автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Антологии "Каламот Аш-Шуаро" и "Сафинаи Хушгу" как источники к изучению персоязычной литературы Индии XVII-XVIII вв.

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Гафарова, Замира
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Антологии "Каламот Аш-Шуаро" и "Сафинаи Хушгу" как источники к изучению персоязычной литературы Индии XVII-XVIII вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Антологии "Каламот Аш-Шуаро" и "Сафинаи Хушгу" как источники к изучению персоязычной литературы Индии XVII-XVIII вв."

АКАД2ЯК нШ РЗШУБШГСИ Т&ЙШйСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛКТЕРАТШ пмоня ВДШ

4 На прЕЕах рукогтпоя УЖ B3I.53.CS2

ГАФАРОВА Зашра

АНТОЛОГИЙ " ШАМОТ АИ - ШК> " И " САСШАИ ХУНТУ КАК ИСТОЧНИКИ К ИЗГЧЕНРГО ПЕРСОЯВЫЧНОЙ ДИТЕРАТ7РЫ ИНДИИ Ш1-ШП ЕВ. '

ID.OI.OS- Литература народов'эарубсакнз стран Азии и Афркхи

'Д 3 ? 13 ® В ? А"Т

лкрсартатрд на соискание учёной степени ' АЁйдидата филологических науи

Д7ШАНБЕ - 1593

ЬА

Рс5ота выполнена в Институте языка и литературы имени Рудяки АН Республики Таджикистан.

Научный руководитель - доктор филологических: наук, , профессор АКШХОН А2САХ30Д.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор филологических наук ХУДОМ ШАРЙПОВ., кандидат филологических наук 30Х11Р АХРОРИ.

Ведущая организация - Душанбинский.государственны? пет

**

дагогический институт«им. Кандила Джураева.

Защита диссертации состоится " 16 " декабря 19ЭЗ г. б п/3,! цас. на заседании специализированного совета Д 013.06. 02 при Институте языка к литературы им. Рудакк АН Республики

Таджикистан ( г. Душанбе, пр.. Рудаки,19). ■*

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института .языка и литературы им.Рудаки АН Республики Таджикистан.

Автореферат разослан " У" ноября 1923 г.

Учёный секретарь специализированного совета, кандидат

филологических наук Сп^ЬО.^/ ' А.Абдуманнонов

05ШЧ Х^АХТГЗ:СТИКА ?АЕОТЧ

Лктуллыгаоть те?-;.lia период, правленая дпазстли Тку.уридов нидиа /Ibîù-Ibob/ иржсодатся spettH' актеясаваого развития нзрсо-язччяоа длтерагурч йадки,которая достигла кзкбольсего расцвета при пахе Лкбаре /1э&6-160о/,£ахе Джахакгарз /I60b-Ii&?/ .Ыахдеа-хаде /1627-16ЬЬ/ л дурангз*бе /16Ь8-1707/. .

история лагзратур?! Индии па фарса ХУ11-лУШвв характеризуется значительна количеством латературних антологии! /тезкаре/, лолучлжлх сроков распростра'аегае л бодьзуа популярность icua заутра далаого региона,так а за его пределами.3 качестве прамера глонао сослаться аа тэзклре "ыар'ат ал-хааад" Церхаиа Луда, "лаза-наа с.мара","Ядо daiiaa" а "Сарва сзод" :га:ра Гули-ала Балгярзг/л, "раяз аш-ауаро" Залеха Дагастаиа, и1.'.эдвка аа-нз.?аас"Сирад:ги.?'да11а Алаханз Асзу,"Таз:а:раа лусайлл" Мара Хусайна Дуста Саабхала/'Тгз-касал беназлр" Абдулваххоба £елазара Давдатабади,"Сафлиал Ееха- ' ' бар" Еехабара £аягара:;:л,"Сухафл ИброхлмиЛла Ибрагама Хал;и:а,"Таз-клсат-ал-^уосарал7' Хазапа Лахаддаана,"Хаята шуаро" Мухажададиха-ка ¡¿этана KaïJ:jnp:i,'"'ардугли дзда" дбдудхаЪь'а Лахури а др.л со.ча-денпз.до нннепяегэ.д::я сольсая часть адгологаа.без'азучения кото-', ртгх невозможно представать но'лнуа карталу развитая асторан аерсоя-знчкоа слозескоста ¡¿ндза, остается леассдедсвапноа. .

Бив- поля зреяая асторииов литератур! остаются токае тезкаро как "Еаламот аг—хуаро" ^ухажадайзала Сархула а '-'Са^кнаа Хунту71 Еандробана Досз Хуагу»язляжщкася ваннеша^и источникам персоя-знчноа латератургз iter»» ХЛ1-Х}И1вв и- кап шцшкаторн отраясэдд-ма каогае явления литературного процесса дашюро периода.

Упошшутне автолегаа но только определяет количество персоч-пнчшгх поэтических школ. йндид ХУИ-ХУШэз.ао -a as ареади.а такхе упогдинаят амеяа как знаь'„:аатт»х»так а второстекеаакх стихотворцев, что позволяет зсспроазвзети точную я полную картину литературной аазни данного периода.

даяние асточкааа позволяют вскрагь saraieianya особенность литературного процесса Нндаагклогаз автора аатапт огроглкш интерес к "кратаке" и вопросам теорал латератураЛ'ак.стлхотворцы нередко уделяла большое внимание творчеству своих коллег, расс.'/.атрльая

аарму.язш: a не траку as цролэьеденла.Шстуаая в качество длтйра-

туроведов поэты невольно стимулировали развлтле как художественных изобразительных средств,так и совершенствование данро-вых форм литературы. ' •

Следует отметить,что "Сафинал Хушгу" и 'Чгалаг^т аг-суоро'.' * определяя ареалы поэтических насол и направлении 1»вдил ка фарсн не проводят разделительном ыежи кезду ними,а у1сазнвадт ка тысячи видимых и невидимых глазу нитей,которыми связаны различные ' литературные круги.

Антология '"Калаыот аш-иуаро" и "Сафинаи Хушгу" представляют большой научный интерес и в том отношении,что затрагиьаат не только вопросы литературной кизш того периода,но и проблеш культуры и науки.Иначе говоря,тазкирз позволяют частлчао реконструировать культурную и научную ауру Индии ХШ-ХШ1 вв. ,что_. даст вбашоааооть уяснить функцию персидского языка и литературы в формировании духовности'индийского обшества указанного периода.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является подробное расадзоярание "Каламот аш-шуаро" к %'афаязн Хушгу",сравни-гедьшШ а«шш дашшк тезкира,определенно их значения для изуче-наа аорао&авчкой джуеразда Индии ХУНХСУШ. вв.Основными- задача-'ше дцссергавха яайэзгеа йпредвленне места я роли "Каламот аш-шуаро" и "Сафинаи Хузгу" з иегорая псрссязкчыои литературы >1ндии,реконструкция творческой биография-составителей антологий,краткая характеристика их литературного наследия,описание структуры и содержания тезкире.а такае выявлаиае присущих им особенностей.Следует отметить,что диссертант предпринял попытку сравнительного анализа двух памятников литературы с тег:,чтобы критичеыш осмыслить приводимый авторама обоих твзкира как фактологический материал, так и стиль его подачи.

