автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему: Интонация как проблема поэтики
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Польшикова, Людмила Дмитриевна
Введение.
Глава первая. Место проблемы интонации в современной науке.
1.1 .Лингвистический и литературоведческий аспекты проблемы интонации.
1.1.1 .Интонация как явление акустики.
А) Интонационные модели и интонационные системы. Некоторые проблемы зарубежной интонологии.
Б) Интонационные модели и интонационные системы. Некоторые аспекты отечественной интонологической школы.
1.1.2. Функции интонации.
1.1.3. Интонация и интонационное значение.
1.1.3.1. Интонация в отношении к грамматической системе языка
1.1.3.2. Коммуникативная направленность интонации и типы интонации.
1.2. Проблема интонации в контексте смежных филологии научных дисциплин: психология и музыковедение.
1.2.1. Интонация и внутренняя речь (А.С. Выготский).
1.2.1.1. Специфика функционирования и структура внутренней речи.
А) Абсолютная предикативность.
Б) Факультативность вокализации.
Б) Семантика внутренней речи.
1.2.1.2. Роль интонации в процессе речетворчества.
1.2.2. Интонация и музыкальная форма (Б.В. Асафьев).
1.2.2.1. Интонация в музыке и ее функции.
1.2.2.2. Проблема воспитания внутреннего слуха.
1.2.2.3. Интонационный комплекс.
A) Тон.
Б) Акцент.
B) Интервал.
Г) Ритм.
1.2.2.4. Понятие интонационного словаря.
Глава вторая. Теория интонации в системе научных взглядов
М.М. Бахтина.
2.1. Интонация в контексте теории высказывания и речевого взаимодействия.
2.1.1. Интонация как понятие и явление.
2.1.2 Функциональные характеристики интонации высказывания
2.1.2.1. Функция выражения.
2.1.2.2. Конструктивная функция.
2.1.2.3. Функция связи слова с внесловесным контекстом.
2.1.3. Природа интонации.
2.1.4. Типы интонации.
2.1.4.1. Грамматическая интонация - экспрессивная интонация -жанровая интонация.
A) Грамматическая интонация.
Б) Экспрессивная интонация.
B) Жанровая интонация.
2.1.4.2. Внутренняя интонация - внешняя (устная) интонация.
А) Внутренняя интонация.
Б) Внешняя (устная) интонация.
2.2. Интонация как явление художественного высказывания.
2.2.1 Эмоционально-волевой тон и интонация.
2.2.2. Виды интонации.
Глава третья. Поэтическая интонация как проявление ценностной и жизненной интенции сознания в формах художественного письма.
3.1. Виды интонаций.
3.1.1. Выраженное и проявленное.
3.1.2. Архитектонические формы художественного обобщения и модусы художественности.
3.2. Интонации «автор - герой» и «герой - мир» в их соотношении на примере стихотворений О.Э.Мандельштама).
3.2.1. Идиллический модус художественности и «внутренняя диалогичность» слова в стихотворении Мандельштама «Я к губам подношу эту зелень.».
А) Интонация «герой - мир».
Б) Интонация «автор -герой».
3.2.2. Идиллический модус художественности и формы его проявления в стихотворении Мандельштама «Заблудился я в небе
- что делать?».
A) Ритмико-ассонансная структура стихотворения и интонация автор -герой».
Б) Ритмико-акцентная структура стихотворения и интонация герой - мир».
B) Субъектно-образная организация стихотворения.
3.2.3. Героический модус художественности и композиция второго варианта стихотворения Мандельштама «Заблудился я в небе.».
А) Интонация «автор- герой» и интонация «герой -мир».
Б) Композиция.
3.3. Интонационно-образующие факторы и интонация «автор читатель».
3.3.1 «Разыгрывание» ценностной и жизненной интенции в пародии- стилизации Вл.Бахнова «Парус, парус.».
А) Героический тип характера в комическом освещении.
Б) Драматический мир героя Лермонтова в комическом освещении.
3.3.2. Интонация «автор - читатель».
3.3.2.1. Роль «дублирующего» эпиграфа в определении интонационного задания.
3.3.2.2.Функция автоэпиграфа в определении интонационного задания.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Польшикова, Людмила Дмитриевна
В настоящей работе интонация осмыслена нами в контексте научных подходов теоретической поэтики и исторической эстетики. С этой точки зрения проблема интонации поставлена впервые, что и обуславливает новизну исследования.
С позиций лингвистики, для которой явление речевой интонации исключительно акустическое, в таком разделе науки, как интонология, до сих пор остаются открытыми вопросы, связанные с определением интонационного значения. Суть этой проблемы состоит в том, что одни и те же интонационные модели1 могут быть использованы для передачи разных значений: так интонационно-синтаксическая модель вопросительного предложения может нести утвердительное значение в случае так называемого риторического вопроса. И наоборот, разные модели могут иметь одно и то же значение. В большинстве случаев лингвистический подход к разрешению проблемы соответствия интонационной модели значению (под которым имеется в виду как некоторое эмоциональное состояние, так и принадлежность говорящего некой диалектной группе) основывается на объективной данности языка, воплощающейся в любом из случаев речевой практики, жизненной или художественной.
