автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Античные памятники Верховьев Зеравшана

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Курбанов, Шароф Файзуллоевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Диссертация по истории на тему 'Античные памятники Верховьев Зеравшана'

Текст диссертации на тему "Античные памятники Верховьев Зеравшана"

/

/' 0(1- Ч / о а /7 л/

^ ь Т / с/^ у/

российская академия наук

институт истории материальной культуры

На правах рукописи

Курбанов Шароф Файзуллоевич

АНТИЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАВШАНА

Специальность 07. ОО. 06-археология

Научный руководитель-д.и.н Валентина Ивановна Распопова

Научный консультант-д.и.н. Борис Ильич Маршак

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Санкт-Петербург 1999 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................... 3

Глава 1. ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

ВЕРХНЕГО ЗЕРАВШАНА ......................................... 7

Глава 2. ПОСЕЛЕНИЯ ОКРЕСТНОСТЕЙ

ПЕНДЖИКЕНТА........................................................... 23

Круглая крепость......................................................... 25

Мустафотепа ............................................................. 32

Шутурак....................................................................... 78

Древний Пенджикент................................................ 79

Зебон............................................................................ 82

Кофиртепа.................................................................... 83

Глава 3. ПОСЕЛЕНИЯ ДОЛИНЫ МАГИАНА, СОИ МАЗОР

И ВАРЗИ-КАНДА.......................................................... 89

Холикназар................................................................... 89

Калаи Муг................................................................... 100

Калаи Нофин............................................................... 101

Тали Хамтуда..............................................................101

Сарадор.......................................................................134

Глава 4. МОГИЛЬНИКИ.............................................................136

Дашти Саразм 1 ..........................................................136

Погребения на поселении Саразм............................137

Саур-Сай.................................................................... 146

Пещера Гори-Гург.......................................................147

Погребение близ источника Кайнар..........................149

Суджина.......................................................................149

Эшбек...........................................................................154

Мингдона......................................................................155

Зосун............................................................................155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................160

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................166

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...........................................................183

ИЛЛЮСТРАЦИИ........................................................................185

ВВЕДЕНИЕ

Памятники, изучению которых посвящена настоящая работа, находятся в той части долины Зеравшана, которая относится к Республике Таджикистан. Эта восточная половина долины делится на равнинную и горную части, последняя называется Кухистан ("Страна гор") или Бутам, как ее именовали арабские географы. Сохранилось также название Фальгар (от согдийского ргдгИ - нагорье). Восточная часть долины Зеравшана занимает обширную территорию, входящую в систему горных хребтов Гиссаро-Алая, На востоке она начинается Алайским хребтом (в Таджикистан попадает только его западная часть). От Алайского хребта отходят на запад Туркестанский, Зеравшанский и Гиссарский хребты. Они ответвляются от Алайского в районе перевала Матча близ истоков р. Зе-равшан, которая проложила себе путь на запад между почти параллельными Туркестанским и Зеравшанским хребтами. На западе Туркестанский хребет полого спускается к правому берегу Зеравшана за селением Саразм. По этимологии крупнейшего российского согдолога и ираниста В.А. Лившица, это слово соответствует таджикскому выражению "сари-замин", "начало земли". К западу от Саразма нет высоких гор, а к востоку от него рельеф долины начинает незаметно повышаться, переходя сначала в предгорья, а потом в отвесные горные кряжи.

Можно сказать, что Верхний Зеравшан начинается от Саразма. Здесь проходила естественная западная граница исследуемого района, в котором в отличие от Самарканда и Бухары воды реки Зеравшан используются для орошения только около г. Пенджикента.(Все памятники У в. до н.э. - 1У н.э. представлены на карте - рис.1).

В наше время здесь находятся несколько селений, объединенных общим названием Саразм. К юго-западу от него на южном (левом) берегу

Зеравшана находится вытянутая с севера на юг гряда невысоких холмов. Эта гряда и примыкающее к ней с востока плато в дальнейшем будут называться "Саразмским плато". Оно ограничено с запада долиной Сои Чу-бод, а с востока Сои Шурнова.

В 15 км от Саразма вверх по левому берегу реки расположен Пенджикентский оазис по сторонам сая Мисрак. В Пенджикентский оазис входят современный районный центр Ленинабадской области город Пенджикент и окружающие его селения, На южной окраине города на третьей надпойменной террасе Зеравшана находится городище древнего Пенджикента (\/-\/111 вв.). В этом оазисе имеются обильные источники подземных вод, до XX в. обеспечивавшие орошение значительных площадей.

