автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Антропонимия тобольских и тюменских татар середины XVIII-XIX вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Гильфанова, Фарида Харисовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Антропонимия тобольских и тюменских татар середины XVIII-XIX вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Гильфанова, Фарида Харисовна

Введение

Глава I. Этноисторические, социальные и хозяйственно-культурные основы традиционной антропонимии тобольских и тюменских татар.

1. Происхождение и этнический состав

2. Социальная организация и административное устройство

3. Хозяйство сибирских татар, особенности материальной и духовной культуры

4. Обряд имянаречения

Глава II. Личные имена тобольских и тюменских татар середины

XVIII - XIX вв.

1. Аремзянско-надцинские татары

2. Искеро-тобольские татары

3. Бабасанские татары

4. Иштякско-токузские татары

5. Тюменские татары

6. Ялутровские татары

Глава III. Сравнение антропонимии тобольских и тюменских татар.

1. Сходство и различие в антропонимии тобольских и тюменских татар

2. Имена - генетическая основа татарских фамилий

Глава IV. Этнокультурные связи тобольских и тюменских татар.

1. Сравнение антропонимических систем тобольских и тюменских татар системами самодийских и угорских народов

2. Сравнение антропонимических систем тобольских и тюменских татар казахской и башкирской антропонимическими системами.

3. Сравнение антропонимических систем тобольских и тюменских татар системами поволжских татар

4. Сравнение антропонимических систем тобольских и тюменских татар с русской антропонимической системой

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Гильфанова, Фарида Харисовна

Историческая антропонимия - молодое научное направление, возникшее и развивающееся на стыке антропонимии и этничекой истории. Она исследует собственные имена опеделенного этноса, субэтноса, этнографической группы в их развитии и изменении на протяженнии определенного, обусловленного общими историческими закономерностями хронологического периода1 .

Связь собственных имен с историческим, социальным, этническим фоном представляет интерес для специалистов различных научных дисциплин. Актуальность исследования антроп'онимии -тобольских и тюменских татар середины XVIII - XIX вв. определяется сладуюйЦЙНЙи моментами:

1) неизученностью антропонимии тобольских и тюменских татар ;

2) необходимостью развернуть изучение процессов, происходивших в антропонимике тобольских и тюменских татар середины XVIII - XIX вв. (Этого можно достичь изучением поименного состава татар, в частности, в сравнении тобольских и тюменских);

3) возможностью применения полученных результатов исследования по антропонимии тобольских и тюменских татар для изучения этнических общностей как динамических систем на всем протяжении их истории, в том числе и на современном этапе, т.е. обеспечением исторической непрерывности в изученнии этнической истории.

Все эти обстоятельства предопределили актуальность темы, избранной для диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в том, чтобы путем систематизации и классификации материалов по антропонимии тобольских и тюменских татар середины XVIII - XIX вв. выделить особенности антропонимической системы тобольских и тюменских татар и, сравнивая с системами других народов, выявить этнокультурные связи тобольских и тюменских татар в изучаемый нами период.

Для достижения цели определены следующие задачи :

- научно описать и классифицировать антропонимическую систему тобольских, тюменских татар по данным архива и по материалам, собранным в поле;

- провести сравнительный анализ антропонимии внутри каждой из групп тобольских и тюменских татар и между собой;

- сравнить антропонимическую систему тобольских и тюменских татар с антропонимией обско-угорских народов, казахов, башкир, поволжских татар и русских.

Объектом настоящего исследования являются антропонимические системы тобольских и тюменских татар, а предметом - свойства антропонимических материалов отражать этническую историю этих этнических групп сибирских татар.

Сибирские татары, как отмечает Ф.Т. Валеев, это тюркское население Сибири, издавна обитающее в основном в сельских районах и городах Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей 2 . H.A. Томилов подчеркивает, что в настоящее время в Сибири проживает более 500 тыс. татар и среди них около 200 тыс. сибирских татар. Остальные татары Сибири являются выходцами из районов Поволжья и Приуралья, это прежде всего казанские татары, мишари, кряшены, другие группы европейских татар 3 . Западносибирские татары в научной литературе именуются в зависимости от их постоянного местожительства и этнонимических обозначений тюменскими , тобольскими, тарскими, барабинскими, томскими, и т.д. Татары, обитающие по рекам Иртышу и Тоболу носят название тоболо-иртышских4.

Наиболее значительная этническая группа тоболо-иртышских татар -тобольские татары. Для них характерно единое общегрупповое самоназвание тоболик, табулык 5 . В настоящее время они говорят на особом тобольском говоре тоболо-иртышского диалекта сибирских татар, в составе которого Д.Г. Тумашевой выделяется восточно-тобольский подговор 6 . Более конкретные сведения о расселении четырех локальных групп тобольских татар XVIII -XIX вв. даны H.A. Томиловым . В северную группу, аремзянско-надцинскую , входили татарские волости Би-Туртас, Кул-Туртас, Уват, Карбино-Ук, Надцы и Аремзян, расположенные по Иртышу севернее Тобольска до реки Туртас, включая и живущих еще несколько ниже по Иртышу уватских татар. Сформировавшись в XVI - XVIII вв. , эта группа приняла характер эндогамно-замкнутой общности . Далее, выделяя центральную группу тобольских татар, искеро-тобольскую, Н.А.Томилов отмечает, что эту группу татар в конце XVI-XVIII вв. образовали жители г.Тобольска и соседних селений по Тоболу и Иртышу, в основном несколько южнее Тобольска. Бабасанские татары расселились в исследуемый период в бассейне Тобола от низовьев Тавды и примерно до Маримовских юрт. Жители данной группы тобольских татар в XVII в. проживали в волостях Бабасан на Нерде, Бабасан, Кречатников на Ашле и Ашле. Ищтякско-токузская группа тобольских татар проживала в бассейне реки Вагая и Уватских болот.

