автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.20
диссертация на тему:
Антропонимы в шорском героическом эпосе

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Токмашев, Денис Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Новокузнецк
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.20
Диссертация по филологии на тему 'Антропонимы в шорском героическом эпосе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Токмашев, Денис Михайлович

Введение.

Глава I. Антропонимика и шорский героический эпос.

1.1. Изучение тюркской антропонимии.

1.2. Антропонимика и тюркский фольклор.

1.3. Семантика шорских бытовых и эпических антропонимов.

Выводы к 1-й главе.

Глава П. Семантическая и словообразовательная структура шорских эпических антропонимов.

ПЛ. Лексико-семантическая классификация антропонимических основ в шорском героическом эпосе.

П. 1.1. Лексико-семантическая группа "светила, стихии и явления природы".

П. 1.2. Лексико-семантическая группа "животный и растительный мир".

П. 1.3. Лексико-семантическая группа "предметы материальной культуры".

П. 1.4. Лексико-семантическая группа "физические и психологические качества человека".

П. 1.5. Лексико-семантическая группа "титулы и социальные термины".

П. 1.6. Лексико-семантическая группа "цветообозначения".

П.2. Словообразовательная структура шорских эпических антропонимов.

Выводы ко П-й главе.

Глава Ш. Этнолингвистические пласты в шорском эпическом антропонимиконе.

Ш.1. Собственно тюркский пласт.

Ш.2. Тюрко-монгольский пласт.

Ш.2.1 Заимствования из монгольских языков в тюркские.

Ш.2.2. Заимствования из тюркских языков в монгольские.

Ш.2.3. Общие для тюркских и монгольских языков лексемы, направление и характер заимствований которых не определен.

Выводы к Ш-й главе.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Токмашев, Денис Михайлович

Шорский героический эпос, как неиссякаемый источник языка, истории, эт-нокультуры, мировоззрения народа, содержит богатый материал для ономастических исследований. Ономастика [от греч. опошаБШсё ^ёсИпё) 'искусство давать имена'] - раздел языкознания, изучающий собственные имена.

В данном диссертационном сочинении рассматриваются собственные имена персонажей шорского героического эпоса, составляющие один из специфических пластов лексики шорского языка - антропонимы. Антропоним (от греч. апЛгброз 'человек' и опуша 'имя') - «любое собственное имя, которое может иметь человек (или группа людей), в т.ч. личное имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним, тайное имя, кличка» [Подольская, 31]. Имена эпических персонажей составляют наиболее обширный сектор ономастического пространства шорского героического эпоса и изучаются разделом ономастики - антропонимикой, предметом который являются закономерности возникновения и развития антропонимов, их структура, антропонимическая система, модели, исторические пласты в антропонимии того или иного этноса, взаимодействие языков в антропонимии [ЛЭС, 37].

Поэтическая антропонимия (ономатопоэтика), изучающая собственные имена в художественных литературных произведениях, к которым мы относим и фольклор как образец народной литературы, является недостаточно исследованной областью в шорском языкознании. Имена эпических персонажей, в свою очередь, составляют особый пласт в ономатопоэтике, сочетая признаки как литературных, так и бытовых собственных имен. В литературной ономастике очень важен момент индивидуального творчества отдельного автора в противоположность народному преданию, отражающему своеобразную предысторию целого коллектива и находящемуся на грани литературного произведения, исторического повествования и религиозного верования. Ономастика фольклора стоит ближе к именам реальных и вымышленных людей и вещей, чем к ономастике литературной [ТМОИ, 10].

Если изучение литературной антропонимии преследует, прежде всего, задачи литературоведческого, социолингвистического плана, то фольклорная, особенно эпическая антропонимия, предлагает разработки лингвофольклористического, этнолингвистического характера. Имя эпического героя, как многоаспектное образование, включает в себя и мифологический, религиозно-философский аспекты. В тюркском эпосе почти нет собственных имен, не связанных с какими-либо исключительными качествами героя или не имеющих отношения к обрядам и обычаям, первобытным или более поздним верованиям, к истории и этнографии народа [Ур-манчеев, 23].

Лингвистическое описание фольклора, в том числе и антропонимии как раздела лексики, является одной из актуальных задач шорского языкознания, В фольклорных произведениях закреплена информация о разных стадиях формирования общественного и индивидуального сознания человека.

На ценность эпоса и произведений фольклора как источников для сравнительно-исторического изучения тюркских языков указывал Э.Р. Тенишев: «Язык фольклорных произведений (в особенности обрядовых формул) устойчиво сохраняет старые черты как наддиалектного, так и диалектного типов. Язык тюркского фольклора почти не исследован. Определенная работа проделана лишь по изучению языка эпоса «Книга моего деда Коркуда», киргизского эпоса «Манас», якутских олонхо и туркменских сказок. Необходимо систематическое изучение языка тюркского эпоса и произведений фольклора, разработка методики такого исследования» [Тенишев 1973,123].

Шорские эпические сказания, генетически связанные с эпосом тюрков, содержат ценные сведения о реалиях тюркского мира со времен раннего Средневековья. В основе направления исследования лежит идея об особенностях языкового построения фольклорного произведения, которые проявляются на всех его уровнях — фонетическом, лексическом, грамматическом [Шенцова 2002,145].

Количественный фактор (преобладание лексем определенной лексико-семантической группы) и функциональная нагрузка лексем позволяют выявить специфику фольклорного текста. Антропонимы в тексте фольклора предстают не как «.мозаичное собрание разрозненных личных имен, но как строго структурированная система со столь же отлаженным семантическим "костяком" - семантической подсистемой, в которой нет места так называемым "случайным" именованиям» [СИГГЯЛ, 620].

Соответственно, денотативная база шорского эпического антропонимикона также состоит не из случайных, разрозненных элементов, а включает слова строго определенных тематических групп в органичной взаимосвязи друг с другом.

Лексемы - репрезентанты предметных денотатов (к которым относятся также обитатели эпического мира) фольклорного произведения по сравнению со спонтанным речевым произведением выполняют не только денотативную функцию, но и в значительной степени символическую.

