автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Аналитика семиозиса женщин-богинь в мировой культуре

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Стерликова, Марина Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Аналитика семиозиса женщин-богинь в мировой культуре'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Аналитика семиозиса женщин-богинь в мировой культуре"

На

005015192

СТЕРЛИКОВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА

АНАЛИТИКА СЕМИОЗИСА ЖЕНЩИН-БОГИНЬ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

1 2 МАР 2072

Тамбов 2012

005015192

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Ромах Ольга Викторовна

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор философских наук, профессор Налетова Ирина Владимировна

доктор философских наук, профессор Розенберг Наталья Влади мировна

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств (Тамбовский филиал)»

Защита состоится «22» марта 2012 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-212.261.06 при Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина по адресу: 392000. Тамбов, ТГУ, Советская 181 «И», ТГУ, корпус 9, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТГУ им. Г.Р. Державина.

Автореферат разослан «20» февраля 2012 г. и размещен на официальном сайте Министерства образования и науки РФ, сайте ТГУ им. Г.Р. Державина http://tsu.tmb.ru/aspir/dis «20» февраля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, /У B.C. Семина

профессор

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования обусловлена стремлением человечества познать сущность человека и культуры через исследование культурного наследия, оставленного древнейшими цивилизациями. Одним из базовых в истории мировой культуры признан семиозис Женщины-Богини-, существование которого археологически засвидетельствовано в эпоху верхнего палеолита, что совпадает с появлением в Европе Homo Sapiens (открытие культуры ориньяка). Семиотически закрепленный во всех культурах, он укоренил архетип Женщины-Богини, сложившийся за сотни культурогенетических тысячелетий. Богофеноменный семиозис понимается не как рождение и развитие фрагментарных явлений, но как культурная триада: форма, знак, норма, совокупность тысячекратных культурных и социальных актов в доистории и истории человечества, результаты которых сохранились в реликтовых пережитках, или трансформировались в иных вариациях в этнические и общемировые нормы современных социокультурных систем.

Аналитика древнейших культур показала, что символ Женщины-Богини играл центральную роль в ритуалах и народном сознании всех народов Земли, имея разные имена. Ее архетип выражен многочисленными образами и символами, в которые вложены наиболее значимые ценности и смыслы. Одновременное появление культов Женщины-Богини и космогонических мифов, отражающих ранние попытки объяснения мироустройства, обосновывает универсалию Женщины-Богини, выступающую в качестве основного космического миросозидательного начала. Совершенно очевидно, что со временем эти символы не исчезли, транформировавшись, они присутствовали и присутствуют в обрядах, мифах и символах всей истории человечества, более того, им удалось сохранить значительную часть воздействия на религиозные чувства людей.

Исследователи разных отраслей культуры отмечают существование знаков Женщины-Богини в сложной символической системе мифов, образов и ритуалов, которые кодируют огромный пласт всеобъемлющего знания. Расшифровка этих знаний чрезвычайно важна для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии, так как в них выражены отношения между вещами, явлениями и идеями, они таят в себе законы связи материального мира с сакральными знаниями. Изучение и использование их в

\

науке, искусстве, религии и повседневной жизни направлено на наиболее эффективное развитие указанных отраслей человеческой мысли, каковые способны открыть перед человечеством сведения об устройстве Вселенной, природе самого человека, в том числе его психической и духовной составляющей. Это, в результате, может способствовать более гармоничному существованию человека в природе, его эффективной эволюцию.

Значимость поставленной проблемы, ее недостаточная изученность и послужили основой для избрания ее в качестве предмета исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Одними из первых феномен существования женских религиозных культов в истории человечества начали изучать исследователи-эволюционисты XIX столетия в области культуры. Проблема поклонения женскому началу затронута в работах Э. Тайлора «Первобытная культура», «Антропология»; в трудах исследователя мифологии и религии Дж. Фрэзера «Золотая ветвь», «Культ природы», «Вера в бессмертие и культ умерших», «Фольклор в Ветхом завете», «Мифы о происхождении огня».

Идеи эволюционистов по поводу поклонения женскому началу нашли отражение в трудах Дж. Мак-Леннана «Первобытный брак», Дж. Лебока «Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества», Л. Моргана «Древнее общество», «Системы родства и свойства в человеческой семье», «Дома и домашняя жизнь американских туземцев»; Ш. Летурно «Социология по данным этнографии», «Эволюция морали», «Эволюция брака и семьи», «Религиозная революция», Т. Вайца «Антропология примитивных народов», Ю. Лип-перта «Всеобщая история жречества», «Христианство, народные верования и обычаи», «Культ душ в его отношении древнееврейской религии», И. Бахофена «Материнское право» (Bachofen J. Das Mutterrecht, 1861), где собран богатейший материал матриархальных пережитков в Древней Греции, Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Они рассматривали первичное поклонение Богине и матриархальное устройство как одну из ступеней эволюции человеческого общества, которую проходят все народы на раннем этапе развития. Под матриархальным устройством предполагалось общее превосходство женщин, которое имитировалось и в религиозной сфере: семьей управляла мать, народом - царицы, а небесами - богини.

В несколько измененной форме это объяснение снова повторяется в теории отца У. Шмидта о происхождении религии. Он не был сторонником однолинейной культурной эволюции, а признавал несколько одновременно существующих примитивных культур собирателей и в основе их религии - Верховного Бога, или высшее существо. Из этого, согласно его теории, развиваются три первичные культуры: матри-архапьно-сельскохозяйственная, патриархально-тотемическая и патриархально-кочевая. Поскольку выращиванием растений сначала занимались женщины, их значение в социальном обществе резко возросло, что, в свою очередь, возвысило культ Матери-Земли и лунную мифологию, ибо луна представлялась женщиной. Под влиянием этих факторов в «высшем существе люди видели женщину» [Wihelm Schmidt, «Origin and Growth of Religion», Methuen, 1931, p. 287]. Таким образом, отец У. Шмидт признавал в своей мультилинейной системе религиозной эволюции раннее появление Богини, но отводил ей второстепенную роль.

