автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.02
диссертация на тему:
Антропонимическая система современного казахского языка

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Кульдеева, Гульнара Ильинична
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.02
Диссертация по филологии на тему 'Антропонимическая система современного казахского языка'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Кульдеева, Гульнара Ильинична

Введение.

Глава первая. Исторические и культурологические традиции, отразившиеся на формировании и развитии антропонимической системы современного казахского языка.

§ 1. Современный Казахстан. Антропонимия и факторы формирования национального самосознания.

§ 2. Влияние материальной и духовной культуры на формирование антропонимической системы современного казахского языка.

Краткие выводы.

Глава вторая. Стратификация этнолингвистических пластов антропонимической системы современного казахского языка.

§ 1. Личные имена.

§ 2. Фамилии.

Краткие выводы.

Глава третья. Генетика лексико-семантических групп антропонимической системы современного казахского языка.

§ 1. Личные имена.

§ 2. Фамилии.

Краткие выводы.

Глава четвертая. Анализ структурно-словообразовательных типов антропонимической системы современного казахского языка.

§ 1. Личные имена.

§ 2. Фамилии.

Краткие выводы.

Глава пятая. Картина динамики казахских личных имен.

§ 1. Динамика мужских имен.

§ 2. Динамика женских имен.

Краткие выводы.

Глава шестая. Взаимовлияние антропонимических систем народов Казахстана.

§ 1. Казахский и корейский именники.

§ 2. Казахский и чеченский именники.

§ 3. Казахский и татарский именники.

Краткие выводы.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Кульдеева, Гульнара Ильинична

Необходимость научного изучения всех типов собственных имен, представляющих собой определенную категорию слов в лексической системе любого языка, получила в настоящее время всеобщее признание, и современный этап развития мирового языкознания характеризуется бурным ростом ономастических изысканий, ведущихся на материале самых различных языков. Ибо исследования по ономастике, способствуя разгадке тайн прошлого, дают в то же время ценный материал для выяснения целого ряда сложных вопросов истории языка, а также и самого народа, вопросов этнографии, археологии, социологии, исторической географии и других смежных наук (Саттаров, 1975, 3).

Общетеоретическая проблематика ономастики обусловлена универсальным характером ономастической лексики (она свойственна всем языкам мира), сходством ее наиболее общих признаков, ее функционирования и исторического развития (Бондалетов, 1983, 8). Всестороннее изучение ономастического и, в частности, антропонимического материала предполагает рассмотрение его в тех аспектах и теми научными методами, которыми располагает современное языкознание во всей совокупности своих направлений и школ - таких как «внутренняя» лингвистика, этнолингвистика, ареальная лингвистика, сравнительно-историческое языкознание, типологическая лингвистика и других.

Подчеркивая особую значимость антропонимики как науки, изучающей только именования людей, необходимо отметить, что антропонимы дают чрезвычайно сложный спектр категорий имен, что связано с историей культуры, особенностями психологии людей, с традициями и многим другим.

Говоря об антропонимической системе как объекте нашего исследования, мы подразумеваем «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» (Ожегов, 1973, 661), подвергаем анализу совокупность антропонимических категорий - личное имя, фамилия - в диахронном и синхронном взаимодействии.

Актуальность исследования

В последние годы антропоним как лингвистический объект привлекает все большее внимание специалистов-лингвистов. И это вполне естественно: антропоним многопланов в словообразовательном, грамматическом и лексико-семантическом отношениях и выявляет специфические присущие только ему особенности.

Актуальность углубления и расширения знаний по антропонимии казахов, как одной из ветвей тюркской антропонимии, безусловна.

В 60-70 гг. XX в. появляются исследования, посвященные некоторым вопросам казахской ономастики. Труды таких исследователей как Т.Ж. Жану-заков, О.А.Султаньяев, К.Есбаева, Е.А. Керимбаев - серьезный этап в развитии казахской ономастики и, в частности, антропонимики.

Но на сегодняшний день отсутствуют работы, обобщающие и систематизирующие всю накопившуюся информацию, дающие развернутую картину антропонимии современного казахского языка, дополненную новыми данными, демонстрирующую динамику развития казахского именника в XX веке. Казахское личное имя и фамилия, обладают рядом свойств, представляющих несомненный интерес как для историка, так и для дериватолога. Здесь мы имеем возможность наблюдать сложное переплетение лексико-семантических свойств основы, со словообразовательным значением имя - и фамилиеобразующих формантов. Этот круг задач на фоне проблемы общей антропонимики остался в стороне от внимания лингвистов-казаховедов. Также не являлись объектом исследования в казахской антропонимике процессы интеграции антропоними-конов народов Казахстана.

