автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Агаева, Замира Ахмедовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА.ТЕОРЕТИКО
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ.
1.1. Исторические пути развития пейзажной лирики.
1.2. Формы присутствия пейзажа в дагестанской дореволюционной литературе.
ГЛАВА 2. ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ РАСУЛА ГАМЗАТОВА
II. 1. «Природная» символика, пейзажная картина, их роль и значение в лирических произведениях.
II.2. Функции пейзажа и пейзажных образов в эпических произведениях.
ГЛАВА 3. ПОЭТИЧЕСКИЙ «ПЕЙЗАЖНЫЙ МИР» РАСУЛА ГАМЗАТОВА.
III. 1. Основные «пейзажные»мотивы.
II.2. Пейзажная деталь.
Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Агаева, Замира Ахмедовна
Расул Гамзатов - один из крупнейших поэтов своего времени, и вполне естественно, что его личность и творчество вызывает большой интерес не только массового читателя, но и многочисленных критиков и литературоведов. Его поэзия получила общенародное признание. И до Гамзатова в Дагестане были известные поэты и ашуги, но Расулу Гамзатову выпала самая счастливая доля - стать ярчайшей звездой современной дагестанской поэзии. Как поэт, как художник большого таланта он волею судьбы оказался наследником прекрасных традиций народной поэзии и культуры новейшего времени.
Актуальность темы исследования.
Стихи Расула Гамзатова верны древней мудрости и традициям горцев. Образы ярки и отчеканены. Каждый стих - глубокое обобщение жизни. Слова в творчестве Гамзатова наполнены глубоким содержанием, они просты и благозвучны. Из затерянного в горах маленького аварского аула Цада несет он в необъятный мир свою великую любовь к человеку, матери, к женщине, детям. Поэт впитал в себя не только мудрость своего малочисленного народа, но и Древнего Востока и Европы. Книги Расула Гамзатова стали неотъемлемой частью духовной жизнью миллионов читателей. Поэт завоевал своим пером право говорить с большим миром от имени многоязычного Дагестана.
Расул Гамзатов пишет о людях. Он хочет видеть полнокровную и счастливую жизнь людей и, как истинный талант, не отгораживается от действительности. Человек в понимании поэта высшее совершенство, и поэтому в его творчестве все связано с человеком, с его жизнью. Долететь до высоких звезд-людей - это для Гамзатова значит понимать человека во всей полноте его жизненных связей, разделять его радость и горе, сострадать, сочувствовать, соучаствовать.
Поэзия Расула Гамзатова - поэзия общенародного, общенационального значения, без дешевого пафоса, глубоко и ясно запечатлевшая все проблемы человеческого бытия, современное состояние человека, глубину насущных нравственных проблем, движения души. Все стихи Расула Гамзатова являются выражением той глубинной сути, которую способен достичь человеческий ум на поэтической ниве. Именно этот уровень глубинно поэтического мышления выдвигает поэта в ряды лучших представителей дагестанской и советской поэзии.
В настоящее время общий тираж книг Гамзатова даже трудно сосчитать. Его поэзия стала фактом дагестанской, российской и мировой литературы. Творчество поэта являет собой образец такого художественного текста, подлинный смысл которого имеет тенденцию возрастать с течением времени и каждой эпохе представать теми своими сторонами, до постижения которых она доросла.
Сила поэзии Расула Гамзатова в его удивительно тонкой лирике, обнаженности души, в той высокой правде, которая излучает свет добра, счастья, любви. В его стихах пламенеет родной очаг, присутствует тепло материнских рук, её голос, горят звезды детства и родного неба; его стихам необходимы песнь матери и сказка отца, запахи и краски отчей земли, её рассветы и сумерки, цветы, дерево, камень - всё, что дорого нам на милой земле.
Творчество поэта характеризует непривязанность к той или иной апробированной жанровой форме, свобода перехода от одной стилевой манеры к другой в поисках адекватного воплощения замысла. Гамзатов пишет в широком творческом диапазоне, продолжая, развивая, обновляя национальные традиции в области поэтических форм и наряду с этим используя достижения общелитературного мирового процесса для обогащения национальной поэтической культуры в целях расширения её художественного потенциала, для освоения средствами поэтического слова современной ему действительности.
Током высокого напряжения является для поэта его родной Дагестан. Это своего рода тема, в художественной разработке которой заключено стремление осмыслить такие понятия, как родина, родной народ. Вот как пишет об этом сам поэт: «Дагестан - ты мое лицо. Я запрещаю трогать тебя.
Дагестан - ты мать для меня. Пусть помнят об этом все, кому придется со мной ссориться. Можно обидеть меня любым обидным словом - все стерплю. Но не трогайте моего Дагестана.
Дагестан - моя любовь и моя клятва, моя мольба и молитва. Ты один -главная тема всех моих книг, всей моей жизни» (11.147, с. 104).
С чем же я сравню тебя, мой Дагестан? Какой образ найду, чтобы выразить свои мысли о твоей судьбе, о твоей истории? Может быть, потом я найду лучшие и достойнейшие слова, но сегодня я говорю: «Маленькое окно, открытое на великий океан мира». Или ещё короче: «Маленькое окно на великий океан» (11.147, с.87).
