автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Автобиография в Древнем Египте в эпоху IV-VIII династий

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Шахаб Эль-Дин, Тахия Мохамед
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Автобиография в Древнем Египте в эпоху IV-VIII династий'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Автобиография в Древнем Египте в эпоху IV-VIII династий"

РГ6 од

2 1 "юн iроссийская акадшя наук ОРДЕНА ТРУДОВОГО красного знамени институт востоковедежя

Санкт-Петербургский филиал

На правах рукописи Тагил Мохамев Шэхаб Эль-Дин

УДК 951.03 АВТОШОГРАШ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ В ЭПОХУ

гу-уш да стай

07.00.09 "нсторйогра<}ия, истсчниковейение я метопы исторического нсслевования"

авторейерат

гисс®рт8£9ай на соксКакие ученой стэпакм яаншшата исторических наук

¿¿ш^ ^А ПыМ.

Свнкт-Петэ рбург-1993

Работа выполнена в Санкт-Петербургском филиале орпена Трупоэого Красного Знамени Института востоковедения РАН.

Научный руковоииталь -

аоктор исторических наук,

Бепущий научный сотрудник О.Д.Берлвв

Официальные оппоненты:

поктор исторических наук Берэина С.Я. каноинат исторических наук Большаков А.О.

Вв пущая организация: Санкт-Петербургский госуварственнмИ университет-

Защита диссертации состоится "18" июня 1993 г. а ц чаем на эасеаании специализированного совета Д 003.01.06 при Санкт-Петербургском филиале Института аостоковепения РАН по авресу: 191065, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, в. 18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН.

Автореферат разослан " " 1993 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Ак2£альность_темы состоят в том, что проблема становления литературного жанра автобиографии, господствующего в литературе превнего Египта, проблема отражения в произведения* этого жанра в начальный периоп его развития того образа жизни, того уклапа, которые сложились в Ш тыс. по н.э., но си* пор не полумиле сколько-нибудь обстоятельной разработки. В противоположи ность другим »телам в истории жвнря, которым посвящены книги Янсена и Отто, получившие в египтологии всеобщее признание. В какой-то мере пробел восполняется публикациями переводов автобиографически* текстов, такими как книги А.Роккати, М.Лихтхейм, Дж.Г.Брестепа и пр., однако ни конструктивные принципы, лежащие а основе жанра, необходимые яля правильного понимания автобиографических текстов, на подходы к этим текстам как историческо-цу источнику ао сих пор не исследовались.

Нащная_новиэна_виссертации. Таким образом цель работы оп-реаелилась как восполнение посапного пробела в историко-филологическом изучении превнего Египта, как сознание трупа в известной степени параллельного упоминавшимся выше работам Янсена и Отто, посвящении* развитии автобиографии во П и I тыс. по н.э. Причем новизна диссертации полкна била состоять не только в том, что заполнился этот пробел, и паже не столько в том, сколько в том, что работы, посвященные более поздним этапам развития жанра, без изучения периода его становления ущербны. Ведь именно я этот период устанавливается принципы, правила, линии паль-нейшего развития, приемы подачи материала и проч., становящиеся классикой пля все* последующи* этапов, вплоть по греко-римских времен.

Практическая_значииость роботы состоит в том, что жанр автобиографии исслепуется в ней отнюдь не в литературоведческом плане, но а плоскости историко-филологической, что отражено в подзаголовке ииссэртапяи. Цель работы - изучение всего комплекса автобиографических произведений эпохи 1У-УШ династий, как исторического источника, как средства составить лучшее представление, чем это было возможно по сих пор о египетском образе киз-ни и египетском укладе. При этом речь, конечно, ипет именно об изучении всего комплекса в целом, как единого источника, а не о рассмотрении отдельных текстов или групп таковы*.

Метоп - обычный в египтологии - историко-филологический, основанный на полном охвате материала, тщательном терминологическом исслеповании с учетом и на основе всех постижений мировой и отечественной египтологии.

Х20Нологичесгае_Еам1м_писсе12Тации ограничиваются эпохой 1У-УШ шшастий (Ш тыс. по н.э.).

Ст2хкт^а_циссещ;ации, Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списке использованных работ,

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

§2-®5§3Да«0 обоснование актуальности темы, плана, метопов и концепции исследования, сформулированы цели работы.

К диссертации приложен полный репертуар фраз, расположенные по частям речи, в внутри этих разделов - по клшевим словам.

Глава_Г. "История автобиографии". Ранняя египетская литература преистает перец нами, помимо оревнейшей особой литературы аля мертвых (так называемые "Тексты пирамип"), в пвух канрах: (автобиография и пипактика. Согласно египетской траоиции, ви-пакгика - несколько превнее автобиографии, ко попгла со нес почти исключительно в копиях более поздних эпох, тогда как (авто) биография превставлена поплккными текстами, восходящими к самому началу 1У аинастии.

Деление на биографию и автобиографию оказывается несущественным вля истории жанра, поскольку биография, т.е. повествование в 3 л., является скорее исключение« из правила, которое связывает биографический текст с гробничнюк культом, конфнгрк-рухщиыся в изображении хозяине гробницы, и вкладывает »гот текст в уста изображения, превращая его, таким образом, а автобиографию. Напротив, существенным оказалось веление автобиографий на идеальные, обрисовывающие некий общественный ивеад, с которым автор, в основном чиновник, себя соотносит, в реальные, охватывающие отпельные эпизоды и сери» таковых из жизни того или иного лица или препставлявдие собой обстоятельны» жизнеописания.

Большинство автобиограф!ческих текстов находим в лревнем некрополе столицы Египта. Однако с начала У1 айн. "конкурентами" столицы выступают и местные некрополи. В большинстве своем это жизнеописания чиновников, в особенности высокопоставленных (ввзиры, начальники царских работ и т.п.). На местах, разумеет-

ся, это прежде всего номархи, т.е. главы администрации областей или провинция.