Работы эволюционистов послужили основанием для дальнейших исследований в области сравнительной мифологии и религии. Проблема поклонения женскому началу затронута в работах таких историков религии и мифологов как М. Элиаде «Энциклопедия религии», журналы «Журнал религии», «История религий»; Ж. Дюмезиль «Верховные боги индоевропейцев»; Дж. Кэмпбелл «Тысячеликий герой» (1949), «Маски Бога» (1954), «Полет дикого гуся» (1969), «Мифический образ» (1974), «Внутренние просторы Космоса: метафора как миф и как религия» (1986), «Исторический атлас всемирной мифологии» (1983, 1989), «Сила мифа».

Следует отметить, что в вышеперечисленных трудах женские мифологические персонажи и поклонение женскому началу рассматриваются в контексте общей мифологии и истории религии.

В свою очередь в зарубежной библиографии существует ряд крупных работ, в которых центральное место занимает проблема, связанная с изучением женских божественных персонажей. Р. Патай в «Иудейской богине» (1967) определяет место и роль Богини в традициях древних евреев, существование которой со временем отвергалось религиозными деятелями. Р. Грейвс в «Белой богине» (1948) анализирует средневековые поэмы, в которых пытается найти ключ к тайным магическим представлениям Средиземноморья и Северной Европы, связанными с архаическими ритуалами служителей Богини-Луны (кельтская, критская доахейская, праэллинская мифологии). М. Гим-

бутас в трудах «Боги и Богини Старой Европы» (1974), «Язык Богини» (1989), «Цивилизация Богини» (1991) восстанавливает картину матриархального доиндоевропейского общества Старой Европы, построенного на законах мира и равенства. В работах современного философа и символога Б. Уокер, достаточно подробно исследована проблема женского символизма и его распространения в мировой культуре: «Старуха: женщина опыта, мудрости и силы», «Женская энциклопедия: символы, сакралии, таинства».

Широкое отражение проблема существования культа Богини и изучение причин поклонения женскому началу нашла в трудах психологов 3. Фрейда, Г. Юнга, Э. Нойманна, в которых показаны бессознательные основы мифологической символики и объясняется происхождение женских мифологических персонажей, выступающих в качестве архетипов (подсознательных образов).

Фрейдистское представление о Богине заключается в том, что она представляет ту стадию давнего развития человеческой индивидуальности, когда мать означает для ребенка всевластный источник одновременно и удовлетворении и лишения удовольствий. Согласно теории Фрейда, Богиня является фигурой с универсальными чертами, в которой заключается материнская суть, проявляющаяся из бессознательных фантазий, свойственных всем народам с незапамятных времен, но ее первичным источником является детский разум.

Аналитическая психология Г. Юнга представляет Великую Богиню как изначальный рабочий образ, или архетип, в мифах и творческих созданиях человечества. Труды богини-архетипа можно проследить в обрядах, мифах и символах на протяжении всей истории человечества так же, как в мечтах, фантазиях и творчестве современных людей. Ар-хетипичной Женщине, определенной в качестве Великой Матери, поклонялись и ее изображали тысячи лет до возникновения этого термина. Ее окружало изобилие символов, и она сама появлялась во многих действах, и соединяла в себе позитивные и негативные черты.

Идеи Э. Нойманна, по поводу поклонения женскому началу, отражены в его теории развития феминного и изложены в книге «Великая мать» (1955). В «Великой Матери» отражено как мифология посредством истории обнажает аспекты развития сознания, которые повторяются в индивидуальном сознании и обществе в целом. Позже Э. Нойманн развивал свои исследования феминных архетипов в трудах «Искусство и творческое бессознательное», «Страх феминного», «Любовь и душа».

Женский архетип представлен также в работах современных исследователей - К. П. Эстес «Бегущая с волками» и Р. Айслер «Чаша и Клинок».

В отечественной библиографии основательные обобщающие труды, направленные на изучение генезиса культа Богини, существующего на протяжении всей истории мировой культуры, с глубоким анализом многочисленных женских мифологических образов и женской символики отсутствуют. Авторы зачастую используют мифологический материал не для обобщения и анализа, а для решения частных научных проблем. Данный факт, наряду с актуальностью проблемы исследования, обусловили выбор темы и необходимость исследования поставленной проблемы.

Объект исследования - женские культы в традиционных культурах.

Предмет исследования - семиозис Женщин-Богинь в традиционных и современных культурах.

Целью данного диссертационного исследования аналитика семиозиса Женщин-Богинь в мировой традиционной и современной культуре.

Задачи исследования:

1. определение дефиниции женского начала в древнейших космогонических системах;

2. выделение и аналитика символа как знака - носителя сакрального смысла;

3. обследование генезиса культа Женщины-Богини в традиционных культурах;

4. выявление семантики древнейших символов Женщины-Богини как отражения универсального опыта человечества;

5. исследование концепта женской символики в ритуалах Древнего мира;

6. определение степени укоренения женской символики в традициях современных религиозных систем.

Методология и методы исследования.

Проблема исследования женских культов в истории традиционных культур предполагает междисциплинарный подход к ее изучению. В результате, в процессе исследования были применены следующие методы научного исследования: метод философской герменевтики, системный, синхронно-диахронный, структурно-функциональный, ак-

сиологический, семиотический, темпаральный, типологический, компаративный методы.

Научная новизна исследования заключается:

• установлении факта первоочередного появления образа Женщины-Богини в ранних мифах о творении, где все происходит из нее, или она являлась причиной творения в разных формах (из тела первичной Женщины-Богини явилось мировое яйцо (космический цветок лотоса, земля (гора, холм); первичная материя для создания Вселенной и т.д.); что в целом определяла значимость ее к человечеством сообществе и определяется антропогенной составляющей, заложенной в человека природой;

• определении того, что женские мифологические персонажи соотносятся с элементами-стихиями - основами Вселенной - водой, воздухом, землей и огнем, выделенных в определенной последовательности из первичных вод хаоса;

• определении функциональных аспектов женщин в традиционных коллективов заключающихся в том, что: женщина рождала, кормила и заботилась о своих потомках, была основательницей цели-тельского искусства, первых религиозных культов, и связанных с ними ритуалов, являлась изобретательницей первых ремесел, то есть женская деятельность послужила началом культурного становления и развития человечества;

• в выделении укоренения смыслового содержания культа Богини в кодах и символах традиционных культур, подразденных по форме выражения (графические, предметные, аудиальные (звуковые) и жестовые), сгруппированных в три основные позиции символических форм: 1) мифах, 2) графических и предметных знаков-символов и 3) ритуалов.

