автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Атеистический аспект политической жизни в Донбассе (1917-1936 гг.(

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Вылегжанин, Юрий Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Днепропетровск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Атеистический аспект политической жизни в Донбассе (1917-1936 гг.('

Полный текст автореферата диссертации по теме "Атеистический аспект политической жизни в Донбассе (1917-1936 гг.("

деЯЛРОПЕГРОВСКИй ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени 300-летия ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

На правах рукописи УЖ ЯП .5.3.13(477.61 Н 477.0?,К "1917/1936".

ШЛЕГК'АНИН Юрий Павлович

АТЕИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ Г'ИЗИИ В ДОНБАССЕ (1917-1936 гг.)

07.00.01 - История общественных движений и политических яартш"

Автореферат дигеертапшг яа соисканрр уюно'Ч степени кендида-'а нотс'ри'лоеких наук

г. Дюиропетровск 1992.'

Работа выполнена на кафедре политической истории Донецкого не/дарственного университета, '

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор НОСКОВ В.А. .

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

ГОРБАНЬ Ю.А.

Ьья'/цая организация:

кандидат наук, профессор

ЕРЕМЕНКО В. П.

Луганский государственный педагогический'институт

Защита состоится

•2L "ШуЛиЯ- 199<; г. в часов

lid заседании специализированного оивета К 063.24.03 по присуждении учено!) степени кандидата исторических наук в .В^епропетровс-кс.и государственном университете '320625, ГСП-2И, г.Днепро-потроьск-Ю, пр.Гагарина,72, корпус I, аудитория 6041.

С диссертацией мокно ознакомиться в научной библиотеке гооуншерситета.

Автореферат разослан

"/f " UW-XMuZ- [992 р.

~t

З'ченый секретарь специализированного совета кандидат исторических нау доцент

И.А.Кривой

"' [ J

• Актуальность теш исследования. Рассмотрение в конкретных Исторических условиях довоенного времени места и роли атеистипее-Тгого фактора в общественно-политической жизни предоставляется актуальной проблемой по нескольким причинам.

Во-первых потому, что развитие атеизма в обществе было следствием определенного родя деятельности целого ряда организационных структур и прежде всего - Коммунистической партии. Эта деятельность представляла собой не что иное как распространение коммунистической идеологии, частью которой является атеизм, за пределы картин. Причем, счмо создание партии одной из задач, имело борьбу "против религиозного одурачения рабочих"*.

Во-вторых, традиция революционного развития общества состояла в единстве с атеизмом, в то время как религия и ее организации в с"лу тесной связи с тонтрреволтшонными государственными структурами традиционно защищали консервативные позиции. Широкий общественно-политический конфликт на этой основе был исторической реальностью, оказал существен! ое влияние на ситуацию в стране в указшгный период и может являться предметом исследования.

В-третьих, сам процесс атеистической пропаганды имел определенные закономерности, радикально изменялся в целях, формах и методах, что таи или иначе обусловлено поворотами экономической, социальной политики и государственной идеологии. Изучение этих связеП существенно дополняет картину.

В-четвертых, нынешняя общественно-политическая реальность, процесс широкого освобождения совести, практически неограниченная пропаганда различных религий, заставляв* внимательно изучать исторический опыт и уроки взаимоотношений религиозных организаций и верующих с государством и его структурами. Э.о позволит ныне избегать негативных процессор проявлявшихся ранез в атеистическом экстремизме.

Объект исследования. Непосредственним объектом исследований избран Донбасс - крупный регион Украины, в котором, по напему мнению, в попноЕ мере проявилась реальность разийтия массового ат^ияча во ясеР его противоречивости.

уронологичдскне рамки исследования. Опр?депяя хронологически асгтэят ссследоппнигг, автор исходил из то,ло, что в период 1917-

- Поли.собр.

1у36 гг. были достигнуты наибопьшие результаты в атеистическом ь; ^действии на массы, в результате чего Донбасо стал регионом "м&ееобого атеизма. Вместе с тем, тогда наиболее ярко проявился и атеистический экстремизм, который к середине 30-х годов одержан в Донбассе полную победу над сторонниками постепенности, умеренных темпов и корректных катодов пропаганды атеизма. Эта победа тесно связана с укреплением административно-командной системы и личной власти И.Сталина.

Ц-чльв исследования диссертант считает:

- изучение, анализ, обобщение и изложение в тексте проблемы существования в I9I7-I936 годах в ..Дон бас се атеистического фактора, под которым разумеется процесс вытеснения религии из общественного сознания. Автор исходит из того, что организатором и руководителем этого процесса явились партийные организации ВКП(б) и KÍKб)У - от центральных комитетов до первичных ячеек. "Понятно что автор стремился прежде всего критически оценить направления, формы и методы их деятельности. Развитие атеистического мировоззрения в стране в тот период следует определить одной из важнейших задач существовавшего политического режима;

- освещение историографии проблемы;

- изучение объективных и субъективных факторов, определивших укрепление позиций атеизма в регионе;

- исследование процесса становления основ, системы атеистического воспитания, роли партийных организаций в подготовке атеистических кадров и повышения эффективности использования;

- выяснение особенностей и результатов атеистического влияния на различные группы населении в Донбассе.