Изучение шорской эпической антропонимии в сравнении с именами персонажей эпоса близкородственных тюркских народов Саяно-Алтая — алтайцев, хакасов и тувинцев - позволяет определить их взаимные сходства и различия. Наличие большого количества параллелей делает возможным выделить ряд антропонимиче-ских изоглосс — эпических имен саяно-алтайских тюрков со сходной или аналогичной семантической и словообразовательной структурой. Это указывает на общность эстетических и мировоззренческих установок тюркских народов Южной Сибири, на генетическое родство их языков и культур. «Имена персонажей народной мифологии, а также имена сказочных и былинных персонажей легко распространяются (порой с некоторыми модификациями) по всей территории, занимаемой данным народом» [ТМОИ, 63].

Сопоставление имен шорских эпических героев с древнетюркскими личными именами представляет интерес в плане определения тюркской ономастической константы и степени устойчивости древнетюркских антропонимов. Структурно-семантические параллели между личными именами древних тюрок и именами персонажей южносибирского тюркского эпоса говорят об их гомогенности. Большая часть шорских эпических имен восходит к древнетюркской антропонимической системе.

Наличие нетюркских, иноязычных по происхождению, элементов в сфере шорского эпического антропонимикона должно свидетельствовать об их более позднем проникновении в язык эпоса, о культурно-исторических контактах шорского народа в эпохи, последующие за древнетюркской. Эти элеметы вьщеляются в результате этимологического анализа основ шорских эпических антропонимов.

Таким образом, целью настоящего исследования является системный структурно-семантический анализ антропонимов в шорском героическом эпосе в сопоставлении их с эпическими именами близкородственных тюркских народов Саяно-Алтая и древнетюркскими личными именами, определение специфики эпического имени в отличие от бытового, описание прагматики и функционирования антропонимов в шорском героическом эпосе, вычленение этнолингвистических пластов в шорском эпическом антропонимиконе.

Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить ряд задач:

- составление возможно более полного реестра шорских эпических антропонимов в результате сплошной ономастической выборки из опубликованных произведений шорского героического эпоса и доступных рукописей;

- сопоставительный анализ шорских бытовых и эпических антропонимов с целью выявления структурно-семантических особенностей последних;

- лексико-семантическая классификация именных основ шорских эпических антропонимов в сопоставлении с основами эпических имен тюркских народов Саяно-Алтая и древнетюркских антропонимов;

- описание семантики и прагматики структурных элементов шорских эпических личных имен в сопоставлении с основами имен персонажей эпоса тюркских народов Саяно-Алтая и древнетюркских антропонимов;

- структурно-словообразовательный анализ шорских эпических личных имен;

- этимологический анализ именных основ шорских эпических антропонимов и вычленение основных этноязыковых пластов в шорском эпическом антропонимиконе.

В качестве объекта исследования выступает шорский эпический антропо-нимикон, представляющий собой совокупность собственных имен персонажей в шорском героическом эпосе.

Предметом исследования являются семантическая и словообразовательная структура шорских эпических антропонимов в сопоставлении их с эпическими именами близкородственных тюркских народов Саяно-Алтая и древнетюркскими антропонимами, происхождение именных основ и этнолингвистические пласты в шорской эпической антропонимии.

Теоретическая и методологическая база исследования представлена циклами трудов по ряду как собственно лингвистических и ономастических, так и смежных с ономастикой эпоса дисциплин — историей, этнографией, фольклористикой. Это работы по общей ономастике (A.B. Суперанская, В.А. Никонов, Т.Н. Кондратьева, Н.В. Подольская, В.Э. Сталтмане), по ономастике тюркских народов (Т.Ж. Жанузаков, А.Г. Гафуров, А.Т. Кайдаров, В.У. Махпиров, H.A. Баскаков, Г.Ф. Благова, Э.А. Бегматов, Г.В. Косточаков, О.Т. Молчанова, Х.Ф. Исхакова), по фольклорной антропонимике (Н.Ф. Катанов, Н.И. Филлипова, A.A. Воронов, С.К. Зейна-лова, А.Ж. Шериев), по тюркской фольклористике (В.В. Радлов, В Л. Пропп, В.М. Жирмунский, JI.JI. Габышева, Н.П. Дыренкова, А.И. Чудояков, В.Е. Майногашева, С.С. Суразаков, JT.H. Арбачакова), по истории и этнографии тюркских народов Сая-но-Алтая (Л.П. Потапов, Д.А. Функ, В.М. Кимеев, ВЛ. Бутанаев, Э. JL Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова), по исторической лексикологии тюркских языков (K.M. Мусаев, И.В. Кормушин, А.Н. Кононов, Э.В. Севортян, A.B. Дыбо, Б.И. Татаринцев, И.Н. Шервапщдзе).

Методы исследования. В диссертации использован комплекс методов и приемов анализа фактического материала в соответствии с поставленной целью и задачами работы: метод компонентного анализа, сравнительно-исторический, сопоставительный, ареальный, статистический методы исследования.

Материалом исследования явились тексты всех опубликованных шорских героических сказаний и ряд доступных рукописей. Использовано также издание Н.Ф. Катанова «Алфавитный указатель собственных имен, встречающихся в I томе "Образцов народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи" собранных В.В. Радловым».

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в шорском языкознании собственные имена эпических персонажей подвергаются специальному системному исследованию. Собраны и инвентаризированы шорские эпические антропонимы (далее — ШЭА); выявлены основные лексико-семаншческие группы основ, от которых образованы имена персонажей эпоса, проанализирована семантическая и словообразовательная структура эпических антропонимов и дана их культуроло-ш-историческая оценка; выделены основные этнолингвистические пласты шорского эпического антропонимикона.

Комплексное лингвоономастическое описание шорской эпической антропо-нимии вносит определенный вклад в изучение тюркской эпической ономастики и в системное исследование лексики шорского языка в целом. Собранный материал может вызвать также интерес специалистов по фольклористике и этнографии.

Практическая значимость заключается в том, что результаты и материалы исследования могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий по лексикологии шорского языка, а также тюркских языков Саяно-Алтая, в лексикографических целях, при разработке лекционных курсов, семинаров по шорской и тюркской ономастике и лексикологии.

