автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Армянские субобщности на Северном Кавказе: факторы социокультурной адаптации

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Хастян, Анжела Амбарцумовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Армянские субобщности на Северном Кавказе: факторы социокультурной адаптации'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Хастян, Анжела Амбарцумовна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы анализа этнических субобщностей.

II. Понятие этнической субобщности.

1.2. Этнодифференцирующая функция диаспоры как региональной субобщности.

1.3. Становление диаспоры региональной субобщностью: принципы и типы интеграции.

Глава 2. Армянские субобщности на Северном Кавказе: процессы социальной адаптации.

2.1. Культурная дифференциация и интеграция армянской диаспоры Ставропольского края.

2.2. Ассимиляционная тенденция в функционировании армянской субобщности Краснодарского края.

2.3. Донские армяне: специфика интеграционного процесса.

2.4. Социокультурная адаптация армян-мигрантов: опыт социологического исследования.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Хастян, Анжела Амбарцумовна

Актуальность темы исследования. Северный Кавказ на протяжении последних столетий является территорией активной миграции населения Армении. Здесь сложились устойчивые места поселения армян: амшенских, донских, ставропольских, черкесогаев и др. В 90-е годы, в связи с активными миграционными процессами, армянская часть населения Северного Кавказа значительным образом расширилась. Если армянские общины, сложившиеся на протяжении последних столетий, уже адаптировались к населению региона и внесли свой вклад в его культурное формирование и межэтническое взаимодействие, то новая миграционная волна армян несет с собой иные формы организации жизни, что не может не сказаться на социально-экономической стабильности в регионе.

Армянский миграционный поток 90-х годов затронул в наибольшей степени русский субрегион Северного Кавказа - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область, что объясняется в первую очередь напряженностью социально-политической обстановки в республиках региона, оттоком из них русского и русскоязычного (в том числе и армянского) населения. Большой наплыв армянских мигрантов в 90-х годах вызвал стремление государственных органов власти в различных субъектах административными мерами ограничить данный миграционный поток. Однако практика такого регулирования этого процесса в Краснодарском и Ставропольском краях показывает слабую эффективность данных усилий.

Вместе с тем исторический опыт развития и функционирования армянских субэтнических групп в различных районах Северного Кавказа показывает высокий уровень их адаптивности к новым социальным и природным условиям. Поэтому необходим всесторонний анализ процессов межэтнической адаптации и механизма интеграции армянских з субэтнических групп, укоренившихся здесь в историческом прошлом и составивших часть общего социокультурного пространства региона. Вместе с тем идеологическая зашоренность, свойственная отечественной науке (в том числе и этнографии), не позволяла долгое время при изучении процесса этнической ассимиляции рассматривать условия успешного вхождения этнической группы в полиэтничный регион при сохранении своей культурной самобытности.

Настоящее время, отмеченное поиском новой парадигмы национальной (этнической) внутренней политики, предъявляет новые требования к выбору стратегии управления межэтническими отношениями. Доминантой при этом выступает требование создания правовых и экономических условий для сохранения всего этнического многообразия населения страны при формировании единого культурного и гражданственно-правового пространства современного типа. Такой подход предполагает всесторонний анализ накопленного опыта межэтнического взаимодействия и моделей межэтнической адаптации различных субкультурных групп. Острой практической актуальностью данной проблемы обусловлен ее выбор в качестве предмета теоретического анализа.

Степень разработанности проблемы. В отечественной научной литературе проблемы этнических групп, отделившихся от "материнского этноса" и проживающих в районах нового расселения, как правило, в иноэтничной среде, долгое время не находились в поле внимания теоретического осмысления. Идеологическая установка, в которой декларировались принципы сближения народов и стирание культурных границ, проектировалась, скорее, на поиск все новых элементов сближения, нежели на изучение принципов функционирования этих групп. В настоящее время, когда в России вдруг обнаружилась тенденция к актуализации и усилению этнизации социальной жизни, этническая мозаичность населения страны стала предметом теоретико-методологического, социолого-политологического и правового анализа.

Этнологи и социологи стали рассматривать проблематику этнических групп этого типа, используя понятие "диаспора". В этом ключе написаны работы известных авторов: В.А.Авксентьева, В.А.Тишкова, Ж.Тощенко, А.О.Милитарева, Т.Чаптыковой В них рассматриваются вопросы генезиса диаспор, причин их возникновения, географической локализации, этнокультурных отличий. Специалисты в области экономической географии и демографии рассматривают этот тип этногрупп в ключе экономических проблем, возникающих в регионах их расселения, и поэтому их работы посвящены проблемам миграции и адаптации мигрантов к условиям жизни на новом месте. В этом направлении широко известны работы крупных отечественных специалистов в области демографии - А.Г.Вишневского, Ж.А.Зайончковской и Л.Л.Рыбаковского, а также ученых из Ставрополя -В.С.Белозерова и С.В.Рязанцева

В последнее десятилетие этнические группы, компактно расселенные в иноэтничном окружении вдали от своего материкового этноса, стали также предметом анализа и юристов. Они рассматривают

1 Авксентьев А.В., Авксентьев В. А. Этнические группы и диаспоры Ставрополья. Ставрополь, 1997. Тишков В. Исторический феномен диаспоры // Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления. 2000. № 1 (5), с. 3-17. Милитарев А. О содержании термина "диаспора" (К разработке дефиниции) // Диаспора. 1999. № 12, с. 23-34; Тощенко Ж. Диаспора как объект национальной политики // Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997., с.79-89; Тощенко Ж., Чаптыкова Т. Диаспора как объект социологического исследования//Социс. 1996, №12.

