автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Анализ религиозно-этической концепции С. Кьеркегора

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кузьменко, Григорий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Анализ религиозно-этической концепции С. Кьеркегора'

Текст диссертации на тему "Анализ религиозно-этической концепции С. Кьеркегора"

У -и v. .й- / .1 / i

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Диссертационный Совет Д.053.22.10 по философским наукам

Кузьменко Григорий Николаевич

Анализ религиозно-этической концепции С.Кьеркегора

Специальность 09.00.03 - история философии Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Семушкин A.B.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

философских наук

Москва, 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

I. Основные характеристики религиозного способа существования. 16

1. Проблематичность учения С.Кьеркегора «о стадия> жизненного пути» 16

2. Кьеркегоровская версия христианского теизма. 25

3. Религиозный опыт и экзистенциальная истина. 37

4. Базовые составляющие личностного существования. 41

5. Экзистенциальные мотивы развития личности. 45

II. Условия и предпосылки религиозного образа жизни. 56

1. Источник морали в христианском теизме. 56

2. Ценностные константы религиозного образа жизни. 62

3. Кьеркегоровская интерпретация понятия греха. 67

4. Способ существования в качестве «рыцаря веры». 72

5. Институциональный фактор в жизни верующего. 79

III. Экзистенциальные аспекты этики Кьеркегора 86

1. Проблема общения на религиозной стадии существования. 86

2. Парадоксы «абсолютной» личности. 90

3. Мотивация выбора религиозного образа жизни.

4. Условия возможности религиозного опыта «рыцаря веры».

5. Учение Кьеркегора в перспективе экзистенциальной

философии XX века /М.Хайдеггер, Л.Шестов, А.Камю/. ЮЗ

Заключение 114

Библиография 122

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования

Радикальные экономические и социально-политические изменения, произходящие в последнее время в российском обществе неслучайны. Несмотря на драматический характер перемен, их следует рассматривать в контексте общего развития современной цивилизации, одним из приоритетов которого является создание оптимальных условий для существования личности, обеспечения ее прав и свобод.

Отсюда особая актуальность осмысления истоков, доминирующей в настоящее время западной системы ценностей. Лежащая в ее основе парадигма явилась мировоззренческой реакцией на комплекс принципиально новых экономических и, как следствие, социально-политических отношений, сложившихся в результате буржуазных революций. Мировоззренческие изменения в общественном сознании, произошедшие за последние два-три века, были выражены в ряде концептуальных форм. Творчество С.Кьеркегора находится в этом ряду. Предложенная датским мыслителем в середине XIX века концепция личности открыла наиболее перспективное направление в философии XX века.

Подтверждением значимости интеллектуального наследия Кьеркегора является популярность его трудов в современной западной культуре.

Известно, что Кьеркегора считают своим единомышленником основатели таких направлений в философии, как персонализм /Н.Бердяев, Л.Шестов, Р.Флюеллинг, Э.Брайтмен, Х.Керр, В.Штерн, Э.Мунье и др./, религиозный и атеистический экзистенциализм / К.Ясперс, М.Марсель, М.Бубер, М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю, Мерло-Понти и др./, а также неопротестантизм или диалектическая теология /К.Барт, Р.Бультман, П.Тиллих и др./. Следует отметить также и критику датским мыслителем современной ему формы философского рационализма. Не случайно, поэтому Кьеркегора считают своим идейным союзником представители таких иррациональных направлений как философия жизни, философская антропология и т.д.

Следует также отметить, что идейное влияние датского мыслителя выходит далеко за рамки философии. Так, для искусства XX века был типичен экзистенциальный взгляд на действительность, стимулировавший возникновение новых направлений. В литературе возникает экзистенциальный роман /Д.Джойс, С.Пруст, Ж.-П. Сартр и др./, в театре -театр абсурда /Ионеско и др./, в живописи - сюрреализм /Р.Магритт, С.Дали и др./, в киноискусстве - широкое течение, у истоков которого стоят А.Бюнюэль и Ф.Феллини. В произведениях этих авторов мир парадоксальным образом рассматривается как часть человеческого бытия, теряя свои объективные характеристики. Теоретической основой таких представлений явилась экзистенциальная философия. Таким образом, можно констатировать, что духовное наследие Кьеркегора было Истребовано эпохой.