Кроме того, и в отечественной и в зарубежной филологии (Л.В. Р1еггепЬитЬег1, Е.А. Брызгунова, Н.Д. Светозарова, И.Г. Торсуева, Н.В. Черемисина-Ениколопова) предметом специальных исследований многие годы была функциональность интонации. В частности, указывалось на значимость интонации в оформлении высказывания в единое целое. Причем главной чаще всего называлась коммуникативная функция. Таким образом, вопрос о собственно
1 Имеются в виду интонационные модели национального языка, социального или территориального диалекта. конструктивной роли интонации в образовании целостности оставался на периферии научных поисков.
Интерес к интонации высок, о чем говорят и изданные авторитетными учеными монографии2 и диссертационные работы, защищенные в 1980 - 1990-е гг. Наиболее распространенными направлениями исследований являются проблемы взаимодействия ритма и синтаксиса в порождении интонации3 и вопросы функциональной стилистики4, где интонации отводится роль некоего выразительного средства. В частности, работа Т. И. Саенко5 касается тех аспектов, которые позволяют говорить об интонации как факторе жанровой структуры волшебной сказки. В этой работе подход к повествованию в сказке определяется спецификой актуального членения текста. Интонация, по мнению автора диссертации, служит для выделения прагматических фокусов текста. На основе соотношения названных фокусов с другими фрагментами повествования выводится модель распределения прагматического напряжения и делается вывод о роли интонации при реализации динамики текста. Мысль о том, что характер композиционно
2 Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996, Николаев А. Интонационная рече-музыкальная теория стихосложения. Челябинск, 1998, Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. М., 1999, Гаспаров М.А. Метр и смысл. М., 1999.
3 Лобанова М.С. Синтаксическая характеристика стихового переноса (на материале поэзии XVIII - XIX вв.). Дисс. . к.ф.н. Л., 1981; Дозореи, Ж. А. Ритмико-синтаксические формулы в русской лирике к. XIX - н. XX вв. / / Очерки истории языка русской поэзии XX века: Грамматические категории синтаксического текста. М., 1990. С. 50, Скулачева Т.В. К вопросу о взаимодействии ритма и синтаксиса в стихотворной строке // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1989. № 2. С. 156 -165.
4 Петрянкина В.И. Функционально-семантический анализ интонации (теоретическое и экспериментально-фонетическое исследование): Дис.д-ра филол. наук. М., 1990.
5 Саенко Т.Н. Интонация как средство коммуникативно-прагматической динамики текста английской волшебной сказки (Экспериментально-фонетическое исследование): Дис. .канд. фил. наук. Киев, 1987. смысловой структуры текста сказки определяется устойчивостью его интонационной структуры, подтверждается данными, полученными в результате фонетического исследования ряда просодических параметров.
Диссертация Т.И. Саенко интересна нам именно тем, что это одна из немногих работ, в которых вопросы лингвистики и литературоведения осмысляются во взаимоосвещении. Но сам статус словесного произведения соотносится у автора исключительно с дидактическими задачами: поучение, овладение социально-значимым поведением - что, конечно, значительно ограничивает исследуемое пространство областью прагматики. По этой причине данные, предложенные в работе Т.И. Саенко, не могут, на наш взгляд, вызвать должного интереса при рассмотрении интонации как проблемы поэтики.
Литературоведческие исследования интонации локализуются в сфере изучения специфики поэтической речи, т.е. в стиховедении, в основе которого лежат исследования А. Белого, В. Эйхенбаума, С. Бернштейна, Р. Якобсона6. Особый интерес литературоведов был обращен к типологии поэтической интонации, определению ее роли в создании мелодики стихотворной речи. Выявленные Б. Эйхенбаумом типы интонации (напевный, говорной, декламативный) достаточно изучены в современном отечественном стиховедении. К примеру, В.
6 Белый А. Ритм как диалектика и «Медный всадник» М., 1929; Бернштейн С.И. Голос Блока (Публ. Ивича и Суперфина) // Блоковский сборник. Тарту, 1972. № 2. С. 454-525; Бернштейн С.И. Художественная структура стихотворения Блока «Пляски осенние» // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. - Вып. 308. ТЗС, № 6. Тарту, 1973. С. 521 - 545; Жирмунский В.М. Мелодика стиха // Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. Л., 1928. С. 89 - 153; Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975; Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Пг., 1923; Эйхенбаум Б.М. О поэзии: Сб. статей. Л., 1969; Якобсон P.O. Грамматика русской поэзии. Благовещенск., 1998.
Холшевнйков в своих работах определил факторы, в совокупности определяющие тот или иной тип интонации7.
В последние годы сказывается влияние социального заказа на направления исследований в области интонологии, по этой причине часто спектр научных проблем концентрируется в дидактической сфере вопросов преподавания русского языка как родного8 или как иностранного. Это отражается даже в работах всеобъемлющего характера, таких, как книга «Законы и правила русской интонации» Н.В. Черемисиной - Ениколоповой. Другой стороной применения научных данных является, например, лингвокриминалистическая экспертиза звучащей речи. Это одна из отраслей фоностилистики, чрезвычайно популярной в отечественной интонологии 70-80-х годов и активно разрабатываемой до настоящего времени Л.В. Златоустовой. Понятно, что для эксперта-лингвокриминалиста интонация является одним из акустических признаков в комплексе языковых и экстралингвистических условий реализации речи. Интересна и «биопсихологическая концепция»9 интонации, согласно которой интонационные параметры голоса являются внешним проявлением внутреннего психобиофизического состояния личности, а сама интонация - это индивидуально-психическое образование.