Теоретической и методологической основой диссертации являются общечеловеческие интеллектуальные ценности, выработанные в процессе многовекового диалектического взаимодействия религиозного и атеистического сознания. К их телу относятся гуманистическое и демократическое отрицание религиозного фанатизма и атеистического экстремизма, утверждение взаимной терпимости, обоснование передовой отечественной и зарубежной мнельв закономерного характера существования обоих мировоззрений.

Автор исходит из необходимости изучать рассматриваемую проблему как пшокупность реальностей 20-30 годов, особенностей и противоречий иеследуемгго периода, учитывая, вместе о том после-

душий исторический опыт.

Источниковуто базу диссертации составили Фонды архивов Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Института истории партии при ЦК Компартии Украины, материалы Донецкого и Луганского ее областных комитетов (которда ныне находятся в государственных архивных хранилищах^, а так же фонды Донецкого к Луганского областных государственных архивов.

Главную часть использованных документов составили документы партийных комитетов разных уровней, переписка партийных организаций. Вместе со стенограммами, протоколами паруи№ых конференций, собраний и заседаний бюро и комитетов, они дапт возможность полно представить сам процесс рыполнения поставленной тогда задачи - исключить или свести к минимуму влияние религиозных организаций и религий.

Государственные архивы хранят документы» использование которых позволило доказать полную зависимость государственных структур от партийных. Применительно к томе йто означает не что иное» как использование эозможностей государства для решения партийно-идеологической задачи освобождения трудящихся от религиозности.

Значение имело и использование материалов периодической печати, которые позволяет говорить, что с середины 29-х годов она активно использовалась в интересах атеистической пропаганды,, причем главным ее аспектам становится исторически, а главным объектом - социально-политические корни религии.

Научная новизна .исследования состоит в следушем. Установлено, что в процессе развития атеизма в Донбассе наряду со стремлением выработать вернув линию, проявился атеистический экстремизм, массовое закрытие культовых зданий. Есть основания считать атеистичиский экстремизм политическим л а б л у к -денном, которое то господствовало, то ослабевало, но всегда имело сторонников и вытекало из таких посылок: я) религия безусловно реакционна и вредна долу социализма; б* для борьбы с ней есть все "оииялыше, юридические и политические возможности; в1 следовательно, религия кочно и нужно уничтожить. Верная линия в атеист!" чясксг работе трк никогда не исчезала и г п р п к т л к и . 0.;а отходила ня второй план в уело • в'*гх "нрт'К'кя" не гп*лгич, рля>«пч которого генерировал иллирин ск^р.Тл'л 4ге куто.

В олредодг-икоР >дзлось 01тредо;;эть реальное влияние

¡иф^ии на теистическое воспитание в системе , состояа-

во взаимодействии с организациями и кадрами, которые аели атеистическую работу, в мерах по повышению ее результатов сверху вниз и наоборот.

Веделены факторы» влиявшие на процесс. Кроме непосредственного атеистического воздействия, систему которого пытались создавать» это социально-культурные и эконоыи-чссте преобразования, вовлечение масс в производство и общественную жизнь»

На защиту выносится вывод, что главный порок атеистической работы, состоял в неверном выборе п р и о -ритетовв дилемме: что принимать во внимание преизде всего; религиозную реальность или конечную цель. Приоритетом стала ц а и ь и это привело к крупным ошибкам и ¡.реступлениям.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы, основные поломения, выводы и рекомендации могут бить исполь-зоаанн в нынешней сломной ситуации в строительстве в рамках правового государства новых отношений между религиозными организациями и верующими с одной стороны и государством, его институтами, различными общественно-политическими организациями с другой. Наде политическое прошлое со всей очевидностью показывает как г: е л ь з я строить эти отношения.

' В условиях отделения иеркви от государства недопустимо учас-шб государства в пропаганде атеизма ни в какой форме. Атеистическая пропаганда есть дело атеистов и их самодеятельных организаций.

Апробация исследования. Основные результаты исследования автор изложил на методологических семинарах преподавателей гумани тарнше кафедр Макеевского инкенерно-строительного института в 1963-1990 гг., а такие в публикациях "О работе социал-демократов среди религиозных сектантов" 'Научные труды по истории КПСС // Вып.123 - Киев, 1963 "К вопросу о постановке социал-демократической работе сради сектантов на Л съезде РСДРП Щ1И0Н АН СССР, 14256 от 2I.I0.fi3 р.), а также в выступлениях на научно-методиче.-ких конференциях "Проблемы становления мировоззренческой культуры студентов (Черновпы, Г990> и "Г5щест"енно-политичес-как жизнь страны 1917-1991 гг. (Донецк, 1991 г.1.