Другая этническая группа тоболо-иртышских татар - тюменские татары, которые в конце XVI - XVII в, делились на три подгруппы: туринскую, тюменскую и ялуторовскую. Туринские татары расселились в основном в среднем и верхнем течении р. Туры и по ее притокам 8 . Тюменские татары обитали в низовьях Туры, по ее притоку Нице, Тоболу, частично в бассейнах рек Пышмы и Исети 9 , в сельских районах и городах Тюменской области проживают сегодня полностью три подгруппы тюменских татар . По современному административному делению они живут в районах: Байкаловском, Дубровинском, Тобольском, Тюменском, Ялуторовском и др 10.

Язык сибирских татар принадлежит к кипчакской группе тюркской ветви алтайской языковой семьи. Компактное расселение каждой из групп татар на территории Тоболо-Иртышского бассейна привело формированию у них отдельных наречий. В то же время, как подчеркивает Г.Х. Ахатов, языки тобольских , тюменско-туринских, ясколбинских, курдакско-саргатских и тарских татар взаимодействовали друг с другом и в целом имели общую основу в виде «говоров кипчакских и карлукских племен» 11 . Возникшая близость этих языков и дала возможность Д.Г. Тумашевой рассматривать их как говор

12 одного тоболо-иртышского диалекта . Она выделяет тюменский, тобольский, (с восточно-тобольским подговором) , заболотный, тевризский и тарский говоры. Тюменский говор охватывает тюменских и ялуторовских татар (тюменско-туринская группа), тобольский говор - тобольских и частично курдаксих татар, заболотный говор - ясколбинских татар, тарский говор -тарских, тевризский говор - большую часть курдакско-саргатских татар. Д.Г.Тумашева считает, что значительное языковое сходство имеют тюменский, тобольский и тарский говоры, на основе их языковых особенностей происходило создание общенародного языка тоболо-итрышских татар, наддиалектного койнэ 13 . Тем не менее единого разговорного языка тоболо-иртышских татар, по ее мнению, так и не возникло, различия говоров оставались существенными.

Особенности тюменского говора. Фонетические: преобладание звукосочетаний : ск, се;, шк, нщ и мк, м^, нк, : иске «старый» , ускан йыл «прошлый год», пашка «другой» и мэмке «водяная блоха», ацкар «понимать». Грамматические: Указательные местоимения: ошо, ша, монауы, анауы, аффикс причастия настоящего времени - атыран/ - атырын; аналитические времена имеют стяженные формы: алаты итем - алатыйтым, аффикс желательного наклонения 1 л. множ. числа: - айырын, -айыц: алайыГан / алайыц. Эйтэн, китэйеген ошо йертэн! Отрицательная форма 1 л. будущего времени: алмам / алман - алмабыс. Модальное слово икен сливается с предществующим словом: алаты икен - алатыйын, пирэте икэн - пирэтейин.

Особенности тобольского говора. Фонетические: преобладают звукосочетания сг, сг^ шг, шг'и мг, мГ, нг, нг: исге, усган, пашга, мэмге, ангар; дифтонгоидное произношение: сыу «вода», ^ыу «гнать», еу «дом», еурэн -«учиться». Грамматические стяженные формы времени: алган итем - алгантым, алатырган итем - алатыргантым. Отрицательная форма 1 л. будущего времени: алман - алмаспыс. Притяжательное склонение и множ. число от терминов родства: инэ-м-алар-га «к моей матери со всеми членами семьи», онна-быс-алар-ны «нашу бабушку со всеми домочадцами» 14 .

В выбранный для изучения период в разных группах сибирских татар в качестве самоназваний долгое время существовали племенные родовые названия или этнонимы этнических образований, вошедших в состав этих групп в качестве компонентов. К ним относятся: в тюменской группе - шибани (от шейбанидов), в тобольской, тарской и тюменской - нугай, ногай, в тарской группе - кидани, аялу, туралы, в курдакско-саргатской - курдаки, саргачи, сарты, в ясколбинской - некоторые тугумные наименования - юша, торна, цыплай и др., в барабинской - бараба, терна, келеве, лонга, теленгуты, сарты и др., в томской - яушталар, цапттыр, калмаклар. Некоторые из этих названий сохранились сейчас в употреблении. Так, башкиры, казахи, ханты и манси именуют татар хатань (кидани), турали, ногай, бараба, селькупы - тын, чулымские тюрки (цатлар, цаттар).15

Антропологические сведения по тобольским и тюменским татарам даны в трудах многих авторов. Например, работы Г.Ф. Дебеца и Т.А. Трофимовой в целом свидетельствуют о сходстве расового типа тобольских и барабинских татар с хантами и манси 16 . Ф.Т. Валеев отмечает, что антропологические типы сибирских татар с ярко выраженными признаками, присущими современным узбекам и таджикам, часто встречаются в городах Таре, Тобольске, Тюмени и многих татарских селениях , прилегающих к этим городам. Далее он пишет, что результаты смешанных браков тобольских татар с казанскими оказали

1 7 заметное влияние на антропологическое развитие части тобольских татар

Данные археологии позволили ученым М. Косареву, В. Могильникову, В. Чернецову обнаружить у тобольских татар антропологический тип второго порядка, который назван «чулымским» и известен также у ненцев и селькупов

1 Я Говоря о тюменских бухарцах, С.К. Патканов писал, что тип бухарцев сохранился довольно хорошо преимущественно в крупных юртах, где живет почти сплошное бухарское население (Ембаевские, Тураевские, Матьяровские). Там можно встретить красивые среднеазиатские типы с правильными чертами

19 лица и черными волосами

Ю.В. Бромлей отметил, что к западу от Енисея преобладает уральская раса во многих ее разновидностях, возникшая в целом как следствие давнего и неоднократного смешения монголоидных и европеоидных групп. Разные варианты этой расы представлены среди хантов, манси, селькупов, ненцев, западносибирских татар, северных алтайцев и шорцев 20.