• установлении нескольких универсальных графических символов, которые сопровождали её образ со времен первобытности и преемственно передаваемых всеми культурами мира со сходным значением;

• выделении содержания женских культовых образов и, связанных с ними, мифологических версий как символов, отражающих универсальный опыт человечества и сакральные знания древних об устройстве мироздания. Они выведены в ритуальные действия, связанные с поклонением Женщине-Богине-Матери как серия сакральных символических действий динамизированной человече-

ской воли, влияющих посредством жеста, взгляда или слова на эволюцию живых сил природы; • в определении доминанты женской культовой атрибутики и символики в сфере современных патриархальных религиозных систем, в каковых с приходом патриархальных традиций, сама суть религиозных представлений не меняется, а происходит лишь смена тендерных ролей, и, в связи с этим, древнейшие женские сим-волообразующие формы (культовые мифы, объясняющие происхождение жизни; графические и предметные сакральные символы; магические ритуалы) не исчезают, а переходят вместе со своим содержанием в ведение мужских богов.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и результаты диссертации могут послужить в качестве основы для дальнейшего теоретического исследования проблем, поставленных в работе. В частности, при выявлении сущности культурфилософской значимости культа Женщины-Богини для человечества, при раскрытии смыслового содержания символики, присутствующей в нем, так как последний заключает в себе глубинный смысл, несущий древнейшие знания о мироустройстве. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе ведения культурологических дисциплин, в частности по истории культуры, мифологии, культурологии, антропологии, семиотике. Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ древнейших космогонических систем показал, что в основе ранних представлений древних о космогенезисе лежит женское начало. Космогонии ведут происхождение из эпохи первобытности и хронологически древнее мужских элементальных мифологических персонажей, где каждый элемент-стихия представлен множеством женских мифологических образов (чаще всего это четыре элемента -вода, воздух, земля, огонь; в некоторых системах присутствует пятый элемент - эфир или дух), которые выделяются в определенной последовательности из первоначального хаоса. Эти космогонические представления обнаружены практически во всех известных древних культурах, где из тела первичной Богини явилось мировое яйцо или космический цветок лотоса, или выделилась земля (гора, холм); или тело Богини послужило первичной материей, из которой была создана Вселенная и т.д. С появлением мужских элементальных персонажей, женские образы не исчезают из космогонии, а продолжают сосуществование с мужскими мифологическими персонажами.

2. Культ Женщины-Богини признан одним из древнейших в истории мировых религий. Он отражает матриархальные традиции и воссоздают картину социального устройства в древних традиционных сообществах, объясняют положение и функции женщины в древних человеческих коллективах.

В основе культа Женщины-Богини лежит концепт женщины - дарительницы жизни, где обозначена идея первичности и божественности женского начала и материнского рода, сакральность связи между матерью и ребенком, естественность законов природы для человеческой культуры и целесообразности материнского права в построении общества. Это объясняет первичность образа Богини-Женщины в человеческом сознании как прямое следствие первичности материи (матери) в личном опыте каждого человека, где потребность в поклонении Богине-Матери заложена самой природа, о чём свидетельствует повсеместное распространение культа в различных традиционных культурах, независимо от культурной и национальной принадлежности.

3. Культ Женщины-Богини выражен многочисленными образами и символами, заключающими в себе наиболее значимые ценности и смыслы. В сложной символической системе мифов (образов и ритуалов) зашифрован огромный пласт всеобъемлющего знания, раскодирование которого чрезвычайно важно для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии, объясняющих отношения между вещами, явлениями и идеями, они таят в себе законы связи материального мира со сверхъестественным. Декодирование древнейших символических форм представляет большой интерес для современной науки, могущий почерпнуть новые знания, как об устройстве Вселенной, так и о природе самого человека, в том числе его психической и духовной составляющей.

4. С древнейших времен творение Вселенной и законы бытия выражались посредством геометрических форм - круга, треугольника и четырехугольника. Лежащие в основе космогенезиса и природных процессов, они принадлежат к числу древнейших символов, созданных человечеством, что определяется их присутствием в культурах верхнего Палеолита, а в Неолите они достаточно широко распространены по всему миру. Поэтому они могут считаться характерными для Homo Sapiens. Весь окружающий мир мыслился им как единый живой организм Богини-Матери, а универсальные формы ассоциировались в сознании с формами и физиологическими особенностями женщины, каковые и стали использоваться как изображения женского начала,

изображений элементов-стихий и использовались для кодировки знаний об устройстве Вселенной.

5. В древних традиционных сообществах женщины были первыми жрицами и шаманами, именно они были создательницами первых религиозных культов и связанных с ними священных действий, которые принято называть ритуалами. Основной их чертой является культурный контекст (смысл), содержащийся в священных жестах, речах, одеяниях, позах. В матриархальных родовых общинах, где центральной фигурой являлась женщина, все основные сакральные и повседневные работы выполнялись женщинами Земля считалась Прародительницей и первичным воплощением Богини-Матери. Все отношения между людьми и окружающим миром носили сакральный характер, оплощая сакральность и интимность отношений матери и ребенка, единство этой связи с Космосом, Вселенной, Природой. Последняя отождествлялась с Женщиной-Богиней и считалась единым живым организмом. Вся жизнь, связанная с окружающим миром, сопровождалась соответствующими ритуалами.

6. Генетическая укорененность поклонения Женщине-Богине стала неотъемлемой частью человеческой природы. Она продолжает существовать в ритуалах, мифах и символах, что проявлено во всей истории человечества. Претерпев трансформацию и тендерные изменения она сохранила громадное влияние на религиозные чувства людей. Во всех современных религиях и религиозных ритуалах присутствуют женские персоналии - носительницы жизни, целительства, доброты и всепрощения.