Положения, выносимые на защиту: собственные имена в шорском героическом эпосе составляют особый пласт языка. Эпические имена четко структурированы, имеют свою иерархию, традиции имянаречения и пространственно-временное воплощение. В отличие от бытовых личных имен, имена эпических персонажей обладают повышенным семиотическим статусом, в них закодирован больший объем культурно-исторической информации; в ходе развития эпической традиции в языке шорского героического эпоса произошел отбор основных лексико-семантических групп слов, послуживших апеллятивами собственных имен персонажей, таким образом, семантически ШЭА составляют организованную систему, в которой практически исключены случайные именования; словообразовательная структура ШЭА отлична от структуры шорских бытовых имен. Шорские эпические антропонимы содержат более одного корняосновы. Многоосновность собственных имен характерна не только для шорского эпоса, но и для имен эпических персонажей всех тюркских народов и восходят к древнетюркской традиции сложносоставных имен;

- ШЭА образованы не только от исконно тюркских по происхождению основ. Тесные культурно-экономические и политические контакты саяно-алтайских тюрков с монгольскими народами в средние века привели к обогащению словарного состава шорского языка монгольскими заимствованиями, часть которых проникла и в антропонимическую лексику;

- генетическое родство языков и культур шорцев и других тюрков Саяно-Алтая обуславливает наличие большого количества антропонимических изоглосс в эпосах этих народов. Не подвергшаяся активному воздействию манихейской, буддийской (китайско-тибетской), мусульманской (арабской и персидской) антропонимических систем, система собственных имен персонажей в шорском эпосе в большой степени сохранила исконно тюркские основы и напрямую восходит к древнетюркскому антропонимикону.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены на научно-практических студенческих конференциях КузГПА, на методологических семинарах кафедры шорского языка и литературы КузГПА (Новокузнецк, 2002-2004 гг.), на научно-практической конференции «Образование в Ш тысячелетии: проблемы и перспективы» (Новокузнецк, 2003 г.), на региональной научно-практической конференции Института саяно-аптайской тюркологии ХГУ, посвященной 110-летию дешифровки орхоно-енисейского рунического письма (Абакан, 2003 г.), на международной научной конференции «Формирование образовательных программ, направленных на создание нового типа гуманитарного образования в условиях полиэтнического сибирского сообщества» (Новосибирск, 2003 г.), на международной научной конференции, посвященной 75-летию Э.Ф. Чиспиякова (Новокузнецк, 2005 г.), на международной научно-практической конференции «Образование и устойчивое развитие коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (Новосибирск, 2005 г.), на международной научно-практической конференции «XXTV-e Дульзоновские чтения "Сравнительно-историческое и типологическое изучение языков и культур"» (Томск, 2005 г.). Работа обсуждалась на заседании кафедры шорского языка и литературы КузГПА.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Антропонимы в шорском героическом эпосе"

Выводы к Ш-й главе

Этимологический анализ антропонимических основ в шорском героическом эпосе позволяет сделать вывод, что из 83 проанализированных лексем 37 являются собственно тюркскими, для которых не выявлено монгольских и тунгусо-маньчжурских соответствий. Также в денотативной базе ШЭА нами обнаружено 46 лексем, общих с монгольскими языками. Из 46 лексем, имеющих параллели в тюркских и монгольских языках, 9 имеют, по мнению большинства исследователей, монгольский источник. Заимствованиями из тюркских языков в монгольские являются 10 лексем. 27 лексем мы отнесли к общим для тюркских и монгольских языков, направление и характер заимствований которых не определен. Для этих лексем лишь установлены соответствия в языковых семьях, однако мнения по поводу источника их этимонов в научной литературе противоречивы или отсутствуют. По компромиссному предположению ряда ученых они восходят к лексическому фонду общего для тюркских и монгольских языков праязыка-основы, распространенного на Алтае до V в. н.э. в так называемую хуннскую эпоху, когда тюркские и монгольские языки, предположительно, были еще слабо дифференцированы.

Таким образом, собственно тюркскими по происхождению, не имеющими монгольских соответствий, являются 37 из 83 лексем, что составляет ~ 44 % от общего количества рассмотренных основ. Тюрко-монгольские параллели, источником которых были тюркские языки, мы выделили 10 из 83 лексем, что составляет =11% процента от рассмотренной лексики. Процент исконно тюркской лексики составляет, таким образом ~ 55%.

9 из 83 анализируемых лексем имеют монгольский источник и составляют ~ 10%. 27 лексем обнаруживают монгольские параллели с неустановленным источником этимонов, что составляет = 35% всех лексем, послуживших апеллятивами ШЭА.

Выделенный нами пласт лексики, общей для тюркских и монгольских языков, и его распределение по трем группам соответствует классификации тюркомонгольского лексического фонда, предложенной В.И. Рассадиным, ср.: «В общем лексическом фонде могут быть выделены как минимум три группы: 1) ранние и поздние тюркские заимствования в монгольских языках; 2) ранние и поздние монгольские заимствования; 3) общие тюрко-монгольские элементы, разработка которых требует методики иного уровня, а алтаистика должна заниматься именно ими» [Рассадин 1989,107].

Общее количество Тюркские основы Тюркско-монгольские основы тюрк.>монг. тюрк.<монг. тюрк.||монг.

83 37 10 9 27

100% -44% =11% =10% =35%

Заключение

Проведенное исследование показывает, что собственные имена персонажей в шорском героическом эпосе составляют особый пласт онимической лексики в шорском языке. В результате сопоставительного анализа семантики шорских бытовых и эпических антропонимов были обнаружены существенные различия между этими группами, заключающиеся в объеме и качестве информации, передаваемой собственным именем. Было установлено, что по характеру информации шорские эпические имена приближаются к нарицательным, так как их денотатами являются не отдельные, уникальные в своем роде объекты, а классы объектов, объединенных общими признаками денотата.

В ходе исследования также выяснено, что апеллятивы большинства шорских эпических антропонимов принадлежат к строго определенным лексико-семантическим группам. Весь пласт антропонимической лексики шорского героического эпоса дифференцирован на ЛСГ апеллятивов по функции и назначению обозначаемых предметов. Апеллятивы, входящие в данные ЛСГ, обладают сложной семантической структурой и являются словами с экспрессивно-стилистической окраской, что обусловлено высокой степенью поэтизации языка эпоса.

Сопоставительный анализ ЛСГ апеллятивов шорских эпических собственных имен и ЛСГ слов, от которых образованы имена эпических персонажей близкородственных тюркских народов Саяно-Алтая - алтайцев, хакасов и тувинцев — показывает, что ЛСГ апеллятивов эпических имен у всех саяно-алтайских тюрков обнаруживают значительное сходство в формальном и содержательном отношении, что приводит к появлению ряда антропонимических изоглосс в эпосе тюркских народов Саяно-Алтая.