Структура работы. Диссертация включает введение, четыре ррзл^ла, заключение, ''лрочЕ-нъ использованной литера!уры и истсч-

ников.

Во введении обосновывается выбор темы» ее актуальность хронологические и региональны? рамки» сформулированы цели рабсты, классифицированы источники,. охарактеризована новизна исследования«

В первом разделе "Историография проблемы" предпринята попытка систематизации и анализа литературы, использованной при написании работы.

Итоги исследования позволяют заявить о том, что работы по исследованию историографического аспекта проблемы нет.

В развитии исследований по теме диссертации автором выделены три периода; с 1917 пс 1936; с 1936 по 1985; и с 1985 г. по настоящее время.

Литература первого периода и самом общем смысле^ характеризуется острой политической направленностью и синхронизируется с развитием главной политической тенденции того времени по пути то?а-литаризяции государства и роста атеистического экстремизма. Причем, по мере укрепления тоталитаризма, укреп.-ял ось и вульгарно-атеистическая традиция в литературе. Между те;« э первые года Советской власти религиозная литература с стране выходила беспрепятственно*. Отсюда видна беспочзен-кость обвинений револоционного реташа в изначальном воинствующем атеизме. Ото видно, в частности, в раОотах главно: г.« интерпретатора атеистической политики Е.М.Ярославского, В середине 20-х годов он еще пропагандирует идея Б.И.Ленина о связи атеистической работы со всей нзл:ой борьбой за социализм, за улучшение материального и культурного положения рабочих"^, но уже а середине 30-х годов, касаясь взглядов К.Маркса на атеистичсскую пропаганду, опирается на тем высказывания К.Маркса, которые доказывают атеистический экстремизм последнего^» И это понятно, ибо Е.Ярославскому с середины 30-х годов п р и н ц и п и а-л ь -но важно было показать К.Маркса политическим союзникам атеистического курса в СССР в 30-е годы.

* Напр.: Доклад о правовом положении православного духовенства Священному Собору православно! российской церкви. - М.с 1916.-3 с. Программа Православной Свободно? Народной Цоркви.-Пенза,1920.-8 с.

2 Ярославский Е.М. Мысли Ленина о религии //Е.М.Ярославский. О религии. - М.: Политиздат, 1958. - С.57.

3 Ярославский Е.М. Карл Маркс о религии //Е.М.Ярославский. О религия. - М.: Пллмтт'здат, Т25Я. - С.Я<Г.

Значительный круг авторов пропагандировал у изучал атеистическое наследие В.И.Ленина*. И,Дунаевский сделал-р начале ЗО-х ¡•одов попытку осмыслить изучение ленинского атеистического наследия^. Примером такого рода служит и публикация Ф.Цутинцева, который не только пропагандировал в ней атеизм, но и общеполитически просвещал читателя. Особенностью литературы того времени была политический" актуальная интерпретация. Если в 1923 году| признавалось, дао слой политически неграмотных "прямо ужасадаий" и лишь активной работой "партия сможет подготовить достаточный кадр,.. пропагандистов и агитаторов-антиролигиозников"^» то в 1934 году на ХУЛ съезде партии он оценивал религиэ как недобитого врага, призвал "выкорчевать из сознания лвдей религиозную идеология'. Другие авторы шли еще дальше, признавая открыто антирелигиозной направленность государственной власти в стргне^. Попытки умерить тал экстремистов, со стороны, например, А.Т.Дукачевского^ встречали критику. Так П.Федосеев считал, что умеренность прикрывает "бездушие и бездеятельность" и их надо "вытравить до конца"'.

* Бонч-Бруевич В.Д. На боевых постах февральской и Октябрьской револвций. - М.: Мысль, 1931, - С.64. Владимир Ильич Ленин в первые годы после Октября //Воспоминания о Ленине. - М.; Политиздат, 1935. - C.II8; Скворцов-Степанов И.И. Ленин на антирелигиозном фронте //Безбожник. 3 февраля 1924 года;-Крупская Н.К. Антирелигиозная пропаганда. - Ы.-Л., 1929. - С.35,65. Дунаевский И. Научно-исследовательская работа в области воинствующего атеизма //воинствующее безбожие в СССР аа 15 лет. (I9IV-I932). - М.: ОГИЗ-ГАИЗ, 1932. - С.433-441.

•i

Ярославский Е. Агитационно-пропагандистская работа РКП: Меяду XI и ХП съездами. - М., 1923. - C.IO.

