автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творчество Абасил Магомеда в контексте современной аварской литературы

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Гаджиахмедова, Маржанат Ханмирзаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Творчество Абасил Магомеда в контексте современной аварской литературы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гаджиахмедова, Маржанат Ханмирзаевна

Введение.3

Глава 1. Основные мотивы лирики Абасил Магомеда.11

Глава 2. Жанровое многообразие поэзии Абасил Магомеда.36

Глава 3. Художественные особенности лирики.76

Глава 4. Идейно - художественные и жанрово - стилевые особенности поэм.105

Глава 5. Поэзия для детей, её тематика и проблематика.130

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Гаджиахмедова, Маржанат Ханмирзаевна

Актуальность исследования. История литературы любого народа складывается из творчества наиболее ярких, внесших весомый вклад в национальную художественную культуру представителей, без монографического исследования наследия которых немыслима история культуры народа, целых регионов, всей страны. Поэтому закономерен интерес, который современное литературоведение проявляет к монографическому изучению творчества отдельных художников слова.

Заметным явлением современной аварской литературы является творчество Народного поэта Дагестана, Лауреата Государственной премии РД имени Гамзата Цадасы, общественных премий имени Али - Гаджи из Инхо и Махмуда из Кахабросо, Заслуженного работника культуры республики Абасова Магомеда Абасовича — Абасил Магомеда.

Литературное творчество Абасил Магомеда по своему объему, содержанию, по многообразию и богатству жанрово - видового состава и по приверженности национальным художественным традициям, по интенсивности новаторских поисков является одной из ярких страниц современной аварской, а шире - дагестанской литературы.

Оно интересно и привлекательно ещё и в том плане, что Абасил Магомед является смелым экспериментатором, обновителем традиций национальной художественной культуры. Без исследования его новаторских поисков невозможно проследить процесс сохранения и обновления художественных традиций аварской национальной литературы.

В чем же причины всенародного признания поэта, секреты его творческого мастерства, каков его вклад в национальную художественную культуру, какова интенсивность и плодотворность его литературных поисков?

Вступив на литературную арену в начале 60-х годов, за сорок лет творческой деятельности он сумел накопить достаточно богатый и разнообразный художественный опыт в самых различных родах, жанрах искусства слова.

Широкую известность он получил как поэт, драматург, переводчик, детский поэт, сатирик и баснописец, собиратель и систематизатор фольклорного наследия и дореволюционной аварской поэзии, глубокий знаток аварского языка, профессиональный редактор, литературовед и критик.

В настоящее время творческий багаж писателя составляют шестнадцать книг. Четырнадцать из них — оригинальные поэтические сборники, в которых почти нет повтора, переиздания ранее известных произведений, сборник драматических произведений, включающий в себя три его трагедии: «Камалил Башир», «Саба Меседо», «Махмуд из Кахабросо», сборник переводов его произведений на русский язык «Орлиное перо». Абасил Магомед переводил на аварский язык полюбившиеся произведения многих своих коллег, но переводить и издавать свои сборники на русском языке он не торопился. Поэт Магомед Ахмедов в своей статье «Свет сердца и песенное слово»1 отмечает, что Абасил Магомед не предпринял никаких действий, чтобы издать сборник своих произведений на русском языке, что он сам по своей воле сделал подстрочные переводы стихотворений поэта и представил их в издательство «Современник», где они и были опубликованы.

Многогранное творчество поэта до сих пор остается неизученным в монографическом плане. Этим обусловливается обращение автора диссертационной работы к творчеству Абасил Магомеда, к анализу специфики его образного мира и строфики.

Степень разработанности темы. Литературоведческий и критический анализ творчества Абасил Магомеда не соответствует тому месту, которое оно занимает в системе современной художественной культуры народа.

1 Ахмедов М. Свет сердца и песенное слово //Народный поэт Дагестана Абасил Магомед. - На аварск. яз. - Махачкала, 1995. - С.9.