Актуальность данного исследования усиливается еще и тем, что с 80-х годов ушедшего столетия Казахстан претерпевает множество изменений социального, политического, исторического характера в связи с распадом державы мирового значения - Советского Союза. Все эти изменения повлекли за собой смену множества приоритетов, существовавших в советском государстве, и эта смена нашла свое отражение в языке и, соответственно, в антропонимии казахов. Упускать такие важные моменты процесса развития антропонимической системы казахского языка для исследователя нежелательно, так как главнейшими задачами ученого являются - наблюдение, описание, анализ, систематизация информации или материала, который он наблюдает. Эти наблюдения собираются в глобальный банй данных о Человеке и его месте в Мире, какими бы частными, на первый взгляд эти проблемы ни казались.

На основе изучения максимально большего числа различных систем имен могут быть сделаны теоретические обобщения о структуре и функциях личного имени как социального явления (Крюков, 1989, 3). Антропонимикон казахов за период с 1920 по 2000 год XX века претерпел множество разных изменений и к сегодняшнему дню представляет собой еще не совсем устоявшуюся систему. Процессы глобализации и интеграции языков народов мира ведут к тому, что казахская антропонимия старается приспособиться в межъязыковом пространстве, сохраняя при этом свои колоритные особенности. В наше время, когда активно расширяются международные связи, вопросы именования приобретают все большую актуальность. Всегда необходимо знать какие формы именования приняты у того или иного народа, так как различий в системах личных имен разных стран немало, и это иногда вносит осложнения в общечеловеческий Диалог (Никонов, 1989, 7).

Актуальность данному исследованию придает еще и тот факт, что научные наблюдения показывают, что системы имен изменчивы. Системы имен не извечны. Они складываются исторически и не остаются незыблемыми. Изменения антропонимических систем обусловлены сменой социально-экономического строя, хотя эта зависимость не прямая и не простая. Изменения антропонимических систем выражаются не только в том, что одни их компоненты отмирают, а другие возникают. Протекают изменения менее наглядные, но не менее значительные - меняются отношения компонентов. Можно с уверенностью сказать, что системы личных имен при всей их немалой устойчивости всегда находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Современникам эти изменения не видны, они заметны лишь в перспективе времени (Никонов, 1989, 10). Поэтому необходимо зафиксировать сегодняшний момент в историческом развитии антропонимической системы, используя для этого все возможные материалы и источники.

Источники и материалы исследования.

Материалом для данного исследования послужила картотека личных имен и фамилий, собиравшаяся автором в течение последних десяти лет с 1990 по 2000 год и которая продолжает пополняться. Личные имена составляют - 19000 единиц, фамилии - 40.100 единиц.

Материал собирался во время научных командировок и экспедиций со студентами Государственного университета имени Коркыт Ата г.Кызылорда Республики Казахстан и во время частных поездок и путешествий по Казахстану. Информация собиралась по следующим областям Казахстана: Атырауской, Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской (центр - Шымкент), Джамбылской (центр - Тараз).

Работа по сбору материалов проводилась именно в этих областях, потому что процент казахов от общей численности населения здесь наиболее высок, что позволяет делать наиболее объективные выводы о процессах, происходящих в антропонимической системе современного казахского языка.

Источниками послужили:

- акты записи гражданского состояния (регистрации рождения) вышеперечисленных областных центров1;

- документы республиканского архива;

- различные исторические источники, шежире казахов, шежире отдельных родоплеменных союзов и т. п.;

- материалы СМИ;

- различные списки: списки избирателей, списки абонентов Казахтелеко-ма, списки переписи населения 1999 года, списки учащихся средних общеобразовательных школ и высших учебных заведений.

1 Выражаем искреннюю благодарность работникам ЗАГСов перечисленных областей Республики Казахстан за понимание и поддержку в работе.

Цели и задачи исследования.

Основная цель данного исследования исходит из необходимости ответить на ряд насущных вопросов, ответы на которые осветили бы современное состояние антропонимической системы казахов, ее исторического развития, динамики функционирования и взаимодействия с антропонимическими системами народов, живущих в Казахстане.

Задачи историко-лингвистического, статистического, социолингвистического анализов антропонимической системы казахского языка конкретизируются следующим образом:

1. Собрать, обработать и систематизировать имеющийся антропонимиче-ский материал.

2. Показать историю формирования и особенности становления антропонимической системы современного казахского языка (на материале личных имен, фамилий), выявив ее этнолингвистические пласты.