Он же. О недобитом враге. Из речи на ХУП съезде ВКП(б)// Ярославский Е.М. Против религии и церкви. - М., 1935. - С.367. ^ Рубен Р. фотив оппортунизма в атеистической работе. - М., 1930. - C.I6.

° Лукачевский А.'Г. Корт: религии при капитализме и в переходной

период //воинствующее безбожие в СССР. - С.24. ' Федосеев П. О "теории' стихийного отмирания религии //Об антирелигиозное работе. - Kockbr-Ярославль, 1937. - C.4?¡.

В Донбассе налицо были две линю« экстремистская и уморенная. Парную выражал секретарь губнома партии Э.Квиршг, который допускал оскорбление религиозного чувства части воруэдчх "для «ого чтобы убить или ослабить это чувство в другой части"*. За-вадушая Донгубагитггоопстдч,лом губкома С.Гопнер, напротив, считала ошибкой "в активизация движения масс против ноповютш... видеть победу над религией"^. Борьба "левого"и умеренного подходов 9 литературе проявилась определенно. Характерной ^тертой ее была антицерковная, агитационная направленность. Вместо о тем реалисты атеистической работы пытались рошать и практические вопросы подъема "ячейкового актива", подбора кадров, планирования, совершенствования отдельных форм работы .

Н.К.Крупская выделила необходимые черты атеистической лекции - конкретность и сгяаь "со всем •социалистическим строит 1 льет-ада"'*, Анализировались возможности музеев®, кино®, художественной литературы . Ряд авторов и тогда указывали на засилье формализма, например НДакки®.

Поднимались конкретные вопросы улучшения атеистической работы в деревне. Подчеркивалось* чте атеисты "не должны долать ничего такого, чтоби вызвало недоверие крестьян. Работе среди женщин посвяиена книга А.Коетгаьла*.

* Квиринг Э. К вопросу об антирелигиозной борьбе //Спутник Донецкого пропагандиста. - 1923, Р Б-6. - C.ID5.

^ Гопнер С. О методах' антирелигиозной борьбы //Спутник Донецкого

пропагандиста. - 1923, В» 5,6. - С, 128. 3 В борьбе за кадры. - М., 1935. - С.44-45. ^ Крупская Н.К. Увязка антирелигиозной пропагандн со всей работой по социалистическому строительству //Крупская Н.К, Антирелигиозная пропаганда. К.-Л.: Госиздат, 1929. - С.63. 5 Так ка. - С.35. ..

Воянотвувдее беэбогае аа 15 лет. - С.190. 7 Лапин Н. Безбожное ударничество на производство //Воинствув-

щов безбокие... - C.I97-I98. ® Ярославский Е.М. Задачи культтяфетва в постановке антирелигиозной пропаганды // Ярославский Е.М. На антнрлхигиознсф фронте. -

М.-Л.:-Госиздат, I9?,5. - U.I66. о -

* Коетитен А. Труддогояея тздина и религия. - М.-Л.: Московский рабочей, J.Sr-3. - ?е.О с.

В поиске путей влияния на молодежь приняли, участие Е.М.Ярос-ддлакий, А.Вакурова, Л.Н.Крупсквя. Поддержку в литературе подучил»: Чснтррелигиозные акции комсомольцев» несмотря на то, что политически они были осуждены. Реальный вклад комсомола в процесс был невелик. В начале 20-х годов А.Вакурова доказала, что хотп в од-; еле членов СВБ комсомольцы составляли 30?, из числа комсомольцев ; одеигчи CBS било

Наименее изученной быль работа среди национальных групп. Констатировалась лишь сильная религиозность » этой среде2.

Крупнейшее достижение историографии первого этапа, со всеми ее достижениями и пороками - коллективный труд - "Воинствующее безбожно в СССР за 15 лет".

Проблема атеистического воспитания стала, видимо» первой идеологической проблемой, которую пытались пересмотреть сразу после смерти И.Сталина. Об этом говорят известные Постановления ЦК КПСС в июле и ноябре 1954 года. Одаако принципиальные позиции партийно-государственной лропагакды не изменились в сущности. Типичной для времени следует считать статьи Е.В.Огневой. Автор определенно говорит о неизбежности преодоления религии по мере устранения социальных условий, отражением которых она является . С аналогичных позиций рассматривали проблему Н.А.Крылов^ и Т.Н.Зайцев^. Линия на объединение усилий партии и государства для преодоления предрассуд-к а религии сохранялась и позке. Ее четко определил в 1963 году секретарь ЦК КПСС Л.Ф.Ильичев0.

-Шакурова А. Комсомол на антирелигиозном фронте //Воинствующее безбожие в СССР. - С,309. %рандт Л. Католицизм в России и СССР //Воинствующее безбожие в СССР. - С.421, '

л

с'0гиева Е.В. В.И.Ленин об отношении партии и государства к религии //Вопросы атеизма. - I960. - !' 16. - С.38. %рылов К.А. Из истории пропаганды атеизма в СССР (1923-1925 гг.) //Вопросы истории религии и атеизиа. - Вып.6. - М., I960, -С. 166-192.