2 Белозеров B.C. Современные миграционные процессы на Ставрополье (этнический аспект )//Вестник СГУ. Вып.6 1996. Его же. Этнодемографические процессы в диаспорах на Северном Кавказе//Этнические проблемы современности. Вып.4. Ставрополь. 1999; Вишневский А.Г. Распад СССР: этническая миграция и проблема диаспор /'/' Общественные науки и современность. 2000. № 3 Зайончковская Ж.А. Проблемы прогнозирования миграции населения/Методология демографического прогноза. М.,1998. Ее же. Миграция населения России: новейшие тенденции/ Проблемы расселения : история и современность. М., 1997; Рыбаковский Л.Л., Тарасова H.B. Внутрироссийская миграция населения: нынешняя ситуация и прогноз// Социологические исследования. 1994. № 1. Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал русского населения в странах нового зарубежья// Социологические исследования. 1996. № 11; Рязанцев С.В. Социально-экономическая адаптация этнических мигрантов // Социально-экономические проблемы современного системного кризиса России. Материалы научной конференции. Ставрополь, 1999, с. 108-114; Его же. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки и современность. 2000. № 5, с. 73-95. правовое обеспечение организации жизни данных групп в понятиях "национального меньшинства". Этот аспект привлекает внимание также и специалистов-этнологов 3.

Механизм функционирования этногрупп на локальном уровне применительно к изучению конкретных этнических общностей получил развитие в работах целого ряда современных отечественных исследователей. Здесь укажем на работу северокавказских исследователей под руководством Г.С.Денисовой "Ногайцы в контексте этнополитических отношений на Северном Кавказе: социальный статус и проблемы воспроизводства культурной самобытности", в которой с разных аспектов (географического, валеологического, межкультурного взаимодействия) рассматриваются факторы, определяющие воспроизводство культурной самобытности этнической группы в инокультурном окружении4.

В последние годы появился ряд работ, в которых поднимается проблема изучения диаспор различных этносов, исторически образовавшихся в том или ином районе Северного Кавказа, в число которых попадают и армянские диаспоры. В этом отношении известными являются работы ставропольских ученых, число которых пополнилось в последние годы монографией пятигорских исследователей Аствацатуровой М.А. и Савельева В.Ю. "Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах"5.

Следует отметить, что именно по проблемам истории и культуры армян, проживающих за пределами Армении, накоплен обширный

3 Андрейченко Л.В. Право национальных меньшинств на культурно-национальную автономию // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998; Соколовский С.В. Понятие "коренной народ" в российской науке, политике и законодательстве // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998; Ханнум X. Пределы государственного сувернитета и мажоритального правления: меньшинства, коренные народы и их право на автономию /7 Расы и народы. Вып. 24. М., 1998; Чешко С.В. Этнические меньшинства и национальная политика Российской Федерации // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998.

4 Ногайцы в контексте этнополитических отношений на Северном Кавказе: социальный статус и проблемы воспроизводства культурной самобытности. Ростов н/Д., 1999.

5 Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Армянская диаспора: пополнение и повышение активности // Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. Ростов-на-Дону-Пятигорск. 2000, с. 74-89. материал. Широкой известностью пользуются исследования армянского вопроса 19-20 веков: выявление исторических причин формирования армянской диаспоры за пределами Армении. Достаточно большое количество этнографических работ посвящено изучению специфики культуры армянских диаспор Юга России.6

В 90-х годах в Ростовской области и Краснодарском крае началось изучение сохранения и воспроизводства культуры армянских поселений.7 Многие монографические исследования, направленные на анализ проблем исторической этнологии, этнографический анализ населения Северного Кавказа, имеют отдельные главы, посвященные армянским субобщностям о в регионе. В этих исследованиях освещается специфика культуры и быта армян Северного Кавказа, а также сравнивается их культура с культурой Армении. Данные работы являются необходимым источником для анализа современного состояния армянской диаспоры в регионе. Однако специфики адаптации армянских диаспор к условиям Юга России в отличие от других этносов, равно как и влияния на этот процесс новых мигрантов из Армении и перспектив их адаптации, - весь этот комплекс проблем пока еще крайне слабо разработан.

Обозначенные теоретико-методологические подходы, направленные на выявление различных аспектов функционирования этногрупп, расселенных в иноэтничном окружении вне территории своего этногенеза, а также накопленный историко-этнографический материал по проблемам армянских диаспор, позволяют зафиксировать проблему более широко: о

6 Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995; Бондарь Н.И. Этнокультурная ситуация на Кубани // Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы. Краснодар, 1991, с. 169182. Двести десть лет в единой семье (1779-1989). Чалтырь, 1989. Едиссия. М., 1993. Мелконян Э.Л. Армянская семья в условиях диаспоры // Советская этнография. 1988. № 6 Минасян М. Армяне Причерноморья. Ереван, 1990; Симонян Р. А. Едесия - Эдиссия. Историко-этнографический очерк (к 200-летию создания села). Эдиссия. 1998.

7Межэтнич. отношения. Опыт социолог, анализа. Р-на-Д.1991; Армяне Северного Кавказа.4.2.Краснодар.

1994., Багдасарян В. Б. История армянской колонии Новая Нахичевань. Ереван., 1996.

8Лурье С. Историческая этнология. СПб., 1998., Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л.: "Наука", 1978., др. выявлении способов и типов адаптации данного вида этногрупп к иноэтничному населению и формировании полиэтничной региональной целостности населения.

Исследование этой проблематики предполагает, помимо опоры на исторический и этнографический материал, использование методов этносоциологических исследований и изучение ее в рамках социологической теории социальных общностей. Но именно этот подход не является разработанным в отечественной науке. На существенное восполнение этого пробела и направлено данное диссертационное исследование.

Объектом исследования в работе выступают армянские этнокультурные общности, расселенные в русском субрегионе Северного Кавказа - в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях.

В качестве предмета исследования выделен процесс адаптации армянских общностей к социально-экономическим и культурным условиям жизни на Юге России.

Теоретико-методологической основой исследования стали принципы системного анализа при изучении функционирования армянских общностей, социологическая теория социальных общностей, основные положения аксиологического анализа. В процессе исследования были использованы такие методы, как конкретно-исторический, сравнительно-исторический, и следующие эмпирические методики сбора социологической материала: метод опроса, интервью, демографической статистики. В теоретическую основу исследования вошли работы ведущих отечественных и зарубежных учёных по теории культуры9, этническим проблемам современности: работы С.В.Лурье, В.А.Тишкова, Ж.Тощенко.

