автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Аварская элегическая лирика

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Гаджиева, Зулхижат Заидовна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Аварская элегическая лирика'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Гаджиева, Зулхижат Заидовна

Введение.„,„,.3

Глава. Истоки аварской элегической лирики.24

Глава П. Формирование и развитие жанров аварской элегической лирики XIX века. 76

1. Традиционные жанры.Элегии-плачи интимного и общественного характера.Консервативность и динамичность жанровой формы. Поэтика.84

2. Генезис и онтогенез новых жанров. Философская элегия и её разновидности. Тенденция к формированию гражданских элегий.149

Глава Ш. Пути развития жанров аварской элегической лирики в эпоху нового общественно-политического строя XX века. 211

1. Интеграция традиционных жанров с новой идеологической системой. 20-30-е годы.211

2. Годы войны, Особенности функционирования традиционных элегических жанров.245

3. Элегическая лирика в послевоенное десятилетие. Перспективы движения диахронных жанров. Обновление и возвращение синхронных жанров. < >. • ¿/1

4. Элегическая лирика и её жанры в эпоху душевного томления".,,.308

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Гаджиева, Зулхижат Заидовна

Проблема жанра является одной ив актуальных и вечных проблем литературоведения. В литературной науке мира, на протяжении всей своей истории щедро уделяющей внимание вопросам жанра, сложилось множество концепций, между представителями которых не умолкают споры как по поводу принципов жанровой градации, так и по поводу истолкования самого понятия жанра.

Концепция "психологической" трактовки жанра, сторонниками которой являются французские литературоведы П.ван Тигем, К. Ан-кисс, считает, как указывает Ю.В.Стенник, что источником жанровых различий являются отдельные повторяющиеся особенности писательских талантов, покоящиеся на богатстве проявления эмоционально-психологической деятельности человека и находящие соответствия в аналогичном развитии психологических склонностей воспринимающей литературу публики (1). Швецарский литературовед Штайгер, как и его западногерманские коллеги В.Кайзер, Ю.Петер-син, придерживается классификации литературных жанров на основе "феноменологического", а также "лингвистического" подходов (2). Бенедетто Кроче в своей "Эстетике" полностью отрицает правомерность какой бы то ни было системности жанрово-родовых разграничений (3).

В отечественном литературоведении Г.Н.Поспелов, И.С.Пал, А.Л.Эсалнек, Л.В.Чернец придерживаются концепции трактовки жанра как категории художественного содержания (4). Л.В.Абрамович И.К.Кувьмичев, Н.А.Гуляев, А.Н.Богданов, Л.Г.Юдкевич склоняются к мысли, что жанр является категорией, сцепляющей содержание и форму (5). Как содержательную форму воспринимают жанр Г.Д.Гачев, С.Калачева, П.Рощин и др. (6). Некоторые исследователи, развивая и уточняя понимание жанра как содержательной формы, связывают его с построением, структурой, композицией художественного произведения (7).

Анализируя принципиальные основы каждого подхода, Н. А.Лей-дерман констатирует путаницу и уязвимость тех или иных концепций (8) и отмечает, что один из подходов отвергает взаимозависимость жанрового содержания и жанровой формы, другой - не уточняет, почему те или иные связи между содержанием и формой являются жан-рообразующими, а не, допустим, стилеобразующими, третий - недостаточно конкретен, ибо не только жанр, но и стиль произведений может вполне обоснованно считаться содержательной формой (9).

Сложность и запутанность проблемы жанров М.Поляков объясняет тем, что "художники практически пренебрегали точными границами жанров" (10). В их творчестве соединяются, смешиваются различные жанры, отбрасываются или в корне преобразуются, порою формируя совершенно новые типы, установившиеся жанровые конструкции, что создает ощущение разрушения эстетических, стилистических, тематических канонов и порождает "чувство сомнения в правомерности деления литературы на эпос, лирику и драму" (11).

Таким образом, проблема жанров - категория вечная, сложная, неоднозначная, изучение которой ведётся постоянно, вызывая множество дискуссий и отличается противоречивостью мнений и подходов, изложенных в многочисленных теоретических работах.

