автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Античность как культурный и образовательный идеал
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Скрипник, Нина Яковлевна
Введение.
Глава 1. Античность как культурно-образовательная модель.
1.1. Идеал в культуре и образовании.
1.2. "Пайдейя" как основа культурно-образовательной модели.
1.3. Античность - классический образец культуры и образования
Глава П. Античное наследие - исток и арсенал европейской и русской культуры и образования.
2.1. Отражение античности в культурной реальности Германии
ХУШ-Х1X в.в.( Й.В. Гёте, Фр. Шиллер)
2.2. Россия - роль античности в развитии культуры и образования
2.3. Обучение иностранному языку как аспект гуманитаризации образования.
Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Скрипник, Нина Яковлевна
Актуальность темы исследования
Актуальность исследования проблемы античности как культурного и образовательного идеала связана с событиями последних лет, как в нашей стране так и во всем мире. Одна из примет современности - напряженные дискуссии о роли и месте культуры в жизни человека и общества, о значении и влиянии образования на развитие и формирование общества. Существуют различные мнения по этой проблеме: одни полагают, что о культуре и образовании нужно перестать говорить до тех пор, пока не будет налажена экономика; другие ~ следует начинать с политики; третьи утверждают, что экономика и политика будут пребывать в плачевном состоянии до тех пор, пока культуре и образованию не будет уделено должного внимания со стороны государства и общества. Споры и дискуссии об этом не праздные, ибо речь идет о жизни и развитии человеческого общества. Однако, как нам представляется, несмотря на многие кризисные ситуации в истории развития человечества, перевороты, войны, революции, природные коллизии, культура остаётся жить, занимает главенствующее положение и передаётся иногда не только от поколения к поколению, но и через сотни поколений и через многие временные вехи.
Актуальность обращения к прошлому определяется насущной необходимостью разобраться в настоящем, осмыслить и истолковать то, что происходит в наши дни, ибо составным элементом культуры является изучение образовательных и культурных ценностей общества.
В самой природе античного общества отразилось многообразие форм в области культуры, образования, в научной, общественно-политической жизни, которые пережили своих создателей и стали основой современной философской мысли, науки, культуры и образования. Историческая и временная отстраненность раскрывает действительные корни, позволяет глубже увидеть настоящее, осмыслить потенциал действительности и, по возможности, очертить контуры будущего.
Однако поиск решения проблем не может осуществляться сам по себе. На наш взгляд, важное значение приобретает развитие теоретической мысли, направленной на идею гуманитаризации образования. Должное внимание следует уделить практическому воплощению идеи "пайдейи" - фундамента образовательного процесса в античности. Для решения практических предпосылок необходимо провести теоретический анализ проблемы, эксплицировать общее понятие "пайдейи", античности как культурно-образовательного идеала. Понятие "пайдейя" (pais-ребенок) подразумевает формирование зрелого мужа из несмышленного ребенка, т.е. процесс подготовки граждан в античном полисе. (Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1999). Античное образование давало человеку осознание своего "я", своего положения в сообществе людей. "Пайдейя" - это и образовательный и культурный идеал, а идеал в образовании представляет собой модель, цель, повторяющуюся установку. Античность как классика вошла в систему европейского образования. Идея "пайдейи" содержалась в необходимости формирования души и тела человека по законам, вскрытым философией. Калокага-тия (kalos- прекрасный, agathos - добрый) - термин в древнегреческой философии, обозначающий идеал гармоничного сочетания физических и духовных достоинств человека. Это представление, исходящее из "пайдейи", означает высшую культурность и воспитанность, образец единства прекрасного и доброго в человеке.
Интерес к античной культуре, к античности остаётся устойчивым и сохраняется в философии, истории, социологии, юриспруденции, лингвистике. Подобный интерес актуализировался также необходимостью осмыслить гуманитарный пласт в функционировании языка, в формировании понятийного аппарата, в исследовании коммуникативных основ понимания. Поскольку в системе ценностей гуманизма важное место занимают ценности познания и образования, как пути познания, а образование выступает как значимая ценность и благо для человека, то, пожалуй, следует рассматривать образование как некую реальную форму приобщения человека к культуре и считать, что освоение ценностей культуры и образовательный процесс неразделимы. Античная культура через образование влияет на процесс формирования человека как личности, что является главной задачей общества в духовной сфере его жизни. Большую лепту в решение этой задачи вносит обучение иностранному языку. Таким образом, актуальность исследования определяется еще и тем обстоятельством, что проливает свет на вопрос о перспективах личности, о выживании индивида в современных условиях через понимание процессов образования личности, через овладение иностранными языками, что крайне важно в наши дни. Следует подчеркнуть, что через освоение иностранных языков возможно и необходимо ознакомление с базовыми ценностями античной культуры, в центре которой стоят проблемы человека, личности, свободы, права и др.
Актуальность проблемы приобретает глубокое значение в потребности сохранить гуманистическую направленность при приобретении знаний молодым поколением современности. Информационная революция, широкая компьютеризация являются прогрессом в технологии обучения, но они способны поглотить человеческую индивидуальность, поэтому не случаен выход к проблеме понимания и рассмотрения античности как культурного и образовательного идеала.
Значимость исследования проблемы повышается еще и потому, что на первый взгляд проблемы античности очевидны, знакомы, изучены. Однако, в действительности, они не так просты, как кажутся, а гораздо сложнее. Проведение исследования оправдывает многие возникающие вопросы: Какие основные черты и свойства античного общества и античной культуры передаются последующим поколениям и векам? Каков механизм усвоения культурных форм? В какой мере и в какой специфической форме вошло античное наследие в культуру Западной Европы и России? Как оно преломляется в культуре народов и наций других стран? Какую роль оно сыграло в развитии культуры и образования? Какое влияние оказывают на развитие культуры различные социальные, религиозные и другие факторы?
Степень научной разработанности проблемы.
Специфика рассматриваемой темы свидетельствует о направленности исследования на понятие античного образовательного и культурного идеала и отдельных аспектов современного понимания его, также как историко-философского аспекта, философии образования. Литература, посвященная философским проблемам гуманизма, системе ценностей человека в Древней Греции, античной культуре практически необозрима.
1. Здесь можно представить целую плеяду блестящих имен философской классики: Им. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.В. Гёте, Фр. Шиллер, В. Иегер, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, JI. Уайт, К. Ясперс, Б.Рассел, Г.-Г. Гадамер, Ф. Бэкон, Ф.В. Шеллинг, В. Гумбольдт, В. Винкельман и многие другие.