9 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998; Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д., 1979; Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д., 1998; Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996; Культурология XX в. Антология. М.1995; Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

Эмпирической основой исследования являются результаты социологических и социально-психологических исследований, проведённых автором в ряде регионов Северного Кавказа, а также вторичный анализ эмпирических данных иных исследований, проведённых по проблемам межнациональных отношений, в частности, исследование С.Рязанцева (1999-2000), комплексное исследование межэтнических отношений в местах компактного поселения армян в Ростовской области, выполненное под руководством проф.Г.П.Предвечного (1989-1990).

Исследование выполнено при поддержке гранта Российского Гуманитарного Научного Фонда (00-03-96025 за 2001 г.).

Целью диссертационной работы является анализ факторов, определяющих эффективность социокультурной адаптации армянских субэтнических групп на Юге России, и формирование их в качестве региональных этнокультурных субобщностей.

Достижение выдвинутой цели предполагает реализацию следующих исследовательских задач:

1) проанализировать методологические подходы к изучению этнокультурных общностей, локализованных в иноэтничном окружении, и сформировать понятийный аппарат исследования;

2) выявить социальные функции этнокультурных общностей, сохраняющихся в иноэтничном окружении;

3) методом компаративного анализа изучить различные формы процесса социальной интеграции армянских диаспор, локализованных в районах степного Предкавказья (Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области);

4) выявить и проанализировать факторы, определяющие становление диаспор в региональные этнокультурные субобщности;

5) выявить сходства и различия между региональными субобщностями армян Юга России и армянами новой миграционной волны 90-х годов;

6) определить перспективные цели адаптационных стратегий административных органов в работе с армянами-мигрантами.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретической разработке и концептуализации функций армянской диаспоры как этнической субобщности в транзитивном российском обществе с использованием теоретико-методологических средств современной социологии. Прирост полученного в результате проделанной работы нового знания конкретизируется в следующем:

- обоснована необходимость введения понятия "региональная этнокультурная субобщность", в содержании которой доминирующее значение имеют ценности и нормы регионального культурного сообщества;

- выявлены функции региональных этнокультурных субобщностей, к которым можно отнести культурную дифференциацию и культурную интеграцию;

- показаны различные формы процесса адаптации армянских субэтнических групп в разных районах Северного Кавказа -ассимиляционный (причерноморские армяне, черкесогаи), аккомодационный (донские армяне), изоляционистский (эдиссийские армяне на Ставрополье);

- выделены экзогенные и эндогенные факторы, определяющие эффективную модель этнокультурной адаптации, - перехода диаспоры в состояние этнокультурной региональной субобщности;

- показаны культурные и социально-психологические различия региональных субобщностей армян Юга России и групп армян-мигрантов, переселившихся в регион в 90-х годах, создающие психологические барьеры для интеграции мигрантов в сложившиеся локальные армянские субобщности;

- уточнены стратегические цели работы административных и социальных служб с армянами-мигрантами новой волны, которые должны быть нацелены на постепенную трансформацию диаспорного сознания мигрантов в сознание региональной субобщности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Описание современного состояния исторически укоренившихся на Юге России субэтнических групп в рамках социологической теории требует введения нового понятия - региональные этнокультурные субобщности. В отличие от понятий "диаспора" или "субэтнос", используемых этнологами для характеристики "оторвавшихся" или культурно-специфических групп по отношению к материковому этносу, понятие "региональная этнокультурная субобщность" делает акцент на универсальных культурных стандартах и нормах регионального сообщества, которые стали доминантными по отношению к этническим стандартам и нормам, поддерживаемым различными субэтническими общностями, взаимодействующими в конкретном регионе.

2. Основными функциями региональной этнической субобщности являются интеграция и дифференциация, посредством которых осуществляется приписывание представителям субгруппы культурно-определяющих признаков, позволяющих индивидам воспринимать свою этническую принадлежность и консолидироваться на этой основе в субгруппу для поддержания культурной самобытности, с одной стороны, и обеспечения при этом вхождения индивидов в региональное сообщество на базе региональных стандартов и норм - с другой.

3. Равновесный баланс функций культурной дифференциации и интеграции лежит в основе формирования субэтнических групп как региональных этнических субобщностей. На базе этого равновесия развивается процесс аккомодации - взаимного приспособления этнической группы и иноэтничного окружения. Нарушение этого равновесия ведет к культурной изоляции или ассимиляции субэтнической группы. Сравнительный анализ функционирования региональных субэтнических групп армян на Юге России показывает, что по модели аккомодационного процесса развиваются донские армяне (Ростовская область), причерноморские армяне и черкесогаи (Краснодарский край) как субэтнические группы были ассимилированы, эдиссийские армяне (Ставропольский край) функционируют по модели изоляционизма. В условиях городской урбанизированной среды локальные этнические сообщества размываются, сохраняясь в качестве "экономических корпораций", консолидированных по этническому признаку.

4. Формирование локальных этнокультурных групп армян как региональных субобщностей Юга России было определено рядом факторов. К группе эндогенных (внутренних) факторов можно отнести: формирование локальной общности на основе выходцев из одних и тех же мест, что позволяет им на новом месте поддерживать уже сложившиеся культурные характеристики; определенную, достаточно значительную численность группы, позволяющую постепенно сформировать разветвленную полную социально-профессиональную структуру; сохранение этнических святынь, выполняющих функции этнических маркеров и консолидирующих субэтническую группу.

К группе экзогенных факторов можно отнести: возможность сохранения этнопрофессиональных форм деятельности, которые выступают основой для развития тенденции экономической интеграции диаспоры в региональное сообщество по принципу хозяйственной дополнительности; открытость в регионе каналов социальной мобильности (образование, межэтническая брачность и др.) для представителей любой национальности; правовые возможности реализовать специфические культурные потребности (образование на национальном языке, отправление религиозных и этнических обрядов, трансляция культуры на национальном языке).