Всю жизнь Р. Гамзатов нес в себе и отстаивал со всем упорством свое высокое представление о Дагестане. Без чувства истока не может быть полноценного чувства страны и мира - такова философия творчества поэта. Стихи Гамзатова верны традициям, идущим от метафоричности народной речи и опыта веков. Они не терпят суеты. Поэту чужды напыщенная риторика и легковесная лирика, его стихи очень самобытны и глубоко национальны. «Тепло родного очага теплей потому, что в нем живет живая действительность родовой человеческой традиции. Потому что вокруг очага отец и мать, братья и сестра. Потому что в соседней сакле возле него деды и внуки, сестры и братья. Потому, что так было всегда. Эту проницательность, эту способность схватить в материальном образе его дух воспитывает в поэте исторический и эстетический опыт его народа. Традиция Дагестана: история неотделима от современности. Тут корни таланта и творчества Расула Гамзатова. Здесь отправная точка.» - пишет Л.Б. Антопольский (1.9, с. 8).
Творческий мир» Гамзатова очень объемен и многогранен. Многие критики, литературоведы пытались и пытаются разобраться, вникнуть в суть и природу этого феномена - «творческого мира» поэта. Многие авторы приходили к мысли о том, что постичь его поэзию обычным аналитическим умом невозможно, потому что этим феноменом является сам поэт в своей творческой стихии, создающий удивительный по цельности поэтический мир. Гамзатов покоряет своей содержащей чудесное видение мира поэзией. Как пишет В.Ф. Огнев, «есть счастливые дарования, кому по силам сама диалектика жизни, передача полноты живой жизни с её болью утрат и тревогой рождений, с радостью приятия нового и глубокой верой в мудрые основы чего-то непреходящего. Это счастливые дарования, так как в их стихах встречаются три времени, а только ощущение движения и полноты жизни, чувство историзма рождают большое искусство. Расул Гамзатов принадлежит к последнему типу художников» (1.85, с. 137).
Прекрасная поэзия Расула Гамзатова широко изучена, ей посвящено много книг, статей, очерков. Однако вот что отмечает К.И. Абуков: «Разумеется, многогранное творчество выдающегося аварского поэта, обретшего мировую известность, не обделено вниманием критики и литературоведения. Тем не менее, обзор научно-критической литературы, посвященной творчеству Расула Гамзатова, оставляет впечатление разрозненности, фрагментарности, более того - бессистемности исследовательских ориентиров. И в этой устоявшейся бессистемности проглядывает некая ущербная система: изучение многомерного творческого мира поэта происходит преимущественно по двум параметрам - тематическому и жанровому» (1.3, с. 7).
Актуальность данного научного исследования состоит в том, что несмотря на большое внимание, оказываемое творчеству Р. Гамзатова, в его наследии остаются неизученные моменты, которые ждут своих исследователей. В частности, таким «белым пятном» мы считаем отсутствие полноценного труда, характеризующего его как поэта-пейзажиста.
Степень изученности темы исследования.
Никак нельзя сказать, что пейзажное творчество поэта находится в полном забвении со стороны литературоведов. Картины природы и пейзажная символика являются неотъемной частью лирики Гамзатова. И ряд исследователей это в своих работах отмечают. Однако характеристика роли пейзажа дается эпизодически, фрагментарно, в основном в общем ключе анализа поэтического наследия. Отдельного монографического исследования, посвященного функции и роли пейзажа в поэзии Гамзатова нет.
Давно и активно изучает творчество Р. Гамзатова литературовед С.М. Хайбуллаев, который в своих работах рассмотрел самые различные аспекты лирики поэта, в том числе и некоторые особенности пейзажной лирики. В 1964 году им была опубликована статья «Природа в поэзии Р. Гамзатова» (1.128). Это первая и удачная попытка проследить мастерство поэта в изображении родной природы в его ранней поэзии.
В этой работе автор исследует пейзажную лирику с точки зрения тематики, останавливается на характерных для пейзажной лирики Гамзатова изобразительно-выразительных средствах, на роли пейзажа в композиции произведений и психологической характеристике героев. Но статья по объему небольшая и не охватывает весь возможный пейзажный материал из творчества Гамзатова.
В некоторых своих работах С.М. Хайбуллаев отмечает, что фольклор оказал большое влияние на поэзию Расула Гамзатова. Поэт в своих работах часто использует приемы и методы, заимствованные из горской поэзии, например, обращение к птицам, цветам. Но это просто констатация факта, свидетельствующая, что на ранних этапах своего творчества Гамзатов использует лучшие традиции устного народного творчества. Автор не ставил задачу глубокого анализа использования Р. Гамзатовым пейзажных картин и пейзажных символов во всей его поэзии.
В книгах «Поэзия высокого накала» (1.127), «Наследие и открытия» (1.125), «Художественный строй аварской народной лирики» (1.129) С.М. Хайбуллаев анализирует изобразительно-выразительные средства, используемые Гамзатовым для показа родной природы во всем её многообразии, во множестве оттенков. Также в этих книгах рассматривается композиционная роль пейзажа в некоторых произведениях поэта.
Но необходимо заметить, что вышеназванные публикации отображают данный вопрос в общем контексте изучения аварской поэзии.
В плане изучения различных аспектов творчества Р. Гамзатова интерес представляют работы Ч.С. Юсуповой: «О современной аварской лирике» (1.142), «Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра» (1.141), «Три десятилетия аварской поэзии» (1.144), «Поэзия» (1.143), которыми автор внесла значительный вклад в историю изучения поэзии вообще, поэзии Гамзатова в частности. В них анализируются стихи различного тематического содержания, в том числе и пейзажные. Творчество Р. Гамзатова рассматривается соотносительно с другими аварскими и дагестанскими поэтами в плане оценки и вклада в общую копилку дагестанской литературы.
Ч.С. Юсупова констатирует, что толчком к развитию и формированию пейзажного творчества у дагестанских поэтов, в том числе и Гамзатова, явилось устное народное творчество, разного рода переработка готовых фольклорных текстов, сюжетов, образов. Она уделяет внимание роли пейзажа в некоторых произведениях Р. Гамзатова, но эти произведения рассматриваются в гражданском или философском аспекте и пейзаж не выделяется как один из важных стилеобразующих моментов творчества поэта.
