автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Астраханская епархия в XVII-XVIII вв.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Дубаков, Андрей Валентинович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Астраханская епархия в XVII-XVIII вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Астраханская епархия в XVII-XVIII вв."

На правах рукописи

1

Дубаков Андрей Валентинович Астраханская епархия в XVII - XVIII вв.

07. 00. 02 - Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Волгоград 1998

Работа выполнена на кафедре истории России Волгоградского государственного университета

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

кандидат исторических наук, доцент

И.О.Тюменцев

доктор исторических наук, профессор С.И.Рябов

кандидат исторических наук О.Ю.Редькина Астраханский государственный педагогический университет

Защита состоится - ¿6" Ш&ШХ 1998 г. в часов на заседании диссертационного совета К 064.59.02 по присуждению ученом степени кандидата исторических наук в Волгоградском государственном университете (400062, г.Волгоград, ул. 2-я Продольная, д. 30).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного университета.

Автореферат разослан ^¿¿¿Я^? 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук, доцент ____ -_Н. П. Страхова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Происходящее в России реформирование социально-экономической системы сопровождается глубоким духовным кризисом. Отказ от коммунистической идеологии и попытки заменить ее общечеловеческими ценностями вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Резко возрос интерес к прежней государственной религии русского народа - православию, к истории Русской Православной Церкви. В современной общественной мысли четко просматривается течение, которое предлагает преодолеть духовный кризис путем восстановления той роли, которую играла церковь в царской России. Проблема заключается в том, что многие представления об истории Русской Православной Церкви основываются не на данных исторических исследований, а на многочисленных переизданиях духовной литературы XIX - начала XX вв., что явилось благодатной почвой для многочисленных спекуляций. Происходит явное искажение прошлого, что делает исследование истории Русской Православной Церкви весьма актуальным.

Общероссийские проблемы приобретают определенную специфику на региональном уровне. Нижнее Поволжье -уникальная в историко-культурном отношении часть России, которая резко отличается от центральных областей как по природным условиям, так и по составу населения. В течение многих веков на ее территории жили, сменяя друг друга,

разные народы, приносившие с собой различные религиозные и культурные традиции. Сложившаяся на рубеже XVI - XVII вв. Астраханская епархия имела свои особенности как по сравнению с епархиями внутренних районов страны, так и пограничных. Она возникла на завоеванной и колонизируемой территории, на перекрестке важнейших евразийских торговых путей, в условиях постоянной военной опасности, вызванной набегами степняков, в непосредственной близости от вольных казачьих городков и станиц.

Хронологические рамки исследования - XVII - XVIII вв. В конце XVI в. появились первые церкви и монастыри в Нижнем Поволжье, начали вызревать условия для образования Астраханской епархии, которое произошло в самом начале XVII в. В XVII столетии Астраханская епархия смогла достичь расцвета в своем развитии. Именно в этот время епископство было преобразовано в архиепископство, а затем и в митрополию. В XVIII в. расцвет сменился упадком, который привел в конечном счете к разделу епархии и возвращению астраханским владыкам сана епископов.

На протяжении трех веков Астраханская епархия сохраняла относительное территориальное единство. Несмотря на то, что титулы астраханских владык менялись (они были Астраханскими и Терскими, Астраханскими и Ставропольскими, Астраханскими и Моздокскими), основная территория епархии оставалась неизменной. В состав епархии входило население Нижнего Поволжья и части СевероВосточного Кавказа. В конце XVIII в. из этой территории

была выделена Саратовская епархия и присоединены вновь покоренные земли Северного Кавказа. Прежнее территориальное единство было нарушено, и епархия вступила в новый период своей истории, который требует отдельного, специального исследования.

Степень изученности темы. Отдельные вопросы истории Астраханской епархии затрагивались в трудах В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, И.Е.Забелина,

В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова и др. Больше внимания проблемам ее истории уделялось в общих трудах по истории Русской Православной Церкви: митр. Макария, Н.Добронравина, И.М.Покровского, А.В.Карташева, И.К.Смолича. Ценные данные по истории Астраханской епархии были собраны в связи с изучением ее иерархии Н.Туркиным, П.Любарским. А.Орнатским. П.М.Строевым1.

Специальные исследования истории Астраханской епархии в основном проводились силами местных историков и краеведов. Они собирали легенды, предания, сохранившиеся письменные источники и попытались изложить их в жанре древних русских летописей. Так возникли Царицынская (кон. XVIII в.), Черноярская (XVIII

1 Рукопись Никифора Туркина // Сборник Астраханского Петровского общества. Вып. 1. Астрахань, 1896. С. 43 - 56; Любарский П. Иерархия Астраханской епархии // Сборник разных исторических статей. М., 1848. С. 21 - 38; Амвросий (Орнатский A.A.) История российской иерархии. М., 1807. Т. 1. С. 20, 104 -105; Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.

в.), Ключаревская (ок.1825 г.) и Камьшшнская (ок. 1867 г.) летописи2. Некритический подход к собранным материалам привел к тому, что летописцы-краеведы положили начало многим ошибкам и неточностям в историографии. В первой половине XIX в. в краеведческой литературе наблюдается переход от летописного жанра к историческим сочинениям. Весомый вклад в изучение прошлого Астраханской епархии внесли М.Рыбушкин, С.Матвеев, Н.Каменский, М.Благонравов3. Важной вехой в дореволюционной историографии стало сочинение протоиерея И.Саввинского4. В отличие от предшественников, в основу периодизации автор положил поворотные события в истории епархии, а не периоды правления ее архиереев. Его работа явилась последним в дореволюционной литературе серьезным

Лугарев П. О начале заведения города Царицына и о древних случайностях оного по устному уверению старожилов, получивших сведения от их отцов и дедов // ОР. РНБ. Б. 1У.789

(1). Л. 1 - 15; Описание о начатии Черного Яра на месте сем и о погорении первого города, которое место ныне называется городищем // ОР. РНБ. О- XVII . 53 (2). Л. 49 - 59; Васильев К. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887; Камышинская летопись // Библиотека Камышинского краеведческого музея. Без номера.