Автобиографии египетских чиновников не касаются личной жизни, они обрисовывают только общественное положение авторов и показывают, как они этого постигли.

Особенности: 1) преобладает принцип говорящего иэобраяения с повествованием от первого лица (наиболее ранние образцы - 2-я половина 1У айн.).

2) Как правило, текст начинается словами: "говорит он"

( ddf), причем в написании этих слов попускается инверсия (обратный порядок знаков), чтобы выделить биографический текст иэ числа прочих надписей.

3) Обычно в автобиографии опускаются все имена, помимо ммзни автора.

4) Принцип изложения - хронологический.

5) Принцип аутентичности фактов биографии (действует до УШ пин.) и т.п.

Родина автобиографии - Саккара, древнейший некрополь северной столицы.

Налицо известный параллелизм яанров дидактики и (автобиографии и близость обоих «акров не случайна, так как, рассказывая о себе, автор как бы дает пример другим; его карьера, поступки, оценка этих поступков суммируется как определенный идеал, пример оля поараааиия остальным ятям.

Виогра<}ия имеет началом самоаттэетации (самохарактеристики), которыэ моано найти увэ в своего pona "каталогах" титулов, которые то или иное лицо увековечивает в своем памятнике в пору ува Ш тт., такие пап "любимый", "хвалимый" и т.п.

Такие характеристики не отражают жизненного пути человека, Отмечается только, каким был он в волкнссти, а ке как он всего ностиг. Пряча» иэ тексте а текст повторяются оини н те же поло-еттвльнда качества, практически в оаних и тех яэ выражениях (клипа), которыэ легко составляется в довольно большие тексты. Вкладываемые в уста иэобраяения в гробнице, они принимав» вид автобиографии, но автобиографии без газнеописания как такового, т.е. автобиографа* идеальной.

С У1 син. автобиогрвфга появляются н а провинциальных некрополях (в номаршыгх гробницах). В них видное место занимает

- б -

карьера. Большой интерес представляют и ванные об уклапе жизни в Египте эпохи 1У-УШ пин.

Героями этих автобиографий являются люди, не относящиеся к царской семье, поскольку членам царской семьи нечего было о себе рассказывать; их жизнь предопределялась их общественным положением, успе-с - рождением в царской семье. Герои автобиографий, за реачайашми исключениями »мужчины, так как женщины не участвовали в общественной жизни. Женщины могли только составлять так называемые гробничные нааписи, если именно они заботились о сооружении гробниц цужа или сына.

Авторами биографий и иииактик были чиновники. Праваа, ци-пактики составлялись лишь только высшими сановниками (вазкр или начальники царских работ). Биографии слуг, в том числе и относительно привилегированных, встречались крайне реико.

Гллва_П. "Царь". Б (авто)биографии цари упоминаются либо просто по их именам, либо по титулу и словам, имеодим значение титула.

Имя царя

В (автобиографии рассматриваемого нами периода (1У иина-стия) полное царское имя состоит из четырех имен: I) имя Хора; 2) имя царских венцов; 3) золотое имя; 4) солнечное имя; но используется только четвертое, т.е. солнечное, как в сочетании с титулами, так и отпельно.

Обращает на себя внимание именно отвельнов написание царского имени, говорящее как бувто о неформальном, пемократичес-хом отношении х царе. Но имя царя заключалось в царский картуп, символ солнца. Таким образом, налицо зоесь символика солнца, светила, т.е. поичеркивавтся божественность царя. Поатому есть основания брать поп сомнение так называемое "вемократическое" отношение к царю.

Несмотря на то, что при У династии цари стали включать в титулатуру свое прироиное пятив имя, все-таки (авто)биография первое время им не пользуется, а предпочитает солнечное имя в сопровождении титула "величества", либо отпельно.

Со времен Джевкере Ас оси личное имя вытесняет солнечное 1 (авто)биографии, но все же цари по-прежнецу преимущественно употребляли солнечное имя, а личное иногда паже скрывали, используя его лишь в текстах пирамив, т.е. в местах, недоступных

для чужого глаза.

Со времени Асоси после имени царя начиняют употребляться благопожелакия.

Среси титулов, сочетаемых с царским именем, в эту пору обращает на себя внимание титул "вязанка", помещаемый после имени даря, но переп благопожеланием.

От времени УШ пня. ни одной биографии, в которой был бы назван по имени какой-либо царь этой династии, не пошло.

Заметим также, что в изучаемый нами период цари по именам называются только в биографиях и реальных автобиографиях, в идеальной яе автобиографии, рисующей "жизнь вообще"» идеал, об употреблении царского имени и речи быть не может.

Термины, обозначающие царя

В (автобиографиях цари могут называться по титулам, а не по иыеням, чтобы избежать многократных упоминаний конкретного имени. В мидеальных (авто)биографиях упоминание (конкретизация) кмен вообта была излишней.

¡{виболее ебщае обозначение царя - царь Верхнего Египта. Теркин этот знячит просто "царь", т.к. нет необходимости добавлять к не^ Нигиэго Египта. Это само собой разумеется.

1. Термин п^зуЛ встречается в текстах, относящихся х У-УШ яшастии, я написание его в изучаемую эпоху очень устойчиво. Тер&мн этот не сочетается ни с детерминативами, ни с какими-либо Еругиия обозначениями царственности.

2. Тершн Ьага относится к особе царя как обозначение слу-еттвдя, внгелв, бопаствв, которое персонифицируется с царем.

Он появляется опиовре«енно с термином "бог" в приложении к царю.

Этот термин, как и термин , питается всегда одной

идеограммой без детерминативов. Ои употребляется только с притяжательными кестоимениями (его, мое), либо с именем или титулом "царь Верхнего Я Никнего Египта" и именем царя, либо со словом "владыка".

Этот термин употребляется только в реальной автобиографии и биографии.

3. Термин пЬ* "владыка" употребляется на всем протяжении периоде в трех случаях: самостоятельном, в сочетании со словом "величество" и в виде приложения к имени царя, Термин этот имеет различное написание в разные периоды его употребления, т.е.