5. Армянские мигранты волны 90-х годов отличаются от региональных субобщностей армян Юга России этническим самосознанием, языком, а также внутренней сплоченностью, достаточными финансовыми ресурсами и склонностью к рискованным стратегиям экономической деятельности, что вызывает конкуренцию за ресурсы на рынках труда и услуг, способствует развитию коррумпированности чиновников, порождающей перераспределение сфер влияния, монополизацию прибыльных сфер экономической деятельности этническими группами и углубление социального неравенства.

6. Выявленные негативные следствия миграции армян 90-х годов приводят к накоплению социальной напряженности на почве межэтнических отношений и требуют от административных органов разработки адаптационных стратегий. Они должны быть нацелены, во-первых, на трансформирование новых диаспор в региональные субкультурные общности и, во-вторых, на формирование экономической основы для благоприятного климата межэтнических отношений.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в работе выявляются факторы культурной дифференциации и интеграции этнической субобщности, анализ которых важен для компетентной реализации программ государственного строительства, направленной на достижение гомогенной гражданской общности населения страны. Поэтому результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти различного уровня и органами самоуправления для разработки программ культурной адаптации групп этнических мигрантов.

Результаты исследования могут быть использованы также в разработке лекций по курсам "Этносоциология", "Этнопсихология", "Регионоведение", "Этнология" и спецкурсам.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных и внутривузовских научных конференциях в 1997-2001гг. Результаты исследования опубликованы в статьях и брошюрах общим объемом 3 пл. Материалы исследования используются в процессе преподавания общего курса социологии и спецкурсов по этносоциологии в Туапсинском педагогическом колледже и Туапсинском филиале Ростовского государственного педагогического университета.

Структуру диссертации составляют введение, две главы, включающие 7 параграфов, заключение, приложение (включающее 27 статистических таблиц) и список литературы из 163- источника.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Армянские субобщности на Северном Кавказе: факторы социокультурной адаптации"

Заключение

Важной задачей современной политической жизни России является поиск и идеологическое обоснование новой концепции межнациональных (межэтнических) отношений. Очевидность этой проблемы объясняется, с одной стороны, отказом от советской государственной идеологии, одним из основополагающих "столпов" которой был интернационализм, и сохраняющимся этническим многообразием населения страны, переживающей своеобразный "этнический ренессанс", - с другой. Идеология интернационализма включала в себя ряд принципов: доминирования социальных и политических различий над этнокультурными; социального и политического равенства наций (этносов) независимо от их численности и уровня социально-экономического развития; исторической конечности этнокультурных различий, которые стираются по мере выравнивания социально-экономического развития народов.

Поэтому и политика, выстраиваемая на идеологии интернационализма, была направлена на преодоление социально-экономического неравенства народов с целью всемерно способствовать их культурному сближению. Однако даже такая благородная цель содержала в подтексте "ловушку": сближение культур и выравнивание уровня развития экономики народов в истории происходили всегда на базе численно или политически доминирующего народа (этноса). Поэтому политика интернационализма негласно содержала в себе ассимиляторскую направленность. Именно эта составляющая стала явной в период социального потрясения, который переживает в настоящее время Россия. В сфере межэтнических отношений он связан с активизацией этнического самосознания и тенденцией к институционализации этносов.

В связи с этим особенно актуальным выступает поиск оптимальной модели межэтнического взаимодействия, который включает в себя соединение двух тенденций: воспроизводство этнокультурной самобытности народов России и развитие единого общероссийского культурного и гражданского самосознания. Важным направлением этой работы является анализ исторического опыта межэтнического взаимодействия, накопленный в нашей стране. Малоизученным сюжетом в этом плане является проблема адаптации этнических диаспор к культурным сообществам, сложившимся в различных регионах России. Эта проблема наиболее острой стала в 90-х годах, отмеченных высокой плотностью миграционных потоков, направленных в значительной степени на Юг России. Их существенную часть составляла миграция различных этнических групп, расселявшихся компактно. Быстро растущая численность вновь формирующихся диаспор, иной характер культурных норм, принятых в них, активная предпринимательская деятельность, строительство, вызывающее видимое изменение привычной среды обитания, - все это вызывает настороженность коренного населения и напряженность в межэтнических отношениях в различных районах Северного Кавказа.

Анализ этих отношений, предпринимаемый рядом отечественных ученых, показывает необходимость разработки специальной политики, направленной на адаптацию формирующихся новых диаспор. Однако разработка стратегии этой политики требует анализа успешного или неуспешного опыта такой адаптации. При этом следует обратить внимание на то, что разработка такой стратегии, как универсальной - для всех этнических групп и для всех регионов - мало эффективна. Адаптация любой этнической группы, каждая из которой отличается самобытной культурой, к тому или иному региону, также отличающемуся самобытностью, сложившимися историческими и культурными особенностями его формирования, предполагает выбор индивидуального пути. Для того чтобы выявить универсальные формы или этапы адаптации, нужно одну и ту же этническую группу поставить в различные условия адаптации либо, напротив, проследить адаптацию различных, но близких по этнокультурному характеру этнических групп в одной и той же среде адаптации.

В проделанном теоретическом анализе был апробирован второй подход. В качестве предмета сравнительного анализа выступила адаптация армянских диаспор, компактно расселенных в различных районах русского субрегиона Северного Кавказа. Выбор для анализа процесса адаптации армянских диаспор идентичных районов степного Предкавказья и одного и того же периода (все армянские диаспоры здесь формировались примерно в одно и то же время) позволил выявить главный критерий успешной адаптации, различные модели адаптации субэтнических групп армян к русской этнической среде и факторы, определяющие формирование той или иной модели.