^Зайцев Т.Н. Религиозный вопрос ь программе .. тшегчкв IfflCC. -И.: ¡3 какие, I960, - 35 с.

^Ильичев Л.С. Очч^мдние пдоояогичо<ч(о<: padj-гы партии. Док-

лад.на 1Ьюь>ьв ЦК К&С IP *.ти г .41. Политиздат,1%3.-С,24.

После ХХП съезда КПСС стал дискуссионным вопрос о сроках отмирания религии. Господствовавшая позиция определялась так, что "полное преодоление религии - дело, безусловно, недалекого в историческом смысле будущего"*.

Особое место занимают работы Г.В.Воронцова, который обосновал атеистическую политику партии и государства, показал процесс создания структур, предназначенных для пропаганда атеизма, трудности, возникавшие в процессе в целом'". Конкрет-» ные формы организации атеистической работы в 20-30 годы рассматривали Б.Н.Коновалов, В.В.Покровский, В.Доброхотов и другие^. При этом отрицательная практика атеистической работы не показывалась.

При исследовании деятельности организованных атеистических сил - союзов безбожников, рост их численности считался позитивнш фактором, некритически в принципе воспринималась практика закрытия церквей'*.

Односторонность, критичность свойственны историографии второго этапа и при изучении атеистической работы среди рабочих®.

* Олещун 5.Н. Торжество коммунизма и'закат религии //Вопроси истории религии и атеизма. - 1953. Вып.II. - С.24.

• ^ Воронцов Г.В. Строительство социализма в СССР и массовый отход трудящихся от религии //Вопросы научного атеизма. Вып.4. Ы., 1967. - С.38-62; он же. Из истории партийного руководства про-ппяаццой атеизма в СССР (1921-1929) //Атеизм, религия, современность. - Л., 1973. - С.103-116.

^ Коновалов Б.Н. Ссюэ воинствующих безбожников //Вопросы научного атеизма. ВыпЛО. - М., 1957. - С.03-93. Покровский В.В. Исторический отя борьбы КПСС против религии за атеистическое воспитание трудящихся. Автореф.докт.дис. -М.: 1968. Доброхотов Б. Ленинские принципы партийной пропаганды и агитации в действии. Из истории идеологической работы РШК б) в первые годы Советской власти //Ленинские принципы идеологической работы V их осуществление. - Горький, 1977. - С.71-76.

^ Молчанов А.П. Развитие научного атеизма на Советской Украине ь 20-30 гг. Автореф.канд.дис. - Киев, 1Э71.

® Воронцов Г.В. Строительство социализма и преодоление религиозных пережитков. - И., 1966. - СЛ6-17. Он же. Ленинская программа атеистического воспитания в действии. Л., 1974. - С.152.

Но особенно ярко это видно в изучении атеистического влияния на селе*. •

Работа среди женщин исследована недостаточно^. В монографии "Атеизм в СССР: становление и развитие" она не рассматривается вовсе. Проблема работы среди национальных групп в »той книге выделена, но для ее рассмотрения привлечены только... материалы Июньского Пленума ЦК КПСС I9B3 года3.

В целом позиции, на которых стояли исследователи до 1985 года характеризуются следующим образом: крах религиозных организаций и религиозности в стране связывался с "победой социализма"^} репрессии касались только части духовенства? ослабление религиозности связывалось прежде всего с успехами культурной револации^. Попытки ;фитических опенок процесса были очень редки. Примером может служить статья Л.А.Готовского®.

Лишь .¡оследнее время публикации новых ленинских докумеотов'', статей Ю.Гамрецкого®, В.А.Алексеева9, А.А.Нуруллаева*" и других

* Атеизм в СССР: становление и развитие. - М.: Мысль. 1966, -С.85-96.

?

Мацына З.В. Деятельность Коммунистической партии Украины по вовлечении женщин в общественно-политическую иизнь к промышленное производство (1926-1929 гг.). Автореф.кчнд.дас. Донецк, 1975»

3 Атеизм в СССР: становление и развитие.,. - 0.97-113. ^ Коновалов В.И. Атеизм в социалистическом обществе //Вопросы научного атеизма. Вып.25. - И.: Мысль, 1980. - 244-266. в Муквич Г.А. Утверждение атеизма. - Киев: Политиздат Украины,

1979. - С.82. *.'■''

" Готовский Л.А. Борьба ШЮС с извращениями и перегибами в атеистической пропаганде то Украине (1928-1932 гг.). Информ.бюллэ-л тень йн-та научного атеизма АОН ЦК КГОС. - М., 1976. - С.ЗЭ. ' В.И.Ленин - Красикову П.А, к/ января 1927 года //Известия ЦК КПСС. 1989, Л. - C.2I4J В.Й.ЛвнйИ - Молотову В.М. для членов Политбюро ЦК PWtfd) 19 марта 1922 г. //Известия ЦК КПСС. -1990. * 4. - С.190-193.