Но при всем множестве исследований, посвященных разработке проблемы, в XX столетии конкретный лирический жанр редко попадал в центр внимания ученых, отстаивавших свои подходы и концепции при почти полном отсутствии информации о судьбе каждого малого жанра. Работы, посвященные истории развитая поэтической структуры одного лирического жанра» как монографии Л.Г.Фривмааа "Жизнь лирического жанра", К.Н.Григорьяна "Пушкинская элегия", выделяются в литературоведении редкими, одинокими островками. (12). Уместно сказать, что авторам характерен высокий профессионализм, обладание даром проникновения в сокровенные тайники поэзии и каждого поэтического произведения, становящиеся строгим поводырем на пути исследования судьбы конкретного лирического жанра, не ПОЗВОЛЯЮЩИМ отклонения от истины.

В дагестанском литературоведении, как и во всем советском, более повезло жанрам прозы и поэме, целенаправленному исследованию которых посвящены труды С.Х.Ахмедова, Р.Ахмедовой, Ч.С.Юсуповой (13). Особо следует отметить монографию Ч.С.Юсуповой "Дагестанская поэма"5 в которой исследуется путь формирования и становления поэмы от истоков до наших дней, что вносит определенную лепту в исследовательскую методологию.

Первые, ощутимые попытки обозначить национальные истоки лирических жанров, выявить своеобразие путей их развития сделаны в работах С.М.Х&йбуллаева, А.А.Алихановой, З.М.Оемановой» Г.Темир-хановой, З.З.Гаджиевой, в которых каждый из авторов опирается на наиболее близкий ему принцип жанровой градации - тематический, интонационной доминанты или комплексного определения (14).

Между тем, исследование истории развития одного жанра является актуальным, ибо, "показывая своеобразие каждой эпохи, жанры вместе с тем как бы скрепляют историю литературы в единое целое, позволяют видеть связи между разными, порой далеко отстоящими друг от друга этапами художественной эволюции" (15). Наблюдения над тем, как поэты разных эпох подходили к решению сходных художественных задач или использовали сходные образные средства» позволяют наиболее точно воссоздать динамику литературного процесса, изучение которого без исследования отдельных жанров и их взаимоотношений создает неполное, обедненное и даже искаженное представление о реальности художественного развития. Создание истории развития одного жанра позволяет достоверно осветить гибкость формы выражения авторского сознания, самочувствие жанра в определенной исторической обстановке и, соответственно, сложность механизма формирования и трансформации жанров. Этот путь помогает увидеть глубинные эстетические закономерности, которые позволяют иначе взглянуть на проблему национального своеобразия и наиболее достоверно расшифровать состав предметного смысла понятия "взаимообогащение" на уровне координат жанрово-стилевых структур, выработанных внутренним развитием и в поисках родственности принципов художественных систем разных литератур, обусловивших появление этих жанров.

Избрание объектом исследования одного жанра национальной поэзии в многозначности его конкретного бытования не может быть воспринято как узость темы, ибо" каждая национальная литература обладает презумпцией значительности, каждая литература говорит на своем то, чего никогда не скажет другая" (16). Поиск каждой национальной литературы оригинален, ибо обусловлен национальной традицией, но и "оттягощен" знанием многонациональной литературы, которое помогает поэту создавать оригинальные образцы жанра, обогащая его форму и содержание, размыкая узость национальной традиции в иные художественные системы, не теряя при этом своего лица. "Давно замечено: чем глубже познаешь "свое", - пишет Султанов К.К., - тем ближе ты к "чужому"; чем сильнее стремление к самостоятельности и непохожести, тем острее встает извечный вопрос связи "родного" и "вселенского". На глубине национального открывается пульс общечеловеческого, залегает возможность достигнуть специфики без изоляции, уединения без одиночества" (17). "Сложность в том, чтобы прочитать жизнь жанра как процесс - вне условных представлений о том, каким он должен быть" (18), что позволяет наиболее достоверно и глубоко проникнуть в его генезис и онтогенез,