3. Дать лексико-семантическую классификацию антропонимической системы современного казахского языка (на материале личных имен, фамилий).

4. Описать структурно-словообразовательный тип антропонимической системы современного казахского языка (на материале личных имен, фамилий).

5. Проследить динамику развития личных имен антропонимической системы современного казахского языка с 1920 по 2000 год.

6. Продемонстрировать наличие интеграционных процессов между антропонимическими системами народов Казахстана и антропонимической системой современного казахского языка.

Методология и методы исследования.

При раскрытии темы диссертации учитывались общие методологические принципы языкознания, а также теоретические выводы известных ономастов H.A. Баскакова, В.Д. Бондалетова, С.И. Зйнина, Т.Ж. Жанузакова, Х.Ф. Исхако-вой, Ш.О. Жапарова, K.M. Мусаева, В.А. Никонова, Н.В. Подольской, Г.Ф, Саттарова, A.B. Суперанской, А.Г. Шайхулова. Исходя из утверждения И.А. Бодуэна де Куртене (1963, 67) о том, что в «языке все движется, все изменяется» и, что «в собственных именах необходимо различать разные эпохи, разные слои образования», поставленные в работе задачи рассматривались в тесной связи с историей народа и в динамике.

Работа выполнялась на основе общих принципов, составляющих теорию ономастических исследований, и в совокупности своеобразных приемов, формирующих их методику.

Собственные имена - один из пластов словарного состава языка, научное изучение которого, как и исследование всех других слоев лексики, возможно лишь с позиции лингвистики и ее методами. В процессе исследования мы прибегали почти ко все методам, используемым в ономастической науке (Теория и практика ономастических исследований, 1986, 198-214). Описательный метод, предполагающий сбор и систематизацию материала находит в данном исследовании широкое применение. Для предварительного описания собранного материала пришлось прибегнуть к приему языковой атрибуции имен и сбору информации о языковых состояниях каждого из языков, участвовавших в создании антропонимов.

Наблюдения над составом и порядком следования отдельных антропонимов, используемых при именовании человека данной национальности в определенную эпоху, предполагало применение метода инвентаризации ономастического материала. Стратиграфический анализ способствовал решению поставленных в работе задач по выявлению этнолингвистических пластов казахских личных имен и фамилий.

В работе имеет место этимологический, а также структурно-словообразовательный анализ основ личных имен и фамилий. В целях создания картины динамики антропонимов в современном казахском языке был произведен статистический анализ. Применение сравнительно-исторического метода, включающего синхронно-сопоставительный и диахронно-сопоставительный аспекты, позволило произвести историко-лингвистический анализ антропони-мической системы современного казахского языка.

Степень изученности проблемы.

Казахская антропонимика берет свое начало в изысканиях ученых, занимавшихся исследованием этнографии, истории, языка тюркских народов. Не смотря на то, что труды ученых-тюркологов не всегда были узко лингвистическими, в них часто содержалась информация по ономастике. Сам этот факт уже является ценнейшим вкладом в становление и развитие ономастики как науки. Орхонские эпитафии, словари, глоссарии, различные письменные памятники служили и до сих пор служат важным источником для установления особенностей древнетюркских и, следовательно, древних казахских имен. Большой интерес представляют в этом отношении знаменитый словарь М. Кашгари (XI в.), памятник старокыпчакского языка «Тюрко-арабский словарь» (XIII в.) (Саттаров, 1975, 11), родословные шежире Абулгази (XVI в.), Шакарима Ку-дайбердыулы (нач. XX в.), М. Тынышпаева (нач. XX в.), шежире отдельных казахских родоплеменных союзов и отдельных семей, сохранившиеся в частных архивах.

Начало теоретических изысканий в области тюркской антропонимики связано с именами Н.И. Ашмарина, H.A. Аристова, В.В. Бартольда, H.A. Баскакова, Н.И. Березина, Ч.Ч. Валиханова, В.В. Вельяминова-Зернова, В.А. Гордлевского, Н.К. Дмитриева, Н.И. Золотницкого, А.И. Левшина, В.К. Магницкого, С.Е. Малова, Ш. Марджани, Г.Ф. Миллера, К. Насыри, В.В. Радлова, А.Н. Са-мойловича, В.Н. Татищева, Э.Р. Тенишева. Работы этих ученых явились ценным вкладом в развитие тюркской ономастики и, в частности, антропонимики. Лишь в конце 30-х - начале 40-х годов XX века исследование антропонимики тюркских народов начинает получать широкое развитие. В это время начинают появляться статьи К.Г. Малицкого, С. Иброхимова, X. Жубанова, A.A. Сатыба-лова, С.К. Кенесбаева.

