автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему: Арабское ораторское искусство (хутба) YI - середины YIII вв
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гафарова, Умеда Абдуллоевна
ВВЕДЕНИЕ
§ I. Источники.
§ 2. Литература
ГЛАВА I. АРАБСКОЕ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО (ОТБА)
ДОИСЛАМСКОГО ПЕШОДА.
§ К Вэль хатиба в общественной жизни, доислам«*. ского периода
§ 2. Ораторское.искусство.арабов.в,доисламский. * период
ГЛАВА П. ОТБА В ПЕШОД СТАНОВЛЕШЕ ИСЛАМАМ* ¿.ч
§ II Цроповедь Мухаммада.
§ 2? Ораторское. искусство, периода "даведных". халифов .Г.'.,.
ГЛАВА Ш. ХУТБА ПЕШОДА ПРАВЛЕНИЯ, ДИНАСТИИ.
ОМЕЙЯДОВ (661-750)
§ I. Хутба и споры.о.праве,на,верховную.власть в халифате
§ 2. Призыв к "священной войне", (джихаду) ,в. . . . хутбе омейядскоро периода
§ 3. Призыв к "покорности",в.хутбе,периода. Омейядов.
§ 4. Хутба и релишозно^идейная.жизнь. в. эгоху
Омейядов
ГЛАВА 1У. ЮШЮЖВДОНВДЕ И (ЛИЛИСП ЖШЕ. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА. ХУТБЫ.
Введение диссертации1989 год, автореферат по филологии, Гафарова, Умеда Абдуллоевна
Актуальность темы. Изучение памятников истории и культуры представляется одной из актуальных и важных проблем современности, так как лучшие произведения культуры, науки и литературы прошлого ныне продолжают играть роль в жизни человечества, Анализ культурных и научных ценностей, созданных цредстави-телями различных народов, умение воспринимать их идейно-эстети-ческую ценность являются важнейшими свидетельствами прогресса всего человечества;
Современное востоковедение, продолжая изучение древних и средневековых литератур, все большее внимание уделяет проблемам исследования истории развития жанров - важному звену в изучении любой литературы.
Проблема жанровой дифференциации арабской средневековой прозы остается далеко не решенной. Это не значит, что средневековая теория арабской литературы не предлагала определений тех или иных жанров прозы. Однако совершенно очевидно, что основным предметом арабской средневековой литературоведческой мысли все же была поэзия, которой уделялось наибольшее внимание и которая подвергалась наиболее тщательному рассмотрению. Здесь мы имеем устоявшуюся терминологию для определения жанровых различий в лирической поэзии. Прозаические жанры определены в средневековой арабской теории литературы менее отчетливо.
Одним из значительных жанров арабской средневековой художественной прозы является жанр хутбы. Обычно термин "хутба" переводят словами "ораторская речь", "проповедь". Действительно, хутба является частью художественной прозы, имеющим свои жанровые особенности, константные черты, сохраняющиеся в различных модификациях хутбы.
Шк сообщает авторитетный арабский лексикограф Фарузаба-ди (ум; в 1414 г;) в своем энциклопедическом словаре "Китаб ал-камусп, изначально слово "хатаба" было связано с процедурой сватовства, которое у арабов, как и у других народов сопровождалось определенным ритуалом, руководимым "хатибом" - сватом, человеком красноречивым. Позже "хатиб" становится защитником племени в спорных вопросах с другими племенами, В конце У1 века слово "хатиб" стали употреблять в значении "красноречивый человек , оратор*, и его речь, проповедь стала называться ихут-бойи. В словаре "Ейтаб ал-камус" Зирузабади хутба определяется как образная прозаическая речь, которая произносится при большом собрании людей красноречивым человеком с целью повлиять на слушателей, убедить их в чем-либо, призвать к каким-либо действиям.
Под хутбой, вслед за йрузабади, мы понимаем арабскую ораторскую речь, которая произносится в ситуации, когда говорящий обращается к слушателям с целью убедить их в правильности выдвигаемых положений или вызвать в них желаемую реакцию на события или явления реальной действительности. Это обеспечивается с помощью стилистических возможностей языка, эмоциональной напряженностью высказывания, показом тех черт явления, которые наиболее эффективно могут быть использованы для достижения поставленной цели.
Следует отметить, что хутба - это не только часть литературного наследия, но и важный исторический источник, из которого мы черпаем сведения об общественных и политических отношениях арабов, о миропонимании, бытовом укладе, об их отношении к исламу, регламентировавшему жизнь людей. Исходя из этого, мы считаем, что произведения в жанре хутбы могут послужить также исходным материалом для более глубокого и полного изучения жизни арабов в различные эпохи.
Хутба представляет для нас непреходящий интерес как литературный жанр, который отличается не только содержанием и композиционной структурой, но и имеет отличия ситуативные и функциональные, Наконец, хутба характеризуется такими устойчивыми признаками как своя излюбленная топика и стилистика; Едва ли в арабской литературе мы имеем пример жанра подобной тематической замкнутости, какой обладает хутба; Все это позволяет говорить о хутбе как о жанре, имеющем свои четкие границы и свои специфические черты.
Произведения жанра хутбы составляют важную ветвь средневековой арабской словесности, которая была доступна народным массам и служила им духовной пшцей в течение довольно длительного периода. Однако до сих пор этот жанр остается мало изученной областью арабской литературы,
Проблзме ораторского искусства в мировой литературе в настоящее время уделяется большое внимание (аналогичные исследования цроводятся по греческой, римской, русской и многим другим литературам),' Малая изученность этого жанра и важное место, которое он занимает в истории арабской литературы, определяют актуальность темы исследования. Очевидно также, что многие вопросы истории арабской литературы невозможно решить без изучения этого литературного жанра!
Цель и задачи исследования. Цель данной диссертационной работы состоит в определении эволюции жанра хутбы, в период
У1-сер.УШ вв., анализа изменений, которые претерпел этот жанр, особенно в связи с распространением среди арабов ислама, в изучении поэтических приемов, применявшихся в нем. Прежде всего нужно дать адекватное историко-литературное истолкование хутбе, рассматривая ее по эпохам (с акцентом на развитии этого жанра в период правления династии Омейядов» единодушно признаваемого одним из самых плодотворных в истории арабского ораторского искусства)£ В этой связи ставятся конкретные задачи исследования: рассмотреть предисторию ораторского искусства арабов; рассмотреть хутбу в связи с внутриполитической жизнью в Халифате; оцределить место и роль политического красноречия в омейядскую эпоху; показать отражение явлений социальной жизни в хутбе; рассмотреть хутбу в связи с идейно-религиозной жизнью; описать и проанализировать композиционные и стилистические особенности хутбы.