Методология исследования, методологическую основу диссертацл-оккой работы определяют лршщиш научного анализа и теоретических достижении современного литературоведения,костяк которых составляет концепция диалектического и исторического развит*щ литературы.

Научная новизна. Представленная диссертант, является первой монографической работой,в которой всасхоронкему исследование подвергнуты два важнейших памятника иорсоязнчнон словесности Индии,

з результате чего вверше определены их научная„литературная а литературоведческая ценность,воссоздана <$цогра$ид составителей и дана характеристика их творческому наследию,а такне оовещеки осиогшге тенденции раззитаа перооязцчкой латературы Падки ХУ11-ХУЩ 33. :

Г.ЕЗктзгческоя пен ;;ость, работы. Настоящая дассертацая ксхет быть использована ьрк создаиин ¡лоногра^ческнх трудов по истории пессоязичкоИ лхтературн. Индии,истории литературоведения а литературной крлтгка, ксточш^ОБедешш .^гакке при кзучекии кпзхш и творчества • персойзччшис поэтов ¿ищии ХУН-й'Ш ьз.Кроме того, она коке? оказать, покопь при иаписаиаи учебников и создании учзб-к;х лособка, литературшгх к''исторических энциклопедий,при чтении курсов по историк иерссязнчкой литературы на аакультетах таджикской и восточной филологии. ;

Апробация результатов саботн. диссертация обсуждена л рекомендована к згадте на совместном заседаний отдела публикации ли-тературнух пагатнжеи,отдела перевода г иаучшо: «шзек, отдела аннотации и катологззацпи, отдела издания науЧШгХ шь&юшш Института письменного наследия и отдела литерйгуро^едевая ИЯЛ й^екк Ру-дака ¿Ц Республики ГадхикистаЕ,секции йа-гературоведения'и научиом совета ДО1 кл.Рудаха 111 Республики. Таджикистан.Кличевые иологекка работу получала страхен^з а ряде статей,которце даходятся »а аутл к паданка. ' .'.''.

Структура работ!,'. Диссертация состоит из введения,трёх глав, закдйчекия и списка использованной литературы.

• Основное содсцжьнпе рабоги

Во введении ососновнгаатся актуальность и ыдучнзя значимость ;сследуоиоп проблема,рассматривается и оценивается степень изучен-юсти даянси теж, определяются цель а задачи работн.сетодолаг^чес-;ке оско2Н диссертация и т.д.

Глага первач - "Кала^от аа-ауаро" а его содержание" состоит :з четырех разделов.

В первом разделе на осноье мцргочх'олеята;: легордло-литерг-:-урннл источников как "^ад&вд ан-нздоас" Смрзлзддяина Алихэ^а Ар-у/'Саф/ваи Хунгу" Баадраоана' Лоси 'ХуигуЛТасхирае Ц2ерабади".'£ар-

-4-

♦ » -

за Тахяра Ыасрабади,пРняз ал-арафиы" Артаб Рал Лакхяавд,"Ггк.\ш-лаа "Макалаг аг-шуаро" АЗухалавда йбрагала Халала,"Таакираи суа-рол Паедздб" Сархаиг Ходаа Дбдуррааада^Газклрад.Хусзйни!' шара Хуса^ша Дуста СаябхалЯ>"СухЕфя Иброххш" Али Ибрагдиа Хадилэ, "-ам'а авдкуша" Ыавваба Саддакхасанз, "Сафлыаа дехабар" Бехаба-ра Еалгярами, "Шр'ат-ал-хаял" Керхана Дудд,"Хлзанал о.\:яра" и "Яду бакаа" Мира Гуляыали Баягирадш, "Та' рк:ш йухамкэдц" ймтияз-алл Ар^а и др»»а такнг исследований индусках литературоведов предпринята дойыгка воссоздать по мерз вогмояносга отдельных детален бнографаа ¿1ухаамаддфзала Сархупл.

Почти все состаштели антологии едиди во иаенлд относительно дата роздещш Сархува /10Ь4г..х./.1«тилпь только Афта б Дсгар полагает,что Сархуп родился в 10Ь4 г,что да соответствует,по всей вада-ыостя,истине ."^Доказательством этому ш&ет послугхлтъ заметка са:.ю-го Сархуша в "Каламот аш~щуаро",,где ол"отмечает 1050 г. как дату

О -

своего рождения. . -

Большие споры среда литературоведов вызывает разногласия относительно места роздевдя автора антологии "¿шл^-.от а^-луаро". Часть нсгочадков утверждает.что ои родился з Лахоро-.другая - в Дела0,а третья » в 1СаЕыцре.6.Достоверяымл сведзшшгш о ;,:осте роя-девая Сархуша,вероягней всего,обладал Биядробаа Дос Хушгу,являвший1 ся не только современником автора тезкире"Каламот аш-суаро",ао я

~ ~ г

его .непосредственным ученжом л последователем,который утверждает в своей антологии,что Ы^аммадафзал Сархуш родился в Кашире.7

4 перхав кйа Алл Ахмадайн Лудп.Иар'ат ал-хайал.Бомбей,1324,с.2Ь0; Беиазяр Давлатабада.Дбдулваххаб.Тазкираи беказир.¿лллахабад,1940, с.72;11ЗДЕ2б Снддшаасан.Кау/и андкукан.Бхопал, 1292,с.207;Дуст ХусаЦа.Тазхвраи Хусайял.Лакхнау, 1878, с .Ш» ;Цухаи-

2 1л Ьге^-Ръкс^ял-.упщ*. р У52;

3 оархув,^ха2гаадафзал.Кахаазу еЕмуаро.1ахор.1342,с.100.

4 Насра$ада,Шфза Яо$нр.ТазШ5рая Насра&да.Тегеран, 1316,с.4Ь0.

5 Раи Дакхнави.Дфтаб.Рилз

Таттави.Ыухагсиад Пбрапал.Такьиша ".¿акалат аш-шуаро".Карочи,19ьь,

с.662.

6 Сархаят Ходаа Дбдурраыэд.Тазкарад щуарос Падааб.КарочиД9б?,с. „ аампуатю,Лахор,1342,с.2.

7 Хушгу.Бдадробан-Дос.Са^инан Хуагу.ПауааДЬЬУ.с.«.