Сравнение шорских эпических антропонимов с древнетюркскими личными именами показывает, что эти две категории онимов образованы от слов одних и тех же ЛСГ. Набор лексем, входящих в каждую ЛСГ основ шорских эпических и древ-нетюркских личных имен, также обнаруживает значительное сходство. Это говорит о наличии древнетюркской антропонимической константы и генетическом родстве личных имен древних тюрков и персонажей шорского героического эпоса.

В результате структурно-словообразовательного анализа выяснено, что все шорские эпические имена многоосновны и содержат более одного корня-основы. Морфологический анализ основ-корней ШЭА показывает, что большинство их является корневыми. Отдельные производные основы образуются при помощи слово-и формообразовательных аффиксов-формантов. Сложносоставные эпические имена образованы сочетаниями именных основ как без помощи формообразовательных аффиксов, так и с их участием. В образовании имен принимают участие такие части речи, как существительное, прилагательное и функциональная форма глагола -причастие.

Этимологический анализ апеллятивов ШЭА показал, что в образовании эпических антропонимов задействованы как собственно тюркские слова, так и заимствования из неродственных языков — монгольских. Отдельно выделяется пласт лексики, имеющей соответствия в тюркских и монгольских языках и могущие быть классифицированы как прародственные, восходящие к Хуннской эпохе в истории развития тюркских языков. Заимствований из иранских, тибетского и арабского языков в шорской эпической антропонимии не выявлено.

 

Список научной литературыТокмашев, Денис Михайлович, диссертация по теме "Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание"

1. Азнабаева А.Ф. К происхождению имен собственных // Многомерность языка и науки о языке (сб. научных трудов). Бирск, 2001. Ч. 1. - С. 7-9.

2. Алефиренко Н.Ф. О природе ономастической семантики // Ономастика Поволжья: тез. докл. УШ междунар. конф. Волгоград, 8-11 сент. 1998 г. / Отв. ред. В.И.Супрун.- Волгоград, 1998.-С. 165-168.

3. Алишина X. Ч. Антропонимы сибирских татар в сравнительно-историческом освещении // Виртуальный журнал «Язык и литература». Вып. 12. http://figf.utmn.ru/joumal/No 12/ригпа1.Ыт1

4. Алишина Х.Ч. Историко-лингвисгическое исследование ономастикона сибирских татар: на материале Тюменской области. Автореф. дисс. д-ра филол. наук. -Казань, 1999.-С.З-9.

5. Алияров С.С. К ономастике «Книги Коркуда» // Исследования по исторической лексике азербайджанского языка. Баку, 1988. - С. 4—16.

6. Алияров С.С. «Книга Коркуда»: проблемы комплексного историко-филологического исследования // Советская тюркология, 1989, №4. С. 62-75.

7. Антышев А.Н. Когнитивная семантика антропонимов // Многомерность языка и науки о языке (сб. научных трудов). — Бирск, 2001. Ч. 1. — С. 18-21.

8. Арбачакова Л.Н. Текстология шорского героического эпоса. — Новосибирск, Наука, 2001.-160 с.

9. Аскерова Г.Н. Личные имена в фольклоре (на материале азербайджанских народных дастанов и сказок). Автореф. дисс. канд. филол. наук. Баку, 1986. - 24 с.

10. Ю.Баскаков Н.А. Алтайская семья языков и ее изучение.—М., 1981. -135 с.

11. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. М., 1969. - 370 с.

12. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. — М., 1979. — 279 с.1Ъ. Баскаков Н.А. Имена собственные гуннов, булгар, хазаров, сабиров и аваров в исторических источниках // Советская тюркология, 1985, №4. С. 29-36.

13. Баскаков Н.А. Собственные имена древних тюрков Восточной Европы // Ономастика: типология, стратиграфия.—М., Наука, 1988. — С. 120-126.

14. Баскаков Н.А. Титулы и звания в социальной структуре бывшего Хивинского ханства // Советская тюркология, 1989, № 1. С. 63-71.1 б.Бегматов Э.А. Антропонимика узбекского языка. Автореф. дисс.канд. филол.наук. Ташкент, 1965. - 27 с.

15. Березович E.JI. Этнолингвистическая проблематика в работах по ономастике (1987-1998 гг.)//Известия УрГУ.-Екатеринбург, 1999.-С. 128-142.

16. Бертагаев Т.А. Морфологическая структура слова в монгольских языках. — М., 1969.-183 с.

17. Благова Г.Ф. О причинах живучести тюркской антропонимической системы // Вопросы тюркской филологии.—М., МГУ, 1997. С. 5-11.

18. Благова Г.Ф. К характеристике типов раннетюркских антропонимов // Вопросы языкознания, 1998, № 4. С. 181.21 .Боргояков М.И. К истории языковых отношений в Саяно-Алтайском регионе (1Х-ХП вв.) / Тюркологический сборник. М., 1974. - С. 54-64.

19. Воронов А.А. Антропонимы в киргизском героическом эпосе «Манас». Автореф. дисс. канд. филол. наук-Алма-Ата, 1988.- 19 с.

20. Воронов А.А. Этнические связи «Манаса» по данным его антропонимии // Тюр-кология-88: тезисы докладов и сообщений V Всесоюзной тюркологической конференции.-Фрунзе-Илим, 1988. -С.640-641.

21. Бутанаев В.Я. Личные имена хакасов. Абакан, 1993. —108 с.

22. Веселова H.A. Имя в жизни и в литературе // Литературный текст: проблемы и методы исследования. IV Сб. научн. трудов. Тверь, 1998. С. 30-36.

23. Габышев Е.С. Культ солнца в мифологии якутов (проблема древних этнокультурных параллелей). Автореф. дисс. канд. ист. наук. — СПб., 1999.—22 с.

24. Габышева JI.JI. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов). Автореф. дисс. д-ра филол. наук. М., 2003. — 35 с.

25. Галимзянов А. Исконно тюркские имена // газ. «Безнен Юл», май 2000, №2(8).

26. Гафуров А.Г. Имя и история: об именах арабов, персов, таджиков и тюрков. — М., Наука, 1987. -220 с.

27. Ъв.Гекман Л.П. Мифология и фольклор Алтая: учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры. Барнаул, 2000. - 131 с.

28. Головина Р.В. Антропонимы в русской народной лирической песне. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Орел, 2001. - 21 с.

29. Гордлевский В.Я. К личной ономастике у османцев // Древности восточные. Т. 17,-М., 1913.-С. 154.

