автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Архетипичные основы русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Бочарова, Елена Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Архетипичные основы русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бочарова, Елена Вячеславовна

Введение

Глава I. Архетипичные духовные ценности русской гуманитарной культуры

§1.1. Этно-национальные истоки формирования архетипичных духовных

§ 1.2. Менталитет как корпоративный комплекс архетипичных духовных

Глава II. Культурно-исторический контекст архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях

§ 2.1. Ассоциативный механизм отражения архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях.

§ 2.2. Этномузыкологический аспект архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры.

§ 2.3. Архетипичные духовные ценности русской гуманитарной культуры в культовой музыке православия. ценностей русской культуры ценностей русской гуманитарной культуры

§1.3. Музыкальная интонация как элемент культурной семантики.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Бочарова, Елена Вячеславовна

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из проблем отечественной культурологии является изучение национального характера и менталитета. Это неотделимо от анализа комплекса архетипичных ценностей, которые являются духовными основами, заложенными в русской гуманитарной культуре. Она направлена на совершенствование духовного мира человека под влиянием таких архетипичных духовных ценностей как общинность, соборность, патриотизм, религиозность, свободолюбие, софийность, страстотерпие, святость, дискретность, эстетико-творческое отношение к действительности, которые создали особый облик духовности русской культуры средневекового периода. Данный ценностный комплекс получил кодификацию в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур, характерных для анализируемого временного периода. Основанием для этого является то, что музыкальная интонационная сфера выступает элементом художественной культуры, которой свойственно иррациональное (архетипичное) познание бытия, неразрывно связанное с реальной жизнью. В то же время, анализ культурно-исторического контекста музыкальной интонации требует обращения к фундаментальным вопросам ее онтологических характеристик, что позволяет трактовать данную категорию как аккумулятор субъективных ценностных установок, формирующихся в рамках объективной духовно-ценностной сферы.

Характерной чертой духовной культуры в нашей стране за последние годы стало обращение к ее традиционным религиозным основам, к общечеловеческим ценностям и, соответственно, к культовой музыке. В то же время, духовное самосовершенствование русского общества происходит и через обращение к архаичной (традиционной народной) музыкальной культуре, иначе говоря, к музыкальному фольклору, так как именно он, возникнув в период дохристианской Руси, стал одной из первооснов для создания, аккумуляции и трансляции архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры. В связи с этим, логика исследования требует подвергнуть анализу музыкальную культуру раннего русского Средневековья и уделить особое внимание вопросу сравнительного изучения музыкальных образцов традиционной народной художественной культуры и их интонациям. В то же время, нельзя исследовать затрагиваемую проблему без представления об интонациях культовой музыки православной традиции, которые возникли на основе интонаций русского музыкального фольклора и на новом уровне стали ассоциироваться с архетипичными духовными ценностями русской гуманитарной культуры, самобытно коренившимися в культуре дохристианской Руси. Таким образом, необходимо сосредоточиться на анализе русского Средневековья IX - первой половины XVII века, вторая половина которого отмечена постепенной, но неуклонной секуляризацией культуры вообще и музыкальной в частности, а также все более явственным проявлением личностного авторства, что позволило внести в архетипичную объективность музыки элемент субъективного.

Сложность данного исследования заключается в двойственной природе музыки, поскольку для человеческой культуры она уникальна в плане «индивидуального - универсального». Более того, музыка не только универсальна и индивидуальна, но и природно-универсальна, так как семиотические, искусствоведческие и иные анализы музыкальных форм свидетельствуют об общности музыкальных и природных структур, в том числе грамматик музыкального и словесного языков. Вместе с тем, на современном этапе происходит возрождение интереса к синтетически ассоциативным формам мышления и мировосприятия, что позволяет обратиться к механизму ассоциаций, легшему в основу функционирования художественных семиотических систем неизобразительного типа, к которым относится музыка, отражающая социокультурное пространство в символической форме.

Актуальность и малая изученность проблемы выводит диссертационное исследование «Архетипичные основы русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях» в ряд тем, позволяющих провести анализ процесса кодификации архетипичного духовного ценностного комплекса русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур, установив его динамические компоненты.

Степень научной разработанности проблемы: Русская культура и генезис ее духовного ценностного комплекса, зафиксированного в образцах музыкальной культуры, привлекла к себе специалистов разных отраслей гуманитарного знания.

Этно-национальная культура, в рамках которой формируются этническое и национальное сознание, исследуется в работах Н. А. Бердяева [17 - 21.], Л. Н. Гумилева [53 - 55.], Л. М. Дробижевой [61, 62.], И. А. Ильина [245.], А. С. Кармина [91.], А. С. Каргина [90.], Д. С. Лихачева [128, 129.], П. Н. Милюкова [155.], В. Н. Топорова [226.], В. С. Соловьева [245.], В. Р. Филиппова [235.] и других.

Сущность национального характера и менталитета, их архетипичная основа представлены в работах Е. А. Ануфриева и Л. В. Лесной [7.], Н. А. Бердяева [19, 20.], Н. Г. Багдасарьян [123.], А. П. Бутенко и Ю. В. Колесниченко [28.], Б. П. Вышеславцева [38.], В. Н. Громова [48.], А. Я. Гуревича [56 - 58.], Г. В. Драча [120.], В. И. Добрыниной [119.], А. П. Казина [87.], Н. О. Лосского [134.], И. В. Мостовой и А. П. Скорика [158.], Л. М. Решетникова [195.], В. С. Соловьева [245.], А. Я. Флиера [239.] и других. Содержание гуманитарной культуры, ее смысловая наполненность рассматриваются такими исследователями как М. М. Бахтин [14, 15.], Д. С. Лихачев [128, 129.], М. Л. Мугинпггейн [161.], В. В. Медушевский [144 -150.], М. К. Петров [184.], Г. С. Померанц [187 - 189.], А. Я. Флиер [239.], Ю. А. Филипьев [237.] и другими.

Аксиологический аспект культуры разработан в трудах М. М. Бахтина [14 — 15.], Н. Г. Багдасарьян и А. В. Литвинцевой [123.], Г. О. Риккерта [196.], П. А. Сорокина [216.], Г. П. Федотова [234.], Н. 3. Чавчавадее [247 -252.]. Проблема сохранения традиций и традиционной народной художественной культуры, их взаимосвязь с менталитетом и духовными ценностями исследуются А. Я. Гуревичем [56 - 58.], Н. А. Герасимовой-Персидской [41, 42.], А. Б. Гофманом [121.], А. С. Каргиным [90.], Е. Г. Катаевой [94.], И. В. Мостовой и А. П. Скориком [158.], О. В. Ромах [199.], В. С. Семиной [207 - 211.], А. В. Юдиным [266.] и другими.