Там г.е проело и его детство.Писать стихи он начал прибдлзнгель- . но в девятилетнем возрасте.Больтур роль в становлении Сархуша как позта енграл его старший брат-известшш. поэт того времени,первым заметивший его незаурядные способности,которт/й н дал ему первые уроки поэтического кастерства. ' •

В более зрелом возрасте Саргуп отправился в Сархпвд.где н продолкил свое образование.Здесь он. не только получил блестящие знания по ыногим отраслям каук мусульманского Востока позднего Средневековья,но к обрел известность своими стихотворениями среда ; почитателей кзядной словесности.

Большое воздействие на Сархуаа оказала су^йкские идеи,с кото-р!жи поэт познакомился благодаря своим наставникам п учдтелям-Ьф-ха.таадали Махлру.Ыиру Муиззу,Мусахшхану н Мук 'иму Хаккак Шразд, влияние которых обусл- V чло его вступление а софийский орден. На года учебы преходится и дружба Сархуша с другим известный поэтом этого перкода-Носярали Сархкнди.

Будущий автор литературной антологии и вступил в суфийский орден,члены каторого обычно сторонились-.государственной службы. Но очень пряке^ателеи и уникален следующий'факт его биографии:будучи вкошеК.поэт приложил немало усилий,чтобы получать престин-. иуи долкность.Первое время он 'служил у Абдуллахана Зьхми.После смерти этого могущественного саковяшса Шах Оламгир црншшает его к себе .на слукбу.Это престижное место Сархуш получил благодаря посредничеству Навваба Рухуллахаиа а занимал.до йго собственному признанию,более двадцати сеид лйт.^

Кизиенкая нить Сархуша была прервана в 1126 г.х-1714г.в Шах-джаханабаде.

Во втором разделе , озаглавленной. Творческоо" наследие Сархуша и степень его изученности",отмечаётбяучто перу автора антологии принадлежит целый ряд произведешь, ССздашагх как в яанре прозы,так и в канре поэзии.Поэтический талант Сархушн бил до достоинству оценён его современниками.Произведения поэта и пошше занимают видное место в персоязнчной литературе Индии.Отдельные произведения поэта были широко известны за пределами Индни.Так.Сира-даиздин Алихан Арзу отмечает,что поэзия Сархуша "достигла Ирана, а Насоабади-вклычца её в свою антологиа"2 ■ - '

сархуа, шухагСЙЭЯЩрЗШГПСаламот аш-шуаро,с.Г76. Арзу.Сирадоашиш Длнхан.Мадаиа ан-нафаисп'.Лахор,1ЫВа,с.1кХ(.

К сожалению, из всего творческого наследия Сархуиа до карего времен:: сохранилась лишь тезкире и разрозненные бейты его стихотБореЕлн»разбросашша со различным литературным антологиям, ко которым сегодня коиго судить о его высоком поэтическом мастерства.Согласно свидетельству Садикали Дилаварц-'-.Сар-хуш являлся автором следующих произведешь:!/ месиеви "Нураы ало кур"; 2/месдеви "Хусн ва ишк" ; '¿/изсневи "Казо ва кадар"; 4/ месиеви о некоторых особенностях Индии; 5/"Сакцнаме"^/историческое мескеви; 7/ кК£Н1га о военных доходах Мухаммада А замааха";Ь/ антология "Налают аш-шуаро"; 9/"Джушу хуруш"; 10/трактат; II/ новый диван; 12/ старый диван;13/ предисловие к дивану Носирали Сархиндя.

Третий раздел посЕядё'й. описания структуры "Каламог аш-1цуаро".0гкечается,что ра с сма грива е.пая антология состоит из . грез: частей:предисловия,основного текста и заключения.В своем предисловии,предпосланном основному тексту антологии,Сархуш после традиционного восхваления Аллаха и Его Пророка размышляет о назначении поэта и поэзии,высказывая при этом доеольно интересные мысли.

Компоновка антологии даёт основание считать,что её автор задался целью составить краткую биографию своих современииков--пёрйоязычных поэтов Индии, аивших б эпоху правления Д1сахангнра, ШаЗдосшгана и Аурангзейа.Тезкцра хозольно интересно и в том от-ношои»ш»ч'го Сархуш был лнчыо знаком с большей частью писателей и поэтов,<5иографш1 с г образцы творчества которых он нклэчил в СЕОа книгу-, по этой -причине шогае сведения,приводимые автором антологыи.осшзаяа ка его личных набладнииях.

'"Каламот агмзуаро" является одной из популяриеивих антологии персоязнчной литературы ^шдии.Неслучайно,аго критический текст дваддн подготавливался индийскими ученые.Сначала критический текст антологии был издан в 1942 года' в Лахоре индийским ученым Садикали Дилавари ка основе пяты списков.другое критическое издание данного тезкире,подготовленное Муха..^адом Хусайиоы Лакхиави,которое сыабкено нредисловпямфа двух язы-ках-аыгдииском и урду,-увидело свет девятью годами нозае в Мадрасе.

1 Садикали дилавари.Предисловие, -Сархуш,.йухак/.адафзал.Кадакрт аш-шуаро,с.З.

Автор тезкире "Каламат аш-суаро" указывает,что работа кад антологией била закончена в ЮЬЗ г-.х./1682 г/.Однако Са-, дикали Дилавзри на основе веских аргументов, весьма справедливо считает,что Сархуш закончил написание этой антологии не ранее ШЬ г.х. /1703 г./.1

Следует заметить,что в антологии "Калакот еш-ягуаро" собраны сведения не только о профессиональных стихотворцах того времени,ко и поэтах-либителях,что воссоздает солее полную картину, литературной гизии общества.

Четвёртый раздел "Особенности "Каламот аа-ауаро" несвязен изложении краткого содержания тезкире,анализу и определения значения данного источника-'для изучения версоязычкой литературы Индии Ш1-ХУШ вв. ■

В статьях своего тезкире,посвяшёншгх тем или иным поэтац, Сархуп придерживается следующих принципов:

а/ он называет куя автора,его поэтический псевдоним,кесто роядекия,сооб1цает сведения о местах его прогошания.о его профессии,о егоинтересах и увлечениях,о его возрасте,иногда указывает дату его скзрти и место погребения.Кроке того,приводит 1 даРяые о жзнеяном укладе поэта,его моральыо-зтическнх воззрениях, часто упоминаются тлена покровителей поэтов и их родственные сваза с сановникакя,таете рассказываются занимательные истории--об, их .жизни; '

б/ он дает краткую характеристику творчеству того или иного поэта,перечисляя при атом названия его произведений а по возможности указывает их объем,часто автор антологии останавливается на стилег-пс особенностях произведений а их тематике и содерзании; • " "

в/ приводит образцы ах творчества. • ' "Калакот аи-ауарз." составлена ш адфаснт.чогАу принципу:' сведения о 172 Поэтах,включённых в тезкире,идут з алфавитном порядке.