Апробация работы. Основные положения работы нашли отражение в 10 публикациях общим объёмом 5,7 п.л. Среди них 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Материалы и результаты исследования получили апробацию на конференциях всероссийского уровня: общероссийские и международные научно-практические конференции «XIУ-ХУ1 Державинские чтения» 2009-2011 г.г.); международная научно-практическая конференция «Культурология в пространстве гуманитарной коммуникации»; НПУ ИМ М.П. Драгомано-ва. Киев, 2010.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, выявляется степень ее научной разработанности, определяется объект, предмет, цель и задачи работы. Ее методологические основы. Указываются положения, выносимые на защиту диссертации, степень апробации результатов исследования.

Первая глава «Сущность и природа семиозиса Женщин-Богинь древности» состоит из трех параграфов.

В первоя параграфе «Женское начало в системе ранних космогонических представлений древних египтян» производится исследование древнейших космогоний с целью определения значимости женских образов в системе ранних религиозных представлений о космо-генезисе. Изучение космогоний показало, что все ранние мифы о творении у разных народов мира начинаются с образа Богини: из тела первичной Богини явилось мировое яйцо или космический цветок лотоса, или выделилась земля (гора, холм); или тело Богини послужило первичной материей, из которой была создана Вселенная и т.д. В связи с этим, возникает необходимость исследования причин данного культурного явления. Данная проблема рассматривается на примере космогонии Древнего Египта.

Согласно исследователям древних восточных культур, история застает Египет в неолитическом периоде Каменного века (8800-6800 гг. до нашей эры), уже с достаточно сформированной системой космогонических представлений.1 Именно в рамках космогонической системы Древнего Египта были сформулированы основополагающие идеи древних относительно их понимания устройства Вселенной и законов природы. Исследование мифологических персонажей выявило подавляющее большинство женских имён и образов, которые были известны уже в додинастический период истории Египта(5200-3000 гг. до нашей эры), что позволяет говорить об их глубокой древности и огромной популярности на территории архаичного Египта.

Культурфилософский анализ образов космогонических богинь позволил восстановить систему ранних представлений египтян о мироустройстве, в основу которого положено женское космическое созидательное начало. Женские мифологические персонажи соотносятся с определенными элементами-стихиями, лежащими в основе Вселен-

1 Тураев Б. История Древнего Востока. -Мн.: Харвест, 2004.

12

ной - водой, воздухом, землей и огнем, которые выделились в определенной последовательности из первичных вод хаоса. Каждая стихия соотносится с теми живыми существами, которые органически с нею связаны. Со временем мифологические образы приобретают антропоморфный характер, но черты тотемизма так до конца и не исчезают. В ходе исследования обнаружено, что каждому элементу-стихии без исключения, начиная с первоэлемента - хаоса, находится соответствие в форме многочисленных женских мифологических образов. Образы богини, как множественные проявления единого универсального космического женского начала, окружены мифами и сакральными атрибутами, каковые использовались древними для выражения знания и понимания устройства Вселенной. Богиня выступала в сознании людей олицетворением всей природы на макро-и-микроуровнях. Она мыслилась единым живым организмом и связывалась с представлениями о возникновении жизни во всех ее проявлениях.

Второй параграф «Генезис культа Богини-Женщины в древних традиционных обществах» носит историографический характер и посвящен проблеме возникновения и существования культа Богини в ранних традиционных сообществах. В нем определяются хронологические рамки и причины появления культа Богини, раскрывается вопрос о его сущности в культурной системе традиционных обществ.

Культурфилософский анализ культов жизнесохраняющих богинь позволил выявить следующие функциональные аспекты женщин в традиционных коллективах:

• Женщины положили начало целительскому искусству, основы которого проистекали из потребности в заботе друг о друге при родах, выкармливании и выращивании детей, оказании взаимной помощи и поддержки в целях выживания рода.

• Женщина в древних традиционных обществах считалась хранительницей сексуальной энергии - источника жизненной силы, плодородия и сакрального знания, дарующего, по мнению древних, бессмертие. В связи с этим, культ Богини связан с мистериями и погребальными ритуалами, основательницами и служительницами первых религиозных культов также являлись женщины.

• Все основные работы в общинах выполнялись женщинами, поэтому женщина являлась хранительницей дома и семейного очага. Материнское молоко и женская кровь, символизирующие в древних сообществах семейные кровные узы, создавали мистические отношения между домом и родовым духом.

Выявленные функциональные женские аспекты позволяют говорить о концентрации всей жизни человеческого коллектива вокруг женщины. В ходе исследования установлен факт первичности образа Богини-Матери в человеческом сознании как прямое следствие первичности материи (тела, данного матерью, и первого опыта ребенка, связанного также с матерью как жизненеобходимого источника) в личном опыте каждого человека, поэтому творческим первичным началом во всех древнейших культурах было начало женское. Таким образом, существование культа Богини-Матери в культуре человечества определяется антропогенной составляющей, заложенной в человека природой.

В третьем параграфе «Символ как эзотерическая ценность культуры» определяются основные символические формы выражения культа Богини.

Исследователи символических форм, указывая на их особенности, подчеркивали такие характеристики: природа символа заключена в поисках конкретного предмета или образа, содержащего в себе значение другого, как правило, абстрактного или обобщенного, охватывающего разные его качества; совершенный символ должен удовлетворять все стороны человеческой личности (дух, интеллект, чувства), и обладать универсальностью, чтобы отвечать запросам разных эпох, религий, культур и цивилизаций.2 По А. Ф. Лосеву, определяющего символ как «субстанциальное тождество идеи и вещи», он включает в себя вещь (образ), но не сводим к нему, подразумевает присутствие некоего смысла, слитого с образом, но ему не тождественного. Образ и смысл образуют два элемента символа, немыслимые друг без друга. Посему символы существуют как символы (а не как вещи) только внутри интерпретаций.3 Э. Кассирер в «Философии символических форм», обобщил понятие символа и отнес к «символическим формам» широкий класс таких культурных явлений, как язык, миф, религия, искусство и наука, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос.4

В параграфе рассмотрены множественные концепты понимния символов и рассмотрена классификация символики Женщины-Богини

2 Рошаль В. М. Энциклопедия символов. - СПб: Сова, 2007.

3 Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - 2-е изд., испр. - М.: Искусство, 1995.

4 Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1-3. - М., 1952.