Объект иеслемвания. Основным объектом исследования явля ■ ■ ■ • ■ [ ется арабское ораторское искусство в его связи с общественно-политической жизнью арабов в У1-сер. У1 вв.
Юте шалы исследования. Материалом исследования послужили образцы хутбы следующих знаменитых ораторов: Кусса ибн Сайда ал-ййади (доисламский период) , пророка Мухаммада и "праведных1* халифов (период становления ислама), Зийада ибн Абихи, ал-Задж-жаджа ибн Йусуфа, аль-Хасана ал-Басри (омейядекий период). Кроме того в качестве дополнительных источников мы использовали отдельные произведения хутбы других средневековых ораторов, в том числе хариджитских.
Методологическую основу диссертации составляют произведения классиков марксизма-ленинизма^ Методической и теоретической основой исследования является историко-филолотческнй подход к проблеме и сопоставление различных произведений жанра хутбы, их филологическая критика. В современном научном подходе к литературным явлениям основным принципом рассмотрения категорий литературного творчества является принцип историзма /2.46, с. 343/. Литературное произведение отражает определенный исторический момент в развитии общества и самого писателя как его члена.
Отражая жизнь общества, художественная литература, в частности, хутба, оказывает на него сильнейшее воздействие? История развития человеческого общения свидетельствует, что во все времена яркое и страстное слово всегда оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Выдающийся русский писатель Л.Н. Толстой писал: "Слово - дело великое? Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить людей, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти" /цит. по 2.11, с. 12/. Великая сила устного слова всегда высоко ценилась людьми.
Настоящая диссертация представляет собой попытку изучить арабское ораторское искусство в его связи с политическими, социальными и духовными явлениями общества, показать широкий круг тем, которые серьезно поднимала хутба, их значение для изучения развития этого жанра, происходившего одновременно с развитием общества? Новизна исследования заключается в самой постановке проблемы и привлечении материала, который не был в современной арабистике объектом специального исследования; В будущем, нам представляется, открываются перспективы в сравнительно-типологическом изучении хутбы, но мы делаем первый шаг? Постольку поскольку нет специальных работ но теме, мы вынуждены давать побольше образцов ораторского искусства арабов.
В своей работе,основанной на переводе образцов ораторского искусства и их логической проработке, мы попытались рассмотреть хутбу как прозаический жанр арабской средневековой художественной литературы^ В своем переводе мы отказались от практики буквального перевода, поскольку для рассмотрения хутбы как жанра художественной литературы буквальный перевод становится преградой. Следует отметить, что в своей работе мы использовали также имеющиеся переводы некоторых речей, приведенных в книгах: "История арабской литературы" ИЖ Зильштинокого и "История арабской литературы" Ханны ал-^ахури (в русском переводе) ^
Предлагаемая работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Первая глава "Арабское ораторское искусство (хутба) доисламского периода" посвящена предистории ораторского искусства арабов. В ней отмечается, что истоки жанра хутбы покоятся в доисламской родо-племенной среде; Еце задолго до ислама языческие арабы произносили речи на различных торжественных собраниях племени при решений спорных вопросов или установлении перемирия между враждующими племенами; Они прославляли высоконравственные поступки либо поращлн безнравственные поступки. Хутба служила подъему боевого духа войск перед сражением. Сам характер древне-арабской словесности благоприятствовал развитию хутбы. Из всех видов художественного слова она была наиболее тесно связана с современной ей общественно-политической жизнью.
Автор классифицирует хутбу этого периода по идейно-содержа-«ельному принципу, то есть по тому, какие темы и сюжеты она затрагивает, на какие объекты и цели она направлена. Взаимоотношения арабских племен, вытекающая из их отношений взаимная поддержка ели вражда, словесные состязания в Указе - все это способствовало развитию политического, судебного, торжественного и религиозного 1фаснорвчия;! В доисламскую эпоху у арабов отражены все основные виды хутбы, которые впоследствии стали развиваться после установления халифата;
Во И главе "Хутба в период становления ислама (6П-661 гг.)" цитируются и анализируются образцы ораторского искусства, принадлежащие пророку Мухадааду и "праведным" халифам, которые прославились своим красноречием и проповеднической деятельностью, а также показывается роль ислама в развитии жанра хутбы, В Ш главе, называющейся "Арабское ораторское искусство (хутба) периода династии Омейядов (661-750 гг.)" хутба рассматривается в ее связи с политическими, социальными и духовными явлениями в омей-ядскую эпоху. В этих двух главах показывается эволюция жанра хутбы, его становление и расцвет, показан широкий круг тем, которые поднимает хутба, определяется место и роль хутбы как важного художественного средства и источника, отражающего духовный шр общества рассматриваемой эпохи!
История каждой литературы знает периоды взлета, интенсивного развития, застоя и даже возврата к пройденному этапу; Эта неравномерность литературного процесса проявляется и в развитии отдельных видов и жанров. Для арабской литературы период становления ислама и его распространения стал периодом интенсивного развития жанра хутбы. Значительную роль в формировании хутбы нового времени сыграла проповедь самого Мухаммада, который воспользовался традицией хутбы для провозглашения новой религии, В этом смысле Мухаммад, как основатель новой религии, дал,иное направление хутбе и формированию ее новых жанровых шчеств; Уже в его .времена хутба содержала элементы не только пропаганды идей про- • возглашения новой нравственной философии» изложения новых проблем, связанных с общественно-политической жизнью в начале общины и потом государства, но и приказ, запрет и разрешение, что потом станет официальной частью хутбы в выступлении государственных и религиозных деятелей. Произведения ораторского искусства этого периода стали приобретать более определенную форму, В них ш наблюдаем эволюцию элементов рамки хутбы.