Рыбушкин М. Записки об Астрахани. М., 1841; Матвеев С. Епархия Астраханская и Терская // Журнал министерства народного просвещения. Часть XXXIV. 1842 г. Отд. 2. С. 1-16.; Каменский Н.Т. Краткая история Астраханской епархии. Астрахань, 1886.; Благонравов М. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902. 4 Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902) Астрахань, 1903. С. 3; Саввинский И. Астраханская епархия. (1602 - 1902 гг.) Вып. 1-2. Астрахань, 1905.

исследованием, которое подвело итоги изучению истории епархии, но далеко не исчерпало тему.

Астраханские краеведы в основном касались изучения прошлого церковной жизни Астрахани, ее окрестностей, и отчасти Терков. Это, по всей видимости, было связано с тем, что история церковной жизни Царицына, Саратова, Камышина и т.д. в XVIII - XIX вв. активно разрабатывалась саратовскими учеными и краеведами. Отдельные ценные наблюдения по истории церквей и монастырей можно почерпнуть из работ А.Леопольдова, А.Терещенко, К.Туровского, А.Н.Минха, А.А.Гераклитова5.

В советское время интерес к изучению истории

Русской Православной Церкви в целом и особенно

[

Астраханской епархии снизился. Тем не менее именно в это время обстоятельно были рассмотрены вопросы истории монастырского хозяйства центральной и северной России, отношения церкви к народным движениям XVI - XVIII вв. В связи с изучением истории городов России Н.Б.Голиковой были затронуты вопросы экономической жизни Астраханской

6 т>

епархии. В последние десятилетия отдельные вопросы

Леопольдов А. Исторический очерк Саратовского края. М., 1848; Терещенко А. Царицын и Дубовский посад. СПб., 1848; Туровский К. Очерки по истории и географии Царицынского уезда. Царицын, 1911; Гераклитов А.А. История Саратовского края в XVI - XVIII вв. Саратов, 1923; Минх А.И. Исто р и ко - ге о граф ичс с кий словарь Саратовской губернии. Т. 1. Аткарск, 1902.

6 Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России. Конец XVII -нач. XVIII в. М., 1982.

истории Астраханской епархии поднимались исследователями

A.С.Марковым, Н.М.Васькиным, В.П.Никитиным (Астрахань)7; В.М.Водолагиным, В.И.Томаревым, Б.С.Абалихиным, С.И.Рябовым, Л.С.Орловым (Волгоград)8; Е.К.Максимовым, В.А.Осиповым, М.В.Булычевым (Саратов)9.

Анализ литературы показал, что история Астраханской епархии активно разрабатывалась только в дореволюционной литературе, главным образом, церковными историками. В центре их внимания постоянно находилась история иерархов, остальные проблемы затрагивались лишь попутно. Исследователи не ставили перед собой задач критического анализа источников. Многим публикациям свойственен компилятивный пересказ доступных источников и литературы в хронологической последовательности. Астраханские события часто излагались ими в отрыве от общероссийских. В последние годы исследователи вновь вернулись к разработке истории епархии, что в будущем несомненно продвинет изучение данной темы. Между тем объективное исследование

Марков А.С. Были Астраханского края. Волгоград, 1976; Его же. Забытые страницы. М., 1984; Его же. Петр Первый и Астрахань. Астрахань, 1994; Его же История Астрахани в событиях и фактах. Астрахань, 1996; Васькин Н.М. Заселение Астраханского края. Волгоград, 1973; Никитин В.П. Астрахань и ее окрестности. М., 1981.

8 Водолагин В.М. Очерки истории Волгограда, 1589 - 1967. М., 1969; Рябов С.И. История родного края. Волгоград, 1988; Томарев

B.И., Абалихин B.C., Орлов JI.C. Волгоград. Четыре века истории. Волгоград, 1989.

9 Очерки по истории Саратовского Поволжья. Саратов, 1993.

истории отдельных епархий существенно продвинуло бы вперед разработку истории Русской Православной Церкви в целом. В связи с этим представляется перспективным провести исследование истории одной из крупнейших епархий старой России - Астраханской.

Целью диссертационного исследования является выяснение процесса зарождения и развития Астраханской епархии в XVII - XVIII вв. Мы рассчитываем достичь поставленной цели через решение следующих задач:

1) проведение специального критического анализа всего комплекса выявленных источников по истории Астраханской епархии, как ранее известных, так и вновь вводимых в научный оборот;

2) изучение процесса зарождения церковных структур и образования Астраханской епархии;

3) исследование роли государства в развитии местной церковной организации, анализ деятельности епархии по освоению Нижнего Поволжья в XVII в.;

4) выявление предпосылок преобразования Астраханской архиепископии в митрополию и его последствия;

5) выяснение причин упадка Астраханской епархии в XVIII в. и изменений ее статуса.

Методологической основой исследования и выдвинутых в диссертации положений является принцип историзма, предполагающий изучение фактов во всем многообразии, в конкретно-исторических условиях их возникновения и развития. Все вопросы рассматриваются на фоне

общероссийских событий.

Научная новизна работы обусловливается степенью изученности темы, целью и задачами исследования, расширением круга архивных источников. Впервые на основе критического анализа источников, как уже известных, так и впервые вводимых в научный оборот, предпринимается попытка проследить взаимоотношения государственных и церковных структур в Нижнем Поволжье, выяснить роль Астраханской епархии в становлении и развитии региона.