Методологической основой проводимого исследования являются важнейшие теоретические положения, выдвинутые учеными в своих трудах, особенно в работах Гегеля, В.Белинского, Ю.Тынянова, Б.Эйхенбаума, А.Веселовского, Д.Лихачева, М.Полякова, Н.Григорь-яна, Л.Фризмана, К.Султанова и других. Проводимое в данной работе исследование опирается на твердое понятие¿значимости и значительности категории жанра, как конечного пункта развития литературы (19). "Категория литературного жанра - категория историческая. Литературные жанры появляются только на определенной стадии развития искусства слова, а затем постоянно меняются и сменяются" (20). "Жанр как бы нейтрален по отношению к неповторимой индивидуальности произведения" (21). Но сам процесс литературного развития - это непрерывная цепь контактов между множеством конкретных произведений, из которых каждое обладает известной степенью индивидуальности, носит в себе одновременно нечто сближающее его с другими произведениями. Грань этого самого сближения в максимальной точке создает ощущение жанра, в котором тот или иной признак, будучи в одной системе структурообразующим элементом, при переходе в иную систему жанровых отношений может утратить свое качество, сохраняя с прежнею системой лишь чисто внешнюю связь. В литературном процессе, воспринимаемом "в его системности и взаимообусловленности составляющих его компонентов", "закономерно выделение понятия "жанра" как наиболее стабильной теоретико-литературной категории" (22), которая функционирует при каждом литературном, художественном акте, объединяя в себе общетеоретические предпосылки и конкретность их наполнения. Сочетание исторического и теоретического подходов, дающее "возможность выделения функционально-инвариантных элементов,которые объединяются на основе общности семантических признаков и общности функции в определенные уровни" (23), позволяет в каждом жанровом уровне и в различных жанровых структурах определенной эпохи увидеть функциональную тождественность одних и тех же элементов, как доминирующая интонация, сформированная отношением субъекта к содержанию, функциональная направленность всего жанра и каждой его разновидности, варианты элементов поэтики,то есть всей поэтики и семантики жанра.

Дагестанское литературоведение, как одна из ветвей общенациональной отечественной науки о литературе, стало пользоваться терминологией русского языка, на котором оно развивалось. Термин "элегия" вошёл в аварскую поэзию и литературоведение, можно сказать, в послевоенные десятилетия и привнес смысловой оттенок, принятый в русской поэзии. В современном литературоведении элегией называют стихотворение грустного, печального содержания, написанное любым размером (24). Хотя само понятие "элегия" восходит к древнегреческой литературе, "стихотворения грустного содержания им обозначаться начали лишь в позднеантичной литературе, в творчестве римских поэтов Тибулия, Проперция" (25). Б русской классической поэзии элегия бытует как литературный жанр, имеющий уже определенный эмоционально-идейный комплекс и историю развития (26). Она "определяется как лирический жанр античной поэзии, который в своем историческом развитии видоизменился, наполнился новыми оттенками, сохраняя свой признак. Элегия - жалобная песня печального, скорбного характера, песня грустного содержания" (27).

При исследовании аварской лирики появляется необходимость использовать термин "элегия" как название вполне интонационно определенного жанра, так как устоявшегося собственного обозначения не имеется. Б национальном фольклоре, в котором, как известно, все стихотворные произведения называются "кеч1и, то есть "песня", и подразделяются на "рокьул кеч1" ("любовная песня"), "кьалул кеч!" ("героическая песня"), "маг1аби" ("плачи"), в основе жанровой градации лежит названный крупно, обобщенно комплекс эмоциональных состояний человека, движение нюансов которого диктует многообразие художественных форм. Но термин "маг1о" ("плач") при узкой функциональности обозначенного им жанра, несмотря на инвариантность его форм, не может охватить всего многообразия песен печального содержания, сложившегося в поэтическом творчестве. Арабские термины "марсийя", "зухдийя" не получили широкого распространения и не утвердились в литературоведении, сложившемся после революционного преобразования общества. Б эти же годы из национальной литературы были изгнаны вместе с духовной поэзией и ее жанры, ушедшие на долгие годы в подполье.

История развития разных национальных литератур позволяет воспринимать при имеющемся терминологическом вакууме понятие "элегия" как самое общее определение, которое в каждом отдельном случае нуждается в более конкретном и точном раскрытии содержания термина с учетом множества внутрижанровых разновидностей.

В основе элегий и ее разновидностей лежит ценностно-временное измерение (28). Им характерна смысловая доминанта, состоящая в сопряжении частного и общего, ориентирующего формы элегий на "предельную проблематику" - человек и историческая реальность, личность и общество.Природа элегического мышления конфликтна,ибо элегия - это детище живого,"длящегося" столкновения бытия и человека, желаний и возможностей, реальности и нравственных ценностей. "Противоречие - имманентный признак структуры психологической атмосферы" (29) элегий.Константа элегической ситуации - глубина проникновения в психологическую сложность внутреннего мира.