Наибольший расцвет жанра хутбы наступает в омейядский период, когда начался период образования отдельных политических и религиозных группировок, период различных направлений, вспыхнула борьба за власть, за влияние и велись большие завоевательные войны. Необходимость отстаивать свои взгляды я убеждать в своей правоте слушателей, достигать взаимопонимания между правителями и их подданными, вселять в воинов храбрость и отвагу -все это вознесло на невиданную дотоле высоту роль звучащего слова! Ораторское искусство арабов той эпохи постепенно профессио-низировалосьу вооружаясь знаниями, в особенности, пониманием государственной политики, сферы правовых и религиозных отношений! Высокой культуры достигло искусство публичного спора, словесных состязаний. Многочисленные морализаторские выступления Ат с их рифмованной прозой и мудрыми притчами, проповеди аскета Хасана ал-Басра, военные и патриотические обращения Зийада ибн Абихи и ал-Хаджжаджа ибн Йуеуфа - все это как ценнейшее литературное сокровище сохранилось до наших времен из этой ранней эпохи!
В 1У главе, носящей название "Композиционные и стилистические особенности арабской хутбы" автор стремится уяснить структурное и стилевое своеобразие жанра хутбы, исследовать художественно-изобразительные средства, присущие хутбе рассматриваемого периода^
Иаким образом, автор рассматривает жанр хутбы с трех сторон: с точки зрения содержания памятников ораторского искусства, с точки зрения становления кошозищш и с точки зрения стиля.
Надо сказать, что на пути познания красноречия доисламских и раннемусульманских ораторов, как и всей ранней арабской литературы вообще, мы сталкиваемся с трудностями. Дело в том, что литературное творчество арабов на раннем этане, равно как и в доследующие два периода, падающих по времени соответственно на ранний ислам и омейддское правление (закончившееся в 750 г.), дошло до нас в передаче представителей аббасидской династии. Более ранних материалов почти нет; Значение этого фактора видится в связи с вопросом о степени объективности и верности первоисточников аббасидского периода как первого передаточного звена в цроцессе наследования духовной культуры^ В силу этого в очень многих случаях весьма нелегко со всей определенностью провести водораздел между тем, что на самом деле создано именно в затрагиваемую эпоху, а что привнесено (дополнено, искажено) позднее, уже в послеомейядский период, а приписывается тем не менее предшественникам!1 Искажения текстов первоисточников, коль скоро они имеют место, происходили как случайно, невольно, так и вполне сознательно, подчиняясь, например, литературным вкусам или разного рода политическим соображениям^
Общеизвестна дискуссия, особенно бурно разгоревшаяся в первой половине XX века, когда под сомнение была поставлена подлинность всей доисламской поэзии. Новые параметры данной проблемы открывает статья советского ученого А.Б. КУделина /3,14/.
В воцросе о подлинности произведений средневековья или древности в арабской литературе наши отечественные востоковеды проявляют полное единодушие и подходят к этой проблеме положительно, с определенной оговоркой, что вполне возможны некоторые искажения и дополнения. В этом плане достаточно сослаться на авторитетное мнение академика ИЛ)* 1фачковского: иЕ&ва ли в настоящее время кто-нибудь из ученых сомневается в том, что часть произведений так называемой доисламской поэзии подложна! Однако отсюда остается еще очень большой шаг до признания всей доисламской поэзии за позднюю подделку, и с таким крайним выво дом, наоборот, едва ли кто-нибудь из ученых согласится;." /3.12, с. 197/;
Относительно подлинности произведений арабского ораторского искусства тоже существуют различные точки зрения. Наиболее крайние заключения по данной проблеме принадлежат египтянину Таза Хусейну. "Что касается памятников доисламского ораторского искусства, - пишет 1&ха Хусейн, - то они также подложны, как и вся джахилийская литература вообще! Трудно судить о жанровых особенностях доисламской хутбы. Шк литературный жанр хутба берет свое начало только после возникновения ислама. Однако ш не отрицаем, что арабы в доисламскую эпоху имели своих ораторов.!." /2,95, с. 354/! йзумеетея» подлинность произведений ораторского искусства арабов рассматриваемого периода может быть поставлена под сомнение еще в большей степени, чем подлинность образцов древней поэзии! Так или иначе, на основании литературных версий и обработок мы все же можем с большой долей достоверности составить себе представление об искусстве слова доисламских и ранне-исламских арабов? Нельзя не присоединиться к мнению Р. Блайзера;
Если в литературных тмятниках периода, которым мы занимаемся, все неясно, спорно, большей частью искажено, то нам следует рассштривать эти памятники в их совокупности (•••)" /2.98, т.З, с. 374/!
Ставя перед собой целью изучение развития жанра хутбы на обозримом для шс протяжении более чем столетия, мы попытаемся выявить самые общие закономерности функционирования жанра; Вопросы подлинности при таком рассмотрении, разумеется, имеют подчиненный характер! Более важен вопрос о хронологии! Если даже считать» что некоторые речи неподлинны, то единственным более или менее надежным критерием для датировки может служить повод их написания!
§1! ИСТОЧНИКИ Существует обширный круг источников, дающих информацию различного характера относительно нашей темы! Источники мы подразделяем ш две большие группы:
I* Литературные источники; В обзоре они идут в той последовательности; которая определяется их значимостью?
2. Мусульманские хроники ж сочинения по истории арабских завоеваний»
Литературные источники
На первом месте среди литературных источников стоит наиболее ценная книт выдающегося арабского писателя ал-Джахиза (774-868) "Штаб ал-байан ва-т-табйнн" ("йвага изъяснения и толкования"). Вот что пишет об этой книге ал-Аскари во введении "Кйтаб ас~сина*атейн":
Самой важной и известной книгой по теории литературы является "Книга красот речи и показ их* 4бу Усмана .Амра ибн Бахра ал-Джазиза.Кяянусь жизнью, она в высшей степени полезна и всеобъешвэда, ибо включает замечательные отрывки и утонченные мысли, блестящие речи и выдающиеся истории, она содержит перечень имен красноречивых ораторов и указания на достоинства их риторики, а также другие важные разделы с прекрасными характеристиками; К сожалению, однако, в этой книге определения риторики и ее категорий, а также стилистики рассеянны в тексте в разных местах повествования,1 Они теряются, подобно заблудшие овцам, среди примеров, и отыскать их можно лишь после длительных поисков и многократного переосмысливания" /пер.щт;по: 3.9, с.! 140/.