2. Гуманистические концепции, возникшие и развивающиеся в рамках определенных историко-мировоззренческих концепций, где субъектом культуры выступает человек, рассматривались Вл. Соловьевым, JI. Толстым, А.Ф. Лосевым, И.А. Бердяевым, М. Бахтиным, Ю.Н. Лотманом и др.
3. Культура понимается в контексте становления личности М.С. Злобиным, Л.Н. Коганом, В.Т. Межуевым, культура как универсальный алгоритм общественной (деятельной) жизни у В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданова, Э.С. Маркарян, Э.В. Ильенкова. Концепции гуманизма, рационализма в контексте античной культуры, а также мировой и отечественной культуры развивали в своих трудах представители ростовской школы философов Драч Г.В. Матяш Т.П., Шульман М.М., Жаров А.В. и др.
4. Историко-философский аспект представленной нами темы широко разрабатывался Вебером М., Вернаном Ж.-П., Корнфордом Т., Кессиди Ф.Х., Гуревичем А .Я., Конрадом Н.И. и др.
5. Многие проблемы освещены в докторских диссертациях, наибольший интерес представляют взгляды авторов: Штомпель JI.A., Киейзик JI. и в кандидатских диссертациях Сидоренко С .Я., Васильевой А.В., Апполонова И.А., Кирсановой О.Т. Казаковой С.Ю. и др. К идее "пайдейя" обращались также многие ученые, особенно известным является труд В. Йе-гера "Пайдейя" (М,1977), где античное культурно-образовательное наследие рассматривалось как основа современного европейского гуманизма. Отдельные аспекты этой исследовательской работы переведены и развиты Г.В. Драчом, он продолжил исследование этой концепции и изложил её в своих статьях и учебниках. Однако, мало представлены в российской культурологии работы известного философа, антиковеда В. Нестле, в которых также исследуется генезис культуры. Его книга "От мифа к Логосу" широко представляет идею античной культуры и образования, открывает идеалы полисной системы, нацеленные на свободу личности, на гармоничное воспитание человека.
Автор представляет отдельные положения его трудов в своём исследовании.
В области философии образования следует назвать труды Лихачева Д.С., Николаева Л.П., Сухомлинского В.А., Амонашвили Ш.А., Шаталова В.Ф., Розова М.А., Библера B.C., Давыдова В.В., которые показали и наметили пути "нового педагогического мышления", основанного на принципах гармоничного воспитания и развития человека, внедряли гуманистическую систему ценностей, проблемное обучение в образовательном процессе. Однако, идея античности как культурного и образовательного идеала, т.е. как работающей модели в сфере образования и воспитания личности - малоисследованная тема в истории российской культурологии и образования. Работа над ней началась сравнительно недавно, т.е. около 10-15 лет тому назад появились исследования по проблемам теории культуры (В. Библер, Н. Зло-бин, А. Коган, В. Межуев и др.). Преподавание теории культуры стало шире внедряться не только на факультетах и в вузах культуры и искусства, но и в университетах, в технических, медицинских, юридических и других высших учебных заведениях. По культурологии вышли в свет учебники, учебные пособия многих авторов (Г. Драч, П. Гуревич, М. Коган и др.), появились новые переводы трудов по культурологии крупнейших ученых, философов мира.
Цель и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является проведение культурологического анализа феномена античного образовательного идеала, т.е. доказательство того, что античный культурно-образовательный идеал - это не только историческое основание, но и работающая модель, установка современного образовательного процесса "возделывания человека".
Исходя из поставленной цели, и для достижения её потребовалось решение следующих задач:
- представить характеристику античного культурно-образовательного идеала, определить его сущность и цель; показать классическую европейскую традицию культуры, сформировавшуюся на основе античного культурно-образовательного идеала;
- проанализировать специфику восприятия идеи европейской культурно- образовательной традиции в России;
- рассмотреть классическую образовательную модель, найти и охарактеризовать наиболее репрезентативные характеристики античности, применяемые в языковой подготовке;
- разработать выводы и рекомендации, позволяющие воссоединить культурно-образовательную и языковую подготовку в современном учебном процессе.
Теоретико-методологические основы исследования определяются указанными задачами.
Работа опирается на принципы историзма и объективности и на дея-тельностный подход в исследовании культуры и образования. Автор применяет также принципы системного' и компаративного анализа в оценке исследуемых фактов, явлений. Анализ в работе построен на основе взаимосвязи материальных и духовных факторов в развитии культурно-образовательных явлений и соответствующих концепций и принцип целостности в изучении историко-культурных и образовательных процессов.
Научная новизна работы состоит в следующем;
- определена специфика античного культурно-образовательного идеала в области воспитания и формирования личности;
- рассмотрен механизм работы греческой модели "пайдейя" в классической европейской традиции;
- выявлены причины и специфика восприятия идеи образовательной традиции, античности в российском образовании;
- представлена характеристика и разработаны рекомендации по использованию принципов античного образования в процессе обучения иностранному языку.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в процессе анализа определена сущность античного культурно-образовательного идеала как принципа и как социокультурного феномена. Результаты работы позволяют глубже понять генезис содержания и форм образования человека в Древней Греции и современные ценности образования и науки. Выявлены принципы античного образования, определяющие образовательный процесс в настоящее время.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и положения могут использоваться для дальнейшего исследования феномена античного образовательного идеала.
Результаты работы можно использовать как в ходе преподавания культурологии, так и для применения основных принципов при обучении иностранному языку.
Апробация работы. Основное содержание работы отражено в выступлениях на научных конференциях Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии в (2000,2001 и в 2002 г.г, г. Зерноград). Основные результаты исследования отражены в четырех публикациях по теме исследования в научно-методических сборниках, в депонированной статье. Отдельные положения работы, выносимые на защиту, используются в учебном процессе.
На защиту выносятся следующие тезисы:
1. Культура и образование представляют собой целостность, единство. Это может быть раскрыто через культурно-образовательный идеал в Древней Греции, что передаётся древнегреческому понятию "пай-деия
2. Образовательный идеал в античности, в Древней Греции - "пай-дейя"- нацелен на формирование полноценной личности, обладающей статусом общественно-ценного и полезного гражданина полиса.
3. Репрезентативным, культурным материалом, который позволяет рассмотреть, как "работает" образовательный идеал в контексте культуры, выступает античный полис, где наблюдается рациональное влияние на формирование свободной личности, на формировании разума логического и эстетического, на создание личностных ценностей.
