автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Арабизм и исламизм в современной арабской общественной и философской мысли

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Бекматов, Акпаржан Джапарович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Арабизм и исламизм в современной арабской общественной и философской мысли'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бекматов, Акпаржан Джапарович

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава I. АРАБСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЖНИ АРАБСКИХ СТРАН

В 40 - 70-е ГОДЫ XX ВЕКА.14

§ I. Некоторые проблемы единства арабских стран.14

§ 2. Место религии в системе националистических концепций.37

§ 3. Некоторые концепции исключительности происховдения арабов и их сущности.59

§ 4. Проблемы социального и духовного возрождения в некоторых концепциях .арабских националистов.'.80

Глава II. РЕЛИГИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЖНИ АРАБСКИХ СТРАН.113

§ I. Религия в социально-политической жизни арабских стран .113

§ 2. Некоторые религиозные социально-политические и мировоззренческие концепции . 126

§ 3. Ислам и нации .159

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Бекматов, Акпаржан Джапарович

Актуальность проблемы. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало политическому,социально-экономическому и духовному освобождению человечества. Марксистско-ленинская теория социального развития нашла свое реальное воплощение в практике социалистического строительства в СССР и ряде других стран. Одним из главных достижений социализма стало разрешение национального вопроса. "Марксизм, - отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Верховного Совета СССР Ю.В. Андропов, - впервые вскрыл органическую связь национального вопроса с социальной, классовой структурой общества, с господствующим типом собственности. Иными словами, корни национальных отношений уходят в социальную почву. Вот почему Маркс и Энгельс сделали фундаментальный вывод: уничтожение социального гнета служит условием и предпосылкой уничтожения гнета национального"/I/.

Процесс перехода от одной социально-экономической формации к другой является глубоко противоречивым и длительным этапом в силу сложностей объектов изменения - общества и человека. Это особенно наглядно проявляется в освободившихся странах, в том числе и ряде арабских, где на процессы развития оказывает влияние как многочисленность социально-экономических укладов, сложность социальной структуры общества, неоколониалистская политика империализма, так и порожденные последними факторами противоречия в сфере общественного сознания.

Одна из главных черт сегодняшнего национально-освободи

I/ Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М. ,1983, с.5. тельного движения - глубокая связь национального вопроса с социальными отношениями, поэтому отношение марксизма к национально-освободительному движению связано с необходимостью поддержки этого союзника пролетариата в борьбе против империализма, за социализм.

С точки зрения социально-политической и идейной эволюции арабский национализм со дня его возникновения - второй половины XIX века до наших дней - прошел практически все формы национализма. До начала 50-х годов XX века господствующими формами национализма были феодальный, буржуазный и правый мелкобуржуазный национализм, а для 60-х годов характерным является национализм революционных демократов. Анализ взглядов последних требует осторожного и дифференцированного подхода, тем более, что их взгляды в последние десятилетия претерпели определенную эволюцию. Например, если руководство ВДРЙ, представляющее "второе поколение" революционных демократов, целиком принимает идеи научного социализма, то политическое и идеологическое руководство Сирии, принадлежащее еще к "первому поколению" революционных демократов, находится под значительным влиянием идей немарксистского социализма. Следует учитывать и то, что некоторые арабские страны вообще эволюционировали вправо /I/. Философско-мировоззрен-ческая часть представлений революционных демократов "первого поколения" более всего удалена от принципов марксистско-ленинской философии /2/.

I/ Восток: рубеж 80-х годов. М.,1983, с.177-179. 2/ Социалистическая ориентация освободившихся стран. М.,1982, с. 106-109.

Ленинская идея о необходимости поддержки национально-освободительного движения в зависимости от ее характера требует классового, дифференцированного подхода к национализму угнетенных наций, ориентации при этом на самые революционные элементы, учета в нем общедемократического содержания. В целом же можно сказать, что если в политическом аспекте существует объективная необходимость поддержки национально-освободительного движения, то в идейно-теоретическом - следует руководствоваться ленинским положением о том, что "марксизм непримирим с национализмом, будь он самый "справедливый", "чистенький", тонкий, цивилизованный. Марксизм выдвигает на место всякого национализма - интернационализм."/I/.