Несмотря на общность эмоциональной окраски определения элегий как песен грустного содержания, "при первых же попытках применить его к конкретным поэтическим текстам, - пишет Григорьян К.Н., - появляется необходимость многочисленных дополнительных разъяснений понятия элегия, в частности, дифференциации состояния элегической грусти, и именно на этой основе выделяются разновидности жанра элегия и изучается ее историческая эволюция" (30). Конкретизация жанровых разновидностей происходит по их художественно-эстетическим функциям, эмоциональной окрашенности, психологической содержательности. Трудности в изучении элегии начинаются с определения ее границ. Дело не только в том, что в элегическом жанре находит отражение сложный комплекс высоких ощущений, чувствований, тончайших поэтических настроений, едва уловимых музыкальных душевных состояний. Трудность усугубляется тем, как отмечает Григорьян К.Н., что исследователь имеет дело не с застывшим явлением, легко обозримый в своих важнейших признаках, а явлением, которое находится в постоянном движении, в постоянных изменениях(31). Известно, что жанры, даже в рамках творчества одного автора, не могут оставаться неподвижными. Эволюция его поэтического миросозерцания, развитие его художественного сознания, историческая необходимость, новые содержание и мотивы, вызванные требованием времени, порождают новые внутри-жанровые формы, становящиеся самостоятельной поэтической единицей. Элегия часто и легко переступает границы художественно-литературной специфики, обретая то звучание философского трактата, то выражая гражданские позиции, то взвиваясь в "крик души". Но при всех превращениях жанра остается некая определенность, неизменная функция выражения души, позволяющая говорить об элегичности жанровых модификаций, об узнаваемости жанра,

О точки зрения изложенных общетеоретических положений о понимании и судьбе жанра вообще и конкретного жанра элегии, в частности, определяются цели и задачи проводимого в данной работе исследования.

Главной целью работы является исследование генезиса и онтогенеза элегических жанров как единого процесса, связанного основными закономерностями всего литературного развития, и определение своеобразия способов формирования и путей развития жанров в системе национальной поэзии, ибо "раскрыть логику литературного развития - значит познать закономерности процесса в их жанровой явленности" (82). Решение задачи требует внимательного отношения к самочувствию жанра в контексте микро - и макромиров, ибо смысл и внутренняя направленность его функционирования обусловлены как внутрижанровыми модификациями, так и формами межжанровой и межлитературной связи.

Исследование специфических и типологических признаков жанра в рамках национальной литературы в конечном счете способствует прояснению рамок литературного процесса в целом. Но это не значит унифицировать жанровый процесс, уподоблять друг другу разнонациональные художественные поиски, что определяет очередную задачу исследования - "дифференцировать картину жанрового самоопределения", "дать картину художественной результативности, выявляя возникающий образ мира, первую пульсацию жанра, придерживаясь иерархии взятых в конкретном литературном бытовании понятий "жанр"/'лирическое переживание","художественное открытие" (33),

В исследовании предполагается:

- проследить поступательное движение аварской элегической лирики в её исторической обусловленности, в динамике взаимосвязи художественных структур от фольклорных истоков до современного состояния;

- охарактеризовать историко-культурные и художественные факторы зарождения и формирования жанровых разновидностей элегий;

- обосновать обусловленность идейно-эстетического и жанрового многообразия элегической лирики XIX века и выявить специфику их дальнейшего развития в IX веке;

- осмыслить теоретически, на основе анализа конкретного материала элегических жанров аварской лирики механизм формирования национальной специфики художественного слова в XIX веке, потери и обретения художественного потенциала в XX веке.

Перед автором не стоит чисто историко-литературная задача и поэтому работа не является хронологически последовательным обозрением исторического хода развития всей аварской, тем более дагестанской лирики. Автора интересует не полнота историко-литературного процесса, а наиболее важные типологические черты избранного жанра в его мобильности,гибкости и верности жанровой природе. Стремясь к сравнительной типологии элегий,исследованию подвергается материал из творчества разных аварских поэтов-элегиков,

Конечной целью работы является обобщение с точки зрения достижений современного литературоведения вопросов, которые ставились и раньше в наших исследованиях и, рассматривая конкретное национальное явление исходя из общетеоретических положений, выявление общего и особенного в историческом движении художественных структур.