4. Реализация образовательного идеала в античности осуществляется в ходе перехода от Мифа к Логосу. Обладая необычайной рациональной способностью, греки искали пути открытия истины, спрятанной в оболочку Мифа. Однако, как подчеркивается в работе, победа Логоса неизбежна, как неизбежно в жизни отдельно взятого человека, что он вырастает и поднимается над своим детским представлением о мире, когда становится взрослым и зрелым человеком. Если природа любит "скрываться" (Гераклит), то её нужно с помощью Логоса из тени выносить к свету, а затем из видимого прийти к заключению о невидимом. Это стало основой, которую приняли многие зародившиеся в античности науки: естествознание, медицина, история и др.
5. Образовательный идеал — это не констатация определенной устойчивости; это своего рода цель в процессирующем движении уже в софистическом направлении, которое представлено в контексте культуры. В греческой культурно-образовательной модели преобладает духовное начало. Духовность побуждала подражать грекам, высокая и свободная духовность движет нас к подражанию и в настоящее время. Греки создали уникальную систему образования, в которой главное внимание уделяется формированию личности с определившимися ценностными ориентирами. Цель "пайдейи" в том, чтобы развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, что позволяет ему обрести чувство меры, справедливости в делах гражданских и частных. Эта мысль подчеркивается в высказывании Я.А. Каменского в том, что задача образования подготовка человека к делам жизни; образованный человек, достигая социальной значимости, не наносит вреда интересам других людей, приносит пользу не только себе, но и обществу.
6. Античное наследие - культурная реалия Европы, в частности в Германии 18-19 в.в. Именно оно воплощает для великих немецких мыслителей Й.В. Гёте и Фр. Шиллера в полной мере идеалы разума и человеческой свободы. Исчезнув с карты Европы, античный мир ожил в культуре. Веками античные светотени лежат на европейской государственности, общественных движениях (Германии в 18 в. "Буря и натиск" "Sturm und Drand"). Античность выступает в качестве живого действующего лица, но отнюдь не как отдаленный объект знаний или культурно-типологическая отвлеченность.
7. Освоение античного наследия в России носило характер духовный идеологический, культурный, но отнюдь не характер прямой территориальной или лингвистической преемственности. В образовательной модели этой эпохи идеал античной культуры в России воспринимался и был выражен более действенно, чем в современной ей Западной Европе. В ходе образовательных реформ античность переживала время духовного Ренессанса в России 19-го века.
8. Одной из форм активизации современного образовательного процесса, в частности, при языковой подготовке является ознакомление учащихся непосредственно с античными образовательными ценностями. С этой целью в обучение могут быть включены: а) образцовые явления античного культурного наследия, литературы, искусства как образовательного материала; б) принципы образовательного процесса и обучения.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающихшестьпараграфов, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Античность как культурный и образовательный идеал"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы по исследованию темы античности, как культурного и образовательного идеала автором могут быть сделаны определённые выводы, ибо указанная проблема становится остро актуальной в наши дни, т.е. время, когда процветает терроризм, насаждаются враждебность и непримиримость между людьми и нациями, разрушается экологическая среда, резко изменяется привычный уклад жизни, утрачиваются надежды и мечты. Человек испытывает страх и неуверенность перед будущим, многих людей охватывает такое психологическое состояние, которое можно приравнивать к болезни - "футурошок", т.е. шок от будущего (термин американского публициста и философа Олвина Тоффлера) или апатия и депрессия. Это является причиной того, что обострился интерес к культуре и образованию как к факторам социального развития и становления человеческих ценностей.
Движение теоретической мысли в направлении философского осмысления культуры возникло, и начало своё развитие тогда, когда в культуре стали усматривать некую целостность, объединяющие её разнородные составные части, т.е. в 18 в.
На нынешнем этапе познавательной деятельности появляется возможность преодолеть объективные сложности прошлых лет и подняться от интуитивного ощущения целостности культуры к её теоретическому осмыслению как системы сложной по устройству, полифункциональной, саморазвивающейся, органически связанной со своим творцом и творением - человеком - и находящейся в постоянном взаимодействии со своей природой и социальной средой.
Исторический процесс формирования философского осмысления культуры в России начался позже, чем на Западе - в 19в., а именно с полемики западников и славянофилов о путях развития отечественной культуры. Н.
Данилевский в книге "Россия и Европа" даёт философско-теоретическое осмысление культуры: "Понятие культура отличается необыкновенной сложностью", ибо обозначает "цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда организованы: быт, искусство, наука, личность и общество".
В послереволюционной России одни мыслители уповали на развитие страны средствами культуры - силой знаний, искусства, нравственного сознания, а другие - силой революционного её преображения, за которым должно последовать развитие культуры. М. Горький в 1918 году выразил сложившуюся ситуацию в словах: "Опять культура? Да, снова культура. Я не знаю ничего иного, что может спасти нашу страну от гибели".
И только в 60 - 70-е годы, в процессе освобождения страны от наследия предыдущих лет, философы более интенсивно стали разрабатывать проблему теории культуры, - в статьях и книгах В. Библера, В Давыдовича, Н. Злобина, А. Когана, Э, Э. Маркаряна, В. Межуева, Э. Соколова, а в 80-90-е г. преподавание теории культуры стало шире внедряться в университеты и другие вузы. В самые последние годы вышли в свет учебные пособия и учебники П. Гуре-вича, Б. Губмана, М.Когана, Э. Соколова и др., появились коллективные монографии под редакцией П. Радугина, Г. Драча, В. Добрыниной, А. Марковой и др., причем создавались они не только в Москве и Петербурге, но и в Ростове-на-Дону, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Курске, Твери. Существенно и то, что в последние десятилетия появились переводы многих культурологических работ крупнейших ученых и философов, которые стали доступны широкому кругу российских ученых (К примеру, "Пайдейя" В. Йеге-ра).
В своей работе автор подчеркивает, что культура и образование представляют собой целостность, единство; эта мысль раскрывается через понятие "образовательного идеала" античности. Идеал является, как бы, константой образовательного и культурного процесса, он объективирует образовательный процесс, делает его устойчивым; идеал нацелен на свободу личности, достоинство человека и другие человеческие ценности. Идеал конституирует образовательный процесс, ибо он обращен непосредственно к личности, к человеку. Чтобы ознакомиться с идеалами следует превратить их из реалий узкопрофессиональных в общекультурные, так как идеалы формируют культурное поле. На современном этапе важнейшим в образовательной деятельности, в педагогическом процессе является уважение к человеку, его достоинству, его свободе и праву.
Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. В работе "Пайдейя" немецкий мыслитель В. Йегер подчеркивает: "Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры" В обращенности к человеку и состоит непреходящая гуманистическая ценность античного понимания культуры и образования. Основной целью было развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. Свободный грек гордился своей силой и разумом, способностью жить "по природе" и "по установлению", а жизнь "по природе" превращалась в этический идеал образования и культуры. Ядро греческой образованности - система рационального и гуманитарного знания, логика, риторика, диалектика и формирование человека по гражданскому образцу.
Реализация "образовательного идеала" античности осуществляется в процессе перехода от Мифа к Логосу. Этот вопрос занимает умы многих мыслителей, философов и ученых всего мира. Изучение мифа имеет не столь древнюю историю как его существование. То или иное понимание мифа выдвигалось различными деятелями философии и культуры, но задачу научного исследования мифа впервые поставил Ф. Бэкон, а теория мифа, пожалуй, впервые была разработана систематически Ф. Шеллингом. И позже многие ученые разрабатывали и исследовали проблему мифа, как феномена, который дополняет и объясняет многие проявления духовно-социальной жизни греков. В философии главными направлениями изучения мифа являются выяснение гносеологической природы мифосознания, определение его специфических черт, его роли в истории общественного сознания, его взаимосвязи с другими функциями в общественной системе и с другими формами духовной культуры. Эти вопросы исследовали и П.С. Гуревич, М.С. Каган, Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосев, В.В. Соколов и др. Для нас, однако, представляет интерес работа В. Нестле "От Мифа к Логосу". Мифотворчество рассматривается как первоначальная форма духовной культуры человечества, а важнейшая функция мифа - создание модели, примера, образца. В мифах видели воплощение коллективного опыта и знания многих поколений. В. Нестле отмечает, что пройти путь от мифа логосу, вырасти от духовного несовершеннолетия к его совершеннолетию, требуется такая сила духа, которой обладали греки, высокоодареннейшие люди, следовавшие прогрессу. Когда возникает дискуссия о том, что является крупнейшим достижением греков: создание мифов или основание философии и других наук, мы подчеркиваем, что никакой другой народ не показал такого равновесия фантазии и разума, гибкой пластичной изобразительной силы и высокой способности к абстракции как эллины. Мы не можем наблюдать греческий дух и его творения. Миф и Логос, в состоянии покоя, мы должны видеть его в движении. Основополагающим фактором для правильного понимания соотношения Мифа и Логоса для греков было их отношение к Природе. Миф четко анализируется и для поиска правильного, и освобождения от заблуждений привлекается Логос как принцип познания.
Логос свойственен людям, он отличает их от животного. Он существует как разум - орган мышления, как само мышление, процесс, а также как его порождение, продукт — мысль и понятие, в конечном итоге как высказанное понятие, слово, речь. Логос регулирует деятельность, так как мысль и действие означают для грека нерушимую связь, а именно то, что действие определяется мышлением. Кто осуществляет эту связь между мышлением и действием в какой-нибудь жизненной сфере с полным сознанием этого, тот в глазах греков "мудр" - софос.
Миф и Логос у греческого народа проникают и пронизывают друг друга удивительным образом, чтобы потом снова разойтись в противоречии; с одной стороны, разум как бы стоит на службе у мифообразующей фантазии, а с другой - фантазия служит разумному мышлению. Однако с появлением критического мышления у греков (VI в до н.э.) начинается постепенное расхождение, и Логос оказался победителем в этой борьбе, ибо дал многим людям опору при распаде старой религии. Постепенно возникла литература, проводившая новые мысли в широкие массы, театр также способствовал этому. Ионический дух призвал на передний план людей, приведших к состоянию зрелости четкость и ясность мышления, возникшие в мифе. В нем была заложена основа для создания новой философской и научной картины мира, которая господствовала в течение всего античного времени. Это учение продолжило новое время европейской культуры спустя тысячелетие после заката Римской империи.
Одним из главных звеньев античной культуры и образования, оказавших глубокое влияние на ход их развития является рационализм, который считается ядром философского просвещения. Рационализм рассматривается как фундамент образовательного процесса. Рациональность и рационализм в этом виде, как они возникли в процессе становления европейской культуры, предполагают рефлексивную форму мироотношения (потребность в самоосмыслении). Эта потребность зародилась в античности (Сократ) и создана, и внедрена в новоевропейскую философию Декартом. Образование в античности рождается как необходимость личностной реализации и вместе с переходом от Мифа к Логосу превращается в рациональную систему, что мы наблюдаем в концепции "Пайдейи", г.е образование осознаётся как способ формирования личности. Оно ведет к упорядочению общественной жизни, так как позволяет социализировать личность, передать индивидууму комплекс знаний, подключить к решению различных социальных задач. Образование на основе принципов рациональности является важнейшей ценностью современного общества, без которой невозможно сохранение его нравственности и познавательной основы. Кроме того, принцип рационализма позволяет слить воедино знания в процессе их воздействия на личность и открывает возможность четкого логического структурирования знания. Переход от инстинкта к рационализму четко прослеживается в Древней Греции также и в области искусства, поэзии, музыки, живописи. Пифагорейцы сделали музыкальные понятия о гармонии основой своего мировоззрения: гармония - это физическое здоровье, настрой души; гармония - это правильное этическое поведение человека. Платон был убежден в большом значении музыки для воспитания молодежи (как в хорошем, так и в плохом смысле). В изобразительном искусстве были разработаны законы и требования Поликнетом из Аргоса в его книге "Канон" об изображении всех живых существ и, особенно человека. Рационализм был связан с благочестивым убеждением в том, что сущность божества и его образ действия можно познать лучше, если погрузиться в произведения, исследуя их и восхищаясь им. (Это то настроение, которое мы находим в науке и культуре Ренессанса, у Коперника, Кеплера, Галилея. А. Дюрер разработал теорию о пропорциях и соразмерности тела). Начинают своё развитие отдельные науки: история, география, этнография, медицина (Гиппократ), математика и астрономия (Пифагор). Основной успех достигнут в воспитании и образовании молодежи (Платон, Изократ); большую роль в распространении философского просвещения сыграл античный театр (трагедии Еврипида), создание библиотек. Еврипид вводит интонации философского диспута, соединяет рационализм с психологизмом в своих произведениях.
Наука, культура, образование античности неразрывно связаны с последующими эпохами и временами. П.С. Гуревич в своей книге "Культурология" (М.1999) приводит слова отечественного философа М. Гершензона: "Первобытная мудрость содержала в себе все религии и всю науку. Она была как мутный поток протоплазмы, кишащий жизнями, как кудель, откуда человек до скончания времен будет прясть нити своего раздельного знания".