Аналогичного - дифференцированного подхода требует и религия. "Под знаменем ислама, - подчеркивалось на ХХУ1 съезде КПСС, - может развертываться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же .говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Все дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения" /2/. Эгалитаристские моменты в исламе используют в определенной степени различные социально-политические силы - как правые, так и левые. Ислам, являясь важным элементом .системы социально-политических и экономических отношений, занимает значительное место также и в сфере общественного сознания. Ислам, выступая в качестве религиозной идеологии, отражает в той или иной мере интересы различных

I/ Ленин В.И. Прлн. собр. соч., т.24, 0.43^. 2/ Материалы ХХУ1 съезда КПСС. M., 1981, с. 13. классов и слоев населения: буржуазии, феодалов, мелкой и средней буржуазии, крестьянства и т.д. Достаточно отметить, что идеологические установки даже такой фундаменталистской организации, как "братья-мусульмане" глубоко отличаются по своим социально-политическим идеалам в Сирии и Египте, а в Саудовской Аравии - оплоте религии - ислам используется при обосновании капиталистического пути развития.

Что касается идейно-теоретической эволюции ислама послевоенного периода, то здесь также произошли значительные изменения. Реформация ислама, начавшаяся еще в XIX веке, по существу продолжается и в наши дни. Современные мусульманские идеологи при обосновании философских взглядов обращаются не только к религиозной догматике, Корану, но и к современной идеалистической философии, данным современного естествознания, спекулируя при этом на идеалистических высказываниях отдельных естествоиспытателей.

В истории арабских стран национальный вопрос в силу ряда специфических условий оказался связанным с социально-экономическими, политическими и идеологическими проблемами. Проблема национального возрождения явилась связывающей идеей, которая связывала и отталкивала религиозных и националистических идеологов. В самом широком смысле речь идет о столкновении вдеологии двух формаций, двух классов - феодалов и буржуазии, но в силу неразвитости капиталистических отношений, колониализма и ряда других причин вышеназванная дилемма не получила той классической формы, которую она получила в Европе в эпоху .становления капиталистических отношений. Так, например, национализм в арабских странах эволюционировал от буржуазных концепций национализма до идей революционных демократов, часть которых восприняла идеи научного социализма. Если в послевоенные годы концепции арабизма - учения о сущности арабской нации, об особом месте арабов среди других народов мира в прошлом и будущем, о вечности этой нации, ее истории и особой культуре, ее специфическом мировосприятии и языке - были неотъемлемой чертой арабского национализма,: то с середины 60-х годов идейно-теоретическое содержание националистических концепций изменилось. Характерными чертами националистической идеологии этого периода стали различные ревизионистские, оппортунистические идеи о нации и ее факторах в духе еврейской организации Бунда, Р.Люксембург, О.Бауэра и других. Вместе с тем революционные демократы НДРЙ в своих взглядах поднялись до уровня идей научного социализма в вопросах нации, арабского единства, роли пролетариата, а также во взглядах на пути построения социалистического общества.

Исламизм, со своей стороны, в послевоенный период также являлся неоднородным религиозным течением, в которое входили сторонники феодального социализма, буржуазного пути развития и идеологи, выступающие за необходимость проведения глубоких и прогрессивных социально-экономических преобразований.Разделяясь между собой по отношению к процессам общественного развития, теоретики исламизма тем не менее сходились в том, что основой всех процессов и явлений является религия.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, ,реальная степень ее разработки определили выбор автором темы исследования.

Степень разработки проблемы. Проблемы национально-освободительного движения и религии в освободившихся странах привлекают внимание многих исследователей. Работы К.Н. Врутенца, Б.Г. Гафурова, Е.М. Примакова, A.C. Кауфмана, А.Д. Литмана, P.A. Ульяновского, М.Я. Корнеева, B.C. Ерасова, М.Т. Степа-нянц и других, посвященные развивающимся странам в целом, а также исследования З.И- Левина, A.B. Сагадеева, P.M. Шарило-вой, Р.Н. Степанова, Е.А. Фроловой и других, анализирующие идеологические процессы в арабских странах, представляют большой интерес как в идейно-теоретическом, так и методологическом отношении и имеют большую научную ценность. Однако, работы этих авторов, также как и статьи ученых из социалистических стран Д. Бельмана, Г. Хенна, М. Гжешковяк - ГДР, К. I

Музыкар - ЧССР, Г. Мрозек - ПНР, ограничены либо какой-то одной арабской страной, либо историческим периодом, либо националистической или религиозной идеологией. Специальная работа A.C. Бахадырова, посвященная исламу и национализму в арабских странах имеет очень общий характер и избегает исследования доктринальных националистических и религиозных концепций. Кроме того, эта работа никоим образом не затрагивает тех изменений, которые произошли в националистической идеологии с середины 60-х годов.