Практическая значимость работы. Осмысление более чем двухсотлетнего опыта истории епархии призвано послужить основой для принятия научно обоснованных решений в современной общественной практике, прежде всего в сфере межконфессиональных отношений на Нижней Волге. Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в научных исследованиях по истории Астраханского края, Русской Православной Церкви и истории России XVII - XVIII вв., при подготовке специальных курсов по истории Отечества и Русской Православной Церкви. Основные положения диссертации нашли свое отражение в курсе "История Отечества", читаемом автором в Волгоградском колледже газа и нефти, и специальном курсе "История Русской Православной Церкви в Нижнем Поволжье", читавшемся в Царицынском Православном университете.

Результаты работы апробированы в выступлениях на ежегодных научных конференциях преподавателей и студентов

Волгоградского государственного университета 1993 - 1997 гг., на конференциях Царицынского Православного университета им. преп. Сергия Радонежского 1995 - 1998 гг., на краеведческих чтениях в Волгоградском краеведческом музее 1993 - 1997 гг., в спецсеминаре проф. Р.Г.Скрынникова на историческом факультете Санкт-Петербургского

государственного университета в 1996 г., в Семинаре восточноевропейской истории университета г. Кельна в 1995 г., в четырех научных статьях.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения и списка источников и литературы.

Источники по истории Астраханской епархии, несмотря на их широкое использование в исследованиях, в источниковедческом плане специально не изучались. Более того, нет сколько-нибудь полного обзора собранных материалов. В литературе имеются лишь отдельные замечания относительно достоверности некоторых из них. По этой причине мы сочли необходимым посвятить первую главу нашей работы критическому анализу всего комплекса выявленных источников по истории Астраханской епархии, как ранее известных, так и вновь вводимых в научный оборот. Отмечается, что за два столетия работы исследователями был

собран богатый фактический материал, но, как выяснилось, он далеко не полон.

В результате архивных поисков удалось выявить и использовать в исследовании рукописный сборник копий жалованных грамот астраханскому Троицкому монастырю XVIII в.10, "Записки монахов-кармелитов"11, "Летопись Троицкого монастыря"12, "Гисторию Астраханскую"13, "Сказание о взятии Астрахани Разиным"14, "Историю убиения Иосифа митрополита"15, "Летопись Петра Лугарева"16. Впервые в исследовании церковной истории Нижневолжского региона широко использованы документы Астраханской Приказной

Рукописный сборник жалованных грамот астраханскому Троицкому монастырю. XVIII в. // Отдел редкой книги Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника. КП. 41422/5.

11 Berthold-Ignace de Sainte-Anne, Reverend Pere, Histoire de L'Etablissement de la Mission de Perse par les Peres Carmes-Dechausses (de l'annee 1604 a 1612). Brüssel, 1886. S. 150 - 165.

12 Синодик астраханского Троицкого монастыря, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре // Отдел редкой книги Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника. КП. 41422/3. Л. 1 об. - 2.

13 Гистория Астраханская // ОР. РНБ. Ф - 885. ЭРМ. № 369.

14 Сказание о взятии Астрахани Разиным // ГААО. Ф. 1010. On. 1. Д. 79. Л. 1 - 14.

15 История убиения Иосифа митрополита // ГААО. Ф. 294. Оп. 2. Д. 2. Л. 51 - 53 об.

16 Лугарев П. О начале заведения города Царицына и о древних случайностях оного по устному уверению старожилов, получивших сведения от их отцов и дедов // ОР. РНБ. F. IV. 789 (1). Л. 1 - 15.

палаты17.

Проведенные научные разыскания позволили проследить судьбу основных документальных комплексов по истории Астраханской епархии XVII - XVIII вв., определить их сохранность и полноту, что открыло возможность систематизации выявленных материалов. Изучение истории летописания в Астрахани показало, что в основе известной, но поздней "Ключаревской летописи" лежит "Летопись Троицкого монастыря", которая дошла до нас в сокращенной редакции в нескольких списках. В результате проделанной работы удалось проследить основные этапы астраханского летописания (схема в приложении).

Богатый фактический материал позволил критически осмыслить данные нарративных источников, летописей, сказаний, проверить данные историко-статистических описаний и с их помощью восстановить достаточно полную картину истории епархии на протяжении двух веков. Такой подход дал возможность внести коррективы в сложившееся представлении по истории Астраханской епархии.

Вторая глава - "Образование Астраханской епархии в XVI - начале XVII в." - посвящена проблеме образования Астраханской епархии. Историки в основном ограничивались

17 ГААО. Ф. 1010 - Астраханская Приказная палата; Архив СПб. ФИРИ РАН . Ф. 178 - Астраханская Приказная палата; РГАДА. Ф. 1104 - Астраханская Приказная палата.

выяснением времени открытия епархии. С.Матвеев, Н.Каменский, М.Благонравов, И.Саввинский, П.Юдин, опираясь на данные "Жития Феодосия", считали, что епархия была учреждена в 1602 г.18 М.Рыбушкин отнес ее создание к 1589 г.19, а известный археограф П.Строев - к 1606 г.20 Вопрос о предпосылках, причинах и последствиях образования епархии в литературе не рассматривался.

Проведенный анализ сохранившихся источников свидетельствует, что руководство страны и Русской Православной Церкви после покорения Астрахани уделяло особое внимание церковному строительству на новых территориях. Однако значительная удаленность края от центра, постоянная военная опасность, сделавшая необходимым перенос города на новое место, отрицательно сказались на развитии региона и его церковных структур. Единственным относительно стабильно развивавшимся русским поселением была Астрахань, в которой удалось создать небольшой монастырь и несколько церквей.

В литературе установилось мнение, что зачинателем церковной жизни в Астрахани был игумен Кирилл, однако данные документальных источников не подтвердили этих

Матвеев С. Указ. соч. С. 2; Каменский Н.Т. Указ. соч. С. 39; Благонравов М. Указ. соч. С. 4; Саввинский И. Историческая записка... С. 22; Юдин П. 300-летие Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. 1902. № 23. С. 1014.