Одну из лучших книг о творчестве Расула Гамзатова написал Л.Б. Анто-польский. В книге «У очага поэзии» (1.9) он раскрывает многообразие лирики поэта, её глубокий философский смысл. Автор прослеживает также исторические и нравственные истоки поэзии Гамзатова. К анализу творчества поэта Л.Б. Антопольский подходит, скорее, с философских позиций, считая, что «его (Гамзатова) человек современности, человек сегодняшнего миропонимания братается с человеком вселенским. Проблемы сиюминутные скрещиваются с вопросами широчайшими, всеохватывающими, не разрешаемыми одним сознанием» (1.9, с. 165).
В книге выделена важная, с точки зрения критика, тематика мотивов творчества Расула Гамзатова. Некоторые из них - пейзажные. Однако Антопольский не останавливается на динамике мотивов, ограничившись легким их касанием.
С одной точкой зрения известного литературоведа (Л.Б. Антопольского) мы позволим себе не согласиться. Он пишет: «Пейзажной лирики в привычном понятии у Гамзатова нет. Нет снимков, гравюр, рисунков ущелий и кряжей, гранитных монолитов и водопадов, расчерченных мхами световых пятен и снеговых пиков. Есть существование Кавказа как самого близкого тела матери-природы, к соскам которой прильнул ребенок-народ» (1.9, с. 221). Привычное, современное понятие пейзажной лирики включает наличие не только описаний ущелий или кряжей, а целый комплекс показа пейзажных картин, деталей, пейзажной символики. И в этом понимании пейзажная лирика у Расула Гамзатова есть, и мы исследуем её в нашей работе.
Один из первых исследователей творчества дагестанского поэта В.Ф. Огнев в книге «Расул Гамзатов» (1. 85) отмечает, что природа в его произведениях играет большую роль, но развернутого анализа этой проблемы в его книге нет.
Изучая творчество Р. Гамзатова, анализируя его, литературоведы как бы мимоходом говорят о пейзажной окрашенности лирики поэта. Мы не заметили стремления дать глубокий анализ творчества Гамзатова с точки зрения своеобразия использования пейзажных элементов, чем поэт внес большой вклад в развитие пейзажной лирики в дагестанской литературе. Только фрагментарная отмеченность роли пейзажа у Гамзатова отличает критические статьи, очерки, книги о нем. К.Д. Султанов, говоря о поэме «Разговор с отцом», отмечает, что «до этой поэмы в дагестанской советской поэзии мы не видели высоких образцов пейзажной лирики. Их не было и в поэзии наших классиков, чьи стихи являли чудесный сплав глубоких мыслей и чувств. В поэме мы увидели и глубоко почувствовали природу Дагестана во всей её красе и разнообразии» (1.115, с. 75). Это одна из редких характеристик Гамзатова как пейзажиста, данная К.Д. Султановым, хотя у него много работ, посвященных его поэзии.
Творчеству Расула Гамзатова посвящены и работы В.В. Дементьева. В книге «Кавказская тетрадь» (1.50) творческий путь поэта рассматривается сквозь призму его жизненного пути. Корни таланта Гамзатова автор ищет в корнях земли, которая дала миру великого поэта. Прослеживая некоторые вопросы, связанные с пейзажем в творчестве Расула Гамзатова, критик выделяет такие мотивы, как «горы», «сакля», «огонь», «очаг». В целом пейзажное творчество Гамзатова автор не рассматривает.
О Расуле Гамзатове писали много, но, как показывает наш обзор, системного анализа использования поэтом пейзажной символики в своем творчестве на сегодняшний день никто не дал.
Научная новизна диссертации определяется выявлением художественного своеобразия пейзажной символики, пейзажной картины в творчестве Расула Гамзатова. Это первое монографическое исследование, посвященное роли и художественной функции пейзажа в творчестве одного поэта, рассмотренное в контексте исторических путей и форм развития пейзажной лирики. При этом показан новаторский подход Гамзатова к изображению природы в свете тенденций развития пейзажной поэзии в дагестанской литературе.
Объектом исследования в нашей работе является поэтическое творчество Расула Гамзатова, его лиро-эпические поэмы и прозаическая книга «Мой Дагестан». Все источники используются в переводе, поскольку исследователь не ставил перед собой задачу изучения языковых особенностей пейзажной лирики Расула Гамзатова.
Предмет исследования - пейзажная картина, „пейзажные мотивы, пейзажная деталь.
Цель и задачи исследования состоят в концентрации диссертантом внимания на путях и формах развития пейзажной лирики в литературе вообще, в дагестанской в частности. На основании исследования этих моментов предполагается показать своеобразие и новаторство в использовании пейзажной символики в поэзии Расула Гамзатова. Также обозначается роль поэтических традиций народа и фольклорных истоков в становлении пейзажной лирики Р. Гамзатова. На основе анализа всего присутствующего в поэтической системе художника набора пейзажных элементов делается попытка раскрыть и определить систему пейзажных приоритетов Р. Гамзатова.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач: раскрыть теоретические аспекты развития пейзажной лирики; обозначить формы присутствия пейзажной символики в дагестанской литературе; проследить функцию природоописаний в лирических произведениях Р. Гамзатова; определить роль пейзажа в его эпических произведениях; выявить своеобразие использования Р. Гамзатовым пейзажных мотивов; исследовать художественную функцию пейзажной детали как важного элемента создания пейзажной картины.
Таким образом, цель нашей работы состоит в выявлении концепции Ра-сула Гамзатова в использовании элементов пейзажа как важнейшего компонента в создании определенного художественного образа. Пейзаж, пейзажная картина, пейзажный элемент присутствуют в творчестве поэта как необходимое условие выражения гражданственности, глубокой внутренней эмоциональности и самобытности.