Труды западных исследователей Г.Е. фон Гргонебаума, Х.Ша-раби, Б. Тиби, Л. Биндера, С. Хэйм, К. Карпата, Д. Декмеджя-на, К. Клевленда, К.П. Харрис, А. Хаурани, а также ряда арабских исследователей - А. Максади, С. Бараката, А. Абдель Малика и других, представляют также в известной степени научный интерес.Общий же их недостаток заключается в том, что идеология рассматривается вне связи с экономическим базисом, игнорируется связь общественного сознания с классовой борьбой и классами. Национализм в работах этих авторов в целом рассматривается как реакция на национальное угнетение со стороны Османской империи, а затем и западных держав, как стремление к национальному возрождению, но однако, не связывается с интересами национальной буржуазии. Хотя К. Карпат в предисловии к своей антологии "Политическая и социальная мысль современного Ближнего Востока" /1970 г./ связывает национализм с идеологией буржуазии, тем не менее не проводит дифференциации внутри самой националистической и религиозной идеологии как в социально-политическом так и в идейно-теоретическом плане. Л. Биндер, выделяя "онтологическую" и "идеалистическую" концепции идеологии, понимая под первой марксистскую концепцию, а под второй - идеалистическую /М. Шелер/, отдает предпочтение последней. По его мнению, "национализм -это субъективное чувство", которое нельзя рационально объяснить. В свою очередь, известный арабский теоретик А. Урави возникновение арабского национализма связывает с появлением чувства "мы" и "они", арабский мир и Запад. Ряд работ западных исследователей /И. Арури, А. Бадикиан/ несмотря на то, что они появились в 70-е годы, тем не менее игнорируют происшедшие изменения в арабском национализме и исламе. Другая часть работ в основном затрагивает только политический аспект соотношения национализма и ислама, не останавливаясь на доктринальной, идейно-теоретической стороне двух идеологических течений. Работа арабского исследователя Дж. Джабура "Арабизм и составляющие его проявления" /Дамаск, 1980 г./

- 10 является не чем иным как собранием выдержек из конституций различных арабских стран, в которых зафиксировано положение о принадлежности к арабскому миру, к арабской нации, а также место ислама в государстве. Однако работы всех западных исследователей, также как и арабских, игнорируют роль арабских марксистов и их подход к проблемам национального единства, путям социального переустройства общества. Это имеет под собой одну цель - показать, что марксизм как идеология не имеет под собой каких-либо реальных основ в арабском мире.

Цель и задачи исследования состоят: в выявлении роли религии и национализма в политике и идеологии арабских стран в 40-70-х годах XX века; в прослежении эволюции концепции арабского единства в послевоенный период; критическом анализе идейно-теоретических, философских, социально-экономических и политических концепций некоторых религиозных и националистических идеологов, организаций и партий в арабских странах.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Основой данного исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма по национально-освободительному движению и его идеологии,' материалы съездов КПСС, пленумов Щ КПСС, статьи и выступления руководителей партии и советского государства, а также материалы и документы международных совещаний коммунистических и рабочих партий, материалы компартий арабских стран. Были изучены и использованы ряд монографических исследований и другие работы, опубликованные в периодической печати по данной проблеме.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет попытку с марксистско-ленинских позиций проанализировать ряд недостаточно изученных в нашей научной литературе течений в арабской общественной мысли послевоенного периода; раскрыть идейно-теоретическое содержание некоторых националистических и религиозных концепций общественного развития, да^ь концептуальное определение понятий - арабизм и исламизм; немарксистским концепциям развития общества и общественного устройства противопоставить марксистский подход к указанным проблемам.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней впервые вводится в научный оборот ряд работ немарксистских западных и арабских авторов, дается их научно аргументированная критика, что поможет дальнейшему исследованию проблемы. Ряд теоретических выводов диссертационного исследования может быть использовано в дальнейшем при исследовании проблем идеологии в арабских странах, а также в процессе преподавания и изучения некоторых тем исторического материализма, научного коммунизма, атеизма, истории философии и при подготовке и чтении спецкурсов, посвященных идеологическим проблемам развивающихся стран. Кроме того, теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в идейно-воспитательной работе со студентами и аспирантами из арабских стран, обучающимися в СССР. Выводы диссертации могут послужить хорошим подспорьем для изучения идеологии, духовной жизни и социальной психологии населения арабских стран лицами, выезжающими в арабские страны ,с научными и служебными целями.

