автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Субэтнические группы армян

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Григорьян, Каринэ Эрнестовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Субэтнические группы армян'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Григорьян, Каринэ Эрнестовна

Введение

1. Глава 1. Этнолингвистические субэтнические группы армян

1.1. Черкесогаи

1.2. Зоки

1.3. Ираноязычные армяне

2. Глава 2. Этноконфессиональные субэтнические группы армян

2.1. Армяне-католики

2.2. Армяне-греки

3. Глава 3. Периферийные субэтнические группы армян

3.1. Новонахичеванские (донские) армяне

3.2. Амшенские армяне

3.3. Эдессийцы

4. Глава 4. Этнические группы, близкие к армянам

4.1. Хемшилы

4.2. Цыгане-армяне (боша)

4.3. Тумбулыды (армяне-дервиши)

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Григорьян, Каринэ Эрнестовна

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация посвящена историко-этнографическому исследованию субэтнических групп армянского народа, а также групп, близких по ряду своих этнических признаков к армянам.

Термин субэтнос, предложенный в свое время Л.Н. Гумилевым, был затем воспринят и широко использован Ю.В. Бромлеем (Бромлей,1983) и другими отечественными этнографами. Под этим термином понимается "общность людей, живущая более или менее компактно на определенной территории, адаптировавшаяся к природным условиям этой территории своим хозяйством, материальной и отчасти духовной культурой, осознающая это единство и использующая единое самосознание, т.е. отвечающая большинству признаков этноса" (Козлов, 1995, с. 129). Существует и другое определение этого понятия, предложенное В.А. Тишковым, как «употребляемое в отечественной науке обозначение культурно своеобразных групп в рамках одной этнической группы. Критерии выделения субэтнических групп зависят от исторических и политических условий, а также научных подходов». (Тишков, 1999, с. 899).

Появление субэтнических групп армянского народа связано непосредственно с его историко-политическими судьбами. Находясь географически на пересечении важнейших путей между Востоком и Западом, между могущественными державал.л (Римской, затем Византийской, а позже Османской империями и Ираном), Армения не просто постоянно ощущала их давление, но и неоднократно претерпевала расчленение на две части -восточную и западную, которые в разные периоды входили в состав этих государств, где подвергались насильственным переселениям, религиозной ассимиляции и даже, как в Турции - откровенному геноциду. Кроме этого, армянский народ неоднократно испытывал опустошительные нашествия и со стороны пришлых завоевателей - арабов, тюрок-сельджуков, монголов, турок-османов, что приводило к его массовой вынужденной миграции в другие страны. Осуществлялись и организованные властями переселения значительных групп армян, в частности, на территорию Византии в X -XI вв., позднее - в пределы Российской империи (в 1779 г. из Крыма - в низовья Дона; по окончании русско-турецкой войны 1778-1779 гг. из Бессарабии - в Очаковскую область; по окончании русско-персидской войны 1826-1828 гг. и русско-турецкой войны 1828-1829 гг. из этих стран - на территорию Южного Кавказа).

Многовековое нахождение различных групп армянского этноса в составе различных государств способствовало, с одной стороны, сохранению их этнической специфики, особенно в зонах компактного проживания, а с другой стороны, появлению новых черт в их культуре, связанных с новым этническим и социокультурным окружением и приводивших в условиях дисперсного проживания иногда к смене языка, веры и даже самосознания и самоназвания.

Так, в силу различных исторических и политических обстоятельств, возникли субэтнические группы армян, ставшие объектом данного исследования: черкесогаи {черкесские, или горские, армяне), ираноязычные армяне (так называемые "армяне-таты"), зоки (так ядйыьд&ш>1& "армянские евреи"), армяне-католики {франги), армяне-греки {цаты), новонахичеванские (донские) армяне, амшенские армяне, эдессийцы (локальная тюркоязычная группа армян). Одновременно близкими к армянам в силу разных обстоятельств становились группы иного этнического происхождения, в частности цыгане-армяне (так называемые «боша») и тумбульцы (локальная группа так называемых «армян-дервишей»). Что касается хемшилов (исламизированных амшенских армян), то вопрос об их принадлежности к той или иной группе остается до сих пор дискуссионным, поскольку, несмотря на их армянское происхождение (по утверждению многих ученых) и сохранение ими в определенной степени диалекта западноармянского варианта языка, они, в силу приверженности исламской конфессии, утратили на одном из этапов своей истории прежнее армянское самосознание и стали считать себя турками. По этой причине, дзлмается, их следует отнести скорее к группе, близкой к армянам.

Научный интерес к изучению перечисленных групп вызван свойственной им спецификой отдельных черт этнической культуры по сравнению с основными этнокультурными характеристиками армянского этноса.

ЦЕЛЬ и задачи диссертации. Работа ставит целью всестороннее историко-этнографическое исследование каждой из вышеперечисленных субэтнических групп армян и групп, близких к армянам в рамках парадигмы армянской культуры. Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие ЗАДА ЧИ:

• проанализировать имеющийся конкретный историко-этнографический материал по данным группам;

• выделить среди исследуемых групп основные черты армянской культуры как некой "семиосферы " (по определению Ю.М. Лотмана, семиосфера - это совокупность отдельных текстов и замкнутых по отношению друг к другу языков), чьи характеристики могут быть применены при исследовании вышеперечисленных групп;

• выделить в традиционной культуре каждой группы характерные этнические признаки, классифицирующие ее либо как субэтническую группу армянского этноса, либо как группу, близкую по ряду своих культурных признаков к армянам;

• обозначить проблему изменения этнической идентичности в ее диахронном развитии на примере некоторых групп (черкесогаи, ираноязычные армяне, армяне-католики, хемшилы, цыгане-армяне)

Для решения поставленных в данной работе задач необходимо было предпринять следующие шаги:

Для выявления основных черт армянской культуры в данной работе предлагается представить ее как "семиосферу, в которой можно вычленить ее ядро и окружающую периферию" (Лотман, 1992, с. 16). Основными, по нашему мнению, критериями, по которым можно относить исследуемые группы к армянам, являются: владение армянским языком (либо его диалектной формой), принадлежность к Армянской апостольской церкви и армянское самосознание.

Согласно теории Ю.М. Лотмана, семиосфера "транслирует", т.е. распространяет свое культурное влияние на периферийные зоны, где в данном случае были расположены ареалы проживания таких групп армянского этноса, как новонахичеванские (донские) и амшенские армяне. Похожие процессы проходили и на Северном Кавказе, когда часть черкесов, усвоив армянское христианство и этнические признаки, влилась в состав субэтнической группы черкесогаев (Щербина, 1916, с. 13-14; Аракелян, 1984, с.68).Из этого можно предположить, что под периферийными группами понимаются те группы, у которых нарушена культурная преемственность. К другому типу таких групп можно отнести армян-католиков и армян - греков, у которых определяющую роль в их этнической идентичности играет конфессиональная принадлежность. Та же ситуация, но уже с другим вектором направленности наблюдается при изучении этнической истории хемшилов (которые, по мнению одних исследователей, основывавших свои заключения на историческом материале и данных лингвистического анализа, являются исламизированными амшенскими армянами, а по мнению других, хемшилы - это турки, так как они исповедуют ислам суннитского толка, влияющий на их традиционную культуру и определивший их турецко - хемшильское самосознание).

Для того, чтобы выявить пути изменения этнической идентификации субэтнических групп армян, необходимо определить ее направленность и возможные причины изменения на разных этапах их исторического развития. Для адекватного понимания этих процессов необходимо учесть еще одно существующее в этнографической науке определение субэтноса как этнографической группы, имеющей групповое самосознание и приобретшей тенденцию развития в самостоятельный этнос, но окончательно не порвавшую с материнским этносом (Кузеев, 1992, с.44). Такое определение в перв}то очередь подходит к группам, близким к армянам {цыгане-армяне, хемшилы, тумбульцы) и к некоторым субэтническим группам армян {черкесогаи, армяне-католики, эдессийцы, ираноязычные армяне).

ОБЪЕКТОМ данного диссертационного исследования, таким образом, являются субэтнические группы армян: черкесогаи (черкесские или горские армяне), зоки (диалектная группа так называемых "армянских евреев'У, ираноязычные армяне, армяне-католики (франги), армяне-греки (цатыА, новонахичеванские (донскиеА армяне, амшенцы, эдессийцы (локальная группа тюркоговорягцих армянА, а также группы, близкие к армянам; цыгане-армяне (боша), тумбулъцы (локальная группа так называемых "армян-дервишей'У, хемшшы (исламизированная группа амшенских армян).

ПРЕДМЕТОМ исследования является этническая история вышеперечисленных групп, их этническое самосознание и традиционная культура. РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ определяются хронологическими и географическими показателями.

В целом, начиная с IV - VI вв. и вплоть до конца XX в., распространение армянской культуры, а точнее ее определяющих черт: языка, религии и этнического самосознания, прослеживается на большей части территории Кавказа: в Армении, Грузии, юго-западной и центральной части Азербайджана, на Северном Кавказе (Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область), а также на территории Понтийского побережья Малой Азии (Трапезундский ил: ранее - Трапезундский вилайет).

