автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Антропософское видение проблемы человека
Текст диссертации на тему "Антропософское видение проблемы человека"
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
АНТРОПОСОФСКОЕ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЧЕЛОВЕКА
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОСОФСКИХ НАУК
Исполнитель: Свиридкина Т.Л._О
Научный руководитель: д.ф.н. Бережной Н.М.
Москва 1997
СОДЕРЖАНИЕ АНТРОПОСОФСКОЕ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
Введение стр. 3
Глава 1.
Мир человека в понятийной системе антропософии стр. 11
§ 1. Сущность человека, идея трехчленности человеческого существа стр. 11
п. 1. Телесное существо человека стр. 18
п.2. Душевное существо человека стр. 19
п.3. Духовное существо человека. Тело.Душа.Дух. стр. 22
§ 2. Познание человека как часть всеобъемлющего миропознания стр. 48
п. 1. Антропософская теория познания стр. 48
п.2. Познание человека как часть всеобъемлющего стр. 66
миропознания
§ 3. Свобода человека. Философия свободы - другое
название антропософии стр. 80
Глава П.
Характеристика антропософской мистики стр. 105
§ 1. Своеобразие Штайнеровской мистики. Традиционный мистицизм, современное мистифицирование и мистика как стр. 105 способ исследования, чуждый современному
§ 2. Сверхчувственное бытие "Я" стр. 117
§ 3. Сверхчувственное познание. Методы самопознания стр. 141 Глава Ш.
Вальдорфская педагогика и приложение антропософии в стр. 167 других областях знания
§ 1. Вальдорфская педагогика стр. 168
п. 1. Концепция трехчленности социального организма и стр. 168 вальдорфская педагогика как результат движения за трехчленность
п.2 Программа вальдорфских школ и специфика стр. 187
Российского вальдорфского движения
§ 2. Антропософски ориентированная медицина и стр. 202
психиатрия. Лечебная педагогика
Заключение стр. 212
Примечания стр. 213
Библиография стр. 218
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем начать разговор о таком серьезном синтетическом направлении в философской антропологии как антропософия, следует, прежде всего, остановиться на ее комплексном характере, отражающем само содержание этой духовно-практической концепции.
Что такое антропософия, каковы черты ее принадлежности к философской науке, в чем ее принципиальное отличие от философской антропологии и теософии - вот круг тех вопросов, на которые, в первую очередь, следует обратить внимание.
Антропософия была основана Рудольфом Штайнером (18611925) как продолжение философского воззрения Гете и являет собой подробнейшее описание и объяснение всего мироздания в целом, вбирающего в себя все разнообразие существ физического и духовного мира. Антропософия несет в себе теософские* черты в своей мистической части, но выгодно отличается от систем, предлагавшихся лидерами теософского движения (Блаватская Е., Безант А.) своей
* Теософия - синкрестическое, религиозно-мистическое течение, возникшее во второй половине XIX века.
последовательностью, научной обоснованностью и практическим применением в виде деятельности антропософского движения, давшего мощный импульс развитию альтернативной педагогической концепции, успешно работающей вот уже почти восемьдесят лет по всему миру (более тысячи школ и детских садов). Собственно говоря, сам Штайнер не относил себя к последователям теософского
движения, однако начинал свою деятельность в его лоне по причине того, что на тот исторический момент "Теософское" - было единственным обществом, могущим воспринять мистические идеи духоведения* в той степени, насколько это было полезно общественному продвижению Штайнера и утверждению его научного авторитета. В своей первой публикации - "Философии свободы" -основоположник антропософии дает анализ соотношения внутреннего мира человеческого мышления с внешним миром физической данности, а также - анализ внутренней связи умственной деятельности с деятельностью мышления, связывающей эти два мира в единое целое действительного опыта. Штайнер характеризует мышление как путь к свободе, ибо только с его помощью происходит познание, разграничение внутреннего и внешнего, отделение себя от всего
* Духоведение - наряду с "философией духовной деятельности", "тайноведением", "философией свободы" - другое название антропософии.
остального мира, субъекта и объекта. Мистическая сторона дела заключается здесь в том, что мышление выступает орудием высших миров, действующих внутри человека, проводником духовных сил. Поэтому, по утверждению Штайнера, приведя свое мышление в состояние чистой отвлеченности от общих понятий, мы, тем самым, сможем привести свой разум к уровню духовного восприятия и сможем постичь истинную природу вещей. Специфику человеческого мышления Штайнер видит, прежде всего, в способности размышлять о собственном сознании. Применение же этой уникальной способности Штайнер видел, в первую очередь, в достижении такой стадии развития личности в ее земном воплощении, которая бы позволила дать человеку представление о совокупном образе мира, то есть о такой Вселенной, которая состоит из бесчисленного множества существ материального, духовного, а также душевного мира как путь от первого ко второму.
