автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Автобиографическая художественная проза Юрия Рытхэу

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Шпрыгова, Валентина Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Автобиографическая художественная проза Юрия Рытхэу'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Автобиографическая художественная проза Юрия Рытхэу"

На правах рукописи

2 -'• ШПРЫГОВА Валентина Петровна

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА ЮРИЯ РЫТХЭУ (ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ, ДУХОВНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ)

Специальность 10.01.02 - литературы народов Российской Федерации

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1998

, Работа выполнена на кафедре литературы Северного международного университета.

Научный консультант:

доктор филологических наук, профессор ЛАЗАРЕВ В.А.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор СУРГАНОВ В. А.

кандидат филологических наук ВОЛОВИЧ И.Г.

Ведущая организация - Московский государственный открытый педагогический университет

Защита диссертации состоится 30 июня 1998 г. в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 053.01.14 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1, ауд. 204.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

И.о. Ученого секретаря л ! , - л^ Диссертационного совета ^; 1 МИНЕРАЛОВА И.Г.

Автореферат разослан

Около полувека продолжается творчество известного чукотского писателя Юрия Сергеевича Рытхэу. В конце 40-х годов» будучи студентом Ленинградского университета, он стал пере— водить на родной язык произведения русских классиков, создавать свои первые стихи и рассказы, а уже в конце 60-х - начале. 70-х годов его имя получило широкую известность в нашей стране и за рубежом*

Авторы многотомного академического исследования подчеркивают, что "основоположник чукотской литературы Ю.Рытхэу утвердил в ней жанры рассказа» очерка» повести» романа, выступил как публицист» поэт, литературный критик".^

Отмечая воздействие на творчество КЦ?ытхэу духовных и художественных традиций русской литературы, мирового искусства и культуры» они утверждают» что "в то же время только крепкие корни, связывающие Рытхэу с родной чукотской почвой» дали ему возможность проникнуть в глубины народной жизни полярного края и воспринять все ее своеобразие» показать ее в своих книгах так многосторонне» как никто не показал из бытописателей северной окраины"?

Ю.Рытхэу - автор более семидесяти книг /повестей» романов» сборников рассказов е публицистики/. Его творчество -

Т История советской многонациональной литературы: В 6 т. М», 1974. Т- 5. С» 758-759.

2 Там же. С. 759.

своеобразное путешествие во времени и пространстве по родной Чукотке» "У каждого человека, - размышляет он» - есть своя вершина мира. Моя вершина здесь»., где начинались мои путешествия во времени и пространстве... я каздый раз нахожу сладкую ягоду возвращения, вечную радость, которая

з

всегда со мной, сне бы я ни был..."

Уже к середине 70-х годов творчество Ю.Рытхэу стало заметным явлением не только нашей отечественной культуры, но и мирового литературного процесса. Например, по мнению И.Неупокоевой, такие писатели народов Севера, как Ю.Рытхэу и В.Санги, "уверенно заняли места в современном литературной процессе,.* без них уже нельзя писать подлинную науч-

„ 4

кую истории всемирной литературы наших дней...

• Теш настоящего диссертационного исследования: "Автобиографическая художественная проза Юрия Рытхэу /проблема героя, духовное и эстетическое своеобразие/". Оно выполнено на кафедре литературы Северного международного университета /ранее: Международный педагогический университет в городе. Магадане/ в период с января 1995 по март 1998 года.

При разработке концепции и методологии исследования автор учитывал взгляды литературоведов и критиков: Юоско-бойникова, Б.Комановского, Т.Комиссаровой, Б.Леонова, ЩМи-хайлова, М.Пархоменко, А.Яошатаевой, И.Смольникова, В.Сур-ганова, Г.Черной, В.Шошина и некоторых других, в разное

3 Рыксэу Ю» Современные легенды. Л., 1980. С. 335:

4 Неупокоева И. История всемирной литературы; Проблемы системного и сравнительного анализа. М», 1976. С. 18»

время обращавшимся к проблемам' творчества чукотского писателя ж его автобиографической художественной прозы»