При иззАении этнической истории учитываются также миграционные процессы, которые, в основном, происходили в период, начиная с конца XIX -начала XX в и вплоть до последней четверти XX в. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Исследование, предпринятое в данной работе, основано на нескольких концептуальных теоретических предпосылках.

Во-первых, автор придерживается позиции конструктивистского подхода (Cohen, 1974; Anderson, 1983; Геллнер, 1991 и др.) в определении этничности. Этничность - это, прежде всего, аспект взаимодействия, она напрямую связана с взаимными контактами групп и интегративными моментами (Скворцов, 1997, С.67). Этничность возникает в социальном контексте, где культурные различия между группами или общностями выполняют существенную роль (например: выбор католической религии к?\ собственной идентичности определял патерналистские отношения между католическим центром и его адептами; этнический фактор играет определяющую роль при заключении браков у франгов). Таким образом, этническая идентичность - сильно конструируемый и гибкий феномен.

Во-вторых, для того чтобы проследить процесс этнической идентификации у вышеперечисленных групп армян, необходимо учесть и применить положения об этнической идентичности, разработанные как западными, так и отечественными учеными в 60-х гг. XX в. (Anderson, 1983; Геллнер, 1991; Эриксон, 1996; Бромлей, 1987 и др.). При этом у первых, термин "этническая идентичность" понимается "как идеальное отождествление индивидом себя с той или иной социальной общностью, сопровождающееся интериоризацией идентифицирующего поведения.Идентификация является, с одной стороны, механизмом становления идентичности, а с другой - актом ее распознавания" (Винер, 1998, с. 16). Такие важнейшие элементы этнокультуры, как язык, религия, традиции, обычаи и т.д. выступают в процессе идентификации в роли символического маркера. Наиболее значимьпл среди культурных компонентов является язык. Однако язык и этническое происхождение нельзя уравнивать (примером может служить этнолингвистическая группа адыгоязычных черкесогаев, ираноязычных армян (чаще называемых татами)). Важным, но не во всех случаях ключевым фактором этничности может выступать религия (например, армяне-католики, цыгане-армяне, армяне-греки, хемшилы). Этническая общность может быть изгнана из своей исторической родины, но для этничности жизненно важньм является чувство привязанности к Определенной исторической территории. При этом необходимо подчеркнуть символическую природу такой связи (как, например, у перферийных групп новонахичеванских, амшенскш или армавирских армян Северного Кавказа). Применительно к данной проблеме субэтнических групп армян можно проследить, как они под влиянием внешних и внутренних факторов проявляли свою идентичность или, можно сказать, формировали ее. Такие процессы становления, по определению Ю.В. Бромлея, происходят, когда "этническая идентичность консолидируется за счет межэтнического взаимодействия" (Бромлей, 1987, с. 14. Цит. по: Скворцов, 1997, с. 41). Пожалуй, идентификация представляется явлением неоднотипным, зависящим от исторических, политических и иных обстоятельств, что подтверждают примеры из этнографии субэтнических групп армян. исследуемых в данной работе. В свое время (конец 1980-х гг.) Ю.В. Бромлей писал, что "в ходе исторического процесса может значительно измениться этническая территория, а некоторые части этноса - даже отколоться от его основного ядра, могут измениться словарный запас языка, его Морфологические, синтаксические, другие особенности, а отдельные части этноса могут вообще сменить язык, т.е. подвергнуться языковой ассимиляции, может сильно измениться материальная и духовная культура и т.д., но пока у территориально разобщенных групп людей сохраняются общие этнокультурные черты и самосознание, они в своей совокупности продолжают представлять одну этническую общность" (Бромлей, 1987, с. 13).

В-третьих, автором принимается и применяется, как уже было отмечено, теория Ю.М. Лотмана о семиосфере, которая позволяет взглянуть на данную проблему субэтнических групп и с культурологической точки зрения. Законы семиосферы, согласно этой теории, моделируют процессы трансформации каких-либо признаков культуры (в данном случае - этничности) и направленности ее периферийных отделов (или регионов) относительно культурного ядра. Сам термин "семиосфера" у Ю.М. Лотмана означает: "совокупность отдельных текстов и замкнутых по отношению друг к другу языков", что в целом предполагает обязательное наличие культурной границы, которая является "билингвиальным механизмом, с помощью которого семиосфера может контактировать с окружающей средой" (Лотман, 1992, с. 1214). Семиосфера подразумевает некую целостность, в которой выделяется ядерный механизм и периферия, находящиеся в состоянии диалога. Для того, чтобы был информативный обмен, в данном случае надо, чтобы субкультуры были изоморфны третьему элементу более высокого семиотического уровня, в систему которого они входят (Там же, с. 11-12). Согласно этой теории, можно предположить, что ядро данной (армянской) семиосферы транслирует ее периферийным отделам следующие обязательные характеристики: христианскую религию армяно-григорианского толка, армянский язык и армянскую идентичность. На примере армянской культуры показательны общие законы семиосферы, в поле которой расположены культурные участки субэтнических групп. Применяя в данной диссертационной работе основные выводы Ю.М. Лотмана для достижения поставленных целей и задач, можно прийти к выводу, что армянская культура, представленная своими главными атрибутами: национальной религией, языком и армянским самосознанием, - это семиосфера, объединяющая субэтнические группы армян.

Методологические положения данной диссертационной работы дополняют друг друга, позволяя достичь цели исследования - объединения в единую общность армян субэтнических групп, являющихся объектом данного исследования - черкесогаев, зоков, ираноязычных армян, армян-католиков, армян-греков, новонахичеванских и амщенских армян, эдессийцев, а также групп, близких к армянам - хемшилов, цыган-армян (боша) и тумбульцев.

При выполнении диссертационной работы учитывались следующие принципы:

- принцип историко-хронологический, то есть фактический материал по традиционной культуре каждой группы представлен в хронологическом порядке: ранний период, более поздний и, по возможности, современный;

-принцип преемственности, тэ есть любое явление представлено в развитии: генезис, становление, трансформация;

ИСТОЧНИКИ. Данное исследование основано на разнообразных источниках. Это прежде всего полевые этнографические материалы, собранные автором с 1993 г. по 2001 г. в экспедициях в Краснодарский край (сел. Гайкадзор Анапского района (1993), сел. Ким, Вперед, Калинин Апшеронского района (1997-1998), г. Краснодар (1996-2001), г. Армавир (1998)), Ставропольский край (сел. Эдессия Курского района (1997)) и пос. Прохладный (Республика Кабардино-Балкария (1997)). Полевые этнографические материалы были собраны автором с помощью как прямого интервьюирования информантов, так и путем «вкг эченного» наблюдения за их бытом и поведением. Критерий отбора информантов часто зависел от их возможностей предоставить ту или иную информацию по традиционной культуре. Не всегда информантами становились пожилые люди, иногда это могли быть представители молодого поколения (28-35 лет), которые сами интересовались и были увлечены историей своего народа. Данные о современной свадебной обрядности у некоторых исследуемых групп были непосредственно зафиксированы автором в ходе этнографических экспедиций. В то же время некоторые из этих групп в период 1989-1994 гг. по разным причинам мигрировали за пределы России, в частности на территории сопредельных государств СНГ (в Республику Армения, в Республику Грузия). Это обстоятельство значительно затруднило сбор полевых материалов по их традиционной культуре последних десятилетий.

Кроме собственного полевого материала, автор использовала этнографический материал двух дипломных работ, подготовленных студентами-историками, являющимися представителями этих групп: Н. Григорян "Зоки" (1997) и А. Петросяна "Армяне-католики" (1995). Были использованы также архивные материалы Г.С. Аракелян, результаты полевых исследований В.М. Викторина, И.В. Кузнецова, А.Осипова, А.Е. Тер-Саркисянц. Другим видом источников стала обширная литература, охватывающая труды средневековых армянских авторов (Фавстос Бузанд, Гевонд, Аракел Даврижеци), свидетельства очевидцев и путешественников (Рюи Гонзалес де Клавихо, И. Хозров, Ф.А. Щербина и др.), работы ученых, общественных деятелей, педагогов и журналистов, опубликованные главным образом в периодических изданиях XIX в., печатавшихся на русском языке в Тифлисе (Тбилиси) и сыгравших значительную роль в развитии отечественного кавказоведения. Это были следующие издания: "Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края", регулярно выходивший "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа", "Известия Кавказского отдела Русского Императорского географического общества", "Журнал Министерства народного просвещения", газеты "Ставропольские губернские ведомости", "Кавказ" и др., а также изданные уже в наше время по итогам этнографических экспедиций несколько выпусков "Итоги полевых материалов Института этнографии АН СССР", "Итоги полевых исследований Института этнографии АН СССР" (ныне -Института этнологии и антропологии РАН) и др. При разработке темы автором были привлечены материалы исследований по истории и этнографии армян главным образом за период с X по XIV в. и с середины XVIII по XX в. включительно. СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Степень историко-этнографической изученности взятых для исследования субэтнических групп армян и групп, близких к армянам, разная.