Степень разработанности проблемы.

В основе учения Кьеркегора лежит представление об экзистенции, как онтологической единице бытия. Интуиция Кьеркегора о единичном и личностном характере бытия была нетипична для современной ему философии. Для философии первой половины XIX века, ставшей, по сути, своеобразным подведением итогов многовекового развития философской мысли, было типичным представление о бытии как единой, безличной сущности. Другими словами в понятие "бытия" традиционная философия вкладывала эссенциальное содержание.

Еще одной характерной особенностью трактовки бытия, являлась общепринятая среди философов точка зрения на возможность его рационального постижения. Иными словами - основным предметом традиционной философии являлись общие, а, следовательно, раскрываемые в понятии, структуры бытия.

Наиболее полно данная традиция была реализована Г.Гегелем, философом, которого Кьеркегор считал своим главным идейным оппонентом. В основе философии Гегеля - монистическая концепция бытия, а также признание тождества бытия и мышления. В первой половине XIX века авторитет Гегеля был необычайно высок, в первую очередь потому, что

предложенная немецким мыслителем система объективного идеализма интериоризовала основные достижения философской мысли.

Универсальность гегелевского учения приводила к тому, что критика отдельных его положений осуществлялась в рамках предложенного им способа философствования. Даже основной оппонент Гегеля - А.Шопенгауэр не избежал подобной участи. Концепция Шопенгауэра заключалась в признании сущностью мира неразумной воли. Шопенгауэр, оппонируя Гегелю, утверждает иррациональный характер бытия, однако это бытие, как и у Гегеля, остается единым и объективным. Это обстоятельство отмечает П.П.Гайденко. " Характерным для "философии жизни" является то, что саму эту жизнь она мыслит, как некую безличную реальность. Последняя, хотя она и может быть созерцаема человеком изнутри, поскольку он сам есть то же проявление жизни, однако не тождественна его личности, напротив, она представляет собой субстанцию, но в отличие от субстанции философов-рационалистов, непостижимую с помощью рациональных средств".1 Таким образом, несмотря на иррационализм, учение Шопенгауэра было эссенциальным, то есть оставалось в рамках традиционной монистической парадигмы. Шопенгауэр «не был антиуниверсалистом».2

Проведенный экскурс позволяет оценить значение учения Кьеркегора, названного впоследствии «коперниканским» переворотом в философии. Предметом исследования датского мыслителя явилось не раскрываемое в

1 П.П.Гайденко. Трагедия эстетизма. Опыт характеристикимиросозерцания С.Кьеркегора. - М.: Мысль,1970, -С. 201

2 А.Д.Полиашвили. Проблема индивида в философии С.Кьеркегора и Ф.Ницше, дис.докт.философ.наук,Тб. 1989, - С.92

общем понятии единичное существование, а методом - самоосознание, проводимое вне традиционных рациональных форм. Новизна демонстрируемого Кьеркегором подхода требовала иного типа мышления и, соответственно, иного понятийного аппарата. Возможно, именно непонимание смысла высказанных Кьеркегором идей стало причиной их длительного игнорирования в философской среде. Ведь предмет и метод философствования, предложенные датским мыслителем, выходили за рациональные и эссенциальные рамки господствующей тогда философии.

Творчество Кьеркегора становится понятным после Ф.Достоевского, Ф.Ницше, Э.Гуссерля и З.Фрейда. После тектонических сдвигов в общественном сознании, связанных с реальными социально-политическими катастрофами. В такие эпохи проблемы индивидуального существования перестают быть абстрактными и предельно актуализируются. В первой трети XX века наступает кьеркегоровский «ренессанс». С этого времени творчество датского мыслителя всерьез и надолго попадает в сферу внимания философов, оставаясь актуальным до настоящего момента. Библиография работ по Кьеркегору насчитывает тысячи произведений, издается периодика, существуют, кьеркегоровские общества.