Интерес к музыке как к органичной части общественной жизни, имеющей свою историю становления и развития, свою структуру и особенности воспроизведения, прослеживается в музыковедческих работах О. А. Антоновой [5, 6.], М. В. Бражникова [25.], Р. И. Грубера [49.], В. JI. Гошовского [46.], В. Ф. Одоевского [172.], Е. М. Орловой [173.], Т. Поповой и Н. Бачинской [190 ], А. В. Рудневой [202.], Б. JI. Яворского [268.] и других. Исследованию музыкальной культуры как неотъемлемой части культуры в целом посвящены работы таких ученых как Б. В. Асафьев [8 -10.], И. С. Барсова [12.], Н. А. Герасимова-Персидская [41, 42.], И. А. Герасимова [40.], Г. Ермакова [66.], JI. А. Закс [68, 69.], И. И. Земцовский [72, 73.], Б. А. Кац [95.], М. С. Каган [84 - 86.], Ю. А. Кремлев [107 - 114.], И. В. Кошмина [104.], В. Леви [126.], А. Ф. Лосев [131.], В. В. Медушевский [144 - 150.], В. М. Розин [197.], А. Н. Сохор [217, 218.], Р. А. Тельчарова [223.] и других.

Определение музыки в целом и музыкальной интонации в частности как текста, имеющего символическую сущность, представлено в работах М. М. Бахтина [14 - 15.], Л. М. Баткина [13.], В. В. Бычкова [29 - 31.], Т. Н. Гниловой [44.], А. И. Клибанова [96, 97.], Ю. М. Лотмана [135 - 138.], Я. Мукаржовского [166.], М. К. Петрова [184.], А. Л. Юрганова [267.] и других. Проблема обоснования семантической сущности музыкальной интонации получила освещение в трудах Б. В. Асафьева [9 - 10.], И. С. Барсовой [12.],

Н. А. Герасимовой-Персидской [41, 42.], JI. А. Закса [68, 69.], И. И. Земцовского [72, 73.], Б. А. Каца [95.], С. Мальцева [140.], В. В. Медушевского [144 - 150.], А. Н. Сохора [217, 218.] и других. Изучение звука как сложного коммуникативного сигнала-кода осуществлялось И. А. Герасимовой [40.], А. И. Журавлевым [67.], М. С. Каганом [84 - 86.], А. Ф. Лосевым [130 - 133.], В. В. Медушевским [146.], С. X. Раппопортом [193.] и другими учеными, которые сходятся во мнении, что звук или звуковой комплекс, представленный музыкальной интонацией, является основой для вербального отражения действительности и, подобно слову, способен кодифицировать ее духовное содержание. Определенный вклад в разработку анализа ассоциативного механизма, функционирующего в основе художественных семиотических систем неизобразительного типа, внесли Б. В. Асафьев [9. Кн. 1, 2.], М. С. Каган [86.], Е. Г. Катаева [94.], В. Конен [101.], М. JI. Мугинштейн [161.], С. X. Раппопорт [193.] и другие.

В музыковедческих и культурологических исследованиях изучение фольклористики и этнографии часто проводятся параллельно с анализом национального характера и менталитета. Это нашло свое отражение в работах Н. А. Герасимовой-Персидской [41, 42.], Ю. А. Кремлева [107 -114.], А. Н. Сохора [217, 218.] и других. В данном диссертационном исследовании предпринята попытка рассмотрения интонаций русской музыкальной культуры с точки зрения их способности отражать не столько субъективные чувства и эмоции, сколько объективные архетипичные духовные ценности и идеи, которые генерируются русским менталитетом и русской гуманитарной культурой.

Этномузыкологический аспект исследования социокультурного пространства русского этноса прослеживается в трудах Б. В. Асафьева [8 -10.], Н. А. Бердяева [17 - 21, 245.], Н. Бачинской и Т. Поповой [190.], В. Л. Гошовского [46.], Ю. А. Кремлева [107 -114.], И. В. Кошминой [104.], В. В. Медушевского [144 - 150.], Н. Д. Успенского [232.] и других. Они подтверждают необходимость изучения фольклора как необходимой базы становления духовного ценностного комплекса русской культуры. Характерные черты русской православной духовной культуры, которая включает в себя соответствующую ей музыкальную культуру, и ее ценности в исторической ретроспективе анализируются Н. А. Бердяевым [19-21.], Н. А. Герасимовой-Персидской [41, 42.], И. В. Кошминой [104.], В. В. Медушевским [144 - 150.], А. М. Панченко [183.], А. С. Ярешко [271.] и другими.

Вместе с тем, исследование архетипичных основ русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур не нашло достаточно полного отражения в трудах по истории и теории культуры, музыковедению и этнографии.

В связи с этим, цель данного диссертационного исследования состоит в изучении проявления архетипичных духовных основ русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

• выявить архетипичные духовные ценности русской гуманитарной культуры;

• изучить сферу аккумулирования архетипичных духовных ценностей русской культуры;

• провести семантическое обоснование музыкальной интонации;

• установить динамические компоненты процесса кодификации архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур;

• описать процесс отражения комплекса архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур.

Объектом диссертационного исследования выступает русская культура IX - первой половины XVII века, кодифицированная в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур.

Предметом исследования являются музыкальные интонации традиционной народной художественной и православной культур, аккумулирующие архетипичные духовные ценности русской гуманитарной культуры.

Теоретическая и методологическая база исследования представлена философскими, историческими, этнографическими, культурологическими и музыковедческими трудами отечественных и зарубежных ученых. В своем исследовании автор стремился не выходить за рамки философско-кулътурологического анализа проблемы. Значительное воздействие на создание теоретических концепций данного диссертационного исследования оказали работы Б. В. Асафьева [8 - 10.], Н. А. Бердяева [17 -21.], Н. А. Герасимовой-Персидской [41, 42.], Л. А. Закса [68, 69.], И. А. Ильина [245.], М. С. Кагана [84 - 86.], Ю. А. Кремлева [107 - 114.], Д. С. Лихачева [128, 129, 245.], А. Ф. Лосева [130 - 133.], Н. О. Лосского [134.], В. В. Медушевского [144- 150.].