Одна из наиболее изученных субэтнических групп армян Северного Кавказа -черкесогаи. Это связано как с давним интересом к их истории и этнографии российских исследователей, так и с относительной стабильностью культурных границ на территории Кавказа. Первые письменные сведения о пребывании армян на Северном Кавказе относятся к XI в., в них отражены события 1062 г., во время которых Галицкий князь Федор обращался к "касогатским армянам". В 1846 г. армянский священник из. Моздока И. Хозров, известный среди черкесогаев как "джигит Хозров", опубликовал статью "Остатки христианства между закубанскими племенами, прощедшее и нынешнее их нравов и обычаев", посвященную жизни черкесогаев (Хозров, 1846). В это же время выходит статья в армавирской газете "Кавказ" И. Иванова под названием "Армавир", где он предполагает, что черкесские армяне вышли из Крыма 200 лет тому назад, т.е. в середине XVII в., а до этого они жили в Крыму среди татар 800 лет и при этом не утратили свой язык (Иванов, 1850). Архивные материалы по расселению черкесогаев среди адыгских племен составлялись пограничной канцелярией, которая допрашивала всех, кто проходил территорию русских поселенцев. Самое раннее упоминание такого рода относится к 1819 г., когда была сделана запись: "владения мирного князя Пшемафа Ахметука - армянской нации мальчик Киркор Балабанов" (ГКА, ФЖ 1819. 249-1-749-37,37 об.). Всего таких документов было обнаружено сорок четыре, причем в них встречаются упоминания и о греках, которые так же, как и армяне, издавна проживали среди черкесов ("аул Гадьгабль: грек Николай Сафире, родился в Абадзехском племени" - см. ГКА, Ф.Х1 1832. 249-1-1286-2,3).' Определенное представление о торгово-хозяйственных занятиях черкесогаев и их численности (520 проживающих семей к сер. XIX в.) можно почерпнуть из работы барона К. Т. Сталя "Этнографический очерк черкесского народа" (Сталь, 1900, с.79). Один из важных источников по истории и этнографии горских армян - монография Ф.А. Щербины "История Армавира и черкесогаев", вышедшая в 1916 г. в Екатеринодаре (Щербина, 1916). Интересный историко-этнографический материал по этой группе содержится в трудах, опубликованных в последние десятилетия. Это прежде всего работы: X. А. Поркшеяна "Переселение из Крыма. Армяне и черкесы на Дону", и "Происхождение черкесогаев и Материалы науч.сотр. Краснодарского историко-археологического музея В.И.Колесова. основание г. Армавира" (Поркшеян, 1959; 1971), Г.С. Харатян (она же - Г.С. Аракелян) "Этническая история черкесогаев" (Харатян, 1981), Г.С. Аракелян "Черкесогаи. Историко-этнографическое исследование" (Аракелян, 1984), Б.В. Виноградова и С.Н. Ктиторова "Заметки об изучении актуальных вопросов истории черкесогаев и дореволюционного Армавира" (Виноградов, Ктиторов, 1995), И.В. Кузнецова "Одежда армян Понта" (Кузнецов, 1995 - б), С.Н. Ктиторова "История Армавира в контексте социально-экономического и культурного развития степного Предкавказья в XIX - нач. XX в." (Ктиторов, 2000). Во всех исследованиях, посвященных субэтнической группе черкесогаев, наиболее важнымсчитается вопрос о времени появления армян в горах Черкесии. По данному вопросу в литературе существуют различные версии. По мнению одних ученых, например Ф.А. Щербины, армяне переселились сюда из Армении в XIV в., после падения Киликийского царства (Щербина, 1916, с.2, 177), по мнению других, например Л.А. Погосяна, переселение шло в XV в. из Крыма (Погосян, 1981, с.21). Г. С. Аракелян, подробно изучив различные источники, в том числе архивные, а также эпические предания самих черкесогаев, пршла к выводу, что первыми переселенцами были армянские воины, которые появились здесь в конце X либо в XI в. (Аракелян, 1984, с. 2973). Того же примерно мнения придерживаются Х.А Поркшеян, В.Б. Виноградов, С.Н. Ктиторов, которые, считают, что переход армян в горы Северного Кавказа, в том числе и Черкесии, был не одномоментным процессом, а включал в себя разные потоки, которые шли как из Армении, так и главным образом из Крыма и Малой Азии, охватывая при этом довольно длительный период- с X-XI вв. и вплоть до XVII в. (Виноградов, Ктиторов, 1995, с. 129-131).

Историко-этнографическая группа зоков компактно проживала на территории юго-западных районов Нахичевана (историческая область Армении - Гохтн). Первые упоминания о Гохтне встречаются у армянского историка Фавстоса Бузанда (V в.) в его "Истории Армении", где он называет "князя Голтна (Гохтна) Атома" (Фавстос Бузанд, 1953, с.26). В труде Корюна (V в.), ученика и биографа создателя армянского алфавита Месропа Маштоца, имеется сообщение о том, что М. Маштоц направился со своими учениками проповедовать христианство в уезд Гохтн, где были сильны дохристианские народные верования (Корюн, 1997, с. 20-21). Армянский ученый VII в. Анания

Ширакаци в труде "Ашхарацуйц" ("География"), в числе областей и гаваров (уездов) исторической Армении называет гавар Гохтн. После нашествия монголов в XIII в. сведения о Гохтне в армянских письменных источниках встречаются уже реже. В труде историка XVII в. Аракела Даврижеци "Книга историй" освещаются трагические события, происходившие в начале XVII в., когда иранский шах Аббас I переселил множество армянских семей из городов Армении, в том числе из г. Джуги, в Иран, где вскоре в окрестностях столицы Исфахан они основали г. Нор-Джуга. В период правления иранского шаха Аббаса II в 1659 г. был издан указ, в котором он повелевал армянам и евреям переселиться на земли рядом с г. Нор-Джуга (Даврижеци, 1973, с. 345-372.). Об исторической связи армянского и еврейского народа в древности на территории Нахичевана приведены сведения в Рврейской энциклопедии 1894 г. и в Краткой еврейской энциклопедии 1976 г. В XIX в. наиболее полное исследование зоков принадлежит известному арменоведу К.П. Патканову, опубликовавшему в 1869 г. работу "Исследования о диалектах армянского языка. Филологический опыт" (Патканов, 1869). По его мнению, прозвище "зо/с" эта группа получила за особенность своего диалекта, который по некоторым показателям является одной из древних форм армянского языка (Там же, с. 54). В.И. Девицкий в своей статье "Каникулярные поездки по Эриванской губернии и Карсской области" выделил особую главу, посвященную зокам так называемой Араксской области, где он сделал предположение о самостоятельном, т.е. неармянском происхождении этой этнической группы. Свою гипотезу он основывал на их особом антропологическом типе, отличавшем их от остальных армян: "голубоглазые, волосы светлые" (Девицкий, 1896, с. 167-171.). В период 19701980 гг. комплексного изучения традиционной культуры зоков практически не велось. Исследование в области лингвистических особенностей диалекта зоков проводилось С. Саркисяном в его монографии "Агулийский диалект - язык зоков" (Саркисян, 1983). Одной из последних работ, связанных с проблемой автохтонности армянского населения этого региона, является книга Б.И. Ибрагимова "Средневековый город Керам", где он освещает некоторые вопросы археологии и этногенеза зоков за период XI - XV вв., не употребляя при этом данный этноним (Ибрагимов, 2000).