19 Рыбушкин М. Указ. соч. С. 23.

20 Строев П.М. Указ. соч. С. 309.

предположений. Первые церкви и монастыри в городах Нижнего Поволжья создавались прежде всего по инициативе государства.

Подавляющее число жителей крепостей составляли служилые и гулящие люди, казаки, поэтому местные церкви не имели устойчивых приходов и содержались в основном за счет руги. Астраханские монастыри, в отличие от северных русских монастырей, в силу той же постоянной военной опасности не смогли создать развитого хозяйства и добиться относительной экономической независимости от государства. Самый авторитетный в регионе монастырь -Троицкий - долгое время содержался в значительной степени за счет руги.

Поначалу правительство пыталось развить церковную жизнь в регионе, подчинив местную церковную организацию казанским митрополитам. В начале XVII в., несмотря на то что ни церковные (наличие святых мест, мощей, чудотворцев), ни объективные (наличие необходимого числа податного населения, монастырей и церквей) условия для создания в Нижнем Поволжье самостоятельной епархии не вызрели, она была создана. Причинами образования епархии, по всей видимости, были: стремление государства ускорить развитие региона и его церковной структуры, желание установить церковный контроль над вольным казачеством и создать опорный пункт православия на пути к родственным в религиозном отношении Грузии и Армении. Это придавало епархии особую специфику. Она была весьма важной для

России в стратегическом плане, но в то же время очень слабой экономически.

Создание самостоятельной Астраханской епархии, по-видимому, так же как и церковная реформа 1589 г., было обусловлено исключительно интересами государства и носило чисто политический, структурный характер. Ее учреждение открывало новые возможности в развитии церковной организации края. Однако они были прерваны начавшейся Смутой.

В результате потрясений, пережитых Россией в начале XVII в., в малонаселенном Нижнем Поволжье были полностью уничтожены Царицынская и Саратовская крепости. Астрахань и Терская крепость обезлюдели из-за значительных людских потерь. Смута отбросила развитие епархии далеко назад. Старейший астраханский Троицкий монастырь был разграблен. Сильно пострадал астраханский Спасский монастырь. Новый архиерей прибыл в Астрахань только в 1615 г.

Третья глава - "Астраханская епархия после Смуты" -посвящена исследованию роли государства в развитии местной церковной организации, анализу деятельности епархии по освоению Нижнего Поволжья в XVII в.

Проводимая русскими властями политика способствовала быстрому восстановлению Астраханского края после Смуты. На протяжении первой половины XVII в. наблюдалось поступательное развитие Астраханской епархии, чему способствовали особенности положения, местной

экономики и придаваемое ей правительством значение. Значительные пожалования, данные астраханскому духовенству, свидетельствуют о желании властей поддержать развитие епархии. В крае действовало восемь монастырей: Троицкий, Спасо-Преображенский, Вознесенский, Благовещенский и Долбовский - в Астрахани, Богородичский в Царицыне, Богородичский и Крестовоздвиженский в Саратове, и около двух десятков церквей. Некоторые из них, как, например, астраханские Троицкий и Вознесенский, смогли добиться замены руги на пожалования и льготы и достигнуть относительной хозяйственной самостоятельности.

Документы указывают на специфику хозяйственного развития Астраханской епархии. Если духовенство СевероВосточной Руси старалось сосредоточить в своих руках земельные богатства, то астраханское духовенство сконцентрировало главные интересы прежде всего на рыбных и соляных промыслах. Астраханские рыбные ловли в то время являлись наиболее прибыльным и чуть ли не единственным способом ведения хозяйства на Нижней Волге. Предоставленные монастырям льготы и их активная хозяйственная деятельность притягивали торгово-ремесленное население. В Астрахани шел процесс обеления государевых людей. Вокруг монастырей постепенно росли слободки. В XVII в. четко прослеживается тенденция образования приходов при астраханских церквях, что также усиливало их экономическую самостоятельность. Духовенство Астраханской епархии стало играть важную роль во взаимоотношениях русского

правительства с донскими казаками. Со второй четверти XVII в. оно развернуло активную миссионерскую деятельность среди степняков, которая стала важным инструментом проводимой русскими властями политики упрочения своего господства в регионе.

Ситуация же вне Астрахани и ее округи была совершенно иной. Число поселений в Нижнем Поволжье к середине XVII в. увеличилось незначительно. Заселение края по-прежнему было затруднено целым рядом обстоятельств. Несмотря на явные успехи в хозяйственной деятельности, Астраханская епархия в целом продолжала в значительной степени содержаться за счет руга и находилась в сильной зависимости от государства.

Четвертая глава - "Образование Астраханской митрополии" - посвящена выявлению предпосылок преобразования Астраханской архиепископии в митрополию и анализу его последствий. Доминирующими темами в исследованиях по российской церковной истории XVII в. являются отношения между светской и духовной властями, деятельность патриарха Никона, церковные соборы, повлекшие за собой раскол в Русской Православной Церкви, борьба за церковные земли и привилегии21. В работах местных

Соловьев B.C. О русском народном расколе // Сочинения. В. 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 180 - 205; Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. М., 1991. С. 121 - 230; Буганов В.И., Богданов А.П. Бунгари и правдоискатели в Русской Православной Церкви. М., 1991. С. 494 - 516.

исследователей открытие митрополии рассматривалось просто как случившийся факт, исключительно как результат случайного стечения обстоятельств. К примеру, астраханские историки М.Благонравов, И.Саввинский, С.Матвеев считали, что главной причиной посвящения Иосифа в митрополиты было ходатайство восточных патриархов Паисия и Макария22. Основное внимание они сосредоточили на описании мученической гибели первого митрополита23.