Античность как идеал находит сильнейшее отражение в культурной реальности 18-19 в.в., особенно, в немецкой культуре. В работе рассмотрен чрезвычайный пласт культуры, искусства и науки, представленный великими немецкими мыслителями, поэтами, философами И.В. Гёте и Фр. Шиллером. Представив только малую толику произведений их, а именно, эпиграммы и элегии И.В. Гёте и баллады Шиллера, автор старался показать, что античное наследие - это культурная реалия Германии, как и всей Европы. И для Гёте, и для Шиллера оно воплощает в полной мере идеалы разума и человеческой свободы.
Освоение античного наследия в России, как подчеркнуто автором, носило характер духовный, идеологический, культурный, но отнюдь не характер прямой, территориальной или лингвистической преемственности. Мощное воздействие на духовную культуру Руси оказало наследие античной Эллады в византийской передаче.
Однако процессы взаимовлияния культур не предполагают пассивного усвоения культурного наследия одной страны (Византии, Германии) другой страной (Руссией). Они предполагают отбор того, что та или иная культура считает для себя необходимым и естественным в разнообразии предлагаемых образцов, идеалов. Поэтому, вероятно, неправильно и некорректно говорить о простом копировании уже наработанного другими цивилизациями. Русь отбирала то, что хорошо ассимилировалось в её культурном организме. С влиянием Византии на Россию пришли две парадигмы: аскетическая и гуманистическая. В огромном наследии Византии каждая из двух существующих традиций с успехом могла быть усвоена Россией: "для одной позиции характерна ориентация на аскетический и экклезиологический опыт, определенное равнодушие к античному интеллектуальному наследию и имперской идее, акривистское восприятие церковных установлений. Для другой - пристрастие к античному наследию, попытки синтезировать христианский опыт и ученую традицию, универсалистское имперское сознание, при котором, империя и всеобщность церкви оказываются двумя взаимосвязанными аспектами вселенской роли христианства, икономия как принцип отношений с властью и обществом" (А.Михайлов. Языки культуры).
В двух этих традициях (аскетической и гуманистической) одни и те же изначальные элементы (христианство и античное наследие) сочетались в разной пропорции. Русь выбрала аскетическую парадигму, восходящую к идеалам первоначального христианства.
Гуманистическая мысль в России развивалась на основе культуры и образования, просвещения Европы, идеи которых были проникнуты античным наследием и ставшие доступными благодаря реформам Петра Великого. Сподвижники его прекрасно осознавали, что глубокое проникновение великого наследия античности в национальные культуры народов Европы сделало их цивилизованными. Понимание этого выполняло важнейшую функцию в становлении и развитии культуры и образования на Руси.
В традиции русской культуры, на тех её глубинах, где Россия встречается не с недифференцированной "Европой вообще", а с конкретными, чрезвычайно различными по своему облику и содержанию мирами национальных культур, особое место принадлежит Германии. Вспомним, что означали для Державина - поэты немецкого барокко, для Жуковского - Шиллер, для славянофилов - Шеллинг, для русских символистов - Новалис, Вагнер и Ницше, для Бердяева - Яков Бёме и его рецепция в немецкой романтике. И в Германии русские голоса были расслышаны по-иному, чем в других европейских странах. Неспроста, именно, немец назвал русскую литературу "святой", этим немцем был Томас Манн. Позволительно думать, что немецко-русская тема - не просто одна из "акциденций" жизни мировой культуры, один из бесчисленных случаев разнообразнейших "влияний" и "взаимовлияний", но нечто более существенное.
Однако чтобы осознать культуру других народов, понять их нравы, традиции и обычаи, образ мышления, необходимо овладеть словом, языком этих народов. Обучение иностранному языку, как показывает опыт, является неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Это одна из форм познания культуры другого типа и осознания собственного культурного типа.
В этом контексте рассматривается ряд вопросов, обращенных, в частности, к обучению иностранным языкам. Следует при обучении немецкому языку исходить из того, что культурные традиции Германии пропитаны изучением и освоением античности. Через освоение немецкого языка возможно ознакомление с базовыми западно-европейскими ценностями: личность, свобода, право и др.
С этой целью в учебный процесс должен быть вовлечен образовательный материал, который ознакомит обучаемых непосредственно с античными культурными ценностями. В образовательный процесс привлекаются также и принципы обучения, базирующиеся на основных принципах античного образования: рационализм, гуманизм и гуманитаризация, проблемное обучение -логика, диалектика, риторика и др.
Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо. Оно ждет еще своего осмысления. В культурном наследии древнего мира можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле -жизни, о высших ценностях, роли морали, права, религии, образования в жизни людей.
Лесли А. Уайт в своей статье "Наука и культура" говорит: "Предназначение человека на этой планете не сводится только к измерению галактик, расщеплению атома или открытию нового чудодейственного препарата. Со-цио-политико-экономические системы, - короче говоря, культуры - внутри которых живет, дышит и размножается род человеческий, во много раз важнее для будущего Человека. (White L/ The Science of Gulture. / The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. N.Y., 1949. P. 379-415).
По выражению B.B. Шмакова, "победно смещенная пыль веков раскрыла нашему взору кристаллы надмирной Правды", выкованные народом Эллады. (Шмаков В. Теоретическая механика становления духа. Киев, 1994).
Развитие вузовского образования, конечно же, само по себе не может разрешать экономических, социальных и политических проблем, но способно значительно смягчить их остроту. Уже в древности было замечено, что появление таких представителей человеческой цивилизации, как ученый и преподаватель, увеличивает гуманистический потенциал общества, так как гармонизирует отношение между человеком и внешним миром, а на этой основе между душой и телом, а внутри души - между чувствами и страстями.
Анализ образовательной политики в наше время, например, в Великобритании позволяет заключить, что целью является подготовка специалистов, способных к обучению в течение всей жизни (и к самообразованию -дополним мы). Эта задача решается здесь в сравнении и в соответствии мировым стандартам. Это обуславливает также расширение научной и исследовательской деятельности, повышение уровня фундаментальности и гуманизации образования. "(Особенности развития системы высшего образования в Великобритании" Кузнецова Л.В. Ростов-на-Дону. 2001 с. 76-77).