- в -

налицо вариантность, которая сводится к детерминативу "сокол на шесте" или "сокол" без шеста, который указывает, что данное слово должно обозначать обязательно царя. Может встречаться и написание с начальным п , что отличает существительное "влялыка" от омонима: местоимения или местоименного прилагательного.

4. Термин М обозначает "государь" (в буквальном переводе "отцовский" разумеется бог, персона), с которым поданный обращается к царю. В автобиографии, относящейся к У династии, оно употребляется не как обращение, а как обозначение царя, царствующего в настоящее время. В атом его отличие от других обозначений, приведенных выше.

5. п£г. Начиная со Снефру.царь определенно именуется уже богом. Ранее (см. надпись на Синайском полуострове) царь назывался "богом большим" ( п£г с} ). Так как этот термин связан и

с обозначением центрального божества египетского пантеона, которое обычно употребляется с япитетом пЪк рг указывающим на понятие "владыка неба", то царь следовательно выступал как Солнце, творец мира.

Гак как два Солнца в мире сосуществовать не могут, то вводятся различающие понятия: Солнце - отец, творец, и Солнце -сын, царь Египта, "бог большой", т.е. старший, отец, я "бог красивый" (красота - свойство молодости), следовательно, молодой, сын, царь Египта.

Во фразах, в которых слово "бог" соседствует со словом "царь", царь разумеется как абсолютный владыка мира живых, тогда как "бог"/"бог большой" понимается как столь же абсолютный владыка мира мертвых, но отнюдь не в плане противопоставления.

Царь не только "бог красивый", но и "бог" просто (как правило в сочетании "бог этот"), К го место в трозвчдаи, оанапо, особое. Он порожден Солнцем-отцом как гарант мирового норкам, возможного лишь при абсолютной неуязвимости правды, т.е. справедливости, права. Следствием правды оказывается нормальное регулярное производство жертвенных яств, которыми живут и которые любят все боги. Естественно, при »том метонимически обозначить оти яства как "правду", которой живут, т.е. питаются боги и которую от любят.

6. Царский кЗ "двойник".

Царский кЗ упоминается линь в реальной (авто)биогпж^и

как своеобразно«, косвенном, пиалоге с царем в випе прощений к писем к нему и его письменных ответах. Таких обращений удалось выявить всего четыре.

Царский кЗ всегпа пишется на шестке, на который по аналогии с птицей - символом божества, помещается идеограммы божественных понятий. Сам иесток, сленовательно, - атрибут божественности. Позвнее, уже в конце У винастии и при У1 пинасгии х этоцу атрибуту добавляют еще и пругой - "сокол на шестке".

Как и наша "душа", ад. . "двойник", - средоточие к^ланий человека, бога, царя. Поэтоцу оборот "па прикажет твой кЗ " равнозначен пешему "соблаговоли приказать", а не просто"прика-гк?

В письмах царей кЗ появляется там, гпа царта что-то угодно «ли неугодно. Поптверзязетае этоцу встрэчаем в письме цяря Асоси к вазиру, а твкжэ в письма шого царя Пиопи П к номарху, В поелейней невозможно перевести адекватно титул царя. Он вставлен в картину мироздания с небом наверху, землей внизу и опоракя неба по бокам. Земля звесь употребляется как ветерммна-тав н слову "вечно", Сдэпутаий за шш и пои ним термин "вековечно" обозначает иноэ. Это второе обозначение вечности оказывается, такиы образом, поа зэылвй. Такое написание заставляет суметь, что эт® вторая вечность или "вековечность" - есть вечность потусторонняя, связанная с газиьв за гробом.

Таким образом, царь - Солкцз и влявыка вюего мира. Желание, воля даря ассоциируйтея с его кЗ к в автобиографии начальника Юга Нг>3 при Меитеысафа I,

Б ©той автобиографии мы встречаем знрагэннз, которое перевели как "воля", вкрагянная ззойкяком его". Но оно более сложно. Воля - 570 особоз боиэство, свойственное солш^г, ия капли «ровн которого оно появилось, к око га, как видим, свойственно я звкноку Солнцу - царю Егнпта. У обоих солнц любое езлякяе, т.е. воля, не кокет не осуществиться, потому что она бояэст-венка, опирается на огрокнуа мощь бога. Поэтому оно фмзмчвега не новат не осуществиться, кях только оно появляется.

Слово зто ропственио, если не тождественно межвомзтеэ . выражавдему повалянив "о если бн" или подобно». Обрати» ня то, хяя высок бил сем по себе автори-

тет йврской власти еще в сере вин» У1 пинястаи, когда речь яся?

о царе Ментемсафе I, скоичваяемся очень молоакм и не успевший приобрести личный -авторитет, как о всемогущем боге.

Чтобы завершить раздел об обожествлении воли царя, укажем на употребление слова ch "пворец" (буквально "завеса", отделяющая во дворце wsht от сравнительно доступной левой части дворца правую, недоступную никому, кроме специальньч слуг и т.п., личные покои царя, своего рода "святая святых" божества.

Хронология (автобиографии

В реальной автобиографии и в биографии материал располагается в хронологической последовательности. Указания на конкретные царствования даются с помощью выражений:

1) "при"; далее идет упоминание конкретного царя;

2) "во время"; наиболее распространенное выражение, употребляющееся на всей протяжении изучаемого здесь периода;

3) выражение, как полагают, близкое по значению наречию "сетаня". Полагают, что оно близко к слову "современник" или подобно значению "при таком-то царе". Хотя последнее как-то можно принять, но лишь как очень приблизительное. Точное значение, между тем, можно определить из контекста во фразе из биографии вазира Sndm-Jb . Ясно, что речь идет о периоде, который прибавляется ко времени, когаа сановник исполнял свои обязанности (должности), тут же перечисленные, т.е. о периоде после ухода от пел.