Следует ответить,что не гсо позтн.чьи биографии охьатн-вает "лаламот аш-иуаро",являются уроженцами Индии.Сорок се:дь поэтов,вошедшие з антологию,г-шходцы из Ирака.КовзраиБахра и

' Обкали далавари.Предисловие .ЧЗархуш.аухаюлзда^зал Л^лаь-,0?.

- ь ~

Хорасана.большинство которых по разным причинам переехали в йодш-; ставшей им второй родиной.К "поэташ-змигрантац"Сар-xyin причисляет следующих авторов:дшр Илахи, Мирза Дхалал Ас::р,;.ш'рга Кбрагам Адам, Осаф Кушн.Мушйиадсавд Ашраф, ¡»;уляа Алз Риза, ГЛухаимад Xycaiui Халис,11ирза Гасанбек Ра<£е', |/!улда Ризван.Мухакиадкулн Оалим,Салак Язди, Садик лазвизи,': Caiiup лешхеди, Мулла Сераби,Мулла ^аида.Соиб.Мир СаГцщ.Саьш .Мирмухалгдад ïaxsip Хусаныи.Мир г^ясиддия аднсур фикрат,;йлрза Риза Дании,Аыапи,Мулла Али Тураш.Бакир Табрези.Хусаиы Машха ди.Закя Хаиадонп.гоулла Зухур Туршсзи.Талиб Омули,Гофил Д;о3аз дарапн;додхи Мухаммадаон Кудси.Дбутолиб Калш.Муфяд Балхи, Мук'па Хаккак Ыерази.Мулло шадик Кушш.Назири Ниша дури, ширза Тахнр Еахнд.и др. ,

Фактологический материал,собранный составителем тездк-ре.неодкородек.Жизнеыдай путь и творчество некоторых поэтов полностью освящён.ЕОлыпее внимание Сархуш уделяет биографии и творческому наследию двадцати-восьми поэтов,таких как Кул-ла Дхаьш Лахури.Чандарбхан ЬарахыанДаахангир.Мирза Халил, Навваб АДдуррахим ХанхананД1ярза Гасанбек Рафе', Соиб Табрези Носирали Сархинди, А1ир ¿¡уиз %савихаи,Урфи Uinpa з и,Муха-^мад Тахир Гани.дараЕукух Кадирп, Абуталиб Калим ,Ходжи\Мухам»1адаан Кудси,.«ирза Мухакмадали Ыахир, ,Д1асехо Панипати.Май Кулал.Ыу-ха.\а:ад Хусайн Кадки,Мухаымад Саед Э'джоз./йулла шухшаад Сайд Анраф,Мирза Еедиль и др.Хроые биографических данных автор даёт характеристику личных качеств поэтов,описивает степень их красноречия,их нравы,поведение,образ хкзии и т.д. ■

Весьма скупч сведения о семнадцати стихотворцах,таких как Ташбехи, Мир Рухи, Разави.Заки Хакадали,Саках,Шавкд.Ху-с еик, Еариф Турше зи ,Фа::а з, Коне'.&улхаы, Муш, На сиб, £>а ли, Хазин, .Мулла дли луггми и др. Приводя материалы об внес упомянутых стихо творцах,Сархус ограничивается цитированием отдельных фрагментов их литературного творчества.

Следует ответить,что большее значение для автора "Кала-кот аи-щуаро" имеет нравственный облик того или иного поэта. Он весьма доброжелателен по отношении к тем авторам,являй-

- э -

J

[Имея,по его мнению,образцом для подранакия добродетельных

великодушных лсдеи. • ' ■-

! - Часто Сархуп делает попытки определить оо:а:е черты твор-гестза поэтов.Кроме того сн указывает на степень их сбразо-:акности,упо;ликая при этом,на каких языках твори тот или иной :тихотиорсц,к какому стило принадлежат его произведении.

Следует заметить,что автор "лаламот аи-Еуаро" не ставит i.e -:ед собой цель определить стгль творчества поэтов и сообразно му разгруппировать их.Но нередко составитель тезкире определяет стиль,в которое.творил поэт,ко при этом он часто сксыша-т иракский и хорасаискиИ стада,называя их "старым" / "кухин" /

Сархущ в сноси антологии особо останавливается на диъа-:ах поэтов,часто высказывая свое мнение об их Ларине.согласно apxvту,двадцать се:.:ь поэтов,включенных в "Калачег аш-пуаро" , :влялксь авторака диванов.Такие как Акани, Зафархая Ахсаа.Улр !акдк,Бинш Кгвглири.Осаф Куигли Дадис,С2мат,ГаЕ2&-.ат,1{адери,?йак 'удал,Н2Еат,Б8х?д,top Хагаата.Сахаб.^ахир.Мпр Каахи,Асир,&:рза ¡едаяь.Оовб 'Гйбрезк.Абуталиб лала-л,Мирза'' Тахир Вахэд,«5ухаьайэд • eroe'.aleiix ь'ухспы Фаяи,1!эд«зн,Кгш'а,Гани Каамара.Иосиралк cap- ■ .й"И1,Судя по тем фрагментам,вклачоншм в антологию в качестве ■ ¿люстрации,кохно с уверенностью констатировать,что такие аан-овие виды как китъа.газель,руйаи^ескеви.^ухагдкас и мурассаъ или взеькэ популярны среди персоязычккх поэтов ХУ11-7Л11

в. ■•

Особенную популярность к/.ела газель.Данное явление ойъяс-яется по всей видимости,тем,что данная .чшировая фоска но сгра-мчивола себя сборок тем.Любовная а пеизаккая лирика,философ-кие гнои! и сентенции,критика социального'обустройства ос^ест-а и ¡.азчишленкя о кора.ш-вот неполный перечень тематики газе-, ей персоязкчнчх поэтов 41вдии этого периода.Газели'йнрза Беди-я.Урши шра з и, Но с ира ли Сархпнди,Распха,лбуталиба Калуга, Гапа ешмири,Талиба илуди л других свидетельствуют,что их авторы яп-натся достойными продолжателями лучаих традиций персидской сло-ескости.

Ьерсоязкчние поэты Лядии часто обращались такке г. кнтъа. .>оизведения данной жанровой фермы,включенные в гвааяра,несут

в ceqe Согати'Л £актологпческди штериал,нредставллаа!к огром-нгп интерес для историческое пауки,ибо в них часто ^иксарова-дись на только исторические события„ко и их датировки.Гак,ола-годаря составителю "Каламох аш-д;уаро",£г».очп2^ему в свою антологии кмтъа различных поэтов,иоано узнать точную дату восшествия на престол Шага Оламглра и Шаха Тахмасба Са^евида .дату захвата И'ахсм Олаагирси Бедсапура и Хайдарабада и т.д.