Что касается ираноязычных армян (татов-армян), то специальных исследований по их традиционной культуре не проводилось, в отличие от южнокавказских татов вообще, о которых имеется сравнительно обширная литература. Источниками по этнографии в целом татов являются первые этнографические заметки путешественника и натуралиста XVIII в. С.Г. Гмелина ("Путешествие по России для исследования всех трех царств естества") и востоковеда XIX в. Б. Дорна ("Отчет об ученом путешествии по Кавказу и южному берегу Каспийского моря"). Ряд сведений о расселении и быте татов-армян имеется в таких публикациях, как "Кавказцы 1750-1820. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским" (Кавказцы., 1823), в труде М.М. Ковалевского "Заметки о юридическом быте татов" (Ковалевский, 1888). В конце XIX в. в результате активного исследования Кавказского региона и в том числе Закавказья был собран материал, обобщенный в работах двух известных ученых-кавказоведов -Б.В. Миллера "Материалы для изучения еврейско-татского языка" (1892), "Таты, их расселение и говоры" (1905) и В.Ф. Миллера "Армяно-татские тексты" (1894), "Татские этюды" (1905). В 1913 г. вышла работа K.M. Курдова "Таты Шемахинского уезда Бакинской губернии", в которой раскрывалась история и этнография некоторых групп татов, в том числе и татов-армян (Курдов, 1913). В период 1960-1970-х годов был издан ряд востоковедческих монографий и статей, в которых имелись сведения о татах и при этом вскользь упоминались ираноязычные армяне. Это работы В.Ф. Минорского - "История Ширвана и Дербента X-XI в." (Минорский,1963), И.М. Оранского - "Введение в иранскую филологию" (Оранский, i960), Ф.Д. Люшкевич - "Термин "тат" как этноним в Средней Азии, Иране и Закавказье" (Люшкевич, 1972), Н. Ханыкова -"Записки по этнографии Персии" (Ханыков, 1977), а также труд Эвлия Челеби -"Книга путешествий" (Челеби, 1979). В 1980-е годы в основном переиздается литература по общей этнографии татов. Обобщающая работа М.Е. Мататова "Таты" касается такой важной проблемы, как целостность татского этноса, если о таковой вообще можно говорить. Автор считает, что единого татского народа не существует и термин "тат" скорее означает языковую общность и является "лингнонимом" (Мататов, 1986). С начала 1990-х годов, в связи с напряженной политической ситуацией, вызвавшей повышенный интерес народа к своему прошлому, начинают вновь появляться работы по татам. Так, в 1992 г. вышла монография М. Семенова "Кавказские таты и горские евреи", в которой автор затрагивает вопросы автохтонности татов на Апшеронском полуострове и проблемы их самоидентификации (Семенов, 1992). В том же году выходит работа В. Григорьяна "Насильственная ассимиляция мусульманских национальных меньшинств в Азербайджане", где особое внимание обращено на развитие этнополитических процессов в суверенных республиках (Григорьян, 1992). В последние годы вышли статьи армянского исследователя В. Восканяна о ситуации среди индо-иранских этнических групп в Армении (Восканян, 1999) и В.М. Викторина - «Три религии в фарсиязычной (татоязычной) общности России», о расселении татов-григориан, проблемах идентичности и об элементах их фольклорной традиции (Викторин, 1997).

Большой интерес в отечественной историографии вызывала этноконфессиональная группа армян-католиков. Наиболее ранний источник, в котором упоминается эта конфессиональная группа, относится к началу XV в. Автором его является европейский путешественник и дипломат XV в. Рюи Гонзалес де Клавихо (Рюи Гонзалес де Клавихо, 1881, с. 158 -162). Со слов очевидца, в землях, покоренных Тамурбеком (Тимур Ленг, Тамерлан), находился "замок Маку, который принадлежал одному христианину-католику по имени Норадин, и все жители этого замка были христиане-католики, хотя по происхождению они были армяне и владелец их был армянином." (Там же, с. 158). В труде упомянутого выше армянского историка Аракела Даврижеци "Книга историй" также сообщается о том, как франки обманом вывезли из монастыря Сурб Рипсиме святые мощи и доставили их в г. Исфахан, но потом по требованию многих армян и священников Эчмиадзина эти мощи были вновь возвращены в монастырь (Аракел Даврижеци, 1973, гл. 16, с. 157-170). В конце XIX - начале XX в. традиционная культура армян-католиков была достаточно подробно описана исследователями, проявлявшими как специальный, так и любительский интерес к местному населению. Так, например, в 1880 г. в своих заметках о Батумской области Д. Бакрадзе сообщает об армянах-католиках, которые "имели своего епископа, в ведении которого были Ардаган, Ольты, Батуми, сел. Шавшет и пр." (Бакрадзе, 1880, с. 156). Учитель городского училища в г. Ахалцихе Тифлисской губернии В. Иванов в своих данных о городском населении Ахалциха, извлеченных из посемейных списков (за 1886 г.), сообщал, что численность коренных жителей в нем русской национальности - И семей (46 чел.), армянской - 1699 семей (8509 чел.), грузинской - 436 семей (2239 чел.), еврейской - 340 семей (1655 чел.) (Иванов, 1886, с. 167). Традиционная культура армян-григориан Ахалциха была изучена В.Н. Акимовым, который в 1889 г. опубликовал материал по их свадебным обычаям (Акимов, 1889). Автор приводит статистические данные об этноконфессиональных группах Ахалциха: "число армян, живущих в 44 деревнях, доходит до 24859 дущ обоего пола, армян-католиков - до 6214 душ обоего пола, грузин - 14421" (Акимов, 1889, с.2). Подробный отчет о состоянии поселений в Ахалкалакском уезде на 1898 г. составил И.П. Ростомов (Ростомов, 1898). Он перечислял многочисленные селения уезда (сел. Абул, Аластан, Бавра, Баралеты, Вареван, Гандза, Гокия, Джиграшен, Чандуру, Карум, Сатха, Фока, Хоспио, Хорения и др.), в которых описывал конфессиональную обстановку, наличие и количество грузинских православных и армянских католических церквей. Причем, в сел. Джиграшен, по его сообщению, армянское население (монофиситы) отправляло религиозный культ в грузинской церкви, в селах Бавра и Вареван были только грузинские церкви, хотя в этих селах совместно проживали армяне-католики и грузины (Ростомов, 1898, с. 134-136). Этнографический материал по свадебной обрядности армян-католиков г. Артвина был тщательно подобран и изучен Н.С. Державиным (Державин, 1905). В его сведениях содержится ценная информация обо всех этапах артвинской свадьбы и послесвадебном периоде жизни молодой семьи. В более поздний период изучению этой группы армян посвятили свои труды такие видные ученые, как Н.Я.Марр (Марр.1922), С.Д. Лисициан (Лисициан, 1926, 1955). С 1970-х годов стали появляться труды по изучению византийского общества, в которых затрагивались вопросы этнической ситуации, сложившейся на границах Византийской империи. Это, прежде всего, работы А.П. Каждана (Каждан, 1974), Г.Г. Литаврина (Литаврин, 1977), В.А. Арутюновой-Фиданян (Арутюнова-Фиданян, 1980, 1996, 1998, 2000), Н.Г. Волковой (Волкова, 1978) Г.Л. Микаэляна (Микаэлян, 1980), Н.Г. Волковой, Т.Н. Джавахишвили (Волкова, Джавахишвили, 1982), Ю.Д Анчабадзе, Н.Г. Волковой (Анчабадзе, Волкова, 1990), А.Е. Тер-Саркисянц (Тер-Саркисянц, 1998). В своих исследованиях по традиционной культуре армян Грузии Н.Г. Волкова отмечала, что среди живущих там франгов (армян-католиков) проживали и грузины-католики, которые не имели собственного грузино-католического богослужения и относились к церковной юрисдикции армянской католической церкви. "В селении Вардис-Убани Дманисского района живут грузины и армяне. Последние имеют армянск)то форму фамилии и в паспорте записаны армянами.при расспросах выяснилось, что все живущие здесь армяне по происхождению грузины, переселившиеся около 100 лет тому назад из разных районов Грузии."(Волкова, 1978, с 16-17). В своей монографии, посвященной армянам и их диаспорам на территории России, А.Е. Тер-Саркисянц упоминает об интересном факте: в Старом Крыму с 1790 г. проживала община армян-католиков, переселившаяся сюда по разрешению Г. Потемкина из Екатеринославской губернии. Они были причислены к разряду государственных жителей, на 10 лет освобождались от налогов и военной службы, имели право свободно заниматься торговлей, ремеслами и сельским хозяйством. Кроме того, община наделялась правом самоуправления (была построена ратуша в Старом Крыму) и имела свой суд в Карасубазаре, который функционировал до 1870 г. (Тер-Саркисянц, 1998, с.277-278).

Другая этноконфессиональная субэтническая группа - армяне-греки (т. е. православные халкидониты, или цаты) - в этнографическом отношении относится к числу практически неисследованых, в то же время в исторической литературе они упоминаются нередко. Основные сведения, имевшиеся в трудах армянских историков средневековья, таких как Ухтанес (X в.), Степанос Таронаци (по прозвищу Асохик, Асолик, что значит Повествователь) (XI в.), Мхитар Айриванский (XIII в.), Мхитар Апаранский (XV в.) и др., касались вопросов генезиса данной группы и ее социально-политической роли в армяно-византийском обществе в Х-ХШ вв. Мхитар Апаранский называл армян-цатов армянами по языку, письму и происхождению, но греками по вероисповеданию "и по всем законам и во всем покопным грекам". Он называет их "цайтами", что по позднейшему толкованию армян-мхитаристов, означает "недостаточные, половинчатые" (Цит. по: Арутюнова-Фиданян, 1980, с.58). Немалый вклад в историю изучения армян внес И.О. Эмин. В его статье "О Цадах" подробно рассматривается проблема происхождения этой субэтнической конфессиональной группы армян и дается этимология слова "цад": "т'цад -прилагательное, встречается в X в. в армянских Четьи-Минеях, в житии св. Григория Нарекского." (Эмин, 1896, с. 137). В начале XX в. вопрос об армянах-цатах рассматривали такие видные ученые, как Н.Я. Марр (Марр,1905) и Н.Г.Адонц (Адонц, 1908, 1911). В своей работе "Аркаун, монгольское название христиан" Н.Я. Марр, в связи с вопросом об армянах-халкидонитах, обратил внимание специалистов на "высокий культурно-исторический интерес изучения армянского халкидонитства" (Марр, 1905, с.67). Н.Г. Адонц в статье "О происхождении армян-цатов" склоняется к мысли, что в источниках, касающихся проблем этой группы армян, часто возникает путаница. По его словам, "цат - термин этнический", если применяется к "народу, который упоминается у арабских писателей под названием зотт или зутт", которые являются одним из цыганских племен (Адонц, 1911, с. 244). Помимо этих цатов, "в Армении существовала также армянская халкидонитская община в составе имперской церкви, в пору конфессиональных распрей и смут .цаты отпали от своей веры и примкнули к армянам - халкидонитам и ромеям" (Адонц, 1911,0.246).