Действительно, в этом трактате ал-Джахиз изложил основные положения риторики, собрал многочисленные отрывки из Кэрана, ха-дисов, диванов и образцов ораторского искусства." Впервые в средневековой арабской литературной теории автором делается попытка внести систему, правила в построение ораторской речи и ее украшение. Он приводит образцы правильной речи, случаи нарушения грамматических и стилистических норм, погрешностей в ритме стихов и прозы, неблагозвучия ораторской речи и рифмованной прозы.
Следует отметить, что книга ал-Джахиза сделала весомый вклад в выработку арабской риторической терминологии. Ученый впервые употребляет термин "байан" для изъяснения скрытого содержания при помощи устного слова (в поэзии или прозе), письма, исчисления, жеста, либо ситуации. В этом произведении ал-Джахиз, главным образом, занимался проблемой изъяснения мысли при помощи устного слова, или же слова написанного.
Красноречие, по мнению ал-Джахиза, - это совокупность слов (алфаз) со значением (ма'ани), причем они (мысль и слово) должны соответствовать друг другу. Мысль становится яснее и полезнее от удачного выбора слов для ее выражения: "Если ма'на (мысль) облачатся в хороший лафз (значение) и если красноречивый сделает его легким для произнесения, а говорящий (мута-каллим) предоставит ему знак, который будет с ним неразлучен, то он станет для твоего сердщ приятнее и займет в твоей груди больше места, И если ш'ани облачат в благородные алфаз и оденут в возвышенные описания, то они превзойдут в глазах (зрителя) пределы своих обликов (макадил сувариха) и превысят свои действительные достоинства в той мере, в какой будут украшены, и в зависимости от того, насколько будут расцвечены" (пер. цит; по /2.31, с. 1Э0/Ь
Большое внимание ал-Джахнз уделяет возможным отступлениям от литературного языка, настаивает на соблюдении законов правильной речи и грамматических норм. Он - враг напыщенности и сторонник простоты, краткости. Говоря об ораторском искусстве, он предостерегает против неблагозвучных словосочетаний, излагает учение о произнесении речи, рде говорится о владении голосом и телом, и дает ряд полезных советов оратору (напршер, не говорить сдавленным, сиплым голосом, не откашливаться во время речи, обладать хорошим тембром голоса и знанием правильной речи, ее построения и т.п.). Стремящийся к совершенству оратор должен использовать все богатейшие возможности, которые предоставляет ему язык /2.64, т.1, с. 372/.
Большую ценность для нас представляют сведения автора о роли хатиба (оратора) в доисламском и раннеисламском обществе, о том, как ораторы произносили свои речи, как слушатели воеприниш ли их выступления, Лл-Джахиз считал, что роль хатиба (оратора) в доисламский период была вторичной, дополнительной к роли поэта, который мог в верифицированной форме воскресить память племени о героическом прошлом и более эмоционально воздействовать на слушателей /2.64, т.1, с. 241/. Поэт также находил более уязвимые места противника и его выпады против них заучивались и передавались из уст в уста. Поэтическая речь наиболее доступна запоминанию наизусть и дальнейшему пересказу. Устойчивость поэтической формы оберегала стихи от каких-либо существенных изменений, Затиб же, в отличие от поэта пользовался простой либо рифмованной прозой,
В случаях защиты племени он выступал вслед за поэтом (ша'иром), который в споре прославлял свое племя и порицал враждебное. Поэт прославлял и порицал, хатиб примирял и убеждал. Но когда увеличилось число поэтов, которые стали использовать свой талант не в интересах своего племени, а в целях наживы и личной выгоды, арабы стали больше ценить своих хатибов /2.64, т.1, с. 231/.
Основная обязанность хатиба - это сражаться с противником при помощи слова. Такая обязанность требовала от него хороших знаний традиций племени, быстроты реакции, умения импровизировать, обладать хорошим тембром голоса и знанием правильной речи, ее построения. Хатиб должен бал обладать всеми данными оратора, знать обычное право племен и их традиции. Считалось, что хатиб должен был иметь приятную внешность и даже быть красивым. Любая погрешность или дефект в речи хатиба жестоко высмеивались. Обычно оратор поднимался на возвышение или сидел верхом на верблюде, коне, ко Еда произносил свою публичную речь. Во время своей речи он размахивал копьем, палкой или прутом для большей выразительности, и возможно с целью более четкого выделения ритма /2,64, т.1, с. 372/.
Стилистические особенности арабской ораторской речи, которых касается ал-Джахиз, мы рассматриваем более подробно в заключительной главе на стоящей работы.
Другим богатейшим источником по истории арабской литературы и культуры доисламской эпохи и первых трех веков ислама является сочинение Ибн Абд Шббихи (860-940) "Ая-'Икд ал-фарид" ("Уникальное ожерелье"). Эта книга представляет собой свод самой разнообразной информации о литературе, культуре, политике, истории, географии, а также быте и нравах древних арабов. В ней мы находим обильный материал по интересующей нас теме. Несомненную ценность для изучения хутбы доисламского периода представляют сведения, которые приводит Ибн Абд 1&ббихи об арабских ораторах-послах, выступивших с речами перед персидским царем Хосров Ануширваном. Это были наиболее прославившиеся своим красноречием и мудростью ораторы, в числе которых были и предводители племен, как например, Аксам ибн Сайфи (умер около 630 г.), Алкаш ибн Аяаса (умер в конце У1 в.), Омар ибн Туфайля (умер в конце У1 в.) и др. /2.35, т.1, с. 227-238/. По их речам, сохранившимся в этом труде, можно составить суждение о языке и стиле того или иного оратора этого древнего периода.
Наряду с перечислевдем арабских ораторов рассматриваемого периода и их характеристикой, трактат содержит большое количество образцов ораторского искусства» а также практические указания и советы оратору по поводу произношения, различные рассуждения на тему о красноречии.
Красноречие, по мнению автора, заключается с одной стороны в стройности и логичности композиции, а с другой стороны в способности выражать свои мысли в образной форме. "Красноречивый человек, - пишет он, - это тот, кто берет множество мыслей и выражает их в нескольких словах" /2,35, т.П, с. 272/.
