автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Творчество Магомеда Чиркеевского
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хайбулаева, Наида Магомедрасуловна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. Общественно-исторические условия формирования личности и творческого пути Магомеда
Чиркеевского.
§1.Позт и его время.
§2.Жизненный путь поэта.
Глава 11. Любовная лирика.
Глава III.Героике-историческая поэзия и поэма "На смерть Шамиля".
Глава IV. Элегическая лирика.
§1. Элегии-плачи общественного содержания. "
§2. Интимные элегии.
§3. Философские элегии.
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Хайбулаева, Наида Магомедрасуловна
Одной из центральных,задач литературоведческой науки является создание истории национальных литератур, ибо без этого невозможно представить систему художественных ценностей как отдельных регионов., так и всей художественной культуры России, Без решения этой задачи трудно осмыслить и обще законы художественного творчества: эстетики, теории литературы и литературной критики.
История национальной литературы представляет собой творчество видных художников слова, которые, являясь выразителями своей эпохи, продолжают традиции и создают новые, В этом плане дагестанское литературоведение добилось определенных успехов в исследовании литературы как общехудожественной системы, так и ее составляющих национальных путей. Создана история отдельных литератур, проведены исследования по конкретным проблемам художественного творчества, этапам становления, формирования и функционирования, составлены портреты крупных писателей и поэтов,
Наряду с друг шли литературами народов Дагестана интенсивно изучается и аварская, Написан ряд обобщающе® и историко-литературных трудов.1
Издаются также монографии, освещающие жизненный и творчес
Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане: Истоки, традиции и своеобразие художественной системы, -Махачкала, 1978; его же: Литература народов Дагестана дооктябрьского периода: Типология и своеобразие художественного опыта, -М,, 1982; его же: Дагестан: историю-ликий путь популярных nosтов.1 Эти работы содержат новые биографические данные, в них научному осмыслению подвергается значительный поэтический материал, Авторы исследований уделяют внимание идейно-художественной характеристике, национальному своеобразию, тературный процесс: Вопросы истории, теории, методологии, -Махачкала, 1990; его же: Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. -М., 1996; Ахлаков А. Героико-исторические песни аварцев. -Махачкала, 1968; Гаджиева S.S. Песни борьбы и побед. -Махачкала, 1980; ее же: Аварская элегическая лирика. -Махачкала, 1997; Магомедов Б.М. Очерки аварской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1961; Хайбуллаев С.М. Народные истоки аварской поэзии. -Махачкала, 1966; его же: Поэтика аварской народной лирики. -Махачкала, 1967; его же: Аварская народная лирика. -Махачкала, 1973; его же: 0 дореволюционной аварской литературе. -Махачкала, 1974; его же: Наследие и открытия. -Махачкала, 1983; его же: Есть тайна в слове. -Махачкала, 1986; его же: Страницы аварской литературы. -Махачкала, 1991; Юсупова Ч.С. 0 современной аварской лирике. -Махачкала, 1970; ее же .-Дагестанская поэма: становление и развитие жанра. -М., 1989.
Гамзатов Г.Г. Гамзат Цадаса. Жизнь и творчество до революции (1877-1917). -Махачкала, 1973; Султанов К. Расул Гамзатов. Очерк творчества. -М., 1973; Хайбуллаев С.М. Поэзия мужества и нежности. -Махачкала, 1978; Юсупова Ч.С. Поэтический мир Махмуда, "Махачкала, 1974; её же: Али-Гаджи из йнхо. -Махачкала 1977; ее же: Али-Гаджи из йнхо: жизнь и творчество. -Махачкала, 1997, выявляют закономерности формирования и развития аварской литературы.
Однако, несмотря на такую плодотворную работу, нельзя считать, что создана целостная картина аварской литературы. Из-за слабости текстологических исследований, имена многих поэтов-лириков остаются в тени, их творчество остается малоизученным, неизвестным широкому читателю. Проблема осталась нерешенной потому, что до революций не проводилась активная исследовательская работа, не была организована издательская деятельность. Второй причиной явилось то, что ". восхищаясь Махмудом, мы тогда не подозревали, что на его родине было немало превосходных поэтов, чьи произведения также достойны всеобщего внимания"'1.