Гамрецытой D.M. Православна перква на Укра1н1 иа элом1 епск

(1917-19Ю рр.) //Укра1нський 1сторичний журнал. - 1989,

? И. - С.47-59.

•' Алексеев В,А, 0 характере антирелигиозного двкяетт в СССР в

годы //ИэуодчЯ коммунизм. 1909. Р., - С.90-99.

АД, Л»нингки0 Hptwwn рдгнптва верртиш и неверу-

о

обозначили критический подход я проблеме.

Налицо полемика. Часть авторов (В.Н.Шердаков*. М.Н.Шахно-энч^ и авторы монографии "Атеистическое воспитание; содержание, формы и методы"^ настаиваэт на сохранении практики атеистическс ю аоспйтания9 очищенного от пороков и заблуждений прошлого.

Близкие позиции занимают В.И.Гараджа к Д '^чман'Ч Отличнуо позиции занимает В.Калинин» который считаем леоС'ходшлм снять практику атеистической работы, считая ее нарушением свободы совести.

Новгя реальность нашего времени - появление религиозных публикаций в общедоступной печати. С.Паэлов9 А.Мень, Г.Якунин и другие религиозные деятели возражая против одиозных ам-истических стереотипов» выступают за снятие всех ограничений с религиозной деятельности®.

Оценивая слоиивауюск историографическую реальность, отметим, что ныне существуют возможности исследований» которые помогут глубже изучить история распространения атеизма на Украине и а еэ регионах.

Необходило шире отрепать в исследованиях религиозную литературу» подробно ¡.зучить и показать в рамках развития атеистической

ющих трудящихся в борьбе за социазизм //Вопросы истории К1ЮС. -1969. ?? 7. - С.51-62.

* Шердаков D.H. Где кончается религиозность и начинается атеизм?

//Аргументы. 1988, - M.s Политиздат, 1968. - С.97. ^ Шахнович М.Н. Тайна бога. Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога. - Киев: Политиздат Украины, 1990. -240 с.

о

Атеистическое воспитание: содержание, формы и методы. - Киев: Политиздат Украины, 1989. - 288 с. ^ Гараджа В.И. Переосмысление //На пути к свободе совести. - М.: Прогресс, 1989. - С.19-28. Фурман Д.Е. Религия, атеизм и перестройка //На пути к свободе совести. - М.: Прогресс,1989.-8.7-18. ® Калинин В. О фонатиках атеизма и свободе совести //Известия, б марта 1991 г.

® Павлов С. О современном состоянии русской православной церкви //Аргументы, I9P6. М., Политиздат, 1908. - С.79-90. Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство //На пути к своооде совести... - С 68-III. Якунин Г. В служении культу (Мое-

традиции позицию Н.И.Бухарина, Н.Н.Рыкова, Л.Д.Троцкого, Г.Е.Зиновьева, Л.Б.Каменева, Г.И.Петровского. Есть возможность выделять деятельность А.Т.Лукачовского» Д.И.Игеатюка, других известных атеистов.

Во втором Разделе "ПЬлитика в атеистическом воспитании и условия ее реализации в Донбассе в 1917-193? годах" автор поставил задачу сформулировать ее главные цункты и определить конкретные условия реализации. При этом он объясняет поворот к политике фактичзского противостояния религий и церкви. Основа поворота, по мнения автора - господство партии в политической системе стра • ны после октября 1917 года. Политика в этой области означала ужесточение антицерковной и антирелигиозной линии. Идея атеистического воспитания трудящихся постоянно декларировалась. Намечались определенные меры в рамках реализации этих решений. Тем не менее, партийные решения и перечня "соответствовавших мер" не могли еще означать самого процесса атеистического воспитания. Он определялся условиями и людьми. Реальности же показывают, что практически повсеместно для серьезной и поюму, постоянной атеистической, работы не хватало ни сил, ни средств. Анализируя недостатки в этой сфере, руководстао было прежде всего озабочено политическими последствиями ошибок. Проблема реального освобождения сознания от религиозности такта« образом теряла в эффективности. Отсюда и постоянное стремление поставить работу под партийный контроль. $

Конкретная ситуация в Донбассе слагалась из ряда реальностей.

Во-первых, это промышленный характер региона? во-вторых -база религии. Только на территория Езовского округа а 1923 году насчитывалось 204 культовых здания на 323 тыс.человек населения*. Соответствовала этому и картина низкого уровня грамотности? 24 тысячи учащихся на весь Донбасс^. Важнейшим фактором можно считать процесс реализации Декрета "Об отделении церкви от государст-«эч и школы от церкви". Автор считает, что нет нужды преувелитш-

ковская Патриархия и культ личности Сталина //На пути к свободе совести. - С.172-207. Боршев В. Возвращение дыхания. Там ке. С.207-239.