Основным, объектом исследования данной диссертащи являются художественные автобиографические произведения Ю.Рыт-хэу: повести "Время таяния.снегов", "Ринтш едет в университет", романа-"Ленинградский рассвет", составивших трилогию "Время таяния^снегов" и современной автобиографической повести "Путешествие в молодость, или Время красной морошки". Для достижения этого решаются следующие задачи:

- обращение к истокам, возникновения и развития автобиографической прозы в младописьменной литературе народов Се» вера;

- сбор и систематизация сведений о жизненном и творческом пути 1>*Рытхэу, событий и фактов его биографии, используемых в автобиографической прозе;

- анализ- автобиографических, произведений писателя в аспекте проблемы героя, духовного и художественного своеобразия;

- осмысление духовного и художественного вклада чукотского писателя в развитие и становление эпических жанров автобиографической прозы в литературе народов Севера.

Избранная тема раскрывается в диссертации с учетом литературных традиций, межнациональных и региональных связей» а также творческих контактов отдельных национальных писателей»

Научна^ новизна и актуальность работы заключается в том» что это первое монографическое исследование автобиографической прозы Ю.Рытхэу, которая ранее в работах исследовате—

лей анализировалась кратко и обзорно» Она является комплексным исследованием избранной темы, включает разнообразный литературный» литературоведческий, исторический, фольклор-

5

ный материал, а также некоторые архивные источники»

Ее тема является важной и актуальной при изучении жизни и творчества писателя» его духовной и эстетической эволюции» Она содержит новые факты биографии художника, зарождение и развитие ряда интересных и значительных тем, сюжетов и персонажей в его творчестве» На примере анализа образа автобиографического героя она дает возможность в некоторых чертах представить и понять процесс познания и духовного обогащения самого Ю.Рытхэу, своеобразие его характера и путь в большую литературу.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что, являясь первым монографическим исследованием автобиографической прозы известного чукотского писателя, она в некоторой мере закладывает научную к методическую основу для изучения аналогичных тем в творчестве других писателей народов Севера»

Материалы диссертации и работы, опубликованные по ее теме, использовались автором при чтении лекционных курсов "История литературы народов Севера", "Литература народов Северо-Востока" и в спецсеминаре "Автобиографическая проза Юрия Еытхэу" на Северном, отделении Международного педагоги-

5 В работе использованы материалы Архива Российской Академии наук /С» - Петербургское отделение/ к личного архива писателя, а также сведения из бесед: автора с Ю»Рытхэу»

ческого университета в г. Магадане: /ныне: Северный международный университет/ в 1995-1997 годах, а также в научной и научно-методической работе со студентами.

Тема данного исследования входит в комплексную тему "Литература и языки народов Северо-Востока", как часть программы совместного научного исследования Северного международного университета /Россия/ и университета штата Аляска /СЩД

Апробация материалов диссертапии проходила в докладах на международных, республиканских, региональных и аспирантских научных и научно-практических конференциях. Содержание различных частей исследования изложено в девяти работах, опубликованных в научных, научно-методических сборниках и в периодической печати. Некоторые ее материалы вошли в программы историко-литературных курсов по литературе народов Севера и Северо-Востока России.

Структура диссертации определяется основными принципами и логикой анализа.избранной теш. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и блока сносок и примечаний»

В первой главе "Истоки и становление автобиографической прозы в литературе народов Севера" исследуется зарождение, формирование и становление автобиографической худо-' жеетвенной прозы в младописьменной северной литературе с конца 20-х. до конца 40-х годов.

Для полноты и историзма раскрытия этой теш впервые в нашем,'литературоведении используются материалы литературно-художественного сборника "О нашей жизни" /Л., 1929/ и сборников "Тайга и тундра" /Л», 1928-1933/.

Основное содержание данной главы составляет анализ возникновения и эволюции жанра автобиографической повести от ее истоков до конца <40-х годов. В ней исследуются произведения первого писателя и ученого из среды народов Севера, юкагира Тзкк Одулока /Н.И.Спиридонова/ "На Крайнем Севере" и "Жизнь Имтеургина-старшего" как первые литературные полотна в истории младописьменной северной литературы.