Сама философская система антропософии представлена ее основателем Рудольфом Штайнером в его многочисленных трудах по данному предмету. Причем, чисто теоретический характер носит несколько его программных трудов, таких как "Теософия", "Философия свободы", "Очерк тайноведения", "Тайноведение", "Истина и наука", "Основные черты социального вопроса" и др. Остальные же работы, представляющие собственно развитие
антропософии, можно отнести к "практическим", хотя содержащим в своей основе принципиальные положения теории Штайнера и служащим как подкреплению антропософии, так и ее жизненному воплощению и доказательству. Среди таких работ следует отметить как произведения самого Штайнера ("Духовное обновление педагогики", "Общее учение о человеке", "Путь к самопознанию человека", "Порог духовного мира", "Методика обучения и предпосылки воспитания", "Искусство воспитания", "Вопрос воспитания как социальный вопрос", "Педагогика, основанная на познании человека" и множество других), так и работы его последователей Франса Карлгрена ("Антропософский путь познания", "Воспитание к свободе"), Э.Грюнелиуса ("Вальдорфский детский сад"), Т.Вейса ("Как помочь ребенку?"), Э.М.Краниха (Свободные вальдорфские школы") и др. Отдельно следует выделить целый ряд книг, касающийся непосредственно процесса обучения в вальдорфских школах и посвященных антропософской ветви в медицине (Г.Баравалль "Преподавание счета", Г.Громан "Жизнь растений", Э.Дюнфорт "Грамматическое строение языка как произведение искусства", М.Макензен "Обучение физике на основе феноменологического подхода", К.Ф.Гайдебранд "Учебный план вальдорфской школы" и т.д.). Помимо этого, вышел огромный ряд статей, посвященных вальдорфской педагогике и медицине,
ориентированной на антропософское видение проблемы человека. Их можно найти в таких изданиях как "Частная школа", "Обруч", "Учительская газета", "Новый педагогический журнал" и проч.
Такое огромное количество литературы, посвященной проблемам антропософского плана говорит о несомненно растущем интересе ученых различных областей знания и общественных деятелей к концепции Штайнера и выводам из нее. Более того, сам тот факт, что из антропософии выросло целое направление практической педагогики и медицины (а так же агрономии - биодинамическое сельское хозяйство-, широко распространенной в ряде Западных стран, особенно - в Голландии) говорит о применимости и дееспособности антропософии как, прежде всего, методологии различных областей знания. Что примечательно - к тем же практическим выводам сейчас приходят и многие другие, в частности, педагогические, направления (это школы "йена-плана" в Петербурге, школа "Ковчег" в Красногорске и др.). Что касается медицины, то здесь, помимо цветотерапии, можно наблюдать огромный сдвиг в сторону антропософских принципов, хотя многие из врачей и теоретических исследователей пришли к подобным выводам, вовсе не имея представления об антропософии. Все эти факты явно свидетельствуют о правомерности данного философского направления и его жизнеспособности. Процесс человеческого познания идет
различными направлениями, выдвигая ряд гипотез, право на существование которых может отстоять только их практическая приложимость, а их объективность выражается, прежде всего, в доказуемости другими способами.
Среди общих антропософских понятий следует отметить такие как "тело", "душа", "дух" и их разновидности, а так же специфические понятия "имагинации", "инспирации", "интуиции", относящиеся к области самопознания человека. Такие термины как "тайноведение" и "духоведение", а так же "философия свободы" употребляются для расставления акцентов на различные функции антропософии, что подробно освещено в диссертации.
Целью данного рассмотрения антропософии является не ее критика, что было представлено уже в диссертации Грауманиса, выпускника философского факультета Ленинградского Государственного университета, а выявление ее именно положительного, "рационального зерна", давшего всходы на жизненном поприще, поскольку именно сегодня встал вопрос о дефиците духовности (как сочетании духовного и душевного в человеке, т.е., говоря в привычных терминах, гармонии интеллекта и морали). Через всю диссертацию красной нитью проходит идея расширения границ познания, в частности, до уровня интуитивного познания, и освещение положительного результата такого подхода к
познанию на примере воспитательно-образовательной концепции вальдорфской педагогики. Автор стремится показать гуманистическую направленность антропософии и ее практическую ценность.
Опубликованы две статьи автора диссертации. Это "Человек духовный" в сборнике "Мир человека и человек в мире" и "Антропософия как методология формирования активного мышления" отдельной брошюрой в качестве учебно-методического пособия. Готовится к изданию статья, посвященная соотнесению антропософии с другими философскими концепциями как идеалистического, так и материалистического направлений.
Научная новизна исследования
1. Впервые в философской литературе изучена и представлена широкого обзора малоизвестная система философской антропологии -антропософия. Показана специфика духовного исследования человека и ее проявление в педагогике, медицине и т.д.
2. В диссертации не только освещен мистический уклон антропософии Рудольфа Штайнера, но и удалось доказать, что, кроме мистики, в антропософии содержится "рациональное зерно", а именно, плодотворная попытка Штайнера научно обосновать три
формы бытия человека - физическое, душевное и духовное бытие, раскрыть их подлинное содержание и взаимосвязь.
3. В диссертации показано положительное влияние идей антропософии на процесс обучения и воспитания детей в вальдорфской школе, раскрыта биография распространения этих школ во многих странах мира.