Проделанный анализ позволяет утверждать, что об успешности адаптации этнической группы в иноэтничный регион можно говорить в том случае, когда в нем не возникает этнопрофессиональной стратификации и межэтнической напряженности, с одной стороны, и вместе с тем сохраняется этнокультурная идентичность, - с другой стороны. Индикаторами достижения такого состояния могут выступить внешние, объективно проявляющиеся формы межэтнического взаимодействия, и "внутренние" формы - наличие новой идентичности, где в равной степени сплавлены этнокультурная составляющая и новая территория расселения, которая эмоционально данной группой воспринимается как родина. Т.е. успешная адаптация этнической группы в иноэтничный регион предполагает гармонию внешней открытости к взаимодействию с "другим" и поддержания внутренней самобытности.

Сравнение результатов адаптации различных групп армян в русской среде показывает три модели: ассимиляционную, аккомодационную и изоляционистскую. Эти модели отличаются различной представленностью в них внешней открытости и поддержания самобытности. Сдвижка в сторону размывания самобытности и усиления межэтнического взаимодействия дает модель ассимиляции. Напротив, сохранение самобытности до поддержания непроницаемости этнических границ дает другую модель - изоляционизм. Гармония этих двух компонентов -модель аккомодации. Но во всех трех моделях, при формировании специфической региональной и, одновременно, этнокультурной идентичности, можно говорить о перерастании этнической диаспоры в региональную этнокультурную субобщность. В этом типе идентичности региональный компонент выступает доминирующим. Например, мы говорим о донских армянах, или причерноморских армянах, или об эдиссийских армянах, четко обозначая их региональную привязку.

Формирование локальных этнокультурных групп армян как субобщностей на Юге России было определено группой эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов. К эндогенным факторам можно отнести:

- формирование локальной общности на основе выходцев из одних и тех же мест, что позволяет им на новом месте поддерживать уже сложившиеся культурные характеристики;

- определенную, достаточно значительную численность группы, позволяющую постепенно сформировать разветвленную полную социально-профессиональную структуру;

- сохранение этнических святынь, выполняющих функции этнических маркеров и консолидирующих субэтническую группу.

К группе экзогенных факторов можно отнести:

- возможность сохранения этнопрофессиональных форм деятельности, которые выступают основой для развития тенденции экономической интеграции диаспоры в региональное сообщество по принципу хозяйственной дополнительности;

- открытость в регионе каналов социальной мобильности (образование, межэтническая брачность и др.) для представителей любой национальности;

- правовые возможности реализовать специфические культурные потребности (образование на национальном языке, отправление религиозных и этнических обрядов, трансляция культуры на национальном языке).

Сравнение функционирования различных армянских диаспор на Юге России показывает разнообразные модели их адаптации в региональное культурное сообщество.

Причерноморские армяне, исторически представленные в двух вариантах этнокультурных групп - черкесогаев и амшенских армян, -демонстрируют в настоящее время процесс ассимиляции.

Ставропольские армяне показывают параллельное протекание ряда процессов: сохраняющейся культурной замкнутости эдиссийской диаспоры, размывание характерных этнических маркеров армянского населения, разбросанного по различным городам Ставропольского края, при одновременном стремлении культурных лидеров усилить внутреннюю консолидацию армянских групп городского населения посредством институционализации диаспоры.

Армяне Ростовской области демонстрируют сохранение и воспроизводство этнической самобытности, исторически сформировавшейся на локальном уровне и проявляющейся в самоназвании "донские армяне", консолидированном этническом самосознании, специфическом языке, поддержании духовной стороны культурной жизни, религиозной и этнокультурной обрядовости и др. Устойчивость данной этнокультурной группы сохраняется преимущественно в сельских поселениях, в то время как в городских поселениях (Ростове-на-Дону, Таганроге) активно протекает процесс ассимиляции коренного армянского населения.

Актуализация этнического самосознания армянского населения Юга России в последнее десятилетие во многом была вызвана большим потоком армянских беженцев и переселенцев из стран ближнего зарубежья (Грузии, Нагорного Карабаха, Армении).

Резкое увеличение армянского населения Юга России за счет переселенцев 90-х годов XX в. привело к нарушению сложившегося этнического баланса населения региона. Существует различие в объективных условиях адаптации армян-мигрантов на Юге России, сложившихся в 18-19 в.в. и в настоящее время. При переселении армян-мигрантов на Юг царское правительство оказывало им определенную поддержку (правовую, экономическую - при переселении армян с Крыма на Дон), что формировало благоприятные предпосылки для развития интеграционного процесса и вхождения мигрантов в формирующееся региональное культурное сообщество. В настоящее время армяне-мигранты (если это не беженцы) больше опираются на помощь представителей материкового этноса, что способствует формированию диаспорного самосознания у данной субэтнической группы.

Значительная экономическая активность вновь прибывших армян в города Юга России, усилившая экономическую конкуренцию, привела к заметному потеснению представителей коренного населения (независимо от национальности) в престижных сферах занятости, создала напряженность на рынке жилья, вызвала заметную межэтническую напряженность в регионе и негативную установку коренного населения по отношению к армянам в целом.

Выявленные негативные следствия миграции армян 90-х годов приводят к накоплению социальной напряженности на почве межэтнических отношений и требуют от административных органов разработки адаптационных стратегий. Они должны быть нацелены, во-первых, на трансформирование новых диаспор в региональные субкультурные общности, во-вторых, на формирование экономической основы для благоприятного климата межэтнических отношений.

 

Список научной литературыХастян, Анжела Амбарцумовна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические группы и диаспоры Ставрополья. Ставрополь, 1997. - 189 с.

2. Авксентьев В.А. Феномен этнопрофессионализма и этнические процессы на Северном Кавказе // Проблемы населения и рынки труда России и Кавказского региона. Москва-Ставрополь, 1998, с. 23-27.

3. Айдинян В. Спор о диаспоре // Российские вести. 1993. 3 сентября.

4. Акинин П.В., Иванников Б.Д. Экономические аспекты природы этнических конфликтов // Этнические процессы накануне XXI века. Материалы научной конференции. Ставрополь, 1998, с. 21-26.

5. Акопян В.З. Национальные районы и их официальный язык // Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995, с. 147-160.

6. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. 1996. № 1, с. 110119.