Анализ этих и других случаев употребления интересующего нас понятия в справочной и научной литературе показывает, что под словом «интонация» подразумевается и выразительное средство, и
7 Холшевнйков В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.
8 Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учеб.пособие для студентов, преподавателей, учителей. М., 2001.
9 Исследователи этой области интонологии считают, что в теории голосоведения поможет разобраться анализ исследований по высшей нервной деятельности. См.: Максимова Г.П. Интонация как эффективная единица коммуникативистики // Русский язык. 2002. №10 (88). стихотворный размер10, и некое интуитивно угадываемое отличие поэтической манеры одного поэта по сравнению с другим. На трудности формального определения интонации указал в своей работе «Метр и смысл» М.Л. Гаспаров. Нам интересна концепция, предложенная в этой книге. Гаспаров называет интонацию завершающим компонентом семантической эволюции стихотворного метра. По мысли ученого, эта эволюция на протяжении долгих периодов истории стиха дает следующую картину: «в начале размеры тяготеют к жанрам (XVIII век), потом к темам (XIX век), потом к интонациям (XX век)». Но сделать вывод о закономерности такой связи, как «размер - интонация», позволит сопоставление семантического и метрического репертуаров отдельных поэтов в поэзии XX века и - как главное условие, выдвигаемое Гаспаровым, -«удовлетворительно формализованное понятие «интонация»11. Это замечание и осознание невозможности решать проблему интонации без четкого определения самого предмета исследования объясняют наше постоянное внимание к тому, какое понимание интонации существует в концепциях разных школ и научных дисциплин (в языкознании, литературоведении, психологии, музыковедении).
Итак, несмотря на богатую историю изучения интонации в жизненной и поэтической речи, до настоящего времени в современной филологии не завершена характеристика функциональной значимости интонации в формировании целого высказывания и целостности
10 Так, например, цитируя фрагмент из работы А. С Кушнера «Мандельштам и Ходасевич» в связи с семантикой четырехстопного ямба, М.Л. Гаспаров пишет: «Самое простое слово «шли» в стихах Пастернака «Август», «Вы в одиночку шли и парами.», напоминает нам о том, как «шла» героиня блоковского стихотворения «Бывало, шла походкой чинною» - именно потому, что здесь Пастернаком повторена блоковская интонация» (Кушнер). Под интонацией здесь имеется в виду не что иное, как стихотворный размер». См.: Гаспаров М.Л. Метр и смысл. С. 48.
11 Гаспаров М.Л. Указ. соч. С. 216. произведения, также не разработана типология интонации, без которой невозможно решить проблему интонационного значения.
Цель нашего исследования - многоаспектное описание интонации в лирических произведениях и, соответственно, разработка методики интонационного анализа стихотворного текста. С этой точки зрения проблема интонации решается впервые, и, осознавая необходимость серьезного научного обоснования такого подхода к предмету, достаточная часть нашей работы посвящена описанию исследований, определивших возможность подобной трактовки проблемы. Такими исследованиями являются, во-первых, музыковедческие работы Б. Асафьева12 (разграничение интонационного и неинтонационного видов искусства, а также представление о форме как процессе), во-вторых, исследования в области детской психологии Л. Выготского13, выдвинувшие фундаментальное для понимания природы интонации понятие «внутренняя речь». Затем «эстетика словесного творчества» М. Бахтина, чье представление о специфике художественной формы позволило нам определить виды интонации в тексте. И, наконец, семиоэстетический подход к природе художественной реальности. На основе развивающих этот подход работ В.И. Тюпы о типах художественности14 нами была разработана типология интонации.
Из всего сказанного становится очевидной структура диссертации. Работа состоит из трех глав, введения и заключения.
12 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация // Асафьев Б.В. Избранные труды: В 5 т. Т. 5. М., 1957.
13 Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999.
14 Тюпа В.И. Художественность литературного произведения: Вопросы типологии. Красноярск, 1987; Тюпа В.И. Модусы художественности (конспект цикла лекций) // Дискурс. 1998. Na 5/6. С. 163 - 173.; Тюпа В.И. Художественность // Введение в литературоведение. М., 1999; Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М. 2001.
Первая глава «Место проблемы интонации в современной науке» состоит из двух больших разделов. В первом («Лингвистический и литературоведческий аспекты проблемы») дан обзор исследований, а также справочного и учебного материала, представленного в отечественных и зарубежных изданиях, с целью поиска методологической определенности и усвоения положительного опыта языкознания и литературоведения. Также уточняется содержание понятия «интонация» и выделяется ряд направлений научных исследований в области интонологии. Это вопросы функционирования интонации, проблема интонационного значения и насущность разработки типологической классификации.
Во втором разделе первой главы («Проблема интонации в контексте смежных филологии научных дисциплин: психология и музыковедение») нами учитывался, в первую очередь, факт зарождения интонации в недрах внутренней речи (А.С. Выготский). Осознание того, что интонация возникает во внутренней речи как проявление «аффективной волевой тенденции»15 личности, позволило ответить на вопрос, что представляет собой интонация.