Останавливаясь на значении рассматриваемого нами выражения, необходимо обратить внимание на надпись на овном сосуде для благовоний. Надпись, что называется, не предъявителя в ранге шгп 1 ips+ имя Царя", естественно, с опусканием имени, титулов и подобного. Она показывает, что сосуп каждую декаду наполняют благовониями, которые отпускают предъявителю сосуда, а надпись -не что иное, как документ, дающий праве на получение указанного в нем продукта. Лица этого ранга, стало быть, поучали пенсион.

Вывоо отсюда один: ига ? +■ имя царя - »то пенсионеры, получающие свой пенсион именно от этого царя. Таким обрезом, строго говоря, выражение m 1 Ьц-имя царя не имеет отношения к хронологии (авто)биографии. Это - титул.

4. n¿ + имя царя * "относящийся к" такоцу-то царствованию. Как и предыдущее выражение, вто не просто указание на время

жизни того или иного лица при конкретном царе, а своего родя -титул. Но по значению он противоположен тому, о котором говорилось в пункте 3. Он обозначает, воп'.зджно, активную пеятель-ность человека, реальную службу царю.

Разумеется, никакого отношения к хронологии не имеют указания ролства женшины царского пома, которые титуловались женами, дочерьми, матерями не соответствующих царей, их мужей, отцов или сыновей, а пирамид этих послепних.

Взаимоотношения царь - подданный I. Отношения поппаный - царь сильно приглугаены. Обращает на себя вниманиет отсутствие (за одним исключением) славословий и гимнов в честь царей, что характерно для елепутаего за Древним Царством исторического перлона, равно как и полное отсутствие каких бы то ни было верноподданнических излияний, характерных в последующий период.

Дело, по-виаимок(у, в том, что в изучаемый период само собой разумелось повиновение царю как принципу государственности, без которой существование человека в долине Нила било невозможно. Цари не требовали собственного обожествления, т.к. они были богами по рождению. Кроме того, обожание предполагало бы какие-то оценки деятельности царя, а это тоже в силу божественности последнего исключалось. Самое большее, что обкаругкивается в автобиографии в этом отношении, это 3 строчки из надписи врача Г^-сгЛ-зЬпЛ , налисянныз в честь царя Сефрес (Сахуре).

В какой-то степени такое положение можно объяснить еще и тем, что от эпохи фараонов в целом по нас почти не доило писем подданных к цари. Известно лишь послание Синухе в ответ на письмо царя (ХП пин.) и поклад царя, написанный при Аменофиса 1У (ХУ'Л дин.).

I. Гимны. Как таковой можно рассматривать лишь слова благо-парности врача.ПЗ-спЬ-зИп^

Данное славословие царю Сефрес интересно как явление совершенно исключительное в эпоху 1У-УШ пинвстий. Его можно рассматривать как вариант обращения к живым, поскольку памятник изготовлен под наблюдением царя, и последующие поколения должны одобрить вкус царя, хвалить его щедрость, т.к. роскошная стела -подарок царя врачу.

2. Писем к царям по настоящего времени не пошло. Но в письмах царей содержатся упоминания писем, полученных ши.

Таких случаев всего три. Дэа письма упоминаются в автобиографии вззчрэ ЗпЛт-ЗЬ , которые он увековечил на стенах своей гробницы в Гизе. По ответам царя на письма этого ваэира можно восстановить и текст последнего. Восстановленные письма и письма царей приводятся с переводом.

Диалоги царя с подданными

Зап'лснсаются, естественно, только слова царя, но из кик можно заключит! , что сказал подданный. Поэтому эти записи можно считать за аналоги. Из автобиографии вазира ЭгкЗл-.ЗЬ мы можем познакомиться с содержанием и формой диалога, который можно рассматривать, однако, как еще одно письмо, поскольку почало сохранившегося текста почти буквально повторяет письмо царя Фиолса к номарху Нги-^З.* .

В работе приводятся восстановленные тексты документов.

Обращает на себя внимание отсутствие даты. Это нормально, если а текстах воспроизводится аналог, как полагал Зете. Но если это письмо, то отсутствие пата приходится принять за исключение.

Просьбы х царю

Просьбы к царю, о которых упоминается в автобиографиях, связаны с намерениями аодпанных обеспечить себе или своим близким заупокойный культ, поскольку камень, из которого делали гробиичные стелы, и работа по их сооружению стоили дорого.

В действительности же диапазон просьб и прошений был значительно даре, па и цари, как мы знаем, сами предлагали сановником, которые заслуживали награды, просить о том, что им нужно.

Характер просьб типичен: устройство погребения родственников (чаше всего родителей), выделение средств и материалов на сооружение собственных гробниц и стел.

Обращает на себя внимание одна просьба, в которой сын просит царя о назначении его отца в номархи посмертно.

Этот факт представляет исключительный интерес, поскольку знакомит нас с практикой посмертных повышений в должности. Необходимость таких повышений диктовалась представлениями о сохранении иерархии чинов и званий, полученных при жизни, после

кончины, "в некрополе'1, как говорили сами египтяне. Но пля таких назначений должны были быть основания: препяеетвуххдяя карьера, положение семьи, особые заслуги.

В данном случае играло роль положение семьи, родственной царю по матери, царице.

Ранг номарха давал право на сооружение гробницы за счет казны в местном некрополе за государственный счет.

Особый интерес представляет случай номарха I Нома Верхнего Египта, который угодил малолетнему царю. На что царь предложил ему в своем письме выполнить левую его просьбу, дпть ему любую нэграпу. В тексте номарха не уточняется, что именно он попросил а качестве награды у царя.

Во всяко« случае, письмо царя показывает, что цари сами предлагали обращаться с просьбой в качестве награды за службу. Между тем, сами просители просто излагают свою просьбу, как будто инициатива исходит от них самих.

Награды

Обращает на себя внимание тот факт, что среди всех царских милостей, связанных с наградами, полностью отсутствуют имущественные пожалования. Отличия связаны не со сферой материального благополучия, а, можно сказать, духовного.