Освещая в своей работе проблему социального состава господствующего класса в Византии, А.П. Каждан упоминает о статусе армян-монофиситов в византийском обществе, и в частности говорит, что "их причисляли к еретикам и официальная церковь воспрещала православным общаться с армянами, а тем более вступать с ними в брак" (Каждан, 1974, с. 140). В своих работах В. А. Арутюнова-Фиданян, критикуя некоторые исследования, проводившиеся ранее, пришла к заключению, что "с XII в. в Византии идет эллинизация оторванных от родной почвы армянских аристократов.они вливаются в ряды византийской интеллектуальной элиты, занимают посты в гражданской администрации и церковной иерархии империи, а часть превращается в провинциальных земельных собственников" (Арутюнова-Фиданян, 1998, с. 181). Автор, наряду с собственным аналитическим материалом проводит комплексный обзор источниковой базы по истории армян-халкидонитов. На территории Грузии в Цалкинском районе известно сАл. Керяк, в котором, по сообщению литературных источников, проживали так называемые армяне-греки (т.е. православные армяне) (Эриксон, 1898; Хаханов, 1907). Они и до сих пор там живут, о чем достаточно подробно сообщается в изданной "Энциклопедии советских греков" (Манелов, Вардиков, 1994, с. И 7-118), а также в коллективном труде "Славные греки Грузии", написанном историками и любителями изучения истории своего народа (Читлов, Читлов, Гуриели и др., 1995,0.438-441; Манелов, Вардиков, 1994, с. 117-118).

Сравнительно много историко-этнографических исследований посвящено периферийной группе новонахичеванских, или донских, армян. В 1903 г. в этнографическом журнале "Азгагракан Иандес" была опубликована работа Е. Шахазиза "Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Исторический обзор" (на арм. яз.), в которой наряду с историческими данными представлен обширный этнографический материал по разным сторонам бытовой культуры этой группы. Истории новонахичеванской армянской колонии посвящен двухтомный труд на армянском языке В. Б. Бархударяна (Бархударян, 1967, 1985). Отдельные сведения историко-этнографического характера имеются также в работах Х.А. Поркшеяна "Армянский фольклор Нор Нахичевана" (Поркшеян, 1971 (на арм.яз.)), О.Х. Халпахчьяна "Архитектура Нахичевани- на - Дону" (Халпахчьян, 1988), Ж.А. Ананяна и В. А. Хачатуряна "Армянские общины России" (Ананян, Хачатурян, 1993). В 1990 и 1996 гг. был собран достаточно большой полевой материал среди донских армян А. Е. Тер-Саркисянц, на основе которого ею были опубликованы работы: "Донские армяне: этнокультурная характеристика" (1991), "Этнокультурный облик армян Северного Кавказа: история и современность" (1995), "Донские армяне": тенденции этнокультурного развития" (2000-а), "Основные тенденции развития современной семьи и семейных обрядов у донских армян (по материалам полевых исследований 1990-X годов" (2000-6). Эта группа достаточно подробно описана ею также в монографии "Армяне. История и этнокультурные традиции" (Тер-Саркисянц, 1998, с.310-344), где автор дает ее историко-этнографическую характеристику. Причинами переселения крымских армян на Северный Кавказ были конкретные государственные интересы Российской империи, а именно "ослабление Крымского ханства (в 1783 г. его земли были включены в состав Российской империи) и заселение южнороссийских степей людьми, имеющими большой опыт в земледелии, торговле и ремеслах" (Тер-Саркисянц, 1998, с.310)- В монографии используются материалы Е. Шахазиза "Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Исторический обзор" (Шахазиз, 1903, русский перевод), а также использованы данные полевых исследований автора, включая анкетный опрос 160 человек. Статья С.С. Михайлова "Армяне и удины на Дону" кратко знакомит читателя с историей и этнографией донских армян (Михайлов, 1996). Относительно языковой ситуации среди новонахичеванских армян определенный интерес представляет статья А.Н. Гаркавец "Конвергенция армяно-кыпчакского языка к славянским" (Гаркавец, 1979).

Первое упоминание о субэтнической группе амгиенских армян содержится в труде армянского историка VIII в. Гевонда (не позднее 790 г. н.э.) "История халифов" (Гевонд, 1862). Ценные сведения содержат и записки упомянутого выше Рюи Гонзалеса де Клавихо (Рюи Гонзалес де Клавихо, 1881). Специальный научный интерес к данной группе отмечается в работах П.П. Короленко (Короленко, 1902), В.М. Сысоева (Сысоев, 1901) и др. Новый интерес к амшенцам пробуждается в 1960 - 1980 гг. Публикуются статьи А. Овакимяна и М. Торлакяна, в которых дан анализ источниковой базы по истории'Амшена, а также приведены материалы по традиционной культуре армян Понта. Среди проживавших на территории Абхазии и Краснодарского края амшенских армян свои исследования проводили Н.Г. Волкова (Волкова, 1966, 1983), А.Е. Тер-Саркисянц (Тер-Саркисянц, 1984, 1995, 1998). По амшенцам опубликована также монография И. В. Кузнецова - "Одежда армян Понта" (Кузнецов; 1995 -б). Материалы, посвященные этой теме, помещены в сборнике "Армяне Северного Кавказа", среди них статьи упомянутого выше И.В. Кузнецова - "PONTICA CAUCASICA ETHNICA" (Кузнецов, 1995 -а), В. 3. Акопяна - "Национальные районы и их официальный язык" (Акопян, 1995), Н.В. Атабекян, К.Э. Григорьян, Л.М. Дрейера - "Армяне села Гайкадзор (этнографические заметки), В.Н. Анисимовой, A.A. Киселева, А.П. Попова - "Армяне села Сукко (этнографические заметки)" и др.

Практически не освещена в историографии такая субэтническая группа армян, как эдессийцы. Одно из первых упоминаний об этой группе встречается в газете "Ставропольские губернские ведомости" (СГВ) в статьях М. Крюкова "Путевые заметки" (Крюков, 1852, с. 568-571), неизвестного автора "Новый год в Ставропольской губернии" (СГВ, 1855, № 1-2), в "Военно-статистическом описании Терской области" составленном Т.Н. Казбеком (Казбек, 1888, с.ПО

111). За всю их историю проживания на территории Северного Кавказа учеными не было проведено ни одного комплексного этнографического исследования, кроме изданного на благотворительные средства сборника очерков по истории сел. Эдессии - "Едессия. Страницы истории", подготовленного группой историков (Акопян, Наатакян, Суменко и др., 1993) и упоминания в статье A.B. Авксентьева "О некоторых этнических группах Ставрополья (армяне, греки, немцы, ногайцы, туркмены)» (Авксентьев, 1994, с. 8-10).

Вопрос об этнической принадлежности хемшшов вызывает у исследователей до сих пор разные предположения. В литературе уникальной традиционной культуре этой группы посвящены работы таких исследователей и путещественников, как упоминавшийся уже не раз Рюи Гонзалес де Клавихо "Дневник путешествий ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406" (Рюи Гонзалес де Клавихо, 1881), Г.Н. Казбек "Три месяца в Турецкой Грузии" (Казбек, 1876), Э. Лиозен "Берег Русского Лазистана" (Лиозен, 1905-1906). В современной историографии материалы по этнографии хемшилов в той или иной степени имеются в работах В.А. Гордлевского - "Османская свадьба" (Гордлевский, 1962), Б. Торлакяна - "Этнография амшенских армян" (Торлакян, 1991.), В.М. Шамиладзе - "Хозяйственные, культурные и социально-экономические проблемы скотоводства Грузии" (Шамиладзе, 1979), В.П. Курылева - "Некоторые малые этнические группы Южного Казахстана (греки, курды, турки, хемшилы)» (Курылев, 1988-1989, 1992), И.В. Кузнецова - "Одежда армян Понта. Семиотика материальной культуры" (Кузнецов, 1995) и "Турки-хемшилы или исламизированные армяне?" (Кузнецов, 2000). В монографии В.М. Шамиладзе упоминается группа эли-хемшилов или, как их еще называли, курдо-хемшилов, ведущих полукочевой образ жизни и занимающихся совместно с курдами отгонным скотоводством в предгорьях Кавказского хребта. По его словам, они "кочевали в Нижней Картли, Кахетии и отдельных частях Юго-Западной Грузии, потом они перешли к полукочевому образу жизни" (Шамиладзе, 1979, с. 192). Автор описывает внутреннюю социальную жизнь общины и основные территории их миграций в начале XX в. И.В. Кузнецов в монографической работе "Одежда армян Понта. Семиотика материальной культуры", посвященной проблемам семиотики традиционной культуры амшенских армян, делает предположение о генетической связи между амшенскими армянами и хемшилами, говорящими на близкородственных диалектах западного варианта армянского языка и долгое время проживавших на общей территории в Трапезунде (Турция). В статье "Турки-хемшилы или исламизированные армяне?" он продолжает размышление об этногенезе хемшилов, но, даже приведя данные о некоторых отличиях диалектных форм армянского языка этих двух групп, и подробно исследовав мусульманскую культуру хемшилов, он оставляет вопрос об их происхождении открытым (Кузнецов, 2000, с.226-258).