Особое внимание исследователями уделяется учению Кьеркегора о способах существования человека, так как именно здесь формулируется экзистенциальная трактовка бытия. Речь идет о религиозном способе существования, определенным Кьеркегором, как "подлинный". К сожалению, отечественная философия долгое время была чрезмерно идеологизированна и поэтому рассматривала творчество Кьеркегора, в

основном, в контексте критики буржуазной философии. Однако и в этих условиях создавались высокопрофессиональные работы. Одна из них, монография П.П.Гайденко «Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С.Киркегора». Превосходно владея материалом, автор анализирует творчество датского мыслителя, как закономерный этап эволюции романтизма, пришедшего к самоотрицанию. При этом автор знакомит читателя с характеристиками творчества Кьеркегора, данными другими исследователями, в частности российским философом Л.Шестовым. Об этом философе следует сказать особо. Заслуга Шестова в популяризации идей датского мыслителя неоценима. Проживая с 1910 года в западноевропейских странах, философ, по сути, стал у истоков мировой кьеркегорианы. В своих произведениях Л.Шестов показывает Кьеркегора, прежде всего, как мыслителя «восставшего» против метафизического разума в пользу абсурда веры. С переводами трудов Л.Шестова отечественный читатель смог, ознакомится только в последнее время. Это, прежде всего «Киргегард и экзистенциальная философия», «Афины и Иерусалим», «На весах Иова». 1 Нельзя не отметить высокое качество работы A.B. Ахутина, исследователя, который составил и подготовил тексты Шестова, а также снабдил их комментариями.

Шестов JI. Кьеркегард и экзистенциальная философия. М. Прогресс-Гнозис., 1992. , Шестов JI. Сочинения в 2-х т., М. Наука. 1993.

Среди отечественных исследований творчества Кьеркегора необходимо отметить работы Хасая З.М., Исаева С.А. и Полиашвили А.Д.1 В исследовании Хасая проведен анализ этических категорий в их экзистенциальной интерпретации, а также рассмотрен важный момент учения - так называемое «двойное движение бесконечности» и его связь с видами религиозности (А и В). Работа Исаева С.А. примечательна анализом особенностей стиля Кьеркегора, в частности «косвенной формы сообщения». Автор показывает смысловое единство формы философствования с его содержанием. Труд Полиашвили А.Д. интересен ретроспективным анализом проблемы индивида. Необходимо также отметить монографию Быховского Б.Э. «Кьеркегор». Определенный интерес представляет сборник «Мир Кьеркегора», составленный по материалам московской конференции 1993 года, посвященной творчеству Кьеркегора.

Темы исследований в вышеуказанных произведениях, так или иначе, соприкасаются с темой, заявленной в данной диссертации. Однако, во-первых, в них остается нерешенными ряд принципиальных вопросов, касающихся религиозно-этической концепции датского мыслителя. Во-вторых, по некоторым проблемам существуют серьезные разногласия (например - по структуре учения, иерархии типов экзистенции). В третьих, отсутствует целостная картина религиозного образа жизни. На этом фоне всесторонний и качественный анализ религиозного образа жизни, истоков морального поведения верующего представляется особенно актуальным.

1 Хасая З.М. Критический анализ философии Киркегора, Тб. дис.канд.философ.наук, 1979., Исаева С.А. Философско -эстетическое учение С.Кьеркегора, М., дис.канд.философ.наук,1974., Полиашвили

Лель и задачи исследования.

Предмет данного исследования - религиозно-этическая концепция, предложенная Кьеркегором в его учении о способах существования человека.

Целью работы является исследование "религиозного" способа формирования морального сознания личности. Данная цель достигается через решение следующих задач:

1. Рассмотрение, предложенного Кьеркегором, религиозного этапа в развитии личности, анализ онтологических и гносеологических посылок формирования данного этапа.