по форме выражения, разделяющая ее на графические, предметные, аудиальные (звуковые) и жестовые позиции. Они структурированы в три основные группы символических форм, присутствие которых обнаружено в культе Богини, - 1) мифы, 2) графические и предметные знаки-символы и 3) ритуалы.

Каждая группа символов анализируется и изучается в ходе диссертационного исследования, так как в них зашифрован огромный пласт всеобъемлющего знания, отражающего пути развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии, выражающего отношения между вещами, явлениями и идеями, а также законы связи материального мира со сверхъестественным.

Исследование установило первичность образа Богини-Женщины в человеческой мысли как прямое следствие первичности материи в личном опыте каждого человека, поэтому творческим первичным началом во всех древнейших культурах было начало женское.

Вторая глава «Преемственность семиознса Женщин-Богинь древности в современности» содержит три параграфа. В первом «Трансляция древнего культа Женщины-Богини в современном социуме» сделан анализ символических форм женского начала, присутствующих в системе ранних космогоний, с выявлением их первоначального универсального смыслового содержания.

Существовавшие уже в культурах верхнего Палеолита, Неолите они достаточно широко распространены по миру, что позволяет считать их характерными для Homo Sapiens. Выяснено, что данная группа символов обнаружена в различных культурах по всему миру со сходным значением, каковое использовалось древними для выражения представлений об устройстве Вселенной, где весь мир мыслился единым живым организмом Богини-Матери, а проявленные формы наблюдались повсюду в природе и ассоциировались в сознании с формами и физиологическими особенностями женщины. Установление данного факта позволяет говорить о том, что с возникновением культа Богини началось формирование научных представлений о мироустройстве.

Анализ более поздних космогонических теорий показал, что знаки четырех элементов-стихий, из которых сотворена Вселенная, обозначались рассмотренными символическими формами Богини. Истинное происхождение этих элементов лежит в эпохе неолита (5-3 тыс. до нашей эры), когда люди открыли четыре способа захоронения умерших: в земле, огне, воде и скармливание птицам-стервятникам на воз-

духе. Эти четыре похоронных обычая использовались древними, которые представляли смерть как оборотную сторону рождения: через возвращение во чрево Богини-Матери, порождающей все живое на земле. Это повторяется и в изображении четырех элементальных символа в руках доведической Великой Матери Кали, которая, согласно мифам, соединила четыре элемента для сотворения жизни из плоти (земли), крови (воды), дыхания (воздуха) и жизненного тепла (огня). Эта теория прошла длинный путь вплоть до средневековой медицины, настаивавшей на смеси четырех основных жидкостей тела.

Похожие представления обнаружены и в трудах философов Античности. Философы стоики имели представления об олицетворении природы как Богини-матери, и творении жизни из четырех элементов. Она была «первопричиной всего и хранительницей мистерий», построила стены мира и сделала землю круглой, расположенной точно в центре, окруженной стадами звезд.5 Подобные представления о шарообразной форме Земли имелись и у пифагорейцев.

Второй параграф «Семиозис женских культов в ритуальных практиках» посвящен исследованию третьей группы символообра-зующих форм, связанных с поклонением Богине, ритуалов. В данном случае, ритуал рассматривается как символическая система, в основе которого лежит поклонение женскому началу.

Отношения между людьми и миром носили сакральный характер, который воплощал священность и интимность отношений между матерью и ребенком и единство этой связи с Космосом и Вселенной. Вся жизнь, связанная с окружающим миром, сопровождалась соответствующими обрядами - сеяние семян, сбор урожая, приготовление пищи, строительство жилищ и других сооружений, изготовление посуды, погребение умерших, мужчины не срубали дерева, не вознеся прежде молитву о прощении. Таким образом, вокруг каждого предмета создавалась атмосфера заботы и почетности, а каждое действие женщин, ни на минуту не прекращающих работать, представляло собой серию магических действий с сакральными предметами.

Подобно женщине в земной жизни, процесс создания мира Великой Богиней мыслился священным ритуалом. В связи с этим, способ творения определял функциональный аспект женщины в обычной земной сфере и породил соответствующую ему систему символообра-

5 Уокер Б. Женская энциклопедия. Символы, сакралии, таинства. - М.: Астрель, 2005.

16

зующих форм, с помощью которых воплощался образ Богини-Матери - творительницы жизни.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что ритуальные магические действия, связанные с поклонением Богине-Матери, представляют собой серию магических символических действий, влияющих динамизированной человеческой волей посредством жеста, взгляда или слова на эволюцию живых сил природы. Отправление магических ритуалов предопределяло наличие могучей силы воли и владения сакральными знаниями о мироустройстве и высших силах Природы. Поскольку, по мнению древних, это единственный способ воздействия на окружающую природу.

Третий параграф «Укоренение символики древнего культа Жешцин-Богинь в современных мировых религиях» посвящен исследованию религиозной символики современных мировых религий, содержащих древнейшие символообразующие формы женского.

Исследование религиозной символики современных мировых религий позволило сделать вывод, что каждая группа символообразую-щих форм, связанная в древние времена с культом Богини, - мифы, графические образы, сакральные предметы и ритуалы, - претерпев трансформацию, продолжают жить и развиваться в современной религиозной среде.

Первая группа символообразующих форм - ранние культовые мифы, с единственной персоналией _Богини-Женщины, начинают все без исключения священные книги: Библия у христиан, Коран у мусульман, Типитака у буддистов. Установлено, что концептуальная основа представлений о мироустройстве не изменилась, а изменилась гендерно.

Вторая группа - универсальные графические и предметные образы Богини, рассмотренные в диссертационном исследованим, являются главными символами современных религий. Как и в древности, они отражают принципы устройства Вселенной.

Третья группа - ритуалы сохранили доминанты в современном религиозном действе. Древние магические ритуалы погребения, символизирующие возвращение в материнскую стихию, ритуалы очищения (крещения), как магическое божественное воздействие материнской водной стихии, таинство причастия, как вкушение божественной крови и другие, продолжают свое существование, сохранив своё первоначальное смысловое значение и назначение.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что с приходом патриархальных традиций, суть религиозных представлений не меняется, происходит лишь смена тендерных ролей в религиозной сфере, древнейшие женские символообразующие формы (культовые мифы, объясняющие происхождение жизни; графические и предметные сакральные символы; магические ритуалы) не исчезают, переходя вместе с содержанием в ведение мужских богов.