В современном дагестанском литературоведении нет даже сколько - нибудь полного творческого портрета поэта. Несмотря на то, что его имя фигурирует в обзоре современной дагестанской литературы и дана общая оценка его творчеству в обобщающих работах по истории и теории аварской литературы, нет цельных, самостоятельных исследований ни лирики, ни драматургии Абасил Магомеда.

Имеющаяся на сегодняшний день литература о творчестве поэта состоит из предисловий к его сборникам (Р.Гамзатов, М.Исаев, М.Ахмедов), статей и рецензий на них, откликов товарищей по перу, чего явно недостаточно, чтобы воссоздать творческий облик художника слова. Сегодня достаточно остро стоит вопрос о необходимости всестороннего изучения творческого наследия Абасил Магомеда.

В предисловии к сборнику избранных произведений Абасил Магомеда Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов, подчеркивая важность творчества поэта для аварской литературы, отмечает: «Пора сказать достойное и заслуженное слово о поэзии Абасил Магомеда».1 Эта же мысль звучит в буклете, изданном в честь присвоения Абасил Магомеду почетного звания Народный поэт Дагестана: «Литературное творчество Абасил Магомеда заслуживает написания о нем отдельной самостоятельной книги»2 В статье «Остановившись у порога нового века» поэт Магомед Исаев, отмечая национальную самобытность аварской литературы, пишет: «Разве не занимает творчество Абасил Магомеда особое место в истории аварской литературы? Разве нет у него собственных мыслей, собственного почерка, своего читателя?»

1 Гамзатов Расул. Слово о поэте //Абасил Магомед. Асарал. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. - С. 7.

2 Народный поэт Дагестана Абасил Магомед. - Махачкала, 1995. - С. 12. Исаев Магомед. Остановившись у порога нового века //Х1акъикъат. На аварск. яз. - 2000. - №1. - С. 60.

Риторические вопросы, поставленные поэтом по поводу творчества своего собрата по перу, не требуют ответа. Несомненно, у Абасил Магомеда есть свои идеи, есть свой почерк, есть свой читатель. Но сегодня задача состоит в том, чтобы посредством литературоведческого анализа раскрыть все слагаемые мастерства поэта, сделать его творчество достоянием народа. Написание монографии о творческом пути Абасил Магомеда, всестороннее исследование его литературного наследия является велением времени, потребностью научной, культурной, литературной жизни его народа.

Цели и задачи исследования. Диссертация ставит целью выявление своеобразия поэзии Абасил Магомеда, её основных мотивов как необходимое условие всестороннего рассмотрения самобытности поэта, выявление в ней традиций и новаторства, как в проблемном отношении, так и в использовании поэтом средств поэтической выразительности, а также различных форм строфической композиции, характерных как для восточной, так и для западной поэзии, определение жанровых новаций поэта, рассмотрение истоков его поэтического мира и определение места и роли Абасил Магомеда в истории современной аварской литературы.

Для достижения этой цели ставились и решались следующие литературоведческие задачи:

- создание монографии о творчестве оригинального, самобытного аварского поэта, внесшего значительный вклад в национальную художественную культуру;

- исследование жанрового, видового арсенала его поэзии: лирики, поэм, сатиры, произведений для детей, их идейно - тематического и художественного своеобразия;

- выявление процесса преломления в творчестве поэта национальных художественных традиций и его новаторских поисков;

- изучение мастерства поэта, степени обогащения им художественных форм аварской литературы, своеобразия стиля и языка его произведений;

-анализ творчества Абасил Магомеда в контексте развития современной аварской литературы в целом.

Объект исследования - творческое наследие Абасил Магомеда в оригинале (на аварском языке).