7. Андрейченко Л.В. Право национальных меньшинств на культурно-национальную автономию // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998, с. 98-107.

8. Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995. 224 с.

9. Арутюнов С.А. Меньшинства без большинства: этническая мозаика Кавказа// Расы и народы. Вып. 24. М., 1998, с. 174-179.

10. Арутюнов С.А. Проблемы эволюции сельской жизнеобеспечивающей системы у армян в историко-экологическом аспекте // Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995, с. 32-46.

11. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект // Социологические исследования. 1999. № 4, с. 58-62.

12. Арутюнян Ю.В., Дробиженова Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998 328 с.

13. Аствацатурова М.А. Новые задачи диаспор в меняющихсяполитико-правовых условиях//Социальные конфликты. Экспертиза. Прогнозирование. Технологии разрешения. Вып. 16. Региональная конфликтология. Москва Ставрополь. 2000. С.122 - 138.

14. Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Армянская диаспора: пополнение и повышение активности // Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. Ростов-на-Дону-Пятигорск. 2000, с. 74-89.

15. Атабекян Н.В., Григорян К.Э. Армяне села Гайкадзор // Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995, с. 170-176.

16. Бабкин И.О., Пирцхалава З.Р., Хоц А.Ю. Аналитическая информация по результатам социологического опроса // Этнические проблемы современности. Вып. 4. Ставрополь, 1999, с. 76-79.

17. Баблумян С. Эмиграция из Армении приобрела характер национального бедствия // Известия. 1994. 22 апреля.

18. Багдыков М.Г. Нахичеванские находки. Ростов-на-Дону. 1999.

19. Бархударян В. Б. История армянской колонии Новая Нахичевань. Ереван., 1996.

20. Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии "негативной адаптации" // Социологические исследования. 1999. № 4, с. 46-57.

21. Белозеров B.C. Современные миграционные процессы на Ставрополье (этнический аспект )//Вестник СГУ. Вып.6 1996.

22. Белозеров B.C. Этнодемографические процессы в диаспорах на Северном КавказеЮтнические проблемы современности. Вып.4. Ставрополь. 1999. С.83-91.

23. Белозеров B.C. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь.2000

24. Бондарь Н.И. Этнокультурная ситуация на Кубани // Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы. Краснодар,1991, с. 169-182.

25. Боров А.К. Россия и Северный Кавказ // Политические исследования. 1998. № 3, с. 48-54.

26. Бромлей Ю. В. Теория этноса. М., 1989. 314 с.

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 251 с.

28. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1981, с. 692, 829.

29. Варданян О.А. Этнокультурная память. Проблемы третьего тысячелетия // Северокавказская цивилизация: вчера, сегодня, завтра. Пятигорск, 1998, с. 18-26.

30. Виноградов В.Б., Ктиторов С.Н. Заметки об изучении актуальных вопросов истории черкесогаев и дореволюционного Армавира // Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995, с. 129-138.

31. Вишневский А.Г. Распад СССР: этническая миграция и проблема диаспор // Общественные науки и современность. 2000. № 3, с. 31-43.

32. Волков Ю.Г. Мостовая И.В. Каковы критерии выделения и классификации социальных общностей? // Социология в вопросах и ответах. М., 1999, с. 88-89.

33. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Феноменология и социология: Альфред Щюц // Социология: история и современность. Москва-Ростов-на-Дону, 1999, с. 254-271.

34. Востриков С.В. Карабахский кризис и политика России на Кавказе // Общественные науки и современность. 1999. № 3, с. 51-59.

35. Галкина Т.А., Колосов В.А., Куйбышев М.В. Теоретико-методологические основы географии диаспор и их значение для исследования национальных проблем в бывшем СССР // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998, с. 41-53.

36. Глейзер Н. Мультиэтнические общества: проблемы демографического, религиозного и культурного развития // Экономика и общество. 1998, № 6,с. 98-103.

37. Гуцериев М.С. Федерация и регионы: правовые, экономические и социально-политические аспекты взаимодействия // Социально-политический журнал. 1997. № 2, с. 11-19.

38. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов-Д., 1997. 448 с.

39. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Изд-ао РГУ, Ростов/Д., 1979. -264 с.

40. Двести десять лет в единой семье (1779-1989). Чалтырь, 1989. 97 с.

41. Денисова Г.С. Общественное мнение и настроение как характеристика политического сознания населения Мясниковского района // Методология и опыт исследования межнациональных отношений (Под ред. Г.П. Предвечного). Ростов-на-Дону, 1992, с. 140-154.

42. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996. 224 с.

43. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов/Д., 2001.

44. Добрякова М.С. Исследование локальных сообществ в социологической традиции // Социологические исследования. 1999. № 7, с. 125-133.

45. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 17, с. 316.

46. Дрейер JI.M. О проекте реконструкции храма Бана // Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995, с. 57-71.

47. Егоров Н.Д. Стенограмма совещания главы Администрации Краснодарского края с национальными общинами от 26.08.1994.48. Едиссия. М., 1993. 74 с.

48. Жизнь диаспоры // Армянские вести. 1993. № 10, с. 1.

49. Задворнов И.А. Северный Кавказ: этнополитические и социокультурные особенности религиозной идентичности // Социологические исследования. 2000. № 10, с. 62-68.

50. Зайончковская Ж. А. Проблемы прогнозирования миграции населения// Методология демографического прогноза. М.,1998.

51. Зайончковская Ж.А. Миграция населения России: новейшие тенденции/ Проблемы расселения : история и современность. М., 1997

52. Зинченко Г.П. Общности // Теория социологии. Ростов-на-Дону, 1993.-226 с.

53. Иванова Т. Иммиграция в Россию из-за пределов бывшего СССР. М., 197.-239 с.

54. Информация о миграционных процессах в Краснодарском крае // Администрация Краснодарского края. Управление по делам национальностей и вопросам миграции. 1994 год, февраль.

55. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. 255 с.

56. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до к. 18в. М., 1988.