На следующем этапе мы переходим к обнаружению эстетической составляющей проблемы интонации. Актуальным здесь является установление связи лингвистики текста и психологии с искусством. Определяющим и объединяющим психологию и музыковедение в этом разделе является вопрос о механизме мышления. В результате мы приходим к пониманию художественной формы как формы-процесса (Асафьев В.В.). Осознание поэзии в качестве одного из видов интонационных искусств дает нам основания считать интонацию определяющим фактором в формировании художественной целостности.
15 Выготский Л.С. Указ. соч. С. 332.
Во второй главе «Теория интонации в системе научных взглядов М.М. Бахтина» нами впервые были обобщены его суждения об интонации, вопрос о которой на протяжении многих лет был в центре внимания ученого, пронизывая известные теории диалога и полифонического романа, теории чужой речи и социальной оценки, теории выказывания и речевых жанров. Мы на основе теории высказывания Бахтина разработали типологию речевой интонации, необходимую для определения интонационного значения.
Нами были рассмотрены практически все труды, составляющие наследие русского филолога и философа16. Объем изученного материала и данные, полученные в результате систематизации, позволяют признать продуктивность научного метода Бахтина в разработке методики интонационного анализа. Такой анализ ориентирован на выявление архитектоники эстетического объекта конкретного произведения, т.е. его целостности. Названный подход сформулирован Бахтиным в работе «Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве» (1924 год), где целостность понимается как упорядоченность формы произведения относительно его содержания. Это означает, что собственно «эстетическое видение мира, образ мира, создается лишь завершенной и завершимой жизнью других людей - героев его»17, т.е. создается в эмоционально-волевой тональности автора, проявляемой во внешней речи, как пишет Бахтин, в виде «эстетически формирующей»
16 Имеются в виду книги М.М. Бахтина «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности», «Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве», «Марксизм и философия языка», «Проблемы творчества/поэтики Достоевского», «К переработке книги о Достоевском», «Слово в романе», «К предыстории романного слова», «Подготовительные материалы к «Проблеме речевых жанров», «Проблема речевых жанров», «К методологии гуманитарных наук». Кроме этого в круг наших наблюдений вошли статьи «Слово в жизни и слово в поэзии», «Что такое язык?», «Конструкция высказывания», «Слово и его социальная функция».
17 Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994. С. 177. интонации. На уровне героя интонация иная, жизненная. Ее Бахтин называет «интонационной реакцией героя на предмет внутри целого»18 или «этической», «реалистической» интонацией. С развитием представлений о двух названных видах интонации связано дальнейшее осмысление интересующей нас проблемы.
В третьей главе «Поэтическая интонация как проявление ценностной и жизненной интенции сознания в формах художественного письма» мы характеризуем виды интонации в системах отношений автор - герой, герой - мир и автор - читатель. Виды интонаций различаются нами с учетом разности интенций автора (на завершение) и героя (на выражение). Поэтому интонация автор - герой несет собственно конструктивную функцию, тогда как интонация герой - мир - экспрессивна. Кроме этого, заметим, что изнутри своего мира герой незавершен, его сознание качественно отличается от авторского, завершающего и оцельняющего форму. Это свидетельство тому, что отличаться будут и факторы, образующие интонацию двух видов.
Главенствующим фактором, образующим интонацию автор -герой, является «пафос» художественного высказывания или - на более современном литературоведческом языке - модус художественности: героический, комический или трагический, например. Для определения адекватной интонации автор - герой необходимо установить тип художественной целостности. Интонация герой - мир, как мы говорили, экспрессивная и проявляется в форме того или иного речевого жанра: прошение, мольба, любование и т.д. Любой из речевых жанров является способом самовыражения героя, который, как известно, осуществляет себя в предустановленных автором формах (ролях, границах, ситуациях) мира. Таким образом, интонация
18 Там же. С. 77. оказывается проявлением (или манифестацией) способа самоопределения я-в-мире в системе герой - мир и проявлением модуса художественности в системе автор - герой.
В заключении подведены итоги работы, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейшего исследования теории интонации.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Интонация как проблема поэтики"
Заключение.
Подводя итоги проделанной работы, мы должны еще раз отметить, что «интонация возникает во внутренней речи как проявление «аффективно-волевой тенденции» (Выготский) личности и является эктопией (вынесенностью вовне) интенций текстопорождающего мышления, которое есть «эмоционально-волевое мышление, интонирующее мышление», обладающее «эмоционально-волевой заинтересованностью» (Бахтин)»340. Признавая этот факт, применительно к «эстетике словесного творчества» следует выделять:
• интонацию «герой - мир» («этически реалистическую», или «жизненно реалистическую»), носителем которой является герой, переживающий события этически заинтересованно;
• интонацию «автор - герой» («эстетически завершающую», или «эстетически ценностную»), носителем которой является автор.
Другими результатами проведенного нами исследования необходимо признать следующие выводы, относящиеся к специфике лирики:
• жизненно реалистическая интонация запечатлевается на уровне ритма и акцентной структуры стиха;
• интонационно-порождающим фактором эстетически формирующей интонации является тип художественного завершения, имеющий свою поэтику и обнаруживаемый на уровне ритмико-ассонансной структуры;
• жизненно реалистическая интонация «герой - мир» - есть звуковое выражение оценки;
• эстетически формирующая интонация «автор - герой» существует в так называемом «немом регистре».