Исследование позволяет опровергнуть точку зрения эволюционистов, согласно которой поклонение Богини является лишь ранней ступенью эволюционного развития. Установлено, что с общечеловеческой и психологической точек зрения, поклонение Богине является неотъемлемой частью человеческой природы. Семиотически закрепленное во всех культурах, оно укоренило архетип Женщины-Богини, сложившийся за сотни культурогенетических тысячелетий. Богофе-номенный семиозис понимается как культурная триада: форма, знак, норма, совокупность тысячекратных культурных и социальных актов в доистории и истории человечества, результаты которых сохранились в реликтовых пережитках, или трансформировались в иных вариациях в этнические и общемировые нормы современных социокультурных систем. Именно это сохраняет смысловые особенности и влияние на религиозные чувства людей. Все существующие сейчас мировые религии - буддизм, ислам, христианство вобрали в себя их традиционную культурную основу.

В заключении подводятся итоги и формулируются выводы диссертации.

Основное содержание работы изложено в следующих публикациях:

Статьи в изданиях списка ВАК РФ:

1. Стерликова М. С. Семиозис культов Богинь Древнего Египта, покровительствующих жизни // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2011. - Вып. 9 (101). 0,5 п.л.

2. Стерликова М.С. Укроренность культов Древних Богинь в современных культурах. М., Фундаментальные исследования, № 5. 2012 г., 0,5 п.л.

Статьи в электронных изданиях, Зарегистрированных в ФГУП НТЦ Информрегистр:

3. Стерликова М. С. Семиозис женских культов в традиционных культурах // Аналитика культурологии. - Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. - №3 (12). 1 п.л.

4. Стерликова М. С. Генезис культа Богини-Женщины // Аналитика культурологии. - Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. - №1 (13). 0,6 п.л.

5. Стерликова М. С. Женское начало в системе ранних космогонических представлений древних египтян // Аналитика культурологии. -Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. - №3 (18). 0,7 п.л.

6. Стерликова М. С. Семиозис женских культов космогонического цикла в культуре Древнего Египта // Аналитика культурологии. -Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. - №3 (18). 1.2 пл.

7. Стерликова М. С. Культурфилософский анализ культов жизне-сохраняющих Богинь Древнего Египта // Аналитика культурологии. -Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. - №2 (20).0,8 п.л.

Материалы международных, всероссийских, региональных конференций и симпозиумов:

8. Стерликова М. С. Семиозис женских культов в традиционных сообществах // Общероссийская научно-практическая конференция «XV Державинские чтения» Академии культуры и искусств: - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. 0,4 п.л.

9. Стерликова М. С. Семиозис культа Богини-Женщины в системе космогонических представлений древних египтян // Общероссийская научно-практическая конференция «XVI Державинские чтения» Академии культуры и искусств. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им, Г. Р. Державина, 2011. 0,3 п.л.

Ю.Стерликова М.С. Кодирование в семиозисе Богини-Женщины научных знаний // Международная научно-практическая конференция «Культурология в пространстве гуманитарной коммуникации»; НПУ ИМ М.П. Драгоманова. Киев, 2010, 0,4 п.л.

Отпечатано ИП Першиным Р.В. Тамбов, Советская, 21, а/я №7.

Подписано в печать 17.02.2012. Заказ № 170212-02. Печать электрографическая. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Формат 60x90/16. Объем 1,25 усл.печ.л. Тираж 100 экз.

 

Текст диссертации на тему "Аналитика семиозиса женщин-богинь в мировой культуре"

61 12-9/284

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

На правах рукописи

оЯЧ^

СТЕРЛИКОВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА

АНАЛИТИКА СЕМИОЗИСА ЖЕНЩИН-БОГИНЬ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 24.00.01. - «Теория и истори культуры»

Научный руководитель-доктор философских наук, профессор

Ромах О. В.

Тамбов, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................3

Глава 1. Сущность и природа семиозиса Женщин-Богинь древности.............................................................................15

1.1. Женское начало в системе ранних космогонических представлений древних египтян.........................................15

1.2. Генезис культа Богини-Женщины в традиционных сообществах.39

1.3. Символ как эзотерическая ценность культуры........................64

Глава 2. Преемственность семиозиса Женщин-Богинь древности в современности.......................................................................87

2.1. Трансляция древнего культа Женщины-Богини в современном социуме.........................................................................87

2.2. Семиозис женских культов в ритуальных практиках...............111

2.3. Укоренение символики древнего культа Женщин-Богинь в современных мировых религиях.........................................135

Заключение.........................................................................168

Список использованной литературы

179

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования обусловлена стремлением человечества познать сущность человека и культуры через исследование культурного наследия, оставленного древнейшими цивилизациями. Одним из базовых в истории мировой культуры признан семиозис Женщины-Богини, существование которого археологически засвидетельствовано в эпоху верхнего палеолита, что совпадает с появлением в Европе Homo Sapiens (открытие культуры ориньяка). Семиотически закрепленный во всех культурах, он укоренил архетип Женщины-Богини, сложившийся за сотни культурогенетиче-ских тысячелетий. Богофеноменный семиозис понимается не как рождение и развитие фрагментарных явлений, но как культурная триада: форма, знак, норма, совокупность тысячекратных культурных и социальных актов в доистории и истории человечества, результаты которых сохранились в реликтовых пережитках, или трансформировались в иных вариациях в этнические и общемировые нормы современных социокультурных систем.

Аналитика древнейших культур показала, что символ Женщины-Богини играл центральную роль в ритуалах и народном сознании всех народов Земли, имея разные названия. Ее архетип выражен многочисленными образами и символами, в которые вложены наиболее значимые ценности и смыслы. Одновременное появление культов Женщины-Богини и космогонических мифов, отражающих ранние попытки объяснения мироустройства, обосновывает универсалию Женщины-Богини, выступающую в качестве основного космического миросозидательного начала. Совершенно очевидно, что со временем эти символы не исчезли, трансформировавшись, они присутствовали и присутствуют в ритуалах, мифах и символах всей истории человечества, более того, им удалось сохранить значительную часть воздействия на религиозные чувства людей.