Малоизученными остаются поэтические наследия Курбана из Инке ло, Магомеда из Тлоха} Магомедбега из Гергебиля, Магомеда Чир-кеевского и других, о которых нет цельных научных монографий. Сведения о них неточны, противоречивы, допускаются ошибки и при определении авторства поэтических текстов, не выяснена их историко-философская основа, нахождение прототипов героев вызывает большие затруднения.
Недостаточно исследован жизненный и творческий путь Магомеда Чиркеевского.
Магомед Чиркеевский - незаурядная личность и талантливый поэт, творчество которого составляет неотъемлемую часть в истории аварской национальной литературы. Он является представителем яркой плеяды поэтов второй половины XIX и начала XX веков, которые определили дальнейший прогресс аварской национальной культу
1Султанов К.Д. Певцы разных народов. -Махачкала, 1971. -С.8?. ры, ее своеобразие и самобытность.
Выбор темы диссертационной работы "Творчество Магомеда Чиркеевского" определяется его местом в историко-литературном процессе как представителя переходного периода литературы от ара-бо-мусульманских традиций к европейским. М. Чиркеевский был крупным ученым-арабистом., получившим хорошее для того времени духовное образование, и поэтому в его творчестве нашли продолжение такие жанры, которые были изначально характерны для аварской письменной литературы: проповеди, назидания, наставления. мавли-ды, панегирики, оды о пророке Мухаммеде, элегии. В то же время он выступает и как светский поэт, в чьем творчестве прозвучали традиционные для аварской литературы темы любви, героики, исторического прошлого Дагестана и Аварии, юмористические и сатирические произведения.
Кроме того, М.Чиркеевский был поэтом своеобразной творческой индивидуальности, и поэтому его наследие является благодатным материалом для изучения поэтики аварской литературы.
С.М.Хайбуллаев, характеризуя творческую индивидуальность Магомеда Чиркеевского, отмечает, что он ". творил в те годы, когда во весь голос звучали песни Али-Гаджи из Инхо, Тажудина, Махмуда из Кахаб-Росо. Те же мысли, те же мечты, те же стремления, что волновали и бередили их души, были близкими и дорогими для Магомеда Чиркеевского, но для их выражения поэт нашел другие мотивы, другую интонацию, другой голос".1
Определенная работа проведена по сбору, систематизации гХайбуллаев С.М. Поэзия мужества и нежности. -Махачкала, 1978. -С. 68. творческого наследия Магомеда Чиркеевского. В 1977 году выходит в свет сборник произведений поэта, подготовленный к изданию Изу-дином Гаджиевым, учеником М.Чиркеевского. Надо отметить, что в сборник включены лишь 26 произведений. Несколько стихотворений С"Пастухи и муталимы", "Любовная песня", "Солнце благополучия взошло", "Зайнаб из Гуни") опубликованы в сборнике стихов дореволюционных аварских поэтов "Иерхьунарел ц1ваби" ("Немеркнущие звезды"), подготовленном к изданию Гамзатовым А.Г. в 1990 году. Спустя пять лет, в 1995 году, в сборник под таким же названием, составленный Хайбуллаевым С.М. и Гамзатовым А.Г., включаются, помимо перечисленных, еще два произведения: стихотворение о "Га-ирбеге Буртунайском", поэма "На смерть Шамиля". Несколько стихотворений ("Переселяйтесь, горцы, на равнину", "Солнце благополучия взошло") опубликованы в "Литературной хрестоматии" для 6 класса национальной школы, а в учебнике по дагестанской литературе для 10 класса - "Пастухи и муталимы", "Любовная песня", "Солнце благополучия взошло".
Не раз к поэзии Магомеда Чиркеевского обращались и на страницах газеты "БаПараб байрахъ" ("Красное знамя").1
Печатались его произведения и в литературном альманахе
1"Ответ жителям аула Дылым", "Любовная песня" (1969, 3 апр.), "Седина" (1988, 27 авг.), поэма "Шамиль" (1991, 21 сент.), "На смерть Алхуват из Дылыма" (1991, 23 ноиб.), "Песня Зелимхана", "Зайнаб из Гуни", "Любовная песня", "Девушке, которую увидел на базаре селения Джунгутай", "Седина" (1991, 26 нояб.), "На смерть друга из Гозталы", "Седина", "Любовная песня" (1993, 30 июня), "Седина" (1994, 16 июня).