Апробация работы. Основные материалы диссертационного исследования были изложены в докладах на научно-теоретических конференциях аспирантов и преподавателей философского факультета ЛГУ, состоявшихся в апреле 1981, 1982 и 1983 гг., в выступлении на всесоюзной конференции "Национализм и проблема культуры", состоявшейся в апреле 1982 года в ИВ АН СССР /Москва/.

Диссертация обсуждена на кафедре современной зарубежной философии и социологии ЛГУ 13 октября 1983 года.Содержание диссертации отражено в публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Арабизм и исламизм в современной арабской общественной и философской мысли"

- 170 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт изучения идеологии арабских стран послевоенного периода свидетельствует о глубокой связи общественного сознания с социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе, вместе с тем, идеологические процессы в арабских странах требуют всесторонней, объективной оценки, выделения при этом наиболее прогрессивных, антиимпериалистических и антифеодальных тенденций. Следует тлеть в виду как социально-политическую, так и идейно-теоретическую сторону тех или иных социальных движений.

Национализм в арабских странах широкое и разноплановое явление, это эволюция от буржуазного национализма до национализма революционных демократов, ориентирующихся на научный социализм, свидетельствует о неизбежности перехода революционных демократов на позиции марксизма-ленинизма. Необходимость глубоких социально-экономических преобразований как предпосылки для решения любых проблем - стала непреложной истиной для большинства революционных демократов. Так например, проблема арабского единства в отличие от концепций буржуазных националистов самым тесным образом увязывается с социально-экономическими и политическими проблемами.

Религиозная идеология в арабском регионе продолжает сохранять свои позиции и служит самым различным силам и целям, что свидетельствует о неоднозначности религиозного феномена в жизни общества. Что касается идейной стороны религии, то в этой сфере она продолжает активную деятельность с целью реформации и модернизации своего учения. Для религиозных теоретиков ислама стало неотъемлемой чертой говорить о сегодняшних проблемах современным языком.

Диллема арабский национализм - ислам касается не только проблем секуляризации и других вопросов, как часто представляют эту проблему западные востоковеды. Она гораздо шире, это прежде всего проблемы социально-экономические, проблемы духовного и материального возрождения арабского общества, а это в свою очередь ведет к тому, что борьба в арабских странах -это не борьба между националистами и исламом, а это борьба между классами, между прошлым и новым, где нередко национализм и ислам активно поддерживают друг друга, либо в борьбе за прогресс, либо в борьбе за сохранение традиционных, эксплуататорских отношений в любой форме.

 

Список научной литературыБекматов, Акпаржан Джапарович, диссертация по теме "История философии"

1. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.9.

2. Маркс К. Объявление войны. К истории возникновения восточного вопроса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.10.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.

6. Ленин В.И. Демократия и народничество в Китае. Полн. собр. соч., т.21.

7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18.

8. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр. соч., т. 17.

9. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн. собр. соч., т.10.

10. Ленин В.И. Революционный пролетариат и право нации на самоопределение. Полн. собр. соч., т.27.

11. Ленин В.И. К европейским рабочим. Полн. собр. соч., т.10.

12. Ленин В.И. Товарищам коммунистам Туркестана. Полн. собр. соч., т.39.

13. Ленин В.И. Пробуждение Азии. Полн. собр. соч., т.23.

14. Ленин В.И. Доклад на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919. Полн. собр. соч., т.39.

15. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн. собр. соч., т.24.- 173

16. Ленин В.И. О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы. Полн. собр. соч., т.23.

17. Ленин В.И. Развращение рабочих утонченным национализмом. -Полн. собр. соч., т.25.

18. Ленин В.И. Мелкобуржуазный и пролетарский социализм. Полн. собр. соч., т.12.

19. Ленин В.И. Л.Н. Толстой и его эпоха. Полн. собр. соч., т. 20.

20. Ленин В.И. Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам /для Второго съезда Коммунистического Интернационала/. Полн. собр. соч., т.41.

21. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.,1981.

22. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. М.,1969.

23. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.,1961.

24. Андропов Ю.В. Избранные статьи и речи. М.,1983.

25. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.,Политиздат, 1983. - 80 с.

26. Аль-Алим М.А. Идейные бои. М.,Прогресс, 1974. 269 с.

27. Актуальные проблемы идеологии национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. М.,Наука, 1982. -446 с.

28. Аширов Н. Ислам и нации. М.,1975, 144 с.

29. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.,1982. 269 с.

30. Багда X. Избранные статьи. М.,1970. - 123 с.

31. Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология. -М.,Мысль,1966. 327 с.

32. Он же. Национальный вопрос в борьбе идей. М.,1982. - 336 с.3S t33,34,35,36,37,38,39