автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Автобиографический жанр в пермских литературах начала XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Автобиографический жанр в пермских литературах начала XX века"
На правах рукописи
МАРАТКЛНОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР В ПЕРМСКИХ ЛИТЕРАТУРАХ НАЧАЛА XX ВЕКА (Кедра Митрей, К. Жаков)
10 01 02 - Литература народов Российской Федерации (финно-угорская)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
003 1Б32Э5
Саранск - 2008
003163295
Работа выполнена на кафедре литературно-художественной критики ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Научный руководитель доктор филологических наук профессор
А С Измайлова-Зуева
Официальные оппоненты доктор филологических наук А И Брыжинский
кандидат филологических наук В Л Шибанов
Ведущая организация Удмуртский институт истории, языка и литера-
туры УрО РАН
Защита диссертации состоится «7» февраля 2008 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212 117 09 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н П Огарева» по адресу. 430000, г Саранск, ул Большевистская, 68, корп № 10 (403 ауд)
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке нм ММ Бахтина ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н П Огарева»
Автореферат разослан «31» декабря 2007 г
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат филологических наук, доценг
А М Грсбнева
ОБЩАЯ ХЛРА1С1 ЕРИСТПКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Своим творчеством Кедра Митрей (Дмитрий Иванович Корепанов) (1892-1949) и Каллистрат Фалалеевич Жаков (1866-1926) представляют национальное искусство Удмуртии и Коми начала XX века, дооктябрьский период становления удмуртской и коми литератур, начальный этап формирования их жанровых систем Автобиографическая повесть «Дитя больного века» (1911-1913) и автобиографический роман «Сквозь строй жизни» (1912-1914), увидевшие свет практически одновременно, - особые явления национальной духовной жизни, вошли в историю литературы, жизни общества не только как документы времени, но и как своего рода «эгодокументы» Являясь первооткрывателями автобиографической жанровой формы, Кедра Митрей и К Ф Жаков достаточно ярко выразили потребность человека определить свое место в изменяющемся мире начала XX века
Актуален жанровый принцип анализа произведений, поскольку жанровая структура организует жизненный материал и позволяет сформировать представление о концепции мира и человека, мере таланта писателей, чьи факты жизни, творческое наследие долгие годы были недосягаемы из-за «информационной блокады»
Литературы пермских народов - удмуртская и коми, - составляющие один эстетический регион в многонациональной литературе России, нуждаются в теоретическом осмыслении в плане их типологических схождений и различий, являющихся «обязательным следствием единства развития человеческой культуры и необходимым условием осуществления контактных связей между национальными литературами» (К М Нартов)
Произведения Кедра Митрея и К Ф Жакова, созданные в период становления национальных литератур, в силу объективных социально-культурных условий вписываются в контекст русской классической литературной традиции и мировой литературы, что также требует научной разработки
О целесообразности выявления общих литературных закономерностей, которым подчинены и «литературы народов, мало известных вследствие своей географической отдаленности или отставших в своем культурном развитии», писал В М Жирмунский еще в 1960 году, обращая внимание на факт сложившейся у данных народов культуры, отличающейся национальным своеобразием И именно в сравнительном изучении литератур видел исследователь «верный путь к осуществлению этой задачи» (В М Жирмунский)
Анализ произведений писателей, удмурта Кедра Митрея и коми К Ф Жакова, заложивших основы межкультурных связей, интернациональных отношений между народами, в рамках одной парадигмы, исследование генетических основ автобиографического жанра в национальных литературах в сопоставительном аспекте весьма актуальны и для настоящего времени, требующего глубокою, всестороннего изучения истории и культуры родственных народов во имя сохранения и развития этноса, упрочения культурного диалога
На основании вышеизложенного сформулирована цель исследования в рамках обозначенной творческой парадигмы Кедра Митрей - КФ Жаков осу-
ществить комплексный сопоставительный анализ произведений автобиографической прозы, повести «Дитя больного века» и романа «Сквозь строй жизни» а контексте русской литературы XIX начала XX вв , рассмотреть их в научно-теоретическом, сравнигельно-типологическом и социокультурном аспектах
Постановка цели исследования предполагает в процессе работы над материалом решение следующих задач:
1 Выявить объективные и субъективные причины обращения Кедра Мит-рея и К Ф Жакова к автобиографическому жанру, общие закономерности и специфику в характере их творческих и жизненных исканий, обусловленные особенностями социально-культурной жизни в республиках рассматриваемого периода
2 Обозначить в произведениях комплекс структурно-семантических приемов, указывающих на конкретную жанровую форму, определить своеобразие их художественной трансформации в соответствии с «целеустановкой» удмуртского и коми писателей
3 Вписать повесть «Дитя больного века» и роман «Сквозь строй жизни» в контекст творчества Кедра Митрея иКФ Жакова
4 Определить традиции русской литературы XIX начала XX веков в автобиографическом творчестве Кедра Митрея и К Ф Жакова, а также «интертекстуальное поле» и специфику интерпретации национальными писателями классических образов, мотивов, приемов
5 Осмыслить типологическое сходство и различия произведений автобиографической прозы Кедра Митрея и К Ф Жакова При этом доминантами типологического сравнения считать образы автора и героя, хронотоп, концепцию человека и действительности
Степень разработанности проблемы. М М Бахтин считал главными героями литературного процесса жанры, во внутренней и внешней структуре которых обнаруживаются особенности определенного эгапа исторического развития литературы Автобиографический жанр попал в исследовательское поле зрения не так давно, в нашей стране - в связи с усилением внимания к внутреннему миру отдельно взятой личности в период «оттепели», в 60-е годы XX века, за рубежом - практически в этот же период Исследования ав гобиографическо-го жанра российских и западноевропейских ученых позволяют получить представление о том, как параллельно этапам культурно-исторического развития человеческого общества происходил процесс жанровой эволюции автобиографических форм, понять объективный характер их связи с процессами самопознания Особое внимание обращается на подвижность жанровых границ автобиографического произведения, способную вызвать его атрибутивную сложность Взгляд на автобиографическое произведение как на результат взаимодействия художественных и нехудожественных жанров (М М Бахтин, НА Николина) существенным образом повлиял на характер аналитического подхода к текстам автобиографического характера Открытия в области исследования автобиографических текстов российских и зарубежных литературоведов, в силу неразработанности данной проблемы в национальной науке о литературе, «недостаточности степени изученности словесной культуры удмуртов
дооктябрьского периода» (В М Ванюшев) в целом, являются концептуальными и актуализируются в рамках настоящей работы
Творчество удмуртского и коми писателей на протяжении десятилетий было «¡акрьпо» для читателя, не являлось предметом серьезною теоретического анализа, не получало позитивных оценок со стороны литературной критики Лишь начиная с 60-х годов XX века появился ряд работ, исследующих жизнь и творчество удмуртского писателя (3 А Богомоловой, 3 Веселой, П К Поздеева, А С Зуевой, С Т Арекеевой, В Л Шибанова) Только на рубеже 1980-90-х появились публикации позитивного характера, посвященные творчеству К Ф Жакова, А К Микушева, В Н Демина и Г В Беляева, В А Латышевой, В А Лимеровой, Г К Лисовской, Л В Лыткиной, которые и «пробили брешь в стене, возведенной вокруг личности Жакова» (И Л Жеребцов) Особо следует выделить работы коми и удмуртских литературоведов - ТЛ Кузнецовой, представившей общий анализ романа К Ф Жакова «Сквозь строй жизни», и А Г Шкляева, вписавшего коми писателя в общекультурное национальное пространство, поскольку их проблематика близка теме нашей работы Именно в исследовании удмуртского ученого рождается мысль о типологическом сходстве произведений К Ф Жакова и Кедра Ми грея, что и позволяет сопоставлять повесть «Дитя больного века» и роман «Сквозь строй жизни» Суждение исследователя о том, что «как на фоне творчества Жакова мы заново открываем русскоязычные произведения удмуртских авторов, так в контексте творчества первых удмуртских писателей видна органичность творческих поисков самого К Жакова для пермских литератур», материализованное на бумаге еще в 1993 году, наводит на мысль о «зеркальности» произведений, имеет право на жизнь и последующее развитие в рамках данного исследования
Объектом исследования являются автобиографические произведения национальных литератур, удмуртской и коми повесть Кедра Митрея «Дитя больного века» и роман К Ф Жакова «Сквозь строй жизни»
Предметом исследования стали мировоззренческие и эстетические основы автобиографического творчества Кедра Митрея и К Ф Жакова, жанровая специфика, генетические основы, поэтика первых автобиографических произведений
Теоретико-мегодолотческой основой диссертационного исследования являются труды ведущих российских и западноевропейских литературоведов (Р Барт, М М Бахтин, Ю Б Борев, С Н Бройтман, В В Ванслов, А Н Весеповский, В В Виноградов, Г О Винокур, В Д Днепров, Д Дюришин, А В Есин, В М Жирмунский, Б О Корман, Н И Конрад, Ю Кристева, Д С Лихачев, Ю М Лотман, Е М Мелетинский, К М Нартов, И Г Неупокоева, Г Н Поспелов, В Я Пропп, Б В Томашевский, М Б Храпченко, К Г Юнг и др), исследования автобиографического жанра отечественных и зарубежных ученых (С С Авсринцев, ЛЯ Гинзбург, Г Посдорф, Г Г Елизавегина, Ф Лежеп, С И Машинский, Г Миш, М Медарич, Н А Николина, В Л Рабинович, ТВ Радзиевская, др ), научные рабош исследователей национальных штератур (А В Алешкин, СТ Арекеева, ИМ Бассель,
3 А Богомолова, В М Вашошев, В Н Демин, П Домокош, Ф К Ермаков, Т Н Зайцева, А С Зуева, О В Карагодин, Т Л Кузнецова Л А Латышева, В А Лимерова, Г К Лисовская, А К Микушев, МФ Пахомова, В В Пахорукова, В Л Шибанов, А Г Шкляев, Н И Черапкин, др)
В соответствии с поставленными задачами в основу работы положены ис-торико-генетический, сравнительно-типологический, культурологический подходы к анализу художественных произведений автобиографического характера Применение историко-генетического анализа позволило рассмотреть автобиографические произведения с диахронической точки зрения, вписать их в автобиографическую традицию, в контекст русской классической литературы XIX начала XX вв , а также выявить в рассматриваемых текстах проявление черт архаического фольклора, древнейших литературных форм
В процессе сравнительно-типологического анализа, предполагающего сопоставление содержательно-структурных особенностей произведений, были выявлены не только специфические особенности вышеуказанных жанровых образований, но и общее и особенное, обусловленное объективными и субъективными предпосылками
Культурологический анализ позволил вписать рассматриваемые произведения автобиографического жанра в определенное культурное пространство, рассмотреть произведения национальных литератур как диалог культур Степень научной новизны.