В трудах авторов XVIII - начала XX в. были высказаны разные мнения по тюркскому населению Западной Сибири. Впервые проблемой выделения татарских групп в Сибири, оценкой их общности и связей друг с другом занимались в XVIII в. историки Г.Ф. Миллер и И.Е. Фишер 21 . Они выделяли следующие группы сибирских татар: тюменские, тобольские, ишимские, барабинские, чатские, применяя к ним общий термин сибирские татары.

Другое деление тюркских групп в средней полосе Сибири дал И.Г.

22

Георги . Он выделил такие группы: туралинцы, тобольские, томские, обские, чулымские татары, барабинцы, бухарцы, телеуты. П.А. Словцов выделил татар тюменских, впервые ялуторовских, тобольских, барабинских, верхотомских 23 Во второй половине XIX в. В.В. Радлов выделил барабинских, тарских, тобольских и тюменских татар, он также считал возможным говорить и о ялуторовских татарах 24 . Позднее он выделил из языка сибирских татар особое барабинское наречие, отнеся его к восточной группе тюркских языков ( к алтайским языкам ), языки же остальных трех групп ( тобольских, тюменских, тарских ) он объединил в иртышское наречие, как непосредственно связанное с западной ( кипчакской ) ветвью тюркских языков 25 . Значение радловской классификации языка сибирских татар заключается в том, что стали говорить не о языках отдельных групп татар, а о наречиях одной этнической общности

26 О смешанном характере тоболо-иртышских татар вслед за В.В. Радловым писал H.A. Аристов 27 , о проживании на Иртыше хотанов, ногаев, кара

28 кипчаков, иштяков и о приходе среднеазиатских тюрков писал Н.Ф. Катанов . Разные мнения были высказаны по чулымским тюркам. В.В. Радлов отмечал, что население среднего Чулыма - это татары, пришедшие в конце XVI в. с берегов Иртыша и Тобола 29 . З.Я. Бояршинова писала, что чулымские тюрки т л это «отатарившиеся финны»

Изучением сибирских татар во второй половине XX в. занималась В.В. Храмова. Она совершила поездку к сибирским татарам в 1949 г., что нашло отражение в ее трудах 31 . Самым активным периодом изучения сибирских татар считается период с 1960-х годов. В эти годы начал свои исследования по истории и этнографии сибирских бухарцев Ф.Т. Валеев , одновременно он п о проводил обследование тоболо-иртышских татар . Со второй половины 1960 г. изучением разных групп сибирских татар занимались ученые Томского и

Омского университетов. Особенности этногенеза сибирских татар нашли свое отражение в трудах сибиреведа H.A. Томилова 34 . В результате своих исследований H.A. Томилов пришел к выводу о том , что казанские и сибирские татары представляют собой два самостоятельных этноса. Вопросы исторической демографии тарских татар по материалам ревизских сказок

3 5 осветила Р.К. Сатлыкова , современный этнический состав барабинских

36 татар показала Н.В. Кулешова , проблемы происхождения барабинских татар

37 исследовал А.Г. Селезнев , проблемами генеалогии курдакско-саргатских

38 татар занималась С.Н. Корусенко и т.д.

В области антропонимики сибирских татар за последние десятилетия появились исследования многих авторов. На этнические связи и взаимодействие тюменских татар с обскими уграми на раннем этапе, которые отразились в топонимике тюменских татар, указывала З.П. Соколова 39 , на этнические связи с башкирами - Б.О. Долгих 40 . Древнетатарские и древнебашкирские антропонимы исследовал А.Г. Шайхулов 41 , исходя из которых можно объяснить происхождение многих имен тобольских и тюменских татар, в частности, онимы с корнем «айт». Объяснение происхождения антропонимов с компонентом «алда», «алтым» , «атым» дает Д.Г. Тумашева 42 . Р.Г. Кузеев исследовал антропонимы башкирского рода каракыпсак 43 , которые мы находим у тобольских и тюменских татар. О контактах сибирских татар с казахами Среднего и Малого жузов писал H.A. Томилов44, а В.В. Востров и М.С. Муканов показали в составе их племен такие роды как черкес, шихлар, байбакты, тазлар, кереиты и телеу 45 . Этноним «телеу» мы находим в составе большого числа имен тобольских и тюменских татар. Исторические исследования о пребывании кипчакских племен в Западной Сибири в VII - X вв. проведены К.Ш. Шаниязовым 46 , Б.Е. Кумековым 47 , H.A. Баскаковым 48 , Д.Г. Савиновым 49, эти связи с кипчаками отразились на антропонимической системе тобольских и тюменских татар. О средневековом кипчакском племени Токсаба писал В.В. Радлов 50 , об использовании названий родоплеменных объединений в качестве имен человека отмечал H.A. Баскаков 51 , данное явление зафиксировано Ф.В.

52

Ахметовой у заболотных татар . H.A. Томилов отмечал, что центры локализации средневековых кипчакских и древнетюркских этнонимов - это южные районы Тюменской области и преимущественно территория расселения бабасанских и иштякско-токузских татар 33 . Обряд имянаречения сибирских татар описан Ф.Т. Валеевым 54 , который имеет некоторые особенности по сравнению с имянаречением казанских татар. В последнее время появилось ряд статей Х.Ч. Алишиной 53 , которая рассматривает личные имена сибирских татар, бытовавшие в конце XVII - начале XVIII вв., новые и новейшие имена сибирских татар.