Научная новизна и значимость исследования определяется тем, что в нем, основываясь на достижениях литературоведческой науки по теории и истории комплексного изучения жанровых систем, на примере конкретного материала аварской лирики, взятой в оригинале, подстрочный перевод которой осуществлён автором работы, впервые предпринимается попытка теоретически обобщить историческую обусловленность процесса формирования поэтических традиций, выявить на уровне поэтики конкретного жанра и произведения качественные особенности и тенденции формирования разновидностей художественных структур от фольклорных истоков на стадии устного развития до современного состояния в контексте общедагестанского культурно-исторического фона. Учитывая имеющийся методический и методологический опыт изучения истории одного лирического жанра в трудах Л.Г.Фризмана, К.Н.Григорьяна, нами впервые в дагестанском литературоведении целенаправленно осмыслен механизм формирования и развития элегических жанров национальной лирики в динамическом единстве общего и особенного.

На основе методики филологического анализа проведены исследования конкретных произведений, написанных разными авторами в разные эпохи и единых общностью основных жанрообразующих компонентов, позволившие разработать новые подходы к исследованию явлений конкретной национальной поэзии, определить пути их реализации на материале одной типологической разновидности, элегической лирики и ее жанров.

Выработанные новые подходы позволили определить специфику взаимодействия таких важных компонентов формирования элегических жанров, как проявление динамики внутреннего художественного потенциала национальной поэзии и следствие исторически сложившейся закономерности влияния художественных систем более развитых культур Востока и Запада. Это,в свою очередь, позволило увидеть истинную картину происходившего не всегда по восходящей линии движения национальной поэзии, в котором выявлены периоды подъемов и спадов в их исторической обусловленности.

Теоретическое положение о том, что "многоликость художественных версий исключает выдвижение единой, всеобъемлющей концепции жанра" (34), дает в работе возможность оценки совокупности жанровых модификаций как модели "элегическая лирика", которая объединяет в себе представление о жанре, стиле, складывающееся как в эстетическом сознании поэта, так и в его художественной практике, и вовсе не обозначает ни статичного, ни идеального типа. Историческая эволюция самой элегической линии, неизменно существующей в лирике, привела к тому, что сложилась целая группа элегических жанров, которая имеет свои очертания, формы, темы и аспекты их трактовки. Понимание соотношений изменчивого и устойчивого дает возможность универсализации элегической лирики и ее жанровых разновидностей, которые объемлют один из тончайших аспектов человеческих чувств, наиболее чутко реагирующих на реалии окружающего мира.

Правомерность вопроса о доминанте литературного процесса позволили выделить в аварской поэзии элегическую лирику как ценностно и функционально значимую величину, которая своей сложностью, вобравшей в себя противоречия бытия и социокультурной среды, глубину просвечивания конкретных узлов, в общем-то, диктует основную тональность аспектов лирического переживания.

Использование для диссертации оригиналов национальной поэзии является ценным моментом исследования, позволяющим максимально достоверно судить о специфике художественных открытий, исторической обусловленности формирования жанровой поэтики, определить движущие силы эволюции национальной поэзии, существенные в масштабе многонационального литературного процесса, выявить ведущие художественные идеи общезначимого характера, определить параметры достигнутого уровня, увидеть, как сквозь толщу идеологий разных эпох упорно наращивается художественный потенциал, определить взаимоотношение истории и лирики на уровне эстетической реакции и мировоззренческой основы.

В динамике изменения литературной модели, в первую очередь жанра, принимают активное участие разные поколения. Поэтому в работе на примере конкретного анализа элегий поэтов разных эпох сделана попытка описать поэтику жанра в его единстве и изменчивости, то есть теоретически осмыслить особенности пути развития как всей лирики, так и конкретного жанра в ней.

