автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Армяне

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Тер-Саркисянц, Алла Ервандовна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Армяне'

Текст диссертации на тему "Армяне"



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая

Ялла Яер-С&ркисярц

нртяне

ИСТОРИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

Москва Издательская фирма "Восточная литература" РАН 1998

ББК 63.3(0-Арм) Т35

Сбор материалов для монографии в 1993—1994 и 1996—1997 гг. финансировал Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) согласно проектам 93-06-10474, 96-01-00338

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) согласно проекту 97-01-16030

Рецензенты д.и.н. М. С.КАШУБА, к.и.н. Ю.Д.АНЧАБАДЗЕ

Редактор издательства М. Н. БРУСИЛОВ С КАЯ

■stf '

Л5Ш-99

Тер-Саркисянц А.Е. Q

Т35 Армяне. История и этнокультурные традиции. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. — 397 е.: ил.

ISBN 5-02-018002-5

Автор исследует основные элементы культуры армян, опираясь на богатый архивный, полевой и литературный фактологический материал.

Монография состоит из двух частей: в первой описывается бытовая культура армян, живущих на территории исторической родины и в ряде сопредельных районов Закавказья, во второй автор анализирует региональные группы армянского этноса, проживающие в России.

В научный оборот вводится обширный материал для дальнейшего изучения особенностей воспроизводства этнической традиции в монокультурной среде и в условиях иноэтнического окружения.

ББК бЗ.З(О-Арм)

© А.Е.Тер-Саркисянц, 1998 © Е.В.Орлова, внешнее оформление,

ISBN 5-02-018002-5 1998

Светлой памяти моих родителей — Ерванда Минаевича и Терезы Александровны

посвящаю

ОТ АВТОРА

Более 30 лет я изучаю этнокультурные традиции армянского народа. Этнографический полевой материал, собранный мною за это время во многих районах Армении и соседних регионах Закавказья, а также на юге России, где существует многочисленная армянская диаспора, и составляет основу этой книги1. Другим источником стала обширная арменоведческая историко-этнографическая литература, благодаря которой представленные в моей книге этнографические материалы охватывают период со второй половины XIX в., поскольку именно с этого времени в основном началась фиксация тех или иных компонентов традиционной армянской культуры. Однако нельзя не отметить, что этнографические сведения об этом народе появляются уже в V в., в частности, в трудах известных армянских мыслителей древности, таких, как Агатангехос (Агафангел), Бюзанд, Егише, Езник, Себеос, Хоренаци и другие; их можно найти в средневековых канонических книгах, например, в «Судебниках» Мхитара Гоша, Смбата Спарапета (Гундстабля), а позднее — в произведениях писателей XIX в. — Х.Абовяна, П.Прошяна, М.Налбандяна, Раффи (А.Мелик-Акопяна) и других.

К 70—80-м годам XIX в. относится деятельность крупного собирателя и знатока народной жизни, фольклориста и этнографа Гарегина Срвандзянца. Его изданные в Константинополе книги {«Трои, ев броц», «Хноц ев нороц», «Манана», «Торос ахпар», «Амов отов») занимают почетное место в истории армянской науки. Он же был и автором первого этнографического вопросника2.

Заметным событием стала изданная в 1887 г. в Москве на армянском языке «Программа армянской этнографии и обычаев народного права», составленная профессором Лазаревского института восточных языков Г.А.Халатянцем. С ее помощью сбор этнографических материалов приобрел более систематический и научный характер.

К этому времени появляется множество трудов ученых, общественных деятелей, педагогов и журналистов — Н.Г.Григорова, И.С.Давидбекова, А.Г.Деконского, С.А.Егиазарова, А.Д.Ерицова, С.П.Зелинского, Г.В.Исрае-лова, Е.Мелик-Шахназарова, Л.Назарьянца, Г.С.Осипова, А.Е.Хан-Агова, Н.С.Ширакуни и многих, многих других. Их работы публиковались главным образом в многотомных изданиях прошлого века, печатавшихся на русском языке в Тбилиси и сыгравших значительную роль в развитии отечественного кавказоведения. Это были «Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края», регулярно выходивший «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Известия Кавказского отделения Русского географического общества» и др.; многие статьи, на которые я ссылаюсь, были опубликованы в различных периодических изданиях прошлого века на армянском и русском языках, в том числе в газете «Кавказ»3.

В XIX в. возрос интерес к Армении русских и западноевропейских исследователей. В университетах ряда стран (Россия, Англия, Франция) были открыты кафедры арменоведения, переводились труды древних и средневековых армянских мыслителей. В Армении в XIX — начале XX в. побывали и писали о ней такие видные деятели мировой науки и культуры, как Г.Абих, В.Брюсов, А.Гакстгаузен, С.Городецкий, Г.Гюбшман, Х.Линч, О.Мандельштам, Н.Марр, М.Нейман, Ф.Паррот, Й.Стрижговский и другие.