Перспективы дальнейшего исследования интонации видятся нам, в первую очередь, в развитии системы связей бахтинской теории
340 ТюпаВ.И. Интонация // Словарь литературоведческих терминов. М., 2001. С. 310. интонации и учения Выготского о внутренней речи. Кроме этого, должна быть проделана специальная работа, направленная на уточнение содержания понятия «интонационный словарь», что предполагает сопоставительный анализ учений Бахтина и Асафьева.
Открытой областью, требующей дополнительного рассмотрения, является не только изучение интонации «автор - герой» в контексте исторической эстетики, но и изучение определенного типа интонации «автор-герой» конкретного поэта в соотношении с семантической окраской метра, для чего необходимо составление индивидуального метрического и семантического словарей. Также интересна может быть проблема значимости для интонации «герой - мир» такого явления, как «память жанра». Что касается интонации «автор - читатель», которую мы не могли обойти вниманием в нашей работе, важным моментом на следующем этапе ее исследования является разработка отдельной методики изучения интонации этого вида.
Разрешение поставленных задач позволит расширить и углубить проблематику, которой посвящено настоящее диссертационное исследование.
Список научной литературыПольшикова, Людмила Дмитриевна, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"
1. Pierrenhumbert Janet В. / International Encyclopedia of Linguistics. W.Bright (ed.) Vol.2, NY Oxford: Oxford University Press. 1992. P. 227 228.
2. The Linguistics Encyclopedia. Kirsten Malmkjaer (ed.) London and NY:Routledge. 1991. P. 230.
3. Linklater K. Freeing the natural voice. New York, 1993.
4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма к а к процесс. Книга вторая .Интонация / / Асафьев В.В. Избранные труды: В 5 т. Т. 5. - М.: АН СССР. - 1957.
5. Асафьев Б.В. «Марш Черномора» Глинки (опыт интонационногоанализа) / / Асафьев Б.В. Избранные труды: В 5 т. Т.5. - М.: АН СССР. - 1957.
6. Асафьев Б.В. Испанские увертюры и «Камаринская» Глинки. Опытраскрытия интонационного содержания / / Асафьев Б.В. Избранные труды. В 5 т. Т.5. - М. 1957.
7. Библер В.И. Понимание Выготским внутренней речи и логикадиалога / / В.И. Библер На гранях логики культуры. - М., 1996. - 370 с.
8. Бобров П. Интонация / / Словарь литературных терминов: В 2 т.Т. 1. - М.; Л., 1925. - т. 1, 299-302.
9. Болинджер Д. Интонация к а к универсалия / / Принципытипологического анализа языков различного строя / Сост. О.Г. Р е в з и н а . - М . , 1972.
10. Бонди С М . О ритме / / Контекст: Аит.-теорет. исслед. /АН СССР,Ин-т мировой лит. им. A .M . Горького. - М., 1970.
11. Брызгунова Е.А. Интонация / / Русская грамматика: В 2 т. Т. 1 /Гл. ред. Н. Ю. Шведова. - М., 1980.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетическойдеятельности. - М,: Лабиринт. 1997. - 416 с.
14. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языковогосуш;ествования. - М., 1996. - 352 с.
15. Гийом Гюстав. Принципы теоретической лингвистики. - М., 1992.- 224 с. - (Языковеды мира).
16. Гиршман М.М. Интонация / / Словарь литературоведческихтерминов. Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и C.B. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509.
17. Григорьев В.П. Интонация / / АЭС. - М., 1987. - 129.
18. Жирмунский В.М. Мелодика стиха / / Жирмунский В.М. Теориялитературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977. - 56 - 93.
19. Красных В. А. Основы психолингвистики и теориикоммуникации: Курс лекций. - М., 2001.
20. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
21. Лотман Ю.М. Проблема интонации: «Роман требует болтовни» / /Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1995.
22. Максимова Г.П. Интонация к а к э ф ф е к т и в н а я единицакоммуникативистики / / Русский язык. - 2002. №10 (88).
23. Новикова Н.С. Ядро системы русских интонем и зонабезопасности в интологии: Тез. докл. / / Научно-метод. конференция «Просодия текста». - М., Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз . им. М. Тореза, 1982.
24. Петрянкина В.И. Функционально-семантический анализинтонации (теоретическое и экспериментально-фонетическое исследование): Дис. . . .д-ра филол. наук. - М., 1990.
25. Ревтова Л.Д. Интонация повествования в современноманглийском и русском языках: Автореф. дис . . . .канд. филол. наук. М., 1963.
26. Саенко Т.И. Интонация к а к средство коммуникативнопрагматической д и н а м и к и текста английской волшебной сказки (Экспериментально - фонетическое исследование): Дис. . . .канд. филол. наук. - Киев, 1987.
27. Светозарова Н.Д, Интонационная система русского я зыка . - Л.,1982.
28. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 1968.
30. Томашевский Б.В. Стих и язык. - М., 1958. - 62 с.
31. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания . - М., 1979.
32. Торсуева И.Г. И н т о н а ц и я / / ЛЭС. - М., 1990. - 197 - 198.
34. Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация:Учеб.пособие для студентов, преподавателей, учителей. М.: Флинта Наука, 2001. - 192 с.
35. Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русскойинтонации. - М., Флинта - Наука, 1999. - 516 с.
36. Черемисина Н.В. Ритм и интонация русской художественнойречи: Дис д-ра филол. наук. - М., 1970. -Т. 1, 2, 3.