Функциональная тождественность национального варианта жанра, являюшдяся следствием его целостности, "то есть того, что сохраняет единство жанра в многообразии его конкретно-исторических форм и содействует его узнаванию" (35), позволила проследить эволюцию аварской элегии, исследуемой в ракурсе единства истори-ко-теоретического подхода, позволяющего уяснить роль фактора исторического самосознания в формировании и эволюции её разновидностей, определить и описать в историческом плане всю систему разновидностей, возникающую на определенном этапе функционирования жанра, связанную с взаимодействием автора и изображенного мира с элегическим аспектом охвата и осмысления действительности, что вызывает, естественно, инвариантность принципов композиции и способов выразительности.В работе сделана попытка рассмотреть каждое произведение как национально-исторический художественный комплекс и извне, и изнутри,в жанрово-стилистической определенности и социокультурном контексте,причем принцип выдерживается по всем исследуемым периодам и избранным образцам жанра.

Исследуемый материал позволяет определить и типологически значимые особенности национального художественного мышления и его конкретного выражения в определенную историческую эпоху. Анализ жанрово-стилевой динамики элегической лирики позволяет выяснить общие и специфические закономерности развития всей аварской поэзии в контексте максимально сопредельных литератур народов Дагестана и всех литератур народов СССР, общность которых восходит к единству исторической цели и общественных идеалов, являющихся объективной основой переклички литературных явлений, расширения границ идейно-эстетического родства литератур.

Решение малоизученной и актуальной проблемы имеет не только художественно-эстетическое, но историко-методологическое значение, так как реализовано в совершенно новом аспекте исследования, которое способствует выявлению особенностей пути развития национального художественного слова, обусловленного и закономерностями типологического свойства и специфическими особенностями формирования.

Практическая ценность настоящей диссертации состоит в том, что она может стать ориентиром анализа и других жанров поэзии, что позволяет более достоверно, практически выявить общее и особенное в их развитии. Практическое значение исследования состоит и в возможности использования материалов, анализов, наблюдений, выводов в решении общетеоретических проблем изучения специфики художественной стилистики, поэтики, определения компонентов, составляющих основу национального колорита поэтической образности и языка, в научно-теоретических разработках проблем литературоведения. Диссертация может служить пособием для преподавателей вузов, студентов, учителей шкод, ученых, любителей национальной словесности, донося и до неаварского читателя аромат национальной поэзии.

Художественная зрелость поэтических традиций народов Дагестана позволяет ставить вопрос о типологии жанра в контексте эстетических закономерностей взаимодействия. При этом типология предполагает не уравнение, унификацию национальных форм ради некоего общего знаменателя, а изучение их судеб в рамках динамического единства разнонациональных художественных систем. Но так как в данном плане типология формирования и развития жанров поэзии народов Дагестана не изучена в рамках сопряжения особенного с особенным, открытия с открытием, во главу угла исследования поставлен доступный автору в оригинале материал аварской лирики в его интегрированности в культурные традиции мусульманского Востока и бывшего СССР.

Элегии, как выясняется, возникают на развитой стадии национальной литературы, когда лирические жанры и поэтический язык достигли уже должного уровня. На своем историческом пути во взаимодействии с другими жанрами они проходят ряд этапов, в пределах которых происходит трансформация одних форм, формирование других внутрижанровых разновидностей. Граница жанра расширяется, наполняясь все более сложным психологическим содержанием (36). В каждую эпоху в зависимости от эстетического идеала, психологии общества происходит внутреннее обновление жанра. С другой стороны, сдвиги жанровых систем всегда связаны с исканиями и достижениями определенных поэтов и несут на себе печать их творческой индивидуальности, особенностей их таланта и художественной манеры, чем и объясняется отбор имен и произведений для исследования пути формирования и развития элегических жанров аварской лирики, что позволяет верно оценить существенные моменты истории национальной поэзии и глубже почувствовать силу, красоту и своеобразие аварского стиха.

Основную группу стихотворений, вошедших в исследование, составляют относительно "чистые" образцы того или иного жанрового вида, которые сами авторы называют плачами или элегиями. Жанровая принадлежность некоторых стихотворений, включенных в пласт элегической лирики, определяется по теме, тональности, стилю и среди них есть произведения пограничные, жанровая природа которых иными исследователями, возможно, определяется по-иному.

В исследовании сделана попытка показать, что новое в элегиях на всех этапах развития тесно связано с традиционным и эта органическая связь является основой поэтики жанра, его национальной физиономии.