Подъем в изучении тюркской антропонимики начался в 60-70 годы XX столетия.

Были проведены исследования по антропонимйи азербайджанцев (З.А. Са-дыхов, Ш. Саадиев, A.B. Танрывердиев, Г.Р. Алиев, P.A. Махмудов), башкир (Т. Киекбаев, Т.М. Гарипов, Т.Х. Кусимова, З.Т. Ураксин, Р.Х. Халикова,

А.Г.Шайхуллов), казахов (Т.Ж. Жанузаков, В.У. Махпиров, С.К. Кенесбаев, O.A. Султаньяев), киргизов (А. Идрисов, К. Ашыралиев, Ш. Жапаров, Н.П. Бутенко), осетин (З.Г. Исаева), татар (Г.Ф. Саттаров, Р.Х. Субаева, Ф.Л. Мазитова), узбеков (Э.А. Бегматов, Д. Абдрахманов, X. Азаматов, Я. Ме-нажиев).

Статьи X. Жубанова, С.К. Кенесбаева о структуре и семантике антропонимов явились началом научных исследований по казахской антропонимии. Исследования В.У. Махпирова, Н.И. Ергазиевой по исторической антропонимии, К.С. Есбаевой по лексико-семантическим типам антропонимов, Б.К. Шубаевой по прозвищам казахов, O.A. Султаньяева о связи антропонимов и топонимов появляются несколько позднее. Особая заслуга в развитии казахской антропонимии принадлежит Т.Ж. Жанузакову. Он подчеркивал, что «ономастика -молодая, интенсивно развивающаяся наука. Будучи на стыке наук, она требует к себе пристального внимания ученых, разностороннего подхода к изучаемым явлениям» (Жанузаков, 1982, 5).

Наше исследование ставит целью обобщить и систематизировать имеющуюся на сегодняшний день и наблюдаемую нами научную и фактическую информацию об антропонимической системе современного казахского языка. Фактический материал для наблюдения и изучения в Казахстане для антропо-нимистов необъятен.

Сегодня мы можем говорить о существовании в Татарстане ономастической школы при Казанском Государственном университете, во главе которой находится доктор филологических наук, профессор, академик Российской Академии Гуманитарных наук Г.Ф. Саттаров. Целью научных изысканий этой школы являются актуальные проблемы тюрко-татарской ономастики.

Научная новизна.

Наша работа является первой попыткой обобщения и систематизации накопившегося научного материала по вопросам' формирования, развития и функционирования антропонимической системы современного казахского языка.

Новизна исследования определяется следующими показателями:

- Антропонимическая система современного казахского языка впервые подвергается комплексному, системному, обобщенному монографическому изучению с использованием обширного фактического языкового материала.

- Языковой материал представляет собой банк данных антропонимической системы современного казахского языка, факты которого собраны в пяти административных регионах Казахстана: Они отражают временной отрезок в 80 лет (с 1920 по 2000 год XX века).

- Впервые дается статистическая динамика развития казахского именника (женские личные имена и мужские личные имена по отдельности) XX века.

- Впервые демонстрируются интеграционные процессы антропонимической системы современного казахского языка.

- На обширном фактическом материале установлены факторы, которые способствуют формированию и развитию антропонимической системы современного казахского языка.

- Прослежено влияние факторов, способствовавших формированию национального самосознания, на антропонимическую систему современного казахского языка.

Использование нового фактического материала и наблюдений, отраженных в данном исследовании, позволит ученым-тюркологам осмыслить общие процессы этногенеза тюркских народов и ученым-ономастам проследить закономерности формирования антропонимических систем разных народов.

Объект и регион исследования.

Объектом исследования является антропонимическая система современного казахского языка (личные имена и фамилии казахов).

Нами анализировался фактический материал, собранный по Казахстану и, в частности, в пяти административных регионах, где казахское население составляет процентное большинство:

1. Атырауская область, областной центр г.Атырау - 89,0% казахов.

2. Актюбинская область, областной центр г.Актобе - 70,0% казахов.

3. Кызылординская область, областной центр г.Кызылорда - 94,2% казахов.

4. Жамбылская область, областной центр г.Тараз - 64,8% казахов.

5. Южно-Казахстанская область, областной центр г.Шымкент - 67,8% казахов.

Теоретическое и практическое значение.