Гьудуллъи" ("Дружба"): ("Любовная песня"., "Ответ жителям аула Дылым", "Солнце благополучия взошло").
Не опубликованы стихи поэта ни в антологии аварской поэзии, ни в дагестанской антологии, несмотря на то, что творческое наследие Магомеда Чиркеевского значительно обширнее поэтического арсенала многих дореволюционных аварских поэтов.
Значительную часть его произведений (около 60, объемом более 3000 строк) записал Изудин Гаджиев. Тексты записаны в соответствии с научными требованиями, с указанием точного года создания произведения, его объема. По рассказу Изудина Гаджиева, вторая часть рукописи была потеряна во время переправы через Су-лак. Вместе с тем, в последнее время в старинных рукописных сборниках на аджаме обнаружены религиозные произведения М. Чиркеевского: проповеди, наставления, мавлиды.
Но несмотря на то, что значительная часть его наследия собрана, дагестанское литературоведение не располагает обобщающим научным исследованием о жизни и творчестве поэта. Анализу подвергаются лишь известные произведения. Очень скудно представлены сведения о годах жизни поэта, о его учебе, работе, не освещается социальная среда, способствовавшая формированию мировоззрения художника, его окружение, не определено место творческой индивидуальности в культурной жизни общества.
Одним из первых к творчеству М. Чиркеевского обратился известный аварский фольклорист, литературовед, историк Абдулатип Шамхалов. В статье под символическим названием "Мухаммед Чирке-евский. Русское проникновение в Дагестане в освещении аварской песни", опубликованной в газете "Красный Дагестан", автор определяет основную проблему творчества поэта, его связь со своим временем. Однако в статье, написанной на второй год после смерти М. Чиркеевского, нет точных сведений о нем. Анализируется лишь песня "О хиджре и хадже", поднимающая актуальную для того времени проблему эмиграции. По этому поводу сам автор статьи пишет: "Песня записана по рукописи, доставленной мне сыном автора (по имени Мансур, 16 лет) во время моей поездки в Дагестан летом 1926 года. Выяснилось, что парень не знает ни года рождения отца (обычное явление в Дагестане), но, что еще страннее, ни даже года недавней смерти его".1
Буквально через год в журнале 'Торцы Кавказа", издаваемом кавказскими эмигрантами в Париже, появляется созвучная статье Абдулатипа Шамхалова публикация о М. Чиркеевском. Автор работы, не указавший своего имени и подписавшийся мухаджиром, отмечал, что ". самыми популярными его (Магомеда Чиркеевского - Н.Х.) вещами были песни, в которых он писал о тирании русского самодержавия, о его колонизаторской политике, о вытеснении горской культуры русской, о происходящей ломке горских традиций. По Еполне понятным причинам его произведения имели распространение только в рукописях, но, несмотря на это, многие в Дагестане знали их наизусть".2 В качестве примера автор приводит песню "О хиджре и хадже", популярную среди дагестанской диаспоры.
Дальнейшее изучение творчества поэта продолжает известный исследователь аварской литературы Магомедов Б.М. В его работе
1Шамхалов А. Мухаммед Чиркеевский. Русское проникновение в Дагестане в освещении аварской песни // Красный Дагестан. -1928. -18 мая.
2/7Торцы Кавказа, -19Е9. -С.25.
Очерки аварской дореволюционной литературы" даются биографические сведения с указанием даты рождения и некоторыми фактами из жизни М.Чиркеевского. Автор подвергает обзорному анализу любовную лирику поэта.