Сведения по этнографии закавказских цыган-боша содержатся в трудах таких исследователей XIX- XX вв, как И.И. Шопен "Статистическое описание Армянской области" (Шопен, 1841), Паспати "О материалах для изучения цыган" (Паспати, 1870), К.П. Патканов "Цыгане. Несколько слов о наречиях закавказских цыган: боша и Карачи" (Патканов, 1887), В.П. Папазьян "Армянские боша" (Папазьян, 1901), Г. Ванциан "Армянские цыгане" (Ванциан, 1901), Н. Адонц "О происхождении армян-цатов" (Адонц, 1911), Н.Я. Марр "Племенной состав населения Кавказа" (Марр, 1920). Так, например, со ссылкой на свидетельства и записки исследователей и путешественников О.Н. Саргисьяна, Паспати, М.И. Кунавина, письма учителя Иокимова к Е. Г. Вейденбауму, описывавшие традиционную культуру этого народа, К.П. Патканов, который сам по этническому происхождению был боша, приводит многочисленные примеры из их жизни, говорит об их расселении и говорах. Немалую лепту в изучение этнографии боша внесли Г. Ванциан и В.П. Папазьян. В работе Г.Ванциана представлены пространные размышления в несколько романтическом стиле о культуре и менталитете закавказских цыган, но при этом автор не упускал из внимания интересные сведения об их кочевом образе жизни, занятиях и традициях. Паспати, В.П. Папазьян и К.П. Патканов, исследовав язык боша, составили небольшой бошский словарь общеупотребимых слов. Сведения И.И. Шопена представлены статистическими материалами по численности и расселению цыган-боша в Закавказье (Шопен, 1841). В 1980 г. Н.И. Кирей и О.А Сердюк опубликовали статью "Изучение цыган европейской части России и Кавказа в дореволюционной отечественной этнографии" (Кирей, Сердюк, 1989), в 1999 г. в сборнике, составленном по материалам международной конференции "Армения-Иран-Роесия", проходившей в Ереване, вышла статья В. Восканяна "Индо-иранские этнические группы в Армении: армянские цыгане (боша)" (Восканян, 1999). В 2000 г. в Воронеже была издана монография Н. Деметер, Н. Бессонова, В. Кутенкова "История цыган. Новый взгляд", где имеется небольшой раздел о цыганах боша (Деметр, Бессонов, Кутенков, 2000). Исследовательская работа среди национальных меньшинств (в том числе армянских цыган) была проведена Центром этнокультурологических исследований «Востан» и Институтом археологии и этнографии HAH Республики Армения, в результате которой был выпущен сборник «Национальные меньшинства Республики Армения сегодня» (Ереван, 2000).

Менее всего на сегодняшний день изучена локальная группа тумбулъцев (армян-дервишей) (дервиш - от перс. - бедняк, бродяга). Судя по непроверенной информации в форме устного сообщения И.В. Кузнецова, жители сел. Тумбул в последнее десятилетие стали считать себя иранцами, что может быть вполне правомерно объяснено их происхождением из иранского города Салмаста. Этой самобытной группе посвящена статья инспектора Нахичеванского городского училища К.Н. Никитина, опубликованная в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа" (Никитин, 1882, с. 109-142). Сведения о дервишах встречаются также в работе Н. Ханыкова "Записки по этнографии Персии" (Ханыков, 1977). Некоторая инфгрмация о похожей на дервишей группе кашиков упоминается в дневнике Рюи Гонзалеса де Клавихо. Местом их поселения названо сел. Делузаркент, что в переводе означало "селение сумасшедших", а жителей его называли "кашики" (Рюи Гонзалес де Клавихо, 1881,0.151-152).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ Данная работа представляет собой первую попытку комплексного исследования целого ряда субэтнических групп армян и групп, близких по ряду своих этнических признаков к армянам. Автор впервые освещает некоторые стороны современной этнографии таких групп, как зоки, франги, цыгане-армяне (боша), ираноязычные армяне, хемшилы, а также затрагивает вопросы происхождения эдессийцев, пытается осветить страницы этнической истории таких малоизученных групп, как тумбулъцы и армяне-греки. Данное исследование построено на принципах конструктивистского подхода, с помощью которого делается попытка классификации форм этнической идентичности, в том числе и у наиболее сложных по определению групп: ириноязычных армян и хемшшов. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНА ЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Содержащиеся в диссертации факты и выводы могут быть использованы при чтении курса "Этнология народов Кавказа", подготовке зАебников, разного рода справочных изданий по странам и народам и т.д. Используемая в работе классификация этнических групп может применяться в различных вариантах подобного типа исследовательской работы.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Работа состоит из ВВЕДЕНИЯ, четырех глав, ЗАКЛЮЧЕНИЯ и списка использованной литературы. АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Субэтнические группы армян"

Заключение

В результате проведенного исследования можно выделить одиннадцать групп армян, которые представлены этнолингвистическими, этноконфессиональными и периферийными субэтническими группами, а также группами, близкими к армянам.

В ходе истории формирования этих групп определяющее значение имели различного рода процессы, в частности, инкультурации и ассимиляции, миграционные движения, происходивщие явления культурной интерференции (на лингвистическом уровне), социальной интеграции, изменения традиционных норм брачных отношений (экзогамия, эндогамия) и т. д. Все эти процессы повлияли и продолжают воздействовать на этническую идентификацию вышеобозначенных групп.

Этничность является, прежде всего, аспектом взаимодействия интегративных моментов. В результате анализа этнокультурных контактов данных групп можно выделить некоторую схему двухсторонних контактов, в которых одна из сторон - это культура с более сложной организацией знаковых структур (как, например, армянская культура), а другая - это воспринимающая сторона, находящаяся в пограничном состоянии тяготения к некоторым культурным полюсам. В подобных случаях среди таких пограничных групп происходит процесс прерывания полного соответствия с прежней этнической традицией и зарождения новой идентичности (например: хемшилы, ираноязычные армяне, цыгане-армяне). Таким образом, устойчивость или изменчивость тех или иных явлений в традиционной культуре зависят от того, насколько прочно они связаны с некоторой моделью культуры.

Необходимо отметить также то, что, выражаясь языком Ю.М.Лотмана, называется "особым механизмом культуры". Этот механизм работает в момент катаклизма и прерывания контактов с культурным ядром, в таком случае он перераспределяет структуру памяти и производит отбор из культуры определенных ее текстов (Лотман, 1992, с. 17). Вышеприведенный фактический материал подтверждает этот постулат: нарушение одного звена некоторой структуры (самосознание - вера - язык) влечет за собой изменение идентичности и традиционного поведения этнической группы в целом.

Так же как и язык, армяно-григорианская вера является объединяющим фактором. Конфессиональная принадлежность выделяется среди других категорий ценностей культуры и чаще играет роль определяющего фактора для групп, близких к армянам, а также для этноконфессиональных и периферийных диалектных групп армян.

В системе армянской культуры субэтнические группы неодинаково соотносятся с ее основными категориями. Это свойственно культурам неполной парадигмы. Поэтому в данном случае только этническое самосознание может являться определяющим маркером этничности.

По материалам исследования составлена таблица, в которой графа "самосознание" содержит варианты экзоэтнонимов или устойчивых этностереотипов, стигматизирующих данную группу. Разнообразие процессов, происходящих в условных рамках некоторой системы, в данном случае армянской культуры, представлено на примере наиболее изученных субэтнических групп (табл.1). В таблице отмечены практически все исследованные субэтнические группы армян и группы, близкие к армянам, за исключением только таких малоизученных групп, как цаты и тумбульцы. Это бьшо результатом отсутствия этнографической информации, которая характеризовала бы их по основным пунктам, приведенным в данной в таблице.

 

Список научной литературыГригорьян, Каринэ Эрнестовна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Anderson В. Imagined Communities. Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. London, 1983

2. Cohen A. Two dimensional Man. L., 1974

3. Eidheim H. Aspects of the Lappish Minority Situation. Oslo, 1971

4. Авксентьев A.В. О некоторых этнических группах Ставрополья (армяне, греки, немцы, ногайцы, туркмены) // У этнической карты Ставрополья. Вып. 1. Ставрополь, 1994, с.7 11

5. Адонц Н. О происхождении армян-цатов // ЖМНП. 1911, ч.32. С.238-249

6. Айвазян А. Памятники армянской архитектуры Нахичеванской АССР. Ереван, 1981.