Значение данного исследования теоретического характера определяется его вкладом в дальнейшее развитие тюркской ономастики. Результаты исследования позволят внести в казахскую антропонимику дополнительные сведения на основе новых фактов. Наблюдения за взаимодействием типологически схожих и несхожих языков в рамках антропонимической системы современного казахского языка послужат толчком для дальнейшей разработки теоретических и практических проблем тюркской ономастики, социолингвистики, этносоцио-логии. Статистические данные позволят делать выводы о процессах формирования национального самосознания и национального языка как лингвистам, так и социологам.

Обобщающий систематический историко-лингвистический анализ фактов антропонимической системы современного казахского языка дал возможность выявить этапы формирования и развития казахского антропонимикона в XX веке.

Результаты диссертации найдут применение при проведении сравнительно-исторических, типологических, этимологических, социолингвистических исследований в области общей и тюркской антропонимики, а также при составлении словарей, учебников, учебно-методических пособий.

Апробация работы.

Вопросы, исследуемые в данной работе, освещались в докладах и выступлениях на научно-теоретических и научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах, проходивших в Казани (Татарстан, Россия), Минске (Беларусь), Баку (Азербайджан), Навои (Узбекистан), в Алматы, Шымкенте, Тара-зе, Кызылорде (Казахстан). Апробация основных теоретических положений и

13 методических приемов осуществлялась во время преподавания спецкурсов «Тюркизмы в русской ономастике», «Тюркская ономастика» и спецсеминаров «Изучение имен собственных в средней школе», «Казахская антропонимия».

Основное содержание и выводы диссертации отражены в более двадцати публикациях, среди них одна монография.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из 265 страниц основного текста, 70 страниц приложения и включает в себя введение, шесть глав, заключение и список литературы (290 наименований).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Антропонимическая система современного казахского языка"

Заключение

Использование собственных имен универсально. Возникновение личных имен и фамилий тесно связано с историей общества. Формирование и становление их обусловливается развитием государственности, юридических институтов, уровнем социально-экономических преобразований. В антропонимии любого народа отражаются факты экстралингвистического, социального и геополитического характера. По антропонимическим данным мы можем судить о качестве и уровне национального самосознания.

Язык - явление общественное. Избрание индивидом того или иного языка, усвоение им тех или иных форм речи определяется исключительно тем обществом, тем этническим или социальным коллективом, членом которого он является.

Вариации языка также обусловлены экономическими, культурными, социальными причинами, как обусловлены ими вариации религий, нравов, обычаев и искусств у разных народов. Антропонимическая система современного казахского языка не является исключением.

Способ именования, образ, положенный в основу имени, весьма индивидуален у каждого народа, в том числе и у казахского. Несмотря на то, что в образности имен отмечается типичность и усматриваются антропонимические универсалии, применение этого типического и универсального определяется особенностями индивидуального развития народа и факторами, которые способствовали формированию национального самосознания. Среди понятий, осмысленных за последние несколько лет как определяющие, четыре приобрели наибольшую важность.

Первым элементом, воспринимаемым как отличительная черта современного казахского самосознания, является принадлежность к тюркоязычной группе. Но, скорее всего, тюркизм останется абстрактным маркером казахского самосознания, создающим предрасположенность к сотрудничеству в пределах всего тюркского сообщества, но будет менее привлекателен в качестве активной политической силы.

Вторым из них стал ислам. Трудно с точностью определить территориальную распространенность этой волны исламского сознания. В целом представляется, что за последние несколько лет она распространилась во всех формах на юге, с центром в Туркестане, месте захоронения прославленного и высокопочи-таемого Ахмеда Яссави.

Третьим элементом, центральным для существующих представлений о национальном самосознании, является наследие кочевого образа жизни. Оно оставило глубокий эмоциональный и психологический отпечаток в сознании казахского народа. Современные казахи отчетливо ощущают, что их этнические корни глубоко уходят в традицию, отличающуюся от образа их оседлых соседей. Кочевое наследие необходимо так же и для очерчивания метафорического национального пространства. Оно представляет собой уникальный центрально-евразийский феномен, не относящийся ни к западу, ни к востоку, хотя и связанный с ними культурными взаимосвязями, торговыми и транспортными сетями, интегрированный, но независимый, являющийся точным отражением современной внешней политики.

Четвертый элемент - страстная привязанность к земле. Оседлые народы запечатлевают свою историю в нетленных рукотворных памятниках. Напротив, величайшим достижением кочевников стало стремление оставлять как можно меньше свидетельств своего существования. Сливаясь с окружающей средой, они стали почти невидимой частью естественного экологического цикла.