37. Черемисина Н.В. русская интонация: поэзия, проза, разговорнаяречь. - М . , 1989. Глава вторая. Теория интонации в системе научных взглядов М.М.Бахтина.
38. Вахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.:Художественная литература, 1975. - 500 с.
39. Бахтин М.М. Проблемы творчества / поэтики Достоевского. - 5-еизд., доп. - Киев: Next, 1994. - 504 с.
40. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. - Киев: Next, 1994. - 383 с.
41. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
42. Бахтин М.М. Соч.: В 7 т. - М., 1998. - Т. 2, 5.
43. Бахтин М. К вопросам самосознания и самооценки втеоретическом и историческом плане / / День Поэзии. - М., 1986.
44. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.
45. Бахтин М.М. В большом времени / / Бахтинология: Исследования,переводы, публикации. - СПб., 1995. - 370 с.
46. Бройтман С И . К «внежизненной активной позиции» у М.М.Бахтина / / Хронотоп (Межвузовский научно-тематический сборник). - Махачкала, 1990.
47. Волошинов В.Н. Конструкция высказывания . / / Литературнаяучеба. - 1930. - № 3. - 65 - 87.
48. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка . Основныепроблемы социологического метода в науке о я зыке . / / Бахтин М.М. Тетралогия. - М., Лабиринт, 1998. - 608с.
50. Волошинов В.Н. Что такое язык? / / Литературная з^еба. - 1930.№ 2. - 48 - 66.
51. Волошинов В.Н. Слово в жизни и слово в поэзии / / Бахтин подмаской. - Вып. 5(1): Статьи круга Бахтина. - М., 1996. - 60 - 87.
52. Гаспаров М.Л. М.М. Бахтин в русской культуре X X века / / Новыйкруг. - 1992. - № 1 .
53. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. / /Бахтин М.М. Тетралогия. - М.: Лабиринт, 1998. - 608с.
54. Тюпа В. И. Онтология коммуникации / / Дискурс. 1998 г. № 5/6,стр. 5 - 16. Глава третья. Поэтическая интонация как проявление ценностной и жизненной интенции сознания в формах художественного письма.
55. Бройтман Н. Русская лирика XIX - начала X X века в светеисторической поэтики: Субъектно-образная структура. - М,, 1998.
57. Бройтман Н. Из лекций по исторической поэтике: Слово иобраз. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 66 с. (Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложение, Серия «Лекции в Твери»).
58. Бройтман Н. Тайная поэтика Пушкина. - Тверь: Твер. гос. ун-т,2002. - 110 с. (Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложение, Серия «Лекции в Твери»).
59. Гаспаров М.Л. Русский стих начала X X века в комментариях.М.: Фортуна Лимитед. 2001. - 288 с.
60. Гиршман М.М. Художественная целостность и ритмлитературного произведения / / Р*усский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60-летия М. Л. Гаспарова. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. - 99 - 112.
61. Гринцер П.Л. Основные категории классической индийскойпоэтики. - М.: Наука, 1987. - 410 с.
62. Кушнер А.С. Мандельштам и Ходасевич / / СтолетиеМандельштама: материалы симпозиума. - Тенафлей, 1994. - 4445.
63. Лотман Ю.М. Структура художественного текста . - М.: Искусство,1970. - 383 с.
64. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1999.166
65. Мароши В.В. Героическая ода и авторская именная экспрессия/ / Сюжет и мотив в контексте традиции: Материалы к словарю сюжетов и мотивов. - Новосибирск, 1998, - 94 - 100.
66. Невзглядова Е.В. Некоторые соображения о природе поэзии всвязи с сюжетосложением Мандельштама / / Невзглядова Е. В. Звук и смысл. — СПБ.: Журнал «Звезда», 1998. - 85 - 93.
67. Пономарева Г.Б. Высказанное и невысказанное / / Диалог.Карнавал. Хронотоп. - 1995. - №3.
68. Русская стихотворная пародия (XVIII - н. XIX в.) - Л., 1960.
69. Сафронова Е.Г. Интонация и стиль стиха / / Исследования потеории стиха. - Л., 1978. - 85- 92.
70. Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М.Бахтинаи русская религиозная философия». - М.: РГГУ, 2001. - 200 с.
71. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., Наука,1977. - 579 с.
72. Тюпа В,И. Архитектоника (Идея архитектонической ф о р м ы вэстетической концепции М, Бахтина) / / Эстетика М, Бахтина и современность, - Саранск, 1989. - 100 - 103,
73. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения:Вопросы типологии. Красноярск, 1987.
75. Тюпа В.И. Модусы художественности (конспект цикла лекций) / /Дискурс. - 1998. № 5/6. - 163 - 173.
76. Тюпа В. И. Постсимволизм. Очерки по истории поэтики.Самара, 1998.
78. Тюпа В. И. Аналитика художественного: Введение влитературоведческий анализ. - М.: Аабиринт, РГГУ, 2001. - 192 с.
79. Эткинд Е.Г. Материя стиха. - СПб.: Гуманитарный союз, 1998.506 с. - (Репринт.) Литература по темам. Интонация поэтической речи.
80. Белый А. Ритм к а к диалектика и «Медный всадник» - М., 1929.
81. Бернштейн С И . Голос Блока (Публ. Ивича и Суперфина). / /Блоковский сборник. - Тарту, 1972. № 2. - 454 - 525.