Развитие Астраханской епархии во второй половине XVII в. протекало в сложных условиях. Местные монастыри и церкви превратились во влиятельные и авторитетные центры православия, которые привлекали к себе не только местных жителей и служилых людей, но и вольных казаков. Основные цели, которые ставило перед собой руководство страны, развивая ' Астраханскую епархию в то время, по всей видимости, были достигнуты. На церковном соборе 1667 г., созванном по инициативе царя, астраханский архиерей был пожалован митрополичьим саном. Царь отблагодарил одного из своих активных помощников в деле патриарха Никона -архиепископа Иосифа, который умело использовал для этого приезд восточных патриархов. Важным было, вероятно, и

Саввинский И. Историческая записка... С. 36; Матвеев С. Указ. соч. С. 9 - 10; Благонравов М. Указ. соч. С. 19.

23 Матвеев С. Указ. соч. С. 10 - 14; Рыбушкин М. Указ. соч. С. 96 -98; Лебединский Я. Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. Астрахань, 1885; Каменский Н.Т. Указ. соч. С. 52 - 55; Саввинский И. Историческая записка... С. 119 - 120; Саввинский И. Иосиф убиенный, митрополит Астраханский. Астрахань, 1912.

желание царя поднять статус Астрахани - бывшей столицы царства. Восточным иерархам отводилась лишь почетная роль ходатаев за отличившегося владыку. В то же время территории епархии оставались обширными и малозаселенными. Города и крепости росли медленно, сохраняя военный характер. Преобразования епархии носили политический характер. Они не затронули основ епархиальной жизни.

Новый курс правительства на решение проблем государства за счет церкви привел к нарастанию кризисных явлений в социально-экономической жизни епархии. Не случайно во время восстания С.Разина епархиальное духовенство, за исключением митрополита Иосифа и его доверенных лиц, благосклонно отнеслось к бунтовщикам. Недовольство правительством создало благоприятную почву для распространения идей старообрядцев. Восстание показало, что духовенство, вопреки ожиданиям правительства, не является его надежной опорой в крае и что Астраханская митрополия нуждается в серьезных преобразованиях. Руководство страны в конце века оказалось перед выбором: возобновить политику широкой поддержки Астраханской епархии, как это было в XVI - первой половине XVII вв., или продолжать двигаться новым путем, решая свои проблемы за счет епархии.

Пятая глава - "Астраханская епархия в XVIII в." -посвящена анализу преобразований, происходивших в Астраханской епархии в XVIII веке, которые в итоге привели к ее разделу в 1799 г.

Проблема реформирования Астраханской епархии в XVIII в. в исторической литературе специально не ставилась. Н.Каменский, П.Юдин ограничились общими замечаниями относительно преобразований всего государства и особой политики Петра в отношении церкви24. И.Саввинский связывал низведение астраханской кафедры на более низшую ступень с упразднением патриаршества, вместе с чем "естественно должно было сократиться и число митрополитов"25.

На изменение положения Астраханской епархии повлияла главным образом успешная внешняя политика Русского государства. Присоединение новых территорий на Северном Кавказе и в Причерноморье превратил! Нижнее Поволжье во внутреннюю территорию страны и создали благоприятные условия для освоения края. Территория Астраханской епархии выросла в несколько раз. Освоение новых земель потребовало значительных сил и средств, которыми епархия не располагала. Более того, правительственная политика, направленная на подчинение церкви интересам государства, привела к преобразованию Астраханской митрополии в ехшскопию, секуляризации ее имущества, отмене ряда привилегий астраханского духовенства, к установлению жесткого контроля над его

^ Каменский Н. Указ. соч. С. 63; Юдин П. 300-летие Астраханской епархии // АЕВ. 1902. № 24. С. 1080. 25 Саввинский И. Историческая записка... С. 36.

финансовой и хозяйственной деятельностью. Политика, направленная на сокращение государственных расходов на церковь, привела к оскудению и закрытию многих монастырей в Нижнем Поволжье. Содержание архиерейского дома, число его служителей уменьшились в несколько раз. Ружные церкви на протяжении столетия переводились в разряд приходских, а жизнь приходов строго регламентировалась. Диспропорции в развитии территорий, находившихся в ведении епархии, привели в итоге к ее разделу в конце XVIII в. на две епархии.

В заключении подведены основные итоги исследования, которые позволили определить значение зарождения и развития Астраханской епархии в XVII 1 XVIII вв.

Проведенный критический анализ всего комплекса выявленных источников по истории Астраханской епархии, как ранее известных, так и вновь вводимых в научный оборот, позволил, опираясь на данные документов, критически осмыслить показания нарративных источников и внести существенные уточнения в сложившиеся представления как по отдельным вопросам, так и по теме в целом.

Исследование показало, что учреждение и обустройство Астраханской епархии имело важное значение не только и не столько для Русской Православной Церкви, чьи экономические и стратегические интересы самым непосредственным образом касались Нижневолжского региона, а прежде всего для государства, во внешней политике которого, начиная со второй половины XVI в.,

южное направление играло все более значительную роль.

Смута начала XVII в. подорвала хозяйство Нижнего Поволжья, разрушила местную церковную организацию, но одновременно дала мощный толчок колонизационным процессам, что создало благоприятные условия для дальнейшего развития региона и его епархии. Значительная государственная поддержка, оказанная Астраханской епархии после Смуты, способствовала ее быстрому восстановлению. Основные цели, которые ставило перед собой руководство страны, развивая Астраханскую епархию в то время, по всей видимости, были достигнуты. На церковном соборе 1667 г., созванном по инициативе царя, астраханский архиерей был пожалован митрополичьим саном. Одновременно политика огосударствления церкви подорвала ее экономическое положение.