Замечательными источниками являются также произведения других наиболее известных средневековых литераторов» Среди них заслуживают внимания "Кйтаб ал-агани" Абу-ль-Фараджа ал-йсфа-хани (897-967), пАл-Штл фи-л-адаб" Абу-л-Дббаса ал-Мубаррада (826-898), Н4л-Ашли" 4бу Али ал-Е^ли (901-967). В них содержатся многочисленные образцы ораторского искусства арабов доисламского и раннеисламского периода, а также сведения о жизни и деятельности знаменитых ораторов, живших в разное время;
Особое положение как источники изучения хутбы периода становления ислама занимают йэран и хадисы, которые дают в наше распоряжение материал для суждения о жанрах раннейсламекой ораторской прозы, об особенностях проповеднического стиля Мухаммада.
Надо сказать, что в своем исследовании мы использовали наиболее яркие образцы арабского ораторского искусства, которые имеются в вышеназванных источниках.
Мусульманские хроники и сочинения по истощи завоеваний
В круг источников, использованных в нашей работе, включены также труды средневековых арабских историков, насыщенные фактами политической, военной, религиозной и культурной жизни. Прежде всего следует упомянуть многотомный труд ат-1&бари "Та'рих ар-русул ва-л-мулук" ("История пророков и царей"), в котором нашли отражение события длительного исторического периода - от истории древних царей Персии до царствования халифа Муктадира
908-932), Значение летописи Табари, видающегося ученого-истори-ка второй половины П-первой четверти X в. для изучения истории первых трех веков мусульманского мира невозможно переоценить» Во всеобщей истории Табари мы находим массу имен ораторов, названий их речей, интересных фактов, и что особенно важно для нас, памятники ораторского искусства первых трех веков ислама. Следует отметить, что речи, вложенные в уста исторических деятелей, служат средством исторического осмысления событий, политическим и психологическим комментарием к ним.
Немало оригинальных сведений об ораторском искусстве арабов, о жизни и деятельности прославившихся ораторов сообщает младший современник ат-Табари ал-Мас'уди (ум. 956) в своем замечательном труде "Мурудж аз-захаб" ("Золотые луга"). Большое значение для нашего исследования имеют содержащиеся в этой книге подробные сведения о наиболее знаменитых ораторах омейядской эпохи, таких как Зийад ибн Абихи ( 622 - 673) и ал-Хаджжадж ибн Йусуф (661-714)
Для исследования привлекались также сочинения о течениях и сектах в исламе, как, например, "ЕНтаб ал-милал ва-н-нихал" ("Книга религиозных сект и философских школ") аш-Шхрастани. Для изучения военно-политической истории периода арабских завоеваний ценным источником является сочинение одного из самых выдающихся арабских историков, Ахмада ибн Йахйа ибн Джабира ал-Балазури (ум. 892) "Футух ал-булдан" ("Завоевание стран"). Эта книга описывает историю всех мусульманских завоеваний со времен появления ислама. Все эти источники дают нам исчерпывающие сведения об исторической обстановке интересующей нас эпохи, в них также содержатся образцы ораторского искусства арабов.
§2i ЛИТЕРАТУРА
В теоретическом плане наш работа базируется на многочисленных исследованиях русских, советских, западных арабистов, а также арабских литературоведов - Крачковского И.Ю;, Шльштин-ского И.М., ПМдфар Б.Я., К^целина A.b., Блашера Р., Г.Э. фон Грюнебаума, Хави йлйа, Шуки Дайфа и многих других. Следует отметить, что в отечественной арабистике нет специальных работ, посвященных истории арабского ораторского искусства!
Известный французский арабист Р. Блашер посвятил ораторскому искусству средневековых арабов несколько страниц в своем фундаментальном труде "История арабской литературы" /2.98; 2. 59, с, 374-403/; Автор, собрав сведения, даваемые средневековыми арабскими филологами, рассматривает жанр хугбу с точки зре ния стиля и с точки зрения содержания памятников ораторского искусства, рассуждает о роли оратора в общественной и политической жизни доисламских и раннеисламских арабов, выявляет причины расцвета ораторского искусства в омейядский период! Заслуг-га Р. Блашера состоит в том, что он выявил отдельные особенности ораторского искусства доисламского и раннеисламского периода указал на необходимость критического подхода к произведениям ораторского искусства этой ранней эпохи.
За последние десятилетия научное изучение ораторского искусства арабов в раннее средневековье значительно продвинулось вшред благодаря монографическим исследованиям арабских литературоведов. Специально истории арабского ораторского искусства посвящены работы профессора Навж Илйи и йхсана ан-Баса /2;94; 2.85/. Первый из этих литературоведов является автором монографии "Фанн ал-хитаба ва татаввуруху 'инда а л-» араб" ("Ораторское искусство арабов"). Нас привлекает исключительно богатый и разнообразный конкретный материал, содержащийся в этом труде.
Наиболее обстоятельной и содержательной является книга Ихса на ан-Наса "Ал-Хитаба ал-'арабиййа фи асриха аз-захаби" ("Золотой век ораторского искусства арабов"), В этой книге рассматрива ется история ораторского искусства арабов с доисламских времен до омейядского периода, когда наблюдается наивысший расцвет этого вида искусства. В ней мы находим исчерпывающие сведения о жизни и творчестве знаменитых ораторов затрагиваемой эпоха, а также наиболее полную классификацию хутбы по содержательному принципу.
Также имеется работа под названием "Ал-Кийам ал-хулкиийа фи-л-хитаба ал-'арабиййа" ("Выражение нравственно-этических понятий в арабской хутбе") профессора Сайд Хусайна Мансура /2.87/, в которой рассматриваются философские аспекты жанра хутбы и содержатся многочисленные образцы ораторского искусства.
В исследованиях арабских литературоведов хорошо показан общий исторический фон, ва котором проходила деятельность ораторов рассматриваемого периода, сказывается стремление связать ^ произведения ораторского искусства с арабской почвой, с событиями социальной жизни; Основное достоинство этих работ, заключается в богатом фактическом материале.
Общие сведения и библиографические данные по интересующим нас воцросам имеются в "Энциклопедии ислама" /Е 32, 1960-1971/, в "Истории арабской литературы" Ш Брокельмана /2.100/, в ".Ште-ратурной истории арабов" Иикольсона /2.104/.