Магомедов P.M. на анализе творчества Зльдарилава из Ругуд-жа, Али-Гаджи из йнхо, Магомеда Чиркеевского, Чанки из Батлаича и Махмуда из Кахаб-Росо прослеживает процесс зарождения романтизма как художественного метода и его развитие в творчестве отдельных аварских поэтов. Автор отмечает, что Магомед Чиркеевский ". начав в молодости буйными песнями о любви и торжественными одами е память погибших, завершил свое творчество призывом к выступлению против царизма и за его свержение. Герои его большинства произведений - это люди, боровшиеся против царизма, благородные разбойники-бунтари, такие, как чеченец Залимхан, аварец Сурхай и др. Именно в творчестве Магомеда Чиркеевского произошли те важные художественные перемены, которые очень заметно отразились на дальнейшем развитии романтизма в аварской поэзии".1
Наиболее полное представление о жизни, идейно-творческой эволюции поэта дает Хайбуллаев С.М. в книге "Поэзия мужества и нежности". Статья о Магомеде Чиркеевском освещает жанровое и тематическое разнообразие и богатство его поэзии, выделяет характерные приемы художественной выразительности. Определяя значение, роль и место поэзии Магомеда Чиркеевского в литературном процессе, автор работы пишет, что это "ученый, прекрасный учи
1Магомедов P.M. Идейно-художественная эволюция аварской поэзии конца XIX начала XX веков: Автореф. дис. . канд. филол. наук, -Махачкала, 1970. -С.9. тель, талантливый поэт с острым видением мира и аналитическим умом, оригинальным мышлением и мироощущением, он сумел оставить заметный след в истории родной национальной культуры"/1
Большой вклад в пропаганду творчества Магомеда Чиркеевского внесли его земляки Казиев Г,К, и Ахмедзияутдинов Т.П. В совместной работе об ауле Чиркей они приводят новые факты из жизни поэта, отмечая при этом воспитательное значение его наследия для подрастающего поколения.
Заслуживает внимания и деятельность Рауфа Гаджиева, зятя Изудина Гаджиева, по изучению творческого наследия поэта. В 1989 году в альманахе "Литературный Дагестан" (N5) публикуется его статья о Магомеде Чиркеевском, отражающая мировоззрение поэта, отношение его к историческим событиям, развернувшимся на стыке двух веков. Благодаря Р.ГаджиеЕу, нам предоставилась возможность ознакомиться со многими произведениями Магомеда Чиркеевского, нигде ранее не опубликованными.
Интерес к творчеству поэта, как видим, не ослабевает, публикуются стихи, пишутся статьи, однако до настоящего времени значение имени Магомеда Чиркеевского в истории аварской и дагестанской поэзии не получило должной оценки. Сборник стихов поэта не отражает жанровое и тематическое разнообразие творчества, несмотря на то, что Магомед Чиркеевский, не отдавая предпочтения какому-либо жанру, одинаково владел секретами каждого из них. В его поэтическом арсенале можно найти любовную лирику, элегии, героические песни, поэмы, сатирические и шуточные произведения, философские миниатюры, послания и обращения.
Чхайбуллаев С.М. Поэзия мужества и нежности. -С.7?.
В своих произведениях Магомед Чиркеевский поднимает вечную тему любви, которая освещается созданием образов горянок, прототипами которых являлись реальные женщины. Поэзия его обращается к героическому прошлому края, национально-освободительному движению, Он пишет прекрасные оды о борцах за независимость, за свободу личности. Это поэма о Шамиле, песня о Гази-мухаммеде, элегии об зореках.
Хотя Магомед Чиркеевский не был участником исторических событий середины XIX века, поражает мастерство поэта, способность реалистически описывать картины сражений, передавать трагедию и боль побежденного, но не покоренного народа.
Проблема свободы личности красной нитью проходит через все творчество поэта. Он создает цикл стихов об абреках - благородных разбойниках. Герои его произведений - Оурхай из дылыма, абрек Зелимхан - люди, подобно горьковскому данко, готовые пожертвовать собой ради других; это личности, бросившие вызов нверхуш-кег?, выступающие против царского произвола.
Поэзия Магомеда Чиркеевского и его судьба занимают значительное место в аварской дореволюционной литературе. Обращение к его творчеству позволит нам представить уровень духовной культуры общества, определить значение поэзии в жизни народа, проследить пути и методы ее развития, выявить место и роль поэта в общелитературном развитии,
Настоящая работа ставит целью исследование жизненного и творческого пути Магомеда Чиркеевского, поэзия которого, укладываясь в привычный ряд аварской поэзии, в ее традиции, развивает их, расширяет своей самобытностью, ощущением исторического времени, новым аспектом трактовки традиционных тем, мотивов, оттенков, смыслоеой озвученности приемов.