Юго-западнее городища сай Мисрак называют Зебонсай по названию селения Зебон. По этому саю стремится вода с гор Зеравшанского хребта во время весенних паводков.

В 2 км к юго-западу от городища древнего Пенджикента находится еще один сай - Чинарсай. Он идет почти параллельно Зебонсаю и тоже был прорыт водой с горных хребтов. Все эти саи имеют небольшой дебет и полностью разбираются на орошение.

К востоку от Пенджикента Зеравшан на левом берегу имеет несколько постоянно действующих и полноводных притоков, стекающих с гор в долину. Самый нижний из них - р. Магиандарья, образующаяся из слияния рек Шинг и Магиан. Место слияния рек называют Дуоба ("две воды"), воды Магиана мутные, а Шинга - очень светлые, почти небесно- голубые, две речные струи, сливаясь в одну, еще долго текут параллельно, пока, наконец поток не приобретает мутный вид.

Географы русло реки ниже слияния Шинга и Магиана называют Магиандарья /Селиванов 1958: 99-103/, но этнографы показали, что насе-

ление больших кишлаков по течению реки часто называют ее отрезки по имени своих селений. В районе селения Суджина, например, где Магиан-дарья впадает в р. Зеравшан, ее называют Суджина /МКТВЗ: 5/.

Выше Магиандарьи - второй крупный левобережный приток Зерав-шана - р. Кштут, которая выше селения Зимтут называется Вору. Напротив впадения Кштута в Зеравшан на его правом берегу расположено селение Дашти Кози.

Между реками Кштут и Магиандарья расположены три крупных сая. Западный из них Сои Даштималла, восточнее расположен Сои Ма-зор. Самый восточный сай в междуречье Магиандарьи и Кштута - Сои Варзиканда.

Третий из больших левобережных притоков Зеравшана - р. Фанда-рья, образованная из слияния рек Ягнобдарья и Искандердарья. Напротив впадения Фандарьи в Зеравшан находится районный центр Айни (бывшее селение Захматабад, историческое название до 1930-х гг. Варзи Минор, от согдийского Ьгг), приблизительно в 100 км от Пенджикента. Дальше вверх Зеравшан не имеет таких крупных притоков до ледника, из которого он вытекает, выше Фандарьи Зеравшан носит название Матча.

В предгорной и горной части Зеравшанской долины в настоящее время известны 20 памятников античного времени (Рис.1). Актуальность исследования античных памятников данного региона определяется тем, что до сих пор античность обширной территории к востоку от Самарканда и Тали Барзу практически не вошла в науку, хотя, как это излагается ниже в Главе 1 - "История изучения", раскопками автора и его предшественников уже затронуты все обнаруженные могильники и поселения, причем на двух из них целиком раскопано основное укрепленное здание (Холик-назартепе - раскопки А.И. Исакова и Тали Хамтуда - раскопки автора настоящей работы). Однако необходимо отметить, что, если обратиться к

другим периодам, Верхний Зеравшан не является белым пятном на археологической карте. По материалам раскопок в регионе созданы обобщающие труды, посвященные более древним историческим эпохам - энеолиту /Исаков 1991; Раззоков 1994/, эпохе бронзы /Бобомуллоев 1996/, написана история ирригации Верхнего Зеравшана с древнейших времен до начала XX века /Эшонкулов 1989/. Средневековье изучено гораздо лучше, а раннесредневековый Пенджикент, как известно, является эталонным памятником УЛ/\\\ вв. для всей Средней Азии /Беленицкий, Маршак, Распопова 1981: 99; В.Массон 1997/.

Задача настоящей работы заключается в научном описании, исследовании и интерпретации материалов поселений и могильников эпохи, предшествующей расцвету Пенджикента в \/-\/111 вв. При этом большое методологическое значение имеет изучение проблемы взаимодействия населения трех культурных типов - оседлого равнинного, оседлого горного и кочевого в горной и предгорной зонах, которые ранее были почти не изучены.

Глава 1.

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЕРХНЕГО ЗЕРАВШАНА.