XVIII в. коренным образом изменил положение Астраханской епархии. Успешная внешняя политика Русского государства, присоединение новых территорий на Северном Кавказе и в Причерноморье превратили Нижнее Поволжье во внутреннюю территорию страны и создали благоприятные условия для освоения края. Диспропорции в хозяйственном развитии территорий, находившихся в ведении епархии, привели в конечном счете к ее разделу во второй половине XVIII в. и выделению двух новых епархий.

Государство сыграло исключительно важную роль в зарождении и развитии Астраханской епархии в XVII -XVIII вв. Не случайно основные изменения в епархии были

вызваны не столько экономическими или идеологическими

причинами, сколько интересами государства.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Монастыри Царицына XVII - XVIII вв. // Вопросы краеведения. Вып. 3. Волгоград, 1994. С. 68-71.

2. История Русской Православной Церкви в Царицыне XVIII - нач. XIX вв. // Христианство: вехи истории. Волгоград, 1996. С. 32 - 37.

3. Первый Астраханский архиепископ Феодосий // Мир православия. Волгоград. 1997. С. 57 - 61.

4. Образование Астраханской епархии // Средневековое православие от прихода до патриархата. Волгоград, 1998. Вып. 2 (в печати).

 

Текст диссертации на тему "Астраханская епархия в XVII-XVIII вв."

V /' ч

/ / / *

/

Волгоградский государственный университет

Дубаков Андрей Валентинович Астраханская епархия в XVII - ХУШ вв. 07. 00. 02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

На правах рукописи

Научный руководитель -кандидат исторических наук, доцент И.О.Тюменцев

Волгоград 1998

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1. Источники по истории Астраханской епархии 19

ГЛАВА 2. Образование Астраханской епархии 48

ГЛАВА 3. Астраханская епархия после Смуты 79

ГЛАВА 4. Образование Астраханской митрополии 107

ГЛАВА 5. Астраханская епархия в XVIII в. 129

Заключение 159

Источники и литература 164

Приложение 199

Список сокращений 200

Введение

Происходящее в России реформирование социально - экономической системы сопровождается глубоким духовным кризисом. Отказ от коммунистической идеологии и попытки заменить ее общечеловеческими ценностями вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Резко возрос интерес к прежней государственной религии русского народа - Православию, к истории Русской Православной Церкви. В современной общественной мысли четко просматривается течение, которое предлагает преодолеть духовный кризис путем восстановления той роли, которую играла церковь в Старой России. Проблема заключается в том, что многие представления об истории Русской Православной Церкви основываются не на данных исторических исследований, а на многочисленных переизданиях духовной литературы XIX - начала XX вв., что явилось благодатной почвой для многочисленных спекуляций. Происходит явное искажение прошлого, что делает исследование истории Русской Православной Церкви весьма актуальным.

Общероссийские проблемы приобретают особую специфику на региональном уровне. Нижнее Поволжье - уникальная в историко-культурном отношении часть России, которая резко отличалась от центральных областей как по природным условиям, так и по составу населения. В течение многих веков на ее территории жили, сменяя друг друга, разные народы, приносившие с собой различные религиозные и культурные традиции. Сложившаяся на рубеже XVI - XVII вв. Астраханская епархия имела свои особенности как по сравнению с епархиями внутренних районов страны, так и пограничных. Она возникла на завоеванной и колонизируемой территории, на перекрестке важнейших евразийских торговых путей, в условиях постоянной военной

опасности, вызванной набегами степняков, в непосредственной близости от вольных казачьих городков и станиц.

Хронологические рамки исследования - XVII - XVIII вв. В конце XVI в. появились первые церкви и монастыри в Нижнем Поволжье, начали вызревать условия для образования Астраханской епархии, которое произошло в самом начале XVII в. В XVII столетии Астраханская епархия смогла достичь расцвета в своем развитии. Именно в это время епископство было преобразовано в архиепископство, а затем и в митрополию. В XVIII в. расцвет сменился упадком, который привел, в конечно счете, к разделу епархии и возвращению астраханским владыкам сана епископов. На протяжении трех веков Астраханская епархия сохраняла относительное территориальное единство. Несмотря на то, что титулы астраханских владык менялись (они были Астраханскими и Терскими, Астраханскими и Ставропольскими, Астраханскими и Моздокскими), основная территория епархии оставалась неизменной. В состав епархии входило население Нижнего Поволжья и части Северо - Восточного Кавказа. В конце XVIII в. из территории епархии была выделена Саратовская епархия и присоединены вновь покоренные земли Северного Кавказа. Территориальное единство епархии было нарушено, и она вступила в новый период своей истории, который требует отдельного, специального исследования.

В дореволюционной литературе отдельные вопросы темы затрагивались попутно в трудах классиков русской исторической мысли В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, И.Е.Забелина, В.О.Ключевского С.Ф.Платонова и др. Они упоминали о строительстве церквей и монастырей на Нижней Волге, высказывались относительно роли духовенства в освоении края и социальных

конфликтах XVII - ХУ1П вв.1 В.Н.Татищев в «Лексиконе российском,

географическом, политическом и гражданском» впервые привел краткие сведения об

Астраханской епархии. Статья невелика по объему и содержит некоторые неточности.

К примеру, историк ошибочно сообщил, что первый епископ был прислан в

Астрахань в 1609 г., а митрополия была учреждена в 1688 г.

Больше внимания проблемам истории Астраханской епархии уделялось в

общих трудах по истории Русской Православной Церкви: митр. Макария,

Н.Добронравина, АВ.Карташева. Анализируя основные вехи истории Русской

Православной Церкви они затронули некоторые сюжеты из жизни Астраханской

епархии, например: образование епархии, мученическую гибель митрополита Иосифа з

И др.

Ценные данные по истории Астраханской епархии были собраны в связи с изучением истории иерархии Русской Православной Церкви. На рубеже XVII - XVIII вв. астраханец Никифор Туркин4, вероятно, опираясь на записи «Троицкой летописи», составил хронологические таблицы, в которых перечислил всех известных ему местных архиереев и основные события в жизни города в их правление. Это была первая попытка систематизировать сведения об астраханской иерархии5.

