Блока «Возмездие» // Иванов-Разумник. Личность. Творчество. Роль в культуре. Публикации и исследования. Выпуск И. СПб., 1998. С. 7-18.

137. Смола О.П. «Чёрный вечер. Белый снег.» Творческая история и судьба поэмы Александра Блока «Двенадцать». М.: Наследие, 1993.

138. Соколов А.А. Поэма А. Блока «Двенадцать» в англо-американской критике // Русская классическая и советская литература за рубежом. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 154-165.

139. Соловьёв Б.И. Поэт и его подвиг. М.: Советский писатель, 1973. С. 384.

140. Спивак Р.С. А. Блок. Философская лирика 1910-х годов. Пермь: Пермский ун-т, 1978.

141. Стояновский М. Соловьиные чары (О «Соловьиных чарах» Вяч. Иванова и «Соловьином саде» А. Блока // Литературная учёба. № 7-8. Кн. 4, 2003. С. 122-129.

142. Сутулова Н. Семантико-стилистический анализ поэмы А. Блока «Соловьиный сад» // Studia Russica VIII. Budapest, 1985. С. 265-292.

143. Тагер Е.Б. Мотивы «возмездия» и «страшного мира» в лирике Блока // Литературное наследство. Т.92. Кн. 1. М.: Наука, 1980. С. 85-97.

144. Тамарченко Н.Д. Проблема рода и жанра в поэтике Гегеля // Теория литературы. Т. 3. Роды и жанры. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 33-63.

145. Тамарченко Н.Д. Эпика // Теория литертуры. Т. 3. Роды и жанры. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 219-244.

146. Тарановский К.Ф. Некоторые черты символики Блока // О поэзии и поэтике. М.: Язык русской культуры, 2000. С. 319-329.

147. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1986.

148. Тимофеев Л.И. Творчество Александра Блока. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

149. Тимофеев Л.И. Тематическая композиция «Соловьиного сада» А. Блока (К вопросу об анализе тематики литературных произведений) // Русский язык в советской школе. № 4, 1929. С. 11-25.

150. Тимошенко М.И. Поэмы А. Блока «Возмездие» и Вяч. Иванова «Младенчество» (Опыт сравнительного анализа) // Вестн. Белорус, унта. Серия 4. Филология, журналистика, педагогика, психология. Минск, 1990; Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 42880 от 18. 09. 90.

151. Томашевский Б.В. Историзм Пушкина // Он же. Пушкин. Работы разных лет. М.: Книга, 1990. С. 130-178.

152. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект пресс, 1999.

153. Тынянов Ю.Н. Блок // Он же. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 118-123.

154. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.

155. Финал «Двенадцати» Взгляд из 2000 года // Знамя. № 11, 2000. С. 190-206.

156. Фридлендер Г.М. Об эпилоге поэмы Блока «Двенадцать» // Русская литература. № 2, 1993. С. 233.

157. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб.: Академический проект, 2003.

158. Хализев В.Е. Лирика // Введение в литературоведение. М.: Академия, 1999. С. 133-141.

159. Червяченко. Г.А. Поэма в советской литературе: закономерности развития и типология жанра. Автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1984.

160. Чумаков Ю.Н. К традиции русского стихотворного романа (Пушкин -Полонский Блок) // Проблемы современного пушкиноведения. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1981. С. 66-77.

161. Шульц С. Русско-польская тема в контексте поэмы Блока «Возмездие» // Русская мысль № 4268, 6-12 мая, 1999. С. 13.

162. Эткинд Е.Г. Композиция поэмы А. Блока «Двенадцать» // Русская литература. № 1, 1972. С. 49-63.

163. Эткинд Е.Г. Материя стиха. СПб.: Гуманитарный союз, 1998.

164. Якобсон А.А. Конец трагедии. Вильнюс-Москва: Весть, 1992.

165. Bartlett R. Wagner & Russia. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

166. Edward S. The polyphonic Structure of Blok's Dvenacat' // Ed. Walter N. V. Aleksandr Blok Centennial Conference. Columbus: Slavica Publishers, Inc., 1984: 345-357.

167. Masing-Delic I. The Simbolist Crisis Revisited: Blok's View // Issues in Russian Literature before 1917. Columbus, Ohio: Slavica Publishers Inc., 1989. PP. 216-227.

168. Reeve F.D. Between Image and Idea. New York-London: Columbus University, 1962.

169. Sloane D.A. Aleksandr Blok and The Dynamics of The Liric Cycle. Columbus, Ohio: Slavica Publishers Inc., 1987.

170. Woodward J.B. 'The Circle' in The Poetry of Blok // Form and Meaning: Essays on Russian Literature. Columbus, Ohio: Slavica Publishers Inc., 1993. PP. 231-245.