57. Кабузан Н. Население Северного Кавказа в XIX XX веках. Этностатистическое исследование. СПб., 1996, с. 118, 189.

58. Карамзин Н.М. История государства Российского. В четырех книгах. Кн.1. Ростов-на-Дону, 1989. 274 с.

59. Кормильченко В.В. Современные этнические миграции на Северном Кавказе: сущность и социальные детерминанты. Автореф. на соиск. уч. степ, к.соц.н. Ростов н/Д., 2000. 28 с.

60. Кузнецов И.В. Pontica Caucasica Ethnica. 1 // Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995, с. 46-57.

61. Кузнецов И.В. Одежда армян Понта (опыт структурно-семиотического анализа). Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 1992. 24 с.

62. Культурология XX в. Антология. М.1995. 702 с.

63. Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л.: "Наука", 1978.

64. Лебедева М. Межэтнические конфликты на рубеже веков // Международная экономика и международные отношения. 2000. № 5, с. 51.

65. Левин 3. И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М.: Институт востоковедения РАН; Издательство "Крафт+", 2001.176 с.

66. Ленацаканян М.О. Нации, нациестроительство и национально-этнические процессы в современном мире // Социологические исследования. 1999.№5, с. 34-39.

67. Литвиненко Е.Ю. Современный билингвизм как доминанта мультикультуральной модели социализации. Докт. диссер., Ростов-на-Дону, 2000. 230 с.

68. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. 430 с.

69. Лурье С.В. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика // Общественные науки и современность. 1999. № 4, с. 20-29.

70. Малый толковый словарь. М., 1993, с. 507.

71. Мартемьянова Л.П. Социально-демографическая структура населения Мясниковского района // Методология и опыт исследования межнациональных отношений (Под ред. Г.П. Предвечного). Ростов-на-Дону, 1992, с. 111-121.

72. Марутян А.Т. Геноцид армян. Историческая память и трансформация этнических стереотипов // Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995, с. 160-170.

73. Мацнев А.А. Регион и формирование федеративных отношений в России // Социально-политический журнал. 1998. № 3, с. 26-34.

74. Межэтнические отношения в Краснодарском крае. Краснодар, 1998.430с.

75. Мейбери-Льюис JI. Демократия, тоталитаризм и этнический плюрализм // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998, с. 18-26.

76. Мелконян Э.Л. Армянская семья в условиях диаспоры // Советская этнография. 1988. № 6, с. 31-39.

77. Мельник Е.А. О социальных и криминогенных последствиях вынужденной миграции в южных районах России // Социологические исследования. 1998. № 5, с. 67-74.

78. Методология и опыт исследования межнациональных отношений (Под общей ред. Предвечного Г.П.). Ростов-на-Дону, 1993. 183 с.

79. Милитарев А. О содержании термина "диаспора" (К разработке дефиниции) // Диаспора. 1999. № 12, с. 23-34.

80. Минасян М. Армяне Причерноморья. Ереван, 1990. 170 с.

81. Мнацаканян М.О. Интегрализм, феноменология и национальный интерсубъективный мир повседневности // Социологические исследования. 2000. № 3, с. 56-61.

82. Мнацаканян М.О. Об интегральной теории национально-этнической общности // Социологические исследования. 1999. № 9, с. 32-39.

83. Население России. 1997 год. М, 1998. 697 с.

84. Национальный состав населения Краснодарского края по данным Всесоюзной переписи населения на 12.01.89. Краснодар, 1989. 418 с.

85. Нация, национализм, суверенитет // Социально-политический журнал. 1998. №3, с. 5-19.

86. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Ростов-на-Дону. 1999.

87. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М., 1994, с.448-463.

88. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1995. 225 с.

89. Перишц А.И. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа //

90. Общественные науки и современность. 1998. № 1, с. 39-45.

91. Политический процесс в регионах России // Политические исследования. 1998. № 2, с. 28-35.

92. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966. 321 с.

93. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1998. 374 с.

94. Радаев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия// Политические исследования. 1993. № 5, с. 29-35.

95. Радаев В.В., Шкаратан И.О. Социальная стратификация. М., 1995. -324.

96. Ральф Л. Билз. Аккультурация // Антология исследований культуры. СПб., 1997, с. 346-368.

97. Романенко С.А. Типология процессов национального самоопределения// Общественные науки и современность. 1999. № 2, с. 24-31.

98. Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал русского населения в странах нового зарубежья// Социологические исследования. 1996. № 11.

99. Рыбаковский Л.Л., Тарасова Н.В. Внутрироссийская миграция населения: нынешняя ситуация и прогноз// Социологические исследования. 1994. №1.

100. Рязанцев С.В. Иммиграция в Ставропольский край из стран дальнего зарубежья // Этнические процессы накануне XXI века. Материалы научной конференции. Ставрополь, 1998, с. 130-134.

101. Рязанцев С.В. Социально-экономическая адаптация этнических мигрантов // Социально-экономические проблемы современного системного кризиса России. Материалы научной конференции. Ставрополь, 1999, с. 108-114.

102. Рязанцев С.В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки и современность. 2000. № 5, с. 73-95.

103. Саватеев А.Д. Ислам и политика в Чеченской республике // Общественные науки и современность. 2000. № 2, с. 76-81.

104. Савва М.В. Этнический статус в идеологии и политике // Политические исследования. 1999. № 4, с. 41-47.

105. Сикевич З.В. Этносоциология: национальные и межнациональные конфликты. СПб., 1994. 318 с.

106. Сикевич З.В. Проблема этнического риска и национальные меньшинства в постсоветских государствах // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998, с. 276-280.

107. Симонян Р. А. Едесия Эдиссия. Историко-этнографический очерк (к 200-летию создания села). Эдиссия. 1998. - 56 с.

108. Скворцов Н.Г. Этничность: социальная перспектива // Социологические исследования. 1999. № 1, с. 38-44.

109. Словарь иностранных слов. М., 1987. 608 с.

110. Словарь современного русского языка. М., Л., 1959, т.8. 710

111. Смелзер Н. Социология. М., 1994. 421 с.