1 Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979; Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Т. 10 - 12; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 4. М., 1960; Кн. 6. М., 1961; Кн. 12. М., 1961; Забелин Е.И. История русской жизни с древнейших времен: В 2 ч. 2-е изд. СПб., 1908 - 1912; Ключевский В.О. Сказание иностранцев о Московском государстве. Пг., 1918; Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4 - 6. М., 1989; Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1994; Его же. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв. М., 1995.

2 Татищев В.Н. Указ. соч. С. 171.

3 Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 1 - 7. М., 1994.; Добронравии К. Очерк истории Русской Церкви, от начала христианства в России до настоящего времени (1860 года). СПб., 1863.

4 Наши попытки узнать что-либо о судьбе Н.Туркина не увенчались успехом.

5 Рукопись Никифора Туркина // Сборник Астраханского Петровского общества. Вып. 1. Астрахань, 1896. С. 43 - 56;

На рубеже XVIII - XIX вв. астраханский архиепископ Платон Любарский (1794 - 1805 гг.) написал краткую историю астраханской иерархии. Сочинение начиналось рассказом о первых астраханских архиереях и завершалось 1797 г.6 Автор не успел опубликовать свой труд. Он был издан только в 1848 г. в Москве под названием «Иерархия Астраханской епархии»7. В «Истории» П.Любарского нет ссылок, поэтому неизвестно, откуда он черпал данные. Составители «Иерархических каталогов российских древних епархий» показали, что сочинение содержит много неточностей8. Действительно, архиепископ неверно указал, что первый астраханский архиерей Феодосий умер по дороге в Царицын и что это случилось в 1607 г., что митрополит Иосиф был хиротонисан на астраханскую кафедру в 1659 г.9 Впоследствии эти ошибки часто воспроизводились в работах некоторых краеведов.

Ректор Новгородской семинарии, архимандрит новгородского Антониева монастыря Амвросий (Орнатский) в 1807 г. издал «Историю российской иерархии». Название сочинения явно не соответствует его содержанию. Вместо изложения истории российской иерархии, автор ограничился сбором и систематизацией основных сведений об иерархах и епархиях. В результате получился объемный справочник, в котором астраханскому высшему духовенству посвящен специальный раздел10. По сравнению с предшественниками Амвросий (Орнатский) несомненно сделал большой шаг вперед. В сочинении имеются ссылки на источники: летописи, духовные сочинения, грамоты, а также сведения, специально собранные Синодом. В

6 Матвеев С.И. Епархия Астраханская и Терская // Журнал министерства народного просвещения (ЖМНП). 1842 г. Часть XXXIV. Отд. II. С. 1-16.

7 Любарский П. Иерархия Астраханской епархии // Сборник разных исторических статей. М., 1848. С. 21-38.

8 Иерархических каталогов российских древних епархий проверка с летописями и актами. 1853 г. // РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1768. Л. 7 об., 10, 12 об.

9 Любарский П. Указ. соч. С. 21, 29.

10 Амвросий (Орнатский A.A.) История российской иерархии. М., 1807. Т. 1. С. 20, 104 - 105.

конце помещено много приложений. Вместе с тем в «Истории» имеются некоторые неточности. К примеру, неверно указано время управления Астраханской епархией архиепископами Ануфрием, Макарием, Пахомием11.

Разработку проблем истории иерархии в первой половине XIX в. проводил член Археографической комиссии П.М.Строев. Он первым широко использовал материалы Астраханской Приказной палаты, которые были вывезены Археографической комиссией в Санкт-Петербург. Опираясь на помощь астраханского исследователя С.Матвеева, П.Строев собрал уникальные данные о епархии и нижневолжских монастырях12. Значительна часть материалов вошла в опубликованный после его смерти справочник «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» и в двухтомный сборник документов «Архив П.М.Строева»13. Труд П.М.Строева выгодно отличался от предыдущих сочинений большей точностью и информативностью. Вплоть до сегодняшнего дня он считается лучшим справочником по истории российской иерархии.

В конце XIX в. И.М.Покровский попытался обобщить материалы, накопленные историками Русской Православной Церкви и ее иерархии в сочинении справочно-библиографического характера «Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и пределы», в котором дал пространное описание епархий, монастырей и церковных соборов14. Он собрал и систематизировал основные сведения по истории Астраханской епархии, накопленные к тому времени в литературе. Более детально И.М.Покровский остановился на вопросе открытия

11 Там же.

12 Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.

13 Архив П.М.Строева. В 2 т. // Русская историческая библиотека (РИБ). Пг., 1915, 1917. Т. 32, 35.

14 Покровский И.М. Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и приделы: В 2 т. Казань, 1897- 1912.

епархии и ее обустройстве в XVII в. Подводя итог исследованию развития епархии за первое столетие существования, он пришел к выводу, что, несмотря на учреждение в Астрахани митрополии, она «была слишком незначительной по количеству церквей» и особенно бедна приходскими храмами15. Этот труд не потерял своего значения как справочного пособия до сегодняшнего времени.

Специальные исследования истории Астраханской епархии в основном проводились силами местных историков и краеведов. Они собирали легенды, предания, сохранившиеся письменные источники и попытались изложить их в старинном жанре древних русских летописей. Так возникли: Царицынская (кон. XVIII

в.)16, Черноярская (XVIII в.)17, Ключаревская (ок.1825 г.)18 и Камышинская (ок. 1867

г.)19 летописи20. Некритический подход к собранным материалам привел к тому, что летописцы-краеведы положили начало многим ошибкам и неточностям в историографии. К примеру, в Ключаревской летописи указано, что строителем новой Астрахани был воевода Оболенский21.