* Донецкий областной государственный архив. - Ф.Р.2 сч.» оп.1, _ д.562, л.дЛбР. Натори«? рр.бшт: Донбассе. - В ?-х т. - К.: Наукова думка, 1901. -Т. т „ _ П.ГЗЭ,

за?ь его вначение. Ои означал ограничение религиозной пропаганды и деятельности церкви. Это касается метрикации населения, контроля над местами захоронений, отношения к церковным брянам и регистрации актов гражданского состояния, регламентация деятельности церкви вне храмов,, имулества общин, документации, обучения детей религии. Закон проявлялся и в укреплении иоз'лгой безрелигиозного образования. Открыто заявлялось, что "школь никогда не была и не сможет быть аполитической, она в настоящее время, в условиях диктатуры пролетариата, должка стать орудием последнего в его борьбе"*. .

Особое значение среди факторов, определявших становление атеистического сознания трудящихся имело изъятие церковных ценностей. Автор предлагает свои трактовку новых ленинских документов, опубликованных в 1990 году^.

Определенно можно заключить, что религиозная ситуация, культурная атмосфера, конфискация церковных ценностей формировали внешнюю среду, в которой проходил процесс атеистического влияния на массы.

В третьем разделе "Становление системы атеистического воспитания в Донбассе в 20-30 годы: партия, кадри и массовое движение" автор поставил зада,гу выявить роль местного руководства в налаживании механизма атеистической работы, в работе с кадрами и развитии массового атеистического движения. Выяснилось, я частности, что первоначально атеистический аспект в организаторской работе не выделялся. Первые такие попытки прослеживаются с лета 1921 года^.

Создание органов по руководству атеистическим воспитанием масс в Донбассе шло в значительной море снизу вверх и стимулировалось энтузиастами-атеистами. Лидером в этом движении был Мариуполь и Мариупольский округ^.

Эти руководящие органы - бюро, или комиссии, взяли на себя руководство атеистической работой, готовили необходимые матьриалп и документы. Достижением их следует признать губернские совещание

* Второй губернский съезд по просвещения Донбасса. - Бахмут, 1923. - С.131.

^ Ленин В.'!. Письмо В.П.Молотову для членов Политбюро ЦК РКП'б)

19 марта 1922 г. //Известия ЦК КПСС. - 1990. '' Л. - С.191. ® Донецкий облаетноР партийный архив. - Ф.1, он.1, д.24, л.д.III. ^ ДонепкиР областной партийный архив. - 'Т.5, оп.1, д.341, л.д.8.

И

4-5 октября 1923 года, на котором период работы атеистов до 1923 года однозначно оценен негативно*. Следующий этапный момент -губернское совещание 24-25 января 1925 года, которое поставило цель •- опыт действующих атеистов2. Несмотря на определенные организационные достижения, почти все документы на вту тему однозначно фиксируют слабости в работе по причине прочности религиозности и нехватки подготовленных атеистов.

В условиях слабой эффективности атеистической пропаганды и агитации набирал силы атеистический экстремизм, который фактически поддерживался партийным и советским руководством. Партийные комитеты руководили массовыми закрытиями культовых зданий осенью 1929 года , одобрили возрождение антирелигиозных карнавалов и демонстраций4. Размах движения был огромный. Донбасс занимал в этом деле передовое место на Украине^.

Но реалистически мыслящие атеисты продолжали выступать за постепенный подход в работе, хотя реальные результаты ее оценивались критически.

Наиболее значительным достижением в решении кадрового вопроса следует считать работу губернских антирелигиозных курсов в 1924 году и в последующее время. Изучена историь организации этих курсов, влияние их на массовую работу»

Сложились три основных формы подготовки атеистического ектива. Во-пеявых - это местные ьурсн и семинары? Ео-вторых, это направление местных работников на учебу а Москву, Ленинград,; Харьков8 Киев. И в третьих - работа в Донбассе пропагандистов и организаторов командированных из центра.

Массовое атеистическое движение имело наибольшие масштабы в Мариуполе. В 1924 году в круиках атеистов города состояло около 3 тысяч человек®. Их работа была разнообразна по формам, руководили ею подлинные энтузиасты. В других местах их активность была меньшей, но они все функционировали в Таганроге, Луганске, Ар-темовском округе.

* Донепкий областной партийный архив. - $.4, оп.1, д.175,л.д.50. Донепкий областной иартиКнъп' архив. - Ф.й, оп.1, д.1РЯ,л.д.60.

^ Донепкий обяастноГ государственный ярхив.--Ф.р-?34,0п.2,д.3,л.д.3.