1 Работа представляет первую в удмуртском литературоведении попытку анализа произведений начального этапа формирования автобиографического жанра в пермских литературах (удмуртской и коми) в сравнительно- типологическом аспекте
2 Впервые автобиографические произведения национальных литератур вписаны в общекультурный контекст, автобиографическую традицию русской литературы
Научно-практнческая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть полезны при разработке историко-литерагурных исследований, посвященных проблемам становления жанровой системы в литературах малых народов, подготовке спецкурсов в вузовской практике, в практике школьного преподавания национальной литературы учителями-словесниками
Апробация работы Основные положения и выводы исследования были представлены в докладах на научных конференциях в ГГПИ (г Глазов), УдГУ (г Ижевск), а также отражены в шести публикациях (г Москва, г Ижевск, г Саранск, г Глазов)
Структура работы соотносится с поставленными целями и задачами Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор материала исследования, актуальность темы, сформулированы цель и задачи работы, определены ее методоло-
гические принципы и научно-практическое значение, обозначена новизна научного поиска
В первой главе ««Дитя больного века» Кедра Митрея как автобиографическая повесть-дневник» осуществлен аналитический подход к автобиографической повести «Дшя больного века» Кедра Митрея с точки зрения ее жанровой организации В связи с этим в первом параграфе «Приемы художественной трансформации жанра дневника» рассматриваются основные жан-рообразующие приемы хронотоп и исповедь, реализация которых привела удмуртского писателя к рождению новой жанровой формы автобиографической повести - дневника
«Своеобразие пространственно-временной организации (хронотоп)». Кедра Митрей не просто реконструирует свою жизнь, он размышляет над процессом ее эволюции Вот почему большое значение имеет временной компонент повествования
Обращение Кедра Митрея к дневниковой жанровой форме - процесс двусторонний с одной стороны, это сознательный учет «прототипа» и воспроизведение признаков первичного жанра - дневника, с другой стороны, трансформация его возможностей, обусловленная эстетическим намерением автора представить строящуюся жизнь и настроения автобиографического героя, представителя удмуртской интеллигенции начала века Именно этим замыслом и определяется своеобразие процесса моделирования образа времени-пространства В художественном тексте повести «Дитя больного века» «все стремится стать мотивированным» (ГО Винокур) Каждый элемент имеет значение организующей доминанты, «компонента произведения, который приводится в движение и определяет отношения всех прочих компонентов» (Я Мукаржовский)
Заглавие «Дитя больного века» (строки поэтессы XIX века Ю В Жадовской), являясь смысловой перспективой художественного пространства повести, эксплицитно развертывается в тексте и служит метафорой, символически представляющей время и настроение автобиографического героя, указывает на связь биографического и исторического времени
Помимо направленности автобиографии на воссоздание прошлого, она тесно связана с настоящим В отличие от ее идеального варианта, в котором отмечается номинальное совпадение автора-повествователя и героя, в повести определенный статус, возраст автобиографического героя позволяют говорить о нем как об образе, не сливающемся с образом автора, соответственно, наблюдается временная и пространственная дистанция между авгором-повествователем и автобиографическим героем Ряд примеров позволяют думать, что Кедра Митрей стремился к художественному оформлению дневника В тексте обнаруживаются жанрообразующие речевые сигналы, встречающиеся традиционно в произведениях, написанных в дневниковой форме
Осознание героем себя началось с начала учебы в церковно-приходской школе в 1899 году С этого момента повествование приобретает субъективный характер События предшествующего периода воспроизводятся на основе устных рассказов старожичов сета Игра, места рождения Кедра Митрея Автор со-
блюдает периодичность записей, их датировку С каждой из дат соотносится событие или ряд событий жизни героя
Характер времени-пространства определяется авторским замыслом Дмитрий Корепанов поставил перед собой цель воспроизвести жизненные события в хронологической последовательности с момента рождения 16 сентября 1896 года до увольнения из семинарии за религиозные взгляды 28 ноября 1911 года Автобиография имеет «открытый» финал, охватывает ограниченный период жизни автобиографического героя до момента ее написания автором произведения Мы наблюдаем относительную сюжетную завершенность герой исключен из семинарии, что является своеобразным итогом его религиозно-нравственных исканий И одновременно видим открытость героя событиям будущей жизни В такой организации сюжета проявляется не только желание представить эксплицитному читателю события своей жизни и своеобразие поисков ее смысла, но и придать творению смысловую целостность, художественную завершенность образу главного героя
С одной стороны, писатель следует устоявшейся мифологической схеме Смена суток, дней, месяцев, времен года, символизирующая течение жизни, ассоциируется с земледельческим циклом и религиозными праздниками, которые соблюдали в семье Корепановых Данная особенность хронотопа рассматривается как закономерная, определяемая своеобразием патриархального сознания главного героя, человека с природным типом мышления («еще одна зима на гумнах, а не за партами», «на святках скучал сильнее») С другой стороны, время и пространство в повести дискретны Сознание повествователя не воспроизводит весь временной поток, не фиксирует все реалии окружающей обстановки с одинаковой степенью интенсивности Срабатывает закон «поэтической экономии» В этом проявляется стремление героя к рефлексии наиболее значимых жизненных событий В тексте наблюдается большое количество «пустот», специальных словесных формул «прошло несколько дней», «год прошел незаметно» Движимый неодолимым желанием учиться, герой выпускает, например, из поля зрения целых два года жизни после окончания церковно-приходской школы, так как в этот период он нигде не учился Данные приемы являются средством динамизации сюжета и призваны представить жизненную траекторию главного героя, укладывающуюся в оппозиции «свое-чужое», «тогда-теперь», реализованные в традиционной схеме ДОМ (микромир) ~ ПОРОГ (барьер) -ДОРОГА (промежуточное пространство) - БОЛЬШОЙ МИР (макромир) Дом является одной из значимых смысловых доминант в системе пространственных отношений Он призван олицетворять гармоничное Привязанность к семье -одна из черт национальной психологии удмуртов В то же время восприятие дома героем противоречиво, что рождает три временных плана прошлое, настоящее и будущее Прошлое для Дмитрия идеально В периоды обострения своих сложных взаимоотношений с деспотичным отцом он, оценивая свое настоящее, мысленно находится в том времени, где отец для него - родной и понимающий Концепт дома сопряжен с концептом порога, метафорического обозначение границы, которую важно переступить герою, поскольку без преодоления этого барьера ему невозможно достичь четко осошаваемых целей Мотив
преодоления, определяющий жизненную траекторию также и героя произведения КФ Жакова, является устойчивым Герою, испытывающему искренние чувства к семье, тяжело дается прощание с домом Хронотоп произведения отличается цикличностью, прощание и встреча - константы, повторяясь, неизменно окрашены в лирические тона Автор способен не только сжимать, но и растягивать время, останавливать внимание читателя на смысловых деталях домашнего интерьера Образа, на которые молится мать, самовар, собирающий вокруг себя всю семью, - это лирические детали, призванные передать привязанность героя к родным местам Портретная характеристика родных, детали интерьера, обретшие в контексте произведения знаковый смысл, увиденные героем, запечатленные памятью и воспроизведенные спустя определенный промежуток времени автором-повествователем, выступают как прием психологической характеристики, позволяющий раскрыть рефлектирующее сознание автобиографического героя Процесс припоминания подробностей прошлой жизни отражен через введение пейзажных зарисовок, русских и вотских песен, удмуртской речи, образов деревьев, легенды - эпизодов, которые с некоторой долей условности можно назвать лирическими отступлениями Формы глаголов второго лица единственного числа, придающие переживаниям и чувствам обобщенный характер («соскочишь с места и пойдешь собирать цветы в букетик»), специфический состав тропов («цветное лицо лугов»), обилие слов с уменьшительными суффиксами («блестит рыбка», «верхушка рябиночки»), употребление междометий, восклицаний, риторических вопросов - все это придает отдельным эпизодам элегизм, лирическую окрашенность, позволяет автору отразить психоэмоциональное состояние героя, прощающегося с домом Герой, обладая антропоморфным сознанием, мыслит метафорами «поклонился, как живому существу, селу» Подобное отражение действительности в полной мере подтверждает традиционную для удмуртов мифологичность мышления Дмитрия Корепанова, который проявляет ментальное чувство «нерасторжимости человека о г природы и космоса» (А С Зуева)