В книге Т.Одулока "На Крайнем Севере" впервые в литературе народов Севера соединились знания ученого с талантом художника-повествователя, в нем ощущаются традиции "этнографической прозы" В.Тана-Богораза, его "Чукотских рассказов", в которых писатель стремился к синтезу научного и художественного познания жизни. Картины жизни народов Северо-Востока в изображении Т.Одулока не только исторически правдивы, но и психологически достоверны, конкретны и образны.

В повести "Жизнь Имтеургина-старшего" /I.» 1934/ молодому писателю, в прошлом; обитателю колымской тайги, сыну потомственного охотника из рода /заячьих людей" удалось реалистично, художественно' зримо и убедительно показать жизнь, быт и психологию оленных чукчей Колымского края на рубеже ХТХ - XX веков, то есть времени создания В.Таном-Богоразом своих "Чукотских рассказов". Однако Т.Одулок не повторяет своего литературного предшественника и учителя. Он вполне оригинален и самостоятелен как художник, исследователь и психолог.

Повесть Т.Одулока "Жизнь Имтеургина-старшего" получила положительные отзывы М.Горького, А..Толстого, В.Тана-Богораза, С.Маршака, А.Фадеева, была издана во Франции и Англии»

Духовная ж эстетическая эволюция жанра автобиографической повести начального периода литературы народов Севера в диссертации прослеживается на примере анализа повестей эвенского прозаика и поэта Николая Тарабукина "Мое детство? корякского писателя Кецая Кеккетнна "Эвныто-пастух" и зачинателя удэгейской литературы Джанси Кимонко "Там, где бежит Сукпай", которые стали значительным- явлением, в истории становления и развития жанра автобиографической повести и заложили духовные, нравственные и художественные принципы <. \ его дальнейшей эволюции, социального и психологического наполнения

Черты национального писателя, любящего свой народу свою "малую родину", обретенную его далекими предками после долгих и трудных таежных скитаний, проявились весьма заметно на страницах повести Д.Кимонко "Там, где бежит Сукпай" /Хабаровск, 1950/. Далекое и близкое, реальное и мифологическое, личное и родовое, историческое повествование и фольклорный сказ составляют содержание и форму повести , определяют ее лиро-эпический, исповедальный характер.

Образ автобиографического героя произведения'дан в диалектическом единстве с природой, органически слит с нею, как.бы являясь частью, мироздания. В пейзажах ощущается почти языческое одухотворение природы» символика и реальность.

В произведении Д.Кимонко автор диссертации обращает внимание на творческое использование традиций В.Арсеньева, которому удалось правдиво и глубоко передать особое миросозерцание потомственного таежного охотника.

Повесть Д.Кимонко "Там, где бежит Сукпай" - одно из зна-

чительных достижений автобиографической прозы младописьменной литературы народов тайги и тундры* Дяя своего времени она стала "самым значительным произведением национальных литератур" /Г,Черная/»

, Феноменальная роль повести Д.Кимонко в становлении автобиографической прозы молодых литератур заключается в том» что завершив первый период ее формирования, она исторически, духовно и эстетически подготовила дальнейшую эволюцию этой прозы и способствовала появлению более емких по содержанию и более сложных по форме произведений, открыла "возможности перехода к романному мышлению" /М.Пархоменко/.

Вторая глава "На пути к автобиографической трилогии. Повести "Время таяния снегов" и "Ринтын едет в университет" посвящена анализу двух начальных частей крупного автобиографического повествования Ю»Рытхэу - трилогии "Время таяния снегов". При анализе этих произведений акцентируется внимание на их творческой истории, событиях и фактах» связанных с жизнью и судьбой самого писателя, а также на проблеме автобиографической»; героя. Центральной темой эволюции данного образа стала тема открытия и познания мира, духовного и нравственного становления личности,

В период создания повести "Время таяния снегов" Ю.Рыт-хэу опирался на горьковскую литературную традицию, книги русского писателя стали дай него своеобразней духовным и эстетическим ориентиром, работая над своими автобиографическими проивведениям®,молодой чукотский писатель "частенько оглядывался на них"»

Сдной из; доминант- художественной структуры повести "¡Время таяния снегов" являлись и традиции северного фольклора, несмотря на критическое и осторожное отношение молодого прозаика в то время к устному творчеству своего народа.