Основными методами исследования явились: метод системного анализа, контент-анализ научной литературы, сопоставительный метод.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Во-первых, в диссертационном исследовании представлена концепция русской гуманитарной культуры как аккумулятора архетипичных духовных основ в период с IX до середины XVII века. В это время были определены такие ее самобытные архетипичные константы как общинность, соборность, патриотизм, религиозность, свободолюбие, софийность, страстотерпие, святость, дискретность, эстетико-творческое отношение к действительности, которые создали особый облик духовности русской культуры средневекового периода. Во-вторых, использован этномузыкологический подход к анализу процесса отражения архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях. Это позволяет исследовать генезис проявления архетипичных основ русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях, начиная с периода дохристианской Руси, а затем в интонациях культовой музыки православной традиции. В-третьих, исследован процесс динамизации отражения архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях с привлечением их семантической сущности. Это дало возможность представить музыкальную интонацию как текст, в котором кодифицирован контекст - архетипичные духовно-ценностные основы русской гуманитарной культуры. В-четвертых, механизм ассоциаций выступает категорией, в большей степени свойственной иррациональной сфере, присущей художественным семиотическим системам неизобразительного типа, к которым относится музыка и ее интонации. В связи с этим, механизм ассоциаций представлен в качестве необходимого динамического компонента, с помощью которого происходило закрепление и отражение архетипичного духовного ценностного комплекса русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур.

Научно-практическая значимость работы состоит в освещении особой роли музыкальных интонаций в процессе аккумулирования и отражения архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры. Содержание диссертации, а также сделанные выводы, могут найти свое применение в качестве методологических регулятивов при исследовании музыкальной культуры России как феномена общечеловеческой культуры и как аккумулятора архетипичных духовных ценностей, а также в учебных курсах по мировой и отечественной культуре, эстетике, культурологии, при составлении спецкурсов и спецсеминаров по обозначенным направлениям.

Положения, выносимые на защиту:

1. Русская гуманитарная культура является аккумулятором архетипичных духовных ценностей, корпоративный комплекс которых представлен в национальном менталитете. К ним относятся общинность, соборность, патриотизм, религиозность, свободолюбие, софийность, страстотерпие, святость, дискретность, эстетико-творческое отношение к действительности, которые создали особый облик духовности русской культуры средневекового периода.

2. Музыкальная интонация и ассоциативный механизм являются динамическими компонентами исследования кодификации в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур архетипичных основ русской гуманитарной культуры. Синтез данных категорий представляет собой метод, согласно которому используется семантическая сущность музыкальной интонации как элемента художественной семиотической системы неизобразительного типа с присущим ей ассоциативным механизмом.

3. Музыкальные интонации традиционной народной художественной и православной культур являются элементами культурной семантики. В силу этого, представляют собой формы аккумулирования и отражения таких архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры, как общинность, соборность, патриотизм, религиозность, свободолюбие, софийность, страстотерпие, святость, дискретность, эстетико-творческое отношение к действительности, которые создали самобытный облик духовности русской культуры средневекового периода.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены на региональных и международных научно-практических конференциях: «Танцевальный фольклор: проблемы сохранения»: межвузовская научная конференция (Тамбов, октябрь 2000 г.) «Культура и образование на рубеже тысячелетий» (Тамбов, декабрь 2000 г.), «Вестник Тамбовского университета. VI Державинские чтения» (Тамбов,

12 февраль 2001 г.), «VII Державинские чтения» (Тамбов, февраль 2002 г.), «Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития» (Тамбов, март 2002 г.); а также в лекционном курсе «Религия и мифология в культуре древних славян» (Тамбов, 2001г.) и специальном курсе «Мифология и религия славян», предназначенном для студентов, обучающихся по специальности «Культурология» (специализация «Культура России»).

Структура и объем работы. Предмет исследования, его цели определили логику и структуру работы, состоящей из введения, двух глав и шести параграфов основного текста, заключения, списка используемой литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Архетипичные основы русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях"

Выводы по второй главе можно обобщить в следующем виде: во-первых, музыкальная интонация, являясь элементом художественной семиотической системы неизобразительного типа, не дает прямых изображений действительности и выполняет свои знаковые функции только на ассоциативной основе, что также свойственно мировоззрению, поскольку в музыкальной сфере структурно-аналитическая форма (гармония, композиция, ритм) встроена в интонационную форму, а в глобальной культурно-социальной сфере общественная мысль и идеи встроены в мировоззрение и вырастают из него, поэтому происходит признание ассоциативной связи между музыкальной интонационной сферой и мировоззрением, что позволяет говорить об этих категориях как о явлениях одного порядка; во-вторых, общественные идеи и заключенные в них духовные ценности, при помощи ассоциативного механизма, свойственного художественным семиотическим системам неизобразительного типа, могут быть отражены в музыкальных интонациях, что представляет собой метод дм исследования отражения архетипичного духовного ценностного комплекса русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур; в-третьих, этномузыкологический подход является одним из актуальных методов для анализа процесса отражения архетипичного духовного ценностного комплекса русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях, поскольку сопоставляя смысловую сущность понятий «архетип», «музыка устной традиции» и определяя иррациональность как объединяющий их критерий, мы считаем, что

131 интонации музыкального фольклора, находясь на архаичном дохристианском уровне, посредством бессознательной деятельности социума аккумулировали и кодифицировали в себе духовно-ценностные основы русского характера, которые нашли свое отражение в русской гуманитарной культуре; в-четвертых, музыкальные интонации традиционной народной художественной и православной культуры преимущественно ассоциировались с такими неотъемлемыми архетипичными духовными ценностями русской гуманитарной культуры как религиозность, софийность, общинность, соборность, патриотизм, свободолюбие, дискретность, страстотерпие, святость и эстетико-творческое отношение к действительности, создавшими самобытный облик духовности русского Средневековья.

Заключение

В ходе диссертационного исследования удалось установить следующее:

1. Архетипичные духовные ценности русской культуры сформировались в рамках этнической и национальной культур, составляющих бинарность, две стороны которой находятся во взаимодополняемом единстве, при основополагающей роли первой стороны как «консерватора» традиционных духовных ценностей, разделяющихся большинством представителей социокультурной сферы и упроченных в этническом, а затем в национальном самосознании. В этнической культуре основой поддержания общности и условием принадлежности каждого индивида к определенной группе являются духовные ценности, бессознательной основой которых выступают архетипичные представления, имеющие символическую природу. Она также свойственна компонентам традиционной народной художественной культуры, в том числе и музыке, сопровождавшей жизнь общества с архаичных времен, ставшей основой для православной культовой музыки и оказавшей огромное влияние на становление этнического и национального самосознания. Эти виды самосознания легли в основу менталитета русского этноса как социокультурного феномена, включающего в себя две формы познания мира: рациональное и иррациональное (архетипичное). В свою очередь, в рамках русского менталитета сформировался корпоративный комплекс архетипичных духовных ценностных императивов, создающих особый облик духовности, обусловленный мессианской ролью России в распространении религиозной православной идеи и комплекса общечеловеческих духовных ценностей. Это составляет сущность русской гуманитарной культуры, которая представляет собой многогранный феномен, где главенствующим является совершенствование духовного мира человека под влиянием нравственных принципов православия, что с особой силой проявилось в русской культуре средневекового периода. В то же время для нее характерен синтез христианско-православной и дохристианской парадигм. Это позволяет говорить о том, что русская гуманитарная культура обладает глубоким базисом, поскольку составляющие ее квинтэссенцию духовные ценностные императивы, имеющие архетипичную основу, существовали уже на дохристианском этапе развития, а со сменой культурно-исторических типов лишь трансформировались, наполняясь новым содержанием. В свою очередь, формирование духовных ценностей происходит во взаимодействии культурно-исторического типа и народа-творца, представляющих собой контекст, способный познаваться через текст - музыку. Следовательно, трансформация содержания духовных ценностных императивов русской гуманитарной культуры диктовалась сменой контекста и отражалась в тексте - традиционной народной (крестьянской) и православной музыкальных культурах. Иными словами, архаичный русский музыкальный фольклор, возникший на основе духовных ценностных традиций этно-национальной культуры, ставший основой для православной культовой музыки, представляет собой неотъемлемый компонент русской культуры, способный отражать социокультурную квинтэссенцию бытия не только в художественной форме, но и в форме объяснения его идеально-смысловой сущности, учитывая как смену и взаимодействие культурно-исторических типов, так и архетипичный духовный ценностный комплекс русской гуманитарной культуры. В него входят те традиционные установки, которые направлены на духовное совершенствование русского общества в целом и каждого человека в частности: религиозность, софийность, общинность, соборность, патриотизм, свободолюбие, дискретность, страстотерпие, святость и эстетико-творческое отношение к действительности, создавшие особый облик духовности русского Средневековья.

2. Музыкальная интонация является знаком музыки как текста, как способа образно-символического общения в рамках исторического контекста культуры, в чем проявляется семантическая сущность музыкальной интонации и что вводит ее в качестве неотъемлемого элемента в художественную семиотическую систему. В свою очередь, язык музыки - это один из способов познания социумом мира и отражения в социальном сознании архетипичного духовного ценностного комплекса, заключенного в менталитете. В связи с этим, музыкальная интонация, обладая знаково-символической сущностью, является одним из динамических компонентов отражения архетипичного духовного ценностного комплекса русской гуманитарной культуры. Вместе с тем, если музыкальная интонация является элементом художественной семиотической системы неизобразительного типа, то она не дает прямых изображений действительности и, следовательно, выполняет свои знаковые функции только на ассоциативной основе. Поскольку музыка и мировоззрение являются категориями, которые имеют как дифференцированные внутренние механизмы существования, так и единый механизм существования, основанный на ассоциативной связи, то в музыкальной сфере структурно-аналитическая форма (гармония, композиция, ритм) встроена в интонационную форму, а в глобальной культурно-социальной сфере общественная мысль и идеи встроены в мировоззрение и вырастают из него. Иными словами, происходит признание ассоциативной связи между музыкальной интонационной сферой и мировоззрением, что позволяет говорить об этих категориях как о явлениях одного порядка. Вместе с тем, ассоциативные механизмы ярко проявляются не только во взаимодействии космологических (мировоззренческих) представлений и принципов творчества, где первыми являются архетипичные духовные ценности русской гуманитарной культуры, а вторыми - интонации русской музыки, но и во взаимодействии музыкальной интонации (звука) и литературы (слова), что свойственно русской народной традиционной художественной культуре. В свою очередь, закрепление архетипичного духовного ценностного комплекса русской гуманитарной культуры происходило посредством иррациональной сущности традиционной народной музыкальной культуры и ее интонаций, которым присущ ассоциативный механизм и которые стали основой для интонаций культовой музыки православия. В результате сделан вывод о том, механизм ассоциаций выступает способом, с помощью которого можно исследовать процесс отражения архетипичного духовного ценностного комплекса русской гуманитарной культуры сквозь призму музыкальных интонаций традиционной народной художественной и православной культур.

Таким образом, использование семантической сущности музыкальной интонации и ассоциативного механизма, присущего художественным семиотическим системам негообразительного типа как динамических компонентов представляет собой метод для исследования аккумулирования, кодификации и отражения духовного ценностного комплекса русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур.

3. Генезис архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры происходил в сфере традиционной народной художественной культуры (аутентичного музыкального фольклора), а затем - в музыкальных интонациях православной культуры. В свою очередь, этномузыкологический подход, в силу присущей ему интегративности, является одним из актуальных методов для анализа процесса отражения глубинного ценностно-нормативного комплекса русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях. Сопоставление смысловой сущности понятий «архетип» и «музыка устной традиции» и понимание иррациональности как объединяющего их критерия позволило установить, что интонации музыкального фольклора, находясь на архаичном дохристианском уровне, посредством бессознательной деятельности социума аккумулировали в себе архетипичные духовно-ценностные основы русского национального характера, которые нашли свое воплощение в русской гуманитарной культуре. В связи с этим, музыкальные интонации фольклора ассоциировались с такими ее составляющими как религиозность, софийность, общинность, соборность, патриотизм, свободолюбие, дискретность, страстотерпие, святость и эстетико-творческое отношение к действительности, создавшими самобытный облик духовности русского Средневековья и явившимися неотъемлемыми архетипичными чертами русского национального характера.

С христианизацией русской культуры, музыкальные интонации традиционной народной художественной культуры стали основополагающими для формирования национальной православной музыкально-интонационной культуры, произошло рождение певческого искусства с его самобытными устоями, что органично повлекло за собой отражение на новом уровне архетипичного духовного ценностного комплекса русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях. Таким образом, музыкальные интонации традиционной народной художественной и православной культур, будучи элементами культурной семантики, являются формами аккумулирования, кодификации и отражения таких духовных ценностей русской гуманитарной культуры как религиозность, софийность, общинность, соборность, патриотизм, свободолюбие, дискретность, страстотерпие, святость и эстетико-творческое отношение к действительности, создавших особый облик духовности русского Средневековья.

Диссертационное исследование показало, что анализ отражения архетипичных духовных ценностей русской гуманитарной культуры в музыкальных интонациях традиционной народной художественной и православной культур представляет собой сложный процесс, аспекты которого являют собой плодотворный материал для дальнейших исследований.