Время-пространство связано с темой будущего и выступает в произведении как средство психологизма Интерьерные и пейзажные детали вызывают у героя мысли о будущем Это происходит на подсознательном уровне звуки кипящего самовара, например, ассоциируются со звуками движущегося паровоза Мотив путешествия, реализуется в повести следующим образом 1 Путешествие как прием, позволяющий представить перемещение героя в реальном географическом пространстве 2 Путешествие как романтический образ-метафора, символизирующий движение героя по дороге жизни в поисках смысла 3 Путешествие как этнографическая составляющая сюжета, раскрывающая научность мышления и гуманизм сознания автора и героя
Пространство топографически обозначено Игра, Зура, Казань, Сарапул, Пермь, Глазов Кедра Митрей представляет реалистические картины как деревенского быта, так и больших городов Данные покусы являются сюжетной доминантой произведения, построенного на путешествии Формами промежуточного пространства являются поле, лес, река Пространственные реалии не являются приметами конкретного исторического времени Автор прежде всего
сосредоточен на видении автобиографическим героем окружающей его действительности Уместно сопоставление жизненных установок, восприятия «большого мира» героями повести Кедра Митрея «Дитя больного века» и поэм «Голубой дым», «Завод» его современника Кузебая Герда, являющимися порождением переходного времени В центре внимания писателей - процесс личностной эволюции героев времени с пограничным сознанием, стоящих перед проблемой определения своего жизненного пространства
Кедра Митрею были знакомы традиции русской биографической прозы К созданию образа учебного заведения, сюжетной доминанты, последовательно обращались Н Г Гарин-Михайловский («Детство Темы», «Гимназисты»), К И Чуковский («Серебряный герб»), Л А Чарская («Записки гимназистки») и др Свою автобиографическую повесть удмуртский прозаик написал, испытывая особое воздействие народнической литературы, «Очерков бурсы» Н Г Помяловского Вслед за русским бытописателем Кедра Митрей воссоздает атмосферу, царящую в Зуринском церковно-прпчодском училище и Казанской духовной семинарии, представляет реалистические картины жизни учащихся Несложно провести сюжетные аналогии, увидеть в произведениях схожие детали интерьера помещений, в которых жили бурсаки Н Г Помяловского и студенты Кедра Митрея Очевидны в произведении удмуртского писателя свойственные Помяловскому ирония и обличительный пафос, а также новое в миросозерцании человека нового времени, осознавшего, что будущее определяется его сегодняшними волевыми усилиями Бурса для Н Г Помяловского, семинария для Кедра Митрея - микромодель современного им общества, живущего по законам несвободы Неотъемлемой частью пространства учебного заведения в произведениях являются достоверно созданные писателем образы-типы наставников Мотив наставничества, сквозной в произведениях русской классической литературы, обретает у удмуртского писателя новое качество Созданная Кедра Митреем галерея «разнохарактерных типов» русских, крещеных татар, чувашей, черемисов, вотяков, мордвы, пермяков, киргизов, калмыков - есть свидетельство проявленного умения с помощью нескольких штрихов создать колоритные образы-типы Его манера «читать» характеры людей напоминает манеру Н В Гоголя, М Е Салтыкова-Щедрина, Н Г Помяловского и свидетельствует об определенной способности души реагировать на несправедливость, непорядочность, социальное зло Кедра Митрей - хороший физиономист и психолог Для него каждый встретившийся человек - объект познания человеческой природы в целом Нельзя не отметить проявленное удмуртским писателем чувство комического, скорее всего, его сатирической формы Так, Лысов и Горохов -«первейшие зубряки», Попков «пресмешной бьп субъект»
Пространственные образы являются сюжетными локусами произведений, относящихся к различным жанровым образованиям, соответс1венно, очерку и гибридному образованию, в котором преобладают элементы дневниковой формы Данная видовая оппозиция позволяет говорить о своеобразии авторского видения мира, стремления представить направление жизненных поисков автобиографических героев Взгляд Н Г Помяловского отличается 1енденциозно-стью и сосредоточен исключительно на негативных сторонах жизни бурсаков
Тяготы жизни в бурсе рождают в герое, прежде всего, энергию приспособления Осваиваясь в новом жизненном пространстве, Дмитрий Корепанов замечает, в первую очередь, то, что способно дать энергию преодоления жизненных барьеров Для него каждое учебное заведение - ступень интеллектуального и духовного роста, а годы учебы - время осмысления философских проблем, напряженной внутренней жизни На данном этапе сюжета мы наблюдаем расширение пространственных границ, наполнение пространства новыми реалиями Автобиографический герой проявляет устойчивый интерес к своему прошлому, генетическим корням, что отражается на организации хронотопа повести, в сюжетной основе которой лежит этнографическая составляющая «Этнографизм оказался стимулирующим фактором становления национальных литератур» (В М Ванюшев), чувашской, мордовской, коми Значимым для понимания закономерности процесса формирования младописьменных литератур является факт того, что именно этнографические путешествия Кедра Митрея послужили стимучом к его художественному творчеству Удмуртский писатель сгремится придать автобиографическому повествованию научность, документальность и одновременно художественно его оформить Материализованные в слове результаты его научных изысканий проявились в использовании собственных имен, введении в текст антропонимических и топонимических преданий Они выполняют информационно-познавательную функцию, являются своеобразными приемами, с помощью которых автор представляет своего героя, человека просвещенного, для которого история этноса является «источником познания своего прошлого» (Г Н Шушакова), входит в сферу научных и гражданских интересов
Усваивая литературный опыт русских писателей-классиков XIX века, удмуртский писатель в период своего становления посредством специфической организации хронотопа, выступающего как осознанный авторский прием, отразил индивидуальное миропонимание, придал повести внепространственный и вневременной, гуманистический характер, создал произведение автобиографического характера на пути к реалистическому отражению жизни, ее типизации в дальнейшем своем творчестве
«Исповедь-покаяние в произведении». Автобиография всегда создается в свете глубинной внутренней мысли, отражающей взгляд автора на самого себя, поэтому она изначально заключает идею исповеди На связь автобиографии и исповеди указывает М М Бахтин, выразивший мысль о том, что исповедь и автобиография сосуществуют как взаимодополняющие и не существующие один без другого жанры Ф Лежен говорит об автобиографическом жанре как «заменителе» некоторых религиозных обрядов М С Уваров указывает, что «помимо традиционной (православной) традиции, существует целый пласт «расширительных» трактовок исповеди в творчестве крупнейших русских пи-сатетей Х1Х-ХХ веков (А С Пушкин, М Ю Лермонтов, Л Н Толстой, Н А Бердяев и мн др ) Своей повестью «Дитя больного века» удмуртский пи-сатеть пополняет галерею классиков исповедальною слова, поскольку исповедь как архетип явтяется слагаемым его произведения генетически связанного с данным религиозным жанровым образованием Современные исследователи
литературного процесса в удмуртской респубтнке (ЗА Богомолова, А Г Шкляев, др) определяют специфику повести именно с учетом обнаружения в нем черт исторически сложившегося в мировой литературе жанра исповеди Идея исповеди у Кедра Митрея возникает не в качестве составляющей религиозного опыта Исповедальная доминанта текста служит показателем его искренности, «подлинности» В ходе создания произведения, отразившего процесс личностного становления и роста человека, художественными ориентирами Кедра Митрей избирает автобиографические тексты исповедального характера «Исповедь» Марка Аврелия, «Исповедь» Ж -Ж Руссо, «Исповедь» Л Н Толстого, реалистические произведения М 10 Лермонтова На факт знакомства с ними указывается в повести Автобиографический герой ссылается на создателей образцов исповедального слова, цитирует их и в этом находит поддержку своей формирующейся жизненной философии
«Я тут весь, каков есть» (Кедра Митрей) - в этом так называемом «автобиографическом пакте» (Ф Лежен) заключена установка на достоверность В то же время Корепанов осознает, что искренний тон повествования не исключает некоего искажения не только приводимых в произведении фактов, но и ослабления степени эмоционального состояния героя в прошлом, определенную дистанцию между внутренним состоянием героя и автором, заново переживающим свою жизнь