Сархуш часто вшшчаех в своа антологии рубай как образчик творчества сдедувдах поэтов:Мирза Бедаль.Амоци.Э'дааз.дшраф,^-риф Турц^зяЗудда Ддами Лахури.Шах Днзхангир,*пзвваб Абдуррахнм Хааханаа,Мулла Ризван.Шариф ,Сахдо,Хадаи /Гаииб.лбуталиб адлдм, Хакнм Рукнси и др„ •

Сархуш указывает,что кногиз поэты обращались к ганру "Се-ккааме", выделяя. при этом произведения. Ыулла Зухура Тура.ези и.' Мухаммада Сэддка. . Л . •

Антология Сархуша свидетельствует о преваларусщен рели мес-неви как нанра в литературном процессе ыерсоязычкой словесиос- А ти Индии ХУ11-ХЗ'Ш вв. В "Каламох aiu-nyapo" он называет месневи "Хускя Намдзрхайп" Нацдархана Еехуда,"Дарихака","Ыалохагп Ахмадп",! "Сабохати Юсуфи" и "Кзмоля Мухаммади" Сахиба,"„охру £ас£ап- Отля, "Сузу гуд^з" Мулла Пав'и и другие.К соаалеииа.вна пола зрения составителя тезкире остались иног-ие другие месневи,созданные в. охот период.Крсме того,Сархуш,рассматривая творчество того или иного поэта»ограничивается скушмд отзывами кесневи,Например,он формулирует свою одежу месневи Зафархана Ахсана так:"Он создал полного смысла мескева4£цё "сдержанней" и короче его отзыв о творчестве выдающегося поэта Мирза ирииадле- . кколеетло диванов и месиевн". 1 "Каламох аш-шуаро" свидетельствует с том,что тематика мес-ыеви этого периода была довольна обширна.Так,часть месневя по-списалась историческим событиям:"Доход Шаха Аббзса на Асламха-нз-узбека"Воиза,,!Хайдарова атака" Paçeixtma Боззла,"Книга о победах 1£аэдкзханап Таклу к др. .другая часть-восхвалению отдельных городов и областей /"лесневи во слэзу ¿¿ахдЕахаяабада" гадаз-хана ."Ыесневи во славу Дкбарабада" хун'шла и др./.Боэхы в свои-нх мескеви часто обращались к традиционным любовным сметам персидской литературы.Так,перу Осафа Джаза принадлежит кесневи

\ Сархуш,¿;ухаммада^зал.Калнмот аш-иуаро,с.4. '

г* Сархуи.Уухаммаяа^зал.хйзламох аа-шуаро,с.116.

— ±± -

"Хусрау а Пиринга ja shsss библг-аий. дегедгн об üocl^,-.. апе-краском создали свал »:еснега Лазил Хирзви л лосирала Сархин-ди.

Capxys -сообщает таккэ.что позтн нерздко в своем творчеству обращались к сахетам кзддискои литература.Так, в основу у.ес-нева ,'iiacexo Паядпати лег сшет инджскоп .повести "?ац и Сита", а Бега^: ¿»ерашиспсигьзовэл индийские сплети в свои .¿есневн "Шахкамз".

'Лвтор "Кадакот аз-ьуаро" в качестве иллюстративного глате-риала цитирует бейтоз;из jmx-Si,S бейтов из газелей,feu оеь-тов-фрагиеитн кытъа,71 оеит-отрывки из £.:есневи,ь бейтов из касыд, 40 разрозненных бейтов .'процитированы 71 рубан и 3 стдельшгх фрагмента рубан,а такне 20 отдельных клера.

Глава вторая - "Сафкиаи ХуЕГу" и его содерззняе"-р-ас пада е тся на три раздела.

Б первом разделе второй г.хв?ч предпринята попытка воссоздания по возможности биографиа Бнцдрсбапз Xycrj'.многочисленные антологии содержат отрывочные а краткие сведения а ¿;нзыи составителя "Сафикзи Хуагу".-довольно с,:ут.чое представление о биографии Ху~гу' и его творческом наследии ¿иели авторы каталогов различных европейских хранилищ восточны:: рукописен,ссирэвазху^е описание иааускрлятоз его произведений краткой биографе?. и кэ-

оолыеой характеристикой' его творчества.

Хушгу родился мезяу IGb3-Itbü r.r.x./löv2-iö77r.r./ з секье

сановшпса,принадлежащей икдиискому племени Бане в города ¿у.атхура. Lo его собственному прнзнап:^Дта?у получил образование к сделал первое шаги на аоэтичеокон поприща в '¿а-л^^ахаиайадз.Его учптелшлн. и наставниками были ^ухаг.сладах.зал .Сзрхуш.ГИирза Б^дидьДнх Са'дул-ла Гулдан и Сирадниддин длдхан. Арзу.З Соле г зрело:.! возрасте он переезжает в Дялахаоад по приглашении иаиестиика этой области .¿¡лир-хана.После смерти своего покрогнтелк Хушгу переез^%ает из Дялаха-

Арзу.Сирадаиддин ¿j2SX&B.u&ssua ан-ка4аио,с.1^ ;ьа$ик Авраига-бади,Лачх>.-!£Н йараин.^-улл хз'яа.Хайдар2бад,13сА,с.2Ь9,;Хаднм Сан-днявд.&'эпх Ахмад -¿лихак.».ахззн гл-гаранб.Лахор,127ил.2,с.127; Хинди,Бхагван Дос.Са^пдаи Хинди.Датса,1ьао,с.67;Гаират.йшмкд-дии.*акалаг гаг-шуаро.мелаД5»53.с.о4;Са£о,л1у1аьжад ¿угаффар Ху-сайа.Рузи раусан.5хсс2лдс?5:,с.г.ь'?г%»- ~

сад?, в i;Eagag.3Ssc¿> Xjcry д=гтудаат ш вееанух слуабу,дабу с сругагем в руках отстоять паддгабсайа город Хот-ковгру от аратязаааа Наддраахд^рздвраааз^егс всеяваа всход с целью р&одарать терратсраа своего государства.Cayста некоторое аре-ад он оставляет Еазакуа сдудсу а аавот попеременно в Азаиаба-де а Бенаресз да саясд стерта,всследовав^оа в Ц7и г.х./Г/ЪйгЛ

Согдзсда сдадгтьльсгыам ссзр8аеапааог.,.г.удгу бил довольно азвзстйь-л дзетам аволвг^валея белы;:;.; авторатетси в латера-турасм кругу ^ахдакааабада.идаако до аааего вреасда сохранилась лаав иазрозаева-гэ строаа его до.?гдг,рг.збросааше до p&s-шал асточаакга a caSpauss уаз ь кадем столетаа Савдахом Ато Колуа-азпатглза асатачесааго текста "Сафакаа Хушуп-в едаааа

с l/с-•

В даатаяд-** s^&s судвсгвуат разлачаке ицедиа отвеелтель-до давава Хуах^-.д^-гается,что весле себя soar ае оставил своего давлна.^аавоз сугдадда сснсвавается аа сдедугсе:» àaaгс-:сс;тс-влтель актологаа ак-ази^ас" пост ¿рзу-блдзкаа дгуг ьп-

хора "Сефииаа Xyairy" в Вё-эчаа его ароазведаааа аз ¿-покакает его дхсана.Сйг Хуагу в числа сзсах цроазаеден1± такае ае аа-ы- .. вает давай.