При работе над материалом использовались современные методы исторического и лингвистического исследований, главными из которых являются сравнительно-исторический и ареальный. Первый применяется при генетическом и этимологическом анализе терминов, с помощью второго устанавливалось пространственное распространение антропонимов. Далее не менее важные методы и приемы, которые использованы в данной работе, названы ниже.

I. Языковая атрибуция собранного ономастического материала. Национальная специфика имен каждого народа может быть установлена только путем изучения и сопоставления антропонимических систем в разных речевых ситуациях у разных народов.

2.Текстологический анализ. При выборе онимического материала из текста необходим анализ этого текста для уточнения роли в нем собственных имен, а также надежности и подлинности самого текста. Имя, как правило, не создается в тексте, а существует задолго до него и независим от него. Среди многочисленных и разнообразных текстов могут быть выделены такие, в которых собственные имена преобладают ( писцовые книги, описи и т.д. ) и такие, где имена встречаются лишь изредка ( тексты общего характера ). Первые могут быть названы ономастическими, и уже в соответствии с характером преобладающих в них имен, топонимическими, антропонимическими и т.д.

3. Классификация имен.

4. Стратиграфический анализ-исследование ономастического явления или процесса в хронологической последовательности от современности к более ранним периодам или от ранних периодов к современности, сопоставление отдельных этапов их становления.

5. Дифференциальный и генетический анализ. Объединение родственного и размежевание гетерогенного материала совершенно необходимо, например, при обработке полевых записей.

6. Реконструкция имен и их форм.

7. Этимологический анализ.

8. Форматный анализ (использование словарей). Есть языки, которые не имеют онимические форманты, например, тюркские, в антропонимии которых преобладают заимствования из арабского языка.

9. Анализ основ, вариантов имен.

Остановимся на основных терминах ономастики. Слово «ономастика» греческого происхождения и в переводе на русский язык означает «умение выбирать имя». Ономастикон - круг собственных имен, употребляемых каким-либо народом, отличается Значительной устойчивостью и традиционностью 56.

Ономическая лексика - по словам И. Заимова «это существенная часть языка, незавивисимо от того , современному или прошлому его состоянию принадлежат данные имена». Имена возникают из готовых языковых элементов, ясных в момент их создания, поскольку с их помощью необходимо обозначить нечто, например, географический объект, служащий для ориентирования в пространстве57.

Понятие апеллятив и его онимизация: основное назначение имен нарицательных - называть неопределенные объекты, соотнося их с известным классом вещей и понятий. Основное назначение имен собственных - называть определенные объекты внутри известных классов вещей. При этом соотнесение с понятием не требуется, поскольку известный класс вещей уже связан с понятием. Вот этот момент и позволяет прибегать к так называемому вторичному использованию известных слов для новых номинаций, которые могут не иметь видимых связей с первоначальным и основным использованием лексических единиц: пароход «Орел», кошка Муха, лощадь Цыганка и т.д. Нарицательные имена орел, муха, цыганка по отношению к указанным собственным являются апеллятивами. Термин апеллятив противопоставляется в ономастике термину оним. Термин оним более системен, чем термин имя собственное, так как он связан с такими терминами как ономастика, ономастикон, онимизация, а также с названиями всех разрядов онимов (антропоним, зооним и т.д.) и со всеми названиями разделов ономастики (топонимика, астронимика и т.д.)58.

Онимизация апеллятива - это древнейший способ создания собственных имен. Порывая с классом апеллятив, такие имена в дальнейшем подвергались своим собственным, онимистическим перестройкам (деривация). Возникая для обозначения одного объекта, имя нередко переходило на иной объект (трансонимизация).

Этимологизация онима - это доведение его до соответствующего имени нарицательного или другого собственного, от которого оно образовано, т.е. это своеобразное низведение собственных имен на ступень ниже, возвращение на «исходные рубежи», откуда начиналась его эволюция как имени собственного. Этимологизация - это всегда гипотеза, (там же).

Фамилия - наследственное имя семьи, первичной ячейки 59 . В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированных людей, горстки аристократов. Фамилии родовых людей позволяют, например, проследить маршруты больших и малых миграций (там же).

Основным источником для написания настоящей работы послужили первичные материалы 4-й - 10-й ревизий населения (1782 - 1858 гг.) и Первой всеобщей переписи населения (1897 г.), хранящиеся в Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области: 4-я ревизия (1782 г.) - Ф. 154, оп. 8, д. 31; 5-я ревизия (1795 г.) - Ф. 154, оп. 8. Дд. 142, 143; 6-я ревизия (1811 -1812 гг.) -Ф. 154, оп. 8, д. 307; 7-я ревизия (1816 г.) -Ф. 154, оп. 8. Д. 354; 8-я ревизия (1854 г.) - Ф.154, оп 8. Дд.459, 460,470; 9-я ревизия (1850 г.) - Ф. 154, оп. 8, дд. 642, 649; 10-я ревизия (1858 г.) - Ф. 154, оп. 8, дд. 815, 889, 893, 894; перепись населения 1897 г. - Ф.417, оп. 2, дд. 2310, 2311, 2313, 2314, 2315, 2316, 2444, 2445, 2446, 2448, 2449, 2450, 2452, 2453, 2531, 2532, 2533, 2534, 2535, 2536, 2537, 2538, 2539,2636, 2637, 2638, 2640.

Решение о проведении ревизий населения было принято в 1718 г. с целью учета населения. Только 4-я ревизия (1782 г.) охватила так называемых ясашных инородцев Сибири и другие народности окраин, где до этого проводились частные ревизии. Первичную разновидность материалов российских переписей составляют посемейные ревизские сказки, в которые включились основные для антропонимического исследования элементы: фамилия, имя и отчество, семейное положение, имена родителей, жены, детей, братьев, сестер и т.д., этносоциальное положение.