 

Список научной литературыБочарова, Елена Вячеславовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Столица, 1991. - С. 53 -60.

2. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. -1988. №7. - С. 212 - 220. - №9. - С. 227 - 236.

3. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / М.: Мысль, 1988.-253 с.

4. Антология исследований культуры / Под ред. JI. А. Мостовой. СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с.

5. Антонова О. А. Искусство и православие / М.: Знание, 1983. 94 с.

6. Антонова О. А. Музыка и церковь / М.: Знание, 1977. 64 с.

7. Ануфриев Е. А. Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. - №3. - С. 16 - 28, №4. - С. 28 -45, №5. - С. 24 - 33, №6. - С. 17 -27.

8. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX начала XX века / М.: Музыка, 1979. -200 с.

9. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. В 2-ух кн. / Л.: Музыка, 1971.

10. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987.-248 с.11 .Балакина Т. И. История русской культуры. Уч. пособие / М.: Мысль,1995. -350 с.

11. Барсова И. С. Специфика языка музыки в сознании художественной картины мира // Художественное творчество. Л.: 1988. - С. 27 - 39.

12. Боткин Л. М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. - №9. - С. 99 - 108.

13. А.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.: Наука, 1979. 350 с.

14. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского / Киев: Наукова Думка, 1994.16 .Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур / М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет, 1998. 239 с.

15. Бердяев Н. А. Кризис искусства / М.: СП «Интерпринт», 1990. 47 с.

16. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды / Под ред. JI. И. Новиковой, И. Н. Сиземской. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 311 с.

17. Бердяев Н. А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. - №1 - С. 7 -144, №2 - С.87 - 154.

18. Ю.Бердяев Н. А. Судьба России: Сочинения / М.: Эксмо-Пресс, Харьков: ФОЛИО, 2000.-736 с.

19. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства (в 2-ух томах) / М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. Т1. - 541 е., Т2. - 508 с.

20. Библер В. С. Национальная русская идея? Русская речь!: Опыт культурологического предположения // Октябрь. 1993. - №2. - С. 155 — 183.23 .Богуславский В. Н. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка/М.: Прогресс, 1993.

21. Бодрилин А. П. Ценностная природа культуры // Философские науки. -1994. №4, 5, 6. - С. 239 - 254.

22. Бражников М. В. «Раскопки» в музыке // Наука и жизнь. 1970. - №9. -С. 155- 159.

23. Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви / М.: Терра, 1991.-415 с.21 .Булгаков С. Н. Россия. Эмиграция. Православие. Русские философы / М.: Прогресс, 1993.-450 с.

24. Бутенко А. П. Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политические мысли // Социс. 1996. - №5. -С. 92- 102.

25. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика / М.: Мысль, 1995. 637 с.

26. Бычков В. В. Софийность древнерусского эстетического сознания // Социально-культурный контекст искусства. Историко-эстетический анализ / М.: Мысль, 1987. С. 86 - 103.

27. Бычков В. В. Эстетическое сознание Древней Руси / М.: Знание, 1988. -61 с.

28. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 68 - 72.

29. Васильев Ю. А. Широков А. С. Рассказы о русских народных инструментах / М.: Советский композитор, 1986. 200 с.

30. Введение в культурологию. Уч. пособие для вузов / Под ред. Е. В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1996. 336 с.

31. Вернадский Г. В. Древняя Русь // Тверь: ЛЕАН, 1996. 448 с.

32. Володин Э. Ф. Искусство и мировоззрение / М.: МГУ, 1982. 173 с.

33. Воронин Н.Н. Кузьмин А. Г. Духовная культура Древней Руси // Вопросы истории. 1972. - №7.3%.Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии,- 1995. №6.-С. 112-121.

34. Галинская И. Л. Духовный примат культуры // Идеи культурологии XX века: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. научн.-информ. исслед.; Отд. культурологии; Редкол.: Галинская И. Л. (отв. ред. и сост.) идр.-М.: 2000.-С. 38- 50.

35. Герасимова И. А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. 1995. - №6.-С. 87-97.41 .Герасимова-Персидская Н. А. Место музыки в отечественной культуре XVII века // Музыка. Культура. Человек. Свердловск: 1988. Вып.1. - С. 83 -97.

36. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века встреча двух эпох / М.: Музыка, 1994. - 126 е., нот.43 .Глебкин В. Ритуал в советской культуре // Культурология: Дайджест РАН. ИНИОН. 1999. - №4. - С. 46 - 56. (Сер. Теория и история культуры).

37. Гнилова Т. Н. Язык, речь и музыка: культурологический аспект // Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. 1999. - №4. с. 171 - 179 (Сер. Теория и история культуры).

38. Гобарев Б. Русь до Рождества Христова / М.: Менеджер, 1996. 342 с.

39. Гошовский В. JI. У истоков народной музыки славян. Очерки по музыкальному славяноведению / М.: Советский композитор, 1971. -304 с.

40. Грищенко В. В. Традиции художественного фольклора // Танцевальный фольклор: проблемы сохранения: Материалы межвузовской научной конференции. Под ред. Н. М. Аверина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. - С. 45 - 46.

41. Громов В. Н. Вечные ценности русской культуры // Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 54 - 61.

42. Грубер Р. И. История музыкальной культуры / T.I. ч. 2. М.: 1959. - 355 с.

43. Губман Б. Л. Ценности. Культурология. XX век. Словарь // СПб.: Университетская книга, 1997. С. 521 - 523.51 .Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы / М.: Соратник, 1995. 310 с.

44. Гуманизм и культура: век XX // Сб. науч. тр. под ред. Б. JI. Губмана. Тверь: Твер. Гос. ун-т, Респ. комплекс, н.-и. прогр. «Народы России: возрождение и развитие», 1993. 127 с.

45. Гумилев JI. Н. Древняя Русь и Великая степь /М.: Мысль, 1989. 480 с.5А.Гумилев JI. Н. От Руси до России. Очерки этнической истории / М.: Танаис Ди-Дик, 1994. 550 с.

46. Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера земли / М.: Наука, 1993. 560 с.

47. Гуревич А. Я. Изучение ментальностей: социальная история и поиски исторического синтеза // Советская этнография. 1988. - №6. - С. 42 -59.

48. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры / М.: Искусство, 1981. -359 с.

49. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / М.: Искусство, 1990. 300 с.

50. Гуревич П. С. Культурология. Уч. пособие / М.: Знание, 1999. 288 с.60 .Диденко В. Д. Искусство, человек, противоречие культуры // Философские науки. 1989. - №5. - С. 81 - 88.