7. Ананян Ж., Хачатурян В. Армянские общины России. Ер., 1993

8. Анисимов И.М. Кавказские евреи-горцы // СМЭИДЭМ.1886

9. Анисимова В.Н., Киселев A.A., Попов А.П. Армяне села Сукко (этнографические заметки) // Армяне Северного Кавказа. Studia Pontocaucasica, вып. 2. Краснодар, 1995, с. 108-129.

10. Анчабадзе Ю. Д. Волкова И. Г. Старый Тбилиси. Город и горожане в XIX в. М. 1990.

11. Аракел Даврижеци, Книга историй. Пер. Л. Ханларян. М.,1973

12. Аракелян Г.С. Некоторые вопросы переселения армян на северо-западный Кавказ и становление черкесогаев // КиВ, вьш.№ 3, 1982, с.29-44.

13. Аракелян Г.С. Черкесогаи (историко-этнографическое исследование) / КиВ, ВЫП.4, 1984, с.28-129.

14. Армянская Советская Энциклопедия. Ереван, 1980 (на арм.яз.).

15. Армянский вопрос. Энциклопедия. Ереван, 1991, с.315 316

16. Арутюнова-Фиданян В.А. Армяне-халкидониты на восточных границах Византийской империи. Ереван, 1980

17. Арутюнова-Фиданян В.А. Православные армяне в контексте борьбы за унию церквей на Христианском Востоке //Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции. М., 1996

18. Арутюнова-Фиданян В.А. Этноконфессиональное сознание армяно-византийской знати в XI-XII вв. // Элита и этнос. М., 1998. с. 178-188.

19. Арутюнова-Фиданян В.А. Византийские идеологемы в армянской историографии X XI в. // Сравнительное изучение цивилизаций мира (междисциплинарный подход). М., 2000, с.217-230.

20. Атабекян Н.В., Григорьян К.Э., Дрейер Л.М., Колесов В.И., Кузнецов И.В., Попов А.П, Армяне села Гайкадзор (этнографические заметки) // Армяне Северного Кавказа. Studia Pontocaucasica, вып. 2. Краснодар, 1995, с. 170-176

21. Бакрадзе Д, Заметка о Батумской области // ИКОИРГО, T,VI, №11, 1880.

22. Барт Р. Мифологии. М,,1996

23. Бархударян В, Б, История Норнахичеванской армянской колонии. Т. 1 (17791861). Ереван, 1967; Т.2 (1861-19i7). Ереван, 1985 (обанаарм. яз.)

24. Бромлей Ю.В, Очерки теории этноса. М., 1983

25. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987

26. Вайнрайх У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования. БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ. Благовещенск, 2000

27. Ванциан Г. Армянские цыгане // СМОМПК, т.29,отд.11. 1901

28. Вардумян Д.С. Характеристика основных этнографических районов Армении в XIX в. VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Доклады советской делегации. М., 1964

29. Вартанян С. Армяне-мусульмане // Россия Армения - Иран. Диалог цивилизаций. Материалы международной научной конференции. Ереван, 1999, с. 29-31

30. Вешапели Г. Турецкая Грузия, Лазистан, Трапезунд и Чорохский край/ Труды Грузинского общества науки, искусства и литературы, вып.№2. М., 1916

31. Вейденбаум Е.Г. Священные рощи и деревья у кавказских народов// ИКОИРГО, т.У, №3. 1878

32. Викторин В. М. Три религии в фарсиязычной (татоязычной) общности России // Тезисы Международной научно-практической конференции «Россия, Восток и Запад: традиции, взаимодействие, новации». Владимир, 1997, с.77-79

33. Виннер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // ЭО, №4, 1998, с.3-26.

34. Виноградов В.Б., Ктиторов СИ. Заметки об изучении актуальных вопросов истории черкесогаев и дореволюционного Армавира // Армяне Северного Кавказа. 81ис11а РоЩосаиса81са, вып. 2. Краснодар, 1995, с. 129-138.

35. Вишенский И, Сочинения. Подготовка текста, статья и комментарии И.П. Еремина. Л., 1955.

36. Волкова Н.Г. Армяне Абхазии (Вопросы этнокультурных контактов) // ПИИЭ АН СССР, 1979. 1982

37. Волкова Н.Г, О расселении армян на Северо-Западном Кавказе до нач. XX в. //ИФЖ,№3, 1966

38. Волкова Н,Г. Понтийские греки // Бюллетень, Краснодар, 2000.

39. Волкова Н.Г. Этнические процессы в Грузинской ССР// Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978

40. Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX XX вв: традиции и инновации. М., 1982

41. Восканян В. Индо-иранские этнические группы в Армении: армянские цыгане (боша)// Россия Армения - Иран. Диалог цивилизаций. Материалы международной научной конференции. Ереван, 1999, с.37-43.

42. Гаркавец А.Н. Конвергенция армяно-кыпчакского языка к славянским. Киев, 1979

43. Геллнер Э. Нации и национализм. Пер. с англ. М.,1991

44. Геллнер Э. От родства к этничности // Цивилизация, вып. 4. М., 1997

45. Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования всех 3-ех царств естества. СП б., ч.З., 1785

46. Гордлевский В.А.Османская свадьба. Избр.соч. в 4-х томах. Т.Ш. .М., 1962.

47. Григорьян В. Насильственная ассимиляция мусульманских национальных меньшинств в Азербайджане. Ер., 1992

48. Грюнберг А. Л. Язык североазербайджанских татов. Л., 1963

49. Гулиев Г.А. Таты. // Народы Кавказа. Т.2, М.,1962.

50. Гуман Карл. Об этнологии Малой Азии // ИКОИРГО, т. VI, № 3, 1880

51. Девицкий В.И. Каникулярные поездки по Эриванской губернии и Карсской области //СМОМПК, № 21, отд. I, гл. VII. 1896, с. 167-171.

52. Деметер Н., Бессонов П., Кутенков В. История цыган. Новый взгляд. Воронеж, 2000, с. 110-117.

53. Державин Н.С. Из жизни артвинских армян// СМОМПК, вьш.Зб, отд.П. 1906

54. Дорн Б. Отчет об ученом путешествии по Кавказу и южному берегу Каспийского моря. СПб., 1861

55. Еврейская энциклопедия. СПб., 1894

56. Едессия. Страницы истории. М., 1993

57. Жуковский В.А. Материалы для изучения персидских наречий. СП б., 1888

58. Ибрагимов Б.И. Средневековый город Киран. Баку М., 2000.

59. Иванов В. Город Ахалцих Тифлисской губернии // СМОМПК. Вып. №7, отд.Г 1886, с. 167-217.

60. Иванов И. Армавир //К., № 45. 1850

61. Иванов И. Армавир// СГВ, №14. 1853

62. Иванов И. Армавир// СГВ, №17. 1855

63. Кавказский календарь на 1893 г. Тифлис, 1892

64. Кавказцы 1750-1820. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским. М., 1823

65. Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М., 1974

66. Казбек Т.Н. Три месяца в Турецкой Грузии // ИКОИРГО, вып. 1, кн. X. 1876 -а, с.99-125.

67. Казбек Г.Н. Этнографический очерк Терской области //Военно-статистическое описание Терской области, ч. I II, гл.У. Тифлис, 1888-6, с. 110 - 111

68. Каракашлы К.Т. Об айрумах. Баку, 1929

69. Карапетян М.М. Динамика расселения туркоязычных кочевых племен в Восточном Армянском нагорье // Взаимосвязь социальных и этнических факторов в современной и традиционной культуре. М., 1983

70. Карапетян Э.Т. Выкуп в свадебных обрядах армян и его социально-исторические корни. Ер., 1950

71. Кирей Н.И., Сердюк O.A. Изучение цыган европейской части России и Кавказа в дореволюционной отечественной этнографии //СЭ., 1989

72. Кобычев В.П. Айрумы.//СЭ, №3. 1966

73. Ковалевский М.М. Заметки о юридическом быте татов. //Труды этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии, этнографии при Московском университете, КН.8. М., 1888

74. Козлов В.И. Субэтнос // Свод этнографических понятий и терминов, вып.6. Этнические и этносоциологические категории. М., 1995

75. Коков Длс.Н. Адыгская (черкесская) топонимика. Нальчик, 1974

76. Короленко П.П. Горские поселенцы в Черномории // ИОЛИКО, вып. №3. 1902

77. Крюков М. Путевые заметки//СГВ, №39.1852. с.568-571

78. Ктиторов С.Н. История Армавира в контексте социально-экономического и культурного развития степного Предкавказья в XIX нач. XX в. Автореферат канд. дисс. Краснодар, 2000

79. Кузеев Р.Г. Этнографические и этнические группы (гетерогенность этноса)// Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана, ч. 1. М.,1992

80. Кузнецов И.В. PONTICA CAUCASICA ЕТШ 1СА//Армяне Северного Кавказа. Studia Pontocaucasica, вып. 2. Краснодар, 1995-а, с.46-57.

81. Кузнецов И.В. Одежда армян Понта. Семиотика материальной культуры. М.,1995-б.