Большое значение в этимологизации антропонимов, почерпнутых из различных источников, имели поездки автора в места проживания тобольских и тюменских татар и сбор этнографического материала путем непосредственного опроса самого населения 60.

Население опрашивалось по следующим вопросам:

1). Имя , фамилия, год рождения, место рождения.

2). Имена, фамилии родителей, год рождения, место рождения.

3). Что Вы знаете о своем имени?

4). Как происходит обряд имянаречения?

5). Дают ли имена умерших?

6). Какие знаете прозвища?

Ответы на все эти вопросы записывались на магнитофонную ленту, татарском опрашиваемые говорили на сибирско-гязыке. Опрос велся в основном среди пожилых людей (пенсионеров), которые часто были дома в летний период. Интересную информацию сообщила пенсионерка юрт Янтыковских Шамсинур Шархимуллина (1932 г.). Она поделилась, что поменяли имя дочери в возрасте двадцати лет, так как дочь до этого часто болела. При рождении ее называли Малика, а сейчас ее зовут Минниса. Аналогичный случай был в г. Тюмени. Ибрагимова Равиля (1954) и Варис (1953 г.) сменили имя дочери, которая в два х>да тяжело заболела. После выздоровления бабушка посоветовала им сменить 1мя Венера на мусульманское Мунира. Это делается с той целью, чтобы юлезнь вновь не повторилась, чтобы с новым именем девочка росла здоровой, ;частливой.

Практическая значимость и научная новизна работы заключается в том, что щнная диссертация - первое исследование, выполненное по проблематике [сторической антропонимики сибирских татар на таком длительном [сторическом периоде, с серидины XVIII - XIX вв. Впервые в научной литературе иссследуются изменения, происходившие в антропонимии тобольских и тюменских татар, дано научное описание и сравнение антропонимических систем указанных татар, установлена их генетическая связь. Впервые дано сравнение антропонимических систем тобольских и тюменских татар с системами других народов, с которыми они контактировали в процессе этнокультурных связей. Поскольку в настоящее время у сибирских татар нет своей письменности, язык сохраняется только в разговорном варианте в основном среди представителей старшего поколения, материалы, приведеннные в диссертации, могут быть использованы при разработке проблем ревитализации говора тобольских и тюменских татар. В этом автор видит практическую значимость своей работы.

Кроме публикаций 61 автор докладывал основные положения диссертации в сообщениях, сделанных на Международной конференции «Исламская цивилизация в преддверии XXI в.» (к 600-летию ислама в Сибири) в г. Омске в 1994 г., на Всероссийской научной конференции «600-летие проникновения ислама в Сибирь» в г. Тюмени в 1995 г., на Второй всеросссийской научной конференциии «Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций» в г. Омске в 1995 г., на региональной научно-практической краеведческой конференции «Словцовские чтения - 96» в г. Тюмени в 1996 г., на Международной научной конференции «Россия и Восток, проблемы взаимодействия» в г. Омске 1997 г., на региональной научно-практической конференции «Словцовские чтения - 97» в г. Тюмени в 1997 г., на Второй всероссийской научно-практической конференции «Катанаевские чтения - 98» в г. Омске в 1998 г., на IV Международной научной конференции «Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий» в г. Омске в 1998 г.

Диссертация состоит из введения, четырех глав и приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Антропонимия тобольских и тюменских татар середины XVIII-XIX вв."

Заключение

Целью работы было - изучение проблемы этнической истории сибирских татар путем выявления этнокультурных связей тобольских и тюменских татар по материалам антропонимии. Для этого была научно описана и классифицирована антропонимическая системЕа тобольских и тюменских татар по данным архива и материалам, собранным в поле, проведен сравнительный анализ антропонимии внутри каждой из групп тобольских и тюменских татар и между собой, сравнена антропонимическая система тобольских и тюменских татар с системами других народов. В результате исследований пришли к следующим выводам.

Основу именника тобольских татар с 4-й ревизии населения ( 1782 г.) по Первую всероссийскую перепись населения ( 1897 г.) составили древнетюркские имена, имена-обереги, мотивированные и немотивированные имена, имена из арабского языка и языка фарси, которые пришли с бухарцами и казанскими татарами. Основу же именника тюменских и ялуторовских татар составили типичные имена сибирских татар, которые нарекали ребенка обычно по внешнему виду, в основу имени вкладывали слово любовь, прошение у всевышнего о ребенке, сравнение с солнцем и луной или в имени отражали время, место рождения и т.д. , т.е. мотивированные имена. В их именнике были также широко представлены имена-обереги и имена, связанные с мусульманской религией, которые пришли с бухарцами и казанскими татарами. Именник тюменских и ялуторовских татар отличается от именника тобольских тем, что у тюменских и ялуторовских татар больше имен-оберегов и имен, связанных с влиянием ислама. Это можно объяснить тем, что распространением и укреплением ислама долгое время занимались бухарцы. Тюменские бухарцы значительно повлияли на именник тюменских и ялуторовских татар.

Весь аитропонимический материал, исследуемый в историческом плане, дает возможность выделить основные генетические пласты именника тобольских и тюменских татар. А 1-ому пласту развития относятся имена, унаследованные из средневековых кипчакских и древнетюркских этнонимов и антропонимов, например, Токсаба, Кашба, Арыба, Кортбай и др. Ко 2-ому пласту относятся имена, связанные с распространением ислама, например, Аптулла, Мухамет, Шамсетдин и др. К 3-ему пласту - имена, заимствованные из антропонимикона других народов в результате этнокультурных связей, например, антропонимы Мурза, Окуп, Югуп, Егуп пришли из именника манси, Енгуль, Енбай, Еманай, Елтабай - из именника ханты, имена Гайша, Косокбай и др. из именника башкир, имена с компонентом "телеу", "берди" из казахского именника, Азис / Асиз - из именника узбеков, Матай, Матый пришли из монгольского языка.