51. Дробижева Л. М. Культура и национальное самосознание. Советская культура: 70 лет развития // М.: Наука, 1987. С. 237 - 244.

52. Дробижева Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. —1991. №1. -С. 3-13.

53. Духовность, художественное творчество, нравственность. Круглый стол // Вопросы философии. 1996. - №2. - С. 4 - 10.64Дьяков В. Славянская идея в истории и современность // Свободная мысль. 1992. - №4. - С. 73 - 83.

54. Ерасов Б. С. Социальная культурология. Пособие для студентов выс. учеб. завед./ М.: Аспект Пресс, 1996. 591 с.

55. Ермакова Г. Музыка в системе культуры. Под ред. М. С. Кагана // Искусство в системе культуры. JL: Наука, 1987. - С. 5 - 21.

56. Журавлев В. В. Мир художественной культуры / М.: Мысль, 1987.- 237 с.

57. Закс Л. А. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание. — Л.: 1987. — Вып.З. С. 11 - 29.

58. Закс Л. А. О культурологическом подходе к музыке // Музыка. Культура. Человек. Свердловск: 1988. - Вып.1. - С. 5 - 43.

59. Ю.Замалеев А. Ф. Лепты: Исследования по русской философии. Сборник / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 320 с.71 .Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры:

60. Музыкальная академия. 1994. - №5. - С. 115 - 125. 15.Зимин А. А. Россия на рубеже 15-16 столетий (очерки социальнополитической истории) М.: Мысль, 1982. 332 с. 76.Из истории русской и советской музыки. Сб. статей / Под ред. А. К.

61. Кандинского. М.: Музыка, 1971. Вып. 1., 1976. Вып. 2, 1978. Вып. 3. П.Ильенков Э. В. Философия и культура. Сб. научных трудов / М.: Политиздат, 1991. — 350 с.

62. Искусство в системе культуры. Сб. статей / Под ред. М. С. Кагана. JL: Наука, 1987.-272 с.

63. Искусство и религия в истории философии. Сб. статей / Под ред. В. Г. Штюка. Кишинев: Наука, 1980. 270 с.

64. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н. В. Шишовой. М.: Логос, 2000. - 456 с.

65. История России с древнейших времен до конца XX века. Уч. пособие / М.: Дрофа, 2000.-656 с.

66. История русской и советской музыки (в 4-ех томах) / Под ред. Б. М. Ярустовского. М.: Музгиз, 1963.

67. История русской музыки в 10-ти томах / М.: Музыка, 1983.

68. Каган М. С. Историческая динамика музыки в мире искусств // Музыка. Культура. Человек. Свердловск: 1988. Вып.1. - С. 5 - 22.

69. Карпов Г. М. Русская культура на пороге новой эпохи, XVII в. / М.: Школа-пресс, 1994. 93 с.

70. Касьянова К Русский национальный характер / М.: Мысль, 1992. 256 с. 9А Катаева Е. Г. Художественная традиция как категория историческогоразвития искусства // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1989. - №3. - С. 26 - 35.

71. Кац Б. А. О культурологических аспектах анализа // Советская музыка. -1978.-№1.-С. 37-43.

72. Клибанов А. И. Художественный язык Средневековья / М.: Знание, 1982.-390 с.97Жлибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси / М.: Мысль, 1994.-350 с

73. Клюкина Т. В. Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси: традиции и преемственность. Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук / Екатеринбург: 1997.

74. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. -М.: Наука, 1971.-С. 120- 149.

75. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. Уч. пособие для вузов / М.: Аспект-Пресс. 1997. 687 с.

76. Конен В. Ассоциативное и специфическое // Советская музыка. 1966. -№12.-С. 10 -19.

77. Королев С. И. Элементы духовной культуры в этнической психологии / М.: Мысль, 1975.-235 с.

78. ЮЗ.Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3-ех кн. / М.: Книга, 1990.

79. Кошмина И. В. Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: В 2 кн. / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 1: История. Стиль. Жанры. - 224 е.: ноты.

80. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов / М.: Академический Проект, 2000. 736 с.

81. Юб.Краткий психологический словарь / Ред. сост. П. А. Карпенко. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. - 295 с.

82. Кремлев Ю. А. Вопросы музыкальной эстетики / М.: Музгиз, 1953. 76 с.

83. Кремлев Ю. А. Национальные черты русской музыки / М.: Музыка, 1968.- 120 с.

84. Кремлев Ю. А. О месте музыки среди искусств / М.: Музыка, 1966. -200 с.110 .Кремлев Ю. А. Очерки по эстетике музыки / М.: Советский композитор, 1972.-272 с.

85. Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке (в 3-х тт.) T.l / М.: Музгиз, 1954.-288 с.

86. Кремлев Ю. А. Эстетические проблемы советской музыки / JL: Советский композитор, 1959. 103 с.

87. Крымский С. Б. Культурные архетипы или знание до познания // Природа. 1991. -№11. -С. 70-75.

88. Кузьмичев И. К Эстетика Киевской Руси / М.: Молодая гвардия, 1990. -150 с.

89. Культура, человек и картина мира. Сб. статей / Под ред. А. И. Арнольдова. М: Наука, 1987.

90. Культурное наследие Древней Руси: истоки, становление, традиции / Под ред. В. Г. Базанова. М.: Наука, 1976.

91. Культурология. Теория и история культуры. Уч. пособие / Под ред. В. И. Добрыниной. М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1998. - 272 с.

92. Культурология. Уч. пособие / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-576 с.

93. Культурология. XX век. Словарь / СПб.: Университетская книга, 1997. -640 с.

94. Культурология: краткий словарь основных терминов и понятий / М.: ТОО «ИнтелТех», ЦИНО Общества «Знание» России, 1997. 48 с.

95. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 1999. - 511 с.

96. Ладыгина А. Б. Гришин В. В. Искусство в системе духовных ценностей /М.: Знание, 1986. -60 с.

97. Лазутин С. Г. Очерки по истории русской народной песни / Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1964. 120 с.12бЛеви В. Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. 1966. -№8.-С. 37-43.

98. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики / М.: автор, тип. Иванова в Сергееве, 1927.-263 с.132Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / М.: Институт философии АН СССР, 1976. 302 с.

99. ХЗЗЛосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура/М.: Политиздат, 1991. -524 с.

100. ХЪАЛосскийН. О. О характере русского народа / М.: Мысль, 1990. 412 с.

101. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / СПб.: Искусство, 1994. - 399 с.136Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек текст - семиотика -история / М.: Языки русской культуры, 1996. - 447 с.

102. Мальцев С. Если конкретизировать спор. // Советская музыка. 1980. - №9. - С. 48 - 50.