Безусловно то, что созданная казахским народом материальная и духовная культура имела непосредственное влияние на язык и, соответственно, на антро-понимикон казахов. Апеллятивная лексика, отражающая реальные факты материальной и духовной культуры казахского народа, легла в основу антропони-мической лексики. Об этом свидетельствует апеллятивная лексика, определяющая различные факты духовной и материальной культуры.

Личное имя для казахской антропонимии - понятие древнее, фамилия -категория относительно новая. Основы казахских личных имен и фамилий содержат информацию о разнообразных этнических контактах казахов с другими народами и племенами, уходят корнями в глубокую древность.

Собственные имена образуют в языке особую подсистему, в которой и общеязыковые законы преломляются специфически, и возникают свои закономерности, которых нет в языке вне ее. Характерен уже сам словарный состав личных имен. Ни один разряд слов не сравнится с личными именами по такой иноязычности происхождения, разве что только новейшие интернациональные научно-технические термины (Никонов, 1974, 6).

Именник казахов XX столетия, то есть того периода, который является не только периодом сохранения и распространения старых имен, но и сохранением традиционной, связанной с наречением именем обрядности, отражающей богатство и красоту духовной культуры казахского народа, притоком новых имен представляет большой интерес.

С точки зрения генезиса в основах личных имен и казахских фамилий можно выделить общеалтайский, тюркский, заимствованный пласты, которые в свою очередь подразделяются: тюркский на 1) древнетюркский, 2) собственно казахский; заимствованный - на 1) китайский, 2) монгольский, 3) иранский (перс.), 4) арабский, 5) русский.

Для систематического исследования тюркских антропонимов, - пишет K.M. Мусаев, - необходимо провести их единую классификацию. При классификации антропонимов в различных работах принимаются различные принципы. Один из принципов - это классификация по пластам. Анализ лексического состава именника казахов исследуемого периода позволяет выделить в нем на основе лексической номинации и по окостеневшим формам словообразовательных аффиксов следующие пласты:

1) исконно тюркский, который выделяется иногда по негативному признаку - неустановленностью признака заимствованности данного антропонима;

2) заимствованный пласт, отражающий исторические, культурные, социальные экономические и другие контакты казахского народа с соседними народами (тюркскими, иранскими, славянскими и др.) (Мусаев, 1984, 206).

Особо выделяются гибриды, или смешанный пласт, состоящий из двух или трех основ разного происхождения, в основном собственно казахского, арабского, иранского происхождения.

Основы большинства казахских фамилий составляет тюркский пласт (68,2%).

Перемены в именнике современного казахского языка неизбежны. Смена личных имен происходит главным образом за счет перегруппировки внутри собственно казахских имен.

Стратификация основ личных имен и казахских фамилий позволила выделить в них ряд этнолингвистических пластов, что демонстрирует сложные исторические условия формирования казахского языка, а также непосредственные и опосредованные контакты казахского народа с другими народами.

Лексико-семантический анализ казахских личных имен и фамилий показал, что семантика их основ тесно связана с обычаями, верованиями, бытом народа, духовным миром человека. Особенностью личных имен и фамилий казахов является тот факт, что семантика основ сохраняет заметную связь с апеллятивами,и по сей день еще одной характерной особенностью казахского именника является неограниченность в выборе личных имен.

Изучение лексических основ личных имен и фамилий может стать одним из источников не только лингвистического, но и исторического исследования, потому что в них раскрывается социальная жизнь прошлого и относительно недавнего времени: общественные институты, хозяйство, обычаи и традиции народа, духовный мир человека. Банк личных имен казахов анализируемого периода отображает в полной мере четыре этапа истории их развития: первый этап охватывает историю казахских личных имен, относящихся к древнетюрк-ской эпохе (У-Х вв.); второй этап развития казахских имен охватывает средневековый период (Х-ХУП вв.); третий этап истории развития казахских личных имен отражен в источниках, относящихся к ХУП1-Х1Х вв.; четвертый этап относится к современной эпохе (с 1917 года по наши дни) (Жанузаков, 1971, 27-71). Распределив все личные имена на три большие группы: 1) имена-описания (дескриптивы), 2) имена-пожелания (дезидеративы), 3) именапосвящения (меморативы), согласно семантической классификации В.А. Нико-нова, мы добились наиболее полного охвата всего фактического материала.

Лексико-семантическая классификация основ казахских фамилий представлена тремя группами:

1) фамилии, производные от личных имен;

2) фамилии, производные от прозвищ;

3) искусственные фамилии.

В основу классификации положен принцип мотивации имен.

Самой многочисленной является группа фамилий, производных от личных имен.