В реальных (авто)биографиях очень часто вообще сообщается только о "любви", т.е. имеется в вину милость царя к чиновнику, или о "хвале", т.е. одобрении его деятельности, и только. Возможно, все это и сопровоядалось какими-то внешними знаками царского благоволения, но автор (автобиографии о них не упоминает. А межпу тем, на стенах пирамидного храма Сахуре царь велел изобразить награждение ряда сановников орсенамя.

Орвена

Изобряяение нягряядения высиих чинов государства в пирамидном храме царя Сахуре ничем особенно не отличается от изображения награждений в гробницах Птаххотепа и Но существенная разница заключается в том, что в обеих гробницах изображается, как награждаются ткачихи, простые работницы частных хозяйств этих сановников. Орден имол вин ожерелья в виде ленты с различными подвесками. К окпрелью добавляли головную повязку. Золото, несомненно, использовалось в изготовления этих украшений. Окна ко был ещч специальный орденский знак, ко-

торим ткачихи определенно не награждались, но только чиновники.

OpireH представлял собой знак ^ , обозначающий символ жиз-нл, который бил сделан из золотой проволоки.

Создается впечатление, что мы имеем дело с двумя орденами. Осин - ожерелье и головная повязка. Другой упоминается в двух автобиографиях У1 династии и возможно У династии. Кроме того, он найден на аее человека в одной из гробниц.

Награждения павал не лично царь; почетным было получить награждения во дворце, чаще всего награды выносились из кладовых дворца ct' тзетствуюдими служителями. Присутствовал ли царь при награждениях, нзизвестно.

Из некоторые надписей,можно заключить, что награждения давались за любое действие, связанвое с царем. Например, за сопровождение царя в его церемониальных поездках, которые имели культовый характер.

Награждения ремесленников включали в себя не только ордена, но л пищевые пожалования. Пищевые пожалования давались и высокопоставленным ремесленникам, о чем свидетельствует автобиография Hbbw

Привилегии

В автобиографии wjg-pth читаем о том, что высшей привилегией, которую кому-либо жаловал царь, было целование его ноги, тогпа как нормой было целование праха у его ног. Причем целование ноги царя, весьма вероятно, жаловалось, начиная с ка-кйго-то награждения. Об этом можно судить по автобиографии, в которой сообщается о целовании ноги как о влительной, повторяющейся привилегии.

По биографии W3§-pth можно супить и о другой привилегии -об умащении благовониями рядом с царем.

Глава_Ш. "Чеповек и семья". Реальная (авто)биография не касалась семейных отношений. Это - сфера идеальной автобиографии. Исключение могли составлять лишь факты брака с царевной, который рассматривался ие как событие личной жизни, а как знак милости, ступень карьеры, награда всей семье, pony, а не само-цу молодому человеку.

Реальная биография фактов личной жизни не касалась, так как все отношения в семье - пело личное. Кроме того, "жена".

"женщина", отношения к ней современная автобиография и дипэкти ка считали темой совершенно запретной. Нельзя вмешиваться в чу-нук семью, знать о жизни любой семьи.

Почему же в автобиографиях отсутствуют такие важные факты, как браки с дочерьми аристократов? Объяснением может служить только окно - цари периода 1У-У1 пин. полностью контролировали жизнь аристократии. Жизнь каждого аристократического (знатного) pona сильно зависела от царя, который в любую минуту мог лишить этих людей всего: должности, звания (титула), имущества. Поэтому хвастаться (хвалиться) этим никто не мог, паже не думал об этом.

Не было свепений и о родителях. Только с конца периода 1У-УШ династий в надписях начинают встречаться патронимы и наппо-нимы (от 7р><- 7l7tosnp,ep.") с отцовской стороны.

Сведения об отцах В автобиографиях патронимы встречаются только в исключительных случаях: если об отце надо сказать в связи с биографией автора, например, если отца невозможно было не назвать, так как ради него автор просит милости царя к себе лично или описывает погребение отца, свидетельствующее о милостивом отношении царя и к отцу, и к сыну. (Например, Sndm-jb при Асоси и Dew при Пиопи I.) Следовательно, отец в автобиографии упоминается лишь в том случае, если он является героем, действующим лицом в биографии сына.

Упоминание матери Упоминание матери встречается лишь в биографии Mtn, и то только пото»у, что эта часть биографии говорит о передаче матери в собственность земли, т.е. является как бы юридическим документом, связанным с наследством.

Но эта биография является исключением во многих отношениях.

Упоминание жены В пределах автобиографий изучаемой эпохи жена упоминается лишь один раз, о чем говорилось выше. Видимо, в силу исключительности этого случая. Но в гробницах упоминание и изображение жен - но^ма.

Упоминание детей Редко упоминаются и дети, причем не называются их имена и

не указываются титулы (только слово тв^ути ), в надписи Н£п упоминается "сын воинственный", и то в .связи с передачей ему наследства (и10пцества).

Упоминает своего сына как преемника вазир Бпат-зь

В идеальной биографии дети тоже не упоминаотся. Любовь родителей к детям не безусловна. Дети должны эту любовь завоевать и постоянно доказывать право на нее, тогда как они должны, обязаны любить родителей. Любовь к родителям - их долг; идеальная автобиография описывает человека как всеобщего любимца, но дети исключаются из числа любящих, так как их любовь не является чем-то особенным, это - норма.

Дочери в связи со спецификой общественных и семейных отношений не упоминаются совсем.

Братья и сестры

Сестры а автобиографиях не упоминаются вообще. О братьях автобиографии упоминают и даже рассказывают в трех возможных случаях.

1. Один из братьев (чаще всего старший) занимает более высокое положение, а другие ему помогают, зависят от него, "бедные родственники".

2. Млаший брат слухит старшему, но позднее и сам делает карьеру, строит себе гробницу и рассказывает о времени, когда он работал на стариего брата (случай описан в автобиографии Шда , который 20 лет работал на брата). Опять-таки как бедный родственник.

3. Братья имеют равное положение (полотенце братьев в семье номарха Нп1« .