Избранная цель достигается решением следующих задач.- изучение поэтического наследия М.Чиркеевского с точки зрения его идейного звучания, структуры, образности; показ на примере творчества поэта непрерывности литературной эволюции; выявление новаторства поэта в процессе обращения его поэзии к народной сокровищнице.
Научная новизна исследования состоит как в выборе актуальной темы, введения в научный оборот творчества поэта, ранее не ставшего объектом специального исследования, так и в полученных выводах и положениях.
В диссертаций впервые делается попытка обобщить биографические данные о поэте, показать влияние среды, определившей мировоззрение и мироощущение творческой личности.
Б диссертации использованы, помимо опубликованных, материалы из рукописных фондов ИЯЛИ ДНЦ РАН, ШШШ ДГУ, личных архивов И.ГаджиеЕа, Р.М.Магомедова. Ряд произведений введен в научный оборот впервые.
В диссертации использованы методы анализа художественных произведений: сравнительный, сравнительно-исторический, культурно-исторический, а также аналитический метод, ориентированный на изучение внутренней организации художественного произведения.
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды А.Н.Веселовского, Л.Я.Гинзбург, Ю.М.Лотмана, Г.Н.Поспелова, М.В.Храпченко.
Рассматривая творчество М.Чиркеевского как синтез аварской и восточной поэзии, мы активно привлекали работы видных литературоведов. Среди них И.Ю.Крачковский, В.В.Бартольд, И.М.Филь
- 14 штинский, Е.Я.Шидфар и др.
В коде работы мы опирались на исследования известных дагестанских ученых: Г.Г.Гамзатова, К. Д.Султанова, К.К.Султанова, С.М.Хайбуллаева, Ч.С.Юсуповой, Р.Ф.Юсупова и др.
Практическая ценность диссертации определяется потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании поэтического наследия М.Чиркеевского.
На основе работы могут быть прочитаны факультативные и специальные курсы на филологических факультетах Даггосуниверситета, Даггоспедуниверситета ив педагогических училищах республики.
Диссертация обсуждалась на заседании отдела литературы ИЯЛИ ДНЦ РАН. Основные положения диссертационного исследования отражены в статьях, тезисах, опубликованных в сборниках научных работ, и в периодической печати.
Структура диссертации определена объектом исследования, состоянием разработанности теш, целью и задачами работы. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Магомеда Чиркеевского"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Магомед Чиркеевский - художник, гражданин и гуманист, сыграл значительную роль в истории аварской национальной литературы второй половины XIX и начала XX веков.
Его творчество, органически синтезировавшее традиции национальной и восточной поэтики, несомненно, отразилось на развитии аварской поэзии,
Исследование литературного наследия М.Чиркеевского продемонстрировало широту рассматриваемых вопросов и проблем, разнообразие привлекаемых жанров, стремление к философскому осмыслению противоречий эпохи.
Разрабатываемая в различных стилевых ракурсах, тема любви удивительно глубоко передает многообразие интонаций, которые использует поэт, говоря о возлюбленной как источнике радости и печали, счастья и несчастья. Воспевая горянку, восхищаясь ее красотой, открыто выражая высокие чувства любви, поэт, тем самым, вступает в конфликт с догмами ислама. "Иссушающему аскетизму" (Н.Капиева) М.Чиркеевский противопоставляет любовь как символ высшего жизненного пробуждения, Мастер слова наполняет музыку любви искренним, возвышенным и тонким чувством, глубоким и многогранным в своих проявлениях,
В гармоническом единстве с образом возлюбленной раскрывается и образ лирического героя, яркого представителя эпохи; образованного, высокопорядочного, остро переживающего все коллизии жизни. Именно сквозь призму их взаимоотношений, испытывающих социальные преграды, морально-этические устои, поэт раскрывает проблему "человек-общество",
Любовная лирика передает ке только индивидуальные переживания лирического героя, но и то общее, что создано обстоятельствами национально-исторической жизни, существенные признаки и свойства конкретной эпохи, социальной среды.
Мировоззренческая концепция, особенности мировосприятия поэта проявились в героико-исторических песнях.