112. Смирнов А. Этнические контуры северокавказской геополитики // Международная экономика и международные отношения. 2000. № 5, с. 3440.

113. Соколовский С.В. Понятие "коренной народ" в российской науке, политике и законодательстве // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998, с. 74-87.

114. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

115. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса. // Расы и народы. Вып. 20. М., 1990. 186 с.

116. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность? // Социологические исследования. 1998. № 6, с. 36-45.

117. Тверитинов И.А. Национально-территориальное строительство в Северном Причерноморье и Кубани // Экономика и общество. 1992. № 2, с. 23-30.

118. Тер-Саркисянц А.Е. Этнокультурный облик армян Северного Кавказа: история и современность // Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995, с. 4-32.

119. Тишков В. Исторический феномен диаспоры // Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления. 2000. № 1 (5), с. 3-17.

120. Тишков В.А. Меньшинства в постсоветском контексте // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998, с. 3-24.

121. Топилин А.В. Влияние миграции на этнонациональную структуру // Социологические исследования. 1992. № 7, с. 49-55.

122. Тощенко Ж. Диаспора как объект национальной политики // Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997., с.79-89.

123. Тощенко Ж.Т. Русские беженцы: трагедия или издержки имперского сознания // Социологические исследования. 1992. № 9, с. 51-57.

124. Халмухамедов A.M. Армянская диаспора как этнополитический феномен // Экономика и общество. 1999. № 2, с. 82-92.

125. Ханнум X. Пределы государственного суверенитета и мажоритального правления: меньшинства, коренные народы и их право на автономию // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998, с. 61-81.

126. Хоперская JI.JI. Оценка состояния межнациональных отношений в Мясниковском районе Ростовской области // Методология и опыт исследования межнациональных отношений (Под ред. Г.П. Предвечного). Ростов-на-Дону, 1992, с. 154-175.

127. Хоперская J1.J1. Состояние и тенденции развития национальной культуры донских армян // Методология и опыт исследования межнациональных отношений (Под ред. Г.П. Предвечного). Ростов-на-Дону, 1992, с. 130-140.

128. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническаясамоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследования. 1999. № 9, с. 63-67.

129. Цюрхер К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России // Политические исследования. 1999. № 6, 24-32.

130. Чешко С.В. Этнические меньшинства и национальная политика Российской Федерации // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998, с. 170-174.

131. Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 1, с. 41-54.

132. Шалиева Т.М. Этапы формирования и тенденции развития государственности народов Северного Кавказа // Северо-Кавказский юридический вестник. 1997. № 3, с. 5-16.

133. Шапсугов Д.Ю. Правовые проблемы развития непредставленных народов // Северо-Кавказский юридический вестник. 1997. № 3, с. 18-27.

134. Шестопал Е.Б., Багрицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских // Социологические исследования. 1999. № 4, с. 62-69.

135. Шкалина Г.Е. Национальное: между идеологией и культурой // Социально-политический журнал. 1997. № 1, с. 40-51.

136. Шкаратан О.П., Сергеев Н.В. Реальные группы: концептуализация и эмпирический расчет // Общественные науки и современность. 2000. № 5, с. 33-45.

137. ЩепаньскийЯ. Элементарные понятия социологии. М., 1969. -178 с.

138. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

139. Barth F. Introduction || Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Culture Difference. London, 1989.

140. Casino E.C. Consultants and Competence in the Development of Cross-Cultural Programs / Jn: D.Landis a. R.Brislin. Handbook of Intercultural Training. Vol.II. N.V.:Pergamon Press., 1983. p.234-235.

141. Cohen A. Custom and Politics in Urban Africa: A Study of Hausa

142. Migrants in Yoruba Towns. London? 1988.

143. Community // The Concise Dictionary of Sociology. N.Y., Oxford, 1996.

144. Ethnicity. Intercosta glossary. Concepts and terms used in ethnicity research. UNESCO. Honolulu, Hawaii, 1985.

145. Fish Stanley. Boutique Multiculturalism. Kansas, 1998.

146. Glazer Nathan. Affirmative Discrimination. N. Y., 1975.

147. Gordon Milton M. Assimilation in American Life. N.Y: Oxford University Press, 1984.

148. Habermas J. Theorie des kommuninativen Handilns. Bnd 2. Jfm, 1981.

149. Hall W.J. Access through Innovation. N. Y., 1994.

150. Heller M. Language, ethnicity and politics in Quebec. University of California, Berkeley. 1982.

151. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. California, 1985.

152. Hunter James D. Culture Wars: The Struggle to Define America. N. Y.,1991.

153. Lewin Kurt. The field theory approach to adolescene. Цитата из: Billson Ganet N. No owner of soil: the concept of marginality revisited on its sixtieth birthday. International Review of Modern Sociology, 1988, vol. 18.

154. Moynichen D. Pandemonium: Ethnicity In International Pjlitics. N. Y., 1993.

155. Muhlmann W. Rassen, Ethnien, Kulturen. Berlin, 1984.

156. Ogbu John U. Minority Education and Caste: the American System in Cross-Cultural Perspective. N.Y.: Academic Press, 1989.

157. Riggs F.W. Introduction // Ethnicity Intercosta glossary concepts and terms ethnicity research. Hawaii, 1985.

158. Rockfeller Steven C. "Comment", in Multiculturalism and "The Politics of Recognition": An Essay by Charles Taylor, w. Commentary by Amy Gutmann, Steven C. Rockfeller, Michael Walzer, and Susan Wolf, Princeton,1992.

159. Safran W. Diasporas in Modern Societies: Myths of Homeland and Return //Diaspora. 1991. Vol. 1, p. 83-94.

160. Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Frankfurt /Main, 1979.

161. The Ethnic Phenomena. N.Y., 1981.

162. Waldstreicher D. The Armenian Americans. N.Y., 1989.

163. Weymouth L. The America Connection |. Ney York Post. 1996. 27 April.

164. Wolfson Adam. What remains of toleration? // The Public Interest. Winter. 1999.