Необходимость решения этой задачи обусловлена тем, что Кьеркегор считал этот этап, иначе - способ существования "подлинным" и формулировал этические положения на его основе.

2. Анализ религиозного типа морали, предложенный датским мыслителем. Исследование нравственного поведения верующего сквозь призму его отношений с отдельными людьми, обществом и Богом.

А. Д. Проблема индивида в философии С. Кьеркегора и Ф.Ницше. Тб. дис. докт.философ.наук, 198 9.

3. Исследование специфики экзистенциального подхода к традиционной этической проблематике, опыт связи учения Кьеркегора с последующим развитием этической мысли.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической основой работы являются принципы логического вывода, системности, историзма, абстракции, методы сравнительного анализа и синтеза. Теоретической основой работы послужили, прежде всего, произведения Кьеркегора С., а также Бердяева Н., Гегеля Г., Достоевского Ф., Канта И., Камю А., Ницше Ф., Спинозы Б., Шестова Л., Хайдеггера М., Ясперса К. и др.

Неоценимую помощь автору оказали труды российских ученых: Гайденко П.П., Доброхотова А.Л., Дробницкого О.Г., Соколова В.В., Чанышева А.Н.

Существенную поддержку в методологическом плане оказали работы и советы членов кафедр этики и истории философии МГУ и кафедры истории философии РУДН.

Научная новизна.

Научная новизна данного исследования определяется выводами, полученными в его результате.

1. Диссертационная работа позволяет прояснить, а местами и реконструировать те онтологические и гносеологические посылки, из которых исходил Кьеркегор при обосновании предлагаемого им типа моральных отношений.

2. В работе произведен анализ и сравнение, предложенных различными исследователями, вариантов структуры и иерархии способов существования человека в учении Кьеркегора о «стадиях жизненного пути». При этом автором предложен свой вариант.

3. Показана смысловая связь между введенной Кьеркегором, категорией «Ничто» и способами существования человека. Последние рассмотрены автором диссертации в качестве различных ответов человека на вызов Ничто, иначе - смерти.

4. Также работа позволит увидеть, каким образом традиционные понятия этики получают новое экзистенциальное содержание. При этом детальный анализ этического учения позволяет не только прояснить отношения между субъектами морали, но и раскрыть практический смысл религиозного способа существования, который, несмотря на многочисленные исследования, так и не получил адекватную, снимающую все вопросы интерпретацию.

5. В диссертационной работе показаны точки зрения на учение датского мыслителя таких известных философов-экзистенциалистов, как М.Хайдеггер, Л.Шестов и А.Камю.

Таким образом, проводимое в диссертационной работе исследование религиозного способа существования и его места в структуре учения, позволяет раскрыть специфику, предлагаемого С. Кьеркегором, варианта морального поведения, провести анализ основных этических понятий, используемых мыслителем и показать, каким образом идеи Кьеркегора находят свое логическое завершение в трудах философов экзистенциального направления.

Практическая значимость работы

Практическая значимость предлагаемого исследования заключается в возможности использования его результатов и выводов при чтении курсов

V и VII

лекции по истории современной западной философии, проведения семинарских занятий со студентами философского профиля, а также в историко-философских исследованиях и при подготовке специальных курсов, посвященных становлению и утверждению экзистенциального типа мышления в традиции европейской философии.

Апробация результатов исследования.

Некоторые идеи, теоретические положения и результаты исследования диссертации были отражены в опубликованных работах, в выступлениях на конференциях и в докладах на теоретических семинарах аспирантов кафедры этики философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава объединяет в себе пять параграфов и дает основные характеристики религиозному способу существования личности, ставшему смысловым центром религиозно-философского учения С.Кьеркегора.

Вторая глава состоит из шести параграфов. В ней раскрываются этические составляющие религиозного образа жизни. В третьей главе, состоящей из пяти параграфов, рассматриваются экзистенциальные мотивы учения, а также дается оценка влиянию тво