4. На основе антропософии и ее методологии в диссертации показана дегуманизирующая роль современного технического прогресса в формировании духовного облика человека, обращено внимание на позитивную роль духовного облика человека, обращено внимание на позитивную роль духовной науки Штайнера в формировании всесторонне развитого человека. Через всю диссертацию красной нитью проходит идея о том, что прогрессирующая бездуховность современного мира - это прямое следствие расщепления целостного духовного мира человека вычленением и односторонним овеществлением в технике рационалистического аспекта духовного мира, что техническое отчуждение - "ахиллесова пята" рационализма. Такой вывод можно было сделать на основе скрупулезного исследования антропософии и преодоления огульного отождествления ее с мистифированием.
1. ГЛАВА
МИР ЧЕЛОВЕКА В ПОНЯТИЙНОЙ СИСТЕМЕ АНТРОПОСОФИИ
§ 1. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ИДЕЯ ТРЕХЧЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА.
Исследование сущности человека в антропософии занимает центральное место, поскольку и сам термин, и задачи этого философского направления указывают на предмет, который включает в себя всю совокупность проблем, связанных с разработкой, прежде всего, проблемы человека. Отличие именно антропософского подхода от других состоит в специфике так называемого духовного исследования, цель которого - в развитии способности сверхчувственного познания, в возвращении человека к его духовному существованию. Поэтому сам вопрос о сущности человека в антропософии сводится к вопросу о человеческой духовности. Что такое духовность, духовное, дух вообще - есть предмет исследования
антропософии или, по-другому, тайноведения, духоведения, философии свободы. Все эти названия одной теории выражают как различные аспекты в целостном подходе к проблеме человека, так и расставляют акценты на важнейших областях разработки данного вопроса. Термин антропософия указывает на связь духовного мира и человека, тайноведение - на то, что в человеке находится некоторая "тайна", т.е. сущность, скрытая, воспринимаемая не по внешней природе, а там где самопознание обращается к духу, т.е. духовное познание - познание сверхчувственными методами и сверхчувственного предмета - духа. Отсюда - духоведение.
Некоторый терминологический ввод понадобился для того, чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений по поводу "размытой" понятийной организации антропософского языка. При исследовании мистического предмета зачастую приходится прибегать к описаниям и синонимам, носящим скорее образный, неточный характер, наводящий на интуитивное "схватывание" смысла. В этом, думается, состоит как преимущество учения (соответствие метода предмету), так и его недостаток (невозможность точного изложения). Последний указывает, несомненно, на ненаучность данного исследования в смысле естественнонаучного подхода. Исследование сущности человека с точки зрения его соотнесенности с духовным миром, безусловно, предполагает рассмотрение как самого этого
сс м ^ ._
неприродного мира, так и закономерностей связи духовного с физическим и взаимодействия внутренних членов духовной структуры. В этом аспекте необходимо подробно остановиться на трехчленном строении человеческого существа как основы духовной сущности человека. В традиционном представлении и представлении философского материализма сознание человека есть вторичный феномен, продукт материальных процессов. Внутреннее состояние, в котором сознание человека частично или полностью освобождается от тела недопустимо для этого подхода.
В своем труде "Антропософский путь познания" Франс Карлгрен приводит данные одного из самых известных экспериментов последних лет, направленного на изучение связи между "физическим" и "психическим". Этот эксперимент был проведен канадским нейрохирургом У.Пенфилдом. Он собрал материал, достаточно обширный, о действиях, вызываемых тонкими электродами, которыми стимулировались различные точки коры на открытом мозге человека. В результате экспериментов он пришел к выводу, что центральные психические функции никогда не активизировались таким образом (в отличие от двигательных движений или галлюциногенных переживаний). У пациентов никогда не удавалось вызвать состояние раздумья или принятия решений. Пенфилд пришел к выводу, что часть человеческой сущности, с которой он столкнулся, была только
физическим мозгом, а не контролирующей управляющей субстанцией, которую он назвал "душа", "сознание". Несмотря на то, что он не взял на себя права утверждать о нематериальной природе этой субстанции, он убедился, что она должна существовать независимо от центральной нервной системы. На основании этого он написал свою книгу "Тайна души", в которой попытался обобщить результаты своих экспериментов. Там, среди прочего, говорится: "Так как по-видимому становится абсолютно невозможным истолковать душу как функцию активности нейронов мозга, и так как душа, очевидно, развивается независимым образом и становится более зрелой в течении жизни индивида, и так как компьютерамозг есть не что иное как компьютер -должен программироваться и должен управляться инстанцией, которая может думать самостоятельно, я вынужден принять гипотезу, гласящую, что в основе нашего существа должны лежать некоторые фундаментальные элементы (а именно: тело и душа как самостоятельные функции).
Безусловно, физические наблюдения, подобные описанным, еще не являются доказательством для существования феноменов, которые будут рассматриваться в данной работе, но могут послужить иллюстрацией существования двух различных способов мышления, один из которых представлен учением Рудольфа Штайнера.
Говоря о существе человека как основе его сущности в смысле результата структурного взаимодействия его членов, антропософия, прежде всего, определяет исходную точку пути