Повесть "Время таяния снегов; по признанию самого автора, пронизана сказками и легендами. Реальное и мифологическое довольно органично и свободно сосуществуют в данном произведении, определяя характер и специфику отражения чукотской действительности и художественную структуру повести»

Главный герой автобиографической трилогии чукча Ркнткн» Образ Ринтына автобиографичен, раскрывая его писатель повествует о своем детстве, отрочестве, юности. Однако он имеет и собирательное значение, так как типизирует в себе некоторые национальные черты чукотской молодежи конца ЗО-х - начала 50-х годов»

Главная проблема духовно-художественной концепции произведения и образа Ринтына - открытие и познание мира. Она проходит через всю повесть, раскрывается многопланово, совершает значительную эволюцию» Большая заслуга Ю.Рытхэу как писателя и психолога заключается в том, что он реально "понизал такое ... великое назначение школы в жизни человека" /Б.Леонов/»

Повесть "Ринтын едет в университет" в диссертации рассматривается как связующее звено не только в тематической и композиционной структуре трилогии, она как бы осуществляет пространственную и временную связь между двумя разными мирами в жизни героя: миром Чукотки конца 30-х - середа-

ны 40-х годов /"Время таяния снегов"/ и новой»необычной для Винтына действительностью - жизнью в Ленинграде» учебой в Ленинградском университете /роман "Ленинградский рассвет"/» В ней психологически и художественно отразилась стадия перехода автобиографического героя из одного возраста в другой, из одного жизненного уклада - в другой, из одного духовного состояния - в другое, более сложное и зрелое.

Своеобразная "переходность" ощущается в повествовательной системе произведения. Манера повествования - лиро-зпи-ческая, как и в первой части трилогии. Лирическое начало определяется темой открытия мира, постижением прекрасного, особым душевным состоянием и исповедальностьв чувств поло-дога героя. Вместе с этим во второй части происходит усиление эпичности повествования, оно несколько приближается к романной форме»

В/ этом произведении ощущается отрешение писателя раздвинуть границы своего "полярного круга"» Художественный орнамент отражаемой жизни становится более сложным, пестрым, и многоцветным»

Во второй части трилогии Ю.Рытхэу, совершает духовную и эстетическую эволюцию, начинает"поступательное движение к художественной зрелости» Показывая своего героя в' пути, в процессе познания и самопознания, писатель' его'7 глазами, через призму его чувств открывает новые земли, новую природу, новых людей» Мир Ринтына, состоящий раньше из поселка Улак. его окрестностей к хорошо знакомых с детства людей, расширяется поистине до космических масштабов: микромир его дет-

ства и отрочества становится огромным миром: его юности.

В первом разделе третьей главы исследуется заключительная часть трилогии - роман "Ленинградский рассвет" как своеобразная ступень в духовном и творческом становлении чукотского писателя» как путь его автобиографического героя в большой мир, - мир знаний, искусства и литературы, как сложный и трудный процесс формирования первого писателя в истории чукотского народа.

Роман "Ленинградский рассвет" занимает важное место в творческой эволюции Ю.Рытхэу. Являясь заключительной частью трилогии "Время таяния снегов", он не только завершил первый период: творчества писателя, но и свидетельствовал о его переходе к новым, более емким и сложным формам художественного мышления,.

Тонная наблюдательность, выразительность художественной детали, ирония и добрый юмор помогают автору показать новую и необычную для его героя среду обитания, ощутить не только его переходный возраст, но и переходное состояние

В сознании чукотского юноши возникает свой, весьма своеобразный и неповторимый образ Ленинграда, в нем как бы оживают тундровые краски и ассоциации: на Невском проспекте "людей, как комаров в тундре", залы Эрмитажа "просторны» как горные пещеры...", а губы у любимой девушки "прохладные, как ягоды недозрелой морошки..."

Образ Ринтына в Урологии "Время таяния снегов" - яркое и значительное явление в творческой эволюции чукотского писателя. Он художественно достоверен, социально и психолога-

чески мотивирован» Денными качествами молодого героя являются его идеалы, вера в жизнь' и в себя.