Так как практически невозможно и нет необходимости охватить все относимые к элегической лирике стихотворения, многие только названы. Осталось еще много и неупомянутых. В таком же положении находятся и имена и творчество многих поэтов - иные не вошли даже в перечень, ибо элегическая лирика не есть область выражения их поэтического совишт. Произведения же, привлеченные для анализа, являются наиболее важными, яркими звеньями прослеживаемой цепи литературного явления. Многие из анализируемых произведений избраны потому, что в них можно видеть типологически "чистые" образцы, характеризующие ту или иную ступень эволюции элегической лирики. Другие интересны тем, что в них просматривается, как в недрах одного жанра, качества зарождается другое. К анализу привлекаются произведения, написанные разными поэтами в разные эпохи, но посвященные сходным темам, затрагивающие аналогичный круг проблем и явлений, чтобы отметить отличия в подходе к поэтической теме, обновление стиля и словаря элегий, что дает ясное представление о движении жанра. Сквозной нитью идут анализы элегий-плачей двух видов, выстраиваются ряды философских, гражданских, камерных элегий.

Вероятно, будет уместным оговорить причины, по которым в исследовании опущены любовные элегии. Любовная лирика и обслуживающие ее жанры составляют большой раздел поэзии, могущий стать предметом отдельного исследования, имеющим свои специфические истоки, состоявшуюся историю, особую гамму эмоционально-чувственной основы. Изучение любовной элегии отдельно от остальных жанров, обслуживающих эту эмоциональную линию, не может дать благотворных результатов, ибо сопряжено с необходимостью экскурсов в историю формирования и развития жанров любовной лирики, с учетом исторических этапов динамики восприятия самого чувства от древней утилитарности к одухотворенности и соответственного движения эстетики идеала женщины, понимания ее места и роли в обществе. Социальные вопросы, поэтическое постижение философских истин в формировании структур любовной лирики не являются судьбоносными. Они лишь экскурсивно определяют историю жизни чувства в том или ином обществе. Генетические истоки аварской любовной лирики и ее жанров восходят к совокупности фольклорных произведений, обозначенной названием "рокьул куч1дул" ("любовные песни"), в основе которой лежит признак не столько тематический, сколько чисто эмоционально-чувственный. Жанровыми разновидностями любовной лирики выступали формы диалогов, споров, объяснений, мольбы, воспеваний, восхвалений.

Характерологические особенности структуры жанров любовных песен нашли художественное воплощение и поэтическую разработку в поэзии XIX века, где они представляют собой большие, сродни воеточной касыде, послания, которые вполне уместно назвать поэмами, ибо в них, помимо количества, еще и сложный качественный состав, в котором звеньями длинной поэтической цепочки варьируются мотивы воспеваний, восхищений, восхвалений возлюбленной, объяснений в любви, мольбы, упреков, то есть дается целая история чувства. Чисто элегическое звучание любовная интонация в лирике XIX века получила лишь в двух-трех произведениях, глубоко связанных поэтикой, содержанием с общей гаммой чувствований любовной поэзии. В XX веке же лишь где-то с конца 60-х годов появились произведения, написанные на любовную тематику в эмоциональном ключе элегий. Свести воедино всю сложную махину любовной поэзии в данном исследовании нет ни возможности, ни необходимости, тем более нецелесообразно вычленять из нее одну форму, еще не изученную в ее исторической обусловленности, генетической отнесенности, в сопряжении влияния и взаимовлияния.

История развития аварской элегической лирики - это история возникновения, смещения и обновления жанров в каждую эпоху и в творчестве каждого поэта. В работе жанры исследуются в рамках национальных художественных поисков, в их реальной исторической динамике и непрерывной значимости, "отвечая при этом на вопрос о соотношении внутренних и внешних факторов развития жанра, национальной специфики межлитературных связей" (37).

Структура работы соответствует основным этапам истории развития элегий, в которых наиболее заметны значительные моменты становления жанровых разновидностей, что позволяет проследить преемственность и художественную силу национальных традиций, значение новаторства и взаимопроникаемости в поэтической трансформации жанра в его зависимости от исторической реальности.

Исторический путь аварской элегической лирики шел от причитаний к песням-плачам, а от них уже в сфере литературного функционирования к элегиям. Основным фактором, позволяющим определение именно такого пути складывания и развития жанра, является функциональная тождественность одного и того же элемента, конкретно - интонационной основы, определяющей семантику жанра в его разновидностях.