Методы исследования. В диссертации использованы методы, предполагающие изучение литературы в её социально-историческом развитии: историко-литературный, аналитический и культурно-исторический. Ракурс избранных методов продиктован исследовательской задачей проследить теоретические аспекты возникновения проблемы и выявить особенности её преломления в творчестве дагестанских дореволюционных поэтов и в произведениях Расула Гамзатова.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач автор диссертационного исследования опирается на работы зарубежных, русских, советских и дагестанских литературоведов, рассматривающих проблемы пейзажной лирики с исторической, сравнительной, жанровой и эстетической позиций. Среди использованных в диссертации материалов работы Б.Е. Галанова - «Живопись словом», Г.Д. Гачева -«Национальные образы мира», Д.С. Лихачева - «Поэтика древнерусской литературы», В.Ф. Огнева - «У карты поэзии» (1968), К.В. Пигарева - «Русская литература и изобразительное искусство» (1966, 1972), A.A. Потебни - «Теоретическая поэтика» (1990), Г.Н. Поспелова - «Лирика среди литературных родов» (1976), Т.И. Сильман - «О лирике», Б.М. Эйхенбаума - «О поэзии» (1982), М.Н. Эпштейна - «Природа, мир, тайник вселенной» (1990), К. Хорвата - «Романтические воззрения на природу» (1973) и др.
Наряду с указанными фундаментальными исследованиями известных литературоведов в области поэзии, в частности пейзажной лирики, наша работа базируется на научных трудах и монографиях известных исследователей дагестанской и северокавказской литературы, среди которых работы Л.Б. Антопольского - «У очага поэзии» (1972), З.Н. Акавова - «Диалог времен. История кумыкской литературы в зеркале современности» (1996), С.Х. Ак-биева - «Подвижники духа» (2000) и «Истоки» (1994), К.И. Абукова - «Расул Гамзатов: особенности философской лирики» (2003), A.M. Вагидова - «Современная дагестанская поэзия» (2000), 3.3. Гаджиевой - «Аварская элегическая лирика» (1999), В.Ф. Огнева - «Расул Гамзатов» (1961), К.Д. Султанова - «Расул Гамзатов», С.М. Хайбуллаева - «Наследие и открытия» (1983), «Поэзия высокого накала» (1990) и др., Ч.С. Юсуповой - «Три десятилетия аварской поэзии» (1998) и др.
Методологической базой исследования явились научное мировоззрение и понимание изучаемой проблемы, освещенные в трудах Б.Е. Галанова, Г.Н. Поспелова, М.Н. Эпштейна, К.В. Пигарева, В.А. Никольского, В.Е. Хализева, H.A. Гуляева, С.М. Хайбуллаева, Ч.С. Юсуповой, М.А. Палкина, E.H. Себи-ной и др., в которых ученые очерчивают основные проблемы становления и развития пейзажной лирики.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена неизученностью в полной мере пейзажного творчества Расула Гамзатова, несмотря на большое количество критической литературы о нем. В этой литературе глубокому анализу подвергались все его произведения с точки зрения жанра и тематики. Ценность данной работы, по мнению исследователя, определяется тем, что в ней на современном уровне развития литературоведения освещены вопросы своеобразия преломления чувства природы в лирике Р. Гамзатова. Аналитические данные и общие теоретические данные могут быть использованы в трудах, посвященных творчеству поэта. На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению творчества, в том числе пейзажного, Расула Гамзатова в учебных вузах республики.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в статьях, опубликованных в «Вестнике научных работ преподавателей ДГУ», в сборнике «Гуманитарной науки и новые технологии», в сборнике Международной конференции в г. Тамбове, а также в сборниках «Научное обозрение». По материалам диссертации опубликовано 6 работ.
Структура и объем диссертации определены состоянием разработанности выбранной темы, целью и задачами, поставленными во «введении».
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова"
Заключение
В данном исследовании рассмотрен круг вопросов, касающихся художественной функции пейзажа в творчестве Расула Гамзатова.
Особенности использования пейзажной символики выявлены на примерах из гражданской, любовной и философской лирики поэта, его эпических произведений - поэм и прозаической книги «Мой Дагестан». На основе изучения использования Гамзатовым пейзажных картин и пейзажных деталей сформированы общие выводы относительно сюжетной, композиционной, познавательной, психологической, философской роли пейзажа в его работах.
В диссертационной работе прослеживаются исторические пути развития пейзажной лирики, формы присутствия пейзажа в дореволюционной дагестанской поэзии.
Сделанный анализ позволяет подвести некоторые итоги. Главный из них состоит в том, что Расул Гамзатов явился новатором в дагестанской литературе в методах и формах использования пейзажной символики в лирических и в лиро-эпических произведениях. До него никто столь активно не пользовался «природными» элементами для передачи идеи произведения и чувств и настроений героев.
В дагестанской дореволюционной литературе присутствовали некоторые формы пейзажной картины. Но они сводились к использованию различных деталей из мира природы с очень ограниченными функциями. Большой отпечаток на произведения дагестанских дореволюционных поэтов наложили фольклор, который всегда подчеркивал близость человека и природы, и труды представителей восточной поэзии, где сравнения свойств, качеств, черт человека с цветовыми формами, чертами предметов природы явились одной из их доминант.