Во втором разделе третьей главы анализируется современная автобиографическая повесть чукотского писателя "Путешествие в молодость, или Время красной морошки", свидетельствующая о новом, более глубоком и зрелом периоде в его жизни и творчестве» о переосмыслении им казавшихся ранее незыблемыми жизненных ценностей и понятий» духовных и нравственных категорий, о стремлении художника посмотреть на мир и свое прошлое "с иной высоты"»

Его духовная и нравственная позиция в значительной мере отличается от идейной позиции молодого создателя "Времени таяния снегов"» Этим ж объясняется то, что ранее знакомые события и персонажи, а порой и сам главный герой показаны в ином качестве, как бы другими глазами, а при раскрытии характера Ринтына основную роль играет не психологический анализ, как в трилогии, а самоанализ; состояния души героя-повествователя.

Существенно изменилось и отношение Ю»Рытхэу к исторической действительности. Отраженный в трилогии период середины 30-1 - начала 50-х годов теперь в сознании писателя ассоциируется с образом "замороженной весны".

"Путешествие в молодость, или Время красной морошки" вызывает различные мысли и ассоциации. События и факты» показанные в повести, размышления художника о жизни, людях, искусстве и литературе представляют большой интерес в контексте его духовного и творческого развития*

Повесть Ю*Рытхэу "Путешествие в молодость» или Время

красной морошки" свидетельствует о новом более высоком уровне художественного мышления писателя» Сложнее и выразительнее стали картины отражаемой действительности, исторические события и человеческие характеры. Произошло значительное философское, духовное и эмоциональное углубление художественного подтекста произведения, усиление его роли в повествовательной структуре.. Писателю стало доступно более углубленное ш усложненное проникновение в душевный мир своего автобиографического героя, психологический рисунок образа которого стал богаче и содержательнее»

В заключении работы подводятся итоги анализа теш исследования и делаются выводы о влиянии духовных и художественных традиций на дальнейшее развитие автобиографической прозы в современной литературе народов Севера»

По теме диссертащи опубликованы следующие работы:

1» Тема социалистического преобразования Чукотки в трилогии Ю»Рытхэу "Время таяния снегов" // Тезисы докладов IX научной конференции студентов и аспирантов: История, филология» Новосибирск, 1971» - 0„2 п»л»

2» Изучение трилогии Ю»Рытхэу "Время таяния снегов" на уроках внеклассного чтения в школе // Педагогический институт и сельская школа: Методические рекомендации... Магадан, 1975» - 0.2 п»л.

3. Монолог о судьбе родного народа // Полярная звезда» 1978» I Т» - 0,25 п.л»

4» Певец Советской Чукотки: К 50-летию Ю»Рытхэу» Магадан, 1980» - 0»8 гй.л» /соавтор Ф»В»Путнин/.

б**"

5» Автобиографическая проза ЮЛРытхэу конца 80-х годов: Новые проблемы и аспекты // Материалы научно-практической конференции "Диалог культур: История развития литературы Крайнего Северо-востока России". Магадан, 1995» 0*7 п.л»

6. Мир чукотского фольклора в повести В Леонтьева "Мальчишка из Увалена" // 1 Международная научно-практическая конференция студентов и молодых исследователей: Международное сотрудничество и образование молодежи на Севере": Тезисы докладов. Магадан». 1995. — 0»1 п»л»

7. Образ политзаключенного и героя войны в повести Ю»Рыт~ хэу "Путешествие в молодость, или Время красной морошки" // Идеи, гипотезы, поиск».. Вып. 2. Магадан, '1995. - 0,2 п*л.

8» Роман Ю.Рытхэу "Ленинградский рассвет": Проблема автобиографического героя // Идеи, гипотезы, поиск... Вып. 3. Ч» 2» Филология». Магадан, 1996. - 0,2 п^д.

9. Сюжеты и образы чукотского фольклора в автобиографической прозе Владилена Леонтьева // Идеи, гипотезы, поиск».» Выи» ТУ. Магадан, 1997. - 0,25 п.л.