Одной из особенностей казахских фамилий является то, что не выделяются в отдельные группы фамилии, производные от топонимов, этнонимов, сословных титулов. Хотя в основе казахских фамилий содержатся топонимы, этнонимы, сословные титулы, фамилии образуются не непосредственно от них, а от личных имен, соответствующих этим лексическим единицам.

Фамилии от личных имен образуются как от полных форм имен, так и от усеченных форм и демунитивов.

Заимствованные имена прошли фонетическую адаптацию, что привело к образованию вариантов имен и позднее образованию от них самостоятельных фамилий.

Структурно-словообразовательный тип личных имен представляет собой тюркскую модель, за исключением уменьшительно-ласкательных форм с суффиксами субъективной оценки.

Одним из распространенных способов образования личных имен в казахской антропонимии является семантическое словообразование.

Морфологическое словообразование личных имен представлено в казахской антропонимии чаще всего аффиксацией (суффиксацией) и сложением.

В структурном отношении выделяются простые, сложные и сокращенные группы личных имен.

В образовании же казахских фамилий используются русские антропоком-поненты -ов, -ова, -ев, -ева, -ин, -ина, хотя в последние девять лет наблюдается отход от этой модели. Сейчас формы современных казахских фамилий представлены следующими типами: 1) фамилии на -ов, -ев, -ин (Мухтар Ауэзов, Абиш Кекильбаев, Сакен Сайфуллин); 2) фамилии на -улы, -кызы (Бауржан Момыш улы, Мария Альмурат кызы); 3) фамилии в форме изафета (Шерхан Муртаза); 4) фамилии с арабским аффиксом -и (Миржакип Дулати). Функции фамилий до момента их появления выполняли дополнительные именные определения к личным именам: сословные титулы, названия рода занятий, топонимы, этнонимы, духовный чин, наименование по отцу.

В образовании казахских фамилий используются морфологический и синтаксический способы словообразования.

Фамилиеобразующие основы казахских фамилий восходят к именам существительным, субстантивированным прилагательным, числительным, глаголам, наречиям.

В структурном отношении основы фамилий могут быть односоставными, двусоставными, трехсоставными.

Основы фамилий образуются морфологическим, морфолого-синтакси-ческим, лексико-семантическим способами словообразования.

Словоизменительная парадигма казахских фамилий подчиняется внутренним законам языка. В целом на них распространяются те же правила, что на склонение имен существительных, хотя имеются некоторые особенности. В целом можно сказать, что если казахские личные имена имеют вполне знакомый тюркологу-антропонимисту структурно-словообразовательный тип, то казахские фамилии переживают сейчас период отхода от русских антропоком-понентов -ов, -ев, -ин. Но процесс этот идет медленно.

Статистический анализ наглядно демонстрирует активную динамику личных имен современного казахского языка. За период с 1920 по 2000 год казахский именник обновился почти на две трети. За период с 1920 по 2000 год изменился структурно-словообразовательный тип казахского ЛИ (в большей степени мужского личного имени, чем женского).

Обработка и анализ исходного материала показал, что: а) процесс имятворчества в казахском антропонимиконе не прекращается; б) выбор ЛИ остается неограниченным; в) структурно-словообразовательный тип казахского ЛИ стремится к упрощению, фонетической интеграции с АС разных народов.

Таким образом, применение математических методов в языкознании -имеет своей целью заменить обычно диффузную, интуитивно сформулированную и не имеющую полного решения лингвистическую задачу одной или несколькими более простыми, логически сформулированными и имеющими алгоритмическое решение математическими задачами.

Применение в языкознании математических методов нельзя рассматривать как самоцель. Это лишь одно из средств проникнуть в тайны построения и функционирования языка.

Для современного Казахстана актуальна проблема взаимодействия народов, проживающих на его территории. Казахстан чрезвычайно многонациональное государство, причем коренное население не является подавляющим по численности; кроме юго-западного региона республики, где казахов большинство. Взаимодействие между народами ведет к взаимному влиянию языков и, соответственно, антропонимических систем. К сожалению, этот вопрос остается на сегодняшний день практически неосвещенным.

Одним из факторов формирования казахского национального самосознания является полиэтничность Казахстана, что отразилось и продолжает отражаться на антропонимиконе современного казахского языка.

Взаимовлияние между казахскими и корейскими антропонимиконами проходит на фоне такого социального явления как межнациональные браки.

Помимо фамилии, которая осталось неизменной, каждый кореец обязательно должен знать свой понь (топонимическое имя - корень, основа, род), хотя понь не входит в состав официального имени. Лица, имеющие одно топонимическое имя, до сих пор составляют экзогамную группу, браки между членами которой запрещены.