Многие имена тобольских и тюменских татар стали генетической основой многих татарских и русских фамилий, сохранившихся до наших дней, например, Качкуров, Кашкаров, Куртяев и т.д. Иноязычность фамилий тобольских и тюменских татар социально обусловлена и является следствием контактов с другими народами. Большое количество башкирских, казахских фамилий - прямое отражение длительных и разносторонних хозяйственных, культурных взаимоотношений.

Данная работа первая по антропонимии сибирских татар и в дальнейшем можно продолжить изучение антропонимии других групп татар. По данным антропонимии сибирских татар можно продолжить теоретические и методологические разработки в плане изучения теории этнической истории в целом, этнических общностей, этнических процессов в частности, этнокультурных .

 

Список научной литературыГильфанова, Фарида Харисовна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Авдеев И.И., Струкова И.П. Тобольские и тюменские татары: (Историко-этнографический очерк) // 7 Омская область. 1937. № 3 -С. 66-73.

2. Авдеев И.И., Струкова И.П. Тобольские и тюменские татары: (Историко-этнографический очерк) // АИЭЛ. Ф.к. -У. Оп. 1. № 2. С. 28.

3. Алишина Х.Ч. Личные имена сибирских татар (Тюменская область) // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. -Омск, 1998.-С. 298 -302.

4. Алишина Х.Ч. Ономастические данные для изучения этногенеза сибирских татар. Этнографическое обозрение, 1994 г. №3 С. 69 - 74.

5. Аристов H.A. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // ЖС. 1896. Вып. Ш-1У.- С. 277456.

6. Ахатов Г.Х. О восточном диалекте татарского языка // Вопр. диалектологии тюркских языков.-Баку, 1958. С. 51-65.

7. Ахатов Г.Х. Выступление // Вопр. диалектологии тюркских языков. -Казань. 1960, С. 106-111.

8. Ахметова Ф.В. Эпические параллели якутской "Эллэйады" и татарских дастанов // Этногенез и этническая история тюркоязычного народа Сибири исопредельных территорий. Омск, 1979. - С. 168-171.

9. Баташев А.Н. Соотношение антропологического состава средневекового и современного населения Омского Прииртышья // Смены культур и миграции в Западной Сибири. -Томск, 1987. С. 106-109.

10. Багашев А.Н. Антропологический состав средневекового населения Среднего Прииртышья // Палеантропология и археология Западной и Южной Сибири. Новосибирск, 1988. - С. 22-54.

11. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. Из-во шестое. Москва, «Русский язык», 1985.

12. Баскаков H.A. Алтайский язык: (Введение в изучение алтайского языка и его диалектов). М., 1958. - 115 с.

13. Баскаков H.A. Тюркские языки. М., 1960 234 с.

14. Баскаков H.A. Этнолингвистическая классификация диалектных систем современных тюркских языков // Тр. У11 Международного конгресса антропологических и этнографических наук. М., 1970. Т. 5, - С. 682-668.

15. Бахрушин C.B. Сибирские служилые татары а ХУ11 в. // Исторические записки. 1937. Т. 1. С. 55-80.

16. Бахрушин С.З. Очерки по истории колонизации Сибири в ХУ1 -ХУП вв. //Научные труды. М., 1955, Т. Ш. Ч. I. - С. 15-162.

17. Богомолов В.Б, Томилов H.A. К проблеме этногенеза и этнокультурных связей сибирских татар (По материалам орнаментов томских и барабинских татар) // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск, 1973. С. 129-131.

18. Бояршинова З.Я. Население Томского уезда в первой половине ХУП века // ТТГУ. Томск, 1950. Т. Ш. - С. 24-210.

19. Бромлей И.В. Основные виды историко-культурных общностей и тенденции их динамики // СЭ. 1981. № I. С. 10-23.

20. Валеев Ф.Т. К вопросу о материальной культуре сибирских бухарцев и ташкентцев (Коллекция предметов быта Омского краеведческого музея) // Общественные науки в Узбекистане. 1963. №1. С. 63-66.

21. Валеев Ф.Т. Бухарский волостной исполнительный комитет в Тобольском уезде (1919 1924 гг.) // Из истории Советского Узбекистана. -Ташкент, 1965. - С. 41-49.

22. Валеев Ф.Т. Сибирские бухарцы во второй половине XIX начале XX в.: (историко - этнографический очерк): Автореф, дис. . канд. ист. наук. -Ташкент, 1965. - 16 с.

23. Валеев Ф.Т. Некоторые черты традиционных'свадебных обрядовзападносибирских татар // Материалы по этнографии Сибири. Томск, 1972. -С. 99-116.

24. Валеев Ф.Т. К этнической истории тарских татар // Из истории Сибири. -Томск. 1975. Вып. 16. С. 215-219.

25. Валеев Ф.Т. К вопросу об этногенетических и этнокультурных контактах западносибирских татар с татарами Поволжья // Языки и топонимия. Томск, 1976. - С. 138-141.

26. Валеев Ф.Т. Обереги как пережиток доисламских верований у сибирских татар (По данным полевых этнографических наблюдений в районах Омской и

27. Тюменской областей) // Из истории Сибири. Томск, 1976. Вып. 19. - С. 244249.

28. Валеев Ф.Т. Алтайские этнические элементы у западносибирских татар // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 104122.

29. Валеев Ф.Т. Западносибирские татары во второй половине XIX- начале XX в.: Историко-этнографические очерки. Казань, 1980. -32

30. Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Казань, 1993. - 208 с.