82. Кузнецов И.В. Турки-хемшилы или исламизированные армяне? // Диаспоры. № 1-2. М., 2000. с. 226-259.

83. Курдов К.М. Таты Шемахинского уезда. Бакинской губернии // РАЖ. №1,2. 1913

84. Курылев В.П. Некоторые малые этнические группы Южного Казахстана (грузины, турки, хемшилы). МНИ, 1988-1989, 1992.

85. Лескинен М.В. Образ инока в творчестве Ивана Вишенского // Автопортрет славянина. М., 1999, с.77 84.

86. Лиозен Э. Берег Русского Лазистана // ИКОИРГО, T.XVIII, № 3. 1905-1906, с. 146-170.

87. Лисициан С. Д. Крестьянское жилище Высокой Армении// ИКИАИ, T.IV. 1926

88. Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЭС. Вып. №1. 1955

89. Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X-XI вв. М., 1977

90. Лотман Ю.М. О семиосфере // Сборник статей. Т.1. Таллинн, 1992, с.11 24.

91. Люшкевич Ф.Д. Термин "тат" как этноним в Средней Азии, Иране и Закавказье //Этническая история народов Азии. М., 1972, с.25-32.

92. Манандян Я.А. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних врнмен(VB. ДО Н.Э. X V B . Н.Э.). Ереван, 1954.

93. Манелов К., Вардиков В. Керяк (село) // Энциклопедия советских греков. М., 1994, с. 117-118

94. Марр Н.Л. Аркаун, монгольское название христиан // ВВ. Кн. XII. 1905

95. Марр Н.Я. Батум, Ардаган, Каре исторический узел межнациональных отношений Кавказа. СПб., 1922.

96. Марр Н.Я. Племенной состав населения Кавказа.//Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран, №3. СПб., 1920

97. Мататов М.Е. Таты // ВН., №11. 1986

98. Мачавариани К. Город Артвин Кутаисской губернии. Путевые очерки // СМОМПК. Вып.22. 1897

99. Микаелян Г.Г. История Киликийского Армянского государства. Ер., 1952

100. Микаелян Г.Л. Нор-Баязет// АЭФ. Вып.11. 1980 (на арм.яз.).

101. Миллер A.A. Черкесские постройки // Материалы по этнографии России, т. II, СПб., 1914

102. Миллер Б.В. Материалы для изучения еврейско-татского языка. Введение, тексты и словарь. СП б., 1892

103. Миллер Б.В. Татские этюды. Опыт грамматики татского языка. М., 1907. ПО. Миллер Б.В. Таты, их расселение и говоры // Известия обществаобследования и изучения Азербайджана. Вып. VII., №8. Баку, 1929, с.39

104. Миллер В.Ф. Армяно-татские тексты// СМОМПК, №20. 1894, с.28-32.112. ' Миллер В.Ф. Татские этюды,-ч.1 // Труды по востоковедению. Bbin.XXIV. М., 1905, с.2-27.

105. ИЗ. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв. М., 1963 г.

106. Михайлов С.С. Армяне и удины на Дону // Русская культура вне границ. Информативно-аналитический сборник. Вып. 5. М.,1996, с.44-45.

107. Мурадян Т.Д. Попытка к картографированию // Армянский диалектологический атлас. Ер., 1985

108. Национальные меньшинства Республики Армения сегодня. 1.1 Под.ред. Ю. Мкртумяна. Ереван, 2000 (на арм.яз.)

109. Никитин К.Н. Город Нахичеван и Нахичеванский уезд // СМОМПК. Вып. №2. 1882,0.109-142. п

110. Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М., 1960

111. Папазьян В.П. Армянские боша: цыганский этнографический очерк // Э0,№2, КН.49, 1901, C.111-123.

112. Паспати. О материалах для изучения цыган.// ИИРГО, T.XVII, 1870.

113. Патканов К. П. Исследования о диалектах армянского языка. Филологический опыт. СПб., 1869.

114. Патканов К.П. Цыгане. Несколько слов о наречиях закавказских цыган: боша и Карачи. СПб., 1887.

115. Погосян Л.А. Армянская колония Армавира. Ер., 1981

116. Поркшеян Х.А. Переселение из Крыма. Армяне и черкесы на Дону // Ученые записки Каб.-Балк. НИИ. T.XV. Нальчик, 1959

117. Поркшеян Х.А. Происхождение черкесогаев и основание Армавира // ВОН, №5. 1971,0.66-75.

118. Пропп В.Я. Морфология / Исторические корни ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ. М., 1998

119. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). М., 2000

120. Пучков П.И. Этноконфессиональная общность // Народы и религии мира. Под. ред. В.А. Тишкова. М., 1999, с.901

121. Риттер К. Иран / Под.ред. Н.В. Ханыкова. Л.,1974.

122. Ростомов И.П. Ахалкалакский уезд в археологическом отношении//СМОМПК. Вып. №2. 1898,с. 134-136.

123. Рюи Гонзалес де Клавихо. Дневник путешествий ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406.-СПб.,1881.

124. Саркисян С. Агулийский диалект язык зоков. 4.2. М.,1983133. СГВ,№ 1-2, 1855,0.98-105

125. Семенов И. Кавказские таты и горские евреи. Казань, 1992

126. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1997

127. Смирнова Я. С. О некоторых религиозных пережитках у причерноморских адыгейцев // СЭ, №6. 1963

128. Смирнова Я. С, Тер-Саркисянц А.Е. Семья и семейный быт: формирование, тип и структура, ч.1. М., 1995

129. Сталь К.Т. Этнографический очерк черкесского народа. КС, T.XXI. 1900.

130. Сысоев В.М. По горам Кубанской области. IV. Среди армян и греков.//Кубанские областные ведомости. №28. Екатеринодар, 1901.

131. Таты//БСЭ.Т.53. 1946. С.669

132. Таты // Народы и религии мира. М., 1999, с. 522

133. Тер-Саркисянц А.Е. Современный быт армян Абхазии // КЭС.Вып.УШ. 1984

134. Тер-Саркисянц А.Е. Донские армяне: этнокультурная характеристика // СЭ, №3. 1991

135. Тер-Саркисянц А.Е. Этнокультурный облик армян Северного Кавказа: история и современность//Армяне Северного Кавказа. Studia Pontocaucasica. Вып. 2. Краснодар, 1995,0.4-32

136. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. М., 1998.

137. Тер-Саркисянц А.Е. "Донские армяне": тенденции этнокультурного развития // Диаспоры, № 1-2. М.,2000, с.98-119

138. Тер-Саркисянц А.Е. Основные тенденции развития современной семьи и семейных обрядов у донских армян (по материалам полевых исследований 1990-х годов // ИПИ. 2000

139. Тишков В. А. Субэтническая группа // Народы и религии мира. М., 1999, с. 899

140. Топоров В.Н. Лиса //Мифы народов мира, т.П. М.,1994, с.57

141. Торлакян Б.Г. Одежда амшенских армян в конце XIX в.// Армяне Северного Кавказа. Studia Pontocaucasica, вып. 2. Краснодар, 1995, с.4-32

142. Торлакян Б.Г. Этнография амшенских армян // АЭФ, №13, 1991 (на арм.яз.)

143. Халпахчьян О.Х. Архитектура Нахичевани-на-Дону. Ереван, 1988

144. Ханыков Н. Записки по этнографии Персии. М., 1977

145. Харатян Г.С. Этническая история черкесогаев. Л., 1981

146. Хаханов A.C. Цалкинские греки и их современное положение // ЭО Вып.3.1907

147. Хозров И. Остатки христианства между закубанскими племенами, прошедшее и настояш;ее их нравов // К., № 40. 1846

148. Христианство. Словарь. М., 1994

149. ЦГАКК, 249-1 -1286-2,3 об.

150. ЦГАКК, 249-1-749-37-37 об.

151. Читлов Д.С.,Читлов Ф.Д., Гуриели Э.Д., Игнатиаду Р.Д. Славные греки Грузии. Тб., 1995

152. Шамиладзе В.М. Хозяйственные, культурные и социально-экономические проблемы скотоводства Грузии. Тб.,1979

153. Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Исторический обзор АА, кн. 9.1903 (на арм.яз.) (Рукописный перевод на русский язык жителя сел. Чалтырь Ш.М. Шагиняна).

154. Шопен И.И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской Империи. СПб. Д 852.

155. Шопен И.И. Статистическое описание Армянской области. СПб., 1841165. 1Дербина Ф.А. История Армавира и черкесогаев. Екатеринодар, 1916

156. Эмин И.О. О Цадах // Исследования и статьи Н.О. Эмина по армянской мифологии, археологии, истории и истории литературы (за 1858 1884 гг.). М., 1896, C.137- 138

157. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

158. Эриксон Э.В. Об условиях быта и санитарного состояния цалкинских поселений //МСКМО, вып. 61. 1898

159. Этнологическая классификация кавказских народов (из рукописного труда Л.П. Загурского). Приложение к Кавказскому календарю на 1888 Г.Тифлис, 1887