Ценнейший источник для изучения быта армян конца XIX — начала XX в. представляют монографические работы основателя армянской этнографической науки Ерванда Лалаяна. Они содержат богатейший фактический материал по этнографии армян различных областей и публиковались преимущественно в организованном Е.Лалаяном в 1896 г. первом этнографическом журнале на армянском языке — «Азгагракан кандес». Вышло всего 26 книг (томов) этого журнала, первая — в Шуше, остальные — в Тбилиси4. Е.Лалаян был создателем Армянского этнографического общества и этнографического музея в Тбилиси, который впоследствии был переведен в Ереван и стал основой Государственного исторического музея Армении5.

Крупным армянским ученым — этнографом, историком, филологом, правоведом был Хачик Самуэлян, изучавший различные аспекты культуры древней Армении, в частности большую патриархальную семью у армян, проблемы обычного семейного права6.

Одним из основоположников армянской этнографической науки в советский период по праву считается видный арменовед Степан Лисициан — этнограф и географ, археолог и музеевед, литературовед, публицист и издатель. С 1928 г. и до конца своей жизни, до 1947 г., возглавляя этнографический отдел Государственного исторического музея Армении, он в 20—30-е годы организовал множество этнографических экспедиций, всесторонне изучавших бьгг армян. Собранный тогда огромный полевой материал был положен в основу исследований С.Лисициана7. Особую ценность представляет его большая статья «Очерки этнографии дореволюционной Армении»8,

которая стала первой попыткой освещения самых различных аспектов традиционной культуры армян; позднее она составила основу раздела об этнографии армян в фундаментальном труде «Народы Кавказа», изданном в 1962 г. в Москве (серия «Народы мира». Этнографические очерки).

Возвращаясь к 20-м годам, следует упомянуть экспедицию, организованную Закавказской научной ассоциацией в 1924 г. По материалам экспедиции через несколько лет появились две публикации: И.Петрушевский. «О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха» (Баку, 1930) и Г.Ф.Чурсин. «Армяне Зангезура» (Тифлис, 1931). Что касается книги еще одного участника экспедиции — СД.Лисициана, то она вышла в свет только через 57 лет; это известная монография «Армяне Нагорного Карабаха», изданная в Ереване на армянском языке в 1981 г. и на русском — в 1992 г.

В 40-е годы в Ереване выходит еще несколько трудов, посвященных языческим верованиям армян. Это монографии Гр.Капанцяна «Хеттские боги у армян» (1940) и «Культ Ара Прекрасного» (1944), его статья о культе русалки (1940, на арм. яз.), а также работы М.Абегяна о вишапах и Б.Аракеляна о сущности бога Ваагна и культа ЬАйка.

После состоявшегося в 1951 г. в Москве Всесоюзного этнографического совещания, которое одной из приоритетных задач этнографической науки объявило исследование современности, в Армении вышли в свет монография Д.С.Вардумяна «Новый быт лорийцев» (1956) и его же книга в соавторстве с Э.Т.Карапетян «Семья и семейный быт колхозников Армении» (1963, обе на арм. яз.). Автором нескольких статей о быте рабочих и колхозников в эти годы был В.АБдоян.

Однако ученые продолжали исследовать и проблемы традиционной этнографии. Крупный вклад в науку внесла Э.Т.Карапетян, опубликовавшая несколько монографий: «Выкуп в свадебных обрядах армян и его социально-исторические корни» (1950), «Армянская семейная община» (1958), «Родственная группа азг у армян (вторая половина XIX — начало XX в.)» (1966 г.), «Приданое у армян (историко-этнографическое исследование)» (1978 г.) (все, за исключением последней, на рус. яз.).

Этнографы изучали и прикладное искусство, в частности, особенности национального орнамента (А.Мнацаканян), ковроделие (В.С.Темурджян, С.С.Давтян), народную вышивку, плетение кружев (С.СДавтян). Изучению ремесленнических традиций посвятили свои работы В.А.Абрамян и К.В.Сехбосян.

С 60-х годов многие армянские этнографы разрабатывали темы для «Историко-этнографического атласа Кавказа»; проблемы земледелия исследовал В.А.Бдоян, скотоводство изучали В.С.Темурджян и Ю.И.Мкртумян, поселения и жилище — Д.С.Вардумян и К.В.Сехбосян, одежду — АПатрик и Н.Х.Авакян, народные средства передвижения — Л.Н.Петросян, народную метрологию — Р.О.Варданян.