Интересно отметить, что отца они не называют по имени, слепуя правилам, а титулатура и имя брата даны полностью.

Упоминание домочадцев, слуг и подобного

Слуги а автобиографии упоминаотся (без имен) один раз (см. (автобиографию S3b.ru;) потому что о них нельзя не рассказать, так как они принимают непосредственное участие в случае, связанном с похоронами отца этого номарха. Таким образом, случай етот особый. О тг;),:5Ъ речь идет в на описи номарха ¿Ъ;) .

Посторонние люди

При упоминании посторонних людей, о которых ток кп, как

и о слугах, невозможно было не сказать, действовало правило: упоминали только титулы действующих лиц, не называя их по имени. (Например, 1?;)-сп})-зЬлЛ ,• ИпЛ ; ) . В более поздние времена традиции ослабевают, и номархи I нома ВЕ (НкЗ-^Ь) начинают упоминать имена и титулы сановников.

Упоминаются имена и титулы хозяина, который позволил своему служителю составить маленькую автобиографию (см. биографию правителя мясной палатки Нппч-Мры). Но это случай особый.

Опускание или упоминание имени в египетской литературной традиции не случайны. Это связано с тем, что автор не хотел допускать посторонних к участию в вечной жизни. Упоминать же имена родственников, детей, родителей было не нужно. Их гробницы находились в овном некрополе, рядом. Все знали друг друга по именам.

Общий принцип египетской литературы в отношении имен твков: в фантастических произвепениях имен быть не может, а в реалистических они должны быть.

Но автобиография - это не то и не другое, но опускание имен 'в автобиографии ставит этот жанр рядом с фантастикой.

Реальные автобиографии строятся по принципу "герой и царь", идеальные - "герой и бог".

Семья в идеальной автобиографии

В семейных отношениях человек должен угодить богу. Интересно, что кроме бога в идеальной автобиографии упоминаются в этом плане и понятия "люди", "ров", т.е. отождествляются мнения бога и людей (общее мнение). Налицо обожествление общего мнения.

В текстах норма - заявление о том, что авторы проявляли уважение к отцу, приязнь к матери, т.е. благоговели перед ними; говорится и о благожелательности к своим братьям и сестрам.

Они гордились тем, что были любимы родителями, их уважали и чтили окружаюиие люди.

Обращает на себя внимание и тот факт, что автор пишет о том, что расположение и уважение, завоеванное при жизни, продолжается и после кончины.

Забота о поминовении умерших родственников

Заботу от отправлении этой службы должен проявлять старший

сын.

Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, которые анализируются нами в этой части.

Из приведенных примеров видно, что церемонии погребения и подготовки к похоронам придавалось очень большое значение.

Наследование после умерших

Анализ примеров показывает, что старший сын становился не только наследником имущзства, но и становился в обществе на ступень, которую занимал отец.

Слово "наследник" передает понятие "преемник" поста (должности) и полоаения своего отца.

Во времена УП и УШ династий, в это тревожное для Египта время, когда власть царя ослабевала, забота о гробницах проявлялась не только в виде культовой службы, но и в восстановлении разрушенных статуй.

Глава_1У. "Человек и общество".

Карьеры

Эта тема появляется при 71 династии, а вернее сказать, что она возобновляется в жизнеописаниях.

Почему мы кодеи говорить о возобновлении, а не о возникновении? Нам известна биография Mtn 1 относящаяся к самому началу 1У династии. Эта биография содержит описание его карьеры. Его автор принадлежит к среднему слою египетского чиновничества, связанного с управлением провинциями.

Такое подробное описание "пути наверх" можно объяснить тем, что местная администрация не имела непосредственных контактов с цврем и не могла удостаиваться ни любезным словом, ни улыбкой царя. Поэтому их успех выраяался в слуяебной карьере, которую они начинали со сравнительно низких должностей и завершали номархами.

В жизнеописаниях подчеркивается, что на каждую ступень карьеры они ступают согласно личному назначению царя. Это как бы заочный контакт с царем. Но обратившись непосредственно к карьерным описаниям, мы увидим, что все было гораздо сложнее.

В карьерном жизнеописании Mtn не указывается, какой царь производил его назначение. В поздних же такие указания даются. Надо отметить, что его биография - единственная в группе реяль-ньк, где вообще царское имя ни разу не названо. В ней дается каталог всех титулов, которыми герой надписи обладал.

Другая особенность этой биографии состоит еще и в том, что каталог титулов перемежается описанием эпизопов, цель которых - показать, как приобреталось богатство , вернее, его основа - недвижимость, земля.

Следует обратить внимание и еве на одну особенность: каталог титулов не полностью принадлежит этому wt.ii •

Судя по биографическим вставкам в текст этого жизнеописания, они примыкают к номаршьим титулам. То, что из панной титул ату ры можно исключить комаршьи титулы, показано таким*учеными, как Гедике, Гедикен, Роккати, Савельевой.

Полагают, что вставки о земельных приобретениях представляют собой отрывки царских укаяов. Такое совершенно не имеет параллелей в египетской литературе.

Анализ текста этого жизнеописания в сравнении с другим (начальником ремесленников при Пиопи I) дает возможность определить путь по карьерной лестница.

Но должности объявлены имуществом отца, которое отдано сыну. Отсюда становится ясным, что сыну перепаны они не все. Винимо, какую-то часть М£п получил лишь после отказа отца от активной деятельности, скорее всего, после его кончины.-

Таким обрезом, из карьерного описания ясно, что продвижение по общественной лестнице зависело не только от самого чиновника, но и от того положения, которое занимал его отец и от того, что оставит ецу отец в наследство.

Слесующая автобиография карьерного типа относится к У1 династии. Это автобиография КЗ.З-еаЗ.»г.п.3 . Она содержит в себе главные фазы в хронологической последовательности. Пик его карьеры - титул вазира. Причем повышение по служебной лестнице происходило в момент смены царствований или паже смены династий. В рассматриваемой автобиографии выделяется три ступени.