В первой половине XIX в. в краеведческой литературе наблюдается переход от летописного жанра к историческим сочинениям. Весомый вклад в изучение прошлого Астраханской епархии внес директор Астраханского училища М.Рыбушкин. В 1841 г.

15 Там же. Т. 1. С. 155.

16 Лугарев П. О начале заведения города Царицына и о древних случайностях оного по устному уверению старожилов, получивших сведения от их отцов и дедов // ОР. РНБ. Б. 1У.789 (1). Л. 1 - 15.

17 Описание о начатии Черного Яра на месте сем и о погорении первого города, которое место ныне называется городищем // ОР. РНБ. р. XVII. 53 (2). Л. 49 - 59.

18 Васильев К. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887.

19 Камышинская летопись // Библиотека Камышинского краеведческого музея. Без номера.

20 В конце XVIII - начале XIX вв. среди краеведов весьма популярным при описании местной истории было подражание древним летописцам, чьи сочинения для них являлись наиболее авторитетными источниками, поэтому назвать указанные памятники летописями можно весьма условно. Тем не менее, эти сочинения представляют собой интересный пласт местной культуры, который заслуживает специального исследования. В данном случае мы рассматриваем их как факт историографии.

21 Васильев К. Указ. соч. С. 4 - 5.

он опубликовал «Записки об Астрахани», которые являются первым опытом историко-экономического описания города. Краевед выделил три главные вехи в истории епархии - ее учреждение при архиепископе Феодосии, мученический подвиг митрополита Иосифа в 1672 г. и деятельность митрополита Сампсона во время астраханского восстания 1705 - 1706 гг.22 Предположения и выводы М.Рыбушкина не всегда поддаются проверке, поскольку он не указал источники своей информации. В работе встречаются ошибки. Например, краевед считал, что Феодосий из архимандритов Троицкого монастыря был посвящен в сан архиепископа в 1589 г. или что воевода Ф.И. Шереметев перенес останки Феодосия из Казани в Астрахань в 1608

Год спустя, после выхода книги М.Рыбушкина, появилось сочинение другого местного историка С.Матвеева24. Он широко использовал в своем исследовании некую «частную рукопись», которая, по его словам, называлась «Биография астраханских архиереев» и была доведена до 1805 г. Судя по описанию, это было сочинение П.Любарского. Извлеченные из рукописи сведения С.Матвеев дополнил сообщениями, которые почерпнул из дел ризницы Успенского собора, в архивах

22 Рыбушкин М. Записки об Астрахани. М., 1841. С. 34.

23 Рыбушкин М. Указ. соч. С. 26.

24 Отдельные эпизоды биографии С.И.Матвеева вызывают особый интерес. В 1834 - 1840 гг. он служил старшим учителем российской словесности в Астраханской губернской гимназии и одновременно занимался разбором столбцов XVII в. из архива Астраханского Губернского правления. В 1835 г. С.И.Матвеев составил их опись. С 1837 г. по поручению Археографической комиссии он снимал копии с древних актов и описывал их. Списки отправлял в Комиссию по мере изготовления. В этом же году он был назначен «чиновником Археографической Комиссии». По просьбе П.М.Строева, работавшего над «Списками иерархов и настоятелей монастырей российской церкви», С.И.Матвеев стал собирать данные об астраханских архиереях, настоятелях монастырей. В 1838 г. С.И.Матвеев получил разрешение на работу с документами, хранившимися в ризнице кафедрального собора. Вскоре он представил в Археографическую Комиссию более 360 списков древних актов, часть из которых была опубликована в «Актах исторических» и «Дополнениях к актам историческим». По просьбе П.М.Строева краевед составил список астраханских архиереев и настоятелей монастырей. (Михайлов Н.И. О состоянии Астраханского края во второй половине XVII века

Астраханского губернского правления и Приказа общественного призрения25. Благодаря С.Матвееву эти данные могли сохраниться, т.к. многие из использованных им материалов погибли.

В 1882 - 1884 гг. архимандрит Никанор (Каменский) опубликовал в «Астраханских епархиальных ведомостях» «Краткую историю Астраханской епархии»26. Вскоре сочинение вышло отдельной книгой. В своей работе архимандрит не был оригинален и широко использовал материалы из трудов С.М.Соловьева, историков Русской Православной Церкви - Амвросия (Орнатского), митр. Макария, а также сочинения астраханских исследователей П.Любарского, М.Рыбушкина и саратовского историка А.Терещенко. Свое повествование он украсил обширными извлечениями из документов Астраханской Духовной консистории, многие из которых впоследствии были утрачены и об их содержании приходится судить по его цитатам. Никанор (Каменский) дал относительно полное систематическое описание «религиозного состояния обитателей астраханского края до покорения его Россией». Композиционно автор связал весь собранный материал с жизнеописаниями астраханских архиереев. В результате история епархии превратилась в историю местной иерархии. Правда, завершая свое сочинение, архимандрит заметил, что на астраханское духовенство «история мало обращала внимание, сосредоточивая все свое внимание на высших правителях и иерархах», поэтому, по необходимости, историю Астраханской епархии зачастую приходится излагать как историю астраханской иерархии27.

и о значении г. Астрахани в это время, по делам древнего Астраханского губернского архива // Астраханские епархиальные ведомости (АЕВ). 1895 г. № 3. С. 72 - 79).

25 Матвеев С. Указ. соч. С.1 - 16.

26 Архимандрит Никанор (Каменский). Краткая история Астраханской епархии // АЕВ. 1882 -1884.

27 Каменский Н.Т. Краткая история Астраханской епархии. Астрахань, 1886. С. 33.

Во второй половине XIX в., в связи с приближением 300-летия епархии, резко возрос интерес к ее истории. Духовник Астраханской семинарии священник Михаил Благо нравов в 1902 г. выпустил биографический словарь «Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 16