103. Мамонтов С П. Основы культурологии. Уч. пособие / М.: РОУ, 1996. -272 с.

104. Мантатов В. В. Образ, знак, условность / М.: Высшая школа, 1980. -160 с.143 .Мастюгина Т. М. Перепелкин Н. С. Этнология. Народы России: история и современное положение. Уч. пособие / М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. 320 с.

105. Медушевский В. В. Интонационная теория в исторической перспективе // Советская музыка. 1985. - №7. - С. 66 - 70.

106. Меду шевский В. В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев: 1988. - С. 5 - 31.

107. Меду шевский В. В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. - №3. - С. 30 - 39.

108. Медушевский В. В. Музыковедение: проблемы духовности // Советская музыка. 1988. - №5. - С. 5 - 14.

109. Меду шевский В. В. Сущностные силы человека и музыка // Музыка. Культура. Человек. Под ред. M.JI. Мугинштейна. Свердловск: 1988. -Вып.1. - С. 45-65.

110. Медушевский В. В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. 1980. - №9. - С. 39 - 48.

111. Медушевский В. В. Этимология культуры // Музыкальная академия. -1993.-№3.-С. 3-10.

112. Мень А.В. Культура и духовное восхождение / М.: Искусство, 1992. -495 с.

113. Мигу нов А. С. Искусство и процесс познания / М.: Изд-во МГУ, 1986. -126 с.

114. Mud М. Культура и мир детства: Избр. произведения / Под ред. И. С. Кон. М.: 1988.-429 с.

115. Мильдон В. И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. -1990. №6.

116. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры / М.: Прогресс, 1993.-450 с.

117. Михайлов А. В. Языки культуры. Уч. пособие / М.: Языки русской культуры, 1997. 909 с.

118. Моров А. Г. Русская лира. Очерки о музыке России / М.: Советская Россия, 1971.- 150 с.

119. Мостовая И. В. Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // Полис. 1995. - №4. - С. 69 - 74.

120. Музыка и философия культуры. Сб. научных трудов / Под ред. JI. М. Закса, В. В. Медушевского, М. С. Кагана. М.: Наука, 1989. 180 с.

121. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. -М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. 672 с.

122. Музыка. Культура. Человек. Сб. статей / Под ред. M.JI. Мугинштейна. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. Вып. 2. 224 с.

123. Музыка. Язык. Традиция = Music. Language. Tradition. Сб. научных трудов / Под ред. В. Г. Карцовника. Л.: ЛГИТМИК, 1990. Серия: Проблемы музыкознания. Вып. 5. 190 с.

124. Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. = The musical culture of the middle ages. Theory. Practice. Tradition. Сб. научных трудов / Под ред. В. Г. Карцовника. Л.: ЛГИТМИК, 1988. 220 с.

125. Музыкальная фольклористика. Сб. статей / Под ред. А. А. Банина. М.: Советский композитор, 1978. Вып. 2. 125 с.

126. Музыкальная эстетика России XI XVIII веков (документы и материалы) / Под ред. А. И. Рогова. М.: Музыка, 1973. - 190 с.

127. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / М.: Искусство, 1994. 606 с.

128. Налимов В. В. В поисках иных смыслов / М.: Прогресс, 1993. 260 с.

129. Национальная культура и общение. Материалы конференции / Под ред. Ю. А. Сорокина. М.: Знание, 1977. 96 с.

130. Неретина С. С. Огурцов А. П. Время культуры / СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 344 с.

131. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск: Наука, 1999.-998 с.1\.Нуйкин А. А. Биологическое и социальное в эстетических реакциях //

132. Осипов Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия //

133. Очерки по истории русской культуры XIII XV веков. В 2-ух частях.

134. Под ред. А. В. Арциховского / М.: Изд. МГУ, 1979. 4.1 - 350 с. 180.Очерки по истории русской культуры XVI века. В 2-ух частях. Под ред.

135. А. В. Арциховского / М.: Изд. МГУ, 1977. 4.1 - 288 е., 4.2 - 444 с. 181.Очерки по истории русской культуры XVIII века. В 4-х тт. Под ред. Б.

136. А. Рыбакова / М.: Изд. МГУ, 1985. 4.1 - 384 е., 4.4 - 378 с. 182.Очерки по истории русской музыки 1790 - 1825. Под ред. М. С. Друскина, Ю. В. Келдыша / Л.: Музгиз, 1956. - 457 с.

137. Ъ.Панченко А. М. Русская культура в канун петровских времен / JL: Наука, 1984.-205 с.

138. Петров М. К. Язык, знак, культура / М.: Наука, 1991. 328 с.

139. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX XI вв. / Смоленск: Русич, М.: Гнозис, 1995, - 320 с.1&6.Пилипенко А.Я. Яковенко И. Г. Культура как система / М.: Языки русской культуры, 1998. 376 с.

140. Померанц Г. С. Выход из транса / М.: Юрист, 1995. 575 с.

141. Ш.Померанц Г. С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским / М.: Советский писатель, 1990. 490 с.

142. Померанц Г. С. Разрушительные тенденции в русской культуре // Новый мир 1995. - №8. - С. 131 - 142.

143. Попова Т. Бачинская Н. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия / М.: Музыка, 1974. 299 с.

144. Полетаева М. А. Особенности становления русского самосознания (этический идеал как основание национальной идеи). Дисс. на соискание ученой степени канд. культуролог, наук / М.: 1998.

145. Приходько С. В. Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества. Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук/М.: 1997.

146. Pannonopm С. X. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. Сб. статей. Вып. 7. - 1972. - С. 3 - 46.

147. Религия в истории и культуре. Уч. пособие для вузов / Под ред. М. Г. Писманика. М.: Культура и спорт: КНИТИ, 1998. 430 с.

148. Решетников JI.M. Российская ментальность / СПб.: Союз, 1996.

149. Риккерт Г. О. Науки о природе и науки о культуре / М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1998. 378 с.

150. Розин В. М. Культурология. Уч. пособие / М.: Форум-Ифра-М, 1999. -344 с.

151. Розов Н. С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. 1997. - №10. - С. 13 - 23.

152. Ромах О. В. Механизмы сохранения национальных традиций // Танцевальный фольклор: проблемы сохранения: Материалы межвузовской научной конференции / Под ред. Н. М. Аверина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. С. 5 - 7.

153. Российская ментальность. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 25 - 54.201 .Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни / М.: Мысль, 1991.

154. Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора / М.: Советский композитор, 1990. 224 с.