В основу произведений легли эпохальные сражения Кавказской войны. Показатель.но, при этом, стремление автора к реалистическому воспроизведению изображаемого.
Основной мотив, пронизывающий героико-исторические песни, -это идея сопротивления врагу и объединения сил народа в борьбе с чужеземцами. В раскрытии идейного содержания значительную роль играет характеристика героев освободительного движения: имамов Гази-Мухаммеда и Шамиля, наиба Гаирбека. Ярко выписаны образы народных заступников: абрека Зелимхана и разбойника Оурхая, .которые предстали перед читателями (слушателями) защитниками интересов простых горцев, борцами за справедливость.
Обращаясь к теме Кавказской войны, Еоспевая подвиги легендарных героев, рассуждая над причинами поражения, М.Чиркеевский приходит к горестному осмыслению настоящего: окружающая действительность разительно отличается от ушедших в прошлое дней бранной славы.
Поэтизация подвигов предков обернулась обвинением потомкам. Так, сквозь поэтическую ткань произведений проступили контуры социальных проблем, порожденных тлетворным влиянием новой, чуждой горцам цивилизации.
Певец времени, М.Чиркеевский не остался равнодушным к собы -1 ее
1 и.!!-! тиям гражданской войны, где он выступает сторонником революционных преобразований,
Поиски путей соединения великого и трагического, разочарование настоящим и надежда на будущее - суть творческой индивидуальности поэта, его назначения. Трагизм его судьбы определился необходимостью обрести свой путь в так стремительно разлагающемся, распадающемся мире, в драматичную для горца эпоху, когда так круто - в крови освободительной борьбы, в годы революционных преобразований - менялся привычный поэту мир, неотвратимо разрушались традиционные основы общества.
Поэт, ощущавший "трагическое несоответствие стремлений и запросов.,, окружающему миру" (Л.Фризман), не мог не обратиться к элегии как созвучной скорбной песне сердца, Он воплотил в этом жанре сложную гамму чувств: печали, тоски, уныния. Его элегии -это жизнь в образах, соответствующая реальности, приближенная к действительности, это переплетение романтизма и реализма.
Мотивы неумолимости судьбы, неотвратимости смерти, бесплодности всяких попыток противостоять им звучат в философских элегиях поэта. Он говорит о бренности земного существования и эфемерности земной славы. В этих элегиях, основным содержанием которых стали вопросы бытия, чувствуется поэт-мыслитель, поэт-философ, размышляющий над процессами жизни и смерти, стремящийся разгадать их сокровенный смысл,
Следуя традиционной тематике, .образам, М,Чиркеевский нашел новые форш, позволившие достигнуть большого эмоционального воздействия лирики на читателя (слушателя), Несмотря на традиционность и каноничность образов, лексики, поэтических приемов, он сумел сохранить творческую индивидуальность, наполнить лирику новым содержанием, придавая ей неповторимую эмоциональную окраску. Экономность и многозначность, точность фраз определяют стиль его текстов,
Чем шире и ярче открываются нам различные грани таланта М,Чиркеевского, особенности жизненного пути, характер философских медитаций, тем больше мы убеждаемся, что его творчеству присущи лучшие качества дореволюционной аварской поэзии: гражданственность, высокий гуманизм, историчность и широта охвата действительности.
На наш взгляд, трудно представить последующую аварскую поэзию без творчества Магомеда Чиркеевского, Он явился, пусть не самым ярким, но необходимым звеном в цепи блестящих поэтов-романтиков, таких как Эльдарилав, Чанка, Махмуд,
Список научной литературыХайбулаева, Наида Магомедрасуловна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Гамзатов Г,Г, Дагестанский романтизм и Махмуд // Художественный мир Махмуда из Кахаб-Росо, -Махачкала, 1984, -0,71-89,
2. Гамзатов Г,Г, Литература народов Дагестана дооктябрьского период: Типология и своеобразие художественного опыта, -М.: Наука, 1982. -327с,
3. Гамзатов Г,Г. Национальная художественная культура калейдоскопе памяти. -М,: Наследие, 1996. -652с,
4. Гамзатов Г,Г, Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане: Истоки, традиции и своеобразие художественной системы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978, -420с,
5. Гамзатов Г,Г, Художественное наследие и современность, Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур, -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. -173с.