Теоретическая и методологическая основа диссертации. Теоретической и методологической основой диссертации являются основополагающие труды В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова о литературном труде и поэтическом искусстве. При работе над диссертацией автор опирался на исследования В.В. Кожинова, A.M. Павловского, Ал. Михайлова, Ю.В. Стенника, JI.H. Гинзбург, В.Е. Гусева, В.Ф. Огнева по проблемам искусства слова. Неоценимую помощь в исследовании творчества Абасил Магомеда автору оказали труды дагестанских ученых-литературоведов Г.Г. Гамзатова, Ч.С. Юсуповой, С.М. Хайбуллаева, 3.3. Гаджиевой, А.-К.Ю. Абдуллатипова, A.M. Вагидова, З.Н. Акавова, С.Х. Акбиева, К.И. Абукова, Г.Г. Гашарова и др. по теории и истории дагестанской и национальных литератур, по творчеству выдающихся деятелей художественной культуры республики.

1 2 3

В трудах Ч.С. Юсуповой , С.М. Хайбуллаева , 3.3. Гаджиевой , изданных в последние годы, в той или иной степени освещены жанры и виды поэзии Абасил Магомеда, его творческие поиски и находки.

Непосредственное отношение к исследованию творчества Абасил Магомеда имеют труды дагестанских ученых - литературоведов, в которых

1 Юсупова Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии (1955 - 1990). - Махачкала: ДНЦ РАН, 1998.

2 Хайбуллаев С.М. Художественный строй аварской поэзии. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2000.

Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика: В 2 ч. Часть 1. - Махачкала, 1997. Часть 2. - Махачкала, 1999. изучены отдельные проблемы национальной литературы, соприкасающиеся с творчеством поэта.1

Методы исследования. В диссертации использованы методы, предполагающие изучение литературы в её социально - исторической детерминированности: сравнительно - исторический, культурно - исторический, а также аналитический метод, ориентированный на изучение внутренней организации художественного произведения.

Источниковедческая база исследования. При изучении творчества Абасил Магомеда автор работы опиралась на все изданные сборники произведений поэта:

Дерец» («Подснежник»). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965. — 59 е.; «Сардил чирахъ» («Ночная лампада»). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966.

64 е.; «Къурт1а ц1ум» («Орел на скале»), — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968 — 64 е.; «Ралъдал карачел» («Морская волна»), — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. — 110 е.; «Рохъил маргъаби» («Лесные сказки»), — Махачкала: Дагучпедгиз, 1972. — 80 е.; «Нак1к1ут1а муг1рул» («Горы над облаками»), — Махачкала, Дагкнигоиздат, 1973 — 177 е.; «Рохъил бакънал» («Лесные мелодии»), — Махачкала: Дагучпедгиз, 1974. — 54 е.; «Маг1арухъ» («В горах»), — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. — 142 е.; «Иргаби» («Череда»),

Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. — 84 е.; «Щадулал рак1ал» («Пламенные сердца»). — Махачкала: Дагучпедгиз, 1978. — 90 е.; «Къат1раби» («Капельки»), — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. — 142 е.; «Асарал» («Стихотворения и поэмы»), — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. — 528 е.; «Рохъил

1 Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма: становление и развитие жанра. - М.: Наука, 1989; Абдурахманов A.M. Формирование и развитие жанра басни в дагестанской литературе. - Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Махачкала, 1986; Мухамедова Ф.Н. Становление и развитие дагестанской детской поэзии. Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Махачкала, 1986; Хайбуллаев С.М. Современная дагестанская поэзия: (система жанров). -Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. балъголъаби» («Лесные тайны»), — Махачкала: Дагучпедгиз, 1983. — 82 е.; «Орлиное перо». — М.: Современник, 1985. — 96 е.; «Милъиршодул куркъ-базда» («На крыльях ласточки»), — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1985. — 126 е.; «Рокъул таватурал» («Легенды о любви»). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988.-272 с.

Кроме названных сборников, для анализа привлечены подборки и циклы стихотворений поэта, опубликованные в журнале «Гьудуллъи» («Дружба») и на страницах газеты «Х1акъикъат» («Истина»),

Изучение творчества поэта в процессе развития (от первого сборника до заключительного) позволяет выявить эволюцию художественного сознания поэта.

Научная новизна работы состоит как в выборе актуальной темы исследования, введении в научный оборот творчества Абасил Магомеда, так и в полученных выводах и положениях.