Но обращаем внимание на то, что это наше предположение. Оно не бесспорно, потоку что текст автобиографии поврежден.

Следующая по времени карьера . Он дослужился до должности номарха П нома Верхнего Египта; его карьера состояла как бы из пяти этапов (ступеней), пятый из которых - должность номарха.

Карьера - единственная от времени Пиопи I. Она ин-

тересна тем, что является также единственно известной пока

карьерой начальника над ремесленниками. Она превставляется важной с той точки зрения, что может служить как бы параллель» карьере sn-dt , т.е. бедного ропственника и объясняет ее.

В этой биографии описывается карьера "брата собственного", работавшего на своего брага, занимающего высокий пост и богато-' го. Такой брат навал остальным обеспечение, но требовал от них службы.

Особенностью рассматриваемого нами случая является то, что в награпу за службу он получил в наследство все высокие должно-, сти брата и заслуги л милость царя и многочисленны® нагревы.

Это аизнвопмсание показывает, что в Древнем царстве существовал s практика наследования вольностей, поскольку к наследницу переходила вся карьера; то, что ма наблюдали увз у Щп

Все волжности, получение предшественником в результате карьеры, остаются й распоряжении чиновника. Этими должностями он обеспечивает свою семью, в первую очередь, своих сыновей. Царь производит назначения по -просьбе чиновнике, который является как би собственником волшостей. Конечно, дояяноста девались царец по его усиотреюот, в его респоряяеиш ведь постоянно оказывались вакансии (внаорочнвэ аояниостя, волжности coe<ip-вигата npeciynÄsmt® и ¥„д.), ко нормой било ссй-уегс: другое. В случае успешной службы чкношнк пояучел ряд должюстей в эдчо-ик<а карьера и отдавая ия nc-нокногу свош сыновьям. Однако участие царя в в тих назначениях ккзле яипь характер санкам. Об PtoM читаем в биографии Ejjbw , ш которой вителк®тся 4 сыпана карьэры: кулевая, когвц шова эщэ кг получил назначения, % ?рй ступени а плаке оргешзещк ремесленного труда. Особенность oi-oro поввегвоааняя состоит в том, что пиадпаий выекгнзаа? свое фальшивое положение присдумака своего богатого брата. В то гремя как брат получает вс:в новш и новыэ аолетоста на госу-иврственноЯ службе, бевны^ родственник совераавт карьеру, разумеется, ssyTOBcisyt). Это сарказм. Повышение в лакейских рангах, естественно, ннкуаа ко во.ю, однако, бедняк "выслужил" таким обрезом, лакействуя перед братом, полшЯ чиновничий стаж в 20

Л9¥.

20лст упомкноется не случайно, т.к. он» составлял* льготный стаж. Это престижный срок для государственной службы, а в хозяйстве у частного лица его почти половина вдзня, которая

прошла зря. Только после 20 лег "беспорочной службы" на брата, он стал получать постепенно заработанные братом или подученные им от иг отца должности, в конце концов, получив их все.

Автобиография Vnj была написана в царствование Неытемса-фе I. В ней автор выступает как человек, сделавший карьеру. Он проходит пять ступеней карьеры. На пятой ступени он получил сан "друга", который давали по постижении 20-летнего возраста, но в надписи времен ХП династии рекордно раннее назначение "другом" произошло только в 26 лет.

Эта последняя ступень интересна тем, что должность, парованная царем Vnj, была создана специально для. него. Это - должность начальника садовников, которых требовалось только 4 по принципу дежурства: один начальник дежурит I месяц в каждом из трех четырехмесячных сезонов. Ясно, что царь мог только создать новую, пятую должность, но не мог заменить ни одного из уже назначенного новым. Как випно, эта 5-я должность была чисто почетной. Тем не менее, она нала чиновнику высший придворный ранг -"друг единственный". В этой должности Vnj командовал армиями и совершил 5 походов в Азию.

Подобным был карьерный путь КЗ* . Интересно заметить, что он был в числе четырех начальников саяоеников, к которым был вобавлен пятый, WnJ . " .

Не исключено, что все его должности унаследованы.

Автор сообщает, что его послали учиться вместе с детьми номархов, но мы не знаем, был ли он сам из другой среды; скорее, этот факт означает только, что его готовили к назначению на вту должность, как наследственную в кх pony.

Карьера Ttj восстановлена только я послезнее время. Ои тал а тс я* еркя, к waj , я KJs? , но бия моложе их. В описшш карьерной лветнотм иреяетвэяяет интерес сселения о том, что рянг "друга ецинстнвкчого" давал постул во дворец. Почему ренг просто "друга" бый пля ятого недостаточен в контексте его биографии предстоит еие выяснить.

Карьера JhJ , изложенная в автобиографии, нвпиеяшюй пои Пиопи П - это пример чисто внесшей карьер» или прямого яздле-пования отцовской пелжиссти. Сразу после поенной службы ого назначали номархом. Надо иметь в виду, что Jf.J - роастоеншк ца-

ря и принадлежит к семье, из которой вышли царицы. Должности номархов УШ и ХП номов Верхнего Египта были в этой семье наследственными. .

Богатство в автобиографиях

Эта тема присутствует в (автобиографиях исхлсчительно в крайних пунктах хронологического ряда Древнего Царства, т.е. а самом начале 1У династии и в эпоху поздней У1 династии. В период между этими династиями тема богатства образует как бы фон автобиографии. Обладание богатством само собой разумеется. О ней говорится как не о столь сажном. Вагкзе говорить о слукебной и, pesa, внеслужебной деятельности.

Лишь у H¿n дается подробное описание его приобретений, 1.',апх-:к постоянный доход, который обеспечивает но только его самого, но и членов его семьи, включая его собственного сына.

Следует ответить, что в число приобретший, наряду с не-пэкжимостьо, входят полжностн. Причем, должности эти считается как бы основным, главным капиталом» Список должностей достаточно велик. Пркчэк, часть из них получена по наследству, но ос-К08инэ титулы полкни бьии быть получены s результате назначений.