82. Бернштейн С И . Художественная структура стихотворения Блока«Пляски осенние» / / Уч. зап. Тартуского гос. Ун-та. - Вып. 308. ТЗС, №6. - Тарту, 1973. - 521 - 545.
83. Бернштейн С И . Стих и декламация / / Русская речь. - Вып. 1.Пг., 1927.
84. Невзглядова Е.В. Теория стихотворной речи / / Невзглядова Е. В.Звук и смысл. — СПБ.: Журнал «Звезда», 1998. - С 9 - 84.
85. Невзглядова Е.В. Интонация в жанрах музыкального фольклора имелодика литературного лирического стиха / / Проблемы художественной формы. - Л.: Наука, 1974. - 238 - 262.
86. Невзглядова Е.В. Мелодика стиха: Автореф. ..к. филол. наук. - Л.,1974. - 20 с.
87. Николаев А. Интонационная рече-музыкальная теориястихосложения. - Челябинск, 1998.
88. Холшевников В.Е. Изз^чение стиха методами экспериментальнойфонетики / / Симпозиум по комплексному изучению художественного творчества: Тезисы и аннотации. - Л., 1963. - 27 -28 .
89. Холшевников В.Е. Проблемы метрики и интонации: Автореф. ..к. филол. наук. А., 1964. 27 с.
90. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.
91. Эйхенбаум Б.М. О поэзии: Сб. статей. - Л.:Сов. писатель, 1969.
92. Якобсон Р.О. Грамматика русской поэзии. - Благовещенск. , 1998.Ритм и синтаксис.
93. Артемов В.А. О некоторых правилах взаимоотнощенияинтонации и синтаксиса: Тез. докл. / / Межвуз. конференция «Синтаксис и интонация». - М., 1962.
94. Б р и к О. Ритм и синтаксис. - Новый АЕФ, 1927. №4. - 29.
95. Гаспаров М.Л. Ритм и синтеиссис: происхождение лесенки В.Маяковского / / Проблемы структурной лингвистики. 1979. М.: Наука, 1981.
96. Гаспаров М.А. Слово между мелодией и ритмом / / Гпспаров М.М.Избранные труды: В 2 т. Т. 2. - М.: Языки русской культуры, 1997. 1 4 8 - 161.
97. Гирщман М.М. Ритм художественной прозы. - М.: Советскийписатель, 1982. - 368 с.
98. Дозорец Ж. А. Ритмико-синтаксические формулы в русскойлирике к. XIX - н. X X вв / / Очерки истории я з ы к а русской поэзии X X века: Грамматические категории синтаксического текста. - М., 1990.- 50.
99. Дозорец Ж.А. Соотнощение стихотворной строки с речевымзвеном и предложением: Автореф к. филол. наук. - М., 1972.
100. Лебедева Н.В. Синтаксическое членение поэтической речи (Наматериале русского и английского языков) / / Филологические науки. - 1974. № 5. - 78 - 87.
101. Лобанова М.С. Синтаксическая характеристика стиховогопереноса (на материале поэзии XVIII - XIX вв.), Дисс. .. к. филол. наук. - Л., 1981,
102. Синтаксис и интонация. - Вып.2 - Уфа, 1973.
103. Скулачева Т.В. К вопросу о взаимодействии ритма и синтаксисав стихотворной строке / / Известия АН СССР. Сер. лит. и яз . - 1989. № 2. - 156-165. Ритм, метр и смысл.
104. Альтман И.В. Традиционная семантика метра в поэзии В.Хлебникова: 4-стопный хорей / / Язык русской поэзии X X века. - М., 1989, - 158 - 165.
106. Вельская Л.Л. Четырехстопный ямб Есенина / / Вопросыстатистической стилистики. - Киев: Наукова думка, 1974. - 228 237.
107. Вельская A.A. Из истории русского пятистопного хорея: Оритмике и семантике хореических пятистопников Есенина / / Studia Slavica Hungarica. Vol. 26. 1980. P. 401 - 416.
108. Вельская A.A. Об эволюции есенинских хореических 3-стопников/ / Композиция и стиль художественного произведения. - Алма-Ата, 1978. - 60 - 69.
109. Вишневский К.Д. Экспрессивный ореол пятистопного хорея. / /Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития . - М., 1985.
110. Гаспаров М.А. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурнойпамяти. - М., 1999. - 289 с.
111. Гаспаров М.А. Семантический ореол метра / / Лингвистика ипоэтика. - М., 1979. - 282 - 308.
112. Гаспаров М.А. Современный русский стих. Метрика и ритмика .М.: Наука, 1974. - 487 с.
113. Жовтис A.A. Интонация верлибра / / Материалы назгчнойконференции, посвященной 50-летию Казахской ССР и КП Казахстана. - Алма-Ата, 1971.- 51 - 53.
114. Жовтис A.A. К характеристике «некрасовского» голоса / / Русскаялитература. - 1971. № 4. - 83 - 90.
115. Жовтис А.Л. Стих к а к двухмерная речь / / Ритм, пространство,время в художественном произведении. - Алма-Ата, 1984. - 3 - 9.
116. Жовтис А.Л. Ритм и смысл / / Русская литература. - 1964. № 1,С. 216 - 220.
117. Иванов Вяч. Вс. Метр и ритм в «Поэме конца» М. Цветаевой / /Теория стиха. - Д., 1968.