30. Гордлевский В.Я. Рождение ребенка и его воспитание // Этнографическое обозрение, №3-4,1910.

31. Гриценко К. Ф. Личные имена и прозвища якутов // Антропонимика. М., 1970. -С. 155-166.

32. Гумилев JT.H. Древние тюрки. М., 1993.-501 с.

33. ГумилевЛ.Н. Хунну.-СПб., 1993.-212 с.

34. АЪ.Дарбакова В.П. Этнографический аспект изучения антропонимов калмыков // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М., 1970. - С. 236-241.

35. Денисова В.В. Ономастические универсалии: экстралингвистический аспект (на материале антропонимии монгольского языка). Автореф. дисс. канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2003. - 21 с.

36. Долгих Б.О. Старинные обычаи энцев, связанные с рождением ребенка и выбором ему имени // Институт этнографии. Вып. XX. М., 1954. - С. 35-43.

37. Древнетюркский словарь / Под ред. В.М. Наделяева, ДМ. Насилова, Э.Р. Тени-игева, А.М. Щербака.—Л., 1969.47Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. M.-JL, 1940. - 477 с.

38. Дьяконов П.А. Холодное оружие ударно-раздробляющего действия // Черные дыры в Российском Законодательстве, 2002, №3. — С. 30-39.

39. Евгенъева А.П. Словарь русского языка. В 4 т. М., Русский язык, 1999.

40. Ы.Жанузаков ТЖ. Социально-бытовые мотивы в казахской антропонимии // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. — М., 1970. — С. 194—195.

41. Жапаров Ш. Антропонимы эпоса «Манас» как источник ономастических исследований // Тюркология-88: тезисы докладов и сообщений V Всесоюзной тюркологической конференции.-Фрунзе-Илим, 1988. -С.624-625.

42. Жаркынбекова Ш.К. Ассоциативные признаки цветообозначений и языковое сознание // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2003, №1. С. 109-116.

43. Животные в мифологии: электронная мифологическая энциклопедия / Сост. А. Александрова. http:/mythology.narod.ru/myth-animals

44. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос.—Л., 1974. С. 117-386.

45. Жуковская H.JJ. К вопросу о соотношении социального титула и личного имени у монголов // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем.-М., 1970. С.230-236.

46. Зейналова С.К. Антропонимы в малых жанрах азербайджанского фольклора. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Баку, 1989. — 24 с.

47. Зейнел О. Тюрко-монгольские элементы в турецком и тюркских языках Южной Сибири. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2005. - 28 с.

48. Имя и этнос (сб. науч. трудов). М., ИЭА РАН, 1996. -188 с.6\.Историческая ономастика. -М., Наука, 1977. — 307 с.

49. Исхакова Х.Ф. Личные имена тюрков // Проблемы прикладной лингвистики. — М., 2001,2002.-С. 27-42.

50. Исхакова Х.Ф. Сопоставительная грамматика татарских и русских собственных имен. М., Наука, 2000. -110 с.

51. Карпенко М.В. Ономастика в художественной литературе // Ономастика. Проблемы и методы. М., 1976. - С. 169-188.

52. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки, 1986, № 4. С. 34-40.

53. Карпенко Ю.А. Специфика имени собственного в литературе // Onomástica, 1986, t.XXXI, s.6-22.

54. Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Кемерово, 1989. -189 с.

55. Кожевникова Л.Ю. Синтаксические функции собственных имен в эпическом произведении // Олонхо в контексте эпического наследия народов мира — Якутск, 2000. http://wvvw.sakha.ru/sakha/confa/indexru.ht

56. Кондратьева Т.Н. Семантические свойства собственных имен в фольклоре. — Казань, 1987. 24 с. - Деп. в ИНИОН АН СССР 24.03.87, № 28835.

57. Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник.—М., 1978.

58. Кормушин ИВ. Древние тюркские языки. Абакан, ХГУ, 2004. - 336 с.

59. Кормушин И.В. Лексико-семантическое развитие корня *qa в алтайских языках // Тюркская лексикология и лексикография. М., 1971.

60. Кормушин И.В. Тюркские енисейские эпитафии: тексты и исследования. — М., 1997.-303

61. Косточаков Г.В. Историко-лингвистическое исследование шорской антропони-мии. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Казань, 1995. - 22 с.

62. Кумахов М.А. К проблеме ономастической лексики нартского эпоса // Вопросы языкознания, 1987, №4. -С. 102-114.

63. Кусимова Т.Х. Древнебашкирские антропонимы. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Уфа, 1975. - 56 с.

64. Кучумеев Э.С. Структурно-словообразовательный анализ алтайских личных имен // Алтай и Центральная Азия: культурно-историческая преемственность. -Горно-Алтайск, 1999. С. 38-43.

65. Кучумеев Э.С. Этноязыковые пласты в алтайском именнике // Республика Алтай (Алтай Золотые горы): модели и механизмы устойчивого развития. - Горно-Алтайск, 2001. - С. 54—56.

66. Лингвистический энциклопедический словарь / Ред. В.Н. Ярцева. — М., 1990.

67. ЛгтецР.С. Образы батыра и его коня втюрко-монгольском эпосе. -М., 1988. -263 с.81 .Магницкий В.К Материалы к объяснению старой чувашской веры. — Казань, 1881.-268 с.

68. Машина А.Н. Семантика слова кок 'синий' в алтайском языке // Исследования по алтайскому языку (сб. научных трудов). — Горно-Алтайск, 2003. С. 114—120.

69. Майзина А.Н. Семантическая структура слова кара 'черный' в алтайском языке // Исследования по алтайскому языку (сб. научных трудов). — Горно-Алтайск, 2003.-С. 98-113.

70. Майногашева В.Е. Хакасское героическое сказание «Алтын-Арыг». Автореф. дисс. канд. филол. наук. Новосибирск, 1967. -17 с.

71. Малое С.Е. Енисейская письменность тюрков. M.-JL, 1952. — 115 с.

72. Малолетко А.М. Древние народы Сибири. Этнический состав по данным топонимики. Т.З. Докаганатские тюрки.—Томск, 11 У, 2004. 292 с.

73. Махпиров В.У. Антропонимы в «Дивану лугат-ит турк» и «Кутадгу билиг» // Советская тюркология, 1979, № 4.—С. 22-29.