В диссертации впервые сделана попытка воссоздать творческий путь поэта, исследовать его поэзию во всем многообразии жанров и видов, выявить её художественное своеобразие, стилевые, языковые особенности, определить место и роль Абасил Магомеда в развитии художественной культуры его народа и республики в целом.

Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование творчества одного из оригинальных, плодовитых поэтов, внесших значительный вклад в историю национальной художественной культуры, на современном этапе развития дагестанского литературоведения является особой проблемой.

Результаты, обобщения, выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе учащимися, студентами, преподавателями, работниками культуры. Они могут быть также использованы для чтения спецкурсов и проведения спецсеминаров по различным проблемам дагестанского литературоведения, стать составной частью учебников и учебных пособий по аварской и дагестанской литературам для школ, средних специальных учебных заведений, вузов республики.

Структура и объем диссертации. Содержание, объем, структура диссертации обусловлены богатством и своеобразием творчества Абасил Магомеда. Диссертация включает 163 страницы машинописного текста и состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и списка процитированных источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Абасил Магомеда в контексте современной аварской литературы"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История литературы - это, конечно, не простая сумма писательских судеб: она определяется и общим направлением творческих усилий, и противоречиями, при этом подчас возникающими, и обстановкой, жизненными условиями, оказывающими свое мощное влияние, и вопросами, целями, которые выдвигает развитие общества.

В то же время очень важно видеть, как именно складывается это целое из индивидуальных биографий и каковы эти «личные вклады», в чем ценность каждого из них. Выясняется, что личные неповторимые открытия соотносятся между собой, образуют многокрасочную, но все же единую картину литературного процесса. «Отчетливо видим мы, как время входит в книги, судьбы художников и как вместе с тем они в свою очередь обогащают и жизнь, обогащают искусство созданными ими образами, как умножаются возможности различных видов литературы под воздействием бесконечно разнообразного личного творческого опыта».1

Творчество Народного поэта Дагестана Абасил Магомеда - тому пример. По литературному объему, содержанию, по многообразию и богатству жанрово-видового состава и по приверженности национальным художественным традициям, по интенсивности новаторских поисков оно является одной из ярких страниц современной аварской, а шире - и дагестанской литературы. Оно интересно и привлекательно ещё и в том плане, что Абасил Магомед является смелым экспериментатором, обновителем традиций национальной художественной культуры. Без исследования его новаторских поисков невозможно проследить процесс сохранения и обновления художественных традиций национальной литературы.

Вступив на литературную арену в начале 60-х годов, за сорок лет творческой деятельности он сумел накопить достаточно богатый и разнообраз

1 Гринберг И. Три грани лирики. - М.: Худ. лит-ра, 1985. - С. 114-115. ный художественный потенциал в самых различных родах, жанрах, искусства слова. Широкую известность он получил как поэт, драматург, переводчик, детский поэт, сатирик и баснописец, собиратель и систематизатор фольклорного наследия и дореволюционной аварской поэзии, глубокий знаток аварского языка, профессиональный редактор, литературовед и критик. В настоящее время творческий багаж писателя составляют шестнадцать книг, четырнадцать из них — оригинальные поэтические сборники, в которых почти нет повтора, переиздания ранее известных произведений, сборник драматических произведений, включающий в себя три его трагедии: «Камалил Башир», «Саба Меседо», «Махмуд из Кахабросо», сборник переводов его произведений на русский язык «Орлиное перо».

По мировосприятию, мироощущению, по взгляду на окружающий мир, общественные и человеческие отношения Абасил Магомед является ярко выраженным лирическим поэтом.

Изучение лирики Абасил Магомеда приводит к выводу, что не всегда правомерной была систематизация его поэтических произведений по принятым, традиционным идейно-тематическим разделам и их исследование в этой последовательности: любовная, пейзажная, гражданская, философская лирика. Хотя такая тематическая определенность в его поэзии прослеживается, но четко эти темы не обозначены, не выделены в его сборниках, так как его лирика носит синтетический характер

Тематика его лирики настолько многообразна, что трудно свести её к общепринятым стандартам, поскольку проблематика и тематика всей его лирики сплетены, взаимопроникновенны, слиты. Особенностью лирикиАба-сил Магомеда является синтез информации, картины, мысли, идеи, их обобщения.