118. Левин Ю.И. Семантический ореол метра с семиотической точкизрения / / Finitis XII lustris: сб. статей к 60-летию Ю. М. Лотмана. Таллинн, 1982. - 151 - 154.
119. Лотман Ю.М. Русский стих: Семантика стихотворного метра врусской поэзии второй половины XIX века (Фет -Некрасов) / / Slowianska metrika porownawcza, III: Semantyka form wierszawych. Wroslaw ect.: Ossolineum. - 1988. S. 105 - 144.
120. Маллер Л.М. Семантика трехсложных размеров в поэзииНекрасова / / Некрасов и русская литература. - Ярославль, 1971. 114 - 120.
123. Маллер Л.М. Экспрессивный ореол «трехстопного пеона 3-его». / /
124. I межвузовская научная конференция: Краткое содержаниедокладов. - Л.: ЛГПИ, 1970. - 99 - 100.
125. Мерлин В.В. К определению метрико-семантической традиции:Стихотворение А. Блока «Зачатый в ночь, я в ночь рожден..» / / Индивидуальность авторского стиля в контексте развития литературы. - Алма-Ата, 1986. - 36 - 44. о творчестве ОЗ. Мандельштама.
126. Гаспаров М.Л. Поэт и культура. Три поэтики ОсипаМандельштама / / Мандельштам О.Э. Поли. соб. стихотворений. СПб.: Академический проект, 1997. - 5 - 62.
127. Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама / / Известия АНСССР. Сер. лит. и яз. , 1972. - Вып. 4. - 309 - 326.
128. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм / / Жирмунский В.М.Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977. - 106 - 133.
129. Семенко И.М. Поэтика позднего Мандельштама: От черновыхредакций к окончательному тексту. Изд. 2-е. доп. / Предисл. Л.Гинзбург; сост. Василенко и П.Нерлер. - М., 1997.
130. Лекманов O.A. Книга об акмеизме и другие работы. Томск: Изд^во«Водолей», 2000.
131. Лотман. М.Ю. Мандельштам и Пастернак. Попыткаконтрастивной поэтики. - Таллин, 1990. - 176 с.
132. Мандельштам Н. Вторая книга; Воспоминания / Подгот. текста,предисл. и примеч. М.К.Поливанова. - М., 1990.
133. Мандельштам Н.Я. Комментарии к стихам 1930-1937 гг / / Жизньи творчество О.Э. Мандельштама. - Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1990. - 189 - 312.
134. Ронен О. Осип Мандельштам / / Литературное обозрение. 1991.№1 .
135. Седых Г.И. Опыт семантического анализа «Грифельной оды»Мандельштама / / Фил. науки, 1978. - №2.
136. Слово и судьба Осипа Мандельштама: Исследования иматериалы. - М.: Наука, 1991.
137. Тарановский К. Очерки о поэзии О. Мандельштама / /Тарановский К. О поэзии и поэтике. - М., 2000. - 13 - 209.
138. Творчество Мандельштама и вопросы исторической эстетики:Межвузовский сборник научных трудов. - Кемерово, 1990. - 144 с.
139. Черашняя Д.И. Трилогия о России / / Кормановские чтения.Ижевск, 2001. 246 - 256.
140. Черашняя Д.И. Этюды о Мандельштаме. - Ижевск, 1992.Источники
141. Бродский И. Большая книга интервью / Сост. В. Полухина. - М.:Захаров, 2000. - 702 с.
142. Воденников Д. Стихи / Вавилон: Вестник молодой литературы.Вып. 4 (20). - М.: АРГО-РИСК, 1996. - 71.
143. Воденников Д. Стихи / Вавилон: Вестник молодой литературы.Вып. 9 (25). - М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2002. 109 - 122. (http: / /www, vavilon.ru/texts/prim/vodennikovO.htnil)
144. AepMOHTOB М.Ю. Собр. соч: В 2 т. Т, 1/ Сост. и комм. И.С.Чистовой; Вступ. ст. И.А. Андроникова. - М.: Правда , 1988. - 720 с.
145. Мандельштам О.Э. Собр. соч.: В 4 т. /Под. ред. проф. Г.П. Струвеи Б.А. Филиппова. - М.: TEPPA-TERRA, 1991. - Т. 1, 2, 3 - 4. (Репринт.)
146. Мандельштам О. Соч.: В 2 т. /Сост. П.М. Нерлера; подгот.текста икоммент. А.Д. Михайлова и П.М. Нерлера; вступ. статья С. Аверинцева. - М.: Худож.лит., 1990. - Т. 1,2.
147. Мандельштам О. Собр. соч.: В 4 т. / Сост. П.Нерлер и А.Никитаев. - М.: Арт-Бизнес, 1993 - 1997. Т. 1, 2, 3, 4.
148. Мандельштам О. Камень / Подгот. изд-я Д.Я. Гинзбург, А.Г.Меца,С В . Василенко, Ю.А. Фрейдина. - Л.: Наука. 1990.
149. Мандельштам О.Э. Поли. соб. стихотворений. - СПб.:Академический проект, 1997. - 720 с. - (Новая библиотека поэта).
150. Мандельштам О.Э. Слово и культура. - М: Советский писатель.1987. - 260 с.
151. Твардовский А.Т. Василий Теркин. Собр. соч. - М.:Художественная литература. 1966.