Мы не останавливаемся на многочисленных характеристиках и оценках тмятников ораторского искусства арабов в общих курсах истории арабской литературы, энциклопедиях и учебных пособиях. Они стереотипны, носят чисто формальный характер и не заслуживают специального рассмотрения.
Что касается разработанности истории теории арабской литературы, то нужно особо отметить, что за последнее время в СССР появились две авторитетные работы "Образная система арабской классической литературы (У1-2П вв.)" Б.Ш Шидфар /2.54/ и "Средневековая арабская поэтика (вторая половина УШ-Н век)" А.Б. Ку~ делина /2.31/.
В своем исследовании мы также опирались на работы советских и зарубежных историков, поскольку в них подробно исследована историческая обстановка интересующей нас эпохи. Мы бы хотели отметить работы В.В. Бартольда, Е.А. Беляева, Ф. Хитти, Джавада Али.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Арабское ораторское искусство (хутба) YI - середины YIII вв"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из наиболее распространенных устных прозаических жанров, позже перешедших в художественную литературу и сохранившихся в настоящее время как публичная речь, является жанр хутбы; Хутба, будучи частью ораторского искусства, одновременно представляет собой очень важный литературный жанр, выработавший свой канон и претерпевший различные модификации в определенные периоды литературной истории арабов; При этом следует отметить, что хут-ба - это не только часть литературного наследия, но и источник сведений о жизни арабов в соответствующие эпохи, об их отношении к исламской религии. Содержание жанра хутбы отражает социальные и политические представления арабов, свидетельствует об их культуре, этике.
Истоки жанра хутбы покоятся в доисламской родо-племенной среде; Сам характер древнеарабской словесности благоприятствовал развитию ораторского искусства; Она была гораздо более устной, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями. Ораторская речь была тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, бытом, наконец, с особенностями характера народа, создавшего этот жанр; В доисламскую эпоху намечаются будущие виды арабской ораторской прозы! Взаимоотношения арабских племен, вытекающая из этого отношения взаимная поддержка или вражда, словесные состязания в Указе - все это способствовало развитию политического, судебного, торжественного и религиозного красноречия? Самым выдающимся оратором доисламского пераода признавался Кусс ибн Сайда; Собрание его проповедей может лучше всего рассказать об искусстве проповедей той эпохи!
Основу нового вида ораторского искусства, хйтабы, заложили первые деятели ислама и в первую очередь основатель его Мухаммад, который воспользовался хутбой для провозглашения новой религии, дал иное направление хутбе и формированию ее новых жанровых качеств; Уже в его времена хутба содержала элементы не только пропаганды идей провозглашения новой нравственной философии, изложения новых проблем, связанных с общественно-политической жизнью, в начале общины и потом государства, но и приказ, запрет и разрешение, что потом станет официальной частью хутбы в выступлениях государственных и религиозных деятелей! Позднее место проповедника в жизни ислама окончательно утверждается! Вэ ль хатиба перешла к халифам, наместникам и военачальникам, которые стали решающей властью в халифате! Военачальники прибегали к хутбе как средству возбуждения храбрости среди воинов, а правители опиралшсь на ораторскую речь, чтобы вызвать патриотические чувства среди своих подданных, призвать их к покорности и подчинению своей власти!
После распространения ислама хутба приняла идеологическую окраску!1 Учительное слово первых мусульманских проповедников носило двоякий характер: с одной стороны, это обращение к тем, кто еще не принял нового вероучения, и в этом случае оно тождественно с речами Мухаммада; с другой стороны, это разъяснения и призывы, рассчитанные на реальный уровень духовно-нравственных потребностей верующих! Цроповедь окончательно монологизи-руется и предназщчается для безмолвного выслушивания присутствующих.
Надо сказать, что на период становления ислама приходится созревание жанра хутбы! Произведения ораторского искусства этого периода стали приобретать более определенную форму! Постепенно в них стали появляться элементы художественного мастерства; Изобразительные средства становятся богаче, в образах ощу-щается больше фантазии и живого поэтического воображения! К традиционным древнейшим изречениям теперь прибавились новые - ко-ранические. Исламское проповедничестсво стало первостепенным фактором развития искусства устного слова.
Наибольший расцвет ораторского искусства у арабов наблюдается в период правления династии Омейядов; Главной причиной развития ораторского искусства в этот период была религиозно-политическая борьба за верховную власть в халифате. Сторонники племенных и политических группировок, а позднее религиозных направлений и сект, полемизировали со своими противниками, по-своему толковали и комментировали Кэран и Сунну, придерживались своего стиля в ораторском искусстве, вели пропаганду в пользу своих политических вождей? В эпоху, когда не было средств для ведения пропаганды, ораторское искусство было самым совершенным инструментом для распространения идей и возбуждения настроений; Большие завоевательные войны, которые вели арабы, требовали воодушевления воинов, надо было в ярких и сильных словах поднимать дух армии; Так рождались речи военачальников, с которыми они обращались к арабским воинам, призывая их к победе в "священной" войне" за новую веру?
Омейядское ораторское искусство явилось продолжением традиции ораторов периода становления ислама, но вместе с тем оно было новым этапом в истории развития искусства речи; Так же, как и в предшествующий период, в омейядскую эпоху можно наметить три основных вида красноречия: военно-политическое, общественное и религиозное; 5&нр хутбы отражает действительность омейядской эпохи, тесно связан с политической жизнью общества, близок и понятен широчайшим народным массам;
Содержание и значение жанра хутбы невозможно понять в отрыве от его эволюции; Поэтому при анализе особое внимание уделялось системообразующим элементам, из которых сложилась арабская хутба как жанр, нами прослеживалась и та трансформация, которую претерпевала хутба в определенные периоды; Эволюция хутбы в работе прослежена на материале образцов ораторского искусства рассматриваемого периода, средневековой арабской филолог гии и современных исследований;1
Наиболее распространенной структурой устного выступления у арабов можно считать трехчастную речь, включающую в себя следующие элементы: вступление (матла»), главную часть (*ард) и заключение (хатима);
В отличие от доисламских ораторов, раннеисдамские и омейяд-ские ораторы начинали свою речь тахмидом - словами, прославляющими Аллаха и его цророка Мухаммада, приводили традиционные коранические эпитеты Аллаха и перечисляли его деяния, и лишь потом после слов "амма ба'ад" - *а далее* - переходили к основной части;
В целом же, композиционное построение хутбы рассматриваемого периода почти однотипно: вначале идет так называемый тахмид, т|е? слова, прославляющие Аллаха и его пророка Мухаммада, и лишь затем после идиомы иамма ба*адн идет непосредственное, иногда полное патетики, обращение оратора к слушателю! Обращение это как бы сразу формулирует тему обращения, или тему, на которую оратор намерен говорить? В главной части хутбы всесто*-ронне раскрывается тема, решаются как общая, так и конкретная задача выступления: сообщить слушателям определенные сведения; убедить их в чем-либо или побудить к каким-либо действиям! Щи этом идет ряд очень образных, как бы параллельно развертывающихся картин, наполненных различными тропами и фигурами! <йшал хутбы как бы повторяет в какой-то степени ее начало! Образуется своего рода кольцо, опояеывающее основную идею обращения оратора?