Исследователи разных отраслей культуры отмечают существование знаков Женщины-Богини в сложной символической системе мифов, образов и

з

ритуалов, которые кодируют огромный пласт всеобъемлющего знания. Расшифровка этих знаний чрезвычайно важна для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии, так как в них выражены отношения между вещами, явлениями и идеями, они таят в себе законы связи материального мира с сакральными знаниями. Изучение и использование их в науке, искусстве, религии и повседневной жизни направлено на наиболее эффективное развитие указанных отраслей человеческой мысли, каковые способны открыть перед человечеством сведения об устройстве Вселенной, природе самого человека, в том числе его психической и духовной составляющей. Это, в результате, может способствовать более гармоничному существованию человека в природе, его эффективной эволюции.

Значимость поставленной проблемы, ее недостаточная изученность и послужили основой для избрания ее в качестве предмета исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Одними из первых феномен существования женских религиозных культов в истории человечества начали изучать исследователи-эволюционисты XIX столетия в области культуры. Проблема поклонения женскому началу затронута в работах Э. Тайлора «Первобытная культура», «Антропология»; в трудах исследователя мифологии и религии Дж. Фрэзера «Золотая ветвь», «Культ природы», «Вера в бессмертие и культ умерших», «Фольклор в Ветхом завете», «Мифы о происхождении огня».

Идеи эволюционистов по поводу поклонения женскому началу нашли отражение в трудах Дж. Мак-Леннана «Первобытный брак», Дж. Лебока «Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества», Л. Моргана «Древнее общество», «Системы родства и свойства в человеческой семье», «Дома и домашняя жизнь американских туземцев»; Ш. Летурно «Социология по данным этнографии», «Эволюция морали», «Эволюция брака и семьи», «Религиозная революция», Т. Вайца «Антропология примитивных народов», Ю. Липперта «Всеобщая история жречества», «Христианство, народные верования и обычаи», «Культ душ в его отношении древнееврейской

4

религии», И. Бахофена «Материнское право» (1861), где собран богатейший материал матриархальных пережитков в Древней Греции, Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Они рассматривали первичное поклонение Богине и матриархальное устройство как одну из ступеней эволюции человеческого общества, которую проходят все народы на раннем этапе развития. Под матриархальным устройством предполагалось общее превосходство женщин, которое имитировалось и в религиозной сфере: семьей управляла мать, народом - царицы, а небесами - богини.

В несколько измененной форме это объяснение снова повторяется в теории отца У. Шмидта о происхождении религии. Он не был сторонником однолинейной культурной эволюции, а признавал несколько одновременно существующих примитивных культур собирателей и в основе их религии -Верховного Бога, или высшее существо. Из этого, согласно его теории, развиваются три первичные культуры: матриархально-сельскохозяйственная, патриархально-тотемическая и патриархально-кочевая. Поскольку выращиванием растений сначала занимались женщины, их значение в социальном обществе резко возросло, что, в свою очередь, возвысило культ Матери-Земли и лунную мифологию, ибо луна представлялась женщиной. Под влиянием этих факторов в «высшем существе люди видели женщину».1 Таким образом, отец У. Шмидт признавал в своей мультилинейной системе религиозной эволюции раннее появление Богини, но отводил ей второстепенную роль.

Работы эволюционистов послужили основанием для дальнейших исследований в области сравнительной мифологии и религии. Проблема поклонения женскому началу затронута в работах таких историков религии и мифологов как М. Элиаде «Энциклопедия религии», журналы «Журнал религии», «История религий»; Ж. Дюмезиль «Верховные боги индоевропейцев»; Дж. Кэмпбелл «Тысячеликий герой» (1949), «Маски Бога» (1954), «Полет дикого гуся» (1969), «Мифический образ» (1974), «Внутренние просторы Космоса:

1 Wihelm Schmidt, «Origin and Growth of Religion», Methuen, 1931, p. 287.

метафора как миф и как религия» (1986), «Исторический атлас всемирной мифологии» (1983,1989), «Сила мифа».

Следует отметить, что в вышеперечисленных трудах женские мифологические персонажи и поклонение женскому началу рассматриваются в контексте общей мифологии и истории религии.

В свою очередь, в зарубежной библиографии существует ряд крупных работ, в которых центральное место занимает проблема, связанная с изучением женских божественных персонажей. Р. Патай в «Иудейской богине» (1967) определяет место и роль Богини в традициях древних евреев, существование которой со временем отвергалось религиозными деятелями. Р. Грейвс в «Белой богине» (1948) анализирует средневековые поэмы, в которых пытается найти ключ к тайным магическим представлениям Средиземноморья и Северной Европы, связанными с архаическими ритуалами служителей Богини-Луны (кельтская, критская доахейская, праэллинская мифологии). М. Гимбутас в трудах «Боги и Богини Старой Европы» (1974), «Язык Богини» (1989), «Цивилизация Богини» (1991) восстанавливает картину матриархального доиндоевропейского общества Старой Европы, построенного на законах мира и равенства. В работах современного философа и символога Б. Уокер достаточно подробно исследована проблема женского символизма и его распространения в мировой культуре: «Старуха: женщина опыта, мудрости и силы», «Женская энциклопедия: символы, сакралии, таинства».

Широкое отражение проблема существования культа Богини и изучение причин поклонения женскому началу нашла в трудах психологов 3. Фрейда, Г. Юнга, Э. Нойманна, в которых показаны бессознательные основы мифологической символики и объясняется происхождение женских мифологических персонажей, выступающих в качестве архетипов (подсознательных образов).