В произведении наблюдается соединение элементов биографической и исповедальной дневниковых форм (М М Бахтин) С целью привлечения внимания к жизненным фактам, усиления элемента достоверности, биографичное™ Кедра Митрей сознательно вводит в текст документ - «момент внеэстетиче-ский» Но важно «не происхождение факта из эмпирического биографического опыта писателя, но дальнейшая его функция в художественном единстве произведения» (ЛЯ Гинзбург) Юношеский дневник, эпистолярные документы необходимы удмуртскому писателю как художественный прием Подтверждением сознательности художественной значимости документов являются речевые сигналы Так, воссоздавая внутреннее состояние героя в период душевного кризиса, автор делает составной частью произведения письмо к другу, причем особо оговаривается «Тогдашнее состояние моего духа можно понять из письма к товарищу Флору Гор-ву Его я привожу сюда целиком» Кедра Митрей осознавал художественную значимость личного документа в ткани произведения автобиографического характера, подобно мастерам русской психологической прозы XIX века М Ю Лермонтову, Л Н Толстому, Ф М Достоевскому, А И Герцену В то же время начинающий удмуртский прозаик, в силу своего ограниченного на тот момент литературного опыта, не подвергал документальные материалы эстетической обработке И в этом, с одной стороны, проявляется относительно ученический характер одного из первых произведений удмуртской прозы С другой, данный факт есть свидетельство того, что первые удмуртские писатели творчески претворяли опыт мировой литера1уры, совершенствуя от произведения к произведению художественные приемы и технику письма Следовательно, сознательное введение в текст даже нео!редактированного документа позволяет думать о наличии художественною начала, стремле-
нии совершенствовать сюжет, разнообразить способы отражения деисшпель-ности Кедра Митреем с целью реализации процесса формирования жизненных представлений героя
Дневник как нехудожественное образование носит глубоко личный характер Изначально создается впечатление, что Кедра Митрей реконструирует свое «я» для себя Действительно, форма дневника монологична (М М Бахтин), т е закрыта по своей сути Ее смысл - «черновой» В напоминание самому себе Возникают аналогии с дневниками Л Н Толстого («Дневник для одного себя», «Тайный дневник» 1908 г)
Но нельзя упускать из внимания и стремление автора придать своему дневнику диалогический характер Прием повествования от первого лица -формальный признак дневниковой формы - позволил ему поставить в центр «я» героя И не только в аспекте его внешних и внутренних связей с действительностью, но и взаимосвязи с предполагаемым читателем
В тексте встречаются риторические вопросы и восклицания, формы местоимений второго лица множественного числа, обращения, с помощью которых автор вступает в диалог с невидимым собеседником « да не будет с вашей стороны насмешек и недоумений при чтении моих чистосердечных признаний и правдивых воспоминаний Напишу все события этого свидания в порядке -может быть, и найдет кто чего-либо интересного и назидательного9» и др Молодой автор пытается вступить в диалогические отношения с читателями, тем самым разомкнуть сферу своей жизни, сделать ее доступной чужому сознанию Именно диалогический характер отношений между автором и читателями-собеседниками склоняет нас к мысли о наличии в автобиографическом произведении исповедальных и покаянных интонаций Сознание героя Кедра Митрея — сознание необщительного в силу ментальных и субъективных особенностей человека «Я как человек необщительный долгое время не мог сойтись ни с кем» Выбор исповедальной жанровой формы автором, на наш взгляд, обусловлен как одинокостью сознания Дмитрия Корепанова, так и стремлением ее преодолеть Как следствие, в произведении наблюдается попытка героя зафиксировать себя самого в покаянных тонах в свете нравственного долженствования Начинающий удмуртский прозаик учится у М Ю Лермонтова, Л Н Толстого, перенимает от них приемы психологической характеристики героев Кедра Митрей стреми гея уже не просто рассказать о событиях, но запечатлеть те индивидуальные переживания, которые ими вызваны и, подобно русским писателям, дать психологическую мотивировку действиям героя, в некоторых случаях сделать попытки изобразить душевную борьбу и смуту Исповедальное начало проявляется в стремлении героя к самоанализу и самоизобличению Он достаточно прямолинеен в оценке своих родителей Себя обвиняет в лживости, злопамятности, раздражительности, неумении управлять собой, кощунственном отношении к религиозным верованиям других людей, равнодушии, неумении строить добропорядочные отношения с одноклассниками Герой «беспощадно выставляет наружу собственные слабости и пороки» (М 10 Лермонтов), искренно признается во многих неблаговидных с нравственной точки зрения пос!упка\ Исповедь - конструктивная сюжетная форма,
позволяющая обратиться к прошлому героя, показать его жизненный опыт, соединить два временных пласта, а гакже монологическое и диалогическое начала Она указывает на внутренний конфликт героя, на одолевающие его неразрешимые вопросы В христианской традиции исповедь предполагает покаяние - внутренний сдвиг, позволяющий человеку по своей воле отказаться от греха Исповедь без покаяния - глубокая трагедия, она означает безысходность Эволюция души проходит именно в процессе исповеди А это и есть покаяние Подобно лермонтовскому Печорину, автобиографическому герою удмуртского писателя свойственна склонность к жестокому самоанализу Героев объединяет наличие внутреннего конфликта, стремление к диалогу с собой, к самопознанию В то же время душа Печорина - душа человека исповедующегося, но не покаявшегося Несмотря на психологизм, напряженность душевного конфликта, герою не хватает внутренних сил возвыситься над собой он склонен к самооправданию, что, в итоге, приводит его к трагическому жизненному финалу, тогда как герой Кедра Митрея, исповедуясь, кается, что, безусловно, говорит о его внутреннем развитии
Эпистолярные документы придают повествованию особую напряженность, представляют собой весьма объемные, философские по характеру монологи героя, стремящегося осмыслить свой путь к истине, и выступают как традиционный психологический прием Переживания автобиографического героя универсальны по своей природе, отличаются противоречивостью, отражают двойственность его сознания и позволяют думать о диалогической природе отношений русской и удмуртской литератур Акцентируя внимание на «диалектике души» своего героя, осознавая недостаточную компетентность в некоторых вопросах философии, религии, Кедра Ми грей в то же время проявляет самостоятельность мысли, способность к философским обобщениям, неосознанно использует психологический самоанализ - «один из методов изображения внутреннего мира человека, с помощью которого передается поток душевной жизни, преимущественно в форме исповеди» (А Б Есин) В отличие от канонических произведений исповедального жанра - «Исповеди» Августина Аврелия, Л Н Толстого, герои которых пребывают в поисках Бога, в условиях нового времени исповедь Кедра Митрея приобретает новые черты В ней появляются богоборческие, антирелигиозные настроения Автобиографический герой ориентируется на «Исповедь» Л Н Толстого, но его смысловая установка - отрицание не только религиозного состояния удмуртского общества, бездуховности служителей культа, но и Бога От абстрактных рассуждений подражательного характера герой приходит к постижению тайн религиозности, духовной жизни родного удмуртского народа, к пониманию того, как «легко обмануть простой, темный, несведущий народ, не имеющий никакой еще опоры в уме против об-манщиков-надувателей», и, как следствие, к мысли об обязательности его просвещения Таким образом, исповедь является не только сюжетообразующим, но и жанрообразующим элементом произведения В отличие от исповеди-проповеди романтического героя романа К Ф Жакова, исповедь-покаяние героя Кедра Митрея реализует установку на реалистическое воспроизведение становящегося характера человека переходной эпохи
С учетом того, что повесть - первое произведение классика удмургской литературы, в основе второго параграфа «Автобиографизм - объединительный принцип творчества Кедра Мнтрен» лежит исследование автобио! ра-физма как основного художественного приема, организующего его последующее творчество 20-30-х годов XX века