По принципу такого триединства построены и произнесены чуть ли не все речи арабских ораторов. 1&зумеется, применение этого принципа варьировалось в соответствии с характером темы выступления и составом слушателей. В творческом претворении триединства сказывались талант и мастерство оратора?
Проведенный нами анализ обнаружил, что важнейшую роль в сложении жанра хутбы сыграл ее стиль. Доминирующей стилевой чертой арабской хутбы является эмоциональность! Эффективности эмоционального воздействия способствуют прежде всего приемы художественной выразительности, или фигуры и тропеические.средства, такие, как метафора; антитеза, сравнение, эпитеты и туп! Выразительность и стилистическое разнообразие арабской оратор ской речи во многом зависят от умелого использования в ней пословиц и поговорок, стихотворных вставок и р!фмованной ритмизованной прозы (саджО®
В заключение следует подчеркнуть, что хутба сыграла большую роль в формировании арабской средневековой художественной прозы!
Список научной литературыГафарова, Умеда Абдуллоевна, диссертация по теме "Литература народов Азии и Африки"
1. Произведения основопо ложников ма шоизш-ленинизма
2. Архив Маркса и Энгельса, 1941, т. Ш
3. Маркс К. Объявление войны, К истории возникновения восточного вопроса! - Шркс К,, Энгельс Ф. Соч,, 2-е изд. T.IO! -С, 165-173.
4. Энгельс Ф, Марксу! Письмо.6 июня 1853 г! - Маркс К., Энгельс Ф! Соч?, 2-е изд. Т. 22. * С. 216^2231
5. Энгельс Ф. Марксу! Шсьмо от 26 мая 1853 г. - Маркс к*% Энгельс. Ф! Соч., 2-е изд. Т. 28. - С. 203-2I0f
6. Ленин ВШ! Социализм и религия. Полн. собр. соч. Т. 12.-С. 142-147.1.9v Ленин ВШ. Об отношении рабочей партии к религии; Полн. Ф собр. соч.' Т. 17. - С. 415-426.1. Hí-ULl-Ll
7. Аширов Н! Мусульманская проповедь! М.: Политиздат, 1978! - 80 с.2.6* Беляев Е.А. Мусульманское сектанство. М.: йзд! вост. лит!, 1957! « 100 с!
8. Беляев Е!А! Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье! йзд! 2-е, М,: Наука, Глав.ред.воет. лит-ры, 1966? - 279 с?
9. ТЗ. Виноградов В.В. Стилистика! Теория поэтической речи? , Поэтика! М.: Изд-во АН СССР, 1963! - 255 с.2!14! Всемирная история! Т. Ш. М!: ТЪсполитиздат, 1957! -896 с!2!15! Т^льперин И,Р. Очерки по стилистике английского языка.-М!, 1958. 404 с.
10. ТЪльдциер И. Ислам. Пер; И. 1фачковского, под ред. и спредисл. А.Э. Шмидта? СПб., 19II! - 51 с.
11. Исторщ стран. зарубежной Азии в средние века. М.:Баука, 1970! - 640 с.
12. История халифов анонимного автора XI века; Факсимиле рукописи! Предисл. и краткое изложение содержания Т.А. Гряз-невича! М.: Наука, 1967. - 53 с!2.23! Климович Л.И! Ислам! Изд! 2-е. М.: Наука, 1965! - 333 с.
13. Климович Л;ИУ Книш о Кэране, его происхождении и мифоло-. гии; М.: Политиздат, 1986. - 270 с!2S25; Кэзаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство; М.: Изд-во МГУ, 1980!
14. Колесников А.й. Завоевание Ирана арабами; М!:Наука, 1982! - 269 с?.
15. Коран. Перев!, коммент! и "Приложения" И.Ю. Крачковского, Под ред. В;И! Беляева. М.: Изд-во вост!лит-ры, 1963.714 с.
16. Мец А? Мусульманский Гённессанс. Пер; с нем? Д.Е. Бер- . тельса под ред. ВЖ Беляева? 1-е изд? М.: Наука, Глав? ред. вост. лит-ры, 1966; - 457 с.2?36? Мюллер А. История ислама? T. I. СПб., 1895. - 376 с. Т. 2? - СПб?, 1895. - 354 с?
17. Ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Муса? Шиитские секты? Пер., исслед. и коммент? С.М. Црозорова? Mí: Наука, 1973; -255 с.
18. Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Ара* вии в У-УП вв? Míí Наука, Глав.ред.вост. лит-ры, I98IÎ-155 с?2139? Общая риторика? М?: Прогресс, 1986? - 391 с.
19. Османов М.Н.-О. Стиль персидско-таджикской поэзии IX-X вв Mîï Наука, 1984? 264 с.2?41? Памятники позднего античного ораторского искусства и эпистолярного искусства П*-У века; М;1: Щука, 1964; 234 с;
20. Семенов В.Р. История средних веков.1 М;: Просвещение, , . 1970. - 607 с.2;46; Тимофеев ЛШ. Основы теории литературы. Изд;5~е; М.: . Просвещение, 1976. - 448 с.
21. Аль-ФахуриКанна. История арабской литературы; М.: Изд;? иностр.лит-ры, 1959; ТП. - 367 с;
22. Шдфар БШ Образная система арабской. классической лите~ ратуры (У1-ХП вв.). * М;: Наука, 1\лав;ред; воет; лит-ры,1974? 253 с?