74. Махпиров В. У. Струюурно-функциональное развитие антропонимических формантов в тюркских языках (на материале уйгурской антропонимии) // Советская тюркология, 1985, №4. С. 37-44.

75. Махпиров В.У. Особенности функционирования и развития древнетюркской ономастики // Тюркология-88: тезисы докладов и сообщений V Всесоюзной тюркологической конференции. Фрунзе - Илим, 1988. — С. 334—336.

76. Махпиров В. У. Древнетюркская ономастика (источники формирования, особенности функционирования, структурные типы и смысловые модели). Автореф. дисс. д-ра филол. наук. Алматы, 1998. — 48 с.

77. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик КС. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Отв. ред. П.А. Грищер. М., Наследие, 1994. — С. 39-104.

78. Мелетинский Е.М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири // Проблемы сравнительной филологи. Сборник статей к 70-летию В.М. Жирмунского. М.-Л., Наука, 1964. - С. 426-443.

79. Митрошкина А.Г. К вопросу о хронологии бурятской антропонимии // Ономастика: типология, стратиграфия. М., Наука, 1988.-С. 161-166.

80. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1992. - 719 с.

81. Молчанова О. Т. Мотивированные личные имена у алтайцев // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М., 1970. - С. 189-194.

82. Молчанова О.Т. Прилагательные семантических полей «черный цвет» и «белый цвет» в ономастиконе алтайцев // Советская тюркология, 1985, №3. С. 30-43.

83. Мусаев КМ. Лексика тюркских языков в сравнительном освещении (западно-кыпчакская группа). -М., Наука, 1975.-358 с.

84. Мусаев КМ. Лексикология тюркских языков.—М., Наука, 1984.

85. Мусаев КМ. Пратюркские названия неба // 90 лет Н.А. Баскакову. Studia phi-lologica РАН ИЯ. М., 1996.-С. 169-179.

86. Николина Е.В. Соматические фразеологизмы, характеризующие человека, в тюркских языках Сибири и казахском. Автореф. дисс. канд. филол. наук. — Новосибирск, 2002.-24 с.

87. Никонов В.А. Имена персонажей // Поэтика и стилистика русской литературы (Отв. ред. М.П.Алексеев). JL, Наука, 1971. -459 с.

88. Никонов В.А. Имя и общество. М., Наука, 1974. - 276 с.

89. Никонов В.А. Размежевание личных имен по полу у тюркоязычных народов // Советская тюркология, 1972, №2. С. 63-68.

90. Ономастика. Имя и культура // Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. 25. Ч. 1. М., ИЭА РАН, 1993. - 250 с.

91. Ономастика Востока / Под ред. Э.М. Мурзаева и др. М., 1980. - 284 с.

92. Петрова И.А. Парадигматические отношения имен собственных и способы ономастической номинации героев в фольклорном тексте. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Волгоград, 2001.

93. Петрова И.А. Синтагматические характеристики употребления антропоним-ной формулы в фольклорном тексте // Филологический поиск. Волгоград, 2000. Вып. 4.-С. 83-87.

94. Подольская Н.В. Проблемы ономастического словообразования (к постановке вопроса)//Вопросы языкознания, 1990, №3. — С. 40-52.

95. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А.В. Суперанская. 2-е изд. М., Наука, 1988. -192 с.

96. Покровская JI.A. Термины родства в тюркских языках // Историческое развитие лексики тюркских языков.-М., 1961.-С. 11-81.

97. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996. - 366 с.

98. Пропп ВЛ. Русский героический эпос. М., 1955. - 552 с.

99. Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника. М., Наука, 1989. - 749 с.

100. Радлов B.B. Опыт словаря тюркских наречий. Т.1 СПб., 1893; Т.2 - СПб., 1899; Т.З-СПб., 1905; Т.4-СПб., 1911.

101. Разумова JI.B. Коннотативный компонент в структуре лексического значения имен собственных // V Житниковские чтения: межкультурная коммуникация в когнитивном аспекте. — Челябинск, 2001. С. 167-172.

102. Разумовская E.H. Плач с "кукушкой". Традиционное необрядовое голошение русско-белорусского пограничья // Славянский и балканский фольклор. Этногенетическая общность и типологические параллели. М., 1984. http://wvv4v.pagan.m/kykiikush^

103. Рассадин В.И. Роль контактов в образовании тюрко-моншльской языковой общности//Вопросы языкознания, 1989, №4. —С. 103-108.

104. Рассадин В.И. Тюркские элементы в языке «Сокровенного сказания» монголов // Тайная история монголов: источниковедение, филология, история. — Новосибирск, Наука, 1995. http://altaica^arod.ru/Articles/Rassadin.htm

105. Рассадин В.И. Фонетика и лексика тофапарского языка. Улан-Удэ, 1971.-251 с.

106. Руссжо-жт&скш словарь / Под ред. НЛ Баскакова и H.A. Кучигашевой —М., 1964.

107. Русско-каракалпакский словарь / Под ред. H.A. Баскакова. — М., Советская энциклопедия, 1967. 1124 с.

108. Русско-монгольский словарь / Под ред. Г.Д Санжеева. — Ы., 1960.

109. Русско-телеутский словарь / Под ред. JJ. Т. Рюминой.—Кемерово, 2002.

110. Русско-тувинский словарь / Под ред. ДА. Монгуиш. — М., Русский язык, 1980.

111. Русско-хакасский словарь /Под ред. ДИ. Чанкова. М., 1961.

112. Русско-якутский словарь / Под ред. Я. С. Афанасьева и JI.H. Харитонова. — М., Советская энциклопедия, 1967. 720 с.

113. Рут М.Э. Антропонимы: размышления о семантике // Изв. Уральского гос. унта. Екатеринбург, 2001, №20. - С. 59-64.

114. Садыхов ЗА. Личные имена в азербайджанском языке. Автореф. дисс. канд. филол. наук. — Баку, 1975.—28 с.

115. Самойлович А.Н. К вопросу о наречении именем у турецких племен // «Живая старина». Вып. П, 1911. С. 297.

116. Санжеева Л.Ц. Ономастика эпоса «Гэсэр». Дисс. канд. филол. наук. — Улан-Удэ, 2000.-185 с.

117. Саттаров Г.Ф. Сословные титулы и древнетюркские личные имена // Ономастика Поволжья. Ульяновск, 1969.

118. Саттаров Г.Ф. Этнолингвистические пласты татарского именника // Советская тюркология, 1982, №3. С. 23-29.