Согласно свидетельству eaaoro iyaxy.ua являлся автором трёх вроазъедзаав: I/ ''Саааваи Хушгч" ; аатл Бедка";

3/ "--.уракаа".

Свое Ерэдзггдйдаа "7>ш-:.-узсха Бадайя Хуацу создал "год зае~ чатлеааеа встреч с асатса Еадалев.с аоторна оа встречался да его собственному краааакы более ткояча раа.*

Л другаа сааза 'сруда "iiypajsca" ¿yary собрал лучше, йа его аеглад,абрааал aasaaa своих асшреае-аалсов»

я. совалеааг.увсашвутке арэазведепая ne соарал;аа;св.ввлн-ствеаыас сроаззздеаае ¿yary, доаедЕее до евшего вреь.еди,ето его ааташгиа "С^анаа T.jz^rj".

¡la второе г.-.-ле старо» глапу расскатраваются астоиля cucraüjfcibia "Usjaaaa Ху^гу" а его структура.Автор тезааре по его собствеьааау вразаа.аш,аасватвл р&Соте дад актслогаев более де-

1 Хуггз»йазцуалаа Aoc-,C¿£aaaa луаду.с.117.

сятл лет^Черновой вариант "feiKnan Хулгу" баз гогоз з 114? г.х. /1734г./.Одпакз постузле^де па Еоеннуз „¿у прервало его литорахурике закяjxî.e только после того,Е£Я • Хухту оставил её, он возобновил работу над своей адтологн-ей.З 1154 г.х. /1741 г/ он передает ш "редадтзроваине"рукопись "Сафннад Xyaçy" своему учителя и crapzeiry другу Си-рэд?хцддину Алихаау Арзу.

Согласно свидетельствам составвтелей различных тезкире "Са&иая Хуигу" била посеееэнэ Амирхану-какесткику Аллахабада.2

Тезкире "Сафшша Хушгу* состоит из трех частей,кослед-няя из которых сохраЕЕлась дз нашего времена в едднстЕешЬ« экземпляре и хранится в одной дз библиотек города Нагаа.

. Третья часть тезкяре состоит из двух разделов.11ервый раздел охватывает биографию 17 поэтов,о которкх дакы краткие сведения л во второй часта антологяи.Второй раздел третьей. части "Сафяизи Хунту" известен в ученой мире как "Дафтарл солис" /"Третья тетрадь"/. 3 ней собран богат?:». катерная о sesш» и творчестве 245 поэтах,созрекеняшсах Хупгу,

С больйгкствои поэтов,сзеденгг о Езтсрпх ся з

'третья часть своей аитологкзДупгу бнд знаком лгпчнэ.чтз обуславливает огровдуэ деккссть "Дз£.тзрд солнс" как достоверного источника.По зтой причина дредаетом настоящего исследования стала именно последняя часть "Сафниаа Хупггу" — солнс".

Материал в тезкдрс составитель pssiiec-îiл s spo ческсм порядке,используя дату смертв поэта в качестве главного ключа.

В третьем разделе втогсй главтт рассьсатрдваптся ссдер-

тезкнре и его особенности. Пря работе над антологией Хусгу руководствовался следу-принципами:

а / сведения'";? биографии лоз то s,.чу да еходелд данаке о происхождении а родст»еик::ках,э месте роздангя и городах а об-

Хувгу.Бнкдробан Дос.Сафннаи Хуггу,с.1»7; Наказа,Сайд Длн раза. Тазклракавасп:: форся дар Хшцу Иокастон.Тегеран Д. 9S7.C.244, ^ Арзу.Си радгщддиы Аднхад.^адкыа ак-кафаис.сДЗР&йзяж Лзааст-эбади,Дачхмак Наранн.Гулн рз на,с.22У.

ластях проживания,о года учёбы и учителях,о близких друзьях а учениках,об отдельна чертах характера и наклонностях, годе сиертя и месте захоронения;

б/ сведения о тазрчествг поэтов»котсрае включали данные о названая ях произведении,их лаара и ойъеие,оО их стесали образованности и поэтическом таланте;

в/ фрагмента их. произведении.

Объёы"сЕравок" о поэтах отходится, в прямой. зависимости от аначлыости ах творчества.Так,в статье,посвященной. Кирза БедаяиДуггу весыл подробно излагает биографии поэта Е" уделяет бодьсоа гнгггайаз его таортаохоау наследии.йримечателен следуетшй фа&т:з своей статье об ахал поэте составитель антологии в качества ыдаюхрацай использовал 425 бейтов из его поэзх:. ■

ИазтыгвкЕ1Г50йН2а а "е-з:аре,в своём большинстве происхо» дят из Индии.Хуьгу упоминает место родденис 13Ь поэтов.Согласи по его данные,из иих окала ста человек назнвилн сво;1; родиной йндаа.Однако ке асе стихатворцд.БОвздЕже в "Са^паси лу^гу",аи*" ли постоянно а 11ндш1„Ссотавигель ввел в свои алгологл*> л тех ыаетерег слова,творчество котерпх пользовалось ¿Зодьиои славой в Издай ила которые переехала, в Индав уае в зрелом возрасте, Например,¡¿хр Хода ¡¿араррЫирза Абутаа&З Хубаки никогда не бывали в ¿.цдпп;2прз.а Заки Падай и Цухш^задала Ьаки сопровождали Ладаргаха в его походе на Икдэд^рез Абулфатх аятех,Мулла Иу-за>аадсаад А!£ь৻Цвзга5П£аа ОдиДакам Дбдурразак йаираб д .др., без хютортгу. к&рхкжа датаратурдоХ газни Еэдиы будет неполной, вераехалд гх Ирала в 'уаз буэдчя- зрелкаш худогшикама СЛО-

ПЗ..

£2 врогс; сгггЛ. рзйохц аад антологией Хуагу пользовался ^шгэри-хкиасле-адла^х тозкпрз: "¿алаиот ав-ауаро" ¿¡ухагиадафзала Ссрху2а,"лДа ба&за" к "Сари;; озод" 1Лара Гулл^али Балгарами, "^аыееабахор" Ки^иа Чадаа г1лааса,"Тазкират аз- суаро" ¿лику-' лзхана £аяеха,*°Са1:2кап Бехабар" .Мира Дзагагуякоха Бе:шбара.. и другие.