В фольклоре природа была, но присутствовала как фон для описания тех или иных событий. В произведениях присутствовали в основном внепейзаж-ные образы природы: её силы мифологизировались, олицетворялись, персоинфицировались и в этом качестве чаще всего и участвовали в жизни людей. И в сложные, и в радостные минуты человек обращался к родной природе, к рекам, птицам, цветам. В народных песнях природа не оставалась безучастной к человеку, но поэты ещё не поднялись до такого уровня, чтобы показать в своих произведениях пейзаж как цельную картину природы.
В произведениях отдельных дореволюционных писателей Дагестана, например, Р. Нурова, Т. Бейболатова уже появляются картины природы в некоторой их взаимосвязи с миром души человека, но в целом заметного сдвига в развитии пейзажа у них не было.
Временем рождения пейзажа как существенного звена словесно-художественной образности в литературоведении определяется XVIII век, когда получает развитие так называемая «описательная» или «изобразительная» пейзажная лирика, где картины природы изображались и описывались так, как они предстают «обычному», т.е. непоэтическому сознанию. Изобразительные средства были ограничены и скупы. Но природа была уже утверждена в своей способности к самостоятельному движению, хотя само это движение понималось в форме механической и едва ли могло пониматься иначе, пока происшедший на рубеже XIX столетий прогресс в науках не позволил увидеть сложные процессы взаимодействия явлений, и в этой сложности угадать переход от неорганической природы к жизни.
Пейзажная лирика возникла и стала развиваться только тогда, когда в сознании общественности той или иной страны пробуждается эмоционально-идеологический интерес к общим свойствам природы, а отсюда и к её отдельным видам.
Но для того, чтобы эмоциональная рефлексия лирических поэтов обратилась к видам природы, чтобы пейзажи стали самодовлеющей темой лирики, необходимо было и другое. Нужно было, чтобы обострились общественные противоречия, чтобы в сознании людей возникла глубокая неудовлетворенность, и чтобы люди возвысились до способности осмысливать природу в связи со своей общей неудовлетворенностью и до возможности это выразить.
Итогом идейных сдвигов в литературе было возникновение направлений «сентиментализма» и «романтизма». Писатели и поэты этих направлений в разных странах по-разному выражали в своем творчестве идейное недовольство и стремились уйти от обострившихся противоречий в обществе в свой внутренний мир, в поисках резко противопоставленных этой действительности идеалов.
И не просто природа, а именно виды природы, пейзажи стали для лириков этих направлений выражением их эмоциональных идеалов и исканий.
Поэты сентиментализма и романтизма стали создателями собственно пейзажной лирики, открыли и выразили в своих стихотворениях обобщающее «чувство природы», обогатили этим и лирику, и всю художественную литературу и сделали большой шаг в эстетическом развитии человечества. Представители реалистического направления продолжили их дело и развили его: в литературе появились реальные виды природы, обычно национальные.
Хотя не все литературоведы приемлют термин «пейзажная лирика», именно он представляется самым подходящим для использования при изучении пейзажного творчества Расула Гамзатова.
С начала XIX века началась эпоха индивидуально-нравственного видения и воссоздания природы, когда каждый писатель создавал особый специфический природный мир, подаваемый преимущественно в форме пейзажей. А с середины XIX века пейзаж приобретает реальность и динамичность, жизнь природы раскрывается в движении, в переходных состояниях. Наряду с этим он (пейзаж) проникается глубоким лиризмом и, не теряя объективности изображения, может служить прекрасным средством выражения человеческих чувств.
Время появления элементов пейзажной лирики в творчестве дагестанских поэтов - начало XX века. В 20-30-х годах природа уже активно интересует героя лирических произведений как предмет собственного влияния, подчинения себе, но он ещё не видит своей сложной связи с нею самой, своей включенностью в мир её бесконечного бытия и красоты.
И только в 50-е годы с приходом в поэзию Расула Гамзатова можно говорить о появлении пейзажной лирики в дагестанской литературе. Следуя традициям реалистического изображения природных картин в произведениях мировой и русской литературы, он показал природу Дагестана во всей её красоте и самобытности. Пейзаж для поэта - это средство выражения любви к своей родине, народу, а также он становится отражением состояния души человека, движения его чувств и мыслей, выражением чувства любви прежде всего к родине.
Роль пейзажных картин и пейзажных деталей в произведениях Расула Гамзатова чрезвычайно велика и многообразна. Пейзажная символика помогает выразить идею произведения, выполняет сюжетную функцию, является средством психологизации и философских размышлений, обозначает место и время действия, служит для сравнений и символизации различных явлений жизни.
Пейзаж не может быть в литературном произведении пейзажем вообще: обычно он имеет национальное своеобразие.
Особенностью и достижением пейзажного творчества Расула Гамзатова является именно то, что он показал национальное своеобразие природы родного Дагестана и, используя обычные «природные» детали и описания, пропустив их сквозь призму собственного мировосприятия, создал Образ национальной природы. Этот Образ прост. Он состоит из гор, родников, водопадов, звезд, цветов, птиц. Но, соединившись в гамзатовской лирике в единую пейзажную картину, образовали его личное видение Образа родной природы: с цветущими лугами, высокими горами, сверкающими родниками, шелестящими травами, ослепляющими цветами. Обычная природа, но для него самая неповторимая. Потому что родная.
Функция пейзажной символики в гражданской, любовной, философской лирике различна.
Чувство родины и чувство природы для поэзии понятия нерасторжимые. Слиты они воедино и в произведениях Гамзатова. Образы природы, впитанные сознанием будущего поэта ещё в детстве, преломились в его поэтическом мире образом Родины и вылились в прекрасную пейзажную лирику.
Уже в раннем творчестве, активно вводя символику природы в свои стихи, Гамзатов передал восприятие Родины через природу. В дальнейших произведениях это восприятие расширяется и наполняется глубоким психологизмом. Использование пейзажных деталей позволяет выразить целостное мировоззрение поэта, воплотить в себе всю систему авторских взглядов.