В России в последнее время, как и в Великобритании, Германии и других странах Европы со старейшими устоявшимися традициями в известных университетах (Оксфорд - 12в.; Кембридж - 13в.; Гейдельберг- 14 в.) стали обращаться к проблеме воспитания и образования личности. Пик расцвета высшей школы в СССР пришёлся на 50-60-е годы, тогда страна занимала одно из ведущих мест в мире по числу студентов на 10 тыс. жителей. Однако к концу 80-х годов, по данным ЮНЕСКО страна занимала только 39-е место по этим показателям. Ориентация на потребности народного хозяйства в ущерб интересам и запросам личности привели к тому, что в СССР до 40% студентов получали инженерное образование (в других странах эта цифра колеблется между 10 и 20%). Но главная проблема состояла в качестве подготовки специалистов. Выпускники часто не были готовы к самостоятельному решению профессиональных практических задач, к творческой деятельности на рабочих местах; не владели необходимыми навыками для непрерывного самообразования в условиях быстро меняющихся технологий; не имели социально-психологических знаний, необходимых для работы в коллективе или руководства им. Особую тревогу вызывала недостаточная гуманитарная подготовка, приводившая к засилью технократического мышления. И хотя в российской высшей школе имеются свои собственные высокие образцы и замечательные традиции, не следует игнорировать опыт работы и тенденции развития высшего образования в других странах (демократизация высшего образования, создание научно-учебно-производственных комплексов, фундаментализация образования, гуманитаризация и гуманизация образования, индивидуализация обучения и труда студента и др.).
В 1992 году был принят Закон "Об образовании". Интересы личности в системе образования ставятся на первое место. Образование определяется как "целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства". Первая статья провозглашает сферу образования приоритетной в Российской Федерации. В статье второй, формулирующей принципы государственной политики в области образования, провозглашаются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; свобода и плюрализм в образовании. (Закон "Об образовании" с. 5). Пожалуй, сюда включены все те образцы античного образования, о которых шла речь в работе.
157
Однако, несмотря на хорошую законодательную базу, провозглашенные принципы остаются на уровне деклараций. Реализация заключенных в законе возможностей зависит, вероятно, от многих факторов: от экономической ситуации в стране, общественно-политической обстановки, реальной политики исполнительной власти в области образования, способностью преподавательского корпуса наладить эффективную деятельность вузов и др. Но, несмотря на все факторы, влияющие на положение о сущности воспитания и образования, в центре внимания должна находиться личность, человеческие ценности, и государство должно создавать благоприятные условия для свободного развития человека, для его самообразования и самовоспитания, в том числе, путем раскрытия перед ним поля возможных выборов, права на выбор. Судьба всех структурных преобразований российской высшей школы прямо определялась тем, насколько образовательные и воспитательные процедуры отвечали потребностям всего общества и отдельной личности.
Список научной литературыСкрипник, Нина Яковлевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории / Ю.В. Андреев. - JL: Лениздат. - 1990. - 221 с.
2. Аношкин В.Л. Инновационные процессы в непрерывном образовании: Культурологический анализ: Автореф. дис. . канд. философ, наук / Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д, 1999.
3. Антонова Е.В. Философское понимание свободы человека / Е.В. Антонова // Философия человека: диалог с традицией и перспективы.- М., 1988.-С. 3-36.
4. Аполлонов PI.A. Мудрость как объект понимания предфилософии Древней Греции: Автореф. дис. . канд. философ, наук / Рост. гос. ун-т,- Ростов н/Д, 1999.
5. Асмус В.Ф. Избранные философские труды: В 2 т. Т. 2 / В.Ф. Асмус . М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 444 с.
6. Бабенко О.А. Образ героя в культуре: Автореф. дис. . канд. философ. наук / Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д, 1999. - 23 с.
7. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учеб. для студентов техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2001. - 510 с.
8. Бальмонт К. Стихотворения / К. Бальмонт. М.: Художественная литература, 1990. - 398 с.
9. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учеб. пособие / А.А. Белик; Рос. гос. гуманитар, ун-т. М.: РГГУ, 1998. -241 с.
10. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ / В.Л. Бенин; Башк. гос. иед. ин-т. Уфа: БГПИ, 1997. - 131 с.
11. Бердяев М.А. О назначении человека / М.А. Бердяев. М.: Республика, 1993. - 131 с.
12. Богусловский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка / В.М. Богусловский . М.: Космополис, 1994. - 237 с.
13. Большой толковый словарь иностранных слов / Сост. М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинский. Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 544 с.
14. Бромлей Ю.В. Создано человечеством / Ю.В. Бромлей, Р.Г. По-дольный. М.: Политиздат, 1984. - 272 с.
15. Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: диалоги и суждения о технической революции и наших реформах / Ф.М. Бурлацкий. М.: Политиздат, 1989.-431 с.
16. Валлон А. История рабства в античном мире / А. Валлон; Пер. с франц. С.П. Кондратьева. -М.: Соцэкгиз, 1936.
17. Васильева А.В. Культурологическая концепция Ю.М. Лотмана: Автореф. дис. . канд.философ, наук / Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д, 1997.25 с.
18. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки / В.И. Вернадский . -М.: Наука, 1981. 359 с.
19. Вернадский В.И. Живое вещество / В.И. Вернадский. М.: Наука, 1978.-340 с.
20. Введенская Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 576 с.
21. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.-П. Верная. М.: Прогресс, 1988,- 224 с.
22. Волгунина В.П. Проблемная задача один из путей активизации обучения иностранным языкам / В.П. Волгунина // Методический сборник. -Зерноград, 1998. - С. 17-20.
23. Галаганова С.Г. Запад и Восток. Традиции и современность: курс лекций для негуманитарных специальностей / С.Г. Галаганова. М.: О-во "Знание" Российской Федерации, 1993. - 239 с.
24. Гарин-Михайловский Н.Г. Сочинения / Н.Г.Гарин-Михайловский. -М.: Сов.Россия. 1986.-411 с.
25. Гегель В.Ф. Сочинения. Т. 8 Философия истории I В.Ф. Гегель. -I.: Гос. соц-экон. изд-во, 1938.-471 с.
26. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: чеб.пособие / Т.С. Георгиева. М.: Юрайт, 1999. - 576 с.
27. Городкова Ю.И. Латинский язык / Ю.И. Городкова. М.: Просве-(ение, 1982. - 187 с.
28. Горький М. Несвоевременные мысли: заметки о революции и куль-уре / М. Горький // Правда. 1918.
29. Гуревич А .Я. Историческая наука и историческая антропология / Я. Гуревич II Вопросы философии. 1988. - С. 65.
30. Гуревич П.С. Культурология. Сущность феномена культуры / .С. Гуревич. М.: Гардарики, 1999. - 288 с.