Фрейдистское представление о Богине заключается в том, что она представляет ту стадию давнего развития человеческой индивидуальности, когда мать означает для ребенка всевластный источник одновременно и удовлетворении и лишения удовольствий. Согласно теории Фрейда, Богиня является

6

фигурой с универсальными чертами, в которой заключается материнская суть, проявляющаяся из бессознательных фантазий, свойственных всем народам с незапамятных времен, но ее первичным источником является детский разум.2

Аналитическая психология К. Г. Юнга представляет Великую Богиню как изначальный рабочий образ, или архетип, в мифах и творческих созданиях человечества. Труды богини-архетипа можно проследить в обрядах, мифах и символах на протяжении всей истории человечества так же, как в мечтах, фантазиях и творчестве современных людей. Архетипичной Женщине, определенной в качестве Великой Матери, поклонялись и ее изображали тысячи лет до возникновения этого термина. Ее окружало изобилие символов, и она сама появлялась во многих действах, и соединяла в себе позитивные и негативные черты.3

Идеи Э. Нойманна, по поводу поклонения женскому началу, отражены в его теории развития феминного и изложены в книге «Великая мать» (1955). В «Великой Матери» отражено как мифология посредством истории обнажает аспекты развития сознания, которые повторяются в индивидуальном сознании и обществе в целом. Позже Э. Нойманн развивал свои исследования фе-минных архетипов в трудах «Искусство и творческое бессознательное», «Страх феминного», «Любовь и душа».

Женский архетип представлен также в работах современных исследователей - К. П. Эстес «Бегущая с волками» и Р. Айслер «Чаша и Клинок».

В отечественной библиографии основательные обобщающие труды, направленные на изучение генезиса культа Женщины-Богини, существующего на протяжении всей истории мировой культуры, с глубоким анализом многочисленных женских мифологических образов и символов отсутствуют. Научные работы современных исследователей в области данной проблемы не отличаются системностью, обобщенностью и глубоким анализом исследуе-

2 Фрейд 3. Тотем и табу. - M: ООО Издательство ACT, 2004. - 253с.

3 Юнг К. Г. Человек и его символы. - M., 1998. - 368с.

мой проблемы с точки зрения масштабности ее явления в мировой культуре, а носят, скорее, локальный характер, представляющий собой решения частных научных проблем. Данный факт, наряду с актуальностью проблемы исследования, обусловили выбор темы диссертации и необходимость исследования поставленной проблемы.

Объект исследования - женские культы в традиционных культурах.

Предмет исследования - семиозис Женщин-Богинь в традиционных и современных культурах.

Целью данного диссертационного исследования аналитика семиозиса Женщин-Богинь в мировой традиционной и современной культуре.

Задачи исследования:

> Определение дефиниции женского начала в древнейших космогонических системах.

> Обследование генезиса культа Женщины-Богини в традиционных культурах.

> Выделение и аналитика символа как знака - носителя сакрального смысла.

> Выявление семантики древнейших символов Женщины-Богини как отражения универсального опыта человечества.

> Исследование концепта женской символики в ритуалах Древнего мира.

> Определение степени укоренения женской символики в традициях современных религиозных систем.

Методологическая основа исследования.

Проблема исследования семиозиса женских культов в мировой культуре предполагает междисциплинарный подход к ее изучению, который обобщает теоретические исследования в области антропологии, этнографии, мифологии и истории религии, философии, культурологии, психологии, семиотике.

В основу исследования положены принципы семиотического анализа,

изложенные в работах философов и лингвистов Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де

8

Соссюра, В. Н. Топорова, В. В. Иванова, В. Я. Проппа. Применение метода семиотического анализа в исследовании мировой культуры, который заключается в раскрытии знаково-символической природы культуры и механизмов ее трансляции, рассмотрено в работах Ю. М. Лотмана.

Семиотический анализ, примененный к изучению проблемы семиозиса Женщин-Богинь в мировой культуре, позволяет изучить культ как знаковую систему, выделить в нем характерные символические доминанты, выявить их смысловое содержание и функциональное назначение, представить эмоциональные состояния и настроения, которые они вызывали.

Методы исследования обусловлены содержанием и целью научной работы. В результате, в процессе изучения проблемы были применены следующие методы научного исследования: метод философской герменевтики, системный, синхронно-диахронный, структурно-функциональный, аксиологический, семиотический, темпаральный, типологический, компаративный методы.

Научная новизна исследования заключается:

> в исследовании семиозиса Женщин-Богинь в мировой культуре как семиотического механизма трансляции культуры;

> в установлении факта первоочередного появления образа Женщины-Богини в ранних мифах о творении, где все происходит из нее, или она являлась причиной творения в разных формах (из тела первичной Женщины-Богини явилось мировое яйцо (космический цветок лотоса, земля (гора, холм); первичная материя для создания Вселенной и т.д.); что, в целом, определяла значимость ее в человеческом сообществе и определяется антропогенной составляющей, заложенной в человека природой;

> в определении того, что женские мифологические персонажи соотносятся с элементами-стихиями - основами Вселенной - водой, воздухом, землей и огнем, выделенных в определенной последовательности из первичных вод хаоса;

> в определении функциональных аспектов женщин в традиционных коллективах, заключающихся в том, что: женщина рождала, кормила и заботилась о своих потомках, была основательницей целительского искусства, первых религиозных культов, и связанных с ними ритуалов, являлась изобретательницей первых ремесел, то есть женская деятельность послужила началом культурного становления и развития человечества;

> в выделении укоренения смыслового содержания культа Богини в кодах и символах традиционных культур, подразделенных по форме выражения (графические, предметные, аудиальные (звуковые) и жестовые), сгруппированных в три основные позиции символических форм: 1) мифы, 2) графические и предметные символы и 3) ритуалы.

> в установлении нескольких универсальных графических символов, которые сопровождали образ Богини-Женщины со времен первобытности и преемственно передаваемых всеми культурами мира со сходным значением;

> в выделении содержания женских культовых образов и, связанных с ними, мифологических версий как символов, отражающих универсальный опыт человечества и сакральные знания древних об устройстве мироздания. Они выведены в ритуальные действия, связанные с поклонением Женщине-Богине-Матери как серия сакральных символических действий динамизированной человеческой воли, влияющих посредством жеста, взгляда или слова на эволюцию живых сил природы;

> в определении доминанты женской культовой атрибутики и символики в сфере современных религиозных систем, в каковых с приходом патриархальных традиций сама суть религиозных представлений не меняется, а происходит лишь смена тендерных ролей, и, в связи с этим, древнейшие символические формы Богини (культовые мифы, объясняющие происхождение жизни; графические и предметные сакральные символы; магические ритуалы) не исчезают, а переходят, вместе с