Родной аул, его чудная природа, добрые его люди, окружение, близкие и друзья, конкретные реалии жизни и быта поэт использует для постановки общественно значимых проблем: мир человека, человек и природа, человек и общество, человек среди людей, добро и зло, жизнь и смерть.

Каждое явление, событие, факт, объект художественного изображения ему важны как конкретный материал, на основе которого можно сделать полезный, поучительный вывод, обобщение, которые актуальны как на сегодняшний день, так и на будущее.

Лирика Абасил Магомеда при всей её интимности и личностности общественно значима, идейно насыщенна, ибо явления природы, человеческие отношения ему служат основой для философского обобщения жизни, раскрытия её сути, определяющих тенденций.

Осмысление всего творчества Абасил Магомеда, исследование его с точки зрения жанрово-видовой системы позволяет нам утверждать, что оно чрезвычайно богато и многообразно и отличается идейно-художественным своеобразием. Трудно найти жанр поэзии устной и письменной, к которому бы он ни обратился.

В его творчестве представлены традиционные жанры фольклора: миниатюра, пословица, загадка, притча, легенда, предание, сказка. Рядом с ними, дополняя их, функционируют литературные жанры: элегия, баллада, поэма. В своей творческой практике он использует такие жанры восточной поэзии, как рубай, газели, касыды, а также жанры европейского происхождения: октавы, сонеты, венок сонетов. Иноязычные и инолитературные жанры он сумел подчинить законам национальной художественной практики, и поэтому они не выглядят в нем инородными телами.

Такая жанрово-видовая система придает его творчеству масштабность и значительность, свидетельствует о том, что в его творчестве гармонически сочетаются верность традициям и новаторские поиски. Все это многообразие вместе с творчеством поэта вошло и в национальную художественную систему, обогатив её и расширив её границы. Поэт на творческой практике доказал, что аварский язык, литература, созданная на нем, способны осваивать поэтические жанры самой сложной конструкции.

Художественные особенности поэзии Абасил Магомеда обусловлены его приверженностью национальным литературным традициям и её поисковым, экспериментаторским характером. Изучая в совокупности все его творческое наследие, приходишь к выводу, что поэт хочет обогатить поэтику национальной литературы всеми возможными жанрами, видами, формами, стихотворной техникой, размерами, рифмой, строфической организацией, известными ему из опыта мировой художественной культуры.

Такая последовательная, целенаправленная работа в плане обогащения национальных художественных традиций не могла не дать своих заметных результатов. Абасил Магомед внес свой определенный вклад в национальную поэтическую систему, обогатив её новыми стихотворными размерами, конечной рифмой, новыми формами строфики, обогатил язык поэзии, введя в него новые слова, термины, понятия. Этими новациями он убедил художников слова в возможности обогащения национальной поэтики за счет новых форм и элементов, не чуждых природе языка и культуре народа.

Абасил Магомед активно творил и в жанре поэмы. В его творчестве представлено многообразие поэм в их эпической, лиро-эпической, лирической разновидности. Многообразна также и тематика их: автор предметом своего изображения делает исторические события, сюжеты из старинных легенд и преданий, жизнь и дела современных поколений. Все это переплетено у поэта с историей народа, с его национальным менталитетом, образом жизни, мировидением и мировосприятием.

Поэмное творчество Абасил Магомеда, состоящее из пятнадцати поэм, является ценным и оригинальным литературным материалом не только для изучения творчества поэта, но и для исследования современной аварской поэмы как жанра, как крупного художественного полотна, его динамики в общем дагестанском литературном процессе.