31. Давыдович В.Е. Сущность культуры / В.Е. Давыдович, Ю.А. Жда-ов. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1979. - 237 с.
32. Давыдович В.Е. В зеркале философии / В.Е. Давыдович. -остов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1997. 448 с.
33. Драч Г. В. Учебный курс по культурологии / Г.В. Драч. -остов н/Д: Феникс, 1999. 571 с.
34. Драч Г.В. Культурология: Учеб. пособие для студентов высших чебных заведений / Г.В. Драч. Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 576 с.
35. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1977. - 333 с.
36. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия / Б.С. Ерасов. ML: Аспект-Пресс, 1999. - 556 с.
37. Евтихиев Н.Н. Проблемное обучение как принцип научного управления познавательной деятельностью в вузе / Н.Н. Евтихиев, B.JI. Басанец, М.М. Гуренко // Новые методы и средства обучения. -М., 1986. С. 3-23.
38. Живов В Н. Византия и Древняя Русь: диалог культур / В.Н. Живов // Диалог культур. М., 1994. - С. 41.
39. Жирмгунский В.М. История немецкого языка / В.М.Жирмунский. -М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1956. 387 с.
40. Жуковский В.А. Баллады, поэмы и сказки / В.А. Жуковский. М.: Правда, 1983.-366 с.
41. Зольгер К.-В.-Ф. Эрвин . Четыре диалога о прекрасном и об искусстве / Пер. с нем. Н.М. Берковский . М.: Искусство, 1978. - 431 с.
42. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.
43. История мировой культуры: Наследие Запада: Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Рос. гос. гуманитар, ун-т; Отв. ред. С.Д. Серебряный. -М.: РГГУ, 1998. 425 с.
44. Ильина Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание / Т.А. Ильина // Вестник высшей школы. - 1976. - № 2. - С. 39-48.
45. Йегер В. Пайдейя: Воспитание антич. грека (Эпоха великих воспитателей и воспитат. систем) / В. Йегер; Пер. с нем. М.Н. Ботвинника; Греко-латин. каб. М.: ГЖ Ю.А. Шичилина, 1997. - 334 с.
46. Канке В.А. Основы философии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений / В.А. Канке.- М.: Логос: Высш. шк., 1999. 286 с.
47. Кессиди Ф. X. К проблеме происхождения греческой философии. Послесловие // Ж.-П. Вернан. Происхождение древнегреческой мысли. -М.,1988. -С. 172 - 218.
48. Киейзик Л. Культурологические идеи Владимира Соловьева: Авто-реф. дис. . д-ра философ, наук / Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д, 1998. - 47 с.
49. Кирсанова О.Т. Методологические проблемы исследования мифо-сознания: Автореф. дис. . канд. философ, наук / Рост. гос. ун-т. -Ростов н/Д, 1982, 17 с.
50. Ковалев С.И. Древняя Греция / С.И. Ковалев. М.: Соцэкгиз, 1937. -320 с.
51. Ковалев С.И. История античного общества. Эллинизм. Рим / С.И. Ковалев. JL: Соцэкгиз, 1936. - 317 с.
52. Кондаков И.В. Культура России: Учеб. пособие / И.В. Кондаков. -М.: Книжный дом "Университет", 1999. 360 с.
53. Кондаков И.В. Ведение в историю русской культуры (теоретический очерк): Учебник / И.В. Кондаков. М.: Наука, 1994. - 378 с.
54. Конрада К.О. Гёте. Жизнь и творчество / К.О. Конради,- М.: Радуга, 1987.-591 с.
55. Кохановский В.П. Философия: Учеб. для высших учебных заведений / В.П. Кохановский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 576 с.
56. Круглова Л.Г. Основы культурологии / Л.Г.Круглова; С.-Петерб гос. ун-т вод. коммуникаций. СПб, 1994. - 339 с.
57. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. - 140 с.
58. Кузнецова Т.Ф. Очерки по истории мировой культуры / Т.Ф. Кузне-цовова. М.: Языки русской^сультуры, 1997. - 405 с.
59. Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. - 279 с.
60. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Г.В. Драч и др.; Под ред. Г.В. Драча. М.: Гардарики, 1999. - 335 с.
61. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. М.: Правда, 1990. - 576 с.
62. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. Эстетика эллинизма/ А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1989. -204 с.
63. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
64. Лосев А.Ф. Платон. Аристотель / А.Ф: Лосев, А.А. Тахо-Годи. М.: Молодая гвардия, 2000. - 392 с.
65. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры / Ю.М. Лотман. Тарту: Тарт. ун-т, 1973. - 95 с.
66. Мазиков Б.А. Краткий курс латинского языка / Б.А. Мазиков. М.: Сельхозгиз, 1946. - 123 с.
67. Макиавели Н. Сочинения Т. 1,- М., 1934,- 232 с.
68. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А.Н. Маркова,- 2-е изд., перераб. и доп.,- М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.-600 с.
69. Маркс К. Сочинения. Т. 12,- 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1958.879 с.
70. Мартене К.К. Немецкая литература / К.К. Мартене, Л.С. Левинсон. -М.: Просвещение, 1971.-318 с.
71. Межуев В.М. Культура как проблема философии / В.М. Межуев // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - С. 78; С. 328.
72. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский М.: Советская энциклопедия, 1990. - 834 с.
73. Михайлов А.В. Языки культуры / А.В. Михайлов. М.: Изд-во Языки русской культуры, 1997. - 909 с.
74. Нитше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1 / Ф. Нитше,- М.: Мысль, 1990.831 с.
75. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; к генеалогии морали / Ф. Ницше; Пер. с нем. Минск: Беларусь, 1992. - 333 с.
76. Об образовании: Федеральный Закон. М.: Ось-89. - 64 с. 77,Олех Л.Г. Проблемное преподавание общественных наук / Л.Г. Олех
77. Современная высшая школа. 1988. - № 2. - С. 27-39.
78. Онуфриенко О.А. Использование проблемных ситуаций в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе / О.А. Онуфриенко, И.А. Малая // Сборник науч. тр. Рост. гос. ун-та. Ростов н/Д, 1988.
79. Пелипенко А.А. Культура как система / А.А. Пелипенко, И.Г. Яко-венко. М.: Изд-во Языки русской культуры, 1998. - 371 с.
80. Петров М.К. Самосознание и научное творчество / М.К. Петров. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992. 267 с.
81. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие / В.И. Полищук. М.: Гардарика, 1998. - 446 с.
82. Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10 Письма 1831-1837 / А.С. Пушкин. М: Художественная литература, 1978. - 471 с.
83. Раушенбах Б.В. Сквозь глубь веков / Б.В. Раушенбах // Как была крещена Русь: Сборник. М., 1989.
84. Решетова З.А. О путях формирования творческого мышления /
85. З.А. Решетова // Новые методы и средства обучения. М., 1986. %
86. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию / Ю.В. Рождественский. М.: ЧеРо, 1996. - 288 с.
87. Розин В.М. Культурология: Учеб. для вузов / В.М. Розин. М.: Форум: ИНФРА,1999. - 344 с.
88. Селезнев А.В. О проблемности в обучении иностранным языкам / А.В. Селезнев // Методика обучения иностранным языкам. Минск, 1988.
89. Сидоренко С.Я. Идея образования человека в контексте европейского "светского" гуманизма XIX XX веков: Автореф. дис. . канд. философ. наук / Рост. гос. ун-т. - Ростов н/Д, 1999. - 27 с.
90. Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Д.А. Сили-чев. М.: "Издательство ПРИОР". 2000. - 352 с.
91. Скворцов JI.B. Антология исследований культуры / Л.В. Скворцов // Человек: образ и сущность. М., 1996. - С. 141-144; С. 727.
92. Скрипиик Н.Я. Проблемный подход к обучению иностранным языкам в неязыковом вузе / Н.Я. Скрипник // Методический сборник. Зерно-град, 1988. - С. 20-26.
93. Скрипник Н.Я. Иностранный язык как составная часть процесса гуманитаризации образования / Н.Я. Скрипник // Методический сборник. -Зерноград, 1992.- С. 29-35.
94. Скрипник Н.Я. Преподаватель учебник. Творческое отношение преподавателя к предмету учебника и учебного пособия / Н.Я. Скрипник // Методический сборник. - Зерноград, 1998,- С. 14-17.
95. Скрипник Н.Я. Миф и Логос как истоки культуры Древней Греции / Н.Я. Скрипник // Актуальные проблемы обществознания. Зерноград, 2002. -С. 97-105.
96. Скрипник Н.Я. Влияние греко-византийской культуры на культурное развитие Германии / Н.Я. Скрипник // Актуальные проблемы обществознания. Зерноград, 2002. - С. 105-111.
97. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. - 271 с.
98. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 1631 с.
99. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин; Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1992. 543 с.
100. Строгецкий В.М. Культура и политические ценности. Античность. Запад. Россия / В.М. Строгецкий. М.: Магистр, 1997. - 47 с.
101. Сумерки богов: Сборник / Ф. Ницше, Э. Фрейд, Э. Фромм и др.-М.: Политиздат, 1989. 396 с.
102. Сущий С.Я. Пространство российской культуры (центры и ареалы): Автореф. дис. . д-ра философ, наук / Рост. гос. ун-т.- Ростов н/Д, 1997. -40 с.
103. Токмакова Л.В. Латинский язык / Л.В. Токмакова. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1974. - 248 с.
104. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пособие для вузов по философ, специальности и философ, направлению / М.С. Каган и др. СПб.: Лань, 1998. - 443 с.
105. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 814 с.
106. Хоруженко К.Н. Культурология. Энциклопедический словарь / К.Н. Хоруженко. Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 640- с.
107. Шалопаева О.С. Решение познавательных задач в процессе самостоятельного чтения иноязычных текстов как средство активизации учения / О.С. Шалопаева // Межвузовский сборник. Л., 1984.
108. Шопенгауер А. О свободе человеческой воли. Диалоги мировоззрений / А. Шопенгауер, Е. и М. Рерихи. М.: Знание, 1991. - 63 с.
109. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте / И.П. Эккерман. М.: Высшая школа, 1981.-328 с.
110. Эпштейн Мих. Размышления после Всемирного философского конгресса. Бостон, 1998. - С. 1-6.
111. Энциклопедический словарь по культурологии / А.А. Радугин. -М.: Центр, 1997.-477 с.
112. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991.297 с.
113. Burchardt Y. Griechische Kulturgeschichte / Y. Burchardt.- Leipzig, 1898,- 138 S.
114. Ebener D. Die Griechische Anthologie / D. Ebener Berlin-Weimar: Aufbau-Verlag, 1981. -457 S .
115. Eucken R. Die Lebensanschaitiingen der grosser Denker / R.Euckeii.-Berlin: Aufbau-Verlag, 1972. -287 S.
116. Goethe I.W. Die Anthologie Bd. 20 / l.W.Goethe- Berlin-Weimar: Berliner Ausgabe, 1974. -273 S.
117. Yaeger W. Paideia / W. Yaeger.- New York, 1947,- 123 S.
118. Kant Im. Kritik der Urteilskraft / Im. Kant.- Leipzig: Hrsg. von Schmidt, 1956,- 100 S.
119. Kullman W. Eurepides Verhaltnis zur Philosophic / W. Kullman.-Stambul: Annalen der Turkishen Universitat, 1986,- 174 S.
120. Nestle W. Euripides. Der Dichter der griechischen Aufklarung / W. Nestle. Stuttgart, 1901,-S.12-25.
121. Nestle W. Vom Mythos zum Logos / W. Nestle. Stuttgart, 1940.572 S.
122. Nietzsche Fr. Die Geburt der Tragoedie aus dem Geiste der Musik/Fr. Nietzsche.-Koenigsberg, 1872,- S. 25-41.
123. Nietzsche Fr. Die Geburt der Tragoedie oder Griechentum und Pessi-mismus / Fr. Nietzsche. Koenigsberg, 1894. - S.78.
124. Rehm W.Griechentum und Goethezeit / W. I£.ehm. Leipzig, 1936,346 S.
125. Schleger A.W. Kritische Schriften und Briefe Bd.II. / A.W. Schleger.-Stuttgart: Hrsg. von Lohner E., 1963,- 215 S.
126. Schmidt-W. Deutsche Sprachkunde / W. Schmidt.- Berlin: Volk und Wissen. Volkseigener Verlag, 1972. 344 S.
127. Schweizer B.Y. Y.Herders "Plastik" und die Entstehung der neueren Kunst wissenschaft / B.Y. Schweizer.- Leipzig, 1948.-112 S.
128. Vierkandt A.Naturvolker und Kulturvolker / A. Vierkandt.- Stuttgart, 1986.-486 S.
129. White L. The Schience of Culture. A Study of Man and Civilization / L. White.- New York, 1949,- 586 p.