155. Русакова А. Две цивилизации: (О самобытности русской национальной культуры) // Молодая гвардия. 1994. - №12. - С. 3 - 12

156. Русская идея / М.: Республика, 1992. 496 с.

157. Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI XIX вв.( в 2-ух тт.). Учебное пособие / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-768 с.

158. Сапронов П. А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры / СПб.: Союз, 1998. 560 с.

159. Семина В. С. Византийская античность в культуре русского Средневековья // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы международной научно-практической конференции. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. С. 59 - 60.

160. Семина В. С. Русское православие как фактор сохранения традиций // Танцевальный фольклор: проблемы сохранения: Материалымежвузовской научной конференции. Под ред. Н. М. Аверина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. - С. 41 - 42.

161. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия / М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1994. 280 с.

162. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с.2\4.Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Соч. в 15 кн. Кн. 1 / М.: СОЦЭКГИЗ, 1960. 811 с.

163. Социологические аспекты изучения музыкального фольклора. Сб. статей / Под ред. Э. Алексеева. Алма-Ата: Наука, 1978. 230 с.

164. Степун Ф. А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии. 1997. -№1. с. 154- 165.

165. Степун Ф. А. Мысли о России // Новый мир. 1991. - №6. - С. 201 -239.

166. Столович Л. Н. Ценность и культура // Самара: Наука, 1997. 200 с.

167. Тельчарова Р. А. Музыка и культура / М.: Знание, 1986. 367 с.

168. Тихонов М. Н. Русская культура X XVIII веков / М.: Наука, 1968. -445 с.

169. Толочко П. П. Древняя Русь / Киев: Наукова Думка, 1987. 245 с.

170. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / М.: Прогресс, 1994. 621 с.

171. Традиции русской музыки XVII XIX вв. // Сб. трудов Гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. М.: 1978. - 128 с. - Вып. 38.

172. Трессидер Д. Словарь символов / Пер. с английского С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.

173. Третьяков П. Н. У истоков древнерусской народности / Л.: Наука, 1970.- 156 с.

174. Трубачев О. Н. Мы народ софийный // Слово. - 1991. - №1. - С. 24 -25.

175. Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян / М.: Наука, 1991.-269 с.

176. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство / М.: Советский композитор, 1971. 622 с.

177. Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси / СПб.: Алейтея, 1995. 536 с.

178. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Т.2. / СПб.: Прогресс, 1992. -650 с.

179. Филиппов В. Р. Из истории изучения русского национального самосознания // Советская этнография. -1991.-№1.-С. 25 -33.

180. Философия и музыка диалог противоположностей? / Под ред. М. С. Уварова. СПб.: Тирасполь, 1993.

181. Филипьев Ю. А. Искусство в системе человеческих ценностей / М.: «Наследие», 1996. 288 с.

182. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология / Под ред. Н. К. Гаврюшиной. М.: Прогресс. Культура, 1993. Вып. 1. - 400 с.

183. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.

184. Фрейнберг Е. Л. Наука, искусство, религия // Философские науки. -1997. -№7.-С. 54-62.

185. Холопоеа В. Н. Музыка как вид искусства: в 2-ух частях / М.: 1990. -4.1. 139 с., Ч. 2.-120 с.

186. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь / Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 640 с.

187. Хрестоматия по культурологии. Т.2. Самосознание русской культуры / Под ред. И. Ф. Кефели, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. СПб.: ООО «Издательство «Петрополис», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.-512 с.

188. Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской обществ.-полит. мысли XIX века / М.: МГУ, 1986. 271с.

189. Чавчавадзе Н. 3. О некоторых особенностях художественного отражения действительности / Тбилиси: Изд-во Тбилис. Ун-та, 1954. 15 с.

190. Чавчавадзе Н. 3. Философия, культура, человек / Тбилиси: Мецниереба, 1988. 120 с.

191. Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности / Тбилиси: Мецниереба, 1984. -171 с.

192. Чавчавадзе Н. 3. О ценностном аспекте понятия нации // Философские проблемы культуры. Тбилиси: Мецниереба, 1980. С. 34 - 46.

193. Чавчавадзе Н. 3. Философские проблемы культуры / Тбилиси: Мецниереба, 1980.-220 с.

194. Чавчавадзе Н. 3. Человек культура - ценность // Вопросы философии. -1981.-№6.-С. 59-69.

195. Чайковский П. И. О России и русской культуре. Избранные отрывки из писем и статей / М.: Музгиз, 1961. 196 с.

196. Чекановска А. Музыкальная этнография: методология и методика / М.: Советский композитор, 1983. 190 с.

197. Шафф А. Введение в семантику / Пер. с польского под ред. А. А. Якушева. М.: Московский университет, 1963. 350 с.

198. Шевцов Е. В. Искусство и духовный мир человека / М.: Знание, 1984. -63 с.

199. Шкуримое П. С. Философские взгляды В. И. Танеева / М.: Московский университет, 1962. 131 с.

200. Шмурло Е. Ф. История России 862 1917 гг./ М.: Аграф, 1999. - 736 с.

201. Шохин К. В. Очерки истории развития эстетической мысли в России (10-17 вв.) / М.: Высшая школа, 1963. 115 с.

202. Эйгес К. Очерки по философии музыки / СПб.: 1921. Кн. 1. - 94 с.

203. Этническая история и фольклор. Сб. статей / Под ред. Р. С. Липец. М.: Наука, 1977.-259 с.

204. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Сб. статей / Л.: Наука, 1987.-295 с.263 .Этнография восточных славян: очерки традиционной культуры / Под ред. К. В. Чистова. М.: Наука, 1987. 556 с.

205. Этнознаковые функции культуры / М.: Мысль, 1991. 330 с.

206. Этнопсихолингвистика. Уч. пособие / Под ред. Ю. А. Сорокина. М: Наука, 1988.- 190 с.

207. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. Уч. пособие для студентов вузов / М.: Высшая школа, 1999. 331 с.156

208. Юрганов A. Л. Категории русской средневековой культуры / М.: МИРОС, 1998.-448 с.

209. Яворский Б. Л. Основные элементы музыки // Искусство. 1923. - №1. -С. 27-39.

210. Яковенко П. И. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. - №2. - С. 23 - 30 с.

211. Янов А. Русская идея и 2000 год // Нева. 1990. - №9 -12.

212. Ярешко А. С. Колокольные звоны России / М.: Изд-во «Глагол» Республиканский центр русского фольклора, 1992. 210 с.

213. English Piano Music for the young musician / Budapest, 1976.

214. Zanden, James W. Vander. The social Experience: An Introduction to sociology 2nd.ed. - McGraw-Hill Pub. Company. 1990. 663 p.