Титулы считались как бы кцуцеством семья. Вса это наяокии в биографии Mtn , ко, к сокаланив, других катериелов на атот счет на имеется.

Титулы, которыми облевали древние егклтяна, предполагали получение определенной платы в течение того периода, пока закипающий должность ее реально исполнял.

Умалчивается путь получения вольностей, т.к., виюшо, он бш: обичкш, общим для всех.

Констатация обладания богатством появляется в биографии номарха IX нома Верхнего Египта, нивнего в конца изучаемого периода. Все описывааое в этой автобиографии богатство он перепел сыну. Однако сын похоронил отца, сказочного богача, за казенный счет. Сам se наследник оплатил лишь работу мастеров, украшавших гробницу.

Факты свидетельствуют, что богатство - следствие и показатель талантливости, компетенции, а такие и честности.

Ипеи проверки человеческой деятельности богатством полета быть отнесены к периоду перехода от Мемфисской династии к но-

вой, не связанной с про ищущей династией никаким родством.

Во времена атой династии (неолитической) не было принято меряться богатством даже с себе равными, не подчеркивать свое богатство было нормой.

В последупзее время положение меняется. Целью служебной деятельности становятся не одобрения царя, награды, знаки внимания, выражение предпочтения и т.п., а богатство.

Как богатство, так и благорасположение царя измерялись в пределах определенных пластов, ступеней, иерархии. Замечено, что как только всесилие царской власти ослабело, на месте царских благосклонностей появляются богатство, везение.

Чиновники обладали немалым богатством, которое доставлялось им с разных концов Египта. Хозяйство было разбросанньм, управлять им было трудно. Эту роль брали на себя родственники, как правило, братья, которш не удалось сделать собственную карьеру. Один из подобных управляющих сравнивает ату службу с государственной службой. Делает он вто иронически, издеваясь над памятью брата, хозяина, который мешал вцу делать карьеру на службе царе.

Но обращает на себя внимание умолчание о каких бы-то int было путях приобретения или о пожалованиях со стороны царя. Хотя определенная информация об этом заложена в подчеркнутом внимании к царским пожалованиям особого рода, а именно для гробниц.

В автобиография может быть обойден факт награждения орденом, но не упомянуть о том, что материалы для сооружения гробницы бЛли пожалованы царем, невозможно, т.к. это упоминание равносильно утверждению его в вечном праве собственности на какие-то части гробниц*. Царское пожалование, касающееся гробница, делало право собственника безусловным.

Что же касается имущественных отношений, то о них сведений в автобиографиях нет. В чиновничьей среде вопрос этот не стоял. Должности наслековались, в течение длительных сроков не выходили из семей и передавались не только должности, но и имущество, "вопина",

И в дидактиках, как и в автобиографиях, обращаясь к своим детям, царевичи и вазиры не затрагивают тему стяжательства, они призывают лишь сохранить положение в административной системе.

Конечно, были и новые назначения на всякие должности, так же, как и отстранения так называемых"наслеаственньк"чиновников от службы за различные проступки. Но общий тон задавался наслед ственным чиновничеством, аристократией, а их вопрос стяжательства не волновал.

В чем лежал источник чиновничьего богатства? Какая-то част благосостояния поступала из царского юфгщества. Например, процу: ты питания, одежды, умащения. Но, главно, конечно, были титулы, должности, как правило по-существу наследственное служебное положение, используемые для аренды земли и скота, дававшее право на формирование собственной челяди, которую задействовали на земле, арендуемой в Доме царя, роповое имущество ("вотчина", "вещь отца"), накапливаемое в течение многих поколений, Социальная организация эпохи династий

В области "человек и общество" исследовалась терминология отношений, связанных с государственным учетом и регулированием рабочей силы и потребителей по'возрасту и мосту жительства, причем впервые в соответствующую проблематигу вводится понятие ой; вовсе не обозначение толпы, массы, как ето понималось раньше, но термин, охватывавший подлежащую трудоустройству молодежь. Вскрывается и смысл слова , которое перевопят как "бед-

ные", но которое на деле является вполне определенны» сощаль-№21 термином.

Показано, насколько основополагающим был принцип наелодо-пеккк должностей, не исюяэчавший, однако, никоим обрезом новых назначений. Все во цари, велевшее особо награнить вельмову включением в штат дворцовых садовников, работавших четырьмя черепами по принципу I месяц - I череда в течение всех трех четырехмесячных сезонов года, легче было создать дополнительную пятую череду, чем сместить одного из наследственных начальников садовников. Глагол п2 , которым описывается ото состояли® пятого начальника, вовсе на значит "вытеснил", "закэнил", поскольку одна череда на могла ни заменить, ни вытеснять, на сведать нзнужныш все четыре череды .и нх начальников, ко только "потеснил".

Анализ термина пг,Ш в надписи показал, что етя люшг т только обрабатывали землю не свошн орудилшз, на свокм скотом и не своим зерном (семена), но к работали кэ на земла своег<

ээяина, а царской, которую послештей только брал в вренпу.

Здесь, конечно, принципиальным является то обстоятельство, га и ш поры 1У-УШ династий, как и оля эпохи 1Х-ХШ династий, гнозой социальной организации египетского общества являются "рабы царя". Разница лишь та, что на более раннем гапе и женщины этого слоя титулуются "рабынями царя", тогда »к при 1Х-ХШ династиях это название сокращается.

На грек» тем "человек и общество" и "человек и семья" сто-р вопрос о бедных родственниках, вгм , управлявши* хо-1Йством свои* богатых сородичей. Этот вопрос, пожалуй, един-гвениый из сферы семейных отношений, который разработан в »альной автобиографии, тогда кок прочив - почти исключительно [¡эра (¡овальной биографии, и притом разработан детально одним 1 тагах бедных родственников, унаследовавшим все иолжности бо-1того брата после 20 лет "каторги* на брата.