Эмоционально-эстетическое формирование жанра, его разновидностей активно протекало в устном творчестве, особенно устной литературе, которая испытывала понятийное и эстетическое влияние поэзии исламского мира. Б первой главе исследуется предыстория аварской элегической лирики, которая уходит в глубокую древность. В "долитературный", фольклорный период развития поэтического сознания, когда формируются, складываются первоначальные пути и средства образного освоения действительности, ставшие основой национального колорита поэтика жанров, элегическая линия получает ясное обозначение и поэтическое оформление, реализуясь в виде причитаний и песен-плачей, параллельно и во взаимодействия с которыми, вероятно, развивался героический эпос и баллады, отображающие драматические жизненные ситуации. По всей вероятности на древнефольклорный период формирования элегической линии в народном творчестве должно было оказать определенное влияние проникновение в Аварию христианства с его развитыми формамы церковного богослужения. Но в фольклористике почти отсутствует обозначение эстетических проявлений в культуре эпохи христианства. Поэтому, выстраивая элегическую линию в аварской поэзии, приходится отталкиваться от фольклорных традиций, отражающих древнеязыческую эпоху, и перескакивать в более поздний период, когда явственно ощущается влияния мусульманства.

Известно, что литературные направления вносят существенно новое в развитие жанров. Они не только оказывают на жанры трансформирующее воздействие, но и в определенной мере главенствуют над ними (38). Хотя жанры не утрачивают значимости своей творческой структурной роли, "логика литературного развития диктует необходимость рассматривать в это время поэтику жанров в соотношении с поэтикой литературных направлений и даже в их подчинении" (39). Как история русской элегии тысячами нитей связана с эволюцией этого поэтического жанра в западных литературах, так история аварской элегии, равно как и во всех литературах народов Дагестана, связана с традициями мусульманского Востока. Эта связь, раз установившись, проникнув в недра поэтического сознания, далее уже не исчезает, а углубляется, адаптируясь на уровне национального художественного, образного мышления, обогащая его, расширяя его возможности.

Во второй главе работы исследуется элегия и формирование ее жанровых разновидностей в аварской поэзии XIX века,когда сам жанр получил достаточно ясно выраженные литературные очертания, вобрав в себя память истоков и новые традиции восточной классики, и достиг такого уровня развития, что появилась тенденция его трансформирования в новые разновидности,обусловленная в конечном счете реальной действительностью в ее исторической и идеологической определенности. В общей сложности в этот период развития аварской поэзии элегия из жанра-вассала превращается в жанр-сюзерен с присущей ему и разветвленной системой разновидностей.

Третья глава посвящена исследованию самочувствия элегических жанров в XX столетии при состоянии смены художественных ориентиров с Востока на Запад, замены идеологической платформы и мировоззренческой основы. Судьбы жанров и их разновидностей рассматриваются по этапам, соответствующим той исторической реальности, которая формировала облик всего советского искусства. В главе расшифровывается глубинная связь спадов и подъемов элегических жанров, их трансформации и обновления с социально-политическим климатом всей эпохи и каждого ее этапа, что позволяет выстроить и продолжить непростой путь эволюции художественных форм. Исследование выявляет живое биение элегической линии, выражающееся в динамическом движении художественных форм, пронесших сквозь толщу веков чувство жанра, постоянно находясь в состоянии развития, смещения, отклонения.

Проблему развития жанров в аварской литературе соискатель разрабатывает с 1967 года в стенах Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской Академии наук. В трудах автора дается историческое описание и теоретическое осмысление разных жанров поэзии, прозы, драматургии. Наибольшее и наиболее длительное внимание автор уделил движению жанров аварской лирики. Публикации диссертанта по исследуемой в работе проблеме известны научной общественности республики и внесли свою лепту в решение проблемы.

Основные положения диссертации апробированы в книгах и многочисленных статьях на русском и аварском языках в тематических сборниках, литературно-публицистических журналах (40). Диссертация обсуждена в отделе литературы народов России Института мировой литературы им. М.Горького в Москве, в Отделе литературы и на ученом совете Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской академии наук и получила принципиальное одобрение.

Предлагаемая диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и имеет объем 427 страниц машинописи.