В 1963 г. были опубликованы монографии К.В.Мелик-Пашаяна «Культ богини Анаит» и В.А.Бдояна «Армянские народные игры», в 1974 г.

В.А.Бдоян издал во многом рассчитанную на студентов книгу «Этнография армян. Краткий очерк» (все — на арм. яз.). Изучению народных верований и новогоднего праздничного цикла посвятила свои работы А.А.Одаба-шян. Л.М.Варданян исследовала малоразработанную проблему традиций мужских возрастных групп у армян, в том числе — пережитки института инициаций9.

Видное место в армянской этнографии занимает исследовательница танцевального и театрального фольклора С.С.Лисициан. Разработав свою систему кинетографии (записи движений), она тем самым создала школу тан-цеведения. Ее двухтомник «Старинные пляски и театральные представления армянского народа» (Ер., т. I — 1958 г., т. II — 1972 г.) известен далеко за пределами Армении. Посмертным изданием в 1983 г. стала монография «Армянские старинные пляски», подготовленная к печати ее ученицами Э.Х.Петросян и Ж.К.Хачатрян, успешно продолжающими исследования в этом направлении.

В 70—80-е годы армянская этнографическая наука пополнилась новыми исследователями, круг интересов которых включал, в частности, сельскую общину (М.В.Акопян), интерьер народного жилища (А.Т.Марутян), культовые мотивы семейных обычаев и обрядов (З.В.Харатян), дохристианские верования (Г.Д.Вардумян), этноязыковые процессы (А.П.Галстян). Изучался также быт карабахских армян (А.Мкртчян), черкесских армян (Г.С.Араке-лян), русских поселенцев в Армении (И.В.Долженко), архаические формы праздничной жизни и мифологии (Л .А.Абрамян) и другие этнографические сюжеты.

Параллельно велась большая работа по этнографическому картографированию, источниковедению, музееведению, историографии, переизданию произведений классиков армянской этнографии.

Труды армянских ученых были изданы как монографии либо печатались в различных периодических изданиях. В частности, многие из них были опубликованы в специальных выпусках объемистого сборника «Армянская этнография и фольклор. Материалы и исследования», издающегося в Ереване с 1970 г. Основанные в большинстве своем на полевых материалах авторов, эти работы соединяют в себе конкретные наблюдения и тщательный анализ изучаемых сторон и традиционной, и современной бытовой культуры армянского народа.

Со второй половины 70-х годов в Армении стало развиваться новое научное направление — этносоциология. Конкретные обследования, проводившиеся специалистами под руководством московского ученого Ю.В.Ару-тюняна, стали основой книги «Население Еревана. Этносоциологическое исследование», изданной в Ереване в 1986 г.

В 1975—1982 гг. коллектив студентов, аспирантов и научных сотрудников Ереванского университета и Института философии АН Армянской ССР под руководством С.А.Арутюнова, Э.С.Маркаряна и Ю.И.Мкртумяна провел широкомасштабное этнокультурологическое исследование жизнеобеспечи-

вающих компонентов (поселений, жилищ и системы питания) армянской сельской культуры за последние 80 лет. По материалам этого исследования, проведенного методом сравнительно-типологического анализа, в 1983 г. в Ереване была опубликована первая подобная коллективная монография «Культура жизнеобеспечения и этнос», вызвавшая большой интерес научной общественности.

В советский период этнографическое арменоведение продолжало активно развиваться и в России, преимущественно в главных ее кавказоведческих исследовательских центрах — Москве и Ленинграде10, а в последние годы и на Северном Кавказе, в частности в Краснодаре, где в местном университете успешно работает И.В.Кузнецов.

* * *

В заключение мне хотелось бы выразить особую благодарность армянским этнографам Д.С.Вардумяну, Л.М.Варданян, Р.О.Варданяну, Ю.И.Мкртумяну и К.В.Сехбосяну за поддержку и помощь, оказанную мне в сборе полевого материала во время моих первых поездок по Армении. Глубокую признательность выражаю также моим многочисленным информаторам, главным образом сельским жителям, за их всегда доброжелательное отношение и предоставленные мне ценные сведения по теме данного исследования.

1 Полевой материал собран мною в 119 селениях Армении (из них в 58 — повторно), в 35 селениях Нагорного Карабаха (из них в 14 — повторно), в 10 селениях Грузии, в 10 селениях Абхазии, в 4 селениях Нахичевана, в 8 селениях Ростовской области (из них в 6 — повторно), в 7 селениях Краснодарского края, а также в Ереване, Степанакерте, Шуше, Баку, Тбилиси, Ахалцихе, Ахалкалаки, Батуми, Сухуми, Симферополе, Феодосии, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Краснодаре и в ряде других.