119. Саттаров ГХ. Тюркский пласт узбекской антропонимии. Автореф. дисс. канд. филол. наук.—Ташкент, 1990. —22 с.

120. Сатыбалов А.А. К вопросу о личной ономастике у кумыков // Советское языкознание. Т. 2. Л., 1936. - С. 95-107.

121. Сироткина Т.А. Личное имя в фольклорном тексте // Фольклорный текст-98. — Пермь, 1998.-С. 84-87.

122. Системы личных имен у народов мира (сб. статей). -М., Наука, 1989. 382 с.

123. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика / Под ред. А.М. Щербака. -М., Наука, 1997. 800 с.

124. Субракова О.В. Собственные имена персонажей в хакасском героическом эпосе//Вопросы хакасской филологии. Абакан, 1977. —С. 117-123.

125. Сувандии Н.Д. Тувинская антропонимия. Автореф. дисс. канд. филол. наук. — М., 2004.-20 с.

126. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. -М., 1973. -366 с.

127. Суперанская А.В. Структура имени собственного. Фонология и морфология. — М., 1969.-207 с.

128. Суперанская А.В. Языковые и внеязыковые ассоциации собственных имен // Антропонимика. — М., 1970. —С. 7-17.

129. Суперанская А.В. К проблеме типологии антропонимических основ // Ономастика: типология, стратиграфия. — М., 1988. С. 8-19.

130. Сыдыков С. Собственные имена в орхоно-енисейских памятниках // Тюркологические исследования. Фрунзе, 1985. - С. 47-56.

131. Татаринцев Б.И. К согласованию ностратической теории с результатами изучения тюркских языков // Вопросы языкознания, 1989, №3. — С. 20-32.

132. Татаринцев Б.И. О предполагаемых уральских и тунгусо-маньчжурских заимствованиях в лексике тюркских языков // Языки коренных народов Сибири. Выпуск 5. Новосибирск, 1999. - С. 197-207.

133. Ташицкий В. Место ономастики среди других гуманитарных наук // Вопросы языкознания. M., 1961, № 2. - С. 3-11.

134. Телеутско-руссти.словарь/Подред.Л.Т. Рюминой.—Кемерово, 1995.

135. Тенишев Э.Р. О методах и источниках сравнительно-исторических исследований тюркских языков // Советская тюркология, 1973, № 5. — С. 119-125.

136. Теория и методика ономастических исследований / A.B. Суперанская, В.Э. Сшалтмане, Н.В. Подольская, AJC Султанов. — М., Наука, 1986. —256 с.

137. Толковый словарь русского языка / Сост. — СМ. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., 1999.-939 с.

138. Топоров В.Н. Из области теоретической топономастики // Вопросы языкознания, 1962, №6.-С. 3-12.

139. Топорова ТВ. Культура в зеркале языка: древнегерманские двучленные имена собственные.-М., 1996.—253 с.

140. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / ЭЛ. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаев, М.С. Усманова. — Новосибирск, Наука, 1988. —225 с.

141. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество / Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, A.M. Сагалаев, М.С. Усманова. — Новосибирск, Наука, 1989. -243 с.

142. Тыбыкова А. Т. О личных именах алтайцев // Диалог культур в новой Европе. История, литература, язык. Чекин, 2003. - С. 396-402.

143. Тыдыкова H.H. Лингвистическая характеристика женских имен в алтайском героическом эпосе // Исследования по алтайскому языку (сб. научных трудов). -Горно-Алтайск, 2003. С. 71-79.

144. Тюркская ономастика (сборник статей под ред. А.Т. Кайдарова). Алма-Ата, Наука, 1984. -264 с.

145. Уманский А.П Телеуты и их соседи в ХУЛ первой, четверти XVIII века. В 2 ч. - Барнаул, 1995.4.1 - 171 с, 4.2-221 с.

146. Урманчеев Ф.И. Имя эпического героя // Советская тюркология, 1986, №4. — С. 22-33.

147. Фшгтпова Н.И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: структура и семантика. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Якутск, 2000. —21 с.

148. Философский энциклопедический словарь. М., Сов. энциклопедия, 1983.

149. ФункД.М. Устное творчество, игры и развлечения бачатских телеутов // Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. 17. Телеуты. — М., ИЭА РАН, 1992. -С. 5-141.

150. Хауген Э. Лингвистика и языковое планирование // Новое в лингвистике. Вып. VII. Социолингвистика. М., Прогресс, 1975. - С. 441-472.

151. ХроленкоА.Т. Семантика фольклорного слова. Воронеж, 1992. —С. 17-18.

152. Черемисина МИ. Языки коренных народов Сибири. Новосибирск, 1992. - 92 с.

153. Чиспияков Э.Ф. К истории шорских тёлей // Ономастика: типология, стратиграфия.-М., 1988. — С.245-247.

154. Чиспияков Э Ф. О структуре шорских фамилий // Языки и топонимия. Томск, 1978.-С. 157-165.

155. Чиспияков Э.Ф. Шорские имена // Язык, история, культура тюрков Южной Сибири. Сб. научн. статей. Кемерово, 2004. - С. 213-231.

156. Чистанов М.Н. Генезис исторического сознания как проблема социальной философии. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Томск, 2001.—21 с.

157. Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. — Кемерово, 1995. -223 с.

158. Шайхулов А.Г. Татарские и башкирские личные имена тюркского происхождения. Автореф. дисс. канд. филол. наук. -М., 1978. 19 с.

159. Шенцова КВ. Лингвистическое описание шорского фольклора // Вузовская наука начала XXI века: гуманитарный вектор. Сб. научн. статей. Екатеринбург, 2002. - С. 145-147.

160. Шервашидзе К.Н. Фрагмент общетюркской лексики: заимствованный фонд // Вопросы языкознания, 1989, №2. — С. 54—92.

161. Шервашидзе КН. Фрагмент общетюркской лексики: титулатура // Вопросы языкознания, 1990, №3. С. 81-91.

162. Шериев А.Ж. Тшулатура в языке киргизского эпоса «Манас». Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1992. - 19 с.

163. Шмакова Е.А. Семантика и словообразовательный анализ собственных имен якутов // Тезисы докладов IX научной конференции студентов и аспирантов. История. Филология.—Новосибирск, 1971. —С. 16-23.