6. Ганиева А.М, Народная лирическая поэзия лезгин. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976, -164с,
7. Гатуев К. Зелимхан. Из истории национально-освободительного движения на Северном Кавказе, -Ростов-на-Дону Краснодар: Севкавкнига, 1926, -195с,
8. Гинзбург Л. О лирике. -Л.: Сов. писатель, 1974, -406с,
9. Гордлевский В, А, Избр. соч.: В 4 т, -М.: Наука., 1962. -Т.З, -584с.
10. Далгат У,Б, Литература и фольклор. Теоретические аспекты, -М.: Наука, 1981. -303с.
11. Османов M.-H.0. Стиль персидско-таджикской поэзии IX-X вв, -М. : Наука, 1974. -267с,
12. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока, -М,: Наука, 1972, -265с,
13. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. -2-е изд., доп. -М.: Сов, писатель, 1986, -480с.
14. Поспелов Г.Н. Лирика. -М.: Изд-во Моек, Ун-та, 1976, -207с.
15. Поэзия газавата: Сб. стихотворений /Сост. С.М. Хайбул-лаев. -Махачкала, 1997. -256с, (на авар, яз.).
16. Поэтический строй русской лирики, -Л.: Наука, 1973, -351с,
17. Проблемы изучения национальных литератур на современном этапе: Всесоюзная научная конференция 4-5 окт, 1990 г. Тезисы докладов. -Махачкала, 1990. -92с,
18. Руновский А, Записки о Шамиле. -М., 1989. -176с.
19. Савченко С. Элегия Ленского и французская элегия // Пушкин в мировой литературе: Сб. ст. -Л., 1926.
20. Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур XIX начала XX веков, -Махачкала: Дагучпедгиз, 1978, -184с,
21. Султанов К.Д. Певцы разных народов, -Махачкала: Дагкни-гоиздат, 1971, -459с,
22. Султанов К. Д. Фольклор и классики (Заметки о поэзии горцев Дагестана) /V Лит. Дагестан, -1947, -С,171-193,
23. Султанов К,Д. Этюды о литературах Дагестана, -М,: Сов, писатель., 1978. -269с.
24. Султанов К,К, Поэзии неугасимый свет, Размышления. -Махачкала: дагкнигиздат; 1У?5. -loue,
25. Традиционный фоль шор народов Дагестана. -М. : Наука, 1991. -496с.
26. Тураев C.B. От Просвещения к романтизму. -М.: Наука,1983. -255с.
27. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // Сборник сведений о кавказских горцах, -Тифлис, 187*0, -Т.З. Гл.IV. -С,1-30,
28. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова, -М,; Наука, 1973, -167с,
29. Фролова и,Б, Поэтическая лексика арабской лирики, -Л.,1984, -174с,
30. Хайбуллаев d.M. Аварская народная лирика, -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. -111с,
31. Хайбуллаев С.М. Есть тайна в слове, -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986, -279с» (на авар, яз.).
32. Хайбуллаев С.М. Жанр элегии и баллады в современной дагестанской поэзии. -Рук. фонд ШЛИ ДНЦ РАН, ф,3, оп.5, д. 222,
33. Хайбуллаев С.М, Народные истоки аварской поэзии, -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966, -60с,
34. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия, -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983, -192с,
35. Хайбуллаев С.М, 0 дореволюционной аварской литературе, -Махачкала: Дагучпедгиз, 1974, -152с,
36. Хайбуллаев С.М. Поэзия мужества и нежности. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1978, -108с.
37. Юсупова Ч.С. Али-Гаджи из Инхо: жизнь и творчество, -Махачкала: ДНЦ РАН, 1997, -158с.
38. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма: становление и развитие жанра, -М.: Наука, 1989, -408с,
39. Юсупова Ч. 0. Поэтический мир Махмуда, -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974. -90с,
40. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой пловины XIX в. -М,: Наука, 1964. -269с.
41. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература 40-х годов XIX века, -Рук. фонд ИйЛМ ДНЦ РАН, ф.З, оп,5, д.219.95, Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР'в дооктябрьский период, М,: Наука, 1985, -272с,
42. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. -М,: Наука, 1970. -424с.