Верхний Зеравшан - древний Кухистан ("Страна гор") с давних пор привлекал к себе исследователей самого разного профиля. Этнографы и лингвисты, археологи и ботаники, геологи и альпинисты проложили немало маршрутов по его труднодоступным районам. Здесь рождались легенды об Александре Македонском и хазрати Али, здесь была родина великого Рудаки, в горах Верхнего Зеравшана скрывался от врагов потомок Тимура Бабур - будущий основатель династии Великих Моголов, а жители высокогорной долины реки Ягноб сохранили до наших дней один из диалектов согдийского языка, на котором говорили в древности и раннем средневековье. Со времени энеолита Верхний Зеравшан с его предгорьями привлекал людей как регион богатый всевозможными рудами, что явилось одной из причин сложения первых очагов цивилизации в долине Зеравшана/Исаков 1991/.

Научное изучение Верхнего Зеравшана началось с середины XIX в., когда в 1841 г. Бухарская экспедиция под руководством К.Ф. Бутенева работала в долине Зеравшана и добралась до озера Искандеркуль. В этих местах работали также А.П. Федченко, В.Ф. Ошанин, И.В. Мушкетов и другие, чьи имена нанесены сейчас на географические карты Таджикистана/Ставиский 1961: 41/.

Археологическое изучение района началось позднее. Одно из первых упоминаний археологического объекта в интересующем нас районе относится к 1896 г. В.А. Шишкин, со ссылкой на ЦГИА Республики Узбекистан, сообщает о донесении Самаркандского областного правления на имя самаркандского военного губернатора Н.Я. Ростовцева (от 14 марта

1896 г. No. 186), в котором говорится "об обнаружении топографом Г. Косценичем в 1887 г. древней крепости Урдакан, хорошо известной ныне под названием городища древнего Пянджикента". В этом же донесении было приведено краткое описание городища /Шишкин 1969: 40-41/. Сообщение Г. Косценича о древностях Урдакан было заслушано 26 февраля 1896 г. на заседании Туркестанского кружка любителей археологии в Ташкенте /ПТКЛА 1: 15/. Однако планомерное археологическое изучение Верхнего Зеравшана и его предгорий началось только с 1920-х годов. История изучения этого района подробно освещена в работах Б. А. Литвин-ского и Б.Я. Ставиского /Литвинский 1954; Ставиский 1952: 162-168, 1960: 38-49; 1961: 129-141/, но со времени их опубликования прошло более 30 лет, поэтому она нуждается в дополнении.

Одним из первых исследователей, посетивших Верхний Зеравшан с этнографическими и археологическими целями, был М.С. Андреев. В 1924 г. он совершил экспедицию в Матчу, Каратегин, Гиссарскую долину и Ягноб. Задачей поездки было исследование и спасение резной деревянной колонны из селения Оббурдон. Через год М.С. Андреев вместе с Е.М. Пещеревой также исследовал памятники резного деревянного зодчества Верхнего Зеравшана в селениях Курут, Искодар и Урмитан /Литвинский 1954: 7; Воронина 1950: 210-220/. Как отметил Б.А. Литвинский, открытие этих уникальных произведений искусства свидетельствовало о том, что не только в Самарканде и Бухаре были высокохудожественные памятники, но и в районах горного Таджикистана, которые ранее считались "дикими" и "заброшенными" /Литвинский 1954: 8/.

Находке этих редких образцов резьбы по дереву, их генезису и датировке была посвящена статья М.Е. Массона /М. Массон 1927; ср., Воронина 1950: 210-220/. В том же 1927 г. М.Е. Массон сделал специальный доклад, посвященный коммеморативной тетрадрахме царя Антимаха

Теоса, выпущенной в честь Эвтидема I (70-60-е годы II в. до н.э.) /М. Массой 1928: 283-284/1. Монета была найдена во время огородных работ в Пенджикенте. Насколько можно судить, это единственная находка греко-бактрийской монеты в районе Пенджикента /Е.Зеймаль 1983: 45/ и первый античный предмет из района Верхнего Зеравшана, который стал известен ученым. Еще две находки монет были сделаны почти пятьдесят лет спустя. В 1979 г. при раскопках храма II на городище древнего Пенджикента (раскопки В.Г. Шкоды) - в промоине галечного заполнения пандуса, ведшего на платформу главного здания храма в V в., встречено медное подражание серебряным монетам Антиоха I с головой коня на оборотной стороне. Монета относится к более раннему времени, чем постройка храмов. Вторая такая же монета была найдена Б.И. Маршаком в 1973 г. при раскопках пом. 16 объекта XXIV в Пенджикенте. Эти подражания являются наиболее ранними подражательными выпусками, обращавшимися на территории Таджикистана / Е.Зеймаль 1983: 82/.