Скрытый, неявный автобиографизм проявляется в последующем творчестве Кедра Митрея на уровне нарратива, разработки проблемы героя, авторской концепции личности Одновременно с повестью удмуртский писатель работал над «трагедией в вотском духе» «Эш-Тэрек» (1915) В основу произведения легли обширные познания Кедра Митрея в области этнографии и удмуртского фольклора В нем достаточно отчетливо проявились личностные, патриотические установки автора Автобиографичен сюжет повести «Вужгурт» (1926), действие которой происходит в старой деревне, похожей на родину Кедра Митрея Игру В образе главного героя Далко Семона объективизированы автобио-(рафические черты Герой первого удмуртского романа «Тяжкое иго» (1929), Дангыр, воплотил в себе жизнеустановки Кедра Митрея, отраженные в автобиографической повести «Дитя больного века» Стоит обратить внимание на центральную проблему романа — пробуждения воли удмуртского крестьянина к борьбе за свою свободу Характер Дангыра типологически связан с характером героя автобиографического произведения Оба являются олицетворением лучших черг народного характера Их отличают ум, чувство собственного достоинства, тяга к просвещению и вера в свои возможности» Оформившийся в повести мотив преодоления, является сквозным и в романе, семантика заглавия которого, «Тяжкое иго», определяет характер среды, в столкновении с которой герою в ходе сюжета неоднократно надо проявлять волевое начало
Несмотря на новизну тематики рассказов 1930-х годов («Раздел земли», «Остался без живности», «Изурочили сына», «В голодный год», «Молотьба», «Храбрый Ондрей», «Наперекор», «За преображенную деревню», «Тридцатый год»), отвечающих запросам постреволюционной эпохи, Кедра Митрей выводит в них героев, истоки характеров которых коренятся в герое автобиографической повести «Дитя больного века» В итоге, эволюционный путь развития характеров героев последовавших за повестью произведений в основном повторяет путь социально-нравственного самоопределения автобиографического героя Повесть «Дитя больного века» не только начало сложного пути в большую литературу девятнадцатилетнего талантливого юноши, но и та сила, которая задала движение удмуртской литературе последующих десятилетий, преподнесла читателям нравственные уроки жизни
Кедра Митрей не просто реконструировал свою жизнь, воссоздал ее с помощью имеющихся у него личных документов, он в процессе художественного оформления личного дневника размышлял над процессом жизненной и духовной трансформации Данная жанровая форма была востребована эпохой Кедра Митрея И именно она позволила ее создателю придать не столько субъективный, сколько универсальный характер жизненным и духовно-нравственным исканиям героя
Вторая глава ««Сквозь строй жизни» К.Ф. Жакова как автобиографический роман - лирический монолог» посвящена специфике жанровой организации указанного произведения В первом параграфе «Объединительное качество автобиографизма в романном жанре» анализируется принцип автобиографизма, позволяющий рассматривать его творчество как динамично развивающуюся систему Эволюция жанров может быть представлена в виде направленного луча от рассказа к роману. «Сквозь строй жизни», вершина созданного коми писателем, есть точка схождения смыслов, заключенных в предшествующих произведениях, рассказах и сказках, созданных в период с 1905 по 1913 гг Автобиографизм творчества - принцип, объединяющий рассказы и автобиографический роман, - позволил К Ф Жакову преломить в неавтобиографических по характеру произведениях факты своей биографии Рассказы писателя, разграничиваемые им (примечательно название ранней его книги «Из жизни и фантазии»), а впоследствии и исследователями его творчества (В А Лимеровой, Г К Лисовской, др) на реальные и сказочные, не всегда состоят в прямой диалогической связи, порой они литературно и стилистически разноплановы согласно их природе, но по общей семантической направленности примыкают к одной наджанровой матрице - жанру художественной биографии
Главный герой романа «Сквозь строй жизни», Гараморт, «несет в себе черты мифологических персонажей из других произведений Жакова - это трагически одинокий Шыпича, отпавшие от рода Беженада-Вирси-Урго и Тогай, искатели истины Джак и Качаморт и премудрый Пам Бур-Морт, творящий свою судьбу» (Г К Лисовская) Многим героям рассказов, неудовлетворенным действительностью, одиноким, странникам, гонимым по дорогам жизни в поисках мечты, идеала, условия жизни кажутся «узким горльгшком бутылки» («Удалец и музыкант Иван Васильевич») Устремленный к пределу, мечтающий о гармонии с миром, писатель наделял этой душевной способностью и своих г ероев За героями большинства произведений малой прозы - сам К Ф Жаков со своим стремлением разрешить вечный конфликт между несовершенным и совершенным, реальным и идеальным, темным и светлым, система его философских взглядов и представлений А в автобиографическом романе «Сквозь строй жизни» заключен «итог борьбы с самим собой и внешними обстоятельствами» (Г К Лисовская)
Во втором параграфе «Специфика синтетической природы жанровой формы» исследуется жанровая природа произведения, сложного по своей природе синтетического образования В четырех подпараграфах выявляются его ключевые жанрообразующие приемы лиризация, моделирование мира и чепове-ка, путешествие, исповедь, проповедь
«Лиризация как основной жанрообразующий прием» Роман обнаруживает «весь спектр «пограничных» явлений, характерных для «поисковой» литературы его времени» (Ю Б Орлицкий) Произведение являет собой экспериментальное, новаторское жанровое образование, которое не поддается точному диагнозу, что обусловлено, как сложной умственной организацией К Ф Жакова, на момент создания автобиографического произведения уже со-
ыоявшегося как личность, высокой степенью его образованности, так и спецификой русского историко-культурного пространства, в котором он творил В романе отрашлись ведущие тенденции литературной эпохи того времени Творчество коми писателя органично вписывается в кошекст «серебряного века» русской культуры с его ориентацией на ее «золотой век» Наряду с реалистическими элементами в его романе выявлены черты символизма, импрессионистического искусства, а значит, установка на романтическую традицию XIX века Автобиографическое произведение, написанное в традициях романтизма, требует особой сосредоточенности на изображении внутреннего мира, обращенности к запредельному, стремления его понять и выразить в слове, что, несомненно, должно усилить лирический элемент Стремление к самовыражению повлекло за собой свободу творчества, следовательно, нарушение выверенной временем пропорции между эпическим и лирическим в сторону преобладания лирического Творчество для К Ф Жакова есть способ разрешить все противоречия, оно связано с идеей вдохновения, присущей поэтам-романтикам, и эта идея воплотилась писателем в распространении лирического начала на все произведение Он достаточно ярко выразил в романе мысль об ощущении своей жизни как произведения искусства, а творчества как судьбы, что также было свойственно его современникам, поэтам-символистам начала века, наследникам романтиков
Автобиографический герой - сложная личность с высоким уровнем внутренней организации Есть основание говорить о культурном времени-пространстве бытия героя произведения, которое отличается повышенной интертекстуальностью Автобиографический герой постоянно проводит аналогии между событиями своей жизни, собой и значимыми для него героями других текстов Осознавая себя «лишним человеком», а свое положение в пространстве промежуточным («между молотом и наковальней»), размышляя о «сильных людях, которые погибали и падали прежде времени», автор вспоминает Печорина, Рудина, Нежданова, Дон Кихота Авторская оценка выражается не прямо, а на основе образных параллелей и представлений, центром притяжения которых является автобиографический герой и восприятие им действительного мира Имена персонажей фольклорных произведений, мифологических и литературных героев переполняют текст «Точечные цитаты» обретают метафорическое значение Фауст, Одиссей, Робинзон, дон Кихот - знаковые образы -выступают в романе доминантными, обретают символический смысл, позволяют понять авторскую концепцию личности Благодаря образам, связанным с «чужими» текстами, К Ф Жаков придает своему герою особую романтическую, лирическую окрашенность Аллюзии и цитаты определяют эмоциональную тональность произведения, имеющего ярко выраженный лирический характер
Роман, как и другая его проза, «несет на себе отпечаток несомненного влияния поэтической, стихотворной традиции» (Ю Б Орлицкий) К Ф Жакова как представителя коми отличают свойственные этому народу эмоциональность и чувствительность (В Г Крысько) Влиянием лирики можно объяснить деление обьемного прозаического целого на небольшие соразмерные главы, сопровождаемые эпиграфами Архитектоническое членение текста в данном