Материалы корейского именника дают возможность наглядно проследить некоторые общие закономерности перехода от одной антропонимической системы к другой.

Взаимовлияние между казахским (тюркским) и чеченским антропонимиконами происходило в два этапа: а) контакты тюркских и нахских племен на территории Северного Кавказа (около ХП-Х1У вв.); б) контакты казахского и чеченского народов на территории Казахстана (XX век).

Для чеченского же антропонимикона казахские (тюркские) имена не оказались, как мы уже отмечали выше, абсолютно чужеродными, несмотря на 1) этническую разнородность, 2) языковую неродственность.

Во-первых, потому что не было исторической изолированности (начиная где-то с 10 века). Во-вторых, потому что была и есть общность вероисповедания.

Казахские (тюркские) имена встречаются как мононациональных чеченских семьях, так и в межнациональных. При этом в мононациональных семьях нарекают обычно детей именами, имеющими древнетюркские корни. В межнациональных семьях встречаются имена из разных этнолингвистических пластов, в том числе и собственно-казахские.

Взаимовлияние между казахским и татарским антропонимиконами имеет многовековую историю, распадающуюся на три этапа: 1) древнетюркский (VI-VII вв.); 2) период формирования наций (кон. XIX в. - нач. XX в.); 3) современный (XX в.).

Мотивы наречения в татарско-казахских семьях характерны для человека, живущего в современном обществе, свободного от суеверий и предрассудков. В банке данных, анализируемых имён нам практически не встречались охранные имена, отпугивающие злых духов т.п., так как у них не эстетичная семантика.

Выбор падает на благозвучные, с внутренней положительной экспрессией личные имена, в основном дескриптивного и дезидеративного характера.

Благодаря политике благоприятствования развитию национальных культур и сохранению их самобытности, количество межнациональных браков увеличивается. Соответственно, усиливается взаимовлияние между антропонимиче-скими системами различных народов, проживающих в Казахстане.

Необходимы специальные исследования, освещающие проблемы взаимодействия этнически родственных и не родственных антропонимических систем.

266

Антропонимическая система современного казахского языка развивается, она не изолирована, она взаимодействует с антропонимическими системами других языков, что ведет ко взаимному обогащению культур разных народов. Антропонимический фонд постоянно пополняется.

В данный момент наша задача состоит в необходимости регулярного сбора и систематизации всего многообразия личных имен и фамилий казахов, что позволит сохранить богатый языковой материал.

Антропонимическая система современного казахского языка - это подвижная и восприимчивая система, черпающая силы в традиционном наследии, стремящаяся к максимальной адаптированности в любой языковой среде.

Антропонимическая система современного казахского языка - это отражение всего спектра экстралингвистических и собственно лингвистических особенностей живого языка казахского народа.

 

Список научной литературыКульдеева, Гульнара Ильинична, диссертация по теме "Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)"

1. Абдуллаев Ф. Способы изучения антропонимов //Узбектили ва адабиети. -Ташкент, 1960.

2. Абулгази. Родословное дерево тюрков. Казань: Типо-литография ун-та, 1906. - I-XVI.

3. Айдаров Г. Библиографический указатель литературы по енисейско-орхонским и таласским памятникам дреннегюркской письменности. -Алма-Ата, 1979.

4. Айдаров Г. Язык орхонских памятников древнетюркской письменности VIII века. Алма-Ата: Наука, 1971.

5. Айтмуратов Д. Тюркские этнонимы: каракалпак, черные клобуки, черкес, башкурт, кыргыз, уйгур, тюрк, печенег, сак, массагст, скиф. Нукус: Каракалпакстан, 1986.

6. Айтмуратов Д. Тюркский этноним «кыпчак» // Вестник Каракалп. фил. АН УзССР. Нукус, 1990. № 4.

7. Акинер Ш. Формирование казахского самосознания. От племени к национальному государству. Алматы: «Гылым», 1998.

8. Алдарова Н.Б. Из охранных имен бурят //Ономастика Бурятии. Улан-Удэ, 1976.-Вып. 26.

9. Алишина Х.Ч. Ономастические данные для изучения этногенеза сибирских татар. // Этнографическое обозрение. 1994. № 3.

10. Алишина Х.Ч. Ономастика сибирских татар (на материале Тюменской области). Тюмень, 1999.

11. Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. -Алма-Ата: «Наука» Казахской ССР, 1959.

12. Аннаклычев Ш Мотивы выбора имен у туркмен. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. - М., 1970.

13. Аннаклычев Ш. К вопросу об антропонимике // Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. Ашхабад, 1969.14