Если проследить некоторую типологию, то Гамзатов в изображении действительности с использованием пейзажных моментов следует A.C. Пушкину, который в своих произведениях создал яркие реалистические картины русской национальной природы, показанные с чувством нескрываемой гордости за свою родину.
Исходя из исследования, мы считаем, что Гамзатов поставил перед собой такую же задачу и справился с ней блестяще: через «поэзию природы» Расула Гамзатова весь мир узнал о Дагестане. Природа, природные образы, природные детали - это мягкая масса в руках поэта. Из этой массы, сочетая в разных вариациях, он лепит разные скульптурки-стихи. Казалось бы, те же ручейки, скалы, вершины, цветы, звезды, но каждый раз поэт лепит совершенно новую скульптуру - пейзажную картину, и каждый раз - новый ракурс, новое видение. Но через весь калейдоскоп созданных им пейзажных миниатюр проступает один лик - это лик его родной земли, родного Дагестана.
Любовь к Родине просвечивается у Гамзатова и через любовь к женщине, любовь к матери. Любовь к матери и любовь к женщине для Гамзатова -источник обогащения души, она является способом связи человека с миром, со всем живым. Героини поэта - это собирательный образ именно женщины-горянки, гордой и красивой. Перед такой женщиной преклоняется герой, ей дарит все краски мира и природы, её сравнивает с любимыми цветами и птицами, родниками. Вся природа - это «магазин подарков» для возлюбленной и эти подарки не сравнимы ни с какими златами.
Любовная лирика Гамзатова «психологизирована» с помощью природных деталей. В его поэзии соседствуют любовь-нежность и любовь-переживание, любовь-вдохновение и любовь-отчаяние, любовь-разлука и любовь-возвращение. С помощью «природных» деталей поэт создает образ-впечатление от совершенной красоты и женственности. Именно природа, как символ красоты и чистоты, природная символика, неповторимая и яркая, могут стать мерилом прекрасности создаваемого Гамзатовым образа любимой женщины. Пейзажные вкрапления и детали в произведениях Расула Гамзатова не претендуют на то, чтобы стать законченной пейзажной картиной. Они как бы впархивают в стих, создают настроение, наводят на мысль. Поэт никогда не старается тщательно выписывать пейзаж. Все пейзажные элементы нужны для опоры развитию мысли, оставаясь при этом самостоятельными.
Изучая природу, мир, Гамзатов изучает и себя. Мир природы и мир души, взаимодействуя, рождают совершенно новое видение окружающего мира. Лирика поэта приобретает философскую насыщенность. «Природная» символика, проникая в материю философских воззрений Гамзатова, становится одним из важных компонентов их раскрытия.
В философской лирике Расула Гамзатова пейзаж становится знаком эмоционального состояния. В красоте природы поэт видит высшую ценность жизни. Осмысление радостных и печальных моментов происходит через созерцание природы. Природа - жизненный и нравственный ориентир для Р. Гамзатова.
Вечное стремление приблизиться к природе характеризует большинство выдающихся произведений Расула Гамзатова. Полноценность человеческого бытия определяется для поэта именно близостью к природе, содружеством с ней. Мировоззрение человека, нравственные основы его характера формируются природой - такова философская мудрость поэта.
Полифункциональна роль пейзажа в лиро-эпических произведениях Гамзатова. В отличие от лирических стихов здесь на первый план выходит композиционная роль: пейзаж часто предваряет предстоящие в произведении события. Важна и сюжетная функция, когда, будучи вплетенными в структуру произведения, пейзажные картины становятся органической и неотъемлемой частью поэмы. Через пейзаж раскрываются в поэмах образы героев. Природа сочувствует, поддерживает или осуждает героев, сопровождая их во всех перипетиях жизни.
Знаменитая книга Расула Гамзатова «Мой Дагестан» в литературоведении исследована полно и объемно и в ней выявлено обилие слоев, линий, планов. Это и своего рода фольклорный сборник, и история дагестанской поэзии, автобиография и творческая исповедь. Но прежде всего и более всего это, разумеется, художественная проза, в которой отчетливо и властно заявляет о себе воля рассказчика, кладущего словесные краски так, как этого требует логика повествования, замысел, преобразующий и группирующий жизненные и литературные факты.
В раскрытии всех линий и направлений книги немалую роль играет у Гамзатова и «природная» символика. Она присутствует в течение всего повествования или, лучше сказать, всех размышлений и рассуждений поэта. Любая важная мысль подкрепляется природными аналогиями, где-то прямыми, где-то иносказательно назидательными. То есть пейзажные элементы являются дополнительной аргументацией, служащей раскрытию общей и главной идеи произведения. «Присутствующие» в книге ущелья, родники, озера, ручейки и реки, звезды, деревья, горные орлы и ласточки с воробьями, цветы и травы - это тоже своего рода «тема» книги Расула Гамзатова. Тема, которая присутствует скромно, как бы на вторых ролях, но на самом деле играет важнейшую роль в раскрытии главной темы произведения - Образа Дагестана.
В содружестве с другими планами и разворотами книги природа как составная часть замысла является звеном в цепи главной идеи поэта - открыть Дагестан миру.
Любая пейзажная картина в литературном произведении состоит из деталей природного мира. Это могут быть детали из мира фауны и из мира растений, а также различные небесные светила. Используя «природные» детали, поэт в художественном произведении превращает материальные ценности в эстетические, выражая через красоту материального мира разные аспекты красоты, присущие человеческому миру.