случае можно рассматривать как своеобразный прием не только автобиографической прозы, но и лиризации повествования В лирических моноло1ах автора-лирического героя встречается обилие метрических фрагментов В результате сознательного членения прозаического текста на речевые отрезки, «дробность» которых служит способом «порционирования» смысла, проявляется своеобразный ритмический рисунок Проза преобразуется под пером Жакова-лирика, Жакова-поэта в стих Основными приемами ритмизации являются инверсии, анафоры, эпифоры, звуковые и словесные повторы Экспрессию тексту придают причудливые метафоры, рожденные безудержной фантазией К Ф Жакова, междометия, фигуры поэтического синтаксиса восклицания и умолчания Можно провести аналогии с ритмизованной прозой «Мертвых душ» Н В Гоголя, стихотворениями в прозе И С Тургенева, А М Горького, поэзией символистов начала XX века Использование К Ф. Жаковым элементов стихотворной речи, приемов ее организации есть процесс сознательный, продиктованный не тотько авторскими намерениями, но и лшературной фадицией, с которой коми писатель, имеющий филологическое образование, был хорошо знаком, что подтверждается фактами биографии писателя, отраженными в произведении, его широким обращением к «чужим» текстам (Гомер, Шекспир, Ариосто, Ершов, Некрасов, Брюсов, Горький, др)
«Моделирование мира и человека в произведении». Синтетический характер произведения обусловлен существованием общих закономерностей жанрового движения в переходные исторические периоды, что характерно для искусства начала XX века, вобравшего художественные новаторские поиски Это предоставило коми писателю возможность «наиболее адекватно и гибко выразить авторский идеал мира и человека» (В А Лимерова)
К Ф Жаков признается, что «реалист побеждает в нем романтика» В то же время романтическая составляющая художественного метода в произведении является доминирующей и способствует процессу лиризации романа «Сквозь строй жизни», на всех его уровнях, содержательном и формальном Проблема автора и героя, их взаимоотношений и взаиморасположения во времени-пространстве решается писателем в соответствии с его концепцией личности, представлениями о соотношении реального и идеального Автор для героя - это центр притяжения В процессе развития эпического и лирического сюжетов мы наблюдаем сближение автора и автобиографического героя и, наконец, встречу их сознаний, совпадение временных планов прошедшею, настоящего героя и настоящего автора, в итоге совмещение ценностно-смысловых контекстов их жизни Финал романа открыт и оптимистичен «Идея всей моей автобиографии - жить нужно и можно при всех тягостных условиях» В итоге эпический сюжет оказывается детерминированным личностным планом
Жизненные, религиозно-нравственные, эстетические ориентиры, научные, философские взгляды автора и его героя укладываются в оппозиции детство -взрослая жизнь, тогда - теперь (прошлое - настоящее), природа - цивилизация, творчество - наука, вера - познание, земля - небо, звезды, «свое» - «чужое» В ходе анализа сюжета и лирических монологов выявляется, как в рамках данных противоложений раскрывается не только суть внешних и внутренних пропшо-
речий К Ф Жакова, но и отражается ход, интенсивность, направление и промежуточные итоги жизненных поисков автобиографического героя, а также своеобразие словесной формы отражения жизненною опыта Герой КФ Жакова имеет романтическую природу и, как и сам писатель, «босяк коми литературы», по положению в пространстве и времени - маргинал, чем пополняет галерею «лишних людей» В Гараморте сосредоточены и одиночество, и отчужденность, неприкаянность, и одновременно любовь к жизни, поиски идеала, стремление к свободе, жизнь ума и сердца, свойственные лучшим из людей, воплощенных в образах Чацкого, Онегина, Печорина, Базарова, Болконского, Рудина и Лаврец-кого Их жизненные траектории схожи напоминают ломаную линию, верхние точки которой - взлеты, обретения, нижние - ошибки, осознание которых дает героям новый виток их жизненному сюжету
Появление героя с «пограничным типом» мышления - явление исторически закономерное Оно может рассматриваться как стремление писателей-первопроходцев, стоящих перед проблемой нравственно-этического выбора, решить проблему личностного самоопределения В удмуртской литературе герой с «пограничным сознанием» впервые появился в 20-е годы XX века на страницах произведений современников коми писателя - Кедра Митрея и Кузе-бая Герда Автобиографический жанр в этом случае имеет, в силу своих возможностей, значительные преимущества
Философский смысл произведения составляет основу его внутреннего лирического сюжета, поскольку именно философствование как способ познания и отражения действительности для коми мыслителя есть проявление «поэзии высшего рода» Сам К Ф Жаков указывал на близость художника (в поэзии) и философа, поскольку они «неизбежно субъективны в восприятии и изображении мира» Философские искания этого универсального человека совпали с поисками духовности, гармонии бытия и смысла западноевропейских и русских философов Ф Ницше, Н А Бердяева, В С Соловьева Именно идеями Ф Ницше определяется своеобразие решения К Ф Жаковым проблемы героя С одной стороны, писателю чуждо неприятие немецким философом действительности, он называет это «эстетическим пессимизмом» С другой стороны, подобно Ницше, К Ф Жаков полон дум об идеальном человеке, свободном от пороков цивилизации В основе его творчества лежит «идея сильной личности, превозмогающей все преграды» Внутренняя борьба определяется несовершенством мира и человека, осознанием возможности преодоления самого себя, преобразования собственного характера и окружающей природы, непрерывным исканием высшей духовности с помощью творчества
В плане воптощения концепции романтической личности роман К Ф Жакова типолог ически связан с ранним романтическим творчеством АМ Горького, а также ранее творивших В А Жуковского, М Ю Лермонтова
Точкой пересечения для К Ф Жакова и А М Горького является именно философия Ф Ницше Герой романа, стремящийся к идеалу, в отличие от романтического, а затем от ницшеанского сверхчеловека, сумел преодолеть в себе комплекс дионисийства, сумел оторваться от бездны, увидеть свет, обрести гармонию луча Произведение К Ф Жакова находится как бы между двумя по-
люсами на одном - В А Жуковский, на другом - М Ю Лермонтов Поэзия В А Жуковского есть сплав лирики и философии И именно этим К Ф Жаков близок русскому поэту-романтику Согласно концепции романтического двое-мирия В А Жуковского, в минуты творческого озарения возможен контакт «души человека» с «душой мира», и только он способен обогатить духовный потенциал живущих на земле Но в В А Жуковском нет индивидуализма К Ф Жаков, напротив, проповедует ницшеанскую идею сверхчеловека В этом смысле национальный писатель коми творчески развивает байроновские традиции, невольно примыкая к байроническому течению, «мощному литературному направлению внутри европейского романтизма (А Мицкевич, Г Гейне, А Мюссе, М Лермонтов и др), органично вписываясь в его контекст Герой К Ф Жакова дуалистичен, он - между небом и землей В романе «Сквозь строй жизни», явственно виден «лермонтовский элемент» (В Г Белинский) В творчестве коми писателя, период жизни которого оценивается им как период спада, та же лермонтовская лирико-философская исповедальность Романтическое «двоемирие» К Ф Жакова, подобно раздвоенности лермонтовского лирического героя, коренится в его психологии, в структуре личности
Образы звездного неба, звезды восходят к мифологии, являются семой романа «Сквозь строй жизни» С ними связан поиск героем высшего смысла, гармонии Образ неба связан в сознании лирического героя с мечтой о Боге «странник неба на своей великой гармонике играет», «на облачных клиросах херувимы поют» Образ музыки создается не только с помощью звуковых, но, прежде всего, цветовых эпитетов Палитра насыщенных тонов и полутонов призваны передать всю жизненную мощь, энергию мира, потноту жизни. В этом проявляется несомненное влияние на художественную манеру коми писателя импрессионизма и символизма
В своем творчестве Жаков-романтик стремится постичь и основы жизни народа, его национального характера В автобиографическом романе, как и в реалистических, бытовых рассказах («Жизнь Фалалея», «Охотник Максим», «Старик Матвей», «Удалец и музыкант Степан Васильевич» и др), автор раскрывается читателю человеком, знающим жизнь крестьянства не понаслышке В этом смысле народность творчества Н В Гоголя и Н А Некрасова - ориентир для национального писателя Общее между ними проявляйся в стремлении запечатлеть картины народной жизни, трудовые будни и праздники Образ ярмарки в «Сорочинской ярмарке» Н В Гоголя, в поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (гл «Сельская ярмонка»), отражающий здоровое нравственное начало народа, его оптимизм, создается с помощью цветописи и звукописи Образ «великой ярмарки» у К Ф Жакова создан в традициях русских писателей (гл «Ярмарка в Устьсысольске») и можег рассматриваться в романе как своеобразный прием семантической композиции 11о если лирический герой Н А Некрасова, повествователь у Н В Гоголя лишь прониклись народным духом, постигли стихийное начало народного характера, взглянули на народное гуляние как бы со стороны, герой К Ф Жакова - его неотъемлемая часть В контексте романа «Сквозь строй жизни» звуки земли - звуки неба - смысловая антитеза, позволяющая получить представление о положении героя в проиран-