Начало тридцатых годов было знаменательным для таджикской науки. В марте 1932 г. была учреждена Таджикистанская база АН СССР(ныне АН Республики Таджикистан) и создан Комитет по охране памятников истории Таджикистана. В работе Комитета и вообще в археоло-го-краеведческой работе принимали участие В.Р. Чейлытко, А.П. Колпаков, А.Е. Маджи, В.Д. Салочинский /Литвинский 1954: 11-12/. В том же году в археологии Таджикистана произошло событие, которое на долгие годы предопределило развитие этой науки в республике. Речь идет о случайных находках согдийских рукописей (первая находка такого рода в самом Согде) и некоторых предметов материальной культуры, сделанных в

1 Монета была пробретена Б.Н.Кастальским. Ныне хранится в Самаркандском музее /Кастальский 1940: 34-37/.

1932 г. на горе Муг возле селения Хайрабад в 90 км вверх по Зеравшану от Пенджикента. В 1933 г. экспедиция АН СССР под руководством А.А. Фреймана приступила к раскопкам на горе Муг, где были исследованы руины горного замка, в котором сохранились остатки архива (свыше восьмидесяти документов) последнего правителя Пенджикента Деваштича, Это было одно из самых блестящих археологических открытий предвоенных лет. Резонанс, который вызвала в среде востоковедов находка муг-ского архива, красочно описывает академик И.Ю. Крачковский:

"Счастлив ученый, который мог на своем веку наблюдать зарождение и развитие новой дисциплины, на глазах которого совершались неожиданные открытия и шла разработка найденных материалов, постепенно создававшая величественную картину, неведомую предшествующим поколениям исследователей. Так было в моей жизни с согдийским языком, согдийской культурой, ряд веков процветавшей в Средней Азии..." /Крачковский 1965: 170/. Позднее эти документы и предметы материальной культуры были изданы /Согдийский сборник; Лившиц 1962, Боголюбов, Смирнова 1963; Винокурова 1957: 17-32; Бентович 1958: 358383, Распопова 1973: 124-129; Якубов 1979: 96-125/.

Трагическая судьба последнего правителя Пенджикента Деваштича известна по "Истории" ат-Табари, арабского историка 1Х-Х вв. Спасаясь от арабов, он ушел с верными людьми вверх по Зеравшану в свой родовой замок Абаргар, который и был обнаружен на горе Муг.

Первые исследования на городище древнего Пенджикента проводил археолог-краевед В.Р. Чейлытко. К сожалению, настоящей научной обработки его материалы не получили. Результаты этих раскопок известны сейчас только по небольшим газетным публикациям /Ставиский 1960: 134-139/, а на самом городище в память о нем самую высокую отметку на шахристане называют "точкой Чейлытко".

Научная экспедиция, которая до сего дня ведет планомерные раскопки на городище Пенджикент, была создана в 1945 г. Еще не отгремели залпы Великой Отечественной войны, когда Президиум АН СССР вынес решение об организации в Таджикистане научной экспедиции. С 1946 г. Согдийско-Таджикская (ныне Пенджикентская) экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР, Государственного Эрмитажа и Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Таджикистана под руководством А.Ю. Якубовского начала свою работу.

Основным объектом исследований А.Ю. Якубовский выбрал городище древнего Пенджикента (с 1947 г.). Главную задачу в изучении Пенд-жикента А.Ю. Якубовский видел в решении на материалах его раскопок проблемы дофеодального города Средней Азии /Якубовский 1950: 3233/.

Экспедиция имела в своем составе несколько отрядов, которые охватили работой почти всю территорию республики. В долине Зеравша-на, кроме раскопок Пенджикента, проводились разведки памятников в верховьях реки: Отряд по изучению Верхнего Зеравшана в разные годы возглавляли А.Ю. Якубовский, О.И. Смирнова, A.M. Мандельштам. В ходе работы были выявлены многочисленные памятники археологии и архитектуры, эпиграфики и новые произведения искусства из резного дерева/Якубовский 1950: 13-55; Литвинский 1954: 32/.

Нельзя удержаться, чтобы не сказать о доброй памяти, которую оставили о себе участники экспедиции в труднодоступных горных селениях. В них до сих пор с почтением произносят имя главы экспедиции А.Ю. Якубовского, прочитавшего многие "нечитаемые" куфические арабские надпис