В использовании деталей из мира природы Гамзатов реалист: флора, фауна, небесные светила представлены у него как «вещный мир». У него нет романтических куропаток и газелей, нарциссов и роз. А есть просто цветы и птицы, горы и реки, деревья и звезды. И они не средство изображения, а предмет изображения. Однако часто у поэта пейзажные детали становятся и метафорическими образами и служат роли символизации жизненных процессов, а также используются как сравнения.
В контексте пейзажного творчества Расула Гамзатова возможно рассмотрение нескольких ведущих мотивов, которые стали устойчиво-содержательным компонентом его произведений. Мотивы «окна в мир», «гор», «моря», «времен года» соотносятся с миром гамзатовских мыслей и чувств и позволяют выявить своеобразие художественного сознания автора и его поэтической системы.
Поэзия за время своего многовекового существования в своем поступательном движении постоянно обращалась к вечным темам. Это темы жизни и смерти, любви и предательства, необратимости времени и др. Pix раскрытие становилось возможным через различные формы изображения. Природа, природные мотивы являются одними из возможных средств, через которые поэт «заглядывает» во внутренний мир своих героев и через которые передает все нюансы и движения своей души.
Данное исследование - попытка изучения многомерного творчества Расула Гамзатова не по тематическому и жанровому аспекту, а с точки зрения своеобразия поэзии Гамзатова как поэзии пейзажной. Расул Гамзатов привнес в дагестанскую поэзию совершенно новые формы художественного видения природы своего края как Образа национальной природы Дагестана и национального «лица» своей республики. Такой же яркой, прозрачно-чистой и величественной, как природа, хочет видеть Гамзатов и судьбу своего народа.
Р. Гамзатов, выдающийся поэт, который стоял у истоков становления пейзажной лирики в дагестанской поэзии. Природа горного края явилась одной из составных частей его поэтической системы и поэтического наследия.
Благодаря освоению и усвоению опыта великого Расула Гамзатова, многие дагестанские поэты, представители разных национальностей, такие как М-3. Аминов, М. Атабаев, X. Алиев, Г-Б. Багандов, М. Гамидов, И. Гусейнов, С. Рабаданов, О-Г. Шахтаманов и др. стали авторами прекрасных стихов, в которых пейзажные образы играют большую роль в выражении чувств и настроений героев.
Список научной литературыАгаева, Замира Ахмедовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Научно-критическая литература
2. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1963. 145 с.
3. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы. Махачкала, 1995.-215 с.
4. Абуков К.И. Расул Гамзатов: особенности философской лирики. -Махачкала, 2003. 111 с.
5. Акавов З.Н. Диалог времен: История кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала: Даг. кн. из-во. 1996. - 232 с.
6. Акбиев С.-М.Х. Истоки. Махачкала: Даг. кн. из-во. 1994. - 107 с.
7. Акбиев С.-М.Х. Гуманистические традиции мировой литературы в творчестве Р. Гамзатова о природе // Махачкалинские известия, 2003, 17 апреля.
8. Аллахвердова С.А. Поэмы Расула Гамзатова // Автореф. дисс. к.ф.н. -Баку, 1971.-20 с.
9. Альфонсов В.Н. Поэзия Б. Пастернака. JI.: Советский писатель, 1990.-365 с.
10. Антопольский Л.Б. У очага поэзии. М.: Советский писатель, 1972. -312с.
11. Асеев H.H. О поэтах и поэзии. М.: Советская Россия, 1985. - 139 с.
12. Асеев H.H. Родословная поэзии. М.: Советский писатель, 1990. -557 с.
13. Ахмедов С.Х. Современная проза народов Дагестана. Махачкала.: Даг. кн. изд-во. 1996. - 277 с.
14. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. - 464 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986, 444 с.
16. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. — М.: Высшая школа, 1989,- 159 с.
17. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13-ти т., т. 1. М.; JL; 1955.
18. Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. М.: Высшая школа, 1975 - 238 с.
19. Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Часть 1. -СПб., 1912.-412 с.
20. Бизе А. Историческое развитие чувства природы. Перевод с нем. -СПб., 1991.-391 с.
21. Благой Д.Д. Мир как красота. М.: Художественная литература. 1975.- 111 с.
22. Бочаров С.П. О художественных мирах. М.: Советская Россия, 1985. -285 с.
23. Бочаров С.П. Поэтика A.C. Пушкина. М.: Наука, 1974. - 206 с.
24. Бухштаб Б.Л. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л.: Наука, 1990. -137 с.
25. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970. - 250 с.
26. Вагидов A.M. Современная дагестанская поэзия. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2000. - 208 с.
27. Вагидов A.M. Поиск продолжается. Махачкала.: Даг. кн. изд-во. 2000. - 464 с.
28. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. - 121 с.
29. Ваншенкин К.Л. Лица и голоса. -М.: Современник, 1978. -239 с.
30. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -406 с.
31. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Художественная литература, 1959.-654с.
32. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. М.: Просвещение, 1985.
33. Восточная поэтика. Специфика художественного образа. Сб. статей. -М.: Наука, 1983.-261 с.
34. Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. Махачкала, 1999. - 155 с.
35. Галанов Б.Е. Живопись словом. М.: Советский писатель, 1974. - 344 с.
36. Гамзат Цадаса и современный литературный процесс. Сб. статей. -Махачкала, 1989. 202 с.
37. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта. М.: Наука, 1982. -327 с.
38. Гамзатов Г.Г. Взаимодействие литературы и фольклора: проблемы и суждения // Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана. Махачкала, 1986. - С. 7 - 42.
39. Гачев Г.Д. Неминуемое: ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература, 1989. - 430 с.
40. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Наука, 1988. - 460 с.
41. Гашаров Г.Г. Певцы обновленного края. Махачкала.: Даг. кн. изд-во. 1987.- 173 с.
42. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974. - 408 с.
43. Городецкий В.П. Лирика Пушкина. Л.; М.; Изд-во АН СССР, 1962. -458 с.
44. Григорьян К.Н. Пейзаж в русской живописи и поэзии // Литература и живопись. Сб. статей. Л.: Наука, 1982. - С. 128 - 146.
45. Гринберг И.Л. Современная лирическая поэзия. М.: Знание, 1971. -28 с.
46. Гринберг И.Л. Полет стиха и поступь прозы. М.: Современник, 1976.- 192 с.
47. Гуляев Н.А. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1977. - 278 с.
48. Гусейнаев А.Г. Воздействие фольклора на современную дагестанскую литературу // Вопросы дагестанской литературы. Махачкала, 1969. -С. 140- 153.
49. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР. Сб. статей. Махачкала: 1985. - 149 с.
50. Дементьев В.В. Личность поэта. М.: Художественная литература. -301 с.
51. Дементьев В.В. Кавказская тетрадь. М.: Современник, 1989. - С. 151 -280.
52. Евтушенко Е.А. Талант есть чудо неслучайное. М.: Советский писатель, 1980.-439 с.
53. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1978.- 184 с.
54. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб: Азбука-классика, 2001.-496 с.
55. Зайцев В.А. Современная советская поэзия. М.: Просвещение, 1969.- 224 с.
56. Зотов И.А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина. М.: Просвещение, 182. - 80 с.
57. Иванисенко В.Н. Поэзия, жизнь, человек. О лирике. М.: Советский писатель, 1962. - 225 с.
58. История национальных литератур. Вып. I, II. М.: 1995.
59. История дагестанской советской литературы в 2 т. Махачкала: 1967.- 499 с.
60. Казбекова З.Г. Дагестан в европейской литературе. Махачкала.: Даг. кн. изд-во. 1994. - 155 с.
61. Касаткина В.H. Поэзия Ф.М. Тютчева. М: Просвещение, 1978.-175 с.
62. Киреева А.Б. Классики пишут сегодня. Разговор о поэзии. М.: Советский писатель, 1989. - 336 с.
63. Климович Л.И. Наследство и современность. Очерки о национальных литературах. -М.: Советский писатель, 1975. -415 с.
64. Кожинов В.В. Как пишут стихи. M.: Просвещение, 1970. - 239 с.
65. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. M.: Изд-во МГУ, 2000.- 125 с.
66. Куняев С.Ю. Огонь, мерцающий в сосуде. М.: Советская Россия, 1989.-299 с.
67. Кушнер A.C. Аполлон в снегу. Заметки на полях. Л.: Советский писатель, 1991. - 511 с.
68. Левицкий Л.А., К. Паустовский. Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1963. - 407 с.
69. Лессинг В. Лаокоон или О границах живописи и поэзии. М.: Художественная литература, 1957. - 519 с.
70. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 174 с.
71. Лирическая и эпическая поэзия начала XIX века. Сб. статей ЛГПИ, 1976,- 130 с.
72. Лихачев Д.С. Литература. Реальность. Литература. Советский писатель, Ленингр. отд-е, 1981. - 215 с.
73. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Художественная литература, 1971, - 413 с.
74. Ломинадзе C.B. Поэтический мир Лермонтова. М.: Современник, 1983.-288 с.
75. Ломинадзе C.B. О классиках и современниках. М.: Современник, 1989.-365 с.
76. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М.: Наука, 1976 - 189 с.
77. Марченко A.M. Поэтический мир Есенина. М.: Советский писатель, 1989.-302 с.
78. Мастерство Расула Гамзатова. Сб. статей. Махачкала, 1986. - 164 с.
79. Михайлов A.A. Азбука стиха. М.: Молодая гвардия, 1982. - 319 с.
80. Михайлов A.A. Ритмы времени. М.: Художественная литература, 1973.-528 с.
81. Мусаханова Г.Б. Традиции русской литературы и поэзия Р. Гамзатова // Мастерство Расула Гамзатова. Сб. статей. Махачкала, 1986. - 164 с.
82. Никитина Е.П. Русская поэзия на рубеже двух эпох. 4.1. Саратов, 1970.-205 с.
83. Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века (50-60-е годы). Калинин, 1973. - 224 с.
84. Новиков И.Н. Тургенев художник слова. - М.: Советский писатель, 1954. - 190 с.
85. Нуридинов М. Проблема пейзажа в узбекской советской поэзии. Ав-тореф. дисс. к.ф.н. Самарканд, 1973. - 25 с.
86. Огнев В.Ф. Расул Гамзатов. М.: Художественная литература, 1964. -142 с.
87. Огнев В.Ф. Поэзия и современность. М.: Советский писатель, 1961. -355 с.
88. Огнев В.Ф. У карты поэзии. М.: Художественная литература, 1968. -308 с.
89. Озеров J1.A. Мастерство и волшебство. М.: Советский писатель, 1972.-392 с.
90. Озеров JI.A. Необходимость прекрасного. М.: Советский писатель, 1983.-327 с.
91. Осетров Е.И. Голоса поэтов. М.: Советский писатель, 1990. - 334 с.
92. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. Минск: Вышэйшая школа, 1986 - 272 с.
93. Парандовский Л.Л. Алхимия слова. М.: Правда, 1990. - 315 с.
94. Пастернак Б.Л. Об искусстве. М.: Искусство, 1990. - 396 с.
95. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. М.: Наука, 1966,- 166 с.
96. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века. М.: Наука, 1972.- 122 с.
97. Полякова Л.В. Поэзия и современность. М.: Современник, 1989. -300 с.
98. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М.: Изд-во МГУ, 1976.-208 с.
99. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978 - 351 с.