Дь,;с& Ху^гу пользуется нряааиа цитатам из антологии своих пргдаест£гягшко2,а иногда поправляет и дополняет в своей

- 1Ь -

тагклрз заимствованные сведения из других источников.Час-з автор "Саолнаи Ху^ту" реконструирует ^ааты биографа поэтов посредством отдельных фрагментов л литературного наслс- ч, в которых они указывали на то кла иное сооытае. -

Ху&гу в статья:: своей антологии кратно характеризует творчество каздого по эта, иногда указывая при это;»: на круг проблей,затрагивавшихся з их произведениях.Особоа вн^хгнке он уделяет проблеме языковых сталей воэзаи и выделяет два стиля: "старый" я "повыи" /"Ку^надизбут" а "тозагу"/.Очевидно,что называемый ныне исследователям "инднпскш: стиль" составитель антологии называет "новый",ибо считает,что произведения та: сих по поэтов как Сонб,Салим и Калии принадлежат данному стили.

Больно!: интерес Хуигу гооявляет к разработке поэтал-^гр их дроиз.ьедекнях "кезяаксют" я нетрадиционных поэтических образов. Так,например,рассматривая творчество а^рза Ъеддля.в частности стиль его поззлн,автор "Са-рпнаи Хуиу" замечает,что он является одним аз "непревзойденных мастеров слова и что соперничать с нам в искусства стихосложения бесполезно ".-1-

Из 245 поэтов,включённых в антологаз,ь7 явдльтся авторами диванов.

лузгу приводит в своём тезкнрз данные о всех традиционных ааяровнх формах персидской классической литературкггаэели,' кеспеза.кыгьа ,рубаа,гдуа^:о и др.

Автор антологии,завершая статьи.повя^ёнь'.уо тону £ла иао-'.:у позту;приводил образцы его поэзия,стреулсь охватить вез ровые '.г.ор'гы его творчества.Данные Хуьгу свидетельствует о кзлк--:ла почти всех традиционных гацроьих оор:л кдассаческ-а поэзии ш фарси в пзрсоязччша литературе Индии ХУП-1У111 вз.Разлдч-¡а а разнообразна тактика стихотворений пирасязкчннх авторов ;кдяи:ока отракает настроение и шро.ьосцрйятяе почти азссх слэ-!В общества.Следует ответить и большой лаге^атуршь. вкус дуЕТ?-; ¡••качестве дра^зров творчества поэтов он приводит со^аацн из дх учдмсс произведение.

С се.мидесятыЬосе/льа поэтаь'И.БКдич'ёшшул в антологш.Хуа.-у оыл лично знаком.Стало быть,его наблюдения явилась основой

Хушгу.Биндрссан ^сс.Сафакаи дум^.с.-Ю.

для многих фангов и сведений,ьозедаих з его труд.Доскональ-носхь в биографии отдельных стихотворцев дает сснозанпе считать,что Хуп:гу смог извлечь максимум пользы из своих связей • и знакомств с поэтами при работе над своей антологией,ибо большая часть фактологического материала уникальна и никак не монет быть подвергнута соинеяшз.

Неоценимы сведения-Ху¡¡игу о "литературных вечерах",устраиваемых различными поэтами в своих домах, при изучении культурной кпзни ¿1ндии. Согласно его сообщениям,подобные поэтические собрания организовывали-Навозиахан Толе,Око Ибрагим Файзан.Ва-зоратхан Олн.Хушгу. и др. ■

Все факты,приводимые в рассматриваемой антологии ХУ11-ХУШвв. .свидетельствует,что Еахднаханабад являлся одним нз БаннеНких культурных центров мусульманского Востока.Огромное значение этого города, осознавал и сам ХуЕгу.иазваЕший его "градом ценителей слова" /"меъёргохн сухан"/.

Однако Шахдогахакабад,где располагалась резиденция Тимура до в Индии,был не единственным центром литературной ¿сизни.Б лахоре .Кашмире ,лакхнау Дгре .Хайдарабада ,Лврангабаде .¿.зимабаде и других городах .находились авторитетные литературные сколы. Хуыгу уха зывае т,например,что Мухаммадбек Бераигвя дхмад Якто считались главами поэтической.школы Лахора.

Антология "Сафинан-Хупгу" позволяет проследить за процессом упадка культурной аизнп ¿¿вдкахаиабада, ароисшедоего в результате предпринятого йодири:ахом. похода на -Индия и перемещения его центра в города Лакхнау и Аврангабад.

В третьей главе, названной "Связь "Каламат аш-шуаро" с "Сафккая Хушгу" сопоставляется, фактологический материал о 34 поэтах,вклиненных в обе антологии. '

Сопоставительный анализ показал,что при наличии множества параллелизмов в сведениях,приводимых в "Каламог ак-иуаро" и "Са-финан Аушгу",существует и ряд значительных расхо.-данип.Но прежде всего,необходимо отметить различие в структуре актологии.Сар-хуа при разметании материала руководствовался алфавитным перяд-

т^----

. Хуш7,виадробан дос.Сафаыан Хушгу.с.34Ь.

• ♦

ком,тогда как лугпту во главу угла поставил хронологию.

Если подвергнуть классификации данные антологии по методу, предлскенноглу Накаги.то спи скажутся в различных группах". Так, тезкнрз "Калннот аш-ауар-о" следует причислить к "особой" группе/з эту гктолстип включены поэты,хив^ие в эпоху "особых" правителей/и "благородной" иодгруппе/автор твзкира при работе над шил использует своз личные наблюдения и пе привлекает никаких других дополнительных источников/."Саупкаи jlyzrf необходимо екяйчнть з "обауа" группу/в аитологив входят как' его предшественники,так а современники/ и в "неблаго-• рсдяую"подгруппу /в ходе написания своего тезкире Хупгу очень часта заж.йтвовал факты к сведения из различных антологии/.

Авторов данных тезкирз коаио распознать друг от друга л . по манера додаче сзедеи2Ё.Так,и£црикер,ХуЕгу в отличие от Сар-хул;а по- возможности детально воспроизводит биографии поэтов,подробно а обстоятельна останавливается на пх творческом насле-дия.Хуыгу стре:лится привлечь по eoslichhccte болыае ьэтериала: - он из только пользуется разнообразным источннкам.лролива»-'шима свет па различные стороны литературной зизии.а такте ка творчество пезтоз п их биографично п свсигла лпчшжи кабладе-киями,впечатлениям и зоспомакангкки о тех мастерах слова(с которыми его сталкивала суг&бэ.Хушгу с большим днтерееои относится и рассказик и воспоминаниям современников о аизии тех или инах поэтов,фиксируя их в своем труде.Нередко он называет имена учителей и наставников поэтов, проливая теи сагам свет на-истоки их мастерства. .

Однако Сархуп ча^е всего в усеченном виде приводит биографии стихотворцев,Еклвчёкккх в его тезкире,обходя Еншлавием подробкостз их !