В настоящее время полевые материалы хранятся в архиве Института этнологии и антропологии РАН. Они включают данные индивидуальных поездок (1965—1969, 1971, 1978 гг.), а также собранные под моим руководством материалы Армянской группы Кавказской экспедиции (1972, 1974-1976, 1980, 1983, 1985, 1987, 1988, 1990-1994, 1996, 1997 гг.) и материалы Армянского отряда Кавказской экспедиции (1977, 1979, 1981 гг.).

2 Подробнее см.: Бдоян В.А. Гарегин Срвандзянц как этнограф. — Эчмиадзин. 1946, № 1 (на арм. яз.). Сочинения Г.Срвандзянца в двух томах были переизданы в Ереване на армянском языке в 1978 (т. I) и 1982 гг. (т. II).

3 Подробнее см.: Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке. - КЭС. Т. I, 1955, с. 305, 357, 371; т. II, 1958, с. 151, 224; т. III, 1962, с. 162-163, 202-203, 219-220, 231-233, 268.

4 Об этом журнале подробнее см.: Карапетян Э.Т. К 60-летию армянского этнографического журнала «Азгагракан Иандес». — СЭ. 1956, № 2. Здесь Е.Лалаян опубликовал следующие свои работы: Джавахк. — АА. 1896, кн. 1; Варанда. — АА. 1897, кн. 2; Сисиан. — АА. 1898, кн. 3; Зангезур. — АА. 1898, кн. 4; Гандзак. — АА. 1900, кн. 6; Новый Нахичеван. — АА. 1901, кн. 7—8; Борчалу. — АА. 1903, кн. 9; Гохт. — АА. 1904, кн. 12; Вайоц-дзор. — АА. 1906, кн. 13; Новый Баязет. — АА. 1907, кн. 19; Васпуракан. — АА. 1910, кн. 20; Муша-Тарон. —

АА. 1916, кн. 26. На русском языке известны такие статьи Е.Лалаяна: Суеверия жителей Ахалкалакского уезда. Вера в чертей. — КВ. 1900, № 11; Армянские сказания об Александре Македонском. — ИКОРГО. 1901, № 14; Народные предания о животных у армян Елисавет-польского уезда. — ИКОРГО. 1904, № 17; Ванский вилайет. — СМОМПК. 1915, № 44; Очерк истории армянской этнографии. — Труды XIII съезда русских естествоиспытателей и врачей в г. Тифлисе 16—24 июня 1913 г. Тифлис, 1916, т. VI. С 1983 г. труды ЕЛалаяна начали переиздаваться в Ереване Институтом археологии и этнографии Национальной академии наук Республики Армения. Предполагается издать пять томов; в 1983 г. вышел 1-й том («Джа-вахк»), в 1988 г. — 2-й том («Варанда»),

5 Подробнее о научной деятельности этнографа, археолога и фольклориста Е.Лалаяна см.: Мелик-Пашаян К.В. Ерванд Лалаян. — ИФЖ. 1964, № 3 (на арм. яз.); он же. Жизнь и деятельность Ерванда Лалаяна. — СЭ. 1965, № 2.

6 Самуэлян X. Культура древней Армении. Исторические очерки. Т. I. Ер., 1931; т. II, III. Ер., 1941 (на арм. яз.); он же. Очерки по обычному семейному праву у армян. — КВ. 1902, № 1—3; он же. Обычное право у армян. Т. 1. Древнее армянское право и метод его изучения. Т. 2. Брак по умыканию и выкупу. Опыт изучения. Тифлис, 1911 (на арм. яз.). Подробнее о научной деятельности Х.Самуэляна см.: Одабашян А.А. Хачик Самуэлян — этнограф. — ИАН. 1958, № 11 (на арм. яз.); Мелик-Пашаян К.В. Жизнь и деятельность Хачика Самуэляна. — СЭ. 1975, № 2.

7 См., например: Лисициан С Д. К изучению армянских крестьянских жилищ (карабахский карадам). — ИКИАИ. Т. III, 1925; он же. Крестьянское жилище Высокой Армении. — ИКИАИ. Т. IV, 1926; он же. О поездке в Мегринский район (21.VII — 21Л/Ш 1926 г.). -ИКИАИ. Т. IV, 1926; он же. Из материалов по изучению жилищ Армении. Крестьянское жилище Мегринского района. — ИКИАИ. Т. VI, 1927; он же. Из материалов по изучению жилищ Армении. Нор-Баязетский Иазарашенк и заметки о крестьянских жилищах соседних районов Памбакского и Даралагязского. — ИКИАИ. Т. VI, 1927; он же. Историко-этнографиче-ские очерки Шатаха. — ИКИАИ. �