164. Шойбонова C.B. Имена собственные в эпическом произведении // Олонхо в контексте эпического наследия народов мира. Якутск, 2000. http://www.sakha.ru/sakha/confa/thesis/thesru/shojbonovar.htm

165. Шо/хжо-русский и русско-шорский словарь / Сост. Н.Н. Курпешко-Таннагашева и Ф.Я. Апонъкш. — Кемерово, 1993. 149 с.

166. Щербак А.М. Названия домашних и диких животных в тюркских языках // Историческое развитие лексики тюркских языков. М., 1961. - С.82-172.

167. Щербак А.М. О характере лексических взаимодействий тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков // Вопросы языкознания, 1966, №3. — С. 21-36.

168. Щербак А.М. Ранние тюркско-монгольские языковые связи (VI11-XIV вв.). — СПб., ИЛИ РАН, 1997. 292 с.

169. Этимологический словарь тувинского языка. Т. 1 / Сост. Б.К. Татаринцев. — Новосибирск, 2000. 341 с.

170. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы на гласные / Сост. Э.В. Сееортян. — М., Наука, 1974.

171. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы на букву «Б» / Сост. Э.В. Сееортян. — М., Наука, 1978.

172. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межпоркские основы на буквы «В», «Г» и «Д» / Сост. Э.В. Сееортян. — М., Наука, 1980.

173. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межпоркские основы на буквы «Ж~Ж)> и «Й» / Сост. Э.В. Сееортян. М., Наука, 1974.

174. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межпоркские основы на буквы «К~К)> / Под ред. Г.Ф. Благовой. — М., 1997.

175. Этническая ономастика (сб. научных статей) / Под ред. Р.Ш. Джарыл-гасинова. М., Наука, 1984.

176. Этнография имен. М., Наука, 1971. - 260 с.

177. Языки мира. Тюркские языки. — М., ИЯ РАН, 1997. — 544 с.

178. Clauson G. An etymological dictionary of pre-thirteenth-centuiy Turkish. Oxford, 1972.

179. Räsänen M. Versuch eines etymologischen Wörterbuchs der Türksprachen. — Helsinki, 1969.

180. Источники Опубликованные материалы

181. Ай-Мирген: хакасское героическое сказание (на хак. яз) / Под ред. И. Ф. Кокова. Абакан, 1959. -134 с.

182. Ай-Сологой ло Кун-Сологой: алтайский героический эпос (на алт. яз) / Под ред.КЕ. Укачина. -Горно-Алтайск, 1989.

183. Ай-Толай. Народные героические поэмы и сказки Горной Шории / Сост. A.M. Смердов. Новосибирск, 1948.

184. Алтайские героические сказания. М., Современник, 1983. - 288 с.

185. Алтайские героические сказания. Серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» Т. 15 / Под ред. 3. С. Казагачевой. — Новосибирск, 1997.- 668 с.

186. Алтайские народные сказки. Серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» / Под ред. Н.И. Коновалова. — Новосибирск, 2002.

187. Алтайский фольклор (материалы по чалканскому диалекту) / Под ред. М.И. Черемисиной.—Горно-Алтайск, 1988. —215 с.

188. Алтын—Арыг: хакасский героический эпос. Серия «Эпос народов СССР» / Под ред. В.Е. Майногашевой. — М., Наука, 1988.

189. Алфавитный указатель собственных имен, встречающихся в первом томе Образцов народной литературы тюркских племен, собранных В. В. Радловым /Сост.ЯФ. Катаное.-СПб., 1888. -35 с.

190. Ю.Л/?ы-Хаан: тувинский героический эпос. Т. V (на тув. яз.) / Под ред. — СМ. Орус-оола. Кызыл, 1996.—205 с.

191. Девять бубнов шамана. Шорские легенды и предания / Сост. А. И. Чудояков -Кемерово, 1989.-142 с.

192. Когутэй: алтайский героический эпос / Под ред. В.Я. Зазубрина, пер. с алт. Г.М. Токмашева. — М., Academia, 1935.

193. Колчан сердечных стрел. Художественные переводы народной любовной лирики, сазаний и легенд о любви сибирских тюрков в записях XIX-XX веков / Сост., переводы, лит. обработка А.В. Преловского.—Красноярск, 1995. 448 с.

194. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. 4.1 / Сост. В.В. Радлов. — СПб., 1866.-441 с.

195. Тувинские героические сказания. Серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» Т. 12 / Под ред. — СМ. Орус-оола. — Новосибирск, 2002.-584 с.

196. Тувинские народные сказки / Пересказ и лит. обработка М. Хадаханэ. — М., Детская литература, 1984. -111 с.

197. Фольклор саянских тюрков XIX века. Из собрания Н.Ф. Катанова. В 2 т. / Сост., переводы, лит. обработка А. В. Преловского. — М., Новый ключ, 2003. Т.1-576 е., Т.2-624 с.

198. Хакасский героический эпос «Ай-Хуучин». Серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» Т. 16 / Под ред. В.Е. Майногашевой. — Новосибирск, Наука, 1997. — 479 с.

199. Хубан-Арыт: хакасский героический эпос. В 2 т. (на хак. яз.) / Под ред. А. К Майтаковой. Абакан, 1996.—Т. 1 -184 е., Т.2 - 192 с.

200. Шор ныбактары (шорские сказки и сказания) / Сост. Г.Ф. Бабушкин. — Новосибирск, 1940.21 .Шорские героические сказания. Серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» / Под ред. А.И. Чудоякова. — Новосибирск, 1998. — 462 с.

201. Шорские сказки, легенды / Сост. А. К Чудояков. — Кемерово, 2002. — 205 с.

202. Шорский фольклор / Сост. Н.П. Дыренкова. M.-JL, АН СССР, 1940. - 477 с.

203. Янгар: алтайский героический эпос. В 2 т. (на алт. яз) / Под ред. ИБ. Шин-жина. — Горно-Алтайск, 1997. Т. 1 - 319 е., Т. 2 - 319 с.1. Рукописи

204. Шорская героическая поэма «Алтын Сом». Запись и перевод А.И. Чудоякова.

205. Шорская героическая поэма «Казыр Too». Запись Г.Н. Чульжанова, перевод Ф.С. Чиспиякова.

206. Шорская героическая поэма «Кубай Салгын». Запись и перевод С.С. Торбо-кова.

207. Шорские героические поэмы «Кунну кбрген Кун Кббк», «Ак Кан», «Чылан Точый». Запись и перевод JI.H. Арбачаковой.