Хотя Абасил Магомед не относится к ряду детских писателей, но значительная часть его литературного творчества прямо адресована маленькому читателю. Она собрана в сборниках его поэзии «Лесные сказки», «Лесные мелодии», «Пламенные сердца», «Лесные тайны». Кроме того, и в других его сборниках предствлены произведения, написанные для детей.

Особенно плодотворно поэт разрабатывал тему природы, он её изображает во всем богатстве и в многообразии, в конкретном её проявлении, ставя через её картины большие нравственно-этические проблемы. Познавательный и воспитательный потенциал его книги о природе весьма значителен. От создания произведений о конкретных представителях мира животных он переходит к созданию широкомасштабных поэм об обитателях леса. Они навеяны фольклоризмом, любовью к народному творчеству и народной жизни. Цикл произведений для детей Абасил Магомед завершает созданием литературной сказки - нового для аварской литературы жанра.

Большой и значительный пласт произведений поэта для детей гармонично вошел в художественную систему аварской литературы, обагащая её познавательный, воспитательный, эстетический потенциал. В системе детской литературы Абасил Магомед нашел свою нишу, свое место, которые отличают его произведения от стихотворений других детских писателей.

Абасил Магомед - наш современник, он в творческом процессе и поиске. Плодотворность его новаций определится со временем, когда они будут подтверждены или опровергнуты практикой его коллег и последователей. Жизненность новаторских поисков поэта уже сегодня доказывают аварские поэты нового поколения магомед Исаев, Айшат Малачиева, Магомед Ахмедов, Магомед Патахов. Поэтому поиски и находки Абасил Магомеда тем более заслуживают сегодня осмысления, систематизации и исследования.

 

Список научной литературыГаджиахмедова, Маржанат Ханмирзаевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абасил Магомед. Кьурт1а ц1ум (Орел на скале). — Махачкала: Даг-книгоиздат, 1968.

2. Абасил Магомед. Ралъдал карачел (Морская волна). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.

3. Абасил Магомед. Рохьил маргьаби (Лесные сказки). — Махачкала: Дагучпедгиз, 1972.

4. Абасил Магомед. Сардил чирахъ (Ночная лампада). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966.

5. Абасил Магомед. Асарал (Стихотворения и поэмы). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.

6. Абасил Магомед. Дерец (Подснежник). — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1965.

7. Абасил Магомед. Иргаби (Череда). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

8. Абасил Магомед. Къат1раби (Капельки). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981.

9. Абасил Магомед. Маг1арухъ (В горах). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.

10. Абасил Магомед. Милъиршодул куркьбазда (На крыльях ласточки). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1985.

11. Абасил Магомед. Нак1к1ут1а муг1рул (Горы над облаками). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.

12. Абасил Магомед. Орлиное перо —М.: Современник, 1985.

13. Абасил Магомед. Рокьул таватурал (Легенды о любви). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988.

14. Абасил Магомед. Рохьил бакънал (Лесные мелодии). — Махачкала: Дагучпедгиз, 1974.

15. Абасил Магомед. Рохьил балъголъаби (Лесные тайны). — Махачкала: Дагучпедгиз, 1983.

16. Абасил Магомед. Щадулал рак1ал (Пламенные сердца). — Махачкала: Дагучпедгиз, 1978.1. ЛИТЕРАТУРА:

17. Абакарова Ф.О. Батырай. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.

18. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы (19171965). Махачкала: Даг ФАН СССР, 1969.

19. Абдуллатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984.

20. Абдуллатипов А.-К.Ю. Темирболат Бейбулатов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995.

21. Абдуллатипов А.-К.Ю. Формирование исторических форм реализма в литературе 2-й половины XIX в. Махачкала, 1981.

22. Абдуллатипов А.-К.Ю. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. Махачкала, 1982.

23. Абдуллатипов А.-К.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Махачкала, 1979.

24. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы. Часть I. -Махачкала, 1995.

25. Абдурахманов A.M. Формирование и развитие жанра басни в дагестанской литературе. — Автореф. дис. канд. филол. наук. — Махачкала, 1986.10