23. Ахмад Амин? Духа ал-ислам? 1&ир: Дар ал-кутуб, 1956?
24. Ахмад Амин. Фаджр ал^-ислам? Кйир: Дар ал-кутуб, 1964? 2257. Ал^Аскари. Кйтаб ас-сина 'атейн? Изд? 2-е? - 1&ир: Ал
25. Штба*а ал~амириййа, 1971? 405 с? 2.58. Ахз ал^Аба* ал^Яеу'и? Маджани* ал*адаб фи хадаик альараб?«
26. Бейрут : Ал-матба'а ал~адабиййа, 1883, т.6. 324 с; 2?59? Блашер Р? Та*рнх ал-адаб ал-араби, Тарджишт Абдалхалиман-ааджар? Ti Д>3? Шир: Дар ал-кутуб, I97&-I974? 2.60. Дайф Шуки? Ал-Фанн ва мазахибуху фи-н-наср ал-араби.
27. Каир: Дар ал-ма'ариф, 1980? 435 с. 2?6Г? Ал-Джабри? Ал-Зйтаб ал^араби ал-муасир? - Бейрут: Ад~Дар ал-байда, 1982? - 192 с.
28. Джавад Али. Тй'рих ал^-'араб кабда-дм!слам? Багдад: Матба» ал-маджма* ал-илми ал-ираки, 1951-1959, т. 1-8.
29. Джамхарат хутаб альараб? Шир: Дар ал-фикр ал-араби, 1932?
30. Ибн Р&шик. Ал-* Умда фи сина'ат аш-ши*р ва накдихи. Шир, 1925?
31. Ал-Ш ль та шанди. Субх ал-а'ша. Шир: Дар ал-кутуб, .1963;
32. Мухаммад Мухаммад Хусайн? Ал-Хиджа'ва-л-хиджа' ун фи-л-джахилийа? Бейрут: Матба'а адабийа, 1970?2?84. Мухаммад Тахир Дарвиш. Ал-Хитаба фи садр ал-ислам! 1&ир: . Дар ал-кутуб, 1965-1967, ,.т! 1-2!
33. Васс Ихсан. Ал*»Хитаба ал-арабийа фи-асриха аз-захаби! -Шир: Дар ал-кутуб, 1963.
34. Ар-Шби'и Ахмад. Кусе ибн Сайда ад-Ийади! Неджеф. Матба'ат ан-Ну'ман, 1974. - 491 с.
35. Сайд Хусайн Мансур! Ад-Мам ал-хулкийа фи-л-хитаба ал-арабийа. -Бейрут: Матаби» анмнурук, б!г!
36. Blaciiere 1« Histoire de la littérature arabe des origines a la fin du X¥e, siede de 8. cT- 1-3 P*, 1952-1966.mm 161
37. Hikolson R.A» A literary history of the Arabs. Cambridge. The Univ. press, 1960. 506 P*
38. Salem E»A* Political Theory Institution of the Khawarij. Baltimore; Johns Hopkins press, 1956. 117 P. .?ahd T. La Divination arabe* Studes religeuses, sociologi-gues et folkloriguessur la Milieu natif de 1* Islam. Leyden etcs Brill, 1966. - XI, 617 P*
39. Hitti Ph. History of the Arabs. London, 1960«
40. Ш? С т а т ъ и 3.1. Бартольд В!В! Прошведь Мухаммада в Мекке! Сочинения!
41. Т. 6! M!ï Наука, 1966! - 784 с! 312. Бартольд В;В! Теократическая идея и светская власть в му2! юз;2.104.2.Ю5! 2.106;2; 107.сульманском государстве! » Сочинения; Т. 6. Mi: Наука, 1966. - 784 с.
42. Бертельс. АЙЗ; Сила традиции: Шука и религия. M., 1975, Л 4. « С. 38-431
43. Мнуллин Н. Хариджиты: Наука и религия, 1982, № 91 С? 34- 37.
44. Грюнебаум Г.Э, фон; Литература в контексте исламской цивилизации. Арабская средневековая культура и литература; Mi, 1978;
45. Грязневич П.А§ Шзвитие исторического сознания арабов (У1-УШ вв.)I Очерки истории арабской культуры У-ХУ,вв. -М.: Наука, Глав;ред| вост. лит-ры, 1983. - С. 75-155.
46. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в му-сульманской общине в,раннем исламе? Ислам;. З&лщжя, общест? во, государство. - М.: Наука, Глав.ред. вост. литеры, 1984. • С. I6Ï-I75; :
47. Шгсалвва К;С» О термине ханиф в Кэране,.- "Доклады Ш СССР Серия В;"; Л., 1928, № 8. С. 157-162.
48. Крачковский И.Ю. "йатаб альбади*"? Избранные сочинения! . Т. 6. - ,Изд-во Ж СССР, i960;3;ЮУ Крачковский И.Ю, Фрагмент индийской реторики в арабской передаче; Избранные сочинения; Т. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
49. Крачковский И,.Ю. Арабская поэтика в IX в! -г Избранные сочи-. нения. Т. 2. М;-1;<: Изд-во АН СССР, 1956.
50. Крачковский И.Ю; Taxa Хусейн о доисламской поэзии арабови его критики; Избранные сочинения. Т.З. - M;wr.: Изд-во АН СССР, 1956;
51. Куделин А.Б. Формульные словосочетания в "Сират Антар"; -Памятники книжного эпоса; Стиль и типологические особенности. М.: Наука, 1978, с. 84-105.
52. КУделин А.Б. Внняя арабская поэзия: опыт историко-функ-ционального анализа; Классические памятники литератур
53. Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины;-Ислам в истории народов Востока; М.: Наука, Глав;ред;воет; лит-ры, 1981. Cf 9-19.
54. У; А i т о р е cb е р а т ы51. 1фивов М;В? Завоевание восточных цровинций Византии арабами в середине УП в? АКД, М., 1986; 24 с.1.ï1. ПРИ Л О Ж E H И E1. Стиль1. Композиция1. Тематика
55. Не отличаются чет- I. кой композицией; 2. обычно отсутствует вступление (матла'); речи начинаются с 3. обращений и восклицаний!4!