31. Василевич Г.М. Древнейшие этнонимы Азии и названия эвенкийских родов // СЭ, 1946, № 4. С. 34-49.

32. Васильев В.И. К проблеме этногенеза северосамодийских народов // Социальная организация и культура народов Севера. М., 1974. - С. 133-175.

33. Востров В.В. Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX начало XX вв.). - Алма-Ата, 1968. - 255с.

34. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб. 1799. Ч. 2.-176 с.

35. Гильфанова Ф.Х. Характер и формы проявления религиозности среди мусульманского населения Тюменского района // Ислам, общество, культура. -Омск, 1994.-С. 50-51.

36. Гильфанова Ф.Х. Характеристика антропонимии тюменских татар середины ХУШ XIX вв. (по материалам ревизских сказок) // Влияние ислама на культуру народов Сибири: Тезисы докладов и сообщений. - Тюмень, 1995. -С. 100. - 102.

37. Гильфанова Ф.Х. Особенности антропонимии тобольских татар 2-й половины ХУШ XIX веков, (по материалам ревизских сказок) Словцовские чтения - 96,-Тюмень, 1997. - С. 117-118.

38. Гильфанова Ф.Х. Сходство и различие в антропонимии тобольских и тюменских татар середины ХУШ XIX вв. // Россия и Восток:традиционная культура, этнокультурные и этносоциальные процессы.1. Омск, 1997. С.226 -229.

39. Гильфанова Ф.Х. Сравнение антропонимических систем тобольских и тюменских татар с системами самодийских и угорских народов Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Изд-во Тюм. гос. ун - та, 1997. - С. 27-28.

40. Гильфанова Ф.Х. Основной фонд имен тобольских и тюменских татар середины XVIII- XIX вв. и современность / Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1998. - С. 296.

41. Головнев A.B. К вопросу о тюркско-угорских контактах в Нижнем Прииртышье // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий: Тез. докл. по этнографии. Омск, 1984, С. 31 - 34.

42. Громыко М.М. Некоторые вопросы истории сибирского крестьянства в период феодализма// Проблемы истории советского общества Сибири. Новосибирск, 1970. С. 4 37.

43. Громыко М.М. Западная Сибирь в ХУШ в. -Новосибирск, 267 с Дебец Г.Ф., Левин М.Г., Трофимова Т.А. Антропологические ма териалы как источник изучения вопросов этногенеза: (Тезисы). М. Г951. - 11 с.

44. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в ХУП в. М., 1960.-622 с.

45. Дульзон А.П. Диалекты татар-аборигенов Томи // УЗ ТГПИ Томск, 1956.1. Т. ХУ. С. 297-379.

46. Еремин Г.И. Доисламские верования "заболотных татар" Западной Сибири: (К вопросу об этногенезе) // Вопр. истории СССР. М.,1972,

47. ЗияевХ.З. Узбеки в Сибири (ХУП XIX вв.). - Ташкент, 1968. 75 с. Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. - М., 1976. - 324 с.

48. Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против иноземцев Западной Сибири // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1904. Вып. ХУ. С. 3-28.

49. Корусенко С.Н. Генеалогии как историко-этнографический источник по курдаксо-саргатским татарам // Проблемы этнографии и социологии культуры. -Омск. 1988.-С. 49-51.

50. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974. 569 с. Кулешова Н.В. Материалы к изучению современного этнического состава барабинских татар // Проблемы этнографии и социологии культуры. -Омск. 1988 - С. 21-22.

51. Кусимова Т. Словарь «Башкирские имена» -Уфа, 1982. Малиновская С.М. Историческая антропонимия селькупов. Дис.канд. ист. наук. М., 1989. - 170 с.

52. Миллер Г.Ф. История Сибири. -М.; Л., 1937. Т. 1. 607 с

53. Миллер Г. Ф . История Сибири м.; Л., 1941. Т. 11 - 641 с

54. Могутаев М.К. Хантыйско-русский словарь, Томск, 1996.

55. Небольсин П.И. Покорение Сибири / Отеч. зап. СПб., 1848.- Т. 60. - С. 225 - 266.

56. Огородников В.И. Очерк истории Сибири до начала XIX стол. Иркутск, 1920. Ч. 1.-289 с.

57. Патканов C.J1. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. СПб., 1911.1. II. Тобольская, Томская и Енисейская губернии. 423 с.

58. Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. СПб., 1912.T.I.-C.174.

59. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. -Л., 1069. 196 с.

60. Прокофьева Е.Д./ С участием В.Н. Чернецова и Н. Ф . Прытковой. Ханты и манси // Народы Сибири. Н Л., 1956. С. 570-607.

61. Рабцевич В.В. К вопросу об управлении аборигенным населением Западной Сибири в 80-х годах ХУШ первых десятилетиях XIX столетия // Вопр. истории Сибири досоветского периода Бахрушинские чтения, 1969). -Новосибирск, 1973. - С. 234-244.

62. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. СПб. 1872. Ч. IV.-456 с.

63. Радлов В.В. Этнический обзор тюркских племен Южной Сибири Джунгарии. Томск, 1888. - 26с

64. Сатлыкова P.A. Современное расселение татар Среднего Прииртышья // Современные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири Томск, 1981. С. 61-73.

65. Сатлыкова Р.К. Культурно-бытовые взаимодействия населения

66. Среднего Прииртышья // Этнокультурные процессы в Западной Сибири. Томск, 1983. С, 163-174.

67. Сатлыкова Р.К., H.A. Томилов. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья (Рецензия) // Общественные науки в СССР: Сер. 5. 1983. № 6.-С. 210-212

68. Сатлыкова Р.К. Татары Среднего Прииртышья: Авторе, дис. . канд. ист. наук.-М., 1986,- 19 с.