стве между небом и землей В границах автобиографического жанра коми писателю важно было раскрыть мир, близкий автобиографическому герою, сосредоточенному, в первую очередь, на своем восприятии жизни просто! о человека, в котором природное начало побеждает искусственное, цивилизованное, свойственное современному миру людей В связи с чем образ прошлого для писателя предстает в философском аспекте, имеет определенные мифологические истоки Детство есть утерянный человеком рай, идеальное прошлое человечества в целом Сосновые леса Ипатьдора для автобиографического героя - «источник жизни и силы» Опыт сопоставления романа коми писателя с автобиографическими повестями о детстве ЛН Толстого, СТ Аксакова, НГ Гарина-Михайловского позволяет думать об общности их воззрений на проблему взаимоотношений человека и среды, ее формирующей роли, негативного влияния цивилизованного пространства
В рамках романного повествования коми-писатель создал яркие реалистические типы коми-крестьян, мотодых и умудренных жизнью героев, в котрых «отчетливо виден коми национальный характер, стойкий, мудрый, мужественный, гордый» (А К Микушев). В раскрытии характера героя во многом присутствует эстетический опыт фольклора К Ф Жаков сам признается, что сказочное начало определяется народным характером восприятия действительности «Пишу я сказки, ибо я из народа, живущего мифологией » Коми писателю свойственно широкое использование образов героев национального фольклора, зырянского и русского Отголоски богатырских легенд, зырянских, русских, восточных преданий ощущаются с первых страниц романа, пронизанного сказочными мотивами и образами (Йир-кап, катающийся на золотых лыжах, великан Ягморт, Идна-батыр, великий Тутой, отважный Янтамыр - герои удмуртских народных сказаний, по характеру близкие героям коми эпоса) К Ф Жаков на протяжении всего повествования стремится воплотить свой замысел влить в сказочную форму действительную жизнь Перед нами инициальный путь юноши, который становится Человеком, проходит все главные этапы возмужания Сказочный сюжет для автора есть своего рода архетипическая модель Изгнание порчи в бане - это укрепление не столько физического, сколько душевного здоровья автобиографического героя, обретение гармонии с людьми и миром природы Испытание знаниями, мотив наказа отца сыну, уход из дома, путешествие героя по дорогам жизни, мотив подъема на гору, на высокую стену, герой на перепутье трех дорог есть трансформированные этапы сказочного сюжета Автобиографический герой ассоциирует себя со сказочным героем, былинным богатырем Мы можем наблюдать многократное проявление эффекта перевоплощения его в героя сказок и былин Мотив «добычи богатырского орудия» трансформируется в романе в «мотив добычи знаний», которые помогли изменить к лучшему жизнь не только личную, но и народа, привести человека к более прогрессивным условиям существования Для К Ф Жакова в силу широкою культурного контекста творчества характерна «полная подчиненность используемых в произведении фольклорных элементов литературному замыслу» (Р А Кудрявцева) Он обращается к народной теме в свя!И с развитием философского, нравственно-ггического конфпикта в сознании героя Преодолевая
разрушительное, уводящее от людей начало, автобиографический герой приходит к постижению смысла служить «детям пармы»
««Путешествие» и его художественные возможности» Художественная трансформация традиционного мотива определяется своеобразием концепции личности, воплощенной К Ф Жаковым в романе «Сквозь строй жизни» Мотив перемещения в пространстве порожден автобиографическими фактами с детских лет К Ф Жакову, сыну создателя иконостасов, ходящего по зырянским деревням в поисках работы, пришлось много перемещаться в пространстве Однако путешествие в произведении обретает статус символа, становится художественной доминантой произведения, скрепляющей повествование Герой, согласно своей философии, занят поиском пути к себе, преодолением раздвоенности Он - «странник во вселенной», «одинокий путник», «Одиссей, в бедах утомленный», который снова и снова «пошел в странствие не по земле, а по путям искания самого себя»
Рассматриваемое произведение - результат творческих исканий коми писателя, филолога - генетически и типологически сближается с мифологическими, фольклорными, религиозно-художественными образованиями Данный подход предлагает взгляд на произведение К Ф Жакова в рамках новой, расширенной жанровой системы координат, позволяет говорить об актуализации в литературе древних жанров (их архетипов, канонов), а также об их обновлении В произведении синтезируются элементы хождения, научного путешествия, исповеди, проповеди
К Ф Жаков в 1892 году пять месяцев провел в Заозерской пустыни (недалеко от Вологды) Увлекшись религией, он, подобно паломникам, совершающим хадж по святым местам, влекомый мыслями о Боге, о Небе, отправляется в Заозерскую Пустынь Если в традиционных хождениях герои, как правило, обретали смысл жизни в служении Всевышнему, то хождение в Заозерскую Пустынь для героя К Ф Жакова - это стремление, прежде всего, познать себя, «утолить себя наукой и стать независимым проповедником истины и правды»
В научном путешествии для К Ф Жакова противостояние «своего» пространства «чужому» является формообразующим фактором Автобиографический герой находится в позиции наблюдателя чужого мира, что традиционно для жанра путешествия Путешествующий занят созерцанием и описанием незнакомых ему земель, народов Закономерно, что именно в рамках этнографических очерков зарождалась художественная национальная проза, в которой реалистично, с глубоким знанием обрисованы национальные традиции, обычаи Первые национальные прозаики, удмурт Григорий Верещагин, чуваш Спири-дон Михайлов, мордвин Макар Евсевьев, а вслед за ними Кедра Митрей и Кал-листрат Жаков, воплотили свои представления в системе образов героев, близких народу, путешественников, движимых по дорогам родного края высоким стремлением не только познать культуру своего народа, но и сохранить культурные и исторические традиции, его ментальность Подобно романтикам начала века, К Ф Жаков, творивший на сломе эпох, проявляя национальную сущность, способствуя пробуждению и укреплению национального самосошания, раскрывает перед массовым читателем богатейшую культуру не топько коми
народа, но также сопредельных и далеких народов «Я художник одной половиной, а другой - ученый», - размышляет сам герой, невольно указывая eme на одно проявление своей двойственности Эта установка и определяет своеобра)-ный подход к изображению жизни людей равных национальностей, их традиций, культуры Автобиографический герой, ощущая себя «летописцем земли», совершил этнографические экспедиции не только по зырянскому краю, но и к удмуртам, мордве, на Север и Дальний Восток (Екатеринбург, Омск, Красноярск, Чита, Харбин, Владивосток), в Японию Мотив путешествия, являясь сквозным приемом семантической композиции романа, соотносится с гуманистической концепцией личности К Ф Жакова Автобиографический герой проявляет мышление человека, живущего в ином, культурном пространстве. Обращает внимание экспрессия в выражении мыслей и чувств Лирическая ишо-нация достаточно часто спорит со строго научной и побеждает
Ритуалы, моления удмуртов погружают героя «в старые давние времена Агамемнона и Клитемнестры, Ахиллеса, Лякса и Диомеда» Для человека с развитым ассоциативным мышлением, мечтающего о «слиянии Европы, Азии и Африки», считающего себя соплеменником всем, эти минуты - «великие минуты сочетания времен» Наблюдая жизнь мордвы, приходит к выводу, что это «могучий народ», но «культура больше здесь навредила, чем на севере и востоке» В то же время нельзя думать, что, путешествуя, автобиографический герой забывает о родине Масштаб для оценки явлений чужого мира - родина, выступающая в качестве внутреннего центра путешествия, по которой тоскует герой, осознавая в чужих странах, как сильна его любовь к родному пределу Жаков-философ, социолог стремится осмыслить как проблему цивилизованного и естественного, патриархального, так и проблему взаимоотношений Востока и Запада, актуальную в его время
Путешествие как протожанр способствует новаторскому по характеру процессу жанрообразования Оно автобиографично, позволяет воплотить установку на научность текста, реализовать концепцию мира и человека, а позитивная личностная мотивация способствует лиризации повествования
«Исповедь-проповедь в романе». «Быть лектором научных доктрин и свободным проповедником высшей истины, основанной не на авторитетах, а на созерцании законов Вселенной » - осознанная автобиографическим героем-путешественником, ученым и гуманистом земная миссия Церковная проповедь как речевой жанр является структурной и смысловой составляющей автобиографического произведения Традиционно тематика проповедей ограничена религиозной сферой и актуальными нравственными вопросами Но наряду с пояснением основных положений христианской доктрины, в проповедях выяснялась роль и значение пастыря, указывался путь спасения души человека, содержались мысли о духовном прозрении людей, разъяснялись духовные истины Роман К Ф Жакова на содержательном уровне синтезирует вышеуказанные темы, являясь своеобразной проповедью, подкрепленной фактами биографии автора, осмыслением обретенного за полвека жизни опыта В лирических монологах проявляется стремление писателя дать читатетям представление о не-laniBHOM жизненном опыте, об умении че ювека с детства осознавать, что иро-