* Дснетший "блэгттюГ' пяртиГнгГ архив. - р. в, он Л, д.644, л.д.37. Д'тщчий вбйас7ней тртиймм? врхип. - Ф.&, оп.1, д.?9п, л.д.1.

б Донецкий сбпзетнои юртнЯнм'Я ару ив. - И, Д.Л2, л.дЛ2.

У

С весны 1926 года, в Донбассе развернулась практическая работа по созданию союза атеистов. В начале 30-х годов на лицо бурный рост рядов Союза Воинствующих безбожников. Он породил иллюзии в том, что "нужен только максимум усилия и успешность борьбы на идейном фронте за нами обеспечена"*. Пропаганды вягэь приобретает вызывающий характер. Статистика подавала дело уа-,1е что в начале 30-х годов на Луганщине на 634 тыс.населения округа было верующими "только" 58 тыс. или 9,14^ жителей. Главные усилия безбожников ориентировались на закрытие церквей.

Поворот от пропаганды к "действию" определяется как сознательно избранный И.Сталиным курс. Он был прямо связан с атакой на так называемый "правый уклон" и служил прикрытием стремления сталинистов обеспечить своя политическую монополию. Линия на длительную атеистическую работу была разорвана.

В четвертом раздела "Некоторые особенности работы среди рабочих, крестьян, молодежи, яенэдн и в национальных группах" автор пришел к выводу, что задачи дифференциации атеистической деятельности в регионе сознавались и реализовались. Среди рабочих она велась с определенной цель»: оторьать их от религии, усилив их социальную сознательность и активность; При этом оценка восприимчивости атеизма рабоч ми имела тенденцию к преувеличению. Рабочие рассматривались как основной контингент, на который направлена атеистическая работа.

По отношению к крестьянству общепринятым боло мнение, что крестьянство воспринимает атеизм с трудом и его надо развивать на базе распространения достигнутых естественно-научных знаний. Оценка в восприимчивости атеизма крестьянами имела тенденцию к преуменьшению.

Молодежь рассматривалась как атеистически настрсенная и прямо использовалась в атеистических акциях. Особенно это касалось комсомольцев и пионеров. В данном случае нарушалось законодательство (человек мог определить своп позицию по отношении к религии с 18 лет), но зто не принималось во внимание.

Кенщины в целом определялись как религиозная среда и главная задача понималось в том смысле, чтобы вовлечь Их и о&цественно-полезнута деятельность.

Что I эсается национальных групп Донбасса, то работа среди татар направлялась на распространение грамотности, обще? культуры

* Луганский областной паргиГныР архиь. - Ф.34, оп.1. дЛ128,л.д.64.

и, как минимум - на то, чтобы обеспечить влод на работу в дни мусульмански* праздников. Что касается евреев, то значительная их часть оставлялась готовой к восприятии атеизма, Немицкая религиозность считалась практически непреодолимой. Ясно, что с точки зрения современной ни одна из опенок практически кгаитики не выдерживает. Именно этя оценки определяли место атеистического фактора в реальной жизни.

В заключении сделаны общие выводы и подведены итоги.

Развитие атеистической традиции ни в коем случае не долкно опираться на насилие или принуждение. История нашего общества показывает, что в атеистической работе постоянно противоборствовали две тенденции: позитивно-реалистическая и экстремистская. Особое значение имели 1923 и 1927 годы. В первом случае речь идет о временной победе первой тенденциив а во втором случае о победе второй. Победа экстремистской тенденции прямо связана с укреплением политических позиций сталинизма.

Экстремизм в работе приводил человека не к атеизму* а лишь к прекращению его связи с культом. Ныне рационально бчг.ц бы создание на Украине атеистической организации, в работе которой необходимо исключить атеистический экстремизм.

По теме диссертрции опубтикован» следующие работ»:

!

1. О работе социал-;.эмокрчтой среди религиозных сектантов (1903-1904 гг.) //Научные труды по истории КПСС. - Вып.123. -Киев, 1983. С.54-58.

2. К вопросу о постановке социал-демократической работы среди сектантов на Л съезде РСДРП. На правах рукописи./Рук.деп. в ИНИОН АН СССР. 14256 от 2I.I0.83r./.

3. К вопросу об искажении ленинских принципов атеистического воспитания //Проблемы становления мировоззренческой культуры студентов. Материалы республиканской научно-методической конференции "Общественные науки и атеистическое воспитание студенческой молодежи". - Черновцы. 1990. - С.90-9?.

4. Союз воиЦствутотх безбожников в Донбассе //Обиественно-полити-пчот'ая этзнь страны в условиях однопартийное!«. Тезисы докладов мпу^И'.'-ттетаяч^гкоН конфэрр.нпм. - Донепк.

т со | _ п г',\ .