69. Саттаров Г.Ф. Исемнэр йолдызлыгы //Казан утлары. -1990, № 8, С. 173-178.

70. Саттаров Г.Ф, Исем эзлим // Азат хатын. 1989, № 3, С. 2-5.

71. Саттаров Г.Ф. Синонимик, антонимик Ьэм омонимик кеше исемнэ -ре // Совет мэктэбе. 1982, № 7. -С. 22 -25.

72. Симченко И.Б. Тамги народов Сибири ХУП века. М., - 1965.-227 с.

73. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1638. Кн. I. " 589 е., СПб., 1844. Кн. 2. - 544 с.

74. Соколова З.П. К происхождению современных манси // СЭ. 1979, № 6. -С. 46-56.

75. Суперанская А.З. Теория и методика ономастических исследований. М., 1977.-С.355 - 358.

76. Томилов Н,А. Современные этнические,культурные и бытовые процессы сибирских татар // Автореф, дис. . канд. ист. наук. М., 1972. - 20 с.

77. Томилов H.A. Изучение этногенеза сибирских татар в советской литературе (К вопросу об угорском и самодийском компонентах) // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск. 1973, - С. 132134.

78. Томилов H.A. Новые этнографические материалы к этногенезусибирских татар // Тез. докл. на сессии, посвященной итогам полевых этнографических и антропологических исследований в 1974 -гг. (май 1976 г.). -Душанбе 1976. С. 42-44.

79. Томилов H.A. О тюркском компоненте в составе сибирских та тар / Языки и топонимия. Томск, 1976. - С. 134-138.

80. Томилов H.A. О некоторых современных этнических процессах у западносибирских татар // Проблемы археологии и этнографии. JI 1977. Вып. I. -С. 122-133.

81. Томилов H.A. Новые материалы к этногенезу и этнокультурной истории сибирских татар // Этнокультурная история населения Западной Сибири. " Томск, 1978.-С. 88-95.

82. Томилов H.A. Этнолингвистическая классификация и этнокультурная дифференциация сибирских татар // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Краткие сообщения. Л., 1978. С. 109

83. Томилов H.A. Этническая дифференциация тюркского населения Западно-Сибирской равнины // Этногенез и этническая история тюрко-язычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979. - С. 144148.

84. Томилов H.A. Казахи Западной Сибири в конце ХУП первой четверти XIX в. // Этногенез и этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. - Омск, 1983. - С. 68-86.

85. Томилов H.A. Этническая история тюркоязычного населения ЗападноСибирской равнины конца XVI начала XX в. - Новосибирск, - С. 30-39.

86. Трофимова Т.А. Тобольские и барабинские татары: Антропологический очерк//ТИЭ. Н.С. М.; Л. 1947. Т. I. С. 194-215.

87. Тумашева Д.Г. Восточный диалект татарского языка и его отношение к татарскому литературному языку и другим его диалектам // Вопр. диалектологии тюркских языков." Казань, 1960. С. 45-52.

88. Тумашева Д.Г. Диалекты сибирских татар. Казань, 1977. -293 с. Тумашева Д.Г. Языковые связи сибирских татар // Этническая историятюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий:

89. Тез. докл. по лингвистике. Омск, 1984. - С. 38-42.

90. Фишер И.Э, Сибирская история. СПб., 1774. - 331 с.

91. Храмова В,.В„ Колхозы "заболотных" татар (По материалам 1948 г.).

92. Рукопись, 1948 //АйЭЛ. Ф. К-1. Оп. I. № 212. -24 с.

93. Храмова В.В. Предварительное сообщение о поездке к сибир -ским татарам в 1949 г„ (Рукопись, 1949) //АИЭЛ. Ф. К-1. Оп. 2. № 33. 21 с.

94. Храмова Б.В. Заболотные татары // ИВГО. 1950. Т. 82. Вып. 2 С. 174183.130

95. Храмова В.В. По колхозам сибирских татар. (Рукопись, 1951) // АИЭЛ. Ф К-1. Оп. 1.№704, -40 с.

96. Храмова В.В„ Западносибирские татары // Народы Сибири. М.; Л., 1956.-С. 473-491.

97. Шайхулов А.Г. Татарские и башкирские личные имена тюркского происхождения: Учебное пособие. Уфа, 1983. - С. 55.

98. Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа ( Историкоэтнографическое исследование на материалах кипчакского компонента). 1. Ташкент, 1974. 343 с.

99. Ядринцев Н.М. Западно-Сибирская низменность // Живописная Россия.

100. СПб.; М., 1884. Т.Х1. С. 49282.1. СОКРАЩЕНИЯ

101. АТМГЗ Архив Тобольского государственного музея-заповедника

102. ГАТОТ Государственный архив Тюменской области (Тобольск)

103. МАЭ ОмГУ Музей археологии и этнографии Омского государственногоуниверситета

104. МИА Материалы и исследования по археологии СССР НТ НГПИ - Научные труды Новосибирского государственного педагогического института С А - Советская археология СА - Советская этнография

105. ТГМЗ Тобольский государственный музей-заповедник

106. ТГУ Томский государственный университет им. и.В. Куйбышева

107. ТИЗ Труды Института этнографии АН СССР

108. ТТГУ Труды Томского государственного университета

109. Тюм ОКМ Тюменский областной краеведческий музей

110. УЗ ИГПИ Ученые записки Иркутского государственного педагогическогоинститута

111. УЗ ТПИ Ученые записки Томского государственного педагогического института

112. УЗ ТГУ -Ученые записки Томского государственного университета ЦТ ДА Центральный государственный архив древних актов ЦГИА - Центральный государственный исторический архив