Еольпую взыскательность 2улгу,кеЕзлл Сархуп x:osho проследить при сопоставлении их "статей" о Еосирали Сархияди. Известно, что Сархлготг и .','ухагд;адафз£л Сархуш были очень близкими друзьяки.Одаако сведения Сархупа о Нссирали Сархиндк ,пржво- -■ даыне в его антологии,очень скупы.ХуЕгу дополняет материалы автора "Каламот аш-шуаро" различными подробностями 0 ег0

2изни и биографик.

- 1а -

Сархуз такзз как % ¿"¿ел друкеедде отнесения с л:когп~

ш £оатаьа,сзо2иа бклк известна июгае

частные сактк из алзка- эпа дозтсв,г.оторке ,а со£аледшз,ои ке за^гкелроьал в сьсе£ антологии.По згой прачше кдогде сведеазя,прдьс длягз недовольно скупи д отрдвэчш. Так,Хунту з своем труде дссдроазадсдт дату сдсртд ста двенадцати г.оз-тсв.З бодьзшетЕ.2 случаев дашид: автор д'-гсь'па точен,он. называет не только год,но число в *:зсяц,с порой н час.Подобную скрупулезность кельзд констатировать у составителя "Ка-ЛЗ^ОТ еи—хуаро". '

Этот недостаток тезкире "¿Салено т аакзуаро" Сархус вес-» дслияет свода дслдноду^етвол.З его работе без труда гроСсДг« к-льается бесЕО^^дл критика общества,социального неравен ства,лицемерия вда^^дрндер^шас.иодобкого свободо:/;гссхя Хуа-гу в своей работе допускал.

Следует фекта.ьрдводааще .Хунту,в сьашг б;дь-

сннстве додаиамг содержащиеся в "¿Хладах

аа.-суаро" Оардусд»

Свод рабахг содровоздает более глубока литера гу-роьедчисжег аыатсы.,нежели автор "Каламот в£-<£уаро".Ои нередко рассуждает а тонкостях поэтического хастнретва,проявляя ара отса глубокие здахаа но теории стяха.£то Заметки яьляах-ся аз л^'сдд образцов критического анализа поэтического слова. Что кас&атся Сархуьа.то сведения его конкретны а коротки,но в та врд'д-г кате;горцчаилВ свогИ антологии он ограничивается кзшплрген: сбраздаа "Творческого наследия поэтов,вэшедапх в его тещсаргЛиадо Яувяз егреийгея привзстн юце модно больше ой-разчдхьд тазыш аахороа^вкяьч&ашх в его' аятологав.Ьслд он не погхз^.неста познакомит. свенх читателей со стихотворениям того дли, нного сазто.то обязательно указнвал причину.

Рез^/ируя сопоставление двух тез)^ре,следует отмепш., что рааянччя п разночтения в Содвсси г. г ре носят частный характерно не противоречат друг другу в ебцеп н арннцнднальнон с:..енке лптерагурнс-го процесса нерсояз!-м;нов словесности ¿Шднн ХУП-Ш11 вв.

-" •запличенна падгвьрэдаетсн кнель о ток,что антология

"Каааког ап-иуаро" Мухашадафзела Сархуаа и "Сефикал Хуш-гу" Бщдробааа Доса Хуогу яааквтся взанейиам есхочинкп^л изучения не только п-зрссязичпои литературы Индии ХУ11— ХУШ вв.,ыо к всего процесса развития словесности па "арен. Оба труда ааглядяо де«окстр:фует яерззрквккэ куль турите н лагературкне- .сотая квзду Икд^еп,Ираном,Хорасаном к ,Мова-реннахрок.ЕутеЕоствпд поэто? я писателей по этим странам, дх переезда с целгя перемени г.;зсга ¿жительства свэдетельст-вует о том »что пространство Ш-дяа,Ирана,Хорасана и .соьа-решшхра составляли едиауи "ауру",внутри которой развивалась персоязичная литература,прянадяела^я 'шве народам многих ' страя Востока. ^

Материалы,собраявде в обеих автолопгях.указнваат на доаш-нированае газели среда Езировнх фора лирики.Часто кергдом мастерства поэта становилось - ого искусства слагать газели, другой ваянеиший какр поэзии,согласно Хуигу и Сархушу,-это мееяеви,создававшиеся на основе различиях сгжетов,нередко и традиционных,тематика котортгх затрагивала шярокии спеутр духовной жизни. -

Кроне того,"Каламог аш-шуаро" и "Сафинаи Хушгу" показ>:~ . • вают.что персоязычнне поэты Индии ХУИ-ХУШ вв.слагала панегирики в честь своих 'покровителей.^ля профессиональных придворных позтоз сочинение панегирических стихоз служило единственна! источником сушествова!П1я.

Авторы обеих тезкире стремились показать распространение подражательных канров-назира.татаббу и дкгвбб в перссязычнои литературе Индии.

Следует отметить ещё" одну заслугу Сархуша и Хуюгу.-окк в числе первях определили тенденцию развития ст^ля поэзии г.е1<-соязнчнои Индии,назвав новаторские устремления поэтов в трансформации стиля "новым".Нине все исследователи персояг.-гчяои литератур;: единодушия во мнении,что в период,опгсаннки Сарху-шем а Хусгу.з ;1ндпя сформировался ыовнп ою-"индиискии", • оказавши: репзашее значение в. развитии литературы ка фарсп вплоть до качала XX в.-^Угаи£б Калим, Соиб Та0рези1А2алол Асир.иавка? Бухори,Касхи девона,Носирали С'архиеди.позлм Хм-

20 Ч

рава,Солаы а др. была УЗЕ0с?а*иа ¡¿астерама аового "аадаа-ского" стздя.Творчзство Бедадя ехало его верзянса.Ссаоваая оссбеакозть "аада£с;-:сгов ет^дг состояла а азнскайасста а тонкостд поэтачаского вкскагад^адк.С^рхуа а ¿увху откачала аиекио ату осооеааость "адааао:.ого"ст:ц_'Е вра характараста-кз сгжсоз его отдельных вредсхаьат1У:--л.

Больаоа аатерес адтологаа иродсхса.г-1ат для асторакса, або ь ¿1ах не только усоаацгится - то ала значительные асторачзсаао ссбптая.цо а аа^аясарсвагшне ваааае свидетельства, благодаря котораа макао воссоздать мароЕсепраятае человека поздизго Среднзвег.овья.

Хочется вграть.что"в недалекое будущем асторака а культуролога подвергнут са;.:о:лу тцательноцу а сасупулвзаоау исследования назваааыо бцпз аспекта "Калсмот ш5-шуасо° л 'V.гадал Хуагу",что созволагз дать долауг а асчгрпаьа^уз -а-

гологпяг. Сараугл а Хупгу.