тиворечия, которые рождают раздвоение личности, и есть та движущая сила, которая ведет человека к истине, что необходимость поиска жизненной цели, места в пространстве и времени есть обязательное условие рождения 1армо-ничной личности
«Модусная рамка содержания проповеди представлена в основном тремя элементами наставлением, словами ободрения и надежды на лучшее, призывами, пожеланиями» (М Б Расторгуева) Лирический герой открывается человеком, обладающим способностью честно говорить о слабостях, заблуждениях, осознающим свое право учить, давать надежду, ободрять, открывать будущее, поскольку, прожив жизнь полную страданий, он обрел знания, воспитал волю и силу духа на пути преодоления препятствий У него достаточно как позитивного, так и негативного жизненного опыта, и ему есть чем поделиться с только начинающими жить Для автора - лирического героя созданная им книга - посредник, наилучший способ общения «О книга, моя книга, в тебе хочу изобразить жизнь мою и мои думы, горести и утешение мое Ты передай потомкам мои думы о Боге, о природе, о человеке и также, описывая мои ошибки, научай великому искусству жизни» Обращают внимание доверительность интонации, открытость проявленного сознания, оптимистичный взгляд в будущее и вера в достижение человечеством того идеала, о котором мечтал и ради которого жил этот неисчерпаемой мысли, незаурядный человек Очевидна установка героя лирических монологов на диалогичность, его настрой на общение понимающих друг друга сознаний, авторского и читательского («Поймут ли меня, пойму ли я других'' »), и, как следствие, озабоченность формой подачи своих мыслей, выражения чувств
Фигуры поэтического синтаксиса риторические вопросы, обращения к музам, сказочнику Каликаритто, горнему Духу, великим силам, к себе, Гараморту, к природе, к золотому дождю вдохновения, небесным звукам, к великим писателям - Сервантесу, Свифту и Дефо, к своей книге, словесные повторы, грамматические формы глаголов повелительного наклонения создают нужный для исповеди-проповеди интонационный тон, торжественно-высокий и в то же время завораживающий, заставляющий внимать речам лирического героя-Проповедника «Элементы поэтического слова» используются Жаковым «под углом ораторского действия» (Ю Н Тынянов) В результате, в тексте активизируются две контрастные авторские установки на автокоммуникацию и на диалог с читателем Пятидесятилетний автор в процессе создания произведения испытывал потребность поделиться мудростью Он взял на себя ответственность проповедовать истины, поскольку осознавал правдивость того, в чем открылся читателю, и выразил в автобиографическом романе - лирическом монологе свои самые сокровенные мечты и чувства Не случайны его слова «Моя книга - мое наследство детям и друзьям, мое прощальное слово миру » К Ф Жаков не просто творчески претворяет классическое наследие, он выступает в роли новатора, открывающего собственные законы творчества, претендующие преодолеть границы национального искусства, стать всеобщими
В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы относительно жанровой специфики первых автобио! рафических форм в удмуртской и коми литературах начала XX века, их типологических схождений и различий
1 Ощущение неустойчивости мира в обществе начала XX века стимулирует рост социального и национального самосознания, связанный с процессами самопознания личности, открытием «я» и определением его места в изменяющемся мире, что побуждает различных по национальности писателей, Кедра Митрея и К Ф Жакова, обратиться к автобиографическому жанру, который наиболее адекватно отражает процесс духовно-нравственного развития личности, прожитую жизнь как целое, придает эмпирическому существованию оформленность и связность
2 Жанровое оформление произведений определяется не только объективными особенностями развития младописьменной удмуртской и старописьменной коми литератур, но и субъективными причинами Актуализация жанра дневника обусловлена мировосприятием девятнадцатилетнего Кедра Мигрея, который, используя приемы художественного оформления дневникового текста, представляет процесс формирования начальных жизненных установок 1е-роя Пятидесятилетний К Ф Жаков обращается к романному жанру с лирической доминантой в основе, в границах которого разрешает нравственно-философский конфликт, подводит жизненные итоги
3 Проблема моделирования мира и человека решается в границах преобладающего в творчестве каждого писателя способа отражения действительности если Кедра Митрей тяготеет к реализму, у К Ф Жакова ключевую роль играет романтический метод, усложненный неоромантическими и символическими тенденциями начала XX века
4 В плане хронотопа в исследуемых произведениях особую роль играет жанр путешествия, что определяет их архитектонику, сходство сюжетной организации, своеобразие авторских концепций личности Если для Кедра Митрея путешествие символизирует поиск молодым представителем удмуртской творческой интеллигенции, просветителем, этнографом, гуманистом своего места в региональном пространстве, то для ученого и мыслителя К Ф Жакова, в силу его полифункциональности, путешествие расширяется до границ всего мира, Вселенной и определяется его научными и философскими представлениями
5 Автобиографические произведения Кедра Митрея и К Ф Жакова, отличающиеся «гибридностью», генетически и типологически сближаются с религиозно-художественными образованиями, т е исповедью Характер исповеди в повести «Дитя больного века» отражает стремление героя преодолеть свойственную удмуртам, с точки зрения Кедра Митрея, замкнутость Диалогический характер исповеди героя романа «Сквозь строй жизни» определяется открытостью сознания, свойственной народу коми, что рождает проповеднические интонации
6 Важную роль в произведениях играет мифологизм и пантеизм, базирующиеся на национальных архетипах Если у Кедра Митрея на первый план выходят «первичные», т е языческо-архаические мифы, то у К Ф Жакова - по
синтез «первичных» и «вторичных» мифов, обьединяющих в себе весь спектр культурных мифов, начиная от античности и заканчивая «серебряным» веком»
7 Контексты автобиографической повесш и автобиографического романа активно вписываются в контекст русской классической литературы XIX начала XX века Ключевыми фигурами, объединяющими их, являются, прежде всего, Л Н Толстой, М Ю Лермонтов, Н А Некрасов Но при этом можно говорить о различии их интертекстуального поля Кедра Митрей тяготеет к реалистическим традициям психологической прозы М Ю Лермонтова, Н Г Помяловского, других писателей-народников, К Ф Жаков, в свою очередь, к античной и западноевропейской литературе, к европейскому и русскому романтизму (Д Байрон, В А Жуковский, М Ю Лермонтов), неоромантизму (А М Горький), символизму (В Брюсов, А Блок), а также философии Ф Ницше, Н А Бердяева, В С Соловьева
Основные положения диссертации получили отражение в следующих публикациях:
1 Жанровое своеобразие повести Кедра Митрея «Дитя больного века» // Вестник Чувашского университета -2007 - №3 - С 301 -308
2 Формирование литературоведения и критики в удмуртской литературе // Шестые Короленковские чтения Материалы Всероссийской научной конференции / Отв ред Н Н Закирова, Глаз roe пед ин-т - Глазов, 2004 — С 45-48
3 Жизнь писателя сквозь призму текста (об автобиографической повести Кедра Митрея «Дитя больного века») // Научно-методический журнал «Ворд-скемкыл» -2006 №9 -С 30-32
4 Особенности хронотопа повести Кедра Ми грея «Дитя больного века» // Седьмые Короленковские чтения Материалы Международной научно-практической конференции / Отв ред ТА Шуклина, Глаз гос пед ин-т -Глазов,2006 -С 88-90
5 «Путешествие» и его художественные возможности в автобиографическом романе К Ф Жакова «Сквозь строй жизни» // Культура и общество [Электронный ресурс] Интернет-журнал МГУКИ / Моек гос ун-т культуры и искусств - Электрон журн - М МГУКИ, 2004 - № гос регистрации 0420600016 - Режим доступа http //www e-cuiture ru/ Speakers 1 / Maraíka-nova pdf, свободный - Загл с экрана
6 Исповедь-проповедь в романе К Ф Жакова «Сквозь строй жизни» / Состояние национально-русского двуязычия в финно-угорских регионах РФ Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры - Саранск, 2006 - С 256-261
7 Концепция личности в автобиографической повести «Дитя больного века» Кедра Митрея и автобиографическом романе «Сквозь строй жизни» К Ф Жакова / Финно-угристика VII Актуальные вопросы восточных финно-угорских языков - Саранск, 2006 - С 191-193
Бумага офсетная Формат 60x84 1/16 Гарнитура Гаймс Печать способом рнзографии Уел печ л 1,88 Уч - изд л 2,09 Гираж 100 экз Заказ № 713
Отпечатано с оригинала-макета заказчика в ООО «Референт» 130000,1 Саранск, пр Ленина, 21 тел (8342)48-25-33